Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-ритмических занятиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Межецкая, Оксана Васильевна

  • Межецкая, Оксана Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 158
Межецкая, Оксана Васильевна. Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-ритмических занятиях: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2013. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Межецкая, Оксана Васильевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ДВИЖЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1.1. Понятие «художественное движение» в педагогике музыкального и художественного образования

1.2. Формулы движений для детей 6-7 лет на музыкально-ритмических занятиях

1.3. Принципы обучения художественному движению на музыкально-ритмических занятиях

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ДШИ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ДВИЖЕНИЮ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

2.1. Начальная диагностика уровня обученности художественному движению учащихся групп раннего эстетического развития ДШИ на музыкально-ритмических занятиях

2.2. Методика обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-ритмических занятиях»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в детских музыкальных школах и детских школах искусств открываются подготовительные отделения, включающие в свою работу группы раннего эстетического развития. В них обучаются дети 6-7 лет, не имеющие конкретного распределения для обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте. Для таких групп в учебных заведениях системы дополнительного образования разрабатывается и внедряется перечень определенных дисциплин, среди которых обязательной является ритмика или музыкально-ритмические занятия. Главная цель таких занятий - развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся. На них дети изучают танцевальные движения, учатся определять музыкальные жанры, знакомятся с элементами музыкальной грамоты, осваивая танцевальные движения. Однако педагогами ритмики редко используется художественное движение, представляющее собой свободное двигательное фантазирование ребенка, отражающее художественный образ музыки, чаще дети последовательно исполняют танцевальные па.

Основными выразительными средствами создания художественного образа в танце являются гармоничные движения и позы, пластическая выразительность и мимика (И.Э. Кох). Пластическая выразительность языка тела, как считает Ю.А. Кондратенко, многовариантна, благодаря чему исполнитель определяет выбор тех или иных художественных средств, которые могут варьироваться от подражательных (изобразительных) до выражающих определенное состояние (выразительных). Эти выразительные и изобразительные средства могут составлять не только основу для определенных танцев, но и для художественного движения, осуществляемого в процессе импровизации под музыку.

Художественное движение как определенный творческий акт рассматривали отечественные и зарубежные авторы (Л.Н. Алексеева,

Ф. Дельсарт, А. Дункан, Э. Жак-Далькроз, С.Д. Руднева, И.Е. Кулагина, В.Н. Никитин, Р. Штейнер и др.). И.Е. Кулагина, в опоре на работы Л.Н. Алексеевой, ученицы основоположницы «свободного танца» А. Дункан, определяла художественное движение как отражение художественного образа музыки в импровизации. Р. Лабан, использовавший термин «выразительные движения», связывал выразительные движения с выражением внутреннего состояния и с самовыражением. Система выразительного движения Ф. Дельсарта была основана на передаче чувств пластикой тела, выразительными движениями, освоенными танцорами.

Понятие «художественное движение» и сходные с ним понятия освещались в музыкальной и художественной педагогике. Идеи внедрения эстетической гимнастики Ф. Дельсарта, телесного переживания музыки в ритмике Э. Жак-Далькроза, эвритмии Р. Штейнера, гармонической гимнастики Л.Н. Алексеевой, музыкального движения С.Д. Рудневой, художественного движения И.Е. Кулагиной, «пластикодрамы» В.Н. Никитина базировались на необходимости формирования эмоционально-образного отражения музыки в свободном движении или в импровизации.

В отечественных образовательных программах системы дополнительного образования на музыкально-ритмических занятиях используются методики Т.В. Бырченко, Е.В. Коноровой, И.В. Лифиц, Г.С. Франио. Авторы данных методик ставят своей задачей развивать у детей общую музыкальность и чувство ритма, применяя определенные упражнения, музыкальные игры, двигательные импровизации на основе музыкальных произведений. Однако темы импровизации, как правило, определяются педагогом, для их осуществления детям предлагается в качестве обязательного условия включение двигательных танцевальных эталонов, освоенных на уроках ритмики. На музыкально-ритмических занятиях в детских школах искусств и детских музыкальных школах учащиеся воспроизводят под музыку выученный набор определенных движений, соответствующих тому или иному танцу.

Художественное движение как определенный творческий акт, включающий свободную импровизацию, при которой ребенком вводятся движения, творчески переработанные или даже созданные самостоятельно для изображения музыкального образа и выражения своего отношения к нему, в содержание занятий не включается.

Анализ программ музыкально-ритмических занятий, предназначенных для детских школ искусств и детских музыкальных школ (JT.A. Степанова, Г.С. Франио, Е.В. Черникова), позволяет говорить о том, что в данные занятия возможно введение художественного движения, так как на них применяются двигательные импровизации, но при изменении цели и подходов к содержанию таких импровизаций. Для этого детей необходимо обучить определенным двигательным формулам, включающим изобразительные и выразительные движения, которые позволят отражать в движении образ музыки, выражать свое отношение и чувство к данному образу при полной свободе двигательного аппарата с различными вариантами применения данных формул.

Анализ работ различных авторов, касающихся подготовительного этапа обучения детей музыке, позволяет говорить о том, что для будущего музыканта-исполнителя на начальном этапе обучения в детской музыкальной школе необходимо целостное развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, которая входит в структуру музыкальности (H.A. Ветлугина, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов) как важнейшее свойство, влияющее на качество исполнительской деятельности; необходимо развитие свободы двигательного аппарата юного исполнителя (В.Х. Мазель), способности к выражению отношения к исполняемому произведению. Все указанные способности, качества, свойства можно развивать на подготовительном этапе обучения в группах раннего эстетического развития на музыкально-ритмических занятиях, включающих не только обучению элементам танцев, но и художественному движению. Но, к сожалению, в детских школах искусств и музыкальных школах отсутствует методическое обеспечение процесса обучения

художественному движению: методические рекомендации, содержание занятий, аудиальные записи, наглядные пособия.

Все вышеизложенное позволило выделить ряд противоречий:

- между необходимостью целостного музыкального развития ребенка и недостаточным решением этой проблемы у учащихся в группах раннего эстетического развития на музыкально-ритмических занятиях;

- между разработанностью вопросов художественного движения в художественной и музыкальной педагогике и недостаточной разработанностью вопросов развития художественного движения на музыкально-ритмических занятиях в системе дополнительного музыкального образования;

- между необходимостью введения художественного движения в процесс музыкально-ритмических занятий в детских школах искусств и музыкальных школах и отсутствием методического обеспечения данного процесса.

Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, сущность которой заключается в нахождении способов обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях.

Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-ритмических занятиях».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-поисковым путем методику обучения художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях в детской школе искусств.

Объект исследования - процесс музыкального образования учащихся в детских школах искусств.

Предмет исследования - методика обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях.

Гипотеза исследования. Обучение художественному движению учащихся групп раннего эстетического развития детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях будет успешным, если:

- художественное движение будет осуществляться в процессе освоения ребенком определенных формул движений, позволяющих изображать различные движения и действия персонажей в музыке и выражать их, а также свои настроения и чувства;

- этот процесс осуществлять последовательно при овладении ребенком свободой двигательных действий, освоении формул изобразительных и выразительных движений и стимулировании его на создание творческого продукта;

- учитывать желание ребенка к участию в различных видах художественной деятельности и включать в музыкально-ритмические занятия взаимосвязь таких ее видов, как речевая и изобразительная для понимания образа музыкального произведения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. На основе анализа литературы по музыкальной и художественной педагогике уточнить понятие «художественное движение».

2. Разработать критерии и показатели обученности художественному движению учащихся 6-7 лет на музыкально-ритмических занятиях.

3. Выявить формулы изобразительных и выразительных движений для детей 6-7 лет.

4. Установить последовательность обучения детей художественному движению на музыкально-ритмических занятиях.

5. Определить принципы, этапы методики, сформулировать ее задачи, разработать упражнения, игры, импровизации, творческие задания для обучения художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях, определить методы работы с детьми.

6. Апробировать методику обучения художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях в детских школах искусств для групп раннего эстетического развития и проверить успешность ее внедрения. Методологической и теоретической основой исследования явились: положения физиологии и психологии о поэтапном построении движений (H.A. Бернштейн, A.B. Запорожец, JI.B. Чхаидзе); теория эмоций и их выражение (К. Изард, П.К. Анохин); идеи ученых о влиянии речи и ритма на развитие координации движений (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, А.Р. Лурия); теоретические положения психологии о возрастных особенностях двигательного развития детей (М.О. Гуревич, B.C. Мухина, Э.Я. Степаненкова); теоретические положения о связи эмоционального воздействия музыки с двигательно-моторными особенностями ее восприятия (Б.В. Асафьев, А.Г. Костюк, В. Коэн, М.С. Красильникова, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, A.B. Пасынкова, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов); идеи художественной педагогики о развивающем значении художественного движения (Л.Н. Алексеева, И.Е. Кулагина, С.Д. Руднева, Э.М. Фиш); теоретические положения о сущности, стадиях и формах самовыражения (B.C. Безрукова, A.A. Вострикова, O.E. Дрень, Р.К. Ерохина, А.Ф. Яфальян); педагогические идеи о рассмотрении импровизации как творческого самовыражения и способа познания себя и окружающего мира (А.И. Катиене, Л.М. Мун, О.П. Радынова, В.О. Усачева), как способа переноса отработанных движений в ситуацию нового художественного образа (С.И. Бекина, К. Орф); идеи о выразительных и изобразительных возможностях музыкального искусства (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский); положения о развивающем значении ритмики в музыкальном воспитании детей (О.Б. Бубнова, Э. Жак-Далькроз, А.Н. Зимина, Т.Э. Тютюнникова, М.И. Чистякова, Б.Л. Яворский). В ходе исследования использовались следующие методы: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы по исследуемой

проблеме; анализ и обобщение программ и методической литературы в сфере дополнительного образования детей; сравнение, проектирование методики, прогнозирование результатов исследования;

- экспериментальные: опытно-поисковая работа, методы статистической и математической обработки результатов исследования;

- эмпирические: педагогическое наблюдение, творческие задания, анализ продуктов детского творчества.

Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в течение 2009-2013 гг. в условиях естественно протекающего образовательного процесса и проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования (2009-2010 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; осуществлялось обобщение педагогического опыта в области обучения учащихся в группах раннего эстетического развития подготовительного отделения ДШИ; формулировалась тема, цель, задачи, гипотеза исследования.

На втором этапе исследования (2011-2012 гг.) была разработана методика обучения художественному движению учащихся 6-7 лет в детской школе искусств на музыкально-ритмических занятиях, определены ее этапы (начальный, промежуточный и обобщающий); проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы, проанализированы его результаты. На данном этапе осуществлялась проверка гипотезы, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация методики обучения художественному движению учащихся ДШИ на музыкально-ритмических занятиях, осуществлялись анализ и обработка результатов ее внедрения в образовательный процесс ДШИ.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) проводилась контрольная диагностика, анализировались и обобщались материалы исследования, формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление результатов работы.

Научная новизна исследования.

1. Определено, что обучение художественному движению способствует музыкальному развитию ребенка, необходимому для дальнейшего обучения игре на любом музыкальном инструменте, так как процесс подготовки будущего музыканта-исполнителя включает формирование способности эмоционально откликаться на музыку, выражать к ней свое отношение, отражать образ музыкального произведения в движениях свободным двигательным аппаратом.

2. Разработаны формулы движений для детей 6-7 лет (формула двигательного перевоплощения и формула двигательного переживания музыки), которые понимаются как эталоны изобразительных движений (изображающие характер, действия, поведенческие реакции людей, животных, сказочных персонажей) и эталоны выразительных движений (выражающие различные эмоциональные состояния и отношение к музыке), выполненные свободным двигательным аппаратом, включаемые в процесс музыкально-ритмических занятий в детской школе искусств.

3. Разработана методика обучения художественному движению на музыкально-ритмических занятиях учащихся детских школ искусств, включающая три этапа. Начальный этап, задачей которого является развитие эмоционально-слуховой сферы учащихся, обучение формуле двигательного перевоплощения: изобразительным движениям на основе визуального, а затем музыкального ряда, раскрепощение двигательного аппарата. Применяются упражнения на определение характера визуального, а затем музыкального образов, творческие задания, игры, направленные на овладение изобразительными движениями через восприятие изобразительных и музыкальных произведений, прием двигательных диалогов, «свободного дирижирования». Промежуточный этап, задачей которого является обучение формуле двигательного переживания музыки: выразительным движениям на основе музыкального, визуального и литературного ряда, развитие свободы двигательного аппарата. Применяются упражнения на развитие технически

свободных и выразительных движений, игры на овладение выразительными движениями в опоре на художественные иллюстрации и стихи; приемы двигательных диалогов настроений, двигательных загадок (без музыкального сопровождения), театрализации, импровизации (выполнение фрагмента импровизации на музыку с использованием освоенных движений). Обобщающий этап, задача которого - самовыражение с помощью освоенных формул двигательного перевоплощения и двигательного переживания музыки в процессе свободных импровизаций (выполнение импровизации с использованием освоенных движений и движений, измененных или найденных ребенком самостоятельно). Применяются метод импровизации, театрализации, прием двигательных загадок (под музыкальное сопровождение), творческих заданий.

Теоретическая значимость исследования.

1. Сформулировано определение художественного движения как отражения ребенком в свободной импровизации под музыку образа музыки и передачи отношения ребенка к этому образу в освоенных формулах движения свободным двигательным аппаратом.

2. Определены принципы обучения художественному движению на музыкально-ритмических занятиях: принцип полихудожественности, как интеграции музыки, изобразительного искусства и литературы; принцип единства технического и художественного в создании свободных импровизаций на основе художественного движения; принцип органичности и естественности движений при соответствии их образу художественного произведения.

3. Определена последовательность обучения детей художественному движению в процессе музыкально-ритмических занятий: репродуктивное воспроизведение изобразительных и выразительных движений, репродуктивное воспроизведение с элементами творчества и творческое воспроизведение музыкального произведения в импровизациях.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении: критериев и показателей обученности художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях; диагностических заданий; методического сопровождения музыкально-ритмических занятий в детских школах искусств и музыкальных школах (методических рекомендаций, содержания занятий, репертуара музыкальных произведений, нотного приложения, литературного, наглядного материала: иллюстраций, картинок с изображениями животных, игрушек, эмоциональных состояний).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Художественное движение представляет отражение ребенком в свободной импровизации под музыку образа музыки и передачи ребенком собственного отношения к этому образу в освоенных формулах движения свободным двигательным аппаратом.

2. Принципами обучения художественному движению на музыкально-ритмических занятиях являются принципы полихудожественности, единства технического и художественного, органичности и естественности движений.

3. Формулами движений, соответствующими возрастным особенностям детей 6-7 лет, являются формула двигательного перевоплощения как эталон изобразительных движений (изображающих характер, действия, поведенческие реакции людей, животных, сказочных персонажей) и формула двигательного переживания музыки как эталон выразительных движений (выражающих различные эмоциональные состояния и отношение к музыке), которые осваиваются и включаются детьми с возможными изменениями в импровизации под музыку.

4. Методика обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях включает этапы: начальный, промежуточный и обобщающий, на которых происходит обучение формулам двигательного перевоплощения и двигательного переживания музыки, раскрепощение двигательного аппарата, с использованием методов:

упражнения в опоре на визуальный и музыкальный ряд, игры, творческих заданий, импровизации, театрализации, приемов «свободного дирижирования», двигательных диалогов, двигательных загадок.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими позициями, соответствием содержания опытно-поисковой работы выдвинутой гипотезе и задачам исследования, применением теоретических и эмпирических методов, адекватных по содержанию задачам исследования, а также методов математической статистики.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялось в процессе опытно-поисковой деятельности автора исследования на базе МАОУ ДОД «ДТПИ «Гармония» и МАОУ ДОД «ДТТТИ им. В.В. Знаменского» г. Тюмени, МБОУ ДОД ПГО «Пышминская детская школа искусств» г. Пышма. Основные положения исследования обсуждались на международных (Екатеринбург, 2011), всероссийских с международным участием (Тюмень, 2010; Самара, 2010; Тюмень, 2011; Тюмень, 2012), всероссийских (Москва-Челябинск, 2009; Екатеринбург, 2012; Екатеринбург, 2013) научно-практических конференциях и всероссийских педагогических чтениях (Нижний Тагил, 2012), а также нашли отражения в опубликованных научных статьях и тезисах докладов (Екатеринбург, Москва, Нижний Тагил, Самара, Тюмень, Челябинск), представлялись на заседаниях кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета и кафедры музыкального образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ДВИЖЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1.1. Понятие «художественное движение» в педагогике музыкального и художественного образования

Многолетняя педагогическая практика в детских школах искусств и музыкальных школах показывает, что дети на концертных выступлениях, озадаченные выполнением чисто технических проблем, не всегда могут раскрыть художественный образ исполняемого произведения. У детей, обучающихся на музыкальных инструментах, особенно в младших классах музыкальных школ и школ искусств, по мнению Т.И. Смирновой, М.М. Берлянчика, часто наблюдаются следующие проблемы: они не всегда способны выразить свое отношение к музыке, у некоторых из них не развита эмоциональная отзывчивость на музыку, наблюдается скованность, либо, напротив, чрезмерная свобода движения рук, корпуса, головы. А это важные составляющие при игре на любом музыкальном инструменте. Обозначенные проблемы подтолкнули к поиску их решения на подготовительном этапе обучения детей 6-7 лет, когда еще нет конкретного распределения для обучения на определенном музыкальном инструменте. В так называемых группах раннего эстетического развития детей, на музыкально-ритмических занятиях можно использовать движения под музыку, которые будут способствовать как развитию пластической свободы двигательного аппарата, так и умению с помощью движений передавать образ различных произведений искусств, что ассоциируется с понятием «художественное движение».

Художественным движением, с точки зрения психомоторного развития, называется система упражнений, в основном танцевального характера, которую отличает ритмичность, пластичность, выразительность, особая утонченностью движений. В художественном движении отмечается органическая связь с музыкой [46].

Истоки художественного движения связаны с понятием «свободный танец» или «свободное движение». Основной идеей так называемого «свободного» танца, берущей свое начало в философии Ф. Ницше, было раскрепощение творческого духа. Основательницей этого направления в художественном творчестве являлась А. Дункан. Предвосхитило ее идеи творчество Ж. Стеббинс и Л. Фуллер, увлеченных пластической интерпретацией музыки в античных традициях (искусством Л. Фуллер восхищались О. Роден и А. Франс) [9, с. 555]. Но наибольший след в истории развития «свободного» танца оставила деятельность А. Дункан, считавшая, что движения тела должны быть выражением «внутреннего импульса»; пластика ее танца состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков и выразительных жестов. В качестве музыкального сопровождения она использовала музыку Л. Бетховена, К. Глюка, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, которая не была специально предназначена для танцев. Ее искусство оказывало повышенное эмоциональное воздействие на публику, так как А. Дункан обладала даром импровизационной, пантомимической актрисы [158]. Таким образом, свободный танец тесно связан с самовыражением, основанном на пластической импровизации.

Идеи А. Дункан развивались в Западной Европе в разнообразных направлениях физического раскрепощения человека. На рубеже Х1Х-ХХ веков возникло большое количество школ так называемого «свободного танца», которые искали источник вдохновения в искусстве Древней Греции, призывали к естественности движений. Возникновение таких школ связано с именем французского оперного певца Ф. Дельсарта, который в системе «эстетической» гимнастики развивал пластику и выразительность жестов. Он составил школу основных движений, в которой допускались различные сочетания, в том числе и противопоставление движений рук и ног. По его теории все движения характеризовались следующей очередностью: последовательность, параллельность, противоположность. Ф. Дельсарт понимал выразительное

движение как художественно-образное отражение действительности в искусстве, которое осуществлялось с помощью подготовленных движений.

«Свободный танец» отрицал сложную технику классической школы танца, отработку техничных «па», требующих точного исполнения экзерсисов, в его основе лежало новое сочетание хореографии и музыки, а именно выражение музыкального настроения всем телом и танцем.

Эвритмию, как искусство самовыражения через движение, создал Р. Штейнер (Штайнер). Он считал, что эвритмия является, прежде всего, видимой речью, а пластическая деятельность «идет из системы нервов и органов чувств и передает с помощью метафор то, что происходит в организме во время речи» [173, с. 109]. Вальдорфская педагогическая система, руководителем которой был Р. Штейнер (Штайнер), считала музыку важной основой раннего развития ребенка. В вальдорфских детских садах и школах много поют и двигаются под музыку самого различного характера, не обязательно танцевального, и дети самостоятельно, а также подражая взрослым, двигаются под нее. В зависимости от смены характера музыки, меняются и движения, которые дети придумывают сами. Таким образом, движения под музыку в вальдорфских детских садах и школах связаны с импровизацией и отражением в движении характера, настроения музыкального произведения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Межецкая, Оксана Васильевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

2. Алексеева, Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей [Текст] / Л.Н. Алексеева. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2004. - 48 с.

3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

4. Анохин, П.К. Избранные труды [Текст]: Философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М.: Изд-во «Наука». - 399 с.

5. Анохин, П.К. Эмоции [Текст]: БМЭ, т. 35 / П.К. Анохин. - М.: «Советская энциклопедия», 1964. - С.339-341, 354-357.

6. Аракелова, А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства [Текст]: сборник материалов для детских школ искусств / Министерство культуры РФ; Автор-сост. А.О. Аракелова. - М., 2012. -Режим доступа: http://umiic.ru/index.php/obrazovatelnvm/normativnye/82-o-realizatsii-dopolnitelnvkh-predprofessionalnvkh-obshcheobrazovatelnvkh-ргоггатт-у-оЫазЦ^кшзГу (дата обр. 14.08.2013)

7. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой [Текст] : учеб. пособие, изд-е 3 / А.Д. Артоболевская. - М.: «Советский композитор», 1987. - 103 е., ил.

8. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст]: Книги первая и вторая / Б.В. Асафьев. - Л.: «Музыка», 1971. - 369 с.

9. Балет [Текст]: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 е.: ил.

10. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Изд-во «Художественная литература», 1975. - 504 с.

11. Безрукова, B.C. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / B.C. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.

12. Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) [Текст]: из опыта работы муз. руководителя дет. садов / Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, E.H. Соковнина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.

13. Бернстайн, С. 20 уроков клавиатурной хореографии [Текст]: пер. с англ / С. Бернстайн. - СПб.: «Композитор», 2001. - 152 е.: ил., нот. примеры.

14. Бернштейн, H.A. О ловкости и ее развитии [Текст] / H.A. Бернштейн. - М.: Физ-ра и спорт, 1991. - 288 е., с ил.

15. Бернштейн, H.A. Физиология движений и активность [Текст]: под ред. О.Г. Газенко / H.A. Бернштейн. - М.: «Наука», 1990. - 494 с.

16. Берлянчик, М.М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество [Текст]: Учебное пособие / М.М. Берлянчик. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 266 с. - (Учебник для вузов. Специальная литература).

17. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Изд-во «Академия», 1997. - 240 с.

18. Большой психологический словарь [Текст] / Под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.

19. Большой толковый словарь современного русского языка [Текст] / под ред. Д.Н. Ушакова. - Режим доступа: http://ushdict.narod.ru/

(дата обращения 23.04. 2012).

20. Бочкарев, J1.J1. Психология музыкальной деятельности [Текст] / J1.JI. Бочкарев. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2008. - 352 с.

21. Бубнова, О.Б. Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников (на уроках ритмики в детской музыкальной школе) [Текст]: автореф. диссертации на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 21 с.

22. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа по ритмической пластике для детей / А.И. Буренина. - СПб.: Изд-во «ЛОИРО», 2000. - 220 с.

23. Буров, А.И. Эстетическая сущность искусства [Текст]: Акад. наук СССР; Ин-т истории искусств / А.И. Буров. - М.: Изд-во «Искусство», 1956. - 290 с.

24. Бырченко, Т.В. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике [Текст]: для подготовительных групп ДМШ и школ искусств / Т.В. Бырченко. - М.: «Советский композитор», 1991. - 200 с.

25. Бюхер, К. Работа и ритм. Роль музыки в синхронизации усилий участников трудового процесса / К. Брюхер. - М.: Либроком, 2011.-344 с.

26. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой [Текст]: Из опыта работы / Т.Е. Вендрова; сост. И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 1991. - 205 с.

27. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / H.A. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981. - 124 с.

28. Виды искусства и их взаимодействие [Текст]: Рос. акад. образования, Ин-т художеств, образования, Лаб. интеграции искусств / Б.П. Юсов. - М.: ИХО РАО, 2001. - 210 е.: ил.

29. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности [Текст] / Г. Вильсон. - М.: «Когито-Центр», 2001, 384 с.

30. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: учеб. пособ.

для студ. пед. инст. /Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.

31. Востриков, A.A. Обучающее воспитание. Курс развития способностей к общению и эмоциональной выразительности [Текст]: учеб. пос. для уч-ся нач. шк., учит, и родителей / A.A. Востриков. -Томск: Изд-во «Школа свободного развития», 2011. - 100 с.

32. Выготский, J1.C. Психология искусства [Текст] / JI.C. Выготский. - M.: «Искусство», 1986. - 573 с.

33. Гальперин, П.Я. Управляемое формирование психических процессов [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 199 с.

34. Гат, Й. Техника фортепьянной игры: Пер. с венг. [Текст] / Й. Гат. - М.: «Музыка», 1967. - 244 с.

35. Гержев, В.Н. Методика преподавания игре на духовых инструментах [Текст] / В.Н. Гержев. - Таганрог: ТМК, 1995. - 32 с.

36. Гиппиус, C.B. Актерский тренинг. Гимнастика чувств [Текст] / C.B. Гиппиус. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 377 е.: ил.

37. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. -Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 428 с.

38. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу [Текст]: Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ / Е.В. Горшкова. - М.: «Гном и Д», 2004. - 144 с.

39. Горшкова, Е.В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Горшкова. -М.: Дрофа, МГППУ, 2007. - 80 с.

40. Готсдинер, A.JI. Музыкальная психология [Текст] / A.JI. Готсдинер. - M.: «NB Магистр», 1993. - 190 с.

41. Гринер, В.А. Ритм в искусстве актера [Текст]: метод, пособ.

для театр, и культ.-просвет. училищ / В.А. Гринер. - М.: Просвещение, 1966. - 78 с.

42. Гуревич, М.О. Анатомо-физиологические основы психомоторики и ее соотношения с телосложением и характером [Текст] / М.О. Гуревич. - M.-JL: Гос. мед. изд-во, 1930. - 152 с.

43. Гутерман, В.А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук [Текст] / В.А. Гутерман. -Екатеринбург: Гуманитарно-экологический лицей, 1994. - 90 е., ил.

44. Домогацкая, И.Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» [Текст] / И.Е. Домогацкая. -М.: Классика-ХХ1, 2004. - 32 с.

45. Дрень, O.E., Яфальян, А.Ф. Ритмическое самовыражение детей [Текст] / O.E. Дрень, А.Ф. Яфальян // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 11. - С. 67-71

46. Дудьев, В.П. Психомоторика [Текст]: слов,- справ. / В.П. Дудьев. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 366 с.

47. Еремеев, А.Ф. Границы искусства [Текст]: социальная сущность художественного творчества / А.Ф. Еремеев. - М.: «Искусство», 1987. - 317 с.

48. Ермакова, Ю.Н. Методика физкультурных занятий с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол [Текст]: Дис. ... канд. пед наук / Ю.Н. Ермакова. Шуя, 2010. - 182 с.

49. Ерохина, Р.К. Особенности применения компетентностного подхода в инновационном курсе развивающей эстетики в начальном звене общеобразовательной школы и школы свободного развития [Текст] / Р.К. Ерохина. - Режим доступа: http://cvberleninlca.ru/aiticle/n/osobennosti-primeneniya-kompetentnostnogo-podhoda-v-innovatsionnom-kurse-razvivayuschey-estetiki-v-nachalno (дата обращения 30.05.2013).

50. Жак-Далькроз, Э. Ритм [Текст] / Э. Жак-Далькроз. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2010. - 248 е., ил.

51. Живов, B.JI. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

52. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера [Текст]: учебное пособие / Б.Е. Захава. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2008. - 432 с.

53. Запорожец, A.B. Развитие произвольных движений [Текст]: Избран, психол. труды в 2-х томах. Т.2 / A.B. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 286 с.

54. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 е.: ноты.

55. Зимина, А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Зимина. -М.: ТЦ Сфера, 2010. - 320 с.

56. Иванов-Радкевич, А. О воспитании дирижера [Текст] / А. Иванов-Радкевич. - М.: «Музыка», 1973. - 77 с.

57. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 464 с.

58. Ильев, В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока [Текст]: учеб. пособие для учителей средней шк. и студентов пед. ин-тов / В.А. Ильев. -М.: Аспект Пресс, 1993. - 127 с.

59. Казачков, С.А. Дирижерский аппарат и его постановка [Текст] / С.А. Казачков. - М.: Музыка, 1967. - 111 с.

60. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст]: 3-е изд., испр. / Д.Б. Кабалевский. - М.: Изд-во «Просвещение», 1989. -191 е., 8 л. ил.

61. Кабкова, Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства [Текст]: Дис. ... доктор пед. наук / Е.П. Кабкова. - Москва, 2005. - 306 с.

62. Катиене, А.И. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А.И. Катиене. - М.: «Академия», 2000. - 240 с.

63. Кинус, Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе [Текст] / Ю.Г. Кинус. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 188 с.

64. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. - 496 с .

65. Коган, Г.М. У врат мастерства [Текст]: Работа пианиста / Г.М. Коган. - М.: Музыка, 1969. - 342 с.

66. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю Коджаспиров. - М.: «Академия», 2003. - 176 с.

67. Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Еремеенко. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. - 286 с.

68. Комиссарова, JI.H. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов / J1.H. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

69. Кондратенко, Ю.А. Система художественного языка танца: специфика, структура и функционирование [Текст]: автореферат на соискание уч. степ, доктора искусствоведения, Саранск, 2010. - 36 с.

70. Конорова, Е.В. Методическое пособие по ритмике [Текст]: занятия по ритмике в первом и втором классах музыкальной школы. Выпуск I / Е.В. Конорова. - М: «Музыка», 1972. - 116 с.

71. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. № ПК-2) [Текст] — Режим доступа: http://www.lexed.m/doc.php?id=3213&q=#(flaTa обращения: 23.03.2013)

72. Костюк, А.Г. Восприятие мелодии [Текст]: мелодические параметры процесса / А.Г. Костюк. - Киев: Изд-во «Музична Украина», 1990. - 195 с.

73. Кох, И.Э. Основы сценического движения [Текст]: учебник, 2-е изд. / И.Э. Кох. - СПб: Изд-во «Планета музыки», Изд-во «Лань», 2010. -512 е.: ил.

74. Коэн, В.В. Метод «музыкальных зеркал» [Текст] / В.В. Коэн // Искусство в школе, 2005. - № 3-4. - С. 14-17.

75. Красильникова, М.С. Работа по экспериментальной рограмме «К вершинам музыкального искусства» [Текст] /М.С. Красильникова // Искусство в школе. - 2002. - №6. - С.50-83.

76. Критская, Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина, Т.С. Музыка. Начальные классы. 1-4 классы [Текст]: Программы общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2010. - 177 с.

77. Кулагина, И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой) [Текст]: пособие для преп. дошк. учрежд. и общеобраз. шк. - М.: Изд-во «Флинта», «Наука», 1999. - 120 с.

78. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] /

A.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; «Академия», 2004. - 352 с.

79. Леви, ВЛ. Искусство быть собой [Текст]: изд. обновл. /

B.И. Леви. - М.: Знание, 1991. - 256 с.

80. Леви, Т.С. Уровни построения движений по H.A. Бернштейну и телесная психотерапия [Текст] / Т.С. Леви. - Режим доступа:

http://ratop.ru/?p=182 (дата обращения 30.11.2013).

81. Леонтьев, A.A. Основы теории речевой деятельности [Текст] / A.A. Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - 368 с.

82. Либерман, М.Б., Берлянчик, М.М. Культура звука скрипача [Текст]: Пути формирования и развития / М. Либерман, М. Берлянчик. -М: Музыка, 1985. - 160 е., нот., ил.

83. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с.

84. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. - 416 с.

85. Мазель, В.Х. Музыкант и его руки [Текст]: Физиологическая природа и формирование двигательной системы / В.Х. Мазель. - СПб.: Композитор (СПб), 2002. - 180 с.

86. Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки [Текст]: теоретический очерк / Л.А. Мазель. - М.: Музыка, 1983. - 71 с.

87. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2006. - 583 с.

88. Мартинсен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано [Текст] / К.А. Мартинсен. - М.: Классика - XXI, 2003. - 120 с.

89. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки [Текст]: Исследование / В.В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 262 с.

90. Мелик-Пашаев, A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников [Текст] / A.A. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии, 1989. -№1. - С. 15-24.

91. Мирошник, И.М. Метод психической координации и феномен синестезии [Текст]: Материалы Международной конференции

«Синестезия: содружество чувств и синтез искусств»; Казань, 2008. / И.М. Мирошник. - Режим доступа:

http://synesthesia.prometheus.kai.ru/ny.htm (дата обращения 12.01.2012).

92. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

93. Могендович, М.Р. Физиологические основы лечебной физической культуры / М.Р. Могендович, И.Б. Темкин. - Ижевск: Удмуртия, 1975. - 200 с.

94. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 е.: ил.

95. Мун, J1.M. Импровизация в истории искусств и в учебном процессе [Текст] / J1.M. Мун. - Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/rnusic/Perception/?id=4776 (дата обращения 27.11.2013).

96. Мусин, И.А. Язык дирижерского жеста [Текст] / И.А. Мусин. - М.: Музыка, 2007. - 232 с.

97. Мухина, B.C. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

98. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: «Музыка», 1972. - 381 с.

99. Назаров, И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее усовершенствования [Текст]: в помощь педагогу-музыканту / И.Т. Назаров, Г.С. Богуславский. - М.: Музыка, 1969. - 131 с.

100. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст]: Записки педагога. 5-е изд. / Г.Г. Нейгауз. - М.: Музыка, 1988. - 240 е., портр., ил., нот.

101. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] /

Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 253 с.

102. Никитин, В.Н. Пластикодрама [Текст]: новые направления в арт-терапии / В.Н. Никитин. - М.: «Когито-Центр», 2010. -72 с.

103. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Текст] / Д.А. Новиков. - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

104. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств [Текст]: в 2 ч.: монография: сборник материалов для детских школ искусств / Авт.-сост.

A.О. Аракелова. - М.: Минкультуры России, 2012. - Ч. 1.-118 с.

105. Орф, К. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа [Текст] / сост. J1.A. Баренбойм. - М.: «Советский композитор», 1978. - 367 с.

106. Основы системы Станиславского [Текст]: Учебное пособие / Авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. - 128 с.

107. Палавандишвили, M.JI. Ритмика (музыкально-ритмические движения) [Текст] / M.JT. Палавандишвили // Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.

108. Пасынкова, A.B. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения [Текст] / A.B. Пасынкова, С.Д. Руднева // Психологический журнал. - Т.З. - №3. - С. 84-92.

109. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; под ред.

B.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 576 с.

110. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. / В.И. Петрушин. - М.: Академический проект; Трикста, 2008. - 400 с.

111. Платонов, K.K. Проблемы способностей [Текст] / K.K. Платонов. - М: Изд-во Наука, 1972. - 312 с.

112. Платонов, К.К., Голубев, Г.Г. Психология [Текст] / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. - М.: Высшая школа, 1973. - 256 с.

113. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Изд-во «В ЛАД ОС», 2003. - 576 с.

114. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности [Текст]: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. - М.: Изд-во «Владос», 2001 -320 е.: ноты.

115. Полищук, В.И. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд [Текст] / В.И. Полищук. - М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2010. -222, [2] с.

116. Потеряев, Б.П., Скачек, Т.Б. Предупреждение и преодоление профессиональных заболеваний рук музыкантов в учебном процессе [Текст]: Монография / Б.П. Потеряев, Т.Б. Скачек. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002.-241 с.

117. Психологический словарь [Текст] / автор-составитель А. Карманов. - Режим доступа: http://azps.ru/handbook/ (дата обращения 06.08.2011).

118. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]: Учеб пособие для студ. муз. Фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: «Академия», 2003. - 368 с.

119. Пчелкина, Т.В. Диагностика и развитие музыкальных способностей [Текст]: дидактические игры на занятиях с младшими школьниками / Т.В. Пчелкина. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. -(Библиотечка «Первого сентября», серия «Искусство». Вып. 5 (11)).

120. Пуни, А.Ц. О сущности двигательных навыков [Текст] / А.Ц. Пуни // Вопросы психологии. - 1964. - №1. - С. 94-103.

121. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катиене, M.J1. Палавандишвили. - М.: «Академия», 2000. - 240 с.

122. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / О.П. Радынова, JI.H. Комиссарова. - Дубна: Изд-во «Феникс+», 2011. - 352 с.

123. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии [Текст] / C.JI. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 713 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

124. Рудик, П.А. Психология [Текст]: Краткий курс для институтов физической культуры / П.А. Рудик. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1967.-230 с.

125. Руднева, С.Д. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / С.Дю Руднева, Э.М. Фиш / Под ред. В. Царьковой. - СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2000. - 320 с.

126. Рунин, Б.М. О психологии импровизации [Текст] / Б.М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. - М.: Изд-во «Наука», 1980.-228с.

127. Рылькова, В.А. Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике [Текст]: Дисс...канд. пед. наук/В.А. Рылькова. Москва, 2004. - 196 с.

128. Савенкова, Л.Г. Интегрированный подход к процессу

освоения искусства в школе как одно из важных направлений современной художественной педагогики [Текст] / Л.Г. Савенкова. -Режим доступа: http://vptk.narod.ru/seminarl/savenkova.html (дата обращения 29.11.2013).

129. Савинкова, О.В., Полякова, Т.А. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей [Текст]: методическое пособие / О.В. Савинкова, Т.А. Полякова. - М.: ООО «Престо», 2003. - 56 с.

130. Савшинский, С.И. Режим и гигиена работы пианиста [Текст] / С.И. Савшинский. - Л., Сов. композитор, 1963. - 117 с.

131. Сборник методических материалов для преподавателей учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства [Текст]: Вып.9 / И.В. Антонова, Т.В. Цветкова. - М.: ЛЕНАНД, 2010.-72 с.

132. Сивизьянов, A.C. Проблема мышечной свободы дирижера хора (начальное обучение) [Текст] / A.C. Сивизьянов. - М.: Издательство «Музыка», 1983. - 55 е., нот.

133. Сироткина, И.Е. Свободное движение и пластический танец в России [Текст] / И.Е. Сироткина. - М.: Новое литературное обозрение, 2012.-328 е.: ил.

134. Смирнова, Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс [Текст]: методические рекомендации / Т.И. Смирнова. - М.: Издательство ЦСДК, 1994. - 55 с.

135. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. A.M. Прохоров. - 3-е изд.. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 е., ил.

136. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / А.Н. Сохор. -М.: Знание, 1972.-48 с.

137. Станиславский, К.С. Собрание сочинений в 8 томах [Текст]: Работа актера над собой; Т.2, 4.1 / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1954.-421 е.: ил.

138. Станиславский, К.С. Учебник актерского мастерства. Работа над собой в творческом процессе воплощения [Текст] / К.С. Станиславский. - М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2011.-374 с.

139. Старчеус, М.С. Феномен исполнительского слуха [Текст] / М.С. Старчеус. - Режим доступа: http://gazetaigraem.ru/a6201001 (дата обращения 11.05.2013).

140. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.

141. Тагильцева, Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей [Текст] / Н.Г. Тагильцева // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2009.

- №3 (67). - С.45-51.

142. Тагильцева, Н.Г. Развитие слуховых навыков дошкольников на музыкальных занятиях в стартовой школе [Текст] / Н.Г. Тагильцева // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №9. - С. 63-65

143. Талалай, Б.Н. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах музыкантов [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / Б.Н. Талалай. Москва, 1982.

- 181 с.

144. Тарасов, Г.С. Психологические особенности младших школьников [Текст] / Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева / Г.С. Тарасов. - М., 1993. - С. 44.

145. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст]: (Педагогическая наука - реформе школы) / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР / К.В. Тарасова. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

146. Тарасова, K.JI. Программа развития музыкальности у детей

«Гармония» / К.JI. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан. - М.: Центр «Гармония», 1993. - 42 с.

147. Теплов, Б.Н. Проблемы индивидуальных различий [Текст]: избр. работы / Б.Н. Теплов. - М.: Издательство Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-536 с.

148. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1981.- 156 с.

149. Теплов, Б.Н. Труды по психофизиологии индивидуальных различий [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т психологии / Б.Н. Теплов. - М.: Наука, 2004. - 440 е.: табл.

150. Толшин, A.B. Импровизация в обучении актера [Текст]: учебное пособие / A.B. Толшин. - СПб.: СПГАТИ, 2005. - 115 с.

151. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи [Текст]: творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Изд. 3-е / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 264 с.

152. Тютюнникова, Т.Э. Под солнечным парусом или полет в другое измерение [Текст]: Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения / Т.Э. Тютюнникова. - СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. - 68 с.

153. Усачева, В.О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей [Текст] / В.О. Усачева: автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук, Москва, 2002. - 34 с.

154. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / Под ред. A.B. Запорожца / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.

155. Устинов, A.A. Как научиться импровизировать? Легко! [Текст]: ч.1. Что такое импровизация? / A.B. Устинов. - Режим доступа: http://virartech.m/articles/improvisation-partl.php (дата обращения

01.12.2013).

156. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст]: в 2-х томах. Т.1 / КД. Ушинский. - М.: Изд-во «Педагогика», 1979.- 181 с.

157. Федорович, E.H. Основы музыкальной психологии [Текст]: Учеб. пособие / E.H. Федорович, Е.В. Тихонова. - Екатеринбург, Урал, гос. консерватория им. М.П. Мусоргского, 2007. - 206 с.

158. Феррари, К. Танец - жизнь «Божественная» Айседора Дункан [Текст] / К. Феррари. - СПб.: Издательство «Петербург - XXI век», «Крафт+», 2002. - 272 с.

159. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: Издательство «ИНФРА-М», 2007. - 576 с.

160. Фиш, Э.М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / Э.М. Фиш / Под ред. В. Царьковой. - СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2000. - 320 с.

161. Франио, Г.С. Методические рекомендации и программные требования по ритмике для подготовительных отделений детских музыкальных школ и школ искусств [Текст] / Г.С. Франио. - Режим доступа: http://musstudent.ru/biblio/88-metodika/154-g-s-franio-ritmika-v-detskoi-muzykalnoi-shkole.html (дата обращения 04.05.2013).

162. Франио, Г.С. Методическое пособие по ритмике [Текст]: для 1 класса музыкальной школы / Г.С. Франио, И.В. Лифиц. - М.: «Музыка», 1987.- 119 с.

163. Франио, Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей [Текст]: учеб. пособ. для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г.С. Франио. - М.: «Советсткий композитор», 1989. - 104 с.

164. Ходькова, А. И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6-7 лет [Текст]: автореф. дис. на соискание степени канд. пед. наук, Москва, 1974. - 18 с.

165. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]: Учебное пособие / Ю.А. Цагарелли. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2008. - 368 с.

166. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Цыпин. - М.: «Академия», 1999. - 192 с.

167. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст]: под ред. М.И. Буянова; Изд.-2-е. / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 е.: ил.

168. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]: Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2001. - 160 е.: ил. - (Театр и дети).

169. Чхаидзе, Л.В. Об управлении движениями человека [Текст] / Л.В. Чхаидзе. - М.: Изд-во «Физ-ра и спорт», 1970. - 135 с.

170. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.

171. Шопен, Ф. Письма [Текст]: том первый / Ф. Шопен. - М.: «Музыка», 1989. - 487 с.

172. Штепанова-Курцова, И. Фортепианная техника (методика и практика) [Текст]: Пер. с чеш. / И. Штепанова-Курцова. - Киев: «Музычна Украина», 1982. - 160 с.

173. Штейнер, Р. Лечебная эвритмия [Текст]: лекции 1921-1922 гг. / пер. с нем. Д.М. Казачкова. - М.: Товарищество научных изданий КМК,

2008. - 192 е.: ил.

174. Шторк, К. Система Далькроза [Текст] / К. Шторк. - Режим доступа: http://www.mimes.ru (дата обращения 13.01. 2011).

175. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 384 с.

176. Юдовина-Гальперина, Т.Б. Музыка и вся жизнь [Текст] / Т.Б. Юдовина-Гальперина. - СПб.: Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2007. - 156 с.

177. Яворский, Б.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2., ч.1 / Б.Л. Яворский. - М.: Советский композитор, 1987. - 366 с.

178. Яновская, В.Е. Ритмика [Текст]: Практическое пособие для хореографических училищ / В.Е. Яновская. - М.: Издательство «Музыка», 1979. - 96 с.

179. Яфальян, А.Ф. Школа самовыражения [Текст] / А.Ф. Яфальян. - Ростов н/ Д: Феникс, 2011. - 444 е.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.