Образная система и жанровое своеобразие художественного творчества Раи Орловой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Дьячкова, Елена Николаевна

  • Дьячкова, Елена Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 220
Дьячкова, Елена Николаевна. Образная система и жанровое своеобразие художественного творчества Раи Орловой: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Саранск. 2018. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дьячкова, Елена Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Система поэтических образов в лирике Раи Орловой

1.1 Особенности мировосприятия лирической героини в любовной лирике

1.2 Образ природы и способы его художественного воплощения

1.3 Поиск гармоничного начала мира в философской лирике

1.4 Гражданско-патриотическая лирика: образ Родины и средства его изображения

1.5 Цветообразы в поэтическом пространстве Раи Орловой 73 Глава 2. Жанровое многообразие творчества Раи Орловой

2.1 Лирическая циклизация как способ создания художественной целостности

2.2 Венок сонетов в творческой эволюции поэтессы

2.3 Поэмное творчество: жанрово-стилевые поиски

2.4 Духовно-нравственное своеобразие и сюжетно-композиционные особенности стихотворной сказки

2.5 Лирико-исповедальное начало стихотворений в прозе 175 Заключение 193 Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образная система и жанровое своеобразие художественного творчества Раи Орловой»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Историю литературы любого народа формирует творческое наследие наиболее ярких писателей и поэтов, внесших значительный вклад в развитие национального литературного процесса. Объективная и полная характеристика развития литературы, воссоздание целостной картины национального историко-литературного процесса возможны при анализе творчества отдельных авторов.

Необходимость изучения творчества писателей, представляющих лицо литературы своего народа и вносящих значительный вклад в его художественно-эстетический опыт, определяется тем обстоятельством, что в их творческих поисках проявляются новые явления и жанровые формы, значение которых до сих пор еще не определено в современном литературоведении. Вследствие этого целостный анализ творчества национальных писателей, определение жанрового своеобразия и выявление системы поэтических образов являются до настоящего времени одними из актуальнейших вопросов современного литературоведения, имеющими большую значимость для финно-угорских литератур.

Для современного литературного процесса Мордовии характерно появление множества новых писательских имен, ярких творческих индивидуальностей. Современная мордовская литература представлена на мордовских (мокшанском, эрзянском) и русском языках. Благодаря переводам на разные языки (в основном на русский и финно-угорские) национальных произведений литература Мордовии значительно расширила читательскую аудиторию. За пределами региона широко известны имена таких авторов, как А. В. Арапов, А. М. Доронин, Н. И. Ишуткин, И. А. Калинкин, С. В. Кинякин, Маризь Кемаль (Р. С. Кемайкина), В. И. Нестеров, Р. К. Орлова, А. Д. Сульдина, А. П. Тяпаев и др.

Одно из ярких явлений мордовской литературы, представляющих в своем творчестве национальное мировидение, - современная поэтесса

Раиса Константиновна Орлова (литературный псевдоним Рая Орлова), исследованию образной и жанровой системы художественного творчества которой посвящена диссертационная работа.

Раиса Константиновна Орлова родилась 13 октября 1963 года в с. Сарга Старошайговского района Республики Мордовия. С раннего возраста увлекалась русской, зарубежной и национальной литературой. Уже в школьные годы были созданы первые поэтические произведения, посвященные матери, школьной дружбе, первой любви. Учеба на филологическом факультете Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева способствовала совершенствованию ее поэтического мастерства. После окончания вуза Раиса Константиновна работала председателем Саргинского сельского совета народных депутатов, затем учителем в с. Сарга. Истоки ее литературного творчества восходят к 1980-м годам, когда стихотворения Раи Орловой уже систематически выходят в газетах «Мордовский университет», «Трудовая правда», «Мокшень правда», журналах «Мокша», «Якстерь тяштеня» и др.

Рая Орлова является автором девяти поэтических сборников: «Аран тяштенякс» («Стану звездочкой») (1997), «Пизелонь каштаз» («Рябиновый венок») (2005), «...Инксот эрян» («...Тобой живу») (2007), «Ценгат» («Острова») (2008), «Кулемасть, Шкайават, моньге - авать» («Услышьте, Богини, и меня - женщину») (2010), «Тундань ефкс» («Весенняя сказка») (2011), «Пацят» («Крылья») (2011), «Сорга» («Сережка») (2014), «Письма странницы» (2014). Ее стихи опубликованы в коллективных сборниках: «В саду моих мечтаний» (на русском языке), «От Югры до Балатона» (на финском языке), «Пизелонь каштаз» (на венгерском языке), «Жаркая ночь» (на эстонском языке), «Черемуховая речка» и «Валда вет» («Светлые ночи») (на коми языке), «Крьвястян штатолня» («Зажгу свечу») (на коми, удмуртском, марийском и мордовском-мокша языках). Отдельный цикл стихов автора на коми-языке опубликован в журнале «Войвыв кодзув» («Северная звезда»).

Поэтесса пишет на родном мордовском-мокша и русском языках, переводит на мокшанский язык произведения финно-угорских и русскоязычных писателей. Она удостоена звания заслуженного поэта Республики Мордовия, является редактором отдела поэзии журнала «Мокша», членом Союза писателей России с 1998 года.

Поэтическое творчество Раи Орловой имеет особую ценность и значимость для мордовской литературы. Благодаря созданным ею произведениям национальная художественная словесность достигает более высокого уровня развития. Опираясь на фольклорные традиции, богатство поэтического сознания мордовского народа, собственное восприятие поэтической картины мира, Рая Орлова создает целостную уникальную образную систему, вырабатывает свою манеру письма, свой неповторимый авторский стиль, впитавший в себя традиции народной культуры. Ее произведения отличаются самобытностью сюжетов и образов, своеобразием средств художественной выразительности, особым национальным колоритом. Автор, углубляя традиционные формы, расширяет и обогащает жанровый диапазон современной мордовской поэзии. Сонет, венок сонетов, лирический цикл, песня, стихотворная сказка, стихотворение в прозе, поэма, «маленькая поэма» и другие жанры, активно функционирующие в поэтическом пространстве Раи Орловой, не только показывают возросший уровень современной мордовской поэзии, но и обозначают новые ориентиры ее развития.

Избранное нами для анализа поэтическое творчество Раи Орловой, представленное в широком литературно-критическом и историко-литературном контекстах, дает возможность наиболее наглядно продемонстрировать характерные художественные особенности современного литературного процесса. Целостный анализ образной системы и жанрового своеобразия творчества Раи Орловой, выявление художественной специфики ее произведений способствуют объективной оценке места и роли поэтессы в

развитии мордовской литературы и в современном финно-угорском литературном процессе в целом.

Таким образом, необходимость специальной работы, посвященной анализу художественного творчества Раи Орловой, его образной системы и жанрового своеобразия, литературно-эстетических и тематических особенностей, определяет актуальность диссертации.

Актуальность данного исследования состоит и в том, что в работе предпринята попытка системного изучения творчества Раи Орловой в его эволюционном развитии на основе нового подхода к выявлению его роли и места в современном литературном процессе, определения вклада, который поэтесса внесла в развитие мордовской поэзии. Впервые в мордовском литературоведении творчество Раи Орловой стало объектом комплексного научного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы образной системы и жанрового своеобразия лирики являются предметом исследования многих российских ученых (С. Н. Бройтман, М. Л. Гаспаров, С. П. Гудкова, Л. Я. Гинзбург, И. Л. Гринберг, Ю. Б. Орлицкий, Г. Н. Поспелов, В. Д. Сквозников, Л. В. Чернец и др.), которые придерживаются единого мнения о важности анализа творчества отдельных авторов.

Вопросы современного литературного процесса Мордовии занимают значительное место в исследованиях многих региональных ученых. Общему анализу его развития посвящено множество монографий, сборников, отдельных статей, обзоров и рецензий. Особо ценными в рамках нашего исследования являются труды Е. И. Азыркиной, А. В. Алешкина, В. В. Горбунова, В. И. Демина, М. И. Малькиной, А. М. Каторовой,

Т. И. Кубанцева и др. 1 Ученые акцентируют внимание на проблемах творчества конкретных авторов и на частных вопросах развития национальной поэзии. Так, Е. И. Азыркина в своих статьях исследует женское

1 Наряду с перечисленными авторами, изучением современной поэзии Мордовии занимаются Е. В. Баранова, О. Б. Гнатовская, С. Н. Кедяркин, Н. Н. Левина, С. Н. Степин, Т. В. Тулкина.

6

начало творчества Раи Орловой, подчеркивает ее лирико-исповедальный характер. Жанровые особенности произведения «Письма странницы» явились предметом анализа С. П. Гудковой. Философскую направленность лирики констатирует в рецензиях М. И. Малькина. Теоретические вопросы стихосложения затронуты в обзорах А. М. Каторовой. Отдельные аспекты поэтики художественного творчества Раи Орловой нашли отражение в статьях О. И. Налдеевой. Некоторые жанрово-стилевые особенности творчества поэтессы освещены в работах автора диссертационного исследования.

Несмотря на богатое многообразие художественных произведений, созданных поэтессой, ее творчество в целом до настоящего времени не подвергалось детальному и систематизированному научному изучению.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые исследовано художественное творчество Раи Орловой. В работе целостно проанализирована образная система и представлено жанровое своеобразие ее поэзии, выявлены основные тематические пласты лирики, проанализирована поэтика творчества.

Объектом исследования являются поэтические тексты, составляющие богатое творческое наследие современной мордовской поэтессы Раи Орловой.

Предметом исследования служат образная система и жанровое своеобразие художественного творчества Раи Орловой.

Материал исследования - поэтические произведения разных лет Раи Орловой, созданные на мордовском-мокша и русском языках, а также работы ученых, занимающихся изучением поэтического наследия мордовских авторов.

Цель работы - комплексное изучение образной системы и жанрового своеобразия художественного творчества Раи Орловой с учетом национального мировидения и творческой индивидуальности поэтессы; определение ее места и роли в литературном процессе Мордовии. Реализация намеченной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

- выявить систему поэтических образов в лирике Раи Орловой;

7

- раскрыть национальную специфику поэтических образов в любовной, пейзажной, философской, гражданско-патриотической лирике;

- раскрыть жанровое богатство художественного творчества поэтессы;

- определить доминирующие и периферийные жанры в ее творчестве;

- исследовать основные тенденции развития лиро-эпических жанров в творчестве Раи Орловой.

Методологическая основа исследования. Методологическую базу диссертационной работы составили концептуальные положения, нашедшие отражение в трудах таких известных отечественных ученых и критиков, как М. А. Алентьева, Л. Ю. Брауде, М. Л. Гаспаров, Г. Д. Гачев, М. Н. Дарвин, Л. В. Краснова, Т. Г. Леонова, Л. Е. Ляпина, Г. Н. Поспелов, В. П. Прищепа, В. А. Сапогов, С. М. Соловьев, Л. И. Тимофеев, Б. В. Томашевский, В. И. Тюпа, И. В. Фоменко, Л. В. Чернец и др. Наряду с указанными фундаментальными исследованиями известных ученых в области общего и национального литературоведения, наша работа базируется также на научных трудах известных исследователей мордовской литературы -Е. И. Азыркиной, А. В. Алешкина, Ю. Г. Антонова, А. Г. Борисова, О. И. Бирюковой, А. И. Брыжинского, Г. И. Горбунова, С. П. Гудковой,

B. И. Демина, Е. А. Жиндеевой, Н. В. Зиновьева, А. М. Каторовой, М. И. Ломшина, М. И. Малькиной, О. И. Налдеевой, С. А. Самошкина,

C. Н. Степина, Е. И. Чернова, Е. А. Шароновой, С. В. Шеяновой и др.

Особую значимость в решении задач имели работы ученых, занимающихся проблемами развития финно-угорских литератур:

А. А. Арзамазова, Н. А. Атнабаевой, Т. Н. Беляевой, В. М. Ванюшева, Т. И. Зайцевой, А. В. Камитовой, Е. В. Косинцевой, Р. А. Кудрявцевой и др.

В диссертационном исследовании использована совокупность методов литературоведческого анализа: типологический, сравнительно-исторический, сопоставительный, социокультурный, а также метод целостного анализа художественного произведения.

Достоверность исследования обеспечивается использованием комплекса методов, функционирующих в современном литературоведении и проявляющихся в синтезе традиционных и новых подходов к изучению творчества отдельных авторов, литературных явлений и литературного процесса в целом, выбором наиболее репрезентативных поэтических текстов.

Хронологические границы исследования охватывают период со второй половины 1980-х гг. по настоящее время и определяются тем, что на него приходятся этапы становления и развития поэтического творчества Раи Орловой. Этот период характеризуется поиском новых форм, жанров, жанровых модификаций, поэтических образов на фоне неразрывной связи с фольклором родного народа, традициями национальной (мордовской) и русской литератур.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении образной системы и жанрового своеобразия поэтического творчества Раи Орловой, обусловленных взаимовлиянием литературных традиций и регионально-этнических особенностей развития, в целостном анализе художественного творчества с учетом этнокультурной составляющей.

Монографическое изучение литературного наследия Раи Орловой представляет огромную значимость как для мордовского литературоведения, так и для финно-угорского литературоведения в целом. Ценность работы заключается в том, что в ней раскрыта творческая индивидуальность Раи Орловой, определены основные тематические и жанровые особенности ее поэзии, выявлена художественная значимость ее творчества в современном поэтическом пространстве Мордовии. Все это уточняет и расширяет общую картину литературного процесса конца XX - начала XXI века, позволяет вписать мордовскую литературу в контекст художественных открытий народов России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения и выводы могут использоваться литературоведами при

дальнейшем изучении истории мордовской литературы, путей развития

9

современной поэзии Мордовии, при последующей разработке проблемы жанрового своеобразия и образной системы художественного творчества Раи Орловой, при изучении современного финно-угорского литературного процесса в целом. В силу новизны итогов исследования материалы найдут применение в практике преподавания мордовской литературы в высших и средних учебных заведениях, при составлении программ, учебников, учебных и методических пособий, практикумов по современной мордовской литературе, при разработке вузовских дисциплин «История родной литературы», «Литература народов России», а также факультативных курсов по изучению современного литературного процесса.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Художественное творчество Раи Орловой представляет собой целостное уникальное, самобытное и самостоятельное явление в современном литературном процессе Мордовии, заключающее в себе сознание, мировоззрение, менталитет мордовского народа.

2. Образная система в поэзии Раи Орловой тесно связана с фольклорно-этнографической традицией, что подтверждается функционированием в художественной ткани произведений поэтических образов, несущих ярко выраженную национальную окраску (герои, деревья, травы, птицы, реки и озера).

3. Образ лирической героини является выражением авторского сознания в лирике Раи Орловой и обусловливает тем самым субъективно-исповедальный характер художественного стиля автора. Синтез христианского и языческого мироощущения лирической героини является основной составляющей всего творчества Раи Орловой.

4. Доминирующую позицию в поэзии Раи Орловой занимает любовная лирика, в которой лирическая героиня, эволюционируя от романтической к реалистической натуре, остается предельно открытой, обеспечивающей преемственность этнокультурных и нравственных устоев.

5. В качестве смыслообразующей парадигмы формирования образной системы в поэзии Раи Орловой выступает цветопись. Цветовые образы не только выступают носителями реального цвета, но и являются средством выражения эмоциональной оценки, передающим субъективно окрашенный индивидуальный образ предмета, явления, чувства и мысли. Преобладание белых и красных цветообразов, символизирующих чистоту, духовность, мужество и жизнелюбие мордовского народа, подчеркивает их национально-культурную специфику.

6. Многообразие жанров в поэзии Раи Орловой обусловлено творческим влиянием поэтических жанров мордовского устного народного творчества, русской классической и современной поэзии, лучшими образцами мировой литературы и новым художественным мышлением, связанным со значительными изменениями в социокультурном развитии региона и России в целом. С одной стороны, это обусловливает некую стабильность и очерченность жанровых рамок, с другой - их изменение и расширение.

7. Обогащая современную мордовскую поэзию новыми оригинальными произведениями, поэтесса вносит достойный вклад в развитие таких жанров, как сонет, венок сонетов, лирическое стихотворение, песня, поэма, лирический цикл, стихотворение в прозе, стихотворная сказка. Продолжая традиции мокшанского поэта М. Бебана, Рая Орлова возрождает жанр «аньцяй поэманя» («маленькая поэма»), наделяя его такими стилевыми особенностями, как фрагментарность сюжета, подчиненного лиризму повествования, пересечение двух времен и двух пространственных плоскостей, тяготение к лирической циклизации, метафорическая образность.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на

заседании кафедры родного языка и литературы ФГБОУ ВО «Мордовский

государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Основные

положения, содержание и выводы исследования отражены в 16 публикациях, в

том числе в одной главе коллективной монографии («Интермедиальность слова

и образа в художественном тексте») и 3 статьях, опубликованных в изданиях,

11

входящих в перечень ВАК. Результаты исследования излагались в форме докладов на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе международных: «Современная наука: проблемы, идеи, тенденции» (Минск, 2016), «Инновации в науке и образовании» (Прага, 2016), «Теория и практика научных исследований» (София, 2016), «Новая наука: опыт, традиции, инновации» (Омск, 2016), «Новая наука: теоретический и практический взгляд» (Нижний Новгород, 2016), «52-е Евсевьевские чтения» (Саранск, 2016), «Новая наука: от идеи к результату» (Сургут, 2016), «Традиции и современное состояние культуры и искусств» (Минск, 2017), «53-и Евсевьевские чтения» (Саранск, 2017), Надькинские чтения «Гуманитарные науки и стратегии образования: пути интеграции» (Саранск, 2017), «54-е Евсевьевские чтения» (Саранск, 2018); всероссийских: «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых» (Москва, 2015); «Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах» (Саранск, 2015) и др.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 201 источник. Общий объем исследования составляет 220 страниц.

Глава 1. СИСТЕМА ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ РАИ ОРЛОВОЙ

1.1 Особенности мировосприятия лирической героини в любовной лирике

Тема любви - вечная тема поэзии. Во все времена любовь была неиссякаемым источником вдохновения поэтов на создание произведений.

В мордовской поэзии среди многообразия изображенных картин внутреннего мира человека значительное место занимает тема любви. «Проходя сквозь жизненные катаклизмы, она была своего рода отдушиной, где человек мог дать волю своим самым потаенным чувствам и переживаниям» [175, с. 57]. Как отмечают исследователи, «любовная лирика сфомировалась на традициях фольклорной, русской классической и национальной мордовской поэзии» [175, с. 57]. По мнению С. Н. Степина, эволюция любовной лирики объясняется тем, что «многие современные авторы перешли от народнопоэтической формы изображения любви к передаче как можно большей палитры чувств и переживаний» [175, с. 65], что связано с духовным ростом молодого поколения, углублением его представлений о жизни в постоянно обновляющемся социальном пространстве. Все чаще любовное чувство предстает перед читателем «как фактор существующий, расширяющийся, служащий укреплению и упрочению взаимопонимания между мужчиной и женщиной. Стихи о любви прочитываются как поэма с психологически тонким лирическим сюжетом, законченным образом лирического героя, сложившимся характером второго персонажа» [175, с. 65].

Поэзия конца XX - начала XXI века открывает плеяду новых талантов, в

чьем творчестве мотивы любви приобретают особое звучание. Не переставая

удивлять своей утонченностью, совершенством, проникновенностью, любовная

лирика открывается более широким спектром чувств и образов. Обнажая свою

душу перед читателем, современные поэты стремятся подчеркнуть все грани

13

сложного, порой противоречивого чувства, распахнуть двери в волшебный и необъятный мир любовной поэзии. В своих произведениях авторы воспевают любовь как величайший дар, способный как возвысить человека, так и стать для него тяжелым испытанием. Так, любовная лирика нашла свое место в творчестве А. А. Громыхина, В. М. Юдиной, Б. С. Соколова, А. Н. Терентьева, Э. И. Симдяновой, А. И. Смородиной, Н. С. Рузанкиной, Р. К. Орловой, Л. Ф. Дергачевой, Л. А. Рябовой и многих других современных поэтов Мордовии.

В современной национальной поэзии мотив любви всегда был связан со светлыми устремлениями авторов, гуманистическим началом в человеке. Однако, как отмечают литературоведы, «атмосфера высоких, благородных чувств сегодня диктует новое прочтение вечной темы» [175, с. 68]. Исследователи в этом плане подразумевают взаимопереходность лирических жанров. Так, в любовной лирике, помимо основного мотива любви, могут гармонично функционировать гражданские и философские настроения. Их синтез способствует обогащению жанра любовной лирики, а также значительному расширению ее рамок.

Любовная лирика в творчестве Раи Орловой занимает особое место. Поэтессе принадлежат великолепные образцы, созданные на разных этапах творческого пути и в самых различных жанрах. Достаточно назвать такие произведения, как «Любовь - река», «Разбитое зеркало», «В поисках белых ночей», «Ты ждал, тебя я снова позову...», «Люби меня такой, какая есть», «Заболела я тобой», «Ты со мной», «Белые ночи в Сургуте», «Хочу быть крылатой», «Живи во мне», «Тому, кого любит Поэт-женщина», представленные в сборнике «Письма странницы», включающем в себя произведения разных лет.

Любовная лирика в творчестве Раи Орловой выражает интимно -

личностные чувства и переживания ее лирической героини. Автор во многих

произведениях стремится излечить страдающую душу мучительным

самоанализом и глубокой искренностью чувств. Любовная лирика Раи Орловой

14

исповедальная, обнаженная, именно в любовной лирике выражено все то, что составляет сердце художественного мира поэтессы. «Лирические произведения отличаются особой доверительностью, интимностью, поражают читателя яркостью и глубиной чувств» [62, с. 113], и в то же время в них находят отражение общечеловеческие ценности. Словесно раскрывая внутренний мир лирической героини, автор словно исповедуется от произведения к произведению, от строки к строке, от слова к слову, в которых сливаются воедино трогательная беззащитность, искренность, неумолимое стремление к заветной мечте, безграничное терпение, сила и слабость женской души.

Глубочайший трагизм любовной лирики Раи Орловой породило чувство одиночества ее лирической героини, которая идет по сложному, тернистому жизненному пути, где повсюду ее сопровождают печаль и горечь воспоминаний о несбывшейся мечте. Однако в ее душе всегда живут надежда и вера в любовь. Любовь - это вся ее жизнь. Жизни вне любви и без любви она не мыслит:

Ков тязан моле - кизе вяти тейть.

И павазуста эрязь, и нужаса.

И Шкайтивок, и ломаттненди азса:

Ков тязан моле - кизе вяти тейть [141, с. 61].

Куда бы я ни шла - мой путь ведет к тебе.

И в счастье, и в беде - одна дорога.

Не скрыть мне от людей и Бога:

Куда бы я ни шла - мой путь ведет к тебе.2

Несмотря на тяжесть переживаний и боль душевных ран, именно в любви лирическая героиня видит истинный смысл существования человека на земле. Любовь становится опорой, которая помогает преодолеть все трудности и невзгоды. Автор приходит к выводу о том, что любовь нельзя побороть, убить,

2 Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, перевод подстрочный наш. - Е. Д.

15

переступить через нее: «Любовь не проходит. будет жить. если это была Любовь!».

Лирическая героиня поэзии Раи Орловой - женщина-романтик. Яркая, сильная, свободная и неординарная личность - вот образ, который рисует поэтесса во многих произведениях. Лирическую героиню Раи Орловой нужно принимать такой, какая она есть:

Люби меня такой, какая есть!

Я - воздух - дыши! <.>

Люби меня такой, какая есть!

Я - время - спеши!

Люби меня такой, какая есть!

Я - голос в тиши!

Люби меня такой, какая есть!

Я - эхо в глуши!

Люби меня такой, какая есть!

Я - вздох свечи!

Люби меня такой, какая есть!

Я - стон души!

Люби меня. [142, с. 26].

Индивидуальность поэтессы проявляется в многообразии и необычности ситуаций и характеров. В центре любовной лирики, как правило, стоит не столько образ любимого, сколько само чувство любви. Безграничная и бесконечная женская любовь - движущее начало орловской лирики, суть ее лирической героини.

Любовь в лирике Раи Орловой - река чувств, стремительное течение которой уносит лирическую героиню то в состояние радости, то в состояние печали. Читателя захлестывают волны этой реки и погружают в мир переживаний, надежд и грез:

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дьячкова, Елена Николаевна, 2018 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азыркина Е. И. Катк улихть аруфт-аруфт ваймоньке = Пусть наши души будут чище / Е. И. Азыркина // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2011. - № 3. - С. 113-119.

2. Азыркина Е. И. Кельгса, коста лопась моразь прай... Мяльхть -арсемат Рая Орловать пейзажнай лириканц колга = Люблю, когда с песней падают листья. Размышления о пейзажной лирике Раи Орловой / Е. И. Азыркина // Всерос. науч. семинар «Литературная классика в современном мире: проблема общечеловеческих ценностей и поиска идеала», 30 нояб. 2010 г., г. Саранск : [материалы] / под ред. Т. А. Наумовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2011. - С. 3-4.

3. Азыркина Е. И. Колыбельная для сыночка (о сборнике стихов «Тундань ефкс» Раи Орловой) [Электрон. ресурс] / Е. И. Азыркина // Филология и филологическое образование в поликультурном пространстве России : Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых - 49-е Евсевьевские чтения, 22-23 мая 2013 г., г. Саранск : [материалы] / отв. ред. Л. П. Водясова ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - С. 3-4. - 1 электрон. опт. диск (СБ-ЯОМ).

4. Азыркина Е. И. Основные мотивы лирики Раисы Орловой / Е. И. Азыркина // 45-е Евсевьевские чтения : науч.-практ. конф. : [материалы] : в 4 ч. Ч. 2 / под общ. ред. В. В. Кадакина ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 90-92.

5. Азыркина Е. И. Поэзия души в лирике Раи Орловой / Е. И. Азыркина, О. Т. Пилюгина // Новые информационные технологии в науке : Междунар. науч.-практ. конф., 29 дек. 2017 г., г. Челябинск : [материалы] : в 5 ч. Ч. 5. -Стерлитамак : АМИ, 2017. - С. 95-97.

6. Азыркина Е. И. Поэтессакс улем стака... = Быть поэтессой тяжело. / Е. И. Азыркина // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2015. -№ 11. - С. 113-116.

7. Азыркина Е. И. Тенденция развития мордовской литературы на современном этапе: писательский состав, жанровое своеобразие, художественные особенности / Е. И. Азыркина // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1. - С. 138-139.

8. Арзамазов А. А. Образы и мотивы природы в поэзии Т. Черновой / А. А. Арзамазов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2015. - № 9-1 (51). - С. 34-39.

9. Арзамазов А. А. Природа и человек в поэзии Аллы Кузнецовой / А. А. Арзамазов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2014. - № 4-2 (34). - С. 30-34.

10. Аклова С. Г. Синтаксическая организация «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. Г. Аклова. - СПб., 1993. - 16 с.

11. Акопян Л. Г. Межтекстовые взаимодействия в венке сонетов / Л. Г. Акопян // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Литературоведение, журналистика. - 2015. - № 3. - С. 21-29.

12. Алентьева М. А. Фольклорные мотивы и литературные источники как факторы межкультурного диалога в русской стихотворной сказке начала XIX века : дис. ... канд. филол. наук / М. А. Алентьева. - Майкоп, 2007. - 184 с.

13. Алехин А. Д. Поэзия - это любовь в широком смысле слова / А. Д. Алехин // Вопросы литературы. - 2012. - № 1. - С. 83-118.

14. Алешкин А. В. Единство традиций / А. В. Алешкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978. - 192 с.

15. Алешкин А. В. Эпос дружбы: типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья / А. В. Алешкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985. -184 с.

16. Андреюшкина Т. Н. Немецкие венки сонетов: традиция и эксперимент / Т. Н. Андреюшкина // Балт. филол. курьер. - 2009. - № 7. -С. 237-257.

17. Андреюшкина Т. Н. Немецкий сонет: эволюция жанра : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Т. Н. Андреюшкина. - М., 2008. - 32 с.

18. Антонов Ю. Г. Современная мордовская литература: синтез традиций и новаторства (на материале изданий 2016 г.) / Ю. Г. Антонов, С. В. Шеянова // Финно-угорский мир. - 2017. - № 2 (31). - С. 20-29.

19. Атнабаева Н. А. Венки сонетов - посвящения в удмуртской и близкородственных коми и мордовской литературах / Н. А. Атнабаева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 1-2 (43). -С. 26-29.

20. Байрамова А. Н. Венок сонетов в русской поэзии XX века / А. Н. Байрамова // Мировая лит. в контексте культуры. - 2009. - № 4. - С. 328-329.

21. Баринова Е. Е. Проблема классификации в теории литературных жанров / Е. Е. Баринова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2012. - № 1. - С. 10-17.

22. Бебан М. Видептьф боразда : кочкаф стихотвореният, сонетт да анцяй поэманят = Выпрямленная борозда : избр. стихи, сонеты и маленькие поэмы / М. Бебан. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1983. - 215 с.

23. Белоусова О. О. Поэтика цикла и книги в современном литературоведении / О. О. Белоусова, О. А. Дашевская // Вестник Том. гос. ун-та. - 2014. - № 389. - С. 6-14.

24. Беляева Т. Н. Символика языческого мира в современной марийской женской поэзии (на примере лирического цикла З. Дудиной «Я в тихую рощу приду») / Р. А. Кудрявцева, Т. Н. Беляева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 9-3 (63). - С. 31-37.

25. Бехер И. Р. Философия сонета, или Маленькое наставление по сонету // О литературе и искусстве / И. Р. Бехер. - М. : Просвещение, 1981. -С. 411-435.

26. Богдашкина С. В. Роль цветообозначающих слов в творчестве А. Тяпаева / С. В. Богдашкина // Межкультурные связи в системе

литературного образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 19-20 нояб.

202

2008 г. : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. В. В. Кадакина ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2008. - С. 64-66.

27. Большая литературная энциклопедия / В. Е. Красовский и [др.]. - М. : Филол. о-во «СЛОВО» : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. - 845 с.

28. Борзых Л. А. Мак в лирике С. А. Есенина: символическая наполненность образа / Л. А. Борзых // Научное мнение. - 2011. - № 7. - С. 17-19.

29. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. - М., 1977. - Т. 36, № 3. - С. 222-236.

30. Брыжинский А. И. Писатели Мордовии : библиогр. справ. / А. И. Брыжинский, О. Пашутина, Е. Чернов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001. - 591 с.

31. Бурносова И. В. Символика деревьев как философский компонент творчества поэтов Мордовии / И. В. Бурносова // Вестник Чуваш. ун-та. -2010. - № 2. - С. 234-240.

32. Бурносова И. В. Тенденции развития натурфилософской поэзии Мордовии : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. В. Бурносова. - Саранск, 2012. - 19 с.

33. Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю / Ж. Вандриес. - М. : Соцэкгиз, 1937. - 410 с.

34. Ванюшев В. М. Вернется ли почет венку сонетов? Взлет и падение интереса к классическим формам в удмуртской поэзии / В. М. Ванюшев // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2017. - № 4. - С. 73-80.

35. Веселова Н. А. Смыслообразующая функция заглавия лирических контекстов // Понимание и интерпретация текста. - Тверь, 1994. - С. 74.

36. Ветошкина З. А. Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста : автореф. дис. ... канд. филол. наук / З. А. Ветошкина. - Краснодар, 2002. - 22 с.

37. Водясова Л. П. Концепты традиционности образа народа в творчестве мордовских писателей конца XIX - начала XX веков / Л. П. Водясова,

Т. В. Уткина // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 89-91.

203

38. Водясова Л. П. Способы представления авторского сознания как коммуникативная стратегия художественного творчества / Л. П. Водясова, Е. А. Жиндеева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. -№ 8-3 (50). - С. 44-46.

39. Водясова Л. П. Эстетические характеристики художественного текста [Электрон. ресурс] / Л. П. Водясова // Евсевьевские чтения. Сер. Эмотивность худож. текста и способы ее репрезентации : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения», 9-10 февр. 2017 г. / редкол.: Л. П. Водясова [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - С. 17-20. - Режим доступа : Шр8://еНЬгагу.ги/йет.авр?1ё=30490954.

40. Вороневская Н. В. Сонет как жанр: некоторые исторические и теоретические аспекты / Н. В. Вороневская // Вестник Северо-Вост. гос. ун-та. -2011. - № 16. - С. 68-73.

41. Воронец Е. В. Место поэтической колористики Ф. И. Тютчева в русской литературе / Е. В. Воронец // Балтийский гуманитарный журнал. -2015. - № 1 (10). - С. 22-25.

42. Выровцева Е. В. Русская поэма конца XIX - начала XX века : Проблема жанра : дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Выровцева. - Елец, 1999. -239 с.

43. Вьюшкова И. Г. Феномен цветописи в поэзии Н. Д. Ющенко / И. Г. Вьюшкова // От текста к контексту. - 2013. - № 1. - С. 175-178.

44. Галанинская С. В. Способы ритмизации цикла И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе» и основные тенденции развития жанра в русской литературе конца XIX - начала XX вв. : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Галанинская. - М., 2004. - 18 с.

45. Гаспаров М. Л. Очерки истории европейского стиха : Метрика. Рифма. Строфа / М. Л. Гаспаров. - М. : Наука, 1984. - 319 с.

46. Гачев Г. Д. Содержательность литературных форм / Г. Д. Гачев,

В. В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом

204

освещении : в 3 т. Т. 3 / редкол.: Г. Л. Абрамович [и др.] ; АН СССР. - М. : Наука, 1964. - С. 18-25.

47. Голованова Н. Ф. Мотив злодеяния в песнях об охотнике и рыболове в мордовском фольклоре [Электрон. ресурс] / Н. Ф. Голованова // Евсевьевские чтения. Сер. Эмотивность худож. текста и способы ее репрезентации : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения», 9-10 февр. 2017 г. / редкол.: Л. П. Водясова (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. -С. 74-80.

48. Гончарова М. А. Смыслообразующие функции полиметрии в авторском лирическом стихотворном цикле первой половины XX века : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. А. Гончарова. - Тверь, 2012. - 17 с.

49. Горбатова Е. А. Специфика циклических форм в лирике русских поэтов 1880-1890-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Горбатова. - М., 2016. - 24 с.

50. Горелова О. А. Ритмическая организация «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева: лингвостилистический аспект : дис. ... канд. филол. наук / О. А. Горелова. - Владивосток, 2004. - 197 с.

51. Гудкова С. П. Крупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980-2000-х годов : автореф. дис .... д-ра филол. наук / С. П. Гудкова. - Саранск, 2011. - 41 с.

52. Гудкова С. П. Основные тенденции развития жанра поэмы (на материале творчества русских поэтов Мордовии) / С. П. Гудкова // Вестник угроведения. - 2014. - № 2 (17). - С. 18-24.

53. Гудкова С. П. Основные тенденции развития современной русской поэзии Мордовии / С. П. Гудкова // Вестник угроведения. - 2015. - № 4 (23). -С. 22-32.

54. Гудкова С. П. Трансформация жанровой формы сонета в современной

поэзии (диалог с И. Бродским) / С. П. Гудкова // Всерос. науч. семинар

«Литературная классика в современном мире: проблема общечеловеческих

205

ценностей и поиска идеала», 30 нояб. 2010 г., г. Саранск : [материалы] / под ред. Т. А. Наумовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2011. - С. 35-38.

55. Гудкова С. П. Художественные особенности лирического цикла В. Мишкина «Тетрадь» / С. П. Гудкова, А. Б. Башмакова // Татищевские чтения : Актуальные проблемы науки и практики : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. : в 4 т. Т. 4 - Тольятти : Изд-во Волж. ун-та им. В. Н. Татищева, 2015. - С. 38-45.

56. Гуляев Н. А. Теория литературы : учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов / Н. А. Гуляев. - М. : Высш. шк., 1977. -278 с.

57. Дарвин М. Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы : автореф. дис .... д-ра филол. наук / М. Н. Дарвин. -Екатеринбург, 1996. - 43 с.

58. Девяткина Т. П. Мифология мордвы : монография / Т. П. Девяткина. -Саранск : [б. и.], 1998. - 336 с.

59. Демин В. И. Комическое в мордовской литературе : дис. ... д-ра филол. наук / В. И. Демин. - Саранск, 1998. - 392 с.

60. Демин В. И. Традиции и жанры мордовской сатирической литературы : автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. И. Демин. - Саранск, 1993. - 18 с.

61. Дьячкова Е. Н. Венок сонетов в современной мордовской поэзии / Е. Н. Дьячкова, О. И. Налдеева // Гуманитарные науки и образование . - 2016. -№ 3 (27). - С. 122-124.

62. Дьячкова Е. Н. Гармония музыки и живописи в интермедиальном пространстве поэзии Р. К. Орловой / Е. Н. Дьячкова // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 2 (30). - С. 112-115.

63. Дьячкова Е. Н. Гражданско-патриотическая лирика Р. К. Орловой

[Электрон. ресурс] / Е. Н. Дьячкова // Евсевьевские чтения. Сер. Эмотивность

худож. текста и способы ее репрезентации : сб. науч. тр. по материалам

Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «52206

е Евсевьевские чтения», 2-3 июня 2016 г. / редкол.: Л. П. Водясова (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

64. Дьячкова Е. Н. Живопись, музыка и философия как художественные грани интермедиального пространства поэзии Р. К. Орловой // Интермедиальность слова и образа в художественном тексте : монография / под общ. ред. Е. А. Жиндеевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - С. 19 -37.

65. Дьячкова Е. Н. Изобразительно-выразительные средства в любовной лирике Раи Орловой [Электрон. ресурс] / Е. Н. Дьячкова // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции : науч. (непериод.) электрон. изд. - Электрон. текст. данн. (2,46 Мб.). - Минск : Выдавецтва «Навуковы свет», 2016. - 1 опт. компакт-диск (CD-ROM).

66. Дьячкова Е. Н. Лиро-эпическая поэзия Мордовии на современном этапе: основные тенденции развития / Е. Н. Дьячкова // Финно-угорские языки народов России в условиях взаимодействия с языками разных систем : материалы Междунар. симп., посвящ. юбилеям финно-угроведов Хейкки Паасонена (150 лет), Пауля Аристэ (110 лет) и Б. А. Серебренникова (100 лет), Саранск, 21-22 мая 2015 г. / редкол.: М. В. Мосин (отв. ред.) [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2016. - С. 148-151.

67. Дьячкова Е. Н. Нравственно-философские искания в современной мордовской поэзии / Е. Н. Дьячкова // Казанская наука. - 2018. - №2 4. - С. 10-12.

68. Дьячкова Е. Н. Особенности любовной лирики Раи Орловой / Е. Н. Дьячкова, О. И. Налдеева // Новая наука: теоретический и практический взгляд : Междунар. науч. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., 14 июня 2016 г., г. Н. Новгород : в 3 ч. Ч. 3. - Стерлитамак : АМИ, 2016. -С. 127-129.

69. Дьячкова Е. Н. Пейзажная лирика Р. К. Орловой [Электрон. ресурс] / Е. Н. Дьячкова // Евсевьевские чтения. Сер. Эмотивность худож. текста и

способы ее репрезентации : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч-практ.

207

конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения», 9-10 февр. 2017 г. / редкол.: Л. П. Водясова (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

70. Дьячкова Е. Н. Сохранение мордовского фольклора как части национального богатства в поэзии Раи Орловой / Е. Н. Дьячкова // Традиции и современное состояние культуры и искусств : сб. материалов VII Междунар. науч. конф., 24-25 нояб. 2016 г., г. Минск : в 2 т. Т. 1. - Минск : Право и экономика, 2017. - С. 525-528.

71. Дьячкова Е. Н. Традиции билингвизма в современной поэзии Мордовии / Е. Н. Дьячкова // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах, 9-23 нояб. 2015 г., г. Саранск : [материалы] / редкол.: С. В. Першин (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. - С. 233-237.

72. Дьячкова Е. Н. Художественная литература как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи (на примере творчества А. В. Арапова и Р. К. Орловой) / Е. Н. Дьячкова // Новая наука: от идеи к результату : Междунар. науч. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2016 г., г. Сургут : в 4 ч. Ч. 2. - Стерлитамак : АМИ, 2016. - С. 43-45.

73. Дьячкова Е. Н. Художественное своеобразие русскоязычной лирики Р. Орловой [Электрон. ресурс] / Е. Н. Дьячкова, Н. Н. Щанкина // Теория и практика научных исследований : науч. (непериод.) электрон. изд. - Электрон. текст. данн. (3,56 Мб.). - София : Издателска Къща «СОРоС», 2016. -1 опт. компакт-диск (CD-ROM).

74. Дьячкова Е. Н. Цветовая гамма современной мордовской поэзии (на примере творчества Р. К. Орловой) / Е. Н. Дьячкова // Новая наука: опыт, традиции, инновации : Междунар. науч. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., 24 мая 2016 г., г. Омск : в 3 ч. Ч. 3. - Стерлитамак : АМИ, 2016. - С. 134-136.

75. Дьячкова Е. Н. Цветовая палитра в поэзии Р. К. Орловой [Электрон.

ресурс] / Е. Н. Дьячкова // Теория и практика научных исследований : науч.

208

(непериод.) электрон. изд. - Электрон. текст. данн. (3,56 Мб.). - София : Издателска Къща «СОРоС», 2016. - 1 опт. компакт-диск (CD-ROM).

76. Дьячкова Е. Н. Цветопись в лирике Р. К. Орловой [Электрон. ресурс] / Е. Н. Дьячкова // Инновации в науке и образовании : науч. (непериод.) электрон. изд. - Электрон. текст. данн. (3,38 Мб.). - Прага : Vydavatel «Osviceni», 2016. - 1 опт. компакт-диск (CD-ROM).

77. Еремкин А. В. Поэтика мордовской литературной сказки : дис. ... канд. филол. наук / А. В. Еремкин. - М., 2008. - 180 с.

78. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / С. А. Есенин. - М. : Правда, 1984. - 480 с.

79. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н. Ф. Золотницкий. - М. : Дрофа-Плюс, 2005. - 320 с.

80. Зыкова Т. П. Цветопись в рассказе В. Г. Короленко «Соколинец» / Т. П. Зыкова // Соврем. мир: опыт, проблемы и перспективы развития. - 2016. -№ 1. - С. 10-14.

81. Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / О. В. Зырянов. - Екатеринбург, 2004. - 42 с.

82. Изотова Г. Н. Русская литературная стихотворная сказка конца XIX -начала XX веков : дис. ... канд. филол. наук / Г. Н. Изотова. - Орел, 2006. - 208 с.

83. Кадацкая Д. С. Термин «цикл» в отечественном литературоведении / Д. С. Кадацкая // Молодой ученый. - 2017. - № 22. - С. 473-478.

84. Камитова А. В. Особенности зооморфной образности в творческой практике удмуртских поэтесс/ А. В. Камитова // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. - 2015. - Т. 25. - № 6. - С. 114-123.

85. Касимова А. Р. Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Р. Касимова. - Ижевск, 2011. - 21 с.

86. Каторова А. М. К вопросу о самобытности культурного феномена мордовского стиха / А. М. Каторова // Вестник НИИ гуманитар. наук при Правительстве Респ. Мордовия. - 2012. - № 2. - С. 119-136.

87. Каторова А. М. Формирование поэтического строя мордовского литетатурного стиха / А. М. Каторова // Социокультурные традиции Поволжья и Приуралья в контексте интегративных связей : материалы Междунар. науч. -практ. конф. «Надькинские чтения», 22-24 марта 2012 г. : в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: О. И. Бирюкова [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - С. 146-159.

88. Киркина Е. Н. Мордовская эпическая поэма : дис. ... канд. филол. наук / Е. Н. Киркина. - Саранск, 2001. - 143 с.

89. Кононенко Л. А. Колоративная лексика в поэзии С. А. Есенина / Л. А. Кононенко, М. Г. Шадрина // Современное есениноведение. - 2005. -№ 3. - С. 136-141.

90. Коноплюк Н. В. Сонетный цикл: проблема жанра / Н. В. Коноплюк // Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - № 3 (12). - С. 14-17.

91. Косинцева Е. В. Концепт Лес в хантыйской поэзии / Е. В. Косинцева // Культурные и филологические аспекты генезиса и трансформации исторических общностей коренных народов Югры: коллективная монография. - Ч. 2. - Тюмень: Формат, 2014. - С. 87-103.

92. Косинцева Е. В. Образ лебедя в хантыйской литературе / Е. В. Косинцева // Вестник угроведения. - 2016. - № 3 (26). - С. 37-49.

93. Кочеткова Н. Н. Современная мордовская поэма: традиции и новаторство : 1970-1990 : дис. ... канд. филол. наук / Н. Н. Кочеткова. -Саранск, 2004. - 155 с.

94. Краснова Л. В. Символика белого и красного цветов в поэтике А. Блока / Л. В. Краснова // Филологические науки. - 1976. - № 4. - С. 3-13.

95. Кузнецова Д. Д. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева в контексте динамики форм повествования в романах и повестях писателя / Д. Д. Кузнецова // Вестник Самар. гос. ун-та. - 2010. - № 1(75). - С. 164-168.

96. Кузнецова Д. Д. Цикл стихотворений в прозе в свете проблемы границы художественной и нехудожественной словесности / Д. Д. Кузнецова // Вестник Самар. гос. ун-та. - 2010. - № 5 (79). - С. 185-189.

97. Кузнецова Д. Д. Цикл стихотворений в прозе как автопсихологическое высказывание : на материале русской литературы : дис. ... канд. филол. наук / Д. Д. Кузнецова. - Самара, 2012. - 205 с.

98. Кулакова Н. А. Мокшень кялень кевонзаф валсюлмонь валкс = Фразеологический словарь мокшанского языка / Н. А. Кулакова,

B. Ф. Рогожина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 200 с.

99. Кулик А. Г. Лирическая циклизация как особый тип текстопостроения: на материале третьего тома «лирической трилогии» А. Блока : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Г. Кулик. - Тверь, 2007. -19 с.

100. Лельков А. А. Философская поэзия Л. Мартынова и особенности развития лирики 60-70-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. А. Лельков. - М., 1993. - 18 с.

101. Леонова Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке / Т. Г. Леонова. - Томск : Вега, 1993. - 245 с.

102. Ложкова А. В. Сонет как лирический жанр / А. В. Ложкова // Урал. филол. вестник. Сер. Рус. классика: динамика худож. систем. - 2012. - № 6. -

C. 5-18.

103. Ляпина Л. Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-1860-х гг. : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. Е. Ляпина. - Л., 1977. - 11 с.

104. Макарова З. И. Русская поэма в годы Великой Отечественной войны : дис. ... д-ра филол. наук / З. И. Макарова. - Элиста, 1998. - 403 с.

105. Максимова Т. М. Назначение жанра стихотворения в прозе / Т. М. Максимова // Вестник Иван. гос. энергет. ун-та. - 2010. - № 1. - С. 98-103.

106. Максимова Т. М. «Стихотворения в прозе» Шарля Бодлера. Поэтика жанра : дис. ... канд. филол. наук / Т. М. Максимова. - Иваново, 2010. - 209 с.

107. Малькина М. И. Эряфть вайгяленза : критиконь мяльхть-арьсемат = Голоса жизни : размышления критика / М. И. Малькина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 296 с.

108. Маскаева С. Н. Эволюция творчества И. Д. Пиняева : дис. ... канд. филол. наук / С. Н. Маскаева. - Саранск, 2003. - 228 с.

109. Мезе тейнек эряви?..: Мокшень литературань антология / Кочкаец и ответственнай редакторсь М. И. Малькина. - Саранск : [б. и.], 2001. - 200 с. -Мордов.-мокша яз.

110. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы : этногр. справ. / Н. Ф. Мокшин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 320 с.

111. Мутиев З. Ж. Исследование литературных связей в жанре лирики / З. Ж. Мутиев // Вопр. филол. наук. - 2010. - № 2. - С. 55-57.

112. Надиров С. С. Цветовые прилагательные в стихах А. Блока / С. С. Надиров // Рус. яз. в шк. - 1970. - № 6. - С. 3-6.

113. Налдеева О. И. Жанровая система поэзии Мордовии: генезис, эволюция, поэтика : монография / О. И. Налдеева ; Мордов. гос. пед. ин-т. -Саранск, 2012. - 135 с.

114. Налдеева О. И. Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / О. И. Налдеева. - Саранск, 2013. - 41 с.

115. Налдеева О. И. Жанровое своеобразие современной лирики Поволжья / О. И. Налдеева, В. В. Шигуров // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 102-105.

116. Налдеева О. И. Жанрово-стилевые особенности стихотворного послания в творчестве поэтов Мордовии / О. И. Налдеева // Вестник Пятигор. гос. лингвист. ун-та. - 2011. - № 2. - С. 200-203.

117. Налдеева О. И. Жанровый синтез в современной мордовской адресованной лирике / О. И. Налдеева // Социокультурные традиции Поволжья и Приуралья в контексте интегративных связей : материалы Междунар. науч.-

практ. конф. «Надькинские чтения», 22-24 марта 2012 г. : в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: О. И. Бирюкова [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - С. 57-61.

118. Налдеева О. И. Современная мордовская поэзия : основные тенденции и художественные ориентиры : монография / О. И. Налдеева ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 283 с.

119. Налдеева О. И. Специфика доминирующих жанров мордовской лирики : учеб. пособие / О. И. Налдеева. - Саранск, 2016. - 114 с.

120. Налдеева О. И. Специфика жанровой системы современной мордовской лирики / О. И. Налдеева, В. И. Демин, И. О. Мишанина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 8. - С. 202-210.

121. Налдеева О. И. Стихотворная миниатюра в жанровой системе современной лирики Республики Мордовия / О. И. Налдеева // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2011. - Т. 1, № 4. - С. 41-47.

122. Налдеева О. И. Художественное осмысление и воплощение религиозных мотивов в современной мордовской поэзии / О. И. Налдеева // Вестник НИИ гуманитар. наук при Правительстве Респ. Мордовия. - 2012. -№ 2. - С. 136-142.

123. Налдеева О. И. Экологическое воспитание студентов при изучении современной мордовской поэзии / О. И. Налдеева // Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 4-5 июля 2014 г., г. Саранск. - Саранск, 2014. -С. 142-146.

124. Никандрова О. В. Лирическая циклизация в аспекте исторической поэтики (на материале русской поэзии ХУШ-ХХ вв.) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. / О. В. Никандрова. - М., 2009. - 27 с.

125. Никитина И. А. Русский венок сонетов конца XIX - начала XX веков, к истокам жанра : дис. ... канд. филол. наук / И. А. Никитина. -М., 2001. - 195 с.

126. Никифорова О. А. Народно-поэтические традиции в творчестве

мордовских писателей / О. А. Никифорова, Е. И. Азыркина // Интеграция науки

213

и культуры в образовательное пространство: молодежный взгляд : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 30-31 окт. 2013 г. / редкол.: Е. А. Жиндеева (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - С. 167-170.

127. Николаева С. В. Структура стихотворного текста в аспекте герменевтической теории интерпретации : на материале английского сонета XVI - XIX вв. : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Николаева. - Ростов н/Д, 2012. - 22 с.

128. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. -М. : Оникс : Мир и образование, 2012. - 736 с.

129. Орлова Р. К. Ангелозе-Ванфтыезе = Ангел-Хранитель / Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2008. - № 3. -С. 27.

130. Орлова Р. К. Аран Тяштенякс : стихт = Стану звездочкой : стихи / Р. К. Орлова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1997. - 48 с.

131. Орлова Р. К. ...Инксот эрян : сонетонь каштаз, стихт = .Тобой живу : венок сонетов, стихи / Р. К. Орлова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2007. - 100 с.

132. Орлова Р. К. Кодане ужяль мондейне, аляй... = Как жаль мне, отец./ Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2018. -№ 2. - С. 6-7.

133. Орлова Р. К. Крьвястян штатолня = Зажгу свечу / Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2008. - № 3. - С. 25.

134. Орлова Р. К. Крьвястян штатолня = Зажгу свечу = Озта сись = Чуктем сортам = Жуато сюстыл / Р. К. Орлова. - Йошкар-Ола : Ото, 2010. -88 с.

135. Орлова Р. К. Кулемасть, Шкайават, моньге - авать = Услышьте, Богини, и меня - женщину / Р. К. Орлова. - Саранск, 2010. - 52 с.

136. Орлова Р. К. Кулемасть, Шкайават, моньге - авать = Услышьте, Богини, и меня - женщину : цикл [электрон. ресурс] / Р. К. Орлова. - Режим

доступа : http://www.finnougoria.ru/logos/poetry/1333/ (дата обращения 22.12.2017).

137. Орлова Р. К. Кяттне маштыхть корхтама = Руки могут говорить / Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2009. - № 2. -С. 52-57.

138. Орлова Р. К. Ладемир и Азарина / Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2015. - № 10. - С. 64-70.

139. Орлова Р. К. Павазть пацяда сявса... = Счастье возьму за крылья. / Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2010. - № 2. -С. 36-43.

140. Орлова Р. К. Пацят : стихотвореният, сонетонь каштаз, поэмат, лия кяльста етафтф стихотвореният = Крылья : стихотворения, венок сонетов, поэмы, пер. стихотворений / Р. К. Орлова. - Саранск : ИД «Книга», 2011. -288 с.

141. Орлова Р. К. Пизелонь каштаз : стихт = Рябиновый венок : стихи / Р. К. Орлова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 104 с.

142. Орлова Р. К. Письма странницы : стихотворения, песни / Р. К. Орлова. - Саранск, 2014. - 104 с.

143. Орлова Р. К. Россияса тялотне = Зимы в России / Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2018. - № 2. - С. 6-7.

144. Орлова Р. К. Сорга : стихт, морот = Сережка : стихи, песни / Р. К. Орлова. - Саранск : ИД «Книга», 2014. - 128 с.

145. Орлова Р. К. Сргозема = Пробуждение / Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2018. - № 3. - С. 10-14.

146. Орлова Р. К. Тейть, Мордовия! = Тебе, Мордовия! / Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2008. - № 10. - С. 29-33.

147. Орлова Р. К. Тердема = Зов / Р. К. Орлова // Мокша : лит.-худож. и обществ.-полит. журн. - 2014. - № 10. - С. 21-27.

148. Орлова Р. К. Тундань ефкс: стихт = Весенняя сказка: стихи /

Р. К. Орлова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011. - 20 с.

215

149. Орлова Р. К. Ценгат : стихт = Острова : стихи / Р. К. Орлова. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2008. - 80 с.

150. Орлова Р. К. Шагну в себя / Р. К. Орлова // Личный архив автора.

151. Останкович А. В. Гармонизирующая роль пропорции золотого сечения в сонете / А. В. Останкович // Знание. Понимание. Умение. - 2008. -№ 3. - С. 156-160.

152. Останкович А. В. Гармоническая структура русского классического сонета XVШ - первой половины XX века : автореф. дис. ... д-ра филол. наук /

A. В. Останкович. - М., 2009. - 33 с.

153. Останкович А. В. Жанровая специфика, принципы и закономерности циклической связи сонетов / А. В. Останкович // Наука. Инновации. Технологии. - 2008. - № 5. - С. 39-45.

154. Останкович А. В. Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма : учеб. пособие [Электрон. ресурс] / А. В. Останкович ; Сев.-Кавказ. федер. ун-т. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 374 с. - Режим доступа : Шр://ЫЬНос1иЬ.ги/тёех.рЬр?ра§е=Ьоок&1ё=458202.

155. Очерки истории мордовской советской литературы / редкол.:

B. В. Горбунов [и др.]. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1956. - 226 с.

156. Пикулева И. А. Прозаический фрагмент или стихотворение в прозе О. Бердсли / И. А. Пикулева, Н. С. Бочкарева // Известия Волгогр. гос. пед. унта. - 2009. - № 2. - С. 200-204.

157. Писатели Мордовии : биобиблиогр. справ. : в 2 т. Т. 2 : Л-Я / сост.: А. И. Брыжинский, Л. П. Бойнова, Е. И. Чернов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2015. - 540 с.

158. Писатели Мордовии : биогр. справ. / сост.: Е. М. Голубчик, Т. С. Баргова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 128 с.

159. Поженян Г. М. Маки : стихотворения и поэмы / Г. М. Поженян. -М. : Воениздат, 1980. - 253 с.

160. Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов / Г. Н. Поспелов. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 208 с.

161. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1971. - 271 с.

162. Поспелов Г. Н. Теория литературы : учеб. для ун-тов. - М. : Высш. шк., 1978. - 351 с.

163. Поэзия мордовского края : антология / сост. К. В. Смородин ; [авт. вступ. ст. М. И. Малькина]. - Саранск : Молодеж. журн. «Странник», 2012. -544 с.

164. Прищепа В. П. Проблемы развития русской советской поэмы в 1960-1965 годы (некоторые тенденции эволюции жанра) : дис. ... канд. филол. наук / В. П. Прищепа. - Иркутск, 1985. - 200 с.

165. Прозоров В. В. Введение в литературоведение : учеб. пособие / В. В. Прозоров, Е. Г. Елина. - М. : Наука, 2012. - 223 с.

166. Пушина Л. А. История жанра «Стихотворение в прозе» во французской литературе / Л. А. Пушина // Вестник Удмурт. ун-та. Сер. История и филология. - 2005. - № 5-2. - С. 41-46.

167. Пушина Л. А. Лингвостилистические параметры сборника стихотворений в прозе Ш. Бодлера «Le spleen de Paris» : дис. ... канд. филол. наук / Л. А. Пушина. - Смоленск, 2004. - 207 с.

168. Рыбина М. С. «Senilia. Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева и «Гаспар из тьмы» А. Бертрана: поэтика жанра : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. С. Рыбина. - М., 2011. - 22 с.

169. Салимовский В. А. Литературные жанры [Электрон. ресурс] / В. А. Салимовский // Эффективное речевое общение : слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова ; Сиб. Федер. ун-т. - Красноярск, 2014. - С. 288-289.

170. Сапогов В. А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока / В. А. Сапогов // Язык и стиль художественного произведения. - М., 1966. - С. 90-91.

171. Синкевич Т. И. Вторичная семантика названий озер в представлении древних славян о воде / Т. И. Синкевич // Вестник Полоц. гос. ун-та. Сер.

A : Гуманитар. науки. - Новополоцк, 2017. - С. 125-131.

217

172. Смелкова З. С. Литература как вид искусства. Книга учителя и учащихся / З. С. Смелкова. - М. : Флинта : Наука, 1997. - 280 с.

173. Соловьев С. М. Цвет и жанр в произведениях Пушкина / С. М. Соловьев // Рус. речь. - 1976. - № 3. - С. 24-28.

174. Степин С. Н. К вопросу эволюции жанра философской лирики в творчестве современных поэтов Мордовии / С. Н. Степин // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. Сер. Соц.-гуманитар., медико-биол. науки. - 2010. -Т. 12, № 5.- С. 545-551.

175. Степин С. Н. Основные тенденции развития лирики в современной поэзии Мордовии (жанровый аспект) : монография / С. Н. Степин ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 172 с.

176. Степин С. Н. Поэтика пейзажной лирики в современной поэзии Мордовии / С. Н. Степин // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 10 ч. Ч. 9. -Тамбов : Юком, 2013. - С. 85-86.

177. Степин С. Н. Специфика функционирования цветовой гаммы в лирике Александра Арапова / С. Н. Степин // Филологические исследования -2014. Источники, их анализ и интерпретация в филологических науках : сб. ст. по итогам II Всерос. науч. конф. / Ин-т яз., лит. и истории Коми НЦ УрО РАН. - Сыктывкар, 2014. - С. 130-132.

178. Степин С. Н. Тема человека и природы в современной лирике Мордовии (на примере творчества Виктора Гадаева) / С. Н. Степин // Вестник Адыг. гос. ун-та. Сер. 2. Филология и искусствоведение. - 2011. - № 3. - С. 5258.

179. Степин С. Н. Философская лирика Мордовии на современном этапе : метод. рек. к курсу по выбору / С. Н. Степин. - Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т., 2003. - 36 с.

180. Сурат И. З. Личный опыт в лирике Пушкина и проблема построения биографии поэта : дис. ... д-ра филол. наук / И. З. Сурат. - М., 2001. - 59 с.

181. Сухих И. Н. Что происходит на границах? : Жанровые семейства и межродовые жанры / И. Н. Сухих // Первое сентября. Сер. Литература. - 2014. -№ 3. - С. 53-58.

182. Терменев А. Н. В поисках гармонии и красоты / А. Н. Терменев, Л. А. Терменева // Изобраз. искусство в шк. - 2015. - № 6. - С. 52-64.

183. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Тимофеев. - Изд. 4-е, испр. - М. : Просвещение, 1971. - 464 с.

184. Тимофеев Л. И. Словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М. : Просвещение, 1974. - 509 с.

185. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие / Б. В. Томашевский. - М. : Аспект-Пресс, 2003. - 334 с.

186. Трофимова Т. Б. Литературно-философские реминисценции и автореминисценции в цикле «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева : К проблеме поэтики : дис. ... канд. филол. наук / Т. Б. Трофимова. - СПб., 2004. - 195 с.

187. Тюпа В. И. Стихотворение в прозе: проблема жанровой идентичности / В. И. Тюпа // Новый филол. вестник. - 2007. - № 2 (5). - С. 4957.

188. Уткина Т. В. Взаимосвязанное изучение русских, мордовских и зарубежных литературных сказок : дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Уткина. -Саранск, 1998. - 206 с.

189. Федотова К. А. Венок сонетов «Матери» А. Даржая / К. А. Федотова // Яз. и соц. динамика. - 2014. - № 14 (2). - С. 114-119.

190. Феоктистов А. П. Художественные образы мордовской поэзии / А. П. Феоктистов // Вестник Морд. ун-та. - 2003. - Т. 13, № 3-4. - С. 66-70.

191. Философская лирика мордовии конца XX - начала XXI века : монография / Е. А. Жиндеева, Н. В. Карабанова, С. Н. Степин [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2011. - 100 с.

192. Фоменко И. В. Поэтика лирического цикла : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И. В. Фоменко. - М., 1990. - 31 с.

193. Чанкаева Т. А. Семантика цвета в национальной лингвокультуре (на примере карачаево-балкарской литературы) / Т. А. Чанкаева // Науч. вестн. Кубан. гос. ун-та. Медиакоммуникация. - 2016. - № 2 (3). - С. 62-65.

194. Чернец Л. В. Литературные жанры : Проблемы типологии и поэтики / Л. В. Чернец. - М., 1982. - 192 с.

195. Чуворкина О. А. Диалог живописи и литературы : Марк Шагал -иллюстратор Библии / О. А. Чуворкина // Изобразит. искусство в шк. - 2015. -№ 6. - С. 15-35.

196. Шаронова Е. А. Пространство и время в семейно-родовых обрядах и песнях мордвы / Е. А. Шаронова, М. Н. Салаева, Т. А. Салаева // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 5. - С. 216-220.

197. Шеянова С. В. К проблеме периодизации истории мордовской литературы / С. В. Шеянова // Вестник угроведения. - 2017. - № 2 (29). - С. 9399.

198. Штец Т. П. Русская философская поэзия рубежа XIX-XX веков как культурно-историческая рефлексия национального мировоззрения : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Т. П. Штец. - Мурманск, 2003. - 28 с.

199. Эпоева Л. В. Образные художественные средства / Л. В. Эпоева // Культур. жизнь Юга России. - 2007. - Т. 1, № 20. - С. 48-49.

200. Юдайкина Е. В. Жанр стихотворения в прозе в творчестве Е. И. Замятина / Е. В. Юдайкина // Вестник Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. - 2001. - № 3-3 (23). - С. 78.

201. Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформации / Н. Г. Юрченкова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. -412 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.