Развитие художественно-конструкторских способностей старшеклассников в элективном курсе профильного обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Макарова, Елена Алексеевна

  • Макарова, Елена Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 256
Макарова, Елена Алексеевна. Развитие художественно-конструкторских способностей старшеклассников в элективном курсе профильного обучения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 256 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Макарова, Елена Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

1.1. Психолого-педагогические аспекты развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников.

1.2. Развитие художественно-конструкторских способностей в процессе конструирования и графической деятельности.

1.3. Задачи с элементами конструирования в общеобразовательной школе.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.

2.1. Обоснование экспериментальной методики развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников.

2.2. Экспериментальная методика развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников в элективном курсе профильного обучения.

2.3. Экспериментальная проверка эффективности развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников в процессе изучения элективного курса в 10 классе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-конструкторских способностей старшеклассников в элективном курсе профильного обучения»

Проблема исследования и ее актуальность

Создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, а также внедрение гибкой системы профилей поставили перед педагогической наукой задачу разработки содержания элективных курсов.

Поскольку профильное обучение осуществляется посредством элективных курсов, в которых учитываются личностные интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами, связанными с продолжением образования по специальности «дизайнер», необходимо предусмотреть элективный курс «Основы художественно-конструкторской деятельности (на примере дизайна интерьера)».

В основу нашего исследования были положены фундаментальные труды Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Крутецкого В.А., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Якиманской И.С., в которых рассматриваются психолого-педагогические проблемы формирования творческой личности, а также методические работы Анисимова Н.Н., Боголюбова Н.С., Ботвинникова А.Д., Бондаревой Н.Д., Бурнецкене И.Э., Гервера В.А., Игнатьева Е.И., Игнатьева С.Е., Кабанова-Миллер Е.Н., Катхановой Ю.Ф., Корзиновой Е.И., Кузина B.C., Миначевой P.M., Моляко А.В., Ростовцева Н.Н., Ройтмана И.А., Рязанцевой И.М., Степаковой В.В., Фарапоновой Э.А., Шорохова Е.И., Якобсона ГГ.М. и др., посвященные развитию художественно-конструкторских способностей школьников и студентов.

Несмотря на значительное число научных исследований и положительный опыт работы в области методики обучения учащихся художественному конструированию в общеобразовательных учреждениях,, проблема развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников в условиях профильного обучения является недостаточно исследованной проблемой. Нерешенность проблемы развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников в условиях изучения элективного курса дает основание считать ее актуальной.

Данные обстоятельства позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научно-педагогическом обосновании процесса развития художественно-конструкторских способностей в проектной деятельности, разработке и экспериментальной проверке элективного курса профильного обучения.

Цель исследования - научное обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективной методики развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников.

Объект исследования — педагогический процесс обучения старшеклассников художественному конструированию на занятиях элективного курса.

Предметом исследования является содержание, методика, формы, методы и приемы развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников профильных классов на занятиях элективного курса «Основы художественно-конструкторской деятельности (на примере дизайна интерьера)».

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие художественно-конструкторских способностей старшеклассников в процессе профильного обучения будет эффективным, если:

1) обучение ведется по специально разработанной программе, обеспечивающей развитие художественно-конструкторских способностей в проектной деятельности старшеклассников;

2) создаются педагогические условия и используются оптимальные формы, методы и приемы организации проектной деятельности в рамках элективного курса:

- сочетание индивидуальных и групповых форм обучения;

- своевременный ввод прямых и косвенных «подсказок»;

- выбор единого художественного стиля проектируемых объектов. Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. На основе изучения научных исследований по педагогике, психологии, методике преподавания черчения, изобразительного искусства рассмотреть особенности процесса развития художественно-конструкторских способностей в проектной деятельности школьников.

2. Разработать методику развития художественно-конструкторских способностей при обучении проектной деятельности в профильных классах общеобразовательной школы.

3. Определить и обосновать педагогические условия развития художественно-конструкторских способностей в проектной деятельности.

4. Разработать специальные задания по художественному проектированию, обеспечивающие оптимальное развитие художественно-конструкторских способностей.

5. Разработать показатели и критерии сформированности уровня развития художественно-конструкторских способностей школьников, что позволит выявить динамику процесса обучения художественному проектированию.

6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемых методических подходов к развитию художественно-конструкторских способностей в проектной деятельности старшеклассников.

Методологической основой исследования стали:

- труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, методики преподавания черчения и изобразительного искусства;

- теория художественного образования;

- теория личностно-ориентированного образования.

В процессе работы применялись следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ педагогической, психологической, технической, научной литературы, диссертационных работ, учебных программ, учебников и учебных пособий по проектированию и дизайну;

- изучение и обобщение педагогического опыта, направленного на развитие художественно-конструкторских способностей в учебной деятельности;

- педагогический эксперимент (с использованием личного опыта диссертанта);

- анализ работ учащихся, выполненных в процессе проектной деятельности;

- анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента, формулирование рекомендаций.

Этапы исследования

На первом этапе (2001-2002 гг.) велась теоретическая разработка проблемы, выявлялась методика исследования, изучалась специальная литература по вопросу развития художественно-конструкторских способностей в процессе учебной, графической, проектной деятельности учащихся старших классов, изучался передовой педагогический опыт обучения проектной деятельности в школе и вузе.

На данном этапе также определялась и уточнялась проблема исследования, изучались и анализировались психолого-педагогические и методические труды отечественных и зарубежных ученых, был проведен анализ процесса развития художественно-конструкторских способностей учащихся в настоящее время. Была сформулирована гипотеза, намечены цели и задачи, определены методы исследования. Велась разработка диагностических заданий и наглядных средств обучения.

На втором этапе (2002-2003 гг.) проводился констатирующий эксперимент и проверялась эффективность педагогических условий и средств обучения, направленных на развитие художественно-конструкторских способностей в проектной деятельности старшеклассников.

На третьем этапе (2003-2005 гг.) проводился обучающий эксперимент, анализировался, обобщался, описывался полученный экспериментальный материал, проводился анализ полученных результатов исследования, формулировались выводы диссертационной работы.

Опытно-экспериментальнойбазой исследования стали общеобразовательная школа № 508, ГОУ Художественная школа САО г. Москвы. В обучающем эксперименте приняли участие 240 учащихся. Научная новизна исследования состоит в том, что доказана возможность развития художественно-конструкторских способностей в проектной деятельности учащихся в рамках элективного курса с использованием комплекта заданий с элементами художественного конструирования;

- определены содержание элективного курса и тематика практических заданий, влияющие на эффективность развития художественно-конструкторских способностей школьников;

- установлена правомерность предложенных требований к разработке учебных заданий с элементами художественного конструирования, а также руководства к их выполнению школьниками;

- определено оптимальное сочетание индивидуальных и групповых форм работы со старшеклассниками в процессе изучения элективного курса «Основы художественно-конструкторской деятельности (на примере дизайна интерьера)»; выявлена последовательность проектных заданий и определено необходимое минимальное их количество, которое позволяет развить художественно-конструкторские способности в рамках ограниченного количества часов, отводимых на изучение элективного курса;

- описаны уровни развития художественно-конструкторских способностей и разработаны показатели и критерии их оценки.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в разработку элективного курса «Основы художественно-конструкторской деятельности (на примере дизайна интерьера)» профильного обучения путем выявления педагогических условий, позволяющих индивидуализировать процесс развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников, обеспечивая его эффективность.

Достоверность результатов обеспечена использованием взаимодополняющих методов исследования, четкой организацией экспериментальной работы и объективным анализом полученных результатов. Работа выполнена в соответствии с комплексной программой научно-методических исследований по теме «Развитие художественно-конструкторских способностей старшеклассников в профильном обучении». Практическая значимость состоит в том, что разработана методика развития художественно-конструкторских способностей в процессе обучения конструированию;

- разработана программа профильного обучения элективного курса, в основу которой положена идея развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников;

- предложены учебные пособия, успешно развивающие представление старшеклассников об этапах проектирования;

- разработан комплект проектных заданий, содержание которых направлено на развитие художественно-конструкторских способностей;

- сформулированы методические рекомендации для учителя профильного обучения.

Результаты исследования могут быть использованы в разработке новых учебных программ, учебных пособий по художественному конструированию. Материалы работы могут найти применение при совершенствовании содержания и методики обучения старшеклассников изобразительному искусству, черчению в общеобразовательных учреждениях, а также в дальнейшей разработке проблемы развития художественно-конструкторских способностей в проектной деятельности учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания элективного курса в общеобразовательной школе № 508 и ГОУ Художественная школа САО г. Москвы.

Обсуждение хода и результатов исследования проходило на заседаниях кафедры методики ИЗО и черчения МП ГУ (2001-2004 гг.), научно-практических конференциях Mill У (2001- 2007 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось с помощью основных положений разработанной методики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Макарова, Елена Алексеевна

Выводы по второй главе.

Результаты экспериментального исследования процесса развития художественно-конструкторских способностей показали, что:

1. Художественное конструирование, которое органично объединяет изобразительную, конструкторскую и графическую деятельность, оказывает влияние на развитие художественно-конструкторских способностей в том случае, если все перечисленные выше виды деятельности школьников взаимодополняют друг друга.

2. В обучающем эксперименте на первых этапах работы необходимо использовать проблемную постановку вопросов в сочетании с личностно-ориентированным подходом для создания благоприятной обстановки, при которой максимально раскрываются качества личности и формируется индивидуальный стиль учебной деятельности.

3. Экспериментально доказано, что необходимо использовать прямые и косвенные «подсказки» в виде указаний примерной области поиска аналогов, демонстрацию образцов работ, предъявлять дополнительные и промежуточные требования к выполняемому заданию.

4. При обучении решению проектных заданий по художественному конструированию должны сочетаться коллективные и индивидуальные формы работы над реальным проектом.

5. При выполнении экспериментальных заданий, особое значение уделяется стилевому решению.

6. Комплект заданий на проектирование должен отвечать следующим качественным характеристикам: вариативности по сложности выполнения в соответствии с учебным материалом, полезности и новизне решения, интегрирование технологических, эргономических и эстетических знаний и умений.

Предлагаемый нами курс «Основы художественно-конструкторской деятельности» может стать основой соответствующего допрофессионального обучения.

166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволили прийти к следующим выводам:

- художественно-конструкторские способности следует рассматривать не только как данность, но и как потенциальные возможности, которые развиваются в проектной деятельности на основе внутренних условий и в результате внешних воздействий, обуславливая формирование индивидуального стиля;

- художественно-конструкторские способности представляют собой индивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются в проектной деятельности и имеют большое значение для его успешного осуществления, поскольку составляют основу любой деятельности с проявлением творчества.

Теоретически доказано и экспериментально проверено, что содержание элективного курса «Основы художественно-конструкторской деятельности (на примере дизайна интерьера)» для профильных классов зависит, прежде всего, от поставленных задач, где необходимо предусмотреть следующее:

- курс должен познакомить учеников со спецификой художественно-конструкторской деятельности, которая является ведущей в сфере дизайна;

- в содержание курса необходимо ввести материал, позволяющий оценить личностный потенциал с точки зрения образовательной перспективы выбора будущей специальности;

- его содержание должно быть построено с учетом активных технологий и форм организации занятий, таких, как информационная технология обучения, проектная форма выполнения работ;

- теоретическое содержание курса должно закрепляться в проектной деятельности, обеспечивающей создание положительной мотивации посредством ситуации успеха.

При разработке содержания элективного курса необходимо предусмотреть следующее:

- учебный материал курса должен знакомить учащихся с широким кругом практических приложений теории художественного конструирования и теории построения изображений;

- содержание учебного материала должно быть минимальным, но достаточным для решения несложных художественно-конструкторских задач, что позволит познакомить школьников с некоторым кругом профессиональных задач дизайнера;

- развитие художественно-конструкторских способностей должно осуществляться в ходе проектной деятельности старшеклассников, направленной на формообразование как элементов предметной среды, так и ее композиционного решения в целом на основе одного стилевого решения;

- особенности оформления дизайн-проекта необходимо изучать по мере его выполнения;

- в процессе обучения художественно-эстетический вкус развивается на примере лучших образцов композиционного решения предметно-пространственной среды;

- в учебном процессе должны быть представлены индивидуальные и групповые формы обучения, что позволяет формировать коммуникативные умения и навыки принятия самостоятельного решения по проектированию предмета (изделия).

- рациональное использование учебного времени с целью повышения интенсивности учебного процесса при предложенной системе взаимопроникающих проектных заданий оптимизировало деятельность школьников и ускорило процесс выполнения графических заданий.

Теоретически и экспериментально доказано, что к педагогическим условиям развития художественно-конструкторских способностей следует отнести следующие:

- индивидуальные и групповые формы обучения;

- своевременный ввод прямых и косвенных «подсказок»;

- выбор единого художественного стиля проектируемых объектов.

Теоретические знания закреплялись обязательным минимум работ, направленных на конструирование объектов предметной среды, которые отличались разнообразием форм и функциональных назначений. Содержание условий заданий было задано в графической форме (чертеж, наглядное изображение, текст).

На основе результатов проведенного теоретического исследования и экспериментальной проверки установлено, что использование в экспериментальной методике специально созданного нами комплекта проектных заданий с элементами творчества, позволило целенаправленно и эффективно обеспечить процесс развития художественно-конструкторских способностей.

Экспериментально доказано, что проектные задания по художественному конструированию для элективного курса следует выстраивать в соответствии со следующими требованиями:

- задания должны быть направлены на развитие сообразительности, самостоятельности, оригинальности творческого решения с учетом создания художественно ценной формы;

- набор задач должен быть разнообразным. При этом одни из них должны быть направлены на поиск решения путем перекомпоновки частей изделий, а другие - на преобразование или принципиальное изменение формы конструкции;

- предпочтение следует отдавать заданиям, условие которых позволяет их решить в нескольких вариантах, выбор одного из которых учащийся мог бы аргументировать;

- желательно, чтобы в условии некоторых задач содержалась в скрытом виде подсказка, облегчающая поиск решения или, наоборот, какой-либо элемент, отвлекающий от нахождения действительно рационального, но простого ответа;

- целесообразна максимальная простота графического оформления в стилевом решении конечного результата.

В результате исследования проблемы развития художественно-конструкторских способностей старшеклассников в процессе конструкторской деятельности в рамках обучения элективного курса «Основы художественно-конструкторской деятельности (на примере дизайна интерьера)» гипотеза исследования полностью подтвердилась.

Все выше изложенное, в конечном итоге, стимулирует у учащихся активное развитие художественно-конструкторских способностей.

Материалы нашей работы могут быть применены для совершенствования содержания и методики обучения художественному конструированию. Данное исследование открывает перспективы к системному и целенаправленному развитию художественно-конструкторских способностей старшеклассников и может быть использовано при разработке программы профессиональной подготовки учителей к проведению элективных курсов.

170

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Макарова, Елена Алексеевна, 2009 год

1. Аалто А. Архитектура и гуманизм / Под ред. Е. С. Агранович-Пономарева, Н. И. Аладова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 316 с.

2. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М. Мир, 1982.- 184 с.

3. АйзенкГ. Проверь свои способности. -М.: Высшая школа, 1972.- 121 с.

4. Аксенов К.Н. Рисунок (в помощь художнику-оформителю). М.: Панорама, 1990. - 192 с.

5. Алексахин Н. Н. Формирование художественно-конструкторских знаний и умений на уроках трудового обучения в V-VII классах: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 14 с.

6. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся. М.: Высшая школа, 1989. - 71 с.

7. Алексеев В.Е. Развитие технического творчества в процессе обучения учащихся элементам конструирования на уроках черчения, труда в IV-VIII классах: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1987. -22 с.

8. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.

9. Анисимов Н.Н., Кузнецов Н.С., Кирилов А.Ф. Черчение и рисование. М., Стройиздат, 1983. - 368 с.

10. Анисимова Л.Н. Развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов при решении задач по начертательной геометрии: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1986. -16 с.

11. Антонов P.O., Переверзев Л.Б. Анализ опыта зарубежного дизайна // Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». — М., 1974. Вып.7. - 117 с.

12. Араухо И. Архитектурная композиция. М.: Высшая школа, 1982. - 208 с.

13. Аронов В. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. М.: Советский художник, 1987. -232 с.

14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. -392с.

15. Архейм Р.Динамика архитектурных форм. -М., Стройиздат, 1984. 191 с.

16. Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С. Лебедева. М.: Стройиздат, 1990.- 269 с.

17. Архитектурные конструкции / Под редакцией З.А. Казбек Казиева. - М.: Высшая школа, 1989. - 209 с.

18. Баев Б.Ф. Взаимосвязь практических и мыслительных действий при решении технических задач старшеклассниками // Тезисы докладов на П съезде Общества психологов. М., 1963. - Вып. 2. - С. 5 - 10.

19. Бардашев Г.А. Из опыта работы школы по художественному конструированию // Школа и производство. 1990. - № 9. - С. 3 - 4.

20. Барташевич А. А., Богуш В. Д. Конструирование мебели. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 416 с.

21. Бархатова Е. В. Реклам-конструкторы //Мир дизайна. 1998 - № 1 (10).- С -22.

22. Батышев С.Я. Формировать у школьников конструкторско-технологическое мышление // Школа и производство. 1985. -№3. — С 7 - 8.

23. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. М.: Мир, 1969. - 168 с.

24. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструкторская деятельность человека.- Ташкент: Фан, 1975. 301 с.

25. Белан П.И. Расширение практических работ развивающего характера в курсе черчения. Пособие для учителей. Ростов-на-Дону: Феникс, 1989. -104 с.

26. Библер B.C. Мышление как творчество // Введение в логику мысленного диалога. -М.: Политиздат, 1975. 339 с.

27. Болотина JI.A., Устинов А.В. Задание по конструированию средство активизации технического мышления уч-ся // Школа и производство. - 1982. - №7. - С. 34 с.

28. Большой толковый психологический словарь / Под ред. Ребер Артур. -М.: Издательство ACT, 2003.- ТI. (А О). - 592 с.

29. Большой толковый психологический словарь / Под ред. Ребер Артур. -М.: Издательство ACT, 2003.- Т И. (П Я). - 592 с.

30. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 14-56 с.

31. Бондарева Н. Д. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования (на примере уроков трудового обучения). Дис. . канд. пед. наук. М., 2005. -177 с.

32. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. -М.: Издательство Комитета стандартов и измерительных приборов, 1989. 191 с.

33. Борисовский Б.Г. Красота и стандарт. — М., Издательство Комитета стандартов и измерительных приборов, 1968 142 с.

34. Ботвинников А.Д. Графическая деятельность (Дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней общеобразовательной школы): Автореф. дисс.док. пед. наук. -М., 1968. 55 с.

35. Ботвинников А.Д. Графические задания с элементами конструирования. -М.: АПН СССР НИИ, 1985. 61 с.

36. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. - 128 с.

37. Бродский В. Как машина стала красивой. Ленинград: Художник РСФСР, 1965. - 180 с.

38. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание , 1983. - 96 с.

39. Будасов Б.М., Каминский В.П., Георгиевский О.В. Строительное черчение. -М.: Стройиздат, 2003. 456 с.

40. Бумажное моделирование. Оригами / Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Гончар В.В. Изд-во — Тера — Книжный клуб: Аким, 2002. — 120 с.

41. Бурнецкене И.Э. Творческие задачи по черчению в школе // Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединституте и средней школе. М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1987. - С. 113121.

42. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. — М.: «Мир», 1956. 225с.

43. Вайниггейн Л.А. Психология восприятия. Мн.: Тесей, 2005. - 224 с.

44. Венгер Л.М. Педагогика способностей. М.: Высшая школа, 1973. -237 с.

45. Виктор Папанек. Дизайн для реального мира. М.: Издатель Аронов, 2004. -416 с.

46. Виноградов В.Н. Внеклассная работа по черчению в школе. -М.: АСТ-Астрель : Харвест, 2007.- 221 с.

47. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Моделирование материалов и биоформ. — Киев: Вища школа, 1982. 152 с.

48. Вольпина В.Б. Азбука домашнего уюта. М.: Изд-во Эскимо, 2002.-272 с.

49. Воронов Н.В. Российский дизайн. В 2 тг. -М.: Изд. Союз Дизайнеров России, 2002.- 392 с.

50. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. -М.: Мир, 1968.- 520 с.

51. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1990. - 93 с.

52. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., Изд-во АПН РСФСР, 1968. 382 с.

53. Вышнепольский И. С. Техническое черчение. — М., Высшая школа, 1988. 224 с.

54. Вышнепольский И. С. Техническое черчение. М.: Высшая школа, Академия, 2001. - 493 с.

55. Гальперин П.Я. Психология и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. С. 236 - 277.

56. Гальперин П.Я., Нечаев Н.Н. Психология восприятия объемных форм (по изображению). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 256 с.

57. Ганзен В., Кудин Я., Ломов Б. О гармонии в композиции // Техническая эстетика. 1967. - №4. - С. 1-3.

58. Гервер В.А. Творческие задачи в курсе черчения 7 класса // Школа и производство.- 1986. №6. - С.55 - 60.

59. Гервер В.А. Творческие задачи в курсе черчения 8 класса // Школа и производство. 1986. - №7. - С. 59 - 63.

60. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. М.: Просвещение, 1991. -128 с.

61. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 144 с.

62. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. М.: Изд-во «Европа», 2006. - 320 с.

63. Гончар В.В. Модели многогранников. Игрушки из бумаги. М.: ТЕРРА, 2002. - 192 с.

64. Гордон Дж. Почему мы не проваливаемся сквозь пол. М.: Мир, 1970. 264 с.

65. Грашин А. А. Дизайн детской предметной развивающей среды. М.: Архитектура - С, 2008. - 296 с.

66. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: «Прогресс», 1970. - 270 с.

67. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов-на-Дону Феликс, 2004. - 320 с.

68. Грубе Г.Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М. Стройиздат, 1995. — 216 с.

69. Гусакова A.M. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. М.:

70. Просвещение, 1981.- 176 с.

71. Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе. -М.: Просвещение, 1968.- 319 е.

72. Дизайн как проектная деятельность / Под ред. В.Ф. Сидоренко // Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». М.: ВНИИТЭ, 1987. - Вып.51. -120 с.

73. Дизайн и город // Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». -М.гВНИИТЭ, 1988. Вып. 56. - 90 с.

74. Дизайн и евроремонт вашего дома. М: Росмэн-Пресс, 2002. - 256 с.

75. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. — М.: Архитектура, 2004. 288 с.

76. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. М.: Стройиздат, 1981. - 454 с.

77. Егоров Ф.И. Черчение и рисование. Учебник для техникумов. М.: Высшая школа, 1985. - 270 с.

78. Журнал «Архитектура. Строительство. Дизайн». М., 1994.

79. Журнал «Мир дизайна». СПб., 1974.

80. Зайцев К. Графика и архитектурное творчество. М.: Стройиздат, 1979. -160 с.

81. Занков JI.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

82. Занков JI.B. Психологические вопросы, слова и наглядности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 207 с.

83. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

84. Зинченко В.П., Ломов Б.Ф. О функциях движения рук и глаза в процессе восприятия // Вопросы психологии. 1960. - №1. - С. 29-41.

85. Зинченко В.П., Устинов А.Г. Формообразование в дизайне и вопросы визуальной культуры // Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». -М.:ВНИИТЭ, 1975. Вып. 11. - 122 с.

86. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Уч. пед. издательство, 1961. -223 с.

87. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1986.-237 с.

88. Интерьер современной квартиры / Под ред. Р. Н. Блашкевич, Т. И. Звездина, В. Е. Мельников, В. Б. Бурский. М.: Стройиздат, 1988. - 224 с.

89. Иттен И. Искусство цвета. — М.: Изд. Д. Аронов, 2001. 96 с.

90. Кабаева-Меллер Е.Н. Психологические особенности пространственных представлений. Основы методики обучения / Под ред. А.Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 1966. - С. 146-164.

91. Кабаева-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.

92. Кабаева-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. - С. 286 - 288.

93. Каган М.С. Дизайн как вид художественного творчества. Эстетическая ценность и художественное конструирование // Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». - М., 1973. - 142 с.

94. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. - С. 78 - 94.

95. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование в учебном проектировании. М.: Архитектура - С, 2003. - 96 с.

96. Калошина Н.П. Психология творческой деятельности. М.: Юнити-Дана, 2003.-431 с.

97. Кантор К.М. Красота и польза: Социологические вопросы материально-художественной культуры. М.: Искусство, 1967. - 279 с.

98. Кантор К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955-1985). История и теория. М.: Галарт, 1996. - 263 с.

99. Катханова Ю.Ф. Программа 9-10 классов. Техническая графика и основы дизайна. -М.: Просвещение, 1990. 13 с.

100. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дисс.док. пед. наук. -М., 1994. 502 с.

101. Квасов А. С. Художественное конструирование изделий из пластмасс. -М.: Высшая школа, 1989. 239 с.

102. Кириллов А.Ф. Черчение и рисование М.: Высшая школа, 1980 - 294 с.

103. Кирия Г.В. О формировании конструктивно-творческих умений у уч-ся средней школы // Вопросы психологии. 1959. - №6.

104. Клименко В.А. Задачи на сравнение изображений как средство повышения эффективности обучения черчению в школе. М.: Просвещение, 1983. - 143 с.

105. Колышева И.Н. Проблемы формирования технического мышления. М.: Изд-во МГУ, 1974. - 184 с.

106. Коломиец В.И. Становление, структура и функционирование дизайна как эстетической деятельности (историко-логический анализ). Мн.: БГАИ, 2001.-97 с.

107. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне / Под ред. С.О. Хан-Магомедова. -М.: ВНИИТЭ, 1980. -Вып.23 140 с.

108. Конран Т. Современный дом: Искусство дизайна. — М. : Русские словари, 1997. 294 с.

109. Корзинова Е.И. Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета. Дисс.кан. пед. наук. -М., 1992. -204 с.

110. Короев Ю.И. Черчение для строителей.- М.: Высшая школа, 2001.-256 с.

111. Коршунова JI.C. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 143 с.

112. Кринский В.Ф. Введение в архитектурное проектирование. М.: Стройиздат, 1974. - 176 с.

113. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М.: Стройиздат, 1968. - 168 с.

114. Крутецкий В.А. Психология. -М.: Просвещение, 1986. 336 с.

115. Кудрявцев Т. В. Особенности технического мышления и некоторые пути его развития. // Вопросы профессиональной педагогики / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Высшая школа, 1968. С. 23-25.

116. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304 с.

117. Кудрявцев Т.В., Якиманская И.С. Развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1964. — 96 с.

118. Кузин B.C. Психология. -М.: Высшая школа, 1974. 280 с.

119. Кузин B.C. Формирование пространственных представлений средствами изобразительного искусства // Начальная школа. 1968. - № 2 - С. 65 - 68.

120. Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. Дизайн программа. Понятие, структура, функции. Теоретические и методические проблемы художественного конструирования комплексных объектов // Тр. ВНИИТЭ. -Сер. «Техническая эстетика». -М., 1979. - Вып. 22. - 172 с.

121. Лаврентьев А., Шатин Ю. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН // Дизайн в высшей школе. -М: ВГИТЭ, 1994.

122. Лазарев Е.Н. Дизайн машин. Л.,Машиностроение, 1988. - 256 с.

123. Лазарев Е.Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. 1992. -№1.

124. Ландшафтный дизайн. Словарь терминов / Под ред. А.П. Вергуновой -М., 2001.-117 с.

125. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Под ред. К.Т. Топуридзе. М.: Прогресс, 1977. - 303 с.

126. Лебедев Ю.С., Бяльский И.И. Гармония формы в живой природе и архитекруре. М.: ЦНТИ, 1976. - 46 с.

127. Лебедев Ю.С., Самохина Т.М. Трансформируемые конструкции в современной архитектуре. -М.: ЦНТИ, 1983. 40 с.

128. Лежава И.Г., Метленков Н.Ф., Нечаев Н.Н. Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании. -М.: Наука, 1980. 106 с.

129. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат. -1975. - 304 с.

130. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вест. Моск. Университета. Сер. 14. Психология. - 1979. - №2. - С. 3 - 13.

131. Леонтьев Б. Энциклопедия дизайна и графики на ПК. М.: ЗАО НИД, 2004. - 320 с.

132. Лернер Г.И. Проблемное обучение.- М.: Знания, 1974. 64 с.

133. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям).- М.: Изд-во Моск. университета, 1980. 136 с.

134. Лернер Г.И., Нечаев Н.Н. Психологические механизмы восприятия изображений объемных тел // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1977.- №3. С. 56 - 64.

135. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 272 с.

136. Лук А.И. Мышление и творчество. М.: Политизд, 1976. - С. 23 - 118.

137. Лук А.И. Психология творчества. М.: Педагогика, 1978. - 147 с.

138. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материал к курсу лекций по общей психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 110 с.

139. Макарова М.Н. Перспектива. М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

140. Малков В.И. Развитие творческих способностей младших школьников средствами конструирования из бумаги на основе трансформирующего модуля: Автореф. дисс.док. пед. наук. — М., 1994. — 16 с.

141. Мардер А.П. Функция и эстетика // Техническая эстетика. — 1967. №2.-С. 16-19.

142. Матвеева Т.А. Ремонт и реставрация мебели. — М.: Высшая школа, 2000.- 109 с.

143. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

144. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. 1982.-№4. — С.5 - 17.

145. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. — Минск: Харвест, 2003. 432 с.

146. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М.: Педагогика, 1978. С. 253 -268.

147. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа / Под ред. В.Ф. Сидоренко. -М.: ВНИИТЭ, 1987. 172 с.

148. Методика художественного конструирования / Отв. ред. Ю.Б. Соловьев. М.: ВНИИТЭ, 1978. - 334 с.

149. Микульский В.Г. Строительные материалы. М.: Изд. АСВ, 2004. 536 с.

150. Миначева P.M. Развитие пространственных представлений о формообразовании предметов у учащихся 7 класса на уроках черчения общеобразовательной школы: Дисс.кан. пед. наук. М., 1999. - 185 с.

151. Минервин Г.Б. и др. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура -С, 2004.-288 с.

152. Минервин Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования (дизайн архитектурной среды). М.: Архитектура - С, 2003. -111с.

153. Михайлов Н.Г. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения: Дисс.кан. пед. наук. М., 1998. -196 с.

154. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Казань: Новое знание, 1999.-240 с.

155. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. М.: Союз Дизайнеров, 2002. - 240 с.

156. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, 2003. — 432с.

157. Моисеева Н.К. Выбор технических решений при создании новых изделий. -М.: Машиностроение, 1980. 180 с.

158. Моляко В.А. Психология изучения стратегии решения конструктивных задач // Новые исследования в психологии. 1971. - №1. - С. 51 — 55.

159. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М.: Машиностроение, 1983. - 132 с.

160. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание.- М.: Знание, 1985. 80 с.

161. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М.: Прогресс, 1971. - 207 с.

162. Немов Р.С. Практическая психология. -М.: Гуманитарное издательство, Центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.

163. Новикова Л.И. Эстетика и техника: Альтернатива или интеграция? — М.: Политиздат, 1976. 284 с.

164. Нойферт Э., Нефор Л. Проектирование и строительство. Дом, квартира, сад. М.: Архитектура - С, 2005. - 264 с.

165. Нойферт Э. Строительное проектирование. М.: Стройиздат, 1991. -392 с.

166. Объемно-пространственная композиция / Под ред. А.В. Степанова. М.: Стройиздат, 1993. - 256 с.

167. Орлов П. И. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1988. -544 с.

168. Основы архитектурной композиции и проектирования / Под ред. А.А. Тица. Киев: Вища школа, 1976. - 256 с.

169. Основы методики художественного конструирования / Под ред. И.Т. Волкотруб. Киев: Вища школа, 1988. - 191 с.

170. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. М.: Гуманитарное изд. центр «Владос». - 1999. - 96 с.

171. Партина А.С. Архитектурные термины. Иллюстрированный словарь. -М.: Стройиздат, 1994. -208 с.

172. Попанек В. Дизайн для реального мира. — М.: Издатель Д.Аронов, 2004. -414с.

173. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. - 271 с

174. Понамарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983. С. 210 - 231.

175. Петухов С.В. Биомеханика, бионика и симметрия. М., Наука, 1981. -240 с.

176. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М.: Просвещение, 1970. - 10 с.

177. Прахт К. Мебель и архитектура.- М.: Стройиздат, 1993. 168 с.

178. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. -197 с.

179. Программа средних общеобразовательных учреждений: трудовое обучение. Технология 1 4, 5 - 11 кл. / Под ред. Ю.Л. Хотунцева,

180. В.Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1995. - 224 с.

181. Пространственные представления как средство познания объективной действительности // Сб. трудов МГПИ им. В.И. Ленина / Под ред. М.Н. Макарова. -М., 1973. 205 с.

182. Психология решения учащимися производственно-технических задач / Под ред. Н.А. Менчинской. М.: Просвещение, 1965. - 225 с.

183. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Просвещение, 1975. -272 с.

184. Ройтман И. А. Элементы технологии и конструирования // Машиностроительное черчение. -М.: Просвещение, 1984. С. - 180 - 210.

185. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2006. - 219 с.

186. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, Владос, 1995.-239 с.

187. Розенбшом Е.А. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974. - 176 с.

188. Ростовцев Н.Н., Соловьев А.С. Техническое рисование. М., Просвещение, 1979. - 160 с.

189. Рубинштейн C.JI. О мышлениях и путях его исследовании. М.: Изд-во АНН СССР, 1958.- 147 с.

190. Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. - №3. - С. 3 - 15.

191. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера дизайн. М.: Архитектура - С, 2006. - 160 с.

192. Рунге В.Ф., Манусевич Ю. П. Эргономика в дизайне среды. М.: Архитектура - С, 2005. - 328 с.

193. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. — М.: МЗ Пресс, 2003 - 252 с.

194. Рязанцева И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1986. - 14 с.

195. Рязанцева И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки школьников: Дисс .кан. пед. наук. М., 1987.- 124 с.

196. Сапрыкина Н.А. Архитектурная форма: динамика и статика. М.: Стройиздат, 1995. - 402 с.

197. Сатгон Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. М.: Издательство ACT. - 2004. - 215 с.

198. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60 80-е годы. - М.:ВНИИТЭ, 1991.- 116 с.

199. Сидоренко В. Ф. Дизайн как проектная деятельность // Техническая эстетика. 1977. - № 8. - С. 14.

200. Сидоренко В.Ф. Проблемы формирования художественного конструирования // Техническая эстетика. Труды ВНИИТЭ. 1973. - № 4. -С. 40 - 45.

201. Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика. — М.: Эксмо, 2004. -176 с.

202. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1977. -269 с.

203. Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции. -М.: Архитектура С, 2003. - 96 с.

204. Степакова В.В. Мы, дизайн и архитектура: Тетрадь для учащихся. 2 класс. -М.: Просвещение, 1998. 96 с.

205. Степакова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Черчение 10-11 классы. -М.: Просвещение, 2005.

206. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция. -М.: Стройиздат, 1993. 256 с.

207. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. -М.: Стройиздат, 1993. 295 с.

208. Стрикелева К.А. Дизайн: Содержание деятельности и основные термины. В 2-х ч. - Мн.: БГАИ, 2003. - 151 с.

209. Стрикелева К.А. Дизайн: Этапы становления. Мн.: БГАИ, 2005. - 95 с.

210. Стили интерьеров: от классики до авангарда. М.: Ниола - 21-й век, 2004. - 96 с.

211. Строительное черчение и рисование / Под ред. Б.В. Будасова. М.: Стройиздат, 1990. - 464 с.

212. Сурин E.JI. Роль пространственного воображения в практике конструкторской работы и в преподавании графических дисциплин во втузах // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 41- 62.

213. Сяваев JI.T. Роль элементов конструирования в развитии пространственных представлений на уроках черчения // Пространственные представления как средство познания объективной действительности. — М., 1973.-С. 51-59.

214. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне / Под ред. Н.Л.Адаскиной // Труды ВНИИТЭ, сер. Техническая эстетика, Вып.28. — М.: ВНИИТЭ, 1981. —112 с.

215. Теплов Б.М. Избранные труды.-М.: Педагогика, 1985,- Т 1.- С. 328.

216. Тиц А.А. и др. Основы архитектурной композиции и проектирования. -Киев: Вища школа, 1976. — 256 с.

217. Тиц А.А., Воробьева Е.В. Пластический язык архитектуры. М.: Стройиздат, 1986. - 312 с.

218. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования). -М.: Архитектура С, 2006. -352с.

219. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование. М.: Высшая школа, 1978.-368 с.

220. Тхоржевский Д.А., Гетта В.Г. Проблемное обучение на уроках труда: кн. для учителя. Минск: Народная асвета, 1986. - 125 с.

221. Уолтон Стюарт. 1000 идей по оформлению интерьера: Как сделать ваш дом красивым. М.: Радуга, 1997. - 256 с.

222. Фарапова Э.А. Исследование структуры технического мышления и путей его развития // Проблема деятельности в советской психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1977. - Ч. I. - С. 59-67.

223. Фарапова Э.А. Особенности ощущений и восприятий у младших школьников // Психология младшего школьника. М.: АПН РСФСР, 1960. -С. 5-50.

224. Федоров М.В., Короев Ю.И. Объемно-пространственная композиция в проекте и в натуре. -М.: Гостройиздат, 1961. 148 с.

225. Федоров М.В., Сомов Ю.С. Оценка эстетических свойств товаров. М.: Экономика, 1970. - 70 с.

226. Фишер-Улиг Хорст, Ени Курт. Евродизайн. Рациональное использование внутреннего пространства. М.: Ниола - Пресс, 1997. - 126 с.

227. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся / Под ред. Н.Ф. Четверухина. М.: Просвещение, 1964. - 154 с.

228. Фрилинг Г, Ауэр К. Человек — Цвет — Пространство. М.: Стройиздат, 1973. - 141 с.

229. Хилл П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир, 1973. - 264 с.

230. Холмянский Л., Щипалов А. Дизайн. М.: Просвещение, 1985. - 151 с.

231. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / Под ред. 3. Н. Быков. М.: Высшая Школа, 1986. — 76 с.

232. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие. М.: «Логос», 1996. - С. - 174 - 178.

233. Шашлов Б. А. Цвет и цветовоспроизведение. М.: Книга, 1986. - 280 с.

234. Шевелев И.Ш. Логика архитектурной гармонии. М.: Стройиздат, 1973. - 93 с.

235. Шевелев И.Ш. Формообразование. Число, Форма, искусство, жизнь. -Кострома: Ди Ар, 1995. 166 с.

236. Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. — 1968.-№4.-С.-18-28.

237. Шпага П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. Киев: Вища школа, 1984. - 200 с.

238. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. М.: СПЦ-принт, 2003.-297 с.

239. Эйвис М., Эйвис Д. Интерьер: выбираем цветовой дизайн. М.: Ниола -Пресс, 1998. - 168 с.

240. Элективные курсы в профильном обучении. М.: Вита-Пресс, 2004. 144 с.

241. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. 223 с.

242. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач в учебно-познавательной деятельности студентов // Активизация познавательности студентов. JL: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. - С. 5 - 89.

243. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. 216 с.

244. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева. М.: Политиздат, 1989. 445 с.

245. Эстетические ценность предметно-пространственной среды / Под ред. А.В. Иконникова. -М.: Стройиздат, 1990. 335 с.

246. Эстетические проблемы дизайна: Материалы конференций, семинаров, совещаний /Под общ. ред. С.О.Хан-Магомедова. М.: ВНИИТЭ, 1978. - 98 с.

247. Якиманская И.С. Некоторые вопросы повышения уровня развития пространственных представлений у школьников // Повышение эффективности и качества преподавания черчения. М.: Просвещение, 1981. - С. 44 - 55.

248. Якиманская И.С. Развивающее обучение.-М., Педагогика. 1979. 144 с.

249. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.

250. Якиманская И.С. Знание и мышление школьников. М.: Знание, 1985. -78 с.

251. Якобсон П.М. Психологические особенности конструктивно технической деятельности уч-ся 7 классов // Вопросы психологии. 1956. №3. - С. 73 - 86.

252. Якобсон П.М. Психология художественного воспитания. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

253. Brauer W. Graphic + Design. Munchen, 1990. - 575 s.

254. Fohe Thomas, Siebenbrodt Michael Bauhaus Museum. Kunstsammlungen zu Weimar. - Munchen - Berlin: Deutscher Kunstverlag, 1996. - 144 s.

255. J. S. Lebedew. Architektur und Bionik. Varlag MIR, Moskau; VEB Verlag fur Bauwesen. Berlin, 1983. - 62 s.

256. Patzelt Otto. Wachsen und Bauer Konstruktionen in Natur und Technik, VEB Verlag tur Bauwesen. Berlin, 1972. - 168 s.

257. T. Hautte. Design. -Keln: Dumont, 1995. 190 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.