Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Оспанов, Баймурат Ермагамбетович

  • Оспанов, Баймурат Ермагамбетович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 142
Оспанов, Баймурат Ермагамбетович. Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2006. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Оспанов, Баймурат Ермагамбетович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ

1.1. Сущность понятия «композиционная грамота».

1.2. Специфика композиционной деятельности студентов на занятиях по рисунку.

1.3. Критерии оценки композиционной грамоты в академическом рисунке.

Глава 2. РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЫ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ

2.1. Типичные ошибки студентов в композиционной работе на занятиях по рисунку (констатирующий эксперимент).

2.2. Научно-методические основы развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку.

2.3. Развитие композиционной грамоты у студентов первых курсов на занятиях по рисунку (формирующий эксперимент).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов»

Актуальность исследования определяется современными требованиями к качеству эстетического воспитания и творческому развитию учащихся общеобразовательных школ на занятиях по изобразительному искусству, обеспечивающих их полноценное творческое развитие и самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.

Исследования по педагогике и психологии (Н.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская, И.Б. Кордонская) позволили выявить, что в школе зачастую акцентируются усилия на развитие вербально-логического (левополушарного) мышления в ущерб эмоционально-образному (правопо-лушарному). Вместе с тем, очевидно, что гармоничное взаимодействие обоих мозговых полушарий является условием полноценного развития человека. Устранение этой односторонности в образовании требует организации обучения, обеспечивающего гармоничное развитие личности.

Важную роль здесь играют предметы эстетического цикла и прежде всего живопись, декоративно-прикладное искусство, рисование. В процессе обучения у рисующих формируются базовые визуальные умения зрительного восприятия трехмерных объектов и пространственного соотнесения их с изобразительной плоскостью, что развивает навыки восприятия и умения переводить визуальные образы в наглядные графические формы.

Рисунок позволяет формировать, развивать, систематизировать пространственные представления школьников в процессе изучения трехмерных объектов и получения знаний о методах и правилах их изображения в рисунке. В этом отношении никакой другой предмет изобразительного искусства не может сравниться с рисунком, поскольку он является универсальным средством художественно-образного освоения мира.

Все это требует неустанного повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в средних общеобразовательных школах, которая осуществляется на художественно-графических факультетах педагогических вузов. В связи с этим необходимо обеспечить постоянное совершенствование профессиональной подготовки студентов по специальным творческим предметам, и прежде всего рисунку, являющимся универсальным средством развития творческих способностей обучаемых.

Традиционный путь обучения студентов академическому рисунку предполагает первоначальное формирование умений и навыков реалистического изображения, и на этой основе предусматривается постепенный переход к собственно творческим заданиям. На этих же занятиях формируются эстетические принципы и вырабатывается творческая позиция студентов. Однако нередко эти две стороны профессионального обучения существуют изолировано друг от друга, без органического взаимодействия, которое возникает только в постоянном, посильном творческом процессе, направленном на развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку.

Процесс рисования, являясь сложным психологическим процессом взаимодействия активного восприятия, образования представлений этого восприятия и технического воплощения образа представления на изобразительную поверхность (П.Я. Павлинов), обусловлен синкретичностью эмоционально-образных и технико-аналитических начал, реализация которых в практической деятельности требует постоянного развития композиционной грамоты в процессе рисования. Исследование возможностей развития композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку, в свою очередь, позволит выявить неиспользованные резервы творческого развития студентов.

Последовательное развитие теории и методики обучения изобразительному искусству неразрывно связано с расширением и углублением основополагающих принципов и методов обучения в первую очередь рисунку, поскольку именно рисунок является основой любого вида изобразительной деятельности и включает в себя все известные принципы изображения, а также возможности творческой самореализации. В академическом рисовании формирование творческих начал, прежде всего, на композиционной деятельности, поэтому в системе подготовки художника-педагога проблема обучения композиции является всегда актуальной.

Именно в композиции отражены закономерности творческих проявлений индивида. Именно композиционными средствами, в первую очередь, художник раскрывает замысел своей работы, подчеркивает и выделяет основное в произведении, последовательно направляет восприятие зрителя по изобразительному полю. Поэтому композиция как учебный предмет занимает особое место среди предметов специального цикла по формированию творческих черт личности будущего учителя изобразительного искусства, а обучение композиционной грамоте и организации композиционных принципов на практике является необходимым звеном в системе обучения специальным дисциплинам, и прежде всего рисунку.

Понятие «композиция» рассматривается как явление диалектическое в своей сущности, поскольку оно впитало в себя и структурную организацию художественного образа, и систему идейно-тематических и формально-пластических связей и зависимостей, и важнейшие принципы построения художественного произведения, а также процесса его создания и восприятия.

За многовековую историю развития изобразительного искусства сформировались известные школы рисования Альберти, Ч. Ченнино, А. Ашбе -Ш. Холлоши, Д. Рейнольдц, А. Дюрера, А. Сапожникова, братьев Карраччи, Д. Кардовского, И. Прейслера, П. Чистякова, в основу обучения которых положены научные основы изображения, а также первостепенные композиционные задачи.

Для развития методики обучения композиции огромное значение имеет опыт педагогической деятельности и творческой работы таких выдающихся российских художников и педагогов, как П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, К.Ф. Юон, считавших основной целью обучения изобразительному искусству развитие у обучающихся гибкости композиционного мышления. Вместе с тем еще Н.И. Ростовцев подчеркивал, что вопросы преподавания композиции представляют собой главную и недостаточно исследованную область художественно-педагогического образования, где так по-разному понимаются цели, задачи, формы и методы обучения.

В исследованиях Б.Г. Ананьева, B.C. Кузина, Е.И. Игнатьева, H.H. Волкова, О.И. Никифоровой рассмотрены психологические основы процесса рисования, а также принципы формирования пространственных представлений и воображения.

Различным проблемам композиции посвящены фундаментальные исследования известных художников и ученых М.В. Алпатова, H.H. Волкова, Е.А. Кибрика, Е.В. Шорохова, В.А.Фаворского. Отдельные вопросы композиции освещены в методических трудах по рисунку, живописи в контексте конкретных исследований Г.В. Беды, А.Д. Гончарова, В.П. Зинченко, Н.Г. Козлова, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, A.C. Пучкова, H.H. Ростовцева,

A.B. Триселева, А.П. Яшухина; в диссертационных исследованиях, посвященных специальным проблемам композиции, Ю.М. Алиева, С.Н. Данилуш-кина, H.A. Долгих, В.Н. Есипова, В.В. Иванченко, Н.С. Ищук, Т.К; Кабижа-нова, H.A. Короткова, В.Н. Клещева, В.П. Кшмовича, Н.П.Меньшикова, Н.Г. Назарова, Ю.Н. Окунева, И.А. Павлюка, Л.А. Пановой, A.A., Сихаева, Л.К. Сырова, А.И. Сухарева, И.Н. Тихоненко, Н.Р. Геворгян, Н.Г. Торлопова,

B.Г. Шаповалова, A.B. Ударцевой и др. Во всех исследованиях подчеркивается творческий характер композиционной деятельности, выделяется работа пространственного восприятия, представления и воображения. Вместе с тем проблемы пропедевтики композиции в соотнесении с последовательностью рисования не рассматривалось.

Особую ценность для методического решения данной проблемы на художественно-графических факультетах педвузов представляет монография Е.В. Шорохова, где раскрыты содержательные методические аспекты композиции в системе художественно-педагогического образования, обобщен ценнейший эмпирический материал, наработанный выдающимися художниками различных времен.

Вместе с тем, сложившаяся система обучения требует дальнейшего научно-методического осмысления и разработки пропедевтического курса композиции. В настоящее время нет специальных исследований и методических разработок по проблемам пропедевтики композиции на занятиях по рисунку. Существующая в настоящий момент теоретическая и методическая литература не дает четкого обоснования специфики пропедевтического раздела и применительно к системе подготовки художника-педагога.

Анализ современного состояния обучения композиции на художественно-графических факультетах показывает, что студенты первого курса сталкиваются с большими трудностями в понимании, освоении сущности и специфики композиции на занятиях по рисунку, что неизбежно приводит к снижению творческой активности и решению более частных задач учебного рисунка. В результате возникает противоречие между необходимостью освоения композиционной грамоты и отсутствием научно обоснованной методики обучения композиции на занятиях по рисунку. Данное противоречие выявило необходимость исследования проблемы пропедевтики композиции на первоначальных этапах обучения рисунку.

Изучение теоретических трудов и литературных источников по проблеме исследования, обобщение опыта обучения академическому рисунку в вузах, средних художественных учебных заведениях, анализ учебных программ позволили сформулировать гипотезу исследования.

Композиционная грамотность на занятиях по рисунку заметно повышается, если:

1) в процессе обучения рисунку использовать систему заданий, направленных на формирование композиционного строя рисунка;

2) последовательность рисования соотносить с последовательностью освоения композиционных закономерностей.

Объектом исследования является процесс обучения академическому рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования - процесс развития композиционной грамоты студентов на начальном этапе обучения рисунку.

Цель исследования - на основе теоретического анализа и экспериментального исследования научно обосновать и экспериментально проверить методику развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку у студентов художественно-графических факультетов педвузов на начальном этапе обучения.

Задачи исследования:

- проанализировать и обобщить накопленный опыт работы над композицией;

- уточнить сущность понятия «композиционная грамота» в академическом рисунке;

- выявить и обосновать критерии, разработать показатели, характеризующие уровень развития композиционной грамоты студентов начальных курсов;

- выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию композиционной грамоты студентов в процессе обучения академическому рисунку;

- разработать задания и упражнения, направленные на развитие композиционной грамоты студентов на занятиях по рисунку;

- экспериментально проверить воздействие разработанных упражнений и методов на развитие композиционной грамоты и активизацию творческой деятельности на занятиях по рисунку.

Методологической основой исследования являются основополагающие теории философии, психологии о закономерностях и особенностях процесса познания и специфики художественно-образного отображения реальной действительности (работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.И. Гри-зовой, А.К. Дремова, М.С. Когана, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Лукьянова, В.А. Разумного, С.Х. Раппопорта, С.Л. Рубинштейна, М.М. Сеченова, Б.М. Теплова и др.), а также научно-теоретические исследования ведущих ученых, художников-педагогов, искусствоведов, посвященные художественному образованию, творческой деятельности и методике обучения композиции (М.В. Алпатов, H.H. Волков, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохов, П.Я. Якобсон и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы исследования:

1) изучение и анализ научно-теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

2) анализ учебных программ по рисунку и композиции;

3) изучение современного состояния обучения рисунку на художественно-графических факультетах педагогических вузов;

4) изучение учебно-творческих работ по рисунку студентов первого курса с последующим их анализом;

5) анализ и обобщение передового педагогического опыта;

6) экспериментальное исследование.

Разработка оптимальных путей и средств обучения, разработка методики, выявление развития композиционной грамоты студентов первого курса осуществлялась в процессе экспериментальной работы, проводившейся в течение 10 лет с 1995-го по 2005 г.

На первом этапе исследования (1995-2000 гг.) изучалось состояние процесса обучения рисунку и композиции на художественно-графических факультетах педвузов; изучена и проанализирована литература по проблеме исследования; проанализирован опыт работы преподавателей рисунка и композиции художественно-графических факультетов педвузов.

На втором этапе исследования (2000-2002 гг.) проводился констатирующий и поисковый эксперимент, позволивший выявить исходный уровень подготовки обучаемых и определить содержательные и методические основы обучения композиционной грамоте на начальном этапе обучения.

На третьем этапе исследования (2002-2005 гг.) был проведен формирующий эксперимент на базе художественно-графического факультета Казахского национального педагогического университета Алматы, проводилась обработка и анализ результатов экспериментальной деятельности, сформулированы теоретические и практические выводы, подтвердившие гипотезу исследования.

Научная новизна исследования:

- разработана пропедевтика композиции на занятиях по рисунку первого курса;

- сформулированы принципы развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку;

- разработаны критерии оценки определения композиционной грамоты студентов первого курса на занятиях по рисунку.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащаяся в ней методика развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку значительно повышает эффективность творческого саморазвития студентов вузов, а также учащихся художественных школ. Основные положения, выносимые на защиту:

- теоретические и методические принципы развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку;

- определение последовательности освоения композиционной грамоты на занятиях по рисунку;

- методика обучения академическому рисунку, направленная на развитие композиционной грамоты.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием методов, адекватных задачам исследования, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, результатами опытно-экспериментальной работы с обучаемыми; объемом материала исследования; опорой на научные труды в данной области. Апробация и внедрение результатов исследования: - материалы исследования обсуждались на Международных межвузовских научно-теоретических конференциях в Китае (Ганжоу, Ханьшань), Казахстане (Алматы, Семипалатинск, Аркалык), России (Омск, Белград, Новосибирск), сообщались на научно-практических конференциях Казахского национального педагогического университета имени Абая;

- основные положения отражены в статьях, опубликованных в международных и межвузовских сборниках научных трудов;

- результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического факультета национального педагогического университета Алматы, Института искусств Омского государственного педагогического университета;

- отдельные методические рекомендации и практические результаты внедрены в практику обучения рисунку в Алмаатинском колледже декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева.

Структура диссертационного исследования:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Оспанов, Баймурат Ермагамбетович

-109-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование и анализ полученных результатов полностью подтвердили положения сформулированной нами гипотезы о том, что композиционная грамота на занятиях по рисунку заметно повышается, если последовательность обучения рисованию соотносить с последовательностью освоения композиционных закономерностей. Композиционная грамота включает в себя теоретическую и практическую части, которые тесно взаимообусловлены и формируют творческое начало в изобразительной деятельности студентов.

Освоение композиционной грамоты на занятиях по рисунку необходимо осуществлять одновременно с первоначальным обучением изобразительной грамоты. В первых учебных натюрмортах изучение объемной формы предметов, познание внутренней конструкции, закономерностей взаимодействия их в пространстве и тональных взаимоотношений необходимо соотносить с первоначальным композиционным замыслом, включающим в себя трансформацию объемных тел в плоскостные формы и затем построение трехмерного изображения.

Активное освоение студентами умений и навыков академического рисования находится в прямой зависимости от творческой активности, которая стимулируется последовательной композиционной деятельностью по реализации конкретного замысла. Условность первоначального композиционного построения предполагает изучение реальной трехмерной действительности, направленной на ее обобщение и соотнесение с изобразительными и выразительными возможностями природных материалов. Композиционная грамота может формироваться только в результате активной практической деятельности рисующих посредством изучения закономерностей и правил композиционного построения и формирования утилитарных умений и навыков рисования. Развитие композиционной грамоты невозможно без овладения графической грамотой, умениями и навыками рисования, поскольку они поднимают композиционные умения на новый, более высокий уровень.

Развитие композиционной грамоты будет происходить успешно только в условиях творческого поиска, включающего формирование замысла, освоение композиционных принципов его воплощения и отработку практических умений и навыков рисования. Передачу композиционного и предметного пространства на плоскости бумаги необходимо осуществлять последовательно через упрощение сложных объемных форм до условных плоскостных пропорциональных отношений предметов в натюрморте. И на этом этапе решить первые композиционные задачи. Формированию у студентов первоначального композиционного замысла способствуют разнообразные краткосрочные наброски и зарисовки, выполненные в контексте установки на решение конкретной творческой задачи.

Результаты проведенного исследования подтвердили, что содержательная сторона академического рисования значительно повышается, если активизируется композиционно-графическая деятельность рисующих, направленная на усвоения теоретических принципов композиционного построения в условиях аудиторной и самостоятельной работы.

Важное значение в развитии композиционной грамоты студентов имеет четкая организация пропедевтического курса по композиции в рисунке, основанного на решении формальных композиционных упражнений, предваряющих задания на реалистическое рисование. Трансформация объемных форм в плоские тоновые и пропорциональные отношения является целенаправленным процессом формирования опыта по художественному обобщению композиционной деятельности.

В связи с композиционным пониманием специфики рисунка меняется и отношение студентов к изобразительной деятельности. Нарушаются и ломаются старые представления, новые еще не успевают закрепиться, и поэтому в этот период возможно некоторое несоответствие между замыслом и техническим воплощением. Именно в это время необходимо максимально повысить интенсивность педагогических воздействий, направленных на повышение композиционной грамоты.

-Ill

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Оспанов, Баймурат Ермагамбетович, 2006 год

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М., 1984.

2. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М., 1940.

3. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.

4. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М., 1935-1937. Т. 2. -С. 792.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человека. М., 1996.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

8. Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. -М., 1972.

9. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961.

10. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. АПН СССР. -М., 1968.

11. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.

12. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М., 1989.

13. Анисимов H.H. Основы рисования. 2-е изд. - М., 1977.

14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

15. Артомонов И.Д. Иллюзия зрения. М., 1969.

16. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974.

17. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

18. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1989.

19. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

20. Баранников A.B. Содержание общего образования: Компетентностный подход.-М., 2002.

21. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., 1970. - 166 с.-11222. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.

22. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1981.

23. Белютин Э.Н. Основы изобразительной грамоты. М., 1961.

24. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. JI; М., 1940.

25. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Изб. психол. тр. / Под ред. A.B. Брушлицкого, В.А. Кольцовой М; Воронеж, 1977.

26. Блонский П.Н. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1969. - 222 с.

27. Богоявленская Д.Б. Индивидуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.

28. Борев Ю. Эстетика. Эстетика. 3-е изд. - М., 1981.

29. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников; НИИ содержания методов обучения. Акад. пед. наук СССР. М., 1979.

30. Брунер Ф.Х. Психология познания / Перевод К.Н. Бабанского, под ред. А.Р. Лурия.-М., 1977.

31. Брушлинский A.B. Деятельностный подход и психологическая наука// Вопр. философии. 2001. - № 2. - С. 89-95.

32. Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М: Мысль, 1970.- 190 с.

33. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.- 96 с.

34. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. М., 1970.

35. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. A.B. Петровского. М., 1996.

36. Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1974. - Т. 1.

37. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.О. Психология восприятия.-М., 1973.

38. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.40.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.