Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Томчикова, Светлана Николаевна

  • Томчикова, Светлана Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 211
Томчикова, Светлана Николаевна. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Магнитогорск. 2002. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Томчикова, Светлана Николаевна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности

1.1. Развитие творческих способностей дошкольников как психолого-педагогическая проблема.

1.2. Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников.

1.3. Модель процесса подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности

Выводы по первой главе.

Глава 2. Экспериментальная работа по подготовке студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

2.1. Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы.

2.2. Методика реализации модели процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

2.3. Оценка итогов и интерпретация результатов исследования.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности»

Актуальность исследования. Проблема нашего исследования заключается в обеспечении эффективной подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Актуальность данной проблемы определяется социально-экономическими переменами в жизни нашего общества, изменениями политики государства в области образования. Его основной целью, определенной в «Федеральной программе развития образования», становится формирование творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества.

Важную роль в решении данной проблемы играет создание необходимых условий для раннего развития творческих способностей ребенка. Установлено, что наиболее интенсивно и ярко они начинают проявляться у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, т. к. данный возраст является сензитивным к театральному искусству (JI.C. Выготский и др.), а театрализованная игра является ведущим видом деятельности. Синтетический характер театрального искусства создает возможности для развития не только специальных художественных способностей, но и всеобщей универсальной способности личности к творчеству (J1.C. Выготский, А.П. Ершова, Э.И. Ильенков, М.В. Колосова, К.С. Станиславский и др.). Все вышесказанное подтверждает социальную значимость развития творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности и вызывает необходимость в высококвалифицированных специалистах для ее осуществления.

Изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что педагоги испытывают значительные трудности в решении проблемы развития творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности, вызванные их недостаточной подготовкой, отсутствием необходимых знаний и умений для ее решения в условиях вариативности содержания современного образования, приведшего к многообразию образовательных программ.

Проведенный нами теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что на современном этапе развития психолого-педагогической науки сложились объективные предпосылки, способствующие успешному теоретическому и практическому разрешению проблемы эффективной подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности. Выявлены методологические основы психологии общих и специальных способностей (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева. А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин. C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.); особенности развития творческих способностей дошкольников (J1.A. Венгер. О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, В.Г. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков и др.); показатели творческих проявлений дошкольников в разных видах художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Л.А. Пеньевская. Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Л.С. Фурмина и др.)? специфика творческого развития дошкольников в театрализованной деятельности (Л.В. Ворошнина, М.В. Колосова, Е.И. Трусова, Л.С. Фурмина и др.). Разработаны программы по театрализованной деятельности для дошкольников (Т. и Е. Дороновы, Т.И. Петрова, Н.Ф. Сорокина и Л.Т. Миланович, Л.И. Царенко и др.) и т.д.

Создан общетеоретический фундамент профессионально-педагогической подготовки учителей (О.А. Абдуллина, И.Ф. Исаев. Н.В. Кузьмина. В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.); организации образовательного процесса и технологий обучения в высшей школе (С Л Архангельский, ВА Беликов, АА Вербицкий, В.И. Загвязинский, В Л Жернов, ОБ. Лешер, В.М. Распопов, НЛ Сайгушев, В А Сласгенин, ЗМ. Умепбаев и др.). Определены направления совершенствования профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания (JIB. Поздняк, ЛИ. Сайгушева, Л.Г. Семушина, АН. Троян, ВЛ Ядэшко и др.). Разработаны технологии подготовки студентов к развитию творческих способностей личности (НЕ. Брякова, JUC Веретенникова, РА Гильман, Р.Т. Ратг, В.П. Ушачев, Б.П. Юсов и др.).

Однако малоизученными остались такие вопросы, как:

- содержание, формы, методы подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

- модель процесса подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности и условия ее успешной реализации.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что возникают противоречия между:

- потребностью общества в высококвалифицированных специалистах для развития творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности и фактическим уровнем готовности выпускников педвуза к осуществлению процесса творческого развития детей;

- необходимостью эффективной подготовки специалистов к развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и недостаточной разработанностью содержания и педагогических технологий реализации данного процесса;

- потребностью и стремлением педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности старших дошкольников в театрализованной деятельности и уровнем владения ими необходимыми знаниями и умениями, позволяющими удовлетворить эти потребности и стремления.

Необходимость разрешения данных противоречий позволяет определить тему нашего исследования: «Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности».

Объект исследования: профессиональная подготовка педагогических кадров для дошкольных учреждений в системе высшего образования.

Предмет исследования: процесс подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Цель исследования - разработка, научное обоснование и практическая реализация модели процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности значительно возрастет, если:

1)образовательный процесс в вузе будет строиться в соответствии с моделью процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

2)будет реализован комплекс организационно-педагогических условий, способствующий успешному функционированию модели процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, предусматривающий следующее:

- использование потенциала элективных курсов в системе профессиональной подготовки;

- создание комфортной среды на учебных занятиях, направленной на творческое саморазвитие и самовыражение личности; внедрение в образовательный процесс технологий активного обучения, ориентирующих студентов на развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Для достижения цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

1) выявить степень разработанности проблемы и определить теоретико- методологические подходы к ее решению; уточнить понятийный аппарат исследования;

2) создать и апробировать модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

3) выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

4) подготовить рекомендации для преподавателей и студентов педвуза, педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Э.Г. Юдин и др.), деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), личностно-ориентированного (В.А. Беликов, И.С. Якиманская и др.); оптимизационного (Ю.К. Бабанский и др.), культурологического (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.) и контекстного подходов (А. А. Вербицкий и др.); учение о деятельности и развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, ПЛ. Гальперин, СЛ. Рубинштейн); теория психологической готовности человека к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович,В.А.Моляко,В.А. Пономаренко, М.Л. Смульсон и др.), теоретические основы подготовки студентов к профессионально-педагогической (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Л.В. Поздняк, В.А. Сластенин и др.) и театрально-творческой деятельности (Т.П. Андрианова, Е.И. Кириллова, Н.А. Латышева, К.С. Станиславский и др.); теория творческого саморазвития личности (В.И. Андреев и др.); концепция художественного творчества дошкольников (Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, J1.A. Пеньевская, J1.C. Фурмина и др.).

В осмыслении методологии и технологии работы над диссертационным исследованием большую роль сыграли научные работы Г.Г. Гранатова, В.И. Загвязинского, А.Я. Наина и др.

Этапы и экспериментальная база исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось нами в три этапа с 1995 по 2002 годы.

На первом этапе (1995-1999 гг.) изучались и анализировались философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные работы, сопряженные с темой исследования, опыт работы детских садов города Магнитогорска и специфика подготовки на факультете дошкольного воспитания МаГУ. Уточнялись методологические и теоретические основы исследования, противоречия и проблемы. Определялись цель, объект и предмет изыскания. Проводился констатирующий эксперимент. Формулировались рабочая гипотеза и задачи исследования. Использовались следующие основные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент; обработка исследовательских материалов.

На втором этапе (2000-2001 гг.) разрабатывалась модель процесса подготовки студентов к организации театрализованной деятельности дошкольников. Уточнялись организационно-педагогические условия ее успешной реализации. Проводился формирующий эксперимент. Основные методы: моделирование, формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, наблюдение.

На третьем этапе (2002 гг.) обрабатывались и обобщались полученные данные. Проводились разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для студентов вуза и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Формулировались основные выводы и оформлялось диссертационное исследование. Основные методы данного этапа: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка данных эксперимента, методы наглядного представления результатов.

Экспериментальная работа осуществлялась нами в естественных условиях на базе факультета дошкольного воспитания Магнитогорского государственного университета и детских образовательных учреждений города Магнитогорска. Всего исследованием были охвачены 251 студент и 78 воспитателей детских садов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) разработана и апробирована модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

2) выделен, научно обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, способствующий эффективной подготовке студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнено содержание понятий «театрализованная деятельность дошкольников» и «готовность студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности»;

- логически обоснованы и разработаны содержательные компоненты подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

- выделены показатели готовности студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности, определена система их оценки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны программа и методическое обеспечение к элективному курсу, направленному на подготовку студентов к развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Материалы исследования могут использоваться в системе подготовки и повышения квалификации специалистов дошкольного образования в педагогических вузах и колледжах, в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций; комплексным использованием эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных; сочетанием качественного и количественного анализа результатов; использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати; отчетов на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета; выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МаГУ (2001-2002 гг.); консультирования педагогов детских садов г. Магнитогорска, углубленно работающих по развитию дошкольников в театрализованной деятельности; участия в работе городской аттестационной комиссии детских образовательных учреждений.

Материалы исследования внедрены в практику работы Магнитогорского государственного университета и дошкольного образовательного учреждения № 119 г. Магнитогорска.

На защиту выносятся:

1) модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников, включающая в себя целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный блоки;

2) комплекс организационно-педагогических условий, способствующий успешному функционированию модели процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, предусматривающий следующее:

- использование потенциала элективных курсов в системе профессиональной подготовки;

- создание комфортной среды на учебных занятиях, направленной на творческое саморазвитие и самовыражение личности;

- внедрение в образовательный процесс технологий активного обучения, ориентирующих студентов на развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 350 источников. В работе содержатся 20 таблиц и 21 рисунок, представленный в виде схем, разнообразных диаграмм и графиков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Томчикова, Светлана Николаевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Экспериментальная работа, цель которой состояла в проверке эффективности влияния выделенных организационно-педагогических условий на процесс подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности, в рамках разработанной модели, проводилась в три этапа (констатирующий, формирующий и оценочный). Она позволила решить поставленные задачи и сделать следующие выводы.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что воспитатели дошкольных образовательных учреждений испытывают значительные трудности в развитии творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности, вызванные их недостаточной теоретической и практической подготовкой.

Изучение фактического уровня готовности студентов выпускных курсов дошкольного факультета вуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности также подтвердило, что традиционный процесс подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей дошкольников к театрализованной деятельности происходит недостаточно эффективно.

Для обеспечения эффективной подготовки нами была разработана модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Формирующий эксперимент показал, что подготовка студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности на основе разработанной модели протекает более эффективно, если в образовательном процессе реализуется комплекс следующих организационно-педагогических условий:

- использование потенциала элективных курсов в системе профессиональной подготовки;

- создание комфортной среды на учебных занятиях, направленной на творческое саморазвитие и самовыражение личности;

- внедрение в образовательный процесс технологий активного обучения, ориентирующих студентов на развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Установлено, что элективные курсы способствуют интеграции между разными предметами, развитию интересов и склонностей студентов, практическому овладению ими профессиональной деятельностью, направленной на развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Комфортная среда на учебном занятии, представляющая собой совокупность взаимозависимых и взаимодополняющих друг друга компонентов (творческой среды, психологической среды, научно-методической среды и культурной среды), способствовала творческому саморазвитию и самовыражению личности студентов.

В ходе исследования установлено, что для создания творческой среды, способствующей творческому саморазвитию и самовыражению личности, целесообразно использовать такие методические средства, как выполнение разнообразных творческих заданий, направленных не только на выдвижение оригинальных идей, но и на их реализацию; предоставление альтернатив для самостоятельного выбора; ориентирование познавательной деятельности студентов не на уже достигнутый уровень, а «на зону ближайшего развития».

Исследованием выявлено, что обеспечению комфортной психологической среды на учебных занятиях способствует развитие партнерских отношений между преподавателем и студентами, носящих сотворческий характер; сопровождение разных видов деятельности позитивными переживаниями, созданием ситуации успеха; использование разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на создание положительного микроклимата и эмпатийности участников образовательного процесса.

Комфортная научно-методическая среда на учебных занятиях достигается за счет обеспечения образовательного процесса необходимыми дидактическими пособиями, аудиовизуальными материалами и оборудованием; предоставлением студентам права выбора исходя из их индивидуальных предпочтений. Тем самым образовательный процесс ориентируется не только на академическую подготовку, но и на личностное развитие и саморазвитие студентов.

Для обеспечения культурной среды целесообразно использовались аудиовизуальные средства (видеозаписи детских утренников, театрализованных игр, спектаклей, музыкальных записей), «живое» общение с искусством, включающее посещение театров и творческие встречи с актерами и режиссерами, активное участие студентов в постановке кукольных спектаклей.

В ходе исследования установлена целесообразность использования в процессе подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности как методов активного обучения (ролевых и деловых игр, тренингов), так и методов активного контроля за процессом обучения (тестов).

Эксперимент показал, что в качестве основного метода подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности должен выступать актерско-педагогический тренинг, способствующий появлению позитивных психических состояний, развитию эмоциональности, необходимых практических умений и являющийся оперативным средством диагностики происходящих изменений в подготовке студентов.

Выделенный нами комплекс организационно-педагогических условий является необходимым и достаточным для эффективного процесса подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности. Каждое условие в отдельности направлено на профессиональную подготовку студентов, а их комплекс способствует формированию готовности к развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Полученные результаты эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

182

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование и полученные результаты позволили сделать вывод о достижении поставленной цели.

Для достижения цели и проверки гипотезы были решены следующие задачи исследования:

1) выявлена степень разработанности проблемы и определены теоретико-методологические подходы к ее решению; уточнен понятийный аппарат исследования;

2) создана и апробирована модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

3) выделен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

4) подготовлены рекомендации для преподавателей и студентов педвуза, педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме исследования.

Проведенное исследование доказало актуальность проблемы эффективной подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности, обусловленной социально-экономическими преобразованиями общества, значимостью проблемы для образовательной практики и недостаточной ее разработанностью в педагогической теории.

В процессе исследования уточнено содержание понятий «театрализованная деятельность дошкольников» и «готовность студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности».

Театрализованная деятельность дошкольников определена как специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и "т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Готовность студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности рассмотрена в свете профессиональной готовности к педагогической деятельности и определена как сложное личностное образование, длительно формируемое в результате целенаправленного профессионального обучения и творческого саморазвития, проявляющееся на субъективном уровне целостной системой, включающей в себя мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный, операционный, рефлексивный компоненты и обеспечивающие эффективность творческого развития детей.

В качестве наиболее продуктивных подходов к решению исследуемой проблемы выбраны личностно-ориентированный, культурологический, контекстный, оптимизационный и системный.

Разработанная модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности, включает в себя четыре блока: целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный. Входящий в нее комплекс организационно-педагогических условий способствует эффективной подготовке студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

В процессе исследования разработан элективный курс «Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» и внедрен в образовательный процесс вуза. На его основе составлено учебно-методическое пособие, предназначенное для студентов, педагогов вузов и колледжей, работников дошкольных образовательных учреждений и курсов повышения квалификации.

Работники ДОУ № 119г. Магнитогорска, прошедшие подготовку по нашей методике и внедрившие в практику работы авторскую программу «У истоков театра», направленную на развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, были аттестованы на вторую квалификационную категорию (с превышением ГОСа по художественно-эстетическому развитию детей).

Вместе с тем, наша диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы эффективной подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности. Дальнейшая ее разработка может быть продолжена в таких направлениях, как изучение опыта подготовки специалистов в рамках интегрированных курсов, введение специализации и поиска новых условий реализации созданной нами модели.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Томчикова, Светлана Николаевна, 2002 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособие для педагогических специальностей высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.

3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985. 263 с.

4. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. - 184 с.

5. Агамирзян Р.С Время. Театр. Режиссер: Монолог о жизни и профессии. -Л.: Искусство, 1987.-310 с.

6. Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования: Тез. докл. науч.-прак. конф. Пермь, 1993. - 148 с.

7. Алексеев Н.А. О роли методологических знаний в профессиональной подготовке студентов // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень, 1981.-С. 14-21.

8. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. - 175 с.

9. Алямовская В., Горшунова О. Детская опера «Колобок» // Обруч. 1996. -№ 3. - С. 44.

10. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 80 с.

11. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Просвещение, 1993. - 346 с.

12. Ананьев Б.Г. Избр. психолог, тр.: В 2 т. -М., 1980.

13. Андреев В.И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Казанский университет, 1988. - 238 с.

14. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.-247 с.

15. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.- Казань: Изд-во КГУ, 1996. Кн. 1. - 568 с.

16. Андрианова Т.П. Тренинг актера в театре кукол: Учеб. пособие. J1.: ЛГИТМИК, 1983.-79 с.

17. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общественных ценностей, 1993. - 349 с.

18. Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. - 127 с.

19. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа. - 382 с.

20. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1982. - С. 26-46.

21. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. 2-е изд. доп. - М.: Политиздат, 1973. - 392 с.

22. Бабаева Ю.А. Психологический тренинг для выявления одаренности: Метод, пособие /Под ред. В.И. Попова. М.: Молодая гвардия, 1997. - 278 с.

23. Бабанский Ю.К. Система способов оптимизации обучения // Вопросы психологии. -1982. № 5. - С. 23-30.

24. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 497 с.

25. Бабунова Т.М., Троян А.Н. Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения. Магнитогорск: МГПИ, 1995. - 191 с.

26. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствоведческие тр. -М.: Советский художник, 1981. 349 с.

27. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-463 с.

28. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М.: Художественная литература, 1975. 502 с.

29. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-воЧГПИ «Факел», 1995.- 141 с.

30. Беликов В.А. Теоретические основы решения педагогических проблем: Пособие для аспирантов и соискателей. Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 40 с.

31. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

32. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. - 144 с.

33. Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студентов педвуза: Дис. .канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1989.-229 с.

34. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры // Педагогика. -1996.-№ 4.-С. 14-18.

35. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1983.- 175 с.

36. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

37. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-270 с.

38. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М., 1993.-С. 153-176.

39. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 176 с.

40. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей//Вопросы психологии. 1984.-№ 1.-С. 119-124.

41. Болотина Jl.Р., Комарова Г.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. М.: AcademA, 1998. - 229 с.

42. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. -№ 4. - С. 11-17.

43. Бондаренко Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.-23 с.

44. Боровкова Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. - 199 с.

45. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Метод, пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск, ИПКПРО.- 1993.- 53 с.

46. Брякова И.Е. Формирование готовности студентов педагогического вуза к развитию творческих способностей учащихся: Дис. канд пед. наук. -СПб., 1997.-287 с.

47. Ванганди А.Б. 108 путей к блестящей идее: Пер с анг. Минск: Попурри, 1996.-224 с.

48. Вахитова Т.Х. Теоретические основы и организационно-педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Томск, 2000. - 18 с.

49. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 1999. - 176 с.

50. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 117 с.

51. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии-1987 № 4 - С. 135-139.

52. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

53. Вербицкий А., Крутиков В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России. — 1998. № 1. - С. 101-108.

54. Веретенникова Jl.К. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников: Дис. .д-ра пед. наук.- Казань, 1997. 340 с.

55. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972.- 284 с.

56. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМД СПО, 1999. - 538 с.

57. Власова С. Театр начинается с тренировки // Обруч. 1997. - № 6. - С. 30.

58. Ворошнина Л.В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх // Игровая деятельность в дошкольном учреждении. Ульяновск, 1989,-С. 18-25.

59. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить управляя // Мир образования. 1997. -№ 1.-С. 63-65.

60. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.-97с.

61. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. - № 6. - С. 62-67.

62. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Наука, 1988. -Т. 3. - 347 с.

63. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987 - 573 с.

64. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1976. - С. 236-277.

65. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. М.: Мысль, 1996.-260 с.

66. Генов Г.В. Театр для малышей. М.: Просвещение, 1968. - 154 с.

67. Гетманова А.Д. Учебник по логике. 3-е изд., - М.: ЧеРо, 1997.-304 с.

68. Гильман Р.А. Творческое развитие личности в художественно-педагогической деятельности: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000.

69. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 318 с.

70. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - Брянск: Курсив, 2000. - 336 с.

71. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. комитет РФ по высшему образованию. -1995. - 384 с.

72. Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов. СПб.: Детство -пресс, 2000. - 144 с.

73. Грабарь М.И., Краснявская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. - 135 с.

74. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении // Педагогика. 1995. - № 1. - С. 45-51.

75. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982. - 256 с.

76. Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп; ООО «Изд-во ACT», 1997.-320 с.

77. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1975. - 271 с.

78. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.-650 с.

79. Данюшевская Т.И., Богоявленская М.Е. Исследование динамики развития творческих способностей //Ежегодник Российского психологического общества «Психологиясегодня».-М., 1996.-Т. 2.-Вып. 1.- С. 139-140.

80. Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». М., 1997. —72 с.

81. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.

82. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. -Т. 14. -1994. № 4.

83. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1983.-340 с.

84. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск, 1996. - 70 с.

85. Дьяченко М.И., Кандыбович J1.A., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. -Минск: Издательство Белорусского университета, 1985. 206 с.

86. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников М.: РАО, 1996. -197 с.

87. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. -1980. №2.- С. 107-114.

88. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989.- 189 с.

89. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. -1999. № 4. - С. 3-4.

90. Жернов В.И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. Магнитогорск: МГПИ, 1995. - 112 с.

91. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста: Дис . канд. психол. наук. М., 2000. - 163с.

92. Жуковская Р.И. Творческая ролевая игра в детском саду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 160 с.94.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

93. Запорожец А.В. Избр. психолог, тр.: В 2 т. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 320 с.

94. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1973. - 320 с.97.3иверт X. Тестирование личности. М.: А.О. «Интерэспект», 1998. - 198 с.

95. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.

96. Ивин А.А. Логика: Учебное пособие М.: Знание, 1997.-240 с.

97. ОО.Игра дошкольников /Под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. - 286 с.

98. Ильина Л.А. Формирование художественных навыков педагогического мастерства будущего учителя средствами театрального искусства: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. - 158 с.

99. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения.-Вып. 3. М.: Знание, 1973. - 78 с.

100. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.; Белгород: МПГУ, 1993. - 219 с.

101. Исследование направленности личности: Метод, рекомендации /Сост. Т.Н. Джумагулова, В.П. Седов. Магнитогорск: МГПИ, 1991. - 20 с.

102. Каган М.С. Система и структура //Системные исследования: Ежегодник. -М.: Наука, 1983.-С. 86-101.

103. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

104. Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

105. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168 с.

106. Камаева Т. Нужен ли детям театр? // Дошкольное воспитание. 1993. -№ 6. - С. 5-7.

107. Ю.Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 140 с.

108. Карамаренко Т.Н., Карамаренко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение. 1982.- 191 с.

109. Карпинская Н.С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации // Известия АПН РСФСР. 1959. - Вып. 100.-С. 98-139.

110. И.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. - 151 с.

111. Квитова Л.Ф. Обеспечение готовности студентов педагогических учебных заведений к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1999. - 176 с.

112. Кириллова Е.И., Латышева Н.А. Речевое обучение актера-кукольника: Учеб. пособие / Ленинград, гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова. М., 1989. - 69 с.

113. Кирсакова Т. Урок по театрализованным играм // Дошкольное воспитание. 1998. - № 7. - С. 131-137.

114. Климин Е.В. Организационно-педагогические условия управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. - 161 с.

115. Климова Т.Е. Педагогическая диагностика: Учеб. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 124 с.

116. Климова Т.Е., Хмель Н.А. Система подготовки будущего учителя к творческой профессионально-педагогической деятельности // Проблемы развития образования и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1997.-С. 49-54.

117. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Всероссийское театральное общество, 1976. - 528 с.

118. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

119. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-Гл. XVII. С.309-319.

120. Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Л., 1991. 38 с.

121. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

122. Конаржевский Ю.А. Подход к анализу урока как к процессу // НОТ в системе народного образования: Матер. 11 Республик, науч.-прак. конф. -Рига, 1983.-С. 37-46.

123. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1971. - 720 с.

124. Кононова В. Сценический грим и дети // Обруч. 1999. - № 4. - С. 33-34.

125. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 19 с.

126. Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории: Учеб. пособие для высш. и сред, театральных учебных заведений / Под ред. В.А. Сахновского-Пашкеева. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1973. - 112 с.

127. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжету литературного произведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990. - 22 с.

128. Кофман Н.С. Приобщение детей к театрально-игровой деятельности // Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей /Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. - С. 69-72.

129. Кочнев В.И. К вопросу о структуре актерских способностей // Психологический журнал. 1989. - Т. 10.- №2.-С. 108-112.

130. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996. - 165 с.

131. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова; Сост. М.Н. Колмакова, B.C. Суров. М.: Политиздат, 1988. - 367 с.

132. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер. - М.: Генезис, 1999. - 192 с.

133. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания И Избр. пед. произвед. 2-е изд. - М.: Искусство, 1963.

134. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971.-220 с.

135. Кудрявцев Н.В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. -№7.-С. 65-72.

136. Кудрявцева В., Сидельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. - № 9. -С. 52-59; № 10. - С. 62-70.

137. Кузнецова М.Е. Тренинговый компонент как основа формирования педагогической техники будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тобольск, 1998. - 18 с.

138. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Дис. д-ра психол. наук. J1., 1964- 224 с.

139. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова. -М., 1980.-С. 82-117.

140. Кузьмина Н.В. Тихомиров С.А. Методологические проблемы вузовской педагогики // Проблемы педагогики высшей школы. JL: Знание, 1972. - 90 с.

141. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: Текст лекций. Гомель, 1976. - 153 с.

142. Кузнецова Л.Д. Подготовка музыкальных спектаклей для детей // Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной и В.А. Езикеевой. М.: Просвещение, 1964. - С.53-57.

143. Кульба О.М. Эмоциональная культура учителя в теории и практике высшего педагогического образования (60-90 годы XX века): Дис. канд. пед. наук. М., 2000. - 221 с.

144. Кутырев В.А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. 1994. -№7.-С. 72-81.

145. Куцакова J1. Изготовление детьми игрушек для кукольного театра // Дошкольное воспитание. 1990. - № 1. -С. 42-46; № 2. - С. 32-46.

146. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.

147. Лазарев B.C. Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993. - 87 с.

148. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1992. - 178 с.

149. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - С. 332.

150. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-С.64.

151. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

152. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994. - С. 46- 56.

153. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.

154. Лернер И .Я. Проблемное обучение. М., 1974. - 121 с.

155. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности М., 1980. - 340 с.

156. Лифшиц М.А. В мире эстетики. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 320 с.

157. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. - 528 с.

158. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 2001. 35 с.

159. Лызлова И. А. Лингвострановедческие средства формирования художественного мышления студентов педагогических вузов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. - 22 с.

160. Люсин Д. Основы разработки и применения кинтериально-ориентированных педагогических тестов. М., 1993.

161. Макаренко Л. Здравствуй, театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. 1995. - № 1.-С.39-44.

162. Маралова Е.А. Развитие готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода к обучению школьников (В системе ИПК): Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. - 22 с.

163. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

164. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993. - 127 с.

165. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -1989. № 6. - С. 29-34.

166. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. - №11. - С. 6-14.

167. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ «Сфера», 2001- 128 с.

168. Медведева Е.А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 192 с.

169. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способности к художественному творчеству: Автореф. дис.д-ра психол. наук. М.: 1994.-36 с.

170. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. - 144 с.

171. Менджериикая Д.Б. Развитие детского творчества и игрового замысла // Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

172. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. - С. 309-319.

173. Методы педагогических исследований /Под ред. А. Пискунова и Г. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.

174. Митина J1.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Московский психолого-социальный институт «Флинта», 1998. -201 с.

175. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «Гном и Д», 2000. - 96 с.

176. Михайлова A.J1. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1975. - 128 с.

177. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход (Безопасность систем). М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. - 251 с.

178. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. - 120 с.

179. Моляко В.А., Смульсон М.Л. Психологическая готовность к труду на современном производстве. Киев, 1985. - 14 с.

180. Монакова А.А. Кукольный театр как средство эстетического воспитания дошкольников //Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1962. - С. 59-67.

181. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. - 200 с.

182. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 87.

183. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.; 1998.-С. 147-161.

184. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. -Челябинск: УралГАФК, 1996. 144 с.

185. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989. - №1. - С. 19.

186. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

187. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

188. Новиков A.M. Проблемы демократизации профессионального образования // Специалист. 1999. - № 1. - С. 9.

189. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр //Дошкольное воспитание. 1997. - № 3. - С. 84 -86 .

190. Нохрина Н.Н. Система тестового контроля //Высшее образование в России. 2002. - № 1.-С. 106-107.1940 детском творчестве: Сб. статей / Под ред. З.В. Лиштван. Ростов н/Д., 1972.-83 с.

191. Осипов В.Г. Социально-философский анализ концепции непрерывного образования. Ереван, 1989. - 218 с.

192. Основные современные концепции творческой одаренности / Под ред. Д.В. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997. -416 с.

193. Основы системы Станиславского: Учеб. пособие / Авт.- сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 128 с.

194. Павленко Г.В. Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 227 с.

195. Педагогика искусства в творческих поисках: Матер. Всерос. совещания-семинара. М.; Самара: ИЦЭВ РАО, 1996. - 187 с.

196. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.

197. Педагогика: Учеб. пособие ' В.А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.

198. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие /Под ред. J1.K. Гребенкиной, J1.A. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

199. Пеньевская J1.A. Обучение родному языку // Вопросы обучения родному языку / Под ред. А.П. Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

200. Пеня Т.Г. Театральное искусство и дети //Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: Из опыта работы / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. -М.: Просвещение, 1991.-С. 11-24.

201. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. - 367 с.

202. Петров В.А. Нулевой класс актера.-М.: Советская Россия, 1985. 72 с.

203. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, ЕЛ. Сергеева, Е.С. Петрова. М.: Шк.-Пресс, 2000. - 127 с.

204. Петровский А.В. О психологии личности. М.: Искусство, 1988. - 176 с.

205. Пиаже Ж. Психология детской игры // Курьер Юнеско. 1980. - Дек. - 80 с.

206. Пидкасистый П.И., Портнов МЛ. Искусство преподавания: Первая книга учителя.- 2-е изд. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212 с.

207. Пидкасистый П.И., Фридман J1.M., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

208. Плакида И. Кукольный театр для малышей // Дошкольное воспитание. -1991.-№9.-С. 114-116.

209. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -2-е изд. М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.

210. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. - № 1. -С. 16-19.

211. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

212. Подольский А.В. Модель педагогической системы развивающего обучения: Монография. Магнитогорск: МГПИ, 1997. - 237 с.

213. Подымова Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1996. - 402 с.

214. Поздняк Л.В. Подготовка специалистов нового поколения: О некоторых вопросах государственных образовательных стандартов // Дошкольное воспитание. 2000. - № 2. - С. 86-90.

215. Поздняк Л.В. Профессиональная подготовка специалистов // Дошкольное воспитание. 1985. - №7. - С. 58-61.

216. Полева Г.И. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2002. 200 с.

217. Политология: Словарь-справочник / М.А. Васик, М.С. Вершинин и др. М.: Гардарики, 2000. - 328 с.

218. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь -справочник. -М.: Новая школа, 1995. 255 с.

219. Пономарев Я. А. Проблемы исследования творчества // Проблемы философии. 1978. - Вып. 44. - С. 19-28.

220. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань, 1989.-204 с.

221. Популярная психология: Хрестоматия /Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. - 399 с.

222. Прима Г.В. Игра-драматизация в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 1980. -№ 5. - С. 37-39.

223. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. - 190 с.

224. Проблемы освоения театральной педагогики в профессиогрльно-педагогической деятельности будущего учителя: Матер. Всесоюз. науч.-прак. конф. Полтава, 1991. - 384 с.

225. Проблемы способностей / Отв. ред. В.Н. Мясищев. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. - 305 с.

226. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1982. - 180 с.

227. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.

228. Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. -М.: Академия, 1996. 416 с.

229. Психология ребенка-зрителя: Тез. докл. к Всерос. конф. по эстетическому воспитанию (июль 1971). М., 1971. - 48 с.

230. Пухова Т.И. Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте: Дне. канд. пед. наук. М., 1999. - 175 с.

231. Рабочая книга социолога /Под ред. Г.В. Осипова, М.: Наука, 1983.-477 с.

232. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. JL А. Венгера; Научно-исследовательский ин-тедошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986.-224 с.

233. Ратт Т.А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к развитию творческого потенциала учащихся: Дис. канд. пед. наук. Пермь, 2000. - 238 с.

234. Реуцкая НА. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольников / Под ред. CJ1. Новоселовой. -М.: Просвещение, 1989. С. 166-170.

235. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2. 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 480 с.

236. Рогов Е.И. Психология человека. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-320 с.

237. Рогушин М.С. Развитие педагогической техники в театральной педагогики современности // Театр. 1996. - № 3. - С. 31-36.

238. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая русская энциклопедия, 1994. - 604 с.

239. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика, 1889.-Т 2.-328 с.

240. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

241. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория в практике: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. - 369 с.

242. Рындак В.Г. Москвина А.В. Личность. Творчество. Развитие: Учеб.-метод. пособие по педагогике творчества /Под ред. В.Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001. — 290 с.

243. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (в процессе педагогических инноваций). М.: Педагогический вестник, 1998. - 116 с.

244. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статистика, 1971. - 368 с.

245. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

246. Савинков J1.A. Педагогическое обеспечение преемственности управления образовательным процессом гимназии: Автореф. дис.канд. пед наук. Магнитогрск, 1998. -22 с.

247. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2002. - 47 с.

248. Сайгушева Л.И. В помощь изучающим педагогику: Учеб.-метод, пособие. Магнитогорск: МаГУ, 1999. - 56 с.

249. Сайгушева Л.И. Гибкие технологии обучения как фактор самообразования студентов // Вестник МаГУ: Периодический научный журнал. Магнитогорск: МаГУ, 2000. - С. 184-185.

250. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. - 208 с.

251. Селиванова Л.Т. Кукольный театр в детском саду //Дошкольное воспитание. 1961. - № 12.

252. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М., 1988.- 192 с.

253. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.

254. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та. -1991. - 232 с.

255. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1988. - № 9. - С. 55.

256. Силивон В.А. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. 1983. - №4. - С. 9-12.

257. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МГУ, 1995. - 188 с.

258. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. 1993. - № 10. - С. 69-72.

259. Синельников В. США: проблема детского творчества // Дошкольное воспитание. 1993. - №3 - С. 84-86.

260. Система эстетического воспитания в детском саду // Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. М. - Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. - 372 с.

261. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 107 с.

262. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие. М, 1993. - 260 с.

263. Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997. - 224 с.

264. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головиен. Минск: Хорвит, 1997. - 800 с.

265. Словарь русского языка/ Гл. ред. А. П. Евстигнеева М., 1988. - Т. 4. - С. 345.

266. Смирнов А.А. О психологической готовности к труду // Вопросы психологии. 1984. - №5. - С. 107-114.

267. Смирнов Е. Влияние кукольного театра на развитие детей // Дошкольное воспитание. 1981. - № 6. - С. 81-83.

268. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. - 144 с.

269. Смолкин A.M. Методы активного обучения: Научно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. - 176 с.

270. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Т. Программа «Театр-творчество-дети» (Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства). М.: МИПКПО, 1995.

271. Способности и склонности: Комплексные исследования /Под ред. Э.А. Голубевой; Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологи Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 200 с.

272. Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1957. -Т. 2. - 427 с.

273. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. - 576 с.

274. Стрелкова Л.П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - С. 117-125.

275. Стуль М.П. Воспитание искусством: в театр всей семьей. Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1986. - 192 с.

276. Сурио Э. Искусство и философия // Вопросы философии. -1994. -№ 7-8. С. 104-118.

277. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев: Лумина, 1979. 621 с.

278. Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя. Дис. канд. психол. наук. СПб.: СПБГУ, 1997. - 160 с.

279. Танина Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: Дис.канд. пед. наук. М., 1999. - 167 с.

280. Театральная педагогика в работе учителя, классного руководителя: Учеб. пособие /Сост. А.Б. Вэскер М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000.-44 с.

281. Театральная энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. П. А. Марков. М., Сов. энцикл., 1967. -Т. 5. - С. 11-114.

282. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. - С. 9-20.

283. Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. - С. 7-131.

284. Трусова Е.И. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 178 с.

285. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.

286. Уметбаев З.М. Основы педагогической техники: Учеб. пособие. -Магнитогорск: МГПИ, 1997. 123 с.

287. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-X1 классов: Программа, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова. М.: НИИ художественного воспитания, 1990. - 73 с.

288. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. завед. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с.

289. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. Челябинск: ЧГПИ, 1997. - 16 с.

290. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. 3-е изд.; испр. -М.: Просвещение, 1981.- 176 с.

291. Ушакова О.С. Развитие поэтического слуха как одно из условий словесного творчества детей 6-7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1973.-23 с.

292. Ушачев В.П. Творчество в системе образования: Монография. М., 1995. - 219 с.

293. Федеральная программа развития образования // Народное образование. -1999. № 9.-С. 29-68.

294. Федорова О. Синергетическая модель образования // Мир образования. -1997. -№5. с. 14-16.

295. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов, энцикл., 1989. - 815 с.

296. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. - 576 с.

297. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961. - С. 290-302.

298. Фольклор музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов доп. образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 217с.

299. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-288 с.

300. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - С. 87-99.

301. Фурмина Л.С. Детские театрализованные игры // Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1980.-С. 180-189.

302. Хлоповских О.Г. Организационно-педагогические условия повышения эффективности начальной профессиональной подготовки учащихся на основе дифференциации образовательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. - 25 с.

303. Христева А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук -Магнитогорск, 1996. 200 с.

304. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М., 1974.- 175 с.

305. Художественная самостоятельная деятельность детей 4-7 лет /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1979. - 189 с.

306. Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу. М.: Линка-Пресс. 1999. - 161 с.

307. Целикова В.В. Социально-психологический тренинг как форма подготовки коммерсантов к профессиональной деятельности // Журнал практической психологии. 1996. - № 4. - С. 34-43.

308. Чемортан С.М. Способы формирования художественно-речевой деятельности старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М., 1982. - 201 с.

309. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Чернилевского. М.: Экспедитор,1996.-288 с.

310. Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986.

311. Чехонина О.И. Особенности психического развития одаренных детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М.,1997.- 16 с.

312. Чечерин А.И. Основы драматургии театральных представлений: История итеория: Учебник для институтов культуры. М.: Просвещение, 1981. 325.Чистякова М.П. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова.- 2-е изд.

313. М.: Просвещение, 1995. 160 с. 326.Что такое театр: Книга для детей и их родителей /Сост. А.В. Оганесян.

314. М.: Линка-пресс, 1997. 40 с. 327.Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / Рос. гос. пед. ун-т., Юж. отд-ние РАО. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1995. - 271 с.

315. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. - 320 с.

316. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей; Отв. ред. В. И. Дружинин, В. Д. Шадриков. -М.: Наука, 1991.-C.il.

317. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Издательская фирма «Логос», 1993 181с.

318. Шакирова Р.Г. Структура и уровни психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности: Дис. канд. психол. наук. -М, 1993.

319. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Белгород, 2000. 24 с.

320. Шабаева М.Ф., Ротенберг В.А., Чувашов И.В. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Л.Н. Литвина. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 352 с.

321. Шаяхова Р.К. Педагогические условия и критерии развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1999. - 187 с.

322. Шедерина Н.И. Творческие работы в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук. -М., 1998.- 180 с.

323. Ширяева В.Г. Детское творчество и театральное искусство // Известия АПН РСФСР. 1947. - Вып. 11.

324. Щербаков А.И. Психология труда и личности учителя. Л.: Просвещение, 1976. - 134 с.

325. Эльконин Б.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. М.: Изд-во «Института практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1995. - 416 с.

326. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

327. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

328. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя /Сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

329. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.

330. Юревич С.Н. Организационно-педагогические требования подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности в условиях современной школы: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. - 169 с.

331. Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе: Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. -М„ 1995.-С. 7-49.

332. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С. 31-42.

333. Яковлева М.Г. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. -№ 5.-С. 37-42.

334. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. -Челябинск, 1992.-403 с.

335. Ячменева В.В. Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. - 178 с.

336. Papalia, Diane Е. A child' worlds: enfancy through adolescence / Diane E. Papalia, Sally Wendkos Olds. MCGRAW - HIU, 1990.

337. Torrans E. P. The Torrance Test of Creative Thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.