Принцип органицизма в классической и современной социальной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Арутюнян, Марина Нелсоновна

  • Арутюнян, Марина Нелсоновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 149
Арутюнян, Марина Нелсоновна. Принцип органицизма в классической и современной социальной философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пятигорск. 2006. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Арутюнян, Марина Нелсоновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Формирование органицистской концепции общества.

1.1. Механицизм и органицизм как конкурирующие принципы в философии и науке.

1.2. Оппозиция целого и части в социально-гуманитарном теоретизировании.

1.3. Органицистский подход в классической социальной философии и социологии.

ГЛАВА 2. Трансформация принципа органицизма в современной социаль ной философии.

2.1. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития социальной философии.

2.2. Новое прочтение принципа органицизма.

2.3. Принцип органицизма и органика современного социума.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принцип органицизма в классической и современной социальной философии»

Актуальность темы исследования. Постановка вопроса о принципе ор-ганицизма обусловлена радикальными переменами в концептуальных основаниях социальной философии. Изменились способы презентации социальных явлений, механизмы объяснения и способы организации знания, следствием чего становится необходимость ревизии базисных принципов социального философствования, познания и концептуализации социальной реальности.

Другим поводом для ревизии принципов социальной философии является практика институциональных преобразований и ценностных трансформаций последних десятилетий, а также опыт их теоретического объяснения. Темп перемен все возрастает, что порождает проблему контроля и прогнозируемое™ происходящего с человеком и обществом. Рациональное и проектируемое вмешательство в функционирование всех сфер социальной жизни становится неотъемлемой и сущностной чертой общества как такового. Социальная реальность представляет собой сложную и многоуровневую систему, изменение которой по определенному плану представляет собой одну из ключевых проблем обществознания.

Изменение в области социальной теории всегда есть следствие глубинных сдвигов и преобразований в общественной практике. Тема социального кризиса фактически совпадает с темой кризиса оснований философской методологии. Ведь социальное познание, начиная с классической философской рефлексии и заканчивая современными постнеклассическими исследованиями, всегда находилось в центре внимания мыслителей, общественных деятелей, а также, в той или иной степени, находило свое отражение в массовом сознании. Деструктивные последствия нарастания социальной энтропии опосредованно стимулировали стихийный или планомерный поиск возможностей нейтрализации или элиминирования источников системной, структурной и институциональной нестабильности.

Острые дискуссии в области концептуального пространства социальной философии во многом обусловлены лингвистическим поворотом, который привел к десубстанциализации обществознания. Антропологический ренессанс поставил проблему сохранения представления об обществе как о некоем целом, несводимом ни к «атомам» социального действия, ни к простой их сумме.

Большинство событий, происходящих в политике, экономике, культуре и частной жизни граждан напрямую зависит от характера и успешности проводимой в данный момент политики в области социального планирования и управления. Контроль над информационными потоками, навязывание ложных ценностей, манипуляция целеполаганием, герметизация универсума дискурса и деформирующее вмешательство в жизненный мир - вот лишь некоторые угрозы наших дней. Главная идея диссертационного исследования заключается в том, что лишь нормализация коммуникативных основ социальной жизни способна противостоять данным угрозам.

Но эффективность данной политики обусловлена наличием адекватных теоретических моделей и действенных методов. Вот почему изучение возможностей и границ применимости различных методологических принципов в новых условиях становится насущной задачей современности.

Степень научной разработанности проблемы. Органицизм в социальной философии является интеллектуальным наследником трех различных традиций. Во-первых, здесь следует упомянуть крупнейших представителей социологического функционализма (Г. Спенсер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Во-вторых, органицизм разрабатывали и отстаивали сторонники немецкого романтизма и идеализма Гете, Гегель, Шелинг, Шпенглер и близкие к ним русские мыслители А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров. Третья линия органицизма представлена синтезом диалектического и исторического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс), общей теорией систем и кибернетикой (J1. фон Берталанфи, А.А. Богданов).

Проблема органицизма ставилась в этих трех направлениях под разными «углами». Романтики, или сторонники «цивилизационного подхода», в большей степени писали об органике культуры, мало интересуясь свойствами социальных систем. Но разработанные ими схемы и аргументы оказались хорошо применимы и в социальных исследованиях. Данная тема разрабатывалась как в отечественной, так и в зарубежной специальной литературе. Различение классики, неклассики и постнеклассики обосновано в работах B.C. Степина. Орга-ницизм как продуктивный методологический принцип в социальной философии отстаивается В.И. Толстых, В.Г. Федотовой, В.Е. Давидовичем, Ю.А. Ждановым, А.С. Колесниковой, Д.С. Лихачёвым, А.Ф. Лосевым, В.Н. Романовым, К.А. Свасьяном, В.Б. Устьянцевым. Принцип дополнительности описаний сформулирован В.Е. Рудневым.

В 80-90-х гг. XX в. в отечественной литературе цивилизационный подход в исторических исследованиях стал объектом изучения в работах Б.Г. Адриано-ва, М.А. Барга, Л.М. Баткина, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, А.Н. Ерыгина, О.А. Платонова, Е.С. Троицкого и др.

На русском языке некоторые, причем весьма значимые аспекты рассматриваемой в диссертации проблематики раскрываются в работах В.Е. Кемерова, М.К. Мамардашвили, В.А. Лекторского, В.М. Розина, В.А. Горшкова, В.П. Ко-хановского, И.В. Ватина, В.В.Макарова, В.Е. Золотухина, Е.В. Золотухиной-Оболиной, П.И. Симуша, Ю.Л. Качанова, А.Ф. Филиппова, С.С. Фролова и Других.

Из числа зарубежных авторов следует упомянуть работы по неклассической и постнеклассической социальной теории А. Щюца, Д. Сильвермена, Д. Уолша, М. Филипсона, П. Бергера и Т. Лукмана, Б. Вальденфельса, в которых была обоснована невозможность решения данной проблемы в рамках традиционного теоретизирования. Позиция данных исследователей во многом обусловила специфику современного понимания роли концептов и концептуальных построений в современном обществоведении.

Важное значение для прояснения проблемы и нахождения необходимых смыслов сыграли работы современных философов как реалистической ориентации (Д. Серля, У. Аутвейта, Р. Бхаскара), так и их оппонентов (У. Куайна, Р.

Рорти, X. Патнема). Необходимым элементом представленной работы стало обращение к исследованиям в области современной социальной теории, проведенным Ю. Хабермасом, Н. Луманом, П. Бурдье.

Объект исследования - концептуальное пространство социальной философии.

Предметом исследования выступает принцип органицизма в условиях классического, неклассического и постнеклассического этапов развития социальной философии.

Цель исследования - рассмотреть возможности применения принципа органицизма в условиях модернизации концептуального пространства социальной философии. Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих исследовательских задач:

- эксплицировать содержание принципов механицизма и органицизма и специфику их применения в философии и науке;

- реконструировать генезис и эволюцию органицистской концепции общества;

- рассмотреть аргументы «за» и «против» органицизма в классической социальной философии;

- выявить и описать специфику проявления классического, неклассического и постнеклассического этапов в социальной философии;

- определить основные изменения в содержании принципа органицизма в современной социальной философии;

- установить условия перехода от жесткой дихотомии механицизма и органицизма к их сосуществованию и взаимной дополнительности.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили работы теоретиков модерна Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Ф. Лиотара, У. Бека, 3. Баумана, В.Г. Федотовой, Л.Г. Ионина, П.С. Гуревича, обосновывающие новое понимание социальной реальности и новые способы ее познания. Применяются методы классического философского анализа, рефлексии, социальной феноменологии и герменевтики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе анализа классических философских текстов и моделей естествознания реконструировано влияние принципов механицизма и органи-цизма в период их становления;

- показаны главные направления применения принципа органицизма при построении классической теории общества в философии и социологии;

- доказано, что содержание органицистской концепции общества состоит не в последовательном применении принципа органицизма, а в его совмещении с принципом механицизма в рамках надорганического функционализма;

- обосновано утверждение, согласно которому современная социальная философия не является постнеклассической, но содержит в себе элементы классической, неклассической и постнеклассической философии;

- определены основные изменения в содержании принципа органицизма в современной социальной философии, суть которых определяется переходом от инструментального понимания рациональности к модели коммуникативного разума;

- установлены условия перехода от жесткой дихотомии механицизма и органицизма к их сосуществованию и взаимной дополнительности.

Исходя из указанных пунктов новизны на защиту выносятся следующие основные положения:

1. В истории новоевропейской философии и науки механицизм и ор-ганицизм представлялись мировоззренческими и методологическими антиподами, выбор между которыми казался важным и неизбежным. Но позднее стало ясно, что механицизм и органицизм скорее выступали как исследовательские программы. Полученные с их помощью результаты в равной степени важны для знания о мире и человеке, что позволяет утверждать их методологическую эффективность и эпистемологическую оправданность.

2. Полемика между механицистами и органицистами в социальной философии касалась главным образом методологии. Произошло разделение школ на те, которые были ориентированы на методологические стандарты естествознания и те, которые по своим методам были близки к гуманитарным наукам. Первые можно отнести к воплощению в социальной философии принципа механицизма, а вторые - к органицистским.

3. В органицистской социальной философии классического периода можно выделить два вида органицизма: функционалистский и герменевтический. Первый основан на общих методологических и теоретических стандартах общей теории систем и биологии, тогда как второй ориентируется на гуманитарное знание, историческую мысль идей романтизма и философии жизни. Содержание органицистской концепции общества состоит не в последовательном применении принципа органицизма, а в его совмещении с принципом механицизма в рамках надорганического функционализма.

4. В современной социальной философии сосуществуют элементы, характерные как для классического, так и для неклассического, а также постне-классического стилей философствования. В современной социальной философии оказалась снята дихотомия двух органицистских направлений: функциона-листской и герменевтической. Это стало возможно благодаря внедрению идей неклассической и, главным образом, постнеклассической философии.

5. Символический характер социального взаимодействия, аутопоэсис и самоорганизация - вот три новации, сделавшие возможным новый органи-цизм. Современное общество в большей степени является открытым и саморазвивающимся (аутопоэтическим), чем это было в прежние эпохи. Если раньше открытость и аутопоэсис оказывали незначительное влияние на социальную жизнь, то теперь их влияние доминирует над воздействием структур и институтов.

6. В социальном развитии последних десятилетий наметились две тенденции: глобализация и регионализация. Социальная реальность становится все более органичной (как следствие первой тенденции) и все более атомистич-ной (как следствие второй тенденции). Между этими тенденциями есть противоречие, но это противоречие диалектического характера. Все меньшую роль играют структуры и институты, все большую личности и общество в целом.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные выводы и материалы диссертационного исследования могут найти практическое применение в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий по курсам «Философия» и «Социальная философия». Исследование представляет интерес также для профессиональных философов, историков, социологов и социальных работников. Результаты диссертации могут способствовать формированию нового понимания теории и практики в управлении социальными процессами, что делает их востребованными работниками административно-управленческих структур современного российского общества.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в четырех публикациях, общим объемом 2,4 п.л.

Отдельные результаты докладывались автором и были обсуждены на научно - практических конференциях и заседаниях методологического семинара по философии Пятигорского государственного технологического университета. Диссертация также обсуждалась на заседании кафедры социально-гуманитарных наук ПГТУ.

Структура диссертации. Предмет, цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. В конце работы помещен библиографический список.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Арутюнян, Марина Нелсоновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В новых условиях, которые с легкой руки Ж. Лиотара получили название ситуации постмодерн, теория общества не могла остаться неизменной. Из этого нельзя сделать вывод о том, что новое понимание общества является постмодернистским. Как раз наоборот, современный социальный органицизм опровергает пессимистический взгляд на возможности разума. Но приставка «пост» также не является случайной. Важно лишь отделить изменения в социальной теории от изменений в самом объекте исследования - обществе. Процессы теоретических изменений и социальных перемен не могут не быть взаимосвязаны. Более того, они когерентны. Но и определенные различия также имеют место быть. Вся философия XX века была философией сознания и языка. Решение проблемы новых условий и нового органицизма означает новый этап на пути к созданию интегральной парадигмы социального познания, которая релевантна требованиям современного этапа развития социальной философии и практике общественно-исторического и индивидного развития.

Суть предложенного решения проблемы состоит в установлении релевантных корреляций внутренних оснований (предпосылок) и соответствующих им внешних форм социально-теоретического знания. Совокупность таких корреляций, их градации образуют систему внутренних механизмов взаимосвязи теоретического, практического и обыденного уровней общественного сознания. Введение принципа дополнительности позволило отказаться от крайностей, с одной стороны, - социологического номинализма и механицизма, а с другой - от социологического реализма и иррационалистического органицизма.

Ведущей идеей явилась идея плюрализма оснований для различных форм социальной органики. Континуум механизмов взаимосвязи и взаимного обособления общественного бытия и общественного сознания представляет собой множество релевантных корреляций между основаниями и формами общественно-индивидуального сознания.

Органика социума выявлена в релевантных взаимоотношениях социальных оснований и соответствующих им духовных форм. Специфика решения проблемы именно в том и состоит, что выделяется целая система варьирующихся взаимосвязей (общественных отношений, деятельности, взаимоотношений индивидуального и общественного сознания), в которых возникает такой инвариант культуры, как общественно-индивидуальное сознание. Значимые оппозиции должны быть релевантными исследовательским задачам. Но если задача заключается в том, чтобы исследовать сами эти оппозиции? В таком случае мы и можем поставить вопрос о последнем основании. И поскольку это будет совокупность вопросов, причем крупных вопросов, постольку речь идет о фундаментальной открытой проблеме, в которую уходят эти вопросы.

Действительно, в качестве вспомогательных результатов, из которых вытекает основной полученный результат, соответствующий поставленной цели, выступают:

- реконструкция влияния принципов механицизма и органицизма в период их становления на основе анализа классических философских текстов и моделей естествознания;

- аналитическое описание и обоснование главных направлений применения принципа органицизма при построении классической теории общества в философии и социологии;

- анализ содержания органицистской концепции общества состоит не в последовательном применении принципа органицизма, а в его совмещении с принципом механицизма в рамках надорганческого функционализма;

- обоснование утверждения, согласно которому современная социальная философия не является постнеклассической, но содержит в себе элементы классической, неклассической и постнеклассической философии;

-' реконструкция основных изменений в содержании принципа органицизма в современной социальной философии;

- установление условий перехода от жесткой дихотомии механицизма и органицизма к их сосуществованию и взаимной дополнительности.

Произведена реконструкция и в определенной мере «деконструкция» отношения между механистическими и органистическими моделями изучаемых объектов. Иными словами дана критика ее догматического искажения и дискредитации, очищение от схоластической оболочки псевдопроблемности. Такая реконструкция оказывается возможной благодаря двум обстоятельствам: во-первых, выявлению предпосылок формирования методологической альтернативы; а во-вторых, обращению к историко-философскому аспекту (смена парадигм органицизма и механицизма).

Обосновав получение результата, соответствующего поставленной цели, мы должны показать, что он достаточно важен для теории и практики, т.е. подчеркнуть, что решена именно такая научная проблема, которая имеет важное социально-культурное значение.

Значение результатов рассмотрения проблемы нового обоснования социального органицизма для теории мы видим в том, что современная философская теория стремится к гармоничному сочетанию свободы исследования и дисциплины метода. Полученный результат имеет, прежде всего, методологическое значение для общественных и гуманитарных наук. Особенно это относится к такой быстро прогрессирующей науке, как социология. Именно социология находится в таком положении, когда без гибкого подхода к соотношению материального и идеального в обществе приходится идти наощупь, методом проб и ошибок.

Второй момент, который следует подчеркнуть, касается собственно философского знания. Философ постоянно сталкивается с проблемой проведения различий, выявления степени обособленности одних явлений от других. И в области духовных феноменов эта работа становится сверхсложной из-за теснейшей взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимных переходов духовных явлений и феноменов индивидуального сознания. Полученный результат позволит лучше ориентироваться в стратегии выбора дискурса. Речь идет о том, что мы должны не только искать основания для анализа социальных систем, но и рассматривать основание как коррелят содержания сознания, учитывать меру духовной автономии в этом основании.

Наконец, подчеркнем педагогическое, воспитательное значение полученного результата. В условиях информационной лавины педагогика должна быть критической. До настоящего времени главной целью образования было воспитание (формирование) личностей, способных вписаться в существующие социальные структуры. Центральной целью критической педагогики становится требование пространства для личностной автономии и субъективности. Если задать вопрос: чего нам сейчас больше всего не хватает для успешной модернизации, то ответ может прозвучать неожиданно: субъективности. Подлинная личностная автономия сопряжена с культурой конструирования социальных реальностей. Но социальная реальность - явление органическое. Потому то познание подлинных принципов и механизмов социального органицизма становится столь важной задачей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Арутюнян, Марина Нелсоновна, 2006 год

1. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб: Изд-во «Речь», 2003.-269 с.

2. Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности / Под общей редакцией д-ра филос. Наук В.П. Кулыгина. М.: Серебряные нити, 2001. -416 с.

3. Адорно Т.В. Негативная диалектика // Метафизические исследования. -СПб, 1998. Вып. 6. Сознание. - С. 170-184.

4. Адорно Т.В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М.: Республика, 2000.-239 с.

5. Андреев А.Л. Политическая психология. М.: «Весь мир», 2002. - 240 с.

6. Аринин А.Я., Михеев В.М. Самобытные идеи Н.Я. Данилевского. М., 1996.

7. Арсеньев А.С. Наука и человек: Философский аспект // Наука и нравственность. М.: Политиздат, 1971. - С. 114-158.

8. Асмус В.Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике // И. Кант. Сочинения. В 6 т. Т. 5. М., 1966.

9. Асмус В.Ф. Владимир Сергеевич Соловьев // B.C. Соловьев. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Философская публикация. М., 1989.

10. Ю.Бабушкин В.У. Философия духа: (опыт интенционального анализа) // РАН; Кафедра философии. -М.: ООО «РРИ». 1995. 103 с.

11. П.Бажов С.И. Культура и цивилизация в философско-исторической концепции Н.Я. Данилевского (критический анализ): Автореф. дисс. канд. филос. наук.-М., 1989.

12. БажовС.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.

13. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001.

14. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? // Цивилизации. Выпуск 2. М., 1993.130I

15. Баткин JI.M. Тип культуры как историческая ценность // Вопросы философии. -1969.-№ 9.

16. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. Ролан Барт. Сост., общ. ред. и вст. ст. Г.К. Косикова. М.: Изд. гр. «Прогресс», «Универсум», 1994. - 616 с.

17. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. Ролан Барт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000.-314 с.

18. Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания / JI.M. Бат-кин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 1005 с.

19. Бахтин М.М. Тетралогия: Сб. / М.М. Бахтин М.: Лабиринт, 1998. -607 с.

20. Бейтсон Г. Экология разума: Избр. ст. по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с нем. Грегори Бейтсон; М.: Смысл, 2000. - 476 с.

21. Бергер П. Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. М.: Прогресс, Универс., 1994. - С. 268-289.

22. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер., Т. Лукман М.: Медиум, 1995. - 321 с.

23. Бердяев Н.А. Кризис искусства. (Репритное издание). М.: СП Интерпринт, 1990.-48 с.

24. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Мн: Экономпресс, 2000. -а. 304 с.

25. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. - 285 с.

26. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607 с. 19;

27. Бибихин В.В. Слово и событие. М.: УРСС, 1991: - 280 с.

28. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. - 222 с.

29. Бойко П.Е. Идея соборности в русской философии (09.00.03): Автореф. дис. канд. филос. наук / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 1999. - 32 с.

30. ЗО.Больнов О.Ф. Философия экзистенцианализма. СПб.: Изд-во «Лань», 1999.-224 с.31 .Бондаренко И.А. Бытие сознания: Автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09.00.01 Красноярск, 2002. - С. 1-7.

31. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания / Пер. с нем. -СПб: Лаб. метафизич. исслед. При филос. фак. СПбГУ, 2000. 185 с.

32. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. -М.: Мысль, 1979. 230 с.

33. Брысина Т.Н. Сознание в мире: методологич., онтологич., социально-филос. аспекты аналйза: Автореф дис. . д-ра филос. наук (09.00.11) / Моск. гос. ун-т. М., 1996. - 46 с.

34. Брысина Т.Н. Сознание в современном мире. / Т.Н. Брысина. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1993. - 80 с.

35. Бубер М. Два образа веры / Пер. с нем. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 592 с. - (Классич. филос. мысль).

36. Бубер М. Я и ты / Пер. с нем. М.: Высш. шк., 1993. - 175 с. - (Б-ка философа).

37. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. -М.: Политиздат, 1976. 159 с.

38. Васечко В.Ю. Максима как феномен культуры: Автореф . дис. д-ра филос. наук: 24.00.01 Ростов-на-Дону, 2001.-40 с.

39. Вебер М. Типы легитимного порядка: условность и право // Избранные произведения. М., 1990.41 .Великие мыслители о великих вопросах: Соврем, зап. философия / Пер. с англ. К. Савельева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 400 с.

40. Витгенштейн Л. Философские работы: В 2ч. Ч. I. Пер. с нем. М.: Изд-во «Гнозис», 1994.-612 с.

41. Волков В.Н. Онтология личности: Дис. . д-ра филос. наук.: 09.00.01. -Иваново, 2001.-485 с.

42. Гамов В.И. Образ войны в культуре: Дис. . д-ра филос. наук: 24.00.01. -Армавир, 2000. 343 с.

43. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: ЭКСМО, 2003. - 544 с.

44. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч. I. Феноменология духа // Соч.: В 36 т. Т. 4.-М.: Соцэкгиз, 1959. - 440 с.

45. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. - 495 с.

46. Гегель Г.В.Ф. Философия права: Соч. Т. VII. М. - Л.: Соцэкгиз, 1984. -380 с.

47. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. - 471 с.

48. Голдстейн М. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания / М. Голдстейн, И.Ф. Голдстейн. Сокр. пер. С англ. М.: Знание, 1984.-256 с.

49. Григорьева Т.П. Дао и Логос: встреча культур. М.: Наука, 1992. - 422 с.

50. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. / А.В. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2000.-447 с.

51. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -378 с.

52. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Наука, 1980.-367с.

53. Гусев С.С. Смысл возможного: коннотационная семантика / С.С. Гусев. -СПб: Алетейя, 2002. 192 с.

54. Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. 2003. - №3. - С. 3-12.

55. Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире / А.А. Гусейнов // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 2001. - №1. - С. 18-26.

56. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. Минск: Харвест. - М.: ACT, 2000. - 752 с. (Классич. фил ос. мысль).

57. Гуссерль Э. Собр соч. / Пер. с нем. В.И. Молчанова. М.: Логос; Гнозис, 1994. - Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. - М., 1994. -162 с.

58. Гуссерль Э. Феноменология / Пер. с нем. В.И. Молчанова. Логос. -1991.-№1. С. 12-21.

59. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.

60. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д, 1997.

61. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. В 2 т. СПб., 1885.

62. Данилевский Н.Я. Сборник политических и экономических статей. -СПб., 1890.

63. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романовскому. Изд. 6-е. -Спб., 1995.

64. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М., 1987.

65. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1669.-239 с.

66. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989-1994.

67. Декомб В. Современная французская философия / В. Декомб: Пер. с фр. -М.: Изд-во «Весь мир», 2000. 344 с.

68. Делёз Ж. Различие и повторение. / Жиль Делёз. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.-384 с.

69. Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М.: Норма, 2001,-283 с.

70. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Пер. с фр. Минск: Соврем, литератор, 1999. - 832 с.

71. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ.; РАН. Институт философии. М.: Наука, 1993. - 432 с.'

72. Долгова Н.Б. Г.В. Плеханов о социальной психологии и идеологии: Дис . канд. филос. наук (09.00.02). Л., 1970.-233 с.

73. Домбровская Т.И. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития: Филос. моногр. / Т.И. Домбровская. киев: Головное изд-во изд. Объединения «Вища школа», 1986. - 154 с.

74. Древнекитайская философия: Собр. Текстов в 2 т. Т. 1-2. М.: Мысль, 1972.-Т. 1., 1972.-363 е.; Т. 2., 1973.-384 с.

75. Дубровский Д.И. Проблема идеального: субъективная реальность. М.: «Канон+», 2002.-368 с.

76. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М.: Арктогея-Центр, 2002.-418 с.

77. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / Под ред. В.И. Толстых. М.: Наука, 1981. - 352 с.

78. Евзлин М.С. Космогония и ритуал. М.: «Радикс», 1993. - 344 с.

79. Егоров Г. Самоорганизация, энтропия, развитие: «порядок из хаоса» или «порядок из автономности»? // Философия науки. Новосибирск, 2003. -№1. - С. 3-11.

80. Елчанинова О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений // Научное управление обществом. М.: Мысль, 1969. - Вып. 3. - С. 220-265.

81. Ерыгин А.Н. Проблема'общественной природы сознания в «Феноменологии духа» Гегеля: Дисс. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1973. -177 с.

82. Живкович JI. Теория социального отражения. М.: Прогресс, 1969. -454 с.

83. Журавлев В.В. Марксизм-ленинизм об относительной самостоятельности общественного сознания. М.: Высш. шк., 1961, - 158 с.

84. Иванов А.В. Мифы и метаморфозы тоталитарного рассудка. // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. М., 1991. - №3. - С. 24-39.

85. Иванов А.В. Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал: Автореф. дис. д-ра филос. наук (09.00.01.) / Моск. гос. ун-т. М., 1998. - 31 с.

86. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия: В 5 т. М.: Сов. энциклопедия, 1962. - Т. 2. - С. 219 - 227.

87. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: Исследование: Т. 1-2. М.: ТОО «Рарогъ», 1983. - 448 с.

88. Ильин И.А. Предпосылки творческой демократии // О грядущей России. -М., 1993.-С. 30-31.

89. Ильин И.А. Пусть к очевидности. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. -912 с. (Антология мысли)

90. Ионин Л.Г. Социология культуры. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2000. -480 с.

91. Канетти Э. Элементы власти // Психология и психоанализ власти: В 2т. Т. 1. Самара: Изд. дом «БАХРАМ», 1999. - С. 120-168.

92. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М.: Алгоритм, 2001.-544 с.

93. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. - 784 с. (Лики культуры).

94. Квадратура смысла: Француз, шк. Анализа дискурса / Пер. с фр. и португ. Общ. Ред. и вст. ст. П. Серно; предисл. Ю.С. Степанова. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999.-416 с.

95. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. -3-е изд., испр. и доп. М.: Академ. Проект, 2000. - 314 с.

96. Клягин Н.В. Человек в истории М.: ИФ РАН, 199. - 238 с.

97. Колеватов В.А. Социальная память и познание. / В.А. Колеватов. М.: Мысль, 1984. - 190 с.

98. ЮО.Когениальность мысли: О философе Мерабе Мамардашвили. М.: АО

99. Кун Т. Структура научных революций. / Пер. с англ.; Общ. ред. и послесловие С.Р. Микулинского, С.А. Марковой. М.: Прогресс, 1975. -288 с.

100. Лазебный Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности / Л.И. Лазебный // Рос. филос. об-во. М.: РФО, 1997. - 248 с.

101. Ласков В.М. Понятие «гендер» // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-наДону, 2001. - №1. - С. 23-26.

102. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Паука, 1965. - 263 с.

103. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб: Университет. кн., 2000. - 416 с. - (Книга света).

104. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / РАН. Ин-т философия. УРСС, 2001. - 255 с.

105. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. - 488 с.

106. Лефевр В.А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии /Пер.с англ. -М.: Прогресс, 1991. 108 с.

107. Лимнатис Н. Манипулирование: сущность проявления, пути снятия (филос. и социально-политич. Анализ). М.: Экон. Демократия, 2000. -216 с.

108. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. М.,: Ин-т экспери. социологии; СПб: Алетейя, 1998. - 159 с.

109. Лиотар Ж.Ф. Феноменология / Пер. с англ. СПб: Лаборатория метафизических исследований филос. ф-та СпбГУ; Алетейя, 2001. - 180 с.

110. Лобанов С.Д. Бытие и реальность / М.: Наука, 1999. - 160 с.

111. Лобас В.Ф. Семиотические предпосылки эффективности управления. -Киев: Вища школа, 1980. 232 с.

112. Пб.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. / Ю.М. Лотман. М.: Гнозис: Изд-во группа «Прогресс», 1992. - 272 с.

113. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: «Искусство - СПб», 2001 - 704 с.

114. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1. Тарту: Б. и., 1970. - 106 с.

115. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского и М. А. Хевеши. М.: Прогресс, 1991. -412 с.

116. Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание // Вестник Социалистической академии. 1923. -Кн. 4. - С. 186-222. Кн. 5. - С. 74-120. Кн. 6. -С. 116-185.

117. Луман Н. Власть / Пер. с нем. М.: Праксис, 2001. - 256 с.

118. Макинтайр А. После добродетели / Пер. с англ. -М.: Академ, проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. 386 с.

119. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968. - № 6. - С. 14-25.

120. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. / Сост. и предисл. Ю.П. Сенокосова. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

121. Мамардашвили М.К. Символ и сознание / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Языки русской культуры, 1999. - 216 с.

122. Мамардашвили М.К. Философские чтения. — СПб.: Азбука-классика, 2002. 832 с.

123. Мамардашвили М.К. Форма превращенная // Философская энциклопедия: В 5т. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. - С. 386-389.

124. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. М.: Высш. шк., 1980. - 160 с.

125. Манхейм К. Диагноз нашего времени: / Карл Манхейм; Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. - 700 с. - (Лики культуры).

126. Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии / М.: Академический проект, 2003. - 400 с.

127. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Т. 1. -Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. - С. 1-784.

128. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Т. 3. Ч. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. - Ч. 1. - С. 1-505.

129. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Т. 3. Ч. 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. - Ч. 2. - С. 1-505.

130. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов: (Первоначальный вариант "Капитала") Ч. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. -Ч. 1.-С. 1-508.

131. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. - С. 41.

132. Маркс К. Экономическо-философские рукописи. 1844. //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956. - С. 627.

133. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология: Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Бруно Бауэра и Штир-нера и немецкого социализма в лице его различных пророков // Соч. 2-е изд. Т. 3. - С. 7.

134. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики: Против Бруно Бауэра и компании // Соч. 2-е изд. Т.2. - С.3-230.

135. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Минск: Тетра-Системс, 1999. -335 с.

136. Мартынычев И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. М.: Мысль, 1980.-221 с.

137. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1988. - 178 с.

138. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека: Дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11.-Казань, 1999.-433 с.

139. Метафизические исследования. СПб, 1998. - Вып. 6. Сознание. -362 с.

140. Мечковская Н.Б. Язык и религия / Пособие для студентов гуманит. вузов / Н. Б. Мечковская. М.: Агенство «Фаир», 1998. - 352 с.

141. А. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974. - 327 с.

142. Мб.Микешина JI.A. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001.- № 4. - С. 70-83.

143. Микешина JI.A. Философия познания: Полемич. Главы. М.: Прогресс - Традиция, 2002. - 622 с.

144. Моисеев С.В. Философия права. Новосибирск: Унив. изд-во, 2003. — 203 с.

145. Мокшицкий Э. Между эпистемологией и социологией знания // Социологов-М., 1991.-С. 109-124.

146. Моль А. Социодинамика культуры = Abraham A. Moles Sociodynami?ue de la culture / Пер. с фр. / вступит, ст. ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, А. X. Заринова, С. Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

147. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие = Abraham Moles Theorie de rinformation et perception esthetique / Абраам Моль. -M.: Мир, 1966.-351 с.

148. Московичи С. Век толп = L'Age des foules: Ист. трактат по психологии масс / Пер. с фр. -М.: Центр психологии и психотерапии. 1998. -477с.- (Б-ка соц. психологии).— 560 с.

149. Мотрошилова Н.В. Познание и общество: Из истории философии VII-XVIII веков. -М.': Мысль, 1969.-300 с.

150. Мотрошилова Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. М., 2000. - № 4. - С. 138-157.

151. Мур Дж. Э. Природа моральной философии / Джордж Эдвард Мур; Пер. с англ. -М.: Республика, 1999. 351 с.

152. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Педагогика, 1997. -347 с.

153. Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1979.-303 с.

154. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. - 260 с.

155. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. / В. В. Налимов. М.: Наука, 1989. -287 с.

156. Насущные вопросы философской науки // Коммунист. 1955. - № 5. -С. 10-24.

157. Науковедение и история культуры / Старк Г.В. , Тищенко Ю.Р. , Ватин И.В. и др. Ростов н / Д: Изд-во Рост, ун-та, 1973. - 172 с.

158. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. -№ 5. - С. 135-141.

159. Ницше Ф. Сочинения: В 2т. Т. 1-2. -М.: Мысль, 1990. Т. 1. - 831 е.; Т. 2.- 830 с.

160. Новая технократическая волна на Западе / Сост. и вст. ст. П. С. Гуревича.- М.: Прогресс, 1986. 451 с.

161. Носова Т.В. Виртуальная реальность сознания // Виртуальная реальность. М., 1997. - С. 161-174.

162. Образование и идентичность: Сводный реферат // Соц. и гуманит. науки. Отеч. и зарубеж. лит. Серия 3. Философия. РЖ/ РАН ИНИОН. М., 2001.№ 1.-С. 115-124.

163. Общественное сознание и его формы / Предисловие и общ. ред. В. И. Толстых. -М.: Политиздат, 1986. 367 с.168.0городникова И.А. Формирование марксистской концепции гуманизма: Дис. канд. филос. наук (09.00.02). JI., 1981. - 195с.

164. Ортега-И-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь Мир, 1997. - 701 с.

165. Патнэм X. Философия сознания / Пер. с англ. М.: Дом интеллект. Кн., 1999.-240 с.

166. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. / М. К. Петров. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992. - 272 с.

167. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека. вчера и завтра. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 576 с.

168. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2т. Т. 1-2. / Пер. с англ. -М.: Феникс, 1992. Т. 1.Чары Платона. 446 с.

169. Портнов А.Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX -XX вв. Иваново: Изд-во Иванов ун-та, 1994. -370 с.

170. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. / Пер. с нем. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. - 96 с.

171. Пржиленский В.И. Онтологический статус социальной реальности: Дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11. Ставрополь, 1999. - 250 с.

172. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб: РХГИ, 1999.-280 с.

173. Психоанализ и культура // Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. -М.: Юрист, 1995.-623с.179194. Путь в философию. Антология. М.: ПЕР. СЭ: СПб.: Университет, кн., 2001.-445 с.

174. Пылаев М.А. Феноменология религии Рудольфа Отто = Phaemenologie der Religion von R. Otto. M.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 76c.

175. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: В 2 т.: Хрестоматия / Редактор-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАХРАМ», 1999.-608 с.

176. Райков B.JI. Общая теория сознания: (Иерархия сознаний и задачи чело-веч. существования) -М.: Синергия, 2000. 293 с.

177. Райл Г. Понятие сознания / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс; Дом интеллект. кн., 1999.-408 с.

178. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса. (16-20 сентября 2002 г.) В Зт. Т. 1-3. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.

179. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. / А. И. Ракитов М.: Политиздат, 1982. - 303 с.

180. Рачков П.А. Порядок и хаос: О некоторых тенденциях в обществе и философии / П. А. Рачков, Г. В. Платонов // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 2000. - № 6. - С. 21-47.

181. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-880 с.

182. Ребане Я.К. Некоторые проблемы комплексной детерминации познания // Социальная природа познания. М.: Наука, 1979. - С. 72-89.

183. Режабек Е.Я. Организмическая концепция общественной жизни. Приобретение самостоятельности обособляющимися элементами органической системы. Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1994. - 36 с.

184. Рено А. Эра индивида: К истории субъективности / Пер. с фр. СПб: «Владимир Даль», 2002. - 473 с.

185. Ретюнских Л.Т. Философия игры. М.: Вуз. кн., 2002. - 256 с.

186. Розанов В.В. Эстетическое понимание истории // Русские философы: Антология. М., 1994. - С. 43-125.

187. Росиньска С. Феномен фанатизма // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. М., 1991. - № з. - с. 40-44.

188. Рослякова Н.И. Программа развивающих игровых занятий для старшего дошкольного возраста «Мы играем вместе». Майкоп: Изд-во Адыг. ун-та, 1998. - С. 7-25.

189. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -328 с.

190. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / РАН. Ин-т психологии. М.: Наука, 1997. - 463 с.

191. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997 -191 с.

192. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. / В. И. Самохвалова. М.: Новый век, 2000.- 196 с.

193. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. -639 с. - (Мыслители XX века).

194. Сачков Ю.А. Независимость в структуре бытия и познания // Свободная мысль.- 1995.-№12.-С. 81-92.

195. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. М., 1999. - С. 78.

196. Сачков Ю.В. Эволюция учения о причинности // Вопросы философии. -2003.-№4.-С. 101-118.

197. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Пер. с англ. Общ. ред. и вст. ст. А. Е. Кибрика. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 656 с. - (Филология мира).

198. Сидорина Т.Ю. Кризис XX века: Прогнозы русских мыслителей. М.: ГУ ВШЭ, 2001.- 182 с.

199. Слободчиков В. И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексивных процессов. Новосибирск: Наука, 1986. - С. 3-17.

200. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. - 431 с.

201. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

202. Степанян Э.Х. Об относительной самостоятельности идеологии М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. - 120 с.

203. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000.744 с.2Ю.Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.-448 с.

204. Тейчман Д. Философия: Руководство для начинающих / Д. Тейчман, К. Эванс; Пер. с англ. -М.: Изд-во «Весь мир», 1997. 248 с.

205. Торбург М.Р. Проблемы религии в постмодернистской философии: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.13.-2002. -152 с.

206. Тоффлер О. Шок будущего. М.: 1996. -370 с.

207. Тугаринов В.П. Философия сознания: Современные проблемы. -М.: Мысль, 1971.- 198 с.

208. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М., 1960.-Вып. 1.-С. 135-163.

209. Федоркина А. П. Феномен сознания с позиции социального психоанализа: Автореф. дис. д-ра филос. наук - М , 1997. - 61 с.

210. Философия: Курс лекций.-М.: ТЕИС, 2001.-291 с.

211. Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 1-5. -М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970.

212. Франк С.Л. Сочинения. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000, - 800 с.

213. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

214. Фриче В.М. Социология искусства. 4-е изд., стереотип. - М.: УРСС, 2003.-203 с.

215. Фромм Э. Авторитарная личность // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия: В 2т. Т.2 Самара: Изд. дом «БАХРАМ», 1999. -С. 276-298.

216. Фромм Э. Из плена иллюзий: Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом / Пер с нем. -М.: Изд-во ИНИОН АН СССР, 1991. 147 с.

217. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб: «Рудомино», «Университетская кн.», 1997. - 576 с.

218. Фуко М. Рождение клиники. СПб. ЗАО «Академия-Центр», 1998. -313 с.

219. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. -Москва, апр. 1989 г. М.: Наука, 1992. - 175 с.

220. Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер. 2-е изд., испр. -СПб. Наука, 2000. - 450с.

221. Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выст.: / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с. - (Мыслители XX в.).

222. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-400 с. - (Секреты психологии).

223. Хейде J1. Автономность и несчастное сознание // Логос. 1999. - № 9. -С. 8-15.

224. Хесс Р. 25 ключевых книг по философии / Пер. с фр. Челябинск: «Урал -LTD», 1999.-366 с.

225. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. Б.А. -Л.: Наука, 1982.-314 с.

226. Чеботарев А.Н. Идея соборности в русской философии (девицианисти-ческий подход) // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани. 1997. - Ч. 1. -С. 67-68.

227. Шалютин Б.М. Субъективная реальность: философский анализ понятия: Дис. д-ра филос. наук: 09.00.01. Уфа, 2001. - 298 с.

228. Шмитт К. Политическая теология. Сборник / Пер. с нем. М.: «КА-НОН-пресс-Ц», 2000. 336 с.

229. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. -СПб. Б. и., 1907.-XI, 732 с.

230. Эльконин Б.Л. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

231. Энгельс Ф. Анти-Дюринг: Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. -С. 1-338.

232. Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту, 27 октября 1890 г // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. - С. 414-422.

233. Эриксон Э.Г. Детство и общество. / Эрик Г. Эриксон. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Ленато, ACT, Фонд «Университет, кн.», 1996. - 592 с.

234. Юм Д. Диалог о естественной религии // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 379-482.

235. Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. - М.: Республика, 1994.-527 с.

236. Archer R.L. Self-disclosure // The Self in social psychology / Ed. by Wegner D.M. etal.-N. Y., 1980. -P. 183-205.

237. Baars. B.I. In the theatre of consciousness. N. -V., Oxford: Oxford Univ. press, 1997.-XIV, 193 p.-Bibliog. P. 183-187.

238. Bakhurst D. Consciousness and revolution in Soviet philosophy: From bolsheviks to Evald Ilyenkov. N. -Y., 1991. - 221 p.

239. Bealer G. On the possibility of philosophical knowledge // Philosophical Perspectives, 10, Metaphysics, 1996.-Oxford, 1996.-P. 1-33.

240. Bollnow O.F. Existenzphilosophie und Paedagogik. Stuttgart: Verlag, 1960. 159 S.

241. Buhr M. Entfremdung philosophische Antropologie - Marx-Kritik // Deutsche Zeitschrift for Philosophie. - 1966. -N7. -S. 806-836.

242. Corner I.Codes and cultural analysis // Media, culture and society. -1982. -Vol. 2.-N1.-P. 73-86.

243. Darendorf R. The modern social conflict: An essay on the politics of liberty. L.: Weidenfeld f. Nicolson, 1988. - XVI. - 219 p.

244. Dialektischer und historischer Matetrialismus: Lehrbuch fur das markx-istisch-leninistischen Grundlagenstudium. Berlin: Dietz Verlag, 1974. -729 p.

245. Edmondson R. Resoning in the social world: Prolegomena to a sociology of argument // Boston studies in the philosophy of science. Dortrecht etc, 1995. - Vol. 164: Science, politics and social practice. - P. 267-294.

246. Eldridge W.D. Some thoughts of social responsibility. -Lanham (Md) etc.: Univ. press, of America, 1995. 161p.

247. Encyclopaedia of Sociology. V.i. —N.Y: McMillan Publ. Co., 1992, p. 384.

248. Evans-Pritchard E. Witchcraft, Oracles and Magic Among the Azande. Oxford, 1937.-P. 63—64.

249. Farley M.A. Feminist and universal morality / M. A. Farley // Prospects for common morality Princeton, 1995.-P. 170-190.

250. Feyerabend P. Art as a product of natures as a work of art / P. Feyerabend // Boston studies in the philosophy of science. Dortrecht etc, 1995. - Vol. 165: Science, mind and art. - P. 1-18.

251. Finkelstein S. Sense and Nonsense of McLuhan. N. -Y.: International publishers, 1968.-122 p.

252. Fromm E. Beyond the chains of illusion: My encounter with Marx a. Freud. -N.Y.: Print, 1962.-XX, 182 p.

253. Gadamer H.G. Die philosophischer Grundlagen des 20. Jahrhunderts // Semina: Philos. Hermeneutik. Frankfurt a. M., 1976. - P. 316-326.

254. Gilbert P. Human nature and suffering. Have etc.: Lawerence Erlbaum assoc., 1989. -XV, 406 p.

255. Goffman T. The moral career of mental patient // Goffman Asylums: Essays an the social situation of mental patients and other inmates. Garden City, N. Y. Anchor Books, 1961.-P. 125-169

256. Husserl E. Logische Untersuchungen. В.2.Т.1. 3-te Aufl. Halle - Max Nie-meyer, 1922.-508 p.

257. Jaynes J. The origin of Consciousness in the Breakdown of the bicameral Mind. -Boston: Houghton Mifflin company, 1976. -467p.

258. Kress G, Hodge R. Language as Ideology. L., 1979. - P. 1-8.

259. Kroeber A.L., Kluckhohn C. Culture: A critical Review of Concepts and Definitions. -Cambridge, Massachusetts: Museum of American archeology and ethnology, 1952. -223p.

260. Lacey H. Is science value free? Values and scientific understanding. L., N. -Y: Routlege, 1999.-285 p.

261. Lambert G. On the uses and abuses of literature for the life: Gille Deleuze and literature clinic // postmodern culture. An electronic j. of interdisciplinary criticism. Baltimoreml998. -Vol. 8, N3. -http: // jefferson, villig, Virginia, edu. / pmc

262. Liebrucks B. Sprache und Bewusstsein. Bd. 1-5 - Frankfort am Mein, 1967.

263. Lotringer S. Semiotics and society. -Semiotica. -1981. Spec. Supplem. . -P. 135-148.

264. Lukacs G. Der junge Hegel und die Probleme der kapitalistischen Gesell-schaft. -Berlin: Aufbau-Verlag, 1954. -656 p.

265. Lukacs G Werke. Bd. 2. Fruschriften. 2. Geschichte und Klassenbewusstsein. Neuwied, Berlin: Luchterhand, 1968. -733 p.

266. Lycan W.C. Conscionsness.- Cambridge; London. MJT Press, 1995. 165p.

267. Marx K. Das Kapital: Kritik der politischen Okonomie. Berlin: Dietz Ver-lag,. Bd. 1. 1977. 955 S. Bd. 3. 1976. 1007 p.

268. Marx K. Tesen uber Feuerbach // Engels F. Ludvig Feuerbach und der Aus-gang der klassischen deutschen Philosophy. Berlin: Dietz Verlag, 1957. - p. 61-64.

269. Marx K., Engels F. Feuerbach. Gegensatz zwischen materialistischer und ide-alistischer Anschauung. Berlin: Dietz Verlag, 1974. -105 p.

270. McGinn C. Missing the mind: Consciousness in the swamps // Nous. -Bloomington, 1997. Vol. 31, № 4. - P. 528-537.

271. McLuhan M. The Medium is the message / McLuhan M. Fiore Q N. -Y.: Random house. -Cop. 1967. -157p.th

272. McLuhan M. Understanding Media: the extensions of man. 4 print. -Toronto: New Amer. library of Canada. - 1969. -XI, 318p.

273. Morris Ch.W. Singns, languaga and behavior. N. -Y. 1976.

274. Nedel A. Of intentional consciousness: Pattern, constitution, and behavior: A new approach to a post hoc reading of HusserFs ideas // Philosophy today. -Chicago, 1995. Vol. 39, № 3. - P. 295-310.

275. Oshana M.P.I. Personal autonomy and society // J. of social philosophy. Vil-lanova, 1998. Vol. 29. № 1 - P. 81-102.

276. Otto R. Das Heilige / R Otto. Gotha: Klotz, 1926. 258 p.

277. Penrose R. Shadow of the mind: A search for missing science of consciousness. Oxford, 1994. -XVI, 457p.

278. Perspectiven und Probleme der Husserlschen Phanomenologie: Beitrage zur neueren Hussel-Forschung. Freiburg (Breisgau); Mtinchen: Alber, 1991. — 342 p. - (Phanomenologische Forschungen; Bd. 24 / 25).

279. Popper К The open universe: arguments for indeterminism. Totowa (New York). - 1982.-P. 125-130.

280. Rich B.A. Postmodern personhood: a matter of consciousness / B. A. Rich // Bioethics. Oxford; Cambridge (Mass), 1997. - Vol. 11, № 3 / 4. - P. 206-216.

281. Saugstad J. The moral ontology of human fetuses: A metaphysical investigation of personhood. Oslo: Univ. of Oslo, 1994. - 343 p.

282. Searle J.R. The problem of consciousness / J. R. Searle // Philosophy and the cognitive sciences. Vienna, 1994.-P. 1-10.

283. Solomadin I. Self and other in Bahtin and the non-classical psychology of Lev Vygotski /1. Solomadin // Face to face. Sheffield, 1997. - P. 175-181.

284. Sorokin P. Sociological theories of today. London; N. Y., 1966. -XI, -676p.

285. The politics of toleration in the modern life / Ed. By Menduss. Durham: Duke univ. Press, 2000. - 156 p.

286. Tue M. The function of consciousness // Nous-Bloomington, 1996. -Vol. 30, № 3. P. 287-305. Bibliog. - P. 305.

287. Zinkin N.F. Semiotics Aspects of Communication in Animal and Man // Semiotika. 1985. -№!.-P. 76-88.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.