Отражение проблем окружающей среды в изобразительном искусстве XX – первой четверти XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Ляо Дума

  • Ляо Дума
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 210
Ляо Дума. Отражение проблем окружающей среды в изобразительном искусстве XX – первой четверти XXI века: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ляо Дума

Введение

Глава 1. Теория и художественная практика возникновения и развития изобразительного искусства экологической тематики

1.1 Теоретико-методологические основания возникновения живописи экологической направленности

1.2 Понятия экологической эстетики и энвайронментальной эстетики

1.3 Антропоцен и этический аспект в экологическом искусстве

Глава 2. Национальные подходы к отражению проблем экологии в изобразительном искусстве современного глобального мира

2.1 Особенности европейского и американского экологического изобразительного искусства

2.2 Японское экологическое изобразительное искусство: на примере живописи Кайи Хагасиямы

2.3 Феномен экологической живописи в Китае

2.4 Актуальные тенденции экологического изобразительного искусства в России

Глава 3. Отражение проблем окружающей среды в изобразительном искусстве XX - первой четверти XXI в

3.1 Кризис городского пространства и проблемы урбанизации в современной экологической живописи

3.2 Кризис личности и индивидуального пространства человека в современном экологическом искусстве

3.3 Образы животного мира в современном искусстве, посвященном

проблемам окружающей среды

3.4. Критика бездумного потребления, проблемы загрязнения и мусора в

картинах современных экологических художников

3.5 Темы разрушения, негативных последствий технической революции, рефлексия на тему индустриальной цивилизации в экологическом изобразительном искусстве

3.6 Тема экологической катастрофы и постапокалиптические пейзажи в творчестве экологических художников

Заключение

Библиография

Приложение. Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отражение проблем окружающей среды в изобразительном искусстве XX – первой четверти XXI века»

ВВЕДЕНИЕ

Представленное исследование посвящено экологической тематике, отраженной в изобразительном искусстве XX - первой четверти XXI в. Отправной точкой для исследования является понятие экологической эстетики, а в качестве основного вопроса для обсуждения рассматривается содержательно-тематическое многообразие современного изобразительного искусства, раскрывающего актуальные проблемы окружающей среды. В рамках диссертации предпринимается попытка рассмотреть и проанализировать в контексте теории экологической эстетики и экологического искусства национальные подходы к отображению проблем экологии в изобразительном искусстве глобального мира XX - первой четверти XXI в., выделить важнейшие тематические направления в развитии экологического искусства, рассмотреть различные интерпретации и способы выражения тех или иных экологических тем в творчестве современных художников.

Актуальность темы и направленность исследования

Отражение темы окружающей среды (в том числе природной и

антропогенной среды) является важнейшим сюжетным направлением в

художественном творчестве, начиная с XX века. Вслед за стремительным

развитием мировой экономики окружающая среда начала испытывать

чрезвычайно сильное давление. По мере усугубления экологических проблем

они приобрели исключительную актуальность и остроту. Ряд экологов,

активистов начали прилагать усилия для воздействия на широкую

общественность, преследую благую цель изменить сложившуюся ситуацию к

лучшему. Это движение быстро привлекло внимание деятелей искусства,

которые не захотели оставаться в стороне и пассивно наблюдать за

происходящим. Творчество, осмысляющее экологическую тематику, имеет не

только просветительский характер. Художники надеются с помощью своих

усилий не только заставить общественность понять серьезность проблем

4

окружающей среды, но и изменить отношение человека к миру природы. Порой выступая в роли активистов, волонтеров, экологов, философов, деятели искусства постоянно находятся в процессе активного документирования и осмысления разного рода экологических кризисов. Появляющиеся одна за другой выставки экологического искусства, разворот ключевых учреждений художественной сферы в сторону экологической тематики, совместные международные междисциплинарные исследования и творчество - всё способствует укреплению этой тенденции.

Модель развития мира в современную эпоху, сформированная под влиянием евроцентристской модернизации и антропоцентризма, принесла с собой сплетение власти, технологий и капитала. Этот симбиоз в свою очередь стал причиной противоречий и конфликтов между человеческим обществом и экологией. На протяжении ХХ века человечество создавало новое определение окружающей среды. С этого времени преодоление стихийных бедствий и предупреждение о проблемах загрязнения окружающей среды превратилось в новые темы художественного творчества. Художники больше не изображали идиллические пейзажи, но отдавали все силы на то, чтобы возвестить об угрозе, которую представляет для человечества разрушение природной среды. По мере появления организаций по защите окружающей среды и соответствующих правовых норм художники начали принимать активное участие в деятельности по защите окружающей среды, направленной на сохранение планеты. Сегодня вслед за развитием общества и научно-техническим прогрессом внутреннее содержание искусства и объем этого понятия незаметно изменяются. После того как концепция «антропоцена» (ап^горосепе) постепенно превратилась в консенсус среди представителей научных, культурных и философских кругов, в творчестве все большего числа художников проявилось тонкое понимание экологии и внимание к ней. Именно это способствовало превращению живописи на экологическую тематику в чрезвычайно важное и динамично развивающееся идейное художественное

течение в истории развития современного мирового искусства.

Актуальность настоящего исследования определяется изучением одного из наиболее перспективных, востребованных и самобытных, активно развивающихся направлений в мировом искусстве, которое получило распространение в искусстве всех стран мира и призвано решать ряд значимых практических задач, связанных с необходимостью изменения сложной экологической ситуации. Аспект, который находится в фокусе исследования, позволяет выявить особенности экологического искусства с содержательно-тематической точки зрения, которые сформировались в XX - первой четверти XXI в.

Необходимо принимать во внимание, что в разных культурах сложились свои представления о соотношении человека и окружающего мира, своя экологическая эстетика. В этом смысле изучение научного дискурса касательно отображения проблем окружающей среды в изобразительном искусстве XX - первой четверти XXI в. было бы неполным без рассмотрения национальных подходов к осмыслению художниками экологической проблематики.

В то же время выявление важнейших тематических направлений в развитии экологического искусства на материале творчества художников разных стран мира позволяет судить о различиях и сходстве в интерпретации и способах выражения тех или иных экологических тем, выявить важнейшие тенденции развития экологического искусства и эстетики с содержательной точки зрения, независимо от национального фактора.

Степень изученности проблематики

Экологическое искусство как предмет исследования сравнительно недавно стало привлекать внимание ученых. Первые попытки изучения феномена экологического искусства, взаимосвязей и пересечений между сферой искусства и экологией можно проследить в европейской и американской науке. Вопросы экологической эстетики рассматривает в своей

монографии 1974 г. Дж. Микер1. Статьи, опубликованные в 70-80-х гг., освещают феномен энвайронментальной эстетики (А. Карлсон2), принципы и содержание экологической эстетики (Ю. Ко3) и др. В 90-х гг. растет интерес научных кругов к экологическому искусству, что было во многом обусловлено резким ростом числа произведений, посвященных теме защиты окружающей среды (о чем свидетельствует, в частности, Р. Чембалест4). В фокусе внимания ученых оказываются такие вопросы, как: соотношение энвайронментальной эстетики и художественного образования (Х. Кауппинен5), развитие искусства в контексте кризиса окружающей среды (Т. Люк6) и его соотношение с экологией (П. О'Брайен7 ), понятие эстетики экологии (В. Смит8 ) и эстетическое восприятие природы (С. Годлович9), феномены эко-арта (П. Сандерс10) и энвайронментальной эстетики (С. Годлович11, Ш. Фостер12). Появляются исследования, посвященные творчеству отдельных экологически художников (Д. Матлесс, Дж. Ревилл13).

С начала XXI в. существенно возрастает число научных публикаций по теории экологического искусства, экологической/ энвайронментальной эстетики. Проблематика исследований становится более разнообразной и сложной. В первую очередь продолжают накапливаться знания о творчестве

1 Meeker Joseph W. Ecological Aesthetics. In The Comedy of Survival: Study in Literary Ecology. - New York: Scribner's Sons, 1974.

2 Carlson Allen. Environmental Aesthetics and the Dilemma of Aesthetic Education // Journal of Aesthetic Education. Vol. 10, no. 2, 1976, pp. 69-82.

3 Koh Jusuck. An Ecological Aesthetic // Landscape Journal, Vol. 7, no. 2, 1988, pp. 177-191.

4 Cembalest R. The ecological art explosion // ARTnews. Vol. 90, no. 6, 1991, pp. 96-105.

5 Kauppinen Heta. Environmental Aesthetics and Art Education // Art Education, Vol. 43, no. 4, 1990, pp. 12-21.

6 Luke Timothy W. Art and the Environmental Crisis: From Commodity Aesthetics to Ecology Aesthetics // Art Journal. Vol. 51, no. 2, 1992, pp. 72-76.

7 O'Brien Paul. Art and Ecology: A New Orthodoxy // Circa. No. 60, 1991, pp. 18-25.

8 Smith W. Gary. An Aesthetic of Ecology // Landscape Architecture. Vol. 80, no. 6, 1990, pp. 10-10.

9 Godlovitch Stan. Evaluating Nature Aesthetically // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. Vol. 56, no. 2, 1998, pp. 113-125.

10 Sanders Patricia B. Eco-Art: Strength in Diversity // Art Journal. Vol. 51, no. 2, 1992, pp. 77-81.

11 Godlovitch Stan. Some Theoretical Aspects of Environmental Aesthetics // Journal of Aesthetic Education. Vol. 32, no. 4, 1998, pp. 17-26.

12 Foster Cheryl. The Narrative and the Ambient in Environmental Aesthetics // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. Vol. 56, no. 2, 1998, pp. 127-137.

13 Matless David, George Revill. A Solo Ecology: the Erratic Art of Andy Goldsworthy // Ecumene. Vol. 2, no. 4, 1995, pp. 423-448.

отдельных экологических художников (П. Госсин14, Д. Крауч15, Е. Мачотка16, В. Весна 17 ). Кроме того, направление исследований становится более ориентированным на раскрытие педагогического потенциала экологического искусства, роли художников в активистском движении (В. Весна и др.). Ввиду переосмысления экологического искусства как активного средства воздействия на общественное сознание большое значение приобретает аспект взаимодействия между художниками, выставочными площадками и зрительской аудиторией (Э. Рой, М. Бэйзер18). В этой связи также активно развивается изучение этического аспекта экологического искусства (К. Андерсон 19 , Э. Брэди 20 , Р. Холмс 21 ), происходит осмысление роли экологического искусства в спасении глобального мира, преодолении кризиса планетарного масштаба (Ф. Данауэй22, Дж. Маско23, Л. Вайнтрауб24). Также актуальным направлением в теории экологического искусства и экологической эстетики становится концепция антропоцена (С. Киркси25,

14 Gossin Pamela. Animated Nature: Aesthetics, Ethics, and Empathy in Miyazaki Hayao's Ecophilosophy // Mechademia: Second Arc. Vol. 10, 2015, pp. 209-234.

15 Crouch David. An Ecology of Values: Critically Interpreting John Newling's Art // Cultural Geographies. Vol. 22, no. 2, 2015, pp. 361-368.

16 Machotka Ewa. Consuming Eco-Art: Satoyama at the Echigo-Tsumari Art Triennale 2012." Consuming Life in Post-Bubble Japan: A Transdisciplinary Perspective/ ed. by Ewa Machotka and Katarzyna J. Cwiertka. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018, pp. 215-236.

17 Vesna Victoria. Mel Chin: Provocative Eco-Art in Action // Art Journal. Vol. 65, no. 1, 2006, pp. 63-64. Wilke Sabine. Anthropocenic Poetics: Ethics and Aesthetics in a New Geological Age // RCC Perspectives. No. 3, 2013, pp. 67-74.

18 Roe Emma, Michael Buser. Becoming Ecological Citizens: Connecting People through Performance Art, Food Matter and Practices // Cultural Geographies. Vol. 23, no. 4, 2016, pp. 581-598.

19 Anderson Kayla. Ethics, Ecology, and the Future: Art and Design Face the Anthropocene // Leonardo. Vol. 48, no. 4, 2015, pp. 338-347.

20 Brady Emily. Aesthetic Value, Ethics and Climate Change // Environmental Values. Vol. 23, no. 5, 2014, pp.551-570.

21 Holmes Rolston III. From Beauty to Duty: Aesthetics of Nature and Environmental Ethics // Environment and the Arts: Perspectives on Environmental Aesthetics / ed. by Arnold Berleant. Aldershot: Ashgate, 2002, pp. 127-141.

22 Dunaway Finis. Seeing Global Warming: Contemporary Art and the Fate of the Planet // Environmental History. Vol. 14, no. 1, 2009, pp. 9-31.

23 Masco Joseph. The Six Extinctions: Visualizing Planetary Ecological Crisis Today. Environmental Philosophy. Vol. 14, no. 1, 2017, pp. 11-40.

24 Weintraub Linda. To Life!: Eco Art in Pursuit of a Sustainable Planet. 1st ed., University of California Press, 2012. JSTOR, www.jstor.org/stable/10.1525/j.ctv1xxwhw (Accessed 25.08.2021).

25 Kirksey S. Eben. Thneeds Reseeds: Figures of Biocultural Hope in the Anthropocene. RCC Perspectives. No. 9, 2012, pp. 89-94.

Мэняо Лю 26 ). В контексте новой эпохи возникают представления о необходимости переосмысления имеющихся концепций

энвайронментализма27. Отдельный интерес представляет попытка А. Карлсона выявить различия между восточной экоэстетикой и западной энвайронментальной эстетикой28.

В последнее время в науке появляются монографические работы, авторы которых стремятся выявить новейшие тенденции в экологическом искусстве, осмыслить накопленный опыт исследования проблематики. Так, например, книга Э. Брауна «Искусство и экология сейчас»29, предлагает взглянуть на недавнее развитие направления современного искусства, которое напрямую связано с природой, окружающей средой, изменением климата и экологией. Исследование состоит из шести тематических разделов, в которых последовательно рассматриваются различные уровни вовлеченности художников в проблемы окружающей среды: от тех, кто документирует и размышляет о природе, до тех, кто использует физическую среду в качестве сырья для своего искусства, и преданных активистов, которые стремятся создавать искусство, которое меняет наши взгляды и привычки. Более 300 цветных иллюстраций представляют работы более 90 художников, таких как: Аллора и Кальзадилла, Эдвард Буртынский, Ту Гринфорт, Ханс Хааке, Ева Жоспин, Надав Кандер, Яо Лу, Дэвид Майзель, Густав Мецгер, Светлана Остаповичи, Ньяба Леон Уэдраого, Бернднаут и др.

В китайской и российской науке экологическое искусство зарождается под влиянием западной традиции, в связи с чем данное направление в искусстве изучено недостаточно. Большое внимание привлекают вопросы

26 Mengyao Liu. Experiments in the Anthropocene: Toward a Transformative Eco-Aesthetic in the Work of Four Contemporary Chinese Visual Artists. 2017. 39 p. URL: https://aspac2.org/wp-content/uploads/2018/09/2017-Mori-ASPAC_Mengyao_Liu-paper.pdf (Accessed 29.08. 2021).

27 Simus Jason Boaz. Aesthetic Implications of the New Paradigm in Ecology // Journal of Aesthetic Education. Vol. 42, no. 1, 2008, pp. 63-79.

28 Carlson Allen. The Relationship between Eastern Ecoaesthetics and Western Environmental Aesthetis // Philosophy East and West. Vol. 67, no. 1, 2017, pp. 117-139.

29 Brown Andrew. Art & Ecology Now. London: Thames & Hudson. 2014.

9

использования мусора в творчестве художников (Н. Фрейман 30 , Н. Н. Цветкова31 и др.). Различные аспекты теории экологического искусства развивают в своих трудах Е. В. Акбалькан, Ю. С.Вяткина и А. Л. Усанова, И. Н. Герасимова и Т. Г. Грушева, Н. В. Голик, Н. Гончаренко, В. С. Гордиенко, А. Ю. Гусева, П. С. Карако, А. Р. Кожаринова, В. В. Лещинская, С. А. Литвинова, А. А. Львов, Е. Д Морозова и О. А. Гладышева, М. Р. Невлютов, С. Б. Никонова, В. В. Прозерский, С. М. Саргсян, Ю. В. Соболев и др.

Существует сравнительно большое число материалов, посвященных различным экологическим выставкам, проходящим в России (М. Анциперова32, О. Дерюгина33 и др.), арт-проектам (например, публикации журнала «Точка Арт»), творчеству отдельных художников (Г. А. Герасимова и Е. Н.Маковецкая34, И. Н. Захарченко35, А. А. Кутузова и Д. Л. Плесовских36). Отдельный интерес предтавляет немногочисленная группа исследований, которые апеллируют к материалу национальных художественных традиций, в

30 Фреймам Н. От трэш-арта до ресайкла: эволюция мусора // Точка Арт. Интернет-журнал об искусстве и культуре. 04 сентября 2020. URL: https://magazineart.art/things-as-art/bezothodnoe-tvorchestvo-sovremennye-hudozhniki-i-ih-jeko-principy/ (дата обращения: 13.08.2021).

31 Цветкова Н. Н. Эстетизация мусора как выражение концепции «recycle» в современном искусстве «fiber art» (по материалам выставок 2011-2015 гг.) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2016. № 2-2. - С. 219-225.

32 АнципероваМ. Гид по выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100» // The Blueprint. - URL: https://theblueprint.rU/culture/art/scenarii-buduschego-v-garage#3 (дата обращения: 28.08.2021). Баканова Е. Recycle or die. 21 ноября — 17 декабря 2019 // ГУМ-RED-LINE. URL: https://gum-red-line.ru/exhibitions/recycle-or-die/ (дата обращения: 14.08.2021).

33 Дерюгина О. Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100 // Искусство [электронный журнал]. - URL: https://iskusstvo-info.ru/gryadushhij-mir-ekologiya-kak-novaya-politika-2030-2100/ (дата обращения 03.09.2021).

34 Герасимова Г. А., Маковецкая Е. Н. Треш-искусство и его особенности на примере работ Зака Фримана // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. В 2 ч. - Омск: Омский филиал Фин. ун-та при Прав-ве РФ, 2021. - С. 137-140.

35 Захарченко И. Н. Художественные проекты Олафура Элиассона в контексте современной экологической эстетики // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 3. - С. 93-101.

36 Кутузова А. А., Плесовских Д. Л. Тема экологии в творчестве Анастасии Чариной // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. - 2018. - № 2. - С. 44-49.

рамках которых прослеживают феномен экологического искусства (А. В. Медвецкий37, Цзюньнань Люй38, Чжэ Ху, Сюй Ч., И. С. Каримова39).

В китайских научных кругах наиболее полным и объективным трудом по экологической культуре считается сочинение «Эстетические основы экологической культуры» Ван Си. В данной работе описываются эстетические основы экокультуры на уровне философской эстетики и исследования эстетико-культурных явлений. Посредством описания экокультурных ресурсов в философских эстетических теориях Китая и Запада автор формирует в книге дух экологической эстетики и выдвигает теорию экологической гармонии неба, Земли, человека и Бога. Кроме того, феномен современного экологического искусства рассматривается в работах таких ученых, как Лю Кайъэ, Лю Шуююань, Чжэн Шэнли, Го Мэн и др. Вопросы соотношения экологического мышления и эстетики представлены в трудах Сюй Хэнчуня, Лю Шуююаня, Чжан Цзинсиня и др. Иистория и теория китайского современного искусства нашли отражение в публикациях Ли Вэймина, Хуан Цзунсюаня, Цзоу Юэцзиня, Люй Пэна, И Даня, Гао Минлу и др.

Современная теория экологического искусства в основном фокусируется на анализе особенностей формы искусства как такового, объясняя концепцию экологического искусства через встраивание её в исторический процесс. Настоящее исследование проясняет феномен экологического изобразительного искусства, апеллируя к художественному опыту различных стран глобального мира, как с точки зрения национальной

37 Медвецкий А. В. Особенности решения экологической темы в белорусской станковой живописи 1980-1990-х годов // Х (55) Региональная научно-практическая конференция преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов университета: Сборник статей / редкол.: А. Л. Гладков (отв. ред.) [и др.]. - Витебск: Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2008. - С. 280-281.

38 Цзюньнань Люй. Диалог экоскульптуры и окружающей среды в контексте культуры современного Китая // Месмахеровские чтения - 2017: Материалы международной научно-практической конференции / науч. ред. Г. Е. Прохоренко, А. О. Котломанов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская гос. худ.-промышл. ак-я им. А. Л. Штиглица, 2017. - С. 126-130.

39 Чжэ Ху., Сюй Ч, Каримова И. С. Эстетические и экокультурные принципы китайской пейзажной живописи // Инновации в социокультурном пространстве: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2021. -С. 62-69.

11

экологической культуры и эстетики, так и в аспекте универсалий содержательного характера, которые прослеживаются в изобразительном искусстве, посвященном проблемам защиты окружающей среды, и могут служить надежным основанием для формирования общего представления о характере данного направления в искусстве как общезначимого глобального художественного феномена.

Объектом настоящего исследования выступает изобразительное искусство различных стран мира XX - первой четверти XXI в., посвященное проблемам окружающей среды.

Предмет исследования - содержательные особенности экологического изобразительного искусства, сформировавшиеся в XX - первой четверти XXI в., характер осмысления и выражения в творчестве художников глобального мира проблем окружающей среды.

Цель исследования предполагает изучение содержательно-тематических особенностей экологического изобразительного искусства XX -первой четверти XXI в.; выявление тем, наиболее значимых для художников в отображении проблем окружающей среды; установление путей осмысления и выражения экологического дискурса в творчестве художников различных стран мира.

Задачи исследования:

• рассмотреть теорию и художественную практику возникновения и развития изобразительного искусства экологической тематики;

• дать представление о понятиях экологической эстетики и энвайронментальной эстетики;

• проанализировать содержание понятия антропоцен и установить место этического аспекта в экологическом искусстве;

• провести анализ национальных подходов к отражению проблем экологии в изобразительном искусстве современного глобального мира;

• осветить особенности европейского и американского экологического изобразительного искусства;

• дать представление о японском экологическом искусстве на примере живописи Кайи Хагасиямы;

• рассмотреть феномен экологической живописи в Китае;

• проследить актуальные тенденции экологического изобразительного искусства в России;

• изучить особенности отображения проблем окружающей среды в изобразительном искусстве XX - первой четверти XXI в.;

• осмыслить тему кризиса городского пространства и проблем урбанизации в современной экологической живописи;

• проследить тему кризиса личности и индивидуального пространства человека в современном изобразительном искусстве экологического направления;

• проанализировать круг тем, связанных с образами животного мира в современном искусстве, посвященном проблемам окружающей среды;

• выявить особенности художественного воплощения критики бездумного потребления, проблем загрязнения и мусора в картинах экологических художников;

• изучить различные подходы к осмыслению и интерпретации темы разрушения, негативных последствий технической революции, индустриальной цивилизации в экологическом изобразительном искусстве;

• проследить тему экологической катастрофы и особенности воплощения постапокалиптических пейзажей в картинах экологических художников.

Методы исследования.

Основным методом в исследовании выступил иконологический метод в соответствии с тремя этапами, предложенными Э. Панофским: объяснение естественного значения изображения, поиск и интерпретация значения художественного изображения, установление «внутреннего значения» или

содержания произведения в рамках экологического изобразительного искусства. Этот подход призван раскрыть сущность содержания произведений, выявить характерные особенности экологической проблематики в творчестве художников XX - первой четверти XXI в. Сочетание иконологического и формального подходов дает возможность провести детальное рассмотрение произведений современного изобразительного искусства на тему экологии с точки зрения смыслового содержания и формальных решений.

В ходе исследования применялся сравнительно-типологический метод, который позволил путем сравнения и типологизации художественных особенностей произведений изобразительного искусства на тему экологии установить и проанализировать закономерности осмысления и отображения экологической проблематики.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- Экологическое изобразительное искусство является универсальным явлением современного глобального мира.

- В разных странах мира сформировалась национальная экологическая эстетика, обусловленная спецификой культурно-исторического развития, однако в условиях усиления глобализационных процессов и повышения мобильности художников она оказывается под воздействием экологической эстетики других стран.

- В мировом искусстве происходит активная циркуляция определенного круга экологических тем, что выходит за пределы национального искусства.

- Исследование экологического изобразительного искусства XX - первой четверти XXI в. в содержательно-тематическом отношении позволяет выявить основные этико-эстетические доминанты, формирующие современное экологическое изобразительное искусство, определить особенности и приоритеты глобального экологического сознания.

Научная новизна исследования

• В рамках настоящей работы вводится в научный оборот большое число работ и арт-проектов XX - первой четверти XXI в., объединенных темой экологии. Кроме того, осуществляется их систематизация.

• Впервые в науке выявляются характерные особенности экологической проблематики в творчестве художников указанного периода, различные и схожие интерпретации и способы выражения тех или иных экологических тем в творчестве современных художников.

• Устанавливаются важнейшие тематические направления в развитии экологического искусства XX - первой четверти XXI в.

• Выявляются основные закономерности осмысления и отображения экологической проблематики в изобразительном искусстве указанного периода.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что

собранные и проанализированные в ходе работы эмпирические сведения,

выводы и результаты исследования позволяют заполнить пробелы в

существующей теории современного изобразительного искусства, проясняют

теоретические вопросы, связанные с пониманием феномена экологического

искусства, его актуальных тематических направлений. Теоретическая

значимость исследования также подтверждается решением задачи создания

обширной концептуальной и источниковой базы с учетом последних

тенденций в творчестве экологических художников, что может служить

основой для дальнейших изысканий по различным проблемам теории и

истории экологического искусства. В ходе исследования был собран,

систематизирован и обобщен большой материал художественных

произведений изобразительного искусства различных стран мира.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

материалы и выводы исследования могут найти применение в процессе

разработки учебных пособий, лекционных курсов по истории и теории

изобразительного искусства, дополнить учебно-методические материалы

15

касательно национальных традиций искусства. Общие положения касательно феномена экологического искусства, собранные и проанализированные сведения по творчеству отдельных художников, тем или иным выставочным мероприятиям могут быть полезны в музейно-выставочной работе. Кроме того, в работе решается практическая задача установления важнейших приоритетов и ориентиров, формирующих экологическое изобразительное искусство в XX - первой четверти XXI в. и определяющих особенности глобального экологического сознания.

Достоверность результатов исследования обеспечивается в первую очередь выбором научных методов, совокупность которых позволяет последовательно, комплексно проанализировать материал и создать целостное и систематизированное обобщение, демонстрирующее достижение поставленных цели и задач, обосновать положения и выводы исследования. Достоверность результатов исследования также подтверждается их апробацией в ходе научно-исследовательской деятельности автора.

Апробация результатов исследования осуществлялась на всех этапах разработки проблематики, как в форме обсуждений аспектов исследовательской работы на кафедре живописи, так и в форме презентации материала и основных положений диссертации на соответствующих научных мероприятиях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ляо Дума, 2022 год

БИБЛИОГРАФИЯ

на английском языке

1. Akiko Kasuya. Artistic Recycling in Japan Today: A Curator's Perspective // Consuming Life in Post-Bubble Japan: A Transdisciplinary Perspective / ed. by Katarzyna J. Cwiertka and Ewa Machotka. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018, pp. 237-252.

2. Alexis Rockman. Rubicon // Speronewestwater. - URL: https://www.speronewestwater.com/exhibitions/alexis-rockman2 (Accessed 29.08.2021).

3. Aloi Giovanni. The death of the animal // Journal of Visual Art Practice. 2010, Vol. 9, no. 1, pp. 59-68.

4. Andersen Karin, Bochicchio Luca. The Presence of Animals in Contemporary Art as a Sign of Cultural Change // Forma. Vol. 6, 2012, pp. 12-23.

5. Anderson Kayla. Ethics, Ecology, and the Future: Art and Design Face the Anthropocene // Leonardo. Vol. 48, no. 4, 2015, pp. 338-347.

6. Arne Naess. The Shallow and the Deep Long-Range Ecological Movement: A Summary // Inquiry. Vol. 16, 1973, pp. 95-100.

7. Bae Jaehan. Saving Whales and Dolphins Through Petroglyphs and Activist Artworks // Art Education. Vol. 66, no. 4, 2013, pp. 28-35.

8. Ball Lillian. Called to Action: Environmental Restoration by Artists // Ecological Restoration. Vol. 26, no. 1, 2008, pp. 27-32.

9. Berleant Arnold. Some Questions for Ecological Aesthetics // Environmental Philosophy. Vol. 13, no. 1, 2016, pp. 123-136.

10. Blandy Doug, et al. Art, Ecological Restoration, and Art Education // Studies in Art Education. Vol. 39, no. 3, 1998, pp. 230-243.

11. Braddock Alan C. Ecocritical Art History // American Art. Vol. 23, no. 2, 2009, pp. 24-28.

12. Brady Emily. Aesthetic Value, Ethics and Climate Change // Environmental Values. Vol. 23, no. 5, 2014, pp. 551-570.

147

13. Brady Emily. Animals in environmental art: relationship and aesthetic regard // Journal of Visual Art Practice. Vol. 9, no. 1, 2010, pp. 47-58.

14. Branagan M. Environmental education, activism and the arts // Convergence. Vol. 38, no. 4, 2003, pp. 33-50.

15. Brook Isis. Ronald Hepburn and the Humanising of Environmental Aesthetics // Environmental Values. Vol. 19, no. 3, 2010, pp. 265-271.

16. Brown Andrew. Art & Ecology Now. London: Thames & Hudson. 2014.

17. Carlson Allen. Contemporary Environmental Aesthetics and the Requirements of Environmentalism // Environmental Values. Vol. 19, no. 3, 2010, pp. 289-314.

18. Carlson Allen. Environmental Aesthetics and the Dilemma of Aesthetic Education // Journal of Aesthetic Education. Vol. 10, no. 2, 1976, pp. 69-82.

19. Carlson Allen. Is Environmental Art an Aesthetic Affront to Nature? // Canadian Journal of Philosophy. Vol. 16, no. 4, 1986, pp. 635-650.

20. Carlson Allen. The Relationship between Eastern Ecoaesthetics and Western Environmental Aesthetis // Philosophy East and West. Vol. 67, no. 1, 2017, pp. 117-139.

21. Cembalest R. The ecological art explosion // ARTnews. Vol. 90, no. 6, 1991, pp. 96-105.

22. Chelsea M. Frazier. Troubling Ecology: Wangechi Mutu, Octavia Butler, and Black Feminist Interventions in Environmentalism // Critical Ethnic Studies. Vol. 2, no. 1, 2016, pp. 40-72.

23. Clark Samantha. Contemporary Art and Environmental Aesthetics // Environmental Values. Vol. 19, no. 3, 2010, pp. 351-371.

24. Collins Tim. Interventions in the Rust Belt: the Art and Ecology of PostIndustrial Public Space // Ecumene. Vol. 7, no. 4, 2000, pp. 461-467.

25. Crouch David. An Ecology of Values: Critically Interpreting John Newling's Art // Cultural Geographies. Vol. 22, no. 2, 2015, pp. 361-368.

26. Curtis David J., et al. Communicating Ecology Through Art: What Scientists Think // Ecology and Society. Vol. 17, no. 2, 2012. - URL: https://www.ecologyandsociety.org/vol17/iss2/art3/ (Accessed 29.08. 2021).

27. Dunaway Finis. Seeing Global Warming: Contemporary Art and the Fate of the Planet // Environmental History. Vol. 14, no. 1, 2009, pp. 9-31.

28. Fillipone Christine. Patricia Johanson: Ecological Practice as Conceptual art // CSPA Quarterly. No. 20, 2018, pp. 7-17.

29. Foster Cheryl. The Narrative and the Ambient in Environmental Aesthetics // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. Vol. 56, no. 2, 1998, pp. 127137.

30. Godlovitch Stan. Evaluating Nature Aesthetically // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. Vol. 56, no. 2, 1998, pp. 113-125.

31. Godlovitch Stan. Some Theoretical Aspects of Environmental Aesthetics // Journal of Aesthetic Education. Vol. 32, no. 4, 1998, pp. 17-26.

32. Gossin Pamela. Animated Nature: Aesthetics, Ethics, and Empathy in Miyazaki Hayao's Ecophilosophy // Mechademia: Second Arc. Vol. 10, 2015, pp. 209-234.

33. Graham Mark A. Art, Ecology and Art Education: Locating Art Education in a Critical Place-Based Pedagogy // Studies in Art Education. Vol. 48, no. 4, 2007, pp. 375-391.

34. Haley David. Species Nova [To See Anew]: Art as Ecology // Ethics and the Environment. Vol. 8, no. 1, 2003, pp. 143-150.

35.Heidegger. Wegmarken. Frankfurt am Main: Klostermann, 1978.

36. Hogue Michael S. Aesthethics: The Art of Ecological Responsibility // American Journal of Theology & Philosophy. Vol. 31, no. 2, 2010, pp. 136146.

37. Holmes Rolston III. From Beauty to Duty: Aesthetics of Nature and Environmental Ethics // Environment and the Arts: Perspectives on Environmental Aesthetics / ed. by Arnold Berleant. Aldershot: Ashgate, 2002, pp. 127-141.

38. Inwood Hilary. Shades of Green: Growing Environmentalism through Art Education // Art Education. Vol. 63, no. 6, 2010, pp. 33-38.

39. Kauppinen Heta. Environmental Aesthetics and Art Education // Art Education. Vol. 43, no. 4, 1990, pp. 12-21.

40. Khanna Jasreen Mayal. How the global art world is responding to the COVID-19 lockdown // Architectural Digest India. 2020. - URL: https://www.architecturaldigest.in/content/how-the-global-art-world-is-responding-to-the-covid-19-pandemic/ (Accessed 29.08. 2021).

41. Kirksey S. Eben. Thneeds Reseeds: Figures of Biocultural Hope in the Anthropocene. RCC Perspectives. No. 9, 2012, pp. 89-94.

42.Koh Jusuck. An Ecological Aesthetic // Landscape Journal. Vol. 7, no. 2, 1988, pp. 177-191.

43. Lambert Amy M., Maya R. Khosla. Environmental Art and Restoration // Ecological Restoration. Vol. 18, no. 2, 2000, pp. 109-114.

44. Leopold Aldo. A Sand County Almanac: And Sketches Here and There. New York: Oxford University Press, 1949.

45. Lintott Sheila. Toward Eco-Friendly Aesthetics // Environmental Ethics. Vol. 28, 2006, pp. 57-76.

46. Loukopoulos-Lepanto Wassili. Positive Utopien. Stuttgart: Belser, 2002.

47. Luke Timothy W. Art and the Environmental Crisis: From Commodity Aesthetics to Ecology Aesthetics // Art Journal. Vol. 51, no. 2, 1992, pp. 7276.

48. Machotka Ewa. Consuming Eco-Art: Satoyama at the Echigo-Tsumari Art Triennale 2012. Consuming Life in Post-Bubble Japan: A Transdisciplinary Perspective / ed. by Ewa Machotka and Katarzyna J. Cwiertka. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018, pp. 215-236.

49. Manczak Aleksandra. The Ecological Imperative: Elements of Nature in Late Twentieth-Century Art // Leonardo. Vol. 35, no. 2, 2002, pp. 131-136.

50. Masco Joseph. The Six Extinctions: Visualizing Planetary Ecological Crisis Today. Environmental Philosophy. Vol. 14, no. 1, 2017, pp. 11-40.

150

51. Matless David, George Revill. A Solo Ecology: the Erratic Art of Andy Goldsworthy // Ecumene. Vol. 2, no. 4, 1995, pp. 423-448.

52. Medina Ada. The Artist on Process and Ethics: In Conservation with Ethics & the Environment // Ethics and the Environment. Vol. 8, no. 1, 2003, pp. 221.

53. Meeker Joseph W. Ecological Aesthetics. In The Comedy of Survival: Study in Literary Ecology. New York: Scribner's Sons, 1974.

54. Mengyao Liu. Experiments in the Anthropocene: Toward a Transformative Eco-Aesthetic in the Work of Four Contemporary Chinese Visual Artists. 2017. 39 p. - URL: https://aspac2.org/wp-content/uploads/2018/09/2017-Mori-ASPAC_Mengyao_Liu-paper.pdf (Accessed 29.08. 2021).

55. Miles Malcolm. Eco-Aesthetics: Art, Literature and Architecture in a Period of Climate Change. London: Bloomsbury, 2014.

56. Morton Timothy. Ecology Without Nature: Rethinking Environmental Aesthetics. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2007.

57. O'Brien Paul. Art and Ecology: A New Orthodoxy // Circa. No. 60, 1991, pp. 18-25.

58. O'Brien Paul. Art, Politics, Environment // Circa. No. 123, 2008, pp. 59-65.

59. Paden Roger. Nature, Disorder, and Tragedy: Towards an Evolutionary Aesthetic // Environmental Philosophy. Vol. 12, no. 1, 2015, pp. 45-66.

60. Paden Roger. Picturesque Landscape Painting and Environmental Aesthetics // The Journal of Aesthetic Education. Vol. 49, no. 2, 2015, pp. 39-61.

61. Quon Jane. Phenomenology and Artistic Praxis: An Application to Marine Ecological Communication // Leonardo. Vol. 38, no. 3, 2005, pp. 185-191.

62. Ragain Melissa Sue. 'Homeostasis Is Not Enough': Order and Survival in Early Ecological Art // Art Journal. Vol. 71, no. 3, 2012, pp. 78-97.

63. Roe Emma, Michael Buser. Becoming Ecological Citizens: Connecting People through Performance Art, Food Matter and Practices // Cultural Geographies. Vol. 23, no. 4, 2016, pp. 581-598.

64. Rosenthal Ann T. Teaching Systems Thinking and Practice through Environmental Art // Ethics and the Environment. Vol. 8, no. 1, 2003, pp. 152-168.

65. Ryan Leslie. Art Ecology: Land Reclamation Works of Artists Robert Smithson, Robert Morris, and Helen Mayer Harrison and Newton Harrison // Environmental Philosophy. Vol. 4, no. 1 & 2, 2007, pp. 95-116.

66. Sacha Jérôme Kagan. The practice of ecological art. February 2014. URL: http://art-science.univ-paris1.fr/plastik/document.php?id=866 (Accessed 25.08.2021). ISSN ISSN 2101-0323.

67. Saito Yuriko. Future Directions for Environmental Aesthetics // Environmental Values. Vol. 19, no. 3, 2010, pp. 373-391.

68. Sanders Patricia B. Eco-Art: Strength in Diversity // Art Journal. Vol. 51, no. 2, 1992, pp. 77-81.

69. Simus Jason Boaz. Aesthetic Implications of the New Paradigm in Ecology // Journal of Aesthetic Education. Vol. 42, no. 1, 2008, pp. 63-79.

70. Smith W. Gary. An Aesthetic of Ecology // Landscape Architecture. Vol. 80, no. 6, 1990, pp. 10-10.

71. Sobolev Yu.V. Environmentalism Aesthetic Aspects: Ecology and Modern Art // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2013. T. 6. № 12. C. 1777-1781.

72. Stoilas Helen. 'It's the end of civilisation': Alexis Rockman on his new watercolour series created during lockdown // The Art Newspaper. 3rd July 2020. - URL: https://www.theartnewspaper.com/news/it-s-the-end-of-civilisation-alexis-rockman-on-his-new-watercolour-series-created-during-lockdown (Accessed 25.08.2021).

73. Vesna Victoria. Mel Chin: Provocative Eco-Art in Action // Art Journal. Vol. 65, no. 1, 2006, pp. 63-64.

74. Wallen Ruth. Ecological Art: A Call for Visionary Intervention in A Time of Crisis // Leonardo. Vol. 45, no. 3, 2012, pp. 234-242.

75.Wallen Ruth. Of Story and Place: Communicating Ecological Principles through Art // Leonardo. Vol. 36, no. 3, 2003, pp. 179-185.

76.Weintraub Linda. Final Thoughts: Eco-Art in Practice // Art Journal. Vol. 65, no. 1, 2006, p. 81.

77.Weintraub Linda. To Life!: Eco Art in Pursuit of a Sustainable Planet. 1st ed., University of California Press, 2012. JSTOR, www.jstor.org/stable/10.1525/j.ctv1xxwhw (Accessed 25.08.2021).

78.Wilke Sabine. Anthropocenic Poetics: Ethics and Aesthetics in a New Geological Age // RCC Perspectives. No. 3, 2013, pp. 67-74.

79.Williams J. Using art to communicate science. Bulletin of the Ecological // Society of Australia Vol. 31, no. 3, 2001, pp. 2-3.

80.Young Katharine. Aesthetic Ecologies: Reflections on What Makes Artifacts Art // Journal of Folklore Research. Vol. 51, no. 2, 2014, pp. 177-198.

На китайском языке

81.Бэй Цунь. Возвращение на Родину. - Издательство «Писатель», 1994. -371 с. (4Ш. Й^#[М]. 4ЬЖ: 1994 ^Е 371).

82.Ван Дуаньтин. Критический обзор картин Хоу Баочуаня, 2014. - № 8. -С. 75-78. ЙЖШ^» 2014 (8) , Ш 75-78

Я).

83.Ван Минъань и др. Лицо Фуко. - Пекин: Издательство «Культура и искусство», 2001. - 537 с. igM№?L[M]. 4ЬЖ:

2001 ^Е 537).

84.Ван Цай. Переход на тему «Тибета» в условиях общественного переворота и связь перехода с восприимчивостью народа // Национальное искусство Китая. - 2015. - № 12. - С. 56-58. (iiS.

»w^T «шшм» ^ш^шг^м^й^жт.

2015 (12),Ш 56-58 Я).

153

85.Гао Минлу. Искусство китайского авангарда. - Нанкин: Издательство изящных искусств Цзянсу, 1997. - 453 с. (й^Ж. + ]. Ш Ж: 1997. 453).

86.Го Мэн. Смысл темы человека и природной среды в живописи. -Фуцзяньский педагогический университет, 2013. - 181 с. А^Й ^ЦВД^и^ЭД+ОДЙ^р]. 2013. 181).

87.Е Чуньхуэй. Пейзажи путешествий // Искусство и инвестиции. - 2007. -№ 10. - С. 31-34. 2007 (10), % 31-34 Ж).

88.Зонтаг Сьюзен. Против интерпретации / пер. с англ. Чэн Вэй. - Шанхай: Переводческое издательство Шанхая, 2003. - 177 с. ( [^3

ШШЗДМ]. 2003 177).

89.И Ин. Воспоминания о родных местах: воспоминания о реализме родных краев // Сад искусства. - 1992. - №2 2. - С. 6-8. (М^.

ШШ, 1992 (2) , % 6-8 Ж).

90.Инь Шуанси. Воспоминания о родной земле: Собрание сочинений. -Шицзячжуан: Издательство изящных искусств Хэбэя, 2006. - 104 с. (Ш

0М^±[Л]. Ш^*. ^ЖШ: 2006 104).

91.Кавакита Митиаки. Смысловое содержание искусства Кайи Хигасиямы / под ред. Кадзуеси Ямадзаки // Изящные искусства Японии. - 1972. - №2 4. - С. 66-67. (ШЬШ.

1972 4 1Л. % 66-67 Ж).

92.Кайи Хигасияма. Путешествие по художественной и литературной коллекции Кайи Хигасиямы. - Издательство «Синтёся», 1979. - 107 с. (^ШМШ. ^ШМШИ^МШШМ], шш± , 1979107).

93.Коммонер Б. Замыкающийся круг. - Цзилинь: Народное издательство провинции Цзилинь / пер. с англ. Хоу Вэньхуэй, 1997. - 307 с. ( [^3 ЖШ, мшадм]. 1997 Щк. 307).

154

94.Лай Цаншоу. Комментарии к произведениям. Коллекция живописных произведений Кайи Хигасиямы // Иллюстрированный журнал «Асахи». - Информационное агентство «Асахи симбун», 1981. - С. 92. ^

ШШШ, 1981

92).

95.Ли Вэймин. Традиции и перемены: история китайского современного искусства. - Пекин: Коммерческое издательство, 2015. - 271 с.

2015 ^

271).

96.Ли Гохуэй. Эстетика деперсонализации и мистицизм символизма // Исследование зарубежной литературы. - 2019. - № 6. - С. 78-83. (^Ш

2019 (6),

Ш 78-83 Ж).

97. Ли Гуаньянь. Об искусстве Культурной революции и его графических особенностях. - Китайский художественный исследовательский институт, 2010. - 114 с. (^ШЕ ^"^^"Д^МШВД.

2010. 114).

98. Ли Ся. Исследование национальных особенностей Яньаньской ксилографии периода антияпонской войны. - Сианьская академия изящных искусств, 2007. - 161 с. (^Ж.

Ш№]. Ш^ЙЖ^, 2007. 161).

99.Ли Тин. Интерпретация образов рабочих-мигрантов в картинах Синь Дунваня // Хайнаньский педагогический университет. - 2012. - №2 3. - С. 11 + 2012^ Ш з 1Л,Ш 11 Ж).

100. Ли Цзэхоу. Двойственная вариация просвещения и вымирания: Сборник статей по китайской современной идеологии. - Аньхой: Литературное издательство Аньхоя, 1994. - 284 с.

ЙЙЖМ»[1]. ФШШШШ^*, 1994^

Ш. 284).

101. Лин Цзилэй. Эстетическое исследование пейзажной живописи художника Шэн Чжоу с точки зрения экологической эстетики»: магистерская диссертация. - Университет Гуанси, 2016. - 101 с.

^Й^ЭД^ПШШЙШЖИФЙ^Я Г ш

2016 ^ 5 л. 101).

102. Лин Чэнвэй. След и эхо эпохи: История одного письма и одной картины // Искусство. - 2018. - № 10. - С. 99-101. В^ЙЙ№

2018 (10),% 99-101

Ж).

103. Ло Чжунли. Письмо автора «Мой отец» // Искусство. - 1981. - № 2. - С. 33-34. + «ЙЙ^» 1981 (02), % 33-34 Ж).

104. Ло Чжунли. Творчество за пределами картины «Отец» // Наблюдения в области искусства. - 2015. - №° 10. - С. 19-20.

Й0^[1]. 2015 (10),% 19-20 Ж).

105. Ло Чжунли: Интервью с Ло Чжунли; Цзянь Лючунь: новое движение в мире искусства — беседы с сорока одним представителем искусства Китая. - Народное издательство провинции Юньнань, 2003. - 125 с. (^

2003 Щк. 125).

106. Лэй Дэнхуэй. Этика и практика дискурса в работе Сьюзен Зонтаг «Против перевода» // Исследование зарубежной литературы. - 2018. -№ 6. - С. 120-125. (ШМ.

2018 (6) ,% 120-125 Ж).

107. Лю Кайъэ. Развитие современного экологического искусства и

лицзянская школа живописи // Исследование медиакультурологии. -

156

2013. - № 2. - С. 107-110.

2013 (02),Ш 107-110 Ж).

108. Лю Шуююань. Изучение экологической литературы и искусства. -Сиань: Издательство Народного образования Шэньси, 2000. - 317 с. (#

2000. 317).

109. Люй Пэн, И Дань. История китайского современного искусства: 1979-1989. - Чанша: Художественное издательство Хунани, 1992. - 341. (ёШ, 1979-1989,

1992 ^Ш. 341).

110. Не Хаосюэ. Анализ работ Чэнь Даньцина после цикла картин «Тибет» // Мир литературы и искусства. - 2014. - № 2. - С. 75-79. (^бд Ш. ШЯ'^ШШМ. 2^, 2014 (2) , Ш 75-79 Ж).

111. Продолжение цинских рассуждений о стихах / под ред. Го Шаоюй. Т. 4. - Шанхай: Издательство «Древняя книга», 1983. - 974. ^ ШШШ. (ШИ^) [М]. 1983. 974).

112. Пэн Жун. Генеалогическое древо деревни: исследование современного сельского искусства Китая. - Чэнду: Издательство «Сычуаньская живопись», 2011. - № 10. - С. 9> (ШШ. Ф

[М].ШР: 2011 (10) , Ш 9

Ж).

113. Пэн Жун. Изменение языка выражения: Описание деревень в китайском современном искусстве // Исследование литературы и искусства. - 2008. - № 7. - С. 126-128. (ШШ. ФШШ^ЙЖ + ЙЙ^±«[1]. 2008 (7) , Ш 126-128 Ж).

114. Пэн Жун. Покинутая Земля: размышления о природе в серии картин «Черный период» в уезде Чжаньшань // Сборник статей Чжаньшань. -Пекин: издательство культуры и искусства, 2010. - С. 1-4. (ШШ. Ж^ЙЙ

157

2010 1-4 Ж).

115. Пэн Жун. Почитание земли: толкование серии картин маслом «Последнее воспоминание» Чжань Шаня // Художественное исследование. - 2008. - № 2. - С. 124-126. (fill ^Att:

ШШЖ» 2008 (2) , Ш 124-126 Ж).

116. Пэн Жун. Родословная деревни: Исследование китайской современной провинциальной живописи. - Чэнду: Издательство «Сычуаньская живопись», 2011. - 271 с. (ill : tS^ft

2011. 271).

117. Пэн Жун. Трансформация стиля: провинциальное повествование в китайском современном изобразительном искусстве. - Издание Literature & Art Studies. - 2008. - № 7. - С. 126 (ill

+ 2008 (7),Ш 126 Ж).

118. Рассел Джон. Значение современного искусства /пер. Чан Ниншэн и др. - Издательство Китайского народного университета, 2003. - 387 с.

2003 ^Е 387).

119. Сумио Кувабара. Люди и искусство Кайи Хигасиямы: Современное японское искусство. Т. 5: Кайи Хигасияма. - Токио: Издательство «Shueisha», 1974. - 209 c. Ш^В^ЙЙ ЙЖШ 5 «ШМШ, 1974 209).

120. Сунь Фэйюй. От души к разуму: социологическое исследование знаний о рационализации психоанализа // Социально-научное

исследование. - 2017. - № 7. - С. 220-224. Д^Ш^Ш-

^Ш^Ш^Й^Ш^^Ят.^^^Я, 2017 (7), Ш 220-224 Ж).

121. Сюй Хэнчунь. Экологическая эстетика. - Издательство народного образования провинции Шаньси, 2000. - 169 с. (ШИ!: ^^Й^ [М],

2000^Ш. 169).

122. Сюн Кайлян. Художественный язык сельской живописи // Популярные искусство и литература. - 2008. - № 4. - С. 13-16. (Ш^й.

2008 (4) , Ш 13-16 Ж).

123. Тойнби Арнольд. Человечество и Мать-Земля. - Шанхай: Народное издательство Шанхая, 1992. - 242 с. ( Л^^Ш

1992^Ш. 242).

124. Фуко М. Надзирать и наказывать /пер. с фр. Лю Бэйчэн. - Пекин: Жизнь. Чтение. Новые знания. - Издательство Саньлянь, 1999. 350 с.

1999 ^Ш. 350).

125. Хайдеггер М. Гельдерлин и сущность поэзии. - Пекин: Коммерческое издательство, 2000. - 401 с. ( [Ш! МШ^^. Ш|Ш[М].4ЬЖ: Й&^Ш, 2000. 401).

126. Ху Хуэй. Эстетические мысли Джона Рёскина в архитектуре // Архитектура и культура. - 2018. - № 10. - С. 55-58. (^ШШШЛ^ ЙАЙ^М^Ш ЙА^^, 2018 (10),Ш 55-58 Ж).

127. Ху Чжуанлинь. Человек. Язык. Бытие: Пять вопросов о языковых взглядах Хайдеггера // Изучение и исследование иностранных языков. -2012. - № 11. - С. 802-814. Л-г^я

[Д]. ^г^^ЗД^, 2012 (11),Ш 802-814 Ж).

128. Хуан Цзунсюань. Выбор эпохи больших тревог и горькой печали: исследование искусства китайского тыла в послевоенный период. -Чунцин: Издательство Чунцина, 2000. - 337. (й^М.

2000 ^Ш. 337).

129. Хуан Цзунсюань. Искусство и общество. Изменения главных героев и построения изображений: исследование «Яньаньского искусства» // Искусство. - 2011. - № 7. - С. 88-90. (ЙжМ.

Л]. ЙЖ, 2011 (7) ,% 88-90 Ж).

130. Хуэй Лань. Реализм в китайской масляной живописи: беседы с Цзинь Шанъи, Хэ Долином, Ай Сюанем, Сюй Манъяо // Наблюдения в области искусства. - 2002. - № 2. - С. 24-28. (ВЖ. +

2002 (2),%

24-28 Ж).

131. Хэ Гуйянь. Взгляд на горы: выставка масляной живописи Вэн Кайсюаня // Современные художники. - 2017. - № 10. - С. 88-91. (МЙ Ш. ЖШ: ШШигЖЩЛ.^Й^, 2017 (10) ,% 88-91 Ж).

132. Хэ Гуйянь. Поэзия и мышление, идея и состояние: Вэн Кайсюань и его пейзажи // Современные художники. - 2017. - № 12. - С. 47-49. (^ Ш. Ш@м±1: ШШШИДЙ^СТ. ЙЖАШ, 2012 (6) ,% 4749 Ж).

133. Цю Чжэнлунь. Двойная вариация воплощения и выход за пределы реальности: исследования феноменов сельской живописи за пределами юго-западной части Китая // Масляное искусство. - 2017 (6). - С. 9-11.

И2Ж, 2017 (6) ,% 9-11 Ж).

134. Чан Цуньвэнь. Устои и глубина национального колорита — анализ живописи, ориентированной на национальные меньшинства // Художественный обзор. - 2008. - № 3. - С. 92-95. МШЙТО

-ЭДА-^Ш^ИШШ^ШЛ]. 2008 (3), %

92-95 Ж).

135. Чжан Ибин. Скрытые смыслы: получивший власть над миром -ранняя идеология Мартина Хайдеггера // Китайские социально- научные

исследования. - 2013. - № 1. - С. 132-134. (Ш^Я м^: ЖЖ^ФЙЙ

-[Д]. + 2013

(1),Ш 132-134 Ж).

136. Чжан Цзинсинь. Об экологическом сознании в рассказах Диккенса. -Тяньцзиньский педагогический университет, 2013. - 129 с. (Ште^. ^

137. Чжан Цзинь. Деревенское настроение: о пейзажной масляной живописи Вэн Кайсюаня // Художественные наблюдения. - 2012. - № 6.

- С. 31-34. 2007 (10), Ш 31-34

138. Чжан Цинхуа. Деревня, почва, Земля, родные места: эстетическая основа и основные темы в поэзии Хай Цзы // Литература и искусство. -

2019. - № 6. - С. 144-146. (ШШ^.

2019 (6),Ш 144-146 Ж).

139. Чжао Цзинжун. Подлинность поэтического приюта: О «возвращения на родину» Хайдеггера в современном искусстве // Вестник Нанкинского педагогического университета. - 2005. - №2 1. - С. 113-115.

ШД]. , 2005 (1) , Ш 113-115 Ш).

140. Чжи Юй. Новая деревня. Гиперреальность: великолепные масляные пейзажи Джань Шаня // Китайская масляная живопись. - 2008. - № 8. -С. 19-22. + И.2008 (8), Ш 19-22 Ж).

141. Чжу Фуцян. Философское возвращение домой в современном духовном тупике: поэтическое возвращение в философии Хайдеггера // Красота и эпоха. - 2014. - № 2. - С. 39-42. (ШШЗМ. ЭТШФШЙЙЙ^ ЗДЖ-2014 (2), Ш 39-

^»ЛФШ^мШр]. А^МА^, 2013. 129).

Ж).

42 Ж).

142. Чжэн Вэнькай. Простая встреча: феномен «простых цветов» в китайской современной фигуративной живописи. - Китайская академия искусств, 2013. - 94 с. +

+ 2013. 94).

143. Чжэн Шэнли. «Экологическое искусство» и современная культурная среда // Наблюдения в области искусства. - 2010. - № 3. - С. 109-112

л 2010 (3) , %

109-112 Ж).

144. Чэн Ли. Первичный образ жизни: Хайдеггер о поэзии // Красота и эпоха. - 2018. - № 8. - С. 40-42 (И. Ш!^

Й^ВВ^, 2018 (8),% 40-42 Ж).

145. Чэнь Вэй. От описания колорита до поисков духовности -рассуждения о живописи, посвященной национальным меньшинствам // Наблюдения в области искусства. - 2014. - № 4. - С. 66-70. да^.ДМ

-2014

(4) ,% 66-70 Ж).

146. Чэнь Сыянь. Божественный путь // Художественная газета. - 2019. -№ 6. - С. 12. ШФ&ВД. ЙЖШ, 2019 (6) , % 12 Ж).

147. Чэнь Цзяньлань. Политический контекст движения «глубокая экология»: Сборник статей отсутствующих участников. - Пекин: Издательство «Современный китайский язык», 2015. - С. 184-189.

Щ, 2015 184-189 Ж).

148. Ша Синь. Эксклюзивное интервью Ло Чжунли: поиски путей и принципов развития китайского искусства на своей собственной земле // Наблюдения в области искусства. - 2018. - № 11. - С. 8-10. А

ШШ> 2018 (11),% 8-10 Ж).

162

149. Шао Дачжэнь. Ещё одна рецензия на картину «Отец» // Искусство. -1981. - № 11. - С. 15-16. (fltt^.

1981 (11),Ш 15-16 Ж).

150. Швейцер Альберт. Благоговение перед судьбой / пер. Чэнь Цзэхуаня. - Шанхай: Шанхайское издательство «Общественные науки», 1995. - 152 с. ^^ [М], ±Ш±

1995 Щк. 152).

151. Шуй Чжунтянь. Размышления о реалистической живописи родных деревень // Искусство. - 1984. - № 10. - С. 46-47. (ЖФА.

1984 (10) , Ш 46-47 Ж).

152. Юй Хун. «Большие пейзажи»: Художественный мир Шан Яна //Исследования культуры и искусства. - 2004. - № 5. - С. 58-61. (^Й.

2004 (5),Ш 58-61 Ж).

153. Юй Хун. Искусство и возвращение домой: Ницше, Хайдеггер, Фуко. - Пекин: Издательство Китайского народного университета, 2005. - 436 с. МЖ Ш[М].

2005. 436).

154. Ян Дачунь. Об исследованиях Мориса Мерло-Понти // Тенденции философиию - 2001. - № 7. - С. 44-47.

[J]. 2001 ЩШ 7 Щ, Ш 44-47 Ж).

На немецком языке

155. Wegner Reinhard. Bilder aus der Natur // Ökologische Kunst, Ausst. Kat. Heidelberg: Wunderhorn, 2006. S. 5-21.

На русском языке

156. Акбалькан Е. В. К типологии экологического искусства // Архитектоника современного искусства: От модерна к постмодерну. -

Санкт-Петербург: Академия рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2015. - С. 109-126.

157. Аллан Секула // Garage. - URL: https://garagemca.org/ru/exhibition/the-coming-world-ecology-as-the-new-politics-2030-2100/tour/allan-sekula (дата обращения: 28.08.2021).

158. Анциперова М. Гид по выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100» // The Blueprint. - URL: https://theblueprint.ru/culture/art/scenarii-buduschego-v-garage#3 (дата обращения: 28.08.2021).

159. Анциперова М. Разумный спутник и тропики в России: что художники рассказывают о будущем // Афиша Daily. 25 июня 2019. -URL: https://daily.afisha.ru/brain/12011-razumnyy-sputnik-i-tropiki-v-rossii-chto-hudozhniki-rasskazyvayut-o-buduschem/ (дата обращения: 30.08.2021).

160. Астанина В. О. Экология в искусстве современных художников: Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием / под ред. Е. В. Лисецкой. -Новосибирск: Новосибирский гос. педагог. ун-т, 2019. С. 94-96.

161. Баканова Е. Recycle or die. 21 ноября - 17 декабря 2019 // ГУМ-RED-LINE. URL: https://gum-red-line.ru/exhibitions/recycle-or-die/ (дата обращения: 14.08.2021).

162. Безотходное творчество: современные художники и их эко-принципы // Точка Арт. Интернет-журнал об искусстве и культуре. 18 сентября 2020. - URL: https://magazineart.art/things-as-art/bezothodnoe-tvorchestvo-sovremennye-hudozhniki-i-ih-jeko-principy/ (дата обращения: 12.08.2021).

163. Бернард Прас и его мусорное творчество [Электронный ресурс]. -URL: https:// artifex.ru/инсталляция/мусорное-творчество-бернарда-праса/ (дата обращения: 11. 10.2020).

164. Борко Т. И. Экология души. Человек и среда в произведениях тюменских художников // Филологический дискурс. - 2011. - № 9. - С. 10-26.

165. «Булавин» Олега Булавина // Афишка31. Электронное периодическое издание Афиша и новости культурного Белгорода. -URL: https://afishka31.ru/news/cinema/4309.html (дата обращения: 14.08.2021).

166. Валиуллина З. Р., Лукьянов А. В., Пушкарева М. А. Экологическое сознание в свете диалектики естественного и искусственного // Манускрипт. - 2020. - Т. 13. -№ 7. - С. 97-101.

167. Выставка «Картинки ядерного века». Министерство культуры Российской Федерации. 11 октября 2017. - URL: https://culture.gov.ru/press/culture_life/vystavka_kartinki_yadernogo_veka/ (дата обращения: 13.08.2021).

168. Вяткина Ю. С., Усанова А. Л. Трансформация визуальных форм в искусстве (на примере экологического плаката) // Культурное наследие Сибири. - 2019. - № 1 (27). - С. 53-57.

169. Герасимова Г. А., Маковецкая Е. Н. Треш-искусство и его особенности на примере работ Зака Фримана. Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. В 2 ч. - Омск: Омский филиал Фин. ун-та при Прав-ве РФ, 2021. - С. 137-140.

170. Герасимова И. Н., Грушева Т. Г. Направления современной экологической эстетики // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2013. - № 4. - С. 19-22.

171. Голик Н. В. Экологическая эстетика: предварительные итоги // Studia Culturae. - 2013. - № 15. - С. 12-16.

172. Гончаренко Н. Мусор и его изображение в творчестве художников поп-арта и «нового реализма» // Искусство и образование. - 2015. - № 5 (97). - С. 7-17.

173. Гордиенко В. С. Трэш-арт // Декада экологии. Материалы XI Международного конкурса. - Омск: Омский гос. технич. ун-т, 2017. - С. 174-178.

174. Горлевская Л. Анализ использования природно-экологических образов в рекламе [Электр. ресурс] // Biodat: Экология и реклама. Режим доступа: http://www.biodat.ru/doc/ecorec/recl3.html (дата обращения: 12.03.2019).

175. Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100 // Музей современного искусства «Гараж». - URL: https: //thecomingworld. garagemca. org/ (19.08.2021).

176. Гусева А. Ю. Концепт «внутренняя ценность» в экологической этике и экологической эстетике // Труды экономического и социально-гуманитарного факультета. Посвящается светлой памяти ректора РГГМУ Льва Николаевича Карлина. - Санк-Петербург: Рос. гос. гидрометеоролог. ун-т, 2015. - С. 171-178.

177. Дерюгина О. Грядущий мир: экология как новая политика. 20302100 // Искусство [электронный журнал]. - URL: https://iskusstvo-info.ru/grvadushhii-mir-ekologiya-kak-novaya-politika-2030-2100/ (дата обращения 03.09.2021).

178. Дмитриева С. О. Человек и природа в урбанистической среде // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. - 2019. - Т. 1. - № 4. - С. 54-63.

179. Захарченко И. Н. Художественные проекты Олафура Элиассона в контексте современной экологической эстетики // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 3. - С. 93-101.

180. Капина Т. Н. Архитектурный и урбанистический пейзаж 19701980-х годов в творчестве уфимских художников // Проблемы востоковедения. - 2015. - № 1 (67). - С. 81-87.

181. Карако П. С. Экологическая эстетика: становление, сущность и роль в оптимизации социоприродных взаимоотношений // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2010. - № 2. -С. 31-46.

182. «КАРТИНКИ ЯДЕРНОГО ВЕКА» (коллективная выставка) // Афишка31. Электронное периодическое издание Афиша и новости культурного Белгорода. - URL: https://afishka31.ru/actions/vernisaz/num24539/ (дата обращения: 13.08.2021).

183. Кожаринова А. Р. Мусор как продукт культуры: от утилизации к эстетизации // Горизонты гуманитарного знания. - 2017. - № 3. - С. 99104.

184. Колотилова Н. Н., Максимов Ю. И., Мамбетова А. Б., Снакин В. В. Основоположник экологии: к 185-летию со дня рождения Эрнста Геккеля // Жизнь Земли. - 2019. - Т. 41. - № 1. - С. 76-81.

185. Кусакина А. В. Тема экологии в современном искусстве Сибири // Человек и природа. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. - Омск: Омский гос. педагог. ун-т, 2019. -С. 68-69.

186. Кутузова А. А., Плесовских Д. Л. Тема экологии в творчестве Анастасии Чариной // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. - 2018. - № 2. - С. 4449.

187. Лещинская В. В. Формирование экологической культуры в условиях глобализирующегося мира: эстетический аспект // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2019. - № 3 (49). - С. 112-118.

167

188. Литвинова С. А. Эстетические принципы инвайронментального искусства и ландшафтного дизайна // Studia Culturae. - 2014. - №2 19. -С. 190-197.

189. Львов А. А. Основные идеи современного инвайронментального искусства: экологический аспект // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - №2 4. - С. 237244.

190. Ляо Дума. Влияние глобальных экологических концепций на искусство // Образовательная среда: постижение культурно-исторической реальности: Сборник научных статей / авт-гост.: К. В. Султанов. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. -С. 437-446.

191. Ляо Дума. Воплощение темы окружающей среды в живописи под влиянием экологической концепции // Духовные смыслы национальной культуры России: ретроспекция, современности, перспективы. Сборник по материалам Международной научной конференции 27-28 ноября 2019 г. - Москва: Институт Наследия, 2020. - С. 897-904.

192. Ляо Дума. Объект изображения в современном экологическом искусстве Китая // Университетский научный журнал = Humanities & Science University Journal. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - Санкт-Петербург, 2016. - № 26. - С. 81-86.

193. Ляо Дума. Переориентация современного китайского изобразительного искусства после движения «Новая волна 85» // Искусство и диалог культур: XII Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 12: Сборник научных трудов / под ред. С. В. Анчуков, Т. В. Горбуновой, О. Л. Некрасовой-Каратеевой. -Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2018. - С. 76-81.

194. Ляо Дума. Развитие темы окружающей среды в живописи Китая и России // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взоимодействия: VI Международная научно-практическая конференция. Вып. 6: сборник научных трудов / под ред. С. В. Анчукова, О. Л. Некрасовой-Каратеевой. - Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2018. - С. 187-196.

195. Ляо Дума. Социологические метафоры в пейзажной живописи // Университетский научный журнал = Humanities & Science University Journal. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - Санкт-Петербург, 2020. - № 52. - С. 119-126.

196. Ляо Дума. Сущность и содержание экологической живописи // Искусство и диалог культур: XI Международная межвузовская научно -практическая конференция. Вып. 11: Сборник научных трудов / под ред. С. В. Анчукова, Т. В. Гарбуновой, О. Л. Некрасова-Каратеевой. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 30-32.

197. Ляо Дума. Творчество на тему экологии в контексте переосмысления индустриальной цивилизации // Университетский научный журнал = Humanities & Science University Journal. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - Санкт-Петербург, 2019. - № 48. - 296 c.

198. Ляо Дума. Тема окружающей среды в российском и китайском искусстве // Искусство и диалог культур: XIII Международная межвузовская научно-практическая конференция (25 апреля 2019 года): Сборник научных трудов / Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Факультет изобразительного искусства;

[науч. ред.: С. В. Анчуков и др.]. Санкт-Петербург: Астерион, 2019. - С. 426-431.

199. Ляо Дума. Формальный язык современных китайских произведений искусства, затрагивающих экологическую тематику // Новая наука: от идеи к результату: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Сургут, 22 мая 2017 года). - Стерлитамак: АМИ, 2017. - № 5-1. - С. 366-369.

200. Медвецкий А. В. Особенности решения экологической темы в белорусской станковой живописи 1980-1990-х годов // Х (55) Региональная научно-практическая конференция преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов университета: Сборник статей / редкол.: А. Л. Гладков (отв. ред.) [и др.]. - Витебск: Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2008. - С. 280-281.

201. Морозова Е. Д., Гладышева О. А. Влияние современных художников и их искусства на привлечения внимания общественности к экологическим проблемам // Научные исследования XXI века. - 2021. -№ 2 (10). - С. 349-353.

202. Не превратить планету в свалку [Электронный ресурс]. - URL: https://rn.nkj.ru/ archive/articles/10577/ (дата обращения: 11.12.2021).

203. Невлютов М. Р. Экологическое искусство как стратегия трансформации города // Артикульт. - 2016. - № 2 (22). - С. 61-70.

204. Никонова С. Б. Сценарии эстетизации природы и возможности экологической эстетики // Studia Culturae. - 2013. - № 15. - С. 198-205.

205. Портреты из буклетов: мозаичные картины Сэнди Шиммель Голд [Электронный ресурс]. - URL: https://kulturologia.ru/blogs/130511/14476/ (дата обращения: 02.03.2019).

206. Проект-победитель журнала Точка ART для концерна «Росэнергоатом» // Точка Арт. Интернет-журнал об искусстве и культуре. 17 августа 2020. - URL: https://magazineart.art/things-as-

art/bezothodnoe-tvorchestvo-sovremennye-hudozhniki-i-ih-jeko-principy/ (дата обращения: 13.08.2021).

207. Прозерский В. В. Экологическая эстетика на рубеже столетий: выбор концептуального пути // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. - 2013. - № 3. - С. 22-28.

208. Пруденко Я. Д. Экология и творчество в эпоху новых медиа. Художник - медиа - зритель // Studia Culturae. - 2013. - № 15. - С. 117123.

209. Саргсян С. М. Экологическая функция пейзажной живописи // Aktualni Pedagogika. - 2016. - № 1. - С. 85-89.

210. Соболев Ю. В. Эстетика энвайроментализма: экология и современное искусство // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2012. - № 2 (2). - С. 156-159.

211. Стив Каттс проиллюстрировал современную жизнь человека. -URL: https://xage.ru/steve-cutts-art/ (дата обращения 08.09.2021).

212. Строкина В. А. Концепция «темной экологии» Тимоти Мортона в современном искусстве. Метамодернистское основание нового творческого подхода // Аудиовизуальная платформа современной культуры: Материалы Международной научной конференции (в рамках XV Колосницынских чтений). - Екатеринбург: Уральский гос. педагог. ун-т, 2020. - С. 277-282. - URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44634081_(дата обращения:

11.12.2021).

213. Токарева Д. С. Отражение проблем экологии в произведениях искусства: изучение способов художественного высказывания // Месмахеровские чтения - 2020: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию воссоздания Ленинградского художественно-промышленного училища. - Санкт-

Петербург: Санкт-Петербургская гос. худ.-промышл. ак-я им. А. Л. Штиглица, 2020. - С. 619-623.

214. Тукаева Р. А. Язык изобразительных искусств в проблемном поле экологии // Творчество как национальная стихия: медиа и социальная активность: Сборник статей /под редакцией Г. Е. Аляева, О. Д. Маслобоевой. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. эконом. ун-т, 2018. - С. 300-308.

215. Филянина Н. Н. Экологическая эстетика как рефлексия над экологическим кризисом // Молодий вчений. - 2014. - № 10-1 (13). - С. 134-138.

216. Фрейман Н. От трэш-арта до ресайкла: эволюция мусора // Точка Арт. Интернет-журнал об искусстве и культуре. 04 сентября 2020. -URL: https://magazineart.art/things-as-art/bezothodnoe-tvorchestvo-sovremennye-hudozhniki-i-ih-jeko-principy/ (дата обращения: 13.08.2021).

217. Фролов А. В. О феноменологических основаниях экологической этики и эстетики // Вестник Московского государственного университета леса «Лесной вестник». - 2013. - № 5. - С. 67-68.

218. Хейден Фаулер // Garage. - URL: https://garagemca.org/ru/exhibition/the-coming-world-ecology-as-the-new-politics-2030-2100/tour/hayden-fowler (дата обращения: 28.08.2021).

219. Художник поместил персонажей Диснея в реальный мир, и это разрушит ваше детство [Электронный ресурс]. - URL: https://4tololo.ru/content/18616 (дата обращения: 03.08.2020).

220. Цветкова Н. Н. Эстетизация мусора как выражение концепции «recycle» в современном искусстве «fiber art» (по материалам выставок 2011-2015 гг.) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. - Вестник МГХПА. - 2016. - № 2-2. - С. 219225.

221. Цзюньнань Люй. Диалог экоскульптуры и окружающей среды в контексте культуры современного Китая // Месмахеровские чтения -

172

2017: Материалы международной научно-практической конференции / науч. ред. Г. Е. Прохоренко, А. О. Котломанов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская гос. худ.-промышл. ак-я им. А. Л. Штиглица, 2017. - С. 126-130.

222. Цырлина Я. Э. С уровня земли: экологические стратегии Йозефа Бойса и Тимоти Мортона // Технологос. - 2019. - № 4. - С. 128-140.

223. Чжэ Ху, Сюй Ч., Каримова И. С. Эстетические и экокультурные принципы китайской пейзажной живописи // Инновации в социокультурном пространстве: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Благовещенск: Амурский гос. унт, 2021. - С. 62-69.

ПРИЛОЖЕНИЕ Иллюстрации

Ил. 1. Роберт Смитсон. Спиральная дамба. Инсталляция. Размеры

непостоянны. 1970.

Ил. 2. Супруги Харрисон. Граница неба, земли, воды. Инсталляция.

1971. 2,44 х 1,83

Ил. 3. Супруги Харрисон. Переносной фруктовый сад. Инсталляция. 1980. Размеры непостоянны

Ил. 4. Супруги Харрисон. Художественный парк: мелиорация свалки. Фотография. 1982. Размеры непостоянны

Ил. 5. Супруги Харрисон. Видение зеленого сердца Нидерландов.

Инсталляция. 1995. Размеры непостоянны

Ил. 6. Супруги Харрисон. Свинья на пастбище. Инсталляция. 2012.

Размеры непостоянны

Ил. 7. Кайи Хигасияма. Вечерняя заря. 1947. Холст, масло. Размеры

неизвестны

Ил. 8. Хэ Шуайчжэнь. Снискание милости за нравственность. 2012. Бумага, тушь. Размеры неизвестны

Ил. 9. Ли Чжунтянь. Блекнущая симфония. 2004. Масло, холст. Размеры

неизвестны

Ил. 10. Цай Гоцян. Эвкалипт. Инсталляция. 2010. Размеры

непостоянны

Ил. 11. Дай Гуанъюй. Оставленный водяной указатель. Инсталляция. 1995. Размеры непостоянны

Ил. 12. Лю Цзяньхуа. Возвращение мусора на Запад. Инсталляция. 2006. Размеры непостоянны

Ил. 13. Сюй Сяоянь. Песнь Земли. 1995. Масло, холст. Размеры

неизвестны

Ил. 14. Чжун Бяо. Персиковый источник. 2007. Масло, холст.

80 х 160 см

Ил. 15. Чжун Бяо. Чистая земля. Серия. 2008. Масло, холст. Размеры

неизвестны

Ил. 17. Шан Ян. Большой пейзаж. 1991. Спешка к месту назначения.

Масло, холст. 160 х 190 см

Илл. 18. Шан Ян. Дневник выветривания. 2010. Масло, холст. 10 х 200 см

Ил. 19. Шан Ян. Замысел Дун Цичана. 2007. Масло, холст. 80 х 200 см

Ил. 20. С. Дымов. Вавилонская башня. 2016. Масло, холст. 116 х 153 см

Ил. 21. Н. Плешкова. Живая сталь. Год создания неизвестен. Масло,

холст. Размер неизвестен

Ил. 22. Н. Плешкова. Возрождение. Год создания неизвестен. Масло,

холст. Размер неизвестен

Ил. 23. О. Булавин. Чертополох. Диптих. 2016-2018. Размер и техника

неизвестны

Ил. 24. О. Попова. Из чрева Большого взрыва. 2016. Шерсть, сизаль, ручное

ткачество. 285 х 134 см

185

Ил. 25. Д. Ребус. One way. 2018. Акварель, бумага. 58 x 78 см

Ил. 26. М. Шаровая, Д. Окружнов. Из серии 206 «Частичным контент». 2018. Масло, холст. 200 х 300 см

Ил. 27. А. Чернышев. Магазин на колесах. 2017. 3Б-печать. 50 х 40 х 50

Ил. 29. А. Титова. Собака Павлова. 2016. Эпоксидная смола, пигмент.

65 х 90 х 65 см

Ил. 30. Чжун Бяо. Мираж. 2007. Масло, холст. 100 х 400 см

Ил. 31. Ван Цзяцзэн. Дневник промышленности. 2015. Масло, холст.

80 х 160 см

Ил. 32. Ж. Мозес. Обесцвечивание островов - вмешательство. 2015. Масло,

холст. Размеры неизвестны

Ил. 33. Ж. Мозес. Китайские грузовые суда на реке Янцзы. 2015. Масло,

холст. Размеры неизвестны

Ил. 34. Ж. Мозес. Китай: преобразование - Пекин. 2015. Масло, холст.

Размеры неизвестны

190

в

Ил. 35. Ж. Мозес. Влияние глобализации: Чикаго. 2003. Масло, холст. 137,16

х 167,64 см

Ил. 36. М.-Л Варей (Майло). Городские мечты: лес. Печать на бумаге. Размеры и год исполнения неизвестны

Ил. 37. Ж. Мозес. Перенаселение. 2020. Масло, ручка, холст. 45 х 70 см

Ил. 38. В. Орнштейн. Поклоняйся или убивай. 2011.. Акрил, холст.

99,06 х 68,58 см

Ил. 39. А. Лука. Личное пространство #1. 2019. Фанера, дерево, найденные

объекты, акрил. 147 х 53х 45 см

Ил. 40. С. Каттс. Счастливого Рождества! 2014. Размеры и техника

неизвестны

Ил. 41. Рохан Мор. Мумбаи. Размеры, техника и год создания неизвестны

Ил. 42. А. де Карбуччиа. Снежный барс. Центр выживания видов, Зоологический парк Ла Торбьера, Италия, Южная Италия. Фотография.

Январь, 2015. Размеры неизвестны

Ил. 43. А. де Карбуччиа. Субантарктические пингвины и яйцо бескрылой

гагарки (Alca Impennic). Голд Харбор, Южная Георгия, Южный Атлантический океан. Фотография. Февраль, 2014. Размеры неизвестны

Ил. 44. А. де Карбуччиа. Моллюски борются с размыванием островов. Гренадины, Карибское море, Латинская Америка. Фотография. Октябрь,

2014. Размеры неизвестны

Ил. 45. Цай Го-Цян. Фотография инсталляции «Наследие». 2014

1««*7

Ил. 46. Цай Го-Цян. Фотография инсталляции «Девятая волна». 2014

Ил. 47. Ло Чжунли. Вышивальщица. 1984. Масло, холст. 75 х 50 см

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.