Проблема личности и ее самоосуществления в истории европейской философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Янковская, Людмила Васильевна

  • Янковская, Людмила Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 171
Янковская, Людмила Васильевна. Проблема личности и ее самоосуществления в истории европейской философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Краснодар. 2000. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Янковская, Людмила Васильевна

Введение.

Глава 1. Становление проблемы личности в западноевропейской философии.

1.1. Формирование приоритетов проблемы личности в философии. Классическая концепция личности.

1.2. Иррационалистическая концепция личности.

Глава 2. Личность в современной европейской философии.

2.1. Антропологические, персонал истические и экзистенциалистские концепции личности в западноевропейской философии.

2.2. Личность как синтез природного, социального и трансцендентного.

2.3. Личность в русской философии XIX - XX веков.

Глава 3. "Самоосуществление" как интегративное качество личности.

3.1. Осуществляющая себя личность в истории западноевропейской философии.

3.2. Самоосуществляющаяся личность в русской философии.

3.3. Теоретическая модель осуществляющей себя личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема личности и ее самоосуществления в истории европейской философии»

Актуальность темы исследования. Понятие личности в философии -одно из основополагающих для постижения человеческого бытия в мире. На протяжении веков оно определялось по-разному, было предметом дискуссий и разночтений, продолжающихся и сегодня. Во многом это связано с тем, что "личность" совсем не очевидное в человеке, требующее рассуждающего осмысления и развернутых интерпретаций, фоном которых являются авторские концепции личности в истории философии, с одной стороны, и общее для них проблемно-тематическое поле исследования - с другой. В таком ракурсе проблемно-тематическим полем выступает "самоосуществление" личности.

В самых общих чертах оно представляет собой единство самоопределения и самореализации личности в делах, отношениях и связях человеческого бытия, возвышающегося от природного к духовному в культуре и обществе. Так понятое "самоосуществление", не ограничивающееся элементарными и бытовыми проявлениями повседневности, задает умножающиеся перспективы развития человечества не в анонимных, но личностных формах бытия.

Проблемой здесь является именно специфически человеческое бытие в качестве личности, отождествляемой с субъектом самостоятельной жизнедеятельности и, одновременно, с родовой сущностью, не только присваиваемой, но и умножающейся деятельностью и общением людей. В них, динамически дополняющих друг друга, личность переступает положенные ей обществом и конкретной культурой пределы, не ограничивается ближайшим окружением и ситуационной данностью, но выходит за границы "эмпирического" в умопостигаемое "трансцендентное", где утверждает общечеловеческие ценности долженствования в формах, от мыслителя к мыслителю развивающихся и, что особенно важно, воспитывающих человечество и облагораживающих нас духовностью, расширяющей и углубляющей основы нашего открытого творчеству бытия. Привнесение в него личностных установок, новаций и эмоций, оказывающихся продуктивными тенденциями развития, достаточно полно объясняется самоосуществлением личности как персонализацией, ведущими средствами-способами которой являются, прежде всего, "трансцендирование" и "объективация".

Всем известно высказывание: личностью не рождаются - ею становятся. Как единство социально-типического и индивидуального, она, это отмечал еще психолог А.Н. Леонтьев, есть системное и "сверхчувственное" качество человека, не выводимое из приспособительной деятельности индивида.

В истории философии "сверхчувственное" как раз и было обозначено как "трансцендентное", порождающее в личности, устремленной к высотам духовности, новые смыслы бытия. В свою очередь, они обретают постоянство в сознании человека и человечества и становятся не просто проявлением бессознательного и надсознательного в нас и культуре, не только идеальными ориентирами, но и материализуемыми в деятельности и общении людей способами понимания, трансляции знаний и эмоций с помощью т.н. "объективации". Она заключает в себе не только "овеществление", препятствующее дальнейшему развитию жизненных проектов, но и устойчивость сознания, воли, направленность духовных процессов, возможность выбора себя, преодоление обстоятельств и, даже, самотождественность личности.

В горизонтах современности самоосуществляющаяся личность все более настоятельно заявляет о себе как главном ресурсе развивающегося человечества. Но если в Западной Европе за личностью и ее проявлениями стоит многовековая традиция, то в русской философии личностная проблематика была специально осознана только в середине XIX века. К тому же, политическая ситуация двойной смены социального строя России уже в нашем веке не могла способствовать непредвзятому осмыслению теоретических проблем личности, всегда имеющих выход в практику социальной жизни. Все это привело к тому, что тематика "личности" разрабатывалась в нашей стране больше в плане психологии, чем в философии.

Но какими бы яркими и значительными не были психологические исследования, они не могут заменить собой философию.

Целостное рассмотрение фундаментальных проблем личности на материале западноевропейской и русской философии делает его актуальным для нас не только в плане восстановления невостребованных традиций, но и их дальнейшего укрепления и творческого развития.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексность изучения личности и ее самоосуществления, относящихся к "вечным вопросам" философии, требует многократного возвращения к ним с позиций современности, в которой найденные ранее подходы и представления не просто дополняются, но и конструктивно изменяются в свете новых перспектив и неизвестных прошлому ценностей.

В нашей философии проблема личности традиционно рассматривалась на стыке с социологией и психологией (общей и социальной). Среди работ этого плана: монографические исследования С.Л. Рубинштейна "Бытие и сознание". М., 1957, Б.Г. Ананьева "Человек как предмет познания". Л., 1968, А.Н. Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность". М. 1975, И. С. Кона "Социология личности". М., 1967, и "В поисках себя: личность и ее самосознание" М., 1984, Л.П. Буевой "Социальная среда и сознание личности". М., 1968, К.А. Абульхановой-Славской "Деятельность и психология личности". М. 1980, A.B. Петровского "Личность. Деятельность. Коллектив". М., 1982, A.A. Бодалева "Психология личности". М. 1988, Б.С. Братуся "Аномалии личности". М., 1988, А.Г. Асмолова "Психология личности". М., 1990, Ю.М. Орлова "Восхождение к индивидуальности". М., 1991, В.А. Петровского "Феномены субъективности в развитии личности". Самара, 1997 и др.; сборники текстов "Психология личности". М., 1982, "Психология индивидуальных различий". М., 1982, "Психология личности" в 2-х томах. Самара, 1999 и др. Из переводных публикаций нельзя не назвать: Л. Сэв "Марксизм и теория личности". М., 1972, Дж. Марголис "Личность и сознание". М., 1986, Л. Хьелл, Д. Зиглер "Теории личности". СПб., 1997 и К.С. Холл, Г.

Линдсей "Теории личности". М., 1997. В числе обобщающих проблематику личности изданий следует особо выделить книгу Т.М. Ярошевского "Личность и общество". М., 1973, статью Н. Лобковица "Что такое личность?" //Вопросы философии, 1988, 2 и исследование В. Брюнинга "Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние" //Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург - Бишкек, 1997.

Из содержательного анализа и тематики приведенной литературы достаточно очевидно, что проблематика, заявленная в диссертации, специально в нашей философии целостно не рассматривалась, хотя некоторые ее частные аспекты были предметом обсуждения в книге П.П. Гайденко "Прорыв к трансцендентному", изданной 1997 году, и публикации 1998 года Б.С. Братуся, выявившего ряд отличий самоосуществления от самоактуализации, самореализации и т.п.

Таким образом, предложенный в данном диссертационном исследовании вариант понимания личности в единстве с ее самоосуществлением может стать еще одним аспектом многомерной концепции личности, созидаемой общими усилиями российских философов.

Цель и задачи исследования. В результате творческого развития философии в ней выявилась проблемная ситуация, концентрирующаяся вокруг вопросов личности и ее самоосуществления, формируемая потребностью в конкретизации наших знаний о возрастающей роли личности и расширении возможностей ее участия в динамике материального и духовного бытия в мире.

Поэтому целью данной работы является философское осмысление причастности личности к интеграционным процессам человечества и развитию нашей родовой сущности в результате личностных усилий и достижений, становящихся достоянием широких народных масс. Для этого личность должна быть не только сознательной и волящей, но и свободной в выборе приложения собственных сил и ресурсов духовности, выводящих ее за границы эмпирического и повседневного в умопостигаемое "трансцендентное", посредством творческого воображения и т.н. надситуационной активности, своеобразно "заряжающее" нас новыми возможностями и прозрениями в отношении будущего. Для этого у личности, как относительно автономного бытия в мире людей, есть действенные защитные механизмы от вторжения кого бы то ни было в ее самость.

Наряду с приведенной выше проблематикой изучения самоосуществляющейся личности, демонстрация таких защит и их позитивного содержания, выявленного философией, становится теоретически и практически важной установкой в объяснении осуществляющей себя личности.

Общей цели исследования подчинены следующие по значению задачи:

- воспроизвести достаточно полное и целостное понимание личности в истории европейской философии;

- конкретизировать его с помощью понятия самоосуществления;

- показать правомерность предложенных интерпретаций как одного из вариантов сформировавшейся в истории философии тенденции объяснения личности как многоуровневой целостности, являющейся самодостаточной во многих отношениях с миром.

Теоретико-методологической основой исследования является системное и компаративное (сравнительное) рассмотрение проблем личности в восхождении от абстрактного к конкретному как синтезу дополняющих друг друга определений и концепций в истории философии. Диалектическое взаимопревращение в нем логического и исторического позволяет объяснить самоосуществляющуюся личность не только в единстве бытия, сознания и жизнедеятельности, но и "бессознательного" и "надсознательного" в нас и культуре.

Диссертационная работа построена на теоретической базе произведений ведущих философов и некоторых психологов, рассуждавших о глубинных проблемах личности. Она состоит из двух частей: в первых двух главах -проблемно-исторической, в третьей - аналитической, перспективно объединяющей самоосуществляющуюся личность с т.н. родовой сущностью человечества, в становлении и развертывании которой - личность заглавная величина, самоосуществлением обеспечивающая во многом неоднозначное возрастание этой сущности в истории.

Научная новизна работы. В диссертации обосновывается ряд положений и выводов, новизна которых, по мнению автора, заключается в следующем:

1. История становления и развития понятия личности рассмотрена в единстве западноевропейской и русской философии.

2. "Личность" представлена в процессах самоосуществления, задействующих не только внутреннее и внешнее в ней, не только осознаваемое, но и иррациональное в человеке и культуре.

3. "Самоосуществление" объясняется с помощью "трансцендирования" и "объективации", которые включают в себя духовные процессы и новообразования, способствующие творчеству.

4. Предложена двууровневая модель личности, позволяющая увидеть в ней не только "социального индивида", но и в лице учителей человечества и первопроходцев духовности, - полюс новаций, изменяющий тенденции прошлого в настоящем и будущем.

5. "Родовая сущность" человечества соотнесена с самоосуществлением личности в истории, с ее возвышением до единства с Космосом и внесением новых смыслов в общечеловеческое бытие.

6. Обоснована настоятельная потребность гуманистического построения особой отрасли знания о личности - персонологии, включающей в себя соответствующие разделы гуманитарных и естественнонаучных дисциплин о человеке.

На защиту выносятся следующие тезисы:

- "личность", заявив себя "субстанцией разумной природы", отказалась в философско-религиозных рассуждениях от поверхностного отождествления себя с "ролью" и "маской" в обществе и осознала собственную глубинную связь с идеальным миром духовности;

- в философии Нового времени она стала пониматься осознающей себя "самостью", своеобразная противоречивость которой в Немецкой классической философии была осмысленна присутствием трансцендентального в эмпирическом мире человечества, земная основа которого была объяснена марксизмом диалектикой способа производства социальной жизни людей в обществе;

- иррационализм, напротив, усмотрел саморазорванность личностной самости в проявлении в ней тех или иных модификаций глубинных процессов "воли" или экзистенциальных выборов человеком того, что назовут неподлинным существованием;

- в философии второй половины XIX - XX веков, сделавшей центром своих устремлений все более разнообразящиеся проблемы личности, особый интерес стала вызывать ее способность, углубляя, расширять себя от бессознательного в человеке и человечестве до бесконечности и не ограничиваться предзаданными в обществе нормами и ценностями. Средствами-способами такого "возвышения" над действительностью как раз и являются "трансцендирование" и "объективация";

- философия, обеспокоенная ущемлением суверенности личности, стала особенно внимательной к возможностям самоосуществления и, вместе с тем, защиты от всего и всех, стремящихся манипулировать человеком. И здесь в одном ряду вместе с идеальными представлениями о "подлинном существовании" - апелляция к высшим смыслам бытия, к Богу, Вечности, вере, "соборности", "симфонической личности" и т.п., в которые входим не как части, но самостоятельные целостности, способные к творчеству как спасению от обезличивания;

- самоосуществление, являясь интегративным качеством личности, не ограничивается ни "опредмечиванием", ни "овеществлением", оно, будучи многоплановой и разноуровневой "объективацией", обеспечивает нашу самостоятельность и свободу для обретения личностью "лица необщего выражения" и вклада нашей самости в общечеловеческую родовую сущность, чему мы не только свидетели, но и соучастники общего дела и помыслов.

Теоретическая и практическая ценность работы, полагает диссертант, состоит в том, что ряд ее положений и выводов, возможно, будут способствовать развитию философской теории и могут быть использованы для образования и самовоспитания самоосуществляющейся личности.

Содержание диссертационного исследования может стать востребованным в учебном процессе при изучении проблем личности и в курсах по истории философии.

Апробация исследования. Основные итоги диссертационной работы докладывались на научных конференциях Кубанского государственного аграрного университета в 1998 - 2000 годах, на краевой научно-практической конференции молодых ученых и педагогов "Развитие социально-культурной сферы Кубани" (Краснодар, 11-13 декабря 1995 г.), на региональной научно-практической конференции "Биосфера и человек" (Майкоп, 12-15 сентября 1997 г.), на краевой научно-практической конференции "Проблемы и пути развития народного художественного творчества Кубани (Краснодар, 9-10 декабря 1997 г.), на международной научно-практической конференции "Новые способы мотивации труда и производства" (Анапа, 10-16 сентября 1998 г.), на международной научной конференции "Региональные аспекты информационно-культурологической деятельности" (Краснодар Новороссийск, 16-18 сентября 1998 г.), на международной научной конференции "Наследие A.C. Пушкина и информационная культура России" (Краснодар - Новороссийск, 9-11 сентября 1999 г.), на краевой научно-практической конференции "Молодежь и реформы: хозяева или рабы?" (Краснодар, 23 сентября 1998 г.), на краевой научной конференции "Христианство и культура" (Краснодар, 10 декабря 1999 г.).

По теме диссертации опубликовано:

11

Личность в социологии, социальной психологии и современной философии //Научное обеспечение АПК Кубани. Философия и культура. Краснодар, 1997, с. 48-55.

Личность и общество (в соавторстве) //Философия. Учебное пособие. Краснодар, 1997, с. 180-187

Личность как ноосферная составляющая биосферных процессов //Биосфера и человек. Майкоп, 1997, с. 155-156

Формирование личности в процессе образования и воспитания в школе //Проблемы и пути развития народного художественного творчества Кубани. Краснодар, 1998, с. 119-121

Творческая мотивация личности //Новые способы мотивации труда и производства. Краснодар, 1998, ч.2, с. 196-198

Региональные приоритеты в социокультурном пространстве личности //Региональные аспекты информационно-культурологической деятельности. Краснодар, 1998, с. 50-52

Региональные приоритеты в молодежной культуре //Кубань: молодежная политика и молодежное движение. Краснодар, 1998, с. 42-43

Самосознание поэта в творчестве А.С. Пушкина (Читая Пушкина с Соловьевым в руках) // Наследие А.С. Пушкина и информационная культура России. Краснодар, 1999, с. 73-75

I. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Философию всегда интересовал вопрос: Чем определяется поведение людей? Для объяснения представления о сложности и, одновременно, предсказуемости поступков человека было выработано понятие личности, развивающееся на протяжении веков и остающееся дискуссионным и сегодня.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Янковская, Людмила Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая основные выводы по проблеме личности и ее самоосуществления, развернутые в последнем параграфе третьей главы диссертационного исследования, следует отметить, что всеми своими достижениями в повседневности и истории человечество обязано личностям. В истории европейской философии личность выступает специфически человеческим, прежде всего, духовным, бытием, персонально заявляющим о себе и самоосуществляющимся в поступках и отношениях к миру и собственному месту в нем. Личность - центр творческого самостроения человека, нравственное и эстетическое начало жизни вообще, а также гарант ее позитивного развития.

В философии личность во многом оценочное понятие, строящееся в координатах той или иной системы долженствования, свободы и самоосуществления. Последнее выступает интегративным качеством развивающейся личности, определяющими свойствами которого являются трансцендирование и объективация, задающие направленность и целостность персонализации смыслов и отношений к миру и человечеству в собственном, сопряженном с другими, пространстве духовности.

Личность" в европейской философии, прежде всего, индивидуальная форма, хотя предлагаются и иные, "соборно-симфонические", варианты, существования и воплощения духа в человеке. Являясь самотождественной во всех своих проявлениях, она обеспечивает собственную целостность, не только спонтанно, но и целенаправленно преодолевая в самосознании, деятельности и общении любую фрагментарность и распад на частные функции в обществе. Выступая в нем интегратором "ролей", "масок" и норм социального взаимодействия, личность своей "надситуационной активностью", относительной автономностью и ценностным отношением к миру выходит за пределы эмпирического в трансцендентное, наделяя очевидными для нее смыслами и интерпретациями совокупное человеческое бытие. Тем самым оно становится больше и содержательнее наличной действительности, ограниченной конкретным временем и локальным пространством.

Такой выход во вневременное и "вечное", задействующее бессознательное в нас и надсознательное в культуре, осуществляется многими способами-средствами объективации, без чего невозможна т.н. тематизация субъективного мира личности, порождающая не только тексты, события и поступки, но иной, по сравнению с природой, тип детерминации, который в единстве эмоций, интеллекта, воли, дел, конфликта и диалога творческих личностей пересоздает характер эпохи и изменяет мировосприятие новых поколений.

В диссертации предложена двууровневая модель личности, как, во-первых, социального индивида и, во-вторых, на самом высоком духовном уровне, как своеобразного полюса трансцендентного в эмпирическом. На втором уровне личность как бы заряжается энергией бесконечности и моментами становится вровень с ней. По мысли ряда философов (Шопенгауэр - о "мире идей", Шелер - об "идеации", Юнг о первообразах и имперсональном типе творчества, Хаксли и др.), на такой предельной вершине духовности качества субъекта и объекта в ней стираются и возвышаются до всеединства с Космосом и целостностью вселенского бытия.

Конечно, так понятая личность не может быть, в соответствии с философской традицией XX века, тотально и адекватно объективирована, но самоосуществляется она разнообразными способами, сначала самоопределившись в конкретных ситуациях наличного существования, а затем и самореализовавшись в нем с помощью все тех же объективации и трансцендирования, если подручного материала обыденной повседневности недостаточно.

Самоосуществление" вводит в проблематику личности не только внутреннее в ней, нередко называемое самостью, но и, что очень важно для любого самоосуществления, связь личности с действительным миром, в котором осуществляется ее свобода и собственный выбор в совместном бытии людей.

Именно в нем оформляется и проявляет себя устремленная в будущее родовая сущность человека, сначала в значимых для человечества личностных новациях и творческих процессах одиночек, а затем - в приобщении к ним всех, заинтересованных в переменах и обретающих в нововведениях способность к переиначиванию старого в себе и мире.

В философии все это отзывается чередой вопросов и ответов на тему того, что происходит с нашей всечеловеческой сущностью, почему и как. И она предлагает решения и обсуждает интерпретации, которые в силу ее специфики способны раздвигать казалось бы очевидные горизонты за пределы однозначных, уже истершихся от долгого хождения истин и найденных в прошлом перспектив.

Так произошло и с "личностью", в осмыслении которой сегодня рождается особая отрасль человекознания - персонология. Пока она заявила о себе только

169 " в психологии , так или иначе апеллирующей в западном варианте к прагматизму, психоанализу и экзистенциализму, но в осмыслении "самоосуществления", как отмечает Б.С. Братусь, она слишком часто останавливается на постулировании врожденных потребностей в личности и "замыкается эгоцентрическим смысловым уровнем"170. Для его дополнения в русской философии и марксистских исследованиях личности есть интересные возможности.

Персонология, включающая в себя, кроме психологии, философии, социологии и биологию, этику, эстетику, религиоведение и культурологию, способна комплексно и адекватно объяснить поведение личности не как объекта манипулирования, но самоосуществляющегося субъекта возрастающей его делами и духовностью родовой всечеловеческой сущности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Янковская, Людмила Васильевна, 2000 год

1. Аббаньяно H. Мудрость философии. СПб., 1998. - 311 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-335 с.

3. Августин А. Исповедь. M., 1991. 487 с.

4. Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти //Вопросы философии, 1998, 7, с. 58-65

5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.

6. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. 199 с.

7. Бодалев A.A. Психология личности. М., 1988. 188 с.

8. Боэций Т.С. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1990. -414 с.

9. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. 383 с.

10. Бердяев H.A. Самопознание. М. Харьков, 1997, с. 249-619

11. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.

12. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. 383 с.

13. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности //Вопросы философии, 1999,11, с. 81-91

14. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 303 с.

15. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние //Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург Бишкек, 1997, с. 209-410

16. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 268 с.

17. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 463 с.

18. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. 415 с.

19. Булгаков С.Н. Философия хозяйства //Соч. в 2 тт. М.,1993, т. 1, с. 49308

20. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997. 489 с.

21. Гегель Г. Наука логики. М, 1972, т. 3, с. 288-310

22. Гегель Г. Феноменология духа //Соч. М., 1959 г., т. 4, с. 99-123

23. Гегель Г. Философская пропедевтика //Работы разных лет в 2 тт., М., 1971, т. 2, с. 7-78

24. Гегель Г. Философия религии в 2 тт. М., 1977, т. 2, с. 200-333

25. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1977, т. 3, с. 326-381

26. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России //Соч. в 2 тт. М„ 1986, т. 2, с. 118-153

27. Герцен А.И. Письмо о свободе воли //Там же, с. 526-530

28. Герцен А.И. Роберт Оуэн //Там же, с. 281 -321

29. Джемс У. Психология. М., 1991. 369 с.

30. Донцов И.А. Самовоспитание личности: Философско-эететические проблемы. М., 1984. 285 с.

31. Зеньковский В.В. Наша эпоха //Русские мыслители в Европе. М., 1997, с. 308-345

32. Ильенков Э.В. Что такое личность? //Психология личности. Тексты. М., 1982, с. 11-19

33. История современной зарубежной философии: компаратитский подход. СПб., 1997. 478 с.

34. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. М., 1997, т. 1. 582 с.

35. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 415 с.

36. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения //Соч. в 6 тт., М., 1966, т. 6, с. 531-588

37. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане //Там же, т. 6, с. 5-23

38. Кант И. Критика практического разума //Там же, т. 4(1), с. 396-416

39. Кант И. Метафизика нравов в двух частях //Там же, т. 4 (2), с. 117 -137, 376-379

40. Кантор В.К. Личность и власть в России: Сотворение катастрофы //Вопросы философии, 1998, 7, с. 14-22

41. Карсавин Л.П. Основы политики //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993, с. 174-216

42. Кураев А. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. М., 1995. -416 с.

43. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.

44. Кон И.С. Социология личности. М. 1967. 383 с.

45. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода //Вопросы психологии, 1997, 6, с. 58-68

46. Культурология. XX век: Антропология. М., 1995. 703 с.

47. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. 504 с.

48. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 383 с.

49. Лебедев Б.К. Исторические формы социальных типов личности. Казань, 1976. 181 с.

50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

51. Лобковец Н. Что такое личность? //Вопросы философии, 1988, 2, с. 5464

52. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении //Соч. в 3 тг. М., 1985, с. 78-153

53. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М., 1994. 230 с.

54. Лютер М. Свобода христианина //Избр. пр. СПб., 1994, с. 16-54

55. Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986. 421 с.

56. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 517-642

57. Маркс К. Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //Там же, т. 4, с. 419-459

58. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 3, с. 1-4

59. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1858 годов //Там же, т. 46 (2) -618 с.

60. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Там же, т. 3, с. 7-544

61. Маритен Ж. Философ в мире. М. 1994. 192 с.

62. Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. с. 341 с.

63. Марсель Г. Быть и иметь. Агентство Сагуна, 1994. 160

64. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 425 с.

65. Монтень М. О том, что нужно владеть своей волей //Опыты. М. 1996, т. 2, с. 219-242

66. Мунье Э. Персонализм. М., 1992. 144 с.

67. Ницше Ф. Веселая наука //Соч. в 2 тт. М., 1990, т. 1, с. 491-719

68. Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся собою //Там же, т. 2, с. 693-769

69. Ницше Ф. К генеалогии морали //Там же, с. 407-524

70. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни //Там же, т. 1, с. 158230

71. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991, с. 13-522

72. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 287 с.

73. Ортега -и- Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. 369 с.

74. Ортега -и- Гассет X. Тема нашего времени //Что такое философия? М., 1991, с. 3-51

75. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 552 с.

76. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. 576 с.

77. Психология развивающейся личности (ред. A.B. Петровский). М., 1987.-239 с.

78. Психология личности в 2 тт. Самара, 447 е., - 543 с.

79. Психология личности. Тексты. М. 1982. 287 с.

80. Рассел Б. История западной философии. М., 1993, т. 2 445 с.

81. Руссо Ж.-Ж. Прогулки одинокого мечтателя //Избр. соч. в 3 тг. М., 1961, т.З, с. 571-663

82. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М. 1969. 703 с.

83. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. М. 1989, с.319-344

84. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека //Соч. в 2 тт., М., 1990, т. 2, с. 626634

85. Соловьев B.C. Оправдание добра //Там же, т. 1, с. 47 580

86. Соловьев B.C. Смысл любви //Там же, т. 2, с. 493-547

87. Социальная психология личности. М., 1979. 343 с.

88. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. 583 с.

89. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965. 296 с.

90. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания //Соч. М., 1994, с. 483-592

91. Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. СПб., 1993. 557 с.

92. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. Космология возможной эволюции человека. СПб., 1995. 160 с.

93. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989, с. 183-191, 349368

94. Фрейд 3. Я и Оно. М. Харьков, 1998, с. 709-1038

95. Фромм Э. Из плена иллюзий //Душа человека. М., 1992, с. 299-347

96. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. 238 с.

97. Фромм Э. Человек для самого себя //Психоанализ и этика. М., 1993, с. 19-190

98. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 114-130

99. Хаксли О. Вечная философия. "Ваклер", 1997. 330 с.

100. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. 606 с.

101. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994. 312 с.

102. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997. 606 с.

103. Шелер М. Ordo amoris //Избр. пр. М., 1994, с. 341-377

104. Шелер М. Происхождение человека в космосе //Там же, с. 130-240

105. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. М., 1993, т. 1, с. 376-502, т. 2, с. 409-426

106. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. 448 с.

107. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. 416 с.

108. Щепанъский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 240 с.

109. Эразм Роттердамский. Похвала глупости //Брант С. Корабль дураков. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Разговоры запросто. Письма темных людей. У. фонГуттен. Диалоги. М., 1971, с. 119-207

110. Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М., 1995. 320 с.

111. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Львов Москва, 1998.-477 с.

112. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.,1994. 331 с.

113. Юнг К.Г. Трансцендентальная функция //Избр. Минск, 1998, с. 19-52

114. Юнг К.Г. Нераскрытая самость //Там же, с. 65-140

115. Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997. 367 с.

116. Юм Д. Исследование об аффектах //Соч. в 2 тт. М. 1965, т. 2, с. 171208

117. Ярошевский Т. Личность и общество. М., 1973 543 с.

118. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 528 с.

119. Kaufmann W. (ed.) Existentialism from Dostoevsky to Sartre. N.Y.,1957.-322 p.

120. Krech D., Crutchfield R., Ballachey E. Individual in society. N.Y., 1962 -564 p.

121. Sartre J.-P. The transcendence of the EGO. N. Y., 1967. 119 p

122. History of philosophical systems (ed. V. Ferm). N. J., 1961. 510 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.