Педагогические основы воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Головина, Юлия Викторовна

  • Головина, Юлия Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 178
Головина, Юлия Викторовна. Педагогические основы воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курск. 2009. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Головина, Юлия Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПАСТЫРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.

1.1. ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.

1.2. «ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ» КАК СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОУЧИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.

2.1. ХРИСТИАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОУЧИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня является; предметом многочисленных научно-теоретических изысканийj что! связано с осознанием ее объективной значимости как основы, определяющей духовное и культурное развитие личности и общества в целом. В настоящее время отсутствие в .обществе единых мировоззренческих и воспитательных ориентиров; осознание невозможности формирования личности вне культурно-исторической основы своего народа-обусловили обращение ученых и педагогов? к отечественным, традициям духовно-нравственного образования и воспитания.

Отечественные педагогические традиции, сформировавшиеся на основе православия и направленные на духовное совершенствование человека, неразрывно связанные с историей и культурой России, могут стать важным источником развития теории и практики,образования.

Обращение к данной теме обусловило появление работ, раскрывающих концептуальные основы духовно-нравственного воспитания, направленных на решение современных проблем образования и воспитания в рамках отечественной духовной культуры — Е.П. Белозерцев (10), Л.П. Гладких (40), М.В. Захарченко (57), В.Н. Катасонов (90), А.Ф: Киселев (93), В.М. Кларин (94), A.A. Корольков (103), М.Н. Костикова (105), Д.Н. Кравченко (106), Б.Т. Лихачев (116), Н.И. Лифинцева (115), С.И. Маслов (124), В.М. Меньшиков (125), И.В. Метлик (127), Н.Д. Никандров (132), А.Г. Пашков (143), C.B. Перевезенцев (146), H.A. Петрук (152), И.М. Подушкина (154)^ В.А. Сластенин (198), В.И. Слободчиков (201), Л.В. Сурова (210), В.Ю. Троицкий (215), Н.Л. Шеховская (236) и др.

Раскрытию педагогического потенциала христианского опыта воспитания посвящены работы — В.Г. Безрогова (8), Н.В. Маслова (122), Т.И. Петраковой (149), Т.В. Скляровой (196) и др., а также современных пастырей и ученых-педагогов - архимандрита Зиновия (Корзинкина) (63), архимандрита

Иоанна (Экономцева) (78), игумена Георгия (Шестуна) (38), игумена Ки-приана (Ященко) (92), игумена.Владимира (Перевертайло) (28), священника Владимира Воробьёва (30), диакона Андрея Кураева (108) и др.

Существенной частью этого направления отечественной педагогики являются труды, посвященные анализу опыта теоретической и практической деятельности учителей и подвижников Православной церкви — З.В. Видякова (27), С.В. Видов (26), игумен Георгий (Шестун) (38), H.H. Гатилова (36),

A.B. Зайцева (56), A.B. Иванов (64), A.A. Игнатов (67), схиархимандрит Иоанн (Маслов) (74), Е.А. Карунин (89), Н.В. Маслов (122), А.Н. Стрижев (208),

B.А. Тукиш (217), Т.Г. Человенко (231) и др:

Однако на' сегодняшний день малоизученными остаются педагогические взгляды и воспитательная деятельность многих пастырей Православной церкви, внесших неоценимыйвклад в развитие отечественного образования и воспитания.' Среди них особое место принадлежит святому Иоанну Кронштадтскому — ревностному пастырю, молитвеннику и чудотворцу,, талантливому педагогу, выдающемуся богослову и писателю второй половины XIX — начала XX века, причисленному в 1990 году к лику святых Русской православной церкви.

Личность и служение святого получили отражение и разностороннее изучение в огромном количестве книг, статей, публикаций, из которых наиболее полными по охвату биографического материала являются работы митрополита Вениамина (Федченкова) (23), епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского) (3), иеромонаха Михаила (Семенова) (130), Н.И. Большакова (81), И.К. Сурского (212) и др.

Изучение жизни и наследия святого Иоанна Кронштадтского продолжают современные исследователи: Ю.В. Балакшина (7), монахиня Серафима (Иванова) (181), Т.Б. Ильинская (190), Ф.А. Ильяшенко (73), В.Б. Милейко (129), Т.И. Орнатская (173), игумен Дамаскин (Орловский) (172), монахиня Евфимия (Пащенко) (53), игумен Петр (Пиголь) (173), А.Н. Стрижев (208), Т.А. Санакина (168) и др. При этом до настоящего времени ученые находят неопубликованные материалы« его дневников, а также документы, письма, свидетельства; касающиесяего деятельности.

Вместе с тем его опыт воспитательной, деятельности, имеющий-огромное значение и для современной педагогики, до сих пор систематически не исследован-, хотя отец Иоанн в-течение многих лет своей жизни занимался непосредственной педагогической-деятельностью, а также заботился о« духовном просвещении жителей Кронштадта, родного Сурского края,.осуществлял руководство созданными-им школами и монастырями. В результате им был накоплен^ значительный духовный и» педагогический; опыт, нашедший отражение в его литературных трудах, а. пример его воспитательной, деятельно стистал образцом,для многих пастырей-, воспитателей, педагогов. Поэтому осмысление* его педагогического1 наследия должно стать* предметом специального историко-педагогического изучения.

С учетом этого нами была выбрана тема исследования: «Педагогические основы воспитательной,деятельности святого Иоанна Кронштадтского»;

Проблема исследования:- каковы религиозно-педагогические4 воззрения* святого Иоанна Кронштадтского и пути их реализации в его воспитательной деятельности?

Решение данной проблемы составляет цель исследования:

Объект исследования: духовное наследие и*деятельность святого Иоанна. Кронштадтского.

Предмет исследования: педагогическое содержание духовного наследия и деятельности святого Иоанна Кронштадтского.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить факторы становления личности и охарактеризовать основные направления пастырско-педагогической деятельности святого Иоанна Кронштадтского.

2. Проанализировать содержание духовного наследия святого Иоанна Кронштадтского. ,

3. Охарактеризовать понимание христианского воспитания и образования в трудах святого Иоанна Кронштадтского

4. Раскрыть принципы, содержание и методы законоучительной и воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; общенаучные принципы объективности, системности, всесторонности исследования; религиозно-антропологические и педагогические взгляды русских мыслителей, педагогов, церковных подвижников; культурологический, аксиологический и личностно-биографический подходы; принцип единства теоретических воззрений и практической деятельности.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ биографических источников (литературных, публицистических, архивных, документальных); историко-педагогический и теоретический анализ духовного наследия святого Иоанна Кронштадтского, а также церковно-исторической, психолого-педагогической, религиознофилософской литературы по теме исследования; метод исторического моделирования, предполагающий реконструкцию педагогических явлений; систематизация и обобщение полученных педагогических материалов.

Источниковедческая база исследования: литературное наследие святого Иоанна Кронштадтского: проповеди, поучения, беседы, речи, дневники, а также сборники, составленные на основе его дневниковых записей, эпистолярное наследие; биографические исследования жизни и деятельности святого Иоанна Кронштадтского, а также воспоминания его современников, последователей и учеников; работы философов, педагогов, церковных деятелей и подвижников второй половины XIX — первой половины XX вв.; современные работы, посвященные историко-педагогическим, теоретико-педагогическим, философским, религиозным вопросам; издания периодической печати; материалы центрального государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга; материалы научно-практических конференций, образовательных чтений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Святой праведный Иоанн Кронштадтский - величайший' пастырь, проповедник, богослов, педагог второй половины XIX - начала XX вв., самоотверженно осуществляющий личный- подвиг духовного самосовершенствования, широкую церковную; общественную и педагогическую деятельность, направленную на религиозно-нравственное просвещение и личностное развитие человека.

2. На становление личности и религиозно-педагогических взглядов подвижника оказали влияние разнообразные факторы его детской и ученической жизни: происхождение из священнического рода; глубокая религиозность родителей; традиционный православный-уклад жизни, в рамках которого жила и воспитывала своих детей семья Сергиевых; тяжелое материальное положение семьи; социально-географические условия родного северного края; неуспехи в учебе1 и дальнейшее чудесное просвещение и открытие способностей к учению; самообразование и самовоспитание.

3. Пастырско-педагогическая деятельность святого Иоанна Кронштадтского выражалась в следующих направлениях его служения: катехизаторском служении; законоучительной деятельности в учебных заведениях Кронштадта; социально-просветительском служении среди бедствующих слоев населения и организации для них Дома трудолюбия; духовно-просветительской деятельности в родном Сурском крае; написании религиозно-нравственных трудов; оказании материальной помощи в построении храмов, обителей, школ, просветительских учреждений на территории разных областей России; во взаимодействии с различными учебными заведениями, в оказании им материальной, духовной и педагогической помощи; в поездках по- России и зарубежью; приобретших миссионерско-просветительский характер; в нравственном воспитании и преображении людей посредством молитвенной помощи и наставлений.

4. Духовно-теоретическое наследие святого Иоанна Кронштадтского представляет собой совокупность богословских, антропологических, педагогических идей; происходящих из внутреннего религиозного опьгга богопо-знания и самопознания, «жизни- во Христе»^ опыта воспитательной деятельности, в основу которых положены евангельское и святоотеческое учение Церкви.

Труды отца Иоанна характеризуются целостным взглядом на человека, его природу, сущность и назначение. Сообразность человека Богу осмысляется как сущностная основа человеческой природы. Понимание достоинства и величия человека как образа Божия предполагает веру в возможность внутреннего преображения каждого человека, проявление любви и милосердия ко всем людям. Осмысление центрального значения^ сердца в духовной жизни и познавательной деятельности человека основано на понимании его как средоточия духовной природы человека. Обращаясь к свободному опыту человека в познании нравственных истин, труды отца Иоанна показывают путь самопознаниями самоочищения;через осмысление негативных проявлений в человеческой природе и личности и указывают на способы борьбы с ними. Полное осуществление богоподобия, взаимной любви и свободы достигается в Церкви.

5. Опытное познание природы и духовного развития человека позволило отцу Иоанну раскрыть сущность воспитания и построенного на его основе образования как формирование целостного человека, образование его души, раскрытие, исправление, воспитание его сердца, позволяющие человеку достичь христианского совершенства. Христианско-воспитательная направленность образования, выступающая его главной характеристикой, выражается в том, что ведущие элементы образовательного процесса объединены единой христианской мировоззренческой основой, определяющей его цель, принципы и содержание. Цель воспитания заключается- в духовно-нравственном развитии и совершенствовании человека. Достижение цели образования определяется правильной организацией учебно-воспитательной работы и преподавания Закона Божия в школе, что подразумевает целостность и полноту преподаваемых ученикам знаний, согласованность и соразмерность содержания учебных предметов, простоту представляемого материала и доступность преподавания, единство педагогических влияний.

Определяющим фактором воспитания является личность учителя, его духовно-нравственная и профессиональная культура. Важнейшим качеством педагога отец Иоанн полагал «горение духа», выражаемое в стремлении к непрерывному нравственному совершенствованию' и профессиональному творчеству. Учение есть «таинство», в котором происходит двустороннее воспитательное воздействие — «соработничество»: с одной стороны — дея- ! тельность учителя, с другой — преображающее действие Божие внутри сердца ребенка. 5

6. Воспитательная деятельность Иоанна Кронштадтского представляла собой органическое целое, включая законоучительную, воспитательную, ду- , ховно-просветительскую работу. Законоучительная деятельность отца Иоанна, представляющая; практическую реализацию его религиозно-педагогических представлений, характеризуется стремлением передать воспитанникам понимание жизненно-важной значимости Закона Божия, сформировать активное творческое отношение к содержанию предмета, что выражается в использовании им следующих педагогических методов и приемов: живой эмоционально-образный пересказ Священного Писания; чтение Библии, житийной и духовно-нравственной литературы на уроках; использование элементов «концентрического метода»; вопросно-ответный метод взаимодействия с учащимися; отсутствие журнального опроса, отрицательных отметок и наказаний за незнание урока, сочувственное доброжелательное отношение к ученикам. Эмоционально-нравственная насыщенность уроков отца Иоанна обусловливала результативность его деятельности, проявляющуюся в высоком- уровне духовно-нравственного развития- учеников, в любви и благодарности учеников и их родителей к законоучителю.

Высокие личные и профессиональные качества Иоанна Кронштадтского, понимание задачи и духовно-педагогической ответственности своего труда нашли выражение в самоотверженном отношении его к своему служению пастыря и учителя, глубоком отеческом,в духе любви отношении к своим воспитанникам, определив успешность его педагогической деятельности.

7. Творческое .освоение педагогического потенциала трудов святого Иоанна* Кронштадтского, раскрывающих традиции отечественной духовно-нравственной культуры и ориентирующих человека,на их сохранение и приумножение, важно и необходимо для развития современной педагогической науки и практики, понимания сущности, содержания и методов духовно-нравственного воспитания и образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что: выявлены факторы, оказавшие влияние на становление личности и мировоззрения известного подвижника и церковного деятеля святого Иоанна Кронштадтского, среди них факторы личностно-биографического, религиозно-культурного, социально-географического характера; раскрыты и охарактеризованы, основные направления пастырско-педагогической деятельности святого Иоанна Кронштадтского: катехизаторское, законоучительное, социально-просветительское, литературное, благотворительное, миссионерско-просветительское, духовническое, нравственно-воспитательное; проанализировано антропологическое и нравственно-воспитательное содержание духовного наследия святого Иоанна Кронштадтского, представлено целостное понимание им природы человека при первостепенном значении сердца в духовной жизни человека; обоснована идея целостного образования, сочетающего при перво-степенности духовно-нравственного развития человека, интеллектуальное развитие и гражданское воспитание, что составляло основную^ педагогическую позицию отца Иоанна;

- показано педагогическое значение воззрений отца Иоанна о важности достижения полноты и мировоззренческой целостности преподаваемых знаний, что подразумевает единство педагогических влияний, согласованность содержания учебных предметов, а-также требований, предъявляемых к учащимся школой, семьей, обществом;

- выявлена духовно-нравственная основа учительского труда, понимаемого как «соработничество» Богу в развитии личности ученика, содействие исполнению Божественного замысла о человеке, приближение человека к его предвечному предназначению;

- раскрыты принципы, содержание и методы преподавательской'деятельности святого Иоанна Кронштадтского, в основе которых лежит понимание своей учительной деятельности как посредничества между Христом и воспитанниками;

- охарактеризовано значение пастырско-педагогической деятельности святого Иоанна Кронштадтского в жизни российского общества и образовании второй половины XIX — начала XX века.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что:

- определены и конкретизированы* понятия «пастырско-педагогическая деятельность», «христианское образование», «воспитание сердца»;

- определены теоретико-методологические подходы к духовно-нравственному развитию и совершенствованию в религиозно-педагогическом наследии Иоанна Кронштадтского;

- углублены теоретические представления о важности внутреннего опыта самопознания и самопреодоления как основы духовного развития и воспитания личности человека; 12 введеных в научно-педагогический^ оборот богословские труды/ святого * Иоанна • Кронштадтского, которые могут быть использованы в качестве источника психолого-педагогических знаний;

Практическое значение исследования состоит в том, что: основные- идеи религиозно-педагогического . наследия^ Иоанна; Кронштадтского могут использоваться» в подготовке; специалистов религиоведов ш теологов^, в; практике подготовки учителей к решению :> задач духовно-нравственного воспитания;; — опыт его практической^ деятельности может быть полезен в повышении воспитательного потенциала- общеобразовательных: школ,, экспериментальных учебных заведений; православных гимназий;, духовных учебных заведений, воскресных школ; материалы исследования могут войти в курс истории образования и педагогической» мысли, в* содержание/дисциплин- психолого-педагогического цикла; а также спецкурсов и спецсеминаров по истории; психологии; и; педагогике. .

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:;

На первом этапе: (2005-2006) была проанализирована степень научной разработанности- исследуемой проблемы, определены- методы; способствующие раскрытию содержания темы, осуществлён поиск источников: и материалов.

На втором этапе (2006-2007) были определены основные параметры исследования; изучались и анализировались литературные источники, полученные при этом данные уточнялись и обобщались.

На третьем4 этапе (2007—2009) были систематизированы полученные результаты;: материалы, диссертации корректировались с учётом современных тенденций развития науки; одновременно осуществлялась их апробация и внедрение в образовательную и воспитательную практику.

Достоверность и обоснованность результатов исследования'обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования; применением методов исследования, адекватных его объекту, предмету и, задачам; репрезентативностью и разнообразием источниковедческой базы, документальных и литературных данных, подтверждающих основные теоретические положения и выводы диссертации.

Апробация и» внедрение результатов исследования. Основные положения-и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр" теологии и-религиоведения, педагогики и психологии-развития КГУ, были представлены- в публикациях и выступлениях на научно-практических и всероссийских конференциях. Материалы исследования использовались в преподавании учебных дисциплин «История древней христианской- церкви», «История* поместных церквей», «Православная церковь» на- факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета, на курсах по подготовке учителей основ православной культуры Курской»области. *

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух, глав, включающих четыре параграфа, заключения; библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Головина, Юлия Викторовна

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Рассмотрев религиозно-педагогическое учение и содержание законо-учительной. деятельности святого? Иоанна* Кронштадтского, мы-можем сделать следующие выводы.

Педагогические взгляды и деятельность святого Иоанна Кронштадтского, отраженные в его трудах, выступают важной составной частью его* пастырско-педагогического служения.

Практическое познание природы и*' духовно-нравственного развития человека!позволили отцу Иоанну раскрыть сущность образования и воспитания, как формирование целостного человека, и-прежде всего* образование1 души, правильное развитие и укрепление его'душевных сил, воспитание сердца, его исправление; возвышение, достижение чистоты сердца.

Первостепенную задачу образования Иоанн Кронштадтский видел в осуществлении христианского духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Успешность решения этой задачи, согласно отцу Иоанну, определяется правильной организацией учебно-воспитательного процесса, а именно его всецелой направленностью на реализацию- прежде всего духовного воспитания учащихся. Существенное значение в этом, как полагал Иоанн Кронштадтский, имеют — единство педагогических влияний, обеспеченное христианским мировоззрением и вероучением, согласованностью требований, предъявляемых к учащимся школой, семьей, обществом; соразмерность содержания* учебных предметов школы; несложность и доступность преподавания; правильная постановка преподавания Закона Божия; церковность воспитания.

Личность учителя, понимание им своей задачи, отношение к своему делу выступают определяющим фактором воспитания, в связи с чем особое внимание в трудах отца Иоанна обращается на нравственно-педагогические качества учителя.

Законоучительная деятельность Иоанна Кронштадтского, определяемая глубоким убеждением в первостепенности духовно-нравственного развития человека, характеризуется стремлением передать воспитанникам понимание жизненно-важной значимости Закона Божия, сформировать активное творческое отношение к содержанию предмета, что выражается в использовании им разнообразных педагогических методов и приемов, характеризующихся нравственно-мотивационной направленностью и в целом доброжелательным отношением к учащимся.

Успешность педагогической деятельности Иоанна Кронштадтского' обусловливалась главным образом собственным примером его жизни, его личными качествами, осознанием ответственности за духовно-нравственное развитие и воспитание учеников перед Богом и обществом, глубоким интересом к своему служению пастыря и учителя, всеобъемлющей отеческой любовью к детям и ко всем людям, его всецелой самоотдачей и самоотверженностью:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование пастырско-педагогической деятельности и духовного наследия; святого? праведного Иоанна Кронштадтского позволяет утверждать бесспорное педагогическое значение их в формировании культурно-образовательного пространства в России второй? половины- XIX — начала XX вв.

В соответствии с заявленной проблемой и целью в исследовании было последовательно'осуществлено решение поставленных задач;,

1. В процессе решения первой задачи1 были выявлены и раскрыты факторы становления личности; и религиозно-педагогических взглядов« подвижника; которыми: стали: происхождение из священнического рода; глубокая религиозность .родителей; традиционный; православный уклад жизни;, в рамках которого* жила; и воспитывала своих детей семья Сергеевых; тяжелое материальное положение низших сословий; социально-географические условия родного отцу Иоанну северного-края;: неуспехи в учебе и дальнейшее чудесное просвещение и открытие способностей к учению; уединенный досуг академической жизни. Все это во многом, определило духовно-нравственное развитие и характер: будущего пастыря; его неутомимость в труде, самоорганизованность, дисциплинированность во внешней и внутренней жизни, умение сочувствовать и сопереживать, другим; способствовало утверждению и развитию в нем религиозной; настроенности, молитвенности, определив направленность усилии на самообразование; чтение;, размышления: на духовные темы. Целостное духовное образование^, полученное: им, сформировало в нем стремление к непрерывному самообразованию и совершенствованию.

Пастырско-педагогическая деятельность святого Иоанна Кронштадтского, направленная на религиозно-нравственное просвещение и личностное развитие: человека,.выражалась в.следующих направлениях его служения: катехизаторском служении, при храме; законоучительной деятельности в Кронштадтском уездном училище и ланкастерском классе, в городской воекресной школе, в Кронштадтской гимназии; социально-просветительском служении среди бедствующих слоев населения Кронштадта и организации для них Дома трудолюбия; духовно-просветительской деятельности в родном Сурском крае; организации и руководстве учебно-воспитательным процессом Сурской церковно-приходской школы; постройке монашеских обителей и заботе об образовании и духовном развитии их насельниц; подвиге молитвенного предстательства за людей пред Богом; написании религиозно-нравственных трудов, рекомендованных Священным Синодом для назидательного чтения в школах; в ответах на многочисленные письма из разных уголков России и зарубежья; оказании материальной помощи в построении храмов, обителей, школ, просветительских учреждений на территории разных областей России; во взаимодействии с духовными академиями и различными российскими учебными заведениями, в оказании им материальной и духовной помощи; в поездках по городам России и зарубежья, носящих мис-сионерско-просветительский характер; в нравственном воспитании и преображении людей посредством молитвенной помощи и наставлений.

Главным следствием всероссийской известности отца Иоанна было его величайшее нравственное влияние на людей, которые после общения с ним, по его совету духовно преображались, изменялись. Имея близкое общение с царской семьей, а также с известными общественными и церковными деятелями того времени, одновременно он умел находить общий язык и понимание с необразованной частью русского общества, из среды которой он сам вышел.

2. В соответствии со второй задачей исследования было проанализировано содержание духовного наследия святого Иоанна Кронштадтского, в котором были выявлены цель, общий характер, основные идеи, имеющие значение для духовно-нравственного воспитания. Духовное наследие отца Иоанна представляет собой значительное собрание его трудов богословско-практического характера: проповеди, поучения, беседы; дневники; письма. Особое место среди его литературных трудов принадлежит дневникам, показывающим путь внутреннего опыта богопознания и самопознания, «жизни во Христе». Труды отца Иоанна характеризуются целостным взглядом на человека, осмыслением сообразности человека Богу как сущностной основы его природы, раскрытием центрального значения сердца в духовной жизни и познавательной деятельности человека; изображают путь духовно-нравственного развития'человека через внутренний опыт самопознания» и самоочищения, осмысление негативных проявлений в человеческой природе и личности и указание способов борьбы с этим; показывают важность свободного опыта человека в познании нравственных истин и значение Церкви в осуществлении духовной жизни* человека. Все это в совокупности определяет их высокое значение для духовно-нравственного воспитания.

3. В ходе решения третьей'задачи в исследовании было охарактеризовано* понимание христианского образования и~ воспитания в трудах святого Иоанна Кронштадтского. Педагогическое содержание его трудов тесно связано с евангельским и святоотеческим учениемг церкви, сохраняет преемственность теории и практики образования и религиозно-нравственного воспитания, сложившихся в России, развивает и обогащает воспитательное содержание-образования.

Педагогические взгляды отца Иоанна характеризуется его христоцен-тричной позицией. Сущность образования и воспитания раскрывается им как образование души, раскрытие, исправление, воспитание сердца человека, его христианское совершенствование. Осуществление задач- образования отец Иоанн связывал с правильной организацией учебно-воспитательного процесса, в том числе преподавания Закона Божия, что подразумевает соразмерность содержания учебных предметов; достижение полноты и мировоззренческой целостности преподаваемых знаний; простоту и доступность преподавания; единство педагогических влияний, обеспеченное христианским мировоззрением и согласованностью требований, предъявляемых к учащимся школой, семьей, обществом; церковность воспитания.

Определяющим фактором воспитания является личность учителя, понимание им своей задачи, отношение к своему делу, в связи с чем особое внимание обращается на нравственные качества учителя: твердость убеждений, стремление к добродетельной жизни, «духовное горение», воодушевление, увлеченность своим делом.

4. В-результате решения последней задачи были выявлены и раскрыты-принципы, содержание и методы законоучительной и воспитательной, деятельности святого Иоанна Кронштадтского. Содержание-законоучительной деятельности отца Иоанна, характеризующееся стремлением передать воспитанникам понимание жизненно-важной значимости Закона Божия, сформировать-активное творческое отношение к содержанию предмета, что выражается в использовании им следующих педагогических методов и приемов:" живой эмоционально-образный пересказ Священного Писания; чтение Библии, житийной и духовно-нравственной литературы на^ уроках; использование элементов «концентрического метода»; вопросно-ответный метод-взаимодействия с учащимися; отсутствие-журнального опроса, отрицательных отметок и наказаний за незнание урока, сочувственное доброжелательное отношение к ученикам. В своей педагогической деятельности отец Иоанн преодолевает схоластическую традицию преподавания Закона Божия, ставя главной целью этого предмета не сообщение сведений о1 Христе, но воспитание живой веры в Него.

Успешность педагогической деятельности Иоанна Кронштадтского определялась, прежде всего, его личными духовно-нравственными и профессиональными качествами, среди которых глубокий интерес к своему служению пастыря и учителя, осознание педагогической ответственности за духовно-нравственное развитие и воспитание учеников, что нашло выражение в творческом отношении к своей деятельности; «духовное горение», проявлявшееся в воодушевлении, особом душевном подъеме, глубоком интересе, увлечении своей деятельностью — пастырской, педагогической, социально-просветительской; всеобъемлющая любовь к детям, вдохновлявшая его на воспитательное служение; глубокое отеческое отношение к своим воспитанникам, проявляющееся в умении с отцовской строгостью и любовью вразумить ученика, увидеть даже в самом «последнем» ученике положительные качества; всецелая самоотдача и самоотверженность, — все это в совокупности определяло высокую результативность его преподавательской деятельности.

5. Выполненное исследование позволяет сделать вывод о востребованности религизно-педагогического наследия святого Иоанна Кронштадтского в настоящее время как основы для понимания сущности и путей духовно-нравственного воспитания и образования, развития современной педагогической науки и практики. Перспективы нашего исследования мы видим в дальнейшем изучении и систематизации антропологических и педагогических идей отца Иоанна Кронштадтского, их широком использовании в теоретическом изучении духовных основ развития и воспитания личности, в практическом применении - в воспитании детей и молодежи, подготовке компетентных учителей для решения современных проблем духовно-нравственного воспитания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Головина, Юлия Викторовна, 2009 год

1. Абрамов А.И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре // Философия любви., 4.1/ под общ. ред. Д.П. Горского; сост. A.A. Ивин. М.: Политиздат, 1990. - С. 149-162.

2. Августин, архимандрит. Иоанновский монастырь в городе на Неве // Журнал Московской патриархии. 1990. — № 10. - С. 24-25.

3. Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадтский. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. — 400 с.

4. Альбицкий Петр, протоиерей. Отец Иоанн Кронштадтский' как пастырь и общественный деятель / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священнику: Извлечения из дневниковых тетрадей / сост. мон. Серафима (Иванова). -М.: «Отчий дом», 2005. С. 236-257.

5. Амфилохий (Радович), митрополит. Основы, православного воспитания. Серия: Церковь и образование: Вып. 1. — Пермь: ПО «Панагия», 2000. — 208 с.

6. Амфилохий (Радович), митрополит. Человек — носитель вечной жизни / пер. с серб. С. Луганской. -М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. -304 с.

7. Балакшина Ю.В. Годы учения Ивана Сергиева в Архангельских духовных школах (1838-1851) // Кронштадтский, Пастырь. Церковно-исторический альманах. Выпуск II. — М.: Изд-во «Отчий-дом», 2008. — С. 21-54.

8. Безрогов В.Г. Учитель и его ученики в текстах Нового Завета. М:: Изд-во УРАО, 2002.-130 с.

9. Беловолов Геннадий, священник. Иоанн Кронштадтский и Оптина Пустынь // Кронштадтский Пастырь. Церковно-исторический альманах. Выпуск I. М.: Изд-во «Отчий дом», 2002. — С. 265-280.

10. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен: Курс лекций. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический Центр-пресс», 2004. -704 с.

11. Белых Н.М: Особенности обучения и воспитания в церковно-приходскойшколе России' второй половины XIX века: автореф. дисс. канд: пед.наук. М., 1998.- 16 с.

12. Бердяев №А.О назначени№человека; М:: Республика, 1993: —255 с.

13. Библия: книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 1999. — 1376 с.

14. Бондаревская Е.В. Антикризиснаяшаправленность современного воспитания://Педагогика. 2007. - №>3:-С. 3-14.

15. В Доме Отца моего: сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка / сост. А. Рогозянский. — М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2001.— 304 с.

16. В честь дорогого батюшки отца Иоанна Кронштадтского: воспоминания очевидцев. М., 1995. - 29 с.

17. Ванина И.Н. Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах

18. B.C. Соловьева: дисс. . канд. пед. наук. Курск, 2008. — 174 с.

19. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости: опыт изложения православной аскетики. — Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого Александра Невского, 2003. 592 с.

20. Великие духовные пастыри России / под ред. А.Ф. Киселева — M.: BJIA-ДОС, 1999.-496 с.

21. Вениамин (Федченков И.А.), митрополит. Отец Иоанн Кронштадтский. М.: Паломник, 2003. - 752 с.

22. Вениамин (Федченков), митрополит. Встречи со святыми. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1999. 345 с.

23. Видов C.B. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: автореф. дисс. . канд. пед. наук. Рязань, 2006. - 20 с.

24. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского. М.: Пересвет, 2004. - 47 с.

25. Владимир (Перевертайло), игумен. Методологические основания духовно-нравственного воспитания в православной педагогике // Педагогика. -2007.-№5.-С. 76-84.

26. Владимиров А., прот. Душа педагога и педагогическое делание: матер, докл. седьмых Междунар. Рождеств. чтен. М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. - С. 207-217.

27. Воробьев В., прот. Современные задачи образования и духовного просвещения // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996.1. C. 3-8.

28. Воробьева К.Н. Антропологический подход'к воспитаниюV/ Педагогика. -2007.-№5.-С. 55-58.

29. Выготский'Л:С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. — М. : ACT: Люкс, 2005. 671 с.

30. Гатилова H.H. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова: автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Курск, 2006. 28 с.

31. Гегель Г.В.Ф. Речи директора гимназии // Работы разных лет. В двух томах. Т.1. / сост., общ. ред. и вступит, статья А.В: Гулыги. М.: Мысль, 1970.-С. 395-416.

32. Георгий (Шестун), игумен. Православная школа. М.: Изд-во «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2004. — 368 с.

33. Гладких Л.П. Основы православной культуры: науч.-метод. пособие для педагогов детских садов / Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий

34. A.A. Корзинкин), B:M. Меньшиков;.Курск, гос. ун-т. — Курск, 2008. — 324 с.

35. Горбачева Н.Б. Иоанн Кронштадтский. М;: ACT: Олимп, 1999. - 202 с.

36. Гордиенко H.G. Кто такой Иоанн Кронштадтский. — СПб., 1991. 16 с.

37. Григорий-Нисский. Об устроении человека / перев. В:М! Лурье. СПб., 1995.-170 с.

38. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: курс лекций / Православный Св.-Тихоновский Богословский5институт. — М., 1997. 165, с.

39. Даль В.И. Письмо.к издателю (А.И. Кошелеву); // Школа-православного воспитания. Сборник / сост. Стрижев А.Н. М.: Паломник, 1999. — ' С. 61-86.

40. Дворецкая М.Я. Концепциячеловека в религиозно-философском учении- • восточно-христианской Церкви эпохи средневековья: Психологический аспект. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И: Герцена,,2004. - 250 с.

41. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология: программа, и конспект лекций. СПб., 2000. - 111 с.

42. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999: - 852 с.

43. Долженко 0:В. Очерки по философии образования: учебное пособие: -М.: Промо-Медиа, 1995.-240 с.

44. Духонина Е. Как,: поставил меня- на путь спасениям, отец Иоанн Кронштадтский: (Дневник духовной дочери). — М.: Отчий дом, 1998. 329с.

45. Евфимия (Пащенко), монахиня. Сказание о Сурской обители // Кронштадтский Пастырь: церковно-ис горический альманах. Выпуск I. — М.: Изд-во «Отчий дом», 2002: С. 188-2381

46. Житие святого праведного Иоанна, Кронштадтского чудотворца // Журнал Московской патриархии. 1990; - Л« 10. - С. 58-71.

47. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб: пособие, рек., УМО / В.И. Загвязинский; Р. Атаха-нов. — 4-е изд., стереотип: М{: Академия; 2007. — 207 с.

48. Зайцева А. В. Педагогические, идею в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского: дисс;канд. пед. наук. — Белгород, 2004. — 20 с.

49. Захарченко М.В., игумен Георгий (Шестун), игумен Киприап- (Ященко) . Методологические основы, образовательной; области «Духовно-нравственная культура» // Педагогика. -2008. — № 9. С. 40-45.

50. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. - 720 с.

51. Зеньковский. В.В. Основы христианской, философии. М.: Изд-во «Канон+», 1997.-560 с.

52. Зеньковский В.В. Педагогика.-Клин: Христианская жизнь, 2004. -224с.

53. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии; —Клин:Христианская-жизнь, 2002. -272с.

54. Зиновий (Корзинкин), архимандрит. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: дисс. . канд. пед. наук. Курск, 1999. - 190 с.

55. Иванов A.B. Наследие святителя Тихона Задонского: Педагогическая система: Монография. — Елец, 2002. 139 с.

56. Игнатий (Брянчанинов); святитель. Аскетические опыты // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 1 / сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. -М.: Паломник, 2001. С. 73-532.

57. Игнатий I (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. -М.: Паломник, 2001. С. 533-594.

58. Игнатов A.A. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника: дисс. . канд. пед. наук. — Курск, 2004. -144 с.

59. Иерофей (Влахос), митрополит. Одна ночь в пустыне Святой горы: беседа с пустынником об Иисусовой молитве. М.: Свято-Троицкая- Сергие-ва лавра, 2003. - 192*с.

60. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005. — 368 с.

61. Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. - 732 с.

62. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Собр. соч.: в 10 т. Т. 2, кн. 2. М.: Русская книга, 1993. - 480 с.

63. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003.-365 с.

64. Ильяшенко Ф.А. Отец.Иоанн Кронштадтский в восприятии современников (Электронный ресурс): дисс. канд. ист. наук: 07.00.00, 07.00.02. М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

65. Иоанн (Маслов), схнарх. Глинская пустынь: История обители и её духовно-просветительная деятельность в XVI—XX вв. М.: Издат. отдел Московского патриархата, 1994. - 587 с.

66. Иоанн (Маслов), схиарх. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001.-406 с.

67. Иоанн (Маслов), схиарх. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. -М.: Мир Отечества, 1993. 523 с.

68. Иоанн (Маслов), схиарх. Симфония: по творениям святителя'Тихона Задонского. -М.: Самшит, 1996. 1180 с.

69. Иоанн (Экономцев), архимандрит. Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы // Педагогика. М., 1999. -№4.-С. 15-21.

70. Иоанн Кронштадтский: сборник / сост. В.А.Десятников. М., 1992. — 540 с.

71. История образования и Русская Православная Церковь: в*2 ч.: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / авт.-сост. М.Н. Костикова. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. 164 с.

72. Источник живой воды: жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского / сост. Н.И.Большаков. СПб., 1995. — 730 с.

73. К.Д. Ушинский о воспитании: для педагогов, родителей и студентов педвузов. М.: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.

74. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Е.П. Бело-зерцев, С.Б. Каменецкая, Н.И. Лифинцева и др.; под общ. ред. Е.П. Бело-зерцева. — М.: Роман-газета, 1994. — 189 с.

75. Каллист (Уэр), епископ Диоклийскиц. Православная Церковь / пер. с англ. Г. Вдовиной. М.: Библ.-богословский институт св. ап. Андрея, 2001.-375 с.

76. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П.Ф. Капте-рев. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - С. 270-652.

77. Каптерев П.Ф. О нравственном закаливании»/ ГТФ; Каптерев. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — С. 147-162.

78. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей / П.Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - С. 232-257.

79. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс / П!Ф: Каптерев. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — С. 163-231.

80. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (Духовно-нравственный аспект воспитания): автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М:, 2000:- 16 с.

81. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Пала-мы. — М.: Паломник, 1996. — 520 с.

82. Киприан (Ященко), игумен. Православная культура: экспер. учеб. пособ. для начальных классов общеобраз. школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: Кн. 2.-М.: Покров, 2004. 112 с.

83. Киселев А.Ф. Выбор // Педагогика. 2008. - № 9. - С. 20-24.

84. Кларин В.М., ПетровВ.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов »XIX-XX веков. М., 1996. - 124 с.

85. Ковалевский П.И. Национальное воспитание // Школа православного воспитания: сборник / сост. А.Н. Стрижев. — М.: Паломник, 1999. -С. 382-427.

86. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 176 с.

87. Козырев Ф.Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. - № 9. - С. 62-71.

88. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. - № 9. - С. 25-32.

89. Колесова И.С. Два подхода к религиозному образованию // Педагогика. -2007.-№3.-С. 112-115.

90. Кондаков, A.M. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. -2008.-№9. -С. 13-19.

91. Константин (Зайцев), архимандрит. Пастырское богословие: курс лекций, прочитанный в Свято-Троицкой» духовной семинарии. — Иваново: Свет православия, 2002. — 365 с.

92. Корольков A.A. Духовная антропология: СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2005. - 324 с.

93. Кравченко Д.Н. Классические педагогические системы Ж.-Ж. Руссо-и И.Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики: автореф. дисс. канд. пед. наук. — Курск, 2004. 24 с.

94. Краткий .философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. М.: Проспект, 2000. - 400с.

95. Кураев А. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? СПб.: Издательский дом «Русский Остров», 2004. — 451 с.

96. Кураев А. Школьное богословие. Изд. 3-е, испр. и дот - СПб: Светло-яр, 2000.-371 с.

97. Латышина Д.И История педагогики (История образования* и педагогической мысли): учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. - 603 с.

98. Ш.Лебедев П.А. Школа и педагогическая мысль России (1861-1917): вступ.ст. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века / сост. П. А. Лебедев; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1990. - С. 5-37.

99. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание верноподданническое или гражданское // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 77-82.

100. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и-молодежи России: комплексное решение проблемы. 2-е изд., доп. -М.: Планета 2000, 2003. - 64 с.

101. Лифинцева Н.И. Душа как феномен и предмет воспитания в педагогике К.Д. Ушинского // Реализация идей К.Д. Ушинского в практике современного образования: матер. VI Всеросс. науч.-практич. конф. Курск, 2003.-С. 55-60.

102. Лифинцева Н.И. Психолого-педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. — Курск: КГУ, 2004. 206 с.

103. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. М., 1999. - № Г. - С. 10-19.

104. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ПИК и ФПК. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 1996.-463 с.

105. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. — 288 с.

106. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1997. - 138 с.

107. Лука, игумен. В поисках человека. 2-е изд., перераб. и доп. — Курск: Курскстат, 2007. - 183 с.

108. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики. -М.: Самшит-издат, 2006. 504 с.

109. Маслов Н.В. Православное учение о спасеншъпо трудам Глинских старцев. -М>.: ООО «САМШИТ-ИЗДАТ», 2005. 368 с.

110. Маслов С.И.1 Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. - № 9. - С. 46-50.

111. Меньшиков В.М. Нужна ли сегодня России реформа образования? — М.: Фонд святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, 2006. — 64 с.

112. Метлик И.В. Изучение религий и-воспитание учащихся в современной российской школе // Педагогика. 2008. - № 9. - С. 51-61'.

113. Милейко В .Б. Из истории Сурского прихода // Кронштадтский Пастырь. Церковно-исторический^альманах. Выпуск I. — М.: Изд-во «Отчишдом», 2002:-С. 35-39.

114. Михаил (Семенов П.В.), иеромонах. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. М., 1999. - 398 с.

115. Несмелов В. Наука о человеке. Т.1. — СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия.священника Павла Флоренского, 2000. — 442 с.

116. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. 2007. - № 1. — С. 3—14.

117. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2008. - № 9. - С. 3-12.

118. Никандров Н'.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998.4.-С. 3-8.

119. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога. М., 1994. — 192 с.

120. Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского «О страшном суде Божием, поистине грядущем и приближающемся» 1906 -1907 года. -Издат. группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

121. Объяснительная записка к Программе преподавания Закона Божия в церковноприходских школах // Школа православного воспитания: сборник / сост. А.Н. Стрижев. М.: Паломник, 1999. - С. 560-571.

122. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

123. Осипов А.И. Наследие А.С.Хомякова* с богословских позиций // Воскресная школа 2004. - № 20-23. - С. 24-25.

124. Осипов А.И. Путь разума в< поисках истины. (Основное богословие). — М.: Изд-во Братства во имя Александра Невского, 1999. 384 с.

125. Парменов А. Прославление праведного Иоанна // Журнал Московской патриархии. 1990. - № 10. - С. 8-9.

126. Пашков А.Г. Мировоззренческие основы педагогики К.Д. Ушинского, их современное значение // Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. Курск: Изд-во КГУ, 1995. -С. 4-19.

127. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. -640 с.

128. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

129. Перевезенцев С. Россия: Великая судьба. М., 2005. — 704 с..169'. ' , . ,

130. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости: воспитание; детей. -Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002! 120 с.

131. Петр (11иголь), игумен. Исихазм — путь гсобожению// Философские науки. 2005. - № 2. - С. 59-71.

132. Победоносцев К. Народное просвещение. О преподавании Закона Божия // Школа православного воспитания: Сборник / сост. Стрижев А.Н. М.: Паломник, 1999. - С. 47-60.

133. Пустошкии В. Педагогическая деятельность отца Иоанна Кронштадтского // Школа православного воспитания: сборник / сост. А.Н. Стрижев. — М.: Паломник, 1999.-С. 190-232.

134. Рогозянский А. Педагогика в зеркале современности // Журнал Московской патриархии. — 2000; -№12. С. 51-59:

135. Российская педагогическая энциклопедия: в.2 т. / гл. ред. В:В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. I: А-М'. - 1993. -608 с.

136. Русская Православная Церковь . 988-1988: Очерки истории I XIX вв. Выпуск 1,2.- Киев: Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2008. -112 с.

137. Рязанцева* Н.П. Педагогические основы построения церковноприходской школы в религиозно-педагогическом наследии С.И. Миро-польского: автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Курск, 2002. — 21 с.

138. Святой Иоанн «Кронштадтский в воспоминаниях современников / сост. С.Л. Фирсов. -М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. — 206 с.

139. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев / сост. А.Н. Стрижев. М.: Отчий дом, 1997. - 352 с:

140. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. T.I. 1856 / подгот. к изд. игумен Дамаскин (Орловский) и др. М.: Булат, 2005. - 296 с.

141. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. T.III. 1860-1861 / подгот. к изд. Т.И. Орнатская, монахиня Серафима (Иванова), Э.С. Смирнова, Л.Г. Коротенко, Л.Е. Зайцева, М.Е. Шкатов, А.Г. Дунаев,

142. Ю.В. Балакшина; рец. игумен Петр (Пиголь). М.: Изд-во «Отчий дом»,2005. 848 с.

143. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. — М.: «Благовест», 2001. 800 с.

144. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Правда,о Боге, мире и человеке.-СПб., 1991.-90 с.

145. Святой праведный Иоанн Кронштадтский". Предсмертный дневник. 1908 май-ноябрь. -М.-СПб.: Изд-во «Отчий дом», 2003. 184 с.

146. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Путь к Богу: дневниковые записи. Переиздание Киево-Печерской лавры, 1998: — 640 с.

147. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священнику: Извлечения из дневниковых тетрадей / сост. мон. Серафима (Иванова). — М.: «Отчий дом», 2005. 280 с.

148. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собрание сочинений: в 6 т. Том 1. Жизнеописание. Моя жизнь во Христе. — Киев: Оранта, 2006. — 800 с.

149. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собрание сочинений: в 6 т. Том 2. Мысли о Церкви и православном богослужении. Путь к Богу. — Киев: Оранта, 2006. 624 с.

150. Святой! праведный Иоанн-Кронштадтский. Собрание сочинений: в 6 т. Том 3. Вероучительные беседы.,Слова и поучения: Киев: Оранта, 2006. - 432 с.

151. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собрание сочинений: в 6 т. Том Полный годичный круг слов, поучений и бесед. Киев: Оранта, 2006. - 560 с.

152. Святой праведный Иоанн-Кронштадтский. Собрание сочинений: в 6 т. Том 5. Поучения, слова и'речи на высокоторжественные дни, храмовые праздники* и разные случаи. Киев: Оранта, 2006. — 400 с.

153. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собрание сочинений: в 6 т. Том 6. Слова и поучения, произнесенные в 1896-1901 гг. Киев: Оранта, 2006. - 600 с.

154. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: воспоминания самовидцев / сост. и подгот. к изд. Т.И. Орнатская, Ю.В. Балакшина, Т.Б. Ильинская, Б.Ф. Споров. М.: Отчий дом, 2004. - 783 с.

155. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: сборник / изд. К.В. Кренов; сост. Т.А. Соколова. М.: Новатор, 1998. - 393 с.

156. Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец. — СПб.: Сатисъ, 1997.-120 с.

157. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.

158. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений^ Mi: Издательский центр «Академия», 2001. —480 с.

159. Слободчиков В»И! Духовные проблемы- человека в; современном мире- // Педагогика. 2008; - № 9: - €. 33-39;

160. Смолич И.К. История Русской Церкви (1700-1917). Кн. 8, ч. 1. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 800 с.

161. СмоличЖК. История; Русской Церкви О1700^191;7); Кн; 8| ч;2:-М^: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 800 с.

162. Стародубцева М.С. Теория и практика церковно-приходской школы России во второй половине XIX — начале XX века. — Курск, 2004. — 155 с.

163. Стрижев< А.Н. Летопись * жизни святого праведного Иоанна: Кронштадтского // Вениамин (Федченков И.А.), митрополит. Отец- Иоанн Кронштадтский. М.: Паломник, 2003; — С. 725-730;

164. Стрижев А.Н. Православная педагогика: страницы истории // Школа православного воспитания; Сборник / сост. Стрижев А.Н. — М.: Паломник, 1999.-С. 3-25.

165. Сурова Л .В. Православная школа сегодня. Владимир, 1996. - 495 с.

166. Сурская церковноприходская школа // Кронштадтский Пастырь: церков-но-исторический альманах. Выпуск I. — М.: Изд-во «Отчий дом», 2002. -С. 113-141.

167. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский; — М.: Изд-во «Отчий дом», 2008. 720 с.

168. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь // Кронштадтский Пастырь: церковно-исторический альманах. Выпуск I. — М.: Изд-во «Отчий дом», 2002. С. 142-159.

169. Таисия; игумения. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. -СПб.: Леушинское подворье, 2005. 56 с.

170. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования//Педагогика. -1998.-№2.-С. 3-7.

171. Троицкий В.Ю. Русская школа и современное состояние образования // Педагогика. 2001. - № 7. - С. 22-26.

172. Тукиш В.А. Педагогические идеи в*духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита-Московского: дисс. канд. пед. наук. Магадан, 2006. - 203 с.

173. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению: краткий очерк аскети-ки. М.: Изд-во Московской патриархии, 1996. - 368 с.

174. Филарет (Дроздов), митрополит. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной- Церкви. — М.: Изд-во Московской патриархии, 1997. 143 с. .

175. Филонов Т.Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика. — 2008. -№-2. -С. 13-19.

176. Флоровский- Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2006. - 608'с.

177. Хомяков A.C. Сочинения: в 2 т. Т. Г. М., 1994. - 510 с.

178. Хомяков A.C. Церковь одна. М.: ДАРЪ, 2005. - 464 с.

179. Христианское воспитание детей // Школа православного воспитания: сборник / сост. А.Н. Стрижев: М.: Паломник, 1999. - С. 233-292.

180. Центральный Государственный исторический архив СПб., ф. 2219 Сергиев Иоанн (Кронштадтский), оп. 1, д. 1.

181. Центральный Государственный исторический архив СПб., ф. 2219 Сергиев Иоанн (Кронштадтский), оп. 1, д. Г4 а.

182. Центральный Государственный исторический архив СПб., ф. 2219 Сергиев Иоанн (Кронштадтский), оп. 1, д. 25.

183. Центральный Государственный исторический архив СПб., ф. 2219 Сергиев Иоанн (Кронштадтский), оп. 1, д. 3.

184. Центральный Государственный исторический архив СПб., ф. 2219 Сергиев Иоанн (Кронштадтский), оп. 1, д. 42.

185. Цыпин'Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 2-е изд., перераб. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 816 с.

186. B.М. Меньшиков. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. - С. 71-78.

187. Шадриков'В! Д. Происхождение человечности:-учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001. — 296 с.

188. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2001.-576 с.

189. ШеховскаяН.Л. Духовность »нравственного воспитаниям русской фило-софско-педагогической мысли (вторая половина XIX — первая половина XX вв.): Монография. — Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2006. 352 с.

190. Шеховская-Н.Л. И.А. Ильин и К.Д. Ушинский: «диалог» о духовности // Педагогика. 2005. - № 10. - С. 68-73.

191. Ювеналий (Тарасов), схимитрополит. Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления) / Курский государственный университет. 2-е изд., расширен, и доп. — Курск: Курск, гос. ун-т, 2006. - 225 с.

192. Юркевич П.Д. о воспитании: золотой фонд педагогики / сост.-редактор А.П. Фурсов. -М.: Школьная Пресса, 2004. 192 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.