Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Дианова, Екатерина Евгеньевна

  • Дианова, Екатерина Евгеньевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1996, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 249
Дианова, Екатерина Евгеньевна. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Москва. 1996. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дианова, Екатерина Евгеньевна

Введение.

Глава I. Концепция детства в культуре и литературе 1830-1840-х гг.

§ 1. Детство в социальной и культурной жизни викторианской

Англии.

§ 2. Тема детства в русской прозе 1840-х гг.

§ 3. Эволюция детского портрета в европейской живописи.

Глава Н.Образ детства в произведениях Л.Н.Толстого и Ч.Диккенса.

§ 1. Восприятие Л.Н.Толстым творчества Ч.Диккенса.

§ 2. Герой-ребенок.

§ 3. Окружение ребенка.

§ 4. Восприятие окружающего мира.

§ 5. Проблемы типологии.

Глава Ш.Эволюция национальных литератур о детстве в конце

1850-х гг.

Часть I.Детство в английской школьной повести: "Школьные годы Тома

Брауна" Т.Хьюза.

§ 1. Новый герой.

§ 2. Мир школы.

§ 3. Образ Наставника.

Часть II. Русское детство: "Детские годы Багрова-внука''

С.Т Аксакова.

§ 1. Детские годы в контексте семейной хроники.

§ 2. Детские годы глазами Багрова-внука.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века»

Ребенок и детство - одна из ведущих и ключевых тем литературы. В определенном смысле это тема универсальная, не ограниченная рамками какой-либо национальной литературы или конкретного временного периода, хотя в некоторые эпохи она приобретает особое значение. Эта универсальность объясняется тем, что детство - такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. Явления вечные и присущие всем без исключения людям не могут не получить отражения в литературе.

Отражение мира детства, анализ внутреннего мира ребенка все больше привлекает внимание западных и отечественных литературоведов. Проза о детях воспринимается как отдельная и полноправная область литературы. История детства связывается с жанровым подходом. Произведения о детях рассматриваются в рамках традиционных жанров; исследуется проблема того, как они влияют на уже сложившуюся жанровую систему. В то же время одной из характерных черт современного литературоведения является изучение межнациональных литературных отношений, стремление к сравнительно-историческому анализу тем, образов, жанров национальных литератур. Этим определяется актуальность настоящего исследования, в котором предпринимается попытка проанализировать литературный образ детства на материале английской и русской прозы в контексте развития жанра романа воспитания.

Предметом нашего исследования стала английская и русская литература середины XIX в. Как уже было отмечено, образ ребенка присутствует в мировом искусстве и литературе во все времена, однако к началу XIX столетия его значимость возрастает, он становится центральным. Это отнюдь не отрицает развития детской темы на предшествующем этапе развития литературы, а, наоборот, предполагает существование некоторого периода подготовки к тому, чтобы она вышла на первый план. В связи с этим уместно вспомнить теорию смены жанров Ю.Н.Тынянова, которую можно приложить и к темам, проблемам литературных произведений. По мысли исследователя, в эпоху разложения какого-либо жанра он перемещается из центра на периферию, а на его место "из задворков" выходит новое явление. То же можно сказать об изображении детства в литературе, будучи представленным в качестве периферийного явления, в определенный момент оно занимает центральное и доминирующее положение.

Однако определить эпоху, в которую образ детства становится главным, достаточно сложно. Общим местом является утверждение о том, что начало нового этапа, заинтересованного отношения к детству связано во второй половиной XVIII - началом XIX века. "Само понятие детства как самоценной стадии духовного развития могло возникнуть только на почве сентиментально-романтического умозрения"[180; с.242]1. Но со второй половины XX в. нижняя хронологическая граница темы сдвигается назад. "Если по отношению к XIX-XX векам сентиментально-романтический культ детства - начало нового периода в истории темы, то по отношению к предыдущим столетиям - кульминация длительного процесса"[140, с.8]. Поэтому большое значение приобретает рассмотрение детства в культуре и литературе XVI-XVII веков. Поскольку эта задача на материале английской литературы выполнена в ряде работ (монографии Л.С.Маркус, диссертации М.И.Свердлова), попытаемся кратко охарактеризовать эпоху, непосредственно предшествующую интересующему нас периоду.

Новое отношение к детству в культуре по сравнению с прошедшими веками связано с идеологией Просвещения.

Исследователи отмечают, что XVIII в. ознаменован "зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культтуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности"[92, с.111]. Если в XVII в. тема детства -преимущественно поэтическая, то в следующем столетии она отступает из поэтического "центра". В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический, воспитательный характер. Это связано с борьбой за установление "царства Разума", с повышенным вниманием к воспитанию и образованию вообще. Книги, в которых присутствует ребенок, - это скорее программы, адресованные не столько детям, сколько их воспитателям ("Мысли об образовании" Дж.Локка, "Эмиль" Ж.-Ж. Руссо). Меняется и само значение детства - "Это возраст, который необходимо преодолеть, переделать. Детскость в ребенке - это препятствие. В пуританской традиции оно - трудное, в локковской традиции -легкое"[140, с.79]. Просвещение в связи с нашей темой важно, т.к. в рамках этой эпохи не только ребенка вводят в прозу для взрослых (пусть и в качестве примера в педагогических сочинениях), но и практически впервые начинают издавать литературу для детей.

Заслуга следующей эпохи - Романтизма - в том, что детство уже не воспринимается как подготовительный период жизни или возрастное отклонение от нормы; романтики почувствовали детство как совершенно самостоятельный, неповторимый, особый и драгоценный мир.

Если для Классицизма "взрослость" была нормой, а детские годы - отклонением от нее, то для романтиков характерно принципиально иное соотношение между возрастами: взрослое состояние становится ущербной порой, а детство - идеальной эпохой человеческой жизни. В связи с этим вспомним обостренный интерес романтиков к истории и особенно к фольклору. Недаром одним из самых распространенных жанров у художников этого направления были сказки (Арнимо и Брентано, братьев Гримм, Гауффа, Андерсена и др.), в основе своей восходящие к устному народному творчеству. Таким образом, в эстетике романтизма детство приобретает огромную значимость - детство не только отдельной личности, но и человечества вообще.

Обращение романтиков к миру ребенка, в первую очередь внутреннему, связано и с их повышенным интересом к собственному "я" и сложному комплексу душевных переживаний. С развитием литературы в ней все больше утверждалось внутреннее начало личности, достигшее своего расцвета в начале XIX в. Как пишет И.С.Кон, эта "интимизация мира" особенно интенсивно начала развиваться в XVil-XVill вв., что проявилось во многих областях человеческой жизни. Если говорить о религии, то в протестантизме общение с Богом приобретает более интимно-личностный характер, а у пиетистов XVII-XVIII вв. Бог также превращается в интимного собеседника и даже друга. Подобные явления можно проследить и в истории языка: если в староанглийском языке существовало всего тринадцать слов с морфемой "self, то со второй половины XVIII в. их количество сильно возрастает; в том же столетии широко распространяются слова, обозначающие внутренние психические состояния, настроения, переживания и т.п. В живописи появляется новый "телесный канон": на тело как таковое накладывается табу, человек должен скрывать его, оно становится чем-то внутренним, интимным и даже обретает некоторую загадочность. Если обратиться к области психологии, то характерным для века Просвещения можно считать порождение эмоциональных проблем, в частности, проблемы одиночества. В литературе эта "интимизация" приводит к распространению разнообразных автобиографических текстов, среди которых исповеди и воспоминания религиозного характера, семейные хроники торговцев и ремесленников, самозащиты и самооправдания, профессиональные автобиографии выдающихся людей, частные дневники и хроники, повествования авантюристов о своих приключениях, рассказы о путешествиях и т.п.

В эпоху Романтизма культ эгоцентризма и интроспекции достиг своего апогея. Человеческое "я" рассматривалось как нечто автономное, отличное от других, что повышало обостренное внимание к нему и замкнутость в собственном внутреннем мире. Поскольку по романтическому канону человека личность и общество постоянно находятся в состоянии конфликта друг с другом и личность поддерживает отчуждение между собой и миром для сохранения своего "я", физическое пространство оказывается ограниченным. Поэтому наибольшую ценность представляет внутреннее пространство. Так как настоящее для романтиков - это состояние отчуждения и противостояния внешнему миру, особое значение приобретает уход в прошлое, что в сочетании с интересом к внутреннему миру неизбежно приводит к собственному детству. Детство предстает как некая идеальная, безвозвратно ушедшая пора, когда человек находился в полной гармонии с собой и миром.

Повышенный интерес романтиков к изображению детства связан и с изменениями в общественной жизни. Общество, создавшееся в результате индустриального развития конца XVIII - начала XIX в., было не заинтересовано в искусстве и часто враждебно ему. Как отмечает П.Кавени, в этой обстановке изоляции, отчуждения, сомнения художник не мог не увидеть привлекательность темы детства как литературной темы. Ребенок мог стать символом глубокой неудовлетворенности художника обществом, воображения и чувствительности, незащищенности и одиночества, страха и удивления и, конечно, изначальной чистоты и наивности.

Романтическое представление о детстве было противоположно рационалистической школе. Если обратиться к сфере образования, то это различие станет еще более явным. Рационализм практически не учитывал природу ребенка как такового и обращался с ним как с маленьким взрослым. Для романтиков же образование важно как развитие природных склонностей ребенка ("Эмиль" Ж.-Ж.Руссо).

Подготовленный поэзией романтизма, в 1830 - 1840-х гг. образ детства перемещается в прозу и занимает в ней центральное место. По мнению ряда исследователей, именно в середине XIX в. интерес к детству достигает своего апогея. Ребёнок становится центральной фигурой всех сфер социальной и культурной жизни. Предметом нашего исследования является проза середины века, произведения, созданные в рамках одной декады - 1850-х гг. Подобный подход уже апробирован в литературоведении и представляется весьма удачным. Как отмечает К.Тиллотсон, автор монографии "Романы 1840-х годов", "пришло время разбить единый монолит "викторианского романа" на более удобные составные части; разделить его не по романистам, фазам или каким-то иным категориям, но просто концентрируясь на определённой декаде или ином периоде времени" [314, с.1. - Перевод наш - Е.Д.]

Однако прежде чем обратиться к прозе 1850-х гг., мы считаем необходимым проанализировать этап в развитии литературы, непосредственно предшествующий ей. Первая глава диссертации посвящена новому пониманию детства в 1830-1840-х гг. и образу ребенка в прозе этих лет.

Из произведений о детстве, написанных английскими и русскими писателями за 1850-е годы, мы выбрали четыре. "Точкой отсчета" в формировании художественной прозы о детства становятся роман Ч.Диккенса "Дэвид Копперфилд" и первая повесть Л.Н.Толстого "Детство", появляющиеся почти одновременно в самом начале 1850-х гг.

Это совпадение во времени, а также глубокий интерес русского писателя к творчеству английского романиста дают повод для размышлений о близости обоих произведений. Поэтому рассмотрение "Дэвида Копперфилда" и "Детства" ведется в работе в форме сопоставительного анализа.

Дальнейшая эволюция литературного образа детства прослежена нами на материале двух повестей, созданных в конце декады 1850-1860 гг. Как характерное явление английской прозы о детях второй половины 1850-х гг. рассмотрен жанр школьной повести (на примере "Школьных лет Тома Брауна" Т.Хьюза). В русской литературе толстовская традиция обращения к детству наиболее ярко звучит в повести С.Т.Аксакова "Детские годы Багрова-внука".

Детство как историческое, философское явление давно привлекает внимание исследователей. Наша работа потребовала обращения к трудам зарубежных и отечественных историков и культурологов. Основополагающей работой остается монография Ф Арие "Века детства"[189], переведенная на многие европейские языки и выдержавшая ряд изданий. Арие выделяет три основных аспекта, в которых рассматривается образ ребенка: идея детства в философской мысли, школьная жизнь и семья. Достоинством исследования является обращение автора к культурам разных европейских стран; рассмотрение детских образов в нескольких видах искусства (литература, скульптура, живопись); привлечение материала "бытового" ряда (детская одежда, игрушки, интерьер детских комнат). Видный ученый и этнограф М.Мид -автор многих работ о детстве в культурах примитивных народов (Самоа. Новой Гвинеи и т.д.)[111]. Достоверность изложенных фактов, анализ непосредственно увиденного сочетается в ее работах с серьезными обобщениями об особенностях детства.

Если для М.Мид основной задачей становится соотношение всеобщего и частного во взгляде на детство у разных народов, то Л.Поллок в своей книге "Забытые дети: Отношения родителей и детей с 1500 по 1900 гг."[284] анализирует положение ребенка в семье на протяжении четырех столетий. Большое место в исследовании уделено критическому обзору уже существующей историко-философской литературы о детстве, сопоставлению взглядов разных ученых. Необычайно ценным является использование и анализ таких источников, как письма, дневники, мемуары родителей. Каждое положение Л.Поллок подкрепляет статистическими данными, что усиливает обоснованность выводов автора.

В России тема детства в ее культурно-историческом значении исследована в новаторских работах И.С.Кона. Для нас было важно обращение и к его трудам по психологии детей и подростков. В монографиях "В поисках себя: Личность и ее самосознание"[92], "Дружба: Этико-психологический очерк"[93], "Психология юношеского возрастая[94] И.С.Кон внимательно анализирует психологию разных периодов детства, рассматривает наиболее характерные для них чувства и эмоции. Работа "Ребенок и общество"[95] остается лучшим отечественным исследованием о культурологическом феномене детства. "Мир детства -неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрослой культуры"[95, с.6]. Давая обзор историко-социологического и этнографического изучения детства, И.С.Кон отмечает, что новое время характеризуется появлением нового образа детства. Привлечение широкого литературного и искусствоведческого контекста приводит к выводу о том, что "многомерность и разнообразие детских образов в литературе или портретной живописи отражают не только прогресс художественного познания и различия индивидуальностей авторов, но и изменения в реальном содержании детства и его символизации в культуре"[95, с.9-10]. Автор систематизирует возможные подходы к рассмотрению художественных образов детства: эстетический, социологический, этнологический, исторический, биографический; обращается ко многим проблемам детства (возрастные категории, половая социализация, этнография родительства и т.д.).

Следующая группа исследований, относящихся к нашей теме, рассматривает образ детства в художественной литературе. Часто эти работы находятся на границе между литературоведением и культурологией. Так, в книге САрменса "Архетипы семьи в литературе"[190], обращающейся к греческим трагедиям, пьесам У.Шекспира, поэмам Дж.Гопкинса, привлекается этнографический и фольклорный материал. В монографии Г.Скаддера[298] дается сопоставительный анализ темы детства в литературе и искусстве. Автор прослеживает историю детских образов от античности до рубежа XIX-XX вв. Большим достоинством работы является обращение к материалу разных национальных культур и эпох: греческой и римской литератур, древнееврейских теологических книг, прозы раннего христианства, искусства средних веков, английской, французской, немецкой, американской и датской литератур. В нашем литературоведении наиболее полным обзором детской темы в мировой художественной прозе можно считать работу М.Эпштейна и Е.Юкиной "Образы детства"[180], опубликованную в Международный год ребенка (1979). Несмотря на небольшой объем журнальной статьи, авторам удается подробно охарактеризовать историю темы детства в художественной литературе; определить разницу в отношении к ребенку в культурах Классицизма, Просвещения, Романтизма. Привлекая материал немецкой, французской, американской культур, свое основное внимание авторы обращают на русскую литературу. Возникновение многостороннего образа детства в отечественной прозе связывается с творчеством Л.Н.Толстого; детская тема рассматривается как основная не только для трилогии, но и в крупных эпических произведениях писателя.

Рассмотрению детской темы в английской литературе посвящены работы Р.Паттисона "Фигура ребенка в английской литературе"[281], П.Кавени "Образ детства. Личность и общество: Изучение темы в английской литературе"[218]. Особенное внимание авторы уделяют новой концепции детства в Романтизме и образам детей в произведениях Ч.Диккенса. Л.С.Маркус[272] сужает временные рамки своего исследования. Предметом ее работы становится поэзия XVII в., рассмотренная в широком социокультурном контексте эпохи. Анализ детских образов в литературе XVII в. продолжен в отечественном литературоведении в кандидатской диссертации М.И.Свердлова "Тема детства в английской оде XVII - начала XIX века"[140]. Научная новизна исследования заключается в связи истории образа детства с жанровым подходом. Образ ребенка рассмотрен "глазами жанра" оды (на материале поэзии XVII в., од Т.Грея и У.Вордсворта). Очень важным для нашей работы оказался первый раздел первой главы исследования -"Семантика детства: Культурологический обзор", в котором автор дает класификацию значений детства, сложившихся в мировой культуре.

Русский образ детства неоднократно становился предметом исследований критиков. В отечественной науке существует ряд работ, обращающихся к детской теме в литературе XIX в.: кандидатские диссертации А.Н.Дьяченко "Детская тема и проблемы реализма в творчестве Н.А.Некрасова"[74], Н.И.Кузнецовой "Проблема обездоленного детства в контексте идейно-эстетических исканий в детской и юношеской литературе конца XIX - начала XX века"{ 99].

Особо оговорим, что в рамках нашей работы не рассматривается творчество Ф.М.Достоевского, хотя тема детства и образ ребенка являются одними из ключевых для его произведений. Это объясняется тем, что концепция детства великого русского писателя достаточно подробно и полно исследована отечественными и зарубежными учеными: в фундаментальной работе У.Роу "Достоевский; Ребенок и взрослый в его творчестве"|г290], кандидатских диссертациях С.Н.Митюрева "Проблема подростка в творчестве Ф.М.Достоевского 1870-х гг."{112], В.С.Пушкаревой "Дети и детство в художественном мире Ф.М,Достоевского"[136]. Взаимосвязи романов русского писателя и образа детства в произведениях Ч.Диккенса рассмотрены в работах И.М.Катарского "Диккенс в России"|87], Н.М.Лари "Достоевский и Диккенс: Анализ литературного влияния"[265].

Если говорить об исследованиях, рассматривающих образ детства в творчестве интересующих нас писателей, то лучше всего эта проблема проанализирована в диккенсиане. Поскольку детская тема является основной для романов "великого и неподражаемого", практически каждая работа затрагивает ее. Не имея возможности подробно охарактеризовать все использованные нами исследования, остановимся на тех, которые непосредственно посвящены образу детства в произведениях писателя. Как правило, авторы этих работ обращаются к какому-либо аспекту изображения детей у Ч.Диккенса. Так, К.Эрикссон{232] останавливается на взаимоотношениях дочерей и отцов в романах писателя. Исследовательница отмечает, что ребенок и взрослый в этих парах часто меняются местами. Фр.Донован, автор нескольких работ(223], [224] об образах детей и подростков у Ч.Диккенса, пытается разделить этих героев на группы; выделить наиболее характерные типы; определить те аспекты, которые больше всего интересуют писателя в связи с темой детства. Б.Уэстбург рассматривает романы Ч.Диккенса, написанные на основе автобиографического материала, где значительное внимание уделено детству героя(326]. По мнению исследователя, три романа Ч.Диккенса -"Оливер Твист", "Дэвид Копперфилд", "Большие ожидания" - можно считать автобиографической трилогией. Последняя работа англоязычного литературоведения - монография Малькольма Эндрюса "Диккенс и взрослый ребенок"[186]. Автор отмечает, что большинство диккенсовских детей напоминает взрослых, так же как во многих взрослых персонажах остается детское начало. Исследователь приходит к выводу о том, что Ч.Диккенс вводит в прозу о детях нового героя, в котором детское и взрослое органично сочетаются, взаимозаменяя друг друга. Из общих исследовании о Ч.Диккенсе особенно хочется отметить последнюю биографию писателя, созданную современным романистом и ученым П.Экроидом(184]. Монументальная (свыше 1000 страниц) работа, сочетающая подробное отражение биографических данных и тонкий литературоведческий анализ, пожалуй, не уступает первой биографии Ч.Диккенса, написаннои его современником Дж.Форстером.

Нам не удалось наити работы об английской школьной повести в отечественном литературоведении, хотя в англоязычной критике существуют исследования на эту тему. "Школьные годы Тома Брауна" Т.Хьюза рассмотрены в монографиях И.Куигли 'Наследники Тома Брауна: Английская школьная ловесть"{287], ДжРичардса 'Счастливые дни: Закрытые школы в английской литературе"[288], ДжХани "Вселенная Гома Брауна: Развитие викторианских школ*{253]. Авторы названных работ рассматривают произведение Т.Хьюза как первый образец жанра школьной повести, возникающего в середине XIX в. Однако "Школьные годы Тома Брауна" анализируются не с точки зрения отражения в них детского мира, а в контексте развития закрытых школ в системе английского образования.

Несмотря на то: что о творчестве Л.Н.Толстого написаны тома исследований, трудов, рассматривающих образ детства в его первых повестях, немного, большую ценность для нашего исследования представляли работы, посвященные трилогии писателя: 'Новаторство Л.Н.Толстого в трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность" Я.С.билинкиса[38], "Первая книга Льва Толстого" Л.Д.Опульскои{ 130] и др.; особенно хотелось бы отметить интереснейшие и очень глубокие работы Б.М.Эйхенбаума "Молодой Толстои"[177] и "Творчество Л.Н.Толстого"[178], рассматривающие повести в контексте творчества писателя в целом и уделяющие много внимания использованию в них традиций западно-европейской литературы. Много пищи для размышлений о поэтике Толстого даёт статья ААРеформатского "Структура сюжета у Л Толстого"] 138].

Нельзя не упомянуть и две кандидатские диссертации, посвященные отдельным специфическим сторонам рассматриваемых произведении, имеющим отношение и к нашей теме: 'Автобиографический воспитательный роман в творчестве ч.Диккенса и Ш.Бронте" О.А.Наумовой[122] и "Речевая структура образа автора в автобиографических повестях о детстве (на материале повести Л.Н.Толстого "Детство" и повести С.Т Аксакова "Детские годы Багрова-внука")" Н А.Николиной[ 125]. Повествовательная техника Л.Н.Толстого становится предметом исследования А.3вирса(331].

Особого внимания заслуживает литература о возможных и реально существующих связях и параллелях между произведениями двух писателей, о восприятии Ч.Диккенса и английской литературы в России вообще и Л.Н.Толстым, в частности, богатейший материал дают исследования Н.П.Михальскои "Зарубежная литература XIX в. в оценке

Л.Н.ТолстогоЧИб], "Диккенс в РоссииЧШ], И.М.Катарского "Диккенс в России"[87], рассматривающие не только узкий аспект проблемы, но и вопрос воздействия Ч.Диккенса на русскую литературу и культуру вообще. Из работ, представляющих интерес с точки зрения сопоставления анализируемых произведении, прежде всего надо назвать исследования Н.НАпостолова "Толстой и Диккенс"(29] и П.Попова "Стиль ранних повестей Толстого ("Детство" и "Отрочество")"[132]. Однако сравнение обоих произведений часто приводит к выявлению сюжетных параллелей, без выводов о более общих художественных задачах писателей. Отдельно выделим кандидатскую диссертацию В.В.Аствацатуровой "Чарльз Диккенс в творческом сознании Л.Н.Толстого"[30], сочетающую как анализ параллелей в творчестве писателей, так и более широкий вопрос восприятия Л.Н.Толстым произведений Ч.Диккенса и эволюции этого восприятия.

До сих пор в отечественном литературоведении немного работ, посвященных повести С.Т Аксакова. Лучшей и наиболее подробной из них является исследование С.И.Машинского[108]. Однако глава его монографии о "Детских годах Багрова-внука", как и кандидатская диссертация ОН. Бел око пытовои[3 6], рассматривают повесть в контексте мемуарно-биографических жанров, мало затрагивая нашу тему. Эта же проблема решается в исследовании Э.Саламан(296], анализирующей произведения Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова, Де Квинси и М.Пруста с точки зрения жанра исповеди. Э.Дуркин видит сходство между "Детскими годами Багрова-внука" и античным жанром пасторали [226].

Наиболее полным исследованием детской темы в русской литературе является недавно изданная работа Э Уочтела "Битва за детство: Создание русского мифа"(322]. Прослеживая историю образа детства от трилогии Л.Н.Толстого до "Жизни Арсеньева" И.А.Бунина, Э.Уочтел приходит к выводу о том, что художественная проза о детстве строится скорее по образцу "Детских лет Багрова-внука", чем по модели Л.Н.Толстого. Особенный интерес исследователя вызывают произведения о детях, написанные в начале XX в. русскими писателями-эмигрантами.

Учитывая то, что одним из методов работы был сравнительный, нами использовались исследования по сравнительно-историческому литературоведению: "Историческая поэтика" А.Н.Веселовского[49], "Сравнительное литературоведение" В.М.Жирмунского[77], "Запад и Восток"Н.И.Конрада[96], "Образ России в английской художественной литературе IX-XIX вв." Н.П.Михальской {118], "Актуальные проблемы изучения в вузе русско-зарубежных литературных связей XIX в." 3.А.С тарицынои[ 153]. Для нашей работы были важны исследования по теории жанра воспитательного романа М.М.Бахтина, Дж.Г.Бакли, С.В.Гайжюнаса, Н.П.Михальской, Фр.Жоста и др., жанра автобиографии (работы С.И.Машинского, И.О.Шаитанова. Дж.Олни, У.Спенгеманна и др.). Для современного литературоведения актуальным становится стремление выделить прозу о детстве в особый жанр, определить его структурообразующие признаки. Так, Р.Коу предлагает назвать этот жанр "детством"[213].

Хотя художественная литература, созданная специально для детей, не стала предметом исследования, работы по детской литературе были важны для настоящей диссертации. Наиболее полно история детской литературы представлена в отечественном литературоведении в докторских диссертациях Н.М.Демуровои(64], Л.И.Скуратовскои[144], Е.Е.Зубаревой (79], кандидатской диссертации М.И.Чинаевой [169], работах И.С.Матвеевои{145], И.О.Шайтанова[171] и др.

Поскольку данная работа касается вопросов детской психологам, естественным было обращение к специальным исследованиям. Нами использовались работы отечественных и зарубежных исследователей Л.И.Божович [41], И.С.Кона, Л.П.Торпа {312]. Б.С.Гаррисона, А.Дж.Кингстона, Г.В.Бернарда {240] и др. Особенно отметим исследования, связывающие сферу психологии с литературой: кандидатские диссертации Л.Д.Драголи "Вопросы детской психологии в художественных произведениях Л.Н.Толстого1' [70] и Т.С.Карловой "Проблемы психологического в раннем творчестве Л.Н.Толстого" [85].

Научная новизна исследования состоит в том, что известные произведения величайших писателей XIX века - Ч.Диккенса, Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова - изучены с точки зрения отражения в них детского мира. Впервые в отечественном литературоведении рассматриваются "Школьные годы Тома Брауна" Т.Хьюза,положившие начало одному из наиболее популярных и оригинальных жанров английской прозы - школьной повести. В работе проведен сравнительный анализ образа детства в литературах Англии и России.

Целью нашей работы является анализ образа детства, определение его своеобразия в национальных литературах Англии и России. Эта цель обусловила следующие конфетные задачи:

1) рассмотреть отношение к детству в культуре Англии и России середины XIX века;

2) проследить, как детская тема входит в английскую и русскую прозу 1830-х - 1840-х гг.;

3) определить, в чём состоит новаторство Ч.Диккенса и Л .Н.Толстого в изображении ребёнка, из чего складывается художественный образ детства:

-194) провести сопоставительный анализ "Дэвида Коплерфилда" и "Детства"; решить проблему того, можно ли говорить о непосредственном воздействии Ч.Диккенса на создание первой повести Л.Н.Толстого,

5) проследить дальнейшую эволюцию английской и русской прозы о детстве в конце 1850-х гг.;

6) определить основные элементы жанра школьной повести;

7) проанализировать "Детские годы Багрова-внука" в контексте традиции Л.Н.Толстого; определить новаторство С.ТАксакова в изображении детского мира;

8) рассмотреть прозу о детстве в свете развития жанра романа воспитания.

Для решения названных задач используются культурно-исторический, биографический, сравнительно-типологический методы.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и выводы могут быть использованы в лекционных курсах по истории английской и русской литератур XIX века, на спецсеминарах, посвященных проблемам литературных взаимосвязей, в специальных курсах лекций по детской литературе и вопросам изображения детства в национальных литературах.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний и библиографии. Общий объём работы - 249 страниц. ; список использованной литературы включает 331 наименование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Дианова, Екатерина Евгеньевна

210-ЗАКЛЮЧЕНИЕ проследив развитие оораза детства, в английской и русской прозе середины XIX века, мы попытались выявить его особенности, составляющие его компоненты," определить специфику подхода к изображению детского мира в литературах разных стран; обосновать важность темы детства для последующего развития мировой литературы.

Исследуя произведения,созданные в рамках одной декады -1850-е годы - мы выделили наиболее характерные из них. Анализ романа -I. Диккенса "Дэвид Копперфилд", первой повести Л.Н.Толстого "Детство", школь ной повести Т.Хьюз а "Школь ные годы Тома Брауна", "Детские годы Багрова-внука" С.Т.Аксакова позволил решить поставленные нами задачи. подводя итоги исследования, хотелось оы выделить некоторые основные положения:

I. В первой половине XIX века детская тема прочно входит в мировое искусство и литературу. 1850 ~ е годы становятся временем наибольшего интереса к детству во всех сферах социальной и к у л ь т ур н о и жизни АНг лии и России. Правительства обеих стран проводят ряд реформ по организации и облегчению детского труда. Особое внимание уделяется проблемам образования и воспитания; происходит бурное развитие возрастной педагогики. В середине века переживают подлинный расцвет детская литература и периодика для маленьких читателей. Развивается игрушечная промышленность; складывается особая культура детских игр и праздников. Наиболее наглядно заинтересованность в мире детства проявилась в эволюции детского портрета в европейской живописи. От статичного изображения уменьшенной копии взрослого английские и русские художники приходят к психологизированному портрету, жанровым сценам с участием детей (полотна

A.Г.Васнецова, А.Г.Варнека, П.А.Федотова,

B. А. Т'ропинина, Т.Уэбстера, Фр.Гарди, Ч.ланта, Г.Брукнер и др.).

2. В литературе 1830 - 1840 - х гг. образ детства перемещается из поэзии в прозу. Ребёнок становится центральным героем английских социальных романов (Э.Гаскелл, Б.Дизраели, Ч.Кингели). Детская тема присутствует в английской и русской прозе середины XIX века, в психологических романах П.Марриета, сестёр Бронте. Дети - главные персонажи уже первых романов Ч.Диккенса. Во многих из них ставятся вопросы социального неравенства, сиротства, социального неравенства, воспитания, школьного образования. "Домби и сын", предшествующий "Дэвиду Копперфилду", - первое произведение "великого и неподражаемого", в котором детская тема не столь прямолинейно связана с социальной проблематикой; где значительное внимание уделено внутреннему миру героя-ребёнка,

В 1840-е гг. ребёнок входит и в русскую прозу. О детях пишут пр е д с т авит е ли разных литературных школ и направлений: Д.В.Григорович, И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, М.Л.Михайлов, А.Я.Панаева и др.

3. Русский литературный образ детства складывается не без воздействия зарубежной прозы, в первую очередь английской. В отечественных журналах публикуются переводы произведений, где большое место занимает детство героя ("Жизнь и приключения Майкла Армстронга, фабричного мальчика" Фр.Троллоп, "Том Джонс" Г.Филдинга, "Джейн Эйр" Ш.Бронте, "Валерия" П.Марриета, "РСалендарь Стеббса" У.М.Теккерея и др.). Особенно значимым оказалось влияние Ч.Диккенса, имя которого становится известно в России с 1838г. В 18 41г. русские журналисты называют его лучшим писателем Англии. Почти все отечественные прозаики переживают сильное увлечение произведениями романиста, что сказывается и в прямом подражании, и в глубоком творческом освоении наследия Ч.Диккенса. К заимствованию диккенсовских тем и героев приходит в своих повестях П.Я.Кулиш. Под непосредственным воздействием "Домой и сына" написан рассказ Я.П.Полонского "Статуя Весны". С образами маленьких героев Ч.Диккенса схожа концепция детства Ф.М.Достоевского. Гениальный русский писатель обращается к таким проблемам, как детские страдания, странности и раннее взросление детей; как и в романах Ч.Диккенса, взрослые герои "проверяются" по своему отношению к детству. В последних произведениях Ф.М.Достоевского звучит тема "мальчиков", с которыми автор связывает свои надежды на лучшее будущее России.

4. Формирование художественной прозы о детстве в литературах Англии pi России связано с появлением романа Ч.Диккенса "Дэвид Копперфилд" и повести Л.Н.Толстого "Детство". В этих произведениях, написанных почти одновременно, изображение детского мира занимает центральное место. Атмосфера первых лет жизни создаётся на всех уровнях романа и повести, что позволяет говорить о целостном и разностороннем образе детства. Проведённый анализ помог выделить основные составляющие компоненты художественного образа: главный герой-ребёнок, его внутренний мир; образы близких людей (родителей, воспитателей, сверстников); основные занятия ребёнка; предметный мир.

5. Оба произведения написаны от первого лица, что способствует созданию иллюзии достоверности. В то же время "я" в романе и повести не только разделяется на голоса автора и повествователя, но позволяет выделить третью точку зрения - голос маленького героя, повествователя в детстве. На формиров ание детской точки зрения, её отделение от "я" взрослого героя работают разнообразные приёмы: использование "детской" лексики; гиперболизация предметов; несовпадение взглядов ребёнка и взрослого повествователя на одну и ту же ситуацию (что нередко создаёт комический эффект); введение в текст лирических отступлений и обобщений, принадлежащих взрослому герою и т.д. Эта повествовательная техника впоследствие становится одним из наиболее характерных приёмов в художественной прозе о детстве. б. Ряд фактических данных говорит о несомненной близости произведений Ч.Диккенса и Л.Н.Толстого: "Детство" пишется одновременно с публикацией перевода "Дэвида Копперфилда"; русский писатель, интересующийся творчеством английского романиста, хорошо знал этот роман; в текстах произведений обнаружено множество сюжетных параллелей. Однако сопоставительный анализ, обращение к дневниковому наследию молодого Л.Н.Толстого, истории создания "Детства" приводит к выводу о различии художественных задач обоих писателей. Ч.Диккенса больше интересует "внешняя" жизнь героя, приключенческий сюжет; Л.Н.Толстого - "диалектика души" ребёнка. В "Дэвиде Колперфилде" говорится о первых годах жизни конкретного человека, будущего писателя; первая повесть Л.Н.Толстого - о детстве вообще как об одной из "четырёх эпох развития", образом, произведения Ч.Диккенса и Л.Н.Толстого Рас сматривают ся как историко-типологические аналогии.

7. "Дэвид Копперфилд" и "Детство", всё же имеющие много общего, являются своеобразной "точкой отсчёта" в формировании прозы о детстве XIX века. Но уже во второй половине 1850-х гг. линии развития английской и русской литератур расходятся; доминирует уже не общее, а ярко выраженное национальное начало.

8. В английской прозе середины XIX века одним из ведущих жанров становится школьная повесть, находящаяся на границе между взрослой литературой о детях и книгами, написанными специально для маленьких читателей. Первым и наиболее популярным образцом нового жанра являются "Школьные годы Тома Брауна" Т.Хьюза. Проведённое нами исследование позволило определить специфику изображения детского мира в школьной повести, выделить основные элементы этого жанра: новый герой-ребёнок, в образе которого подчёркнута усреднённость, обыкновенность и в то же время тесная связь с национальной историей и культурой; особое художественное пространство - мир английской закрытой школы; иллюстрация определённых педагогических методов (в повести Т.Хьюза - взглядов доктора Т.Арнольда).

Э. Русская проза второй половины 1850-х гг. продолжает традиции трилогии Л.Н.Толстого. В то же время в "Детских годах Багрова-внука", наиболее замечательном произведении о детстве конца декады, появляются и новые черты. Герой показан в контексте семейной хроники, особое значение приобретает мотив связи трёх поколений семьи Багровых - дедов, отцов и детей. В повести даётся значительный временной период детства Серёжи Багрова; самый характерный приём для отражения эволюции героя - возвращение к одним и тем же темам, ситуациям по прошествии времени. В изображении детства сочетается рассказ о жизни частной личности и обобщающие размышления об особенностях детской души, этапах взросления вообще. С помощью обращения к яркому, живому описанию русской природы (особенно русских дорог и рек), использования разных пластов русского языка в повести создаётся неповторимый национальный колорит.

10.Произведения о детях возникают на основе жанра классического романа воспитания, продолжают традиции его разновидностей (романа образования, романа о художнике) . В то же время во второй половине XIX века они приобретают самостоятельное значение, что позволяет говорить о формировании особой ветви в развитии литературы художественной прозы о детстве.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дианова, Екатерина Евгеньевна, 1996 год

1. Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука.

2. Воспоминания // Аксаков С.Т.Избранные сочинения. М.: Современник, 1982. -847 с.

3. Гёте И.В. Годы учения Вильгельма Мейстера /У Гёте И.В. Собр. соч.:

4. В 10-ти тт. Т.7. Пер. с нем. Н.Касаткиной. - М.: Худож. лит., 1979.- 524 с.

5. Бронте Ш. Городок. Пер. с англ. Л.Орел, Е.Суриц. - М.: Правда,1990. -474 с.

6. Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим. -Пер. с англ. А.В.Кривцовой и Евгения Ланна /У Диккенс Ч. Собр. соч.В 30-ти тт. Т.15. - М.: ГИХЛ, 1959. - 526 с.

7. Диккенс Ч. Торговый дом "Домби и сын". Торговля оптом, в розницу и на экспорт. Пер. с англ. А.В.Кривцовой // Диккенс Ч. Собр. соч.:

8. В 30-ти тт. Т.13. - М.: ГИХЛ, 1959. - 535 с.

9. Диккенс Ч. Тяжёлые времена. Пер. с англ. В.Топера/У Диккенс Ч. Собр. соч.: В 30-ти тт. - Т.19. - М.: ГИХЛ, 1959. - С. 7 - 323.

10. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорблённые // Достоевский Ф.М. Собр.соч.:B12-tt.-T.IV-M.:Правда, 1982. С. 5 - 363.

11. Гончаров ИЛ. Обломов /У Гончаров ИЛ. Собр. соч.: В 6-ти тт. -Т.4. М.: Правда, 1972. - 525 с.

12. Кулиш П.Н. Воспоминания детства. Бахмут: Типо-лит. М.М.Крамарева, 1899. - II, 491 с.

13. Мередит Дж. Испытание Ричарда Феверела. Пер. с англ.

14. А.Шадрина. М.: Правда, 1990. - 573 с.

15. Панаева А.Я. Семейство Тальниковых. Л.: Academia, 1928. - 267 с.

16. Полонский Я.П. Проза. М.: Сов. Россия, 1988. - 496 с.-22413. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М.-Л.: Academia, 1935. - XXXVII, 451 с.

17. Твен М. Приключения Тома Сойера. Пер. с англ. Корнея Чуковского // Твен М. Собр. соч.: В 12-ти тт. - Т.4. - М.: ГИХЛ, 1960.- С. 7 - 231.

18. Толстой Л .Н. Воспоминания детства // Толстой Л.Н. Детство, отрочество и юность. М. Т-во И.Д.Сытина, 1913. - 384 с.

19. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. М.: Наука, 1978. -349 с.

20. Толстой Л.Н. Дневники (1847 1854гг.) // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.(Юбил. изд.) - Т.46. - М.-Л.: ГИХЛ, 1934.

21. Хьюз Т. Школьные годы Тома Брауна. Пер. с англи. И.П-ъ. - СПб.: Библиотека "Всходов", 1898. - 176с.

22. Шмелёв И.С. Богомолье. Лето Господне // Шмелёв И.С. Соч.: В 2-х тт. Т.2. - М.: Худож. лит., 1989. - С. 47 - 549.

23. Dickens Ch. David Copperfleld. NY: Signet Classic, 1980. - 879 p.

24. Eliot G. The Mill on the Floss. Lnd.: Penguin Popular Classics, 1994. -535 p.

25. Farrar Fr.W. Eric, or, Little by Little. A Tale of Rosiyn School. Lnd.: Hamish Hamilton, 1971.- 278 p.

26. Hughes Th. Tom Brown's Schooldays. Lnd.: Penguin Popular Classics, 1994. - 307 p.

27. Miller H. My Schools and Schoolmasters; or, The Story of My Education.

28. An Autobiography. Boston: Gould & Lincoln, 1854. - 537 p.

29. Английская литература: Очерки и исследования. П.: Наука, 1991. С. 414-438.

30. Андреева Ю. Дж. Элиот в России // Проблемы английской литературы XIX и XX вв. М.: Изд-во Моск. ун-та,1974.- С. 39 - 68.

31. Анисимова Т.В. Ч.Диккенс в русской и советской критике (Проблемы стиля) // Типологические соответствия и контактные связи в русской и зарубежной литературе. Красноярск:КГПИ, 1984. - С. 110 -125.

32. Апостолов Н.Н. Толстой и Диккенс /7 Толстой и о Толстом. М., 1924. - С. 104 - 125.

33. Аствацатурова В.В. Чарльз Диккенс в творческом сознании Л.Н.Толстого. Диссертация на соискание учёной степени канд. филол. наук. - Л.: ЛГУ, 1990. - 218 с.

34. Афанасьева О.В. Раннее творчество Постава Флобера (1835 -1845). Автореф. дисс. .к.ф.н. - М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1975. -26 с.

35. Барбарига А.А. В школах Англии: Пособие по страноведению. М.: Высш. школа, 1988. - 112 с.

36. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

37. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст 1974. -М.: Наука, 1975. С. 203 - 212.

38. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.

39. Билинкис Я.С. Новаторство Л.Н.Толстого в трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность". Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1973. - 42 с.

40. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Л.: Сов.писатель, 1959.-413 с.

41. Боборыкин П.Д. Европейский роман в XIX столетии. СПб, 1900. -643 с.

42. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.

43. Ботникова А.Б. Э.ТАГофман и русская литература (Первая половина XIX века). Воронеж: Изд -во Воронежск. ун-та, 1977. -204 с.

44. Бочаров С.Г. Л.Толстой и новое понимание человека. "Диалектика души" //Литература и новый человек. М.: Изд-во АН СССР, 1963.1. С. 224 309.

45. Буковская М.В. Текстовое строение плана рассказчика в произведениях, написанных от первого лица (На примере английского и американского "подросткового" романа). Автореф. дисс. .к.ф.н. - Л.: ЛГУ, 1969.

46. Бурсов Б. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847 1862. - М.: Гослитиздат, 1960. - 407 с.

47. В айнштейн О. Б. Мэтью Арнольд и Л ев Толстой // Типологические соответствия и контактные связи в русской и зарубежной литературе. Красноярск, 1984. - С. 47 - 63.

48. Вахрушев B.C. Творчество Теккерея. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1984. - 150 с.-22748. Великобритания: Лингвострановедческий словарь. 9500 единиц / А.Р.У.Рум, Л.В.Колесников, ГАПасечник и др. М.:Рус. яз., 1978. -480 с.

49. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.-М.:Высш. школа, 1989.404 с.

50. Влодавская И.А. Английский роман воспитания начала XX века. -Автореф. дисс. .д.ф.н. М.: МГУ, 1985. - 37 с.

51. Влодавская И.А. Поэтика английского романа воспитания начала XX века: Типология жанра. Киев: Вища школа, 1983. - 179 с.

52. Воропанова М.И. Голсуорси и русская литература. Автореф. дисс. .к.ф.н. - М.: МГПИ, 1952. - 15 с.

53. Габбе Т. Повесть о детстве и повесть для детей // Литературныйкритик. VIII-IX. - 1939.

54. Гайжюнас С.В. Роман воспитания. Поэтика и типология жанра. -Дисс. .к.ф.н. М.: МГУ, 1980. - 328 с.

55. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.:Сов.писатель,1979. -222 с.

56. Г инзбург Л .Я. О психологической прозе. Л.:Худож. лит.,1977.- 443 с.

57. Гиффорд Г. Связи английской и русской литератур // Культура и жизнь. М„ 1957. - №2. - С. 42 - 46.

58. Голубева Т.И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний (На материале английских и американских авторов XIX и XX веков). Автореф. дисс. .к.ф.н. - М.: МГПИИЯ им.Мориса Тореза, 1989. - 22 с.

59. Г ромов П.П. О стиле Л.Толстого. Становление "диалектики души". -Л.: Худож. лит., 1971. 390 с.

60. Гудзий Н.К. Элементы физиономики в творчестве Льва Толстого (Толстой и Лафатер) // Проблемы сравнительной филологии: Сб-к61

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.