Принятие ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Магомедова, Марьям Курбановна

  • Магомедова, Марьям Курбановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 208
Магомедова, Марьям Курбановна. Принятие ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Махачкала. 2011. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Магомедова, Марьям Курбановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ НЕНАСИЛИЯ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ.

1.1. Общечеловеческие ценности ненасилия, их становление и роль в современном мире.

1.2. Аксиологические особенности категории общечеловеческих ценностей.

1.3. Принятие ненасилия как общечеловеческая ценность в системе ценностных ориентаций студентов.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ

СТУДЕНТАМИ НЕНАСИЛИЯ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ.

2.1. Условия принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза.

2.2. Психолого-педагогические возможности реализации ненасильственных технологий в педагогическом процессе вуза.

2.3. Модель принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза.

2.4. Динамика принятия студентами ненасилия как общечеловеческой ценности.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принятие ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза»

Основополагающими принципами государственной политики России в области образования является его «гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение к правам человека.» (В.В. Путин).

В силу особой восприимчивости и высокой мобильности студенческой молодежи, возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних, коснулись этой группы в большей степени, чем другие слои общества. На данном переходном этапе развития российского общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, их представления о настоящем и будущем. Это задача образования, которая будет решена при условии прихода в школу педагогов, нацеленных на ненасильственное педагогическое взаимодействие (В.А. Ситаров).

Организация Объединенных Наций объявила первое десятилетие XXI века «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия». Во «Всеобщей декларации прав человека» отводится особая роль образованию, которое должно «содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, поддержанию мира».

Актуальность исследования. Изучение аксиологических оснований педагогики и психологии ненасилия базируется на постулате о том, что самой главной ценностью является человеческая жизнь. Данное утверждение зафиксировано во всех мировых юридических документах: конституциях и правах человека, законах об образовании, провозглашающих приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности.

Само слово ненасилие из-за негативного этимологического содержания в определенной мере провоцирует его ложное истолкование. Ненасилие в современных европейских языках получило терминологический статус в качестве буквального перевода слова «ахимса», которым первоначально для обозначения своей ненасильственной философии пользовался М. Ганди. Но он впоследствии остановился на термине «сатьяграха», составленном из слов, обозначающих правду и твердость, и интерпретировал ею как силу любви и правды.

Основная критика в адрес концепции ненасилия идет по той линии, что она утопична, является красивой мечтой, что она не применима в реальной жизни. Педагогика и психология ненасилия связывает в один неразрывный узел спасение человека и спасение мира, и полагает, что путь такого спасения лежит именно через ненасилие.

Тему актуализирует на наш взгляд то, что данное исследование проводилось в условиях многонационального региона, и наличие сегодня в ценностном сознании студенческой молодежи общечеловеческой ценности ненасилия - является показателем богатого духовно-нравственного наследия Республики Дагестан. Это может служить достаточно надежным индикатором прогнозирования характера будущей социальной активности людей, что особенно важно в данной обстановке в многонациональном Дагестане. И поэтому педагогическое образование сегодня ответственно в воспитании подрастающего поколения в духе ненасилия, за появление педагогов гуманистического мышления, способных ориентироваться на ненасильственную стратегию профессиональной деятельности, что будет выражаться в принятия личностной модели взаимодействия с детьми, миролюбии, уважении прав и достоинства других людей, бережном отношении к природе, всему живому.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ психолого-педагогических и социологических исследований свидетельствуют, что в российском обществе существует аксиологический кризис (А.К. Алиев, Р.К. Абакарова, М.А. Асельдеров, М.В. Богуславский, М.М. Гаджиева, O.A. Лу-ценко, Д.М. Маллаев, А.Д. Магомедова, A.M. Магомедов, Н.Д. Никандров, А.Н. Нюдюрмагомедов, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, JI.H. Столович, В.А. Смоляниченко, Е.Б. Шарова, Г.И. Чижакова и др.).

Проблема ненасилия получила рассмотрение в ряде научных достижений таких современных ученых, как Д.М. Абдуразаковой, И.В. Замай, Р.И. Зинуровой, Т.Н. Икряниковой, А.Г. Козловой, И.В. Кондратьевой, Е.В. Ми-ронец, Н.И. Мироновой, А.Д. Магомедовой, Л.Н. Столович, В.А. Смоляни-ченко, М.И. Семененко, Н.Г. Пряхина, Р.В. Усанова, Р.В. Хамагановой, Е.Б. Шаровой, Е.В. Шахториной, О.Ю. Шаховой, Т.Г. Шалимовой, К.Я. Яковлевой.

В отечественной науке уже имеются ряд попыток духовно- нравственной подготовки будущих учителей, созданию целостной концепции воспитания позиции ненасилия у студентов педагогического вуза. Вопросы формирования ориентированности педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми, особенности ненасильственного педагогического взаимодействия рассматриваются в исследованиях В.П. Бедерхановой. А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, В.А. Ситарова, И.С. Якиманской.

Следует отметить, что принятие ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза требует специального рассмотрения, что связано с противоречиями между:

- ненасилием как высшей ступенью общечеловеческих ценностей и наличием сегодня в системе ценностных ориентаций студента приоритета других материальных ценностей;

- педагогическим процессом, который должен быть построен на ненасильственной основе, и компромиссом, что ради достижения цели, оправданы все средства;

- созданием целостной технологии формирования ненасилия и у самих педагогов и у студентов и отсутствием специальных курсов ненасильственных технологий их реализации в вузе.

С учетом указанных противоречий наметилась проблема исследования, суть которой сводится к обоснованию психолого-педагогических условий принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза.

Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Принятие ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза».

Решение этой проблемы составляет цель исследования - рассмотреть ненасилие как общечеловеческую ценность; экспериментально выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие принятию ненасилия студентами педагогического вуза.

Объект исследования — принятие ненасилия как общечеловеческой ценности.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза.

Гипотеза исследования основана на предположение о том, что принятие ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза будет проходить более эффективно, если в процессе обучения будут реализованы следующее условия:

- в качестве аксиологического условия рассматривать общечеловеческие ценности как проявление духовной природы человека и выделять их в основе содержания воспитания;

- в качестве психолого-педагогических условий будут рассмотрены возможности в приобретении студентами субъектного, позитивного опыта ненасильственного взаимодействия с детьми дошкольного и школьного возраста, на основе реализации комплекса спецкурсов «Технологии духовно-нравственного воспитания детей, на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании» и «Ненасильственные технологии в образовательном процессе»;

- в качестве гуманистически-ориентированного условия создание открытого образовательного пространство вуза, обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности, формирование отношений педагога и студента на основе справедливости, любви и уважения личности учащегося.

Задачи исследования:

1. Раскрыть смысловое содержание понятия «ненасилия как общечеловеческой ценности».

2. Определить факторы, условия, критерия и выявить уровни принятия студентами педагогического вуза ненасилия как общечеловеческой ценности.

3. Рассмотреть психолого-педагогические возможности реализации ненасильственных технологий в образовательном процессе.

4. Сконструировать модель принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза.

5. Разработать научно-методические рекомендации принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами для педагогов вузов и экспериментально проверить их эффективность.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- гуманистические концепции личности (Ш.А. Амонашвили, К.Н. Вент-цель, Д.М. Маллаев, Н.К. Рерих, JI.H. Толстой);

- совокупность философских, психологических и педагогических положений, раскрывающих категории «ненасилие», «позиция», «становление» (A.A. Гусейнов, C.JI. Братченко, А. Маслоу, Ю.М. Орлов, Ф. Перлз, К. Роджерс,

B.C. Соловьев, B.C. Степин);

- положения личностно-ориентированного и ценностно-смыслового подходов к профессиональному образованию учителя (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, E.H. Шиянов И.С. Якиманская и др.);

- теории личности, деятельности, саморазвития личности в процессе деятельности (М.Н. Алиев, Б.Ш. Алиева, Г.А. Караханова, A.B. Петровский,

C.Л. Рубинштейн и др.);

- современные исследования педагогики ненасилия (Р.Г. Апресяна, Д.М. Абдуразакова, A.A. Гусейнова, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, Р.Ш. Маликов, O.A. Луценко, В.А. Ситаров, В.А. Смоляниченко и др.);

- философские теории ценностей (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.П. Тугаринов и др.),

- психологические теории ценностных ориентации (Б.И. Додонов, Г.Е. Залесский, А.Н. Леонтьев, В.А. Ядов и др.).

Информационной базой и фактологической основой исследования послужили монографические труды, статьи и диссертационные исследования в области истории педагогики и психологии ненасилия, и педагогической аксиологии, статистические материалы, периодическая печать.

Апробация и внедрение результатов исследования: явился факультет педагогики и психологии ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», факультеты педагогики и психологии, начальных классов (филиалов ГОУ ВПО «ДГПУ» г. Буйнакска и г. Дербента). Экспериментом было охвачено 530 студентов ФПП ДГПУ и 270 студентов из филиалов ДГПУ.

Ход работы, основные положения исследования и ее результаты неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогических технологий и методик, кафедры коррекционной педагогики и психологии и кафедры педагогики и технологии профессионального образования, а также на семинарах научно-исследовательской лаборатории проблем гуманистической педагогики Дагестанского государственного педагогического университета. На международных и всероссийских конференциях:

- «Гуманизация общего и специального образования в современных условиях» (г. Махачкала 2001-2010 гг.)

- Международной Ассоциации "Педагогика ненасилия" "Non-Violence Education" Association Санкт-Петербургское Отделение Ассоциации; Комитет по образованию Санкт-Петербурга; Образовательное учреждение-лаборатория по проблемам педагогики ненасилия (2006-2010 гг.)

- Международного философского общества С.Л. Франкла и Российского философского общества (2007 г.)

Основные этапы исследования. Исследование выполнялось в три этапа:

На первом - поисковом этапе (2002-2004 гг.) проводились изучение и анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования. В результате были определены цель, задачи, объект, предмет и методология исследования.

На втором - теоретико-экспериментальном этапе (2004-2007 гг.) осуществлялись систематизация и анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта реализации идей ненасилия и общечеловеческих ценностей, а также ненасильственного образования на практике.

На третьем - итоговом этапе (2007-2010 гг.) были обобщены полученные промежуточные и конечные результаты, уточнена научная новизна, теоретическая, практическая значимость, сформулированы общие выводы исследования и оформлена кандидатская диссертация.

Для решения поставленных задач и проверки выдвигаемых положений были использованы методы исследования: теоретический анализ и синтез философской, психолого-педагогической, научно-методической, социологической, литературы; учебной документации по проблеме исследования; индукция, дедукция, обобщение, сравнение; моделирование; наблюдение; беседа, анкетирование, тестирование; метод ранговых оценок; обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта; педагогический эксперимент, (констатирующий, формирующий, контрольный); качественный и количественный анализ результатов эксперимента; статистические методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в:

- установлении, что идея ненасилия выражает сознательное отношение человека к окружающей действительности и в этом своем качестве определяет широкую мотивацию его поведения и оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности;

- обосновании необходимости изучения ценности ненасилия в контексте индивидуального сознания личности;

- определении приоритетов общечеловеческих ценностей в образовании, используя метод прямого преподавания и внеклассную работу на основе предложенных спецкурсов «Технологии духовно-нравственного воспитания детей, на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании» и «Ненасильственные технологии в образовательном процессе»;

- конструировании модели принятия ненасилия как общечеловеческой ценности в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза;

- выявлении динамики принятия ненасилия как общечеловеческой ценности, исходя из ориентированности студентами на учебно-дисциплинарную или личностную модели взаимодействия с учащимися и детьми дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- уточнено смысловое содержание понятий «ненасилия», «общечеловеческие ценности», «ненасилие как общечеловеческая ценность», «принятие ненасилия как общечеловеческой ценности»;

- критерии и показатели принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами в педагогическом вузе являются основанием для дальнейшей разработки теоретических основ педагогики и психологии ненасилия.

Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических комплексов дисциплин «Технологии духовно- нравственного воспитания детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании» и «Ненасильственные технологии в образовательном процессе» для вузов. Теоретические выводы и результаты экспериментальной работы могут быть использованы в качестве научного обоснования концепций, проектов, программ развития системы высшего образования и лекций в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась его методологической основой, адекватностью задач, методами исследования, широтой источниковедческой базы исследования, полноценностью и длительностью проведенного педагогического эксперимента, личным участием автора в эксперименте.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Факторы и условия принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза:

- принцип приоритета общечеловеческих ценностей, их сущностное изучение и осмысление студентами педагогических вузов способствует целостной аксиологической направленности общепедагогической подготовки будущих педагогов;

- повышение сензитивности к идеям ненасилия как общечеловеческой ценности;

- ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми за счёт развития способности к принятию детей (понимание, эмпатия, ассертив-ность) и терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль);

- принятие собственной личности, осознание собственных психологических защит, осознание уровня собственного эгоцентризма, приобретение терпимости;

- ранговое место идей ненасилия в иерархии ценностей студента проявляется в следующих показателях: ценностные ориентации, ценностное отношение к педагогической профессии, ценностное отношение к ребенку как субъекту познания.

2. Модель принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза, включающая в себя ценностные ориентации; общечеловеческие ценности и их категории; педагогический процесс с его формами; и как следствие принятия ненасильственного взаимодействия являются следующие блоки: целевой; содержательный; процессуальный; диагностико-коррекционный; принятие ненасилия как общечеловеческой ценности студентами в их системе ценностных ориентаций.

3. Критерии и показатели, определяющие уровни принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза.

4. Психолого-педагогические условия, способствующие принятию ненасилия как общечеловеческой ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза: в комплексе специальные курсы: «Технологии духовно-нравственного воспитания детей, на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании» и «Ненасильственные технологии в образовательном процессе».

Публикации. Исследование и его результаты нашли отражение в 49 научных публикациях автора, в учебных программах, из них 2 статьи опубликованы в журналах ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В диссертацию включены: 12 рисунков, 5 схем и 7 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Магомедова, Марьям Курбановна

Выводы по второй главе:

На основании полученных данных мы выяснили, что у современного студента как будущего педагога ориентированность на личностную модель взаимодействия не сформирована. Большинство студентов (около 90%) ориентируются на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми. Отдельные ответы на вопросы помогли составить своеобразные психологические портреты педагогов, ориентированных на дисциплинарную и личностную модели взаимодействия. Было установлено, что психолого-педагогической сутью ориентированности на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми является ограничение свободы детей. Это выражается в следующих позициях:

- «на уроке ребенок должен выполнять то, что намечено учителем»;

- «слово учителя - закон для ребенка»

- «основная задача учебно-воспитательной работы - вооружение детей знаниями, умениями, навыками»;

- «в конфликтных ситуациях чаще прав учитель (он опытнее и взрослее), чем ученик»;

- «главное в работе педагога - добиться исполнительности»

Такие позиции возникают благодаря инерционности мышления, принятию зависимой позиции, закрытости и негативной открытости к детям и к собственной личности, скрываемой от других неуверенности, наличию психологических защит, и отсутствием в сознании студента миропонимания через призму общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей, отсутствием в практике студента ненасильственных технологий и навыков толерантности.

Другими словами, в основе ориентированности на дисциплинарную модель лежит в той или иной мере сформировавшаяся позиция принуждения, которой придерживается большинство студентов как будущих педагогов. Студенты как будущие педагоги, ориентированные на личностную модель взаимодействия, наоборот, допускают наличие определенного уровня субъективной свободы для детей. Это становится возможным благодаря выработке собственной независимой позиции, которая сопровождается возложением на себя ответственности, и саморазвитием, способствующей становлению креативной личности. Такие студенты более уверены в себе, у них складывается позитивная «Я - концепция» личности, что выступает показателем позитивной открытости по отношению к детям. Студенты как будущие педагоги с личностным типом ориентированности чаще имеют сформированную позицию ненасилия, чем студенты первого типа.

151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно отметить, что на настоящий момент принятие ненасилия как общечеловеческой ценности современными студентами в педагогическом процессе вуза находится на невысоком уровне. Изучение и анализ этой проблемы, особенно ее исторического контекста, убеждает диссертанта в том, что ненасилие является важнейшим и безошибочным показателем уровня духовно-нравственного развития человека и общества.

Несмотря на очевидную значимость и востребованность сегодня рассматриваемого понятия, определения ненасилия в философских словарях и иных справочных изданиях отсутствуют. Попытки анализа содержания понятия «ненасилие» приводят исследователя только к религиозным источникам.

Само слово ненасилие из-за негативного этимологического содержания в известной мере провоцирует его ложное истолкование. Ненасилие в современных европейских языках получило терминологический статус в качестве буквального перевода слова «ахимса», которым первоначально для обозначения своей ненасильственной философии пользовался М. Ганди.

Ненасилие - этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия; постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Термин «ненасилие» (аналогично нем. Gewaltlosigkeit, англ. nonviolence) является калькой с санскр. термина «ахимса» (невреждение). В отечественной литературе и общественно-политической лексике он закрепился недавно, с кон. 1980-х гг., чему способствовали как академические исследования философии и этики ненасилия, так и гражданские инициативы, призванные адаптировать к российским условиям западный опыт ненасильственных акций [200].

В качестве общечеловеческой ценности ненасилие включает следующие содержательные компоненты: жизнеутверждение, духовную силу, независимость и автономность личности, взаимодействие на основе субъект-субъектных связей (выражение любви, преодоление эгоцентризма - формы такого взаимодействия). Первые два компонента можно соотнести с уровнем установки, а последний - с уровнем реальной деятельности. Автономность и независимость личности становятся, одновременно, следствием принятия ненасилия как ценности на уровне сознания и условиями ненасильственного взаимодействия с окружающей действительностью [220; С.29].

Мы установили, что ненасилие как общечеловеческая ценность характеризуется организацией взаимодействия с детьми, построенной на таких принципах, как достижение состояния позитивной открытости по отношению к себе, по отношению к детям. Преодоление тревожности, страхов, чувства неполноценности в процессе обучения и воспитания, как у самого педагога, так и у студентов; обеспечение возможности для осуществления свободного выбора в процессе обучения и воспитания.

Вместе с тем в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердилось правильность выдвинутой нами гипотезы, и позволило сформулировать следующие выводы:

1. Раскрывая смысловое содержание понятия «ненасилия как общечеловеческой ценности», мы можем сказать что:

- идея ненасилия, входя в систему ценностей человека, выступает как мировоззренческая идея,

- определяет ценностные ориентации индивидуума (студента как будущего педагога) - является одним из центральных личностных новообразований;

- выражает сознательное отношение человека к окружающей действительности и в этом своем качестве предполагает широкую мотивацию его поведения;

- оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности, на убеждения и взгляды человека на мир, на отношение к себе, к природе, к окружающим его людям.

2. Определяя критерии и уровни принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза, диссертантом было обосновано:

- критериями, позволяющими показать динамику принятия ненасилия как общечеловеческой ценности являются: ранговое место идей ненасилия в иерархии ценностей; подготовленность студентов как будущих педагогов к ненасильственному взаимодействию с ребенком (субъект-субъектные взаимоотношения); проявление позиции ненасилия в реальном поступке;

- уровни сформированности позиции ненасилия студента будет проявляться в следующих показателях: ценностные ориентации; ценностное отношение к педагогической профессии; ценностное отношение к ребенку как субъекту познания. Характеристика их проявлений определяется по высоким, средним и низким показателям.

3. Педагогика ненасилия предусматривает три основных психолого-педагогических возможностей для принятия ненасилия. Первое - принятие собственной личности такой, какой она есть. Второе - осознание учащимся собственных психологических защит. Третье условие - научение терпимости.

Условием принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза стала реализация ненасильственных технологий в педагогическом процессе, на основе интеграции общечеловеческих ценностей. Этому способствовали в комплексе специальные курсы «Технологии духовно-нравственного воспитания детей, на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании» и «Ненасильственные технологии в образовательном процессе».

Формирование ненасильственной позиции может быть осуществлено посредством создания условий, благоприятствующих самостоятельному принятию позиции ненасилия и выработки на этой основе способности к ненасильственному взаимодействию.

В образовательном процессе можно выделить три группы ненасильственных технологий:

• технологии, связанные с оптимизацией отношения студента как будущего педагога к собственной личности и к другим людям;

• технологии, направленные на гуманизацию взаимодействия педагогов и учащихся;

• технологии, связанные с формированием у студента способности к ненасильственному взаимодействию.

4. Для того чтобы сформировать у детей элементы позиции ненасилия, студент как будущий педагог сам должен овладеть позицией ненасилия, уметь реализовывать её в практике. Общая технологическая цепочка по принятию студентом позиции ненасилия, включает ряд этапов:

Первый этап - обследование студентов как будущих педагогов, цель которого выявить тип их ориентированности на учебно-дисциплинарную или личностную модели взаимодействия с детьми, характер отношения к детям, способов воздействия на них.

На втором этапе организуется цикл теоретических семинаров по педагогике и психологии ненасилия для студентов как будущих педагогов в процессе комплекса специальных курсов «Технологии духовно-нравственного воспитания детей, на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании» и «Ненасильственные технологии в образовательном процессе».

На третьем этапе проводится серия психологических тренингов, создающих предпосылки для принятия ненасилия как общечеловеческой ценности, в процессе реализации в учебном процессе специального курса «Ненасильственные технологии в образовательном процессе».

5. Диссертантом была сконструирована модель принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами педагогического вуза, которая включает в себя следующие блоки: целевой; содержательный; процессуальный; диагностико-коррекционный. И реализация этих блоков на теоретическом и практическом уровнях - является становление и развитие ненасилия как общечеловеческой ценности у студентов в их системе ценностных ориентации.

Раскрывая сущность понятия «ненасилия как общечеловеческой ценности», мы выносим итоговую основу нашей модели:

• Ненасилие как альтернатива закону «уравновешивания», как жизне-утверждение.

• Ненасилие как особая сила.

• Ненасилие как преодоление эгоцентризма и выражение любви.

• Ненасилие как независимость.

• Ненасилие как способность к позитивному взаимодействию.

• Ненасилие как проявление толерантности. [178].

6. Предложены следующие научно-методические рекомендации для высшего педагогического образования, обосновывающие психолого-педагогические условия эффективного принятия ненасилия как общечеловеческой ценности студентами, это:

• оказание психолого-педагогической помощи студентам младших курсов в адаптации в условиях педагогического процесса, в-результате кото- / рой, они увереннее будут в собственных силах и способностях;

• насыщение педагогом гуманистическими и духовно-нравственными смыслами личностно-профессионального взаимодействия со студентами и ориентированность на ценностно-ориентированное обучение и воспитание; f

• обогащение субъектного опыта студента как будущего педагога ненасильственным взаимодействием с детьми.

Именно субъект-субъектные связи являются основой функционирования педагогики ненасилия. Ненасильственное взаимодействие предполагает сформированность у студента как будущего педагога ненасилия как общечеловеческой ценности, чем обусловливается развитие аналогичной ценности у учащихся.

Принятие студентами ненасилия как общечеловеческой ценности в педагогическом процессе предполагает обучение их сотрудничеству, преодолению агрессивных форм поведения, выработке умения разрешать конфликтные ситуации ненасильственными способами. Основное внимание должно быть уделено развитию способности к паритетному взаимодействию, сотрудничеству, способности согласовывать индивидуальные и коллективные цели, позиции, установки, что достигается посредством овладения искусством общения, развития навыков ведения диалога. Поэтому, немаловажное значение, приобретает формирование позитивной установки на другого человека и на самого себя.

В ходе исследования удалось подтвердить выдвинутую гипотезу и решить поставленные задачи. В этом смысле представленное нами диссертационное исследование нельзя считать исчерпывающим эту проблему. Оно представляет собой лишь один из возможных вариантов решения большой, многогранной и востребованной сегодня проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Магомедова, Марьям Курбановна, 2011 год

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Текст. / Г.С. Абрамова // Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 624 с.

2. Агафонова М.Ю. Автореферат. Проблема ненасилия в социальном познании. Текст. / М.Ю. Агафонова // Ростов-на-Дону, 2003 41 с.

3. Александров А.Д. Истина как моральная ценность.// Аксиология частное и общее. Текст. /А.Д. Александров //Новосибирск: Наука, 1987. 242 с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. Текст. / Ш.А. Амонашвили // М.: Амонашвили, 1996. 494 с.

5. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. Текст. /С. Ф.Анисимов // М.: Мысль, 1970.

6. Анискевич A.C. Терпимость преддверие мира: Задачи воспитания в духе ненасилия // Молодежь и будущее: Материалы Междунар. "Круглого стола" 21-23 сент. 1995 г., Текст. / A.C. Анискевич //Владивосток, 1995.

7. Антология ненасилия: пер. с англ.. [Текст] // Советско-американская инициатива «Golubka» -Москва-Бостон, 1991- 254с.

8. Апресян Р.Г. Идеал Текст. / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян // Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. -472 с. - С. 227-237

9. Апресян Р.Г. Мораль и рациональность. Текст. / Р.Г. Апресян // М.: Педагогика, 1995.-486 с.

10. Апресян Р.Г. Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. Текст. / Р.Г. Апресян // М.: Просвещение, 1996. 288 с.

11. Апресян Р.Г. Постижение добра. Текст. / Р.Г. Апресян // М.: Молодая гвардия, 1986.-207 с.

12. Апресян Р.Г. Этика ненасилия: Материалы международной конференции. Текст. / Р.Г. Апресян // М.: Просвещение, 1991. 487 с.

13. Аристотель. Соч.: в 4т. Текст. / М.: Мысль, 1976. - Т.4. - С. 278

14. Артманова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя Автореф. .докт. пед. наук. 13.00.01 общая педагогика. Текст. / Е.И. Артманова // М., 2000.

15. Арт-онг Джумсаи На Аюдхья, Лорейн Барроуз. Образование и развитие общечеловеческих ценностей Сатья Саи. Руководство для учителей. Текст. / А. Джумсаи, Л. Барроуз // СПб.: Изд. группа "Сатья", 1996, 130 с.

16. Артюхова И.С. Ценности и воспитание. Текст. / И.С. Артюхова // Педагогика.- 1999. № 4. - С. 117 - 120.

17. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. Текст. /В.Г. Афанасьев //-М.: Политиздат, 1981. С. 201 432 с.

18. Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности Текст. / И.Г. Афанасьева // М.: Изд-во МГУ, 1986.

19. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / М., 1986г.

20. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии Текст. / Б.С. Бра-тусь // Вопросы психологии. 1997. -№ 5. - С. 3-19.

21. Бобро Т.П. Ценностные ориентации учителя в условиях личност-но-ориентированного обучения. Автореф.дисс. канд. псих. наук. Текст. / М., 2007-22 с.

22. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. — 1995.-№4.-С. 29-36.

23. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская, Г.А. Бермус // Педагогика. 1996.- С. 72-80.

24. Вагин И.О. Психология зла. Практика решения конфликтов. Текст. / -СПб.: Питер, 2001. 192с. (Серия «Сам себе психолог»).

25. Валкер Д. тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов / пер. с нем. P.C. Эйвадиса. Текст. // СПб.: «Светлячок»; «Речь», 2001. - 128 с.

26. Ваниянц Д.Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи. Автореф. дисс. канд. Социол. наук. Текст. // Ставрополь, 2001.

27. Ваторопин A.C. Политические ориентации студенчества. Текст. / A.C. Ваторопин // Социологические исследования. № 6. 2000. С. 39 — 43

28. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. Текст. / сост. Л.Д. Филоненко; // ассоц. «Проф. образование». М.: АЛО, 1993.- 170 с.

29. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика. №12. Текст. /Ю.Р.Вишневский, В.Т Шапко // М., 2000, С. 56-64.

30. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. Текст. / В.Виндельбанд// СПб., 1904. 298 с.

31. Вшивцева JI.H. Ненасилие в культуре современного российского общества: дис. . канд. Филос. наук: 09.00.13 Текст. / JI.H. Вшивцева // Ставрополь, 2008. - 158 с.

32. Гокак В.К. Высказывание из поэмы на телугу. Текст. / V.K. Gokak // 1987.

33. Гаврилюк В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный поход). / СОЦИС, Текст. /2002, № 1.С. 99-101.

34. Гаджиева М.М. Дифференциация отношений учащихся к ценностям и ценностным Ориентациям в условиях кризисного состояния социума. Текст. / М.М. Гаджиева// Дисс. . канд. пед. наук, Махачкала, 2001.- 165 с.

35. Гасанов З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости Текст. / З.Т. Гасанов // Педагогика.2003.-N5.- С. 18-26.

36. Ганди М. Моя вера в ненасилие. Текст. / Вопросы философии 1992 №3.-С. 65-66.

37. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования Текст. / Б.С. Гершунский // Педагогика, 2002, №7

38. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия Текст. / А. Гжегорчик // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С.54-64.

39. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности Текст. // Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. - 495 с.

40. Горшкова В.В. Педагогика отношений. Комсомольск-на-Амуре: Текст. // Комс.-на-Амуре кН. Из-во, 1995. - 105 с.

41. Грядунов М. В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России Текст. / Автореф. Дисс. . канд. Соц. наук Москва 2009 24 с.

42. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. Текст. / -М., 1989. С.102-109.

43. Гуманизация образования императив XXI века: Сборник Текст. / Под ред. СР. Конеева. - Набережные Челны: Слово, 1998. - 379 с.

44. Гуманистические аспекты учебно-воспитательной работы: Сб. науч. тр. Текст. / М.: Университет РАО, 1995. - 136 с.

45. Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия. Текст. /Вопросы философии 1994 №6- С. 35-41.

46. Гусейнов А. А. Этика ненасилия Текст. // Вопросы философии. 1992. № 3 С. 72-81.

47. Гусейнов A.A. "Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов" Текст. / М., 1993.

48. Гусейнов A.A. Этика ненасилия веление времени. //12 мая 2004 года. / Доклад на II Российской научно-практической конференции "Религия в изменяющейся России". Текст. // Пермь. 11-12 мая 2004 год.

49. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. Текст. / A.A. Гусейнов, А.Г. Апресян. // М.: Гардарика, 1998. С 228. - 472 с.

50. Гусейнов, А. А. Великие моралисты. Текст. / A.A. Гусейнов. //М.: Республика, 1995-350 с.

51. Декларация и Программа действий в области культуры мира. Текст. / // Я гражданин Российской Федерации. - Вологда, 2003. - С. 13.

52. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя. Текст. / Автореф.дисс. Канд. Пед. наук. Петрозаводск, 2006 28 с.

53. Джумсаи А.О., Барроуз Э.Л. Образование и развитие общечеловеческих ценностей. Руководство для учителей. Текст. / — СПб., 1996.

54. Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России. Текст. / Н.И. Лапин, Л.А Беляев, Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравомыслов. М., 1996.

55. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. Текст. // Л.: Сов. Писатель, 1970. - 424 с.

56. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Текст. / Уфа, 1997.

57. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. Текст. / М.: Политиздат, 1967.

58. Духовные ценности советской молодежи. Текст. / А.И. Шендрик, Т.Л. Голубева. М., 1988.

59. Дюркгейм Э. Метод социологии. Текст. / М., 1991.

60. Дюркгейм Э. Ценности и реальные суждения. Текст. / // Социологические исследования, 1991, № 2, С. 106 — 114.

61. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни. Текст. / В.В. Емельянов // №9. М., 2001.

62. Ермолаева Н.Ю. Аксиологические основания и дидактические условия педагогики ненасилия (на материале отечественного образовательного опыта 70-80-х гг. хх в.). Текст. / Н.Ю. Ермолаева // Автореф. Дисс. . канд. пед. наук.: Мурманск 2007 - 24 с.

63. Жан Госс Ненасилие: Философия, этика, политика. Текст. / Жан Госс. // Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Наука, 1993.-188 с.

64. Жестокость. Милосердие Текст. / Ред.- сост. А.Ю. Коренев. // -Казань: Витязь, 1989. 174 с.

65. Замай И.В. Ненасилие в политических трансформациях на постсоветском пространстве. Текст. / И.В. Замай // Автореф. Дисс. канд. Полит, наук.: М., 2007-24 с.

66. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Текст. / А.Г. Здравомыслов // — М.: Политиздат, 1986. — 222 с.

67. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности Текст. / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов // Социология в СССР в 2-х тт.- Т.2 М., -1996.

68. Зеньковский В.В. Педагогика. Текст. // М.: Педагогика, 1996.153 с.

69. Зинурова Р. И. Использование общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студентов высшей технической школы. Текст. // Дис. канд. педагог, наук.: Казань, 1996 265 с.

70. Иванов В.М. Христианство и ненасилие Текст. / В.М. Иванов // Принципы ненасилия. М.,1999.

71. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориента-ций молодежи в период реформ. Текст. // Молодежь в условиях социально — экономических реформ. СПб, -1995.

72. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой Текст. / И.А. Ильин // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. С. 307326, 339-353, 360-416; 426-448, 470-479.

73. Каган М.С. Философская теория ценности. Текст. // С.- Пб.: ТООТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

74. Кадырова Б.М. Становление политической и правовой теории ненасилия: Л.Н. Толстой и М.К. Ганди Текст. / Автореф. дисс. канд. Юрид. наук. Астана: Казахский гуманитарно-юридический ун-т, 2007. - 26 с.

75. Кант. И.К вечному миру. Текст. / М. 1989.

76. Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. Текст. / — 1993.-№№4-5-С. 2-8.

77. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В.А. Караковский- М.: Творч. педагогика, 1993 80 с.

78. Карсавин Л.П. Малые сочинения. Текст. / — СПб.: специальная литература, 1994. 346 с.

79. Каширин А.Ю. Этика толстовства Текст. / Автореф.дисс. канд. филос. наук. М., 2002 22 с.

80. Кинг М. Л. Любите врагов ваших. Текст. / Вопросы философии 1992 №3.

81. Кинг М.-Л. Паломничество к ненасилию //Этическая мысль Текст. / Общ. ред. Гусейнова А. А. М: Республика, 1992.

82. Кинг М.Л. Философия ненасилия: Шесть принципов Текст. / // Антология ненасилия. Москва-Бостон, 1991.

83. Киреев Г.Н. Сущность ненасилия Текст. / Г.Н. Киреев. М., 1990.

84. Кирьякова A.B. Ориентация личности в мире ценностей. Текст. / Magister", международный психолого-педагогический журнал, N4, 1998, М., с. 37-50.

85. Кирякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценно-стей.Текст. / Оренбург, 1996.

86. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. Текст. / М.: Академический проект, 2005 — 192 с.

87. Климова Н.И. традиция ненасилия в истории русской педагогической мысли (60-е г. XIX — нач. XX вв.). Текст. / Автореф.дисс. Канд.пед.наук. Калуга 2009 24 с.

88. Козлова А.Г. За педагогикой ненасилия — будущее. Текст. / А.Г. Козлова СПб., 1996.

89. Кондратьева И.В. Педагогические особенности формирования элементов ненасильственного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Текст. / Дис. канд. психол. наук.: М. 1999 - 234 с.

90. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Текст. / -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. С. 24-142.

91. Кочурова Л. Г. Формирование гуманистических ценностей у студентов вуза в процессе обучения. Текст. / Автореф. канд. пед. наук: Киров 2007 24 с.

92. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Текст. / М., - 1998.

93. Левада Ю.А. Люди и символы. Символические структуры в общественном мнении. Заметки для размышлений. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Текст. / 2001,№6(56). С. 7.

94. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции Текст. / / Д. А. Леонтьев // Вопр. филос. 1996. - N4.

95. Лесохина Л. Н. Молодежь и учеба. Текст. / М.: Знание, 1988 260с.

96. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Текст. / СПб. 2000.

97. Лоренц К.З. Агрессия: (Так называемое «зло»): Пер. с англ. Текст. / М.: Прогресс, 1994. - 271 с.

98. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. Текст. / — М.: Республика, 1994. -131с

99. Луценко O.A. Педагогические условия становления позиции ненасилия у студентов педагогического вуза. Текст. / Дисс.канд. Пед. наук. Хабаровск, 2005 234 с.

100. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей Текст. // Научно-художественный журнал (искусство, религия, история) «Поиск истины Дагестан». - 2003, № 910, С. 46-50.-74 с.

101. Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы специального образования. Текст. / Д.М. Маллаев // Вып. 2. Махачкала, 2003. С. 3 5.

102. Маллаев Д.М. Культура-образование-духовность. Текст. / Д.М. Маллаев // Научно-художественный журнал (искусство, религия, история) «Поиск истины Дагестан» №11-13 2004, с.43-36. - 74 с.

103. Маллаев Д.М. Концепция формирования адаптивной саморазвивающейся личности нового Дагестана // Культура личностно-развивающего пространства. Текст. / Д.М. Маллаев // Махачкала, 2003. С. 6 — 13.

104. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду: методическое пособие. Текст. / -М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

105. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика ненасилия. Текст. / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров // М.: Наука, 1993. -81 с.

106. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности. Текст. / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров // М.: МГПИ, 1987. - 90 с.

107. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Социально-психологический тренинг по ненасилию. Часть 1. Текст. / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров // М.: Педагогика, 1994. - 25 с.

108. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 26., ч. III. Текст. / М.: Политиздат, 1974. - 632 с. С.307

109. Махатма Ганди Текст. / Сост. В.А.Василенко. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

110. Маяцкий В.Б. Общечеловеческие ценности в свете альфапсихоло-гии. Текст. / Астрахань 2004.

111. Мелешко Е.Д. Учение JI.H. Толстого о непротивлении злу насилием, изложенное в изречениях //Принципы ненасилия: классическое наследие. Текст. / Е.Д. Мелешко М. 1992.

112. Мелешко, Е. Д. Философия непротивления JI. Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт Текст. / Е. Д. Мелешко Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI. Н. Толстого, 1999.

113. Методические материалы по курсу «Духовно-нравственное воспитание личности на основе общечеловеческих ценностей». Текст. / Д.М. Маллаев, Р.Н. Миронова // Махачкала, ДГПУ, 2004.

114. Методическое пособие для инструкторов Текст. / (Перевод с англ. Ю.П. Семендуевой) // СПб., 2004. 208 с.

115. Методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании. Текст. / Д.М. Маллаев, М.К. Магомедова // Махачкала, 2006 144 с.

116. Модель //Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. Текст. / - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - С. 817.

117. Мухаметзянов Ф.А., Синюк А.И., Вагапова P.P. Аксиологический подход к реализации болонского процесса в высшей школе. Текст. / Казанский педагогический журнал. 2008. - № 3. - С. 61 — 66.

118. Наливайко H.B. Насилие-ненасилие в современном образовании: педагогика ненасилия как философская проблема. Текст. / Н.В. Наливайко // Автореф.дисс. канд. пед. наук.: Новосибирск 2004

119. Насилие, агрессия, жестокость / Гл. ред. A.A. Гусейнов. Текст. / -М.: Академия, 1990. 149 с.

120. Немов P.C. Психология. Текст. / P.C. Немов // М., 1995. С. 310311

121. Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс). Текст. / М., ИВИ РАН, 2000. - 302 с.

122. Ненасилие: Философия, этика, политика. Текст. / Отв. ред. A.A. Гусейнов. II Мл Наука, 1993., С. 21.- 188 с.

123. Никандров Н.Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания /Текст. / Н. Д. Никандров // Православие в современном обществе Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI. Н. Толстого, 1999 - С. 521.

124. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания Текст. / Н.Д. Никандров // Педагогика.- 1998.- № 3.- С. 3-10.

125. Нюдюрмагомедов А.Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурной среде Текст. /А.Н. Нюдюрмагомедов //- Махачкала, ИПЦ ДГУ -2005

126. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего / Сочинения: В 2 т. Текст. / Ф. Ницше // М.: Мысль, 1990. - Т. 2. -829 с.

127. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. Текст. / А.ПОгурцов // М.: Наука, 1993. - 213с.

128. Омарова Г.А. Духовно-нравственное воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей Текст. / Г.А Омарова // Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Республика Казахстан, Алматы, 2010. — 32 с.

129. Осницкий А.К. умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся Текст. / А.К. Осницкий //Вопросы психологии. —1992.-№ (1-2)-С.52-59.

130. Педагогика ненасилия в истории педагогической мысли: Сб. ст.молодых учёных и студентов / Под ред. К.С Вангор. Текст. / Москва -Белград: Антари, 1994. - 76 с.

131. Педагогика ненасилия: реалии и перспективы: Тез. докладов Шестой Всероссийск. конф. (Магнитогорск, 22 24 ноября 1993 г.) / Гл. ред. В.К. Скволин. Текст. / - М.: Наука, 1993. - 114 с.

132. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. СА. Смирнова. Текст. / М.: Академия, 1998. - 512 с. 86-88

133. Первая помощь при насилии. Пособие для учителей и воспитателей по ненасильственному разрешению конфликтов в работе с детьми и молодежью. / Под ред.С.А. Подольского. Текст. / СПб., «Сударыня», 2005, 254 с.

134. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра / Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии: Пер. с нем. Текст. / С.-Пб.: Петербург - XXI в., 1995. - 445

135. Перлз Ф.С. Гелыптальт-подход и свидетель терапии: пер. с нем. Текст. / М.: Молодая гвардия, 1996. - 240 с.

136. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Текст. / Автореф. докт. пед. наук Москва 1999 .

137. Петров В.А. Социальные традиции студенчества в Новое время. //Студенчество как социальный феномен: история и современность. Текст. / Материалы студенческой научной конференции философского факультета СПбГУ. 2000 г. С. 56.

138. Пойзнер Б.О. О стимулах становления человека и смены его ценностей. Текст. / Б.О. Пойзнер //Высшее образование в России. — 1996.- №3.-С.57.

139. Принципы ненасилия / Под ред. Р.Г. Апресяна. Текст. / М.: Пар-сифаль, 1991. -232 с.

140. Пряхин Н.Г. Философия ненасилия: история и современность: социально-философский анализ: Автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 Текст. / СПб., 2006 22 с.

141. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. Текст. / М., 2001.

142. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) Текст. / З.И. Равкин // Педагогика. -1995.-№5.-С. 87-90.

143. Разин A.B. Ценностная ориентация и благо человека. Текст. / A.B. Разин // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. —№ 1.-С. 77-85.

144. Рашковский Е.Б. Сатьяграха: революция ненасилия Текст. / //Путь. Международный философский журнал. 1993;

145. Редина И. В. Формирование ценностных ориентаций подростков в условиях современного российского общества. Автореф. Дисс. . канд. соц наук. Текст. / М. 1999 - 24 с.

146. Рерих Н.К. Врата в будущее. Текст. / М.: Междунар. Центр Рерихов, 1990.- 242 с.

147. Рерих H.K. Светлые врата: (О воспитании). Текст. / Новосибирск: Словесник, 1996. - 47 с.

148. Риккерт Г. О понятии философии Текст. / Г. Риккерт М.: Логос, 1910. Кн. 43 с.

149. Риккерт Г. О системе ценностей //. Науки о природе и науки о культуре. Текст. / Г. Риккерт М., 1998. - С. 128-129. 365 с.

150. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности Текст. / Г. Риккерт// М.: Логос, 1912-1913. Кн. I и II. 35 с.

151. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений. Текст. / // Философские науки. 1989. - № 6. - С. 89-93.

152. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. англ. Текст. / K.P. Роджерс; общ ред и предисл. Е.И. Исениной. — М.: Изд. Группа «Прогресс»: Универс, 1994. С 39. 480 с.

153. Рубен А. Семинар-практикум по ненасилию Текст. / А. Рубен // Философские науки. 1991. №12;

154. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии. -2-е издание. Текст. /М., 1976.

155. Садовский В. Н. Основания общей теории систем, Текст. / М.,1974.

156. Севостьянова Н.Г. Добро и Зло // Новейший философский словарь /Текст. / Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 223.- 896 с.

157. Севостьянова Н.Г. Ценность// Новейший философский словарь /Текст. / Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - с. 798. - 896 с.

158. Семененко М.И. Гуманизация политической деятельности в концепции ненасилия: Автореф. дис. канд. полит, наук: Текст. / Украина. 2001 16с

159. Сенько Ю.В. Учитель Ученик: возможность понимания // Учебное пособие /Текст. / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 50 с.

160. Сергеичева Г.Г. Теория и методика гуманистического воспитания детей 3-7 годов жизни в процессе литературно-ролевой игры: автореф. . докт.пед.наук. Текст. / Брянск, 1999. - 32 с.

161. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 216 с.

162. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. Текст. / М.: Клуб «Реалисты», 1997. - 336 с

163. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. Текст. / А.П. Скрипник М.: Просвещение, 1992. - 238 с.

164. Смоляниченко В.А. Ценности ненасилия в сознании российской молодежи. Дисс. . канд. Социол. Наук. Текст. / М., 2003 145 с.

165. Советский энциклопедический словарь. Текст. / Под ред. А.М.Прохорова, М., 1984. С. 1462

166. Соколова Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию. Текст. / Р. Соколова // Свободная мысль. 1994. - № 1. - С.,52-61.

167. Солдатова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. Текст. / Г.У. Солдатова М., 2000.

168. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. Текст. / М.: «Республика», 1994. — 463 с.

169. Студенческая молодежь и реформы: динамика массового сознания (Опыт конкретно — социологического анализа). Текст. / Гегель Л.А., Григорьев Б.Ф., Левашов В.И., Москвичева Л.И. М., 1994.

170. Суббето А.И. Ценности в системе общественного интеллекта. «Ценностная война» и защита ценностной самоидентификации российской цивилизации Текст. / А.И. Суббето // «Академия Тринитаризма». М., Эл № 77-6567, публ. 10815, 14.11.2003

171. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. Текст. / И.А. Сурина М., 1996.

172. СЭС /Советский энциклопедический словарь Текст. / // Под ред. A.M. Прохорова. М.: «Советская энциклопедия», 1981.- С.1168 - 1600.

173. Толерантность в общественном сознании России. Текст. / М.,1998.

174. Толерантность и согласие Текст. / Под ред. В.А.Тишкова. М.: ИЭА РАН, 1997.

175. Толстой JI. Н. Педагогические сочинения Текст. / JL Н. Толстой; Сост. и авт. вступ. ст. Н. В. Вейкшан (Кудрявая).- М.: Педагогика, 1989.

176. Толстой JI.H. В чем моя вера?: Сб. статей Текст. / JI. Н. Толстой; Сост., вступ. ст. и коммент. Б. Ф. Сушкова Тула: Приок. кн. изд-во, 1989.

177. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Текст. / В. П. Тугаринов Д.: Изд-во ЛГУ, 1968;

178. Уолцер М. О терпимости. Текст. / М.Уолцер М.: «Идея-Пресс»,2000.

179. Усанов Р.Т. Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей (X-XII вв.). Дис. . канд. филос. наук: Текст. / 2006

180. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Текст. / К.Д. Ушинский М.: Педагогика, 1973. - 350 с.

181. Филиппович Е.С. Толстой Л.Н. (Антология гуманной педагогики). Текст. / М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 1996. - 224 с.

182. Философия ненасилия Л.Н. Толстого: точки зрения: коллективная монография. Текст. / Екатеринбург: Изд-во Урал, университета, 2002.

183. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- С. 764 - 840 с.

184. Философская энциклопедия. Текст. /М., 1970. Т.5. С.462

185. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: Пер. с нем. Текст. / В.Э. Франки М.: Прогресс, 1990.- С. 187 - 336 с.

186. Фромм Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. —269 с.

187. Фромм Э. Душа человека. Текст. / Э. Фромм.-М., 1992. С.107.

188. Фромм Э. Искусство любить Текст. / Э. Фромм СПб.: Азбука,2001.

189. Хамаганова Р. В. Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Текст. / Бурят.гос.ун-т.-Улан-Удэ,2004. 25 с

190. Ценности культуры и современная эпоха. Текст. / ИФ РАН. М.,1990.

191. Ценностно мотивационные ориентации студентов ВУЗов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования). Текст. / Саратов, 1996.

192. Ценностной мир современного студенчества (Социальный портрет студенчества). Текст. / Под редакцией A.A. Козлова, В.Т. Лисовского, З.В. Синкевича.// Серия: Система воспитания в высшей школе. Вып.4. НИИПВШ. М, 1972.

193. Ценностной мир современной молодежи: на путь к мировой интеграции. Текст. / Науч. редакторы В.К. Криворученко и В.В. Долгов. Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул, 1990.

194. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. Текст. / М.: Знание, 1978;

195. Ценностный мир современного студента. (Социологическое исследование) Текст. / Под ред. В.Т. Лисовского и Н.С. Слепцова. М., 1992.

196. Ценность // Философская энциклопедия. Текст. / М., 1970. Т. 5. С. 462.

197. Шадская A.B. Мир «Азбуки» Льва Толстого: Кн. для учителя Текст. / A.B. Шадская, В.Б. Ремизов, H.A. Трофимова, И.В. Ежов; Науч. ред. В.Б. Ремизов-Тула, 1995.

198. Шалимова Т.Г. Насилие и ненасилие в условиях деполяризации тендерных идеалов: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.05Текст. / Саранск, 2004 200 е.,

199. Шарова Е.Б. Формирование ценностных ориентаций студентов в период обучения в высшем учебном заведении. Дисс.канд. Социл. Наук. Текст. / Тюмень, 2004, С. 68, 205 с.

200. Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе. Текст. / Вопросы философии 1992 №8

201. Шаталова A.A. Игра в ГПД как один из методов педагогики ненасилия.

202. Шахторина Е.В. Формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию: дисс. канд. пед. наук Текст. / Е.В. Шахторина. Калининград, 2000. - 208 с.

203. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро и жизнеутверждения //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Текст. / - М., 1990.

204. Шишмакова Е.В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условие их личностного саморазвития: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / Е.В. Шишмакова; Хабар, пед. ун-т. Хабаровск, 1997.-20 с.

205. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие. Текст. / М.: МИРОС, 1994.

206. Электронный учебный комплекс материалов по философии. Под ред.: Гречко П.К., Вержбицкий В. В. / http ://www.ido.rudn.ru/ffec/philos/ph 15 .html

207. Юнг К.Г. Психологические типы Текст. / К.Г. Юнг// М.: Университетская книга: ACT, 1996. 716 с.

208. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Текст. / В.А. Ядов // М.: Наука, 1979, с.45 — 166.

209. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И.С. Якиманская.// М.: Сентябрь, 1996 96 с.

210. Clark G., Sohn L.B. World Peace through World Law. Two Alternative Plans. 3 ed. enlarged. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1966;

211. Gokak, V.K. and Rohidekar, S.R., (circa 1981), Teacher' Handbook for the Course in Human Values, Sri Sathya Sai Books and Publications Trust, Prasan-thi Nilayam, Andhra Pradesh, India.

212. Holmes R.L. On War and Morality. 1994;

213. Holmes R.L. The Morality of Nonviolence //Concerned Philosophers for Peace Newsletter. 1995. № 2;

214. Kluckhon C. Values and orientations in the theory of actionII Toward a general theory of action/ Ed by T. Parsons, Shils./ Cam bridge, 1951. P. 388.

215. Koontz T. J. Christian Nonviolence: An Interpretation //The Ethics of War and Peace: Religious and Secular Perspectives /Ed. by. Nardin T. Princeton N.J.: Princeton University Press, 1995;

216. Meyer T. Education in Human Values. Copenhagen, 2000. 202 p

217. Moore С W. The mediation process: practical strategies for resolving conflict. San Francisco: Jossey-Bass, 1986;

218. Seely R The Handbook of Non-Violence. West Port: Lakwill Press,1986.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.