Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, доктор филологических наук Салихов, Нурали Назарович

  • Салихов, Нурали Назарович
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2010, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 349
Салихов, Нурали Назарович. Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета: дис. доктор филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Душанбе. 2010. 349 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Салихов, Нурали Назарович

Введение. 3

ГЛАВА I. ПУБЛИЦИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА.

§ 1. Современное состояние и проблемы теории таджикской публицистики. 16

§2. Роль-публицистики в достижении и укреплении суверенитета. 33

§3. Публицистика и публицистичность в произведениях таджикских авторов нового времени. 105

ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ В ТАДЖИКСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ.

§1. Проблемы воспитания национального самосознания в таджикской публицистике. 138

§2. Освещение политического противостояния в публицистике Таджикистана. 181

ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПУБЛИЦИСТИКЕ ПЕРИОДА СУВЕРЕНИТЕТА ТАДЖИКИСТАНА.

§ 1 .Человеческий фактор в публицистике советского периода. 223

§2. Человек и общество в публицистике нового времени. 254

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета»

Публицистика, являясь одной, из форм творческой деятельности, зародилась одновременно с художественной литературой: Таджикская^ публицистика так же уходит корнями в глубокую древность и связана с проповедями и обращениями суфиев и проповедников, политических и государственных личностей Х-ХП вв. Элементы публицистики встречаются' также в поэзии и прозе Насира Хусрава, Фирдоуси, Саади, Убайда Зокони, Низамульмулька и других представителей классической персидско-таджикской литературы. При этом проблемы, связанные с историей, теорией и практикой, таджикской» публицистики; еще всесторонне* и полно не изучены.

Нужно сказать, что в русском литературоведении исследования, и. поиски ученых в публицистике, берут начало со второй половины XIX в., с произведений Н.Г.Чернышевского и В.Г.Белинского. Особенно публицистика широко стала изучаться в советский период. В исследованиях М.С.Черепахова, Л.С.Выготского, Ю.А.Щерковина, И.П.Лысакова, Г.Я.Солганика, В.В.Виноградова и других проанализированы понятия и сущность публицистики как описания реальных, невыдуманных происшествий, ситуаций и событий, изложены взгляды и мнения на проблемы языка, стиля, жанровых, тематических, художественно-эстетических особенностей произведений публицистики.

Выводы, размышления и рассуждения русских и европейских исследователей о публицистике, ее содержании и сущности, свидетельствуют о том, что ее содержание возникло на основе документа, реальности и жизненных происшествий, а также деяний и стремлений реальных личностей. Выводы и результаты авторов таких произведений также имеют публицистическую основу. Один из русских исследователей публицистики Е.Осетров называет ее видом литературного авангарда, при посредстве которого читатель получает сведения о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем обществе, его строителях, анализирует и объясняет прошлое, старое, отжившее отклоняет и поддерживает новые, прогрессивные явления. Публицистика в процессе своего развития рождает летопись эпохи, рассказывая о победах, достижениях и неудачах, несчастье народа, преподает исторический, общественный и жизненный урок (215, 206).

По вопросу исследования жанров публицистики, в том числе очерка, скетча, новеллы и эссе, интересны труды, русских ученых Е.Журбиной (112), Е.П.Прохорова (233), В.В.Ученовой (322) и им подобных. В них изложены ценные мысли о проблемах теории публицистики и истории формирования ее жанров. Большинство ученых, считая публицистику и ее разнообразные жанры экстренным, боевым видом литературы, признают их природными составляющими.

Важно отметить, что у большинства русских ученых и исследователей' бывших советских республик, таких как Н.И.Глушков, А.Н.Западов, Н.Г.Зорина, А.В.Савченков, Л.Г.Юдкевич, М.С.Черепахов, Ю.Б.Бабаев, О.Тагаев и другие, нет единого мнения в вопросе соотношения публицистики с различными науками, определения жанров, видов и стиля публицистических произведений.

Из высказываний ученых, касающихся жанров, видов и стиля публицистических произведений, более четкими и убедительными нам представляются мысли и рассуждения В.В.Ученовой и Е.П.Прохорова (322, 236; 233). Согласно их мнению, предмет публицистики, как вид творчества, существует в единстве с событиями в современной жизни общества.

Одна из спорных и еще полностью нерешенных проблем публицистики - это определение ее отношения к литературе и искусству. Некоторые исследователи, в том числе Л.И.Тимофеев, В.П.Неустроев, Я.Е.Эльсберг, Г.Н.Поспелов, Ю.Бабаев и др., придерживаются мнения, что литератор и художник, в основном, излагают свое видение мира и понимание событий при посредстве образов, но публицист свои мысли и раздумья выражает через документы, факты и логические выводы. Другая группа ученых является сторонниками мнения, высказанного великим русским писателем Л.Н.Толстым в ответе на критику его произведений М.С.Громовым. Согласно мнению ^ Л.Н.Толстого, «писатель не всегда пишет произведение чисто художественное, живя в человеческом, обществе, он не может пренебречь интересами отдельных людей, и их интересы в свою очередь должны стать интересами^ общества» (297,269-270). Согласно такому мнению, между трудами писателя и публициста нет серьезных различий и представители этих двух видов творчества одинаково служат интересам общества и людей.

Различные мысли и взгляды о сущности, задачах и специфике публицистических произведений изложены в исследованиях других русских ученых. Так, если А.Аграновский считает основным и важным в публицистике «идейность, прочность, роль. мышления»- (8,13), то М.С.Черепахов считает художественную литературу «формой эстетического изучения мира и человека», а публицистику - «способом политического осмысления и отражения событий в разных формах и видах» (337,48) и подчеркивает, что публицист в большинстве случаев свои мысли и взгляды излагает открыто, правдиво и прямо.* Интересные мысли и суждения по этому поводу высказаны В'Л.Канторовичем (143,17).

На основании данного обзора можно заключить, что в русском литературоведении и литературоведческой науке бывших советских республик существует много исследований о различных жанрах публицистики, таких как путевые заметки, статья, репортаж, очерк, фельетон, памфлет, ее тематике и стилях, в частности, о таких ее направлениях, как дискуссионный, пропагандистский, аналитический, сатирический и др. Результаты этих исследований подтверждает тот факт, что публицистика как род творчества, как практическая сфера политики все больше укрепляется в жизни общества.

Вместе с тем, нужно сказать, что в Таджикистане теоретические и практические проблемы публицистики серьезно стали изучаться с 80-х годов 5

XX века. Действительно, в годы Советской власти в Таджикистане занимались исследованиями проблем публицистики, но одна непроясненная сторона этой проблемы состоит в том,.что в» советскую эпоху публицистика рассматривалась как один из жанров, художественной литературы и исследованием ее вопросов занимались, в основном, литературоведы, такие как С.Табаров, Л.Н.Демидчик, М.Шукуров, А.Сайфуллаев, А.Маниязов, Дж.Бако-заде и другие. Наряду с изучением проблем современной таджикской художественной прозы ими высказаны соображения1 о различных аспектах публицистической поэзии и прозы. Первым трудом, посвященным исследованию публицистики в советский период, является монография А.Маниязова «Публицистика и поэзия' устода Айни» (164) и только через тридцать лет после- ее- публикации, т.е. в 1988 году, увидел свет труд профессора А.Саъдуллаева «Публицистика Турсун-заде» (258).

Важно отметить и то, что еще с первых десятилетий советского периода и по требованию пропагандистской и агитационной идеологии партии коммунистов и Советской власти, начиная с устода Айни, таджикские литераторы А.Лахути, С.Джавхаризаде, М.Аминзаде, М.Рахими, А.Дехоти, М.Миршакар, М.Турсун-заде, Б.Рахим-заде, П.Толис, Дж.Икрами, С.Улуг-заде, С.Гани и др., касаясь тем строек Вахша, каналов Гиссара, Ферганы и других сторон социалистической жизни в Таджикистане, писали также и публицистические пропагандистские и агитационные произведения: Позднее. в ряды литераторов, которые испытали свой талант в создании публицистических произведений, вошли А.Бахори, М!Наджмиддинов, Ф.Мухаммадиев, С.Турсун, А.Самад, У.Кухзод, К.Мирзоев, И.Файзуллаев, Ш.Ханиф, Д.Раджаби, М.Табаров, Б.Муртазаев и им подобные и намного увеличилось количество публицистических сочинений и расширилась их тематика. В советский период в таджикском литературоведении публицистические произведения, по сравнению с предыдущими годами, были более передовыми, содержательными. Однако, кроме перечисленных трудов А.Маниязова и А.Саъдуллаева и некоторых дискуссий, прошедших на страницах журналов «Садои Шарк» и «Памир», газет и еженедельников-о состоянии таджикской публицистики серьезных исследований о теории и практики этой ветви таджикской литературы, мы не обнаружили.

Так, в дискуссии, развернутой в 1973 году на страницах журнала «Садои Шарк» вокруг темы «Герой жизни - герой литературы», устод М.Шукуров высказал некоторые очень интересные мысли о реальных героях литературы 70-х годов в сравнении их с героями 30-х годов прошлого века (353). Одна из интересных дискуссий прошла на страницах журнала «Памир», начатая статьей А.Хакима «Своим языком1 о своем времени», посвященная вопросу жизненной и реальной основы стихов таджикских поэтов (326).

В'другой дискуссии, прошедшей в 1987 году в журнале «Садои« Шарк» под названием «Проблемы современной прозы» участвовали известные таджикские литературоведы М.Шукуров, Р.Хади-заде, Р:Амонов, А.Сайфуллаев, А.Абдуманнонов, А.Набиев и другие. Они высказали свои мнения о проблемах, реальном описании жизни человека и вопросов, возникающих в его ежедневной' жизни, в произведениях писателей Ф.Ниязи, И.Файзуллаева, У.Кухзода, С.Турсуна, Б.Фируза, А.Самадова, К.Мирзоева, Р.Ёрова и т.д. Таджикские литературоведы А.Набиев и Дж. Бако-заде, анализируя творческую индивидуальность и психологическую прозу Ф.Мухаммадиева, А.Самада, У.Кухзода, коснулись некоторых публицистических аспектов их произведений (168;43).

Нужно упомянуть, что всестороннее развитие изучения таджикской публицистики особенно оживилось, начиная с последнего десятилетия XX века, после наступления горбачевской перестройки, гласности, демократии и суверенитета Республики Таджикистан и за этот период исследователи такие, как И.Усмонов, А.Саъдуллаев, А.Нуралиев, П.Гулмурод-заде, С.Гулов, М.Муродов, А.Азимов, Н.Бозоров и др. создали школу теории исследования и истории таджикской публицистики и журналистики.

Заметный вклад в исследование истории и теории таджикской публицистики и журналистики, выявлении их жанровой специфики внес известный ученый журналистской науки профессор И.Усмонов. Он еще в 1992 году при исследовании сатир и юморесок талантливого таджикского поэта и писателя XIV в. Убайда Зокони, обратил основное внимание на социальные и публицистические стороны сатир писателя, заполнив тем самым одну из чистых страниц истории таджикской публицистики (309).

Одна из заслуг И.Усмонова - это определение отношений публицистики и литературы. В своей книге «Теория^ публицистики», поспорив с частью советских литераторов, считавших наряду с рассказом, романом, газелью, масневи и им подобным публицистику жанром литературы, он приходит к выводу, что «в нашем исследовании публицистика является родом творчества. То есть необходимо смотреть на публицистику не как на часть литературы, а как равный* ей род. Публицистика, наука и литература не выстраивались одна за другой, нельзя одну из них считать важнее другой, они развивались параллельно^ каждая-важна на своем месте, функцию, которую выполняет одна, другаяше может выполнить. Ни одна из них не может быть г заменена чем-то другим. Следовательно, они имеют свои задачи, свою область, свое место и пути достижения своих целей» (315,8-9). Автор, говоря о цели и предмете литературного и публицистического произведений, отмечает, что целью писателя является описание не конкретного события или человека. В действие вступает воображение и взгляды его на событие или конкретного человека. Публицистическое же произведение «имеет дело с реальной истиной, с сегодняшним событием. Память о прошлом и намек на завтра в публицистике связаны с сегодняшним событием. Для публицистики важно сегодняшнее событие, образ или воображение или совсем не нужны, или являются дополнительным средством. Публицистика оперативна имеет дело с ясным словом — необходимо, чтобы одного раза чтения или восприятия на слух, было достаточно для вхождения в канву содержания.» (312,9-10). Также очень интересны и ценны его рассуждения и мысли по 8 вопросу жанров публицистики и их научного изучения.

Из других ученых, выпустивших много интересных трудов по истории и теории таджикской публицистики, эволюции жанров и тематических, идейных и стилевых особенностях отдельных публицистов, является профессор А.Саъдуллаев. Одно из важных его исследований - это книга «Особенности литературы», в которой научно проанализированы проблемы истории формирования и эволюции таджикской публицистики до крушения советской эпохи, периода развития публицистических жанров на примере произведений Дж.Икрами, Р.Джалила, Ф.Мухаммадиева, А.Хамдама, Ш.Саида, М.Наджимиддинова, Г.Мирзо, Ш.Ханифа, Ш.Мусо и других (260).

Наряду с исследованием тематики, идеи и стиля публицистики таджикских литераторов С.Айни, М.Турсун-заде, Ф.Мухаммадиева, А.Самада, К.Мирзоева, С.Турсуна, У.Кухзода заметна заслуга профессора А.Саъдуллаева в изучении источников формирования таджикской публицистики. Один из его трудов носит название «Высказанное слово идет от сердца», вошедший в сборник его статей «Цвета жизни». В нем рассмотрен вопрос истории таджикской документальной прозы (беллетристики) и массовой таджикской литературы (паралитературы) и их источников, начиная с «Авесты» и «Шах-наме» Фирдоуси и до «Удивительных стран» («Аджоиб ал-булдон») Абулмуайяда Балхи, «Книги путешествий» («Сафар-наме») Насыра Хусрава, «Истории Бухары» Наршахи, «Книги Кабуса» («Кабуснаме») Унсуралмаоли Кайкавуса, «Четыре беседы» («Чахор макола») Низами Арузи Самарканди и путевых заметок, записей и книг путешествий конца XIX и начала XX вв. (259).

К числу таджикских исследователей, занявшихся исследованием отдельных периодов таджикской публицистики относятся, П.Гулмурод-заде, А.Азимов, М.Муродов. Так, если П.Гулмурод-заде исследовал публицистическую деятельность таджикских просветителей (91), то в исследовании А.Азимова проанализирована история таджикской журналистики в 1929-1970 гг., затем автор коснулся некоторых особенностей 9 публицистики этого периода (12). Исследования М.Муродова посвящены изучению проблем, связанных с историей формирования и развития таджикской сатирической публицистики в республиканской' периодической печати (190; 191).

Как выше было отмечено, широкое и. всестороннее исследование проблем, связанных с таджикской публицистикой получило свое развитие именно в период государственного суверенитета Таджикистана и на этой основе за этот период было написано и завершено большое количество ценных трудов по теории, истории, содержанию, стилю, формированию и эволюции жанров публицистики. Но, несмотря^ на это, есть еще много нерешенных проблем в этой сфере интеллектуального творчества, ожидающих своих исследователей. Отдельного монографического -исследования заслуживает проблема истории таджикской, публицистики, ее прошлого и сегодняшнего состояния, в недостаточной степени исследованы публицистические аспекты,таджикской поэзии прошлого и современности.

Не определены периоды эволюции и формирования таджикской публицистики. Таких проблем еще много и одна из них - роль таджикской публицистики в период суверенитета республики. Хотя и известно, что роль публицистических сочинений таджикских литераторов, политиков, интеллигенции и журналистов в достижении национального, языкового и государственного суверенитета весьма действенна, ощутима и решающа, в то же время эта тема еще не стала предметом отдельного монографического и всестороннего исследования. Еще не написан труд, в котором были бы исследованы события и происшествия начального периода суверенитета и гражданской войны, отраженные в публицистических произведениях, За пределами внимания ученых остались проблемы отражения в сочинениях литераторов и публицистов нового времени, национальных интересов* и духа свободолюбия, описание жизненной действительности в период суверенитета, тематических, идейных и стилевых особенностей публицистических произведений этого периода, проблемы- человека и ю гуманизма.

Такого рода, исследование раскрыло бы особенности таджикской публицистики периода независимости; выявило бы широту и разнообразие ее тематики, содержания, путей эволюциижанров, произошедшие изменения в языке и стиле изложения. Решение этой проблемы, имеет обществоведческое и литературно-историческое значение, оно определило? бы сущность и особенности изменений' произошедших в обществе с 90-х годов прошлого столетия; факторы и пути; достижения; национального, языкового; государственного суверенитета* и роль публицистического слова в этом процессе. Все: вышеизложенное, свидетельствуя об актуальности проблемы, и обусловило причину выбора? ее нами: в качестве диссертационногоисследования.

Учитывая!' все это; мы решили в этой диссертации« впервые объектом-, исследования? взять публицистику периода суверенитета как; нового и неизученного^ периода; ее: особенностей с точки зрения темы, содержания, жанров; способов и стиля, описания? событий эпохи, отражения« проблемы человека и общества, концепции гуманизма« в публицистических произведениях этого периода.

Цель и задачи исследования. Целью? настоящего исследования является изучение общественно-политических условий и литературной ситуации; обусловивших обновление таджикской публицистики, причин, вызвавших широкий интерес к ней-в литературных кругах и СМИ.

Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:

• исследование субъективного и объективного взглядов в публицистических произведениях, посвященных событиям и перипетиям гражданской войны;

• определение особенностей отражения национальных интересов в публицистических произведениях, опубликованных в средствах массовой информации;

• изучение круга тем публицистических произведений периода

11 суверенитета Республики Таджикистан;

• анализ вопроса о роли публицистики на пути к государственному суверенитету Таджикистана;

• описание проблем этики* человеками общества в средствах массовой информации;

• выявление особенностей концепции гуманизма в публицистике советской эпохи;

• исследование проблемы гуманизма с публицистических позиций эпохи суверенитета;

• обрисовать общественно-политические и культурные условия, способствовавшие обновлению таджикской публицистики, усилению в ней тенденций, нацеленных на подъем национального самосознания и национального самопознания;

• проследить процесс появления новых тенденций в публицистических произведениях ведущих таджикских писателей-публицистов;

• провести сравнительный анализ идейно-тематического содержания, структуры, языка' и стиля публицистики периода государственной независимости;

• выявить причины и пути взаимодействия литературы и публицистики;

• осуществить сравнительный анализ общих и отличительных черт публицистики советского периода и публицистики периода государственного суверенитета;

• выявить роль публицистики в достижении и укреплении суверенитета Республики Таджикистан.

Перечисленные цели и задачи определили историко-литературный и сравнительно-сопоставительный подход к анализу литературы и источников как главный методический принцип исследования.

Источники и материалы исследования. Исследование поставленных в этой диссертации задач и проблем основано на большом материале из творчества современных таджикских публицистов-литераторов Ф:Мухаммадиева, У.Кухзода, С.Турсуна, К.Мирзо, А.Самада, А.Хамдама, Ш.Мусо, И.Усмонова, С.Кенджаева, А.Сохибназарова, публицистических произведений^ вошедших в сборники «Уроки? самопознания»^ «Нурек», «Люди и берега», «Гнездо соловьев», «С волной жизни», «Наше время», на публицистическом материале периодической печати, журналов с «Садои Шарк», «Памир» и распространенных по радио и телевидению.

Методологической основой! исследования; послужили принципы исторического^ подхода к. роли публицистики в общественном сознании^ сравнительно-исторического: анализа произведений? литературы, их; идейно-тематических мотивов и направлений.

При решении поставленных задач автор диссертации опирался? на принципы; литературно-художественного анализа; выработанные в трудах известных русских: и таджикских литературоведов, теоретиков журналистской науки. В первую очередь, к их числу относятся М.С.Черенахов, Л. С .Выготский, Ю. А.Щерковин. И.П.Лысаков, Г.Я.Солганик, В.В.Виноградов, Е.Журбина, Е.П.Прохоров, ВЛЗ.Ученова, Н.И.Глушков, А.Ш.Западов, Н.Г.Зорин, А.В.Савченков, М.Шукуров (М.Шакури), С.Табаров, Л.Н.Демидчик, А.Сайфуллаев, А.Маниязов, И.К.Усмонов, А.Садуллаев, Х.Асозода, Ю.Бабаев, О.Тагаев. Кроме этого, были широко использованы исследования Л.И.Тимофева, Я.Е.Эльсберга, Г.Н.Поспелова, В.П.Неустроева, Е.Хализева и других ученых, работы которых в области публицистики, литературы и искусства достаточно широко известны.

Научная новизна диссертации определяется постановкой и теоретическим и практическим решением указанных задач, введением в научный оборот малоизученного материала, касающегося; историко-типологической и художественно-теоретической эволюции публицистики в период государственного суверенитета.

В диссертации наглядно и подробно показано, что, несмотря; на

13 большой объем литературного материала, научных и научно-популярных исследований, дискуссий, прошедших на страницах журналов «Садои Шарк>> и «Памир», газет и еженедельников о состоянии таджикской публицистики, рассматриваемый нами1 аспект, точнее, проблема формирования общественного- сознания^ в таджикской публицистике периода государственного суверенитета, никем до настоящего времени не ставилась-и не изучалась.

Настоящая диссертация, впервые рассматривающая' указанную проблему, в определенной* степени раскрывает малоизвестную и почти неизученную страницу истории- эволюции таджикской публицистики, процессов ее идейно-содержательного обновления:

В »настоящей диссертации впервые в таджикскомлитературоведении не только ставится» вопрос о-неоценимой роли публицистики в формировании, общественного' мнения периода государственного суверенитета, подъеме национального самосознания- и национальной гордости, но и проводится всесторонний литературно-художественный, историко-типологический анализ общих и отличительных особенностей таджикской публицистики советского времени и периода государственного суверенитета.

Хронологические рамки исследования. Как известно, публицистика берет свое начало еще в устном народном творчестве, ее элементы можно обнаружить в острых анекдотах,- сатирических стихотворениях, в театрализованных представлениях масхарабозов (скоморохов), а также в произведениях классиков персидско-таджикской литературы, в политических трактатах и сочинениях таджикских просветителей. Все это свидетельствует о древних корнях этого вида литературы.

В диссертации временные рамки темы проводимого исследования в основном ограничены творчеством таджикских писателей-публицистов последнего двадцатилетия, то есть периода государственного суверенитета, в который произошли коренные изменения как в структуре, так и содержании и идейной направленности публицистических произведений.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют проследить пути и процесс перехода таджикской публицистики в иную стадию развития, очищения ее идейно-содержательной направленности от идеологического политизированного налета, выявить место, которое заняла публицистика в творчестве таджикских прозаиков и поэтов, обозначить социально-политические и культурные условия, при которых состоялся указанный переход, определить влияние произведений ведущих публицистов на творчество других таджикских писателей, аргументируются теоретические основы жанрово-стилистических, тематических и идейно-художественных особенностей процесса перехода таджикской публицистики в новое состояние.

В практическом плане основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении истории таджикской публицистики, а также исследовании жанрово-стилистических, тематических и идейно-художественных особенностей публицистических произведений таджикских авторов.

Материалы, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебников и вузовских пособий по истории таджикской журналистики, при чтении специальных курсов, по истории жанров журналистики и литературы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Салихов, Нурали Назарович

Результаты исследования проблем гуманизма в публицистических произведениях таджикских писателей А.Самада, К.Мирзо, С.Турсуна и У.Кухзода свидетельствуют о том, что в литературе времени суверенитета в центре внимания литераторов стоит человек и его внутренний мир, вопросы свободы, национального самосознания, нравственности, духовности, чаяний и надежд человека и общества, что было особенно важно для таджикской публицистики.

Естественно, что в период демократии, свободы, национального и государственного суверенитета для интеллектуальной, духовной, общественной и материальной эволюции человека и общества появились широкие возможности. Но не все смогли правильно и по совести использовать эти возможности. Были люди, которые воспользовались свободой, суверенитетом, плюрализмом и гласностью для достижения своих корыстных целей, получения высоких, доходных постов и состояний, присвоения государственного имущества. Для достижения корыстных целей они бросились создавать различные партии, занялись привлечением

325 молодежи к своим делам, даже не гнушались сотрудничеством с криминальными структурами. В результате за короткое время появилась прослойка общества, привыкшая к алчности, обману масс, воровству и грабежам, хулиганству и аморальности, корыстолюбию и карьеризму, самоволию и беспорядкам, анархии и т.д. Высокие человеческие качества, такие как справедливость и честь, трудолюбие и патриотизм, дружба и товарищество, правдивость и мужество, благородство, и им подобные стали вырождаться.

К счастью, своеволие, анархия и беспорядки не тянулись долго. Трудящийся народ республики залечил раны страны, достиг мира и стабильности; были возвращены на Родину беженцы, бежавшие из страны под действием нестабильности и беспорядков. В Таджикистане начался этап спокойствия, стабильности и созидания, и республика твердыми шагами устремилась навстречу светлому, благополучному будущему.

В целом, в публицистике периода суверенитета прослеживаются два тематических направления, связанных с проблемой отношений человека и общества. Первое - история становления государственности таджиков, выход на международную арену свободного и суверенного Таджикистана, расширение его связей с различными государствами планеты, укрепление национального государства и языка таджиков, созидательная работа по строительству дорог, туннелей, электростанций и других больших строек современности, улучшению материального и духовного, морального состояния народа, свидетельствующих о достижениях таджикского государства и таджикского народа. Все эти достижения - результат трудолюбия, дальновидности, единения и взаимопонимания, верности и патриотизма таджикского народа и компетентности, мудрости Президента страны и Правительства республики. И все это нашло отражение в произведениях литераторов-публицистов.

Другое направление - осуждение и высмеивание неприемлемых, явлений в обществе, падения нравов, морали и духовности, безделья,

326 равнодушия и беспечности, карьеризма, вещизма, эгоизма, самовосхваления, злоупотребления занимаемой должностью, привычки, к накопительству и присвоению государственного добра и т.д., которые мешают прогрессу и улучшению жизни человека и общества.

В описании достижений и трудностей, имеющихся в жизни отдельного индивида и общества, публицисты использовали различные жанры, стили и пути изложения мыслей и раздумий.

В публицистических произведениях А.Самада и С.Турсуна, посвященных проблемам взаимоотношений индивидуума и общества, на первый план выступают философские размышления о времени; судьбе человека, об общественных явлениях. В творчестве названных писателей весьма ярко проявляются характерные для того времени поиски героя времени, попытки активно, проявить гражданскую-позицию.

Публицистика К.Мирзо характеризуется постановкой актуальных этических и духовных проблем человека и общества, попыткой определить связи между духовностью прошлого-и сегодняшнего дня. Писатель создал образы различных людей, поведение и действия' которых являются образцами высокой нравственности, этичности или низких, подлых человеческих качеств. Писатель в своих творениях выступает в качестве рассказчика события или происшествия, итоги и выводы предоставляет читателю, чтобы он сам решил осудить поведение и действия героя или-же брать с него пример. Такой« способ изложения является основной особенностью стиля К.Мирзо.

Творческий стиль и принципы писательского почерка У.Кухзода в публицистике в какой-то степени похожи на стиль и почерк К.Мирзо. В его произведениях на первом плане — вопросы этики, нравственности и духовности человека, и в то же время автор выступает как критик или рассказчик событий. Хотя писатель не безучастен к личности и поведению, деяниям героев, делать выводы он предоставляет читателю. Нужно отметить, что стиль У.Кухзода в современной таджикской публицистике присущ

327 только ему и корнями уходит в классическую прозу, в том числе в творчество Убайда Зокони, который говорил о падении нравов, морали и призывал к духовности человека и общества, излагая свои взгляды аллегорично, иносказательно, с намеками, юмором и насмешкой. Он широко пользуется элементами повествовательной прозы прошлого и устного народного творчества, несмотря на то, что тема и цель его произведений - это современная действительность и жизнь современного человека.

Несмотря на все сегодняшние достижения таджикской публицистики, она, по сравнению с художественной литературой, молода. В образцах современной таджикской публицистики отражены состояние времени, различные качества характера героя. Но так как основная задача автора при создании публицистических произведений - изображение выдающихся личностей и конкретной жизненной реальности, то, несомненно, основой этого вида литературы являются реальные факты, события и происшествия. Основная задача сегодняшней таджикской публицистики — объединение общества на пути культурного, экономического, социального и политического прогресса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что таджикская публицистика-всегда, на протяжении всех этапов своего развития шагала в ногу со своим временем, отражая историческую память народа, идеи независимости и.« свободолюбия, национального самосознания и защиты интересов человека и общества своего времени, наконец, она внесла ощутимый вклад в укрепление национального и государственного суверенитета таджикского народа.

Таджикская публицистика и в советскую эпоху была пропагандистом новых инициатив- и новых созиданий. В публицистических произведениях Ф.Мухаммадиева, М.Наджмиддинова, А.Одинцова, Б.Пшеничного, А.Хамдама, Л.Чигрина и других события XX века явились источником вдохновения, в. них запечатлены твердость и самопожертвование советских людей на пути благоустройства, спокойствия и повышения благосостояния народа и общества.

Становится ясно, что тема национального самосознания и национальной гордости с самого начала формирования таджикской публицистики советской эпохи являлась ее центральным объектом,- и в публицистических произведениях основоположников таджикской советской литературы С.Айни, Аджзи, Сидики, Фитрата, Мирзо Сироджа и других нашла отражение проблема интеллектуального пробуждения таджикского народа и борьбы с пантюркизмом защиты истории, культуры» и языка таджиков, таджикские писатели выступили пропагандистами, интеллектуальных достижений европейцев в сфере школьного образования и просвещения, торговли и экономики страны. Их прогрессивные идеи нашли отражение в публицистических произведениях устода Айни, в «Дискуссии» («Мунозира») и «Сообщениях индийского путешественнника» («Баёноти сайёхи хинди») А.Фитрата, «Дары жителям Бухары» («Тухафи ахли Бухоро») Мирзо Сироджа Хакима, статьях и стихах Аджзи и других литераторов. В свою очередь, их взгляды оказали свое влияние на формирование Республики

322

Таджикистан и укрепление национальных таджикских традиций и языка.

Вместе с тем, таджикская поэзия и проза, и в том числе публицистика, начиная с 30-х годах XX в. и в последующем превратились в голую публицистику, целью которой была пропаганда революционных лозунгов и постановлений и решений Коммунистической партии; призыв, к борьбе за укрепление социалистического государства и уничтожению врагов советского строя. Согласно политической и классовой идеологии, которую партия большевиков сделала господствующей и в литературе, культурные и духовные ценности прошлого всецело должны были быть отвергнуты. Господствующая идеология считала материализм и социальный классовый аспект основой существования человека, а религию называла «опиумом для,1 народа». В результате такой политики духовность и общечеловеческие достижения были обесценены, поэты и мыслители прошлого признаны представителями господствующих сословий, и их наследие также подлежали отрицанию. Литература и публицистика советских времен по сути были противопоставлены литературе прошлого. Отсюда высокие классические традиции прошлого ослабли, внутренний мир человека, его духовность, мечты о свободе, его гуманизм стали далеки от внимания литературы и публицистики.

Начиная с 60-х годов XX века, особенно после XX съезда коммунистической партии в 1956 году, на котором был поднят вопрос о культе личности, в литературе и публицистике всех бывших советских республик произошли серьезные изменения. В произведениях литераторов и публицистов, в какой-то степени, проявились смелость и мужество в описании недостатков и недочетов жизни человека и общества. Ярким примером мх преобразований является психологический роман Дж.Икрами, в котором образ директора школы Анвара олицетворяет жизнь одного индивидуума советского общества. Такое изображение человека в советской таджикской литературе наблюдается впервые, ибо до этого времени показ недостатков руководителя учреждения или члена партии коммунистов был

323 неслыханным явлением.

Вместе с тем, лишь с достижением суверенитета Таджикистана в таджикской литературе и публицистике появилась возможность действительно открытого и гласного выражения мыслей. Преследование, цензура и давление в отношении инакомыслящих через издательства и средства массовой информации были прекращены. В республике стали» функционировать международные организации, они помогали публицистам и журналистам в отражении и объяснении событий и фактов, в решении актуальных проблем жизни республики. Так, при материальном содействии Института Открытого Общества - Фонда помощи, Департамента Организации Объединенных Наций по содействию мира в Таджикистане и представительства в Таджикистане Института проблем войны и мира Британии был проведен широкий конкурс журналистов, материалы которого составили три книги и были опубликованы под общим названием «В поисках истины».

В публицистике в практику вошли информативность, категоричность, суждений, стремление к простоте изложения и краткости. К тому же в таджикской литературе последних десяти лет XX века, и особенно в начале XXI в., бурное1 развитие получила беллетристика, в традицию вошло написание на основе исторических фактов и документов рассказов и даже исторических и документальных романов. Показателем роста этого вида литературы стали документальные повести и романы А.Хамдама, Л.Чигрина, Ш.Мусо и Б.Муртазаева.

Под влиянием общественного и политического развития периода суверенитета произошли серьезные изменения в литературном и публицистическом процессе. Изменились тематика, содержание, стиль описания событий и происшествий в документальной прозе этого периода. К проблемам изображения человека, его внутреннего мира, свободы личности, его духовных поисков, устремлений, трудностей и преград в жизни и другим проблемам в публицистике нового времени стали подходить с новых

324 позиций, согласно требованиям времени.

Суверенитет республики стал фактором изменений состояния литературы, повлияв на свободу творчества литераторов. Большая часть культурных ценностей, тематика и< литературные понятия советской эпохи потеряла свою значимости, по требованию времени в литературе и публицистике встал вопрос о новом герое. Таджикскому литератору-публицисту больше не требовалось для создания своего произведения искать героев и темы в соответствии с идеологией и определенными партией и советским государством штампами. Для литераторов и публицистов настали времена свободного выбора темы, героя произведения, языка, стиля и способа изложения, они имели возможность свободно описывать трудности, успехи и неудачи; достижения и поражения своих соотечественников, обращаться без страха и боязни к изображению- исторических событий прошлого и современности, к описанию судеб исторических личностей.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Салихов, Нурали Назарович, 2010 год

1. Абдиев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.176 с.

2. Абдулов К. Рохд бех,буд. Душанбе, 1995. - 165 с.

3. Абдуманонов А. Мубохдса: масъалах,ои насри муосир // Садои Шарц.1988.-№4.-С.116-128.

4. Абдусаттор А. Коалам, калом ва китобе бо номи зиндагй // Адабиёт васанъат. —2006. 15 июн.-№24 (1319). - С. 11-12.

5. Абулк;осим Лохутй Шеърх,о ва достойно. Китоби 1. Душанбе, 1987.400 с.

6. Абулкосим Лохутй. Куллиёт. Ч,.1. Сталинобод, 1961. — 256 с.

7. Аъзамов С.Н. Единство двух начал (Единство информации и анализа впублицистике). Казань, 1974. - 110 с.

8. Аграновский А. Суть дела. М., 1968. - 207 с.

9. Аграновский А. Не так это просто // Вопросы литературы. 1973. —2.-С. 134-141.

10. Азизов А. Вокеияти зиндагй ва матбуоти тоцик. — Душанбе, 2001.185с.

11. Азизов А.Х. Таджикская журналистика в период культурнойреволюции: Автореф. дис. канд. филол. наук. Душанбе, 2003. -47с.

12. Азимов А. Публицистика ва замони муосир. — Душанбе, 2004. 138 с.

13. Азимов А. Адабиёт дар матбуоти солхои сиюм. Душанбе, 2004. — 80с.

14. Айёми мо (Очеркхо). Душанбе, 1958. - 300 с.

15. Айнй С. Ашъори мунтахаб. Сталинобод, 1958. — 172 с.

16. Айнй С. Куллиёт. 9. Публицистика, мак;ола, хитоба ва фелетонх,о. — 415 с.

17. Айтматов Ч. Масъалах;ои забони милли // К^иргизистон маданияти. — 1989. — 20 январ.

18. Акбаров Ю. Ч,устуч,ух,ои эч;оди ва ахлок;й. Душанбе, 1990. - 240 с.

19. Актуальные проблемы журналистики. — Душанбе, 2003. — 148 с.

20. Алексеев А. Оружие политической сатиры. М., 1979. - 244 с.

21. Аминзода М. Мунтахабот. Ч,. 1. Душанбе, 1976. - 368 с.

22. Амонов Р. Повесть о высокой иве, цветущем чинаре и самаркандской яблоне. М., 1986. - 244 с.

23. Амонов Р. Х,а1уик;ати бадей ва ^ак;ик;ати зиндагй // Садои шарк;. 1973. - № 7. - С. 115-127.

24. Андреев Ю. Главное звено. М., 1986. - 350 с.

25. Андроников И. Рассказы литературоведа. — М., 1973. 456 с.

26. Андрунас Е.Ч. Бизнес и пропаганда. М., 1996. - 420 с.

27. Аникина А. Образное слово в тексте. — М.: МГУ, 1985. 75 с.

28. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. — Саранск, 1996. 63 с.

29. Аргументация в публицистическом тексте. (Жанрово-стилистический аспект). Свердловск: Уральский у-т, 1992. — 243 с.

30. Ардамехр. Забони модариро бузург дорем // Ч^авонони То^икистон. -1989.-20 январ

31. Архипов С.В. Современная советская публицистика. Актуальные проблемы. Владикавказ, 1991. - 64 с.

32. Аслиддини Сох,ибназар. Субх;и ситоракуш. — Душанбе, 1997. 476 с.

33. Асозода X. Адабиёти форсй ва се шохаи он. — Душанбе, 1991. 127 с.

34. Асозода X. Адабиёти тоцик дар садаи XX. — Душанбе, 1999. 448 с.

35. Асрорй В. Халц ва адабиёт. Душанбе, 1968. — 278 с.

36. Ато Хамдам, Чигрин JI. Хатлонский бастион. — Душанбе, 2005. 350 с.

37. Ато Хамдам, Чигрин JI. Призраки пустыни. — Душанбе, 2005. 297 с.

38. Ато Хамдам, Чигрин JI. Садди Хатлон. — Душанбе, 2006.- 400 с.

39. Ато Хамдам, Чигрин Л. Мужество матери // Курьер Таджикистана. — 2005. № 33-41. -С.24-25.

40. Бабаева С. Особенности повествовательной структуры в современной таджикской прозе: Автореф. дис. канд.филол.наук. М., 1983. — 22 с.

41. Бак;озода Чустучудои эцодй дар насри то^ик. Душанбе, 1987. — 143 с.

42. Бак;озода Ч,. Нависанда ва идеали замон. — Душанбе, 1987. — 256 с.

43. Бак;озода Ч,. Абдулхдмиди Самад ва инкишофи жанри х;икоя. -Душанбе, 2007. 150 с.

44. Бак;озода С. Эътироз ба бесомоних,о // Куллапаймои Сухан. — Душанбе. -2009.-С. 101-107.

45. Барманкулов А. Сравнительный анализ жанров. Алма-Ата, 1975. — 115 с.

46. Барманкулов М.К. Обыденность и специфика документальных жанров печати, телевидения, радиовещания: дис. докт. филол. наук. М., 1980.-370 с.

47. Бахтиёри Муртазо. Нак,би истшдюл. Душанбе, 2007. - 294 с.

48. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 гг. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - С. 352.

49. Бахтин М.М. Автор и герой эстетической деятельности // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.-336 с.

50. Бекасов Д.Г. Корреспонденция и статья // Жанры публицистики. — М., 1973.-С. 33-62.

51. Белков А.К. История партийной и советской печати. Учеб.-метод.пособий. Вып.1. -М.: Мысль, 1975. 298 с.

52. Белых Г.А. Философско-эстетическая проблематика современной прозы // Гуманистический пафос советской литературы. — М., 1982. — С. 38-49.

53. Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений. Т.1. — М., 1953. 394 с.

54. Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений. Т.Х. — М., 1956. 482 с.

55. Беневольская Т.А. Композиция газетного очерка. — М.: МГУ, 1975. — 86с.

56. Беневольская Т.А. Портрет севременника. — М., 1983. 134 с.

57. Бечка И. Персидская литература в Таджикистане. — М., 1981.

58. Бобоев Ю. Эстетика ва кддамх,ои назму насри тоцик. — Душанбе, 1988. 608 с.

59. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. — СПб., 1998. 245с.

60. Бозоров Н. Мох,ияти факт дар публицистика // Боли сухан. Душанбе,2004. С. 29-30.

61. Боли сухан (Мацмуаи мацолах,о). — Душанбе, 2004. 194 с.

62. Бо мавци зиндагй (Очерю^о). Душанбе, 1989. - 384 с.

63. Борев Ю. Гуманизм советской литературы и литературный процесс XX века // Гуманистический пафос советской литературы. М., 1982. - С. 11-49.

64. Бочаров А.Г. Человек и война. — М., 1978. 477 с.

65. Браун Л. Имидж: путь к успеху. СПб., 1996. - 192 с.

66. Будущее рождается сегодня (Сб. статей). М., 1980. — 382 с.

67. Варсобин А. Портрет современника. Полон ли он? // Горизонты публицистики: опыт и проблемы. М., 1981. — С. 130 - 139.

68. Варустин Л.Э. Человеческий фактор в публицистике: современные способы познания и отображения: Автореф. дис. д-ра филол. наук. — Л., 1987.-45 с.

69. Вершел В.П. Темы рабочего класса в публицистике. М.: МГУ, 1985. -136 с.

70. Вильчек Л.Ш. Советская публицистика 50-80-х годов. М., 1996. — 141с.

71. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Избранные труды. — М., 1980.-С. 119-148.

72. Вишневский А. Х,ацик;ат ва адолат // Омузгор. 1989. - 28 ноябр.

73. Всеволодова М. Забонх,ои мо баробархукукднд // Точ;икистони советй. 1989. - 8 март.

74. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1969. — 343 с.

75. Газетные жанры (Библиотечка журналиста). -М., 1976. — 176 с.

76. Генрих Боровик. И. Вечный бой // Литература и современность. — М., 1980.-289 с.

77. Горбунов Л.Н. Поэтика публицистического текста. М.: МГУ, 1978. -53 с.

78. Гордович К.Д. Современная отечественная публицистика. М., 1994. -52 с.

79. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.- 197 с.

80. Горохов В.М. Слагаемые мастерства. -М., 1982.— 160 с.

81. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. — М., 1984.— 191с.

82. Горохов В.М. Принципы анализа журналистского матерства. // Мастерство журналиста. — М., 1977. — С. 63-89.

83. Горохов В.М. Публицистика и ее эффективность. // Горизонты публицистики: Опыт и проблемы. — М., 1981. — С. 99.

84. Горький и современность. — М., 1970. 534 с.

85. Горький М. О литературе.-М., 1955. С.255-268.

86. Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. Ростов-Н/Дону, 1966. -76 с.

87. Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов-Н/Дону, 1979. - 215 с.

88. Григорян А.П. Анализ структуры литературного произведения. -Ереван, 1984.-64 с.

89. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. — М., 1995. -103с.

90. Гулов С. Амвочи сухан. Душанбе, 2005. - 118 с.

91. Гулмуродзода П. Маорифпарвари ва низоми нави цах,он. Душанбе, 2006.- 164 с.

92. Гулшани адаб. Ч^. 5. Душанбе, 1980. - 464 с.

93. Гаффор Мирзо. Мездаат мукофот аст. Душанбе, 1977. - 368 с.

94. Гаффор Мирзо. Х,ангомаи дидор (шеърхр). — Душанбе, 1984. 144 с.

95. Давлати Даврон. Рузе аз он рузх;о // Садои шарк;. —2009. -№ 6. -С.93-102.

96. Дарси хештаншиносй. Дафтари аввал. — Душанбе, 1989. — 272 с.

97. Дарси хештаншиносй. Дафтари дуюм. Душанбе, 1991. - 400 с.

98. Дарси хештаншиносй. Дафтари сеюм. Душанбе, 1997.

99. Дар ч;устуч;уи х,ак;ик;ат. — Душанбе: ОБСЕ, 2004. 176 с.

100. Дар чустуч,уи х;ак;ик;ат. Душанбе: ОБСЕ, 2005. - 251 с.

101. Дар чустучуи х,ак;икат. Душанбе: ОБСЕ, 2007. — 165 с.

102. Демидчик Л.Н. Таърихи адабиёти советии точ;ик. 4,2. Душанбе,1978.-302 с.

103. Демидчик Л.Н. От правды жизни к художественной правде.1. Душанбе, 1985.-224 с.

104. Денисов В.В. Историко-политическая публицистика 1970-1990-хгодов. — Новороссийск, 1999. 107 с.

105. Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИполезными людям / И.М. Дзялошинский.- М.: Престиж, 2006. 104 с.

106. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996. - 302 с.

107. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. — Л., 1981. —431 с.

108. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. —416с.

109. Единство информации и анализа в публицистике: сб. статей. / подред. В.И. Агзамов. Казань: Казанский ун-т, 1974. - 111 с.

110. Жибуль В. Правда, которая боль // Вопросы литератур. 1980. - №5.-С. 24-55.

111. Жидков В.П. Авторитетом газетной строки. М., 1986. - 150 с.

112. Журбина Е.И, Теория и практика художественно-публицистическихжанров (Очерк-фельетон). М., 1969. — 399 с.

113. Журбина Е.И. Устойчивые темы. М., 1974. - 212 с.

114. Журналистика и идеология. М.: МГУ, 1985. - 184 с.

115. Заславская Д. Публицистика. //БСЭ. Т.35. С. 278.

116. Засурский И.И. Масс — медиа второй республики. М., 1999. - 272 с.

117. Засурский Я.Н. Роль СМИ в обществе. // Вестник МГУ, Сер. 10. Журналистика. 1995. - №2. -С.3-7.

118. Землянова A.M. Современная американская коммуникативистика. —1. М., 1995.-271 с.

119. Здоровега В.И. Слово тоже есть дело. Некоторые вопросы теориипублицистики. М., 1979. - 174 с.

120. Золотые долины (Сб. очерков). — Душанбе, 1984. — 236 с.

121. Ивин A.A. Основы теории аргументации. М., 1997. - 352 с.

122. Имомов М. Маънавият ва нащии зохдр. Душанбе, 2000. - 186 с.

123. Информационные жанры газетной публицистики. — М., 1986. 326 с.

124. Информационная война в Чечне. М., 1986. — 296 с.

125. Искусство и литература. М., 1948. - 308 с.

126. Истиьдюлият ва журналистикаи муосир. — Душанбе, 2006. 217 с.

127. История советской многонациональной литературы. Т.1. — М., 1970. —379 с.

128. История советской многонациональной литературы. Т.2. — М., 1971. —512 с.

129. Ифтихори миллат (Мач,муаи мак;олах,о ба ифтихори чашни 90-солагииустод М. Турсунзода). Душанбе, 2002. - 120 с.

130. Каган М.С. Философия культуры. М., 1988. - 416 с.

131. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. М.: МГУ,1989.- 182 с.

132. Калашникова Л.И. Герой современного очерка. М.: МГУ, 1957.34с.

133. Калачинский A.B. Аргументация публицистического текста. —1. Владивосток, 1989. 119 с.

134. Карасев П.С. Проблемы теории публицистики. Л.: ЛГУ, 1973. - 40 с.

135. Карасев П. С. Открытое письмо — публицистический жанр //

136. Проблемы газетных жанров. — Л., 1962. С.36-39.

137. Касымов М. Публицистичность таджикской литературы периода

138. Великой отечественной войны: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Душанбе, 1984.-21 с.

139. Качкан В.А. Традиции и новаторство советской публицистики:

140. Автореф. дис. д-ра филол. наук. Киев, 1989. - 50 с.

141. Кенч;аев С. Табадуллоти Тоцикистон. — Душанбе, 1993. 384 с.

142. Ким М.Н. Жанры современной публицистики. СПб., 2004. - 335 с.

143. Ковалев В.Н. Публицистика как обект и предмет социологическогоанализа. // Опыт и перспективы социологических исследований журналистики. М., 1984. - С. 22.

144. Колосов Г.В., Кройчик Л.Е., Худякова Э.А. Корреспонденция жанрпублицистики. — Воронеж, 1987. — 131 с.

145. Конди М. Самоубийства перестройки: ни хлебом единым // Вопросылитературы. 1994. - №4. - С.98-104.

146. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1973. —1. С.3-27.

147. Корконосенко С.Г. Социальное управление и печать. — Л.: ЛГУ, 1989. -83 с.

148. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб, 1995. — 86 с.

149. Коницкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1991. — 304 с.147.148.149.150,151.152153154155156157158159160161162163164165

150. Кройчик JI.E. Современный газетный фельетон. -Воронеж, 1975. -230с.

151. Кузменко Ю. Советская литература, вчера, сегодня, завтра. — М., 1981.-440 с.

152. Кузнецов Ф.Ф. Перекличка эпох. Очерки, статьи портреты. — М., 1980.-С. 37-82.

153. Кузнецов В. ТВ журналистика: критерии профессионализма. — М., 2002. - 220 с.

154. К}^зод У. Таквими рахгум. Душанбе, 1989. - 336 с.

155. К}Ъ(,зод У. Чдмъи парешон. Душанбе, 2003. — 136 с.

156. Кух,зод У. Ахлок;и воло дафъи бало. — Душанбе, 2003. — 182 с.

157. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // ПСС, 4 изд. Т. 12., 1965.-С. 99.

158. Леонид Чигрин. Расплата. — Душанбе, 2004. 120 с.

159. Леонов Л. Литература и публицистика. М., 1976. - С. 238-291.

160. Литвинов В.М. Мир глазами публициста. М., 1967. - 103 с.

161. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1971. — 238 с.

162. Лоик; Шералй. Шиносномаи миллат // Газетаи муаллимон. — 1998. — 3 дек.

163. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. -М., 1967.-374 с.

164. Ломидзе Г.И. Пафос защиты социалистического общества // Вопросы литературы. 1980. -№5. - С.19-26.

165. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970. - 384 с.

166. Луначарский A.B. Основы позитивной эстетики // Соб. соч. Т.8. — М., 1967. — С.103-184.

167. Маниёзов А. Публицистика ва назми устод Айнй. — Сталинобод, 1958.- 150 с.

168. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 418.

169. Масковичи С. Век толп. М., 1996. - 478 с.

170. Масов Р. Фарёди курбониён: Низо аз сафхди таърих // Омузгор.1989.- 18 июл.

171. Масъалах,ои насри муосир // Садои шарк. 1987. - №5. - С. 124-131.

172. Масъалахои адабиёти муосири точ;ик (Мацмуаи мак;олах,о). —1. Душанбе, 1970.-416 с.

173. Ма^камова Ш. К^ахрамони мусбат ва тасвири замон // Садои шарк;.1973.-№11.-С. 118-126.

174. Маша Гасен, Мэри Назари. По жизни. Пособие по социальнойжурналистике. М., 2002. - 127 с.

175. Медников А. Показывать труд как деяние, как творчество // Вопросы литературы. 1973. - №2. - С. 1-2.

176. Мезенцев М.Т. Публицистический прогноз. -Ростов н/Дону, 1986.

177. Мирзоев И. Рукни чорум. Душанбе, 2001. - 74 с.

178. Мирзоев К. Суруди мухдббат. Душанбе, 1988. - 240 с.

179. Мирзоев К. Нишони зиндагй. — Душанбе, 1993. — 494 с.

180. Мирзозода X., Маъсумй Н., Бобоев Ю. Адабиёти советии то^ик.

181. Барои синфи 10. Нашри 7. Душанбе, 1981. - 416 с.

182. Мирзозода X., Маъсумй Н., Бобоев Ю. Адабиёти советии точ;ик.

183. Барои синфи 10. Душанбе, 1985. — 413 с.

184. Мирзозода М. Маъсумй Н., Бобоев Ю., Вах,обов А. Адабиёти советй. Душанбе, 1990. - 384 с.

185. Миршакар М. Дасти мададгори дуст // Точ;икистони советй. 1974.10 окт.

186. Митченкова И.И. Усиление публицистического начала в современнойпрессе // Журналистика в 1998 году. Тезисы научной конференции. -М., 1999.-С. 49-53.

187. Михайлов О. Страницы советской прозы. М., 1985. - 279 с.

188. Михоэльс С. Статьи, беседы, речи. — М., 1960. 176 с.184.185.186.187,188.189.190.191,192193194195196197198199200201202203

189. Моисеев В. Журналистика и журналисты. Киев, 2002. - 402 с.

190. Мондири Г. О литературности политики в критике периода гласности и постгласности // Вопросы литературы. 1994. - Вып.VI. -С.101-107.

191. Муллоджанов М. Дали публицистики // Содружество литературы и труда.-М., 1981. -С.91-92.

192. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2002. - 270 с.

193. МуродовМ. Истикдол ва матбуот //Анис. 2001. - С.З 8-43.

194. Муродов М. Ч^анбаи публисистй дар хдчвшщои матбуоти муосир. -Душанбе, 2003. С.135-141.

195. Муродов М. Баъзе масъала^ои журналистика ва хдч;ви публисистй. Душанбе, 2005. - 127 с.

196. Муродов М. Аз таърихи ташаккул ва инкишофи хдчви публисистй дар матбуоти даврии тоцик. Душанбе, 2007. — 144 с.

197. Муртазоев Б. Дар шозфохд Ватан // Садои шарк;. 1976. - № 5.

198. Муртазоев Б. Хонаи дарё // Садои шарк;. 1983. - № 2.

199. Муртазоев Б. Насими Дашти Кокул // Садои шарк;. 1985. - №4:

200. Мусулмонкулов Р. Назарияи адабиёт. Душанбе, 1985. - 334 с.

201. Мухдммадиев Ф. Асарх,ои мунтахаб. 4J. 1. Душанбе, 1978. - 556 с.

202. Мухдммадиев Ф. Дустон точ,и cap. Душанбе, 1985. - 406 с.

203. Мухдммадиев Ф. Куллиёт. Ч^.З. Душанбе, 1991. - 384 с.

204. Мухдммадч,он Шакурии Бухорой. Нигох,е ба адабиёти тоники садаи XX. Душанбе, 2006. - 456 с.

205. Набиев А. Дар рох,и чустучу // Садои шарк;. 1973. - №6. -С.96-102.

206. Набиев А. Эчодиёти бадей, инсон ва замон. Душанбе, 1968. - 142 с.

207. Набиев А. Олами ботинии инсон, нависанда ва замон. Душанбе, 1987.- 159 с.

208. Насриддинов А. Маърифат ва шарх;и адабиёт. — Душанбе, 1991. —312с.204,205.206.207.208.209.210.211.212,213,214215,216217218219220221222223

209. Насриддинов X. Таркиш. Душанбе, 1995. -304 с.

210. Начмиддинов М. Одамон ва сох,илх;о. -Душанбе, 1979. 334 с.

211. На^миддинов М. Одамони замини баруманд. —Душанбе, 1982.

212. Новопашин А.П. Коммуникация и власть. —Тюмень, 2004. 136 с.

213. Норак (Мацмуаи очеркх,о). Душанбе, 1971. - 312 с.

214. Нуралиев А. Жанрхри ахбории матбуот. — Душанбе, 2004. 146 с.

215. Нуралиев А., Саъдуллоев А., Усмонов И., Гулмуродов У. Журналистикаи советии точ,ик. Душанбе, 1989. - 176 с.

216. Нурзода С. Х,амк;адами х;аёт, х^амнафаси халк. -Душанбе, 2000. 224с.

217. Огнев В. Писатель и новая действительность. М., 1974. - С. 11-82.

218. Озеров В. Тревоги мира и сердце писателя. — М., 1973. С. 48-182.

219. О публицистике и публицистах: Сборник статей. Вып. 1. -Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1964.

220. Осетров Е. Вторжение в действительность // Вопросы литературы. -1973. —№ 2. — С.68-79.

221. Основные понятия теории журналистики: новые переходы к проблеме. М.: МГУ, 1993. - 207 с.

222. Очерки истории таджикской совесткой литературы. М., 1961. — 480с.

223. Очерки таърихи адабиёти советии точ;ик. Китоби 1. — Сталинобод, 1957.-521 с.

224. Ошёни булбулон. — Душанбе, 1990. 72 с.

225. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М., 1948. - 308 с.

226. Подзорова Н. Корни и побели. Проза 60-70-х годов. М., 1972. -215с.

227. Пособие по журналистике. Григорян Марк. — М.: «Права человека», 2007.-192 с.

228. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: МГУ, 1983. — 127 с.

229. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М.: МГУ,1980.-91 с.

230. Пронин Е.И. Мастерство журналиста. М.: МГУ, 1977. - 142 с.

231. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. -М., 2003.320с.

232. Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика: Учебно-методическоепособие. -М.: МГУ, 1966. 60 с.

233. Прохоров Е.П. Публицистическое образование: Учебное пособие. —1. М.: МГУ, 1963.-35 с.

234. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. М.: МГУ, 1968. —102 с.

235. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. — М., 1973. 317 с.

236. Прохоров Е.П. Публицистика наших дней. М., 1983. - 53 с.

237. Прохоров Е.П. Методологические основы публицистическоготворчества // Методы журналистского творчества. М.: МГУ, 1982. — С. 8-19.

238. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. Размышления и разборы.1. М., 1984.-360 с.

239. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. —1. М., 2007. 352 с.

240. Рахим Ч^алил. Асарх,ои мунтахаб. 4^.1. Душанбе, 1988.-463 с.

241. Рахдмй М. Сабохд сухан. Шеърхо. Душанбе, 1963. — 660 с.

242. Рахдоатов С. Минбари савту калом. Душанбе, 2001. - 172 с.

243. Рахмонов Эмомалй. Тоцикистон: Дах; соли истшдюлият, вахдатимиллй ва бунёдкорй. Ч,. 1. — Душанбе, 2001. 511 с.

244. Рахмонов Эмомалй. Тоцикон дар масири таърих. —Душанбе, 2002. —258с.

245. Ра^аб Мардон. Оташи дил. Душанбе, 1993. - 368 с.

246. Республика газетной строкой. Душанбе, 1975. - 222 с.

247. Рубашкин А. Прямая речь. О советской писательской публицистике.1. Л., 1987.-400 с.

248. Садриддин Айнй. Намунаи адабиёти тоцик. Бо кушиши Алии

249. Равок;й. Техрон, 1385 х;. (2007 м.) - 372 с.

250. Саидмуродов X. Татбик;и плани кооперативии ленинм // Точ,икистонисоветй. — 1974. — 15 окт.

251. Саидмуроди Ходжизод. Радио Таджикистана в годы независимости: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Душанбе, 2009. 23 с.

252. Саидмуроди Хо^азод. Таърихи радиои То^икистон. К^.1. Душанбе,2006. 144 с.

253. Саидмуроди Хо^азод. Таърихи телевизиони точ;ик. Душанбе, 2007. - 240 с.

254. Сайфуллоев А. Мавзуи таърихй ва авдцахри интернационалиинависанда // Садои шарц. 1973. - №11. - С. 112-125.

255. Сайфуллоев А. Ч,ону чах,они наср. Душанбе, 1999.-538 с.

256. Салимшо Х,алимшо. Дарахти ч,овидонхирад // Адабиёт ва санъат. —1989.-24 авг.

257. Салихов H.H. Журналистика в терминах и понятиях.

258. Энциклопедический словарь системы СМИ. Душанбе, 2007. - 324с.

259. Самад А. Талош. Душанбе, 2002. - 383 с.

260. Самад А. Гардиши девбод. Душанбе, 2007. - 342 с.

261. Самадов А. Майдон. Душанбе, 1982. - 192 с.

262. Саруханов В. А. Азбука телевидения. М.: Аспект Пресс, 2003.223с.

263. Сафаров Р. Герой Вахша и Днепра. — Душанбе, 1982. — 176 с.

264. Саъдуллоев А., Ох,анг К,. Очерки хамосаи кору пайкори кахрамонивокей. Кобул, 1365 х. - 1967 м. — 112 с.

265. Саъдуллоев А. Публицистикаи Турсунзода. Душанбе, 1988. - 112 с.

266. Саъдуллоев А. Агар сухан коргар шавад. — Душанбе, 1992. 189 с.

267. Саъдуллоев А. Хосияти адабиёт. Душанбе, 2000. - 254 с.

268. Саъдуллоев А. Бальзам для души // Памир. 2003. - № 5. - С. 4-15.

269. Саъдуллоев А. Изящное завернутое во времени (К проблемамсоотношения художественного и действительного) // Памир. 2004. -№10-12. -С.114-128.

270. Саъдулло А., Гулмуродов П. Жанрхои тахдилии матбуот. — Душанбе,1994.-59 с.

271. Саъдуллоев А. Со временем сверяя шаг // Памир. 2007. - №10-12.

272. Саъдуллоев А. Рангх,ои зиндагй. Душанбе, 2007. - 342 с.

273. Саъдуллоев А. Нарвой на^отофарин. Душанбе, 2008. - 111 с.

274. Саъдуллоев А. Образ автора в очерках Фазлиддина Мухаммадиева // Памир. -2008. -№5. С. 106-114.

275. Саъдуллоев А. Дируз х,ам имруз аст // Куллапаймои сухан.1. Душанбе, 2009. С.80-96.

276. Саъдуллоев А., Салихов Н. Техника и технология средств массовойинформации. Душанбе, 2009. - 244 с.

277. Саъдуллоев А. Горизонты публицистики. Душанбе, 2009. - 306 с.

278. Сенук З.В. Публицистика как фактор развития политическойкультуры: Автореф. дис. канд. филол. Наук. Екатеринбург, 1993. — 18 с.

279. Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. -М., 1994.- 136 с.

280. Скуленко М. И. Журналистика и пропаганда. -Киев, 1987. 159 с.

281. Скуленко М.И. Основы теории убеждающего воздействияпублицистики: дис. д-ра филол. наук. — Киев, 1985. 325 с.

282. Современная газетная публицистика / под. ред. И.П. Лысоковой.1. СПб, 1997.-230 с.

283. Солганик Г.Я. Публицистика как искусство слова // Поэтикапублицистики. -М., 1990.

284. Солганик Г .Я. Современная публицистическая карта мираэлектронный ресурс) // Публицистика и информация в современном обществе. — М.: (http://www.gramota.ru/mad-arch.html?id=6). Проверено 12.03.2009.

285. Солех,ов С. Х,ач,в дар матбуоти тоцикии солх,ои 20-30. -Душанбе,1969.-132 с.

286. Солех,ов Ш. Поэтикаи жанри хдкояи солкой 70-80 к;арни XX. —1. Душанбе, 2006. 169 с.

287. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. -239с.

288. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. — М., 1982. -176 с.

289. Сулаймонй П. Девон. Душанбе, 1971. - 304 с.

290. Султони Х,амад. Низоъ, терроризм ва рисолати рузноманигорон: Ма^муаи маколахо. Душанбе, 2007. - 60 с.

291. Суровцев Ю.В. О публицистике и публицистичности // Знамя. 1986. — №4. - С. 208-224.

292. Суровцев Ю.В. В мире писательской публицистики // О партийности публицистики. -М., 1987.-С. 115-150.

293. Суруди одамони нач;иб (Мацмуаи очеркх,о). — Душанбе, 1972. 288 с.

294. Табаров С. Х,аёт, адабиёт, реализм. — Душанбе, 1976. 224 с.

295. Табаров С. Зиндагиномаи Садриддин Айнй. — Душанбе, 2008. 480 с.

296. Таджикские очерки. — Душанбе, 1957. — 476 с.

297. Таърихи адабиёти советии точ,ик. Душанбе, 1984. - 353 с.

298. Телевизионная журналистика: Учеб. пособие. —М.: МГУ, 2002. —304с.

299. Тимофеев Л. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. — М.,1964. 523 с.

300. Тихонов М. Писатель и эпоха. М., 1974. - 642 с.

301. Тихонов М. Умри дубораи кишвари бостони // Садои шарк;. 1974. -№10.

302. Ткачев П.И. Границы жанра. Минск: БГУ, 1977. - 207 с.

303. Тодоров Ц. Теории символа / пер. с фран. Б.Наумова. М., 1998.408с.

304. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.62. -М., 1961. -С.261-270.

305. Тошходжа Асирии Худжанди. Избранное / сост. текста, вступ. статьяи примеч. А. Саъдуллаева. — М., 1982. —176 с.

306. Турсун С. Барф х,ам мегузарад. Душанбе, 1983. -366 с.

307. Турсун С. Дарахти хдзорсола. — Душанбе, 1991. —256 с.

308. Турсун С. Санг дар багал ба туфон. Душанбе, 2002. - 288 с.

309. Турсун С. Зимистони умр. Душанбе, 2006. - 624 с.

310. Турсунзода М. Аз Ганг то Кремл. Душанбе, 1970. -87 с.

311. Турсунзода М. Куллиёт. ЯД. Душанбе, 1977. - 334 с.

312. Турсунзода М. Куллиёт. Ч,.3. Осори адабй-танкддй. Душанбе, 1979. - 432 с.

313. Турсунзода М. Планета человечества. — Душанбе, 1981. — 256 с.

314. Уроки Аграновского. -М., 1986. 315 с.

315. У подножия Памира. Очерки. М., 1968. - 238 с.

316. Усмонов И. Назаре ба хдчвиёти Убайди Зоконй. — Душанбе, 1991. — 70с.

317. Усмонов И. Таърихи сиёсии Точ,икистони сохдбистикдол.— Душанбе, 2003.-184 с.

318. Усмонов И. Соли Набиев. Душанбе, 1995. — 56 с.

319. Усмонов И. Назарияи публисистика. Душанбе, 1999. - 100 с.

320. Усмонов И. Журналистика. 1. Душанбе, 2001. - 480 с.

321. Усмонов И. Журналистика. 2. — Душанбе, 2008. — 200 с.

322. Усмонов И. Миростроительство в Таджикистане. Душанбе, 2006. — 198 с.316.317.318.319.320,321.322,323,324,325326327328329330331332

323. Ученова В.В. Исторические истоки современной публицистики: Лекции по курсу «Теория и практика партийно-советской печати». -М.: МГУ, 1972.-75 с.

324. Ученова В.В. Происхождение и развитие публицистики как рода литературно-политической деятельности: Автореф. дис. д-ра филол. Наук. М., 1974. - 35 с.

325. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. — М.: МГУ, 1976.-204 с.

326. Ученова В.В. Основные направления разработки теории публицистики: Учеб. — метод, пособие. — М.: МГУ, 1978. — 69 с. Ученова В.В. Публицистика и политика. 2-е изд. доп. — М., 1979. — 271 с.

327. Ученова В.В. От вековых корней: Становление публицистики в русской культуре. -М., 1985. — 176 с.

328. Ученова В.В. У истоков публицистики.-М.: МГУ, 1989.-211 с. Фитрат А. Баёноти сайёди х,индй // Садои шарк;. 1988. - С. 12-56. Фоминюк К.К. К спорам о публицистике // Журналистика развитого социализма. - Свердловск, 1980. - С. 60 -69.

329. Фоминюк В.Н. Публицистический факт: Путь к оптимизации журналистского текста. Красноярск, 1987. - 124 с. Х,акимовА. Свои слова о времени своем//Памир. - 1986. — №12. -С.109-118.

330. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002. - 437 с.

331. Х,аёт, цахрамон, адабиёт (Ма^муаи мак;олах,о). —Душанбе, 1977.336с.

332. Хдцизода Р., Каримов У., Саъдиев С. Адабиёти точик. Асрх,ои ХУ1-XIX ва ибтидои асри XX. Душанбе, 1988.-414с. Цвик B.JL, Назарова Я.В. Телевизионные новости России. — М., 2002. - 205 с.

333. Ч^овид Мущш, Абдурофеъ Рах,монов. Дастур барои радиожурналистони ч,авон. Душанбе, 2008. — 120 с. Цустуч;ух,ои эч,одй дар адабиёти х;озираи тоцик. Ч,. 2. - Душанбе, 1988.-248 с.

334. Шарифов X. Каломи бадеъ. — Душанбе, 1991. 160 с.

335. Шарифов X. Маърифат ва хунари э^од дар адабиёти шуравии то^ик

336. Садои шарк. 1995. - №5-8. - С.63-71.

337. Шафир Я. Вопросы газетной культуры. — М., 1927. 56 с.

338. Щербина В. Личность писателя и опыт эпохи // Ленинское наследиеи современная литература. М., 1971.

339. Щербина В. Писатель в современном мире. — М., 1973. — 318 с. Щетинина H.H. Национальная идея в современной отечественной публицистике: Автореф. дис. канд. полит, наук. -Саратов, 2002. -22с.

340. Шукуров М. Таърихи адабиёти советии точ;ик (1945-1974). — Душанбе, 1970.-379 с.

341. Шукуров М. Диди эстетики халк; ва насри реалистй. — Душанбе, 1973. -160 с.351.352,353.354355,356357,358359360361362363364365366

342. Шукуров М. Адабиёт ва фалсафаи х,аёт // Садои шарк;. — 1986. — № 3. С.3-17.

343. Шукуров М. Ду омили пешбарандаи фархднги точ,икон // Омузгор. -1989. 29 август.

344. Шукуров М. К,ахрамони адабиёт, кдхрамони даёт // Садои шарк;. — 1973. — № 4. С.108-124.

345. Шукуров М. Забони миллй гамхории махсус хох,он аст // То^икистони советй. — 1988. 15 ноябр.

346. Шукуров М. Ду силсилачунбони маданияти точ,ш< // Омузгор. -1989.-29 август.

347. Шукуров М. Забони миллй ба сари худ арзиш дорад // Адабиёт ва санъат. 1989. — 11 август.

348. Шукуров М. Перестройка и проблемы национального языка // Коммунист Таджикистана. 1989.-4 марта.

349. Шукуров М. Х,ар Сухан ч;оеву хдр нук;та макоме дорад // То^икистони советй. — 1989. 11 январ.

350. Шукуров М. Хатти то^икон // Садои шарк;. 1989. - № 10. - С.7684.

351. Шукуров М. Истикдол ва худшиносии и^тимоиву маънавй. — Душанбе, 1999.-160 с.

352. Эпштейн М.Н. На перекрестке образа и понятия. // Парадокс новизны. О литературном развитии XIX — XX веков. М., 1988.

353. Эльсберг Я. Вопросы теории сатиры. М., 1957. — 427 с.

354. Энгельс Ф. Роль насилия в истории // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произ-я. Т. 11.-М, 1955.-С. 161-189.

355. Юсуфи X. Мацмуаи шеърх,о. Душанбе, 1962. — 316 с.

356. Яблонов А. Трагедия слова // Памир. 2004. - №7-9. - С.37-46.

357. Явчуновский Я. Документальные жанры. Образ. Жанр. Структура. -Саратов, 1974.-231 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.