Правовой статус религиозных объединений в современной России: Особенности и актуальные проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Куницын, Игорь Алексеевич

  • Куницын, Игорь Алексеевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.02
  • Количество страниц 196
Куницын, Игорь Алексеевич. Правовой статус религиозных объединений в современной России: Особенности и актуальные проблемы: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Москва. 2000. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Куницын, Игорь Алексеевич

Введение.

Глава 1. Правовой статус, религиозных объединений в системе г осударственно-конфессиональных отношений.

§ I. Правовой статус религиозных объединений как- элемент системы

1 осударственно-конфессион альных отношений.

§ 2. Современное законодательство, регулирующее правовой статус религиозных объединений.

§ 3. Взаимосвязь содержания права на свободу совести и правоспособности религиозных объединений.

1 лава 2. Религиозные объединения как предмет правового регулирования.

§ 1. Понятие, виды организационно-правовых форм и признаки религиозных объединений.

§ 2. Юридические проблемы социальной адаптации религиозных объединений.

§ 3. Территориально-организационное устройство религиозных объединений.

Глава 3. Правоспособность религиозных объединений.

§ 1. Понятие и содержание специальной правоспособности религиозных объединений.

§ 2. Типология видов деятельности религиозных объединений.

§ 3. Особенности создания и прекращения религиозных объединений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовой статус религиозных объединений в современной России: Особенности и актуальные проблемы»

уховиый поиск, попытки снова и снова переосмыслить место и роль религии в жизни общества всегда были свойственны отечественной общественно-политической мысли, чго всегда отражалось на развитии законодательства нашей страны. Этот процесс продолжается и сегодня, когда Россия пережила и период примитивного язычества, неспособного воедино сплотить всё общество, и времена гармоничных отношений между государством и единственной на территории страны конфессией, и целую эру жесткого подчинения воле государственной власти религиозных институтов, принадлежащих к одним конфессиям, и преследования принадлежащих к другим, и даже тяжёлые годы попыток тотального искоренения религии. Переживая конституционные реформы, начатые ещё в начале 90-х годов XX века и не имеющие прецедентов в отечественной истории по своей глубине и широте охвата, перед страной, провозгласившей, право на свободу совести и светский характер государства, стоит задача выработки концепции дальнейшего развития правового регулирования статуса религ иозных объединений как нео тъемлемого элемента государственно-конфессиональной политики. Несмотря на богатый и разнообразный исторический опыт в этой сфере, общество впервые стоит перед необходимостью решения подобной задачи: ведь построение отношений между государством и религиозными объединениями ещё никогда не носили настолько стабильного и, вместе с тем, динамичного характера. Этим обстоятельством объясняется и актуальность настоящего диссертационного исследования, посвященного исследованию современного состояния правового статуса религиозных объединений в России и возможных путей его развития в русле осуществляемой конституционной реформы.

Россия принадлежит к числу стран, где развитие религиозной жизни общества издревле шло в неразрывном единстве с формированием основ государственности и зарождением от ечественной культуры. Когда древнерусскому государству потребовалась новая идеология, способная выполнять мировоззренческую и целеполагающую функцию, и, тем самым, способная объединить всё общество, для этой цели было избранно христианство, уже извест ное на

Руси и имевшее своих последователей. Появление Православной церкви, привнесшей в общественную жизнь религиозно-правовые нормы Византийского Номоканона, способствовало заполнению возникшего тогда правового вакуума.

Моноконфессиональный характер древнерусского общества предопределил развитие правового статуса религиозных объединений, направленное на расширение их политических и имущественных прав. Однако прочное положение Православной церкви со временем было поставлено на службу государственным интересам, что привело к драматическому финалу - огосударствлению религиозных институтов и религиозной жизни. Превращение церкви в часть государственного аппарата, на первый взгляд, упрочившее её положение, на самом деле стало нарушением той незримой грани, переход которой привёл к расшатыванию равновесия в государственно-конфессиональных отношениях. В условиях формирующегося поликонфессионального общества первоначально вводится разделение всех религиозных объединений на господствующие, терпимые и гонимые, однако настаёт время, когда назревает необходимость коррекции государственно-конфессиональной политики. Отдельные попытки реформирования правовых основ статуса религиозных объединений предпринимались уже в Российской Империи, в связи с чем были изданы Указ от 12 декабря 1904 года «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», Указ от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости»1, Указ от 17 октября 1906 года «О порядке образования и деятельности старообрядческих и сектантских общин» и другие. Однако предпринятые меры оказались недостаточны для удержания под контролем начавшихся необратимых процессов в религиозной жизни страны, поэтому' с приходом к власти Временного правительства политика государства была переориентирована на постепенное упразднение государственного статуса Российской Православной Церкви и построение светского государства2. Важнейшей характеристикой правового статуса религиозных объединений в этот период является

1 Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. XXV. Отд. 1. СПб.;, 1908. № 26125.

Редькина О.Ю. Политика Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.) в отношении инослав-1и.хх и иноверных исповеданий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1998. № 5. С. 77

78. ослабление влияния государства на их внутреннюю жизнь, хотя до полного отказа от такого влияния было ещё далеко. Начатое реформирование было не суждено довест и до конца из-за произошедшего в октябре 1917 года переворота.

Советская власть коренным образом переориентировала вектор государственно-конфессиональной политики, направив его в сторону полного искоренения религии и вытеснение религиозных объединений на периферию общественной жизни. Наиболее важные изменения в правовом статусе религиозных объединений нашли отражение в Декрете от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»1, которыми стали лишение всех религиозных объединений прав юридическою лица, запрет на приобретение имущества в собственность, объявление его народным достоянием и замыкание их деятельности рамками отправления религиозного культа2. В программе РКП (б), принятой VIII съездом партии 18-23 марта 1919 года, религия открыто признаётся предрассудком, а освобождение от неё провозглашается одной из важнейших целей компартии3. Заложенные в первые годы существования Советского государства основы правового статуса религ иозных объединений претерпели лишь незначительные изменения на протяжении его семидесятилетней истории. Лишь к концу 80-х годов осознаётся необходимость реформирования законодател ьных основ правого статуса религиозных объединений и, затем, начинается разработка соответствующих законопроектов на всесоюзном и республиканском уровнях. Однако их разработчикам невольно приходилось обращаться не к историческому опыту России, знавшему лишь крайние формы построения государственно-конфессиональных отношений, а к опыту зарубежных стран и международным стандартам. В результате, принятый Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» отличался отсутствием учёта специфики религиозной жизни России и неполнотой регулирования насущных вопросов, что неизбежно порождало правовой вакуум. Принятие действующего и по сей день Федерального закона «О свободе совести и о религиозных

1 Собрание узаконений и распоряжений. 1918. № 18. Ст. 263.

2 Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Пг., 1924. С. 83.

3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов». Ч. 1. М., 1954. С. 421. объединениях»1 явилось результатом компромисса между Федеральным собранием РФ и Президентом РФ. Несмотря на ряд принципиальных преимуществ этого закона по сравнению со всем предшествующим законодательством, регулирующим правовой статус религиозных объединений в России, он имеет внутренние логические противоречия, целый ряд его положений весьма спорны и в целом в нынешней редакции он не способствует решению многих проблем . Попытка дать ответы на эти и многие друг ие вопросы предпринята в настоящем диссертационном исследовании.

Следует отметить, что на актуальность исследования правового статуса религиозных объединений указывали в своих работах Г.Г. Черемных, II. До-зорцев, С.А. Авакян, М.В. Ильичёв, Ю.А. Розенбаум, Л.А. Морозова, Г.П. Лу-парёв и целый ряд других отечественных учёных, работы которых составили теоретическую базу диссертации.

II. Степень разработанности проблемы 1равовой статус религиозных объединений как самостоятельный раздел современной российской науки конституционного права не отличается достаточной разработанностью. Отдельные публикации в Российской Империи и в СССР имели целью исследование, как правило, лишь отдельных аспектов правового статуса религиозных объединений, в частности, изучение его имущественных аспектов, описание исторического развития либо исследование содержания соответствующих законодательных актов на определённом историческом этапе, но в целом они носили эпизодический характер. В СССР по причине существования известной установки на вытеснение религ ии из жизни общества исследования указанной проблемы если и проводились, то несли на себе заметный отпечаток официальной идеологии, и сводились к декларированию заранее известных выводов, соответст вующих генеральной линии ЦК КПСС. В настоящее время несмотря на то, что многие российские учёные-правоведы (Г.Г. Черемных, П. Дозорцев, С.А. Авакян, М.В. Ильичёв, Л.А. Морозова) периодические обращаю! внимание на отдельные проблемы, связанные с правовым статусом религиозных объединений, целостной теории развития данного

1 Собрание законодательства РФ. 1997 № 39. Ст. 4465. правового института в условиях российской правовой действительности не создано. Более того, отсутствует не только системный анализ данного правового явления, закономерностей его развития в тех или иных условиях, его взаимосвязей с иными общественными отношениями и процессами и, в первую очередь, с государственно-конфессиональными отношениями, но, по причине отсутствия внутренней логики действующего законодательства, практически отсутствует сама система координат, в виде понятийного аппарата, оперируя которым можно было бы строить научные выводы. Отсутствует на сегодняшний день и качественный сравнительный анализ современного правового регулирования статуса религиозных объединений в России и разнообразных типов его правового регулирования в зарубежных странах, опыт которых с научной точки зрения представляет большой интерес. Следует заметить, что в мире практически не существует стран, наделяющих религиозные объединения равным объёмом прав и обязанностей, ведь каждая страна, решая те или иные вопросы в данной сфере, руководствуется не только международными стандартами, но и собственным историческим опытом.

III. Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является комплексное, системное исследование института правового статуса религиозных объединений как коллективной формы реализации нрава на свободу совести в его неразрывной связи с государственно-конфессиональными отношениями, а также иными процессами в религиозной жизни, являющихся предметом изучения религиоведения и его подотрасли социологии религ ии, и на базе этого сущностный, структурный и содержательный анализ правового статуса религиозных объединений, как структурированного системного образования, вполне самостоятельного, но тесно связанного с другими подсистемными образованиями конституционного права.

Цели исследования обусловили постановку и решение следующих конкретных задач: а) осмысление места и роли правового статуса религиозных объединений как структурного элемента системы государственно-конфессиональных отношений с использованием системною подхода, включая выявление отношений взаимообусловленносги между развитием последних и развитием религиозно-институциональных образований; б) выявление наиболее важных сходств и отличий правового регулирования статуса религиозных объединений в различных зарубежных странах на базе сравнительно-правового анализа с последующей типологизацией основных видов правового регулирования их статуса, в основе которой лежит отношение влияния конфессиональной принадлежности религиозных объединений на предоставление им национальным законодательством определённого объема прав и обязанностей; в) изучение генетической связи коллективной формы реализации права на свободу совести с правовым статусом религиозных объединений и связи содержания права на свободу совести и правоспособности религиозных объединений; г) выявление социальных условий возникновения и предпосылок создания религиозных объединений как предмет правового регулирования в генезисе общества, а также изучение видов религиозных объединений по законодательству Российской Федерации и характерных признаков, лежащих в основе видовых различий; д) анализ юридических проблем социальной адаптации религиозных объединений, правовая оценка их законодательной дифференциации на религиозные группы и религиозные организации с учётом закономерностей развития религиозных общин как общественного явления в свете социологии религии; е) исследование правовых отношений между отдельными религиозными объединениями, существующими в рамках одной конфессии с точки зрения их территориальноч)рганизационного устройства, а также выявление функционального значения внутренних конфессиональных норм и связей в указанных отношениях; ж) изучение особенностей взаимосвязи между внутренним конфессиональным статусом, внутренней конфессиональной способностью и специальной правовой способностью религиозного объединения, в том числе их влияние на содержание, приобретение и утрату правоспособности религиозной организации, а также определение степени соответствия конкретных видов деятельности религиозных организаций уставной цели с учётом проблемы дуалистического законодательного разделения их деятельности на предпринимательскую и непредпринимательскую; з) разработка рекомендаций по преодолению логических противоречий в законодательстве Российской Федерации, регулирующем правовой статус религиозных объединений, и по правовому обеспечению деятельности религиозных объединений, в том числе предложений по внесению конкретных изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, а также рекомендаций по практическому применению законодательства.

Необходимо констатировать, что вышеупомянутые вопросы в отечественном правоведении являются малоисследованными, а пути их решения предложены лишь в качестве предмета для дискуссии. Они составляют основной предмег анализа настоящею дшх^ертационнот исследования.

IV. Методологическая, нормативно-правовая и научная база исследования

Методологическую основу настоящей работы составляет комплекс научных методов познания: формально-догматический, конкретно-социологический, сравнительно-правового исследования, сравнительно-исторического исследования. Активно использовались системный подход, методы логико-теоретического и структурного анализа, сог ласно которому изучаемое правовое явление исследуется через совокупность его признаков и элементов (например, исследование правового статуса религиозных объединений как структурированного системного образования).

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, в той или иной степени изучавших обозначенные проблемы. При написании диссертации использовалось законодательство Российской Империи, СССР и ныне действующее законодательство России, законодательные и иные акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные акты, содержащие нормы международного права. Поскольку диссертационное исследование носит в определенной степени межотраслевой характер, его нормативная база включает правовые источники не только конституционного, но и гражданского права.

V. Научная новизна исследования

Диссертация представляет собой попытку сформулировать общие основы, концепцию теории правового статуса религиозных объединений в его неразрывной органической связи с естественным правом человека на свободу совести, провозглашённого международно-правовыми документами и Конституцией РФ, как неотъемлемого элемента системы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. В работе сформулированы следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Само понятие религиозное объединение относится к числу юридических фикций, которые необходимы для правового регулирования совокупности однородных общественных отношений, складывающихся в процессе возникновения и функционирования религиозно-институциональных образований. Однако только наличие рада социально-исторических предпосылок привело к формированию и развитию указанной совокупности общественных отношений. В результате их развития был достигнут этап, когда они превратились в самостоятельное, устойчивое и целостное явление, именуемое религиозным объединением в его современном понимании. По мнению автора, главной предпосылкой окончательного формирования религиозных объединений как предмета правового регулирования стало провозглашение принципа свободы совести и в качестве его г арантии провозглашения светскости государства.

2. Религиозные объединения, являясь проводником в обществе определённых конфессиональных норм и религиозных ценностей, оказывают комплексное влияние на психологическую, социальную, политическую, экономическую и культурную сферы жизни. В свою очередь, государство, будучи частью общества, с помощью права оказывает регулятивное воздействие на его религиозную жизнь, направляя происходящие в ней процессы в определённые рамки, способные оградить общество от возможного деструктивного влияния на него некоторых религиозных объединений, обеспечивающие гармоничное и мирное сосущест вование всех конфессий, находящихся на территории страны, а также защищающие их права и законные интересы. Исходя из этого, доказывается тесная связь правового статуса религиозных объединений со сложившейся в обществе системой государственно-конфессиональных отношений.

3. В мире не существует единого стандарта или модели правового регулирования статуса религиозных объединений в различных странах, поскольку оно строится с учётом особенностей национального развития, исторического опыта и традиций. В настоящее время отсутствует устоявшаяся терминология, способная отразить многообразие способов правового регулирования статуса религиозных объединений, поэтому предлагается ихтиполо-гизация, в основу которой положено отношение влияния конфессиональной принадлежности на предоставление религиозным объединениям в конкретной стране определённого объёма прав и обязанностей.

4. Религиозное объединение рассматривается как коллективная форма осуществления гражданами права на свободу совести, являющегося прирождённым и неотчуждаемым, в его симбиозе с правом на объединение (ассоциацию)- Обосновывается тезис о том, что закрешгение социально-адекватного правового статуса религиозных объединений способствует наиболее оптимальной реализации права на свободу совести. Важное значение симбиоза указанных прав в светском государстве подтверждается такими международно-правовыми актами как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

5. В диссертационном исследовании автор исходит из того, что закономерностью развития таких религиозно-институциональных образований как культы и секты, является объективно деструктивная деятельность, нарушающая права и свободы человека, что неизбежно приводит к необходимости создания правовых условий для стимулирования их социальной адаптации путём ввода поэтапного приобретения их прав на участие в правовых отношениях, чему способствует Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

6. Религиозные организации, будучи организационно-правовой формой религиозных объединений, функционирует как особый специфический субъект права, имеющий существенные отличия от других видов юридических лиц. Это подтверждается в результате структурного и функционального анализа совокупности присущих религ иозным организациям признаков, наличием особенностей правоспособности и характерных для них особенностей процедуры создания и прекращения деятельности. Благодаря Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» впервые в постсоветском законодательстве приобретение, содержание и утрата правоспособности религиозных организаций в рамках определённой конфессии подчинена не только правовым, но и конфессиональным нормам, а также религиозным традициям, обычаям и религиозным учением в целом. Следовательно, несоответствие им деятельности религиозной организации де-факто может повлечь признание отсутствия её принадлежности к данной конфессии де-юре.

7. На основе функционального анализа видов деятельности религиозных организаций, право на осуществление которых предоставляется законодательством, доказывается положение, что религиозная организация вправе осуществлять не только виды деятельности, непосредственно служащие достижению уставной цели, но также и те, которые, исходя из существующей конфессиональной практики, могут осуществляться в силу наличия соответствующего указания в законе. При этом деятельность, как непосредственно служащая достижению уставной цели, так и служащая этому лишь опосредовано, может носить характер предпринимательской деятельности.

VI. Практическая значимость

Сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы при разработке Государственной Думой Российской Федерации проекта Федерального закона о внесений изменений и дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», как теоретическая база для разработки федеральной государственно-конфессиональной политики, а также в качестве научно-практического пособия по применению положений указанного федерального закона органами юстиции, налоговыми органами, руководителями и сотрудниками религиозных объединений в их повседневной деятельности.

Научный материал диссертационного исследования может служить при подготовке методических и учебных пособий по курсу конституционного права и, прежде всего, той его части, которая относится к правовому регулированию государственно-конфессиональных отношений и коллективной формы реализации гражданами права на свободу совести. Предполагается издание отдельной научной монографии по теме исследования, основу которой составят материалы настоящей диссертации.

VII. Апробация результатов исследования

Содержащиеся в диссертационном исследовании основные теоретические выводы отражены автором в опубликованных работах, а также обсуждены на семинаре-совещании представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации «Проблемы реализации Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях», организованном кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Диссертант также подготовил и направил в Государственную Думу РФ заключение с критической оценкой некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Материалы настоящего диссертационного исследования используются диссертантом в повседневной юридической практике.

VIII. Структура и содержание работы

Структура работы обусловлена целью исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассматривается правовой статус религиозных объединений как элемент системы государственно-конфессиональных отношений, включая внешние условия её формирования, выявляется взаимосвязь права на свободу совести и правоспособности религиозных объединений; во второй - религиозное объединение исследуется как

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Куницын, Игорь Алексеевич

Заключение

Рассмотрение правового статуса религиозных объединений во взаимосвязи с системой гх>сударственно-конфессиональных отношений, сравнительно правовой анализ его регулирования в зарубежных странах, сгрукгурный анализ права на свободу совести как ядра правовою статуса религиозных объединений, исследование закономерностей возникновения и функционирования последних в качестве предмет правового регулирования, рассмотрение признаков, отличающих религиозные объединения от других юридических лиц, а также особенностей их специальной правоспособности, её приобретения и прекращения, дают основание сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Религия соггугсгвует человеку на протяжении всей его истории, развиваясь вместе с человечеством, но при этом и оказывая своё влияние на его развитие. В религии человек обретал духовный смысл своей деятельности и нравственные ориентиры жизни. Ряд социально-исторических предпосылок стимулировали появление релишшнсьинституциональнь1х образований, развитие которых можно условно раздештъ на два основных этана: 1) формирование в рамках религии общностей, преследующих определённые религиозные цели, для достижения которых требовалось чёпсое распределение функций между членами группы и выработка внутренних норм религиозного учения, позволяющих отмежеваться от религиозных групп, исповедующих другие учения, а также предъявление эксклюзивных требований к её членам, что означало обособление религиозных групп от других частей общества и появление организационных начал в их деятельности; 2) провозглашение права на свободу совести привело в соответствующих странах к прекращению существования закрытых тххударетвенно-религиозных групп, где господствовала государственно-религиозная связь с гражданами, и появлению религиозных объединений, принадлежащих к различным конфессиям, в качестве предмета правового регулирования, но уже не как части государственного аппарата, а как организационно-обособленных частей общества .

2 Провозглашение светскости (ххударетва не привело к исчезновению связи между ним и религиозными объединениями, которая отныне приобрела новые качества. Она опосредуется системой государственно-конфессиональных отношений, состоящей из двух основных элементов. Первый отношение влияния религиозных институтов на общество, его политическую систему, включая государство. Религии как и прежде сохранили своё сильное влияние на различные сферы человеческой жизни: они формируют мировоззрение, определяют нормы и ценности межличностного общения, стимулируют определенное политическое и экономическое поведение, влияют на содержание произведений науки и культурных достижений человечества. Важность религиозного фактора побуждает государство всегда держать его в поле зрения и оказывать на него своё регулятивное воздействие. Будучи одной из составных частей общественной системы, религиозные объединения находятся в едином политическом, экономическом и культурном пространст ве с иными её частями, а потому только правовое регулирование отношений между ними способно обеспечить их гармоничное взаимодействие. Таким образом, вторым элементом системы государственно-конфессиональных от ношений является влияние государства на религиозную жизнь общества посредством правового регулирования. Следовательно, правовой статус религиозных объединений результат функционирования сложившейся в обществе и закреплённой в законодательстве страны системы гхюударспвенно-конфессионазгьных отношений и представляющей собой совокупность прав и обязанностей религиозного объединения в отношениях с государственными органами, юридическими и физическими лицами.

3 Во мнотих странах мира провозг лашено право на свободу совести, но регулирование правового статуса религиозных объединений осуществляется по-разному. Исследование таггов такого ре1улирования в зарубежных странах приводит к выводу о возможности их типологизации, в основу которой положено отношение влияния конфессиональной принадлежности на предоставление религиозным объединениям в конкретной стране определённого объёма прав и обязанностей. С этой точки зрения, различаются следующие типы правового регулирования. I. Моноконфессиональный тип, сущность которого заключается в создании на территории государства озных объединений, принадлежащих только к одной конфессии. II. Дифференцированный гип, предполагающий дифференциацию правового статуса религиозных объединений в зависимости от их конфессиональной принадлежности. Этот топ в свою очередь допускает несколько видов правового статуса религиозных объединений: а) государственный статус некоторых из них; б) консенсу-альный (договорной) статус; в) официальное признание некоторых из них. III. Универсальный тип, в условиях которого все религиозные объединения на территории страны наделяются равным объёмом прав и обязанностей.

4. Конечной целью осуществления права на свободу совести, результатом его реализации в религиозном аспекте яштяется удовлетворение религиозных потребностей граждан. Однако некоторые из этих потребностей невозможно удовлетворить в индивидуальном порядке, но только с помощью сог ласованных действий коллектива верующих, направленных на достижение этой цели. Коллективом, руководствующимся единой системой религиозных норм и, приобретя тощим, таким образом, признаки организационного единства, в сущности, является религиозное объединение, которое в процессе своей деятельности продолжает осуществлять право на свободу совести, но уже в коллективной форме, что позволяет достигнуть конечную цель. Это право включает в себя несколько правомочий: 1) право совместно исповедовать нематериальные (религиозные) ценности; 2) право действовать в соответствии с нематериальными (религиозными) ценностями; 3) право распространять нематериальные (религиозные) ценности. Таким образом, коллективная реализация указанных правомочий, которая и является юридической целью деятельности религиозных объединений, косвенно свидетельствует об удовлетворении религиозных потребностей входящих в их состав членов, а, следовательно, закрепление за религиозными объединениями социально-адекватного правового статуса способствует оптимальной реализации права на свободу совести. Юридическими гарантиями такой реализации служат: 1) провозглашение светскости государства; 2) отделение религиозных объединений от государства; 3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной; 4) равенство религиозных объединений перед законом.

5 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» различает две организационно-правовых формы религиозных объединений: религиозные группы и религиозные организации. Среди общих признаков, характерных для всех религиозных объединений можно отметить: 1) вероисповедание или, точнее, религиозное учение; 2) совершение богослужений, других обрядов и церемоний; 3) обучение религии и религиозное воспитание последователей, которое представляет собой ссхэбгцение информации необходимой и достаточной для того, чтобы быть последователем данного религиозного учения; 4) добровольность членства в религиозном объединении физических лиц - граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. Поскольку религиозные организации, в отличии от релишозных групп наделены правом юридического лица, для них характерны также специальные признаки: 1) организационное единство; 2) обособленность имущества; 3) самостоятельная гражданско-правовая ответственность; 4) возможность от своего имени выступать в гражданских правоотношениях. В ходе диссертационного исследования было выявлено, что в пункте 6 статьи 8 закона проводится некорректное отождествление двух различных организационно-правовых форм - релишозных организаций и учреждений. Согласно указанному положению закона централизованная религиозная организация вправе создать учреждение или организацию, в том числе руководящий либо координирующий орган, а также учреждение профессионального религиозного образования, имеющие цель и признаки, характерные для религиозных объединений. Некорректность и нечёткость данного положения становится очевидной при сопоставлении признаков религиозного объединения с признаками учреждения и формулировкой пункта 6 статьи 8 закона. Так, согласно дефиниции религиозной организации, приведённой в пункте 1 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религ иозных объединениях» и в пункте 1 статьи 117 ГК РФ религиозной организацией признаётся только добровольное объединение граждан. Учреждение же создаётся не по добровольному волеизъявлению граждан, а по решению учредителя, которым является централизованная религиозная организация юридическое лицо. Учредители (члены) религиозной организации не несут имущественной ответственности по её обязательствам, тогда как собственник учреждения по его обязательствам несёт субсидиарную ответственность. Таким образом, в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» в качестве одной из органюационно-праювых форм религиозного объединениях следуег предусмотреть форму религиозного учреждения с внесением соответствующих дополнений и изменений, корректирующих законодательное определение понятия религиозной организации.

6. Разделение религиозных объединений на религиозные группы и религиозные организации Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и установление среди обязательных условий приобретения ими прав юридического лица соблюдение ш шадцагштегнего срока либо обязательное вхождение в структуру централизованной религиозной организации стали новеллой дгтя постсоветской правовой действительности. По этой причине, справедливо возникает вопрос об оправданности данной меры. Практике, показывает, что деятельность некоторых религиозных объединений в России, на которых распространяется данное положение, чаще всего относящихся к сектам и культам не только не традиционных для нашей страны, но также относящихся к религиозным новообразованиям, нередко носит антисоциальный, деструктивный характер и, как правило, сопряжена с нарушениями прав человека. Существует две причины проявления негативных факторов в их деятельности: во-первых, духовный вакуум, возникший в стране после девальвации ценностей советской идеологии; во-вторых, закономерности внутреннего развития данных религиозных объединений- Последний фактор заставляет обратить на себя особое внимание, так как среди таких закономерностей можно отметить: противопоставление объединением себя обществу, нетерпимость к другим религиям, применение агрессивных методов распространения своею учения, запрет на исполнение целого ряда жизненно важных гражданских обязанностей, а в ряде случаев использование специфических средств воздействия на подсознание членов объединения. Подобная неприспособленность не только к элементарным социальным, но и правовым условиям деятельности в обществе, уважающем права человека, приводит к необходимости создания юридических предпосылок для их социальной адаптации. И в России создана такая предпосылка. Она заключается в использовании ограничения возможности участия в гражданских правоотношениях религ иозных объединений в течение определённого адаптационного срока. Данная мера позволясм на начальном этапе существования объединения выявить правонарушения и дать правовую оценку их деятельности, которая может заключаться либо в наложении ответственности либо в предоставлении статуса религиозной организации но окончании адаптационного срока. Данные ограничения применяются независимо от конфессиональной принадлежности конкретного религиозного объединения и направлены на защиту прав человека, поэтому полностью согласуются с такими международно-правовыми документами как Международный пакт о 1ра-жданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе релшпи и другими.

7. По сравнению с предшествующим законодательством, советским и российским, не придававшим юридическое значение организационно-управленческим связям между религиозными организациями эти особенности были учтены в действующем законодательстве. Территориально-ор1апизационное устройство, иод которым автор понимает характер имеющих юридическое значение организагщоннсьуправленческих связей между религиозными объединениями, принадлежащими к одной конфессии, на определённой территории, предлагается классифицировать на два вида. I. Многозвенное территориально-организационное устройство характеризуется наличием следующих признаков: а) добровольное делегирование религиозной организацией полномочий другой релшиозной организации; б) наличие правовых отношений субординации между религиозными организациями, отражённых в учредительных документах; в) зависимость приобретения и прекращения правоспособности одной религиозной организации от другой. Многозвенное территориально-организационное устройство включает в себя следутопще основные элементы: местные религиозные организации в количестве не менее трёх и, как минимум, одна централизованная религиозная организация, в которую они входят в качестве учредителей или членов. В ходе диссергационного исследования было выявлено, что в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» не урегулирована ситуация, имеющая место на практике, когда одно конфессиональное подразделение, являющееся централизованной религиозной организацией, входит в состав другого конфессионального подразделения, занимающего более высокое иерархическое положение в структуре конфессии. Закон не дает ответа может ли неско лько централизованных организаций, учредить другую аналогичную организацию. Также не сог ласуется и состав учредителей централизованной религиозной организации, которыми могут быть только местные организации с понятием религиозной организации, содержащимся в пункте 1 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пунктом 1 статьи 117 ГК РФ, в соответствии с которыми учредителям (членами) религиозной организации могут быть только физические лица. П. Одиозвеи-иому тсрриториально-ортанизациоиному устройству свойственны следующие признаки: а) отсутствие отношений субординации между религ иозными организациями; б) независимость приобретения и прекращения правоспособности одних религиозных организаций от друг их. При этом религиозные организации, принадлежащие к одной конфессии, но которым не предоставлено право иметь многозвенное территориально-организационное устройство и действующие как юридически автономные, для руководства и координации своей деятельностью вправе добровольно объединяться в ассоциации (союзы), не наделённые правовым статусом религиозных объединений. Однако поскольку такие ассоциации (союзы) участвуют в религиозной жизни конкретной конфессии на них целесообразно распространить принцип отделения религиозных объединений от государства во избежание прямого лоббирования интересов данной конфессии в государственных и муниципальных органах.

8. Религиозная организация единственная организационно-правовая форма юридического лица, конкретная цель которой, в отличии от других юридических лиц определяется не учредителями, а самим законом. Нужно отметить, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» несколько сужает эту цель до совместного исповедания и распространения веры, в то время как, согласно выводам, сделанным в ходе диссертационного исследования, такой целью является не только совместное исповедание и распространение религиозных ценностей, но также и деятельность в соответствии с ними. Поскольку религиозные организации обладают специальной правоспособностью, осуществление ими любой деятельности, включая предпринимательскую, должно быть подчинено указанной цели. Исходя из признания права религиозных организаций на осуществление предпринимательской деятельности, можно придти к выводу о том, что закон допускает дуализм их уставной цели, состоящей из основной цели, а также, ей подчинённой и соответствующей, факультативной, которая заключается в извлечении прибыли.

В зависимости от отношения к уставной цели деятельность религиозных организаций подразделяется на два тепа. I* Религиозная деятельность деятельность, направленная на прямое (непосредственное) достижение уставной цели и, таким образом, удовлетворение религиозных потребностей. В свою очередь, различаются следующие её виды: 1) культовая деятельность деятельность по совершению богослужений, религиозных обрядов и ритуалов, осуществляемая религиозной организацией в соответствии с вероучением с целью удовлетворения решгиозных потребностей граждан в установлении непосредственных отношений с трансцендентным объектом поклонения; 2) внекультовая деятельность практическая деятельность, осуществляемая религиозной организацией в аютветствии с определённым вероучением, направленная на удовлетворение религиозных потребностей вне религиозно-обрядовой сферы и обеспечение культовой деятельности. К ней относятся религиозно-образовательная, культурно-просветительская, религиозно-туристская и релш иозно-производственная деятельность. В ходе диссертационного исследования выяснилось, что право на осуществление культовой деятельности по законодательству России не является исключительным правом, чго может привести к уходу от ограничений социально-неадаптированных религиозных групп, которым не предоставлен правовой статус религиозной организации, под видом, например, общественных организаций, чго говорит о необходимости внесения ссюгветствуюгцих дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». П. Нерелигиозная деятельность - деятельность религиозной организации, хотя и соответствующая уставной цели, но направленная на достижение нерелигиозных целей и осуществляемая постольку, поскольку это не запрещено законом и предусмотрено в уставе. К этому типу относятся благотворительная деятельность, деятельность в сфере социального обслуживания и хозяйственная деятельность.

Одной из существенных особенностей правоспособности религиозных организаций, действующих в рамках многозвенного территориальноорганизационного устройства, является тесная взаимосвязь между правоспособностью и конфессиональной способностью. Причём правоспособность отражает конфессиональную способность, ограничиваемую рамками закона, а несоответствие конфессиональной способности светскому законодательству свидетельствует либо о невозможности идентификации данной религиозной организации с конфессией, представленной действующими организациями, либо о необходимости её социальной адаптации.

9. Процедура приобретения правоспособности религиозной организации отличается значительными особенностями по сравнению с другими юридическими лицами. Исходя из положения о первичности конфессиональной способности религиозных объединений, процедуру создании религиозной организации условно можно разделить на три основные стадии: 1) доорганизацион-ная; 2) организационная; 3) регистрационная. Первая - уведомление органа местного самоуправления для установления даты начала исчисления адаптационного срока либо получение подтверждения от централизованной религиозной организации; вторая приобретение религиозной общиной (центром) необходимых предпосылок организационного единства; третья - государственная регистрация, которая теперь предусматривает необходимость предоставления сведений об основах вероучения, а регистрирующие органы, на основании заключений экспертных советов, создаваемых при органах юстиции, имеют право оценивать характер религиозного учения. Одним из важнейших условий приобретения правоспособности при многозвенном территориально-организационном устройстве является наличие конфессиональной способности, которая выражается в факте выдачи подтверждения о вхождении местной организации в структуру централизованной.

Существенным недостатком действующею Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» нужно признать отсутствие в нём правовых норм, регулирующих процедуру реорганизации религиозных организаций, несмотря на прямое указание пункта 3 статьи 117 ITC РФ и пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» на необходимость такого регулирования. Общее же законодательство не способно корректно решить многие проблемы в процессе реорганизации, т ак как оно не учитывает особенноста религиозных организаций. Принудительная ликвидация религиозных организаций отличается от ликвидации других юридических лиц тем, чт она может быть осуществлена не только в случае осуществления деятельности, противоречащей уставным целям, но также и в случаях, предусмотренных соответствующим перечнем, содержащимся в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

1хли рассматривать правовое регулирование статуса религиозных объединений в контексте типологии его видов, приведённой в настоящей работе, го с уверенностью можно сказать, что оно может быть квалифицировано как относящееся к универсальному гипу. Подтверждением этому служит наделение всех религиозных объединений на территории России равными правами, независимо от их конкретной конфессиональной принадлежности. Им предоставлен одинаковый объём правоспособности, законом устанавливаются равные возможности её приобретения при условии, что был соблюдён исчерпывающий перечень требований закона необходимый для предотвращения угрозы нарушения прав человека социально-неадаптированными религиозными группами. Главной же сферой, неразвитой ещё со времён советских репрессий против религиозной жизни народа и потому требующей пришщпиалыюй доработки, остаётся регулирование ат7дельных видов деятельности религ иозных объединений, способствующих не только развитию самой религиозной жизни, но и более широкому их участию в решении задач социальной сферы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Куницын, Игорь Алексеевич, 2000 год

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Права и свободы личности. Международные документы. Комментарии. Библиотечка «Российской газеты». Вып. 11. Москва, 1995.

2. Гаагская конвенция 1961 года. Бюллетень международных договоров. 1993. № 6.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) № 14-ФЗ от 22 декабря 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1996. № 5, Ст. 410

4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) № 51-ФЗ от 21 октября 1994 г Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

5. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г Религия и закон. Москва, 1996.

6. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. Московский журнал международного права. 1993. № 2.

7. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1991. № 52. Ст. 1865.

8. Документ копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 29 июня 1990 г Религия и закон. Москва, 1996.

9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. -- Бюллетень международных договоров. М., 1998. № 7.

10. Итоговый документ Венской встречи представителей государств участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. - Действующее международное право. Т. 2.1. Москва. 1996.

11. Конституция Аргентинской Нации. Учреждена Всеобщим учредительным Конгрессом 1 мая 1853 г. Конституции зарубежных государств. Американский континент. Ереван, 1998.

12. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). Российская газета. № 237. - 1993. - 25 декабря.

13. Конституция Соединённых Штатов Америки. Принята 17 сентября 1787 г. Конституции зарубежных государств. Американский континент. Ереван, 1998.

14. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. ~ Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностран-тшми государствами. Вып. XXXII. Москва, 1978.

15. Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ' «Содружество». 1993. № 1.

16. О библиотечном деле. Федеральный закон № 78-ФЗ от 23 ноября 1994 г. Собрание законодательства РФ. 1995. Хе 1. Ст. 2.

17. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Федеральный закон № 135-ФЭ от 7 июля 1995 г Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

18. О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Федеральный закон №52-ФЗ от 30 ноября 1994 г. Собрание законодательства РФ 1994. № 32. Ст. 3302.

19. О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями Распоряжение Президента Российской Федерации № 192-РП от 24 апреля 1995 г Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1644.

20. О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Федеральный закон № 174-ФЗ от 26 ноября 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. № 48. Ст. 5849.

21. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральным законом № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. Собрание законодательства РФ. 1996, № 35. Ст. 4135.

22. О Конституционном суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 24 июня 1994 г. Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

23. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон № 158-ФЗ от 25 сентября 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 39. Ст. 4857.

24. О некоммерческих организациях. Федеральный закон №7-ФЗ от 12 января 1996 г. -Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 145.

25. О погребении и похоронном деле. Федеральный закон № 8-ФЗ от 8 декабря 1995 г. -Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 146.

26. О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. Указ Президента РФ № 524 от 25 мая 1992 г. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ, 1992. № 22. Ст. 1216.

27. О правах и основных свободах человека. Конвенция СНГ' от 26 мая 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.

28. О правовом положений иностранных граждан в СССР. Закон СССР № 5152-х от 24 июня 1981 г. Ведомости Верховного совета СССР. 1981. № 26. Ст. 836.

29. О свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон № 125-ФЗ от 19 сентября 1997 г. Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

30. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста. Федеральный закон № 122-ФЗ от 17 мая 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

31. О средствах массовой информации. Закон РФ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

32. О статусе военнослужащих. Федеральный закон №76~ФЗ от 6 марта 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

33. О товарных биржах и биржевой торговли. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1. -Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. 1992, № 18. Ст. 961.

34. О финансово-промышленных труппах. Федеральный закон №190-ФЗ от 27 октября 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1995. №49. Ст. 4697.

35. О языках народов РСФСР. Закона РСФСР №1807-1 от 25 октября 1991 г Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

36. Об акционерных обществах. Федеральный закон № 208-ФЗ от 24 ноября 1996 г. Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

37. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Закон РФ № 4866-1 от 27 апреля 1993 г. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. 1993. №19. Ст. 68Ь.

38. Об образовании. Закон РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 г Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. 1992. №30. Ст. 1797.

39. Об обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный закон № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

40. Об общественных объединениях. Федеральный закон №82-ФЗ от 19 мая 1995 г. -Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

41. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон № 119-ФЗ от 5 июля 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

42. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон № 195-ФЗ от 15 ноября 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

43. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон №132-Ф3 от 4 октября 1996 г. Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.

44. Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации №1300 от 17 декабря 1997 г. Собрание законодательства РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

45. Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и ее персональною состава. Постановление Правительства РФ № 820 от 9 июля 1994 г. Собрание законодательства РФ. 1994. № 12. Ст. 1402.

46. Об утверждении положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава. Распоряжение Президента РФ №357-РП от 2 августа 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 3294.

47. Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан №5487-1 от 22 июля 1993 г.

48. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

49. Политическая Конституция Мексиканских Соединённых Штатов. Принята 31 января 1917г." Конституции зарубежных государств. Американский континент. Ереван, 1998.

50. Положение о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 830 от 17 июля 1996 г. Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3722.

51. Положение о лицензировании международной туристической деятельности. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 1222 от 12 декабря 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1995. № 51. Ст. 5069.

52. Положение о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 1272 от 26 декабря 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 53

53. Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 130 от 2 февраля 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. № 6. Ст.754.

54. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы. Утверждён Постановлением Правительства РФ № 565 от 3 июня 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. №23. Ст. 2560.

55. Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 1092 от 13 сентября 1996 г. Собрание законодательства РФ. 1996. № 39. Ст. 4562.

56. Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 670 от 8 июня 1996 г. Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 3025.

57. Про1рамма РКП (б), принятая VIII съездом партии 18-23 марта 1919 года. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Ч. I. Москва, 1954. С.421

58. Уголовно-исполнительный кодекс № 1-ФЗ от 18 декабря 1996 г. -Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

59. Устав Организации Объединённых Наций. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХП. Москва, 1956. С. 14-47.

60. Экспертное заключение с юридической оценкой положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», противоречащих Конституции РФ и общепризнанным нормам международного права. Религия и право. 1997, № 2-3.1. Памятники права

61. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Москва, 1977.

62. О свободе совести и о религиозных организациях. Закон СССР № 1689-1 от 1 октября 1990 г. Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст. 813

63. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет СНК от 23 января 1918г.- Собрание узаконений и распоряжений 1918. №18. Ст. 263.

64. Правила регистрации уставов (положений) религиозных объединений. Утверждены Инструктивным Письмом Министерства юстиции РФ № 08/19/12/1-24 от 8 августа 1994 г. -Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1995. № 3.

65. Об укреплении начал веротерпимости. Указ от 17 апреля 1905 года. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. XXV. Отд. 1. СПб., 1908. № 26125.

66. О свободе вероисповеданий. Закон РСФСР № 267-1 от 25 октября 1990 г. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240.1.I. Монографии и статьи

67. Авакян С. А Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. -Вестник московского университета. Сер, 11. Право. 1999, № 1.

68. Бабий М.Е. Проблема свободы совести в современной идеологической борьбе. Киев.1986.

69. Бакаев Ю Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск,1994.

70. Балагушкин Е.Г. Есть ли место нетрадиционным религиям в системе религиозного плюрализма? Религия, церковь в России и за рубежом. 1995. № 5.

71. Барменков А И. Свобода совести в СССР. Москва, 1986.

72. Брагинский М., Ярошенко К. Граждане (Физические лица). Юридические лица. -Хозяйство и право. 1995. № 2.

73. Булгаков С.Н. Сочинения. Т. 2. Москва, 1993.

74. Булыган И. А Вопрос о секуляризации духовных вотчин в правительственной политике 20-х начала 60-х годов ХУШ в. - Церковь, общество и государство в феодальной России. Москва, 1990.

75. Вебб Ф. Отношение к свободе совести в России и США. Религия и право. 1998. №36..

76. Вероисповедание. Христианство. Словарь. Москва, 1994. С.81.

77. ГараджаВ.И. Социология религии. М., 1996.

78. ГегольГ.В.Ф. Философия религии. Т. 1. Москва, 1975.

79. ГирманЮ.И. В чём сущность свободы совести? М., 1966.

80. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). Ответственные редакторы: Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцов, Н А. Трофимчук. Москва, 1996.

81. Государственно-церковные отношения в России; курс лекций. Отв. ред.: Ф.Г. Овсиенко, НА Трофимчук. Москва, 1995.

82. Гражданское право. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Москва, 1996.

83. Грассери Р. Психология религий. СПб. 1901.

84. Григорьева Л И. Некоторые проблемы реализации нового законодательства о свободе совести // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 4. С. 47.

85. Губский Е.Ф., Кораблёва Г.В., Лутченко В. А. Совесть // Краткая философская энциклопедия. Москва, 1994. С. 422.

86. Гундаров И. А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. Москва, 1995.

87. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России. Российская юстиция, 1999, № 2.

88. Зуев Ю.П Конфессиональный плюрализм и единство общества. Межконфессиональный мир и консолидация общества, Москва, 1997.

89. Ил ьичёв М.В. Имущественное положение Церкви. Радонеж. 1997, № 16-17 (61).

90. История религии в России. Под общ. ред. Н А. Трофимчука. Москва, 1999. 2е». К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т.20. Москва, 1956.

91. Калинин В.И. Советское законодательство о свободе совести и о религиозных организациях. Москва, 1989.

92. Кислицин И.М. Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях Пермь, 1991.

93. Кислицын И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий. Пермь. 1993.

94. Клочков В.В. Закон и религия. Москва, 1982.

95. Клочков В.В. Свобода совести: право на свободу религии и свободу атеизма. Советская юстиция. - 1987. № 8.

96. Клочков В.В. Социалистическое государство, право и религиозные организации. Москва, 1984.

97. Книга правил. Москва, 1893.

98. Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? Законодательство. 1998. № 1.

99. Комкова Г.Н. Юридическое лицо религиозной организации. Саратов. 1988.

100. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой. Под ред. О.Н. Садикова. Москяя 1997.

101. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Отв. ред. О.Н. Садиков. Москва, 1994.

102. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Окунькова Л.А. Москва, 1996.

103. Кудашкин В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запрета. Государство и право. 1998. № 5.

104. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. Москва, 1997.

105. Лацис М. И. Церковь и государство. Известия ВЦЙВС. -1919.-2 декабря.

106. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 12. Москва, 1953.

107. Леонова Г.Б. Учреждение как субъект гражданского права. Вестник Московского университета. Сер™ 11. Право. 1991. № 1.

108. Ловинюков АС. Свобода совести (анализ, практика, выводы). Государство и право.1995.

109. ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме. Москва, 1936.

110. Лупарёв Г.Г1. Понятие и виды религиозных организаций в СССР. Советское государство и право. 1991. № 5.

111. Лупарёв Г.П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса. Государство и право. 1995. №11.

112. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. Москва, 1993.

113. Мельников В Н. Гражданско-правовые гарантии реализации верующими гражданами свободы совести в СССР. Москва, 1987.

114. Мельников В.Н. К вопросу о гражданско-правовом положении религиозных организаций в СССР. Москва, 1987.

115. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Под общ. ред. H.A. Трофим-чука. Москва, 1998.

116. Михайлов ГА О религиозной ситуации в Российской Федерации. Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1994. № 1.

117. Морозов А. Равенство и конкордат. Мировой опыт соглашений между государствами и конфессиями. НГ- Религии. № 8. - 1997. - 28 августа.

118. Морозова JI. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений. Государство и право. 1995. №3.

119. Морозова Л А. Проблемы современной российской государственности. Москва, 1998.

120. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). Москва, 1997.

121. Одинцов М.И. Государство и церковь (история взаимоотношений, 1917 1938 гг.). Москва, 1991.

122. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1992.

123. Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. Москва, 1998.

124. Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. (Социально-психологическое исследование). Львов, 1976,

125. Письмо Иоанна Павла П Президенту РФ. Независимая газета. - 1997. - 24 июля.

126. Письмо конгрессменов и сенаторов США Президенту РФ. Независимая газета. -1997. - 24 июля.

127. Полосин В.Н. Разработка концепции государственно-церковных отношений. Кентавр. -1995. -№ 2.

128. Пономарёва В.П. Феномен религии в контексте отечественного права. Религия, умонастроения, идеология в истории. Брянск, 1996.

129. Редькина О.Ю. Политика Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.) в отношении инославных и иноверных исповеданий. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1998. № 5.

130. Религиозные объединения в современной России. Аналитические обозрения Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. Москва, 1996. Выпуск 4;

131. Религия и закон. / Сост. А.О. Протопопов. Москва, 1996.

132. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Ред. колл.: JIA Баширов, ЮЛ. Зуев, ТА Кудрина, H.A. Трофимчук. Москва, 1997.

133. Римский С В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX века. Отечественная история. 1995. №2.70, РозенбаумЮА. Советское государство и церковь. Москва, 1985.

134. Романенко Т. Свобода совести иди свобода от совести. Юридический вестник. 1995.

135. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. Москва, 1984.

136. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 2. Москва, 1985.

137. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР. Москва, 1961.

138. Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Г осударство, религия, церковь в России и за рубежом. 1997. № 3-4.

139. Слово за Конституционным судом Российской Федерации // Религия и право. 1998. Вып. № 1-2.

140. СмелзерН. Социология. Москва, 1994.

141. Сорокин П. Система социологии. Т. 2. Петроград, 1920. Т. 2.

142. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени, Москва, 1997.

143. Суворов С.Н. Курс церковного права. Ярославль. 1890.

144. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Москва, 1986.

145. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Петроград, 1924.

146. Тихомиров М.Ю. Дееспособность // Юридическая энциклопедия. Москва, 1995. С.72.

147. Тихомиров М.Ю. Правоспособность // Юридическая энциклопедия. Москва, 1995.1. С,224.

148. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

149. Трёльч Э. Церковь и секта. Религия и общество. Москва, 1996.

150. Трофимчук Н.А. Нетрадиционные культы в России: особенности вероучения, социальная база и проблемы взаимоотношения с государством. Религия, церковь в России и за рубежом. 1995. №5.

151. Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. СПб., 1900.

152. Ульянова B.C. Взаимоотношения церкви и государства в России в допетровский период. Москва, 1995.

153. Федосик В.А. Церковь и государство (Критика богословских концепций). Минск,1988.

154. Фомина C.B. Решстрация религиозных организаций И Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов соискателей Института государства и права Российской Академии наук. » Москва, 1996.

155. Христианство. Энциклопедический словарь. Москва, 1995.

156. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. Москва, 1996.

157. Чернега К.А. Деятельность религиозных организаций Русской Православной Церкви в сфере социального обслуживания и ритуальных услуг. Русская Православная Церковь и право; комментарий. М., 1999.

158. Чубаров С. А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. Законодательство. 1998. № 7.

159. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси Х-ХШ вв. Москва, 1989.

160. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI XIV вв. Москва, 1972.

161. Эбзеев B.C. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Москва,1997.

162. Яшин П. П. Конституционный принцип свободы совести основа правового регулирования деятельности религиозных организаций в СССР. - Проблемы социалистической законности. -Харьков, 1998. - Вып. 22.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.