Преодоление отчуждения: Мировоззренческие аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Пейсахов, Давид Исаевич

  • Пейсахов, Давид Исаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Курган
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 154
Пейсахов, Давид Исаевич. Преодоление отчуждения: Мировоззренческие аспекты: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Курган. 1998. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пейсахов, Давид Исаевич

СОДЕРЖАНИЕ

с.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Сущность отчуждения и попытки его

преодоления

§1. Проблема отчуждения в истории философской мысли

§2. Отчуждение в обществах "реального социализма"

§3. Специфические формы отчуждения человека в общественном сознании "социалистического общества"

ГЛАВА II.Мировоззрение в мире отчуждения

§1. Мировоззрение как "очеловечивание" мира

§2. Преодоление отчуждения и "неотчужденное мировоззрение"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Преодоление отчуждения: Мировоззренческие аспекты»

ВВЕДЕНИЕ

Долгое время человечество считало, что по мере его развития, по мере его прогресса, оно все более и более освобождается как от зависимости от природы, познавая ее тайны и ставя их себе на службу, так и от стихийно действующих сил в обществе, организуя волеизъявления отдельных личностей, выстраивая их в "одном направлении". Лозунги типа "Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача" достаточно долго владели умами людей, настраивая последних, естественно, на борьбу со

!1 II «I к

стихииными природными силами и на "подчинение их воле человека. Холодный, бесконечный и абсолютно одинаковый во все стороны Универсум Ньютона, сменив в представлениях людей уютный, населенный богами с очень характерными человеческими чертами, нимфами, героями и старающимися быть благочестивыми людьми, Космос Античности - этот Универсум, стал вечным источником непредсказуемо-угрожающих процессов, регулярно "выплескивающихся" на человека. Естественно, что на такую же вечную борьбу со стихиями стали настраивать себя и люди.

То же самое и в обществе. Первоначальное единство рода по мере развития общественных связей начинает разрушаться. Отождествление индивидом себя со всем родом превращается в индивидуализм частного собственника. У каждого человека формируются свои, личные интересы, которые, конечно же, он ставит выше интересов других людей и даже выше интересов племени, народа, нации и проч. Человек настолько соглашается поддерживать общественный интерес, насколько он соответствует его личному интересу. Отдельные вспышки борьбы интересов различных людей постепенно превращаются в мировой пожар экономической конкуренции, классовой борьбы, политических интриг, дипломатических обманов. В этом пожаре человек даже теряет иногда окончательно все ориентиры: брат становится врагом, сын - предателем, отец - палачом, мать - развратницей. Тем большая неразбериха возникает по отношению к другим, "неблизким" людям: кто друг, а кто враг? А есть ли вообще друзья, если даже в родных

своих нет никакой уверенности? Мир все время "переворачивается", все более и более становясь абсурдным. Каждый встречный кажется "перевертышем": то, что казалось совсем недавно хорошим и надежным, превращается в отвратительное болото, на котором нет места даже для того, чтобы устойчиво поставить ногу. "Бессмысленно все, как ловля ветра в поле",- этот рефрен входит даже в Святые книги.1

Человек замыкается в себе. Он ищет защиты и убежища в своем тесном мирке сознания, стараясь обрести твердую почву внутри собственной души, собственного "Л". И естественно то, что он в этот мирок не желает никого впускать, он защищает его от все время желающих проникнуть в него разного рода "перевертышей", "оборотней" и природных стихий. Но оказывается, что и внутренний мир достаточно хрупок и обманчив. Червь сомнения все больше и больше гложет сознание человека: что есть "Я"? Зачем я здесь и каков я? Где заканчивается сон, иллюзия и где начинается реальность, истинная действительность, не перешедшая еще в абсурдность окружающего мира. Иллюзия не лучше абсурда, на нее тоже невозможно "опереться" - и человек оказывается летящим куда-то в бездонную пропасть "Бытия-Ничто", подвергаясь все время иррацианально-враждебным ударам "Судьбы". Все разлетается на мелкие кусочки, из которых калейдоскоп Рока строит омерзительные и ужасающие фантомы. Есть только одно - постоянно гнетущее, холодящее сердце ощущение отчаяния и враждебности, чуждости всего "существующего".

Подобное общее мироощущение экзистенциализма достаточно ярко и образно выражает одну из фундаментальных смысложизненных человеческих проблем - проблему отчуждения "себя" и "от себя", отчуждения чего-то "своего", "родного", проблему потери чего-то дорогого, от которой вся жизнь превращается в суетную погоню за химерами. Естественно, что люди давно уже ищут причины подобных явлений. Объяснения были чрезвычайно различны и многообразны - начиная с приписывания феноменов отчуждения

1 Книга Экклесиаста или Проповедника.

результатам вредоносных действий злых магических сил (духов, дьяволов, колдунов), и заканчивая характеристикой отчуждения как "сущностной" черты самого человека.

Любое объяснение, если оно адекватно причине, помогает в силу своей адекватности в той или иной мере избавится от мешающих явлений. Однако, история показывает, что отчуждение лишь меняет форму от эпохи к эпохе, никак не желая покинуть человеческий мир. И сегодня актуальность и острота проблемы отчуждения для современных людей вряд ли вызывает сомнения. Глобальные экологические проблемы настолько остро показывают "чуждость" природы тем формам деятельности, в которых существует человек, что уже по расчетам самого человека, время его существования может оказаться ограниченным одним-двумя столетиями. Конечно, если он не снимет собственную отчужденность от природы.

Мировая проблема угрозы ядерного самоубийства человека только в последнее время несколько смягчила свою остроту. Но именно "смягчила", т.к. осталась в другой форме - в форме проблем устаревших ядерных реакторов АЭС, их отходов, ядерного терроризма и проч. Локальные же неядерные конфликты, "тлеющие" и вспыхивающие периодически в разных концах земного шара, при определенных условиях могут дать эффект, ненамного лучший, чем ядерный Армагеддон.

Очень остро проблема отчуждения стоит и в нашей стране. Развалившийся СССР под своими обломками обнаружил целое "минное поле", которое не замедлило взорваться от падающих обломков Нагорным Карабахом, Южной Осетией, Приднестровьем, Чеченской Респбликой и другими национальными конфликтами, скрываемыми до того времени лозунгом всеобщего братства и благополучия, укрелленным "на штыках" госбезопастности, и заглушаемыми шумом партийной пропаганды. Крах "железной руки" империи безжалостно обнажил не только чуждость национальных интересов Прибалтики и Средней Азии, не только чуждость "крымской заинтересованности" Украины для Российской Федерации, не

только чуждость масс населения так называемому "советскому руководству", но и чуждость отдельных "простых советских людей" друг другу.

Неприкрытый грабеж населения под угрозой голода со стороны вновь нарождающихся так называемых "предпринимательских структур" по законам первоначального накопления капитала вызвал ответную реакцию бунтов, поджогов, погромов. Уголовный рэкет начинает конкурировать с рэкетом государственным в лице коррумпированного чиновничества и экономически абсурдной налоговой системы. Вновь "испеченные" фермеры запасаются оружием для обороны от собственных соседей-односельчан, с которыми не один год вместе пахали одну и ту же землю. Учителя и преподаватели в силу нищенского положения начинают заниматься денежными поборами с учеников и студентов,все свое время проводящих не за благородным делом освоения культуры, а занимаясь мелкой спекуляцией, мошенничеством, а иногда даже действительным бизнесом.

Изучение же самого феномена отчуждения и его причин у нас застопорилось на малообнадеживающей констатации: это все от неразвитости производительных сил и только их ускоренное развитие и обобществление приведет к ликвидации отчуждения в "светлом будущем". И если в распавшемся СССР хоть как-то поддерживалась иллюзия, что это "светлое будущее" не за горами и скоро всем станет хорошо, "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", то сегодня разрушена уже и эта иллюзия. Даже не сбылся мрачный прогноз сатириков времен "перестройки", что "нынешнее поколение советских людей будет жить". Уже нет и самого "советского народа", распавшегося на множество осколков.

Именно эту проблему мы и выдвигаем в качестве основной для всей нашей работы: человеческий мир - и особенно на территории бывшего СССР - в своих отчужденных формах жизни дошел до того, что становится проблематичной сама жизнь на Земле. Ожидать того, что объективное развитие производительных сил когда-то, "само по себе", ликвидирует

причины отчуждения уже нет ни времени, ни возможности, ни смысла. Нужно искать иные пути преодоления - хотя бы частичного - отчужденных форм человеческой жизни.

Отчуждение имеет множество своих проявлений. В данной работе отчуждение рассматриваем, главным образом, как отчужденность между людьми - индивидами, народами, социальными и иными группами людей.

Исходя из факта наличия в современном мире этого отчуждения, имеющего глубокие социально-экономические причины, и из отсутствия, во всяком случае в исторически близкой перспективе, возможностей полного преодоления этих причин, автор ставит перед собой основную цель работы: попытаться показать возможность (или обратить внимание на существующую возможность) преодоления или ослабления отчужденности в жизни людей уже сегодня, не дожидаясь результатов "объективного развития производительных сил". В связи с этим идею, выносимую на защиту, мы бы сформулировали так: отчужденность форм жизни в большой мере зависит не столько от объективных условий, сколько от "жизненной установки" людей. Так, например, переход от мировоззрения, основанного на принципе "счастье - это борьба", к мировоззрению, основанному на принципе "гармонии" с миром, вполне может, на наш взгляд, если не полностью ликвидировать, то существенно ослабить ту, угрожающую жизни человека тяжесть, которая называется отчуждением.

Реализация основной цели работы, естественно, требует решения целого ряда более конкретных задач. И, конечно, первая их них, с попытки решения которой мы и начинаем свое исследование,- это необходимость проследить основные этапы становления самой проблемы отчуждения в философских работах мыслителей прошлого. Историко-философская литература по этому поводу достаточно обширна. Мы обратимся к работам тех философов, которые, на наш взгляд, представляют собой определенный этап в изучении проблемы отчуждения, которые анализируют какую-то специфическую черту, аспект этого феномена. Например, у Гоббса - это "юридический" аспект, у

Фейербаха - духовно-религиозный, и т.п. Именно такой задаче посвящен §1 первой главы нашей работы.

Второй параграф той же главы посвящен анализу отчуждения в странах так называемого "реального социализма". Особенность изучения отчуждения именно в этих странах обусловлена спецификой их статуса среди остальных. Именно в этих странах впервые было заявлено, что человечество, в лице населения этих стран, переходит в Новую Эру, где не будет частной собственности, не будет эксплуатации человека человеком, не будет и отчуждения и где "предыстория" заканчивается и начинается "истинная история" человечества. Конечно, прежде всего нас, в этом смысле, будет интересовать Советский Союз. Не только потому, что он стал тем "идеалом", по образу и подобию которого социализм "строился" и в других странах того же типа, но и потому, что по своему национальному составу, территории, экономическому развитию эта страна "уникальна" для проведения именно "социалистического эксперимента". В ней есть (или было) все, чтобы испытать "новый план" стоительства "светлого будущего" во всех его "частях" - и экономическом, и политическом, и национальном, и территориальном, и религиозном, и культурном.

Подробный анализ существующей по этому поводу литературы мы будем проводить непосредственно в тексте работы. Здесь же укажем, что мы будем опираться, прежде всего, на работы основоположников "научного коммунизма", особенно - К.Маркса. Эта традиция является базой нашего исследования В его анализе капиталистического общества осуществлен своеобразный синтез всех "работающих" идей мыслителей прошлого по проблеме отчуждения. Из работ современных советских авторов мы используем результаты таких исследователей, как Г.С.Батищев; Ю.Н.Давыдов; Д.В.Ильенков; В.В.Кошелава; И.С.Кон; Л.Н.Коган; В.И.Колосницын; Ю.А.Левада; Н.И.Лапин; И.С.Нарский; Н.Ф.Наумов; М.Ф.Овсянников; А.П.Огурцов; Т.И.Ойзерман; М.М.Розенталь;

Э.М.Ситников; А.И.Титаренко; С.М.Шалютин; А.В.Шеховцев; Б.ДЛковлев и др.

Надо сказать, что проблеме отчуждения у нас не очень-то "везло". Прошедшая в 60-х годах не очень длительная дискуссия, фактически окончившаяся ничем, надолго как бы "закрыла" эту тему - в силу официальных идеологических установок. И только в середине 80-х годов "отчуждение" начинает понемногу пробивать себе дорогу в научных публикациях, но, как нам представляется, и этот период в большинстве работ не дал каких-то новых, оригинальных идей - в сравнении с уже наработанным Марксом и др. Причина этого лежит главным образом, в отчуждении теоретического рассмотрения проблемы от реального исторического опыта последнего столетия, а так же - в абсолютизации и односторонней интерпретации концепции Маркса.

В третьем параграфе первой главы мы видим своей задачей найти оьъяснение распространившейся в 30-х годах в СССР иллюзии - иллюзии преодоления отчужденных форм жизни, иллюзии наличия массового энтузиазма и самоотверженности народов этой страны. Указанная иллюзия не только помогала советским людям в нечеловеческих условиях жизни создавать гигантскую индустрию, но и помогала почти "голыми руками" защитить страну в ходе Великой Отечественной Войны. То, как это стало возможно, интересует нас не само по себе. Изучение причин формирования такой иллюзии необходимо нам как основа, оттолкнувшись от которой и развивая которую мы будем в следующей главе разрабатывать свое представление реального, т.е. уже не иллюзорного преодоления отчуждения. И здесь уже необходимо акцентировать, прежде всего то, что иллюзорное преодоление отчуждения в период 30-х годов неразрывно связано с довольно эффективно утвержденной в "советском народе" фанатичной веры, широко распространненной новой религии "светлого будущего". Насколько нам известно, в научных публикациях этот вопрос именно в связи с проблемой отчуждения исследован недостаточно. Тем не иенее, работы таких авторов,

как Д.ВЛивоваров, В.И.Копалов, Г.И.Бондарев, В.И.Колосницын, А.Цыпко, И.И.Кальной, И.И.Чангли и некоторых других помогут нам в этом деле. Исследовав в Гл.1 феномен отчуждения и попытку его преодоления с помощью "новой веры", определенного мировоззрения, мы во второй главе пытаемся показать, почему эта вера не сработала, а только создала иллюзию; пытаемся выяснить, какова роль мировоззрения - в частности, такого его компонента, как вера - в преодолении отчуждения вообще и отчужденоости между людьми, в частности. Естественным нам представляется, в связи с этим, обращение в §1 к феномену мировоззрения, так как вера имеет смысл только по отношению к какому-то знанию, и именно знанию смысложизненной ориентации. Поэтому мы и анализируем здесь сущность мировоззрения, его характерные, отличительные черты и роль, которую оно играет в обществе.

По проблеме мировоззрения у нас имеется довольно обширная литература, в которой заметен очень большой разброс точек зрения. В нашем анализе мы будем опираться на работы таких исследователей, как М.Г.Ашманис, Р.А.Ардишевшский, В.С.Буянов, А.С.Бальсис, Э.В.Ильенков, В.В.Журавлев, В.В.Колосницын, В.И.Копалов, И.С.Нарский, Ф.И.Милюшев, В.С.Овчинников, Н.В.Попов, А.И.Титоренко, А.К.Уледов, С.М.Шалютин, В.И.Шинкарук, М.Г.Штракс и др.

Подробный анализ точек зрения мы будем проводить в тексте - для большей логичности и удобства изложения. Здесь же укажем, что, несмотря на большое разнообразие концепций и точек зрения на феномен мировоззрения, во всех работах заметна одна очень характерная деталь. А именно: нигде нет четкого, логически правильного определения данного феномена. Нет даже более или менее ясного его описания. Все, что говорится о мировоззрени, можно сказать и о "духовном мире человека", системе ценностей индивида, его "внутреннем мире" и т.д. Возможно, что это даже и не недостаток исследователей, а сама суть феномена мировоззрения. Нас, однако, этот феномен будет интересовать, в основном, с точки зрения места и

роли в нем "веры" и "убеждения". Первая здесь нас будет интересовать - как образующая смысл и цель человеческой жизни, основу его "жизненных установок", второе - как определяющее возможности реализации веры в конкретных жизненных условиях.

Это мы будем исследовать в последнем, втором, параграфе Гл.2, где мы и попытаемся в качестве резюме всей работы показать пути формирования "неотчужденного" мировоззрения, т.е. мировоззрения, которое не являясь иллюзорным, тем не менее, позволяет человеку утвердить себя и чувствовать себя Человеком в мире, в котором объективные основы отчуждения в большей или меньшей степени сохраняются. Такое мировоззрение становится, на наш взгляд, фактором преодоления отчуждения и даже - фактором преодоления его основ. В качестве материала мы будем использовать некоторые литературные образы, примеры истинно-религиозной (а не фанатичной) жизни, а также анализ роли ценностей в жизни человека. Здесь мы будем опираться на работы М.С.Кагана, Л.Н.Когана, Ю.А.Кимелева, И.И.Кального, А.ФЛосева, А.Т.Москаленко, В.М.Межуева, О.М.Ноговицына, Д.В.Пивоварова, Б.Н.Попова, Г.Л.Тульчинского, В.П.Тугаринова, С.А.Коробовой, А.Н.Столовича, В.Ф.Сержантова, А.Ципко и др.

Необходимо указать, что общим недостатком, на наш взгляд, работ этих авторов является то, что в анализе ценностей они подвержены "ошибке объективации", вынося ценности - духовные по своему существу образования - вовне и "приписывая" их существование реальным фактам бытия. Более подробный анализ этих работ и обоснование своей точки зрения также по понятным причинам мы будем проводить в тексте работы.

Таким образом последовательность решения конкретных задач в ходе реализации основной цели работы по необходимости сформировала и структуру исследования, которая состоит из следующих основных частей:

Введение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Пейсахов, Давид Исаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Просвещенческие идеи всегда имели достаточно большую ценность в общественном сознании разных эпох и народов. Они играли большую роль в работах крупнейших мыслителей прошлого и настоящего. Фактически все этические исследования строятся именно на них. Философия же без этих разработок теряла очень многое и сильно обедняла самое себя. В истории философии такая ситуация встречается, насколько нам известно, очень редко.

Наша работа также имеет довольно сильную просвещенческую "наклонность". Думается, что это положение дел вполне обосновано. Долгое время в нашей стране философия характеризовалась объективистской традицией, когда роль человеческого сознания рассматривалась в качестве "отраженной", вторичной. Решающее же значение приписывалось объективным, материальным процессам. Представляется, что сегодня уже необходимо уходить от такого односторонне-объективистского взгяда на мир. Во всяком случае, проведенный нами анализ проблемы отчуждения наталкивается именно на такие выводы.

Первое. Обзор основных точек зрения по данной проблеме выявил, на наш взгляд, что она развивалась в направлении разграничения таких феноменов, как "отчуждение" и "опредмечивание". Маркс, обобщая историю исследования данной проблемы, довольно хорошо показал, что отчуждение и опредмечивание далеко не одно и то же. Чтобы второе превратилось в первое необходимы дополнительные условия - как объективные, так и субъективные. Для формирования отчуждения нужна глубокая специализация, общественное разделение труда, которое формирует "частичность" работника. К этому приводят объективные закономерности развития производительных сил. Однако, этого еще не вполне достаточно. Это хоть и необходимое, но только - условие. Для возникновения отчуждения "нужно" еще и ощущение чуждости того, что человеком делается, отношение к собственной жизни и деятельности как к средству достижения определенных целей, - будь то богатство, власть, стремление к удовольствиям или элементарная необходимость заработать "хлеб свой насущный". Именно такая субъективная "жизненная установка" в единстве с объективными условиями и делает мир чужим и грозным.

Второе. Различные попытки преодоления отчуждения путем реформирования только одних объективных условий к желаемой цели не приводили. Примеры оуэновских предприятий, результатов разных крупных восстаний, петровских реформ в России, Парижской Коммуны, современных израильских кибуц и др. довольно убедительно это подтверждают. Такая ситуация понятна. Объективное развитие мало зависит от субъективных стремлений осуществить "большой прыжок " в будущее путем коренного преобразования настоящего. Грандиозная попытка такого рода предпринятая в СССР и странах "реального социализма", можно сказать, "поставила точку", довела до логического завершения утопические концепции "большого прыжка".

Третье. Опыт СССР 30-х годов дает хороший материал и основание для перехода на другой путь в преодолении отчужденных форм жизни человека. Сформированная в это время в сознании советских людей иллюзия преодоления отчуждения, сопровождавшаяся массовым энтузиазмом и добровольной самоотверженностью, наталкивает на этот путь. Фанатичная вера в "светлое будущее" очень сильно способствовала созданию такой иллюзии. Укрепление в сознании советских людей ново-религиозного "коммунистического" мировоззрения и идеологии героики создавало "призму", сквозь которую тяжелейшие формы жизни представлялись не только вполне сносными, но даже и - лучшими на Земле. Так создавалась иллюзия преодоления отчуждения, очень эффективно поддерживаемая идеологической пропагандой. Но иллюзия оказалась именно иллюзией, как мы видели, в силу своей фанатичности. Именно фанатизм не дал окончательно избавится от чуждого отношения людей друг к другу и окружающему миру. На этом основывается и отличие отчужденности при социализме, что мы описывали в тексте работы. Отсюда естественно возникает предположение, что избавив веру от фанатизма, можно достичь много большего, нежели создание иллюзии.

Четвертое. Дальнейшее исследование показало, что вера, избавленная от фанатизма, - это смена жизненной установки "на борьбу" на жизненную установку "презумпции благожелательности", именно на доверие. Агрессивноть мировоззрения, жизненной установки, превращает и окружающий мир в агрессивное и чуждо-враждебное образование. Идеология же, основанная на хорошо логически обобщенном Марксом принципе: "счастье -это борьба", есть по сути своей агрессивная идеология. Известный австрийский современный исследователь К.Лоренц, очень хорошо это выразил: "агрессия - это инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, у животных и у человека"1 (курсив наш - Д.П.). Ну, а как известно из истории, агрессия вызывала встречную агрессию. Во всяком случае почти всегда. Особенно в огромной массе людей, мало отягченными религиозными (не фанатичными) взглядами и идеями "ненасилия". Смена же инстинкта борьбы (классовой, революционной и т.д.) с собственными собратьями и окружающей средой на принципы гармонии, терпимости и взаимопонимания по необходимости приводит как к снятию встречной агрессии, так и к восприятию агрессивных воздействий без зла, без желания отомстить и проч. Ведь почти никто из здравомыслящих не "мстит" собственному ребенку за его агрессивность в 2-3 года. И мало кто всеми силами стремится укусить собаку, если она укусила его. Примеров много. Для этого мы осуществили анализ феномена мировоззрения и его структуры, т.к. именно эта форма общественного сознания задает смысложизненную ориентацию человека.

Пятое. Оказалось, что если веру обогатить знанием фундаментальных, Родовых ценностей человечества, то она фактически превращается в истинно-религиозную веру, где в центре всей мировоззренческой структуры стоит Бог

1 Лоренц К. Агрессия (так назывемое Зло)//Вопросы философии. 1992. № 6. С.5. как идея солидарности всего существующего. Любви и Гармонии. И в этом гармоническом мировоззрении нет основы для отчужденного отнощения и отчужденного восприятия бытия, невзирая даже на объективные условия. Примеры М.Ганди, М.-Л.Кинга и всего "движения ненасилия" - хорошее этому подтверждение.1

Шестое. История человечества показывает, что такое мировоззрение никогда не было принято человечеством как целым и по крайней мере в относительно продолжительное историческое время им не руководствовалось ни одно реальное общество. Обусловлено это в конечном счете наличием объективных основ отчуждения, которые зачастую "преодолеваются" иллюзорно, мысленно, и порождают войны, классовые битвы, подавление личности государством и т.д.

Не означает ли это, что в принципе всякое мировоззрение, преодолевающее мысленно чуждость человека своей родовой сущности, природе и другим людям - всякое (значит и то, которое базируется на общечеловеческих принципах) подобное мировоззрение иллюзорно? Анализ показывает, что отнюдь нет. Как уже отмечалось в первой главе, мировой процесс на современном этапе несет в себе тенденции к преодолению объективных социально-экономических основ отчуждения. Это изменение технологических основ производства, рост благосостояния и образовательного уровня населения, растущее участие большинства населения в управлении производством и государством, развитием межгосударственных учреждений, реализующих отношения между государствами и народами, а также между обществом и природой. Конечно этим тенденциям противодействует ряд контртенденций, наиболее важные из которых выражены в глобальных проблемах современности. Однако именно наличие тенденций первого типа является объективной основой принятия обществом веры в общечеловеческие ценности.

1 См., напр.: Ганди М. Моя вера в ненасилие//Вопросы философии. №3. 1992; Кинг М.Л. Любите врагов ваших//Там же; и др.

В этих условиях вера в возможность утверждения общечеловеческих ценностей перестает быть иллюзорной. Однако, как следует из предшествующего анализа, овладение человечеством общечеловеческими ценностями не есть лишь следствие объективных тенденций к преодолению отчуждения. Общечеловеческая система ценностей является активным фактором, способствующим преодолению отчуждения в объективной сфере.

Сциентистски-технократическая идеология господства человека над природой делает ее объективно все более враждебной человеку. Расистская идеология делает расы, этические группы взаимно враждебными. Религиозный фанатизм это тоже то, что отчуждает людей друг от друга. Все эти примеры показывают, что , так сказать, уровень отчуждения отнюдь не определяется фатально объективными факторами. Он существенно зависит от системы ценностей, способствующей или нет преодолению отчуждения, и на современном этапе имеется много шансов на его преодоление.

Вместе с тем это преодоление неразрывно связано с системой восприятия, предполагающей глубокую преемственную связь поколений, где сохраняется и обогащается, а отчасти и сокрализуется, общественная ценность. Разумеется, возможность такого рода мировоззрения предполагает преодоление по крайней мере ряда важнейших факторов отчуждения в объективной сфере. В противном случае любое мировоззрение, преодолевающее в сознании чуждость мира, неизбежно оказывается иллюзорным и в конечном счете терпит крах. Христианство не спасло Рим, католицизм в ряде стран потерпел крах в период крестьянских войн и реформации. Христианство не предотвратило революции в России, а марксистско-ленинская идеология, потерпев крах, обнажила глубинные процессы отчуждения имевшие место в Советском Союзе и других странах реального социализма.

Седьмое. Как было показано в конце первой главы, отчуждение содержит пока и некоторые непреодолимые компоненты. Они обусловлены фундаментальными - онтологическими и гносеологическими - факторами. С одной стороны, любой результат реальной деятельности объективен и, как любая реальность, он имеет свою логику функционирования и развития.Человек хотя и произвел его по своей воле, но он над ним не властен, его внутренняя логика чужда, а, возможно и враждебна. С другой стороны, человек никогда не знает объекта полностью, и прктически результат всегда отличен от цели. Никакие социальные преобразования не в силах преодолеть эти факторы отчуждения. Элемент господства продукта над деятелем, обусловленный несовпадениями результата и цели деятельности и выражающий в конечном счете общие отношения "человек - мир", неотвратим.

Однако, в условиях, когда важнейшие объективные факторы отчуждения преодолеваются, сохраняющиеся элементы отчуждения не означают категорически ни отчуждения от человека его сущности, ни повседневной подвластности человека продуктам своей деятельности, ни взаимной отчужденности людей. В такой ситуации роль неотчужденного мировоззрения неизмеримо возрастает.

Восьмое. Опыт стран Запада и некоторых стран Востока, показывает, что такое неотчужденное мировоззрение действительно формируется и находит все большее распространение, что в частности находит выражение в кризисе идеологии классовой борьбы, все большем вытеснении ее мировоззренрем социального мира. Общественное развитие здесь достигло такого уровня, при котором родовая сущность человека, хотя и не ликвидирует различие интересов, присущих разным социальным группам, но, так сказать, перекрывает их.

Аналогичным образом явно имеется тенденция (хотя ее реализация тормозится многими контртенденциями) преодоления отчуждения не только в отношениях между социальными группами, но и народами. Все это означает, что идет несомненный процесс формирования неиллюзорного мировоззрения, носящего неотчужденный характер .Эта постановка вопроса имеет особо важное значение для стран "реального социализма" и в частности бывшего СССР.

В мировоззрении значительных масс людей объективные предпосылки и тенденции преодоления отчуждения не фиксируются. Общечеловеческие ценности отодвинуты на задний план. Внимание массового сознания в ряде регионов сосредоточено не на факторах объединения людей и усиление их власти над общественными отношениями, а на факторах разъединяющих людей.

На наш взгляд даже в условиях бывшего СССР, который значительно менее продвинулся в преодолении технологических и некоторых социально-политических основ отчуждения, имеется возможность существования, развития и распространения неиллюзорного мировоззрения, не находящегося в плену отчуждения. Таким мировоззрением должно явится мировоззрение, базирующееся на общечеловеческих ценностях учитывающее реальное состояние нашего общества, его духовную специфику, которое тоже является одной из общечеловеческих ценностей.

Именно это положение, что отчуждение возможно преодолеть уже сегодня, несмотря на объективные условия, в которых живет человек, является синтетическим результатом нашего исследования, вполне соответствующим сформулированной во Введении цели работы и обобщающим в себе все вышеперечисленные выводы, в которых мы видим научную новизну проведенного анализа.

Естественно, что подобные мысли возникали задолго до нашего времени. Именно на это ориентируют верующих настоящие (а не шарлатаны) проповедники, именно на это делает акцент в своих философских построениях субъективный идеализм (отчасти), именно это является сутью просвещенческих идей и т.д. Но, во-первых, мы эти идеи применили к конкретной проблематике (феномен отчуждения), - что, насколько нам известно, редко встречается в религиозных проповедях, в субъективно-идеалистических построениях, в практике просвещенчества, и т.д. Во-вторых, мы к этим идеям пришли опять же на основе анализа конкретных, объективных исторических процессов (опыт СССР), а не только из отвлеченного умозрения. В-третьих, в нашей стране это представляется особо необходимым и ценным, т.к. в научно-философские исследования эти идеи, насколько мы знаем, еще не "проникли". Необходимость же такого "проникновения" именно сегодня, на наш взгляд, особенно остра - в силу тех общественно-политических, военных и духовных процессов, которые у нас сейчас происходят.

Отсюда мы выводим и возможные области применимости результатов нашей работы. Прежде всего, что нам представляется естественным, это их широкое использование в ориентации всей культуры, пропагандистской, идеологической работы - для быстрого и обширного снятия социального напряжения. И прежде всего - для возврата доверия населения своим избранникам и руководителям. А это возможно на основе взаимного доверия.

Кроме того, результаты нашего исследования могут помочь дальнейшему движению научной мысли по пути поиска и формулирования общечеловеческих, родовых ценностей и постепенному формированию в общественном сознании "мировоззрения солидарности", а не "борьбы", терпимости, а не классовой ненависти, уважения, а не зависти к успехам других ладей. Наша философия должна будет прийти (или вернуться) к тому, что Добро не может быть классовым, партийным, групповым и т.д., т.е. сектантски-фанатичным. Так оно превращается во Зло - как для других, так и для самого "партийно-доброго", т.к. обрекает его на безнадежно отчужденное существование. Добро - это общечеловеческая ценность, и найти его, в том числе и исследовать научно-философскими средствами, люди, конечно же, могут.

Результаты проведенной работы , на наш взгляд, также вполне применимы как в вузовском преподавании, так и в школьном обучении. Приучая подрастающее поколение со школьной скамьи к "красно-белому" видению мира и релятивности добра, мы программируем и будущее человечества на инстинктивную, а иногда и осмысленную, - что еще хуже -агрессивность к собственным собратьям, т.е. на агрессивность к самому себе. А если учесть, что в наследство мы оставляем будущему довольно развитые технику и технологию, то наше подобное обучение и преподавание становится похожим на преступление. Это аналогично тому, как если бы малолетнему, мало чего еще соображающему ребенку, специально дать заряженное и снятое с предохранителя оружие - и спокойно "уйти со сцены", обрекая свое будущее на игру в "русскую рулетку".

Естественно, что в своей дальнейшей работе автор будет максимально развивать те идеи, которые изложены в данном исследовании, и искать дополнительные пути их реализации в жизнь.

Основные идеи исследования апробированы в выступлениях на заседаниях кафедры, преподавательской деятельности автора в Курганской сельскохозяйственной академии, на научных конференциях и в следующих публикациях:

1. Пейсахов Д.И. Социально-экономическое отчуждение как основополагающий фактор возникновения противоречия при социализме//Социально-экономические проитиворечия современного общества и пути их разрешения. Курган: Типография изд-ва "Советское Зауралье", 1989. С.65-68.

2. Пейсахов Д.И. Отражение отчуждения в мировоззрении//Наука -сельскому хозяйству. Курган: ИПП "Зауралье", 1994. С. 372-375.

3. Пейсахов Д.И. Отчуждение: реминисценции марксизма//Реминисцентный анализ отчужденных форм существования. Екатеринбург: Изд-во Уральск. Юридич. Ин-та МВД России, 1997. С.30-33.

4. Толпегин A.B., Пейсахов Д.И. Отчуждение и станы "реального социализма" //Там же. С. 71-76.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пейсахов, Давид Исаевич, 1998 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983. 144 с.

2. Акидзава С. Отчуждение и его преодоление//Философские науки, 1968. № 1. С. 147- 156.

3. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л.: Наука, 1966. 243с.

4. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л.: Наука, 1971. 135 с.

5. Антоненко В.Г. Мировоззрение - идейная основа художественного творчества. Киев: Вища шк., 1979. 208 с.

6. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., Мысль, 1974. 221 с.

7. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. 64 с.

8. Арцишевский P.A. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Киев: Вища шк., 1986. 197 с.

9. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. 318 с. Ю.Ашменис М.Г. Мировоззрение и условие его формирования. Рига: Зинетка, 1977. 115 с.

П.Бабенко В.В. Место и роль убеждений в структуре мировоззрения// Проблемы формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук. М.: МГУ, 1971. 132 с.

12.Багиров Б.Б. К вопросу о понятии "убеждение личности'7/Культура и всестороннее развитие личности. Свердловск: УрГУ, 1978.

13.Балакина И.Ф. Индивид и личность в обществе отчуждения// Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. С. 231 -247.

14.Бальсис А.Б. Мировоззрение в жизни общества и человека: особенности становления и функционирования и развития научно-материалистического мировоззрения в зрелом социалистическом обществе. Вильнюс: Зинатне, 1981. 375 с.

15.Батищев Т.С. Деятельная сущность человека как философский принцип/Щроблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. С.73- 144.

16.Батищев Т.С. Опредмечивание и распредмечивание//Философская энциклопедия. М.: Советск. энциклопед., 1967. Т.4. С. 154 - 155.

17.Батищев Т.С. Проблема овещнения и ее гносеологическое значение (в свете Марксовой концепции овещнения)//Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, 1983. С.250 - 272.

18.Батищев Т.С. Противоречие как категория диалектической логики. М.: Высшая школа, 1963. 119 с.

19.Бережков Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М.: Высшая школа, 1981. 111 с.

20.Богданов А. Вера и наука (О книге В.Ильина "Материализм и эмпириокритицизм")//Вопросы философии. 1991. № 12. С.39 - 87.

21.Богомолов A.M., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. 157 с.

22.Брайович С.М. Проблема отчуждения и современная югославская философия ( на материалах журнала "Праксис" ). Дисс. ...канд. филос. наук.,М., 1968. 346 с.

23.Буева Л.П. Человек: деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. 215 с.

24.Буянов B.C. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. М.: Политиздат, 1987. 208 с.

25.Бэкон Ф. Собр. соч. В 2-х т. М.: Мысль., 1977 -1978.

26.Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовск. ун-та, 1984. 239 с.

27.Вишневский С.С, Формирование духовного облика советского человека. М.: Мысль, 1986. 206 с.

28.Волков Т.Н. Сова Минервы. М.: Молодая гвардия, 1985. 255 с.

29.Ганди М. Моя вера в ненасилие//Вопросы философии. 1992. №3.

30.Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14-ти т. М.: Госиздат, 1929 - 1959. ЗГГлезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М.: Политиздат, 1967. 239 с.

32.Гоббс Т. Избр. произв. В 2-х т. М.: Мысль, 1964 - 1965.

33.Гулыга Ф.В. Пути мифотворчества и пути искусства//Новый мир. 1965. №5. С. 154- 169.

34.Гулыга Ф.В.Немецкая классческая философия. М.: Мысль, 1986. 334 с.

35.Гуревич Л.Н. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.

36.Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? Критические очерки. М.: Политиздат, 1984. 302 с.

37.Гуревич П.С. Социальная мифология. М.: Политиздат, 1983. 175 с.

38.Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы: Философское мифотворчество и литературный авангард. М.: Художественная литература, 1978. 365 с.

39.Давыдов Ю.Н. Лефевр и его концепция "отчуждения'7/Вопросы философии. 1963. №1.

40.Давыдов Ю.Н. Труд и свобода. М.: Высш. шк., 1962. 132 с.

41.Давыдов Ю.Н. Художник и отчужденное искусство//Вопросы эстетики. Кризис западно-европейского искусства и зарубежная эстетика. М., Вып.8. 1968. 328 с.

42.Денисова Г.И. Реализм в искусстве и проблема отчуждения//Вопросы философии. 1966. № 1. С. 58 -64.

43.Добролюбов H.A. Собр. соч. В 6-ти т. Т.6.М: Худ.лит-ра, 1963.

44.Донцов А.И. Самовоспитание личности: философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. 285 с.

45.Дряхлов Н.И. Некоторые проблемы отчуждения в ранних работах К.Маркса и ее современные критики// Против фальсификаторов марксистко-ленинской философии. М.: Политиздат, 1967. 160 с.

46.Живнович Л. Теория социального отражения. М.: Прогресс, 1969. 454 с.

47.Журавлев В.В. Духовная жизнь развитого социализма. М.: Высш. шк., 1980. 176 с.

48.Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов-на-Дону: Изд.Ростовск. ун-та, 1972. 144 с.

49.3ворыгин A.A. Социальные условия, техника и проблема отчуждения//Социология и идеология. М.: Наука, 1969. С. 67 - 79. 50.3отов Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы обновления. М.: Знание, 1981. 64 с.

51.Игнатов А.И. Мировосприятие, картина мира, и мировоззрение. М.: Знание, 1971. 46 с.

52.Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. 320 с.

53.Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени// Природа. 1970. №11. С.88 - 93.

54.Камю А. Бунтующий человек. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. 320 с.

55.Карнеги Д. Как перестать боятся и начать жить. Свердловск: Изд-во "Лига", 1989. 32 с.

56.Карпушин В.А. Атеизм в СССР. М.: Политиздат, 1986. 84 с.

57.Кемерова Т.А. Отчужденное сознание: социальная и гносеологическая сущность. Дисс. ...канд. филос. наук., М., 1988. 138 с.

58.Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989. 288 с.

59.Кинг М.Л. Любите врагов ваших//Вопросы философии. №3.1992.

60.Киркегор С. А. Болезнь к смертиЮтическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. С. 360-470.

61.Ковалев С.М. Коммунистическое воспитание трудящихся в современных условиях. М.: Политиздат, 1966. 198 с.

62.Коваль И.И. Проблема и категория отчуждения в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. М.: Политиздат, 1974. 134 с.

63.Ковелев С.М. О человеке, его порабощении и освобождении. М.: Политиздат, 1970. 303 с.

64.Коган JI.H. Исследование проблемы отчуждения в экономической рукописи К.Маркса "К критике политической экономии" 1861 - 1863 годов//Философские науки. 1984. №4. С. !2 -17.

65.Колосницын В.И. Религиозное отчуждение. Свердловск: УрГУ.1987. 173 с.

66.Колосницын В.И. Социально-психологические условия возникновения отчуждения. (На материале анализа форм религиозного отчуждения в первобытном обществе). Дисс. ...канд.филос.наук. Свердловск, 1969. 316 с.

67.Колосницын В.И. Человек и бог. Свердловск: Ср.-Уральск. книжн. изд., 1968. 127 с.

68.Колосницын В.И.Лекции по теории научного атеизма. Часть Г.Свердловск: Изд. Уральск, ун-та, 1975. 171 с.

69.Коммуниетическое мировоззрение : закономерность становления и основные элементы. Киев: Наук, думка, 1986. 287 с.

70.Кон И.С. Понятие отчуждения в современной социологии. М.: Политиздат, 1967. 168 с.

71.Кон И.С. Психология социальной инерции//Коммунист. 1988, № 1. С.64-75.

72.Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

73.Копалов В.И. Отчуждение, его исторические варианты и перспективы//Проблемы отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск : УрГУ, 1990 .С. 37 -39.

74.Коршунов А.И. Познание и деятельность.М.: Политиздат, 1984. 142 с.

75.Коршунов A.M. Отражение, деятельность, сознание. М.: Политиздат, 1979.216 с.

76.Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. М. : Мысль, 1979. 598 с.

77.Кошелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый. М.: Политиздат, 1973. 208 с.

78.Кошелава В.В. Миф о двух Марксах. М.: Политиздат, 1963. 119 с.

79.Кравченко В.А. Проблема отчуждения и социальное рпзвитие личности. Дисс. ...канд. филос. наук. Одесса, 1967. 284 с.

80.Лапин Н.И. Молодой Маркс. М.: Политиздат, 1986. 479 с.

81.Лапин Н.И. Отчуждение философского сознания//Философское сознание: драматизм обновления. М.: Мысль, 1991. С. 1316.

82.Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1985. 263 с.

83.Лей Г. Заметки о Марксовом понятии отчуждения и его мелкобуржуазных извращениях//Философские науки. 1966. № 6. С. 4047.

84.Ленин В.И. Государство и революция//Полн. собр. соч. Т.33.

85.Ленин В.И. Заработки рабочих и прибыль капиталистов в России// Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.22.

86.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм//Полн. собр. соч. Т.18.

87.Ленин В.И. Социализм и религия//Полн. собр. соч. Т. 12.

88.Ленин В.И. Философские тетради//Полн. собр. соч. Т.29.

89.Ленин В.И. Что делать ?//Полн. собр. соч. Т.6.

90.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

91.Личность, общество, отчуждение//Иностранная литература. 1966. № 1. С.230-233.

92.Лоренц К. Агрессия (так назывемое Зло)//Вопросы философии. 1992. №6.

93.Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание//Вестник Социалистической Академии. 1923. Кн. 4-6.

94.Марков Б.В., Кослина Л.В. Взаимосвязь идеологии и диалектики в сиситеме научного мировоззрения//Материалистическая диалектика как основа научного мировоззрения. Л.: ЛГУ, 1982. 75 -79.

95.Маркович М. Маркс об отчуждении// Вопросы философии. 1989. № 9.

96.Маркс К . К критике политической экономики//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

97.Маркс К . Капитал//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23-25.

98.Маркс К . Конспект книги Джеймса Милля "Основы политической экономии "//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.

99.Маркс К . Критика Готской программы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.

100.Маркс К . Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4. С. 65-185.

101.Маркс К . Тезисы о Фейербахе//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. С.1 -4.

Ю2.Маркс К . Теория прибавочной стоимости//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.26.

103.Маркс К . Экономические рукописи 18571859 гг.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46.

104.Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.612 с.

105.Маркс К. К еврейскому вопросу//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

106.Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. С.219 - 368.

107.Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46. Ч.П.

108.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

109.Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4. С.419 - 459.

1 Ю.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. С.7 - 544.

111 .Маркс К., Энгельс Ф. Святое еемейство//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2. С.З - 230.

112.Милюшев Ф.И. Отчуждение и его преодоление при социализме. Дисс. ...канд. филос. наук. М., 1970. 266 с.

113.Мировоззрение строителей коммунизма. М.: Мысль, 1987. 239 с.

114. Мировоззренческая культура личности (философские проблемы формирования). Киев: Наук, думка, 1986. 295 с.

115.Митрохин Л.Н. Методологические порблемы изучения личности.// Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 13 -16.

116.Митрохин Л.Н. Понятие религии у К.Маркса//Вопросы философии. 1983. №8. С. 44-58.

117.Морозов С.М. Оригинальный труд по проблеме отчуждения// Философские науки 1967. № 3. С. 122-127.

118.Нагуменова С.Ф. Преодоление политического отчуждения личности в процессах социалистического преобразования общества. Дисс. ...канд. филос. наук. Казань, 1984. 174 с.

119.Нарский И.С. Категория отчуждения и идеологическая борьба//Философские науки. 1986. № 6. С. 23 -27.

120.Нарский И.С. Об исторко-философском развитии понятия "отчуждение"// Философские науки. 1963. № 4. С.14 -23.

121.Нарский И.С. Отчуждение и труд . М.: Мысль, 1983. 144 с.

122.Нарский И.С. Поблема отчуждения в экзистенциализме и религии// Философские науки . 1966. № 1. С.62-72.

123.Нарский И.С. Проблема отчуждения в теоретическом наследии К.Маркса// Философские науки . 1983. № 2. С. 10-18.

124.Нарский И.С. Проблема отчуждения в трудах К.Маркса// Философские науки . 1983. № 2. С. 27 -38.

125.Наумова Н.Ф. Буржуазная социология и разделение труда//Вопросы философии. 1965. № 2. С. 27 -30.

126.Наумова Н.Ф. Социальные аспекты разделения труда. Разделение труда и отчуждение труда.//Рабочий класс и технический прогресс. М.: Наука, 1965. С.26-49.

127.Научное мировоззрение и социалистическая культура. Киев: Наук, думка, 1988. 303 с.

128.Никонорова J1.B. Мировоззрение личности и возрастные особенности ее формирования. Киев: Наук, думка, 1989. 116 с.

129.Ноговицын О.М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ категории свободы. Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1990. 217 с.

1 ЗО.Овсянников М.Ф. Фейербах о происхождении религии//Материализм и религия. М.: Соцэкгиз, 1958. С. 24 - 30. 131.Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. М.: Соцэкгиз, 1959. 174 с. 132.0вчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1978.100 с. 133.Огурцов А.П. Отчуждение и человек//Человек, творчество, наука. М.: Наука, 1967.

134.0гурцов А.П. Отчуждение//Философская энциклопедия. М.: Советск. энциклопед., 1967. Т.4 С.189-194.

135,Огурцов А.П. Проблема отчуждения в работах К.Маркса//Труды МИНХ им.Плеханова. 1965. Вып. 31.

136.0йзерман Т.И. Проблема отчуждения в ранних трудах К.Маркса// Марксиситкая и буржуазная социология сегодня. М.: Наука, 1984. 478 с.

137.0йзерман Т.И. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. М.: Знание, 1965. 79 с.

138.0йзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982 . 301 с.

139.0йзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М.: Мысль, 1986. 461 с.

140.0йзерман Т.И. Человек и его отчуждение//Человек и эпоха. М.: Наука, 1964. С.104-119.

141.Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия, 1985. 220 с.

142.0тчуждение и гуманность. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1967. 232 с.

143. Петровский A.B. Личность. Деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

144.Печников В.Д. Социальная активность и мировоззрение личности. М.: Знание, 1978. 38 с.

145.Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление//Философские науки. 1992. №2. С.67 -71.

146.Погосян В.А. Проблема отчуждения в "Феноменологии духа" Гегеля. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1973. 129 с.

147.Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Наука, 1986. 198 с.

148.Проблема человека в "Экономических рукописях 1857 - 1859 гг." К.Маркса. Ростов-на-Дону: изд. Ростовск. гос. ун-та, 1977. 169 с.

149.Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. 431 с.

150.Рожкин В.П. Мировоззрение советского человека. JL: Лениздат, 1960. 52 с.

151.Розенталь М.М. Диалектика "Капитала" К. Маркса. М.: Мысль, 1967. 592 с.

152.Розенталь М.М. О связи философских теорий с экономическим базисом//Вопросы философии. 1960. № 3.

153.Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. 140 с.

154.Синицына Т.И. К.Маркс и Ф.Энгельс о сущности отчуждения и основных его проявлениях в капиталистическом обществе. Дисс. ...канд. филос. наук. Красноярск, 1975. 189 с.

155.Ситников Э.М. Проблема "отчуждения" в буржуазной философии и фальсификаторы марксизма. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1962. 115 с.

156.Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1983. 264 с.

157.Смирнов Г.Л. Революционая суть перестройки. Социально-философский очерк. М.: Политиздат, 1987. 223 с.

158 .Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980. 463 с.

159.Социализм и молодежь. М.: Молодая гвардия, 1988. 255 с.

160.Спиноза Б. Богословско-политический трактат//Избр. произв. В 2-х т. Т.2. М.: Госполитиздат, 1957. 320 с.

161.Спиркин А.Г. Курс марксисткой философии. М.: Наука, 1965. 592 с.

162.Стрепетов В.Г. Борьба с потребительской ориентацией личности при социализме как фактор преодоления отчуждения человека: Автореф.... канд.филос. наук. М.:МГУ, 1984. 23 с.

163.США глазами американских социологов: политика, идеология, массовое сознание. М.: Наука, 1988. 248 с.

164.Титаренко А.И. Моральное отчуждение личности при империализме// Структура морали и личность. М.: Мысль, 1977. 174 с.

165.Титаренко А.И., Воронцов Б.Н. О месте понятия "отчуждение" в системе категорий марксизма//Вопросы философии. 1978. № 11. С. 100112.

166.Толстых В.И. Общество и культура. М.: Мысль, 1984. 212 с.

167.Тонких М.С. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1980. 112 с.

168.Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения ( опыт социологичского анализа). М: Мысль, 1988. 286 с.

169.Тугаринов В.П. Теория ценности в марксизме. J1. 1968. 200 е..

170.Тугаринов В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. 199 с.

171.Тульчинский Г.Л. Проблемы осмысления действительности. Л.: ЛГУ, 1986. 192 с.

172.Фейербах Л. Избр. философск. произв. В 2-х т. Т.2. М.: Госполитиздат, 1955. 297 с.

173.Философский энциклопедический словарь. М.: Советск. энциклопед., 1983.

174.Фихте И.Г. Факты сознания. Спб: Б.И., 1914. 152 с.

175.Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М.: Соцэкгиз, 1937. 105 с.

176.Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. СПб, 1906. 162 с.

177.Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу// Человек и его ценности. М.: Политиздат, 1988. С. 5468.

178.Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.: Политиздат, 1977. 143 с.

179.Хелемский Ю. Пайки давно минувших лет//Аргументы и факты. 1992. №18.

180.Чангли И.И. Отчуждение и освобождение труда//Философские науки. 1969. № 2. С. 52 - 65.

181.Человек, сознание, мировоззрение. М.: Изд. МГУ, 1973. 99 с. 182.Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев: Наукова думка, 1970. 130 с.

183.Шалютин С.М. Развитие социалистической собственности и проблема отчуждения// Социалистический гуманизм : личность и общество. Свердловск : Свердл. ВПШ, 1990. С. 34 -42.

184.Шептулин А.Р. Роль общественных наук в формировании коммунистического мировоззрения. М.: Знание, 1976. 63 с.

185.Шеховцев A.B. Марксова теория товарного фетишизма. М.: Высш. шк., 1961.68 с.

186.Шиллер Ф. Собр. соч. В 7-ми т. Т.6. М.: Госполтиздат, 1957. 791 с.

187.Шинкарук В.И. Марксистко-ленинская философия и мировоззрение// Философская мысль. 1969. №1. С.9 - 10.

188.Шинкарук В.И., Яценко А.И. Гуманизм диалектико-материа-листического мировоззрения. Киев: Политиздат Украины, 1984. 255 с.

189.Штракс Г.М., Штракс М.Г. Диалектика формирования научных убеждений. М.: Изд-во МГУ, 1985. 168 с.

190.Энгельс Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.339-626.

191.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.269-317. 192.Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2. С.231-517.

193.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства/Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. 194.Энгельс Ф.Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. 195.Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

196Энгельс Ф. Йозефу Блоху, 21-22 сентября 1990//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.32. С.393 - 397.

197.Энгельс Ф. К истории первоначального христианства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

198.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии//Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

199.Яковлев Б.Д. Социализм и преодоление отчуждения//Методологические проблемы изучения человека в марксисткой илософии. Л.: изд. ЛГУ, 1973. С. 157-163.

200.Ясперс К. Философская вера//Ясперс К. Смысл и назначение истории.М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. С. 13459.

201.Kurella А. Der Mensch als schopfer seiner Selbst. Berlin, 1958.

202.Eisler R. Worterbuh der philosophischen Begrife. Berlin. 1929.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.