Особенности внутриполитического развития Саудовской Аравии в середине 70-х - 90-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Харьков, Сергей Иванович

  • Харьков, Сергей Иванович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 277
Харьков, Сергей Иванович. Особенности внутриполитического развития Саудовской Аравии в середине 70-х - 90-х годов: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 1998. 277 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Харьков, Сергей Иванович

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПУТЬ К ВЛАСТИ КОРОЛЯ ФАХДА

ГЛАВА II. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ В ПРАВЛЕНИЕ КОРОЛЯ ХАЛЕДА (1975-1982)

# 1. Экономическая ситуация в стране. Первые пяти-

летки

# 2. Обстановка в королевской семье

# 3. Изменения в верхнем эшелоне власти. Режим и

основные социальные слои саудовского общества

# 4. Оппозиционное движение в Саудовской Аравии в

1975-1982 ГГ

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАГНАЦИИ (1982-1989)

# 1. Экономическая политика режима

# 2. Консолидация правящей семьи

# 3. Политика Фахда в отношении среднего класса

# 4. Деятельность оппозиции в 1982-1989 гг

ГЛАВА IV. ВТОРАЯ ВОЙНА В ЗАЛИВЕ И САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

(1990-1991)

# 1. Политика короля Фахда в условиях вооруженного

противостояния

# 2. Послевоенные настроения в саудовском обществе

ГЛАВА V. САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В 90-е ГОДЫ

# 1. Экономическое развитие королевства

# 2. Подъем исламистского движения

# 3. Реформаторская деятельность короля Фахда

Аравии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности внутриполитического развития Саудовской Аравии в середине 70-х - 90-х годов»

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях перед развивающимися странами на Востоке продолжают стоять внутриполитические задачи, во многом отличные от тех, которые решают развитые страны Запада. Прежде всего это объясняется характерным для них низким уровнем экономического развития, традиционализмом и иерархичностью в социальной структуре, специфическим социокультурным фоном, зачаточными формами правового гражданского общества, что тормозит их продвижение по пути к развитому техногенному обществу западного типа и обусловливает особенности проведения внутренней политики, зачастую принуждая вести поиск своей собственной модели развития. Необходимость ускоренного экономического развития и неразвитость местного предпринимательства нередко приводят к гипертрофированной роли государства в экономике. Осуществление властных полномочий также несет ряд специфических черт, определяемых во многих случаях наличием параллельных традиционных структур (трайбализм, клановые отношения, фундаментализм и т.д.).

Мощное модернизирующее воздействие оказывает внешний фактор. Так, импульс к ускорению развития капиталистического уклада в мусульманском мире последовал со стороны стран Европы и США. Приобщение к более развитому в экономическом и технологическом плане обществу путем заимствования выработанных внутри него производственных отношений неизбежно приводит к поэтапному, часто болезненному, вытеснению традиционных хозяйственных структур и

внедрению новых укладов, с укоренением и расширением которых возникает потребность в трансформации политических институтов. При этом в своем внутреннем развитии страны Востока в той или иной степени повторяют опыт стран Запада.

Однако опыт нефтедобывающих монархий Персидского залива демонстрирует, что развитие капиталистических отношений в мусульманских странах вовсе не обязательно ведет к подрыву цивилизаци-онной константы. Как считает отечественный исследователь А.В.Ма-лашенко, установление капиталистических отношений оставляет за исламом право и возможность на поиск своей альтернативы общественной модели [209, 1994, N4, с. 45].

В арабском мире выделяется группа стран, которые объединяет схожесть внутриполитических задач, стоящих перед правящими режимами. Речь идет о государствах с монархической формой правления. Но при определенной общности путей развития между ними имеются заметные различия в структуре государственной власти. Так, в отличие от монархических режимов Иордании и Марокко правящие династии почти всех стран Аравийского полуострова сформировались внутри влиятельных племен, образовавших данный племенной союз. А интенсивное проникновение капиталистических отношений в экономику этих стран было напрямую связано с началом эксплуатации нефтяных месторождений и носило сперва анклавный характер. Торгово-промышленная буржуазия здесь формировалась в основном не в среде городских ремесленников и торговцев, как в Европе, а в кругах аристократии, способствуя изменению ее классового характера. Таким образом, нефтяной фактор определил специфику исторического развития аравийских монархий на современном этапе, с одной стороны, содействовав появлению в них капиталис-

тического уклада, а с другой, создав местным режимам благоприятные финансовые возможности для консервации существующих форм государственности.

Одновременно внутриполитическое развитие в каждой из аравийских монархий имеет свои особенности.

Королевство Саудовская Аравия отличается наиболее активным задействованием со стороны режима религиозного фактора при проведении политической линии как внутри страны, так и на международной арене. Саудовский монарх занимает верхнюю ступень в религиозной иерархии страны, являясь еще и имамом. Это обстоятельство дало основание В.В.Озолингу, одному из ведущих исследователей экономики стран Аравийского полуострова, охарактеризовать саудовский режим как "абсолютистско-теократическую монархию" [96, с.8]. Наличие на территории королевства двух крупнейших мусульманских святынь подталкивает руководство страны к широкому использованию в своих интересах "исламского фактора", к которому, однако, оно вынуждено подходить с большой осторожностью, поскольку, с одной стороны, получает в свои руки мощный рычаг идеологического воздействия на подданных, а с другой, предоставляет внутренней и внешней оппозиции большое поле для критики правящего режима.

В обстановке, когда королевство вследствие обнаружения значительных запасов энергоносителей оказалось вовлеченным в мировую капиталистическую систему и процесс социально-экономического развития получил мощный импульс к ускорению, правящая династия Саудидов была вынуждена реагировать на изменения, происходящие в социально-политической сфере. Несмотря на ее стремление проводить щедрую социальную политику, в королевстве существовало

немало источников возникновения оппозиционных настроений. Все более реальной в послевоенный период становилась перспектива свержения монархии. По мнению крупного специалиста по истории Саудовской Аравии А.И.Яковлева, сама действительность подводила саудовских монархов к осознанию необходимости реформ [133, с.160]. Но насколько серьезна была эта необходимость, каково должно быть содержание реформ, каким образом должны они претворяться в жизнь - все эти ключевые проблемы предстояло решать конкретной личности, находящейся во главе государственной власти. В этой связи особое значение приобретает субъективный фактор, так как в условиях монархии выбор пути развития во многом определяется королем. В личности короля сосредоточивалась высшая исполнительная, законодательная и судебная власть. Абсолютизм короля имеет своеобразный ограничитель - коллективную волю всего клана, конституированную в маджлисе (совете) старших принцев и маджлисах высших исламских верослужителей и бедуинских шейхов. Совет старших принцев представляет собой своего рода связующее звено между королем и всем кланом. Фактически решения этого совета обязательны для короля. Единство королевской семьи сохранялось путем достижения консенсуса (иджма) и учета интересов всех группировок внутри нее с тем, чтобы ни одна из них не могла монополизировать власть.

Обладая формально неограниченной властью, король при проведении своей внутриполитической линии вынужден постоянно иметь дело с подчас взаимоисключающими интересами различных слоев и групп общества, как традиционных (улемы, бедуины), так и новых (буржуазия, технократы и т.п.), которые стремятся повлиять на решение вопроса о социальных приоритетах на данном этапе разви-

тия общества. Одновременно надо учитывать, что монарх в любом случае действует, опираясь на материальный и духовный потенциал, доставшийся ему от предшествующих поколений. Это обстоятельство ставит перед ним задачу адекватной оценки исторического наследия и его рационального использования в своей деятельности.

Любой выбор представляет собой субъективное явление, и в силу этого может быть и верным и ошибочным. Для того, чтобы субъективный выбор оказывал конструктивное воздействие на реальный ход общественного развития, он должен допускаться той объективной исторической действительностью, в которой он происходит, а потому и соотноситься с ней.

События, происходящие в Саудовской Аравии, привлекают внимание исследователей на протяжении последних десятилетий. Сложившееся из племен, издавна существовавших на Аравийском полуострове и постоянно соперничавших друг с другом, в единое централизованное государство под властью Саудидов к концу первой трети XX века Королевство Саудовская Аравия затем сделало стремительный рывок в своем развитии, став влиятельной силой на региональном и даже на мировом уровне.

Занимая важное геополитическое положение и имея на своей территории два главнейших священных города ислама Мекку и Медину, Саудовская Аравия довольно быстро начинает играть роль "центра силы" на Аравийском полуострове. Она же становится ядром созданной в 1981г. региональной организации - Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), куда кроме нее вошли еще пять аравийских монархий. Одновременно активизировалась деятельность Эр-Рияда, направленная на завоевание лидирующих позиций на Арабском Востоке и в мусульманском мире в

целом, что проявилось в выдвижении важных инициатив по ближневосточному урегулированию и усилении роли королевства в международных исламских организациях. Саудовская Аравия, став важным субъектом международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке, стремится проводить самостоятельный внешнеполитический курс. Это относится и к ее отношениям с США, которые носят характер взаимозависимости.

Эта тема стала особенно актуальной после восстановления в 1990г. дипломатических отношений королевства с СССР, расширения двусторонних культурных, политических и экономических связей, усиления внимания к Саудовской Аравии приверженцев ислама на территории бывшего Советского Союза.

Для российских исследователей изучение ближневосточных стран всегда представляет интерес, так как этот регион находится не так далеко от наших южных границ. В этой связи заслуживают внимания масштабы радикального фундаментализма в Саудовской Аравии, тенденции в рамках этого явления, линия правящего режима в отношении исламистов как внутри страны, так и за рубежом. Актуальность этой проблемы для России возрастает именно сейчас, когда регионы РФ с преимущественно мусульманским населением рассматриваются исламистами как передний край борьбы исламской и западной цивилизаций. В Чечне и Дагестане растет количество приверженцев ваххабизма. Остается нераскрытой и роль аравийских спонсоров в финансировании исламских экстремистов и сепаратистов на Северном Кавказе и в Центральной Азии. Изучение генезиса этих процессов может способствовать выработке практических шагов по противодействию одной из угроз национальной безопасности РФ.

Говоря об угрозе исламизма, мы имеем ввиду прежде всего по-

литические формы исламского фундаментализма, который представляет собой не единое движение, а многочисленные течения с разными подходами к формам исламского правления и путям его достижения.

В западной литературе часто термины "фундаментализм", "исламизм", "возрождение ислама" употребляются как синонимы. Схожая ситуация наблюдается и у отечественных авторов, обозначающих с их помощью политическое движение возрождение ислама. Во многих случаях это является оправданным, тем более что зачастую выделить отдельно фундаменталистов и исламистов весьма сложно. Однако имея дело с таким общепризнанно фундаменталистским государством, как королевство Саудовская Аравия, мы вынуждены все же более аккуратно использовать имеющийся понятийный аппарат для характеристики местного исламского спектра. Так, французский востоковед О.Руа обращает внимание на то, что многие фундаменталисты - реформаторы и улемы - имеют в виду модель общества, в то время как исламисты - политики - акцентируют внимание на модели государства и воплощении ее в жизнь политическими методами [205]. При этом среди исламистов по критерию используемых ими политических средств достижения своих целей можно выделить умеренных, действующих в качестве легальной оппозиции и добивающихся власти с помощью действующих государственных институтов, и экстремистов (исламских радикалов), готовых ради прихода к власти применять насилие и насаждать исламские институты, разрушая светские.

Хронологические рамки настоящей работы охватывают историю королевства за последние несколько десятков лет, напрямую связанную с жизнедеятельностью Фахда. Но основное внимание уделено периоду с 1975 г. по настоящее время. Это прежде всего связано с тем, что в 1975 г. Фахд Ибн Абд аль-Азиз фактически стал прави-

телем Саудовской Аравии. Середина 70-х годов характеризуется резким повышением цен на нефть и появлением новых тенденций во внутриполитическом курсе правящего режима Саудовской Аравии, которые главным образом были связаны с фигурой наследного принца. В эти же годы королевство начало проводить и относительно самостоятельную внешнюю политику. Постепенно укреплялись позиции страны в мировой капиталистической системе. Восшествие Фахда на трон совпало по времени с началом экономического спада в королевстве, вызванного снижением цен на нефть. Большое влияние на обстановку внутри страны оказывал внешний фактор в виде разразившегося в этот же период времени ирано-иракского вооруженного конфликта. Это заметно усложнило для нового короля проведение своей внутриполитической линии. Вовлеченность королевства в войну за освобождение Кувейта привела к определенным ценностным изменениям в саудовском обществе, что вновь потребовало от политического руководства Саудовской Аравии привнести некоторые новые моменты в проводимый внутриполитический курс.

Исходя из очерченной в названии диссертации темы и наличия соответствующих источников и литературы, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

- охарактеризовать на основе анализа биографических данных становление личности нынешнего саудовского монарха, формирование наиболее сильных сторон его характера, способствовавших дальнейшему укреплению индивидуальных начал в системе монархического правления, и выделить этапы его политической деятельности;

- отразить основные направления внутриполитического курса короля Фахда на различных этапах его правления;

- проследить изменения в социально-экономической жизни ко-

ролевства, в том числе с учетом нефтяного фактора, с середины 70-х по 90-е годы включительно;

- показать взаимосвязь борьбы за власть внутри правящей семьи и процесса принятия политических решений;

- проанализировать влияние процесса модернизации на саудовское общество и ее воздействие на отношения власти с традиционными и новыми слоями населения;

- раскрыть особенности политики режима в отношении оппозиции;

- дать оценку результатов, достигнутых Фахдом во внутриполитической сфере за время пребывания на саудовском троне, и обозначить тенденции в развитии Саудовской Аравии на ближайшую перспективу.

Использовавшиеся автором источники можно условно разделить на ряд групп.

К первой относятся официальные издания (декреты короля, постановления правительства, речи монарха и других государственных деятелей, иные официальные издания).

Основной арабский источник, использовавшийся при написании этой работы, - "Биографическая справка о Его королевском высочестве принце Фахде Ибн Абд аль-Азизе, великом наследнике престола" [10] - это саудовское издание, отражающее официальную точку зрения на деятельность тогда еще наследного принца Фахда, и содержит перечисление его должностей и визитов за рубеж, а также фрагменты его публичных выступлений, заявления и т.п., в которых содержатся принципы строительства саудовского общества, его внутренней и внешней политики. В "Справке" создается идеализиро-

ванный образ Фахда, опущены многие факты биографии, могущие хоть как-то его скомпрометировать.

Изданные в Эр-Рияде книги "Эхо саудовской позиции во время событий в Заливе в 1411 г.х. (1990-1991)" [19] и "Победа правды (1411х. - 1991)" [22] представляют собой сборники документов, связанных с кувейтским кризисом (резолюции СБ ООН, речи и интервью саудовских руководителей, выступления и высказывания политических деятелей из других стран, военные сводки и др.). Они в значительной степени позволяют воссоздать картину происходивших тогда событий, уточнить их хронологический порядок.

В книге "Взгляд на устои саудовской политики" [8а] изложены принципы внешней и внутренней политики Саудовской Аравии. Особую ценность она представляет в связи с тем, что в ней приводятся тексты законодательных актов, введенных в действие в марте 1992 года и явившихся отражением реформаторской линии короля Фахда.

Подспорьем для диссертанта явились появившиеся в последние годы в нашей стране официальные саудовские издания [11-13], посвященные истории и современной жизни королевства. Конечно, они несколько односторонне освещают различные стороны саудовского общества, о многом умалчивая, но в то же время содержат определенный фактический и статистический материал.

Вторую группу образуют статистические данные, опубликованные как саудовским министерством информации, так и с его подачи зарубежными средствами информации [4; 5]. Они проливают свет на экономическую ситуацию в стране, финансы государства и ведущих компаний, дают сведения о занятости населения. Существенным недостатком является их противоречивость и несоответствие реальным показателям, например, завышение цифр экономического роста. В

целом следует отметить, что Саудовская Аравия не имеет развитой статистики. К этой же группе можно отнести справочники "Кто есть кто", содержащие богатый биографический материал [4; 6; 7; 8].

Третья группа источников представляет собой нарративные материалы, мемуары, а также документы оппозиции, изданные как в виде листовок, так и газетно-журнальных публикаций.

Источники по социально-экономической истории Саудовской Аравии конца 40-х - начала 60-х годов достаточно разнообразны, но сравнительно немногочисленны. Они представляют собой путевые заметки, дневники и воспоминания людей, связанных с экономической деятельностью в стране. Среди них служащий АРАМКО Р. Санджер [21], американский врач М.Чини [16], а также проживший в королевстве несколько десятилетий Х.Дж.Филби [180]. Их книги освещают, хотя часто и субъективно, новые явления в социально-экономической жизни Саудовского королевства. Интересны личные впечатления журналистки Сандры Макей [20], которые у нее остались после посещения саудовского королевства в 1978-1980 гг. и 1982-1984 гг.

Такие источники, как листовка-меморандум национально-демократических сил Залива и Аравийского полуострова [9], а также коммюнике различных оппозиционных групп, публикуемые в иностранной прессе, в основном представляют собой обличительные материалы, поскольку содержат резкую критику "реакционного саудовского режима", выявляют факты коррупции среди представителей саудовской правящей верхушки и дают описание проводимых в стране репрессий.

Весьма ценным источником является недавно вышедшая и переведенная на русский язык книга воспоминаний "Воин пустыни" гене-

рала Халеда ибн Султана [14], командовавшего наряду с американским генералом Шварцкопфом Объединенными вооруженными силами в ходе войны за освобождение Кувейта. Это документальное повествование является по сути первой книгой, написанной (хотя и при помощи английского журналиста) представителем правящей в королевстве династии Саудидов. В ней представлено видение кризиса в Заливе и сопутствовавших ему событий глазами саудовца, что позволяет взглянуть на происходившее тогда под другим углом зрения. Кроме того, в своей книге Халед ибн Султан проливает свет на отношения внутри королевской семьи. В ней также содержится критика, правда, весьма умеренная, некоторых представителей Саудидов за их "недостойное поведение", что по-своему уже примечательно.

Наконец, к четвертой группе мы относим периодические издания, являющиеся, с учетом хронологических рамок диссертации, главным источником исследования. Они дают возможность проследить изменения в королевстве, происходившие в 90-х годах и ознакомиться с политическими и социально-экономическими проблемами, еще не нашедшими должного отражения в исследованиях. При этом следует выделить такие арабские издания, как "Аль-Кодс" (близкая к ФАТХу палестинская газета, издаваемая в Иерусалиме), "Аль-Кодс аль-Араби" (издающаяся в Лондоне палестинская газета, стоящая на позициях, близких Я.Арафату), "Ан-Нахар" (независимое ливанское издание), "Аль-Ватан аль-Араби" (издаваемая в Париже арабоязыч-ная газета, попавшая после кувейтского кризиса в сферу влияния саудовцев и египтян), "Л'орьен ле жур" (независимое ливанское издание на французском языке). Из иранского издания "Кейхан Интернэшнл" можно почерпнуть много информации, пусть и специально подобранной, о ситуации с правами человека в Саудовской Аравии.

Точка зрения саудовских фундаменталистов часто излагается на страницах лондонского журнала "Исламик куотерли".

Вместе с тем к целому ряду арабских изданий следует относиться с большой осторожностью: после окончания войны в Заливе Саудовская Аравия активизировала информационную экспансию в арабских странах, а затем в Европе и США. Саудовцы контролируют такие издания, как "Аш-Шарк аль-Аусат", "Аль-Хаят", "Аль-Маджал-ля" (издаваемое той же группой, что и "Аш-Шарк аль-Аусат", руководимой Сальманом ибн Абд аль-Азизом), "Аль-Васат" (издающееся в Лондоне племянником Фахда Халедом ибн Султаном). Достаточно подробно освещая события в регионе и мире, они практически не касаются внутриполитической обстановки в королевстве, публикуя лишь официальные сообщения, поступающие из Эр-Рияда, и официальные цифры, характеризующие экономическое развитие страны. Всего Эр-Рияду за рубежом принадлежит 14 крупных периодических изданий, две радиостанции и два телевизионных центра. Саудовцы контролируют работу информационного агенства Юнайтэд Пресс Интернэшнл (ЮПИ). Передачи финансируемой саудовцами телесети Эм-би-си транслируются из Лондона и принимаются в Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и в некоторых странах Азии. В ноябре 1993г. представители Саудовской Аравии приобрели ведущую теле- и радиовещание в США Эй-эн-эй, аудитория которой насчитывает свыше полумиллиона человек. 20 июля 1995г. саудовский принц Валид ибн Таляль выкупил у Сильвио Берлускони 4,1 % акций группы "Финин-вест". Естественно, упомянутые средства массовой информации вынуждены воздерживаться от критики правящей династии Саудовской Аравии.

Многие события в Саудовской Аравии и вокруг нее относитель-

но оперативно освещаются в западной прессе, хотя и зачастую с разных точек зрения. В частности, можно заметить, что наиболее критические материалы о правящем в королевстве режиме появляются главным образом в европейской прессе, что, очевидно, можно объяснить ее меньшей заангажированностью в отличие от прессы Соединенных Штатов, которые намного сильнее дорожат своими отношениями с саудовской монархией. Например, в "Ле Монд дипломатик" можно встретить призывы к полному пересмотру отношений западных стран с Саудовской Аравией из-за ситуации с правами человека в этой стране. Подобные вещи крайне редко появляются в американских СМИ.

В ходе работы над диссертацией автором были задействованы научные исследования арабских, западных и отечественных ученых.

Ценную информацию мы получили из книги "Опыт Совета сотрудничества арабских государств (Персидского) зс шва: шаг или препятствие на пути к арабскому единству", которую написал Абдалла Якуб Бишара [24], в течение почти двенадцати лет бессменно возглавлявший ССАГПЗ, созданный в мае 1981 г. Личность яркая, неординарная, потомок мореходов и кораблевладельцев из аравийского племени тамим, Абдалла Бишара придавал ССАГПЗ особый вес. Он верил в будущее объединение аравийских стран Залива в единое государство, возможно, в конфедерацию, призывал к расширению экономических связей между странами-членами Совета, выступал за унификацию их таможенной политики, поощрял подходы и предложения, направленные на введение единого паспорта и единой валюты в странах региона. Все это нашло отражение в его книге, которая также содержит материалы II ежегодного совещания арабской неправительственной организации "Клуб арабской мысли", состоявшегося

в 1985 г. в Эр-Рияде.

Монография Мухаммеда ас-Сейида Сайда "Будущее арабского порядка после конфликта в Заливе", выпущенная в Эль-Кувейте в 1992 г., написана сразу после завершения кувейтского кризиса [25]. 3 ней можно найти достаточно много поспешных выводов. Но в то же время этот труд представляет большой интерес для исследователя, так как отражает умонастроения арабов по окончании войны в Заливе, а также содержит предположения кувейтского ученого о влиянии, которое может быть оказано распадом Советского Союза на политическую ситуацию в Персидском заливе.

Книга "Арабы без нефти" [27] представляет собой сборник статей арабских и неарабских авторов, представленных в виде докладов на симпозиуме, организованном в Лондоне Центром арабских исследований, и посвященных ситуации в арабских странах в условиях падения доходов от экспорта нефти. В работах ученых содержатся рекомендации и предложения по преодолению зкономических трудностей арабских государств.

Автор еще одного исследования на арабском языке "Арабы, нефть и мир" Исам Нуаман [29] рассматривает взаимосвязь нефтяного, исламского и международного факторов в ближневосточном регионе. Как пишет он сам, "эта книга - сборник исследований, статей, опубликованных в разное время, но схожих в одном: это попытка найти и осветить методы решения проблем на Ближнем Востоке через взаимосвязанные факторы" [29, с.7]. При этом сам автор не берется судить "обладают ли сейчас арабские правительства способностью понять суть изменений в регионе и мире, и обладают ли они смелостью, чтобы изменить ситуацию во имя преследуемой цели - осуществить реальную национально-демократическую независи-

МОС'ТЬ?" [29, G. 7].

Важные аспекты политического, социального, экономического и религиозного развития Саудовской Аравии освещаются в монографическом исследовании саудовского ученого и государственного деятеля Фуада аль-Фарси "Саудовская Аравия" [158]. Оно дает ключ к пониманию многих проблем, стоящих перед королевством. Книга очень хорошо документирована и является, пожалуй, первым фундаментальным исследованием, посвященным политическому и административному развитию Саудовской Аравии, опубликованным когда-либо на арабском или английских языках. Его новый труд "Современность и традиция" [157а], вышедший десятилетие спустя, содержит более свежую информацию о королевстве. Наряду с этим бросается в глаза ограниченность материала о саудовских монархах, практически не выходящего за официальные рамки.

Для знакомства с саудовской действительностью значительную ценность представляют работы западных авторов, так как они содержат богатый фактический материал и, как правило, базируются на довольно широком круге источников. К тому же большинство этих авторов опираются не только на периодическую печать, документы и научную литературу, но и на личные наблюдения. Почти все из них были в Саудовской Аравии, что придает их работам исключительную ценность.

В этом отношении самым фундаментальным и во многом объективным является труд английских публицистов Д.Холдена и Р.Джонса "Династия Саудидов" [166]. В нем мы нашли много информации о королевской семье и о личности самого Фахда.

Большой интерес в научном отношении представила книга заведующего ближневосточным департаментом в Совете национальной бе-

зопасности США при администрации Дж.Картера профессора У.Куандта (он же входил в такой известный "мозговой центр" США, как Институт Брукингса) "Саудовская Аравия в 80-е годы. Внешняя политика, безопасность и нефть" [184]. Автор монографии анализирует основные приорететы саудовской политики на рубеже 80-х годов, важнейшими из которых, как он полагает, является обеспечение стабильности страны, а также проведение оптимального курса в области добычи и экспорта нефти. У.Куандт отмечает известную прочность режима Саудидов, считая, что он обладает достаточными возможностями для сохранения своих позиций внутри страны.

Следует обратить внимание на то, что с середины 70-х годов некоторые западные исследователи впали в крайность - они начали называть Саудовскую Аравию "сверхдержавой". Например, У.Пауэлл, в свое время находившийся на преподавательской работе в королевстве, в изданной в 1982 г. монографии "Саудовская Аравия и ее королевская династия" пишет, что после 1973 г. Саудовская Аравия стала "сверхдержавой", равной по влиянию и экономическому могуществу США и СССР [182, с.14, 81, 98].

В американских исследованиях большое внимание уделяется вопросам стабильности и безопасности саудовской монархии как союзника США. Эта проблема рассматривается в работе Дж.А.Шоу и Д.И.Лонга [187], являющихся представителями Центра стратегических и международных исследований при Джорджтаунском университете.

Книга "Государство, общество и экономика в Саудовской Аравии" составлена из статей [150, 154, 165, 168, 176] ведущих в мире экспертов по Ближнему Востоку и расказывает о социальном, политическом и экономическом развитии Саудовской Аравии. В поле

зрения авторов попали такие ключевые вопросы, как политическая оппозиция, нефтяная промышленность, энергетическая политика, банковская система, внешние сношения.

Из книги американского журналиста Стива Эмерсона [157] можно узнать о том, какое влияние оказывала Саудовская Аравия на внешнюю политику США, Конгресс и общественное мнение. Автор взял интервью у более чем пятисот правительственных чиновников и ответственных лиц в США и на Ближнем Востоке и таким образом выявил, как ведущие бизнесмены и бывшие правительственные чины лоббировали в пользу Саудовской Аравии, нередко достигая зримых результатов.

Особый интерес для нас представили работы Ф.Грегори Гоза (III) [161-164], где рассматриваются тенденции во внутренней и внешней политике как Саудовской Аравии, так и аравийских монархий в целом на пороге 90-х годов. Так, очень информативным является его труд "Нефтяные монархии: внутриполитические вызовы и угрозы в сфере безопасности арабских государств Залива" [162], в котором автор показывает, как династии, правящие в арабских монархиях Персидского залива, используют религиозный и родоплемен-ной факторы для государственного строительства. Кроме того, Гоз рассматривает, каким образом политическое руководство этих стран учитывает геополитическое положение и огромные природные богатства при проведении внешней и оборонной политики в направлении формирования альянса с США.

Много интересных сведений о группировках внутри саудовского правящего класса и об отношениях короля с улемами содержатся в трудах ведущего израильского специалиста по Саудовской Аравии Мордехая Абира "Саудовская Аравия в нефтяную эпоху: режим и эли-

ты" [140] и "Саудовская Аравия: правительство, общество и кризис в Заливе" [139]. Последний является частично переработанным и расширенным изданием первого. В них анализируется современные исторические процессы в королевстве и причины его быстрого социально-экономического развития. Отмечается, что социальные изменения происходили в весьма напряженной обстановке, так как появление среднего класса в структуре общества поставило под вопрос монополию Саудидов на власть. Кроме того, в них дается анализ борьбы за политическую власть и влияния на экономику страны кризиса на нефтяном рынке.

В отечественной литературе первыми занялись серьезными исследованиями социально-политических проблем Саудовской Аравии И.П.Беляев, опубликовавший в 1957 г. монографию "Американский империализм в Саудовской Аравии" [42], и Н.И.Прошин, издавший книгу "Саудовская Аравия" в 1964 г. [108]. Эти работы впервые знакомили читателя с практически неизвестной страной, однако в них присутствовала известная схематичность и идеологическая за-ангажированность. В исследовании А.И.Першица "Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX века" [100] показаны особенности общественного строя в северной части Аравийского полуострова в донефтяную эпоху и подробно освещается социально-экономическая обстановка.

В конце 70-х две работы по Саудовской Аравии были опубликованы О.Г.Герасимовым - "Саудовская Аравия" (1977) [61] и "Саудовская Аравия: из средневековья в XX век" (1978) [62]. В них автор знакомит с основными сведениями по Саудовской Аравии и с достижениями этой страны в области социально-политического развития. Вместе с тем они носят по большей части описательный ха-

рактер.

Но упомянутые выше работы отечественных авторов относятся к более раннему периоду истории саудовского королевства и отражают лишь деятельность предшественников' Фахда.

Значительный шаг вперед в изучении экономики королевства сделал В.В.Озолинг в монографии "Экономика Саудовской Аравии" (1975 г.) [96]. А первой крупной работой по проблемам социально-экономического и политического развития Саудовской Аравии и ее партнеров в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива в отечественной историографии является книга А.Г.Георгиева и В.В.Озолинга "Нефтяные монархии Аравии. Проблемы развития" (1983 г.) [60]. В этом исследовании особое внимание уделено анализу трансформации социальных структур, стратегии экономического развития, основ государственно-политической системы и внутренних противоречий общества.

Огромный вклад в исследование общественного развития и внешней политики Саудовской Аравии внес А.М.Васильев своим фундаментальным произведением - "История Саудовской Аравии (1745 -1973)", изданным в 1982 г. [52]. В нем самым подробным образом излагается история королевства со времени его возникновения до 1973г., когда энергетический кризис, вследствие которого произошел скачок цен на нефть, позволил этому государству выйти на авансцену мировой политики. Ученым глубоко исследуется эволюция социально-политической структуры саудовского общества, воздействие на него "нефтяного фактора", раскрываются противоречия появившихся новых социальных слоев с королевским режимом. Важным дополнением к монографии стал другой плод многолетних трудов А.М.Васильева - наиболее полная в отечественной и зарубежной

арабистике библиография Саудовской Аравии, охватывающая более четырех тысяч книг и статей на русском, арабском и пяти западных языках [51]. Это первая и пока единственная в России попытка создать всеохватывающий библиографический справочник по какому-либо из арабских государств. Новейшим продолжением работы А.М.Васильева является книга "Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму" (1993 г.) [56], рассматривающая взаимоотношения СССР и России с арабскими странами и охватывающая события во время кувейтского кризиса. Книга содержит многочисленные интервью автора с российскими политиками и дипломатами, многие из которых провели на Арабском Востоке целые десятилетия и сами были непосредственными участниками происходивших там процессов.

В книге С.А.Каминского [77] рассматривается классовая сущность государства в монархических странах Арабского Востока, разновидности этой формы правления, правовой и фактический статус монарха, выявляются закономерности, тенденции и перспективы развития института монархии.

Крупным отечественным исследователем внешней политики саудовской Аравии является Л.В.Валькова. В ее работах [45-50] освещаются основные проблемы во внешней политике королевства, такие как значение ее нефтяных и нефтедолларовых богатств в отношениях с развитыми капиталистическими и развивающимися странами, влияние исламского фактора на деятельность династии Саудидов, роль саудовского королевства в межарабских отношениях, позиции правящей верхушки в отношении ближневосточного урегулирования. Исследования Л.В.Вальковой отличают серьезный научный подход к изучаемым вопросам. В своих работах она постоянно проводила мысль о

том, что политика Саудидов в современных условиях становится все более самостоятельной.

В работах Е.М.Примакова [105-107] освещаются узловые моменты ближневосточной политики США в 70 - 80-е годы, часто критикуется политика саудовских правящих кругов.

Проблема использования арабскими нефтедобывающими государствами валютных доходов от экспорта нефти рассматривается в книге И.Л.Пиотровской "Страны Аравийского полуострова: нефть, финансы, развитие" [102].

Крупным научным вкладом явилась монография сотрудника Института востоковедения РАН А.И.Яковлева "Саудовская Аравия и Запад" (1982) [135]. В его исследовании показана противоречивость саудовской модели общественно-экономического развития, а также сложный характер взаимоотношений между Саудовской Аравией и ее западными партнерами, прежде всего США. Много внимания в книге уделено усилиям саудовских правящих кругов по возвращению природных богатств под свой контроль. Автор отмечает известную гибкость и маневренность монархии, идущей по пути капиталистической модернизации саудовского общества. В других работах А.И.Яковлева [133, 134, 137] анализируется опыт саудовских монархов при проведении- реформ "сверху", при этом подчеркивается значение субъективного фактора. Следует отметить, что А.И.Яковлев является наиболее плодовитым автором, в поле зрения которого находятся текущие процессы в королевстве.

Исследование А.М.Родригеса "Нефть и эволюция социальных структур аравийских монархий" [109] знакомит читателя с важнейшими внутриполитическими и социально-экономическими изменениями, происходившими в аравийских монархиях в результате превращения

их в крупнейших продуцентов и экспортеров нефти. Автор, оперируя серьезной статистической базой, глубоко вникает в суть рассматриваемых им вопросов, производит многочисленные подсчеты, констатируя наличие существенных сдвигов в социальной структуре королевства.

В книге А.В.Коровикова "Исламский экстремизм в арабских странах" [80] исследуются идеология и практика экстремистских групп в арабских странах в 1967-1985 гг. и дается анализ проблемы политизированного религиозного экстремизма. Заметное внимание автором уделено мекканским событиям 1979г. Книга, безусловно, помогает разобраться в драматических эпизодах, имевших место в недавней истории Саудовской Аравии.

Вышедшие в свет в последние годы сборники статей "Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития" (1995) [37] и "Арабские страны Западной Азии и Северной Африки" (1997) [35] дают возможность ознакомиться с проблемами, стоящими как перед Саудовской Аравией, так и перед другими арабскими странами в 90-е годы. Содержащиеся в них статьи российских и арабских авторов позволили сопоставить остроту вопросов экономического развития, престолонаследования, распространения исламизма в различных уголках арабского мира.

В ходе работы автором был изучен ряд кандидатских диссертаций, в которых рассматриваются проблемы, имеющие отношение к теме данного исследования: "Саудовско-американские отношения (вторая пол. 70-х - нач. 80-х гг.)" 0.А.Арлашенко [39], "Взаимоотношения Саудовской Аравии с княжествами Персидского залива (конец 60-х - начало 80-х гг. ХХв.)" А.Абдурахманова [33], "Саудовская Аравия в международных отношениях Ближнего и Среднего Востока на '

современном этапе" М.Эберта [131]. В этих работах рассматриваются различные аспекты взаимоотношений Саудовской Аравии со странами региона и США, определяется роль и место королевства в мировой политике, анализируется процесс выработки внешнеполитической стратегии Эр-Рияда. При этом названные авторы подчеркивают стремление Саудидов принимать решения по важным вопросам международных отношений на основе достижения внутрисемейного консенсуса. Однако в силу избранных ими тем они лишь вскользь затрагивают внутриполитическую обстановку в королевстве.

В итоге, анализ использованных источников и литературы позволил создать целостную картину внутриполитических процессов в Саудовской Аравии. Вместе с тем диссертанту пришлось иметь дело с рядом трудностей, характерных для изучения именно этой страны. Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, указывают на закрытый характер саудовского общества и существующие в этой связи в королевстве ограничения и прямой запрет на публикацию правдивой и критической информации, которая так необходима для научной работы. В саудовской печати практически невозможно найти какие-либо материалы, касающееся королевской семьи, кроме официальных сообщений. Внутри королевской фамилии могла идти борьба, но она не должна была становиться предметом публичного обсуждения.

В то же время при работе с материалами по современной истории королевства, особенно оппозиционного характера, существует опасность наличия в них умело вплетенной дезинформации, поэтому они требуют к себе столь же критичного подхода, что и официальные саудовские источники. Кроме того, литература по предмету нашего исследования изобилует сведениями, которые практически невозможно

проверить. Нередко они попадаются и в трудах известных ученых. Так, в своей книге "Саудовская Аравия: нефть, ислам, политика" Л.В.Валькова, приводя примеры антирежимной деятельности, пишет о том, что 3 июля 1978г. были преданы суду 41 эмир и 71 офицер саудовских ВВС за причастность к заговору, направленному на осуществление государственного переворота. При этом Л. В. Валькова ссылается на арабский источник, являющийся, судя по его реквизитам, пропагандистским материалом, к которому следует относиться с большим резервом доверия [50, с.96, 246]. Участие в заговоре такого количества членов правящей семьи неизбежно оказалось бы в центре внимания других, прежде всего западных, исследователей, чего в этом случае не произошло.

Как видно из характеристики источников и литературы, в отечественной и зарубежной историографии пока мало комплексных исследований по проблемам социально-экономического и государственно-политического развития современной Саудовской Аравии. Сравнительно немного внимания ученых направлено на изучение особенностей внутренней политики как в странах ССАГПЗ в целом, так и в Саудовской Аравии в частности. До сих "пор в отечественной литературе нет работы, которая содержала бы политическую характеристику нынешнего короля Саудовской Аравии Фахда, анализ взаимоотношений режима и элит различных социальных слоев в годы его фактического правления, а также раскрывала бы суть изменений в экономической и социально-политической сферах в период после завершения кувейтского кризиса. Надеемся, что наша работа в некоторой степени поможет восполнить этот пробел.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Харьков, Сергей Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении десятилетий с момента своего образования Саудовская Аравия стояла перед выбором между строгим следованием канонам ваххабизма в их традиционно консервативном понимании и развитием по пути капиталистической модернизации. Выбор в пользу последнего был значительно облегчен благодаря нефтяному фактору, который послужил основой для быстрого втягивания саудовской экономики в орбиту МКС. Привнесенный извне капиталистический уклад вызвал к жизни важные перемены в социально-экономическом и политическом развитии королевства, способствовав внедрению передовых производственых отношений, размыванию гражданской общины, появлению новых социальных слоев и трансформации старых. Особую роль играл демонстрационный фактор, облегчивший представителям саудовской правящей элиты восприятие достижений более передовой общественно-экономической формации.

Не стал в этом смысле исключением и принц Фахд ибн Абд аль-Азиз, часто бывавший на Западе и стремившийся перенести на саудовскую почву многое из увиденного там. Проявленное им на министерских постах стремление к модернизации королевства вкупе с активной вовлеченностью в решение многих вопросов в сфере управления, в том числе умение находить баланс внутри правящей семьи, заставили короля Фейсала разглядеть в нем достойного продолжателя своего курса реформ. В результате уже в 1967г. принц Фахд занял вторую после Халеда позицию в цепи престолонаследования.

Во внутриполитическом развитии Саудовской Аравии во время фактического правления Фахда можно выделить несколько этапов.

Проведение внутриполитического курса наследным принцем Фах-дом в 1975-1982 гг. определялось появлением в его распоряжении огромных нефтедолларовых богатств, ускоривших процесс модернизации. Обеспечив преемственность курса реформ, Фахд тем самым сделал выбор в пользу передового социально-экономического строя. Абсолютистский характер власти помог ему создать социальную опору режима в виде новых общественных слоев. Наряду с этим, социальная политика Фахда была направлена на удержание в лагере сторонников монархии традиционной элиты путем удовлетворения ее экономических запросов и обеспечения ей относительно высокого социального статуса в обмен на ограничение ее сферы влияния. Король Фахд усилил зависимость традиционной элиты от королевской власти, которой были созданы условия для приобщения к капиталистическому укладу.

В то же время Фахд не проявлял стремления измененить порядок принятия политических решений. В 70-е годы сложилась нынешняя система распределения министерских постов, когд политически наиболее важные министерства возглавляются членами королевской фамилии, а экономический блок ведут выходцы из новых слоев общества. Однако расширение представительства современных слоев в структурах управления за счет появления новых возглавляемых ими современных институтов не означало изменения характера власти в королевстве, а лишь позволяло монархическому режиму частично переложить на них ответственность за проведение социально-экономической политики. Более того, ситуация, сложившаяся после свержения шахского режима в Иране, показала, что ради сохранения монархической власти Фахд в принципе готов отойти от проводимого им курса модернизации и принять сторону консерваторов-традиционалистов.

Неограниченные финансовые ресурсы облегчили вовлечение многих саудовцев в капиталистические отношения и позволяли обеспечивать их лояльность через проведение щедрой социальной политики. Однако ускоренная модернизация королевства имела издержки, среди которых было, в частности, появление социальной дезориентированное™ части населения, в первую очередь представителей традиционных слоев (перебравшиеся в города бедуины, некоторые религиозные деятели), способных найти выход лишь в обращении к первоначальным установкам ислама и ваххабизма. В Саудовской Аравии возникла религиозная оппозиция, радикализировавшаяся под влиянием внешних факторов (победа исламской революции в Иране, поддержка Эр-Риядом фундаменталистских движений за рубежом).

Борьба за власть велась внутри правящей династии в основном между кланами Судейри и Джилюви, но не выходила за рамки семьи Саудидов; тому способствовали традиции принятия решений на основе консенсуса и способность Фахда к нахождению компромиссов.

Став в 1982г. королем, Фахд использовал все возможности для усиления позиций группировки Судейри: им были поставлены под личный контроль властные структуры в провинциях и приобретены новые союзники из числа третьего поколения принцев. Авторитет короля Фахда, а также сплоченность и мощь Судейри продолжали быть достаточными для сдерживания их соперников внутри королевской семьи и поддержания, по крайней мере видимости, их единства.

Определяющим фактором внутриполитического развития Саудовской Аравии в 80-е годы явилось сокращение доходов от экспорта энергоносителей. Выявились полная неподготовленность и неспособ

- Р^Я ность режима к быстрому реагированию на изменена, конъюнктуры мирового рынка и динамичной перестройке социально-политического курса, несмотря на наличие специалистов-технократов в правительстве. Это привело к существенному уменьшению валютных резервов королевства.

Перспектива снижения уровня жизни населения и проблема безработицы подталкивали правящий режим к поиску иных путей обеспечения лояльности граждан: повышенное внимание развитию частного сектора, поддержание численности армии на относительно низком уровне и увеличение мощи спецслужб, постепенное претворение в жизнь линии на саудизацию рабочих мест, наконец, сближение известного своими проамериканскими взглядами короля с религиозным истэблишментом. Кроме того, в этот период первостепенное значение придавалось развитию отсталых регионов и примущественно шиитской Восточной провинции: шло реформирование властных структур на местах, которые теперь строились по образу и подобию центрального правительства. К управлению по-прежнему привлекались представители традиционной элиты - шейхи племен, местные эмиры, хотя их роль постепенно снижалась ввиду полной зависимости от финансовой помощи государства и сокращения сферы их влияния. Таким образом, режим старался в той или иной степени удовлетворить все слои общества, кроме, пожалуй, иностранных рабочих, вносивших огромный вклад в увеличение ВНП страны.

Углублялось несоответствие между экономическим весом буржуазии и ее политической ролью в стране. В то же время, опасаясь последствий изменений во властной структуре королевства, Саудиды все меньше желали допускать новую элиту к участию в выработке политических решений.

Сложная международная обстановка вокруг Саудовской Аравии также способствовала консолидации населения вокруг монархического режима и, соответственно, снижению активности политической оппозиции. Вместе с тем в стране зрели исламистские настроения, приверженцы которых имели более высокий образовательный уровень и обладали лучшими способностями к организации в сравнении с их предшественниками в семидесятых.

В 1990-1991 гг. впервые со времени образования над Саудовской Аравией нависла прямая военная угроза со стороны соседнего государства. Режим, рассчитывавший на поддержку стран Запада, прежде всего США, одну из основных задач видел в снижении негативной реакции населения на присутствие немусульманских войск на территории королевства, в связи с чем были предприняты меры по интернационализации конфликта и обращение за поддержкой к улемам. Следствием победоносной войны с Ираком стало упрочение позиций Фахда и монархического режима .в целом как внутри страны, так и за рубежом.

Однако во время возникшей на период пребывания в стране сотен тысяч иностранцев "аравийской гласности" очень четко проявилось наличие в саудовском обществе двух взаимоисключающих течений - либералов и консерваторов. Их взгляды нашли выражение в форме петиций королю. Причем, сторонники либерализации, осознавая, что находятся в меньшинстве, надеялись лишь на поддержку короля. Естественно, что вопрос о целесообразности существования монархии ими практически не поднимался.

Обнародованные после окончания боевых действий послания исламистов 1991 и 1992 гг., содержавшие требования, реализация которых ослабила бы монархический режим, свидетельствовали о наличии у политической оппозиции своей программы и явились по сути заявкой исламистов на власть. Ня без оснований опасаясь новой волны исламского консерватизма, Фахд стал пытаться сдержать ее загодя. Король начал активно практиковать линию на раскол лагеря исламистов. В настоящее время существует несколько направлений внутри религиозной оппозиции, объединение которой может произойти лишь в перспективе. При этом необходимо учитывать, что ее активность не останется без внимания саудовских спецслужб, деятельность которых лично направляется Фахдом.

В 90-х годах Саудовская Аравия столкнулась с экономическими проблемами, главными причинами которых являются, во-первых, огромные дополнительные расходы, понесенные королевством в связи с войной, во-вторых, неустойчивость цен на мировом рынке нефти, в-третьих, нерешительность правительства в принятии мер, отвечающих реалиям экономической ситуации в стране. На нынешнем этапе экономическая политика правительства Фахда стала более реалистичной. Так, впервые со времени обвала цен на нефть в начале 80-х наметилась четкая тенденция к достижению сбалансированного бюджета. В очередных планах развития декларируется ускоренное развитие частного сектора. Параллельно должна быть осуществлена приватизация ряда крупных государственных компаний, созданы условия для привлечения инвестиций и увеличения объемов продукции ненефтяного сектора. Осознавая опасность наличия в стране высокого уровня безработицы среди коренного населения, власти уделяют приоритетное внимание саудизации рабочей силы.

Кроме более смелых экономических мер, король Фахд провозгласил в 1992г. реформы, затрагивающие сферу управления. Они, однако, не привели к каким-либо кардинальным изменениям в политической системе страны, а лишь обозначили тенденцию к институали-зации существующих порядков. Кроме того, в них был фактически закреплен авторитарный характер королевской власти, в частности, была сведена к минимуму коллегиальность принятия решения о назначении наследного принца.

В середине 70-х - 90-х годах постепенно создавалась специфическая модель развития, сочетавшая черты государственного капитализма в социально-экономической сфере с элементами ваххабитской системы ценностей в области идеологии. Вместе с тем одновременно происходил процесс оттеснения корпуса улемов от реальной политики.

Большие изменения произошли в за последние несколько десятилетий в составе бюрократической элиты королевства. В ее рядах наряду с представителями традиционной верхушки появились выходцы из других социальных слоев. Занимая в саудовской властной системе подчиненное положение, они пока не могут принимать политические решения.

Либеральных реформ требуют главным образом представители крупной буржуазии, которые, однако, не заинтересованы в их резком характере. Неуклонный численный рост и увеличение экономической мощи национальной буржуазии делают ее наиболее перспективным классом в плане получения в недалеком будущем доступа к процессу выработки политических решений. Но для этого она нуждается в поддержке других слоев населения.

Нынешний саудовский монарх понимает необходимость создания массовой социальной опоры своей власти. В стране практически оформился средний класс, продолжающий интенсивно расширяться за счет увеличения числа образованных граждан и принятой в королевстве системы распределения доходов от экспорта нефти. Так, с целью "привязки" многочисленного слоя мелкой и средней буржуазии режим проводит линию на поддержку частного сектора, подключая огромное количество небольших фирм к участию в правительственных программах.

Быстрое распространение современного образования среди занятого в сельском хозяйстве и недавно урбанизированного населения королевства, а также подъем их уровня жизни может постепенно сгладить различия между нижними слоями саудовского общества и новым средним классом. Но в настоящий момент новые элиты, главным образом выходцы из городских средних слоев, практически не могут рассчитывать на поддержку со стороны нижних слоев среднего класса в проникновении во властную структуру режима или в свержении последнего.

Хотя бедуины в количественном отношении продолжают составлять значительный сегмент саудовского.общества, их роль в социально-политической жизни королевства заметно снизилась. Однако благодаря проводимой режимом политики консервации этого традиционного слоя последний удерживается в качестве одной из опор нынешней государственной власти.

Историческая заслуга Фахда состоит в том, что заданный им вектор развития - модернизация Саудовской Аравии - становится необратимым и необходимым для сохранения жизнеспособности правящей династии Саудидов, так как отклонение от этого курса неизбежно приведет к усилению трений между традиционными и новыми слоями общества и поставит под вопрос способность Саудидов управлять страной. Таким образом, династия Саудидов как бы обречена на роль инициатора и проводника реформ при условии наличия у нее стремления сохранить абсолютистский характер монархии. Надо заметить, что саудовской монархии до сих пор удавалось выстоять перед лицом мощных внешних вызовов: арабским национализмом 60-х, экспортом исламской революции 80-х, военной агрессией Саддама Хусейна 1990-91 годов. Пока она в целом успешно противостоит опасности, исходящей изнутри. Это свидетельствует о значительном запасе прочности, который был создан королевским режимом под руководством сначала Фейсала, а затем Фахда.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Харьков, Сергей Иванович, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Справочная литература

1. Саудовская Аравия (Справочник). М., 1982.

1а Современная Саудовская Аравия (Справочник). М., 1998.

2. Страны мира. Справочник. М., 1989.

3. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

За Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

4. The Arab Business Yearbook. 1979. L., 1979.

5. International Financial Statistics. IMF. 1995, vol.XLVIII,N7.

6. The International Who's Who of the Arab World. L., 1984.

7. Who's Who in Saudi Arabia. 1978-79. L., 1978.

8. Who's Who in Saudi Arabia. 1983-19.84. Jeddah, 1984.

Источники

8а. • М* С ^ с^У

(Взгляд на устои саудовской политики. Эр-Рияд, 1995.)

("Долой душителей свободы! Позор палачам! Меморандум национально-демократических сил Залива и Аравийского полуострова" [Б. м., б. г.])

10- • ^уМ с/Л ^

(Биографическая справка о Его королевском высочестве принце Фахде ибн Абд аль-Азизе, великом наследнике престола. Эр-Рияд, [б.г.])

11. Королевство Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1993.

12. Королевство Саудовская Аравия. История, культура, прогресс. Эр-Рияд, 199—.

13. Королевство Саудовская Аравия. История... цивилизация... и развитие... Эр-Рияд, 199-.

14. Халед ибн Султан (ас-Сауд). Воин пустыни. Эр-Рияд, 1996.

15. Blandford L. Superwealth: The Secret Lives of the Oil Sheikhs. N. Y., 1977.

16. Cheney M.B. Big Oilman from Arabia. L., 1958.

17. Defence. Transfer of Aircraft and Equipment. Agreement between the United States of America and Saudi Arabia. Effected by Exchange of Notes. Signed a: Jidda, May 16 and November 11, 1965. Wash., 1966.

18. Defence. Construction of Military Facilities. Agreement between the United States of America and Saudi Arabia, Extending the Agreement of May 24 and June 5, 1965, as Extended. Effected by Exchange of Notes, Signed at Jidda April 30., July 3 and August 7, 1978. Wash., 1980.

19. The Echoes of the Saudi Position during the Events of the Arab Gulf 1411 H (1990-1991 G). Riyadh, 199-,

20. Mackey S. The Saudis. Inside the Desert Kingdom. N.Y., 1988.

21. Sanger R.H. The Arabian Peninsula. N.Y., 1954.

22. Victory of Truth (1411 H - 1991 G). Riyadh, 199-.

Исследования

23. . ПА- • .^Ь/

//

(Абу Зирр. Революция на земле Мекки. [Б.м.], 1980.)

24. . ^ Ux.il ^^ ■ о/Ьь». ^

(Бишара, Абдалла. Опыт Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива:шаг или препятствие на пути к арабскому единству. Амман, 1985.)

25. . ^ ^

- \<\и • .....Л - ¿М

(Сайд, Мухаммед ас-Сейид. Будущее арабского порядка после конфликта в Заливе. Эль-Кувейт, 1992.)

(Шамиййа, Джубран. Саудиды: прошлое и будущее. Л., Эр-Рияд, 1986.)

27. . • \«\ЛЛ - ' -Ь^"

(Арабы без нефти. Бейрут, 1986.)

28. . с!?/ - ^

(аль-Касими, Хаммуд бен Дауи. Теория и практика обеспечения порядка и организация безопасности. Джидда, 1979.)

29. . 5'^ЬЛ^ с—-•

(Нуаман, Исам. Арабы, нефть и мир. Приглашение к переосмыслению. Бейрут, 1987.)

л\к\ .Л— ^ ¿У

(Положение женщины в Саудовской Аравии и пути ее освобождения. [Б.м. ], 1986.)

с г.] ^..ЗЬ ^Л - -II -оЬЛ

- \ЧЛУ - - г^^-Л

(аль-Ясифи, Аюман. Религия и государство в Королевстве Саудовская Аравия). Л., 1987.

32. Абдулла М. И современность и средневековье. Обзор публикаций Компартии Саудовской Аравии. - Проблемы мира и социализма. М., 1986, N9.

33. Абдурахманов Абдумаджид. Взаимоотношения Саудовской Аравии с княжествами Персидского залива (конец 60-х - начало 80-х гг. XX в.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1985.

34. Андреасян Р.Н. Капитализм в арабском мире: генезис, эволюция, противоречия. //Арабские страны: история, экономика, политика. М., 1986.

35. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика). М., 1997. — АСЗАСА.

36. Арабские страны: нефть и дифференциация. М., 1984.

37. Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. М., 1995. — АСПР.

38. Арабский мир: Три десятилетия независимого развития. М.,

30.

31.

39. Арлашенко O.A. Саудовско-американские отношения (вторая пол. 70-х - нач. 80-х гг.). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. ист. наук. М., 1985.

40. Ацамба Ф. М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII - первая четверть XIX в.). М., 1996.

41. Байба О.И. Эволюция социально-политических структур Саудовской Аравии в XX веке. //АСЗАСА.

42. Беляев И.П. Американский империализм в Саудовской Аравии. М., 1967.

43. Бодянский В.Л. Восточная Аравия. М., 1986.

44. Борисов Р.В. США: ближневосточная политика в 70-е годы. М., 1982.

45. Валькова Л.В. Влияние нефтедолларов Саудовской Аравии на политическую обстановку на Арабском Востоке //Нефтедоллары и социально-экономическое развитие стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1979.

46. Валькова Л.В. Внешняя политика Саудовской Аравии в 70-е -80-е годы (Формирование нового "центра силы" на зарубежном Востоке). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора ист. наук. М., 1988.

47. Валькова Л.В. Место Саудовской Аравии в мусульманском мире //ИФМОА.

48. Валькова Л.В. Особенности политики Саудовской Аравии на Арабском Востоке //Проблемы современной современной арабистики: Труды IV Всесоюзной конференции арабистов. Ереван, 1985. Вып. I: Современные политические и социально-экономические проблемы арабских стран. Ереван, 1988.

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61.

62.

63.

64.

65.

66.

Валькова Л. В. Саудовская Аравия в международных отношениях (1955-1977). М. , 1979.

Валькова Л. В. Саудовская Аравия: Нефть, ислам, политика (1975-1985). М., 1987.

Васильев A.M. Библиография Саудовской Аравии. М., 1983. Васильев A.M. История Саудовской Аравии. М., 1982. Васильев A.M. Некоторые особенности социально-политической структуры Саудовской Аравии //НАА, 1980, N5. Васильев A.M. Персидский залив в эпицентре бури. М., 1983. Васильев A.M. Пуритане ислама? М., 1967.

Васильев A.M. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М., 1993.

Вирабов А.Г. Истоки исламского экстремизма в Алжире //АСЗАСА. Восток. Рубеж 80-х годов. (Освободившиеся страны в современном мире.) 'М., 1983. Гемери Э. Сверхбогачи. М., 1987.

Георгиев А.Г., Озолинг В.В. Нефтяные монархии Аравии. Проблемы развития. М., 1983. Герасимов О.Г. Саудовская Аравия. М., 1977. Герасимов О.Г. Саудовская Аравия: из средневековья в XX век. М., 1978.

Гошев В.Ю. СССР и страны Персидского залива. М., 1988. Джомаа Д. Государственная политика в области сельского хозяйства: Опыт Сирии, Саудовской Аравии и Судана //АСПР. Ерасов Б.С. Теоретические аспекты цивилизационного подхода к "третьему миру" //Восток, 1991, N4.

Ефимова Л.М. Происходит ли секуляризация политики на Востоке? //Восток, 1991, N1.

67. Закария М.Г. Основные направления социальной политики нефтяных монархий Аравии в условиях прекращения "нефтяного бума" //АСЗАСА.

68. Закария М.Г. Стратегия экономического развития нефтяных монархий Аравии в условиях прекращения "нефтяного бума" //АСЗАСА.

69. Иванова И.П. Изменения в государственно-политической системе арабских стран со второй половины XX в. и трансформация их экономического базиса //Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах (История и современность). М., 1984.

70. Игнатенко A.A. Халифы без халифата. М., 1988.

71. Ионова А.И. Ислам в современной международной политике. Подход советских ученых (70 - 80-е годы) //ИФМОА.

72. Исаев В.А. 'Арабская и российская нефть в сравнении //АСПР.

73. Исаев В.И. Социально-классовая структура общества Иордании, Ирана и Саудовской Аравии. 1960-1973 гг. М., 1979.

74. "Исламский фактор" в международных отношениях в Азии (70-е -первая половина 80-х годов). М., 1987. — ИФМОА.

76. Аль-Кальи М. Экономическое развитие стран Ближнего Востока в первой половине 90-х годов // Арабский Восток. Сборник статей. М. , 1997.

77. Каминский С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., 1981.

78. Кане А. Нефтяная лихорадка. М., 1980.

79. Кислов А.К., Фролов A.B. Саудовская Аравия: противоречие и партнерство //США: экономика, политика, идеология. М., 1989, N2.

80. Коровиков A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

81. Кулямзин A.A. Страны Персидского залива: иммиграция и классовая структура (50-80-е годы). М., 1990.

82. Лосев С.А., Тыссовский Ю.К. Ближневосточный кризис: нефть и политика. М., 1980.

83. Лукин В.П. "Центры силы": концепции и реальность. М., 1983.

84. Максимов A.A. Долговой кризис нефтяных монархов Аравии //НАА, 1988, N3.

85. Максимов A.A. Развитие отсталых обществ при неограниченных финансовых ресурсах. М., 1989.

86. Малашенко A.B. В поисках альтернативы: Арабские концепции путей развития. М., 1991.

87. Малашенко A.B. Мусульманская цивилизация: движение и инерция //Восто'к. 1994, N4.

88. Маликов Б. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. М., 1994.

89. Мейер М.С. Модернизационные процессы в истории народов Востока //ВМУ, сер. 13. Востоковедение. 1992, N2.

90. Мелкумян Е.С. "Исламский фактор" в деятельности Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива //ИФМОА.

91. Мелкумян Е.С. Кувейт в 60-80-е годы (Социально-политические процессы и внешняя политика). М., 1989.

92. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (Очерки исламской цивилизации). М., 1991.

93. Мурхидж Б. Позиции некоторых арабских стран в иракско-кувейтском конфликте //АСЗАСА.

94. Мусульманские страны. Религия и политика (70-80 гг.). М.,

95. Нефедов М. Особенности экспорта капитала из развивающихся стран (на примере Саудовской Аравии) //Экономические науки. М. , 1984, N2.

96. Озолинг В. В. Саудовская Аравия. М., 1968.

96а Озолинг В.В. Экономика Саудовской Аравии. М., 1975.

97. Осипов А.И. Экономическая экспансия США в арабских странах. М. , 1980.

98. Павлова Т.П. "Исламский фактор" в политике США (на рубеже 80-х годов) //ИФМОА.

99. Павлуцкая Э.В. Эволюция политических структур Марокко //АС-ЗАСА.

100. Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX века. М., 1961.

101. Петров Н. Я.' Шиитский фундаментализм и политика экспорта исламской революции //НАА, 1990, N4..

102. Пиотровская И.Л. Страны Аравийского полуострова: нефть, финансы, развитие. М., 1981.

103. Полонская Л.Р. Единство и многообразие ислама //Восток. 1994, N6.

104. Примаков А. Саудовская Аравия: нефть и политика //МЭМО, 1980, N6.

105. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982. '

106. Примаков Е.М. История одного сговора. М., 1985.

107. Примаков Е.М. Россия не противодействует исламу // Независимая газета. 18.09.1996.

108. Прошин Н.И. Саудовская аравия. М., 1964.

109. Родригес A.M. Нефть и эволюция социальных структур аравийских монархий. М., 1989.

110. Родригес A.M. Экономический спад 1980-х годов в Аравийских монархиях и обострение этнических и религиозных противоречий /'/Диаспоры в историческом времени и пространстве. Национальная ситуация в Восточной Сибири. Иркутск, 1994.

111. Родригес-Фернандес A.M. Формирование современной бюрократической элиты Саудовской Аравии //ВМУ, сер. 13. Востоковедение. 1979, N3.

112. Салех Г. Влияние нефтяного фактора на экономические развитие стран-экспортеров нефти //АСПР.

ИЗ. Севостьянов И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм - это совсем не одно и то же //Международная жизнь. 1996, N5.

114. Сейфульмулюков И.А. Страны ОПЕК в развивающемся мире. М., 1989.

115. Сенченко И.П. Персидский залив: взгляд сквозь столетие. (От "нового курса" Петербурга до политики нового мышления.) М.. 1991.

115а Социально-политические сдвиги в странах развитого капитализма. М., 1971.

116. Сусанян К.Г. Аравийские государства и внешнеэкономическая стратегия США. М., 1986.

117. Сюкияйнен JI. Р. Мусульманское право. М., 1986.

118. Турсунов P.M. Саудовская Аравия в межарабских отношениях в период 1964-1975 гг. Ташкент, 1987.

119. Ушаков В.А. "Исламский фактор" во внешней политике Ирана //ИФМОА.

120. Федоров В.А. Эволюция авторитарных режимов на Востоке, м. , 1992.

121. Филоник А.0., Исаев В.А., Федорченко A.B. Финансовые структуры Ближнего Востока. М., 1996.

122. Фридман Л.А., Видясова М.Ф. Экономическая структура современного мира. Глобальные сдвиги, Россия и СНГ //ВМУ. сер.13. Востоковедение. 1995, N5.

123. Харьков С.И. Подъем исламистского движения в Саудовской Аравии в 1990-х годах //Арабский Восток. Сборник статей. М:, 1997.

124. Харьков С.И. Последствия войны в Персидском заливе для Саудовской Аравии //Восток и Россия: взгляд из Сибири. Иркутск, 1996.

125. Хрусталев М.А. Социальный строй саудийского общества //НАА, 1979, N4. '

126. Пешков М.А. Критика представлений о правящих группах развивающихся стран. М. , 1979.

127. Пешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. М., 1994.

128. Чубарьян А.0. История XX столетия: новые исследования и проблемы //Новая и новейшая история. 1994, N3.

129. Шарипова P.M. Концепции "национального просвещения" в мусульманских странах. Соотношение ислама и секуляризации. М., 1991.

130. Шахин С.Х. Объединение Саудовской Аравии. Исторический обзор. Эр-Рияд, 1993.

131. Эберт М. Саудовская Аравия в международных отношениях Ближнего и Среднего Востока на современном этапе. Автореф. дис.

на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1986.

132. Экономики "разных скоростей". Капиталистические и развивающиеся страны: очерки. JI., 1990.

133. Яковлев А.И. О значении субъективного фактора для социально-экономических реформ в Саудовской Аравии в XX веке //АС-ЗАСА.

134. Яковлев А.И. Рабочий класс и социальная эволюция в нефтяных монархиях Востока. М., 1988.

135. Яковлев А.И. Саудовская Аравия и Запад. М., 1982.

136. Яковлев А. "Штиль" в пустыне? //Азия и Африка сегодня. М., 1992, N11.

137. Яковлев А.И., Панарин С.А. Противоречия реформ: опыт Аравии и Туркестана //Восток, 1991, N5.

138. Abir M. Oil', Power and Politics: Conflict In Arabia, the Red Sea and the Gulf. L., 1974.

139. Ablr M. Saudi Arabia: Government, Society and the Gulf Crisis. L. , N. Y., 1994.

140. Abir M. Saudi Arabia in the Oil Era: Regime and Elites. Conflict and Colaboration. Boulder (Colo.), 1988.

141. AbuKhalil A. The Incoherence of Islamic Fundamentalism: Arab Islamic Thought at the End of the 20th Century //MEJ, 1994, vol. 48, N4.

142. Acharya A. U.S. Military Strategy in the Gulf: Origins and Evolution under the Carter and Reagan Administrations. L., N.Y., 1989.

143. Arabia after the Storm: Internal Stability of the Gulf Arab States. L., 1992.

144. Ayubi N. N.M. The Politics of the Militant Islamic Movements in the Middle East //Journal of International Affairs. 1982/83. vol.36, N2.

145. Babeair A.S. Contemporary Islamic Revivalism: A Movement or a Moment? //IQ, 1993, vol. XXXVII, N1.

146. Al-Baharna H.M. The Arabian Gulf States: Their Legal and Political Status and Their International Problems. Beirut, 1978.

147. Balfour-Paul G. The Impact of Development on Gulf Society //IORAGD.

148. Bill J.A. The Geometry of Instability in the Gulf: The Rectangle of Tension /Paper Prepared for Presentation at Conference "Iran and the Gulf: A Search of Stability", Abu Dhabi, Jan. 8-12, 1995.

149. Bligh A. From Prince to King: Royal Succession in the House of Saud in the Twentieth century. N.Y.-L., 1984.

150. Buchan J. Secular and Religious Opposition in Saudi Arabia //SSESA.

151. Conflict and Cooperation in the Persian Gulf /Ed. by M. Mug-hisuddin/. N.Y. , L. , 1977.

152. Crane R.P. Planning the Future of Saudi Arabia: A Model for Achieving National Priorities. N.Y., 1978.

153. Dekmejian R.H. The Rise of Political Islamism In Saudi Arabia //MEJ, 1994, vol. 48, N4.

154. Duke A.J. Aspects of Saudi Arabia's Relations with Other Gulf States //SSESA.

155. Dwyer K. Arab Voices: The Human Rights Debate in the Middle East. Berkeley, 1991.

156. El Mallakh R. Saudi Arabia: Rush to Development. Profile of an Energy Economy and Investment. L., Canberra, 1982.

157. Emerson S. The American House of Saud. The Secret Petrodollar Connection. N.Y., 1985.

157a al-Farsy F. Modernity and Tradition. Guernsey, 1993.

158. al-Farsy F. Saudi Arabia. A Case Study in Development. L., Boston, 1982.

159. Fergany N. Manpower Problems and Projections in the Gulf //IORAGD.

160. Field M. The Merchants: The Big Business Families of Saudi Arabia and the Gulf States. N.Y., 1985.

161. Gause F.G. Gulf Regional Politics. //Dynamics of Regional Politics: Four Systems on the Indian Ocean Rim /Ed. by H. Wriggins/. N. Y., 1992.

162. Gause F.G. ' Oil Monarchies: Domestic and Security Challenges in the Arab Gulf States. N.Y., 1994.

163. Gause F.G. Saudi Arabia: Desert Storm and after //The Middle East after Iraq's Invasion of Kuwait /Ed. by Robert 0. Freedman/. Florida, 1993.

164. Gause F.G. Saudi-Yemen Relations: Domestic Structures and Foreign Influence. N.Y., 1990.

165. Halliday F. A Curious and Close Liaison: Saudi Arabia's Relations with the United States //SSESA.

166. Holden'D., Johns R. The House of Saud. L., 1981.

167. The Impact of Oil Revenues on Arab Gulf Development /Ed. by M.S. El Azhary/. L., Sydney, 1984. — IORAGD.

168. Kay S. Social Change in Modern Saudi Arabia //SSESA.

169. Kedourie E. Ethnicity, Majority and Minority in the Middle

170

171

172

173

174

175

176

177

178.

179.

180.

181.

182.

183.

East //Ethnicity, Pluralism and the State in the Middle East /Ed. by Esman M. J., Rabinovich I./. L., 1988. Khalilzad Z. The United States and the Persian Gulf: Preventing Regional Hegemony //Survival, 1995, vol.37, N2. The Kingdom of Saudi Arabia /Ed.-in-Chief Facey W./. L.- New Jersey, 1990.

Lacey R. The Kingdom. L., 1982.

Layish A. "Ulama" and Politics in Saudi Arabia //Islam and the Politics in-the Modern Middle East. L., 1984. Looney R.E. Saudi Arabia's Development Potencial: Application of an Islamic Growth Model. Lexington, Toronto, 1982. Murray W. The Implications of the American Victory in the Middle East //American Defense Annual /Ed. by Joseph Kru-zel/. N.Y., 1993.

Niblock T. Social Structure and the Development of the Saudi Arabian Political System //SSESA.

Persian Gulf States: Country Studies /Ed. by Richard F. Ny-rop/. Wash., 1985.

Peterson J.E. The Arab Gulf States. Steps Forward Political Participation. N.Y., L., 1988.

Peterson J.E. The Political Status of Women in the Arab Gulf States //MEJ, 1989, vol. 43, N1. PhilbyH. J. Saudi Arabia. L., 1965.

Polk W.R. The United States and the Arab World. Cambridge, 1969.

Powell W. Saudi Arabia and its Royal Family. New Jersey, 1982.

Presly J.R., Westaway A.J. A Guide to the Saudi Arabian Eco-

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194.

195.

196.

197.

198.

nomy. L., 1989.

Quandt W.B. Saudi Arabia in the 1980-s. Wash., 1981. Robinson J. Yamani: The Inside Story. Sydney, 1988. Saudi Arabia: A Country Study /Ed. by Richard F. Nyrop/. Wash., 1984.

Shaw J.A., Long D.E. Saudi Arabian Modernization. The Impact of Change on Stability. N. Y., 1982.

Sheean V. Faisal. The King and his Kingdom. Tavistock, England, 1975.

Sindair C.A., Birks J.S. Manpower in Saudi Arabia. 1980-1985 //Saudi Arabia. Energy Development Planning and Industrialization. Toronto, 1982.

State, Society, and Economy in Saudi Arabia /Ed. by Tim Nib-lock/. N.Y., 1982. —SSESA.

Tahtinen D.'R. National Security Challenges to Saudi Arabia. Wash., 1978.

Viola J.W. Human Resources Development in Saudi Arabia: Multinationals and Saudization. Boston, 1986. Young A.N. Saudi Arabia: The Making of a Financial Giant. N. Y., 1983.

Периодические издания

Аль-Ахрам. Каир, ¿olj Аль-Хавадис. Бейрут. sUI Аль-Хайят. Каир. UJ\ J\ Ар-Рай аль-Амм. Эль-Кувейт -il)l uL-^l Аш-Шарк аль-Аусат. J1.

г

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216.

217.

218.

219.

220.

.

224.

225.

226.

¿а-Н Аль-Кодс. Иерусалим.

сз1-^' и—"-^ Аль-Кодс аль-Араби. Л. / Ан-Нахар. Бейрут. Аль-Васат. Л.

Аль-Ватан аль-Араби. Париж. Аль-Кувейт. Эль-Кувейт.

Азия и Африка сегодня. М. Атлас. ТАСС. М. БПИ ТАСС. М.

Вестник Московского университета. М. — ВМУ. Восток /Народы Азии и Африки -- НАА/. М. Глобус. ИТАР-ТАСС. М. За рубежом. М.

Зарубежное военное обозрение. М. КоммерсантЬ-БаИу. М. Компас. ИТАР-ТАСС. М. Литературная газета. М. Международная жизнь. М.

Мировая экономика и международные отношения. М. -- МЭМО.

Московскме новости. М.

Независимая газета. М.

Новая и новейшая история. М.

Новое время. М.

Правда. М.

Проблемы мира и социализма. М.

Пульс планеты. Ближний и Средний Восток. ИТАР-ТАСС. М. Сегодня. М. Эхо планеты. М.

227. The Arab Mews. Ar-Riyadh and Jeddah.

228. Chicago Tribune.

229. Contemporary Security Policy. L.

230. Defense National. P.

231. The Economist. L.

232. Financial Times. L.

233. Foreign Report. L.

234. Fortune. N. Y.

235. The Guardian.

236. Intelligence Newsletter. P.

237. International Herald Tribune. P.

238. The Islamic Quarterly. L. — IQ.

239. Jane's Intelligence Review. Coulsdon, Surrey, UK. — JIR.

240. Journal of Near Eastern Studies. Chicago.

241. Keihan International. Tehran.

242. The Middle East. L.

242a Middle Eastern Studies. L.

2426 Middle East. Executive Reports. Wash.

243. Middle East International. L.

244. The Middle East Journal. Wash. — MEJ.

245. Le Monde. P.

246. Le Monde Diplomatique. P.

247. The Muslim World. Leiden.

248. Newsweek. N.Y.

249. New York Times. N.Y.

250. L'Orient le Jour. Beyrouth.

251. Pointer (A Monthly Supplement to JIR).

252. Survival. L.

253. Time. N.Y.

254. The Times. L.

255. The Wall Street Journal. N.Y.

256. The Washington Post. Wash.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.