Преобразование певческого канона в произведениях на Рождество Христово композиторов Нового направления: конец XIX - начало XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Капитонова, Жамиля Газизьяновна

  • Капитонова, Жамиля Газизьяновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 293
Капитонова, Жамиля Газизьяновна. Преобразование певческого канона в произведениях на Рождество Христово композиторов Нового направления: конец XIX - начало XX вв.: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Владивосток. 2017. 293 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Капитонова, Жамиля Газизьяновна

Оглавление

Том I

Введение

1 Методологические основания для исследования преобразования певческого канона в гимнографических жанрах песнопений на Рождество Христово композиторов Нового направления

1.1 Культурно-исторические предпосылки появления Нового направления в музыке

1.2 Песнопения службы на Рождество Христово как репрезентативный материал 29 исследования стилистики творчества композиторов Нового направления

1.3 К изучению преобразования певческого канона в гимнографических жанрах в 46 знаменном пении: методологический подход

1.4 Элементы корреспондирования духовной и народной певческих традиций: анализ 53 мелодических элементов

2 Варианты преобразований певческого канона

2.1 Гармонизации А. Кастальского как пример творчества по модели

2.2 Вариантное преобразование формульно-попевочных архетипов

2.3 Работа «в стиле» на материале авторских мелодико-графических формул

Заключение

Список используемых источников

Том II

Приложения

1. Приложение к п. 2.1 Обиходные песнопения

2. Приложение к п. 2

Русские народные песни из сборника А. Лядова

Русские народные песни из сборника Д. Кашина

Русские народные песни из сборника И. Рупина

Русские народные песни из сборника М. Балакирева

3. Приложение к п.2.1 Произведения А. Кастальского

4. Приложение к п. 2.2 Произведения Н. Компанейского

5. Приложение к п. 2.2 Произведения А. Архангельского

6. Приложение к п. 2.2 Прокимен С. Смоленского

7. Приложение к п. 2.2 Стихира А. Никольского

8. Приложение к п.2.2 Произведения П. Чеснокова

9. Приложение к п. 2.3 Произведения Д. Аллеманова

10. Приложение к п. 2.3 Кондак Г. Львовского

11. Схема чинопоследования служб на Рождество Христово

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Преобразование певческого канона в произведениях на Рождество Христово композиторов Нового направления: конец XIX - начало XX вв.»

Введение

Актуальность темы исследования. В середине XVII - XVIII веков под влиянием европейской музыкальной культуры наметилась утрата аутентичности древнерусского певческого канона. Следующим обстоятельством, которое отразилось на состоянии церковной музыки, стало введение целого ряда указов и постановлений св. Синода в XIX веке (с 1825 по 1878 год). С одной стороны, эти установки закрепили уже имеющиеся нововведения, с другой - фактически препятствовали дальнейшим творческим поискам, в результате чего создание духовной музыки прекратилось вовсе [95, с. 5-12].

Своеобразным противодействием отмеченному процессу стало творчество композиторов Нового направления,1 представляющее собой феномен, сложившийся в конце XIX века в русской музыке в результате возрождения национальных традиций в духовной практике. Центральное место в плеяде композиторов Нового направления занимают А. Кастальский, А. Архангельский, Н. Компанейский, Г. Львовский, П. Чесноков, С. Смоленский, Д. Аллеманов, А. Никольский и др. Священник М. А. Лисицын определяет место Нового направления в практике церковного пения с точки зрения истории и современности как «расцвет древнерусских певческих традиций предшествующих эпох, начиная с принятия в нашей стране христианства» [98].

В советский период творчество этих композиторов (в силу его идеологической составляющей) оказалось за пределами внимания музыкальной науки и не получило объективной оценки. Обусловлено это

1 Впервые этот термин применил С. А. Рачинский в статье «Народное искусство и сельская школа». 1882. № 40. С. 8-11.

было, прежде всего, цензурой на явления православной культуры, в том числе и музыкальной. В последнее время наблюдается повышенный интерес к творчеству композиторов Нового направления, детерминированный актуализацией проблемы национальной идентичности русского народа.

М. П. Рахманова отмечает: «Под воздействием исторических событий XIX века, формировавших идеи национального самосознания в кругах прогрессивной части русской общественности, композиторы Нового направления подвергли критике путь секуляризации церковного пения, возникший под влиянием европейского барокко и классицизма в XVII -XVIII вв. Их движение вновь вернулось на путь утверждения национальных начал профессионального искусства. Тем самым, была возобновлена преемственность древнерусских музыкальных традиций и современного хорового искусства» [149, с. 399].

В результате анализа творчества указанных авторов, проведенного рядом исследователей (И. А. Гарднером, М. П. Рахмановой, С. Г. Зверевой и др.) было установлено, что, при создании своих произведений композиторы Нового направления опирались на певческий канон2, вернув его в русло сформированной веками православной хоровой традиции.

Между тем, некоторые аспекты духовной музыки в творчестве указанных композиторов остались вне искусствоведческого анализа.

Если в жанровом отношении их творчество было исследовано достаточно широко, включая практически все певческие жанры православного ритуала, то преобразования певческого канона на мелодическом уровне, проходимые в этих жанрах, не стали сферой пристальных научных интересов музыковедов, что и явилось основанием для данного исследования.

2 Автор настоящей диссертации ориентирован на два уровня понимания певческого канона: с точки зрения пения по мелодической модели и в аспекте функции песнопения в композиции службы.

Актуальность исследований творчества композиторов Нового направления подчеркивает О. А. Урванцева в докторской диссертации «Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX - XX веков», где ученый исследует глубинные параметры

3

художественного канона и уровни моделирования духовно-концертных сочинений Нового направления, формирует подходы к анализу индивидуального авторского начала в рамках канона в творчестве композиторов [183, 33-34]. О. А. Урванцева пишет: «В основу типологии моделей духовно-концертной музыки положен критерий, ориентированный на выделение стилей разных уровней: 1) церковного (обиходного); 2) жанрового; 3) западноевропейского (исторического); 4) национального (русского); 5) авторского; 6) произведений-шедевров в роли стилевых моделей» [там же, с. 15]. В работе сделан акцент на исследовании преобразований канона церковного обиходного стиля с учетом народно-песенного мелодического наполнения [183].

В связи с этим, преобразование певческого канона в творчестве композиторов Нового направления конца XIX - начала XX вв. представляется актуальной задачей для исследователей с точки зрения эволюции духовной традиции.

В числе многообразных православных праздников Рождество Христово - главный праздник в традиции солнечного православного календаря, всегда вызывающий много чувств и переживаний. Авторские произведения композиторов Нового направления, используемые в богослужении на Рождество Христово, дают возможность исследования преобразований певческого канона на ярком материале, в то же время - наименее изучены.

Понимание канона по О. А. Урванцевой, включает: 1) богослужебное содержание, зафиксированное в текстах, 2) жанровую систему, изначально рождённую для сопровождения службы, 3) произведения - образцы (и принцип сочинения «по подобну», по модели), 4) элементы музыкальной системы и правила создания духовно-музыкальных сочинений [183, с. 33-34].

Именно поэтому их произведения избраны главным материалом данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Освоение источниковедческой базы показывает, что в музыкальной науке отчётливо проявляется рост интереса к отдельным историческим этапам в развитии духовной музыки. С точки зрения изучения истории музыки деятельность композиторов Нового направления (период рубежа Х1Х-начала XX вв.) в современном музыкознании освещена достаточно широко.

Так, например, в монографии «Культовая музыка в России» А. В. Преображенский [144] характеризует основные черты творчества композиторов Нового направления и раскрывает особенности нового национального стиля.

Новому направлению уделяет внимание И. А. Гарднер в своем фундаментальном обобщающем труде «Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, система и история» [38], где представлен обзор жанров гимнографии на уровне их функционирования в службе. Важные обобщения содержатся в серии «Памятники русской духовной музыки» (США) [133], в монографических главах тома 10-Б «Истории русской музыки» [73].

Во вступительной статье к нотографическому справочнику «Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова» Е. М. Левашев определяет цель труда в «создании нотографической базы для исторических исследований» [95].

В работе С. Г. Зверевой А. Д. Кастальский характеризуется как родоначальник «нового стиля», суть которого в «способности облекать знаменную монодию в многоголосный наряд» [67].

В кандидатской диссертации Н. Ю. Плотниковой (1996) уделено внимание приемам работы композиторов Нового направления, и прежде

всего А. Д. Кастальского, с материалом древних певческих распевов (знаменного и болгарского). Указано, что композитор напевами пользуется свободно, либо в цельном виде, либо с сокращениями, либо с расширениями или изменениями, где «наиболее важные мотивы оригинала становятся основой вариационного развития» или «лишь отчасти вплетаются в развитие» [137, с. 17-18]. Вместе с тем, в работе не изучаются причинно-следственные связи таких композиционных принципов, нет анализа включения народных интонационных оборотов в музыкальный контекст.

Исследованию процессов, происходящих в современном музыкальном духовном искусстве, посвящена работа Н. Гуляницкой - «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века». В первой части работы автор делает попытку теоретического осмысления духовной музыки композиторов Нового направления с точки зрения жанровой классификации, анализа пространственных форм, рассматривает проблемы «тембризации», высотно-ритмических структур, фактуры и намечает траекторию перспективных научных исследований в стремлении «установить наиболее общие музыкальные тенденции и поэтико-стилистические закономерности в области духовной музыки, развивающейся в контексте современной художественной культуры» [46, с. 10].

К. Н. Дмитревская в исследовании о Кастальском предпринимает глубокий музыковедческий анализ ряда духовных произведений Кастальского с целью показать в его деятельности работу над древнерусскими распевами. Автор делает вывод о том, что обращение композитора к народному многоголосию позволило ему переосмыслить метод обработки древних церковных напевов [51].

Выделяется работа Н. В. и Н. П. Парфентьевых «Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века». Авторы, обобщая уже полученные результаты, дополняют их собственными наблюдениями над воплощением в произведениях древнерусских музыкальных традиций.

Исследовательский подход авторов устремлён к обобщающему рассмотрению духовной музыки XX века (включая и современный период) как уникального и многогранного явления [136].

В третьем выпуске «Истории современной отечественной музыки» Е. Долинской сделана попытка взглянуть на развитие духовного отечественного искусства в целом, охватывая большой круг имён и художественных решений [53].

Плеяда молодых исследователей стремится внести вклад в изучение творчества композиторов Нового направления. Это выявление генезиса знаменного распева и его влияния на композиторов Нового направления в работе Л. Е. Астафьевой [19], стремление раскрыть особенности авторского стиля А. В. Никольского в работах Ю. А. Ефимовой [63], Л. В. Малацай [111], изучение процесса фольклоризации церковных песнопений в работе Е. И. Жимулёвой [65, 66] и многое другое.

В. В. Недогонова рассматривает вопросы, связанные с понятием «канон» и смысловым содержанием самого певческого канона в древнерусском искусстве, сформировавшемся в результате адаптационных процессов византийско-славянского диалога культур [124]. Большое внимание уделено проблеме канон-стиль в православной музыкальной традиции в докторской диссертации Е. Г. Артемовой [14].

Современные исследователи (М. А. Сапонов [165] обнаруживают приемы взаимодействия поэтического текста и напева в монодии XV века на примере песен Байе, проявляющиеся в использовании рефренов, а также признаков устной традиции - вариантности и формульности.

Однако до настоящего времени остаются малоизученными вопросы взаимодействия творчества композиторов Нового направления с певческой канонической традицией, которые, по мнению автора настоящего исследования, заслуживают более пристального внимания с точки зрения

выявления специфики авторства композиторов Нового направления, длительное время подвергавшегося недооценке.

Следствием недостаточной разработанности вопросов творчества композиторов Нового направления, а также места певческого канона церковной обиходной традиции и его преобразований в песнопениях на Рождество Христово как механизма эволюции духовной традиции являются противоречия между:

-стремлением общества к поиску национальной идентичности русского народа;

- официальным признанием православных праздников, в том числе, Рождества Христова и недостаточной изученностью певческого канона в песнопениях на Рождество Христово.

В разрешении обозначенных противоречий в сфере духовно-концертной музыки заметным прорывом стала докторская диссертация О. А. Урванцевой, в которой отмечается: «Исследование механизмов связи между прототипом и моделью в духовной музыке позволит выявить новые формы реализации древнего принципа. Кроме того, для установления родства между исходным образцом и новым сочинением духовно-концертного плана необходимо выявить общие нормы и компоненты музыкального языка, присущие как генетическому прототипу, так и его «преемнику» [183, с. 7].

Тем не менее, автору настоящей диссертации представляется важным дополнить общую картину современной научной мысли в данной области, осветив её в новом ракурсе с точки зрения анализа вариантов преобразований певческого канона обиходных песнопений в творчестве композиторов Нового направления на уровне мелодического мышления, то есть - на микроуровне. Такой подход составляет основу для выявления творческого метода композиторов Нового направления. Его малоизученность с точки зрения соотношения толкования текста в церковной, богословской традиции и интерпретации художника, разрабатывающего данный словесный материал

средствами музыкального письма, требует анализа отдельно взятых сочинений. Это позволит рассматривать композицию, построенную на основе взаимодействия текстового и музыкального рядов, фиксируя как авторское стилевое, так и каноническое начало.

Объект исследования - песнопения на Рождество Христово в творчестве композиторов Нового направления конца XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - певческий канон церковного обиходного пения и его мелодическое преобразование в песнопениях на Рождество Христово как механизм эволюции духовной традиции.

Цель исследования - выявить варианты преобразования певческого канона церковного обиходного пения в песнопениях на Рождество Христово в творчестве композиторов Нового направления.

В связи с этим были поставлены две масштабные, комплексные задачи:

1. Определить методологические основания исследования преобразования певческого канона в гимнографических жанрах песнопений на Рождество Христово композиторов Нового направления, ориентируясь на закономерности проявления творческого начала в кульминационных зонах Рождественских служб.

2. Исследовать варианты преобразований певческого канона в произведениях композиторов Нового направления c позиций выявления индивидуальных творческих решений.

Их решение потребовало рассмотрения таких вопросов, как:

- систематизация исторических сведений о культурно-исторических предпосылках появления Нового направления в музыке;

- определение кульминационных зон служб на Рождество Христово как сферы наглядного проявления авторского начала;

- выявление теоретических оснований анализа мелодических элементов духовной и народной певческих традиций;

- исследование элементов корреспондирования духовной и народной певческих традиций;

- разработка методики анализа певческого канона знаменного пения в гимнографических жанрах песнопений на Рождество Христово;

- рассмотрение вариантов преобразований певческого канона в произведениях композиторов Нового направления с учетом проблемы «канон-стиль».

Гипотеза исследования предполагает, что механизмы эволюции духовной рождественской традиции мелодических преобразований певческого канона в творчестве композиторов Нового направления будут раскрыты если:

- показать культурно-исторические предпосылки появления Нового направления в музыке на рубеже XIX - начала XX вв;

- изучить методологические основания анализа мелодических элементов духовной и народной певческих традиций;

- исследовать элементы корреспондирования народной и духовной певческих традиций на примере русских народных песен и обиходных песнопений на Рождество Христово;

- разработать комплексный подход к методике анализа певческого канона знаменного пения в гимнографических жанрах песнопений на Рождество Христово конца XIX- начала XX вв.

Теоретико-методологической базой исследования является комплексный подход. Одним из его важных элементов стал богословско-исторический аспект (В. С. Соловьев, В. Н. Лосский), связанный с понятием «развития» в хронологической последовательности догматического богословия. В работе используется метод системного анализа, применявшийся ранее в исследовании певческой палеографии Г. В. Алексеевой и требующий выделения как единиц языка, так и способов их взаимосвязи в пространстве композиции. Для определения элементов

корреспондирования духовной и народной певческих традиций автор диссертации привлекает структурно-семиотический метод (Леви-Стросс, Ролан Барт, Жак Деррида), использующийся в лингвистических и музыковедческих работах. С целью обнаружения и изучения функционирования формульно-попевочных вариантов на разных уровнях музыкальной формы задействован структурно-типологический метод (Ю. М. Лотман), направленный на систематизацию, классификацию и группировку музыкального материала. Историко-сравнительный метод позволяет выявить историческую эволюцию жанров православных песнопений. Для определения направлений адаптационных процессов автор опирался также на методику адаптационных и сравнительных исследований, которая разработана в литературоведении (А. Н. Веселовский), В музыковедении (Г. В. Алексеева), синхронный и диахронный методы анализа. В связи с пониманием основополагающей роли монодийного распева в организации многоголосной ткани, были задействованы труды С. П. Галицкой, М. Н Дрожжиной, Ж. В. Пяртлас, помогающие осознать не только функциональные и структурные характеристики православной церковной монодии, но и особенности ее проявления на разных уровнях в многоголосных опусах ряда композиторов Нового направления. Особо значимы здесь представления о монодийной гетерофонии, понимаемой в широком смысле (включая такие ее фактурные варианты как ленточное многоголосие и бурдон).

Важную роль в формировании методологической базы сыграли труды А. В. Преображенского [144], В. М. Металлова [117], М. В. Бражникова [26, 27], И. А. Гарднера [38], С. С. Скребкова [174], Н. Д. Успенского [184, 185, 186], Ю. Н. Холопова [189, 190], М. Г. Харлапа [187], И. Е. Лозовой [102, 103, 104], Т. Ф. Владышевской [34], Е. В. Назайкинского [121], Н. С. Серегиной [166, 167, 168, 169], В. И. Мартынова [114], А. Н. Кручининой [90], Н. В. Парфентьевой, Н. П. Парфентьева [135, 136], Г. В. Алексеевой [5, 6, 7, 8], Е.

Н. Никулиной [127], М. С. Красовицкой [89], А. С. Кашкина [78], М. А. Енговатовой, Б. Б. Ефименковой [59, 60] и др. Для изучения особенностей духовной музыки Нового времени привлекались работы Н. А. Герасимовой-Персидской [40], А. Б. Ковалёва [82, 83, 84, 85], Ю. В. Келдыша [79], Е. М. Левашёва [95], А. В. Лебедевой-Емелиной [94], В. В. Протопопова [145], Н. Ю. Плотниковой [137, 138, 139], Е. Ю. Шевчук [194, 195], Е. Г. Артемовой [14], посвященные отдельным вопросам этой традиции. Для изучения принципа продвижения канона к индивидуальному началу важное значение имела работа Е. И. Ротенберга «От канона к стилю» [153].

Среди наиболее значимых трудов следует отметить исследование О. А. Урванцевой, целью которого стало: «выявить комплекс стилевых моделей, в которых сложился художественный канон духовно-концертной музыки, и проследить их преобразование в творчестве композиторов XX века, обеспечивающее преемственность традиций в различные исторические периоды в музыке разных композиторов» [183, с. 8].

Материалами исследования являются музыкальные тексты: 1) обиходных песнопений, 2) русских народных песен из сборников Д. Кашина, И. Рупина, М. Балакирева, А. Лядова, 3) произведений композиторов Нового направления; схема чинопоследования службы на Рождество Христово.

Научная новизна исследования обусловлена его проблематикой:

- впервые представлен комплексный анализ жанров православной гимнографии на Рождество Христово: тропарей, кондаков, стихир, канонов, прокимнов, светильнов, задостойника, учитывающий не только богослужебную функцию текста, но, главным образом, синтез поэтических и музыкальных средств выразительности. На этой основе систематизированы методы исследования преобразования певческого канона в гимнографических жанрах песнопений на Рождество Христово; показано, что роль индикаторов в преобразовании канона духовной традиции и формировании авторского стиля выполняют кадансирующие формулы

певческих строк в рамках гомилетической структуры текста преобразуемого песнопения, родственные народной певческой традиции;

- впервые рассмотрены варианты реализации певческого канона в творчестве композиторов Нового направления, сложившиеся в процессе эволюции духовной традиции (на примере песнопений на Рождество Христово);

- впервые обозначена взаимосвязь проявлений авторского стиля композиторов Нового направления с расположением жанров в структуре рождественской службы. Наиболее ярко он представлен в виде рефренов в кульминационных зонах развития полирефренной музыкальной композиции;

- элементы новизны содержатся в выводах относительно выявления типовых звуковысотных и ритмических моделей народно-песенной традиции и богослужебного пения, зафиксированных в ладо-интонационной и метроритмической диалогичности;

- в новом ракурсе представлено ладовое сознание, сформированное столетиями певческой традиции, продуцируемое повторами интонационных оборотов, сформировавшихся в одном и том же ладо-акустическом поле певческой традиции, независимо от того, народная она или богослужебная. Кроме того, высказана гипотеза о стремлении А. Кастальского, П. Чеснокова, Н. Компанейского к реконструкции монодийного мышления через использование элементов монодийной гетерофонии.

Теоретическая значимость диссертации определяется рядом положений, сформулированных, апробированных и доказанных в ходе исследования. Микроинтонационное исследование произведений композиторов Нового направления на Рождество Христово позволило выявить особенности работы композиторов с духовными песнопениями. Результаты изучения типовых интонационных и ритмических моделей народно-песенной традиции и богослужебного пения в творчестве композиторов Нового направления раскрывают теоретические механизмы

преобразований певческого канона, обеспечивающие варианты реализации авторского начала в русле канонической певческой православной традиции. Наблюдения о взаимосвязи народно-песенного и церковного мелоса, полученные в ходе анализа, будут полезны фольклористам, нацеленным на исследование взаимодействия православной и фольклорной традиций.

Практическая значимость исследования

- Предлагаемая методология анализа обработок гимнографических жанров на уровне мелодического мышления, таких как тропари, кондаки, стихиры, каноны, светильны, прокимны может стать основой для рассмотрения динамики преобразований певческого канона в других жанрах авторской музыки на духовные тексты.

- Комплексное исследование сочинений на Рождество Христово композиторов Нового направления может быть использовано в практической работе специалистами в области хорового дирижирования.

- Результаты исследования, апробированные в курсе «Мировая художественная культура» (разделы: «Русская духовная музыка», «Русская культура конца XIX - начала XX вв.»), могут найти применение и в таких учебных курсах, как «Музыкальная палеография», «История русской музыки», «История искусств», «Мировая художественная культура», «Основы православной культуры», «История культуры русского народа».

- Выявление особенностей эволюции духовной традиции позволит начинающим регентам осознанно подходить к выбору песнопений в собственной профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Кульминационные зоны праздника Рождества являются рефренами полирефренной музыкальной композиции в чинопоследовании рождественской службы. Особенно ярко авторский стиль отражен именно в этих кульминационных зонах.

2. Корреспондирование духовной и народной певческих традиций в типовых звуковысотных и ритмических моделях народно-песенной традиции и богослужебного пения, зафиксированных в ладо-интонационной и метроритмической диалогичности, поддается изучению и является важным методологическим основанием исследования преобразования певческого канона в гимнографических жанрах песнопений на Рождество Христово композиторов Нового направления.

3. Типы преобразования мелодических строк композиторских сочинений рассматриваются автором как механизм эволюции певческой традиции.

4. Автор утверждает, что варианты преобразования духовной рождественской традиции реализовывались на основе разных подходов к обработке гимнографических жанров, которые можно разделить на 3 группы:

1) в первом случае авторство композиций проявляется за счет использования и обработки древних церковных распевов на основе заданной модели - канона в сочетании с народно-песенной традицией и реализации принципов монодийной гетерофонии, что является важнейшей характеристикой творчества А. Кастальского;

2) во втором случае композиторская инициатива А. Архангельского, Н. Компанейского, П. Чеснокова, С. Смоленского, А. Никольского достигается благодаря ритмическому и мелодическому вариантному преобразованию попевок-архетипов;

3) в третьем случае авторство композиторов Д. Аллеманова и Г. Львовского выражается в использовании авторских мелодико-графических формул и их преобразовании «в стиле» духовной традиции4.

4 Под авторскими мелодико-графическими формулами понимается авторское интонирование фрагментов канонического текста. Несмотря на то, что произведения композиторов Д. Аллеманова и Г. Львовского созданы чуть раньше и датируются,

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Капитонова, Жамиля Газизьяновна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов, А. И. Славянофилы // История эстетической мысли: становление и развитие эстетики: в 6 т. - М., 1986. - Т. 3. - С. 371-378.

2. Абрамов, А. И. Эстетическая мысль России // История эстетической мысли: становление и развитие эстетики: в 6 т.- М., 1987. - Т. 4. - С. 221326.

3. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика [Электронный ресурс] // Око церковное - литургическая библиотека. - Режим доступа: www.liturgika.rU/tematich.html#6 (дата обращения 15.01.2016).

4. Алексеев, Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни) / Э. Е. Алексеев. - М.: Музыка, 1976. - 288 с.

5. Алексеева, Г. В. Византийско-русская певческая палеография. Исследование / Г. В. Алексеева. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. - 368 с.: ил.

6. Алексеева, Г. В. Древнерусское певческое искусство (музыкальная организация знаменного распева) / Г. В. Алексеева. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2005. - 172 с.

7. Алексеева, Г. В. Изоморфизм певческих и изобразительных символов в храмовом действе Древней Руси: (к вопросу об адаптации византийского искусства на русской почве) / Г. В. Алексеева, Д. В. Гордеев // Византия и Древняя Русь. Культурное наследие и современность: материалы Международной научной конференции к 75-летию со дня рождения проф. В. Д. Лихачевой. - СПб., 2013. - С. 175-188.

8. Алексеева, Г. В. Изоморфизм средств выразительности: ядро синтеза и ключ адаптации византийской певческой традиции на русской почве // Гибридные формы в славянских культурах: сборник статей по

материалам международной научной конференции «Проблема гибрида в славянских культурах» / отв. ред. Н. В. Злыднева. - М., 2014. - С. 306-319.

9. Алешкина, Л. В. Гимнография двунадесятых праздников в богословском и иконографическом осмыслении / Л. В. Алешкина. - М.: Киновск, 2013. - 240 с.

10. Аллеманов, Дмитрий Васильевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://dic.academic.ru (дата обращения 03.07.2015).

11. Амерханов, А. Проблемы гармонизации и обработки одноголосных распевов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thedom.narod.ru/center/garmonization.html (дата обращения 18.03.2016).

12. Андрей (Данилов), иеродиакон. Степан Васильевич Смоленский - основоположник нового направления // Русские церковные композиторы и их музыка. - Минск, 2008. - С. 266-287.

13. Ануфриева, О. В. Канон как сущность и стержень Православного храмового искусства // Вопросы современного музыкознания: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск, 2007. - Вып. 3. - С. 9-21.

14. Артемова, Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX - начала XX века: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Артемова Евгения Георгиевна. - М., 2015. - 382 с.

15. Асафьев, Б. В. А. Кастальский. Духовно-музыкальные сочинения: нотография // Музыка. - 1916. - № 248. - С. 158.

16. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1980. - 215 с.

17. , Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX в. / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1968. - 324 с.

18. Асафьев, Б. В. Хоровое творчество А. Д. Кастальского // Кастальский А. Д. Статьи. Воспоминания. Материалы. - М., 1960. - С. 16.

19. Астафьева, Л. Е. Функции диалога культур в генезисе знаменного распева (на материале Нового направления в духовной музыке): автореф.

дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Астафьева Любовь Евгеньевна. -Кострома, 2007. - 21 с.

20. Бакуменко, В. Александр Андреевич Архангельский // Русские церковные композиторы и их музыка. - Минск, 2008. - С. 254-266.

21. Бердяев, Н. А. Русская идея // Вопросы философии. - 1990. - № 2.

22. Бескорсая, В. Н. Церковное пение: заимствование и моделирование традиционного мелоса, модальные элементы распевов [Электронный ресурс] / В. Н. Бескорсая. - Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/old_jrn/Soc_Gum/drzb/2012_5/Beskor_V.pdf (дата обращения: 25.12.2016)

23. Биккулова, И. А. Феномен русской культуры Серебряного века / И. А. Биккулова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 232 с.

24. Битбунов, Г. С. Двунадесятые праздники (историко -литургическое описание) / Г. С. Битбунов. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 248 с.

25. Борисова, Е. Ю. Новый церковно-национальный стиль А. Д. Кастальского / Е. Ю. Борисова, Н. Ю. Погорелова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2010. - № 4. - С. 67-71.

26. Бражников, М. В. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV-XVШ вв. / М. В. Бражников. - Л.: Музыка, 1972. - 423 с.: ил., нот.

27. Бражников, М. В. Статьи о древнерусской музыке / М. В. Бражников. - Л.: Музыка, 1975. - 120 с.: ил., нот.

28. Булгаков, В. Д. Национальное своеобразие древнерусского богослужебного пения в научном наследии С. В. Смоленского // Православие на Урале: исторический аспект, актуальность развития и укрепления письменности и культуры: материалы симпозиума с междунар. участием: пятый Славянский науч. собор «Урал в диалоге культур»: в 2 ч. - Челябинск, 2007. - Ч. 2. - С. 142-149.

29. Буслаев, Ф. И. Общество древнерусского искусства / Ф. И. Буслаев, В. Ф. Одоевский // Современная летопись. - 1865. - № 1. - С. 107.

30. Буцкая, С. Б. К проблеме народных первоистоков в партесном многоголосии // Методы музыкально-фольклористического исследования: сборник научных трудов МГК. - М., 1989. - С. 146-157.

31. Валуев, Д. А. Начала славянофильства / Д. А. Валуев. - М.: Ин-т рус. цивилизации, 2010. - 362 с.

32. Василик, В. В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика / В. В. Василик. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006. - 306 с.

33. Вениамин (Федченков), митрополит. Размышления о двунадесятых праздниках. От Рождества Богородицы до Сретения Господня / Вениамин (Федченков), митрополит. - М.: Правило веры, 2008. - 477 с.

34. Владышевская, Т. Ф. Взаимосвязь народной и профессиональной (церковной) древнерусской музыки [Электронный ресурс] / Т. Ф. Владышевская. - Режим доступа: portal-slovo.гшИскусство>36106.php (дата обращения 11.05.2015).

35. Вознесенский, И., протоиерей. Церковное пение в православной юго-западной Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII веков. Состав, свойства и достоинство напевов, помещенных в Юго-западных ирмологах / И. Вознесенский, протоиерей. - М., 1898. - 69 с.

36. Галицкая, С. Монодия: проблемы теории / С. Галицкая, А. Плахова. - М.: Akademia, 2013. - 320 с.

37. Галкина, А. А. Роль романтического мировоззрения в выражении «Русской идеи» (на примере отечественной музыкальной культуры XIX в.): автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Галкина Анна Александровна. -Барнаул, 2010. - 20 с.

38. Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2 т. / И. А. Гарднер. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т, 2004.

39. Гарднер И. А. К вопросу о переложении церковных роспевов для хора // Воскресное чтение. - 1931. - № 48-49.

40. Герасимова-Персидская, Н. А. Русское церковное пение Х1-ХХ веков: исследование, публикация 1917-1999 годов: библиографический указатель. Гимнология. Вып. 2 / Н. А. Герасимова-Персидская, И. Е. Лозовая; науч. ред. монахиня Елена (Хиловская). - М., 2001. - 207 с.

41. Гиппиус Е. В Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные вопросы современной фольклористики. Сб. статей и материалов / Сост. В. Е. Гусев. - Л.: Музыка, 1980. С. 23-36.

42. Головатенко, В., протоиерей. Ирмосы Рождества: история и перевод [Электронный ресурс] / В. Головатенко, протоиерей. - Режим доступа: http://pravmir.ru>irmosy-rozhdestva-istoriya-i-p/ (дата обращения 27.07.2016).

43. Горина, Татиана. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / Татиана Горина. - Режим доступа: http://eparhia.onego.ru (дата обращения 17.03.2016).

44. Григорьева, В. Ю. О русской традиции церковного пения [Электронный ресурс] / В. Ю. Григорьева. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/3179355.html (дата обращения 23.12.2016)

45. Гуляницкая, Н. С. Методы науки о музыке: [исследование] / Н. С. Гуляницкая. - М.: Музыка, 2009. - 254 с.: нот.

46. Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки 20 века / Н. С. Гуляницкая. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

47. Гусейнова, З. М. Ирмологий (нотированный) / З. М. Гусейнова. -СПб.: Гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1999. - 53 с.

48. Гусейнова З. М. Художественные и технические приемы пения «на подобен» [Электронный ресурс] / З. М. Гусейнова. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения 23.01.2017)

49. Давыдова, Н. А. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX- начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Давыдова Наталья Алексеевна. - Ярославль, 2009. - 23 с.

50. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. - М.: Книга, 1991. - 574 с.

51. Дмитревская, К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1 / К. Дмитревская. - М.: Музыка, 1974. - 130 с.

52. Дмитрий Васильевич Аллеманов [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия. - Режим доступа: http://www.pravenc.rU/text/114702.html (дата обращения 27.04.2015)

53. Долинская, Е. История современной отечественной музыки. Вып. 3. 2001 [Электронный ресурс] / Е. Долинская. - Режим доступа: 4tivo.com>.. .sovremennojj-otechestvennojj-muzyki... (дата обращения 23.03.2016)

54. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Дрожжина Марина Николаевна. - Новосибирск: 2006. - 346 с.

55. Друскин, М. С. И. Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды / М. С. Друскин. - Л.: Советский композитор, 1974. - 220 с.

56. Духовный композитор и регент А. А. Архангельский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.baltwillinfo.com/mp09-06/mp-11p.htm (дата обращения 22.10.2015)

57. Дьяченко, Е. Ю. Церковное пение как феномен русской православной культуры. Историко-культурный и морфологический анализ:

автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Дьяченко Екатерина Юрьевна. - М., 2010. - 15 с.

58. Евдокимова, А. А. О некоторых особенностях мелодических формул болгарского осмогласника // Материалы 10-й международной научно- практической конференции. - София, 2014. - С. 54-57.

59. Енговатова, М. А. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований / М. А. Енговатова, Б. Б. Ефименкова // Звуковысотное строение народных мелодий: (принципы анализа): материалы науч.-практ. этномузыкологической конференции. - М., 1991. - с. 49-88.

60. Ефименкова, Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора / Б. Б. Ефименкова. - М., 2001. - 256 с.

61. Ефимова, И. В. Логос и мелос в знаменном распеве: монография / И. В. Ефимова. - Красноярск, 2008. - 233 с.

62. Ефимова, И. В. Православная церковно-певческая традиция и ее современное состояние // Thesauros: сб. науч. ст. - Красноярск, 2005. - С. 162-171.

63. Ефимова, Ю. А. Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ефимова Юлия Алексеевна. - М., 2011. - 31 с.

64. Желтов, М. С. Богослужение Русской Церкви Х-ХХ вв. [Электронный ресурс] / М. С. Желтов. - Режим доступа: pandia.ru>text/77/282/21421.php (дата обращения 22.02.2016)

65. Жимулёва, Е. И. Православная и фольклорная певческая традиции: проблемы взаимодействия: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Жимулёва Екатерина Игоревна. - Новосибирск, 2008. - 26 с.

66. Жимулёва, Е. И. Рождественское Христославление в связях с народной и православной традициями // Музыка и ритуал: структура,

семантика, специфика: материалы междунар. науч. конф. (3- 6 окт. 2002 г.) / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки; отв. ред. Г. Б. Сыченко. -Новосибирск, 2004. - С. 363-372.

67. Зверева, С. Г. А. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба / С. Г. Зверева. - М.: Вузовская книга, 1999. - 240 с.

68. Земцовский, И. И. Б. В. Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки // Критика и музыкознание. - М., 1980. - С. 184-198.

69. Земцовский, И. И. К теории жанра в фольклоре / И. И. Земцовский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: academia.edu> (дата обращения 08.01.2017)

70. 1гнатенко Свгешя. Греко-византшсью джерела Осмогласника 1769 року Киянина Каллютрата // Теория и история монодии Т. 8. Доклады международной конференции. (Вена, 2014) - Брно, 2016. - С. 271-293.

71. Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. 2. / Иларион (Алфеев), митрополит. - М.: изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 976 с.

72. История русской музыки: в 10 т. Т. 8, ч. 2 / Ю. В. Келдыш [и др.]

- М.: Музыка, 1994. - 534 с.

73.

74. Казанцева, Т. Г. К вопросу о ритмических структурах в знаменном распеве (по материалам старообрядческих музыкально-теоретических руководств) // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2014. - Вып. 2 (14). - С. 43-58.

75. Карастоянов, Б. П. О таблицах мелодических формул знаменного распева // Musika Antigua. VIII. Acta musicological. - Bydgoszcz, 1988. - Vol.l.

- P. 489-520.

76. Кастальский, А. Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке / А. Д. Кастальский // Русская духовная музыка в

документах и материалах Т.У. Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка. - М., 2006. - С. 78-79.

77. Каталог духовно-музыкальных сочинений, изданных фирмой П. Юргенсон в Москве в 1874-1918 годах: к 150-летию со дня основания нотоиздат. фирмы П. И. Юргенсона / ред. А. А. Наумова; вступ. ст. А. А. Семенюк. - М.: Живоносный источник, 2011. - 121 с.

78. Кашкин, А. С. Устав православного богослужения: учебное пособие по Литургике / А. С. Кашкин. - Саратов: изд-во Саратовской Епархии, 2010. - 688 с.

79. Келдыш, Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки / Ю. Келдыш. - М.: Сов. композитор, 1978. - 511 с.: ил., нот.

80. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология / Киприан (Керн), архимандрит. - М., Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. - 152 с.

81. Клименко, Т. Духовные сочинения русских композиторов XIX века: гармонический аспект // Музыкальная академия. - 2008. - № 3. - С. 5055.

82. Ковалев, А. Б. Вопросы становления и развития русской духовной музыки / А. Б. Ковалев. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Науч.-теор. и прикл. журнал. - Тамбов: Издательство «Грамота», 2015. - № 10. Часть II. - С. 85-87.

83. Ковалев, А. Б. История и теория богослужебного пения / А. Б. Ковалев. - М.: Изд. Дом МИСиС, 2012. - 283 с.

84. Ковалев, А. Б. На пересечении отечественной и западноевропейской традиций: русская духовная музыка в композиторском творчестве ХУШ-ХХ веков / А. Б. Ковалев. // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика: сб. науч. ст. Выпуск УП./МГИМ им. А. Г.Шнитке. - М. : Изд-во моск. гуманит. ун-та 2014. - С. 110-116.

85. Ковалев, А. Б. Тенденции и направления в русской духовной музыке второй половины XIX - начала XX и на рубеже XX - XXI веков / А. Б. Ковалев. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2; URL: www. science-education.ru/122-20916

86. Компанейский, Н. И. О стиле церковных песнопений // Российская музыкальная газета. - 1901. - № 37. - Стлб. 852-856; № 38. -Стлб. 936-941.

87. Конотоп, А. В. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков: текстология. Стиль. Культурный контекст / А. В. Конотоп. - М.: Композитор, 2005. - 352 с.

88. Константинов, К., протоиерей. Праздник Рождества Христова (богословское содержание службы праздника) // Последование часов, певаемых на Навечерии Рождества Христова, и служба на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа / К. Константинов, протоиерей. - М., 2008. - С. 160-177.

89. Красовицкая, М. С. Литургика / М. С. Красовицкая; Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. - 224 с.

90. Кручинина, А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века // Певческое наследие древней Руси (история, теория, эстетика). - СПб., 2002. - С. 46-151.

91. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII - XX вв.: учебное пособие / А. Ю. Кудряшов. - СПб.: Лань, 2006. - 432 с.

92. Кузькина, А. В. Киевский распев в отечественной рукописной традиции второй половины XVII - XVIII веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Кузькина Анастасия Викторовна. - М., 2015. -26 с.

93. Ларина, М. Г. Болгарский распев в контексте великорусской церковно-певческой культуры ХУП-ХУШ вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2010. - Вып. 1 (1). -С. 45-53.

94. Лебедева-Емелина, А. В. Литература о музыке 1890-1917 годы // История русской музыки / Н. И. Тетерина, Е. М. Левашев, С. К. Лащенко, С. А. Петухова. - М., 2011. - Т. 10-В. - С. 671-917.

95. Левашев, Е. М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917 / Е. М. Левашев. - М.: ТехноИнфо, 1994. - 105 с.

96. Лемясева, Ю. М. Методы исследования монастырской певческой традиции // Методы в искусстве и методология анализа: материалы конференции аспирантов Рос. ин-та истории искусств. - СПб., 2012. - С. 2227.

97. Лисицин, М. А. Москва и Синодальный хор // Музыка и пение. -1906. - № 11. - С. 4-5; № 12. - С.1-3.

98. Лисицин, М. А. О новом направлении в русской церковной музыке. - М., 1909. - 32 с.

99. Лисицын, М. А. Обиход церковного пения в гармонизации Димитрия Аллеманова // Гусельки яровчаты. - 1910. - № 10.

100. Лобзакова, Е. Э. Взаимодействие светских и религиозных традиций в творчестве русских композиторов XIX начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Лобзакова Елена Эдуардовна. -Ростов на Дону, 2007. - 26 с.

101. Логинова, В. А. О музыкальной композиции начала ХХ века: к проблеме авторского стиля: В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Станчинский: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Логинова Валентина Александровна. - М., 2002. - 39 с.

102. Лозовая, И. Е. Знаменный распев и русская народная песня (о самобытных чертах столпового знаменного распева) // Русская хоровая музыка XVI-XVIII вв.: сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1986. -Вып.83. - С. 26-45.

103. Лозовая, И. Е. История русского церковного пения / И. Е. Лозовая, Е. Ю. Шевчук // Православная энциклопедия - М., 2000. - 599 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: krotov.info>lib_sec/12_l/loz/ovaya.htm (дата обращения 08.08.2015)

104. Лозовая, И. Е. Знаменный распев // Православная энциклопедия. Т. 20. - М., 2014. - С. 285-297 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravenc.ru (дата обращения 05.01.2017)

105. Лосев, А. Ф. Художественный канон как проблема стиля // Вопросы эстетики. - М., 1964. - Вып.6. - С. 351-399.

106. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. -М.: Академический проект, 2011. - 482 с.

107. Лотман, Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Избранные статьи: в 3 т. / Ю. М. Лотман. - Таллин,1992. - Т. 1 -С. 243-247.

108. Лукашова Е. Н. Жанровая панорама духовных произведений И. Ф. Стравинского // Научные исследования и разработки молодых ученых. Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества" - Новосибирск, 2015, - № 5. - С. 23-29.

109. Макаровская, М. В. Богослужебно-певческая традиция старообрядчества как источник по истории знаменной монодии // Православная история и традиционная культура: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 22-23 марта 2011г. - Тамбов, 2012. - С. 161-167.

110. Макаровская, М. В. Общее и вариантное в православной музыке: теория и практика // Материалы IV международной конференции

православной церковной музыки / Университет Восточной Финляндии. -Йоэнсуу, 2013. - С. 240-250.

111. Малацай, Л. В. Творческое наследие А. Никольского в контексте русской хоровой культуры первой половины XX века: автореф. дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02 / Малацай Людмила Викторовна - М., 2011. - 46 с.

112. Малаштанова, Е. С. Жанровые особенности и поэтика степенных антифонов, блаженн и стихир на "Господи воззвах" (на материале рукописей Хабаровского краеведческого музея): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 / Малаштанова Елена Сергеевна. - Владивосток: ДВГТУ, 2004. - 25 с.

113. Малков, П. Ю. Православные церковные праздники / П. Ю. Малков. - М.: изд-во Сретенского монастыря, 2013. - 384 с.

114. Мартынов, В. И. История богослужебного пения / В. И. Мартынов. - М., 1994. - 237 с.

115. Мартынова, Е. Р. Взаимодействие немецкой и русской культовых традиций на примере гармонизаций знаменного роспева А. Архангельского // Культура и искусство Германии: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч. интернет-конф. - Тамбов, 2016. - С. 87- 92.

116. Матфей (Мормыль), архим. Эортология и богословие Рождества Христова [Электронный ресурс] / Матфей (Мормыль), архим. - Режим доступа: donskoi.org> 10751 (дата обращения 26.02.2016)

117. Металлов, В. М. Очерк истории православного церковного пения в России / В. М. Металлов. - М., Троице-Сергиева Лавра, 1995. - 186 с.

118. Мещерский, Н. А. История христианской литургической письменности / Н. А. Мещерский. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. - 526 с.

119. Момина, М. А. Самоподобные песнопения в церковнославянских богослужебных рукописях // Русь и южные славяне: сб. ст. к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894-1987) / РНБ. - СПб., 1998. - С. 165-184.

120. Муратов А. Г., Иванов Д. Г., П. Г.Чесноков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ио^.гшЫЫ^ека/о еЬевпокоуе.вЫш! (дата обращения 07.04.2016)

121. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003.- 248 с.

122. Небольсин, А. О рождественском путешествии ко Христу // Журнал Московской Патриархии. - 2013. - № 12. - С. 40-45.

123. Невзорова, В. Болгарская национальная специфика хорового творчества Добри Христова: дис. ... д-ра искусствоведения и культурологии: 653.01 / Невзорова Валентина. - Кишинев, 2016. - 154 с.

124. Недогонова, В. В. Православная певческая культура Восточного Забайкалья: истоки и развитие: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Недогонова Валентина Васильевна. - Чита, 2007. - 17 с.

125. Никольский, А. В. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки // Хоровое и регентское дело. -1913. - № 11. - С. 171-172.

126. Никольский, А. В. Формы русского церковного пения / А. В. Никольский. - М.: Московская консерватория, 2010. - 92 с.

127. Никулина, Е. Н. Богослужебный устав и гимнография / Е. Н. Никулина. -2-е изд., испр. и доп. - Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. - 208 с.

128. Новиков, В. С. Православное хоровое пение и русская народная протяжная песня: проблема взаимосвязи // Православие на Урале: исторический аспект, актуальность развития и укрепления письменности и культуры: материалы симпозиума с междунар. участием: Пятый Славянский науч. собор «Урал в диалоге культур»: в 2 ч. - Челябинск, 2007. - Ч. 2. - С. 245-251.

129. О. Амвросий (Тимрот). Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http : //azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/rh06 .shtml (дата обращения 27.02.16).

130. Обиход церковного пения: Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения. Осмогласие. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2005. - 264 с.

131. Осадчая, С. В. Системный музыковедческий поход к изучению православной певческой традиции // Музичне мистецтво i культура: Науковий вюник Одесько!' державно!' музично!' академп iм. А.В. Неждановой [зб. наукових статей / гол. ред. О. В. Сокол]. - Одесса, 2011. - Вип. 14. - С. 148-156.

132. Павел Григорьевич Чесноков: [некролог] // Журнал Московской Патриархии. - 1944. - № 4. - С. 27-28.

133. Памятники русской духовной музыки: 1000 лет русской церковной музыки / под ред. В. П. Морозана. - Вашингтон, 1991.

134. Парийский, Л. Н. Памяти церковного композитора А. Д. Кастальского // Русские церковные композиторы и их музыка. - Минск, 2008. - С. 287-311.

135. Парфентьева, Н. В. Авторские распевы [Электронный ресурс] / Н. В. Парфентьева // Православная энциклопедия - электронная версия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 1. - М.: 2008. - С. 210. -Режим доступа: pravenc.ru (дата обращения 05.12.2016)

136. Парфентьева, Н. В. Древнерусские традиции в русской духовной музыке 20 века / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2000. - 154 с.

137. Плотникова, Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних распевов в русской духовной музыке XIX - начала ХХ веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Плотникова Наталья Юрьевна. - М., 1996. - 22 с.

138. Плотникова, Н. Ю. Принципы обработки древних роспевов в творчестве А. Д. Кастальского // Гимнология. Материалы Междунар. науч. конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) / Ученые записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. - М., 2000. -Вып. 1. Кн.2. - С. 600-609.

139. Плотникова, Н. Ю. Русская духовная музыка конца XIX - начала XX века: страницы истории / Н. Ю. Плотникова. - М.: [б.и.], 2008. - 306 с.

140. Полный Тропарион. Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года: в 2 т. Кн.1 / сост. Т. С. Олейников. - М.: Троица, 2006. - 431 с.

141. Польсков, К. О. К вопросу о научном богословском методе [Электронный ресурс] / К. О. Польсков // Вопросы философии. - 2010. -Режим доступа: vphil.ru (дата обращения 27.03.16).

142. Поморцева, Н. В. Развитие академического хорового исполнительства в Кемеровской области (в контексте музыкальной жизни индустриального региона): автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Поморцева Нина Владимировна. - Новосибирск, 2013. - 24 с.

143. Потемкина, Н. А. Развитие московской церковно-певческой традиции конца XIX начала XX веков // Русская музыкальная культура. Современные исследования: сб. тр. / Рос. акад. музыки им. Гнесиных; отв. ред. В. Б. Валькова. - М., 2004. - Вып. 164. - С. 90-106.

144. Преображенский, А. Культовая музыка в России / А. Преображенский. - Л.: Academia, 1924. - 123 с.

145. Протопопов, В. В. Русское церковное пение: опыт библиогр. указ. / В. В. Протопопов. - М.: Музыка, 2000. - 144 с.

146. Пяртлас Ж. В. Гетерофонное многоголосие русской народной песни: определение феномена, закономерности образования и строения:

автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Пяртлас Жанна Владимировна. - СПб, 1992. - 16 с.

147. Разумовский, Д. Церковное пение в России. Вып. 1 / Д. В. Разумовский. - [Б. м.] : Adamant Media Corporation, 2001. - 157 с.

148. Рахманова, М. П. «Русская духовная музыка»: история замысла и его воплощение // Вестн. Рос.гуманит. науч. фонда. - 2008. - № 1 (50). - С. 128-136.

149. Рахманова, М. П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки: в 10 т. - М., 2004. - Т.10-Б. - С. 392-456.

150. Рачинский, С. А. Народное искусство и сельская школа / С. А. Рачинский. - М., Русь. 1882. № 40. С. 8-11.

151. Рашкович, А. Д. Ирмосы Великого канона в сербской и русской церковно-певческих традициях: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Рашкович Ана Драгославовна. - Нижний Новгород, 2010. - 23 с.

152. Рой Георгий, протоиерей. Богословие и особенности перевода стихир и тропарей вечерни Рождества Христова. 2016 [Электронный ресурс] / Георгий Рой, протоиерей. - Режим доступа: http://simvol-veri.ru/xp/afanasiie-velikiie.-protiv-apollinariya.html (дата обращения 26.02.16)

153. Ротенберг, Е. И. От канона к стилю // Вопросы искусствознания. - 1994. № 2-3. - С. 175-187.

154. Рубан, Ю. И. От Рождества до Сретения: праздники Рождественского цикла / Ю. И. Рубан. - СПб.: Коло, 2015. - 128 с.

155. Руднева, А. В. Русское народное музыкальное творчество: очерки по теории фольклора / А. В. Руднева. - М.: Композитор, 1994. - 224 с.

156. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма / сост., вст. ст. и коммент. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. - М., 1998. - 688 с.

157. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.2: Синодальный хор и училище церковного пения. Исследования. Документы. Периодика. Кн.1 / Гос. Ин-т искусствознания; Гос. Центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки; сост., вступ. ст. и комент. С. Г. Зверева, А. А. Наумова, М. П. Рахманова. - М., 2002. - 680 с.

158. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.3. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918) / сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 904 с.

159. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.4: Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания: Казань, Москва, Петербург / Гос. Центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки; подготовка текста, вступ. ст. и коммент. Н. И. Кабанова; науч. ред. М. П. Рахманова. -М.: Языки славянской культуры, 2002. - 688 с.

160. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.5: Александр Кастальский: статьи, материалы, воспоминания, переписка / Гос. Ин-т искусствознания; Гос. Центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки; ред.-сост., автор вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверева. - М., 2006.

- 142 с.

161. Русская народная песня. Музыкальные особенности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: погша40.ги>аг11с1е8/гш8кауа-narodnaya-pesnya.htm (дата обращения 25.05.2015)

162. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская.

- Л. : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1977. - 160 с.

163. Рыбакова Н. Э. Наследие В. Ф. Комарова в контексте русской духовно-музыкальной культуры второй половины XIX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Рыбакова Надежда Эдуардовна. - М., 2016. - 25 с.

164. Сабадышина, Е. М. Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Сабадышина Евгения Михайловна. - М., 2009. -27 с.

165. Сапонов, М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы / М. А. Сапонов. - М.: Классика - XXI, 2004. - 400 с.

166. Серегина, Н. С. Московский митрополит Филарет и Петербург: (к вопросу о церковном пении в двух столицах) // Музыкальный Петербург XIX века: новые факты против старых мифов: тезисы и рефераты докладов конференции (Петербург, 17, 19 мая 2010 года) / сост. и ред. Н. А. Огаркова.

- СПб., 2010. - С. 18-22.

167. Серегина, Н. С. О ладовом и композиционном строении песнопений знаменного распева // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. ст. / под. ред. Л. Н. Раабена. - Л., 1975. - Вып.14. - С. 65-77.

168. Серегина, Н. С. О принципах формообразования в песнопениях знаменного распева // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: сб. ст. / под ред. А. С. Белоненко. - Л., 1979. - С. 173-180.

169. Серегина, Н. С. Песнопения русским святым / Н. С. Серегина. -Спб., 1994. - 464 с.: ил.

170. Скабалланович, М. Н. Толковый Типикон / М. Н. Скабалланович.

- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. - 816 с.

171. Скабалланович, М. Н. Рождество Христово / М. Н. Скабалланович. - Киев: Петр Барский в Киеве, 1916. - 179 с.

172. Скафтымова, Л. Особенности преломления христианской тематики в творчестве А. Д. Кастальского // Христианские образы в искусстве: сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. - М., 2011. - № 181. Вып. 3. - С. 119128.

173. Скворцова, И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX - XX веков: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Скворцова Ирина Арнольдовна. - М., 2010. - 38 с.

174. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. - 2-е изд., доп. - М.: Планета музыки, 2016. - 448 с.

175. Смоленский, С. В. Памятники древней письменности и искусства. 151. О ближайших практических задачах и научных разыскиваниях в области русской церковно-певческой археологии / С. В. Смоленский. - СПб.: тип. И. Н. Скороходова, 1904. - 60 с.

176. Старостина Т. А. Об особенностях обиходной гармонии (на примере стихирных напевов московской традиции) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 135-165.

177. Стогний, И. С. Христианские идеи в хоровой музыке русских композиторов // Христианские образы в искусстве: сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. - М., 2011. - № 181. Вып.3. - С.62-75.

178. Стравинский, И. Хроника моей жизни. Музыкальная поэтика / И. Стравинский. - М.- СПб: Центр Гуманитарных Инициатив, 2012. - 368 с. -(Серия "Российские Пропилеи").

179. Студенникова, С. В. А. Д. Кастальский - основоположник «нового русского стиля» // Традиции художественного образования и воспитания: история и современность: межвуз. сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. «Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова в контексте отечественной культуры» / Сарат. гос. консерватория. - Саратов, 2004. - С. 90-93.

180. Толстокулаков, С. Б. Некоторые вопросы аранжировки древне-церковных мелодий. Небольшой экскурс в историю данной области хорового творчества [Электронный ресурс] / С. Б. Толстокулаков. - Режим доступа:

http: //www.tolstokulakov.narod.ru/public/arangir. htm (дата обращения 16.08.2016)

181. Тюрина, О. В. Мелодико-графические особенности формул большого роспева в его поздних образцах // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2012. - Вып. № 1 (7). - С. 71-83.

182. Урванцева, О. А. Канон и стиль в духовно-концертной музыке русских композиторов XX века // Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2010. - № 2 (7). - С. 143-147.

183. Урванцева, О. А. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов Х1Х - ХХ веков: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Урванцева Ольга Александровна. -Магнитогорск, 2011. - 641 с.

184. Успенский, Н. Д. Болгарский распев [Электронный ресурс] / Н. Д. Успенский // Музыкальная энциклопедия. - Режим доступа: dic.academic.ru>dic.nsf/enc_music/1118/Болгарский (дата обращения 02.01.2017)

185. Успенский, Н. Д. История и значение праздника Рождества Христова // Православная Литургия: историко-литургические исследования: в 3 т / Н. Д. Успенский. - М., 2007. - Т. 3. - 238 с.

186. Успенский, Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства / Н. Д. Успенский. - М.: Музыка, 1985. - 354 с.

187. Харлап, М. Г. Народно-русская музыкальная система и происхождение музыки // Ранние формы искусства. - М., 1972. - С. 221-273.

188. Хасаншин, А. Д. Познавательная конструкция стиля в музыке: от стилевого образа к метатеме стиля // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы III Всероссийской научно-практической конференции 26-29 апреля 2004 г. / отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. - Уфа, 2004. - С. 131-146.

189. Холопов, Ю. Н. О принципах композиции старинной музыки: статьи, материалы / Ю. Н. Холопов; ред.-сост. Т. С. Кюрегян. - М.: Московская консерватория, 2015. - 520 с.

190. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. / Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. - М.: Композитор, 2006. - 632 с.

191. Церковное пение как феномен православной культуры. Курская епархия.рф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: znamenskie_chteniay/2010^£/2... (дата обращения 22.08.2015)

192. Цыплакова, С. М. С. В. Смоленский - педагог и вдохновитель Нового направления русской духовной музыки в московском синодальном училище и хоре конца XIX - XX вв. [Электронный ресурс] / С. М. Цыплакова. - Режим доступа: с1щсЫткауа.Ь1ое8ро1:.ги>2015/10... post_55.html (дата обращения 20.10.2016)

193. Черкасова С. А. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии святителю Николаю): дис. .канд. искусствоведения: 17.00 02 / Черкасова Светлана Анатольевна. - Москва, 2007. - 162 с.

194. Шевчук, Е. Ю. Греческий распев [Электронный ресурс] / Е. Ю. Шевчук // Православная энциклопедия - электронная версия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 12. - М.: 2011. - С. 430-436. - Режим доступа: pravenc.ru (дата обращения 20.10.2016)

195. Шевчук, Е. Ю. Сербский напев в контексте южнославянского влияния (По материалам украинских и белорусских Ирмологионов ХVII в.) // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5. Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2008. - Вып. 2 (3). - С. 23-54.

196. Шек, А. В. Об актуальных задачах изучения мелодических формул знаменного распева // Богословские труды. - М., 2015. - Вып. 46. - С. 147-275.

197. Шиндин, Б. А. Об изучении жанров древнерусского певческого искусства // Традиции музыкальной науки. - Л.: Сов. композитор, 1989. - С. 89-103.

198. Шиндин, Б. А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства: монография / Б. А. Шиндин; Новосибирская гос. консерватория. -Новосибирск, 2004. - 400 с.

199. Щерба, Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т.1. / Л. В. Щерба. - Л.: изд-во Ленинград. ун-та, 1958. - 182 с.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»

На правах рукописи Капитонова Жамиля Газизьяновна

Преобразование певческого канона в произведениях на Рождество Христово композиторов Нового направления (конец XIX - начало XX вв.)

17. 00. 02 - Музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Том II

Научный руководитель -доктор искусствоведения Алексеева Г.В.

Владивосток 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Том II

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.