Поэтика бурятского эпоса "Аламжи Мэргэн" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Сангажапова, Соелма Цыреновна

  • Сангажапова, Соелма Цыреновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 137
Сангажапова, Соелма Цыреновна. Поэтика бурятского эпоса "Аламжи Мэргэн": дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Улан-Удэ. 2009. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сангажапова, Соелма Цыреновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ЭПОСА «АЛАМЖИ МЭРГЭН».

1.1. Мифопоэтическая основа улигера.

1.2. Особенности сюжета и композиции.

1.3. Система эпических персонажей.

ГЛАВА II. ЭПИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УЛИГЕРА «АЛАМЖИ МЭРГЭН»

2.1. Функция произведений малых фольклорных жанров в составе эпического повествования.

2.2. Система художественных средств улигера.

2.3. Ритмическая организация стиха в улигере.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика бурятского эпоса "Аламжи Мэргэн"»

В системе повествовательного фольклора бурят видное место занимает героический эпос, один из самых крупных и популярных жанров бурятского фольклора. Именно в силу своей огромной значимости в духовной жизни народа эпос привлекал и привлекает внимание ученых.

Бурятский эпос принадлежит к числу важнейших историко-культурных памятников, благодаря которым бурятский народ сохранил свое самосознание, самобытную этническую культуру, язык, образ жизни, традиционные нравственные принципы. Своеобразные по своему содержанию, художественно-изобразительным средствам, большие по объему, до десятков тысяч стихотворных строк, улигеры издавна стали предметом пристального внимания бурятских исследователей.

Впервые эпос «Аламжи Мэргэн» был записан американским ученым Джеремаем Куртином в 1900 году и опубликован в главе XII «Монгольские мифы и фольклор» в его книге «А Sourney in Southern Sibiria» (Boston, 1909). По предположению М.П. Хомонова, это сказание могло быть записано от сказителя Маншута Имегенова, у которого Дж. Куртин записал улигеры «Гэ-сэр» и «Еренсей» в прозаическом пересказе.

Затем данный улигер был записан известным бурятским ученым Ц.Ж. Жамцарано от эхиритского сказителя Елбона Шалбыкова в 1903 г., а в 1913 г. был издан в I выпуске «Образцов народной словесности монгольских племен» в Санкт-Петербурге. Улигер «Аламжи Мэргэн» стал известен читателям благодаря его публикации в 1936 г. в поэтическом переводе на русский язык И. Новикова. Вводная статья и комментарии к изданию были выполнены видным ученым Г.Д. Санжеевым. Затем эпос «Аламжи Мэргэн» был опубликован в 1991 г. в г. Новосибирск в серии Академии наук СССР «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» под названием «Бурятский героический эпос. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон». Это издание сопровождается переводом, статьями и комментариями филологического, музыковедческого и этнографического характера М.И. Тулохонова,

Д.С. Дугарова, Ю.И. Шейкина. Данное издание доказывает уникальность записи эпоса «Аламжи Мэргэн», который по праву можно отнести к одному из лучших образцов улигерной традиции бурят. В фондах Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ЦВРК ИМБТ СО РАН) хранится также сказительский вариант этого эпоса, записанный в 1941 г. С.П. Балдаевым от Алексея Батлаева в Усть-Ордынском булуке Эхирит-Булагатского аймака.

Известно, что первоэлементом фольклорного произведения, в том числе эпоса, считается слово. Исследователей фольклора эпос интересует, прежде всего, как искусство слова. В этой связи первостепенное значение придается изучению, знанию и пониманию его поэтики.

Без изучения поэтики устного народного творчества бурят, без глубокого проникновения в художественную ткань фольклорных произведений не могут быть в достаточной мере раскрыты ни идейно-эстетическое богатство, ни национальное своеобразие фольклора, ни его роль в формировании и развитии бурятской литературы. Поэтому изучение поэтики эпоса «Аламжи Мэргэн», одного из уникальных эпических памятников бурятского народа, представляется актуальным в современной фольклористике.

Самобытность художественно-эстетических традиций бурятского эпоса подчеркивали все, кто занимался изучением проблем поэтики эпоса. По нашему убеждению, для выявления особенностей бурятского героического эпоса в целом необходимо исследование поэтики отдельных произведений.

Исследователями героического эпоса бурят вначале были сами собиратели. Изучение эхирит-булагатского эпического цикла, в состав которого входит рассматриваемый нами улигер «Аламжи Мэргэн», было начато Ц. Жамцарано еще в начале XX в. Его «Заметки о монгольском героическом эпосе» являются наиболее обстоятельными из исследований первого этапа изучения народного эпоса. Большую ценность представляют наблюдения Ц. Жамцарано над бытованием улигеров, над их исполнительской традицией. Ему принадлежит первичная классификация бурятских улигеров на эхирит булагатские и хоринские, им охарактеризованы в сравнительном плане и основные сюжеты и мотивы улигеров.

Первой крупной работой, в которой рассматривались вопросы эпического творчества бурят на общем фоне общемонгольской эпики, была книга «Монголо-ойратский героический эпос» Б.Я. Владимирцова. Ученый подчеркнул архаичность бурятских эпических традиций. По его мнению, эпос всегда жил в простонародной среде, его певцами были выходцы из народа, исполнявшие свои сказания для простого народа. Мир, воспетый в них, - это идеальный мир.

В исследовании историко-этнографических реалий, содержащихся в улигерах, небезынтересны наблюдения М.Н. Забанова. Его работа «Бытовые черты в эпических произведениях эхирит-булагатов» - первое специальное исследование эхирит-булагатского эпоса, в котором анализируется улигер «Аламжи Мэргэн», записанный Ц. Жамцарано. Плодотворными были усилия автора в анализе композиционного строения и поэтики бурятских улигеров.

В собирание и изучение героического эпоса бурят значительный вклад внес профессор Г.Д. Санжеев. Он, как и Ц. Жамцарано, делит улигеры по их содержанию на две группы. Если Ц. Жамцарано делил улигеры на эхирит-булагатскую и хоринскую группы, то Г.Д. Санжеев вместо хоринской выделяет унгинскую с подгруппой окинских улигеров. В работах Г.Д. Санжеева исследована древняя идеология на основе содержания архаичных улигеров, анализируются их идейная, тематическая и сюжетно-композиционная особенности.

Ряд важнейших исследований по бурятскому эпосу провел А.И. Уланов. В его монографическом исследовании «К характеристике героического эпоса бурят» (1957) впервые подробно анализируется мифологическая основа бурятских улигеров. Автор выдвигает свой вариант классификации бурятских улигеров: эхирит-булагатские, унгинские и хоринские. Эта классификация улигеров утвердилась в бурятском эпосоведении как наиболее приемлемая. Следующая работа А.И. Уланова «Бурятский героический эпос» (1963) посвящена анализу исторических предпосылок становления эпоса, отражению в нем хозяйственной деятельности,* древних представлений и общественных сторон жизни бурят. Большой научный интерес представляют «Бурятские улигеры» (1968), «Древний фольклор бурят» (1974) и др. его работы, в которых исследуются проблемы исполнения улигеров, особенности фольклорного метода изображения, композиционная структура эпических памятников.

Эпическое творчество бурят как искусство слова освещено в ряде научных работ Н.О. Шаракшиновой. Ученый рассматривает эхирит-булагатские, унгинские и хоринские улигеры в плане отражения в них социальных и бытовых сторон-жизни народа, его идеологии, эстетических воззрений. Улигеры представлены в тесной связи с историей народа. Н.О. Шарак-шинова уделяет внимание не только идейному содержанию и поэтике эпоса, но призывает к изучению улигеров в сравнении с эпосом тюрко-монгольских народов. Результаты исследований опубликованы в ряде статей и монографиях «Героический эпос бурят» (1968), «Бурятский фольклор» (1969), «Героический эпос о Гэсэре», «Бурятское народное поэтическое творчество», «Героико-эпическая поэзия бурят» (1987) и др.

Заслуживает внимания изучение эхирит-булагатского варианта эпоса «Гэсэр» в работе М.П. Хомонова «Бурятский героический эпос «Гэсэр»: Эхирит-булагатский вариант» (1976). Автор раскрывает структурное, сюжетное, идейно-художественное своеобразие эпоса варианта М.Имегенова. Интересны наблюдения исследователя о мифическом характере образа Гэсэра, об отражении в улигере архаических представлений, древних форм семейно-брачных отношений. В работе анализируются изобразительно-художественные средства и особенности поэтического языка данного эпоса.

Содержательной предстает работа Е.Н. Кузьминой «Женские образы в героическом эпосе бурятского народа» (1980), в которой выявляются генетические истоки женских образов и их эволюция в эпосе. Автор исследует функционирование женских образов в улигерах, выделяет основные типы героинь (прародительница, дева-воительница, дева-покровительница, дева-воскресительница, земные сестры богатырей). В работе анализируется система художественных средств, использованных в изображении женских персонажей. В качестве основных выделены: «портрет, поступки и действия героинь, отношение второстепенных действующих лиц эпоса к главным героям, их речевая характеристика» [62:149].

С.Ю. Неклюдов провел обширное исследование теоретического характера по героическому эпосу монгольских народов. Ученый дает полную характеристику книжным и устным вариантам Гэсэриады, тщательно исследует их взаимосвязи, рассматривает этапы развития эпоса монгольских народов на огромном фактическом материале [75].

Одно из ведущих мест в изучении поэтики бурятского героического эпоса принадлежит С.Ш. Чагдурову. Своими трудами «Стихосложение Гэсэриады» (1984), «Поэтика Гэсэриады» (1993) он внес большой вклад в разработку проблем поэтики бурятского эпоса. Им высказаны глубоко принципиальные мысли о пропорции «золотого сечения» в эпосе. В своих работах С.Ш. Чагдуров широко привлекает материалы эпических сказаний народов Сибири. Выявляя национальную специфику эпоса, исследователь обнаруживает сходные явления, обусловленные общими закономерностями эпоса как особого жанра. Они порождают типологически сходные мотивы и сюжеты. Теоретические высказывания С.Ш. Чагдурова и его методы анализа эпоса «Гэсэр» имеют большое методологическое значение.

С.Ш. Чагдуров на основе сравнительно-исторического исследования большого языкового материала изучил проблему происхождения Гэсэриады, ее поэтики и стихосложения. Его работа «Стихосложение Гэсэриады» посвящена сложнейшей проблеме взаимовлияния содержания и формы. «Канон Алтан Хэблиг» является его открытием в национальном эпосоведении. Обращение к этимологии слова «хуур», а затем анализ понятия «хэб» приводят его к формуле «хэблиг», а затем «алтан хэблиг», то есть к пропорции золотого сечения в эпосе.

Бурятская фольклористика на современном этапе ее развития обогатилась новейшими исследованиями в области эпосоведения. Пути развития эпоса «Гэсэр», его общность с эпосом других монгольских народов, вопросы теории и истории эпоса исследуются в трудах ученых Д.Д. Гомбоин, Е.О. Хундаевой, Д.А. Бурчиной, Э.А. Уланова, Б.С. Дугарова и др.

В работе Д.Д. Гомбоин «Эхирит-булагатские улигеры» (1990) исследуется типология сюжетной и образной системы улигеров эхирит-булагатской группы, в которой рассмотрен и «Аламжи Мэргэн». В работе показана эволюция сюжетного строя ранних улигеров, постепенное усложнение их структуры, изменение идейной и мировоззренческой основы в соответствии с поступательным развитием общественных отношений, обогащение и взаимодействие мотивов. В ней прослеживаются диалектика постепенного формирования образной системы улигеров, развитие и трансформация персонажей от древних зооморфных, зооантропоморфных к образам собственно человеческого плана.

Неопубликованные ранее материалы по эпосу приведены в работах Д.А. Бурчиной «Гэсэриада западных бурят» (1990), «Героический эпос ун-гинских бурят» (2007). Ученый рассматривает различные варианты бурятского героического эпоса «Гэсэр».

Заслуживают внимания работы Е.О. Хундаевой, посвященные Гэсэ-риаде. В работе «Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции» (1999) рассмотрены проблемы знаковой природы эпоса, религиозные и бытовые традиции, числовая символика, отраженные в эпосе. Другая работа «Бурятский эпос о Гэсэре: связи и поэтика» посвящена вопросам поэтики бурятской и монгольской Гэсэриады.

Интересной предстает работа Б.С. Дугарова «Сакральный мир бурятской Гэсэриады: небесный пантеон и генезис героя» (2005), в которой ученый изучает сакральный комплекс мифологических представлений бурят, обозначенных в эпической интерпретации мира тэнгристских божеств и их пантеона.

Немаловажный научный интерес представляет работа Э.А. Уланова «Эпос в развитии бурятской словесности: аспекты поэтико-стадиальной эволюции художественного мышления» (2003). Данная работа является целостным исследованием бурятской словесности в гармоничном триединстве ее составляющих (миф-фольклор-литература), а также промежуточных фаз стадиального развития, и в особенности эпоса, различных аспектов эволюции художественного мышления, мифо-фольклорного и литературного взаимодействия.

В связи с повышением интереса к изучению богатейшего эпического наследия народов нашей страны вопросы теории эпоса стали предметом специальных исследований ведущих ученых. В своих трудах В.М. Жирмунский и В.Я. Пропп выдвигают проблемы генезиса, истории и сущности эпоса. В разрешении этих проблем оба автора пользуются историко-типологической и сравнительной методикой. В.Я. Пропп, изучив эпос сибирских народов, устанавливает предысторию русского эпоса и ставит вопрос об историзме эпоса [86]. В.М. Жирмунский исследует фольклорные произведения генетически родственных и неродственных народов [49].

Актуальные принципы советского эпосоведения, вопросы методологии, генезиса и поэтики эпоса рассматриваются в ряде трудов советских фольклористов: Б.Н. Путилова, Е.М. Мелетинского, В.М. Гацака, С.С. Сура-закова, И.В. Пухова и др.

Особый интерес среди трудов по поэтике представляют работы Е.М. Мелетинского, А.В. Кудиярова, в которых вопросы стиля бурятского эпоса рассматриваются в свете монголоязычной эпической традиции. А.В. Кудия-ров отмечает, что закономерными художественно-стилевыми воплощениями эпических традиций бурят, калмыков, монголов является такой ряд стилевых выражений, как усложненная эпитетика, художественная вариация, совокупность кеннингов, образные иносказания. Исследователем дан обстоятельный анализ эпической стилистики [61].

Высказывания по вопросам жанрового содержания эпоса постоянно продолжались и продолжаются, причем не только со стороны фольклористов. Ценный вклад в эту область вносят и востоковеды, критики и литературоведы.

Приступая к изложению своих воззрений на сущность эпоса вообще и «Аламжи Мэргэна» в частности, подчеркнем, что изучение его теории, поэтики возможно лишь на базе сохранения и использования имеющихся обобщений, тех больших достижений, которые сделаны учеными многих поколений, оставивших нам замечательное наследие. Проблема теоретической поэтики выдвинута в работе А.А. Потебни «Из записок по теории словесности» (1905). Вопросы исторической поэтики разрабатывались в трудах академика А.Н. Веселовского [32].

Новаторский морфологический подход к художественному произведению как к целостному феномену стал систематически разрабатываться сравнительно недавно. Первые шаги в этом направлении были сделаны русской филологической школой (работы А.П. Скафтымова, В.Б. Шкловского, В.В. Виноградова и др.). Однако в качестве научной теории высказанные учеными глубокие наблюдения так и не оформились.

Принципы сравнительно-исторического анализа разработаны и изложены в трудах О.М. Фрейденберга, В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, Г.Н. Поспелова, П.А. Гринцера и др. ученых.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время, когда определены основные сюжетно-тематические, жанровые особенности, образная система эпических произведений бурятского фольклора, возникает необходимость расширения исследовательского поля с учетом фактора развития современного общества и появления научных концепций и теорий.

Эхирит-булагатские улигеры, к которым относится анализируемый нами эпос «Аламжи Мэргэн», рассматриваются в бурятской фольклористике как ранний, сохранивший архаические черты, этап эпического творчества бурят. Поэтому вполне закономерно, что они вызывают пристальное внимание и исследователей. История изучения бурятского героического эпоса показывает, что по праву наиболее исследованным является сказание о Гэсэре, в то же время, такие значительные по объему и содержанию улигеры, как «Аламжи Мэргэн» (5297 стихотворных строк), не рассмотрены в должной мере.

В свою очередь актуальным представляется системное исследование разных вариантов эпоса «Аламжи Мэргэн», особенно в сфере таких проблем, как соотношение архаичных и более поздних мотивов, образной системы, сюжетно-композиционной конструкции. Без изучения поэтики отдельных произведений, в данном случае улигера «Аламжи Мэргэн», без глубокого проникновения в его художественную ткань не могут быть в достаточной степени раскрыты ни семантическое богатство, ни национальное своеобразие и особенности бурятского эпоса и фольклора в целом.

Анализ основных художественных принципов, использованных в эпосе «Аламжи Мэргэн», позволяет выявить общие закономерности структуралит зации типологически близких к эпосу «Аламжи Мэргэн» произведений якутского, тувинского, хакасского и других народов. Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения общей структуры, образной системы, эстетической функции и языковых особенностей данного эпоса, еще не являвшихся объектом специального исследования.

Объект исследования является бурятский эпос «Аламжи Мэргэн».

Предмет исследования определяется поэтика эпоса «Аламжи Мэргэн».

Общие характеристики поэтики эпоса, безусловно, складываются на основе изучения частных вопросов, отдельных художественных средств, приемов и т.д.

Изучение поэтики предполагает объективный анализ эпоса, рассмотрение его идейно-художественных принципов, системы образов, сюжета, композиции, как способов выражения образного освоения действительности. Поэтика (от греч. - поэтическое искусство) — один из старейших терминов литературоведения, который позднее проник и в фольклористику. Проблемы поэтики могут ставиться в общетеоретическом плане, применительно к возможностям бурятского фольклора как такового, или на материале отдельного жанра, как совокупность компонентов художественной формы произведений словесного искусства (сюжет, композиция, явления языкового стиля, ритм, метр и рифма). В более широком смысле поэтика включает в себя не только эти компоненты, но и также понятия родов и жанров, принципов и методов отражения действительности.

Рассматривая вопросы поэтики бурятского героического эпоса «Алам-жи Мэргэн», мы будем касаться ее проблем на уровне анализа тематической образности, сюжетного состава, композиционного строя и идейного смысла, что поможет глубже понять содержание эпоса.

Анализируя поэтику сюжета, композицию и художественно-выразительные средства, мы пытаемся обнаружить центральную формирующую силу и единую связь, и функциональную значимость всех частей. Для этого важно раскрыть художественное значение поэтических приемов и средств, их взаимную связь и характерную эстетическую форму.

Целью диссертации является выявление своеобразия поэтики эпоса «Аламжи Мэргэн», особенностей его эпического содержания и стиля, мифологической основы и генетических связей.

В соответствии с данной целью диссертантом сформулированы следующие конкретные задачи: выявить мифологические модели и представления, реализованные в эпосе;

• определить функциональную значимость эпических персонажей;

• раскрыть роль и значение малых фольклорных жанров в составе эпического произведения;

• изучить многообразие проявления художественно-выразительных средств в эпическом повествовании;

• охарактеризовать ритмическую организацию стиха улигера.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой первый опыт диссертационного исследования, посвященного изучению поэтики бурятского эпоса «Аламжи Мэргэн». Новизна заключается в выявлении сходства и различия между двумя вариантами эпоса «Алам жи Мэргэн» (Е. Шалбыкова и А. Батлаева), записанными учеными-фольклористами Ц.Ж. Жамцарано и С.П. Балдаевым, последний из которых впервые нами вводится в научный оборот. Также в работе рассматривается в сопоставительном плане сюжетика варианта данного эпоса в записи Дж. Куртина в переводе с английского языка, являющегося первой его фиксацией и неизвестной в монголоязычной фольклористике. Новым представляется раскрытие художественных принципов симметричности в структуризации сюжета и всего содержания эпоса «Аламжи Мэргэн», двоичности его образного центра.

Материалом исследования послужили варианты улигера «Аламжи Мэргэн»: вариант, записанный Ц.Ж. Жамцарано от бурятского сказителя Ел-бона Шалбыкова и изданный в академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»; рукописный вариант улигера, записанный С.П. Балдаевым от сказителя Алексея Батлаева, хранящийся в фондах Центра восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) ИМБТ СО РАН; англоязычный прозаический вариант, записанный Дж. Куртином от эхирит-булагатских сказителей, предположительно, от Маншута Имегенова, а также тексты бурятских улигеров, опубликованные в разное время.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили положения об исторической обусловленности формирования и бытования памятников культуры, принцип объективизма и историзма в изучении духовного наследия, учение о конкретно-историческом и системном изучении явлений в их многосторонних связях.

Методологическую основу настоящей работы составили труды ведущих отечественных теоретиков Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберга, В.Н. Топорова, Б.Н. Путилова, В.М. Гацака, С.Ю. Неклюдова, С.С. Суразакова, И.В. Пухова, А.В. Ку-диярова и др. В работе использованы исследования, посвященные изучению проблем бурятского эпического творчества, в частности труды Ц. Жамцара-но, Б.Я. Владимирцова, М.Н. Забанова, Г.Д. Санжеева, А.И. Уланова, Н.О. Шаракшиновой, С.Ш. Чагдурова, М.П. Хомонова, Е.Н. Кузьминой, М.И. Ту-лохонова, С.С. Бардахановой, Е.О. Хундаевой, Б.С. Дугарова, Д.А. Бурчиной, М.Н. Намжиловой, Р.А. Шерхунаева и др.

В исследовании использован комплексный анализ фольклорного текста, включающий в себя структурно-семантический и сравнительно-типологический методы, которые позволяют изучить бурятский эпос, сопоставляя его варианты, различающиеся по своим стадиальным признакам, и проводить параллели с эпосами других народов. Применение текстологического анализа способствует выявлению художественных особенностей и вариативных мотивов в улигерном тексте.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней впервые интерпретируется сюжетно-композиционная основа эпоса «Аламжи Мэргэн» как проявление принципов симметричности и дво-ичности. В этом видится определенный вклад в теорию эпоса и в этнопоэти-ку. Результаты, выводы и отдельные положения, выдвинутые в работе, могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях проблем поэтики эпоса народов Сибири в контексте изучения закономерностей развития устного народного творчества.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут найти применение при составлении учебников, учебных пособий для ВУЗов и общеобразовательных школ, при разработке спецкурсов, лекционных и практических занятий по фольклору для гуманитарных факультетов.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации докладывались на научно-практической конференции «Гэсэриада и аспекты ее изучения в культуре народа» (Улан-Удэ, 2003), международной научной конференции «Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов» (Иркутск, 2005), международной научно-практической конференции «Бурятский язык и культура в условиях глобализации» (Улан-Удэ, 2005), научной конференции «Актуальные проблемы лингвистической культурологии-3» (Москва, 2005), региональной научной конференции «Методологические проблемы изучения истории литератур народов Сибири» (Кызыл, 2006), региональной научной конференции «Сибирь - единое фольклорно-литературное полиэтническое пространство» (Улан-Удэ, 2006), международной научно-практической конференции «Баяртуевские чтения -1. Мир бурятских традиций в контексте истории и современности» (Улан-Удэ, 2008).

Основные положения, выносимые на защиту: Художественное единство эпоса «Аламжи Мэргэн», органично сочетающего воинскую и брачную тематики, определяется развитием матримо ниальной и семейной темы в кругу родоплеменных отношений. Судьба рода и его продолжение - ценностный стержень эпоса, его идеологическая установка. Исходя из полного названия эпоса «Аламжи Мэргэн хубуу11 Агуй Го© охон дуухэй хоёр» (буквально: Аламжи Мэргэн парень и Агуй Гохон сестрица) в эпосе использован принцип симметричности в структуризации сюжета, по которому созданы два равнозначных сюжетообразующих центра: Аламжи Мэргэн и Агуй Гохон, каждый со своей содержательной характеристикой. Обе эти самодостаточные сюжетные линии определяют основные эпические действия. ® Архаический характер эпоса «Аламжи Мэргэн» доказывается наличием большого пласта мифологических мотивов и образов, неустойчивым взаимодействием системы патриархальных и матриархальных отношений. • Основные компоненты повествования в двух вариантах эпоса «Аламжи Мэргэн» (А. Батлаева и Е. Шалбыкова) обнаруживают разную степень сохраняемости, но сюжетно-композиционное строение эпического произведения обладает значительной устойчивостью, за исключением контаминации с эпосом «Гэсэр» в варианте А. Батлаева.

• Поэтическая система эпоса «Аламжи Мэргэн» характеризуется единством художественного стиля, отличающегося многообразием художественно-изобразительных средств, способствующих расширению миромодели-рующих возможностей улигера.

• Художественный язык эпоса «Аламжи Мэргэн» обогащается за счет содержащихся в нем других жанров фольклора, особенно благопожеланий и пословиц.

Структура и содержание работы определяются логикой раскрытия проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Сангажапова, Соелма Цыреновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идейно-художественное своеобразие бурятского эпоса «Аламжи Мэргэн» в том, что в нем отразились события далекого прошлого — время разложения родового общества. Архаичность эхирит-булагатских улигеров исследователи связывают с сюжетом, в котором центральными персонажами являются брат и сестра, раскрывается история сватовства героя. Именно в истории семейно-родовых отношений можно проследить неустойчивое взаимодействие двух разных систем - матриархата и патриархата.

Как известно, сказители в эпосе воспроизводят события «абсолютного прошлого» своего народа. Архаичность улигера доказывается существованием в нем широкого пласта мифологических воззрений: это представление о Эсэгэ Малаан баабай, об оппозиции неба и земли, элементы анимизма, тотемизма, представления о чудовищах, магии слова и действия, магические предметы.

В бурятском эпосе «Аламжи Мэргэн» развивается, прежде всего, тема семейно-родовых отношений, утверждается идея укрепления рода. Это прослеживается и на уровне сюжетно-композиционной структуры и образной системы. Сюжетно-композиционная организация улигера «Аламжи Мэргэн» отличается органичным совмещением воинской и брачной тематик, что позволяет отчетливо представить силу и доблесть старшего брата Аламжи Мэргэна, ум и находчивость его младшей сестры Агуй Гохон. Согласно с этим в эпосе «Аламжи Мэргэн» мы выявляем два равнозначных симметричных сюжетных центра. В первом сюжетном центре главным героем выступает сам Аламжи Мэргэн и основные действия совершает он. Во втором сюжетном центре главным героем выступает Агуй Гохон под именем своего брата, которая добывает Аламжи Мэргэну невесту.

Сопоставление трех вариантов эпоса «Аламжи Мэргэн» показало, что наблюдаются сюжетные изменения, которые произошли в связи с переосмыслением некоторых первоначальных мотивов и появлением новых при сохранении традиционной сюжетно-композиционной структуры. Несмотря на специфические особенности исполнительского мастерства сказителей, идейно-тематическое, сюжетно-композиционное содержание эпоса остается стабильным.

Система эпических персонажей улигера «Аламжи Мэргэн» включает в себя как людей, так и животных, и персонажей фантастического плана. Мир людей может быть охарактеризован в связи с их соотнесенностью с семейно-родовой идеей. Центральные персонажи - Аламжи Мэргэн и Агуй Гохон мыслятся как определяющие судьбу рода люди. Персонажи, которых можно отнести к помощникам и врагам героя, достаточно разнообразны, многие из которых типичны для всех бурятских улигеров. Это образы помощников -коня, орла, образы врагов - змея, силача, лягушек. Своеобразие эпосу придают образы старика и налима, которые редко встречаются в других улиге-рах.

Целостность эпоса выявляется нами и на уровне художественной формы. Эпический стиль улигера «Аламжи Мэргэн» характеризуется высоким строем мыслей и чувств, красотой слога, богатством и разнообразием всех художественных средств. Особое звучание придают эпосу «Аламжи Мэргэн» малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки позволяют уточнить картину взаимоотношений героев, усиливают и объясняют мотивацию их поступков. Для улигера характерно большое количество юролов — благопожеланий. В сказительском варианте А.Батлаева юролы используются лишь в тех случаях, когда они ситуативно оправданы. В «Аламжи Мэргэне» Е.Шаябыкова юролы произносятся в каждой ситуации расставания, их произносит конь Аламжи Мэргэна, прощаясь с лесными маралухами, юролы говорят даже дяди Аламжи Мэргэна, отправляя его на схватку. Благопожелания создают особую эмоционально прочувствованную атмосферу, раскрывают благородство, возвышенность эпического мира в целом.

Стилевое своеобразие рассматриваемого нами памятника состоит в исключительной отточенности художественной формы, совершенной по красоте слога и языка. Образы этого улигера основаны на тонкой наблюдательности, глубоком знании жизни, сопоставлении явлений разного ряда. В построении художественных образов при помощи изобразительно-выразительных средств (эпитетов, гипербол, сравнений, метафор) можно проследить сам процесс формирования художественной мысли. Так, в мета-форизации наблюдается чаще всего принцип овеществления. Конкретная вещественность образов также является доказательством архаичности эпоса уже на уровне художественных средств.

Ритмическая организация стихосложения этого эпоса типична. Для эпоса «Аламжи Мэргэн», как и для других бурятских улигеров, характерны аллитеративный строй, синтаксическое членение, относительное равенство количества слогов в строках, параллелизм. Ритм помогает сказителю регулировать трехсловность строки — наиболее употребительное число слов в строке. Ритмическая структура улигера также способствует созданию общей экспрессивности звучания эпического слова.

Таким образом, исследование эпического памятника бурятского народа «Аламжи Мэргэн» выявляет, что он отличается художественным единством, целостностью творческой мысли, органической связью содержания и формы, глубоким смыслом эпического идеала. В нем раскрывается идея укрепления и процветания семьи и рода, выражается сокровенная память о прошлом народа, его духовный и художественный опыт.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сангажапова, Соелма Цыреновна, 2009 год

1. Аламжи Мэргэн. Героическая эпопея западных бурят-монгол. Рукопись. / Запись Балдаева С.П. от А. Батлаева. (ЦВРК ИМБТ, фонд 36, опись 1, дело 258) Улан-Удэ, 1941. - 91с.

2. Аламжи Мэргэн. Бурятский эпос Текст. / Пер. И. Новикова. — М., 1959.-289 с.

3. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон. Бурятский героический эпос Текст. / Сост. М.И. Тулохонов. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1991. - 312 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока)

4. Alamaldjin and his twin sister Hanhai Текст. / Mongol myths and folk-tales // Дж. Куртин «А Sourney in Southern Sibiria. Boston, 1909. - 271-291.

5. Айдурай Мэргэн Текст. / Подг. текста, пер. и примеч. М.П. Хомонова. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1979. - 126 с.

6. Алтай Бучай. Алтайский героический эпос Текст. — Новосибирск, 1941.

7. Алтан Шагай Текст. / Шаракшинова Н.О. Улигеры бурят. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 154 с.

8. Бокту-Кириш и Бора-Шээлей. Тувинские героические сказания Текст. / Сост. С.М. Орус-оол. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1997. - 584 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 12).

9. Буху Хара хубуун. УльгэрнууД- Текст. / Запись Ц. Жамцарано / Подг. к печати И.Н. Мадасона. Улан-Удэ, 1972.

10. Ю.Джангар. Калмыцкий народный эпос. Текст. / Пер. С. Липкина // Героический эпос народов СССР. Сост. Л.А. Плотникова. — М.: Лениздат, 1979.-С. 176-235.

11. Жамцарано Ц.Ж. Произведения народной словесности бурят. Эпические произведения эхирит-булагатов (Образцы народной словесности монгольских племен. Тексты. Т 1). — СПб., 1913, Вып. 1.

12. Зээрдэй Мэргэн Текст. / Шаракшинова Н.О. Улигеры бурят. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 154 с.

13. Кобланды-батыр. Казахский народный эпос. Текст. / Пер. Н.В. Ки-дайш-Покровской и О.А. Нурмагамбетовой // Героический эпос народов СССР. Сост. JI.A. Плотникова. М.: Лениздат, 1979. - С. 279-327.

14. Маадай-Кара. Алтайские героические сказания Текст. / Сказитель А. Калкин; пер. с алт. А. Плитченко; худож. А. Дианов. — М.: Современник, 1983.-288 с.

15. Тоодой Баян хаан Текст. / Сост. С.П. Балдаев // Бурят арадай аман зо-хеолой туубэри . Улаан-Удэ: Буряад. ном. хэбл., 1960. - Н. 12-13.

16. Хан Сагта абхайТекст. / Шаракшинова Н.О. Улигеры бурят. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. 154 с.

17. Хэедээр Мэргэн Текст. // Улигеры хори-бурят. Вступит, ст., подг. текста, пер. и примеч. М.Н. Намжиловой. — Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1988.-173 с.

18. Список использованной литературы

19. Аникин, В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин Текст. / В.П. Аникин. М.: Изд-во МГУ, 1980.-331 с.

20. Аникин, В.П. Теория фольклора Текст. / В.П. Аникин. М.: Университет, 2004. - 432 с.

21. Баирова, Л.К. Истоки и тайны бурятских улигеров Текст. / Л.К. Баи-рова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2004. - 192 с.

22. Бардаханова, С.С. Бурятские сказки о животных Текст. / С.С. Бар-даханова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. - 152 с.

23. Бардаханова, С.С. Малые жанры бурятского фольклора Текст. / С.С. Бардаханова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1982. - 207 с.

24. Бардаханова, С.С. Система жанров бурятского фольклора Текст. / С.С. Бардаханова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. - 235 с.

25. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Текст. / М.М. Бахтин. М.: Худож. литература, 1975. - 500 с.

26. Бегалиев, С.Н. О поэтике эпоса «Манас» Текст. / С.Н. Бегалиев. -Фрунзе: Илим, 1968. 53 с.

27. Биткеев, Н.Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: поэтика и традиция. Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.09 / Н.Ц. Биткеев. Улан-Удэ, 1997. - 35 с.

28. Бурцев, Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр Текст. / Д.Т. Бурцев. -Новосибирск, 1998.

29. Бурчи на, Д. А. Сюжетная структура улигера П. Д. Дмитриева «Арнай Гэрдэй Мэргэн» Текст. / Д.А. Бурчина // Эволюция эпических жанров бурятского фольклора / Отв. ред. Улан-Удэ: Изд-во БФ СО РАН, 1985.-С. 75-89.

30. Бурчина, Д.А. Гэсэриада западных бурят Текст. / Д.А. Бурчина. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 446 с.

31. Буслаев, Ф.И. Народный эпос и мифология Текст. / Ф.И. Буслаев. -М., 2003.-399 с.

32. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика Текст. / А.Н. Веселовский. -М.: ГИХЛ, 1989.-650 с.

33. Вопросы поэтики литературы и фольклора Текст. Воронеж, 1976. -166 с.

34. Галданова, Г.Р. Доламаистские верования бурят Текст. / Г.Р. Галдано-ва. Новосибирск: Наука, 1987. - 113 с.

35. Гаспаров, M.JI. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. Текст. / M.JI. Гаспаров. М., 1984.

36. Гацак, В.М. Поэтика эпического историзма во времени Текст. / В.М. Гацак // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. Поэтика и стилистика / Отв.ред. М, 1980. - С.

37. Гацак, В.М. Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Текст. / В.М. Гацак. — Якутск, 1991.

38. Герасимович, JI.K. Монгольское стихосложение. Опыт экспериментально-фонетического исследования. Текст. / JI.K. Герасимович. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1975. - 126 с.

39. Гомбоин, Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры Текст. / Д.Д. Гомбоин. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990. 112 с.

40. Гринцер, П.А. Древнеиндийский эпос: генезис и типология. Текст. / П.А. Гринцер. М.: Наука, 1974. - 419 с.

41. Дамдинсурен, Ц. Исторические корни Гэсэриады Текст. / Ц. Дамдин-цурен. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

42. Дампилова, Л.С. Шаманские песнопения бурят: символика и поэтика: автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.09 / Л.С. Дампилова. Улан-Удэ, 2005.-43 с.

43. Дандес, А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ Текст. / А. Дан-дес.-М., 2003. -279 с.

44. Дугаров, Б.С. Бурятская Гэсэриада: небесный пролог и мир эпических божеств Текст. / Б.С. Дугаров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.-296 с.

45. Дугаров, Б.С. Мифология бурятской Гэсэриады: восточные тэнгри Текст. / Б.С. Дугаров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 226 с.

46. Дугаров, Б.С. Сакральный мир бурятской Гэсэриады: небесный пантеон и генезис героя Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.09 / Б.С. Дугаров. Улан-Удэ, 2005. - 45 с.

47. Дылыкова, Р.С. Мифологическая основа эпоса «Гэсэр» Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.09 / Р.С. Дылыкова. Улан-Удэ, 2000.-22 с.

48. Емельянов, Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени Текст. / Н.В. Емельянов. Новосибирск: Наука, 2000. - 192 с.

49. Жирмунский, В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. Текст. / В.М. Жирмунский . — M.-JL: 1962.

50. Жирмунский, В. М. Тюркский героический эпос Текст. / В.М. Жирмунский. Д.: Наука, 1974. — 727 с.

51. Жуковская, Н. JI. Категории и символика традиционной культуры монголов Текст. / H.JI. Жуковская. М.: Наука, 1988. - 195 с.52:Забанов, М.Н. Бытовые черты в эпических произведениях' эхирит-булагатов Текст. / М.Н. Забанов. — Верхнеудинск, 1929.

52. Захарова, О.В. Былины. Поэтика сюжета. Текст. / О.В. Захарова. -Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1997. 191 с.

53. Илларионова Т.В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох» (сравнительный анализ разновременных записей): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.09 / Т.В. Илларионова. Улан-Удэ, 2006. - 17 с.

54. Исследования по поэтике и стилистике: Сб. ст. Текст. Л.: Наука. Лен. отд-ние, 1972. — 277 с.

55. Исследования по теории стиха: Сб. ст. Текст. Л.: Наука. Лен. отд-ние, 1978.-375 с.

56. Историко-этнографические исследования по фольклору Текст. М., 1994.

57. Кайыпов, С. Проблемы поэтики эпоса «Эр-Тештюк». Текст. / С. Кайыпов. Фрунзе, 1990.

58. Козин, С.А. Эпос монгольских народов Текст. / С.А. Козин. М.; Л., 1948.

59. Короглы, Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана Текст. / Х.Г. Короглы. М.: Наука, 1963. - 335 с.

60. Кудияров, А.В. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоя-зычных и тюркоязычных народов Сибири Текст. / А.В. Кудияров. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. 329 с.

61. Кузьмина, Е.Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа Текст. / Е.Н. Кузьмина. — Новосибирск: Наука, 1980.- 160 с.

62. Кузьмина, Е.Н. Систематизация типических мест эпоса сибирских народов: (К постановке проблемы) Текст. / Е.Н. Кузьмина // Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Культура, наука, образование. — Новосибирск, 2001. № 3. - С. 42-47.

63. Липец, Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе Текст. / Р.С. Липец. М.: Наука, 1984. - 263 с.

64. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Д.С. Лихачев. М.: Наука, 1979. - 352 с.

65. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. Текст. / Д.С. Лихачев. СПб.: Але-тейя, 1999.-508 с.

66. Лосев, А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии Текст. / А.Ф. Лосев. — М.: 1957.

67. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Ю.М. Лот-ман. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1972. - 271 с.

68. Мастерство современных бурятских сказителей Текст. -Улан-Удэ: БФ СО РАН СССР, 1978. 135 с.

69. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. Текст. / Е.М. Мелетинский М.: Изд-во Восточная лит-ра, 1963. - 462 с.

70. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа Текст. / Е.М. Мелетинский. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. — 407 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока)

71. Михайлов, Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов Текст. / Г.И. Михайлов. Элиста, 1971. - 235 с.

72. Михайлов, Т.М. Из истории бурятского шаманизма Текст. / Т.М. Михайлов. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980. — 320 с.

73. Неклюдов, С.Ю. Черты общности и своеобразия в центрально-азиатском эпосе. Проблемы исторической типологии и жанровой эволюции. Текст. / С.Ю. Неклюдов // Народы Азии и Африки. 1972. -№ 3.

74. Неклюдов, С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. Текст. / С.Ю. Неклюдов. М.: Наука, 1984. -309 с.

75. Неклюдов, С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов Текст. / С.Ю. Неклюдов // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. JI., 1984.

76. Никифоров, В.М. Стадии эпических коллизий в олонхо. Формы фольклорной и книжной трансформации. Текст. / В.М. Никифоров. -Новосибирск: Наука, 2002. — 208 с.

77. Николаева Н.Н. Образы чудовищ-мангадхаек и женщин-богатырш в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.09 / Н.Н. Николаева. Улан-Удэ, 2005. -26 с.

78. Новиков, И. О моей работе над переводом бурятского эпоса («Аламжи Мэргэн») Текст. / И. Новиков //Аламжи Мэргэн. Бурятский эпос. М.: Госуд. лит. изд-во, 1959. - С.283-289.

79. Новиков, Ю.А. Сказитель и былинная традиция Текст. / Ю.А. Новиков. СПб., 2000.

80. Овалов, Э.Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов Текст. / Э.Б. Овалов. Элиста, 2004.

81. Орус-оол, С.М. Тувинские героические сказания: (Текстология, поэтика, стиль) Текст. / С.М. Орус-оол. М., 2001.

82. Основные проблемы изучения поэтического творчества народов Сибири и Дальнего Востока Текст. Улан-Удэ: Сиб. отд-ние БКНИИ, 1961.- 174 с.

83. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика Текст. / А.А. Потебня. — М.: Искусство, 1976.-614 с.

84. Поэтика жанров бурятского фольклора Текст. -Улан-Удэ: БФ СО РАН СССР, 1982.-110 с.

85. Пропп, В.Я. Русский героический эпос Текст. / В.Я. Пропп. М., 1958.

86. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки Текст. / В.Я. Пропп. -М.: Лабиринт, 2005. 128 с.

87. Путилов, Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос Текст. / Б.Н. Путилов. М.: Наука, 1971. - 315 с.

88. Путилов, Б.Н. Эпос и обряд Текст. / Б.Н. Путилов // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. - 275 с.

89. Путилов, Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора Текст. / Б.Н. Путилов. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976.-244 с.

90. Путилов, Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. Текст. / Б.Н. Путилов. М.: «Восточная литература» РАН, 1997. - 295с. - (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

91. Путилов, Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса Текст. / Б.Н. Путилов. Спб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. -288с.

92. Пухов, И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. Текст. / И.В. Пухов. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 256 с.

93. Пюрбеев, Г.Ц. Эпос «Джангар»: культура и язык Текст. / Г.Ц. Пюрбе-ев. Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1993. — 128 с.

94. Пюрвеева, Н.Б. Поэтика героического эпоса «Джангар» Текст.: дис. д-ра. филол. наук: 10.01.09 / Н.Б. Пюрвеева. Нальчик, 2003.

95. Раднаабазарын Н. Взаимосвязь устных и рукописных версий монгольского эпоса (на примере изучения эпоса «Хаи Харангуй»): автореф.дис. . канд. филол. наук: 05.04.02.22 / Н. Раднаабазарын. Улан-Батор, 1999.-31 с.

96. Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии Текст. М., 1970.

97. Ринчинов Г.Б. Жанровая специфика улигеров хори-бурят: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.09 / Г.Б. Ринчинов. Улан-Удэ, 2006. -25 с.

98. Родионов, В.Г. Чувашское и тюркское стихосложение Текст. / В.Г. Родионов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1986. — 80 с.

99. Садыков, Б.Д. Функции фольклорных жанров в художественном составе эпоса «Манас» Текст. / Б.Д. Садыков. Бишкек, 1992.

100. Сангаджиева, Н.Б. Традиция жанра благопожеланий в калмыцком эпосе Текст. / Н.Б. Сангаджиева // Традиции и творческая индивидуальность писателя. Элиста, 2001. - С. 81-88.

101. Санжеев, Г.Д. Эпос северных бурят Текст. / Г.Д. Санжеев // Аламжи Мэргэн. Бурятский эпос. — M.-JI., 1936.

102. Санжеев, Г.Д. Монгольская повесть о Хане-Харангуй Текст. / Г.Д. Санжеев. М.; Л., 1937.

103. Сат, С.М. Текст учителя и текст ученика Текст. / С.М. Сат // Фольклор. Поэтика и традиция. М.: Наука, 1982. - С. 50-69.

104. Селиванов, Ф.М. Поэтика былин. Текст. / Ф.М. Селиванов. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1977. - Ч. 1.: Система изобразительно-выразительных средств. — 128 с.

105. Скафтымов, А.П. Поэтика и генезис былин Текст. / А.П. Скафтымов. -Саратов, 1994.

106. Скосырев, П. Классическое произведение бурятского фольклора об эпосе «Аламжи Мэргэн». [Текст] / П. Скосырев // Аламжи Мэргэн. Бурятский эпос. М.: Госуд. лит. изд-во, 1959. — С. 5-13.

107. Суразаков, С.С. Алтайский героический эпос Текст. / С.С. Сураза-ков. М.: Наука, 1985. - 255 с.

108. Творчество сказителей: традиция и импровизация. Текст. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. - 110 с.

109. Текстологическое изучение эпоса Текст. М.: Наука, 1971. - 231 с.

110. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. Поэтика и стилистика. Текст. М.: Наука, 1980. - 343 с.

111. ПЗ.Тобуроков, Н.Н. Якутский стих Текст. / Н.Н. Тобуроков. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1985. - 159 с.

112. Токарев, С.А. Проблема происхождения и ранних форм религии Текст. / С.А. Топоров // Вопросы философии. — 1956 № 6.

113. Традиционный фольклор бурят Текст.- Улан-Удэ: БФ СО РАН СССР, 1980.- 159 с.

114. Пб.Туденов, Г.О. Бурятское стихосложение. Ритмическая организация бурятских стихов. Текст. / Г.О. Туденов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958.- 166 с.

115. Тулохонов, М.И. Героический эпос бурят: вопросы поэтики и стиля. Текст. / М.И. Тулохонов. Улан-Удэ, 1993.

116. Тулохонов, М.И. Образное иносказание в языке улигеров // Устный эпос: проблемы истории, теории и сказительства. — Якутск: Якут. науч. центр СО РАН, 1994. С. 29-31.

117. Уланов, А.И. К характеристике героического эпоса бурят Текст. / А.И. Уланов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1957. — 171 с.

118. Уланов, А.И. Бурятский • героический эпос Текст. /А.И. Уланов. -Улан-Удэ: АН СССР. Сиб. отд-ние, 1963. 219 с.

119. Уланов, А.И. Бурятские улигеры: Исполнение. Компо зиция. Изображение человека. Текст. / А.И. Уланов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1968. - 75 с-.

120. Уланов, А.И. Древний фольклор бурят Текст. / А.И. Уланов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. - 114 с.

121. Уланов, Э.А. Эпос в развитии бурятской словесности: Аспекты по-этико-стадиальной эволюции художественного мышления. Текст. / Э.А. Уланов. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2003. - 212 с.

122. Урмаева М.Д. Современное бытование фольклора эхирит-булагатских бурят: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.09 / М.Д. Урмаева. Улан-Удэ, 2004. - 19 с.

123. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. Текст.— М.: Наука, 1984.-292с.

124. Фольклор. Поэтическая система. Сб. ст. Текст. М.: Наука, 1977. -343 с.

125. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета жанра Текст. / О.М. Фрейден-берг.-М., 1997.

126. Хамаганов, М.П. Очерки бурятской афористической поэзии Текст. / М.П. Хамаганов. Улан Удэ, 1959.

127. Хамаганов, М.П. Бурятская фольклористика Текст. / М.П. Хамаганов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1962. — 454 с.

128. Хамаганов, М.П. О фольклористическом движении в Бурятии Текст. / М.П. Хамаганов. Улан-Удэ, 1979. - 119 с.

129. Хамгашалов, A.M. Опыт исследования бурят-монгольского стихосложения Текст. / A.M. Хамгашалов. Улан-Удэ: Бур-Монг. гос. изд-во, 1940.-85 с.

130. Хангалов, М Н. Собрание сочинений Текст. / М.Н. Хангалов. Улан-Удэ, 1958. - Т. 1; Улан-Удэ, 1959. - Т. 2.

131. Хомонов, М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр»: Эхирит-булагатский вариант. Текст. / М.П. Хомонов. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976.- 186 с.

132. Хундаева, E.O. Бурятский героический эпос «Гэсэр» (знаковая система, традиции, поэтика) Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.09 / Е.О. Хундаева. Улан-Удэ, 1999. - 38 с.

133. Хундаева, Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции. Текст. / Е.О. Хундаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 95 с.

134. Хундаева, Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: связи и поэтика. Текст. / Е.О. Хундаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 165 с.

135. Хусаинова, Г.Р. Поэтика башкирских народных волшебных сказок. Формулы в сравнительном освещении и сохраняемость сказки во времени. Текст. / Г.Р. Хусаинова. М.: Наука, 2000. - 247 с.

136. Цыдендамбаев, Ц.Б. Периоды истории бурят по данным пережитков тотемных культов Текст. / Ц.Б. Цыдендамбаев // Этногенез народов Северной Азии: материалы науч. конф. — Новосибирск, 1969. Вып. 1.

137. Чагдуров, С.Ш. Речевая структура улигеров как национальная форма искусства Текст. / С.Ш. Чагдуров // Эстетические особенности фольклора. Улан-Удэ, 1969.

138. Чагдуров, С.Ш. Происхождение Гэсэриады: Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда. Текст. / С.Ш. Чагдуров. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние АН СССР, 1980. -272 с.

139. Чагдуров, С.Ш. Стихосложение Гэсэриады Текст. / С.Ш. Чагдуров. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. 127 с.

140. Чагдуров, С.Ш. Поэтика Гэсэриады Текст. / С.Ш. Чагдуров. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. - 368 с.

141. Чистобаева Н.С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.09 / Н.С. Чистобаева. Улан-Удэ, 2007.- 18 с.

142. Шаракшинова, Н.О. Героический эпос бурят Текст. / Н.О. Шаракши-нова. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1968. — 160 с.

143. Шаракшинова, Н.О. Бурятский фольклор Текст. / Н.О. Шаракшино-ва. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1969. - 348 с.

144. Шаракшинова, И.О. Героико-эпическая поэзия бурят Текст. / И.О. Шаракшинова. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 304 с.

145. Шерхунаев, Р.А. Улигершин Парамон Дмитриев. К вопросу об эстетических воззрениях бурятских сказителей. Текст. / Р.А. Шерхунаев. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. — 153 с.

146. Шерхунаев, Р.А. Бурятские народные сказители Текст. / Р.А. Шерхунаев. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1986. -Ч. 1; 1987. -Ч. 2.

147. Штокмар, М.П. Исследования в области русского народного стихосложения.— М., 1952.

148. Эволюция эпических жанров бурятского фольклора: Сб. ст. Текст. — Улан-Удэ: Изд-во БФ СО РАН, 1985. 125 с.

149. Эпическое творчество народов Сибири: Тезисы докладов науч. конф. (17-20 июля 1973 г.) Текст. /. Улан-Удэ, 1973.

150. Юдин Ю.Н. Поэтика русского героического эпоса Текст. / Ю.Н. Юдин.-Л., 1966.

151. Язык и поэтика фольклора Текст. Петрозаводск, 2001. - 270 с.

152. Якутский эпос в контексте эпического наследия народов мира: Сб. ст. Текст. Якутск: Якут, филиал изд-ва СО РАН, 2004. - 156 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.