Национальное образование как фактор формирования и развития национально-этнической общности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Кантор, Майя Семеновна

  • Кантор, Майя Семеновна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2006, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 181
Кантор, Майя Семеновна. Национальное образование как фактор формирования и развития национально-этнической общности: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Екатеринбург. 2006. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Кантор, Майя Семеновна

Введение

Глава 1. Национальное образование как элемент системы 15 образования

1.1. Понятие образования, его функции и структура

1.2. Национальное образование как вид образования: подхо- 45 ды к изучению

Глава 2. Влияние национального образования на развитие на- 84 ционально-этнической общности

2.1. Национальное образование как условие формирования на- 84 ционально-этнической идентичности и средство развития национально-этнической общности

2.2. Национальное образование как фактор социокультурного 118 развития национально-этнической общности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное образование как фактор формирования и развития национально-этнической общности»

Актуальность темы исследования. Конец XX - начало XXI столетия обозначили новый этап в динамике этнонациональных процессов России. Он отразился в системе объективных показателей становления национально-этнических общностей и субъективных характеристик роста национального самосознания населения. В этих условиях немаловажную роль фактора становления национально-этнической идентичности начинает играть национальное образование.

Всплеск интереса народов, населяющих Россию, к собственным национальным корням и культуре привел к возрождению системы национального образования, развитие которой было связано с преодолением комплекса проблем, обусловленных нарушением трансляционной функции национальной культуры: эрозией национальных ценностей, традиций, обычаев, утратой национальных языков, размыванием национальной идентичности в рамках «новой» социальной общности, именуемой «советский народ». Преодоление этого наследия усилило взаимосвязь национального образования, являющегося фактором формирования национального самосознания, с такой формой организации социальной жизни как национально-этническая общность, поскольку в этих условиях именно образование стало одним из основных средств ее становления, воспроизводства, развития.

Взаимообусловленность данных феноменов проявилась, с одной стороны, в процессах формирования национальных ценностей, целей, норм, с другой - в появлении объективных форм консолидации этнонациональных сообществ. Вместе с тем, динамика национальных процессов в постперестроечной России показала сложность и противоречивость этого взаимодействия, выразившихся в кризисе национальной идентификации представителей различных этнонациональных субъектов (групп, общностей).

Обострение национальных противоречий явилось во многом результатом национальной политики российского государства, для которой характерно отсутствие целостной концепции формирования национально-этнических общностей. Кроме того, социальная роль национального образования как фактора национально-этнической идентификации и развития национально-этнических общностей, а также важного средства социального контроля в сфере национальных процессов не была в полной мере осознана и реализована на управленческом уровне. Сложившиеся стереотипы управленческой деятельности в сфере национального образования преодолеть не удалось, «остаточный принцип» во всем, не только в финансировании, продолжает оставаться доминирующим подходом к решению проблем национального образования и в настоящее время.

Понимание того факта, что разрешение национальных противоречий во многом зависит от уровня организации национального образования, являющегося значимым фактором становления национально-этнической общности, формирования национального самосознания, национальной идентификации и социализации, делает актуальным исследование этой проблемы социологическими средствами как на теоретическом, так и прикладном уровнях.

Проблемы национального образования являются полем междисциплинарных исследований. Нам представляется, что особую роль в интеграции и переводе их результатов в плоскость социального, социально-политического дискурса играет социология. Тем не менее, социологический анализ данной проблематики достаточно фрагментарен, имеет серьезные пробелы. В первую очередь это касается методологии исследования, разработки понятийного аппарата. В социологической науке не сформулировано понятия национального образования, оно не имеет социологически обоснованного терминологического сопровождения, вписывающего весь этот теоретико-методологический блок в сферу социологии образования. В рамках социологического знания не вскрыты в полной мере механизмы воздействия национального образования на социальное поведение личности, на процессы национальной идентификации, на становление национально-этнической общности. Не осуществлен анализ социальных факторов, обусловливающих развитие самого национального образования.

Данные теоретические проблемы затрудняют эмпирические исследования национального образования, лишают их комплексности, целостности, научной обоснованности.

Нам представляется, что особую актуальность для теоретических разработок в настоящее время представляет изучение национального образования как элемента системы образования, анализ его социальных функций, структуры и видовых особенностей. Кроме того, важно исследование взаимосвязи, взаимообусловленности двух таких социальных феноменов, как национальное образование и национально-этническая общность, выявление механизмов социализирующего воздействия национального образования на национальное самосознание, становление национальной идентичности личности.

Степень научной разработанности проблемы. Национальное образование в социологической литературе не являлось предметом специального исследования. Вместе с тем, объективное развитие национальных процессов в России стало своего рода «социальным заказом» для его социологической рефлексии. В настоящее время существуют теоретические предпосылки для социологического изучения национального образования. В силу этого проблема, поставленная в диссертационном исследовании, предполагает анализ тематически разнородных блоков научной литературы.

Методологические подходы к изучению национального образования разрабатывались на базе общетеоретического и социологического исследования образования в работах отечественных ученых Н.А.Аитова, Я.У.Астафьева, Е.С.Баразговой, Л.А.Беляевой, И.В.Бестужева-Лады, Л.Г.Борисовой, Ю.Р.Вишневского, Б.Л.Вульфсона, Т.С.Георгиевой,

С.И.Григорьева, В.А.Дмитриенко, В.И.Добренькова, А.С.Запесоцкого, Г.Е.Зборовского, Ф.Г. Зиятдиновой, Л.Н.Когана, С.М.Ковалева, Г.П.Козловой, Ю.Н.Козырева, Л.Ф.Колесникова, А.В.Коопа, Г.Б.Кораблевой, К.М.Левитана, В.С.Леднева, В.Т.Лисовского, Н.А.Люрья, Н.А.Матвеевой, А.А.Матулениса, В.Я.Нечаева, О.Н.Никитиной, П.Н.Новикова, А.М.Осипова, Б.С.Павлова, Ю.П.Петрова, В.М.Розина, Л.Я.Рубиной, М.Н.Руткевича, Э.А.Саар, А.И. Субетто, М.Х.Титмы, В.Н.Турченко, З.И.Файнбурга, Ф.Р.Филиппова, Ю.А.Харина, В.Г.Харчевой, В.Т.Шапко, Ф.Э.Шереги, В.Н.Шубкина, Е.А.Шуклиной и др.

Работы зарубежных исследователей в области социологии образования Ж.Аллака, Р.Будона, П.Бурдье, Дж.Бэллэнтайн, Э.Гидденса, Й.Дронкерса, Э.Дюркгейма, Дж.Коулмэна, Ф.Кумбса, К.Манхейма, Р.Мертона, Т.Парсонса, Б.Саймона, П.Сорокина, У.Сьюэлл, М.Троу, Д.Фитермана и др. также послужили теоретико-методологической базой исследования национального образования.

В силу того, что социологические интерпретации национального образования опираются на философские, социологические, педагогические исследования личности, методологическое значение имели для нас труды К.Абульхановой-Славской, А.Я.Арета, В.И.Андреева, В.А.Артемова, Б.М.Бим-Бада, А.А.Бодалева, И.А.Донцова, А.Г.Здравомыслова, О.Н.Козловой, И.С.Кона, В.Б.Куликова, З.А.Мальковой, Т.Н.Мальковской,

A.В.Меренкова, Ф.Т.Михайлова, Г.П.Орлова, В.Г.Попова, В.В.Столина,

B.Н.Судакова, А.Г.Харчева, Н.Я.Цыбра, И.И.Чесноковой и др.

Психолого-педагогический анализ национального образования осуществлен нами на основе трудов А.Я. Айзенберга, Г.В.Акопова, Г.М.Андреевой, А.Г.Асмолова, А.С.Белкина, Дж.Брунера, А.В.Брушлинского, В.П.Вахтерова, С.Г.Вершловского, Л.С.Выготского, Й.Ф.Гербарта, Б.С.Гершунского, С.И.Гессена, В.И.Гинецинского, А.Дистервега,. С.Ф.Егорова, А.В.Зельманова, Г.П.Зинченко,

П.Ф.Каптерева, В.Н.Козиева, Л.Кольберга, Я.А.Коменского,

A.Н.Леонтьева, Б.Т. Лихачева, АЛ.Найна, П.Наторпа, А.Маслоу, И.Г.Песталоцци, Ж.Пиаже, Н.И.Пирогова, С.Л.Рубинштейна, Л.И.Рувинского, Ж.-Ж. Руссо, Ю.А.Салмина, В.Д.Семенова, Г.Н.Серикова, И.М.Старикова, Л.Н.Толстого. К.Д.Ушинского, Н.И.Шевардина, Э.Эриксона и др.

Анализ процессов взаимодействия государства и национального образования базировался на работах В.К.Бацына, С.И.Каспэ, М.Н.Кузьмина,

B.И.Матиса, И.П.Малютина, А.И. Петроковского, В.К.Шаповалова и др.

В исследовании проблем национальной общности, национальной идентичности, национального образования мы опиралось на труды Б.Андерсона, С.А.Арутюнова, Ю.В.Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Э. Геллне-ра, М.Н.Губогло, Л.Н. Гумилева, Л.М.Дробижевой, М.Б.Ешича,

A.Г.Здравомыслова, В.И.Козлова, В.В.Коротеевой, С.А.Кравченко, В.П. Левковича, Э.С.Маркаряна, Дж.Г.Мида, М.О.Мнацаканяна, Н.Г.Панковой,

B.В.Пименова, Н.Е.Покровского, Н.Смелзера, Э. Смита, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, А.А.Сусоколова, Т.В.Таболиной, Э.В. Тадевосяна, Дж.Тернера В.А.Тишкова, А.Тэшфела, Э. Фромма, В.Ю. Хотинец, В.К.Шаповалова, Я.Щепаньского, Э.Эриксона, В.АДдова и др.

Анализ проблем еврейской идентичности и еврейского образования осуществлялся на основе работ таких исследователей как Б.Ю.Берзин, Ц.Гительман, А.З.Гущина, С.Дубнов, А.Н.Исакова, В.Крицман, Д.Майерс, Е.М.Марич, Е.Э.Носенко, Х.Ротман, З.Рохлин, А.Рубинштейн, Р.В.Рывкина, В.С.Собкин, Г.Файбуш, Б. Хазан, В.В.Червяков, М.А.Членов, В.Д.Шапиро, Е.К.Эльяшевич и др.

Объектом исследования выступает национальное образование как элемент системы образования, вид деятельности и институт.

Предмет исследования - влияние национального образования на формирование и развитие национально-этнической общности.

Цель исследования заключается в осуществлении социологического анализа влияния национального образования на формирование и развитие национально-этнической общности.

Реализация данной цели потребовала решения ряда исследовательских задач:

1. анализ теоретико-методологических подходов к исследованию образования и национального образования как его вида;

2. определение сущности национального образования, выявление специфики социологического подхода к его анализу;

3. формирование понятийного аппарата, выявление функциональных, структурных и видовых характеристик национального образования;

4. изучение механизма влияния национального образования на формирование национально-этнической идентичности в контексте социального сравнения; анализ внутриличностных регулятивных механизмов влияния образования на процесс национальной идентификации;

5. разработка методики конкретно-социологического изучения национального образования, обоснование способов ее реализации в эмпирическом исследовании;

6. изучение сущности, структуры, функций и особенностей системы еврейского образования; конкретно-социологический анализ влияния национального образования на этнодифференцирующие критерии идентификации личности с еврейской общностью;

7. анализ потребностно-мотивационных и ценностно-нормативных характеристик отношения еврейского населения к национальному образованию.

Теоретико-методологические основания работы. Теоретико-методологическим фундаментом исследований стали социологические концепции социальной общности, социальной идентичности, личности. Существенное методологическое значение для исследования имели теоретические исследования образования, а также методологические подходы к его анализу: институциональный, деятельностный, системный, процессуальный, социокультурный. В работе мы опирались на философские, социологические и психолого-педагогические концепции национального образования. В основу методологии исследования заложены также базовые принципы и концепции этносоциологии. Эмпирическая часть исследования реализована с применением статистического анализа (кластерного, корреляционного, индексного).

Эмпирическая база исследования.

Изучение влияния национального образования на процесс становления национальной общности осуществлялось на базе эмпирических данных конкретно-социологического исследования, проведенного кафедрой социологии Гуманитарного университета с нашим участием в г. Екатеринбурге в 2004-2005 гг. Объектом исследования выступили: представители еврейского населения Екатеринбурга; родители детей еврейских дошкольных образовательных учреждений и их педагоги (детский сад «Мотек», детский сад при гимназии Ор Авнер, школа развития при общинном центре "Менора", программа "Мазл Тов"); родители, педагоги, старшеклассники гимназии Ор Авнер; родители, педагоги и учащиеся воскресной школы, потребители образовательных программ еврейского общинного центра «Менора», "Дома Торы", "Гилеля", СОЕК "Атиква". Общий объем выборки составил 499 человек. Экспертами явились руководители вышеперечисленных организаций - всего 11 человек.

Научная новизна работы.

1. Сформулировано понятие национального образования, под которым понимается образование (обучение, воспитание) людей в определенных национально-этнических общностях, осуществляемое с использованием их культуры, языка, традиций, духовных ценностей, религии и т.д. в национальных (либо иных, связанных с ними) образовательных учреждениях. Выявлены основные подходы к его исследованию: педагогический, психологический, социологический. Охарактеризована специфика социо9 логического подхода, состоящая в рассмотрении национального образования как вида деятельности, системы, института. Показано, что углубление социологического анализа методологических подходов различных наук к исследованию образования позволит оптимизировать интегративные процессы междисциплинарных исследований национального образования.

2. Доказано, что для национального образования в целом характерны функции: воспроизводства национально-этнических общностей; формирования национально-этнической идентичности у субъектов образовательного процесса; национально-этнической социализации; социального наследования; трансляции, воспроизводства и развития национальной культуры; формирования потребностей и мотивации личности к освоению национальных культурных ценностей и творческой деятельности по их воспроизводству; усиления социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди субъектов национального образования; социального контроля за отклонением от этнонациональных, общечеловеческих и институциональных норм поведения; упорядочивания и сведения деятельности субъектов национального образования к предсказуемым образцам социальных ролей.

3. Выявлено в результате эмпирического исследования влияние национального образования на формирование представлений его субъектов о национально-этнической общности, способствующих становлению ее ценностно-нормативной системы и оказывающих интегративное воздействие на ее развитие.

4. Обосновано, что субъекты образовательной деятельности обладают выраженной потребностью в этнонациональной идентификации через приобщение к национальной культуре. Показано, что, кроме доминанты культуры, для их идентификационных процессов характерны расширение сферы социального сравнения, общего спектра критериев идентификации, а также выраженная ориентация на интегративные тенденции, повышение значимости единения с национальной общностью.

5. Выявлено, что образовательная деятельность еврейской общины является значимым фактором формирования еврейской национально-этнической общности. Вместе с тем, сделан вывод, что в целом уровень развития национального образования не высок, показателями чего являются отсутствие целостной системы национального образования, ориентированной на дифференцированные запросы потребителя, и низкий охват еврейского населения.

6. Подчеркнуто, что основными проблемами национального образования, по мнению респондентов, являются: ассимиляционные процессы, характерные для еврейского населения, которое не готово жить «еврейской жизнью»; оторванность еврейского образования от семейного воспитания, связанная с нарушением национальной традиции; диспропорции между потребностями населения и содержанием образования; разрозненность усилий организаций, реализующих образовательную деятельность.

7. Доказано, что создание единого пространства национального еврейского образования станет значимым условием развития еврейской национально-этнической общности и что оно может быть сформировано в результате согласованных действий организаций, осуществляющих культурно-образовательную деятельность. Показано, что для ее реализации существуют объективные условия и субъективные предпосылки.

Положения, выносимые на защиту.

1. В рамках деятельностного подхода национальное образование рассматривается как деятельность по изучению культурного и религиозного наследия, осуществляемая учащимися (представителями национально-этнических общностей) под руководством профессионально подготовленных лиц (преподавателей национальных и связанных с ними учебных заведений), а также посредством самообразования.

2. В рамках институционального подхода национальное образование характеризуется как образовательный институт, выполняющий ряд социальных, экономических и культурных функций, а также выступающий в виде системы разнообразных социальных, правовых, морально-этических и религиозных норм, тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.

3. В рамках системного подхода национальное образованиеанализи-руется как система, имеющая сложную структуру (допрофессиональное и профессиональное, религиозное и светское, формальное и неформальное образование) и взаимодействующая с другими подсистемами общества (семьей, государством, культурой).

4. Национальное образование является фактором социокультурной идентичности и условием социокультурного развития национально-этнической общности. Существует зависимость структуры этнодифферен-цирующих критериев, характерных для национально-этнической общности, и степени вовлеченности ее представителей в национальное образование.

5. Национальное образование конструирует в сознании формирующейся личности межнациональный, межэтнический диалог, расширяя тем самым уровень ее этнической осведомленности.

6. Потребность в национальном образовании и потребность в национально-этнической идентичности - взаимообусловленные явления. Национальное образование способствует расширению базы социального сравнения и формированию поликритериальной этнонациональной идентификации.

Теоретическая значимость диссертации состоит в обосновании сущности социологического подхода к анализу национального образования, разработке методологии и методики его социологического исследования. Созданная концепция вносит вклад в развитие социологии образования и способствует интеграции междисциплинарных исследований национального образования средствами социологической науки.

Практическая значимость диссертационного исследования. Полученные результаты могут быть использованы в сфере управления образованием для обоснования концепции национального образования, организации образовательного пространства, оптимизации деятельности общинных центров, организаций, осуществляющих культурно-образовательную деятельность.

Разработанные методики могут быть использованы для: проведения социологических и маркетинговых исследований потребностей населения в образовательных услугах в сфере национального образования; формирования системы образовательных услуг; определения их потребителя; достижения преемственности между видами образования; реализации программы продвижения образовательных услуг и привлечения населения к национальному образованию; его информационного обеспечения и анализа эффективности рекламной коммуникации.

Основные положения диссертации могут быть использованы в преподавании курсов «Социология образования», «Этносоциология».

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования изложены в 10 публикациях и выступлениях автора на 10 международных, 1 всероссийской, 1 региональной конференциях в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Н.Тагиле.

Материалы диссертационного исследования и сама диссертация обсуждались на заседаниях кафедры социологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург).

Работа прошла аттестацию и получила высокую оценку в Центре социологического образования Института социологии Российской Академии наук в рамках специализированного курса "Социология образования" (грант фонда Форда), Москва, 2005.

Структура и объем диссертационного исследования.

Диссертация состоит из «Введения», двух глав, «Заключения», списка литературы, состоящего из 296 названий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Кантор, Майя Семеновна

Результаты исследования показали, что социальная роль национального образования заключается в оптимизации процессов этнонациональной идентификации, снятии противоречий и внутренних конфликтов, позитивном воздействии на становление социокультурной целостности этнонациональ-ной общности. Именно этим аспектам проблемы национального образования необходимо, как нам представляется, в дальнейшем его исследовании уделить особое внимание.

Заключение

Подводя итоги диссертационной работы, отметим, что проблема формирования национальных общностей в настоящее время обрела особую актуальность. Являясь частью национальной политики российского государства, она требует для своего решения системного взаимодействия ряда социальных институтов - политических, правовых, социокультурных, духовных и, прежде всего, института образования.

Национальное образование выступает одним из значимых факторов этнонациональной идентификации и средств реализации национальной политики государства. Вместе с тем, его анализу как социального феномена, выявлению социальных функций, факторов, обусловливающих становление и развитие, в социологической науке не уделяется достаточного внимания. Не разработанной остается концепция национального образования в системе социологического знания. В силу этого, диссертационное исследование претендует на решение комплекса проблем теоретического и эмпирического уровня, включая также ряд прикладных аспектов.

В диссертации показано, что разработка теоретико-методологических оснований исследования национального образования предполагает анализ результатов междисциплинарных исследований, в первую очередь в области педагогики и психологии, в рамках которых уже сложились подходы к исследованию данной проблемы. Вместе с тем, необходимо отметить, что эти подходы имеют определенные ограничения, обусловленные спецификой научного знания, в контексте которого они оформились. Так, педагогический подход ограничен анализом социально-организационных способов передачи знаний посредством более или менее эффективных дидактических методик; психологический - исследованием проблем психологии личности. Социологический подход ориентирован на комплексный анализ социальных аспектов становления, функционирования и развития национального образования, в силу этого ему, с нашей точки зрения, подвластен междисциплинарный синтез знания.

Особенностью социологического анализа проблемы является адаптация и использование комплекса методологических средств таких междисциплинарных подходов, как системный, деятельностный, институциональный. Именно они позволили дать понятийный анализ национального образования как системы, деятельности и института.

Концептуально важной позицией мы считаем увязывание воедино в процессе анализа двух социальных феноменов - национально-этнической общности как формы организации социальной жизни людей и национального образования как фактора ее становления, посредством формирования субъективных оснований целостности и, в первую очередь, национально-этнической идентичности. Эта позиция отразилась в общем определении национального образования, под которым мы понимаем образование (обучение, воспитание) людей в определенных национально-этнических общностях, осуществляемое с использованием их культуры, языка, традиций, духовных ценностей, религии и т.д. в национальных (либо иных, связанных с ними) образовательных учреждениях.

Данное понятие конкретизируется нами в рамках деятельностного, институционального и системного подходов. Национальное образование рассматривается как деятельность по изучению культурного и религиозного наследия, осуществляемая учащимися (представителями национально-этнических общностей) под руководством профессионально подготовленных лиц (преподавателей национальных и связанных с ними учебных заведений), а также посредством самообразования; образовательный институт, выполняющий ряд социальных, экономических и культурных функций, а также выступающий в виде системы разнообразных социальных, правовых, морально-этических и религиозных норм, тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом; система, имеющая сложную структуру (допрофессио-нальное и профессиональное, религиозное и светское, формальное и неформальное образование) и взаимодействующую с другими подсистемами общества (семьей, государством, культурой).

В диссертационном исследовании доказывается, что социальная сущность национального образования проявляется в его социальных функциях: воспроизводства национально-этнических общностей; формирования национально-этнической идентичности у субъектов образовательного процесса; национально-этнической социализации; социального наследования, обеспечивающего непрерывность существования этноса; трансляции, воспроизводства и развития национальной культуры общества; формирования потребностей и мотивации личности к освоению национальных культурных ценностей и творческой деятельности по их воспроизводству; усиления социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди общностей учеников, учителей и родителей; социального контроля за отклонением от этнонациональных, общечеловеческих и институциональных норм поведения; упорядочивания и сведения деятельности общности учащихся к предсказуемым образцам социальных ролей; формирования профессиональной структуры общества и экономического поведения индивида, основанных на национальных ценностях, нормах и видах деятельности.

Для современной России характерен диссонанс во влиянии основных социальных институтов на этнонациональную идентификацию, он проявляется в противоречиях между деятельностью образования, воспитания и социокультурной среды. В диссертационном исследовании раскрывается роль национального образования в формировании национально-этнической идентичности, показывается, что потребность в национальном образовании и потребность в этнонациональной идентификации - взаимообусловленные явления. Механизм воздействия национального образования на идентификационные процессы мы рассматриваем в рамках закона социального сравнения и считаем, что роль национального образования заключается в расширении базы социального сравнения и формировании поликритериальной этнонациональной идентификации.

На основе эмпирических исследований показано, что национальное образование конструирует в сознании обучающейся личности межнациональный, межэтнический диалог, расширяя и углубляя уровень освоения этнических знаний. В процессе национально-этнической идентификации и социализации этот диалог расширяет область межэтнических сравнений, формируя подлинную этническую культуру личности. Причем на каждом новом этапе социализации и национально-этнической идентификации процедуры последней обретают все более зрелые формы и новое качество. В работе показано, что образование комплексно воздействует на все механизмы внутри-личностной регуляции: формирование потребности в национально-этнической идентификации, осознание ее ценности для саморазвития и самоопределения личности, формирование целей деятельности.

Анализ сущности и проблем национального образования осуществлялся нами на примере еврейского образования. Его субъектами, как было показано, являются российские евреи, потенциальные репатрианты, неевреи, имеющие право на репатриацию, неевреи-гости, неевреи-интеллектуалы (юдофилы), представители христианства.

В структуре еврейского образования нами были выделены: непрофессиональное (дошкольное, среднее общее и дополнительное) и профессиональное (среднее и высшее профессиональное) образование; очная, заочная и очно-заочная его формы; формальное и неформальное; светское и религиозное образование.

На основе эмпирического исследования была проанализирована специфика формирования национально-этнической идентичности на когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом уровнях и выявлены противоречия между самоназванием (декларируемой идентичностью), когнитивными процессами и эмоциональным самоотождествлением. Показано, что когнитивно-эмоциональная составляющая этнонациональной идентификации еврейства находится в противоречии с ее поведенческой стороной (этнонациональной вовлеченностью).

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Кантор, Майя Семеновна, 2006 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «я». М., 1991.

2. Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопр. филос. 1998. №6.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

5. Аитов Н.А. и др. Непрерывное образование и вуз. М., 1989.

6. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. Самара, 1993.

7. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М., 1993.

8. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.,1972.

9. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991.

10. Андерсон Б. Воображаемые общности. Размышления о происхождении и сущности национализма. М.,2000.

11. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.,1997.

12. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.

13. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2 т. М., 1994.

14. Антология педагогической мысли. В 3 т. М., 1988. Т.1: Прогрессивная западная мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. 1989; Т.2: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональной подготовке.

15. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учебное пособие для вузов. М.,1998.

16. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

17. Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. №3.

18. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе// Этнос. Идентичность. Образование/Труды по социологии образования. М.,1998.

19. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург, 1997.

20. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

21. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.

22. Беляева Л.А. Философия образования на пороге XXI века // Образование и нравственность. Екатеринбург, 1996.

23. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997.

24. Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.,1995.

25. Берзин Б.Ю. Гущина А.Э. Самосознание национальной (этнической) группы. Екатеринбург, 1993.

26. Беркович Л. Заметки по еврейской истории. http://berkovich-zametki.com/Guestbook.

27. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. М., 1988.

28. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. М., 1994.

29. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М., 1979.

30. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

31. Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60-90-х гг.): Дис. . д-ра филос.наук. Новосибирск, 1993.

32. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.,1983.

33. Бромлей Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека // Человек в системе наук. М., 1989.

34. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962.

35. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96. Альманах Рос.-фр. центра социл. Исслед. ИС РАН. М., 1996.

36. Вебер М. Отношения этнической общности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.№2.

37. Вершловский С.Г. Образование взрослых: опыт и проблемы. М., 2002.

38. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социол. исслед. 1997. №10.

39. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург; Н.Тагил, 1995.

40. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. М., 1978.

41. Вшивкова О.А. Проблемы поликультурного образования. Барнаул, 1993.

42. Гавриленко И.Н. Критика структурно-функциональных концепций в буржуазном обществе. Херсон, 1986.

43. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.

44. Геллнер Э. Нации и национализм. М.:Прогресс,1991.

45. Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. М., 1992.

46. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

47. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993.

48. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

49. Гидденс Э. Социология. М.,1999.

50. Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье. Гидденс. Хабермас. Новосибирск, 1995.

51. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. Л., 1989.

52. Гительман Ц., Шапиро В., Червяков В. Самосознание российских евреев//Диаспоры .2000. №4.

53. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул, 2000.

54. Гумилев JI.H. Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990.

55. Гумилев JLH. Этногенез и этносфера// Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы.М.,1993.

56. Гурова Р.Г. Социальная педагогика // Пед. энцикл: В 5 т. М., 1968.Т.4.

57. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М., 1981.

58. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

59. Динур Б.-Ц. Еврейская история. Ее особенность и непрерывность// Социальная жизнь и социальные ценности еврейского народа. Иерусалим: Библиотека Алия, 1977.

60. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный институт. Красноярск, 1989.

61. Добреньков В.И., Нечаев В .Я. Общество и образование. М., 2003.

62. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

63. Донцов И.А. Самовоспитание личности. М., 1984.

64. Дорохов Д. Два подхода к мотивации // Мотивация еврейского образования. Педагогические чтения. М.,2003.

65. Дробижева Л.М.Духовная общность народов СССР. М., 1981.

66. Дробижева JI.M. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987.

67. Дубнов С. Письма о старом и новом еврействе. Иерусалим, 1976.

68. Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

69. Дюркгейм Э. Социология образования: пер. с фр. Т.Г.Астаховой. М., 1996.

70. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.:Канон,1995.

71. Евреи в России: история и культура. СПб., 1995.

72. Евреи и еврейство. Сб. историко-философских эссе. Иерусалим. 1991.

73. Еврейские образовательные учреждения на территории СНГ и стран Балтии. СПб.,2001.

74. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Ист.-пед. очерк. М., 1987.

75. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

76. Залюбовская Е.В. Вопросы этнопсихологии в работе гида-переводчика.М., 1990.

77. Зборовский Г.Е. Образование от XX к XI веку. Екатеринбург, 2000.

78. Зборовский Г.Е. Общая социология. М.,2004.

79. Зборовский Г.Е. Социальное сравнение как повседневное явление и социологическая проблема // Социол. исслед. 2005. №12.

80. Зборовский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия// Социс. 1997. N2.

81. Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2-х ч. 4.1. Екатеринбург, 1993.

82. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях//Социол. исслед. 2002, №7.

83. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М.,1995.

84. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. М., 2005.

85. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

86. Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика//Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад. М.,1997.

87. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М., 1999.

88. Зубкова Н. Еврейская школа: путь к себе//Иностранец.2004. №20.

89. Иванова Н. Социальная идентичность в условиях трансформации общества // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003.

90. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

91. Ильин Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования // Вопр. психол. 1991. №2.

92. Исакова А. Русские евреи как культурная общность // Евреи СССР на перепутье. Иерусалим, 2000. №4

93. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.

94. Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. Минск, 1990.

95. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.,1980.

96. Каспэ С.И. Петроковский А.И. Национальная школа России в условиях модернизации: задача и возможности // Развитие национальной школы: Проект. М.,1996.

97. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.,2000.

98. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

99. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. (Социологический аспект). Саратов, 1974.

100. Ключарев Г. Духовность, идентичность и религиозные ценности в российском образовании // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003.

101. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986.

102. Коган JI.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

103. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

104. Коджаспиров Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Academia, 2001.

105. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей. М., 1994.

106. Козлова О.Н. Национальные модели воспитания и гуманизм. М., 1993.

107. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М., 1991.

108. Колесников Ю.С. Образование как социальная ценность: Эволюция взглядов студентов. Ростов н/Д., 1991.

109. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1993. № 7.

110. КонИ.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

111. Кон И.С. Этнография родительства // Социологическая психология. М., 1999.

112. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства молодежи в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования. М.,1999.

113. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. М., 1995.

114. Кораблева Г.Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург, 1999.

115. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.,1999.

116. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования: Учеб. для педвузов. М., 1993.

117. Костина Н.Б. Религиозная общность: проблемы социологического исследования. Екатеринбург, 2001

118. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М.:Анкил,1998.

119. Кузьмин М.Н., Сусоколов А.А., Бацын В.К., Ешич М.Б. Концепция национальной школы. М., 1994.

120. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988.

121. Культура, образование, развитие индивида. М., 1990.

122. КумбсФ.Г. Кризис образования в современном мире. М., 1970.

123. Кусжанова А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы. Оренбург, 1993.

124. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания: Учеб. пособие. М., 1989.

125. Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992.

126. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

127. Лебедева Т.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Кн.1. Теория и методология. М., Изд-во РУДН, 2004.

128. Левинас Э. Размышления о еврейском образовании//Новая еврейская школа. 1999.№4.

129. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания// Социальная психология и общественная практика. М,1985.

130. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.

131. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

132. Лернер Г. "Нужно" и "хочу"// Мотивация еврейского образования. Педагогические чтения. М.,2003.

133. Линниченко В., Шойхет Г. Перейти в еврейскую школу. Социально-психологический анализ мотивации учащихся // Новая еврейская школа. 1998.№2.

134. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социол. очерки. М., 1990.

135. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.,1999.

136. Лосский С.С. Характер русского народа //Лосский С.С. Условие абсолютного добра. М., 1991.

137. Луков В.А. К теории социальных общностей. М., 2005.

138. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.

139. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

140. Майерс Д. Социальная психология.СПб.,2003.

141. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1978.

142. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.

143. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988.

144. Малютин И.П. Возрождение и модернизация национальной школы в республике Башкортостан/Юбразование и наука. 1999.№2.

145. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.,1994.

146. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.

147. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М., 1989.

148. Матис В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул, 1997.

149. Медынский Е.Н. Просвещение в СССР. М., 1955.

150. Миронов В.Б. Век образования. М., 1990.

151. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М., 2004.

152. Мочалова В. Роль академических программ по иудаике в самоидентификации постсоветского еврейства/ Проблемы еврейского самосознания. М.,2004.

153. Наторп П. Социальная педагогика: (Теория воспитания воли на основе общности) / Пер. с нем. А.А.Громбаха.СПб., 1911.

154. Национальная школа в условиях модернизации: задачи и возможности. М., 1996.

155. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М., 1994.

156. Начало пути: поколение со средним образованием/отв. редактор М.Х.Титма. М.:Наука,1989.

157. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

158. Носенко Е. Быль или чувствовать? М., 2004.

159. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М., 1978.

160. Образование как фактор социального развития молодого поколения. М, 1990.

161. Образование в конце XX века: Материалы круглого стола // Вопр. философии. 1992. №9.

162. Образование в мире на пороге XXI века. М., 1991.

163. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М.Д991.

164. Образование и культура в Российской Федерации. М., 1992.

165. Образование: время перемен. Екатеринбург; Н.Тагил, 1992.

166. Орлов Г.П. На пути к «глобальной социологии»// Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений: В 2 ч. 4.1. Екатеринбург, 1999.

167. Орлов Г.П.Свободное время: условие развития человека и мера общественного богатства. Свердловск, 1989.

168. Осипов A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования. Новгород, 1998.

169. Образование взрослых как социальный институт/Под.ред. Е.П.Тонконогой, В.И. Подобеда, СПб., 1999.

170. Основы концепции и программы воспитания студентов ВУЗов/ под.редакцией В.Т.Лисовского, СПб.,1999.

171. Паин Э. Проблемы самоидентификации россиян: со страной, с регионом, с этнической общностью // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003.

172. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.

173. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы // Социол. исслед. 1997.№1.

174. Приобретение знаний. М., 1990.

175. Проблемы еврейского самосознания. М., 2004.

176. От Герцля до Рабина и дальше. Минск, 2001.

177. Психология: Слов. /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

178. Психолого-педагогические основы непрерывного образования. Кемерово, 1992.

179. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.,1995.

180. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции. М., 1995.

181. Рогозина M.JI. Особенности национальной еврейской школы//Новая еврейская школа. 2002. №2.

182. Розенак М. Между текстом и контекстом: как может завтрашнее еврейское образование быть иным//Созидание еврейского будущего. М., 2001.

183. Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. М., 1975.

184. Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социс. 1996. №6.

185. Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. № 4.

186. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

187. Русские// Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб, 1997.

188. Русский культурный архетип // Культурология. Ростов-на-Дону, 1995

189. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.

190. Рывкина Р. Евреи в постсоветской России кто они? М., 1996.

191. Рывкина Р. Как живут евреи в России. М.: Параллели, 2005

192. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Национальное самосознание российских евреев. М., Диаспоры, 2003.

193. Саймон Б. Общество и образование/ пер.с англ. М.:Прогресс, 1989.

194. Свердловская область: региональное образовательное пространство: Инфор.-аналит. отчет по материалам социол. исслед. /Авт.-сост. Ю.Г.Вишневский, В.Т.Шапко. Екатеринбург, 1994.

195. Сериков Г.Н. Образование: Аспекты системного отражения. Курган, 1997.

196. Сидоркин А.М Единство организованности и общинности как условие становления и развития 1уманистической воспитательной системы школы//Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М.,1995.

197. Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н.Гумилева //Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.,1993.

198. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс,1998.

199. Смит Э. Образование наций // Этнос и политика: Хрестоматия. М.,2000.

200. Собкин В. Еврейские школы в Москве // Вестник еврейского университета в Москве. М., 1993. №4. С.4-21.

201. Собкин В., Эльяшевич Е., Марич Е. Еврейский и русский детский сад глазами родителей, воспитателей и детей // Еврейское образование. 2000. №1.

202. Собкин B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности// Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т.4. Вып.4. М.: Центр социологии образования РАО, 1995.

203. Собкин B.C., Емельянов Г.А. Динамика становления исследований по социологии образования: Тр. по социологии образованиях 1. Вып.1. М., 1993.

204. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

205. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

206. Социально-философские проблемы образования. М., 1992.

207. Социология образования // Социология в России. М., 1998.

208. Социология образования/под ред. А.М.Осипова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

209. Социология образования//Социол. слов. Минск, 1991.

210. Социология образования//Философ. энцикл.: В 5 т. М., 1970.

211. Социология образования: теории, исследования, проблемы. Казань,2004.

212. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.

213. Стратегия образования: Исследовательский проект "Учитель" /Л.Г.Борисова, Л.Ф.Колесников, М.Ф.Ткач, В.Н.Турченко. Новосибирск, 1990.

214. Струве П.Б. Национальная культура и историческая память//ВПБ, Прага, 1929,№10.

215. Суд над системой образования: Стратегия на будущее. М., 1991.

216. Таболина Т.В.Этническая проблематика в современной американской науке. Критический обзор основных этносоциологических концепций. М., 1985.

217. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность?// Социс.1998.№6.

218. Тишков В.А. О нации и национализме. Полемические заметки//Свободная мысль, 1996,№3.

219. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений//Советская этнография. 1989. №5. С.8.

220. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

221. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Образование // Социология. М., 1998.

222. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социол. исслед. 1996. №12.

223. Троу М. Социология образования // Американская социология. М., 1972.

224. Туровский М.Б., Туровская С.В. Культурная сущность образования // Культура традиции - образование: Ежегодник. М., 1990.

225. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974.

226. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/Антология гуманной педагогики. М.Д968.

227. Фадеичева М. Диаспора и состояние этнического индивида //Диаспоры. 2004.№2.

228. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социол.исслед. 1997.№8.

229. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

230. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980.

231. Филиппов Ф.Р. Нужда и потребность. Томск, 1986.

232. Филиппов Ф.Р. Социология образования //Социол. исслед.1994.Ш-9.

233. Филиппов Ю.В. Социализация этноса. Н.Новгород, 1997.

234. Философия образования для XXI века. М., 1992.

235. Фишман Г. Быть или не быть: евреи перед выбором. Иерусалим, 1988.

236. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1989.1

237. Хазан Б. Еврейское образование в еврейском общинном центре. Иерусалим, 2000.

238. Хазан Б. Цели еврейского образования // Еврейское образование. 2002. №1-2.

239. Хайруллин Р. Этническая идентичность современного подростка // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003.

240. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990.

241. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002.

242. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. С-Петербург:Алетейя,2000.

243. Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М., 1989.

244. Хюсен Т. Образование в 2000 году. М., 1987.

245. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.

246. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений//Социол. исслед. 2001, №12.

247. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983.

248. Членов М. Евреи//Народы мира М., 1988.

249. Шадриков В.И. Народная школа//Высшее образование в России, 1993,№2.

250. Шапко В.Т. Феномен актуальной культуры // Социс. 1997. №10.

251. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. М.,2002.

252. Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

253. Шелер М. Формы знания и образования // Человек. 1992. №4,5.

254. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

255. Шибутани Т. Социальная психология./Пер. с англ. Ростов н/Д,2002.

256. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

257. Шнайдер И. Что побуждает учить Тору//Итоги круглого стола "Мотивация в еврейском образовании". М.,2000.

258. Шубкин В.Н. Социологические опыты: Методол. вопр. соц. исслед. М., 1970.

259. Шуклина Е.А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург, 1999.

260. Щедровицкий Г. и др. Педагогика и логика. М., 1993.

261. Щедровицкий Г.П. Педагогика и социология. Избр. тр. М., 1995.

262. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. В.Ф.Чесноковой. Новосибирск, 1967.

263. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

264. Этническая психология. Хрестоматия. СПб., 2003.

265. Этническая психология и общество. М., 1997.

266. Этническая социализация подростка. М., 2000.

267. Этносоциология: цели, методы и результаты исследования. М., 1984.

268. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4.

269. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001.

270. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. Verso. London, 1991.

271. Ballantine J.H. The Sociology of education. N.Y., 1989.

272. Ballantine J.H. The Sociology of Education: a systematic analysis, Prentice Hall,2001;

273. Boocock S. Sociology of Education. Boston,1980.

274. BoudonP. Education, Opportunity and Social Inequality.N.Y., 1974.

275. Champion D., Kurth S., Hastings D., Harris D. Sociology. N.Y., 1984.

276. Coleman J.S., Hoffer T. Public and Private High Schools: The Impact of Communities. N.Y., 1987.

277. Coombs P.H. The World Crisis in Education: the view from the eighties. N.Y.Oxford, 1985.

278. Doob Ch. Sociology: An Introduction. N.Y., 1985.

279. GiddensA. Sociology. Cambridge, 1989.

280. Gordis D.M., Ben-Horin Y. Jewish Identity in America. Los Angeles. 1991.

281. Handbook of Sociology/Ed. byN.Smelser. Beverly Hills. 1988.

282. Herman S.N. Jewish Identity. A Social Psychological Perspective. London. 1997.

283. Hurd G. Human Societies: An Introduction to Sociology. L., 1986.

284. Johnson A.G. Human Arrangements: An Introduction to Sociology/ Under the General Editorship of R.K.Merton. Orlando, 1992.

285. Karabel, J., Hasley, A.H. Educational research: Power and Ideology in Education. New York, Oxford University press. 1997.

286. Krausz E., Tulea G. Jewish survival: The Identity Problem at the Clouse of the Twentieth centuiy. New Brunswick, London. 1998.

287. MacionisJ. Sociology. New Jersy, 1991.

288. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.

289. Mercer B.E., Covey H.C. Theoretical Frameworks in the Sociology of Education. Cambridge, 1980.

290. Moor St., Hendry B. Sociology. Sevenoaks. 1986.

291. Patai R. On Jewish Folklore. Detroit,1983.

292. Sewell W.H., Feathrman D.L. Schooling and Achievement in American Society. N.Y., 1976.

293. Sociological Abstracts. San Diego. 1994.

294. Taylor M., Rhyne L., Rosenthal St., Dogby K. Introduction to Sociology. N.Y., 1987.

295. Turner J. Sociology: The Science of Human Organization. Chicago, 1986.

296. Van Knippenberg A., Ellemers N. Social identity and intergroup differentiation processes / Stroebe W., Hewstone M. (eds). European Review of Social Psychology. Chichester: John Wiley and Sons, Ltd., 1990. V.l.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.