Проблема человека: экзистенциально-антропологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Верещагина, Галина Николаевна

  • Верещагина, Галина Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 197
Верещагина, Галина Николаевна. Проблема человека: экзистенциально-антропологический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ставрополь. 2005. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Верещагина, Галина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА "ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА"

В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

1.1. Экзистенциально-антропологическая проблематика и ее теоретические основы в современной западной философии.

1.2. Истоки отечественной традиции построения образа человека.

1.3. Взаимовлияние и интерконтекстуальность русской и западной экзистенциальной антропологии.

ГЛАВА 2.ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ РЕФЛЕКСИИ ЭКЗИСТЕНЦАЛНОЙ АНТРОПОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ ЗАПАДА И РОССИИ.

2.1. Экзистенциальная аналитика как исток онтологического обоснования категории экзистенции.

2.2. Метафизические опыты поиска сущности человека: философия духа и апофеоз беспочвенности.

2.3. Трансрациональный и космистский подходы к проблеме человека и его бытию.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема человека: экзистенциально-антропологический анализ»

Актуальность темы исследования. Кризис личностной аутентичности, связанный с нарушением целостности и гармоничности экзистенциально-бытийственных взаимосвязей человека и окружающего мира, наиболее явственно обозначивший свои сущностные параметры после Второй мировой войны, приобрел в условиях глобализации самоочевидное значение актуальной философско-антропологической проблемы постсовременности.

Актуализация экзистенциально-антропологической тематизации связана с тем, что проблема человека зачастую оставалась в тени общефилософских представлений о мире, а в процессе экспликаций антропных категорий терялась специфика их содержания относительно особенности самоидентичности человека и описания его бытия. Проблема человека часто локалзовывалась в рамках социально-философского дискурса, в результате чего анализ феномена человека приобретал социоцентрическую ориентацию, а сам человек не рассматривался как самостоятельный объект философской рефлексии, а лишь как субъект общественных отношений.

Всевозрастающая регламентация общественной жизни, усиление бюрократизации и стандартизации производственной, общественной и личной жизни человека сковывают многообразные возможности внутреннего мира человека; рядовая личность не может проявить в полную меру свои способности, найти силы, способствовавшие бы сохранению собственной аутентичности.

Реалии рубежа XX-XXI веков превращают индивидуальность в новую онтологическую силу, а обращение к экзистенциально-антропологическому анализу, к концептуализации вечно мятущейся и ищущей субъективности, разворачивающейся в направлении уникализации "экзистенции", актуализируют проблему человека как самоочевиднейшую в широком смысле философскую задачу.

Историческая ситуация современной России, в которой происходит мучительный поиск социальной, политической, экономической, а также культурной идентичности, где проблему человека пытаются решить, ориентируясь лишь на создание гражданского общества, делают актуальными исследования наследия экзистенциональной антропологии всего наилучшего, что создано в этой области философско-антропологической мысли.

Степень разработанности проблемы. Предтечей философской антропологии была немецкая романтическая философия XIX века и "философия жизни" (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей). Немалый вклад в разработку феномена человека внесли романтики. Среди поэтов и мыслителей романтического направления можно выделить таких, как К. Карус, Ф. Шеллинг, И. Бахофен.

Желание глубже и основательнее изучить биологическую природу человека привело в 20-х годах XX столетия к возникновению нового философского направления - антропология, представленного такими мыслителями, как М. Шелер, X. Плеснер и А. Гелен. Эти философы не только пытались вслед за И.Кантом выделить и представить в некоей целостности накопленные философией прозрения и интуиции о человеке. Они непосредственно обратились к человеку как природному созданию.

Основы экзистенциальной антропологии были заложены еще в XIX веке датским теологом и философом Серенном Кьеркегором. Своим методом экзистенциальная антропологии обязана феноменологии Э. Гуссерля.

Отвергая рациональное познание как не соответствующее тому предмету, с которым имеет дело философия, экзистенциализм, который возник в различных странах в различные годы, выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности, и опираясь, главным образом, на Э. Гусерля (М. Хайдеггер, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр), В. Дильтея (М. Хайдеггер, К. Ясперс), отчасти на интуитивизм А. Бергсона. Испанский экзистенциалист Х.Ортега-и-Гасет в центр внимания своей философии поставил социальные проблемы. Он впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.

Стоит заметить, что в экзистенциализме, как и других направлениях философии, проявляется национальная специфика. Так, можно говорить о немецком, французском, итальянском экзистенциализме. По другим основаниям направления экзистенциализма группируются по рассматриваемой проблематике: одни экзистенциалисты называют свое учение "позитивным экзистенциализмом" (Н. Аббаньяно), другие считают себя христианскими экзистенциалистами (К. Ясперс, Г. Марсель), третьи проповедуют атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Особой фигурой стоит немецкий философ М. Хайдеггер, "фундаментальная онтология" которого буквально навеяна экзистенциальной проблематикой.

Экзистенциальная антропология использует разнообразные и новые средства для распространения своих идей. Дело в том, что она более, чем другие философские течения, обладает способностью влиять на культуру, искусство, а через него и на так называемого "массового человека". Идеи экзистенциализма вышли за рамки философских трактатов и лекционных курсов, рассчитанных на специалистов, и широко проникли в различные жанры художественной литературы: прозу, поэзию, драматургию, публицистику, а также в кинематографию, изобразительное искусство. Философия и экзистенциальная антропология в особенности в значительной мере воздействуют на современное западное искусство, видят в нем средство собственного самоутверждения. Воплощение своих идей посредством художественных образов экзистенциализм использует как более действенную и широковещательную, по сравнению с научными трактатами. Философы-экзистенциалисты часто обращаются к художественному творчеству. Среди них много писателей, особенно во Франции. Основная проблематика экзистенциализма - человек и смысл его жизни - не может быть безразличной писателям и художникам. Поэтому близкие к экзистенциализму настроения проявлялись у таких писателей прошлого века, как А. Сент-Экзюпери, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Ж. Ануй и др.

По сравнению с западной, отечественная антрополого-экзистенциальная традиция сильно тяготеет к религиозной теологической проблематике. Эта традиция столь обширна, что, по мнению специалистов, обобщающий труд о русской религиозно-экзистенциальной философской мысли конца XIX-XX веков до сих пор не создан. Однако имеется (порой весьма противоречивая и спорная) значительная литература по названной проблеме, небезынтересная и для современного исследования данной темы. В числе сочинений по интересующей нас теме - труды Н.А. Бердяева, воззрения которого представляют собой одну из первых в Европе разновидностей христианского экзистенциализма. Философия Н.А.Бердяева антропоцентрична, т.к. в центре его философских размышлений всегда стояли проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти. Огромный вклад в разработку темы, которая является центральной для данного исследования, внес В.В. Зеньковский, автор фундаментального исследования «История русской философии». По мнению В.В.Зеньковского, философская мысль России, оставаясь преимущественно религиозной, концентрировалась вокруг трех основных тем: личность, свобода, социально-этические проблемы. Большое внимание он уделил взаимосвязи и взаимодействию русской и западноевропейской философской мысли, отстаивая при этом оригинальность отечественной философской мысли.

Интерес представляют труды Н.М. Зернова, Н.О. Лосского, Э.Л. Радло-ва, Ф.А. Степуна, О.Г. Флоровского, Б.В. Яковенко, Н.П. Полторацкого, посвященные проблемам человека в русской философии.

Основная особенность раскрытия антропологической темы в русской философии заключается в универсальном подходе к проблеме человеческого существования. В ней никогда не пытались выделить учение о человеке в отдельную область, хотя проблема человека всегда была главной. Справедливо будет заметить, что каждый из русских философов, касавшийся этой темы, рассматривал ее по-своему. Так, например, B.C. Соловьев, C.J1. Франк решали проблему человека через всеединство, Богочеловечество. Интересное понятие внес в русскую философскую антропологию П.А. Флоренский - антроподицея, т.е. оправдание человека. Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, М.М. Та-реев основой проблемы человека считали поиск смысла жизни.

Однако религиозная линия развития отечественной антропологии не является единственной. Так, можно говорить и о существовании во второй половине XIX века научно-материалистической антропологии, среди представителей которой можно назвать М.А. Антоновича, Н.А. Добролюбова, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова и особенно Н.Г. Чернышевского.

Русская философия всегда была тесно связана с художественной литературой. Герои художественных произведений русских писателей и поэтов (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И.С. Тургенева) являются идеальными типами человека в русской философской антропологии. Особенно глубокий философско-антропологический смысл имеет творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, принадлежащих как литературе, так и философии.

В новейшем периоде развития отечественной экзистенциально-антропологической мысли особого внимания заслуживают работы Л.Е. Мо-ториной, М.К. Мамардашвили, Е.М. Махарова, В.Ю. Сухачева, Б.Г. Ананьева, Н.Н. Моисеева, В.И. Каширина, Н.П. Медведева, Е.А. Сергодеевой, И.С. Бакланова.

Указанные работы затрагивают самые различные аспекты проблемы, рассматриваемой в настоящей диссертации, но задача проведения компаративистского анализа проблемы человека в экзистенциально-антропологической мысли России и Запада еще достаточно далека от своего однозначного решения и требует продолжения исследований, прежде всего, в рамках антропологического и культурологического анализа. s

Объект исследования: проблема человека в антропологических системах.

Предмет диссертационного исследованиях антропологические конфигурации экзистенциальной философии.

Целью работы является компаративистский анализ проблемы человека в экзистенциально-антропологической мысли России и Запада.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и реализацию следующих исследовательских задач:

1. Проанализировать особенности экзистенциально-антропологической проблематики и ее социально-онтологического основания;

2. Рассмотреть философские истоки становления антропологической мысли в России;

3. Установить особенности взаимовлияния и интерконтекстуально-сти русской и западной экзистенциальной антропологии;

4. Выявить общее и особенное в западных философско-антропологических теориях экзистенциальной философии;

5. Проанализировать эмансипационный потенциал экзистенциаль-ноО-антропологических теорий;

6. Показать особенности русской экзистенциально-антропологической традиции в осмыслении проблемы человека;

7. Рассмотреть альтернативные философские подходы к исследованию феномена человека в рамках отечественной экзистенциальной антропологии XX века.

Общетеоретической и методологической основой исследования явилось единство традиционного логико-философского анализа и классического системного подхода к проблеме человека. Для обоснования многообразия человекопонимания и миропонимания привлечены принципы и базисные положения современной философской антропологии и онтологии человеческого бытия. Особое значение получили принципы системности, всесторонности и конкретности. Вместе с тем, компаративистская специфика диссертационного исследования обусловила использование сравнительно-типологического и историко-генетического методов, что позволяет глубже раскрыть особенности и различия подходов к проблеме человека. В работе также использовался ряд общелогических методов, среди которых выделяются анализ и синтез, индукция и дедукция, формализация и абстрагирование.

Теоретической основой исследования послужили базовые понятия и концепты, содержащиеся в трудах, монографиях отечественных и зарубежных мыслителей - философов, социологов, теологов. Концепция несводимости человека как сущности и явления к другим сущностям положена в основу анализа различных антропологических подходов и их сравнения.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Уточнены особенности экзистенциально-антропологической проблематики и ее социально-онтологические основания.

2. Выявлены философские истоки отечественной традиции построения образа человека;

3. В процессе компаративистского анализа раскрыт характер взаимовлияния и интерконтекстуальности русской и западной экзистенциальной антропологии;

4. В ходе рассмотрения западных философско-антропологических концепций выявлено общее и особенное в описании специфичности человеческого бытия;

5. Уточнен эмансипационный потенциал экзистенциально-антропологических теорий;

6. Определены особенности русской экзистенциально-антропологической традиции в осмыслении проблемы человека;

7. Выявлены различия антрополого-метафизических подходов в русской философии XX века.

Положения, выносимые на защиту:

1. Объективные процессы исчезновения культурной и национальной идентичности, обезличивания, деперсонизации глобализируемого социума вызывают нарастающее сопротивление в индивидуальном сознании, причем, это сопротивление по-разному выражается в зависимости от мировоззрения и среды, в которой живет человек в обществе. Экзистенциализм же предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем "религиозного или философского порыва". Ставя в центр внимания человека, экзистенциализм утверждает, что может научить людей, стоящих на краю некой бездны, называемой "пограничная ситуация", сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха, и тем самым выступает не только как "философия отчаяния", но и как философия утешения. Иначе говоря, экзистенциально-антропологическая мысль является не просто видом философской рефлексии, но и выступает как особая идеология и социальное мировоззрение.

2. В русской философии жизнь человека, ее цель, задачи и смысл понимаются с позиций принципа всеединства, посредством которого раскрываются сложные взаимоотношения человека и мира, человека и общества, человека и истории. Противоречие между свободой личности и принципом всеединства в русской религиозной философии преодолевается посредством раскрытия понятий "соборности", софийной природы мира и человека, его нравственного совершенствования. Тогда как в русском космизме, который генетически связан с русской религиозной философией, решение проблемы человека связывается с развитием науки и утопичными проектами социального развития и антропологической эволюции.

3. Несмотря на сущностные и методологические различия отечественного и западного философского человекопонимания и миропонимания, можно говорить об интерконтекстуальности и взаимовлиянии экзистенциальной антропологии Европы и России. Объективно это связно с определенной идентичностью процессов, наблюдаемых в культурах обоих цивилизаций, когда проблема человека, его сущности и места в мире стала играть ведущую роль в умонастроениях интеллектуалов, что нашло отражение в художественных произведениях и литературных поисках. Субъективно появление интерконтекстуальности связано с возникновением единого интеллектуально-проблемного поля и появления экзистенциально-антропологического дискурса, где философы Запада и России полемизировали друг с другом, что объективно способствовало становлению компаративистского духа в указанной области антропологии.

4. Несмотря на самоманифестацию философской антропологии как особого направления антропологической мысли, фактически ее можно считать разновидностью экзистенциальной антропологии, как это показывает ее сравнение с экзистенциальной аналитикой. В рамках германской школы философской антропологии центральной является проблема незавершенности человека и поиск достижения полноты, источник которой, в противоположность всем остальным универсальным источникам "человеческого", должен обеспечить бытию человека основу и целостность.

4. Свобода выступает как одна из основополагающих характеристик человеческого духа, по крайней мере, центра его бытия. Рефлексия отечественных философов изначально нацелена на эмансипацию человека от пут общественного и исторического, на прорыв к трансцендентному, тогда как в большинстве ранних экзистенциальных западных концепций постулируется возможность освобождения человека от его зависимости от органического, от жизни и всего того, что относится к жизни, следовательно, и от его собственного интеллекта, органически связанного со сферой инстинктов. В более зрелых, собственно экзистенциальных концепциях Запада делается акцент на освобождение человека от давления общества, что привело не только к появлению соответствующей разновидности левой идеологии, но и способствовало, в конечном итоге, реальной социальной эмансипации людей не только на Западе, но и в других культурно-цивилизационных регионах.

5. Общими чертами отечественной экзистенциальной философии являются религиозная окрашенность (и как следствие - обращение к трансцендентному), стремление к созданию условий для аутентичности и эмансипации человека, рефлексия над трагичностью бытия мира, общества и человека. Альтернативой отечественной экзистенциальной философии является русский космизм, где трансцендентальная направленность трансформируется в утопическую, в связи с чем трагичность миропонимания сменяется оптимизмом.

6. Присутствуют очевидные различия в человекопонимании у видных представителей отечественного экзистенциализма. Так, в романтически оптимистической философии духа Н. Бердяева центральной является проблема свободы, исток которой видится в иррациональной пред-бытийственной безосновности, трансцендентной по своему характеру. В скептическом подходе Л. Шестова присутствует противопоставление разума и бытия человека, проявляющегося во всей своей трагичности. В противовес иррационализму и персонализму отечественного экзистенциализма в трансрациональном подходе С. Франка наблюдается максимальная онтологизация проблемы человека в контексте взаимосвязей человека и мира, что сближает данный подход с западной экзистенциальной аналитикой.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертация является одной из работ, в которой человеческая субъектность рассматривается как новая онтологическая сила глобализирующегося мира; выявления общего и специфического в постановке и решении проблемы человека с позиций экзистенциально-антропологического анализа.

Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в учебных курсах философии, философии человека и социологии, а также некоторых спецкурсах. Вместе с тем, материалы диссертации, разработанные и примененные в ней методологические подходы могут служить основанием для дальнейшего сравнительного анализа некоторых фундаментальных проблем философии и обществоведения.

Результаты диссертации могут быть использованы на междисциплинарном поле, найти применение в других областях науки, в различных сферах духовной и материальной деятельности.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 7 публикациях, общим объемом 8,2 п.л. Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования докладывались автором и были обсуждены на конференциях различного уровня:

- Международная научно-практическая конференция «Российская образовательная система: юридические, экономические и общекультурные проблемы вхождения в единое информационное и образовательное пространство Европы» (Ставрополь, 2005 г.),

- Межрегиональная научно-практическая конференция «Россия в условиях глобализации: философские, культурные и политические проблемы» (Не-винномысск, 2004 г.),

- Межрегиональная научно-практическая конференция «Образование в эпоху постсовременности: философские, социологические и политические проблемы» (Невинномысск, 2005 г.),

- Научно-практическая конференция «Наука, эксперимент, практика» (Невинномысск, 2002 г.).

Результаты работы были положены в основу спецкурсов «Центральная проблематика русской философской мысли и специфика ее проявления в различные эпохи», «Основные проблемы философии экзистенциализма», которые читаются для студентов педагогического факультета Невинномысско-го государственного гуманитарно-технического института. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры социальной философии и этнологии СГУ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка. Общий объем работы - 193 страницы. В библиографическом списке использованной литературы -176 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Верещагина, Галина Николаевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Экзистенциальная аналитика имеет свой целью раскрытие сущности человеческого бытия и утверждает, что в бытийном устройстве вот-бытие, присутствие является его основоструктурой, а потому выступает основанием и несобственного и собственного модусов человеческого бытия. Кроме того, со-бытие способно быть той структурой, благодаря которой становиться возможной встреча человека с Другим как принципиально другой реальностью.

2. Несмотря на самоманифестацию философской антропологии как особого направления антропологической мысли фактически ее можно считать разновидностью экзистенциальной антропологии. Здесь центральной является проблема незавершенности человека и поиск достижения полноты, источник которой, в противоположность всем остальным универсальным источникам "человеческого", должен обеспечить бытию человека основу и целостность. Особенно рельефно это проявляется при сравнительном анализе данного течения с экзистенциальной аналитикой Хайдеггера.

3. Основополагающими характеристиками духа, по Шелеру, могут служить такие, как свобода, экзистенциальная раскованность, раскрепощенность человека, по крайней мере, центра его бытия, от принуждения, давления, зависимости от органического, от жизни и всего того, что относится к жизни, следовательно, и от его собственного интеллекта, органически связанного со сферой инстинктов. Такое духовное существо не привязано более к окружающей его среде, оно свободно от нее и открыто миру. Дух, согласно Ше-леру, способен познать предметы мира в их собственном бытии, не в утилитарных целях и не под давлением различного рода инстинктивных потребностей, а ради самих вещей. Обращаясь к проблеме отношения души и тела, Плеснер пришел к выводу, что существуют определенные законы корреляции между формой тела и формами окружающего мира. Это законы организации жизни и жизненной сферы, которые охватывают растительный, животный и человеческий типы жизни. Кроме того, в силу своей эксцентричности "творя себя лицом", человек неизбежно отличает "себя" от "себя самого" в актах совершаемых выборов, обнаруживая свою открытость миру и негаран-тированность собственного бытия.

4. Особенностями отечественной экзистенциальной философии являются религиозная окрашенность, обращение к трансцендентному, стремление к созданию условий для освобождения человека, рефлексия над трагичностью человеческого бытия. Наблюдаются отличия в понимании человека у лидеров отечественного экзистенциализма. Так, в философии духа Бердяева центральной является проблема свободы. Личность имеет онтологическое значение, ибо личность - это духовное начало, а дух по своей природе персоналистичен, он является главным условием целостности личности и предстает в ней как изначальная идея и образ Бога в человеке. Личность не исчерпывается ни природой, ни социумом, ни даже полом, но наоборот, личность возвышается над всем этим. В подходе Шестова присутствует противопоставление разума и бытия человека, проявляющегося во всей своей трагичности. Необходимость и конституирующий ее власть разум держатся на страхе человека перед непостижимым. Непостижимое не подвластно разуму и потому не дает человеку никаких гарантий устойчивого бытия.

5. В противовес иррационализму и персонализму отечественного экзистенциализма в трансрациональном подходе Франка наблюдается максимальная онтологизация проблемы человека в контексте взаимосвязей человека и мира, что сближает данный подход с западной экзистенциальной аналитикой. В частности, человек, по Франку, открывает непостижимое, лежащее позади всей предметной действительности как измерение бытия, которое находится в самом средоточии личности. Русский космизм предполагает иной подход, который по своему характеру является крайне оптимистическим. Однако парадоксом является то, что, пытаясь решить проблему человека с помощью науки, по своему характеру теории русских косми-стов в антропологическом плане становятся утопичными.

182

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятия «человек» и «культура» обладают сопряженными смыслами. Становление человека происходит через усвоение культуры, посредством погружения человека в ее смысловой контекст. В то же время человек сам творит культуру. Культура, таким образом, есть воплощение творческих сил человека, механизм накопления и развития человеческого опыта. Посредством своей жизнедеятельности человек как бы связывает природу и культуру, естественность и искусственность бытия. Сама природа человека заключается в его искусственности. В этом смысле культура выступает как форма преодоления человеком самого себя. Благодаря культуре человек прерывает исключительно природные закономерности и генетическую память, бесконечно расширяет свои возможности через память истории и культуры и ее творческий потенциал.

Культура поднимает человека из животного мира чувств и действий в мир смыслов.

И, наконец, человек есть не только существо природное и культурно-историческое, но и вечное (вселенское). Отношение преходящего и вечного в человеческом бытии - это осевое отношение, выражающее всю драматичность, таинственность и напряженность существования человека. Преходящее может быть осмыслено как особый момент вечного. Именно контекст вечности наполняет смыслом человеческую жизнь и человеческую историю, а сама история выступает как способность человека пережить вечность во времени. Из всего животного царства только человек осознает конечность своего бытия, только человек знает, что он должен умереть. Это порождает основную драму его жизни. С противоречием вечного и преходящего связано определение смысла жизни каждого отдельного человека.

Вечное в человеке понимается не как прошлое или будущее, не как истоки и перспективы, и не как глубинная сущностная тайна его бытия; оно присутствует в настоящем, в конкретной живой повседневности и проявляет себя в особом состоянии духа, в преодолении себя самого, в постоянном «зановорождении». Такое состояние духа присутствует у человека в моменты любви или творческого вдохновения, когда он как бы преодолевает свои пространственно-временные границы, то есть освобождается от тягостных переживаний по поводу своего конечного бытия. Каждая из выделенных форм жизни (способов бытия человека) имеет многомерную структуру, а сам человек с точки зрения сторонников системного подхода представляет собой открытую систему. На определенном этапе развития человека (или человечества) какая-либо из форм жизни становится определяющей и начинает играть роль системообразующего фактора.

Все антропологические школы так или иначе включают в свои концепции исследование данных форм жизни человека - или все одновременно, или акцентируют одну из них. Так, этологические концепции большое значение уделяют природному фактору, наследуемому генетически. Культурно-исторические и социологические школы развивают, в основном, деятельно-стный подход, подчеркивая социальную сущность человека, его объективацию в культуре. На раскрытии противоречий между природным и культурно-историческим в человеке основывается психоаналитический метод. Экзистенциализм, христианская антропология рассматривают человека на пересечении культурно-исторического и вечного бытия.

Для познания целостного человек, его сущности и бытия необходим сегодня синтез методов и методологий как рационального (категориального) плана, так и экзистенциального. Они взаимодополняют друг друга. Их синтез в исследовании человека позволяет в определенной мере преодолеть разрыв между организующей идеей человека и результатами конкретных научных исследований, который по мере накопления научных знаний продолжает углубляться. Синтез современных философских методов позволяет описать горизонт проблематичности человека и выявить основные экзистенциалы его целостного жизненного опыта.

Как самостоятельная научная проблема философско-культурологического анализа "Проблема человека" в экзистенциональноантропологической мысли России и Запада обладает безусловным эвристическим потенциалом и может быть определена в следующих границах возможного исследования.

1. Представляется необходимым продолжить дальнейшую работу по прояснению процессов взаимовлияния отечественной и западной экзистенциальной антропологии. Вместе с тем углубленный анализ процессов экспликации интерконтекстуальности данных образов человекопонимания в рамках западной и российской философских традиций поможет вывести "Проблему человека" на новый уровень понимания экзистенциальной сущности человека и тех вызовов, с которыми столкнулась мировая цивилизация в начале XXI века.

2. Компаративистский анализ антропологических направлений не только в рамках экзистенциальной традиции, но например, и структурали-стическом и культур-антропологическом контекстах обладает значительными возможностями формирования в широком смысле интеллигибельных социальных программ, как в социальной политике, так и в сфере образования.

3. Наконец, в условиях глобализации современного социума представляется возможным переосмысление наследия современной экзистенциальной антропологии с учетом политических, экономических и культурных реалий. Это позволит более адекватно и корректно решать насущные задачи, стоящие перед человеком и современным социумом. Среди этих задач, которые, безусловно, имеют и экзистенциально-антропологической контекст, следует назвать борьбу с терроризмом, проблему обоснования отмены или введения смертной казни, вопросы клонирования и эвтаназии.

185

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Верещагина, Галина Николаевна, 2005 год

1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. - СПб.: Алетейя, 1998. - 320 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: ПИТЕР, 2002,- 282 с.

3. Антропологическая проблематика в западной философии. М.: изд-воМГУ, 1991,-78 с.

4. Антропологические идеи в русской и мировой культуре (сборник обзоров). М.: ИНИОН, 1994. - 116 с.

5. Андреев А.П. Проблема человеческого существования в аспекте фило-софско-профетического теизма Н.А. Бердяева // Вест. Башкир, ун-та.-Уфа, 1998.

6. Андриенко Е.В. Проблема понимания сущности человека как амбивалентной системы в восточной и западной традициях // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Тез. докл. V Междунар. конф. Новосибирск, 1999.

7. Алексеев В.А., Маслин М.А. Русская социальная философия конца 19 -начала 20 века: психологическая школа.- М.: изд-во исслед. центра по пробл. управления качеством подготовки специалистов, 1992,- 192 с.

8. Алексеев П.В. Философская концепция С.Л.Франка // Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Наука, 1992. - 154 с.

9. Асмус В.Ф. Шестов и Кьеркегор// Философские науки. 1972. - №4.

10. Барабанов Е.В. Лев Шестов: голос вопиющего в пустыне// Наше наследие,- 1988- №5.

11. Баранова-Шестова Н. Жизнь Л.Шестова. В 2 т. Париж. - Преа либре, 1983.-200 с.

12. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Онеса, 1994. -252 с.

13. Батова Н.К. Гуманизм философии Л.Шестова. М.: КМК, 1992,- 157 с.

14. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Терра- Кн. Клуб, 1993. -382 с.

15. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека.//Царство духа и царство кесаря. М.: ACT, 1995.-165 с.

16. Бердяев Н.А. Проблема человека. К построению христианской антропологии // Бердяев Н.А. Самопознание. J1.: Наука, 1991. - 192 с.

17. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: ACT, 1989,678 с.

18. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.: Прогресс, 1994,- 644 с.

19. Бердяев Н.А. С.Л.Франк. Непостижимое // Путь,- 1939,- № 60.

20. Бердяев Н.А. Я и мир объектов.// Философия свободного духа. М.: ACT, 1994.-265 с.

21. Бибихин В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998. -575 с.22. Библия.-М., 1979.

22. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: философия существования. -СПб.: Лань, 1999.-222 с.

23. Бубер М. Проблема человека. М.: ИНИОН, 1992,- 146 с.

24. Буева Л.П. Философская антропология: предмет, "поле проблем", место в системе философии // Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. М.: Наука, 1995,- 281 с.

25. Булгаков С.Н. Соч. В 2 т., М.: Наука, 1993. - 426 с.

26. Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. М.: Праксис, 2003.-268 с.

27. Бурханов Р.А. Проблема человека в философии Макса Шелера // Немецкая философия конца XIX-первой половины XX века.- Екатеринбург: изд-во Урал, 2002. 242 с.

28. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.- М.: Наука, 1988 -516 с.

29. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: изд-во Урал, 1991,-235 с.

30. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства или Абсолютный реализм С.Л.Франка//Вопросы философии.-1999, -№5,

31. Гайденко П.П. Прорыв к транцендентному. М.: Республика, 1997,- 494 с.

32. Гайденко П.П. Философия свободы Н.Бердяева. М.: Республика, 1996.382 с.

33. Гайденко П.П., Богомолов А.С. Экзистенциализм М.Хайдеггера // Современная буржуазная философия. М.: Республика, 1978,-215 с.

34. Гальцева Р.А. Иск к разуму как дело спасения индивида // Р.А.Гальцева. Очерки русской утопической мысли. М.: Наука, 1992,- 204 с.

35. Гарднер К. Между Востоком и Западом. М.: изд. Фирма «Вост. лит.», 1993,- 123 с.

36. Герцик Е.Л. Шестов // Наше наследие.- 1989,- №8.

37. Голенков С.И. Хайдеггер и проблема социального. Самара: изд-во са-марск.унив-та, 2002,- 129 с.

38. Горшенева И.Б. Проблема "человека в истории" в освещении немецких философов и идеологов конца XIX-XX в.в. // Новик,- Воронеж, 2002,-Вып.7.

39. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986.- 222 с.

40. Губин В.Д., Некрасова Е.П. Философская антропология. М.: Унив. кн., 2000,- 235 с.

41. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы,- М.: ЭКСМО, 2003,- 446 с.

42. Гуревич П.С. Проблемы целостности человека //Личность. Культура. Общество. 2001. -Вып.7.

43. Гуревич П.С. Человек в авантюре саморазвития //Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.- 414 с.

44. Гусев Г.И. зов идеала.// Вопросы философии. 1999,- №5.

45. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризисевропейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.

46. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений.: В 30 т. М., 1928-1958.

47. Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX- первой половины XX века./ Тамбов.: изд-во Тамб. ун-та, 2000.

48. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX в.в. В 2 т. -СПб.: Алетейя, 2000. 612 с.

49. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Франк C.JI. Предмет знания. СПб.: Питер, 1995,-212 с.

50. Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург: изд-во Урал, унив-та, 1995.- 228 с.

51. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. -Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1995.- 281 с.

52. Ермичев А.А. Введение в богопознание по С.Л.Франку // Франк С.Л. Реальность и человек. СПб.: Питер, 1997,- 234 с.

53. Ермичев А.А. С.Л.Франк философ русского мировоззрения.// Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Питер, 1996.- 251 с.

54. Ерофеев В.В. Культура и философская антропология // Вопросы философии. 1988. -№9.

55. Жихарева Т.Ю. Иррационализм и проблема человека в западноевропейской и русской мысли в XIX-XX в.в. // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Тюмень. 2000.

56. Жог В.И., Тохтабиев С.А. Две традиции решения проблемы субъективно-объективных отношений в антропологическом и сциентическом направлениях современной буржуазной философии // Критика современной буржуазной философии. М.: Мысль, 1982,- 325 с.

57. Заволочная Г.Н. В поисках "абсолютного блага": С.Л.Франк о смысле жизни // Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: КМК, 1992,- 162 с.

58. Завольская Г.Н. Проблема личности в философии С.Л.Франка. М.: Мысль, 1993,- 139 с.

59. Зайцев В.В. Философская антропология Н.А.Бердяева и современность. -М.: Мысль, 1998,- 138 с.

60. Закутин Л. С. Л.Франк. Душа человека // Новый журнал. -1965. № 81.

61. Зеньковский В.В. История русской философии. М.:ЭКСМО-Пресс,2001.-894 с.

62. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М:Шк.пресс, 1993.-271 с.

63. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ-й в. Париж: YMCA-press, 1974.-382 с.

64. Зимянина Е.В. Философия человека в системе С.Л.Франка. М.:ЭКСМО,2002,- 193 с.

65. Иванова В.А Представления о человеке в изменяющейся научной картине мира. Барнаул: Мысль, 2000,- 153 с.

66. Игнатов А. Черт и сверхчеловек //Вопросы философии. 1993. - №4.

67. Иванова М.В. Экзистенциальная антропология Э.Фромма / Ред-кол.журн.: Вестн. Санкт-Петербург, гос. ун-та. Сер.:Философия. -СПб., 1992.

68. Ильин И. А. Семен Людвигович Франк и его место в русской философии и русской культуре // Вестник РСЗД. -1966. -№172.

69. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая) / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: Греко-лат. каб. Ю.А.Шигалина, 1996. -557 с.

70. История философии: Энциклопедия,- Мн.: Ээсти раамат, 2002,- 538 с.

71. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.471 с.

72. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтарь. Мн.: Ээсти раамат, 2000,- 477 с.

73. Камю А. Ницше и нигилизм. Историко-философские исследования: Ежегодник. Вып.1. М., 1991.

74. Капец В.П. Проблема человека в православной философии // Правосла76

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.