Педагогические основы формирования эстетического восприятия у студентов: На материале институтов культуры и искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Горбачева, Диана Александровна

  • Горбачева, Диана Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 151
Горбачева, Диана Александровна. Педагогические основы формирования эстетического восприятия у студентов: На материале институтов культуры и искусств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2001. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Горбачева, Диана Александровна

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ДЕКОРАТИВНОГО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ИНСТИТУТОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ КАК ФИЛОСОФСКАЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Из истории проблемы формирования эстетического восприятия у студентов институтов культуры и искусств.

1.2. Место и роль эстетического восприятия в общей системе художественно-эстетического и профессионального образования студентов.

1.3. Сущность и содержание процесса формирования эстетического восприятия у студентов факультета декоративного искусства в современных условиях демократизации и гуманизации образования.

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ДЕКОРАТИВНОГО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1 Педагогическое обоснование экспериментальной программы и и методики формирования эстетического восприятия у студентов факультета «Декоративное и изобразительное искусство».

2.2 Педагогические пути, методы и средства активизации процесса формирования эстетического восприятия у студентов факультета «Декоративное и изобразительное искусство».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы формирования эстетического восприятия у студентов: На материале институтов культуры и искусств»

Актуальность исследования. В условиях перехода общества к рыночной экономике, характеризующегося существенными изменениями как в с/грукхуре образования в целом, так и в системе подготовки специалистов в частности, перед отечественной педагогикой выдвигаются новые задачи всестороннего развития творческой личности выпускника вуза.

Современные требования к содержанию эстетического воспитания в высших учебных заведениях, направленному на духовное развитие личности, предусматривают не только изучение общего теоретического курса эстетических знаний, ко к глубокое изучение специальных дисциплин, которые призваны воспитывать вкус, красоту, чувство гармонии: с прекрасным, художественно-образное восприятие художника-творца. Большая роль в этом важном государственном деле, на наш взгляд, должна быть отведена теоретическому и практическому изучению национального наследия народов ж повременным тенденциям развития аудио-визуальной рекламы, дизайна, эстетических закономерностей формирования и развития гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека.

Обращение к научному осмыслению проблем народио-декоратавного искусства позволит повысить эффективность воспитательной ж образовательной деятельности в вузах искусства. Современные знания археологии и этнопедагогики, этнографии дают новые аспекты в подготовке специалиста, владеющего не только методикой основ графики, живописи, а также маркетингом декоративного и изобразительного искусства и рекламы.

Развитие эстетической мысли и становление системы научных знаний позволяет говорить об усиливающейся роли эстетического восприятия в формировании художника, как специалиста-творца с богатым художественно-образным мышлением.

Особую значимость здесь приобретает развитие высокого художественно' эстетического вкуса, эстетической культуры чувств, формирование человека духовно богатого, имеющего эстетическо-нравственные потребности в самосовершенствовании, умение видеть, понимать, ценить красоту во всех ее проявлениях, в произведениях искусства, в природе, в труде и т.д. 'Интегрированный подход в обучении к процессу развития целостного и осознанного эстетического восприятия произведений жжусстз ~л окружающей действительности, является одним из универсальных средств, помогающих эффективному эстетическому развитию личности студента средствами музыки, литературы, театра, изобразительного искусства, активным привлечением народно-декоративного искусства.

При проведении исследования мы опирались на труды: ученых, имеющие основополагающее значение в исследуемой проблеме в области общей, возрастной и педагогической психологии: Б.Г.Ананьева, Л.Арнхейма, Т.И.Артемьевой, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.С.Макаренко, П.М.Якобсона и других.

В области теории и методики преподавания искусства большой вклад внесли такие ученые, как Н.Н.Волков, С.Е.Игнатьев, 3.В.Корешков, 3.С. Кузин, Стариков М.М., Э.И.Кубышкина, С.П.Ломов, НЩ,Ростовцев, Н.М.Сокольникова, А.А.Унковский, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др., рассматривающие изобразительное искусство в системе эстетического воспитания.

Осмыслению и определению места эстетического воетржгмж в профессиональной подготовке помогают исследования ученых, искусствоведов К.Горанова, С.М.Даниэля, Н.А.Дмитриевой, В.П.Зинченко, О.А.Кривцуна, Е.АЛичиеой, И.С.Якманской и другие.

Рассмотрению проблемы эстетического восприятия способствовали труды таких ученых, как А.И.Бурова, Е.Я.Басина, Л.А.Воловича, Н.И.Киященко, З.Т.Лихачева, С.Х.Раппапорта, О.Н.Органовой, М.Ф. Овсянникова, 3.И.Самохина и других.

За рамками рассмотренных исследований осталось разрешение противоречий между требованиями в подготовке специалистов в области художественной культуры и недостаточной разработанностью технологической системы обеспечения педагогических основ формирования эстетического восприятия студентов на факультетах «Декоративное ж изобразительное искусство».

В большинстве случаев в учебных планах и программах, методических разработках в институтах культуры и искусств не систематизированы яос отсутствуют конкретные пути, методы и средства эффективного формирования осознанного эстетического восприятия. У многих студентов отсутствует интенсивная творческая активность, т.к. многие преподавателе: упускают из виду важность такой взаимосвязи как восприятие и деятельность, оказывающей ¡прямое воздействие на процесс творческого развития студентов.

Все выше сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, в котором предпринята попытка отчасти заполнить указанный пробел в современной педагогической науке.

Проблема исследования - выявление, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий и основных методов, способствующих формированию у студентов факультета декоративного и изобразительного искусства эстетического восприятия, как основы их художественно-эстетического развития и профессиональной подготовки.

Объект исследования - процесс формирования эстетического восприятия у студентов.

Предмет исследования педагогические пути, приемы и средства формирования эстетического восприятия у студентов в процессе интегрированного курса обучения.

Приступая к исследованию, мы исходим из следующей гипотезы: процесс формирования эстетического восприятия студентов факультета «Декоративное и изобразительное искусство» в институтах культуры и искусств будет успешным, если в процессе обучения постоянно, активно и деленахравленно ставить перед студентами конкретные задачи, направленные на формирование эстетического восприятия, используя специальные упражнения и щелевые установки. Если реализуется комплекс педагогических условий, включающий в себя использование комплексной! модели специальной подготовки данной деятельности, основные ком]пюненты 'которой -профессионально-педагогическая, теоретическая!, методическая, художественно-практическая подготовка студентов, развитие понимания студентами сущности категорий «эстетическое», «прекрасное» и осознание важности образного и вербального в мышлении.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были определены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования эстетического восприятия в творчестве средствами изобразительного искусства (исторический экскурс)

2. Выполнить психолого-педагогический анализ проблемы целостного процесса формирования эстетического восприятия у студентов.

3. Разработать и апробировать экспериментальную модель, обеспечивающую целостное формирование эстетического восприятия у студентов институтов культуры и искусств в процессе их профессиональной деятельности.

4.Исследовать возможности внедрить интегрированный подход :< художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой.

5. Выявить и обосновать комплекс педагогических условий формирования эстетического восприятия в процессе совершенствования профессиональной подготовки студентов на факультете «декоративное и изобразительное искусства».

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, конкретизированный для педагогического мышления, научные •положения в области психолого-педагогических исследований особенностей формирования эстетического восприятия и гармоничного развития личности, исследования ведущих ученых-педагогов в области эстетического восприятия ж художественного образования средствами изобразительного искусства и декоративно- -прикладного искусства, дизайна, рекламы!.

Для решения поставленных в диссертации задач! и проверке исходных положении использовались следующие методы исследования: теоретический анализ искусствоведческой, психашго-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ программ по изобразительному искусству и методике преподавания искусства вузов, изучение учебных планов, методических разработок к пособий для ¡преподавателей, студентов, учителей, наблюдение и анализ системы художественно-творческой деятельности студентов вузов искусств и факультетов с художественным уклоном; изучение и обобщение передового опыта преподавания художественных дисциплин в вузах, педагогических колледжах; методы эмпирического уровня: интервьюирование, анкетирование, социометрический опрос студентов и преподавателей, тестирование; анализ и оценка художественно-творческих работ студентов, полученных в ходе работы по рисунку, живописи, рекламе, дизайну, декоративно-прикладному искусству; прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение; беседы с народными мастерами, специалистами по графическому дизайну, прикладному, ювелирному искусству; формирующий эксперимент; сравнительный анализ, обработка и обобщение результатов контрольной и экспериментальной групп; опытно-экспериментальное обучение.

Исследовательской базой послужили высшие учебные заведения Республики Казахстан - Международный Казахско-Турецкий университет им. А.Ясави, Южно-Казахстанский Гуманитарный университет им. М.О.Ауэзова, Западно-Казахстанский институт искусств им. Даулеткерея.

Исследование прсзодилось в течение 1994-2000 гг. в несколько этапов. й.а первом этапе (1994-1996 гг.) был осуществлен анализ философской, гскхо кога-педагогической, методической литературы, анализировалась гракгака подготовки студентов средствами предметов художественно' эстетического цикла, разрабатывались педагогические условия формирования эстетического восприятия будущего специалиста в вузе и намечены пути их ■реализации. Сформирована гипотеза, предмет, задачи, дели исследования, проведен поисковый эксперимент.

На втором этапе ('„996-1999 гг.) в ходе опытно-экслеркментапьяой работы анализировались и разрабатывались основные направления подготовки специалиста с развитым чувством эстетического восприятия.

Формирующий этап исследования позволил провести апробацию экспериментальной программы, которая развивала в синтезе художественно-практические навыки и эстетическое восприятие при подготовке студентов к их профессиональной деятельности; уточнялись критерии эффективности технологии целостного процесса - формирования развитого эстетического восприятия. Обучение осуществлялось по разработанной нажи: экспериментальной методике, которая включала в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей студентов систему творческих заданий в различных видах изобразительной деятельности, змные семинары, тематические беседы, диспуты, с активным -применением наглядных, учебных пособий и диапроекционной техники.

На третьем этапе (1999-2000 гг.) - заключительно^обобщающем - были проведены анализ и систематизация результатов, классификация материала, графике--схематические изображения обработанного материала, литературное и техническое оформление полученной информации, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования,.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Показателями осознанного эстетического восприятия выступает усвоение ряда существенных эстетических понятий, знаний, сформированные кавыюс, способность х художественно-творческой деятеяъноспа.,, и участке в ней: с использованием подученных эстетическо-художестзениых знаний, оснозанных на синтезе общечеловеческих ценностей и потенциала мировой художественной культуры и искусства,

Процесс формирования эстетического восприятия у студентов кнештутов культуры и искусств может быть эффективным, если на практике будет реализована педагогическая модель формирования эстетического восприятия у студентов, включающая в себя системно разнозначные компонента технологии учебно-воспитательного процесса: рациональная организация содержания обучения на основе взаимосвязанных учебных дисциплин:

• знания, умения, навыки в области общей психологии к педагогики, истории педагогики высшей школы, культурологии, педагогики искусства, восприятия, искусствознания, методик преподавания соответствующих дисциплин; реализация концепций фундаментализации, непрерывности, последовательности, индивидуализации, проблемности в обучении.

3. Формирование осознанного эстетического восприятия явлений действительности и произведений искусства на основе интегрированного подхода в процессе подготовки студентов к их профессиональной деятельности.

4. Эффективность процесса формирования эстетического восприятия будет зависеть от комплекса педагогических условий, способствующих эффективному формированию эстетического восприятия у студентов факультета «декоративное и изобразительное искусство», обусловленного единством ведущих компонентов профессионально-педагогической подготовки.

Научная новизна исследования заключается в том, что: раскрыта возможность и научно обоснована необходимость изменения б профессиональной подготовке студента с точки зрения эстетического восприятия в системе профессионального художественного образования;

- вводит в научный оборот основные составляющие, из которых складываются педагогические условия, способствующие формированию з^гетического восприятия у студентов в ходе обучения в зузе; выделены критерии сформированное™ эстетического отношения к действительности у студентов факультета декоративного и изобразительного искусства (проявление эмоционального отношения к окружающим предметам, способность к эстетическому суждению и оценке, эсготичв&кому представлению о цвете, форме и ритме, чувство гармонии, целого, многоплановое восприятие, способность к ассоциированию, самовыражению, наличие интереса к музыке, литературе и т.д.); сформированы уровни осознанного эстетического восприятия студентов, с учетом ведущих компонентов профессионально -педагогической подготовки.

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке научно обоснованной модели содержания по формированию эстетического восприятия у студентов факультета декоративного и изобразительного искусства в сфере профессиональной подготовки, в создании оригинальной системы наглядных пособий и методических рекомендаций, обеспечивающих успех формирования эстетического восприятия у студентов, полученных в ходе исследования.

Разработанная и экспериментально апробированная!, широко опубликованная комплексная программа формированию эстетического восприятия у студентов факультутов декоративного и изобразительного искусства, спецкурс «Педагогика искусства восприятия» полностью внедрены в учебный процесс института искусств им.Даулеткерея западно-Казахстанского государственного университета, в институте менеджмента и языков «Евразия», учебные планы на базе основного общего образования - в и

Уральском музыкальном колледже им. Курмангазы. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе ос студентами: художественно-графических факультетов, худо жественкых факул ьтетс в институтов культуры и искусства, при разработке и составления ¡программ, методических пособий по изобразительному искусству; при подготовке учебников и методических пособий по предметам художественно эстетического цикла для гуманитарных колледжей, зузов, в ходе стажировки преподавателей изобразительного искусства, гуманитарных колледжей, вузов.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на достижения! педагогической и психологической науки, комплексной метсджо:, соответствующей задачам и логике исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:

- в ходе экспериментальной работы в нескольких вузах (Западно-Казахстанском институте искусстве им. Даулеткерея, Международном Казахско-Турецком университете искусств им. А.Яссави и ЮжноКазахстанском гуманитарном университете им. М. Ауэзсва);

- в выступлениях с докладами на научных и научно-практических конференциях в городах: Шымкенте, Уральске, Самаре, Алма-Ате, Москве;

- в научных и научно-методических публикациях;

- на заседаниях лаборатории эстетического воспитания а: художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Результаты исследования внедрены в практику работы Западно Казахстанского Института искусств им. Даулеткерея, в учебный процесс ЮКГУ им. Ауэзова, Уральского музыкального колледжа, институт языков ж менеджмента «Евразия».

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Горбачева, Диана Александровна

Результаты исследования показывают, что студенты развивают свои творческие задатки не только благодаря созданию материального продукта, но и через состояние способствующее развитию их художественно-образного мышления.

Большую помощь в этом оказывают тестовые задания., (Приложение №3). Они носят развивающий характер, формируя умения синтезировать собственный жизненный и художественный опыт, развить интуицию и импровизацию. Разработанные нами тестовые задания по истории изобразительного искусства применялись для тестирования студентов первого курса, показывая результаты усвоения полученных знаний, а также, для сравнения у студентов третьего года обучения (для которых темы предложенные в тестах не являются новыми), тем самым показывая не только качество усвоенных знаний, но и умение мобилизовать знания, полученные ранее, активизировать воображение, образную, зрительную память.

В процессе формирования эстетического восприятия, не менее важную роль играла такая организационная деятельность на базе факультатива как:

1. Тематические, творческие вечера, диспуты, викторины, беседы о творчестве различных художников.

2. Экскурсии в музеи, на выставки, к памятникам культуры.

3. Организация выставок студенческих работ по результатам проведённой работы, за семестр и за год.

4. Встречи с народными мастерами, специалистами по графическому дизайну, прикладному, ювелирному искусству.

5. Поход в театр, оперу.

6. Посещение концертов симфонической музыки, народной музыки.

Важнейшим моментом в экспериментальной программе по курсу «История изобразительного искусства» являлось то, что после изучения каждого раздела по определенной исторической эпохе, проводились мероприятия, позволяющие не только закрепить, уточнить, более полно воспринять полученную ранее информацию, но и воспитывать эстетические чувства, более полно раскрыть эмоциональный мир студента. Творческие вечера, викторины, диспуты, семинары посвященные конкретной исторической эпохе проводились в комплексном использовании литературы, музыки, изобразительного искусства. Важную роль здесь играет историческая и художественная взаимосвязь музыки, литературы, живописи, архитектуры, когда каждое из искусств в каждой эпохе, находятся в стилевом единстве друг с другом и взаимодействуя друг с другом. Такой синтез искусств помогает не только активизации восприятия, повышению уровня эрудиции, но и развивает способности к творческому анализу искусства и окружающей действительности.

Важное значение при таких организационных мероприятиях играет всеобщая, коллективная вовлеченность студентов, их активное участие в разработке сценариев практических занятий, подготовки вопросов для диспутов, их проведении и т. д., где роль педагога должна носить руководящий и направляющий характер.

Практическая работа по проведению творческих вечеров, диспутов, викторин, бесед о творчестве различных художников: живописцев, графиков, монументалистов, скульпторов, поэтов, музыкантов, писателей, включает в себя разные области культуры и искусства и предполагает акцентирование внимания на темах наиболее сложных для восприятия студентов. Здесь видится необходимым использование слайдов, диафильмов, репродукций хорошего качества музыки, г:оэзии и т. д.

Методика подготовки, организации и проведения творческих мероприятий включала такие основные этапы и методы работы, как:;

1. Выбор лидера в группе (и назначение его руководителем).

2. Распределение «ролей» каждому члену группы, Здесь выделяются: «сценаристы», «художники», «технари», «чтецы», «певцы», «музыканты», «ведущие». Выбирается «разведгруппа», (изучает психологию аудитории, национальный состав, интересы, оформление помещения и т. д.). Она же и готовит эстетическое оформление помещения, рекламу и приглашения для гостей.

3. Подбор иллюстраций и изготовление слайдов, написание чернового варианта сценария, окончательный вариант сценария пишется с учетом заготовленных слайдов и видеофильмов, а также возможностей подготовки музыкальных, сольных выступлений. Самостоятельное выполнение первого и второго этапов можно доверить самим студентам, а третий — под руководство педагога.

Эффективность творческих вечеров подтверждается тем, что навыки, знания и умения, полученные практически, крепче и лучше усваиваются, поскольку оставляют глубокий след в эмоциональной памяти студентов, способствуют их дальнейшему путешествию в мир прекрасного, а принцип личной активности и коллективной вовлеченности пробуждает инициативность и активность у студентов даже слабоуспевающих.

Опыт проведения творческих вечеров, диспутов, изовечеров, как эффективной формы занятий, дал возможность апробировать активные методы применения различных игр во время непредвиденных «заминок». Наблюдения за реакцией аудитории показали, что викторины и в целом игровые :зставки на изовечере поднимают настроение, никого не оставляя равнодушным. Викторины и другие игры имели больгдой успех в ходе применения их в учебно-воспитательном процессе.

Опытно-экспериментальная работа по организации викторин позволила сделать следующие выводы:

1. Не следует задавать вопросы, не несущие полезной информации;

2. Вопрос должен содержать не рядовую информацию, а наиболее интересный факт открытия, научное доказательство чего-то, информацию о редком предмете и его свойствах, информацию, которая позволяет соединить разрозненные факты в единую цепочку и т. д.;

3. Вопрос и предполагаемый ответ должны нести такую информацию, которая кроме самого по себе интересного факта должна нести и воспитательную, и просветительную нагрузку, давать пример для подражания, а также полезную в профессиональной деятельности;

4. Информацию о художниках и музыкантах нужно подбирать таким образом, чтобы она несла фундаментальный смысл, основу, на которую будет наращиваться очередная порция сведений. Вопросы викторины по изобразительному искусству должны включать в себя информацию о взаимовлиянии искусства казахского и русского народов, а также и других народов;

5. Вопросы викторины должны как бы подталкивать аудиторию к более глубокому изучению затронутого материала;

6. Формы проведения викторины должны быть самые разнообразные: устные вопросы; показ какого-либо архитектурного памятника; картины художника; показ видеоряда из кинофильма, кадры диафильма, или провести инсценировку.

Учебно-тематический план и основные понятия курса «История изобразительного искусства» ( 1-й курс) п/п ТЕМЫ Кол-во часов

1-й СЕМЕСТР ВВОДНЫЕ ТЕМЫ

1. Искусство, его роль в жизни общества и духовного развития личности. Основные принципы синтеза искусств 2

2. Основы понимания изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, ДЛИ) 2

ОСНОВНОЙ КУРС т 1. Искусство Древнего Египта с IV по I тыс. до н.э. Ведущее значение архитектуры: храмы, гробницы, пирамиды (пирамиды в Гизе, храм царицы Хатшепсут, храмы в Луксоре, Карнахе, монументализм скульптуры. Передача индивидуальности в портрете (портреты Эхнатона, Нефертити) 4

2. Искусство Древней Греции 1

А) Искусство Крито-Микен. Эгейское искусство.

Дворцы в Кноссе и Фесте. Росписи дворцов.

Мелкая пластика, керамика, плиты. «Львиные ворота» - монументальная скульптура.

Гуманистическая основа Древней Греции.

Искусство периода Архаики. Архитектура ордерная система). Типы храмов. Классический тип храма - перипетр. Скульптура. Вазопись. 2

Б) Ранняя и высокая классика. Творчество

Мирона, Поликлета. Ансамбль Афинского

Акрополя - синтез достижений высокой классики. Фидий.

Поздняя классика. Ослабление этнических и гражданских требований к искусству.

Архитектура (Галикарнасский музей: Скопас, 2

Пракситель, Лисипп).

В) Искусство эллинизма. Широкое распространение греческой культуры. Основные центры эллинистического мира (Пергам. Родос.

Александрия. Греция)

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

3. А)Искусство Этрусков. 2

Искусство Древнего Рима (Республики). Рим - мировая военно-административная держава.

Общественная архитектура, градостроительство, мосты, акведуки, форумы, дороги. Скульптура эпохи республики. Портрет. Зависимость культовой скульптуры от греческих образцов. Б) Период Империи. Колизей. Пантеон. Расцвет реалистического портрета. Колонна Трояна. 2

4. Искусство античности Семинар 2

5. Искусство Древней Месопотамии и Индии 2 2 2

A) Искусство Двуречья. Культура Вавилона и Ассирии. Дворцы, зиккураты, портальная скульптура. Ворота богини Иштар; Б) Своеобразие и ценность исторического развития Индии. (Религия. Наука) Возникновение буддизма. Раскопки Мохенджо-Даро. Культовые постройки буддизма. (Ступы. Стамбхи. Скальные храмы). Храмы Ад ж анты; B) Памятники Северо-Западной Индии. Греко-буддийское искусство Гандхары и ее реализм, связь с греческим искусством.

6. Искусство Древнего Китая 1

А) Культура Яншао. Расписная керамика. Геометрические узоры, гармония с формой сосуда. Бронзовые культовые сосуды периода Шань и Чжоу (2 тыс. до н.э.). Дворец в Аньяне с остатками колонн. Б) Великая Китайская! стена. Архитектура. Связь 2 с искусством Индии. Будциские постройки (пагоды). Пещерные храмы. Изображения Будды. Гробницы. Периоды Тан и Сунь.

7. Искусство Древнего мира и специфика средств выразительности его языка. 2 Вечер-викторина

8. Искусство Средней Азии и Казахстана Архитектурные стоянки Кара-су. Основной строительный материал. Основные составляющие города (Саки, усуни). Керамика. Рельефы. Петроглифы. Орнаментация. 4

ВСЕГО 36

2-й СЕМЕСТР

1. Искусство Византии Архитектура. Храм св. Софии. Книжная миниатюра. Иконопись. «Сергий и Вакх». Византия после иконоборчества -«Македонский Ренессанс». 2

2. Западно-европейское искусство А) Искусство мировишгов, королингов. Звериный стиль. Принятие христианства. Заимствование римских элементов в архитектуре. Простонародность. Фольклорность искусства. Б) Книжная миниатюра «Утрехская псалтырь». Инициалы. Аахенская капелла. Распад империи 2

Карла. Оттоновекая эпоха.

3. Древнерусское искусство A) Киевская Русь. Ее значение в европейской истории. Связь с Византией. Значение принятия христианства. Архитектура: соборы в Киеве, Новгороде. Мозаики. Киевская София. Иконопись. Б) Искусство периода феодальной раздробленности Владимиро-Суздальское княжество. Новгородское княжество. Псковское княжество. Творчество Ф.Грека. Иконопись Московского княжества. B) Творчество А.Рублева. Укрепление Московского государства. Ансамбль Московского Кремля. Творчество Дионисия. 2

4. Искусство Древней Руси. Что мы о нем знаем? Тематический вечер

5. Искусство арабских халифатов Объединение государств и образование государства Омейядов. Архитектура: Колонная мечеть в Кордове, Исфахане. Испания: дворец Аль-Гамбра. Мекка. 2

6. Романское искусство А) Характеристика периода. Зарождение искусства. Архитектура Замковая. Крестовый 2 свод. Тимпан. Неф.

7. Готическое искусство Архитектура - ведущий вид искусства. Готика -стиль для всех стран Западной Европы. Франция. Германия. Англия. Чехия. Монументальная скульптура, ее символизм (ансамбли в ЕШартре, Амьене, Реймсе, Наумбурге). 4

8. Сходство и различие романского и готического искусства 2

9. Средневековая Индия Развитие домусульманской Индии. Архитектура северной и южной школы (Кайласанатха). Зодчество мусульманских империй. Форт в Агре, Кутуб-Минар, Тадж-Махал. Искусство миниатюры. 2

10. Средневековый Китай 2

Эпоха Тан и Сун. Своеобразие архитектуры (многоярусные башни-пагоды, «Даяньта», дворцы). Погребальная пластика. Пейзажная живопись. Ван Вей, Ли Сы-Сюнь, Ли Чжао-Дао - «Гун би» (прилежная кисть), ДНИ

11. Средневековая Япония. 2

Концепция японской архитектуры. Храмовые комплексы (Кондо, Хорюдзы, Исэ), «Сады камней», Сухие сады» - для созерцания.

Специфика живописи (Сэссго, Юсо) Утамаро, Кайко

12. Средняя Азия в период Средневековья 2

13. Синтез искусств в средневе Востока (Индия, Китай, Япония) ковом искусстве Творчески® вечер

ВСЕГО 30

Для проведения викторин были разработаны темы: «Природа ж искусство», «Художник и музыкальная живопись», «Музыкант и «живописная музыка», «Самое, самое интересное», «Первые в искусстве», «Картинная галерея», «Образы Восточной миниатюры», «Казахский орнамент» и др.

Тематические вечера, викторины, диспуты, значительно повышают эффективность эстетического и художественного образования, развивают навыки эстетического восприятия. Однако, ничто не может заменить знакомства с подлинными произведениями в музеях, галереях, на художественных выставках, в мастерских художников.

При такой форме работы, особенно при посещении музеев, выставок, происходит переключение субъекта на эстетическую установку при восприятии произведений искусства, этому способствует и сама атмосфера музея, и то, что при вычлении вещи из обыденной ситуации реципиент смотрит на неё под другим углом зрения, т.е. с точки зрения эстетического восприятия.

После посещения музея, выставки, памятников культуры:, необходимо проводить обсуждения, диспуты, чтобы получить обратную информацию о глубине усвоения произведений. Какие произведения остались непонятными или неинтересными, для студентов в силу их недостаточного художественно-эстетического развития, а какие произведения вызвали наибольший интерес, понимание и отклик в душе воспринимающего.

Задача преподавателя и руководителя - организовать экскурсию так, чтобы студенты и учащиеся стали активными зрителями и собрали конкретный материал о произведениях искусства для обсуждения на занятиях.

Анализ показал, что следует отказаться от традиционного типа осмотра выставочных экспозиций - экскурсия под руководством гида или «осмотр-лекция» как наиболее распространенные в музее, но имеющие меньший эффект в художественно-эстетическом восприятии творчества художников. Нами предложена «лекция-диалог», которую следует подготовить совместно с работниками музея и галереи задолго до ее начала.

Разработанная программа «активных» осмотров складывается из следующих этапов:

1. Педагог получает необходимую документацию музея галереи (краткий путеводитель, статьи о выставке, соответствующую литературу, план прохождения экскурсии и т. д.).

2. Предварительно составляет вопросник для учащихся;

3. По прибытии в музей студенты получают текст вопросника;

4. Во время осмотра студенты должны выполнить задания, которые носят игровой характер: найти в экспозиции зала ту или иную деталь, выразить свое отношение к произведению, скопировать какое-либо изображение или сделать рисунок красивой вещи (студенты берут с собой блокнот и карандаш для записей своих впечатлений);

5. По окончании осмотра студенты отправляются для выполнения заданий вопросника.

Возможно коллективное решение вопросов, а также выполнение коллажа на тему «Новое - хорошо забытое старое» и др.

Задание нарисовать по памяти наиболее понравившиеся экспонаты, как и предыдущие, позволяют осуществить «точки соприкосновения» между видением мира древнего художника с восприятием современной молодежью.

Организация систематических выставок, работ студентов и преподавателей, помимо коллективных кафедральных просмотров работ студентов, с последующим обсуждением и дифференциацией по пятибалльной системе, способствует активизации студентов и преподавателей.

Не менее значимую роль, в процессе формирования осознанного эстетического восприятия, играет такая форма работы как экскурсии в мастерскую художника. Здесь должны решаться такие вопросы, как:

1. Ознакомление студентов с методами работы художника;

2. Знакомство с различными видами и техниками;

3. Выяснение у художника его творческого метода и вклада в искусство, планов на будущее;

4. Поиски национального своеобразия и творческого метода художника;

5. Уточнение роли искусства в формировании эстетического отношения к действительности;

6. Приобщение к художественному творчеству.

Посещение театра, оперы открывает широкие возможности для творческого роста личности студента. Постигая образный строй спектакля, оперы, во время их творческого освоения происходит идентификация героев со своим «я», тем самым постигая явления нашей жизни и самого себя, через искусство. Этот момент является очень важным для полноценного эстетического восприятия и его развития.

На заключительном, обобщающем этапе экспериментального исследования было проведено сравнительное обследование, в экспериментальной и контрольной группах, которое выявило динамику изменения у студентов уровней сформированности осознанного эстетического восприятия.

3 А 1К Л Ю 41 Е И И Е

Проведенное нами экспериментально-опытное и научно-теоретическое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Сегодня, мы живем в период радикального обновления общества, в период рыночной экономики, характеризующейся непредсказуемостью и нестабильностью, во время интенсивной реформации образования в школах, колледжах, вузах. Поэтому, проблема изменений в профессиональной подготовке студента с точки зрения эстетического восприятия и формирования специалиста - творца, с богатым художественно-образным мышлением, развитым эстетическим восприятием действительности и произведений искусства, в наше время, приобретает особую актуальность.

Важную роль здесь играет то, какие знания будут получены студентом в процессе обучения. Знания, формальные, «серого» характера, или пережитые им эмоционально и преобразованные в практической деятельности.

2. В настоящий момент, проблема обеспечения научно-педагогических основ, путей и методов формирования осознанного эстетического восприятия студентов в вузах искусства, остается недостаточно освещенной и разработанной, хотя отдельные аспекты этого вопроса встречаются в диссертационных исследованиях.

3. Экспериментальная часть исследования подтвердила гипотезу. Поставленные в исследовании задачи выполнены.

- В историческом, философском, психолош-педагогическом контексте изучен вопрос формирования и развития эстетического восприятия, и его воспитательного воздействия на человека;

Были определены и обоснованы эффективные условия, методы и средства организации эстетического восприятия: использование комплексного воздействия искусств; использование факторов проблемно-творческого обучения; организации учебно-познавательной деятельности; семинары, лекции концерты, выставки, беседы и вечера с активным привлечением народного искусства, диспуты, викторины, тесты, анкеты, проблемные задания по рисованию, система карточек заданий, наглядных пособий, анализ и восприятие произведений искусства, через развитие ассоциативно» образной связи выразительности языка музыки, литературы, поэзии, эмпатии.

4. В ходе экспериментально-опытного исследования была выработана и апробирована методика формирования эстетического восприятия студентов в процессе их профессиональной деятельности основывающаяся на реализации принципов систематичности и последовательности, дополнительности, интегративности обучения с привлечением новых программ, учебных планов, дисциплин.

5. Процесс формирования развитого эстетического восприятия студентов осуществляется в ходе специального системного обучения, которое косит комплексный характер и требует включения психологических закономерностей процесса восприятия (аналитико-синтетической работы мозга, его логического мышления, работы образной и зрительной памяти, воображения, ощущения), педагогических аспектов и дидактических принципов. Целостность процесса достигается путем учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития личности.

6. Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования убедительно доказали эффективность разработанного нами интегрированного курса предметов, нового подхода к эстетической подготовке студентов факультета декоративное дизайн и реклама.

Исследование показало, что формирование у студентов эстетического восприятия процесс не быстрый, специфический.

Положительный результат возможен лишь при сочетании нескольких видов деятельности студентов. Приобретение знаний по истории искусства, восприятие произведений искусства и явлений окружающей действительности, творческой деятельности использования в период обучения - интеграции взаимодействия и синтеза искусств. Это целостный комплекс системы определенных знаний и умений, усвоение которых обеспечивает фундаментальность, необходимую широту, профессионализм подготовки студентов институтов искусств.

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Горбачева, Диана Александровна, 2001 год

1.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Издательство Академии иед.наук РСФСР, 1969. - 486 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: издательство ЛГУ. 1969. - С. 339.

3. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. •• М.: Просвещение, 1964. 304с.

4. Аринина H.A. Уроки прекрасного.- М.: Просвещение, 1983. 128 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М: Прогресс, 1974.-392 с. ил л.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

7. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 142.

8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: издательство МГУ, 1984. - 104с.

9. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: издательство МОГУ, 1990.367 с.

10. Ю.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.

11. П.Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения, М.: Знание, 1988. -С.31.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.:1. Просвещение, 1977. С.64.

13. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия М., 1990.238 с.

14. Н.Басин Е.Я. Психология художественного творчества (личностный подход) М.: Знание, 1985. - С.64.

15. Велик К.А. Эстетика и современность. М.: Просвещение, 1963.1. С.224.

16. Бейсинбаев С.К. Формирование пространственных представлений у учащихся в процессе изучения произведении изобразительного искусства. Автореферат дисс. канд. пед.наук. М.: 2000.-21с.

17. У.Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. М.: Искусство, 1986., т.2.

18. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.,1997. - С. 375.

19. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Издательство Республика, 1998,- 382с.

20. Бодалев A.A. Психология личности. М.: издательство МОГУ 1988.1. С.З.

21. Борев Ю. Эстетика М.: Политиздат, 1969. - С.350.

22. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - С.270.

23. Бойко М.Н. Самосознание искусства-самознание человека. М.: Наука, 1997- С. 14.

24. Брунер Дж. Психология познания (за пределами непосредственной информации). М.: Прогресс, 1977. - С.412.

25. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства.» М.: Искусство, 1956. С.292.

26. Веселовская M.B. Эстетическое восприятие в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Автореферат дисс.док.пед.наук. -М., 1981.-18с.

27. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: издательство АПН РСФСР, 1950. - 508 с.

28. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. - 320 с.

29. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М. 1984. - С.92.

30. Волович Л. Система эстетического восприятия подрастающего поколения. Казань: Издательство КГУ, 1976. - 224 с.

31. Вопросы теории и истории русского искусства второй половины восемнадцатого века. Сб., С-Пб., 1997. - С15-17.

32. Восточная миниатюра. Под ред.Исмайловой Э.М. Ташкент.: издательство лит.и искусства им.Гафура Гуляма, 1980. - С.11.

33. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1964.1. С.279.

34. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР 1956. - С.272.39Хоранов К. Художественный образ и его история жизни. » М.:1. Искусство, 1970. 517 С.

35. Горбачев А. А, Архитектура. Изобразительное и народное прикладное искусство Республики Казахстан. Программа и методическое руководство по курсу "История искусств Казахстана". Для Вузов и училищ культуры. 41.- Алматы: ШПИК, 1992. 64 с.илл.

36. Горбачева Д.А. К вопросу о восприятии книжной миниатюры Среднего Востока. //Библиотечное дело 2000. Проблемы формирования открытого информационного общества: Тез.докл.междунар.науч.конф. (Москва 25-26 апреля 2000 г.), - 4.2. - М., 2000. - С.87-88.

37. Горбачева Д.А. Ералин К.Е. Развитие художествено образного мышления у будущих педагогов художников. //Культура в условиях рынка: Тез.докл.науч.конф.- Алматы-Уральск, 1996. С. 52 - 54.

38. Горбачева Д.А. Синтез живописи и музыки на занятиях по развитию планетарно-художественно-образного мышления //-Информ. листок КазгосИЫТИ. 1996. - № 15 - 96. - С.1-4.

39. Горбачева Д.А. Ворожейкина О.И. Синтез икусств в формировании эстетического вкуса. Учебное пособие. Алматы-Уральск, 1997. - 37с.

40. Горбачева Д.А. Специфика формирования у студентов будущих художников эстетического восприятия // Приоритеты культуры и искусства Приуралья на рубеже XXI века: Тез докл. межвузов, научн. конф.

41. Горбачева Д.А. Тесты по курсу «История изобразительного искусства».// Для студентов 1 курса специальности: «Графика», «Дизайн и реклама». - Шымкент, 1996. - 11с.

42. Герцен А.И. Полное собрание сочинении в 30 томах. М.: 1954. Т.З", С.32.

43. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинении. М.: Л., 1952, Т.8, С.12,73.

44. Гос. образовательный стандарт базового высшего образования (06.12.00. Декоративное искусство, 06.12.03. - Художественное ткачество). // (Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника). - Алматы, 1997. - 16 с.

45. Государственный русский музей. Путеводитель. Л.: Изобразит, искусство, 1969. С.3-4.

46. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Педагогика, 1986. - С.239.

47. Даниэль С.М. Искусство видеть.- Л.: Искусство, 1990. С.180.

48. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1997.240с.

49. Джонс К.Д. Инженерное и художественное конструирование. Перевод с английского. под.ред.В.Ф.Венды. -М.: Мир, 1976. ■■ С.374.

50. Дивненко О.В. Эстетика. М.: Аз. 1995. - С. 175.

51. Диалог истории и искусства. Сб., С-Пб., 1999. С.4-6.

52. Дидро Д. Собр.соч. в 10-ти томах. Т.2. М.: JI.: Академия, 19361947. - С.250.

53. Дидро Д. Избранные произведения. М.:- Л: Гослитиздат, 1951.1. С.383.

54. Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания. -М.: Искусство, 1956. С.4.

55. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Очерки. -М.: Искусство, 1993. Т. 1. 341с.

56. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. -Л.: ЛГИК им.Н.К.Крупской, 1991. С.42.

57. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд.доп.-М.: Уч.пед.издат, 1961. С.224.7 7. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х томах. Иод.ред.В.П.Шестакова М.: Искусство, 1973, T.I.-408 с.

58. Изборник Святослава 1073 года. Спб.1880. -С.104.

59. История изобразительного искусства //Философские обоснования. Уч.пособие под.ред.Жуковского. -Красноярск. 1990.

60. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: Т. 1., С.89, 289.

61. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. -М.: Высшая школа,1989., C.I0, 201.

62. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - С.440. 83 .Кадыров А.М. Развитие эстетического восприятия у школьников 16 классов в художественных кружках. Автореферат дисс.к.п.н., - М. 1989. -20 с.

63. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т.5. -М.: Мысль, 1966. -С.327,211.

64. Карлгрен Франц. Воспитание к свободе. М.: Моск.центр вальдорфской педагогики, 1992.-272с.

65. Керимов К. Султан Мухаммед и его школа. -М.: Искусство, 1970.1. С.47.

66. Киященко Н.И. Лейзеров Н.Л. Сущность эстетического восприятияи его роль во всесторонем и гармоничном развитии личности. /Теория эстетического воспитания/ ~М., 1979. С.14

67. Князев Г. Основания эстетики. -Санкт-Петербург., 1912. 42с.

68. Коваль С.Ю. Начало пути к себе. /Развитие памяти./ -Днепродзержинск, 1990. С. 7, 14.

69. Козырева С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Автореф. диссертации кандидата педагогических наук М. 1985. - 16с.

70. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. ■ Минск: Харвест, 1999. С.99.

71. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. Изд. 2е. -М.: Учпедгиз, 1957. С. 24.

72. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно- эстетической организации среды. Автореф. диссертации педагогических наук. М. 1994. - 20 с.

73. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. ■=• М.: Институт практической психологии, 1997. 47 с.

74. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. Диссертация кандидата педагогических наук. М. 1977. - С. 177.

75. Кривцун O.A. История психологии и история искусств. М., 1997.с.

76. Кривцун O.A. Эстетика. М.: Аспект пресс, 1998. - С. 63, 335.

77. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1972. - с.

78. Кузин B.C. Психология . Учебник 4-е издание переработанное и дополненное. М.: "Агар", 1999. - С. 133, 134, 178, 244, 251.

79. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. ■■ ML; Просвещение, 1981. С. 95.

80. Культурология в вопросах и ответах. / Под. ред. В.А. Драча. -М.: Гардаршш, 1999. С. 318.

81. ЮЗ.Куруленко Э.А. Воспитание творчеством. / Под. ред. В.Л. Дранкова. Самара: Изд-во Саратовского универ. Самар. флиал, 1994.— С.199- 101.

82. Юб.Лановенко ОН Художественное восприятие ( категории, методология, основы анализа). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1990. -20 с.107 .Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М: Изд-зо МГУ, 1972. - 576 с.

83. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздательство, 1977. - С. 33.

84. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. - С. 40.

85. ПО.Липпс Т. Самосознание, ощущение и чувство. Пер. с нем. М.А. Лихарева, СПб. акд. общ. Слово, 1910. - 84с.

86. Ш.Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1980.-С. 139.

87. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. С.160.

88. З.Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии.»М.: Педагогика, 1991. 66 с.

89. М.Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений в 10-ти томах м. VII. М., Л.: Искусство, 1952. - С. 238.

90. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. ■■ С. 125.

91. Макаренко A.C. О воспитании./ Сост. B.C. Хелемендик М.: Политиздательство, 1990. 415 с.

92. Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. М.: Современная педагогика, 1981., №8. - С. 78-84.

93. И8.Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т. 1,3. -Алма-Ата, Онер, 1986. 253 с. - 240с.

94. П9.Махмутов М.И. Проблемное обучение. / Основные вопросы теории. =М.: Педагогика, 1975. 368с.

95. Методические рекомендации к практическим занятиям по развитию эстетического восприятия. / Сб. Науч. тр. С,- П. Педагогический университет. -С.-П. 1992. С. 12.

96. Ш.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994. - 334 с.

97. Никифорова О.Н. Исследование психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ., 1972. - С. 155.

98. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. Сб. науч. тр. М.: Академия, 1999. -С. 114, 127.

99. Общая психология, учебник для студентов педагогических институтов. / Под ред. A.B. Петровского. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1976. - С. 44.

100. Образцов C.B. Эстафета искусств. 3-е издание. - М.: Искусство, 1988. - С. 26.

101. Овсяников М.Ф. История эстетической мысли. М.: В.Ш. 1984. -С. 35, 53.

102. Овсяников М.Ф. Очерки истории эстетических учений. У.: А.Х. СССР, 1963. - С. 253.

103. Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, Ленин, отд-ие, 1967. - С. 31.129.0рганова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1977. - 19 с.

104. Орлов Г. Психологические механизмы музыкальных восприятий Б сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. II, JI., 1963. - 204с.

105. Основы эстетики и искусствознания. // Пособие для учителей!. / Под ред. И.Д. Любинского, В.К. Скатерщикова. -М.: Просвещение, 1979. -302 с.

106. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. Под ред. Н. А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

107. Педагогические теории, системы и технологии. /Хрестоматия. 41 -Владимир, 1998. С. 365, 395.

108. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. -С. 416.: Акад. проект, 1999. С. 23.

109. Петровский A.B. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1961. - С. 47.

110. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. • М.: ВНМЦ,НТ., 1991.- 100с.

111. Песталоцци ИХ. Избранные педагогические сочинения., в 2-х томах. М,: Педагогика, 1981. Т. 1 - 334 е., Т.2 - 416 с.

112. Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства. В 2-х томах. -М.: Искусство., 1978. Т. 1. - 631с.

113. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука., 1976. - С.303.

114. МО.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.280с.

115. Пугаченкова Г. А. Миниатюры Средней Азии.-М.: йзобр. искусство, 1970. 207с.

116. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Д.: Музыка, 1972. - С. 168.143 .Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. // Проблемы художественного творчества. -М.: Советский художник., 1978. С. 2114.

117. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M.i Прогресс, 1979. - 392 с.

118. Роллан Р. Собрание сочинений в 14-ти т.м. М.: Гослитиздат., 1958., Т. 14. - С. 374.

119. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. - С. 44.

120. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. // Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. - С. 42.

121. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. // Зарубежная школа рисования. -М.: Просвещение, 1981. С. 103.

122. Ростовцев H.H. Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Учебное пособие для студентов. Х.Г.Ф. педагогических институтов. М.: Просвещение, 1987. - С. 62.

123. Рубишнтейн С.Л. О восприятии времени и пространства научно-методический журнал А.П.С.Н. // Мир психологии. М., 1999. №4. - С. 17, 21.

124. Рязанов С.А. Антропова Т.В. Дизайн и психология в рекламе. -Саратов, 1998. С. 19.

125. Садохин А. П. Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура / Уч. пособие для студ. вузов. М.: ЮНИТЛ - ДАНА, 2000. -С.410.

126. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. // Вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985.

127. Сластенин В.А. и другие. Педагогика. // Учебное пособие. М.: Школа пресс., 1997. ~ С. 394.15 5.Сокольникова Э.И. Программа "Философия и история образования". М., 1999. 36 с.

128. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Автореферат дигсс. канд. пед. наук. М., 1997. - 20 с.

129. Солодовников Ю.А. Методическое пособие к учебнику. // Человек в мировой художественной культуре. М.: Просвещение., 1999. - С. 36.

130. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. -Т.ПЛ.: Современная композиция., 1981. 224 с.

131. Скрипин А .Г. Педагогические основы использования искусства в подготовке будущего учителя. -Ташкент.: Укитувчи, 1992. С. 128.

132. Спиркин А.Г. Основы философии. // Учебное пособие для вузов. -М.: Политиздательство, 1988.161 .Станиславский К.С. Собрание сочинений. ~ М., Т.!. С. 22.

133. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М,: Просвещение, 1983. - С. 216.163 .Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

134. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. М.: Молодая гвардия, 1990. - 141 с.

135. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.- 175 с.

136. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: издательство АПН РСФСР, 1947. Выпуск 2. - С. 7-28.

137. Толстых A.B. Искусство понимать искусство. // Психологический коллаж. М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

138. Узнадзе Д.М. Экспериментальные основы психологии: установки. Тбилиси: Издательство АН. Грузинская ССР., 1961. - С. 210.

139. Умаров Э. Пал И. Эстетика. Ташкент: Укитувчи, 1990. - С. 193.

140. Г/О.Уековскмй A.A. Живопись. // Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980. - С. 128.

141. Устенко Л.Н. Формирование творчества студента педагогического колледжа средствами изобразительного искусства в системе профессиональной и педагогической подготовки. Автореф. канд. пед. наук. -М., 1998.-21 с.

142. У.ии1инский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1974. - С. 293.

143. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности!. М.: Издательство Институт практической психологии. Воронеж, 1.996. - 512 с.

144. Фиганов И.С. Педагогика трудового коллектива. М.: Зьхшая школа., 1988. - 180с.

145. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика., 1981.- С. 175.

146. Фолькельт И. Современные вопросы эстетики. -СПб.: Издательство журнал, «Образование»., 1900. С. 42.

147. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. - С. 12.

148. Фрейд 3. Психология бессознательного. // Сборник произведений./ Составитель MX. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. -448 с.

149. Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. / -М:Издательство Московского университета., 1975. 399 с.

150. Художественное восприятие. / Сборник под редакцией Мейлаха Б.С. Л: Наука, 1971. - С. 50.18¡.Художественные модели мироздания, взаимодействие искусств в истории мировой культуры. / Сб. Т.!. М., 1997. - С. 237.

151. Художественное творчество и ребёнок. / Под общей редакцией профессора H.A. Ветлушной М.: Педагогика, 1972.

152. Чернышвский Н.Г. Избранные эстетические произведения. М., :.978. - С. 64, 67.184Личина Е. А. Кондрашев В. А. Этика. Эстетика. Ростов н. Д.: Феникс, 1998. - С. 353.

153. Шемякин Ф.Н. О связи пространственных представлений с восприятием. // Проблемы восприятия пространства времени./ Под ред. З.Ф, Ломова, Б.Г. Ананьева. Л.: Искусство, 1961. - С. 81-89.

154. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. М: Прогресс, 1980.-С. 24.

155. Шорохов Е.В. Композиция. / Учебное пособие для студентов Х.Г.Ф. педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981. - 287с.и ил.

156. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение 1979. - С. 12.

157. Шпикалова Т.Я. Национальное и общечеловеческое. // Народное творчество. М., 1993., №5-6., - С. 8-9.

158. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе. // Теоретическое обоснования системы обучения и воспитания пути ей реализации. Дисс. доктора пед. наук. М.: 1988. - 313 с.

159. Эмбер И. Музыка в живописи. Будапешт : Корвина., 1984.-С.32.

160. Эстетика. // Словарь. / Под общей редакцией A.A. Беляева и другие. -М.: Политиздательство., 1989. -447 с.

161. Эстетические ценности предметно пространственной среды. / под общей редакцией A.B. Иконникова. М.: Стройиздательство., 1990. - С. 13.

162. Эстетическое воспитание студентов. / Под редакцией М1.Ф. Овсянникова. М.: Высшая школа., 1980. - 248 с.

163. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. -М: Мысль., 1969. 183 с.

164. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика., 1981. - С. 240.

165. Якиманская Й.С. Технология личностно-ориентированного обучения. // Педагогические теории, системы и технологии. Хрестоматия. -Ч. 1. Владимир. 1998. С. 396.

166. Якобсон П.М, Психология художественного восприятия. М.: Знание, 1964. - С. 37.

167. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание 1971. - С. 48.

168. Ястребова И.А. Формирование эстетического идеала и искусство. -М., 1976. 139 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.