Проблема свободы в социальной философии Франции (А. Камю, Ж.-П. Сартр) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кандалинцева, Лада Евгеньевна

  • Кандалинцева, Лада Евгеньевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 173
Кандалинцева, Лада Евгеньевна. Проблема свободы в социальной философии Франции (А. Камю, Ж.-П. Сартр): дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1999. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кандалинцева, Лада Евгеньевна

Введение.

Глава 1. От абсурда к "свободе духа и действия".

1. Теоретические источники концепции свободы французских экзистенциалистов.

2. Абсурд-отчуждение - свобода.

Глава П. Свобода и моральные ценности.

1.Бунт и свобода.

2. Выбор и свобода.

3. «Праксис» и свобода.

4. С в о б о д а как путь к моральным ценностям.

Заключени е.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема свободы в социальной философии Франции (А. Камю, Ж.-П. Сартр)»

Среди философских проблем человека, издавно занимавших умы мыслителей, важное место занимает проблема свободы . В каком смысле человек свободен, как соотносится его свобода с ( естественной, социальной и нравственной ) необходимостью, каковы пути достижения свободы? Подобные вопросы всегда волновали умы людей.

Проблема свободы продолжает оставаться и в наши дни одной из наиболее острых и актуальных. Она - одна из немногих тем, имеющих, так сказать, «вечную» актуальность и злободневность. Но бывают моменты, когда интерес к ней в обществе особенно обостряется, когда снова возникает потребность в ее философском осмыслении и анализе.

В такие времена мы испытываем особую необходимость обратиться к тем философам, которые уделяли ей наиболее пристальное внимание. Поскольку их философские концепции повлияли не только на нашу мысль (дали нам средства, с помощью которых можно было бы осмыслить свободу), но и на нашу действительность, то познавая культурные истоки, мы тем самым получаем возможность лучше понять и нашу современность. С этой точки зрения философия А. Камю и Ж.П. Сартра представляет собой неувядающий интерес.

В современную эпоху, когда кризис охватил все сферы нашего общества, те проблемы, которые французские мыслители обозначили в своих концепциях "всплывают" как бы заново. Это и суверенность сознания, и смысл, структура и статус личности, и безусловная свобода, выбор и ответственность индивида. Эти проблемы актуальны и сегодня.

Россия выбрала путь свободы, демократизации, гуманизма. Но она не может претворить свой выбор в жизнь, если не будет опираться на каждого отдельного человека. Данный процесс пойдет тем плодотворнее, чем активнее в нем будет участвовать каждый человек, каждая личность. Сегодня на авансцену все более выдвигается феномен личности, ее сознание, самосознание, связанное с индивидуальными качествами, высокой внутренней культурой и духовностью. В духовном наследии А. Камю и Ж.П. Сартра как раз звучит тревога по

-г поводу нивелировки личности. Они выражают опасения по поводу некритического восприятия мифов, постулатов, призывая мыслить самостоятельно, а не по заданному трафарету.

Обществу нужны настоящие личности, личности нравственные, свободолюбивые, обладающие чувством собственного достоинства и чести. Без мужества, без любви к свободе, без соблюдения принципов и норм морали трудно представить человека, способного быть "мерой всех вещей".

Проблему человека, его свободы весьма остро поставили экзистенциалисты. Они решительно утверждают, что человек таков, каким он хочет себя видеть. Они отвергают биологический и социальный детерминизм, который , по их мнению, приводит к пессимистическому выводу: мы такие от природы и никто ничего не может сделать. Но совсем другое дело, если человек свободен, сам себя делает, в этом случае каждый ответствен за свои слабости и недостатки. Каждый человек должен придавать сам смысл своей собственной жизни, сам формировать свою личность. Каждый человек должен уметь самостоятельно выбирать, действовать самостоятельно. При этом выбор человека предполагает и его ответственность. "Ведь выбирая себя, - по Ж.П. Сартру, - мы выбираем и всех людей.

-5

Нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы " выбираем, - всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Таким образом, наша ответственность распространяется на все человечество. Мы ответственны за происходящее в мире, за отношения между людьми, за ход истории в конце концов."( Ж.П. Сартр Экзистенциализм - это гуманизм. В сб. "Сумерки богов", М., 1990, с. 324.) Ведь историю А. Камю и Ж.П. Сартр понимают как человеческое творчество.

С" точки зрения французских экзистенциалистов, в результате многогранной творчески- созидательной деятельности человека создаются новые ценности, новая культура. Единственный путь к обретению новых ценностей, новой культуры, говорят нам А. Камю и Ж.П. Сартр, лежит через себя. Они заставляют нас пережить ситуацию долга, обязанности, ответственности. Человек обязан сам, свободным своим разумом решить задачу, сделать выбор в нашей сложной действительности, полной неожиданностей и кризисов.

-5

Весьма показательно то, что за последнее время интерес к философии А. Камю и Ж.П. Сартра значительно возрос.1

1 См. Андреев . Сартр. Свободное сознание и XX век М. 1994. Великовский СМ. Грани несчастного сознания. М. 1973. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. М.Д979. Гобозов PIA Введение в философию истории. М., 1993. Долгов КМ От Киркегора до КамюМ.,1990. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволияМ.1989. Карпушин BJHL Критический анализ концепции свободы Камю. Ж 'Вестник Киевского Университета". Киев, 1971, №5. Киссель МА Философская эволюция ЖЛ Сартра Л,1976. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.1980. Кузнецов ВН. Атеистический экзистенциализм. Трансформация экзистенциализма В кн. "ЖЛ. Сартр и экзистенциализм". МД969. Кузнецова СН

Но тем не менее следует подчеркнуть, что богатое творческое наследие Ж.П. Сартра и А. Камю в нашей литературе недостаточно исследовано. Так, проблема свободы, являющаяся одной из главных для А. Камю и Ж.П. Сартра недостаточно проанализирована, хотя и нашла свое отражение в ряде работ, посвященных анализу французского экзистенциализма.

Проблема свободы являлась одной из ведущих не только для А. Камю и Ж. - П. Сартра, но и для их современников: во Франции - Мерло Понти, Марсель; в Германии - Хайдеггер, Ясперс; в Италии - Аббаньяно; в России - Шестов, Бердяев.

Взаимоотаошения человека и общества в творчестве А Камю. Ж 'Вестник МГУ".1975, №1. КугасоваИМ. Нигилист против нигилизма. 'Вопросы философии",

1975, №7Кузьмина ТА Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М.Д979. Кузьмина ТА Проблема "человека и природа" в философии А Камю. Ж 'Вестник МГУ",1976Д«4. Магницкий ЮГ. Пробема свободы в творчестве Достоевского и Камю. М., 1981. Паньковский СИ О книге А Камю "Бунтующий человек". Историко-философские исследования. Минск, 1991. ПенчевГ. Философско-эстетические взгляды ЖП Сартра София, 1978. Ругкевич AM От Фрейда к ХайдеггеруМ.1985. Плахогаый АФ., Ионенко ИР. Проблема свободы и ответственности в творчестве Сартра. Ж 'Вестник Харьковского Университета", 1991 ,№354. Рюриков Б. Человек- одиночество - свобода Ж "Иностранная литература",1968, № 9. Сахаром ТА Проблема человека в концепциях французских экзистенциалистов. В сб. «Современный экзистенциализм» Сахарова ПА. От философии существования к структурализму. М.1974. Стрельцова ГЛ. Проблема личности и ее свободы в экзистенциализме Сартра. "Философские науки", 1971, №4. Тавризян ГМ Проблема человека во французском экзистенциализме. М.,1977. ТузоваГМ Ответственность личности за свое бытие в мире. Минск, 1987. Чалин МЛ Философия отчаяния и страха М., 1962.

Обращаясь к зарубежным исследованиям по данной проблеме можно выделить следующие работы: Aron R. Mémoires. Paris, 1983; Malraux A. Le Conquérants. Paris, 1962;

Contât M. Rybalka M. Les écrits de Sartre. Chronologie. Bibliographie commentee. P. 1970; Jeanson F. Sartre par lui-meme. Paris, 1965.

Степень разработанности темы. Отечественные и зарубежные исследования дали весьма высокие образцы вдумчивого и компетентного подхода к поставленным творчеством А. Камю и Ж.П. Сартра проблемам. Однако, целостный анализ проблемы свободы совместно у А. Камю и Ж.П. Сартра с точки зрения внешних импульсов и внутренней логики эволюции, а также трансформации основных положений этой проблемы еще не нашел, как нам представляется, адекватного выражения в философской литературе. Это связано, как думается,- с противоречивостью философов, со многими расхождениями в их взглядах.

Целью данной работы является реконструкция целостной концепции свободы у А. Камю и Ж.П. Сартра в соответствии с принципами, лежащими в основе их учений. Универсальность свободы у французских экзистенциалистов может быть прослежена по самым различным параметрам: свобода как сущностное проявление человека; свобода как характеристика человеческой деятельности; свобода как показатель и критерий исторического развития культуры; свобода как потребность и цель культурного развития человека; свобода как результат и идеал деятельности; свобода как общечеловеческая ценность.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- проследить возникновение и развитие идеи свободы , обращая внимание на сквозные философские мотивы и темы, неизменно находящиеся в сердцевине теоретических конструкций мыслителей;

- выявить специфику философствования А. Камю и Ж.П. Сартра, раскрыть внутренние закономерности, а также

----------------факторы, стимулирующие развитие идеи свободы ;

- показать точки соприкосновения и различия у А. Камю и Ж.П. Сартра по проблеме свободы; показать разные пути решения данной проблемы;

- раскрыть мировоззренческие предпосылки и содержательные аспекты, совершенной А. Камю и Ж.П. Сартром, эволюции от декларирования и нравственного нигилизма к обоснованию тезиса о человеческой свободе и солидарности, реабилитирующих значимость специфически интерпретируемых моральных норм;

- подчеркнуть значимость проблемы свободы для наших дней; показать А. Камю и Ж.П. Сартра как философов, которые утверждали себя в борьбе за освобождение человеческого достоинства и разума, увидеть как в наши дни работают их идеи, основывающиеся на свободе.

Научная новизна исследования:

1. Рассмотрены теоретические источники французского экзистенциализма. К такого рода источникам относятся не только воззрения Киркегора, Хайдеггера и других западных философов, но и творчество Достоевского, взгляды Шестова и других русских писателей и философов. .„,

2. Дан анализ соотношения абсурда, отчуждения и свободы. Показано, что проблема абсурда и отчуждения связывается в философии экзистенциализма-со смыслом жизни, а смысл жизни предполагает свободу.

3. Показано, что бунт, в философии французских экзистенциалистов, начатый в одиночестве, приводит к установлению между людьми солидарности и восстановлению свободного истинного диалога.

4. Проанализировано экзистенциалистское понимание смерти (смерть как проблема и как загадка).

- 11

5. Раскрыто соотношение свободы и моральных ценностей. Показано, что без таких ценностей нет подлинной свободы. Так, нет свободы без ответственности и без любви.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кандалинцева, Лада Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человеческое существование имеет форму исторического бытия, которое всегда осмысленно. Где отсутствует смысл исторический процесс невозможен. Человеческое сообщество имеет историю, имеет и смысл. Именно поэтому человеческое бытие, бытие человека - это всегда самоопределяющееся бытие. • Человек вынужден постоянно решать, что он должен сделать, каким он будет в каждый следующий момент. Из множества возможностей он должен выбрать одну -единственную, именно она окажет решающее воздействие на его образ жизни, мораль и поведение, предопределит будущее.

Таким образом , очевидно, что одна из сущностных характеристик человека, как показывают нам французские мыслители, - это свобода. Выбирать из различных исторических и повседневных альтернатив может только свободный человек. Очевидно, что сущность человека - это также ответственность. Только ответственный человек может свободно выбирать. Свобода и ответственность в морали и поведении человека органично взаимосвязаны.

Свобода - это всегда самодетерминация, сознательная активность. Свобода, пусть через страдания, через риск, пусть через потери и поражения, - вот что делает нашу жизнь прекрасной! Только будучи свободным, человек может действовать в полной мере сознательно, только свободный человек, подчеркиваем еще раз, может иметь выбор, ставить цели и достигать их, только свободный человек может достичь полноты духовного развития, удовлетворенности и счастья. Но свобода должна быть активной, действенной, за нее надо бороться.

Мы , сейчас уже почти без всяких оговорок можем утверждать, что человек - цель, а не средство. Но мы должны пойти дальше: человек - самоцель. Каждый человек должен усвоить простую мысль: я сам хочу быть счастливым, сильным, свободным, и я имею на это право. Всякие попытки решать за человека, утверждают французские фйЖсофы, какему жить, что делать, как поступать - неправомерны, аморальны. Они лишают человека свободы, превращают его в зависимое, одномерное существо, он становится не гражданином, а подданным. К сожалению, мы часто сами себя унижаем, пасуем перед "сильными", молчим, не возражаем, даже ради защиты своей чести, своего достоинства.

Мы не понимаем, мы забываем, что на самом деле великие нам кажутся великими потому, что мы стоим на коленях. Встать надо! И встать возможно, если человек знает, что такое свобода, любит свободу, стремится к ней ради себя и других. Творить мир по меркам высокой нравственности, справедливости и красоты можно только в условиях свободы, только свободному человеку.

Однако, свобода только для себя - это не свобода. Свобода для себя часто оборачивается произволом. Подлинная свобода всегда связана с признанием, с утверждением свободы для других людей. Свобода тогда обретает смысл, когда свободный человек делает добро, помогает людям, близким и далеким.

Человеческое бытие всегда ориентировано вовне, на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить или на другого человека. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя"делу", тем в большей степени он становится свободным, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой.

Сегодня мы должны думать о будущем, должны в своей повседневной жизни учитывать перспективу, но, разумеется, не для построения умозрительных утопических схем, но для учета более или менее отдаленных последствий своих действий.

Современный человек, обладая поистине сверхчеловеческой силой, к сожалению, отнюдь не поднялся еще до уровня подлинно человеческого разума и нравственности. Его материальные потребности, его желания постоянно растут и в сущности постоянно удовлетворяются, а духовно он все еще, что называется, не "на высоте"; духовно он зачастую становится беднее, эгоистичнее, отчужденнее, т. е. "бесчеловечнее".

Если человечество хочет выжить, оно должен думать о будущем, должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общецивилизационные, общечеловеческие. ценности. Собственное счастье человек должен видеть не в том, чтобы обладать многим, а чтобы быть многим. Он должен стремиться не к превосходству над другими людьми, а к солидарности с ними, как утверждают французские мыслители.

Сегодня нужна общая, единая концепция выживания. Она должна базироваться на ясном представлении, что человечество как вид едино, что оно живет на одной планете -Земля, которая сегодня уязвима, как никогда прежде.

Надо искать пути, ведущие к освобождению и расцвету личности. Дело, в конце концов, не в вечной абстрактной тяге человека к самосовершенствованию, к развитию своего духовного мира, не в благих пожеланиях, не в "природе" человека, а в создании соответствующих социально-экономических и духовных предпосылок для развития его потребностей и способностей. Человеку должна бьггь представлена реальная возможность свободно развивать себя как природное, социальное и духовное существо.

-164

Только человек, имеющий возможность и желающий ощущать жизнь во всей ее полноте, может стать личностью в подлинном смысле, личностью, обладающей богатством духовного мира, осознающей свою субъективность, ценящей свою свободу, берегущей свое достоинство и честь, поступающей ответственно, живущей в соответствии с высокими принципами морали.

От философии свободы французские мыслители неизменно идут к новому миру, который должен стать плодом созидания именно такой личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кандалинцева, Лада Евгеньевна, 1999 год

1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. Сб.: "Сумеркибогов", М., 1990. Сартр Ж.-П. Герострат. М., 1992. Сартр Ж.-П. Тошнота. М., 1998.

2. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. М., 1979.

3. Гаджиев К.С. Размышления о свободе. "Вопросы философии", М., 1993, №2

4. Гайдамавичене И.П. Проблема свободы и нравственнойответственности в драматургии Сартра. "Вестник МГУ", М, 1967, №6.

5. Гайденко П.П. Экзистенциализм и цроблема культуры. М., 1963.

6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

7. Гуревич П.С. Столяров В.И. Мир философии. М., 1991.

8. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989.

9. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М., 1990.

10. Долгов K.M. Эстетика Сартра. М., 1990.

11. Евнина Ё. Судьбы экзистенциалистского романа. "Вопросы литературы", М., 1959.

12. Ерофеев В. С чего начинается Камю. "Вопросы литературы", М., 1983, №9.

13. Ерофеева Н. Путь Камю. "Октябрь", М., 1985, №1.

14. Карпушин В.А. Концепция личности у Камю. "Вопросыфилософии" М., 1967, №2.л

15. Карпушин В.А. Критический анализ проблемы свободы Камю.

16. Вестник Киевского Университета", Киев, 1971, №5.

17. Кадышев В. С. Проблема свободы в творчестве Сартра.

18. Научные труды. Ташкент. Вып.318, 1968. Киркегор С. Наслаждение и долг. Санкт-Петербург. 1984. Киркегор С. Страх и трепет. М. 1993. Киссель М.А. Философская эволюция Сартра. Ленинград,1976.

19. Критика современной буржуазной философии и социологии. М.,1963.

20. Кассак Е. Экзистенциализм в философии и литературе.1. М., 1980,

21. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазнойфилосрфии. М., 1979. Кузьмина Т.А. Проблема "человека и природы" в философии

22. А. Камю. Ж. "Вестник МГУ", 1976, №4. Кузнецов В.Н. Жан Поль Сартр и экзистенциализм. М., 1969. Кузнецова С.Н. Взаимоотношения человека и общества втворчестве Камю. "Вестник МГУ", 1975, №1. Кузнецова С.Н. Категория абсурда в творчестве Сартра и

23. Камю. "Вопросы истории и эстетики", М., 1977. КутасоваИ.М. Нигилист против нигилизма. "Вопросыфилософии", М., 1975, №7. Летов О Мир абсурда и бунтующий человек.

24. Коммунист", М, 1991, №>13. Магницкий Ю.Г. Проблема свободы в творчестве Достоевскогои Камю. М., 1971. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г.В.

25. Лейбница. М. 1973. Маркс К. Энгельс Ф. Из ранних произведений М., 1956. Митин М.Б. Экзистенциалистское понимание личности.

26. Коммунист", 1965, №8. Михайлова Л.П. Некоторые аспекты гуманизма Камю. Учен.записки МИНХ Плеханова, 1967, №47. Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

27. Панысовский С.И. О книге Камю "Бунтующий человек".

28. Историко фил. исследования. Минск, 1991.

29. Паньковский С.И. Духовное наследие как фактор становления личности. Тезисы Всесоюзной н практ. конференции 16 - 19мая 1989г. Минск, 1989.

30. Паскаль Б. Мысли. Санкт-Петербург, 1903.

31. Плахотный А.Ф. Ионенко И.Р. Проблема свободы иответственности в творчестве Сартра. "Вестник Харьковского Университета", Харьков, 1991, .№354. —— -.—

32. Проблемы философии. Сб. Киев, 1971, №25.

33. Проблема человека в современной философии. М., 1969.

34. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

35. Протогина C.B. Франко язычные писатели стран Магриба: диалог с Камю. "Известия", Академия наук СССР, М.,1985. Т.44,№1.о

36. Против современной буржуазной этики. Сб. М., 1965.

37. РуткевичА.М. От Фрейда к Хайдеггеру., М., 1985.

38. Рюриков Б. Человек одиночество - свобода. "Иностраннаялитература", М., 1968, №9.

39. Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму. М., 1974.

40. Современный экзистенциализм. М., 1966.

41. Современная буржуазная философия. М., 1978.

42. Современная литература за рубежом. М., 1962.

43. Современная зарубежная драма. М., 1962.

44. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

45. Социальное познание и некоторые проблемы исторического материализма. М., 1981.

46. Стрельцова Г.Я. Проблема диалектики природы вэкзистенциализме Сартра. Сб.: "Из истории зарубежной философии XIX XX веков", М., 1967.

47. Стрельцова Г.Я. Проблема личности и ее свобода вэкзистенциализме Сартра. "Философские науки", 1971, №4.

48. Сэв Л. Современная французская философия. М., 1968.

49. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977.

50. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире. Минск., 1987.

51. Фаркаш Л. Экзистенциализм. Структурализм и фальсификация марксизма. М., 1977.

52. Философия и современность. Саратов., 1990, Вып. П.

53. Философия марксизма и экзистенциализм. М., 1971.

54. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.1991.

55. Филлипов Л.И. Философская антропология Сартра. М., 1977.

56. Филлипов Л.И. Эстетическое воззрения и литературнаяконцепция Сартра. "Вопросы литературы", М., 1973, №19. —

57. Фокин С.Л. Камю и Сартр: начало трудного диалога. "Вестник ЛГУ", 1991, Вып.4.

58. Фогелер Я.Г. К критике экзистенциалистской концепции существования. "Вестник МГУ", 1962, № 5.

59. Чалин М.Л. Философия отчаяния и страха. М., 1962.

60. Чалин М.Л. В плену индивидуализма. М., 1966.. **

61. Чалин М.Л. Историка философская концепцияэкзистенциализма. Уч. записки ВПШ, М., 1965, Вып. 5.

62. Чалоян Ц.В. Проблема свободы выбора и индивидуальнойответственности в экзистенциализме Сартра.

63. Ереван, "Общественные науки", 1969, №1.

64. Шварц Г. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М., 1964.

65. Этика и эстетика. Киев, 1971, Вып. 9, 22.

66. Ярошевский Т. Личность и общество. М., 1973.

67. ЯсперсК. Смысл и назначения истории. М. 1991.

68. Camus A. Theatre, récit, nouvelles. Paris, 1962. Camus A. Essais. Paris, 1965.

69. Camus A. Carnets. I (mai 1935 fevrier 1942). Paris, 1962.

70. Camus A.-------Carnets.-II (janvier 1942 mars 1951 ). Paris, 1964.

71. Camus A. Carnets. III. Paris, 1989.

72. Camus A. Actuelles. Chroniques 1944 1948. Paris, 1950.

73. Camus A Le Mythe de Sysiphe, essay sur 1 absurde. Paris,1949.

74. Camus A. L homme révolté. Paris, 1951. Camus A. Lettres a un ami Allemand. Paris, 1945. Sartre J.-P. Interpretation ds 1 Etranger. Situation 1. In: Lescritiques de notre temps et Camus. Paris, 1970.

75. Sartre J.-P. Critique de la raison dialectique. Tome I. Theoriedes ensembles pratiques. Paris, 1960. Sartre J.-P. Descartes 1596 1650. Genoeve - Paris, 1946. Sartre J.-P. Situation II. Qu est - ce que la littérature? Paris, 1948.

76. Sartre J.-P. Situation III. Matérialisme et revolution.Paris, 1949. Sartre J.-P. Situation IV. La reponse a Albert Camus. Paris, 1964.

77. Sartre J.-P. La Nausee. Paris, 1938.

78. Sartre J.-P. L Etre et le Néant. Paris, 1943.

79. OBrienC.C. A. Camus.Paris, 1970.

80. Grenier J.A. A. Camus (souvenirs). Paris, 1969.

81. Malraux A. Le Conquérants. Paris, 1962.

82. Aron R. D une Sainte Famille a 1 autre. Essais sur lemarxismes imaginaires. Paris, 1969. Aron R. Histoire et dialectique de la violense. Paris, 1973.

83. AronR. Mémoires. Paris, 1983.

84. Contât M., Rybalka M. Les écrits de Sartre. Chronologie.

85. Bibligraphie commentee. Paris, 1970. Jeanson F. Sartre par lui meme. Paris, 1956.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.