Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сальный, Роман Викторович

  • Сальный, Роман Викторович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Таганрог
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Сальный, Роман Викторович. Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Таганрог. 2010. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сальный, Роман Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ME ДИАТЕКСТОВ. ы

1.1. Диалог культур М.М. Бахтина — B.C. Библера и проблема аудиовизуального восприятия художественного медиатекста.

1.2. Процесс восприятия кинообраза и методы развития перцептивных умений.

1.3. Теоретическая модель развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МЕДИАТЕКСТОВ.

2.1. Психолого-педагогические условия развития у старшеклассников аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов.

2.2. Диагностика уровней развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

2.3. Содержание, формы и условия педагогического процесса, направленного на развитие аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников»

Актуальность исследования. В современном мире воспитание осуществляется различными институтами. Семья и школа все чаще отстают от новых источников формирования картины мира, ценностей, умений, знаний, мышления и восприятия. В то же время все сильнее ощущается медийное влияние на социум. Молодежь начинает жить интересами, формируемыми медиа, в результате саморазвитие личности нередко теряет творческий характер. Медиа навязывают цели и смыслы поведения, активно участвуют в становлении образа собственного «Я», с позиции которого старшеклассник осознает себя. Экранные художественные медиатексты, производящиеся на основе усредненных интересов аудитории, простейших эмоциональных реакций, не предполагают открытия личностно-значимых смыслов культурных и индивидуальных ценностей.

Между тем, кинематограф — эффективное средство воспитания и развития школьников разных возрастов, учащихся средних, специальных и высших учебных заведений использовался многими исследователями и педагогами [Баранов O.A., 2008; Бондаренко Е.А., 2000; Иванова С.М., 1978; Левшина И.С., 1989; Малобицкая З.С., 1979; Мурюкина Е.В., 2006; Пензин С.Н., 1987; Полич-ко Г.А., 2006; Рыжих Н.П., 2007; Усов Ю.Н., 1988; Федоров A.B., 2007; Хилько Н.Ф., 2007; Челышева И.В., 2009 и др.]. На сегодняшний день выработаны различные способы развития личности учащихся средствами экранных медиатек-стов. Это развитие аудиовизуальной культуры, критического мышления, интеллектуальных способностей, эстетических свойств, знаний и творческих умений. При этом на занятиях используются наглядные, репродуктивные, проблемные, эвристические и другие методы. Основной вид деятельности - творчество, с помощью которого формируются «эталоны» эмоционально-эстетических реакций [Усов Ю.Н., 1988], образно-пространственное мышление, эстетическое сознание, нравственные качества личности.

Состояние разработанности проблемы исследования. Советская кинопедагогика 1960-70 гг. [Баранов O.A., 2008; Иванова С.М., 1978; Левшина И.С., 1989; Малобицкая З.С., 1979; Пензин С.Н., 1987] была в основном ориентирована на эстетическое воспитание учащихся. Формирование нравственных идеалов, эстетического вкуса школьников оставалось приоритетным для большинства кинопедагогов того времени. В исследованиях 1970-80 гг. [Божков Ю.И.; 1984; Полевой B.JL, 1975] большее внимание уделялось проблеме способностей учащихся самостоятельно мыслить и критического оценивать экранные художественные медиатексты. В конце 1980 гг. Ю.Н. Усов определил кинообразование как систему эстетического воспитания и художественного развития, тем самым, указав на многоаспектность проблемы развития восприятия экранных художественных медиатекстов [Усов Ю.Н., 1988]. Этот вывод обусловлен пониманием многомерности личности, наличием сфер, отражающих различные стороны «Я». Поэтому и на современном этапе развития медиаобразования остается актуальным проблема многостороннего развития личности учащихся.

Для зарубежных ученых [Бэзэлгэт К., 1995; Букингем Д., 2000; Мастер-ман Л., 1995; Поттер Дж., 2001; Симэли Л.М., 2000; Харт Э., 1991 и др.] основными направлениями медиаобразования выступают теория критического мышления, культурологическая и семиотическая теории. Основные аспекты педагогической деятельности связаны с развитием рефлексий: способность осознавать, что на экране не реальная, а преобразованная действительность, что медиа отражают чьи-либо интересы, умения оценивать и анализировать медиатекст, выражать собственные мысли и эмоции посредством медийных технологий.

Основой большинства методик медиаобразования на разных этапах его развития было и остается творчество, которое проявлялось в различных сферах деятельности учащихся. Творчество дает возможность педагогам избегать навязывания учащимся определенного видения проблемы, что приводит к раскрытию особенностей их индивидуального мировосприятия. Ключевым фактором развития внутреннего мира учащихся становится переживание и осознание в творческой деятельности и ее результатах уникальности собственного «Я».

Согласно концепции М.М. Бахтина - B.C. Библера сознание диалогично. Постижение внутреннего мира «Другого» возможно при внесении его в собственное «Я», что предполагает трансформирование собственного «Я» за счет расширения и наполнения личностных сфер содержанием, соответствующим общекультурным и индивидуальным установкам, мотивам и позициям участников диалога. Появление индивидуальной значимости личностной ценности как следствие осознанности присутствия «Другого» в собственном «Я» позволяет активно осваивать пространство преобразованной действительности как отображения внутреннего мира личности. Это приводит к образованию диалогового пространства, раскрывающего индивидуальные способности, мотивы, установки, позиции, эмоции учащихся.

Исследования ученых [Леонтьев А.Н., 1983; Розин В.М., 2001; Семенов И.Н., 2000; Степанов С.Ю., 2000; Шаров С.А.; 2005; Щедровицкий Г.П., 1995] подтверждают, что процесс субъект-субъектного взаимодействия способствует максимальной активизации творчества. Ряд психологических исследований [Абульханова К А., 2000; Анцыферова Л.И., 2000; Брушлинский A.B., 1997; Брызгалова С.И., 1998; Знаков В.В., 2000; Петровский В.А., 1996; Исаев Е.И., 1995; Сергиенко Е.А., 2000; Слободчиков В.И., 1995] указывает на возможность развития личности как субъекта творческой, коммуникативной, педагогической деятельности.

Субъектная активность делает личность творцом культурных смыслов и значений, поэтому становится необходимым развитие нравственной, эстетической, мировоззренческой сфер старшеклассника как уникально ценностных образований личности, активно взаимодействующих в «Я» учащегося при* выполнении им различных форм творческой деятельности.

В недавних диссертационных исследованиях [Григорова Д.Е., 2008; Дей-кина А.Ю., 2000; Мурюкина Е.В., 2006; Рыжих Н.П., 2007; Челышева И.В.,

2009] методологической основой стали теория диалога культур М.М. Бахтина -B.C. Библера и личностно-ориентированное [Бондаревская Е.В., 1999; Кульне-вич С.Н., 1999; Сериков В.В., 1998; Якиманская И.С., 1994], эвристическое образование [Андреев В.И., 2003; Краевский В.В., 2007; Хуторской A.B., 2007]. В этих работах делается упор на развитие умений взаимодействия учащихся с ме-диатекстами, либо формирование у них критического мышления, эстетического восприятия. При этом в авторских методиках прослеживается наличие определенных схожих алгоритмов в различных формах проведения занятий с учащимися, а построение моделей основано на общих педагогических принципах. Таким образом, в этих работах не рассматриваются педагогические условия, актуализирующие позицию субъекта медиакультуры у учащихся.

Анализ научной литературы и социокультурной ситуации позволил нам выявить противоречия между:

- необходимостью развития личности старшеклассника как субъекта медиакультуры, полноценно раскрывающего свое «Я», и недостаточными возможностями существующих педагогических моделей и методик медиаобразо-вания для обеспечения процесса становления субъектной позиции;

- необходимостью ориентации старшеклассников на образцы высокохудожественных произведений экрана и сложностью формирования такой установки в связи с тем, что между полноценным восприятием, критическим анализом массового и высокохудожественного мало общего, а восприятие школьной аудитории стихийно ориентированно произведениями массовой культуры.

Исходя из этого положения проблема нашего исследования заключается в научно-обоснованном поиске педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

Охарактеризованная проблема обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников».

Объект исследования: аудиовизуальное восприятие старшеклассниками; художественных медиатекстов в учебном процессе.

Предмет исследования: педагогические условия развития, аудиовизуального восприятия художественных медиа текстов у старшеклассников.

Цель: разработать и теоретически обосновать формы, методы и средства, позволяющие создавать педагогические условия для эффективного развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что:

- медиатексты обладают значительным потенциалом воздействия на различные структуры личности учащихся - как позитивного, так и негативного плана (мобильность кадра, смыслонасыщенность), из чего следует необходимость формирования^ них, в особенности у старшеклассников, качеств, предупреждающих и ограничивающих негативное влияние медиатекстов;

- возможна разработка модели аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов старшеклассниками, включающей необходимые педагогические условия развития наиболее значимых структур восприятия в процессе анализа медиатекстов, предусматривающие эвристическую, проблемную, рефлексивную деятельность старшеклассников, перевод медиатекстов в отношение старшеклассников к их содержанию;

- в процессе анализа и обсуждения высокохудожественных экранных медиатекстов старшеклассниками осмысляются? усвоенные в художественно-творческой деятельности знания и умения интерпретации структуры экранных образов и медиатекста, выявляются; личностно-значимые функции ш свойства художественных, медиатекстов;

- особое значение для; ориентации,, старшеклассников в содержании^ мет диатекстов имеет система творческих заданий, позволяющих «докопаться» до их сущностных смыслов и обеспечивающих возможность создания учащимися собственных вариантов текстов.

В соответствии с проблемой и сформулированной гипотезой, исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской, культурологической, искусствоведческой, социологической литературы по теме исследования выявить теоретико-методологические основания содержания и процесса развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников.

2. Теоретически разработать и обосновать педагогическую модель, обеспечивающую возможности реализации условий развития аудиовизуального восприятия экранных художественных медиатекстов у старшеклассников за счет целостности и преемственности в организации занятий.

3. Выявить особенности применения проблемных вопросов и эвристических форм художественно-творческой деятельности, способствующие актуализации субъектной активности, направленной на освоение новых способов межличностного взаимодействия с другими учащимися.

4. Обосновать возможность применения показателей медиакомпетентно-сти к диагностированию уровня развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

5. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить (путем констатирующего и формирующего эксперимента) модель и методику развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

Теоретико-методологическая основа исследования: философская теория диалогичности художественного восприятия и сознания личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, С. Франк); психологические теории рефлексии (В.М. Розин, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, O.K. Тихомиров, С.А. Шаров, Г.П. Щедровицкий); теория развития субъекта деятельности (К.А. Абульханова, A.B. Брушлинский, В.В. Знаков, Е.И. Исаев, В.А. Петровский, В.И. Слободчи-ков); теории проблемного и эвристического образования (В.В. Краевский, И.Я.

Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, A.B. Хуторской); теория личностно-ориентированного образования (Е.А. Бондаревская, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко); теории медиаобразования как развития критического мышления (A.B. Федоров, И.В. Челышева, Д. Букингем, Л. Мастерман, Дж. Поттер, Л.М. Си-мэли и др.); культурологическая теория медиаобразования (А.Ю. Дейкина, П.Ф. Хилько, К.Бэзэлгэт, Э.Харт и др.); эстетическая теория медиаобразования (O.A. Баранов, Е.А. Бондаренко, С.М. Иванова, З.С. Малобицкая, И.С. Левшина, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Н.П. Рыжих Ю.Н, Усов и др.).

В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы: изучение и теоретический анализ педагогической, искусствоведческой, философской, психологической, культурологической и социологической литературы; изучение педагогического опыта в области медиаобразования; констатирующий и формирующий педагогический эксперименты; наблюдение, беседы, анализ творческих работ.

База исследования: МОУ СОШ № б, № 23 г. Таганрога Ростовской области. В опытно-экспериментальной работе участвовали учащиеся 9-11 классов.

Этапы исследования:

На первом, подготовительном, этапе (2005-2006) проводился теоретический анализ проблемы, выявлялись психологическая сущность и особенности развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов, обосновывалась и разрабатывалась модель.

На втором, экспериментальном, этапе (2006—2008) проводились опытно-экспериментальные исследования и анализ методических приемов. Анализировались промежуточные результаты, выявлялись педагогические возможности организации проблемных ситуаций, особенностей эвристических форм деятельности учащихся.

На третьем, заключительном, этапе (2008—2010) проводились контрольные констатирующий и формирующий эксперименты, обобщались полученные результаты, оформлялась диссертационная работа.

Исследование выполнялось в рамках проекта по ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-исследовательских центров в области медиаобразования по сравнению с зарубежными аналогами» при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (мероприятие 1.11 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- раскрыт развивающий потенциал художественных медиатекстов и определены особенности использования педагогических средств в развитии аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов: выявление личностно-значимых функций и свойства экранных художественных медиатекстов, самостоятельный выбор целей художественно-творческой деятельности, сравнительный анализ результатов собственного творчества с произведениями экранных искусств;

- впервые разработана и практически обоснована модель развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов, в основе которой — система творческих занятий, актуализирующих осознание эмоционально-смысловых взаимосвязей художественно-творческой деятельности и межличностного взаимодействия на разных этапах развития аудиовизуального восприятия, что позволило проявиться личностной характеристике усваиваемых знаний, повысить уровень индивидуальных творческих умений;

- выявлены особенности применения эвристических форм художественно-творческой деятельности, актуализирующие эмоционально-образное восприятие, ассоциативное и творческое мышление, что позволило учащимся глубже проникать в многослойную структуру аудиовизуальных образов, понии мать заложенных в них художественные смыслы и оценивать эстетические свойства;

- установлено, что процесс анализа и творческого освоения структуры экранных художественных медиатекстов и аудиовизуальных образов создает диалоговое пространство субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников, способствующего активизации их творческих способностей, рефлексии и проявлению индивидуальных особенностей.

Теоретическая значимость исследования:

- обогащено содержание теорий медиаобразования, базирующихся на концепции диалога культур М.М. Бахтина - B.C. Библера, за счет установления многоплановых взаимосвязей диалогической природы сознания и рефлексивных механизмов личности;

- проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило доказать, что наиболее продуктивным в решении проблем эффективного развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиа-текстов следует признать системность организации педагогического процесса и применение эвристических методов художественно-творческой деятельности;

- выделены педагогические условия активизации субъектной позиции учащихся, способствующие раскрытию их творческого потенциала, проявлению личностных свойств;

- показана роль рефлексии в качестве одного из механизмов развития новых видов творческой деятельности связанной с медиатекстами и межличностного взаимодействия.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробировании методики медиаобразовательных занятий, которые базируется на эвристических и рефлексивных формах деятельности. Предложены новые формы организации процесса развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных экранных медиатекстов. Материалы исследования включают инструментарий к проведению практических и творческих занятий, к диагностированию уровня аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов и могут быть использованы в общеобразовательных школах и в учреждениях дополнительного образования, во внеучеб-ной работе со старшеклассниками. Разработана авторская программа кинофакультатива «Медиакультура для старшеклассников».

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций исследования, применением системы методов, адекватной его цели, задачам и логике, проведением констатирующего и формирующего экспериментов, использованием проверенной методики диагностирования уровня медиакомпетентности личности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественные медиатексты обладают значительным потенциалом воздействия на различные структуры личности учащихся — как позитивного, так и негативного плана (мобильность кадра, возможности цветодидактики, смыслонасыщенность). Из этого следует необходимость формирования у старшеклассников таких качеств, как критическое мышление и активнее позиция, -в процессе интерпретации указанных текстов.

2. Модель развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов предусматривает реализацию педагогических условий: 1) самостоятельный выбор учащимися целей в решении творческих задач; 2) актуализация индивидуального личностного потенциала и субъектной активности учащихся на основе анализа и рассмотрения проблемных вопросов, содержащих противоречия нравственного и ценностного характера; 3) развитие перцептивных умений и эмоционально-образного мышления, на основе обобщения художественного опыта учащихся, рефлексии индивидуальных эмоциональных реакций, осознания многоплановости нравственных и ценностных категорий (счастье, добро, свобода, любовь) и образов, их воплощающих.

3. Указанная модель представляет единство составляющих ее блоков: диагностический компонент, содержательно-целевой (выстраивание траектории медиаобразования и метарефлексия), результативный компонент. Виды дея-г тельноети, представленные в блоках «Выстраивание траектории своего медиа-образовании» и; «Метарефлексия» позволяют учащимся: осознавать, эмоционально-смысловые взаимосвязи художественно-творческой деятельности и в; межличностных отношениях на разных этапах развития аудиовизуального восприятия, что актуализирует постановку ими целей собственного медиаобразования.

4. Применение эвристических методов в работе со старшеклассниками в ходе анализа структуры медиатекста и экранного образа, интерпретации авторской позиции и мировосприятия, использования различных экранных форм преобразования реальной действительности в собственном творчестве способствуют становлению многопланового, ассоциативного, критического и творческого мышления, эстетического вкуса, творческих способностей, мировоззренческих позиций, формируют потребности в самовыражении.

5. Движущим: механизмом развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов становится актуализация рефлексии художественно-творческой деятельности, образующих диалоговое пространство межличностного взаимодействия, а также процесс образования многоплановости личностных смыслов через взаимодействие с культурными смыслами и личностными смыслами других учащихся:

Апробация? и внедрение результатов исследования; Теоретические положения; и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях:: XIII международная научная конференция студентов, аспирантов? и молодых ученых «Ломоносов-2006» (Москва, 2006); II международная научно-практическая конференция; «Журналистика и медиаобразование-2007» (Белгород, 2007); IV всероссийская? межвузовская научно-практическая конференция «РК,, бизнес,. СМИ: партнерство и конкуренция» (Санкт-Петербург, 2007); Всероссийская: научная школа для молодежи «Медиаобразование и ме-диакомпетентность» (Таганрог, 2009).

Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе Таганрогского государственного педагогического института.

Публикации: по теме диссертации опубликовано 13 работ общим авторским объемом 4,4 п.л.; из них 3 работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав, включающих шесть параграфов; заключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка использованной литературы включающего 125 наименований, в том числе 7 - на иностранном языке; 3 Приложений. Работа содержит 8 Таблиц, 2 Рисунка. Объем основного текста диссертации составляет 155 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сальный, Роман Викторович

Выводы по второй главе

1. Возраст старшеклассников характеризуется противоречивостью. С одной стороны присутствует интерес к познанию личностных особенностей, яркость эмоциональных реакций, с другой — слабо развиты механизмы, с помощью которых может происходить постижение внутреннего мира. Причиной этому является, в первую очередь, низкий уровень эмоционально-образного восприятия и стереотипность мышления. Ключевую роль в преодолении этой ситуации играют творческие способности и рефлексия. С их помощью актуализируется внимание к способу мышления и особенностям эмоциональных переживаний.

2. Такие категории как любовь, свобода, счастье, добро полноценно проявляются в результате многопланового осмысления и переживания жизненных явлений. Поэтому использование этих категорий при построении проблемных ситуаций дают возможность актуализировать личностно-значимые эмоции и смыслы, тем самым, организовать диалог, в котором учащимися осознаются индивидуальные особенности друг друга. В свою очередь это способствует образованию личностных смыслов нравственных ценностей, стимулирующих творческую деятельность.

3. В процессе развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассниками необходимо концентрировать их внимание на собственных эмоциональных переживаниях, активизировать эмоциональное переживание поиска решения вопросов нравственного и ценностного характера, помочь учащимся рефлексировать собственное эмоциональное состояние.

4. Разработанные нами медиаобразовательная модель, творческие задания, проблемные ситуации и вопросы были направлены на формирование у старшеклассников умений многопланового осмысления художественного конфликта экранного художественного медиатекста, эмоционально-образного восприятия, творческого мышления, рефлексии. Этому способствовало постижение учащимися понятий «мир персонажа» и «мир художественной действительности», с помощью которых раскрывались многомерные отношения между персонажами и художественной действительностью.

5. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной нами модели развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов. Этому способствовали творческая, эвристическая, рефлексивная деятельность, а также анализ и обсуждение высокохудожественных экранных медиатекстов.

Движение от простого к сложному при выполнении творческих заданий, обсуждении и анализ фильмов постепенно расширяло понимание учащимися значения, конфликта в драматургии медиатекста, пространства в многоплановости взаимоотношениях персонажей, авторского отношения к ним.

6. Взаимодействие с другими учащимися приводило к осознанию-особенностей собственных творческих умений, индивидуальности переживаний, личностных значений тех или иных явлений. Это стимулировало творчество старшеклассников, активизировало поиск новых способов самовыражениям целью означение личностных смыслов переживаний, ценностей, авторской идей, уникальности явлений.

7. Положительные изменения в уровнях медиакомпетентноети старшеклассников связаны с повышением уровня творческих способностей, развитием умений выражения многоплановости эмоциональных переживаний, усвоением знаний об основах драматургии экранных художественных медиатекстов; способностей учащихся к рефлексии ситуации взаимодействия, осознания индивидуальных особенностей творческой деятельности, мышления и эмоционального переживания.

8. Старшеклассники научились выражать собственные эмоциональные переживания, приводя примеры из различных художественных произведений. Это свидетельствует о расширении их художественного опыта, усвоении необходимых знаний и умении для творческого воссоздания своеобразия эмоционального состояния. Во взаимодействии между собой участники факультатива научились осознавать мотивы друг друга, переносить способы художественного творчества других старшеклассников в собственную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ состояния проблемы развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов старшеклассниками показал, что в самих произведениях экранных искусств заложен потенциал для развития личности в многостороннем диалоге с другими учащимися, культурой и самим собой. Развитие критического отношения старшеклассников к художественным медиатекстам, позволяет им осознавать манипулятивные формы медиавоздействия на сознание личности, выявлять скрытые авторские цели. Умение выявлять основной конфликт произведения в многоплановости соотношений тем, сцен, эпизодов, кадров, позволяет учащимся понимать его художественную концепцию, вступить в диалог с автором по поводу нравственных, философских культурных и личностных ценностей. Восприятие звукозрительных образов на основе образно-пространственного и ассоциативного обобщения элементов образа, осмысления композиционной и ритмической структуры приводит к переживанием эстетических эмоций.

В итоге теоретического анализа искусствоведческой, психологической, педагогической, культурологической литературы, мы пришли к выводу, что творческое мышление, развиваемое в рамках медиаобразования, имеет свои особенности, связанные с репрезентативными свойствами медийных значений, символов и образов. Поэтому создание на занятиях со старшеклассниками условий для актуализации творческого мышления, способствующего развитию аудиовизуального восприятия, предполагает выполнение заданий с целью преобразования предметов объективной реальности, ассоциативных и образных обобщений каких-либо явлений, формулировании символических понятий соотносимых с медийным образами. Это реализуется в написании учащимися ми-нисценариев, разработке образа персонажа, конструировании звукозрительных образов, в которых выражаются их мировоззренческие позиция и эстетические переживания.

Результатом теоретического - анализа проблемы исследования стало! создание модели развития у старшеклассников; аудиовизуального; восприятия« художественных медиатекстов.: Она включает содержание, диагностирующего' и результирующего компонентов, технологию и критерии, показатели, оценивания уровня развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов. Взаимосвязь блоков («Выстраивание траектории своего медиаобразовании» и «Метарефлексия») в разработанной нами модели отвечает требованиям целостности и преемственности, что позволило успешно реализовать следующий алгоритм построения занятий со старшеклассниками: 1) этап совместного (учащиеся и педагог) формулирования и постановки целей выполнения творческих.заданий медиаобразовательного характера; 2) этап выполнения учащимися творческих работ медиаобразовательного характера; 3) этап совместной рефлексии полученных результатов творческой деятельности; 4) этап формулирования выявленных знаний и знакомство на их основе с особенностями драматургии, форм, языка экранных медиатекстов и преобразование предыдущих продуктов творческой деятельности; 5) этап анализа художественных медиатекстов и осознания роли экранных форм в выражении особенностей индивидуального понимания и переживания явлений окружающего мира и личности другого человека.

Педагогические условия эффективного решения задач развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов состоят в:следующем:

- эвристические методы организации художественно-творческой деятельности учащихся: создаются при использовании личного опыта учащихся в новых условиях проблемного поиска, перенесении художественного приема из одной« области искусств в другую, изменение условий творческой:деятельности при сохранении художественного приема выразительности, изменении- жанровой структуры присохранениисюжетнойосновы;

- решение проблемных вопросов ценностного и нравственного характера способствуют становлению учащегося как.субъекта медиакультуры. Это проявляется в потребности реализовать творческие возможности, воссоздать индивидуальность эмоционального переживания. Такие потребности становятся основой для организации межличностного взаимодействия между учащимися, активизации творческой деятельности;

- комплексность в освоении учащимися знаний в области медиа и преемственность занятия обеспечивается наличием многоплановых взаимосвязей между выполняемой старшеклассниками художественно-творческой деятельностью, восприятием и анализом художественных медиатекстов, диспутом по поводу совместных и индивидуальных творческих работ, рефлексией новых форм художественно-творческой деятельности и получаемых знаний;

- совместный анализ произведений экранных искусств способствует проявлению личностно-значимых свойств экранных художественных медиатекстов, что активизирует осознание эмоциональных переживаний, позволяет соотнести их с индивидуальными и культурными ценностями, выразить особенность собственной позиции и эмоциональных переживаний.

Формирование аудиовизуального восприятия медиатекстов предполагает многоплановое развитие личности старшеклассников, так как общение с произведениями искусства требует различных знаний и умений для понимания авторских смыслов и личностных свойств для переживания эстетических, нравственных эмоций. Применение показателей медиакомпетентности к диагностированию уровня аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов позволяет проследить характер изменений перцептивных умений, способностей к анализу и интерпретации медиатекстов, знаний и интересов в области экранных искусств на протяжении формирующего эксперимента, что дает возможность комплексно оценить положительный рост у учащихся уровня аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов. ОсущестI вляемое на основе показателей медиакомпетентности диагностирование позволило нам выявить положительное изменение уровня аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов. Таким образом, констатирующий эксперимент подтвердил эффективность разработанной нами модели развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

Основные методические принципы, выявленные в нашем исследовании, могут быть использованы в школах, внешкольных учреждениях, а также средне-специальных учебных заведениях, не относящихся к медийным специальностям.

Завершение данного исследования не исчерпывает рассматриваемую тему, а послужит дальнейшему решению проблемы развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов. При дальнейшем исследовании перспективным представляется изучение культурологической, семиотической и эстетической теорий медиаобразования, теории диалога культур М.М. Бахтина - B.C. Библера, а также подходы личностно ориентированного и эвристического образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сальный, Роман Викторович, 2010 год

1. Абульханова К.А. C.JL Рубинштейн — ретроспектива* и перспектива Текст. / К.А. Абульханова / Проблема-субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина: М.: Изд-во Академический проект, 2000. С. 13-26.

2. Агеев В.Н. Семиотика Текст. / В.Н. Агеев. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. 256 с.

3. Баранов O.A. Тверская школа кинообразования: к 50-летию Текст. / O.A. Баранов. Таганрог: Изд-во Центр развития личности, 2008. 214 с.

4. Баранов O.A. Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью Текста. / O.A. Баранов, С.Н. Пензин. Тверь: Тверского гос. ун-та, 2005. 188 с.

5. Бахтин М.М; Литературно-критические статьи Текст. / М.М. Бахтин. М.: Изд-во Художественная литература, 1986. 543 с.

6. Бахтин М.М. (а) Проблемы творчества Достоевского Текст. / М.М. Бахтин. Киев: Изд-во «Next», 1994. 508 с.

7. Бахтин М.М. (б) Работы 1920-х годов Текст. / М.М. Бахтин. Киев: Изд-во «Next», 1994. 384 с.

8. Ю.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. М.: Изд-во «Искусство», 1979. 424 с.

9. П.Бердяев H.A. Русская идея Текст. / H.A. Бердяев. М: Изд-во «ACT»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2004. 615 с.

10. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век Текста. / B.C. Библер. М.: Изд-во «Политиздат», 1991.413 с.

11. Божков Ю.И. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/Ю.И. Божков. М., 1984. 22 с.

12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 22-23.

13. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 2000. 352 с.

14. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич. Ростов-на-Дону: Изд-во Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

15. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры Текст. / Е.А. Бондаренко. Омск: Изд-во Сиб. фил. Института культурологии, 2000. 91 с.

16. Борев Ю.Б. Эстетика Текст. / Ю.Б. Борев. М.: «Высшая школа», 2002.511 с.

17. Брушлинский A.B. Психология субъекта Текст. A.B. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН;.СПб.: Изд-во «Алетея», 2003. 272 с.

18. Брушлинский A.B. (а) Субъект и его деятельность Текст. / A.B. Брушлинский / Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории иистории / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997. С. 208-252.

19. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе Текст. / С.И. Брызгалова. Калининград. Изд-во Калининградского гос. ун-та, 1998. 91 с.

20. Бубер М. Я и Ты Текст. / М. Бубер. М.: Изд-во «Высшая школа», 1993. 177 с.

21. Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования Текст. / К. Бэзэлгэт / Доклад на российском семинаре по медиаобразованию. М., 1995. 51 с.

22. Виноградов В.В. О теории художественной речи Текст. / В.В. Виноградов. М.: «Высшая школа», 2005. 287 с.

23. Выготский JI.C. Мышление и речь Текст. / JI.C. Выготский. М.: Лабиринт, 2007. 352 с.

24. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология Текст.: учебное пособие для педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, JI.M. Орлова. М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

25. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа Текст. /М.М. Гиршман. М.: Изд-во «Высшая школа», 199 Г. 160 с.

26. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / А.Ю. Дейкина. Барнаул, 2000. 23 с.

27. Долгов K.M. Эстетика природы как форма философской антропологии Текст. / K.M. Долгов / Эстетика природы / Под ред. K.M. Долгова, Л.Г. Ком-зина, Н.А Кормина. М.: Институт философии РАН, 1994. С. 3-15.

28. Донских O.A. Игры Я Текст. / O.A. Донских / Модели человека в современной философии и психологии: сборник материалов всероссийской конференции (18-19 мая 2005). Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 2006. С. 91-100.

29. Ефимов Э.М. Искусство экрана: Истоки и перспективы Текст. / Э.М. Ефимов. М: «Искусство», 1983. 253 с.

30. Зобов P.A. Мостепаненко А.М. О некоторых проблемах взаимосвязей философии и искусства Текст. / P.A. Зобов, A.M. Мостепаненко / Творческийпроцесс и художественное восприятие / Под ред. B.C. Мейлаха. Л.: Изд-во «Наука», 1978. С. 9-31.

31. Измагурова В.Л. Внутренний диалог как механизм развития сознания Текст.: Автореф. дисс. . канд. психол. наук/В.Л. Измагурова. М., 2006. 32 с.

32. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта Текст. / С.П. Иванов. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2002. 640 с.

33. Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / С.М. Исва-нова. М., 1978.24 с.

34. Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Сластенин В.А., Шиянов E.H. Педагогика: учебное пособие Текст. / И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов. М.: Изд-во «Школьная пресса», 2004. 512 с.

35. Каган М.С. Искусствознание и художественная критика Текст. / М.С. Каган. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. 528 с.

36. Калинина Т.В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6-7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства Текст.: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Т.В. Калинина. Екатеринбург, 2006. 23 с.

37. Кон И.С. Психология старшеклассника Текст. / И.С. Кон / Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во Межд. пед. академия, 1994. С. 237-244.

38. Краевский В.В. Хуторской A.B. Основы обучения. Дидактика и методика Текст.: учебное пособие / В.В. Краевский, A.B. Хуторской. М.: Изд-во «Академия», 2007. 352 с.

39. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа Текст. / Е.П. Крупник//Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 3. С. 150-153.

40. Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития Текст. / Т.С. Леви / Психология телесности между душой и телом / Под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: Изд-во «ACT МОСКВА», 2007. С. 410-433.

41. Левин И.Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства Текст.: Дисс. . канд. пед. наук / И.Л. Левин. Н. Новгород, 2003. 204 с.

42. Левшина И.С. Подросток и экран Текст. / И.С. Левшина. М.: «Педагогика», 1989. 176 с.

43. Леднев B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству Текст. / B.C. Леднев. М.: Изд-во МГАУ, 2002. 120 с.

44. Леонтьев A.A. Восприятие и деятельность Текст. / A.A. Леонтьев. М.: МГУ, 1976. 320 с.

45. Леонтьев A.A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность) Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 2001. 392 с.

46. Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2001.462 с.

47. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2-х тт. / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во «Педагогика», 1983. Т.2. 320 с.

48. Лернер И.Я. Проблемное обучение Текст. / И.Я. Лернер. М.: Изд-во «Знание», 1974. 64 с.

49. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок Текст. / И.Я. Лернер. М.: Изд-во «Знание», 1988. 80 с.

50. Лотман Ю.М. Об искусстве Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: Изд-во «Искусство», 2005. 704 с.

51. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде Текст.: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук / Г.П. Максимова. Ростов-на-Дону, 2007. 50 с.

52. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы Текст.: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во «Эксмо», 2004. 896 с.

53. Малобицкая З.С. Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / З.С. Малобицкая. Алма-Ата, 1979. 23 с.

54. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Изд-во «Педагогика», 1972. 208 с.

55. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М.И. Махмутов. М.: Изд-во «Просвещение», 1977. 240 с.

56. Медведев П.Н. М.М. Бахтин. Формальный метод в литературоведении Текст. / П.Н. Медведев. М.: Изд-во «Лабиринт», 2003. 192 с.

57. Мудрик A.B. Современный старшеклассник Текст. / A.B. Мудрик / Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во Межд. пед. академии, 1994. С. 244-252.

58. Мурюкина Е.В. Медиаобразования старшеклассников на материале кинопрессы Текст. / Е.В. Мурюкина. Таганрог: Изд-во «Кучма», 2006. 200 с.

59. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. / B.C. Мухина. М.: Изд-во «Академия», 2003. 456 с.

60. Никитина И.П. Философия искусства Текст. / И.П. Никитина. М.: Изд-во «Омега-Л», 2010. 559 с.

61. Новиков В.В. Художественная правда и диалектика творчества Текст. /В.В. Новиков. М.: Изд-во «Художественная литература», 1988. 495 с.

62. Новиков A.M. Методология учебной деятельности Текст. / A.M. Новиков. М.: Изд-во «Эгвес», 2005. 176 с.

63. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы Текст. / С.Н. Пензин. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1987. 176 с.

64. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности Текст. / В.А. Петровский. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 509 с.

65. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию Текст. / В.А. Подорога. М.: Изд-во «Ad Marginem», 1995. 357 с.

66. Поличко Г.А. Программа курса «Введение в кинопедагогику: Основы кинематографической грамотности» Текст. / Г.А. Поличко. М. Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования и НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, 1990. 23 с.

67. Розин В.М. О необходимости различения понятий «схема рефлексии», «рефлексивная работа», «контекст рефлексии» Текст. / В.М. Розин // Рефлексивные процесс и управление. 2001. № 1. С. 55-60;

68. Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств Текст. / Н.П. Рыжих. Таганрог: Изд-во «Кучма», 2007. 188 с.

69. Рымарь Н.Т. Бахтинская концепция архитектоники эстетического объекта и проблема границы «искусство / не искусство» Текст. / Н.Т. Рымарь // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2006. №1. С. 247-256.

70. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический« аспект Текст. / Е.А. Сергиенко / Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина М.: Изд-во Академический проект, 2000. С. 184-203.

71. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст.: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Изд-во «Школа-пресс», 1995. 384 с.

72. Соколов B.C. Киноведение как наука Текст. / B.C. Соколов. М. Изд-во НИИ Киноискусства, 2008. 328 с.

73. Степанов С.Ю. Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования Текст. / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. 1985. №3. С. 31-40.

74. Тарковский A.A. Уроки режиссуры Текст. / A.A. Тарковский. М.: Изд-во ВИППК, 1992. 92 с.

75. Тихомиров O.K. Актуальные проблемы развития психологической теории мышления Текст. / O.K. Тихомиров / Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во «Наука», 1975. С. 5-22.

76. Торосян М.С. Феномен контраста в аспекте концептуальной организации художественного текста (на материале языка послевоенной прозы) Текст.: Дисс. . канд. филол. наук/М.С. Торосян. Ставрополь, 2005. 184 с.

77. Туркин В.К. Драматургия кино Текст. В.К. Туркин. М.: Изд-во ВГИК, 2007. 320 с.

78. Тюпа В.И. Анализ художественного, текста Текст. / В.И. Тюпа. М.: Изд-во «Академия», 2009. 336 с.

79. Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина-Текст. / Ю.П. Тюрин. М.: Изд-во «Искусство», 1984. 319 с.

80. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников Текст.: Дисс. д-ра пед. наук / Ю.Н. Усов. М., 1988. 362 с.

81. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры Текст. / Ю.Н. Усов. М.: Изд-во «Новая школа», 1993. 90 с.

82. Федоров A.B. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео) Текст. / A.B. Федоров. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1994. 383 с.

83. Федоров A.B. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза Текст. / A.B. Федоров. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

84. Фельдштейн Д.И. Психология человека как личности Текст.: избр. труды: в 2-х тт. / Д.И. Фельдштей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во «НПО МОДЭК», 2005. Т.1. 568 с.

85. Франк C.JL Сочинения Текст. / C.JI. Франк. М.: Изд-во «Правда», 1990.607 с.

86. Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского Текст. / С.И. Фрейлих. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2007. 512 с.

87. Фурман A.B. Уровни решения проблемных задач учащимися Текст. / A.B. Фурман // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 43-53.

88. Хаакман А. По ту сторону зеркала: Кино и вымысел Текст. / А. Ха-акман. СПб.: Изд-во Ивана Ламбаха, 2006. 392 с.

89. Хаяйнен Е.В. Условия становления личностной рефлексии в подростковом возрасте Текст.: Автореф. дисс. . канд. психол. наук / Е.В. Хаяйнен. М., 2005. 23 с.

90. Юб.Хилько Н.Ф. Медиасреда в системе взаимоотношений с экранной информацией Текст. / Н.Ф. Хилько // Медиаобразование. 2006. №4. С. 8-16.

91. Хилько Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере Текст.: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук / Н.Ф. Хилько. М., 2007. 48 с.

92. Хренов H.A. Структура фильма и зритель Текст. / H.A. Хренов / Процесс творчества и художественное восприятие / Под ред. Б.С. Мейлаха. М.: Изд-во «Искусство». 1985 С. 232-258.

93. Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе Текст. / И.В. Челышева. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2009. 320 с.

94. Шаров С.А. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы Текст. С.А. Шаров // Рефлексивные процессы и управление. 2005. № 1. С. 7192.

95. Ш.Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании Текст. / В.В. Шоган. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. 156 с.

96. Щебетенко С.А. Я-концепция, эмпатия и психологическая близость в отношениях читателя к литературным персонажам Текст.: Дисс. . канд. пси-хол. наук / С.А. Щебетенко. Пермь, 2004. 166 с.

97. ПЗ.Щедровицкий Т.П. Избранные труды Текст. / Т.П. Щедровицкий. М.: Изд-во «Школа культурной политики», 1995. 800 с.

98. Щедровицкий Г.П., Розин В.М., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и Логика Текст. / Г.П. Щедровицкий, В.М. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. М.: Изд-во «Касталь», 1993. 416 с.

99. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике Текст. / У. Эко. СПб.: Изд-во Академический проект, 2004. 384 с.

100. Эльконин Б.Д. Самоощущение. Опосредование. Становление действия Текст. / Б.Д. Эльконин / Психология телесности между душой и телом / Под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: Изд-во «ACT МОСКВА», 2007. С. 471485.

101. Эткинд Е.Г. Психопоэтика Текст. / Е.Г. Эткинд. СПб.: Изд-во «Искусство», 2005. 704 с.

102. Ямпольский М.Б. Язык тело - случай: Кинематограф и поиски смысла Текст. / М.Б. Ямпольский. М.: Изд-во Новое литературное обозрение, 2004. 376 с.

103. Buckingham D. The Making of Citizens. London Текст. / D. Buckingham. New York: Routledge, 2000. 235 p.

104. Hart A. Understanding Media: a Practical Guide Текст. / A. Hart. London: Routledge, 1991. 268 p.

105. Masterman L. Media Education Worldwide: Objective, Values and Superhighways Текст. / L. Masterman / Media Development. 1995. N 2. P. 6-9.

106. Masterman L. A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed) Media Literacy in the Information Age Текст. / L. Masterman // New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.): Transaction Publishers, 1997. P. 15-68.

107. Pitout M., Plooy G.M. Audience Research. In: Fourie, P.J. (ed.) Media Studies Текст. / M. Pitout, G.M. Plooy. Lansdown: Juta Education, 2001. P. 301320.

108. Potter W.J. Media Literacy. Thousand Oaks London Текст. / W.J. Potter. Sage Publication, 2001. 423 p.

109. Semali L.M. Literacy in Multimedia America. Текст. / L.M. Semali. New York London: Falmer Press, 2000. 243 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.