Понимание цивилизованности и варварства в мировоззрении Древнего Китая: доконфуцианская и конфуцианская модели человека и мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Добрицкая, Екатерина Михайловна

  • Добрицкая, Екатерина Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Томск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 138
Добрицкая, Екатерина Михайловна. Понимание цивилизованности и варварства в мировоззрении Древнего Китая: доконфуцианская и конфуцианская модели человека и мира: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Томск. 2009. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Добрицкая, Екатерина Михайловна

Введение.

1. Доконфуцианские представления китайцев о мире: истоки идеи этноцентризма.

1.1. Признаки варварства в древнекитайской философии до

Конфуция. «Природа» китайцев и «природа» варваров.

1.2. Графическая модель универсума в доконфуцианской философии: особенности концепции «тянь юань ди фан» и значений древних самоназваний Китая.

2. Этноцентристская концепция в философии Конфуция.

2.1. Философские категории Конфуция как признаки «цивилизованного этноса».

2.2. Традиции и новаторство в графической модели универсума: трансформация концепции «тянь юань ди фан» и смыслов самоназваний Китая.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Понимание цивилизованности и варварства в мировоззрении Древнего Китая: доконфуцианская и конфуцианская модели человека и мира»

Актуальность исследования. В современном мире тенденция к глобализации тотальна и неоспорима и изолированное развитие культур вряд • - » t » ли возможно.

Сейчас усиливается интерес многих государств к Китаю. Это связано с гигантскими темпами развития Срединной империи и со все возрастающей ролью этой страны в мировых процессах.

Однако традиционный европейский подход, основанный на идее культурного диалога - взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения культур, — оказывается нежизнеспособным при попытке наладить эффективную коммуникацию с носителями китайской культуры.

В чем причина? Ответ на этот вопрос предполагает обращение к глубинным слоям китайской культуры; исследование традиционного китайского взгляда на внешний мир и населяющие его народы.

Исследование этих взглядов зачастую соотносится с анализом этноцентристской концепции Конфуция, задавшей направление дальнейшего восприятия китайцами других народов. Соглашаясь с определяющей ролью взглядов Конфуция на внешний мир и в нынешнем китайском менталитете, а также влиянием этих взглядов на линию внешней политики императорского Китая, данное исследование все же предлагает расширить рамки исследования феномена китаецентризма и проанализировать развитие китаецентристских представлений в динамике: от доконфуцианского мировоззрения к конфуцианскому.

Исследование истоков и реконструирование генезиса этноцентристской концепции Конфуция предполагает комплексный анализ зафиксированных в древнекитайских философских текстах представлений о происхождении сущего, мироустройстве, роли Шанди (Верховного владыки), Неба, Сына

Неба в универсуме, а также воссоздание модели человека и модели мира в доконфуцианском и конфуцианском представлении.

Актуальность обращения к истокам китайского этноцентризма обусловлена тем, что он и по сей день формирует отношение к иностранцам в рамках национального менталитета.

Степень разработанности проблемы: источники исследования. Круг источников для настоящей работы определяет междисциплинарный подход, предполагаемый обращением к заданной теме. Это комплекс литературы, включающий древнекитайские философские и исторические труды, а также работы современных авторов в области философии, культурологии, истории, этнологии. Выделим основные группы источников, к которым обратился автор.

Первую группу исследованных источников составляют оригинальные труды на древнекитайском книжном языке — вэнъяне. Обращение к оригинальным текстам «Ши цзи», «Шу цзина» («Шан шу»), «Лунь юя», а также фрагментам текстов «Шэньи цзина», «Куо- дичжи», «Эръя» было продиктовано попытками понимания истинного смысла древнекитайских текстов, перевод которых на современный китайский язык байхуа подобен трансляции этих текстов на другие языки.

Бесспорно, постижение древнекитайских философских текстов невозможно без обращения к комментаторской традиции, поэтому настоящее исследование обращается к мнениям таких признанных комментаторов, как Куи Аньго, Чжэн Сюань, Ма Жун, Ду Юй, Сюй Гуан.

Свой вариант интерпретации древнекитайских текстов автор дает в сопоставлении с переводами таких признанных отечественных востоковедов, как А.С. Мартынов, JI.C. Переломов, А.Е. Лукьянов, Л.С. Васильев, В.П. Васильев, В.А. Кривцов, П.С. Попов, И.И. Семененко, С. Кучера. Настоящая работа обращается также к переводам И.С. Лисевича, Р.В. Вяткина,

В.М. Алексеева, В.Г. Бурова. В качестве примера перевода древнекитайских текстов на байхуа используется интерпретация У Шупина.

Воспроизводя образ жизни «варварских племен» в представлении древних китайцев, автор, помимо текстов «Ши цзи» с комментариями, «Шу цзина», «Лунь юя», «Ли цзи», опирался на работы Х.Г. Крила; М.В. Крюкова, М.В. Софронова, Н.Н. Чебоксарова; Л.С. Переломова; В.В. Малявина; реконструируя особенности жизненного уклада предков китайцев в древности — на выводы Л.С. Васильева и А.И. Кобзева, В.В. Малявина, А.С. Мартынова, А.А. Маслова, Л.С. Переломова.

Анализируя роль основных конфуцианских категорий в жизни китайского общества, автор обращается к работам Л.С. Переломова, А.С. Мартынова, А.А. Маслова, Л.С. Васильева, В.М. Алексеева, а также к выводам

A.M. Карапетьянца, Ян Боцзюня, Н.И. Конрада, B.C. Колоколова, Х.Г. Крила. Необходимостью реконструировать изначальный смысл самоназваний Китая продиктовано обращение авторов не только к оригинальному тексту «Ши цзи» с комментариями и переводу У Шупина, но также к работам М.В. Крюкова,

B.А. Рубина, Л.С. Переломова, Л.С. Васильева, А.П. Девятова, В.В. Малявина, А.А. Горелова, А.С. Мартынова, Р. фон Плэнкнера, Чжоу Кэчжэна, Чэн Жунвэня; выводам Е.П. Спицына, И.С. Лисевича, К.М. Линдуф и др.

Необходимость исследования китайских этноконсолидационных процессов определила наше обращение к работам М.В. Крюкова, М.В. Софронова, Н.Н. Чебоксарова; Л.С. Переломова, Л.С. Васильева и др., а также к исследованиям А.П. Садохина, Ю.И. Семенова, Ю.В. Ивановой.

Доконфуцианскую модель универсума, реконструируемую нами на основании текста «Ши цзи» и комментариев к нему, автор соотносит с графическими моделями земли, предлагаемыми в исследованиях Н.Я. Бичурина, М.В. Крюкова, Л.С. Переломова, Л.С. Васильева, А.П. Девятова, Е.М. Зиновьевой, обращаясь также к трудам Л.И. Думана, К.В. Васильева, И.Ф. Поповой и А.А. Боюцанина, Ю.Л. Говорова, М.Е. Кравцовой и др.

Что же касается реконструкции модели земли в китайском восприятии, начиная с эпохи Чунцю, то, помимо текста «Ли цзи», автор опирается на работы М.В. Крюкова, Л.С. Переломова, JT.C. Васильева, А.П. Девятова. «Образу "варвара"» в китайской культуре посвящена работа И.Н. Ионова [44].

Кроме того, в настоящей работе широко задействованы труды по истории Китая таких авторов, как К.В. Васильев, JI.C. Васильев, З.Г. Лапина, А.В. Меликсетов, А.А. Писарев, С.Л. Тихвинский и др.

Стоит заметить, что, несмотря на бытующее в китайском менталитете и приводимое синологами мнение о том, что суть древнекитайской графической модели мира выражается посредством сочетания «тянъ юань ди фан» («круг неба, квадрат земли»), за редким исключением [88], в теоретической литературе нам не приходилось встречать детального рассмотрения данной модели и вообще не приходилось встречать рассуждений о трансфорации данной модели в философии Конфуция. Чаще - исследователями ставилась задача- проанализировать графическую модель земли в древнекитайском представлении, однако о соотношении земли и неба в подобной модели говорится редко [68, с. 324].

В теоретической литературе нам также не приходилось встречать, за некоторыми исключениями [82, с. 136], и поставленной задачи определить термин «природа» («народа» или этноса) и проследить эволюцию содержания данного понятия.

Проведя анализ источников по заявленной теме, мы пришли к выводу, что отечественными исследователями напрямую не ставилось задачи сопоставить систему признаков «варварской» и «цивилизованной» природы в доконфуцианском и конфуцианском восприятии, а также проследить трансформацию китаецентристской графической модели мира, суть которой выражается посредством сочетания «тянъ юань ди фан» («круг неба, квадрат земли»). В связи с этим мы должны восполнить данный пробел и формулируем проблему следующим образом: каковы различия в понимании признаков варварской природы, а также в графическом восприятии мира до и у Конфуция?

Настоящая работа исходит из того, что внешний мир и по сей день воспринимается китайцами сквозь призму этноцентристской концепции. Но каковы истоки этой концепции: в чем заключалась древнекитайская традиция графического осмысления окружающего мира, и как изменилось восприятие универсума к приходу и с приходом Конфуция на историческую сцену? Каков был образ «китайца» и «варвара», запечатленный в древнекитайских философских трудах, и что нового привнес Конфуций в понимание «китайской» и «варварской» «природы»?

Что касается первого вопроса, то имеется литература, описывающая как представления китайцев о мире до времени Конфуция, так и после эпохи Чунцю (эпоха «Весны и осени», VIII-V вв. до н. э.). В данной работе мы рассматриваем эти представления в динамике, предлагая свой вариант графической модели мира в древнекитайском мировоззрении, реконструированный нами на основе текстов «Ши цзи» (и комментариев к этому тексту), «Ли цзи» и др. Что же касается вопроса о признаках цивилизованности и варварства в древнекитайском менталитете, то в исследованной теоретической литературе нам не приходилось встречать опыта сопоставления системы признаков цивилизованной и варварской «природы» в доконфуцианском и конфуцианском мировоззрении. Поэтому мы выделили систему признаков «варварства» в доконфуцианских трудах и сопоставили ее с критериями «цивилизованной природы» в учении Конфуция.

Цель и задачи исследования. Исходя из сформулированной проблемы была определена и цель исследования: выявить структуру разграничения между цивилизованностью и варварством в графической модели мира до Конфуция и в конфуцианстве.

Для достижения поставленной цели авторами были сформулированы следующие задачи:

1) выявить систему признаков «варварства» на доконфуцианском этапе;

2) выявить систему признаков «цивилизованной природы» хуа ся в доктрине Конфуция; сопоставить ее с доконфуцианской системой признаков;

3) предложить вариант графической модели мира, актуальный для доконфуцианской философии;

4) наконец, выделить традиции и новаторство в конфуцианской графической модели мира.

Объектом данного диссертационного исследования является понимание цивилизованности и варварства в древнекитайском менталитете.

Предметную область составляют модель человека и модель мира в доконфуцианской философии и учении Конфуция.

Методологические основания диссертационного исследования.

1. Специфика поставленной проблемы определила один из методов настоящего исследования: компаративистский метод. Он позволяет рассмотреть обозначенный объект в этнопсихологическом и историко-культурном контекстах и сравнить их между собой.

2. Автором также применяется принцип историзма, в настоящем исследовании предполагающий изучение основных составляющих этноцентристской концепции Конфуция, рассмотрение генезиса этой концепции в китайской философии до Конфуция и обозначение роли конфуцианской внешнеполитической концепции в менталитете китайской культуры в дальнейшем.

3. Герменевтический метод, применяемый в настоящей работе, актуален в связи с необходимостью истолкования первоначального смысла древнекитайских философских текстов как с точки зрения самой древности, так и с позиции современного наблюдателя.

4. Настоящая работа использует и аксиологический подход, который дает нам возможность представить определенные формы культуры в качестве ценностей, создаваемых и существующих в этой культуре, выступающих нравственными, деятельностными и др. ориентирами носителя этой культуры.

Научная новизна диссертационного исследования. Автором диссертационного исследования впервые получены следующие результаты:

1) сформулированы основные признаки «варварства» в китайском доконфуцианском мировоззрении;

2) исследована в динамике - от доконфуцианского этапа к учению Конфуция - графическая модель мира в мировоззрении Древнего Китая;

3) проанализированы изменения в смысле понятий «Тянъся», «Чунго», «Цзю чжоу» в учении Конфуция.

Науная новизна диссертационного исследования отражена в основных положениях, выносимых на защиту:

1) термином «природа» (народности или нации) в китайской философии обозначается априори заданная совокупность признаков, присущих каждой народности или этнической общности и определяющая ее своеобразие;

2) доконфуцианская философия выделяла внешние признаки отличия китайцев от варваров: внешний облик, пища, жизненный уклад, контакт со сферой сакрального посредством ритуала, «пять человеческих качеств». Конфуций в качестве отличительных признаков «природы» китайцев выделил внутренние — духовные потенции личности: жэнъ, дэ, ли и др.;

3) смысл китаецентристской концепции «тянъ юань ди фан» применительно к доконфуцианскому этапу следует понимать как «квадраты земли, вписанные в круг неба». Содержание этноцентристской модели мира у Конфуция выражается посредством сочетания «круг неба, вписанный в квадрат земли»;

4) понимание «Тянъся» («Поднебесной») как «мира» пришло из доконфуцианских представлений, как «Китая» — сформировалось в эпоху Чунцю (VIII-V вв. до н. э.);

5) о феномене китаецентризма можно говорить, характеризуя любой этап китайского культурогенеза, о феномене китайского этноцентризма — только характеризуя период, начиная с эпохи Чунцю.

Апробация результатов исследования:

Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на научных семинарах кафедры культурологии и социальной коммуникации. Автор выступал с сообщениями на конференциях «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Томск, ТПУ, 2006 г.), «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Томск, ТПУ, 2007 г.). Результаты исследования отражены в шести научных публикациях. Диссертация была представлена на заседании кафедры культурологии и социальной коммуникации. Автор исследования проходил двухгодичную стажировку в Цзилиньском университете (КНР), по итогам которой предоставил письменный отчет; в настоящее время работает переводчиком в Управлении международного сотрудничества ТПУ.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Для понимания зафиксированного в национальном менталитете китайского взгляда на внешний мир показателен анализ именно доктрины Конфуция, окончательно задавшей направление этому взгляду. Рассмотрение же традиционного и привнесенного Конфуцием в концепцию эгоцентризма позволяет преодолеть узость понимания китаецентристской системы как «восходящей к Конфуцию»; проследить ее истоки и трансформацию в учении Совершенномудрого.

Данные диссертационного исследования могут быть использованы как материалы для учебных курсов по истории китайской философии, культурологии, а также при разработке спецкурсов «Доконфуцианские представления китайцев о мире», «Философия Конфуция», «Генезис идеи этноцентризма в китайской культуре». С этими же целями могут быть использованы выполненные автором переводы из «Ши цзи» с комментариями, «Шу цзина», «Лунь юя», «Эръя», «Куо дичжи», «Шеньи цзина».

Структура работы. Настоящее диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (разбитых на четыре параграфа), заключения и списка

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Добрицкая, Екатерина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами был показан генезис конфуцианской этноцентристской концепции: обозначены предпосылки ее складывания в лоне доконфуцианской философии и культуры; выявлены особенности доконфуцианских представлений предков хуа ся об окружающем мире и населяющих его «народах», исследована трансформация этих представлений в философии Конфуция.

В чем смысл доконфуцианской традиции и в чем новаторство Конфуция в концепции китаецентризма?

В настоящем исследовании дается следующий ответ на эти вопросы: традиция — в восприятии мира посредством сочетания «тянь юань ди фату, в понимании Чжунго как центра этого мира; в бытующем понятии об отличной от «цивилизованной» «природе» варваров.

Новаторство - в изменении соотношения «квадрата земли» и «круга неба» в плоскостной модели универсума; в понимании Тянься, Чжунго и Цзю чжоу как наименований государства хуа ся, а не «всего универсума» «Государства Сына Неба» и наиболее близких к Чжунго земель соответственно; а также в понимании того, что «цивилизованную природу хуа ся» отличают присущие ей потенции, которые в учении Конфуция были обозначены посредством категорий жэнъ, дэ, ли и др.

Выделяя в качестве основных предпосылок формирования китаецентристской концепции представления древних китайцев о мироустроительной роли китайского правителя, основанные на культе Шанди и затем — Неба, а также пятичленное деление мира, авторы предлагают свой вариант китаецентристской модели, реконструированный ими на основе текста «Ши цзи».

Вступая в противоречие с мнением М.В. Крюкова, согласно которому за иньской ойкуменой лежало кольцо враждебных им племен [63, с. 268], авторы настоящей работы поддерживают суждения В.В. Малявина, Л.С. Васильева, Н.В. Прохоровой о том, что земля традиционно представлялась китайскому сознанию в форме квадрата. Реконструируя свой вариант древнекитайской системы «земных квадратов», автор, как и В.В. Малявин, дополняет эту систему «кругом неба» и не только приводит возможный вариант расположения «круга» и «квадрата» на плоскости, несколько отличный от варианта, предлагаемого Гэ Таогуаном и вслед за ним Н.В. Прохоровой, но и анализирует вероятную трансформацию доконфуцианской пространственной модели в конфуцианских трудах.

В ходе решения поставленных автором задач возник и еще ряд вопросов, на которые отвечает настоящее исследование:

1. Возникла необходимость прояснить соотношение терминов «китаецентризм», «этноцентризм», «эгоцентризм», поскольку постановки подобной задачи среди исследованных нами источников нам не встретилось. Вывод автора: о феномене китаецентризма мы можем говорить на всех этапах китайского культурогенеза, начиная с глубокой древности, в силу того что центром мира для китайца всегда оставалось Чжунго. А это понятие переводится на русский язык как «Китай». На любом этапе также может быть использован и общий термин «эгоцентризм». Наиболее же употребляемый термин «этноцентризм» правомернее всего будет использовать, начиная с эпохи Чуньцю-Чжаньго (времени завершения китайской этноконсолидации). При этом китаецентризм в дальнейшем есть именно ханецентризм, поскольку «варварскими» считались все народности, кроме хань: даже те, которые в современном Китае считаются национальными меньшинствами.

2. Возник также вопрос о значении китайских самоназваний, в частности: могло ли наименование «Срединное царство» нести и более глубокий смысл, кроме как «государство, расположенное в центре мира»? Автор работы дает утвердительный ответ, указывая на возможность понимания «Чжунго» как ареала, в котором господствует Срединное дэ, реализуетя Срединный путь и вообще Середина, по мнению Чжоу Кэчжэна, — «.основа [и] проявление гармонии» [Цит. по: 124] (пер. авт.).

3. Почему варварские роды, упоминания о которых так часты, например, в первых цзюанях «Ши цзи», практически перестают интересовать Конфуция? Основная причина, на наш взгляд, такова: до периода Чунцю-Чжаньго и варвары, и предки самих хуа ся при существующей иерархии в мире равно воспринимались как подданные китайского вана, населяющие единую Поднебесную. С периода же Чунцю-Чжаньго земли варваров выносятся за пределы «культурного пространства», называемого теперь Чжунго или Поднебесная и понимаемого как предельная цивилизованная сфера, единственно заслуживающая внимания Совершенномудрого.

4. Имела ли в китайской культуре до периода Чунцю-Чжаньго контраверза «ней - вай» («внутренний — внешний», «китайский — иностранный»)? Ответ, на наш взгляд, должен быть следующим: подобная антитеза существовала уже и в доконфуцианской философии и культуре, однако не была еще до конца оформившейся: она использовалась как для противопоставления «внутренних» земель «внешним», так и просто для обозначения пространственного расположения объекта в том или ином районе — «земном квадрате».

В ходе исследованния возникла и необходимость определить следующие понятия:

Природа» (народности или нации) — заданная априори совокупность признаков, определяющих культурную и этническую общность каждой народности или нации.

Фигуру цзюныры, занимающую одну из ключевых позиций в философии Конфуция, данная работа интерпретирует как модель человека, в максимальной степени реализовавшего нравственно-этический потенциал, заложенный в каждом хуа ся. Фигуру сяо жэнъ — как образ человека, не развившего морально-этического потенциала, изначально заложенного в его «цивилизованной природе».

Что касается признаков принадлежности к «цивилизованной природе» в доктрине Конфуция, то мы определяем их следующим образом: жэнъ — как присущую всем хуа ся потенцию, которая может реализоваться посредством «преодоления себя» (кэ цзи), и содержание которой есть совокупность определенных личностных качеств и их надлежащего проявления в социуме: соответствия нравственным и этическим нормам в отношениях с другими людьми.

Категорию дэ (в учении Конфуция), основываясь на выводах А.С. Мартынова, данная работа интерпретирует как слово для обозначения потенции, присущей «цивилизованной природе» хуа ся, способной развиться «из себя» посредством «кэ г(зи»; выражающей высшую «меру этического совершенства» и представляющей собой наиболее общее «надлежащее» (то есть предписанное нормами) отношение ко всему внешнему миру [50, с. 35— 53].

Наконец, категория ли в контексте философии Конфуция в рамках данной работы понимается в том числе и как понятие, обозначающее присущую исключительно «природе» хуа ся потенцию приобщения к сфере сакрального, а также следования этическим нормам. Ли может быть рассмотрено и как инструмент контакта с сакральной сферой, а также как инструмент трансформации в «совершенного мужа» [см. 50, с. 73-84].

Решение задач, поставленных в настоящем исследовании, позволяет реконструировать генезис этноцентристской концепции Конфуция; выявить смысл доконфуцианской традиции, а также вклад Конфуция в представления о мире и населяющих его народах, остающиеся актуальными в китайском национальном сознании и по сей день.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Добрицкая, Екатерина Михайловна, 2009 год

1. На русском языке:

2. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н. В. Абаев. 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1989. - 272 с.

3. Алексеев В. М. Китайская литература : избр. тр. / В. М. Алексеев ; авт. вступ. ст. Л. 3. Эйдлин ; отв. ред. Н. Т. Федоренко. М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1978. — 594 с.

4. Беседы и суждения Конфуция / сост., подг. текста, прим. и общ. ред. Р. В. Грищенкова, предисл. Л. С. Переломова.-СПб. : Кристалл, 2001 -1120 с.

5. Бичурин Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н. Я. Бичурин. М. : Вост. дом, 2002. - 432 с.

6. Бичурин Н. Я. Статистическое описание китайской империи : в 2 ч. / Н.Я. Бичурин. М. : Вост. дом, 2002. - Ч. 1. - 464 с.

7. Бокщанин А. А. Источники и литература // Внешняя политика государства Цин в XVII веке / А. А. Бокщанин и др. ; отв. ред. JI. И.Думан.М., 1977.-Гл. 1.-С. 6-45.

8. Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае / Ф. С. Быков. — М. -.Наука, 1966.-242 с.

9. Ван Чуаныпань Электронный ресурс. // Кругосвет : электрон, энцикл./ ООО «Krugosvet». [Б. м.], 2008. - URL: http://www.knigosvet.rU/articles/49/l 004935/print.htm (дата обращения: 06.01.2009).

10. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации / К. В. Васильев. — М. :1. Вост. лит., 1998.-319 с.

11. Васильев Л. С. Восточное Чжоу : период Чунцю // История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. М., 1998. - С. 46-73.

12. Васильев JI. С. Восточное Чжоу : период Чжаньго // История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. М., 1998. - С. 74-110.

13. Васильев JL С. Древний Китай : в 3 т. / JI. С. Васильев. М. : Вост. лит., 1995. - Т. 1 : Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. дон.э.) 379 с.

14. Васильев Л. С. Древний Китай : в 3 т. / Л. С. Васильев. М.: Вост. лит., 2000. - Т. 2 : Период Чуньцю (VIII - V вв. до н. э.). - 623 с.

15. Васильев Л. С. Древний Китай : в 3 т. / Л. С. Васильев. М.: Вост. лит., 2006. - Т. 3 : Период Чжаньго (V - III до н. э.). - 679 с.

16. Васильев Л. С. История Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. 3-е изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк., 2003. - Т. 1. — 512 с.

17. Васильев Л. С. История Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2003. - Т. 2. — 568 с.

18. Васильев Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. — М. : Университет, 1999. — 432 с.

19. Васильев Л. С. Политическая и правовая мысль средневекового Китая // История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / под ред. В. С. Нерсесянса. М., 1986. - С. 135-150.

20. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) / Л. С. Васильев. М. : Наука, 1989.-309 с.

21. Васильев Л. С. Формирование основ государства и общества в Китае // История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. М., 1998. - С. 8-45.

22. Васильев Л. С. Предисловие / Л. С. Васильев, А. И. Кобзев // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. - С. 3-15.

23. Все о Китае Электронный ресурс. // ChinaStar.ru : [информ. ресурс о Китае] / Future Media. [Б. м.], 2009. - URL: http://www.chinastar.ni/rus/l/ (дата обращения: 11.02.2009).

24. Гачев Д. Г. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира / отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. -М., 1987.-С. 198-227.

25. Говоров Ю. JI. История стран Азии и Африки в средние века / Ю. JI. Говоров. — Кемерово, 1998. — 236 с.

26. Голыгина К. И. «Великий предел»: китайская модель мира в литературе и культуре (I—XIII вв.) / К. И. Голыгина. М. : Вост. лит., 1995.-364 с.

27. Горелов А. А. История мировых религий / А. А. Горелов. 2-е изд. -М.: Флинта : МПСИ, 2006. - 360 с.

28. Григорьева Т. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком // Культура, человек и картина мира / отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М., 1987. - С. 262-299.

29. Девятов А. Китайская специфика. Как понял ее я в разведке и бизнесе / А. Девятов. М. : Муравей, 2002. - 336 с.

30. Девятов А. Китайский прорыв и уроки для России / А. Девятов,

31. М. Мартиросян. М. : Вече, 2002. - 398 с.

32. Декарт Р. Сочинения : в 2 т. : пер. с лат. и франц. / Р. Декарт ; сост., ред., вступ. ст. В. В.Соколова. М. : Мысль, 1989. - Т. 1. - 654 с.

33. Древнекитайская философия : собр. текстов : в 2 т. : пер. с кит. / авт. предисл. В. Г. Буров ; М. JI. Титаренко. М. : Мысль, 1972. - Т. 1. -363 с.

34. Древнекитайская философия : собр. текстов : в 2 т. : пер. с кит. / авт. предисл. В. Г. Буров ; М. JI. Титаренко. М. : Мысль, 1972. — Т. 2. — 384 с.

35. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. Антология / сост. Ян Хиншун ; вступ. ст. В. Г. Бурова. М. : Наука, 1990. - 523 с.

36. Думан Л. И. От редактора // Внешняя политика государства Цин в XVII веке. М., 1977. - С. 3-5.

37. Думан Л. И. Пожалование земельных владений в древнем Китае: эпоха Инь, XIV-XI вв. до н. э. // Общество и государство в Китае. -М., 1981.-С. 3-21.

38. Зиновьева Е. М. «Центр» и «места» в политической культуре традиционного Китая // Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР. М., 1994. - С. 197-237.

39. Ионов И. Н. Стратегии формирования образа «варвара» в древнегреческой и китайской культурах (сравнительный анализ) Электронный ресурс. // Межкультурный диалог в историческом контексте : тез. конф. Москва, 30-31 сент. 2003г. М., 2002-2003.

40. Электрон. версия печат. публ. — URL:http://www.igh.ru/conf/tesisl/ionov.htm (дата обращения: 10.01.2009).

41. Исследования национального характера и картины мира Электронный ресурс. // Отечественные записки. 2002. - № 3(4). -Электрон. версия печат. публ. — URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=4&article=203 (дата обращения: 2.01.2009).

42. История китайской философии : пер. с кит. / под ред. М. JI. Титаренко. М. : Прогресс, 1989. - 552 с.

43. Кейдун И. Б. Переводы из «Ли цзи» Глава 1. Цюй ли. [Электронный ресурс] // Религиоведение. 2001. - № 1. Электрон, версия печат. публ. - URL: http://vostok.amursu.ru/contl/liji.htm (дата обращения: 4.01.2009).

44. Классическое конфуцианство : в 2 т. / переводы, статьи, комментарии А. Мартынова, И. Зограф. СПб. : Нева ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -Т. 1 : Конфуций. Лунь Юй. - 384 с.

45. Классическое конфуцианство : в 2 т. / переводы, статьи, комментарии

46. А. Мартынова, И. Зограф. СПб. : Нева ; М. : OJIMA-ПРЕСС, 2000. -Т. 2 : Мэн-цзы, Сюнь-цзы. - 208 с.

47. Кобзев А. И. «Го юй» // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. JL Титаренко. М., 2006. — Т. 1 : Философия. -С. 197-198.

48. Кобзев А. И. Чжуан-цзы // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т./ гл. ред. М. JI. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. -С. 584-589.

49. Кобзев А. И. «Шань хай цзин» / А. И. Кобзев, А. Г. Юркевич // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. JI. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. - С. 614-615.

50. Конрад Н. И. Избранные труды. Синология / Н. И. Конрад ; отв. ред. И. М. Ошанин, О. J1. Фишман. -М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1977. -621 с.

51. Конфуций «Лунь юй» Электронный ресурс. : [пер. с кит.]. [Б. м.], [Б. г.]. - URL: http://www.ispras.ru/~igor/MyLunYu/LunYu.html (дата обращения: 11.01.2009).

52. Кравцова М. Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. СПб. : Лань, 1999.-416 с.

53. Крил X. Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / X. Г. Крил ; пер. с англ. Р. В. Котенко ; гл. ред. В. В. Чубарь. СПб. : Евразия, 2001. - 480 с.

54. Крюков М. В. Древние китайцы: проблема этногенеза / М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1978.-342 с.

55. Кузнецова Т. Ф. Картина мира и образы культуры // Культура: теории и проблемы / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др.. -М., 1995.-С. 135-161.

56. Лапина 3. Г. Китай в эпоху политической раздробленности // История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. М., 1998. - С. 148-164.

57. Малявин В. В. Китай в XVI XVII веках: традиция и культура / В.

58. B. Малявин. М. : Искусство, 1995. - 287 с.

59. Малявин В. В. Восток, Запад и Россия : избр. ст. / В. В. Малявин. — М.: Эксперт, 2005. 320 с.

60. Малявин В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. М. : Астрель, 2001.-632 с.

61. Малявин В. В. Конфуций / В. В. Малявин. М. : Мол. гвардия, 1992. -335 с.

62. Малявин В. В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции / В. В. Малявин. М. : Наталис, 1997. - 367 с.

63. Мартынов А. С. Конфуцианство: классический период / А.

64. C. Мартынов. СПб. : Азбука-классика, 2006. - 384 с.

65. Мартынов А. С. Конфуцианство: этапы развития. Конфуций. «Лунь Юй» / пер. с кит. А. С. Мартынова. СПб. : Азбука-классика : Петерб. востоковедение, 2006. - 352 с.

66. Мартынов Д. Е. Ценностный континуум традиционной китайской цивилизации Электронный ресурс. // Вестник ТИСБИ. 2004 — № 3-Электрон. версия печат. публ. - URL:http://www.tisbi.rii/science/vestnik/2004/issue3/Cult3 .html (датаобращения: 27.11.2008).

67. Маслов А. А. Тайный код Конфуция. Что пытался передать Великий Учитель? / А. А. Маслов. Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 288 с.

68. Меликсетов А. В. Победа Синьхайской революции в 1911 г. // История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. М., 1998. - С. 365-379.

69. Пань Фу-энь «Ши цзи» // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т./ гл. ред. М. JI. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. -С.621-622.

70. Пань Фу-энь «Ши цзин» // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. JI. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. -С. 623-624.

71. Пань Фу-энь Сыма Цянь / Фу-энь Пань, Ю. JI. Кроль // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. JI. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. - С. 401-403.

72. Переломов JI. С. Гуань Чжун // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. JI. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. - С. 206-207.

73. Переломов JI. С. Империя Цинь первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н.э.) / Л. С. Переломов. - М. : Вост. лит., 1962.-244 с.

74. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической- истории Китая / Л. С. Переломов. М. : Наука, 1981. - 334 с.

75. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. М. : Наука : Вост. лит., 1993. - 440 с.- 84. Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь Юй» / исслед., пер. с кит., коммент. Л. С. Переломов. -М. : Вост. лит., 1998. 588 с.

76. Писарев А. А. Вторжение иностранных держав. Включение китайской империи в мировые экономические, политические и духовные связи // История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. М., 1998. - С. 296-342.

77. Платон Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1993. - Т. 2. - 528 с.

78. Попова И. Ф. Танский Китай и Центральная Азия // Центральноазиатский исторический сервер Электронный ресурс. / [авт. сайта] Р. Абдуманапов. [Б. м.], 1999-2007. - URL: http://www.kyrgyz.ru/?page=264 (дата обращения: 7.10.2008).

79. Прохорова Н. В. Китайские традиционные представления о пространстве в современной геополитике // Общество и государство в Китае : 36-я науч. конф. : к 70-летию А. А. Бокщанина. Москва, 2006. -М., 2006.-С. 180-186.

80. Радугин А. А. Мировоззренческо-ценностные основания китайской культуры // История мировой и отечественной культуры : курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. М., 2002. - С. 72-79.

81. Рубин В. А. Идеология и культура Древнего Китая. Четыре силуэта / В. А. Рубин. -М. : Наука, 1970. 163 с.

82. Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае : собр. тр. / В. А. Рубин. М. : Вост. лит., 1999. - 383 с.

83. Семенов Ю. И. Этносы, нации, расы // Социальная философия / под ред. И. А. Гобозова- М., 2003 С. 236-266.

84. Скачков П. Е. История изучения Китая в России в XVII и XVIII вв.: (краткий очерк) // Международные связи России в XVII-XVIII вв. (экономика, политика и культура). М., 1966. — С. 152—180.

85. Степанянц М. Т. Восточная философия : вводный курс : избр. тексты /М. Т. Степанянц. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вост. лит., 2001.-511 с.

86. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи) / Сыма Цянь ; пер. с кит. и коммент. Р. В. Вяткина, В. С. Таскина ; под общ. ред. Р. В. Вяткина. -2-е изд., испр. и доп. М.: Вост. лит., 2003. - Т. 2. - 567 с.

87. Таранов П. С. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли) : интеллектуальный энцикл. справ. : в 2 т. / П. С. Таранов. -Симферополь : Нарус-М, 2000. Т. 1. - 848 с.

88. Тихвинский С. JI. Избранные произведения : в 5 кн. / С. JI. Тихвинский. — М. : Наука, 2006. Кн. 2 : История Китая первой четверти XX века: Доктор Сунь Ятсен. Свержение маньчжурской монархии и борьба за республику. - 390 с.

89. Тихвинский С. JI. Избранные произведения : в 5 кн. / С. JI. Тихвинский. М. : Наука, 2006. - Кн. 3 : История Китая. 1919 -1949: Борьба за объединение и незывисимость Китая. Чжоу Эньлай. -2006.-716 с.

90. Тун Син. Китайская книга мудрости Электронный ресурс. / [сост. Ч. Уайндридж] // Библиотекарь.Ру. М. : [АСТ-Астрель, 2004-2005]. -URL: http://www.bibliotekar.ru/kitay/index.htm (дата обращения: 12.01.2009).

91. Эйдлин Л. 3. Чему учиться у Алексеева // Традиционная культура Китая. М.: Наука, 1983. - С. 5-13.

92. Юркевич А. Г. Лу Цзя // Духовная культура Китая : энциклопедия : в5 т. / гл. ред. М. JI. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. — С. 319-320.

93. Юркевич А. Г. «Цзо чжуань» // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. - С. 626-628.

94. Юркевич А. Г. «Шу цзин» // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. — С. 626-628.

95. Юркевич А. Г. Шэн // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. М., 2006. - Т. 1 : Философия. - С. 628-629.1. На немецком языке:

96. Confucius Ta-Hio. Die erhabene Wissenschaft / Confucius ; aus dem Chinesischen uebersaetzt und erklaert von Reinhold von Plaenckner. -Leipzig : F. A. Brockhaus, 1875. 358 s.

97. Confucius Tchong-Yong. Der unwandelbare Seelengrund / Confucius ; aus dem Chinesischmen uebersaetzt und erklaert von Reinhold von Plaenckner. Leipzig : F. A. Brockhaus, 1878. - 255 s.

98. Schleichert H. Klassische chinesische Philosophie: eine Einfuerang / H. Schleichert. 2. vollkommen neu bearb. aufl. - Frankfurt/M. : Klostermann, 1990.

99. Ф4И1» / Ф^ДКЙШЯЛЙ.-^ЬЙ : Ф4ИШ , 2001.-958 Ж.124. щ-щж. тт. штши*тг ( ^mzm ) /т~щж и щщ^т тш.: т^ш^тя / фвфэчй ; ФШХШЙ ; ттшш*- 2007. ъыт. http://www.sciencenet.cn/blog/usercontent.aspx7idK5050, Ш Й ft|n. (ft|b~]0$ : 6.02.2009).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.