Проблема регуляции деятельности общественными отношениями тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Семилет, Тамара Алексеевна

  • Семилет, Тамара Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 175
Семилет, Тамара Алексеевна. Проблема регуляции деятельности общественными отношениями: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Ленинград. 1984. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Семилет, Тамара Алексеевна

ВВЩЕНИЕ.

ГЛАВА I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - НАИБОЛЕЕ

СУЩЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. II

§ I, Классики марксизма-ленинизма о сущности человека и общества. II

§ 2, Взаимосвязь деятельности и общественных отношений

§ 3. Роль разделения труда в формировании общественных отношений.

ГЛАВА П. РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

§ I. Виды общественных отношений.

§ 2. Производственные отношения как регуляторы деятельности

§ 3. Специфика регуляции деятельности общественными идеологическими отношениями.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема регуляции деятельности общественными отношениями»

Одной из программных задач КПСС в условиях развитого социализма является совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические. ХХУ съезд КПСС, определяя перспективы коммунистического строительства, отметил: "Мы создаем новое общество, общество, подобного которому человечество еще не знало. Это общество бескризисной, постоянно растущей экономики, зрелых социалистических отношений, подлинной свободы"*.

Совершенствование социалистических общественных отношений в коммунистические - многогранный, сложный и долговременный процесс. Марксистско-ленинская концепция исторического процесса характеризуется диалектико-материалистическим подходом к проблеме общественных отношений. Содержание ее состоит в том, что КПСС, выдвигая задачу построения коммунистического общества, намечает создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социальных общественных отношений, формирование нового человека. Указанные задачи органически взаимосвязаны. В новой Конституции СССР это положение сформулировано следующим образом: "Главные задачи социалистического общенародного государства-.создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению о мира и развитию международного содружества". Конституция закрепила факт построения в нашей стране развитого социалистичеатериалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с.87.

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977, с.12. ского общества, определила перспективу его дальнейшего совершенствования, установила новые формы более полного проявления демократии и участия широких слоев трудящихся в управлении государством, общественными делами.

Зрелое социалистическое общество - это новый исторический рубеж в развитии нашей страны. Его движение вперед, заложенные в нем возможности, высокая политическая и трудовая активность советских людей являются важным условием построения бесклассового коммунистического общества.

В условиях осуществления Советским Союзом строительства коммунизма, а многими странами социалистического содружества -строительства зрелого социализма,совершенствование новых общественных отношений, познание и использование законов их функционирования и развития все ярче выступают в этих странах как решающее условие успешного продвижения вперед.

Этап развитого социализма обязателен для любого народа, вступившего на путь социалистических преобразований. Анализ развитого социализма ведется, опираясь на опыт СССР, зафиксированный в важнейших документах КПСС. ХХУТ съезд КПСС, отмечая успехи СССР в десятой пятилетке, особо выделил роль социалистических производственных и других общественных отношений в нашем развитии: "На базе устойчивого подъема экономики продолжали совершенствоваться вся система общественных отношений, наш социалистический образ жизни"*.

Новый этап коммунистического строительства выдвигает сложные проблемы, требующие практического решения и глубокого научно-теоретического обоснования. Среди них особое место занимают вопросы научного управления социалистическим обществом.

Руководствуясь ленинскими идеями, наша партия постоянно нацеливает внимание ученых - обществоведов на научную разработку проблем управления социальными процессами; важная задача советских ученых - "всесторонне исследовать такие проблемы, как направление и характер процесса формирования коммунистических общественных отношении, совершенствование государственного строя и развитие социалистической демократии, формы и методы хозяйствования. .

Дальнейшая разработка теории общественных отношении приобретает особенно большое значение в новых условиях для совершенствования организации всей жизни социалистического общества»управления его развитием, для решения многих важнейших задач сов-р&менности.

Важнейшие задачи на современном этапе развития нашей страны не сводятся исключительно к совершенствованию объективного экономического механизма социалистического общества, они включают и определенные изменения субъективного фактора общественного прогресса, в первую очередь - совершенствование методов и форм регулирования социальной деятельности и повышение коммунистической сознательности советских людей. Развитой социализм это "общество высокой организованности, идейности и сознательр ности трудящихся" .

Анализ объективных и субъективных условий всестороннего развития человека, гармонизации его духовного мира - задача и практическая и теоретическая, поэтому исследование феномена человеческой деятельности как способа бытия человека, единства и различия его внешнего и внутреннего мира, его общественатериалы ХХШ съезда КПСС. М., 1966, с.86.

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977, с.2. ной истории и развитие его сущности является насущной задачей современной общественной теории.

В исследованиях по проблеме деятельности в советской философской литературе представлены многочисленные подходы и аспекты. Для социально-философского анализа деятельности характерно то, что основной акцент делается на обозначение специфики человеческой деятельности как направленной активности, имеющей место на социальном уровне движения материи и выступающей ее атрибутом (см.Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. М., 1978,; Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания. Киев, 1976; Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание - искусство. Киев, 1976. Понятие деятельности в философской науке. Томск, 1976; Сагатовский В.Н. Деятельность как философская категория. - Филос.науки, 1978, Л 2; Воронович В.А.,Пяет-ников Ю.К. Категория деятельности в историческом материализме. М., 1975; Категории исторического материализма в их взаимосвязи. Свердловск, 1978; Ковальзон М.Я. Философский анализ человеческой деятельности. - Вестн.Моск.ун-та, сер.7. Философия, 1978, Л 2).

Социологический аспект рассмотрения деятельности сосредоточивает внимание на взаимосвязи и взаимозависимости ее видов в системе общественного производства (Батшцев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип. В сб.: Проблема человека в современной философии. М., 1969; Байлук В.В. Социальная деятельность. В сб.: Ленинская теория отражения. Свердловск, 1975; Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. Саратов, 1974; Л.М.Архангельский. Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. Вып.Ш. ГЛ., 1975; Уледов А.К. Социологические законы. М., 1975).

Значительное обогащение концепция деятельности получила в психологии, изучением структуры деятельности личности, деятельности и общения, сознания и деятельности и т.п. (Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979; Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев, 1979; Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1966; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. М., 1977; Ломов Е.Ф. Категории общения и деятельности в психологии. - Вопросы философии, 1979, В 8; Суходольский В.Г. Понятие о деятельности. - Вестн.Моек.ун-та. Сер. Экономика, философия, право, 1979, М 23, вып.4).

Генетический подход в рассмотрении деятельности представлен в работе Э.С.Маркаряна "О генезисе человеческой деятельности и культуры". Ереван, 1973.

Системный - в следующих работах: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977; Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981; Юдин З.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978).

В советской философской литературе имеется большое число работ, посвященных проблемам общественных отношений. Превде всего это работы общеметодологического характера, в которых рассматривается соотношение категорий "деятельность" и "общественные отношения". Таковы исследования Ананьева Б.Г., Батенина С.С., Батищева Г.С., Буевой Л.С., Вороновича В.А., Андреева Ю.П. Вы-релкина В.П., Дроздова A.B., Кагана М.С., Лармина Ю.А., Мокро-носова Г.В. и др.

В плане рассмотрения общественных отношений как системы, дифференциации видов отношений, определения их существенных признаков показательны работы Афанасьева В.Г., Архангельского JT.M., Белыха А.К., Дроздова A.B., Келле В.1., Марахова В.Г., Машкова А.П., Рожина В.П., Тугаринова В.П., Чеснокова Д.И. и др.

Проблема разделения труда, его влияния на общественные отношения исследуется в работах Корниенко В.П., Конрода А.Я. Мо-жаевой А.К., Прималюка В.й., Чеснокова Д.И. и др.

Специфика политических общественных отношений рассматривается Азаровой Н.И., Арефьевой Г.С., Белыхом А.К., Беловым Г.А:, Денисовым А.И., Красиным А.Ю., Кривушиным Л.Т. и др. Правовые отношения рассматривают Алексеев С.С., Горшенев В.М., Радь-ко Т.Н., Смирнов В.Г., Хайкин Я.З. и др., проблемы нравственных общественных отношений решаются в работах Архангельского Л.М., Блюмкина В.А., Гринберга Л.Г., Дробницкого О.Г., Рыбаковой П.В. и др. Проблемы эстетических отношений исследуют Акоп-джанян Е.С., Зись А.Я., Гольдентрихт С.С., Каган М.С., Лазарев И.Л. и др.

Современные исследователи, занимающиеся проблемами деятельности и общественных отношений, в основном фиксируют свое внимание на понятии "деятельность" и "общественные отношения", на выявлении их диалектической связи, структуры этих явлений, на практической направленности теорий деятельности и общественных отношений. Однако не все проблемы в данной области разрешены с достаточной ясностью и глубиной.

Во-первых, остается дискуссионным вопрос о соотношении дея-тельностного и формационного подходов в рассмотрении общественного процесса. Во-вторых, сжим, категориям "деятельность" и "общественные отношения" свойственна многозначная трактовка. В-третьих, нет единства мнений по вопросам критериев классификации деятельности и общественных отношений. В-четвертых, в литературе уделяется мало внимания рассмотрению механизма регуляции деятельности общественными отношениями как производственными, так и идеологическими.

Актуальность и неполная теоретическая разработанность некоторых сторон теории общественных отношений, деятельности и общесоциального регулирования определили тему и цель диссертационного исследования: рассмотрение проблемы регуляции человеческой деятельности общественными отношениями.

Общая задача диссертации - рассмотрение общесоциологического аспекта регулирования жизни общества и функций общественных отношений в системе деятельности как важнейших социальных детерминант последней.

Цель и задача нашего исследования определили структуру диссертационной работы. В первой главе "Деятельность и общественные отношения-налболее существенные характеристики жизни общества" рассматриваются взгляды классиков марксистско-ленинской философии на проблемы деятельности и общественных отношений, выясняется соотношение названных категорий, анализируются дея-тельностный и формационный подходы к исследованию процесса функционирования и развития общества, показывается роль разделения труда в формировании и развитии общественных отношений.

Во второй главе "Регулятивная функция общественных отношений" автор рассматривает структуру общественных отношений, основание их деления на материальные и идеологические, специфику организующего воздействия производственных отношений в сферах материального и духовного производства, механизм регуляции деятельности политическими, правовыми, нравственными, религиозными и эстетическими отношениями.

Идейно-теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, Программа КПСС, решения ГО" и ХХУ1 съездов партии, Конституция СССР, положения и выводы выступлений и докладов Гег нерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, материалы международных совещаний коммунистических и рабочих партий.

Руководствуясь классово-партийным подходом при анализе деятельности и общественных отношений, автор исходил из ленинского положения, высказанного в письме И.Ф.Арманд, согласно которому, "весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось (Я-) лишь исторически; (^ ) лишь в связи с другими; ( У ) лишь в связи с конкретным опытом истории"*.

Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.49, с.329

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Семилет, Тамара Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема сущности человека и общественных отношений ставилась и в древнегреческой, и в средневековой, и в буржуазной философии, но научный анализ общественных отношений, человеческой деятельности, сущности человека впервые был осуществлен классиками марксистско-ленинской философии. Для этого понадобилось пересмотреть всю теорию общества с его идеальными движущими мотивами, с "неизменной" природой человека. Надо было пойти дальше за пределы метафизического материализма, видевшего в материи только вещество природы и открыть социальную форму движения материи. Это открытие совершили К.Маркс и Ф.Энгельс, открыв и обосновав идею естественно-исторического процесса развития общественно-экономической формации. Они доказали, что общественные отношения возникают на основе общественного труда, определили материальные общественные отношения в качестве объективного критерия исследования социальных явлений, идеологических отношений и общественного сознания. В предисловии "К критике политической экономии" К.Маркс писал: ".Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого развития .человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей ХУШ века, называет "гражданским обществом", и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии"^-. К такому же выводу, независимо от К.Маркса, пришел и Ф.Энгельс, о чем свидетельствует его работа "Заметки о критике политической экономии".

Уже первые формулировки понятия "общественное отношение" свидетельствуют о том, что по мере того, как К.Маркс и Ф.Энгельс сталкивались с жизненно важными проблемами и интересами антагонистических классов, у них выкристализовивалось диалектико-ма териалистическое объяснение человеческой деятельности и отношений в обществе.

В знаменитых "Тезисах о Фейербахе" К.Маркс оцределил человека как "совокупность всех общественных отношений"*. Выдвижению этого основополагающего утверждения предшествовала напряженная исследовательская работа первой половины 40-х годов. В "Экономическо-философских рукописях 1844 года" К.Маркс писал: "Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного родового существа." . Поэтому "именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство и есть его деятельная родовая 2 жизнь".

Общественная и деятельная природа человека составляет действительное основание марксистского понимания исторического процесса. Понятие субъекта исторического развития К.Маркс связывает с человеческой деятельностью, управляющей всеми силами природы. Он неоднократно указывал, что деятельность есть способ бытия 3 субъекта, его сущность, выражение его активности .

Марксистская философская концепция отличается всесторонностью. Она включает в себя понимание процесса становления и развития субъекта социальной деятельности, места и роли его в

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.2.

2Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.93,94.

3См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.244; т.19, с.377; т.26, ч.I, с.283. различных общественно-экономических формациях, влияние частной собственности и разделения труда на функционирование социальной деятельности; "Люди сами делают свою историю" - этот тезис проходит через многие произведения К.Маркса и Ф.Энгельса ("Святое семейство", "Немецкая идеология", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии", письма 90-х годов и др.). Он эквивалентен положениям об активной роли человека в историческом процессе, об относительной активности общественного сознания, о его обратном воздействии на общественное бытие, о качественном отличии законов развития общества от законов природы.

В.И.Ленин прежде всего вскрывает несостоятельность положения народников о внеклассовом характере социальных явлений, считая причиной такого рассмотрения мелкобуржуазность точки зрения народников. Другим ее основанием, согласно В.И.Ленину, является оторванность от реального процесса исторического развития, метафизичность и субъективизм в подходе к пониманию социальной деятельности, что логически ведет к отрицанию всякой детерминированности человеческой деятельности объективными общественными условиями.

Напротив, В.И.Ленин рассматривал социальную деятельность в органической связи с анализом социально-экономической структуры общества, взаимоотношениями классов, с требованием революционного, преобразования общества. Это позволило В.И.Ленину выяснить общие признаки, присущие природе социальной деятельности.

Заслуга Б.И.Ленина состоит в том, что в своих трудах он рассмотрел методологические основы исследования общественных отношений. Он уделял большое внимание обоснованию единства деятельности и общественных отношений.

Деятельность и общественные отношения выступают как два взаимно дополняющих момента, противоречивое единство которых только и может объяснить жизнь общества, взятую в целом. Объективные структуры общественной жизни, породив субъективные программы деятельности, в свою очередь не могут функционировать и развиваться без той организации деятельности, которая осуществляется с помощью этих программ и в которой реализуются объективные тенденции. Механизм целостного функционирования и развития общества на любых его уровнях всегда есть функция двух аргументов: объективных отношений и деятельности субъекта.

Общественно-историческая деятельность людей несет в своем содержании все богатство социального, в том числе и общественные отношения, являющиеся ее продуктом.

Общественные же отношения, в свою очередь, являясь самостоятельными образованиями, выполняют функции социальных детерминант, организаторов и регуляторов человеческой деятельности. Деятельность порождает общественные отношения, они же, в свою очередь, становятся необходимой формой деятельности. Общественные отношения могут функционировать и развиваться через сознательную деятельность людей, что является одним из проявлений их единой родовой сущности.

Важнейшими элементами в структуре деятельности являются деятельность материальная и духовная, которые отличаются друг от друга по целям, средствам и результатам.

Фундаментальный вид деятельности, лежащий в основе человеческого бытия, являющийся субстанцией социальной формы движения материи - материально-преобразующая деятельность людей.

Материальная и духовная деятельность в качестве самостоятельных выделились в результате разделения труда. История показывает, что разделение труда является одной из основных движущих сил в развитии общества, показателем развивающейся социальной связи и выражением социальной дифференциации. На первых этапах развития человеческого общества труд существует как не-расчлененный процесс обмена веществ между человеком и природой. Затем происходит разделение деятельности между отдельными участниками коллективной деятельности. Вначале это разделение имеет случайный и непосредственный характер, затем закрепляется необходимым образом самой природой коллективной деятельности. Разделение труда означает не только разделение по видам деятельности, но и дифференциацию в распределении, неравное расцределение труда в качественном и количественном отношении, неравное распределение продуктов труда и его материальных условий, неравенство в общественном положении и в условиях жизни людей. Такое положение вещей требует регулирования экономических интересов социальных групп.

Управление - свойство, - внутренне присущее обществу на любой ступени его развития, оно вытекает из системной природы общества, из общественного коллективного труда людей, из необходимости общаться в процессе труда и обмениваться продуктами своей материальной и духовной деятельности и имеет всеобщий характер. И.Б.Новик определяет управление "как упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде"^. Управление системой осуществляется естественными, внутренне присущими органами, механизмами, поэтому управление выступает как самоуправление. Управлению, регуляции с необходимостью подвержена не тольовик И.Б. Кибернетика. Философские и социологические проблемы. М., 1963, с.25. ко трудовая производственная деятельность людей, но и их социальное поведение.

Регуляция деятельности в обществе осуществляется общественными отношешш,га посредством организаций, учреждений, различных норм, императивов и т.д., которые выполняют регулятивные, коммуникативные, интеграционные, организационные функции в обеспечении коллективной жизнедеятельности человеческого общества. Вещественно-институциональная форма предметности выступает посредником во взаимоотношениях между людьми. Общественные отношения выступают способом внутренней организации деятельности людей, где соотносящиеся стороны всегда имеют предметную основу. Это отношение может быть выражено как общественная связь между людьми по определенному поводу, связанному с удовлетворением и реализацией их потребностей и интересов.

Общественные отношения - это осознанные в той или иной степени полноты и адекватности связи между людьми, опосредованные вещами и явлениями, воплощающими в своей предметной форме материальные или духовные потребности человека.

Т.к. общественные отношения выступают регуляторами деятельности людей, то за основу выделения их видов следует взять средства и способы осуществления этой регуляции.

Исторический материализм классифицирует общественные отношения на материальные и идеологические. В состав первых входят производственно-технические и экономические отношения. В состав вторых - политические, правовые, нравственные, эстетические и религиозные.

Материальные отношения складываются "не проходя через сознание" людей*, ибо тип экономических отношений определяется уровнем развития и характером средств производства, он навязывается людям вещественным фактором труда, воплощающим в себе достижения предшествующих поколений в овладении силами природы.

Объект экономических отношений - средства производства -своим уровнем развития, структурой диктуют людям формы их производственно-технического и экономического общения; и независимо от того, познали или не познали люди законы развития этих отношений, они будут строить их в соответствии с требованиями средств производства.

Но для того, чтобы люди могли реализовать экономические отношения, требуемые данным состоянием средств производства, им еще необходимо иметь ряд духовных качеств, которые непосредственно не воплощены в этих средствах, но объективно требуются сложившейся на их основе системой экономических отношений.

Над экономическими отношениями складывается система идеологических отношений, главной социальной функцией которой является поддержание данной экономической системы путем как насильственного подавления ее противников, так и духовного воздействия на людей с целью формирования у них тех качеств, которые необходимы для сохранения и развития этих отношений.

Материальное производство в той или иной его форме требует того, чтобы люди обладали духовными и физическими качествами, соответствующими данной форме производства, положению класса, социального слоя в системе экономических отношений, но само материальное производство в своей предметности не воплощает этих качеств.

В результате определяющего воздействия требований материального производства возникает обширная область социальной предметности, воплощающая в себе весь духовный мир людей, кроме трудовых навыков, производственного опыта, технических и естественнонаучных знаний.

Эта часть духовного мира (мысли и знания идеологического характера, убеждения, чувства, привычки, идеалы) служат средством организации людей в целях функционирования их в данной системе экономических отношений и воплощаются в особого рода социальной предметности, принимающей на себя роль объекта идеологических отношений.

Материальные и идеологические общественные отношения различаются по тому существенному признаку, какой класс созданных людьми предметов является объектом отношения. В первый класс предметов входят те, в которых воплощены достижения людей по овладению силами природы - средства производства и его продукты, удовлетворяющие потребности человека.

Второй класс образуют предметы и явления, кристаллизующие в себе результаты деятельности людей по овладению силами общества - различные институты родового общества, государственный аппарат классовых обществ с его армией, полицией (милицией)»разведкой, судом, тюрьмами, политическими партиями.

Общественные организации, осуществляющие политическое, правовое, нравственное, эстетическое и религиозное воздействие на людей в интересах того или иного класса, поступки человека, внешняя предметность художественных образов, воплощающая идеи и чувства, должны по замыслу творцов этой предметности усилить, углубить определенное отношение человека к действительности; действия и предметы религиозного культа - все это средства регулятивного воздействия идеологических отношений на жизнь общества и деятельность человека.

Система регулирования такова, что она состоит из субъектов регулирования, регуляторов (тех средств, посредством которых общество направляет поведение личности и каналы, через которые происходит это воздействие. Сформировав в человеке определенные социальные качества, общество поддерживает, совершенствует и развивает эти качества, направляет, регулирует деятельность человека. Каналами регуляции являются потребности человека. Состояние потребностей той или иной эпохи, того или иного народа, класса является достоверным показателем уровня развития общественных отношений.

В.И.Ленин призывал исследовать общество как социальный организм, целостную систему производственных отношений, как известную общественную формацию. Благодаря действию факторов, механизмов управления, общественная система способна сохранять свою целостность, свою качественную специфику, нормально функционировать, совершенствоваться и развиваться. Возникновение и удовлетворение потребностей общества как системы, которые в наиболее общей форме являются выражением исторической необходимости, позволяет поддерживать на необходимом уровне его жизнеспособность.

Регуляция деятельности идеологическими отношениями осуществляется посредством организаций, учреждений, различных норм, императивов и т.д., которые выполняют регулятивные (функции в обеспечении коллективной жизнедеятельности человеческого общества.

Основным содержанием политических отношений развитого социализма являются отношения трудящихся классов и социально-политических групп, народов и наций по поводу общенародной власти, дальнейшее укрепление социалистической демократии. Расширились и наполнились новым содержанием функции массовых общественных организаций, неизмеримо возросла роль коммунистической партии в политической системе социалистического общества. Социальная направленность политических отношений в нашем обществе заключается в уничтожении классов и в превращении политической организации в коммунистическое самоуправление.

Важнейшим условием жизнедеятельности социального организма является четкое взаимодействие его составных элементов во всех сферах общественной жизни. Оно достигается регулированием общественного поведения людей. Важное место среди регуляторов поведения людей, как мы отмечали ранее, принадлежит социальным нормам. Они выступают как средство социальной ориентации поведения в определенной ситуации, как средство контроля за этим поведением.

В условиях развитого социалистического общества в систему социальных норм входят правовые, моральные, религиозные и эстетические нормы.

Общенародный характер социальных норм определяет основной способ управления общественным поведением - способ убеждения.

Сближаются в процессе своей реализации правовые и моральные нормы, возрастает роль моральных и эстетических норм в регулировании поведения людей.

Цель правового, нравственного, эстетического регулирования в условиях развитого социализма соответствует направлению прогрессивного развития нашего общества по пути к коммунизму.

Следует еще раз подчеркнуть, что рассматриваемая в диссертации тема сложна и многогранна. Мы не могли решить все проблемы, стоящие перед этой теорией, но мы постарались на основе анализа состояния разработки этой теш определить задачи и направления дальнейшего исследования ее и внести свой вклад в решение некоторых из них.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Семилет, Тамара Алексеевна, 1984 год

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма, цитируемые в работе

2. Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента. Маркс К., Энгельс Ф. |Соч., т.1, с.187-217.

3. Маркс К. К.критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.219-368.

4. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.382-431.

5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. т.1, с.414-429.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической, критики. .Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.3-230.г

7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.1-4.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра и немецкого социализма в.лице его различных пророков. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.З, с.7-544.

9. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.65-185.-9. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.6, с.428-459.

10. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.1-167.1.. Энгельс Ф. Карл Маркс "К критике политической экономии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.489-499.

11. Энгельс Ф. К жилищному вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18, с.203-284.

12. Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера. "Учебник политической экономии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.369-399.

13. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюринп Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5-338.

14. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.343-626.

15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности, государства. В связи с исследованиями Льюиса Г.Моргана. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.23-178.

16. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической ,немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.269-317.

17. Маркс К. Капитал. Книга первая. Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.43-785.

18. Маркс К. Капитал. Книга третья. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, ч.П, с.3-458.

19. Маркс К. Теория прибавочной стоимости (1У том "Капитала"). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.1, с.3-425.21,.Маркс К. Письмо.Анненкову, 28 декабря 1846 г. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.27, с.401-412.

20. Маркс К. Письмо Вольте, 23 ноября 1871 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.27, с.277-283.

21. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.41-174.

22. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.46, ч.1, с.3-508.

23. Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. Полн. собр.соч., т.1, с.67-122.

24. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют.против социал-демократов. (Ответ на статьи "Русского Богатства" против марксистов). Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

25. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве: "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России". СПБ. 1884 г. Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

26. Ленин В.И. Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами. Полн.собр.соч., т.1, с.43-50.

27. Ленин В.И. Новый революционный рабочий союз. Полн.собр. оч., т.10, с.278-290.

28. Ленин В.И. Конспект книга Маркса и Энгельса "Святое семей-тво". Полн.собр.соч., т.29, с.3-40.

29. Ленин В.И. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! Полн.собр. оч., т.32, с.258-260.

30. Ленин В.И. Заключительное слово по докладу об очередных адачах советской власти на Заседании ВЦИК 29 апреля 1918 г. Полн. обр.соч., т.36, с.268-276.

31. Ленин В.И. Выступление против предложения о прекращении пре-яй по докладу о работе в деревне 23 марта на УШ съезде РКП(б) 18-23 арта 1919 г. Полн.собр.соч., т.38, с.206.

32. Ленин В.И. Ответ на открытое письмо специалиста. Полн.собр. эч., т.38, с.218-222.

33. Ленин В.И. О задачах Ш Интернационала (Рамсей Макдональд о Интернационале). Полн.собр.соч., т.39, с.90-109.

34. Ленин В.И. В лакейской. Полн.собр.соч., т.39, с.139-145.

35. Ленин В.И. Планы брошюры "О продовольственном налоге". Полн. эбр.соч., т.43, с.379-387.

36. Ленин В.И. Письмо И.Ф.Арманд. 30 ноября 1916 г. Полн.собр. эч., т.49, с.328-334.

37. П. Партийные и правительственные документы.

38. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981.

39. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня383 года. М., Политиздат, 1983.

40. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля384 года. М., Политиздат, 1984.

41. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистичес-IX Республик. М., Политиздат, 1977.1. Ш. Монография и статьи

42. Азаров Н.И. В.И.Ленин о политике как общественном явлении. Высш.школа, 1975-160 с.

43. Азаров Н.И., Коновалюк О.И. Роль социальной политики в формовании и развитии социалистического образа жизни. М.: Знание1980. с.48.

44. Акопджанян E.G. Диалектика национального и интернационального в искусстве. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1980 - ЮЗс.

45. Акопджанян Е.С. Эстетическое в научном творчестве. Ереван: изд-во АН Арм.ССР, 1978. - 118с.

46. Акопов Э.Л. Характер деятельности людей (взаимосвязь объективного и субъективного в деятельности). Краснодар.: Научн.труды Кубанского ун-та, 1978, вып. 236,ис.3-31.

47. Актуальные проблемы атеистического воспитания и критика религиозной идеологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 80с.

48. Актуальные проблемы общественного сознания и духовной культуры: Сборник статей. Таллин, АН СССР, 1980. - 212с.

49. Алексеев Н.И. Диалектика труда при социализме. М.: Политиздат, 1979. - 151с.

50. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юрид.лит., 1982. -359с.

51. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. -М.: Юрид.лит., 1979. 391с.

52. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969г. - 339с.

53. Андреев Н.И. Социальные законы и их значение в строительстве коммунизма. М.: Высш.школа , 1982, 127с.

54. Андреев Ю.П. Категория "общественные отношения". Автореф. на соискание учен.степени кандидата философских наук. Свердловск: изд-во УрГУ - 18с.

55. Андреев Ю.П. Признаки общественных отношений. В сб.: Общественные отношения и сознание. Свердловск, 1975. - с.46-60.

56. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. -142с.

57. Анисимов С.Ф. Социальная сущность,структура ифнкции морали. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1977. - 202с. ,

58. Анисимов С.Ф. Марксистско-ленинская этика. М.: Изд-во МГУ, 1973. 129с.

59. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: МГУ, 1971. - 152с.

60. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни: (Методологические и методические вопросы). М.: Высшая школа, 1980. - 183с.

61. Арефьева Г.С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании) М.: Политиздат, 1974. -230с.

62. Архангельский Л.М. Современная цивилизация и моральные ценности. М.: ИФАН, 1982. 163с.

63. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221с.

64. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 151с.

65. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управле -ние. М.: Политиздат, 1981. - 432с.

66. Ахиезер A.C. НТР и некоторые социальные проблемы производства и управления. М.: Наука, 1974. - 310с.

67. Байлук В.В. Противоречие между объективным и субъективным в социальной деятельности. В сб.: Категория диалектики. Свердловск: изд-во УрГУ, вып.Л 4, 1975.

68. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Политиздат, 1977. - 143с.

69. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 230с.

70. Батенин С.С. Духовное производство и личность. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1981. - 146с.

71. Белых А.К. Политическая организация общества и социалистическое управление. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 215с.

72. Блюмкин В.А. О нравственной деятельности. М. : Знание, 1977. 63с.

73. Бовин А.Е. В.И.Ленин о политике и политической деятельности. М.: Знание, 1971. 48с.

74. Богомолова H.H. Доктрина "человеческих отношений" идеологическое оружие монополий. - М.: Мысль, 19?Э. - 175с.

75. Буева Л.П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности. В кн.: Проблемы психологии личности:

76. Сов-фин, симпоз. М.: 1982, с.31-37.

77. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216с.

78. Букин В.Р. Атеистическому воспитанию комплексный подход.- Л.: Лениздат, 1980. 46с.

79. Букин В.Р. Восхождение к прекрасному. Л.: Лениздат, 1979.-175с.

80. Букин В.Р. Научно-техническая революция и личность.: Л., Изд-во ЛГУ, 1982. 119с.

81. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания.- Киев: Наукова думка. 1976. 216с.

82. Бутенко А.П. Политическая организация общества при социализме. М.: Мысль, 1981. - 224с.

83. Воронович Б.А., Плетников Ю.К. Категория деятельности в историческом материализме. М.: Знание, 1975. - 64с.

84. Вопросы диалектики развития социальных отношений. Самарканд: Изд-во СамГУ, 1978. - 137с.

85. Вырелкин В.П. К вопросу об определении понятия "общественные отношения". Вестник ЛГУ, 1968, № 17.

86. Гатовский Л.М. Экономические.законы и строительство коммунизма. М.: Экономика, 1970. - 334с.

87. Гатовский Л.М. Вопросы развития политической экономии социализма. —М.: Наука, 1973. 448с.

88. Гегель. Феноменология духа. Соч., М.: Соцэкгиз, 1959, т.4. - 440с.

89. Гендин A.M. Диалектика соотношения факторов детерминации деятельности. Тездокл.на краевой конф. Красноярск, 1980.

90. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. - 139с.

91. Гольдентрихт.С.С. 0 природе эстетического творчества. -М.: Изд-во МГУ, 1977. 248с.

92. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид.лит., 1972. -256с.

93. Грималюк В.А. Социалистическое обобществление труда. М.: Экономика, 1972. - 248с.

94. Гринберг Л.Г. Нравственные отношения (природа и структура). Л.: Наука, Ленингр.отделение, 1971. - 38с.

95. Гринберг Л.Г. Взаимоотношения права и морали в социалистическом обществе. М.: Знание, 1975. - 64с.

96. Гурьев Д.В. Становление общественного производства.- М.: 1олитиздат, 1973. 263с.

97. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во МГУ, 1977. -240с.

98. Денисов А.И. Социалистическая революция и политическая зрганизация общества. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 252с.

99. Денисов А.И., Раджабов С.А. Социалистическое общенародное государство: В свете решений ХХУ1 съезда КПСС. Душанбе: Дониш, Е982. - 355с.

100. Дроздов A.B.В.И.Ленин о проблеме общественных отношений. Я.: Изд-во ЛГУ, 1964. 176с.

101. Дроздов A.B. Человек и общественные отношения. Л.: Изд-во ИГУ, 1966. 218с.

102. Духовное производство: Социол.-филос.аспект пробл.деятельности. М.: Наука, 1981. - 352с.

103. Ельмеев В.Я. Коммунизм и развитие человека как производи-гельной силы общества. М.: Мысль, 1964. - 317с.

104. Еремеев Б.И. Марксизм-ленинизм о сущности человека как совокупности общественных отношений и о социальной функции воспитания. Сов.педагогика. М., 1982, № 9 с.93-108.

105. Замятин A.A. Социально-регулятивные функции профессиональной этики. В кн.: Профессиональная этика: производственные и непроизводственные аспекты. Владимир, 1982, с.193-196.

106. Затеев В.И. К вопросу о классификации общественных отношений. Труды Бурятского ин-та обществ.наук, 1974, вып.21.

107. Зеленов Л.А., Кеда Е.К. Все знать, все уметь?! О всестороннем развитии человека. Горький: Волго-вят. Кн.изд., 1966. - 96с.

108. Зеленов Л.А. Методология и теория деятельности. Горький: Б.л., 1982. - 202с.

109. Зись А.Я. Конфронтацияв эстетике. М.: Искусство, I960. -239с.

110. Зись А.Я. Актуальные вопросы методологии современного искусствоведения. -М.: Наука, 1983. 368с.

111. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев: Наукова думка, 1976. - 202с.

112. Иванчук Н.В. Социологические проблемы изучения потребностей. Свердловск; Изд-во УрГУ, 1975. - 135с.

113. Исторический материализм как теория познания и деятельности. М.: Наука, 1972. - 320с.

114. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328с.

115. Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси: Мецниереба, 1970. - 135с.

116. Карвацкий Г.Ф. Моральная мотивация сознания и поведения. -Вопр.философии, М., 1982, & II, с.92-100.

117. Категории исторического материализма в их взаимосвязи. -Свердловск.:УрГУ,1978.- 160с.

118. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1974. - 224с.

119. Келле В.Ж. Методологические проблемы комплексного исследования научного труда. Вопросы философии, 1977, If. 5, c.IOO-IIO.

120. Келле B.S. Структура общественного сознания. М.: Знание, 1964. - 48с.

121. Керимов Д.А. Конституция СССР ц развитие политико-правовой теории. М.: Мысль, 1979. - 196с.

122. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. - 472с.

123. Ковалев A.M. Социализм и закономерности общественного развития. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 352с.

124. Ковальзон М.Я. Философский анализ человеческой деятельности. Вестник моек.ун-та, сериф философия, 1978, № 2, с.34-48.

125. Коган Д.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981. 63с.

126. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание, 1966. 48с.

127. Кон И.С. Социология личности. М.:тПолитиздат, 1967. 383с.

128. Кондратенко Ф.Д. Эстетическое как отношение. В кн.: Эстетическое. М.: Искусство, 1964. - 349с.

129. Кондратенко Ф.Д. Коммунистический труд и эстетическое воспитание. М.: Знание, 1980. 64с.

130. Корниенко В.П. Общественное разделение труда в период перехода к коммунизму. М.: Экономиздат, 1963. - 262с.

131. Кочергин А.Н., Семенов Е.В., Семенова H.H. Наука как вид духовного производства. Новосибирск: Наука, 1981. 135с.

132. Красин Ю.А. Методология политического мышления в ленинском идейном наследии. Материалы международного симпозиума ЮНЕСШ. М.: 1970. - 21с.

133. Красин Ю.А., Дейбзон Б.М. Революционная теория и революционная политика. М.: Политиздат, 1979. - 255с.

134. Кристоурьян Н.Г. Категория деятельности в системе научных понятий. Эргономика. Труды ВНИИТЭ, 1976, В 10, с.9-27.

135. Кронрод А.Я. Законы политической экономии социализма (Очерки методологии и теории). М.: Мысль, 1966. - 581с.

136. Кронрод А.Я. Материальное производство и непроизводственная сфера. (Критерии, состав, взаимосвязи). М.: Ин-т экономики АН СССР, 1979. - 56с.

137. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Мысль, 1980. - 218с.

138. Курелла А. Свое и чужое. Новое к проблеме соц.гуманизма. -М.: Прогресс, 1970. 279с.

139. ЛарминО.В. О структуре общественных отношений. В кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. М.: Мысль, 1970. -с.48-84.

140. Леонтьев А.Н. Потребности,мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 40с.

141. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304с.

142. Ломов Б.Г. Категории общения и деятельности в психологии.-Вопросы философии, 1979, № 8, с.34-48,

143. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. -М.: Юрид.лит., 1973.- 334с.

144. Марахов В.Г. Соединение достижений НТР с преимуществами социализма. М.: Мысль, 1977. - 190с.

145. Марахов В.Г. Производительные силы развитого социализма. М.Знание, 1981. 64с.

146. Маргулис A.B. Диалектика деятельности и потребностей общества. Белгород: Изд-во ЕГПИ, 1972. - 96с.

147. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973. - 146с.

148. Маркарян Э.С. Теория культуры о современной науке: Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. - 284с.

149. Машков А.П. Развитие общественных отношений в период перехода от социализма к коммунизму. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. - 132с.

150. Можаева А.К. К истории взглядов К.Маркса на субъект исторического процесса. В кн.: Проблема человека в современной философии. М.: Мысль, 1969. - с.85-103.

151. Мокроносов Г.В. Методологические проблемы исследования общественных отношений. Свердловск: Изд-во УПИ, 1972. - 380с.1Ю. Мокроносов Г.В. Общественные отношения, интересы,мотивы.-Свердловск; Изд-во УПИ, 1971. 116с.

152. Мотрошилова Н.В. Наука и ученые в условиях современного капитализма (Филос.-социол.исследование). М.: Наука, 1976. -256с.

153. Научно-техническая революция и личность. (Межвуз.сборник). -Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 118с.

154. Научно-техническая революция и методологические проблемы исследования человеческой деятельности. Саратов: Изд-во СПИ, 1974. - 168с.

155. Нравственные аспекты духовно-практической деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1979. IDC.

156. Новиков М.П. .Тупики православного модернизма: (Критич. анализ богословия XX в.). М.: Политиздат, 1979. - 167с.

157. Новиков М.П. Современная идеологическая борьба и религия. М.: Знание, 1980. - 40с.

158. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики. М.: Мысль, 1979. - 303с.

159. Общественные отношения: Вопросы общей теории. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 200с.

160. Общественные отношения зрелого социализма: (Вопросы истории и теории) Казань: Изд-во КазГУ, 1979. - 108с.

161. Общественные отношения, их виды и структура. Рязань: Изд-во РГПИ, 1980. - 141с.

162. Общественные отношения и общественное сознание. -М.: МГЭДИ, 1982. 158с.

163. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. - М.: Мысль, 1972,--198с.

164. Пеньков Е.М. Ценности и нормы социалистического образа жизни. М.: Знание, 1980. - 39с.

165. Перфильев Г.Б. ХХУ съезд КПСС о советском социалистическом образе жизни и путях его совершенствования и развития. Л.: Изд-во ЛВБИУС, 1979. 26с.

166. Перфильев Г.Б. ХХУ1 съезд КПСС о международной политике партии и укреплении обороноспособности страны. Л.: Изд-во ЛВВИУС, 1982. - 54с.

167. Перфильев М.Н. Общественные отношения. Методол.и социол. проблемы. Л.: Наука, Ленингр.отдел-е, 1974. - 237с.

168. Перфильев М.Н., Орлова Л.В. Социальные отношения. (Методол. проблемы исследования). Л.: Наука, Ленингр.Отдел-е, 1973. 187с.

169. Песенко В.Н. Общественные связи и отношения. Ростов: н/Д Изд-во НГУ, 1978. - 156с.

170. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 247с.

171. Плетников Ю.К. Теория общественных отношений, сущность и актуальность проблемы. Соц.-исследования, 1978, 2. - с.21-33.

172. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, т.1, т.2, т.З.

173. Подмарков В.Г. Социальные проблемы производства. М.: Мысль, 1979. - 292с.

174. Понятие деятельности в философской науке. Томск^Изд-во ТГУ, 1978. - 224с.

175. Попов В.Г. У истоков идеи общественно-экономической формации.К.Маркса. Hayч.докл.высш.школы. Филос.науки, М., 1982, $ 5, с.53-63.

176. Потапейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. Киев.: Наукова думка, 1970. - 111с.

177. Правоторов В.Ф. ХХУ1 съезд КПСС и вопросы идеологической, политико-воспитательной работы. М.: Знание, 1982. - 64с.

178. Правоторов В.Ф. Социальная политика и национальные отношения. М.: Мысль, 1982. - 213с.

179. Приписнов В.М. Механизм действия социальных законов и субъективный фактор. Душанбе: Ирфон, 1972. - 168с.

180. Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. - 431с.

181. Проблемы перехода к новому качеству в общественном разви- ■ тии. Межвуз.сборник. Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1977, вып.167. -153с.

182. Радько Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград: Изд-во ВСШ, 1974. - 151с.

183. Развитой социализм: проблемы теории и практики. М.: Политиздат, 1982. - 339с.

184. Разин В.И. Политическая организация общества. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 161с.

185. Рачков П.А. ХХУ съезд КПСС и развитие социалистических общественных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 215с.

186. Режабек Е.Я. Всеобщий труд в сфере науки. В кн.: Социальная природа познания: Теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979. - с.55-71.

187. Ржецкий H.H. Функциональные компоненты в структуре личности. Пробл.философии, Киев, 1982, вып.57, с.77-81.

188. Рожин В.П. Исторический материализм. М.: Высш.школа, 1974. - 325с.

189. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 120с.

190. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. Л.: Художник СССР, 1977. - 206с.

191. Рябов В.Ф. Социальная природа искусства. Л.: Художник СССР, 1982. - 247с.

192. Селезнев И.А. Субъективно-объективные отношения в идеологической деятельности. Науч.труды Кубан.ун-та, 1978, вып.263. -с.116-128.

193. Семенов B.C. Капитализм и классы.т- М.: Наука, 1969. --399с.

194. Сиземская И.М. Диалектика материального и духовного производства. М.: Знание, 1978. 64с.

195. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980. - 463с.

196. Суходольский В.Г. Понятие о деятельности. Вестник Моск. ун-та, Экономика. Философия. Право, 1979, № 3, вып.4, с.3-13.

197. Сысоева Л.С., Приходько Д.Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск: Изд-во ТГУ, 1980. - 161с.

198. Теория государства и права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 382с.

199. Теория государства и права. М.: Юрид.лит., 1977. - 471с.

200. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М. : Юрид.лит., 1980. 4 ЗЮс.

201. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация,человек. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - 128с.

202. Тючев A.A. Роль и место мировоззрения в структуре деятельности. Краснодар: Науч.труды Куб.ун-та, 1978, вып.263. - с.87-93.

203. Уваров В.Н. Социальная активность. В кн.: Социальные последствия научно-технического прогресса в СССР. Вып.5. Новочеркасск, 1978, с.25-37.

204. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. 217с.

205. Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975. -296с.

206. Уледов А.К, Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. -М.: Мысль, 1968. 324с.

207. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах. М.: Госполитиздат, 1955, т.1 - 676с., т.2 - 943с.

208. Фефелов А.И. О взаимосвязи политических отношений и политических интересов. В кн.: Актуальные проблемы социального познания. - М.: Мысль, 1982. - с.43-49.

209. Фертова А.И. Нравственность: историческая сущность и особенности проявления в.жизни общества. Этика и эстетика, Киев, 1982, вып.25, с.51-56.

210. Фофанов В.И. Социальная деятельность как система. М.: Наука, 1981. - 304с.

211. Фофанов В.П. Методология и развитие науки. в кн.: Проблемы развития современной науки. - Новосибирск, 1978, - 312с.

212. Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М.: Высш.школа, 1979. -279с.

213. Халимова М.М., Клец Е.Г. Об исторических типах экономических отношений. В кн.: Биология человека и социальный прогресс. -Пермь,1982, с.185-197.

214. Халдина P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1874.- 351с.

215. Хан С„М. Управленческие отношения социализма. М.: Мысль, 1982. - 207с.

216. Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М.:Наука, 1973. - 588с.

217. Человек и научно-техническая революция. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1974. - 198с.

218. Чесноков Д.И. Исторический материализм как социология марксизма-ленинизма. М.: Мысль, 1973. - 319с.

219. Шария К.С. Некоторые вопросы развития социалистических производственных отношений в период строительства коммунизма. -Тбилиси: Мециереба, 1972. 75с.

220. Эстетическое и этическое. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 119с.

221. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. - 256с.

222. Якуба Е.А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме. Харьков : Изд-во ХГУ, 1970. -20 8с.

223. Ястремский И.Н. Методологический анализ производства,труда и управления. Донецк: Изд-во ДГУ, 1970. - 225с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.