Представления о связях человека и мира в Египте IV-начала III тысячелетий до н. э. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Либина, Рената Борисовна

  • Либина, Рената Борисовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 158
Либина, Рената Борисовна. Представления о связях человека и мира в Египте IV-начала III тысячелетий до н. э.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2002. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Либина, Рената Борисовна

Введение

Предмет и цели работы

Источники

Методика работы

Периодизация раннеегипетской истории

Построение работы

Глава 1. Систематизация сведений по до- и раннединастическим 11 некрополям

1.1 Общая характеристика ранних некрополей

1.2 Система параметров захоронений и некрополей

1.3 Характеристика некрополей

1.3.1 Некрополи южного и центрального Египта и Нубии

1.3.2 Некрополи северного Египта

1.4 Общие черты и особенности ранних некрополей

Глава 2.Некоторые устойчивые характеристики раннеегипетских 4 5 памятников

11.1 Палетки в захоронениях и храмах

11.1.1 Общее описание палеток

11.1.2 Распространённость палеток среди изобразительного ин- 4 6 вентаря некрополей

11.1.3 Расположение палеток в погребениях

11.1.4 Предметы, аналогичные палеткам, в погребениях 4 9 II.1.5' Ранние некрополи, в которых палетки отсутствуют 50 II.1.6 Палетки в храмах

11.2 Бинарные оппозиции в раннеегипетских источниках 52 II.2.1 Северная и южная ориентация погребений

11.2.2 Противопоставленность севера и юга в ранних археоло- 61 гических источниках и древнеегипетские представления о двойственности: возможная связь явлений

11.2.3 Изображения красной и белой корон на памятниках до- и 65 раннединастического времени

11.2.4 Ведомства «красный дом» и «белый дом» на печатях I-II 72 династий

11.2.5 Сопоставление данных по бинарным оппозициям в ранних письменных и изобразительных источниках

II.3 Инструменты в захоронениях и знаки инструментов в над- 77 писях

11.3.1 Инструменты в выделяющихся захоронениях

11.3.2 Инструменты в лучших захоронениях - особенность ран- 8 4 неегипетской культуры

11.3.3 Инструменты в архаических храмах

11.3.4 Знаки инструментов в надписях

Глава 3. Вариант мировоззренческой интерпретации ранних па- 90 мятников

111.1 Представления, связанные с палетками

111.2 Смысл бинарных оппозиций в раннеегипетских памятниках

111.2.1 Значение красного и белого в традиционных культурах

111.2.2 Бинарные оппозиции в памятниках Древнего царства и в 105 «Гимнах коронам»

111.2.3 Сопоставление данных по проблеме бинарных оппозиций

111.3 Роль инструментов в представлениях Архаического перио- 119 да и Древнего царства

111.3.1 Особое место инструментов в системе раннеегипетских 119 представлений

111.3.2 Инструменты в захоронениях и поминальных храмах 120 периода Древнего царства

111.3.3 Изобразительная форма иероглифа I как источник для реконструкции представлений, связанных с инструментами

111.3.4 Титул smr

111.3.8 Раскраска иероглифа I тг как средство передачи его изобразительного смысла

111.3.9 Аналогии к древнеегипетской ассоциации «воображать - 14 5 вырезать»

111.3.10 Древнеегипетские представления о создании образов 147 и символика инструментов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Представления о связях человека и мира в Египте IV-начала III тысячелетий до н. э.»

Предмет и цели работы формирования древнеегипетского мировоззрения, истоки которого уходят в раннее время: додинастический период и Раннее царство. Рассматриваются те аспекты раннеегипетского мировоззрения, которые представляют специфические, оригинальные стороны древнеегипетской культуры и не относятся к числу универсалий, характерных и для других культур эпохи неолита.

Под мировоззрением в данной работе понимаются неясно осознанные, но реально существующие представления, побуждения и стереотипы восприятия жизни, заставляющие людей действовать так, а не иначе. Причём эти представления свойственны большим человеческим сообществам и обладают определённой устойчивостью.

Разумеется, мировоззрение не может быть полностью описано ни для одной эпохи. И в данном случае рассматриваются лишь отдельные элементы мировоззрения1. Для столь отдалённого периода, как египетская додинастика и Раннее царство, описание мировоззрения ограничивается характером источников.

Краткость архаических надписей и примитивизм изобразительных средств не позволяют достаточно определённо интерпретировать ран-неегипетские источники - преимущественно археологические. Единственным способом более или менее надёжно выявить смысл ранних памятников может быть сопоставление с материалами последующего времени, для которого уже имеются развёрнутые письменные источники, и смысл которых к настоящему времени в целом выявлен.

В установленных рамках целями настоящей работы является.

1) Выявить и охарактеризовать материалы, отражающие специфику раннеегипетского мировоззрения.

2) Установить преемственность между ранними мировоззренческими феноменами и явлениями последующей эпохи, Древнего царства.

В дальнейшем тексте работы словосочетание «отдельные аспекты мировоззрения» будет, как правило, заменяться словом «мировоззрение».

3) Выявить изначальный смысл представлений, на базе которых формировались мировоззренческие установки классического времени.

4) Выявить новые аспекты мировоззрения последующей эпохи - Древнего царства, которые обнаруживаются в свете ранних представлений .

Кратко цель работы можно обозначить так: исследовать истоки древнеегипетского мировоззрения и в свете этих истоков рассмотреть представления классического времени.

Источники

Работа будет опираться на следующие сведения.

На источники до- и раннединастического периодов, которые составляют основной предмет изучения.

На источники последующей эпохи - Древнего царства. Они привлекаются для сопоставления с ранними материалами.

На работы современных исследователей о египетском мировоззрении эпохи Древнего царства. Такого рода сведения задают исходные условия, формируют задачу по поиску определённых закономерностей в археологических источниках раннего времени.

Основным источником для рассмотрения раннего мировоззрения в работе будут служить материалы некрополей до- и раннединастического времени. Выбор основного вида источника определяется следующими обстоятельствами.

1) Археологический материал для раннеегипетской истории представлен преимущественно некрополями. По сравнению с количеством раскопанных кладбищ обнаружено лишь незначительное число поселений. Любое поселение имело при себе некрополь2, в то время как рядом с некрополями чаще всего не обнаруживалось поселений (для Ближнего Востока в целом, и, в частности, для Месопотамии, характерна обратная картина). К тому же та роль,

В Меримде некрополь не был выделен пространственно: умерших хоронили под полом (Predinastic and Archaic Egypt N.-Y., 1984, p.19). которую играла погребальная практика в Египте в классические времена, позволяет предполагать, что и в ранний период с погребениями связывались важнейшие для древнеегипетской культуры представления.

2) Письменные памятники, взятые как отдельный объект изучения, также не могут быть основным источником. Только к концу раннего периода письменность начинает формироваться. Письменные памятники главным образом представлены краткими, в несколько знаков печатями царских придворных. Текст этих печатей тесно связан с изображением и состоит из имён и двух-трёх титулов или названий должностей. В огромном большинстве эти надписи происходят из тех же некрополей и должны рассматриваться в археологическом контексте.

Помимо материалов некрополей из источников раннего времени используются ранние памятники, обнаруженные в Иераконпольском и Аби-досском храмах.

Для сопоставления с ранней эпохой привлекаются источники Древнего царства: сведения о конструкции и инвентаре гробниц III-IV династии, гробничные надписи, «Палермская летопись», отдельные высказывания «Текстов пирамид». Из источников, созданных позже Древнего царства, привлекаются «Гимны коронам».

Методика работы

Методика работы основана на сопоставлении материалов раннего периода и Древнего царства, на взаимопроявлении смысла более ранних и позднейших мировоззренческих явлений.

Порядок работы состоит в следующем. 1) В материалах раннего времени (главным образом погребальных комплексах) устанавливается закономерность, отвечающая двум критериям. а) Данное явление объясняется мировоззренческими установками людей, создававших погребение, некрополь. Оно не обусловлено техническими потребностями. Пример: В ранние могилы тела помещались в скорченном положении. Степень скорченности усилилась в период, когда в захоронениях появились гробы. В данном случае усиление скорченности, очевидно, вызвано необходимостью вместить тело в небольшой гроб, а не какими-либо изменениями в мировоззрении. Следовательно, данное явление не отвечает установленному критерию. б)Устойчивое явление в археологическом материале характеризует оригинальную сторону раннеегипетского мировоззрения. Оно выходит за рамки общераспространённой практики периода энеолита. На стадии развитых земледельческих общин и ранней государственности в других культурах подобных закономерностей не наблюдается.

Пример №1: В раннеегипетские захоронения помещали палетки палитры для растирания краски. Данный обычай не имеет прямых аналогий с другими археологическими культурами и может рассматриваться как явление, связанное с оригинальными мировоззренческими установками ранних египтян.

Пример №2: В раннеегипетские захоронения помещали бусы. Наличие бус в погребениях отмечается для огромного большинства археологических культур от раннего неолита до позднего Средневековья. Данный признак не рассматривается в работе, так как не является характерной особенностью древнеегипетской культуры.

Таким образом, первый этап работы будет состоять в выделении в раннеегипетском материале устойчивых явлений мировоззренческого характера, не имеющих прямых параллелей за пределами Египта.

2) Для выделенной в источниках раннего времени закономерности устанавливается сходное явление в материалах Древнего царства. Сходство может проявляться по-разному: по форме и назначению предметов, по особенностям их расположения, может заключаться в общей смысловой основе представленных явлений. В работе рассматриваются лишь те явления раннего периода и Древнего царства, аналогия между которыми прослеживается в нескольких аспектах .

3) Затем рассматриваются общие смысловые корни явлений раннего периода и Древнего царства. При этом могут возникнуть следующие варианты. а) Уже известный смысл мировоззренческих явлений Древнего царства оказывается возможным распространить на соответствующее явление раннего периода. В таком случае для представлений периода Древнего царства устанавливаются их истоки, наиболее раннее время и начальная форма проявления исходных мировоззренческих установок (например, раздел о палетках настоящей работы). б) В ходе сопоставления выявляется общая смысловая основа закономерностей раннего периода и Древнего царства (например, раздел об инструментах и словах, содержавших знаки инструментов).

4) Устанавливается, как в свете выявленных истоков дополняется картина мировоззрения эпохи Древнего царства; что добавляют знания о проявлениях определённых мировоззренческих концепций в ранний период к пониманию классического этапа их существования .

Периодизация раннеегипетской истории

В историографии используются разнообразные термины для обозначения отдельных периодов раннего времени. Многие из этих терминов будут применяться в работе. Поэтому необходимо пояснить, как различные хронологические системы увязываются друг с другом.

Начальный период истории Египта, охватывающий V - начало III тысячелетий до н.э., в ряде работ называют ранним временем. Для отдельных его этапов используются как общеисторические обозначения, так и различные археологические периодизации. Для более дробного обозначения временных отрезков широкое распространение полу8 чила система относительных дат (ОД) . Эта археологическая периодизация была введена Питри в работе «Диосполь Малый» (1898). Система основана на взаимной встречаемости предметов в захоронениях и на развитии форм керамики.

Время первобытных земледельческих культур в Египте делят на Бадарийский период и- предгосударственную эпоху - додинастический период. Раннегосударственный период в истории Египта принято называть Архаической эпохой. В работах рубежа XIX - XX веков это время считали периодом правления двух первых Манефоновских династий. Однако последующие археологические открытия выявили существование двух-трёх царей, которые управляли большей частью Египта, но оказались неучтёнными египетской летописной традицией и не попали в список Манефона. Этих царей в современной литературе часто объединяют в 0 династию, а для традиционных I и II династий был введен термин «Раннее царство». 9

Таблица 1

Сравнительная периодизация древнейшей истории Египта до конца IV тысячелетия до н.э.

Общеисторическое обозначение Периода Абсолютные даты Периодизация по археологическим культурам Относительные даты Династии и Цари

V - начало IV тысячелетий до н. э. Бадарийский период

Додинастический период 1-ый додинастический период Первая половина IV тысячелетия до н. э. Амратский период или период Негада I 30-37

II-ой додинастический период Вторая половина IV тысячелетия , до н. э. Герзейский период или период Негада II 38-78

77-78 0 династия, Скорпион, Ка и На-рмер

Таблица 2

Сравнительная периодизация истории Египта в эпоху Раннего царства

Общеисторическое к S Еч Царь (хорово имя по Относительные Абсолютные обозначение периода О (б X S W археологическим памятникам) даты Даты о Аха 79 и е) о Джер 80 а (с >-г Джет 80 xxx-xxix f—1 ф ф X X i Ден 81 века до

Аджиб 81 н.э. с 04 Семерхет 82 et о Каа 82 s а ф с >s s м о Хотепсехемуи

II Небра Нинечер 83 xxix-xxviii ф ? Перибсен(Сехемиб) 84 века до

S (С X Хасехемуи (Хасехем) 85 н. э. а с

Построение работы

Основная часть работы состоит из трёх глав. В первой главе проводится систематизация материалов некрополей додинастического периода и Раннего царства. Такая систематизация требуется, так как, с одной стороны, необходимо выделить определённые параметры в источниках и на материале провести сопоставление этих параметров, а, с другой стороны, материал в археологической литературе представлен совершенно по-разному. Необходимо свести имеющиеся данные в единую систему.

Во второй главе описаны наблюдаемые в ранних источниках явления. Выделяются некоторые устойчивые элементы погребальной практики, которые могут отражать определённые аспекты раннеегипетского мировоззрения. Также рассматриваются некоторые особенности ранних письменных и изобразительных памятников, которые, возможно, представляют параллель к указанным археологическим явлениям.

В третьей главе представлен вариант мировоззренческой интерпретации раннеегипетских памятников. В качестве материала, который может прояснить смысл ранних памятников, привлекаются источники последующего времени - Древнего царства. Проводится сравнение отдельных элементов погребений и погребальной практики раннего и классического времени. На базе такого сравнения предлагаются некоторые дополнения к картине египетского мировоззрения эпохи Древнего царства.

В работе разнесены по разным главам описание непосредственно наблюдаемых археологических явлений и их мировоззренческая интерпретация. Это вызвано тем, что смысл закономерностей, выявленных в археологическом материале, обнаруживается не только в сопоставлении с позднейшими источниками, но и при сравнении этих закономерностей друг с другом. Иными словами, до того как приступить к интерпретации раннеегипетских источников, необходимо дать представление обо всех исходных составляющих.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Либина, Рената Борисовна

Заключение

По материалам некрополей выделяются три устойчивых явления. При сравнении с письменными и изобразительными памятниками, в том числе и более позднего времени, эти явления могут быть интерпретированы как мировоззренческие.

Древнейшая особенность раннеегипетских погребений - присутствие в них минеральной краски для обводки глаз и палеток - пластинок для её растирания. Эти предметы занимали в захоронении центральное место. На фоне других культур раннеегипетская отличалась тем, что для умершего полагали основным не орудия, не оружие и даже не пищу, а зрение. В Древнем царстве подобное место в изобразительном оформлении гробниц занимали стелы и ложные двери, которые обнаруживают по отношению к палеткам функциональную преемственность. Это обстоятельство позволяет предположить, что роль, выполняемая архаическими палетками, в чём-то была аналогична роли стел и ложных дверей Древнего царства. Вероятно, общий смысл тех и других предметов состоял в том, что они способствовали проявлению Ка. Однако отсутствие изображений в большинстве ранних захоронений предполагает другой способ, которым это достигалось. Если в Древнем царстве необходимым условием проявления Двойника становятся изображения, египтяне раннего времени основное место отводили магическому созданию зрения - той психофизиологической функции, которая реально связана с визуальным воображением.

Со второй половины IV тысячелетия в захоронениях наблюдается ещё одно явление, не свойственное неолиту в целом. В лучшие захоронения помещают медные и кремневые инструменты и их модели. Традиция имела продолжение в Древнем царстве. Помещение инструментов в лучшие захоронения, а также в храмы, можно сопоставить с другим фактом. Некоторые важные в мировоззренческом отношении понятия - царские имена, вельможеские титулы, слово «пирамида» - писались при помощи идеограмм, изображавших инструменты. Возможно, явления, связанные с инструментами, отображали существовавший у древних египтян ассоциативный ряд. Порождение образов, воображение уподоблялось вырезанию из твёрдого материала. Иероглифы инструментов как визуальный символ воображения (вырезания) появлялись в тех словах, которые, с точки зрения древних египтян, семантически соотносились с этим понятием. Вырезание представлялось одним из видов творения. Наделить инструментами умершего человека в погребении или божество в храме означало наделить его способностью к творению образов. Возможно, аналогичный смысл вкладывался и в написание некоторых понятий знаками инструментов.

Представления, связанные с палетками и инструментами, имеют между собой некоторое сходство. Ментальный процесс древний египтянин уподоблял физическому и помещал в погребения реальные предметы, при помощи которых, с его точки зрения, этот процесс должен был осуществляться. Тем самым для нас приоткрывается возможность увидеть фрагменты древнеегипетской картины представлений о самих себе, явленных не через текст, но через предметы.

С середины II додинастического периода в некрополях прослеживается соотнесённость ориентации погребённых с размерами и качеством захоронения. Ориентация большинства погребений оставалась южной, но в части лучших захоронений появляется северная. По-видимому, северная ориентация придавалась погребениям людей, связанным с царской администрацией. Возможно, данная традиция является древнейшим проявлением представлений о двойственности, сквозь призму которой египтяне рассматривали и государство, и жизнь вообще. Уже в ранний период царская символика носила двойственный характер. Двойные символы тогда не имели отношения к Верхнему и Нижнему Египту. Скорее, они отражали представления о двух различных процессах, которые осуществляются в общественной жизни: о поддержании традиций, повторении, умножении уже существующих вещей и об организации - изначальном творении из хаоса. Традиция, повторение связывались с югом и красным цветом; организация, преодоление хаоса - с севером и с белым. Последняя функция была осознана позднее. По мере формирования государства в области общественной жизни роль организатора «переходила» от богов к царю, который со временем стал восприниматься как своеобразное божество социума.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Либина, Рената Борисовна, 2002 год

1.И. К изучению социальной структуры и идеологии племён гумельницкой культуры (по данным погребальных обрядов), - Советская археология, 1986, № 1

2. Авилова Л.И. Погребальный обряд земледельцев энеолита центральной и юго-восточной Европы (по материалам культур Тисаполлар, Боурогкерсур и Кутени-Триполье) , Вестник Московского университета, серия 8, история, 1981, № 3

3. Алёкшин В.А. «Социальная структура и погребальный обряд древне-земледельческих обществ: по археологическим материалам Средней Азии и Ближнего Востока» Л., 1986

4. Алёкшин В.А. Некоторые аспекты социальной интерпретации погребений земледельцев энеолита южной Туркмении,- Советская археология, 1976, № 2

5. Берлев О.Д. Цифровые данные по угону населения покоренных стран в Египет, Государство и социальные структуры на древнем Востоке М., 1989

6. Беспалов Б.И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления), М., 1984

7. Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера, М., 1984

8. Большаков А. О. Древнеегипетская скульптура и «хорово имя», -ВДИ, 2000, №2

9. Большаков А.О. Представления о Двойнике в Египте Старого царства, ВДИ, 1987, №2

10. Большаков А.О. Человек и его двойник, СПб, 2001

11. Вержбицкая А. Семантические универсалии и описание языков, М, 1999

12. Гонейм М.З. Потерянная пирамида, М., 1959

13. Изуцу Т. Исключение цвета в искусстве и философии Дальнего Востока», Психология цвета, М., 1996

14. История древнего Востока, часть II, М., «Наука», 1988

15. История древнего Востока, М., «Высшая школа», 1988

16. История древнего мира, книга I М., 1989

17. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антро-посоциогенеза, т.1, М, 1983

18. Кинк Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран, М., 1977

19. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси, JI., 1986

20. Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию, М., 1963

21. Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа, М., 1969

22. Лившиц И.Г. Дешифровка египетских иероглифов Шампольоном, -Шампольон Ж.-Ф. О египетской иероглифическом алфавите, М., 1956

23. Лингвистический словарь, М., 1990

24. Матье М.Э. Хеб—Сед, — Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта, М.,1996

25. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта, СПб., 2001

26. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека, -Проблема цвета в психологии, М.,1993

27. Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта, СПб, 20002 9) Перепёлкин Ю.Я. Кэйэ и Семнех-ке-ре. К исходу солнцепоклон-нического переворота в Египте, М., 1979

28. Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож, М. . , 1988

29. Петровский Н.С. Звуковые знаки египетского письма как система, м., 1978

30. Постовская Н.М. Египет при I династии в свете новых археологических раскопок, ВДИ, 1947, №4

31. Постовская Н.М. Начальная стадия развития государственного аппарата в Древнем Египте, ВДИ, 1947, №1

32. Потерянная пирамида, М., 1959

33. Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире, Психология цвета, М., 1996

34. Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III VIII династии), М., 1992

35. Средневский И.М. Словарь древнерусского языка, том 2, часть1, М., 198938. Тексты пирамид, СПб, 2000

36. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы? Проблема цвета в психологии, М., 1993

37. Топоров В.И. Несколько параллелей к одной древнеегипетской мифологеме,- Древний Восток, сборник 2, М., 1980

38. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996

39. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка, т.1, М., 1999

40. Юнг Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи, Психология цвета, М., 1996

41. Ayrton E.R., Loat W.L.L. Predynastic cemetery at el-Mahasna,L., 1911

42. Baumgartel E.J. Some Remarks on the Origin of the Titles of the Archaic Egyptian Kings,- JEA, vol.61, 1975

43. Borchardt L. Das Grabmal des Konigs Sa' hu-re, Bd. II, Lpz, 1913

44. Brunton G. Gurob, L., 1927

45. Brunton G., Caton-Thompson G. The Badarian Civilization and Predinastic Remains near Badary, L., 1928

46. Capart J. Une Rue de Tombeauex a Saqqarah, Bruxelles, 1907

47. Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la Lange Greque. Histoire des Mots, t.II, P., 191751. de Morgan M.H. Report on excavations made in Upper Egypt during the winter 1907-1908, ASAE, 1912

48. Davies N. de G. The Rock Tombs of Deir El Gebrawi, pt.I-II, L., 1905

49. Emery W. Archaic Egypt, Edinburg, 1961

50. Emery W. Great Tombs of the First Dynasty, Cairo- L., vol. I-III, 1949-1954

51. Erman A. Hymnen der Pharaonen,- Abhandlungen der Koniglich Preussischen Akademie der Wissenschaften. Philosofish-historische Classe, Abh.l, 1911

52. Ernout A. , Meillet A. Dictionaire Etymologique de la Lange Latine. Histoire des Mots, P., 1967

53. Faulkner R.O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian,1. Oxford, 1961

54. Faulkner R.O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts, Oxford, 1969

55. Finkenstaedt E. Violence and Kingship. The Evidence of the Palettes,- ZAS, Bd.112, 1985

56. Finkenstaedt E On the Life-Span of Decorated Ware in the Gerzean Period,- ZAS, Bd.112, H.l, 1985

57. Fischer H.G. The Old Kingdom Palimpsests in the Louvre,-ZAS, Bd.86, 1961

58. Frankfort H. Kingship and the Gods, Chicago, 1948

59. Freed R. Рецензия на книгу Harpur J. Decoration in Egyptian Tombs of the Old Kingdom,- JEA, 1991, vol.77, p.209

60. Frisk H. Griechisches etymologisches Worterbuch, Heidelberg, 1972

61. Gardiner A.H. Egyptian Grammar, Oxford, 1966

62. Gardiner A.H., Peet Т.Е. The Inscriptions of Sinai, pt.I,. Introduction and Plates, L., 1917

63. Garstang M.J. Excavations at Hieraconpolis, at Esna and in Nubia,- ASAE, vol.8, 1907

64. Gauthier M.H. Livre des Rois d'Egypte, P., 1907

65. Goldwasser 0., Laor N. The Allure of the Holy Glyphes: a Psycholinguistic Perspective on the Egyptian Script,- GM, H.123, 1991

66. Goldwasser 0., Miiller M. The Determinative System as a Mirror of World Organization,- GM, H.170, 1999

67. Gosline S.L. Palettes as Early Evidence of Egyptian Writing,- GM, H.169, 1999

68. Harpur M. Two Old Kingdom Tombs at Giza,- JEA, vol.67, 1981

69. Hayes W.C. The Scepter of Egypt, pt.I, Cambridge (Mass.), 1960

70. Helck W. Beamteltiteln des agyptischen Alten Reiches, Gluckstadt Hamburg-N.-Y., 1954

71. Helck W. Untersuchungen zu Manetho und den Agyptischen Konigslisten, В., 1956

72. Hoffman A.M. Egypt before the Pharaohs, Le Melbourne and Henley, 1984

73. Jequer G. Le Monument Funeraire de Pepi II, t.II, Le Temple, Le Caire, 1938

74. Jequer G. Tombeuax de particuliers contemporains de Pepi II, Le Caire, 1929

75. Junker H. Giza, Bd. I, Lpz. und Wien, 1929

76. Junker, Giza, Bd.II, Lpz. und Wien , 1934

77. Junker H. Giza, Bd.IV, Lpz. und Wien, 1940

78. Junker H. Giza, Bd.V, Die Mastaba des Snb, Wien-Lpz., 1941

79. Junker H. Bericht iiber die Grabungen der Kaisere Akademie der Wissenschaften in Wien auf dem Friedhof in Turah. Winter 1909-1910, Wien, 1912

80. Junker H. Bericht iiber die Grabungen der Kaisere Akademie der Wissenschaften in Wien auf der neolitischen Siedlung von Merimde-Benisalame, Wien und Lpz., 1934

81. Kaiser W. Einige Bemerkungen zur agyptischen Frtihzeit,- ZAS, Bd.86, 1961

82. Kaplony P. Die Inschriften der agyptischen Frtihzeit, Bd.I-III, Wiesbaden, 1963.

83. Kaplony P. Die Rollsiegeln des Alten Reiches, Bd.I, Bruxelles, 1977

84. Kaplony P. Zur Definition der Beschriftung und Bebildungstypen von Rollsiegeln, Skarabaen und anderen Stoempelsiegeln, GM, H.29, 1978

85. Kemp B.J. Ancient Egypt: Anatomy of Civilization, L. and N.-Y., 1989

86. Kessler D. Szenen des taglichen Lebens,- ZAS, Bd.117, 1990

87. Kohler E.Ch. The State of Research of Late Predynastic Egypt: New Evidence for the Development of the Predynastic State?- GM, H.107, 1995

88. Lauer J.-Ph. Etudes Complementaires Monuments du Roi Zoser a Saqqarah, Le Caire, 1968

89. Lexikon der Agyptologie, Bd.IV, Wiesbaden, 1982

90. Menghin o., Amer M. The excavations of the Egyptian University in the neolitic site of Maadi Cairo, 1935

91. Murray M.A. Saqqara Mastabas and Gurob, L., 1905

92. Naville E., Peet E., Loat W.L.S. Cemeteries of Abydos, pt.1., L., 1914

93. Nibbi A. The Hoe as the Symbol of Foundation in Some Early Egyptian Reliefs,- GM, H.29, 1978

94. Orel V.E., Stolbova O.V. Hamito-Semitic Etymological Dictionary, Leiden N.-Y. - Koln, 1995

95. Otto E. Der Gebrauch des Konigstitels bj.tj,- ZAS, Bd.85, 1960

96. Petrie W.M.F. Abydos, pt. I, L., 1902

97. Petrie W.M.F. Diospolis Parva, L., 1901

98. Petrie W.M.F. Gizeh and Rifeh, L., 1907

99. Petrie W.M.F. Meydum, L.,1892

100. Petrie W.M.F. Meydum and Memphis (III) L., 1910

101. Petrie W.M.F. The Royal Tombs of the Earliest Dynasties, pt. I-III, L., 1901

102. Petrie W.M.F., Quibell J.E. Naqada and Ballas, L., 1896

103. Petrie W.M.F., Wainwright G.A., Gardiner A. H. Tarkhan I and Memphis V, L., 1913

104. Petrie W.M.F., Wainwright G.A., Mackey E. The Labyrinth, Gerzeh and Mazghuneh, L., 1912

105. Posener G. Dictionaire de la civilisation egyptienne, P., 1988

106. Predinastic and Archaic Egypt N.-Y., 1984

107. Quibell J.E. El Kab, L., 1898

108. Quibell J.E. Excavations at Saqqara (1911-1912) . The Tomb of Hesy Le Caire, 1913

109. Quibell J.E., Green F.W. Hieraconpolis, pt.I- II, L., 19001902

110. Randall-Maciver D., Mace A.C. El Amrah and Abydos, L., 1902

111. Reisner G.A. The archaeological Survey of Nubia, vol. I, Cairo, 1912

112. Reisner G.A. The development of the Egyptian tomb down the accession of Cheops, Cambridge, 1936

113. Reisner G.A. The early dynastic cemeteries of Naga ed-Der, vol. I-III, Lpz, 1908-1909

114. Saad Z. Ceiling Stelae in Second Dynasty Tombs, Cairo, 1957

115. Saad Z. Royal excavations at Saqqara and Helwan (1941-1945), Le Caire, 1947

116. Saad Z. The excavations at Helwan, Norman, 1969

117. Scharff A. Die archaologischen Ergebnisse des vorgeschichtlichen Graberfeldes Abusir el Meleq , Lpz., 1926

118. Schenkel W. Das Wort fur «Konig (von Oberagypten)»,- GM, H. 94, 1986

119. Schneider T. Zur Etymologie Der Beziechung ^Konig vor Ober-und Unteragypten',- ZAS, Bd.120, 1993

120. Schafer H. Ein Bruchsttick altagyptischen Annalen, В., 1902

121. Sethe K. Das Wort fiir Konig von Uberagypten,- ZAS, Bd.49, 1911

122. Sethe K. Urkunden des Alten Reichs, Lpz., 1903

123. Strudwick N. The Administration of Egypt in the Old Kingdom, L., Boston, Herley and Melburn, 1985

124. Teeter E. Рецензия на книгу Ancient Egyptian Kingship (Baines J., O'Connor D., Silverman D.), Leiden, N.-Y. and Cologne, 1995,- JNES, vol.58, 1999,№2

125. Tigger B.G. The Rise of Egyptian civilization,- Trigger B.G., Kemp B.J., O'Connor D., Lloyd A.B. Ancient Egypt: a Social History, Cambridge N.-Y. - New-Rochelle - Melbourne -Sydney, 1983

126. Walde A. Lateinisches Etymologisches Worterbuch, Heidelberg, 1938

127. Walde A. Vergleichendes Worterbuch der indogermanischen Sprachen, Bd. I, B.-Lpz., 19301. Сокращения

128. ASAE Annales du Service des antiquites de l'Egypte, Le Caire

129. GM Gottinger Miszellen, Gottingen

130. JEA The Journal of Egyptian Archaeology, London

131. JNES The Journal of Near Eastern Studies, Chicago

132. Wb. Erman A., Grapow H. Worterbuch der agyptischen Sprache,1. Bd.I-VI, Berlin, 1955

133. ZAS Zeitschrift fiir agyptische Sprache und Altertumskunde,1.pzig-Berlin

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.