Поэтика английского галантно-героического романа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Кузнецова, Алена Андреевна

  • Кузнецова, Алена Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 187
Кузнецова, Алена Андреевна. Поэтика английского галантно-героического романа: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2012. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кузнецова, Алена Андреевна

Содержание

Введение

Глава I. Литературный контекст. Авторы романов и их читатели

1.1. Английский роман конца XVI - XVII в

1.2. Салонная культура и галантно-героический роман

1.3. Авторы галантно-героических романов и их отношение к художественному творчеству

1.4. Политическая проблематика романов и дидактические задачи авторов

Глава 2. Жанровое своеобразие английского галантно-героического

романа

2.1. Проблема «правды» и вымысла

2.2. Хронотоп

2.3. Тип героя

2.3.1. Галантность

2.3.2. Концепция героического

2.3.3. Проблема эпического и романического в образе героя

Глава 3. Черты барокко в английском галантно-героическом романе

3.1. Изменчивость / непостоянство

3.2. «Мир - театр»

3.3. «Неясность» (obscurity), «тьма» (darkness), «лабиринт» (labyrinth), «растерянность» (perplexity)

3.4. Мировоззрение героя барокко

3.5. Внутренний разлад и кризис идеала

3.6. «Погруженность в сферу знания», «свод», «тайна»

Заключение

Приложение 1. «Теофания»: основные сюжетные линии

Приложение 2. «Аретина» Дж. Макензи: основные сюжетные линии

Приложение 3. «Партенисса» Р. Бойла: основные сюжетные линии

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика английского галантно-героического романа»

Введение

Английский роман XVII в. в отечественном литературоведении практически не исследован. В академической «Истории английской литературы» лишь творчеству Джона Бэньяна посвящена отдельная глава A.A. Аникста и в разделе «эксцентрики» упомянута эссеистическая, проповедническая и биографическая проза Томаса Броуна, Томаса Фуллера и Исаака Уолтона. О романе XVII в., который писался почти исключительно роялистами, сказано: «Роялистский лагерь, однако, не выдвинул ни одного действительно крупного писателя. Литературное творчество сторонников Стюартов не отличалось ни значительностью форм, ни богатством идейного содержания; оно характеризуется в целом тенденциями упадка и разложения»1. Этот социологический подход преодолен в недавней «Истории зарубежной литературы XVII века», где имеется содержательная статья Н.Т. Пахсарьян о европейском романе барокко, однако и в ней английские авторы только упомянуты2. В последнее время появились также небольшое предисловие А.Н. Горбунова

О

к переизданию «Пути паломника» Джона Бэньяна , монография С.А. Ватченко4, посвященная творчеству Афры Бен, и ряд коротких статей в сборнике «Проблемы становления и развития зарубежного романа от Возрождения к Просвещению»5.

XVII век в Англии в целом справедливо рассматривается литературоведами преимущественно как век поэзии и драматургии. Между тем, как свидетельствует библиография, за это столетие было опубликовано около 450 произведений художественной прозы (включая

1 История английской литературы. 3 т. М.; Л.: АН СССР, 1943-1958. Т. I, вып. 2. С. 156.

2 Пахсарьян Н.Т. Европейский роман барокко // История зарубежной литературы XVII века. М.: Высшая школа, 2005. С. 395-416.

3 Горбунов А.Н. Путь сквозь узкие врата // Дж. Беньян. Путь паломника. М., 2001.

4 Ватченко С.А. У истоков английского антиколониального романа: творческие поиски Афры Бен. Киев: Наукова думка, 1984. 281 с.

5 Днепропетровск, 1986.

переводы)6. Правда, XVII век не дал таких шедевров, как «Аркадия» Филипа Сидни в XVI столетии или романы Дефо, Ричардсона, Филдинга и др. в XVIII в. Тем не менее, английская проза развивалась, отвечая на запросы и потребности постепенно возраставшей читательской аудитории: она выражала трагичное барочное мироощущение эпохи, обращалась к актуальным политическим проблемам, ставила сложные моральные вопросы, в ней происходили интересные жанровые поиски и эксперименты. Поэтому она заслуживает внимания исследователя.

Среди наиболее примечательных прозаических произведений эпохи можно назвать трактат «Анатомия меланхолии» (1621) Роберта Бёртона, «точнейший и полнейший анатомический атлас ума человека начала XVII

п

века» , размышления о религии и астрологии «Religio Medici» (1643) Томаса Брауна, фантастический роман Маргарет Кавендиш «Пылающий мир» (1666) и религиозные аллегории Джона Бэньяна «Путь паломника» (I ч. - 1678, II ч. - 1684) и «Жизнь и смерть мистера Бэдмена» (1680), выполняющие преимущественно дидактическую функцию. Все эти произведения носят морально-философский характер и важны для понимания мировоззрения эпохи, однако, они, на наш взгляд, недостаточно описаны в критической литературе. Еще меньше известно в отечественном и зарубежном литературоведении о романе того времени, а между тем, «английские романы в прозе предъявляли серьезное требование, чтобы их считали отдельным жанром литературы XVII в. Они проявляли жанровое самосознание, когда указывали на происхождение от греческого романа IV в. до н.э. Эфиопики Гелиодора через Аркадию Сидни; аллюзиями и упоминаниями друг о друге они демонстрировали взаимосвязь как группы, что говорило также о том, что они рассчитывали

6Mish Ch. English Prose Fiction 1600 to 1700: A Chronological Checklist. Charlottesville, 1967.

7 Елифёрова M.B. Анатомия меланхолии // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №3. -С. 219-221.

на читателя, хорошо осведомленного относительно представителей жанра»8.

Объектом исследования настоящей диссертации являются три английских романа, созданных в середине XVII века: анонимная «Теофания» (1655, иногда приписывается перу сэра У. Сейла)9, «Аретина» (1660) сэра Джорджа Макензи10 и «Партенисса» (1655 -1669) сэра Роджера Бойла, первого графа Оррери11. Эти романы относятся к «высокой», галантно-героической, ветви развития романа. Предметом исследования являются жанровое своеобразие и особенности литературного стиля этих романов. Для выявления жанрового и стилевого своеобразия названных романов мы сопоставляем их с предшествующей английской романной традицией (главным образом «Аркадией» Филиппа Сидни12) и с французским галантно-героическим романом Мадлены де Скюдери и JIa Кальпренеда.

В английском литературоведении, как и в отечественном, роман XVII в. привлекал меньше внимания, чем роман более ранних и последующих эпох. Первые исследователи Шарлотта Морган13 и Е.А. Бейкер14 рассматривали прозу XVII в., ориентируясь на жанровые формы романа XVIII и XIX вв. как на образец и предъявляя этой прозе те требования, которым она не могла соответствовать. Ян Уотт в авторитетном исследовании «Становление романа»15 показал, как зарождается роман из современной жизни (novel) в отталкивании от стереотипов и условностей предшествующей традиции галантно-героического романа (romance).

8 Zurcher А.А. Seventeenth century English romance: allegory, ethics, politics. NY, 2007. Introduction.

9 Theophania: or Severall Modern Histories Represented by way of Romance and Politickly Discours'd upon; by An English Person of Quality. London, 1655.

10 Mackenzie G. Aretina; Or, The Serious Romance. Written originally in English. Edinburgh, 1660.

11 Boyle R., first Earl of Orrery. Parthenissa, a Romance. In Four Parts. London, 1655-1669.

12 Sidney Ph. The Countess of Pembrokes Arcadia. Cambridge, 1912.

13 Morgan Ch.E. The Rise of the Novel of Manners: a study of English prose fiction between 1600-1700. NY, 1911.

14 Baker E.A. History of the English Novel. London, 1929. V. 3.

15 Watt I. The Rise of the Novel. University of California Press, 1957. 319 p.

Естественно, что традиция romance получила в его работе

преимущественно негативное освещение.

В 1980-е годы появилось несколько содержательных исследований,

посвященных проблемам эволюции культурного сознания XVII века, как

периода переходного от куртуазного и галантно-героического романа

{romancé) к роману, изображающему современную реальность с ее

бытовыми подробностями, который получил в английской литературе

новое жанровое наименование novel. Леннард Дэвис16 исследует проблемы

соотношения факта и вымысла, отношения к новому и новизне, опираясь

на идеи Мишеля Фуко. Майкл МакКеона в работе «Рождение английского

романа 1600-1740»17 анализирует проблемы, связанные с

эпистемологическим кризисом эпохи (пониманием «правды», в том числе

исторической правды) и кризисом личности (героя). Дж. Пол Хантер в

18

монографии «Предшественники романов» рассматривает в социологическом аспекте изменение читательской аудитории и в связи с этим изменение повествовательных форм и условностей. Эти труды содержат множество ценных наблюдений, касающихся менталитета эпохи, отношения к художественному вымыслу, но не содержат конкретного развернутого анализа самих романов. Их авторы рассматривают роман XVII в. как переходное явление, интересное не столько само по себе, сколько как подготовительный этап к роману XVIII века (novel).

Наиболее плодотворной нам представляется позиция Пола Зальцмана, который в книге «Английская художественная проза 1558-1700: критическая история»19 поставил задачу рассмотреть роман XVII века как самоценный, безотносительно к становлению традиции novel. В связи с проблематикой развития romance он представляет эпоху Ренессанса как время экспериментов с прозаической формой, и считает, что литераторы

16 Davies L.J. Factual Fictions: The Origins of the English Novel. NY, 1983.

17 McKeon M. The Origins of the English Novel 1600-1740. Baltimore, London, 1987.

18 Hunter J.P. Before Novels. NY, 1989.

19 Salzman P. English Prose Fiction 1558-1700: A Critical History. Oxford, 1985.

XVII века продолжили эти эксперименты и создали большое разнообразие жанровых вариантов. Учитывая в своем исследовании не только оригинальные романы, но и переводы, П. Зальцман уделяет внимание проблеме влияния французских образцов на английский роман барокко. В нашем исследовании мы опираемся на работу П. Зальцмана, который рассматривает английский галантно-героический роман, выделяя в нем две жанровые разновидности: политико-аллегорическую и собственно галантно-героическую. Однако подробного анализа романов в своей обзорной работе П. Зальцман, разумеется, не дает.

В конце 1980-х - 1990-х годах был опубликован ряд исследований, посвященных более узкому периоду развития английской литературы -двум десятилетиям гражданской войны. В этой связи стоит отметить работу Лоиса Поттера «Тайные обычаи и тайная литературная

90

деятельность: Роялистская литература, 1641-1660» и «Литература и революция в Англии, 1640-1660»21 Найджела Смита. Л. Поттер ставит своей задачей рассмотреть литературную деятельность круга аристократов, поддерживавших Карла I, в контексте их противостояния, в том числе литературного, правящей партии парламентариев. Галантно-героический роман XVII в. в этом исследовании представлен как часть роялистской «культуры», которая «выжила, несмотря на многочисленные попытки уничтожить ее» и «смогла навязать свою точку зрения на события эпохи»22. Написание романа, таким образом, становится в один ряд сначала с изданием в Оксфорде и распространением в Лондоне сводок новостей (Mercurius Aulicus), затем с публикацией запрещенных политических журналов (Mercurius Melancholicus, Mercurius Pragmaticus) и автобиографии короля (Eikon Basilikè). Роман, утверждает Л. Поттер, свидетельствовал о том, что его автор относил себя к партии роялистов:

20 Potter L. Secret rites and secret writing: Royalist literature, 1641-1660. Cambridge University Press, 1989.

21 Smith N. Literature and Revolution in England, 1640-1660. New Haven, London: Yale University Press, 1994.

22 Potter Lois. Op. cit. P. 3.

«Были некоторые литературные формы, которые принадлежали только роялистам, и которые стали предметом сатиры парламентариев. Это пьесы... и романы» . По словам автора работы, парламентарии в средствах массовой информации часто сравнивали планы роялистов по восстановлению монархии с романами, повествующими о вымышленных (т.е. лживых) событиях, а аристократы, наоборот, ассоциировали себя с героями галантно-героических романов и при дворе культивировали миф о куртуазной любви Карла I и Генриетты Марии Французской в духе «Аргениды» Дж. Барклая. JI. Поттер определяет свое исследование как герменевтическое, а галантно-героический роман интересует автора только с точки зрения закодирования в нем современной политической проблематики, в чем он видит проявление «тайной» роялистской эстетики. В отношении истории жанра, исследователь упоминает лишь «Аркадию» Ф. Сидни и кратко останавливается на судьбе «Аргениды» в Англии XVII в.

Н. Смит в исследовании «Литература и революция в Англии, 16401660" говорит о прямой взаимосвязи жанровых форм и социально-политических событий 1640-х годов. Автор монографии соотносит всеобщие изменения в литературных жанрах с кризисом гражданской войны и с кризисом национальной идентичности. По мнению исследователя, сдвиг в национальной идентичности англичан повлек за собой трансформации практически во всех жанрах художественной литературы, включая роман: «Другие жанры литературы были вовлечены в национальный конфликт. В частности, прозаический роман стал собственностью роялистов, но с казнью короля, структура романа аркадийного типа была признана упадочной, и новые формы французского романа, с автобиографическим приемом повествования от первого лица, заняли его место»24. Политико-аллегорический роман, хотя Н. Смит так его

23 Potter Lois. Op. cit. P. 74.

24 Smith N. Op. cit. P. 11.

не называет, продолжает традицию "Аркадии" Ф. Сидни, вводит политическую проблематику вслед за ней, а потом в 1650-х исчезает и уступает место новому роману, написанному по французским образцам. Отказ от отечественной традиции связан с разочарованием роялистов -англичан в судьбах монархии, отчаянием, охватившим королевский лагерь после казни Карла I. Хотя, как отмечает исследователь, поражение аристократии - не единственная причина: «Он [роман] не только ассоциировался с роялизмом... в нем не было ответов на вопрос о том, как противостоять трудному положению, в котором оказались большинство его читателей»25. В новом романе нет такой обильной политической проблематики, его герой демонстрирует душевные переживания, сближаясь с жанром духовной автобиографии и с романом XVIII в.

В настоящее время XVII в. считается полноправным периодом в истории английского романа, о чем говорит исследование Амелии Цурхер «Английский роман семнадцатого века». «Эта книга преследует две цели, - пишет в предисловии автор, - доказать, во-первых, что прозаический роман - доминирующая форма художественной повествовательной литературы той эпохи, и, во-вторых, что этим жанр обязан во многом своей близости одной из главных проблем философской мысли Англии XVII в. - проблеме эгоизма, во всей ее сложности и утонченности»26. В противовес JI. Поттеру, который рассматривает английский роман XVII в. с роялистских позиций, А. Цурхер считает, что политическая проблематика не играет ведущую роль в истории становления жанра: «В 1640-х и 1650-х годах роман в большинстве случаев не старался... привести аргументы против роялизма, или установить принципы, на которых можно основать прочную монархию. Скорее, он имел дело с актуальной проблемой интереса [эгоизма] в отношении предметов, жанровая конвенциональность которых может заставить нас недооценить

25 Smith N.Op. cit. P. 239.

26 Zürcher A.A. Op. cit.

их потенциальную значимость - любовь, престолонаследие, наивысший героизм»27.

Актуальность исследования определяется неизученностью английского галантно-героического романа не только в отечественном, но во многом и в англоязычном литературоведении в сочетании с высокой значимостью галантно-героического романа в истории развития жанра. Между тем, очевидна положительная динамика в исследовании английского романа второй половины XVII в. Если в начале XX в. был опубликован ряд работ, в которых английский галантно-героический роман получал отрицательную характеристику, то в последней четверти XX столетия ученые выделяют его как самостоятельное явление в истории английской литературы, а в последние годы можно наблюдать возрастание интереса зарубежных исследователей к феномену английского галантно-героического романа, что свидетельствует об актуальности и востребованности рассматриваемого в диссертации материала. Однако, ни в общем очерке истории английского романа XVII в. Пола Зальцмана, ни в монографии А. Цурхер, ни в специальных статьях об избранных нами романах не содержится подробного анализа проблематики английского галантно-героического романа, его жанрового своеобразия и особенностей литературного стиля - тех проблем, которые являются непосредственным предметом нашего диссертационного исследования.

Новизна исследования связана с тем, что мы впервые вводим в отечественный научный обиход три названные романа, анализируем особенности их художественной формы и стиля. Кроме того, зарубежная критика рассматривает английский галантно-героический роман главным образом на основании тех или иных тематических рубрикаций. Вследствие этого жанр галантно-героического романа предстает в этих исследованиях не в развитии, а в его связи с политическими событиями в Англии того периода (Н. Смит «Литература и революция», 1994), социальной

27 Zürcher A.A. Op. cit. P. 16.

принадлежностью (JI. Поттер «Тайные обычаи и тайная литературная деятельность: Роялистская литература, 1641-1660», 1989) или морально-философской проблематикой (А. Цурхер «Английский роман семнадцатого века», 2007). Мы же в нашей работе анализируем английский галантно-героический роман с точки зрения отечественной исследовательской традиции и с учетом метода исторической поэтики, показываем его типологические связи с рыцарским романом Средних веков и Возрождения и намечаем перспективу развития данной жанровой разновидности в литературе XVIII в.

Сложно сказать, насколько английский галантно-героический роман был распространен среди читателей XVII в., во всяком случае, нам представляется, что он не был востребован за пределами Британских островов. Об этом говорят несколько факторов: во-первых, события гражданской войны препятствовали полноценному развитию литературного процесса, во-вторых, обе разновидности английского галантно-героического романа сформировались под влиянием французских образцов, которые были не только широко известны по всей Европе, но и переводились на многие языки, включая английский. Поэтому читатель XVII в., в том числе английский, рассматривал его как преемственный и подражательный по отношению к французскому. Вопрос, почему и современная критика оставляет английский галантно-героический роман без внимания - ведь большинство исследовательских работ посвящено французскому, а не английскому, галантно-героическому роману - остается открытым.

Так как французское влияние, действительно, играло большую роль в становлении галантно-героического романа, мы привлекаем исследование Марка Бэннистера «Привилегированные смертные. Французский галантно-героический роман, 1630-1660» (1983)28. М. Бэннистер рассматривает

28 Bannister М. Privileged Mortals: The French Heroic Novel, 1630-1660. Oxford University Press, 1983.

концепцию героического во французском романе, ее связь с политическими и моральными учениями эпохи (в частности, с учением Макиавелли), выделяет два типа героя: положительный и отрицательный, что возможно применить и к анализу английского галантно-героического романа. М. Бэннистер использует синхронический подход для анализа нескольких наиболее значимых французских образцов галантно-героического романа и на основе сравнения выделяет три константные составляющие образов главных героев. Однако, в исследовании очевиден недостаток параллелей со средневековым и ренессансным рыцарским романом, их связей с галантно-героическим романом и его героем-рыцарем.

Актуальность исследования М. Бэннистера объясняется отсутствием к моменту написания его работы какого-то обобщающего труда о французском галантно-героическом романе, жанровая природа которого определяется по-разному. В частности, его разделяют на любовный, исторический и героический, различия между которыми весьма туманны, пишет исследователь. К примеру, указывает Бэннистер, неясно, на каких основаниях Всеобщая библиотека романов (1775-89) считает «Кассандру» и «Митридата» героическими романами, «Великого Кира» - историческим, а «Полександра» и «Ибрагима» - любовными. С опубликованием книги М.

29

Мажанди среди исследователей наметилась тенденция определять жанр галантно-героического романа через «исторические притязания» авторов и тем самым различать роман «героический» и «авантюрный». Для «героического» романа характерно стремление к правдоподобию и изображению исторического материала, а для «авантюрного» - «свобода воображения и невнимание к истории». М. Бэннистер считает подобное разделение произведений писателей XVII в. «искусственным», так как их авторам присуща общность «целей и мировоззрения»30.

29 Magendie M. Le Roman français au XVIIe - siècle de l'Astrée au Grand Cyrus. Paris, 1932.

30 Bannister M. Op. cit. P. 5-6.

Что касается романов, которые составляют непосредственный объект нашего исследования, то мы располагаем биографиями сэра Джорджа Макензи, автора «Аретины»31, и сэра Роджера Бойла, автора «Партениссы»32, а также двумя статьями, посвященными «Аретине»: М. Спиллера «Первый шотландский роман: Аретина сэра Джорджа Макензи»

•з л

(1979) и Айрин Бисмайер «Аретина 1660 сэра Джорджа Макензи» (2003)34. К сожалению, нам осталась недоступной статья Огастеса Шеарера «Теофания: английский политический роман 17 века» (191 б)35.

В первой статье, посвященной «Аретине», М. Спиллер утверждает, что роман XVII в. {romance) представляет собой сочетание дискурса {discourse) к интриги {intrigue). «Интрига может заключать в себе дискурс, как во французских пасторальных романах и в Аркадии Сидни, где череда событий, которые можно изложить кратко, растягивается с помощью интриги, а в это время герои предаются рефлексии» . В концепции М. Спиллера рыцарский роман стоит особняком: в нем нет интриги, т.к. «интрига предполагает только человеческие мотивы», и дискурса, а только действие {event). Автор статьи считает, что Дж. Макензи в предисловии к «Аретине» указывает на те же три компонента: дискурс, интригу и действие, только называет их иначе: моральная философия (moral philosophy), роман (romance) и история (history). Исследователь условно делит роман на две части: дискурс и интригу: «Осмысливая саму историю [рассказанную в «Аретине»], мы сталкиваемся с проблемой, что изложить сюжет значит охватить только половину романа. Требуется два изложения:

31 Lang A. Sir George Mackenzie: King's Advocate, of Rosehaugh. His Life and Times. 1636 (?)-1691. London, 1909.

32 Lynch K.M. Roger Boyle, First Earl of Orrery. University of Tennessee Press, 1965.

33 Spiller M.R.G. The First Scots Novel: Sir George Mackenzie's Aretina (1660) // Scottish Literary Journal. - University of Aberdeen, 1979. - № 11. - P. 1-20.

34Beesemyer I.B. Sir George Mackenzie's Aretina of 1660 // Scottish Studies Review. -Association for Scottish Literary Studies, 2003. - V.4. - № 1. - P. 41-68.

35 Shearer A.H. Theophania: an English Political Romance of the 17th Century // Modern Language Notes, 1916. - № 31.

36 Spiller M.R.G. Op. cit. P. 2.

интриги и дискурса» . Мы не разделяем концепцию М. Спиллера. В главе II нашего исследования мы покажем, что автор «Аретины», сравнивая роман и историю, и отдавая предпочтение над ними моральной философии, решает проблему «правды» (history) и «вымысла» (fiction), актуальную для жанра романа в XVII веке.

А. Бисмайер в статье «Аретина 1660 сэра Джорджа Макензи» (2003) не характеризует жанр исследуемого ею романа, но уделяет внимание политической осведомленности Дж. Макензи относительно событий гражданской войны, аудитории, к которой обращено произведение и некоторым аллюзиям, найденным ею.

Цель данного диссертационного исследования - определить место галантно-героического романа в литературно-историческом процессе Англии и продемонстрировать его барочную специфику на примере трех английских романов: анонимной «Теофании», «Аретины» Дж. Макензи и «Партениссы» Р. Бойла - в контексте развития жанра romance в английской литературе середины XVII века. Чтобы подойти к английскому галантно-героическому роману с точки зрения исторической поэтики и вписать его в логику эволюции жанра от рыцарского романа Средневековья к рыцарско-куртуазному роману эпохи Возрождения и галантно-героического роману XVII в., мы обратились к исследованию

о о

Е.М. Мелетинского «Введение в историческую поэтику эпоса и романа» . Вслед за Е.М. Мелетинским мы рассматриваем гармоническое сочетание эпического и романического начал в образе героя куртуазного романа Средних веков, начало их дисгармонизации в герое-рыцаре романа Возрождения (на примере «Аркадии» сэра Филипа Сидни) и окончательную дисгармонию эпического и романического в образе героя галантно-героического романа. Как мы покажем в ходе нашего исследования, романическое начало в галантно-героическом романе

37 Spiller M.R.G. Op. cit. P. 8.

38 M.: Наука, 1986.319 c.

вытесняет эпическое. Оно не только обозначает доминанту чувств над долгом для самих героев романов, но и оправдывает другое название галантно-героического романа - квазиисторический. Эпические (исторические) события в романе интерпретированы с точки зрения любовного сюжета, от перипетий частной жизни напрямую зависят судьбы государств.

По мысли Е.М. Мелетинского, галантно-героический роман не имеет продолжения в истории развития жанра, т.к. роман XVIII в. ориентирован на его антипод - плутовской роман.

В связи с поставленной целью мы видим задачи исследования в том, чтобы:

- дать подробную характеристику литературного и культурного контекста, в котором создавались названные романы;

- рассмотреть биографии их авторов, выявляя в них общие культурно-исторические черты (происхождение, интересы, участие в политической жизни и т.п.);

- охарактеризовать политико-историческую проблематику романов, особенности проявившегося в них интереса к древней истории;

- проанализировать жанровые особенности галантно-героического и его разновидности - политико-аллегорического романа;

- рассмотреть типы героев и концепцию героического; связь характеристики героев с актуальными моральными и политическими учениями эпохи;

- выявить и проанализировать топосы барокко в указанных романах.

Чтобы выявить связь героев галантно-героического романа с

моральными и политическими учениями эпохи, мы обратились к учениям Гоббса и Макиавелли. Н.Э. Микеладзе в исследовании «Шекспир и Макиавелли: тема «макиавеллизма» в шекспировской драме» (2005) рассматривает отношение литераторов в Англии конца XVI - начала XVII в. к трактату Н. Макиавелли «Государь». Неприятие учения Макиавелли

английскими драматургами конца XVI - начала XVII в. (К. Марло, Т. Кид, У. Шекспир) выразилось в создании образов эгоистичных и коварных героев-макиавеллистов. В главе II нашей диссертации мы анализируем тип героя галантно-героического романа, чтобы выяснить, соответствуют ли некоторые герои исследуемых нами романов представлению о герое-макиавеллисте шекспировских времен, и обладают ли они тем же набором качеств макиавеллиста, о которых говорит Н.Э. Микеладзе в связи с драмой английского Возрождения, или восприятие учения Макиавелли в Англии второй половины XVII в. изменилось по сравнению с предшествующим периодом.

По стилистике все анализируемые нами романы демонстрируют особенности эстетики и мировосприятия барокко. Литература, посвященная барокко, достаточно велика, и мы остановимся на исследованиях, которые нам показалось возможным применить к осмыслению наших романов. Вслед за A.B. Михайловым мы понимаем барокко как «стиль эпохи», в котором воплощаются присущие ей особенности мышления. Эти особенности следует понимать системно, так как некоторые черты и категории, типичные для барокко, встречаются и в другие эпохи в других художественных системах, но приобретают в барокко свое специфическое значение39.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кузнецова, Алена Андреевна, 2012 год

Библиография

Тексты английских романов XVII в. и их читательниц

An Anthology of Elizabethan Prose Fiction / ed. P. Salzman. - Oxford University Press, 1987. - 417 p.

An Anthology of Seventeenth-Century Fiction / ed. P. Salzman. - Oxford, NY: Oxford University Press, 1991. - 562 p.

Barclay, J. Argenis. 2 v. / J. Barclay; edited and translated by Mark Riley and Dorothy Pritchard Huber. - Arizona Center for Medieval and Renaissance Studies, 2004.

Boyle R., first Earl of Orrery. Parthenissa, a Romance. In Four Parts / Roger Boyle.

The First Part. V. 1 - London, 1655. - 412 p. V. 2 - London, 1655. - 466 p. The Second Part. 2 v. - London, 1655. - 836 p. (единая нумерация томов).

The Third Part. V. 1 - London, 1656. - 306 p. V. 2 - London, 1669. - 304 P-

Mackenzie,G. Aretina; Or, The Serious Romance. Written originally in English. Part First / G. Mackenzie. - Edinburgh, 1660. - 447 p.

Osborn, D. Letters to Sir William Temple, 1652-54 / D. Osborn; ed. Kenneth Parker. - Ashgate, 1987.

Philips, C. The Matchless Orinda. Collected Works. 3 v. / ed. Patrick Thomas. -Stump Cross (Essex), 1990-1993.

Sidney, Ph. The Countess of Pembrokes Arcadia. 2 v. / Ph. Sidney; ed. A. Feuillerat. - Cambridge, 1912.

Theophania: or Severall Modern Histories Represented by way of Romance: and Politickly Discours'd upon; by An English Person of Quality. - London, 1655. -222 p.

Литература, посвященная жизни и творчеству Р. Бойла,иДж. Макензи и

анонимного автора «Теофании»

Beesemyer, I. В. Sir George Mackenzie's Aretina of 1660 11 Scottish Studies Review. - Association for Scottich Literary Studies, 2003. - V. 4. - № 1. - P. 41-68.

Lang, A. Sir George Mackenzie, King's Advocate, of Rosehaugh: his life and times, 1636 (?) - 1691 / A. Lang. - London, 1909. - 347 p. Lynch, К. M. Roger Boyle, First Earl of Orrery / K.M. Lynch. - University of Tennessee Press, 1965. - 308 p.

Shearer, A. H. Theophania: an English political romance of the 17th century // Modern Language Notes. - 1916. - № 31.

Siegert, E. Roger Boyle, Earl of Orrery und Seine Dramen. Zur Geschichte des Heroischen Dramas in England / E. Siegert. - Wien und Leipzig, 1906. - 75 S. Spiller, M.R.G. The first Scots Novel: Sir George Mackenzie's Aretina (1660) // Scottish Literary Journal. - University of Aberdeen, 1979. - № 11. - P. 1 -20. Tomlinson, Т.Е. The Restoration English History Plays of Roger Boyle, Earl of Orrery // Studies in English Literature, 1500-1900. - 2003. - V. 43. - Iss. 3. - P. 559-577.

Исследования no истории литературы Англии и Франции XVI-XVII веков

Ватченко, С.А. У истоков английского антиколониального романа: творческие поиски Афры Бен / С.А. Ватченко. - Киев: Наукова думка, 1984.-281 с.

Володарская, Л.И. Первая английская поэтика // Сидни, Ф. Астрофил и Стелла. Защита поэзии / Ф. Сидни. - М., 1982. - С. 292-304. Микеладзе, Н.Э. Шекспир и Макиавелли. Тема «макиавеллизма» в шекспировской драме / Н.Э. Микеладзе. - М., 2005. - 492 с.

Михайлов, А.Д. Брантом - автор «Галантных дам» // Брантом. Галантные дамы / Брантом. - С-Пб., 2007. - С. 5-28.

Мусвик, В.А. «Новая Аркадия» Ф. Сидни в контексте культуры рубежа ХУ1-ХУП веков / В.А. Мусвик; автореферат канд. филологических наук. М., 2000.

Никифорова, Л.Р. К вопросу о специфике образной системы в «Новой Аркадии» (1590) Ф.Сидни // Системность литературного процесса. -Днепропетровск, 1987.-С. 163-167.

Никифорова, Л.Р. Проблема жанровой природы «Старой» и «Новой Аркадии» Ф.Сидни / Л.Р. Никифорова; автореферат канд. филологических наук. М., 1988.

Пахсарьян, Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760-х годов / Н.Т. Пахсарьян. - Днепропетровск, 1996. -270 с.

Потемкина, Л.Я. О системе поэтики западноевропейского пасторального романа XVI - начала XVII века // Системность литературного процесса. -Днепропетровск, 1987. - С. 111-119.

Привалова, Л.П. Английский роман последней трети XVI века как художественная система (к постановке проблемы) // Системность литературного процесса. - Днепропетровск, 1987. - С. 107-111. Проблемы становления и развития зарубежного романа от Возрождения к Просвещению. - Днепропетровск, 1986.

Решетов, В.Г. Английская литературная критика ХУ1-ХУП веков. Период ее становления / В.Г. Решетов. - М., 1984.

Чекалов, К.А. Формирование массовой литературы во Франции / К.А. Чекалов.-М., 2008.

Чеснокова, Т.Г. Шекспир и пасторальная традиция английского Возрождения / Т.Г. Чеснокова. - М., 2000. - 259 с.

Халтрин-Халтурина, Е.В. Антология поэтических форм в «Старой Аркадии» Филиппа Сидни: под знаком противостояния Аполлона и

Купидона // Стих и проза в европейских литературах Средних веков и Возрождения / под ред. JI.B. Евдокимовой. - М., 2006. - С. 117-136. Bannister, M. Privileged Mortals. The French Heroic Novel, 1630-1660 / M. Bannister. - Oxford University Press, 1983. - 252 p.

Barbour, R. Literature and religious culture in the 17th century England / R. Barbour. - Cambridge, 2002.

Bertaud, M. L'Astree et Polexandre : du roman pastoral au roman heroique / M. Bertaud. - Genève : Droz, 1986. - 246 p.

Brinks, E. Meeting over the map: Madeleine de Scudéry's Carte du Pays de Tendre and Aphra Behn's Voyage to the Isle of Love II Restoration: Studies in English Literary Culture, 1660-1700. - 1993. -V. 17. -№1. - P. 39-52. Britland, K. Drama at the Courts of Queen Henrietta Maria / K. Britland. -Cambridge, 2006.

Burrow, C. Epic Romance: Homer to Milton / C. Burrow. - NY, Oxford: Oxford university press, 1993. - 325 p.

Bush, D. English Literature in the Earlier Seventeenth Century, 1600-1660 / D. Bush. - Oxford: Clarendon press, 1948. - VI + 621 p.

Cressy, D. Literacy and Social Order. Reading and Writing in Tudor and Stuart England / D. Cressy. - Cambridge, 1980.

Das, N. Renaissance Romance: the transformation of English prose fiction, 1570-1620/N. Das. - Ashgate, 2011.

Davis, A. Chivalry and Romance in the English Renaissance / A. Davis. -Rochester, NY: D.S. Brewer, 2003. - 263 p.

Davis, L.J. Factual Fictions: The Origins of the English Novel / L.J. Davis. -NY, 1983.

Dhuicq, B. Aphra Behn: Théorie et pratique de la traduction au XVIIe siècle // Franco-British Studies. - 1990. - № 10. - P. 75-98.

Godenne, R. Les Romans de Madmoiselle de Scudéry / R. Godenne. - Droz, 1983.

Hamilton, K.G. The two harmonies. Poetry and prose in the seventeenth century / K.G. Hamilton. - Oxford, London: Clarendon press, 1963. - VI + 218 P-

Haviland, T.P. The Roman de longue haleine on English soil / T.P. Haviland. -University of Pennsylvania, 1931. - 183 p.

Helgerson, R. Forms of Nationhood: the Elizabethan Writing of England / R. Helgerson. - Chicago, 1992.

Hill, C. The Century of Revolution, 1603-1714 / C. Hill. - 1st ed. 1961. 2nd ed. L.; N.Y.: Routledge, 2002. - 368 p.

Hughes, C. Romance, Probability and Politics in England, 1650-1720 / C. Hughes. - Princeton, 1995.

Hull, S.W. Chaste and Obedient: English Books for Women 1475-1640 / S.W. Hull. - San Marino, 1982.

Johnson, S. The Life of Waller // The Works of the English poets, from Chaucer to Cowper / ed. A. Chalmers. - London, 1810. - V. 8. - P. 3-27. Kahn, V. Wayward Contracts. The Crisis of Political Obligation in England, 1640-1674 / V. Kahn. - Princeton, 2004.

King, J. English Reformation literature: the Tudor origins of the Protestant tradition / J. King. - Princeton, 1982.

Kuizenga, D. Des Choses heureusement inventées: Verisimilitude in Clélie // Cahiers du Dix-Septième. - 1989. - №3. - p. 77-87.

Kuizenga, D. Sens unique? Le Roman français en Angleterre au XVIIe siècle // Contacts culturels et échanges linguistiques au XVIIe siècle en France. Actes du 3e colloque du Centre International de Recontres sur le XVIIe siècle Université de Fribourg (Suisse) 1996. - 1997. - P. 171-183.

La Naissance du Roman en France. Topique romanesque de L'Astree a Justine. Colloque organisé en mars 1988 à l'Université de Toronto en collaboration avec la Société d'Analyse de la Topique dans les Oeuvres Romanesques (SATOR) / ed. N. Boursier, D. Trott. - Paris, Seattle, Tübingen, 1990.

Lallemand, M.-G. La lettre dans le récit. Etude de l'euvre de Mlle de Scudéry / M.-G. Lallemand. - Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2000. Lewis, C.S. English Literature in the Sixteenth Century. Excluding Drama / C.S. Lewis. - Oxford University Press, 1944. - 567 p.

Literature and the English Civil War / ed. Thomas Healy and Jonathan Sawday. - Cambridge: Cambridge university press, 1990. - VIII + 268 p. McCanles, M. The text of Sidney's Arcadian world / M. McCanles. - Durham; London: Duke university press, 1989. - 223 p.

McCoy, R.C. Sir Philip Sidney: rebellion in Arcadia / R.C. McCoy. - New Brunswick (N.J.): Rutgers university press, 1979. - XIII + 230 p. McKeon, M. The Origins of the English Novel 1600-1740 / M. McKeon. -Baltimore, London: The Johns Hopkins University press, 1987. - XI + 529 p. Marilyn, L.W. Raising their voices: British women writers, 1650-1750 / L.W. Marilyn. - Michigan, 1990.

Mish, C.C. English Prose Fiction 1641-1660 / C.C. Mish. - Charlottesville, 1952.-17 p.

Morgan, Ch. The Rise of the Novel of Manners. A study of English prose fiction between 1600 and 1740 / Ch. Morgan. - London, 1911. Mueller, M. Les idées politiques dans le roman héroique de 1630 à 1670 / M. Mueller. - Department of Romances Languages and Literatures of Harvard University, 1984.

Nardo, A. The Ludic Self in Seventeenth-Century Literature / A. Nardo. - N.Y., 1991.-263 p.

Newcomb, L.H. Reading Popular Romance in Early Modern England / L.H. Newcomb. - New York: Columbia University Press, 2002. - 332 p. Norbrook, D. Writing the English Republic / D. Norbrook. - Cambridge, 1999. Patterson, A. Censorship and Interpretation. The Conditions of Writing and Reading in Early Modern England / A. Patterson. - London: The University of Wisconsin press, 1984. - IX + 283 p.

Potter, L. Secret Rites and Secret Writing. Royalist Literature, 1641-1660 / L. Potter. - Cambridge University Press, 1989. - 242 p.

Penzkofer, G. L'art du mensonge: Erzählen als barocke Lügenkunst in den Romanen von Mademoiselle de Scudery / G. Penzkofer. - Tübingen: Narr, 1998.

Randall, D.B.J. The Golden Tapestry. A critical Survey of Non-chivalric Spanish Fiction in English Translation (1543-1657) / D.B.J. Randall. - Durham: Duke UP, 1963.

Roberts, J.A. Architectonic knowledge in the New Arcadia (1590). Sidney's

use of the heroic journey / J.A. Roberts. - Salzburg, 1978. - 329 p.

Rose, M. Heroic love. Studies in Sidney and Spenser / M. Rose. -

Massachusetts: Harvard university press, 1968. - 156 p.

Quint, D. Epic and Empire / D. Quint. - Princeton, 1993.

Salzman, P. English Prose Fiction 1558-1700: A Critical History / P. Salzman.

-Oxford, 1985.-391 p.

iL

Seelig, S.C. Generating texts: the progeny of 17 century prose / S.C. Seelig. -Charlottesville, 1996.

Sharpe, K. Critisism and Compliment: the Politics of Literature in the England of Charles I / K. Sharpe. - Cambridge: Cambridge university press, 1987. - XIII + 309 p.

Smith, N. Literature and revolution in England, 1640-1660 / N. Smith. - New Haven, London: Yale University Press, 1994. - 425 p.

Spufford, M. Small books and pleasant histories. Popular fiction and its readership in seventeenth-century England / M. Spufford. - London: Methuen, 1981.-XXI+ 275 p.

Tucker, J.E. John Davies of Kidwelly (1627? - 1693), Translator from the French // Papers of the Bibliographical Society of America. - 1950. - №44. - P. 119-152.

Tuve, R. Elizabethan and Metaphysical Imagery / R. Tuve. - Chicago: The university of Chicago Press, 1947. - 442 p.

Underdown, D. Royalist Conspiracy in England, 1649-1660 / D. Underdown. -New Haven, 1960.

Upham, A.H. The French Influence in English Literature: from the Accession of Elizabeth to the Restoration / A.H. Upham. - The Columbia University Press, 1911.-554 p.

Wallerstein, R. Studies in Seventeenth Century Poetic / R. Wallerstein. -Madison, 1950.

Wedgwood, C.V. Poetry and Politics under the Stuarts / C.V. Wedgwood. -

London, N.Y.: Cambridge university press, 1960. - VII + 219 p.

Zurcher, A.A. Seventeenth-century English romance: allegory, ethics, politics /

A.A. Zurcher. - NY, 2007.

Zwicker, S. Lines of Authority: Politics and English Literary Culture, 1649-89 / S. Zwicker. - Ithaca, 1993.

Литература теории и истории романа

Андреев, МЛ. Рыцарский роман в эпоху Возрождения / M.JI. Андреев. -М., 1993.-255 с.

Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 234-407. Грифцов, Б.А. Теория романа / Б.А. Грифцов. - М., 1927. - 150 с. Кожинов, В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк /

B.В. Кожинов. - М.: Советский писатель, 1963. - 439 с. Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1986. - 320 с.

Baker, Е.А. History of the English Novel / E.A. Baker. - London, 1929. - V. 3. Damrosch, L., Jr. God's Plot and Man's Stories / L. Damrosh. - Chicago; London, 1985.

Fowler, A. Kinds of Literature: An Introduction to the Theory of Genres and Modes / A. Fowler. - Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1982.-VII+ 357 p.

Mehl, D. Der englische Roman bis zum Ende des 18 Jahrhunderts / D. Mehl. -Düsseldorf, 1977.

Phelps, G. An introduction to fifty British novels, 1600-1900 / G. Phelps. -London, 1979.

Stevenson, L. The English novel: a panorama / L. Stevenson. - London, 1961. Watt, I. The Rise of the Novel /1. Watt. - London, 1957. - 319 p.

Литература no истории и культуре XVII в.

Алябьева, Л. Литературная профессия в Англии в XVI-XIX веках / Л. Алябьева. - М., 2004. - 399 с.

Неклюдова, М.С. Искусство частной жизни: век Людовика XIV / М.С. Неклюдова. - М., 2008. - 439 с.

Сочинения великих итальянцев XVI в. / под ред. Л.М. Брагиной. -С.Пб.: Алетейя, 2002. - 377 с.

Тревельян, Дж.М. История Англии. От Чосера до королевы Виктории / Дж.М. Тревельян. - Смоленск: Русич, 2002. - 624 с.

Ballard, G. Memoirs of Several Ladies of Great Britain, who have been celebrated for their writings or skill in the learned languages arts and sciences / G. Ballard. - Oxford, 1752. P. 287-296.

Bush, D. English Literature in the Earlier Seventeenth Century, 1600-1660 / D. Bush. - 1st ed. 1945, rev. ed. Oxford: Clarendon press, 1962. - VIII + 680 p. Craveri, B. The Age of Conversation / B. Craveri. - NY, 2005. - 488 p. Funkenstein, A. Theology and the Scientific Imagination from the Middle Ages to the Seventeenth Century / A. Funkenstein. - Princeton, 1986. Henrietta Maria: piety, politics and patronage. - (Women and gender in the early modern world) / ed. E. Griffey. - Hampshire, 2008.

Lewis, C.S. The allegory of love: a study in medieval tradition / C.S. Lewis. -London: Oxford university press, 1977.

Maclean, I. Woman Triumphant. Feminism in French literature 1610 - 1652 /1. Maclean. - Oxford: Clarendon press, 1977. - XIV + 314 p. Mason, A.G. The Women of the French Salons / A.G. Mason. - 1st ed. 1891, rev. ed. Chicago, 2007. - 296 p.

Morrill, J.S. Seventeenth-Century Britain, 1603-1714 / J.S. Morill. -Folkestone, 1980. - 189 p.

Ong, W.J. Rhetoric, Romance and Technology, studies in the interaction of expression and culture / W J. Ong. - Ithaca, London, 1971. Orgel, S. The Illusion of Power: Political Theatre in the English Renaissance / S. Orgel. - University of California Press, 1975.

Parry, G. The Golden Age Restor'd. The culture of the Stuart Court, 1603-42 / G. Parry. - Manchester: Manchester university press, 1981. - XI + 276 p. Parry, G. The Seventeenth Century. The intellectual and Cultural Context of English Literature, 1603-1700 / G. Parry. - London, New York: Longman, 1989.-XIII+ 286 p.

Pocock, J.G.A. The Machiavellian Moment: Florentine Political Thought and the Atlantic Republican Tradition / J.G.A. Pocock. - Princeton University Press, 1974.

Praz, M. Studies in Seventeenth-Century Imagery. 2 v. / M. Praz. - London : The Warburg Institute, 1939-1947.

Rahe, P.A. Machiavelli's Liberal Republican Legacy / P.A. Rahe. - Cambridge University Press, 2006. - 57 p.

Raphael, D.D. Hobbes. Morals and Politics / D.D. Raphael. - London, 2004. Sanders, J. Caroline Salon Culture and Female Agency: The Countess of Carlisle, Henrietta Maria, and Public Theatre // Theatre Journal. - 2000. -№ 4. -P. 449-464.

Sharpe, K. Politics and Ideas in Early Stuart England / K. Sharpe. - London, 1989.

Sherwood, R.E. The Court of Oliver Cromwell / R.E. Sherwood. - London, Totowa, 1977.

Veevers, E. Images of Love and Religion: Queen Henrietta Maria and Court Entertainments / E. Veevers. - Cambridge, 1989.

Watkins, J.W.N. Hobbes's System of Ideas / J.W.N. Watkins. - London, 1965. White, M.N. Henrietta Maria and the English Civil Wars / M.N. White. -England, 2006.

Wolin, S.S. Politics and Vision / S.S. Wolin. - Berkely, 1960.

Литература no проблемам стиля барокко

Барокко в славянских культурах / под ред. А.В. Липатова, А.И. Рогова, Л.А. Сафроновой. -М.: Наука. - 1982.-351 с.

Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вёльфлин. - М.: В. Шевчук, 2009. - 290 с. Виппер, Ю.Б. Поэзия барокко и классицизма // Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 79 - 107.

Горбунов, А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков / А.Н. Горбунов. - М., 1993.-187 с.

Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили / Д.С. Лихачев. - Л., 1973.

Михайлов, А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 326-391.

Михайлов, А.В. Поэтика барокко // А.В. Михайлов. Избранное. Завершение риторической эпохи. - СПб., 2007. - С. 68-182. Морозов, А.А. «Симплициссимус» и его автор / А.А. Морозов. - Л.: Наука, 1984.-204 с.

Пахсарьян, Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-х - 1760-х годов / Н.Т. Пахсарьян. - Днепропетровск, 1997. -270 с.

Пинский, JI.E. Жизнь и творчество Бальтасара Грасиана // JI.E. Пинский. Ренессанс. Барокко. Просвещение. - М., 2002. - С. 307 - 418. Пинский, JI.E. Ренессанс и барокко // JI.E. Пинский. Ренессанс. Барокко. Просвещение. - М., 2002. - С. 27 - 62.

Сазонова, Л.И. Поэзия барокко в славянских странах в свете исторической поэтики // Славянские литературы. X Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. - М.: Наука, 1988. - С. 114-132. Сазонова, Л.И. От басни барокко к басне классицизма // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII - начала XVIII в. - М.: Наука, 1989.-С. 118-148.

Силюнас, В.И. Стиль жизни и стили искусства. (Испанский театр маньеризма и Барокко) / В.И. Силюнас. - СПб., 2000.

Чекалов, К.А. О теме барокко в компаративистских исследованиях // Проблемы современного сравнительного литературоведения / под ред. Н.А. Вишневской, А.Д. Михайлова. - М.: ИМЛИ РАН, 2004 . - С. 17-22. Штейн, А.Л. Литература испанского барокко / А.Л. Штейн. - М.: Наука, 1983.- 177 с.

Baroque Topographies: Literature. History. Philosophy / ed. T. Hampton. - Yale University Press, 1991. - №80. - 247 p.

Buffum, I. Studies in the Baroque from Montaigne to Rotrou / I. Buffum. -New Haven: Yale Univ. Press, 1957. - 256 p.

Didier, S. La littérature baroque en Europe / S. Didier. - Paris, 1988. - 269 p. Dubois, C.-G. Le Baroque: Profondeurs de l'apparence / C.-G. Dubois. -Presses Universitaires de Bordeaux, 1993. - 241 p.

Canfield, J.D. The Baroque in English Neoclassical Literature / J.D. Canfield. -Newark: University of Delaware Press, 2003. - 252 p.

Aspects of Renaissance and Baroque Symbol Theory 1500-1700 / ed. Daly, P.M., Manning, J. - N.Y.: AMS, 1999. - 283 p.

Friedrich, C.J. The Age of the Baroque, 1610-1660 / C.J. Friedrich. -Evanston, N.Y., 1962. - 368 p.

Harbison, R. Reflections on Baroque / R. Harbison. - Chicago: University of Chicago Press, 2001. - 256 p.

Hatzfeld, H. A Clarification of the Baroque Problem in the Romance Literatures // Comparative Literature. Duke University Press, 1949. - V. 1. - № 2.-P. 113-139.

Hazard, P. La crise de la conscience européenne, 1680-1715 / P. Hazard. -Paris, 1961.

Hills, H. Rethinking the Baroque / H. Hills. - Surrey, England: Ashgate Publ. Ltd., 2011.-286 p.

Maggioni, M.J., sister. The Pensées Of Pascal - A Study in Baroque Style / M.J. Maggioni. - Washington, D.C.: The Catholic University of America Press. 1950.-154 p.

Maiorino, G. The Cornucopian Mind and the Baroque Unity of the Arts / G. Maiorino. - The Pennsylvania State University, 1990.

Maravall, J.A. Culture of the Baroque. Analysis of a Historical Structure / J.A. Maravall; trans. T. Cochran. - University of Minnesota, 1986. - 331 p. Martin, J.R. Baroque / J.R. Martin. - Penguin, 1989. - 367 p. Maquerlot, J.-P. Shakespeare and Mannerist Tradition / J.-P. Marquelot. -Cambridge, 1995.

Mincoff, M. Baroque Literature in England // Annuaire de l'Université de Sofia, Faculté Historico-Philologique. - 1947. -№43. - P. 1-71. Nelson, L., Jr. Gôngora and Milton: Toward a Definition of the Baroque // Comparative Literature. - 1954. - №6. - P. 53-63.

Panofsky, E. What is Baroque? // E. Panofsky. Three essays on style. -The MIT Press, 1997.-P. 17-90.

Rousset, J. La Littérature de l'âge baroque en France: Circé et le Paon / J. Rousset. - Paris, 1954. - 312 p.

Rousset, J. La Littérature de l'âge baroque en France: Circé et le Paon / J. Rousset. - Paris, 1989. - 316 p. Schiicking, L.L. The Baroque Character of the Elizabethan Tragic Hero // Proceedings of the British Academy. - 1938. - №24. - P. 85-111. Skrine, P.N. The Baroque: Literature and Culture in 17th-Century Europe / P.N. Skrine. - Cambridge, 1978.

Soellner, R. Baroque Passion in Shakespeare and his Contemporaries // Shakespeare Studies. - 1965. - №1. - P. 294-302.

Steadman, J.M. Redefining a Period Style: «Renaissance», «Mannerist» and «Baroque» in Literature / J.M. Steadman. - Duquesne University Press, 1990. -206 p.

Villari, R. Baroque personae / R. Villari; trans. L.G. Cochrane. - University of Chicago, 1995.

Warnke, F.J. Versions of Baroque. European Literature in the Seventeenth Century / F.J. Warnke. - Yale University Press, 1972. - 229 p. Wellek, R. The Concept of Baroque in Literary Scholarship; Postscript 1962 // Concepts of Criticism. - New Haven, London: Yale University Press, 1963. - P. 69-114; 115-127.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.