Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения: На материале Башкортостана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Рахимова, Гульнара Наильевна

  • Рахимова, Гульнара Наильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 200
Рахимова, Гульнара Наильевна. Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения: На материале Башкортостана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2002. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рахимова, Гульнара Наильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование подходов к проблеме с развития способности к обобщению у учащихся, поющих в хоре.

1.1. Обобщение как важное проявление мыслительной деятельности человека.

1.2. Разработка проблемы формирования способности к обобщению в различных областях науки.

1.3. Обобщение в музыкальном искусстве.

1.4. Специфика обобщения в хоровом пении.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное изучение формирования способности к обобщению в процессе обучения хоровому пению младших школьников.

2.1. Организация и ход поисково-экспериментальной работы по выявлению способности к музыкальному обобщению у младших школьников (на базе Башкортостана).

2.2. Способность к обобщению и особенности ее развития у младших школьников при обучении хоровому пению.

• 2.3. Методы изучения и развития способности к обобщению в хоровом пении у младших школьников.

2.4. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения: На материале Башкортостана»

В истории человечества произошло знаменательное событие, связанное с переходом 20 века в третье тысячелетие. Это время является переломным, противоречивым, когда основное место в жизни общества, во всех сферах человеческого сознания занимают процессы обобщения, отражающиеся в моментах осмысления пройденного пути, подведения итогов, обобщения знаний, преобразования старых систем в новые.

В России, в основном весь 20-й век был направлен на строительство социалистического общества, программа которого была нацелена на электрификацию, индустриализацию страны, национализацию многих учреждений, памятников культуры, на развитие народного образования, воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности. Реализация поставленных задач способствовала поднятию жизненного уровня среднего человека, ускорила темп развития общества за счет научно-технического прогресса, связанного с большим количеством информации, что потребовало от каждого из нас умения самостоятельно ориентироваться во всех сферах жизни общества, разрешать проблемы и задачи, обладать высокими интеллектуальными способностями. В связи с этим, в образовательных структурах многие педагоги, психологи стали поднимать проблему развития мышления, умственных способностей, которая разрабатывалась ведущими учеными, такими как: П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, К.А.Абульханова-Славская, Н.Г.Решетова, В.А.Крутецкий, О.К.Тихомиров, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов и мн. другие. Большой вклад в разработку вопросов мышления у человека внесли и ученые-физиологи: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, М.М.Кольцова, А.Р.Лурия, Н.П.Бехтерева и другие.

В целях наиболее эффективного обучения школьников, в т.ч. и развития умственных способностей создавалось множество методик, систем, программ. К их числу можно отнести системы обучения Л.В. Занкова (интенсификация обучения на высоком уровне трудности с усвоением теоретических знаний); П.Я .Гальперина и Н.Л.Талызиной (поэтапное формирование умственных действий, контроль и управление процессом усвоения

• знаний); Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова (формирование у детей научнотеоретического мышления).

Одним из основных элементов процесса мышления является обобщение, которое становится также и показателем умственного развития учащихся. С помощью обобщения мы познаем окружающую действительность, углубляем и расширяем знания о ней, выявляем закономерности, постигаем сущность явления. Именно такое обобщение, где сущность является всеобщей, генетически исходной единицей, В.В.Давыдов называл содержательным обобщением и использовал его в целях формирования у детей научно-теоретических понятий. Необходимость формирования способности к обобщению связана и с тем, что она дает возможность учащимся быстро, легко и эффективно усваивать знания, имеет важное значение в образовании специальных способностей, а, следовательно, создает условия для многостороннего формирования личности ребенка. Обобщение содержания изучаемого материала позволяет по-новому, более объемно, целостно взглянуть на учебный предмет, что проявляется в многофункциональности межпредметных связей. Следовательно, с помощью обобщения можно разрешить проблему загруженности учащихся в школе и выйти на новый уровень системы образования. Таким образом, в современном школьном обучении и воспитании возрастает роль такого мыслительного процесса, как обобщение, на основе которого формируются нормы, проблемы, теории, развиваются способности, важные для полного понимания мира и совершенствования человека.

Учебно-воспитательный процесс в школе будет более эффективным, если его учебные предметы станут дополнять друг друга в решении задачи формирования способности к обобщению. Это будет развивать мышление, его быстроту, точность и логичность, воспитывать разносторонне развитую, гармоничную личность. Но, к сожалению, недостаточно раскрыты в этом отношении были уроки музыки, которые в современной школе часто недооцениваются в плане возможностей для формирования творческого, теоретического мышления. А ведь в самой природе музыкального искусства заключена важная для развития этого качества мышления специфика, а именно: способность передавать через музыкально-интонационные образы художественные мысли-обобщения. Эта особенность музыкального искусства была подмечена и известным музыковедом О.В.Соколовым: "Подобно математике — среди других наук, музыка среди прочих искусств играет особую роль в воспитании культуры обобщенного мышления, и неслучайно многие великие умы усматривали аналогию между этими сферами человеческой деятельности" [188, с. 169].

Возникновение проблемы музыкального обобщения было подготовлено предшествовавшими работами по музыкальному мышлению, выполненными ведущими учеными в области философии (А.Ф.Лосев и др.), музыковедения (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Л.А.Мазель, В.А.Цуккерман, А.Н.Сохор, С.С.Скребков, В.П.Бобровский), музыкальной педагогики (Г.М.Цыпин, В.А.Школяр, A.B.Заруба, Н.В. Суслова и др.) и музыкальной психологии (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский и др.).

Вопрос о музыкальном обобщении был уже частично затронут в начале 60-х годов XX века (М.Ф. Бер), но как самостоятельная тема он определился только в последние десятилетия XX века в исследованиях таких ученых музыковедов, как В.В. Медушевский (интонационные обобщения в музыке); С.Ю. Румянцев (музыкально-стилевые обобщения); H.A. Горюхи-на (обобщение как интеграция уровней структурирования интонационного процесса); в музыкальной педагогике - Л.В. Варламова (формирование музыкальных понятий) и Н.С. Рагимханова (формирование музыкальноинтонационных обобщений у младших школьников). В их работах большое значение придается самой интонации, которая и является основным средством выражения художественно-обобщенных мыслей и образов.

Интонация имеет двойственный характер: с одной стороны, это мельчайшая ячейка музыкального языка, включающая в себя все его элементы, с другой стороны, это звуковое образование с различной степенью проявления всех музыкально-выразительных средств и с различной степенью обобщенности музыкальных явлений (например, музыкальной темы, произведения в целом, интонации эпохи). Музыкальный образ-интонация возникает на основе ощущений и восприятий, в рамках общих законов мышления, где огромное значение имеет характер включенности эмоций. Интонация является более широким понятием, которое применимо не только в музыке, но и в словесной (вербальной) речи, в искусстве танца, в живописи и скульптуре [34, с. 224-244]. Следовательно, в интонационной форме мысль-обобщение может быть выражена многопланово, объемно и это обеспечит глубину, доступность понимания в процессе художественного общения детей с произведениями искусства, что особенно необходимо младшим школьникам, для которых характерно конкретное, образное, целостно-обобщенное восприятие мира. Для развития способности к интонационным обобщениям в музыке недостаточно внимания обращается на хоровое пение. Оно как синтетический жанр представляет органическое единство вербального и музыкального языков, где в первом из них семиотическую функцию выполняют знаки-слова, а во втором семантика передается через значение интонации. Таким образом, объединяющим элементом музыкального и вербального языков является интонация, которая с помощью таких элементов речи, как ударение, пауза, мелодия, темп, тембр помогает слушающему воспринимать мысли и чувства говорящего. Музыкально-вербальная речь, функционирующая на основе голосообразования посредством языковых средств коммуникации, совершается в единстве с процессами мышления.

На взаимосвязь голоса и мышления обращали внимание многие ученые физиологи, педагоги-музыканты — это И.М.Сеченов, И.П.Павлов, М.С.Грачева, П.К.Анохин, В.П.Морозов, Д.А.Аспелунд, Л.Б.Дмитриев, Т.Н.Овчинникова с группой аспирантов: Н.Г.Борисова, H.H. Маслова, Ш.Б. Кульманова, Г.Р. Астахова, О.В. Комиссаров, А.Б. Гениуш, Г.П. Сту-лова, JI.M. Жарова, Э.С. Заруба, JI.B. Варламова, Ю.А.Носорев, А.Г. Ряпи-сова, С.И. Олефир и др. Они отмечали, что на формирование певческого голоса влияют музыкально-вербальный язык, музыкально-выразительные средства, общее психологическое состояние человека, а также заметное воздействие в этом процессе оказывают умственные возможности учащихся и их способности к обобщению. Единство голоса и слуха, речи и мышления объясняет и то, что в процессе хорового пения создается атмосфера музыкального общения и духовного единения всех участников хора, а их исполнительское переживание произведения ведет к возникновению музыкально-творческих обобщений.

Хоровое пение имеет полифункциональную направленность в учебном процессе, так как оно способствует нравственно-эстетическому воспитанию школьников, развитию их музыкальности, расширяет эрудицию, помогает лучше усвоить содержание других уроков, глубже понять национальное своеобразие народов. Вместе с этим, хоровое пение для младших школьников станет первой ступенью на пути к действительному пониманию музыкального искусства, так как в нем одновременно сочетаются музыкальный и вербальный языки, интонационно-образное и понятийно-логическое виды мышления. Хоровые занятия являются благоприятным условием для естественного развития у младших школьников детского голоса, способности к музыкально-интонационным обобщениям, что объясняется их образным мышлением, обучаемостью, эмоциональной восприимчивостью, которые гармонично соотносятся с особенностями хорового жанра как самого доступного вида искусства.

Поставленные перед школой задачи развития творческой, духовно-нравственной личности обусловливают и многосторонние поиски путей развития умственных способностей, основанные на единстве рационально-эмоциональной, научно-творческой сторон мышления и обобщения, возможные при непрерывном возрастном развитии психики ребенка. По мнению многих ученых (М.М.Кольцовой, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, М.Н.Скаткина, В.В.Давыдова и др.), у детей младшего школьного возраста в условиях развивающего обучения можно начинать формирование теоретического и творческого мышления. Основанием для этого становится развитие способности к обобщению на различных школьных уроках, в т.ч. и в процессе хорового пения. Все это дает основание считать актуальной проблему развития способности к музыкальному, интонационно-образному обобщению у младших школьников в условиях хорового пения, которая и определила тему нашего исследования: "Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (на материале Башкортостана)."

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методику изучения и развития способности к музыкальному обобщению в условиях хорового пения у младших школьников.

Объект исследования - хоровая деятельность младших школьников.

Предмет исследования - процесс изучения и развития способности к обобщению у младших школьников на занятиях хоровым искусством.

Задачи исследования:

1. Определить содержание, сущность и структуру понятия "обобщение", специфику его выраженности в музыкальной и вербальной речи. Теоретически изучить особенности музыкального мышления в процессе вокально-хоровой деятельности.

2. Изучить психолого-педагогические особенности способности к обобщению и выявить параметры, критерии уровня развитости ее у детей 7-10 лет русской и башкирско-татарской групп в процессе хоровых занятий.

3. Разработать экспериментальную методику изучения и развития способности к обобщению у учащихся, занимающихся хоровым пением.

Гипотеза исследования - певческое развитие в хоре станет более эффективным, если:

- в его основе будет лежать формирование способности к обобщению;

- будут определены параметры, критерии уровней развитости и факторы, влияющие на развитие способности к обобщению;

- будет выявлена специфика способности к обобщению в хоровой деятельности и учтены особенности ее развития, которые проявляются в следующих моментах: в адекватной передаче сути музыкально-вербального смысла; в выявлении интонационного ядра в содержании музыкального произведения; в одномоментном представлении произведения как целостного образа; в предслышании эталона хорового звучания и др.

Методологической основой исследования явились основные положения диалектической теории (принципы, категории и законы диалектики); философско-методологическое исследование проблемы обобщения как познания в русле диалектической логики (Д.П.Горский); психолого-педагогические концепции развития умственных способностей ребенка (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов); исследования в области музыкальной психологии (Б.М.Теплов, Е.В.Назайкинский, К.В.Тарасова); интонационная теория (Б.В.Асафьев); теория двойственности музыкальной формы (В.В.Ме-душевский); коллективное исследование в разных областях науки возрастного развития детского голоса (Е.И. Алмазов, М.С. Грачева, под руководством Н.Д. Орловой - В.А. Багадуров, И.И. Левидов, Е.Я. Гембицкая, Т.Н. Овчинникова, В.П. Морозов, Е.А. Рудаков, В.В. Яременко, В.А. Сергиевский, Т.П. Стулова и мн. др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, физиологической, музыковедческой, научно-методической и вокально-хоровой литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, индивидуальное и коллективное обследование детей, их музыкально-певческих и общих умственных способностей; анализ магнитофонных записей, письменных работ учащихся; поисково-констатирующий педагогический эксперимент, анализ и математическая обработка результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обобщение в музыке есть процесс интонационного преобразования и переосмысления мысли-идеи средствами музыкального языка, выражающего сущность человеческих переживаний, чувств и эмоций в художественно-эстетической, обобщенной, ассоциативно-образной форме. В результате процесса обобщения осуществляются переходы на более высокие уровни музыкального мышления посредством таких музыкальных понятий и категорий как музыкально-выразительные средства (МВС), тема, жанр, стиль, форма, драматургия и т.д.

2.Специфика обобщения в хоровом искусстве заключается в том, что в произведении один и тот же смысл, одно содержание передается в единстве двух звуковых языков - вербального и музыкального. Их соединение в процессе пения, ведет к "совмещению" двух различных режимов голосообразования - речевого и певческого, а также к одновременному сочетанию понятийно-логического и интонационно-образного видов мышления. К тому же, в хоровом искусстве, в процессе коллективного исполнения музыкальная обобщенность смысла, идеи, образа усиливается специфически особенным информационным энергопотоком, в результате которого происходит духовное единение, общение и обобщение.

3.Суть и структура способности к музыкальному обобщению дополнены такими специфическими параметрами и характеристиками, как: "оценка", "антиципация", "интуиция", "сущность", "логическое ограничение", "свертывание", "целостность", "сближение понятий", "сцепление", "перенос", "трансформация", "гибкость и быстрота" в их преломлении к вокально-хоровой деятельности обучающихся.

Структура способности к обобщению представлена в виде универсальной модели, применимой ко всем сферам познания. Поэтому способность к обобщению есть ключ к раскрытию многих способностей и резервов, заключенных в природе человека, она имеет важное значение в деле воспитания духовно богатой личности.

4. Методика изучения способности к обобщению у участников хоров включает: обоснование уровня развитости общих умственных, музыкальных и вокально-хоровых способностей, установление индивидуально-типологических качеств с учетом национальной принадлежности, изучение возрастных особенностей, педагогических условий воспитания и обучения.

Работа над диссертацией проводилась в три этапа.

Первый этап (1992-1996 гг.) был направлен на подготовку и сбор теоретического материала путем изучения научно-педагогической и специальной литературы по проблемам исследования; посвящен разработке теоретической концепции изучения и развития способности к обобщению.

В ходе второго этапа (1996-1999 гг.) осуществлялось дополнение научно-теоретического материала; разрабатывалась экспериментальная методика; проводилось поисково-констатирующее обследование младших школьников, старшеклассников и студентов музыкального отделения СГПИ.

На заключительном, третьем этапе (1999-2001 гг.) анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы, уточнялись теоретические и методические положения, формулировались выводы, оформлялись материалы исследования.

Базой экспериментального исследования послужили различные формы хоровых занятий школьников разных возрастных групп, хоровые занятия студентов. Эксперимент проводился в школе № 24, музыкальной школе № 3 и в пединституте на музыкальном отделении факультета ПиМ-НО г.Стерлитамака.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в многостороннем изучении обобщения с точки зрения различных научных позиций и областей познания, ведущих к более широкому рассмотрению и пониманию его значения в жизнедеятельности человеческого общества. Впервые выявляется специфика обобщения в музыкальном произведении и в вокально-хоровом исполнительстве путем сравнительного анализа музыкального и вербального языков, выведения общих и особенных сторон обобщения в музыкально-вербальной речи. Это дает основание для утверждения того, что обобщение музыкальной мысли-интонации происходит на основе общих закономерностей мышления. В связи с последним положением в работе проводятся параллели между формами мышления и музыкальными формами, элементами процесса мышления и способами развития музыкальной интонации и т.д., а также дается классификация музыкальных произведений по уровням и ступеням обобщения. Данные выше высказывания и понимание синтетически-обобщенной природы хорового жанра обусловливают специфические особенности характера проявления способности к обобщению в процессе хорового пения у младших школьников.

В работе также была определена и дополнена структура способности к обобщению в рамках музыкально-певческого искусства.

Разработана методика целенаправленного изучения и развития способности к обобщению в процессе хорового пения у младших школьников.

Впервые с позиции обобщения был показан певческий процесс в индивидуальных и коллективных формах.

Практическая значимость состоит в разработке методики изучения и развития способности к обобщению в процессе хоровых занятий младших школьников (старшеклассников и студентов). Диагностика данной способности проводится с учетом различных факторов, влияющих на уровень и качество обобщения. В педагогической практике данные разработки можно использовать в качестве методических рекомендаций по выявлению и развитию способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения, которые позволяют руководителям хора, учителям музыки повысить уровень художественного исполнения хоровых произведений, совершенствовать методику вокально-хоровой работы и, в целом, певческое обучение учащихся в различных учебно-воспитательных учреждениях.

Апробация основных положений диссертационного исследования проводилась на научно-практических конференциях в г. Екатеринбурге (1991г.), в г. Самаре (1996г.), на научно-практических конференциях молодых ученых Института развития личности г. Москвы (1994-1995 гг.), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей СГТСИ (1997-2001 гг.), на международных научных и научно-практических конференциях в г. Стерлитамаке (2000 г.), в г. Москве (2001 г.), в г. Екатеринбурге (2001 г.), в процессе обсуждений диссертации в лаборатории музыкального искусства ИХО РАО.

По теме исследования опубликованы статьи и материалы выступлений.

Структура работы диссертации включает содержание, введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Рахимова, Гульнара Наильевна

выводы

1. Обобщение как элемент процесса мышления имеет важное значение в школьном образовании, так как оно открывает путь к совершенству, творчеству, духовно-нравственному развитию личности и пониманию законов мира на основе образования не только понятий , но и возникновения целей, задач, идей, эталонов, способностей, умений и навыков, формирования проблем, эстетических и философских взглядов, необходимых в процессах воспитания и обучения.

2. Обобщение в музыке осуществляется на основе общих закономерностей мышления, особенности которого связаны с языковыми средствами выражения мыслей в интонационно-образной форме. Функция обобщения заключается в процессах развития, преобразования музыкального материала, возникновения новых музыкальных структур, понятий, категорий (музыкальный тематизм, жанр, стиль, форма, музыкальная драматургия и др.).

3. Специфика обобщения в хоровом искусстве заключается в синтетически обобщенной природе хорового жанра, представляющего единство музыкального и вербального языка, певческого и речевого голосообразова-ния, понятийно-логического и интонационно-образного мышления. В хоровом пении в процессе коллективного исполнения музыкальная обобщенность смысла, идеи, образа усиливается специфически особенным информационным энергопотоком, в результате которого происходит духовное единение, общение и обобщение.

4. Обобщение как элемент процесса мышления является основой всех форм познания, понимания специфики деятельности, а также служит средством образования и развития специальных способностей. В умении объединять существенные черты предметов и явлений действительности, находить в общем единичное и в единичном общее проявляется способность к обобщению, структура которой состоит из таких компонентов как: "оценка", "антиципация", "интуиция", "сущность", "логическое ограничение", "свертывание", "целостность", "сближение понятий", "сцепление", "перенос", "трансформация", "гибкость и быстрота".

В хоровом искусстве способность к обобщению проявляется прежде всего в специфическом усложнении обобщения (соединении двух звуковых языков, коллективности исполнения), в адекватной передаче сути, смысла произведения, в умении контролировать и корректировать хоровое звучание на основе достижения чистого строя, слаженного ансамбля, скорости освоения музыкального материала, в возможности целостно и одномоментно представить хоровую фактуру, форму и образ произведения, в способности слышать эталон хорового звучания, в художественно-технических сторонах исполнения хоровых произведений.

5. В качестве методических основ развития способности к обобщению в процессе хорового пения выступает следующее положение: уровень способности к музыкальному обобщению обусловлен развитостью общих умственных способностей, музыкальных и вокально-хоровых способностей, индивидуально-типологическими качествами и свойствами психики человека, возрастными особенностями, педагогическими, региональными условиями воспитания и обучения.

Результаты экспериментального исследования позволяют нам отметить, что у младших школьников возможно начинать развитие способности к музыкальному обобщению, так как образное мышление и высокая восприимчивость, присущие данному возрасту, являются составной частью структуры данной способности и спецификой музыкального мышления. С этой целью у учащихся необходимо проводить диагностическое обследование уровней развитости компонентов способности к обобщению и использовать разработанные к нему задания в практической деятельности по развивающей методике.

На основе способности к обобщению перед младшими школьниками открывается путь к творчеству, к познанию, к совершенствованию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рахимова, Гульнара Наильевна, 2002 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

2. Абдурасулова В.П. Формирование способности к обобщению у с л абообу чающихся учащихся младших классов (на материале математики): Дис. канд. пед. наук.-М., 1979 161 с.

3. Абелян Л. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сборник статей /Сост. О.Апраксина.- М.: Музыка, 1978 С.47-54.

4. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа //Вопросы методики музыкального воспитания детей - М.: Музыка, 1975 - С. 71-115.

5. Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие-Л.: Музыка, 1988.— 352 с.i'Sií: р

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.: АПН РСФСР, 1960.-468 с.

7. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной систе-мы.-М.: Наука, 1978 400 с.

8. Анохин П.К Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980 197 с.

9. Апраксина O.A. К вопросу о диагностике музыкальных способностей // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11,- М.: Музыка, 1976 С. 116-124.

10. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983 - 222 с.

11. Апраксина O.A. Методика развития детского голоса: Учеб. пособиеМ.: МГПИ им.Лен., 1983. 96 с.

12. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления.- М.: Музыка, 1974 С. 90-128.

13. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии: ИсследованиеМ.: Музыка, 1991.-320 с.

14. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности. В кн.: Принцип развития в психологии - М.: Наука, 1978.-С. 142-155.

15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Л.: Музгиз, 1963.-378 с.

16. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1955, - 136 с.

17. Асафьев Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании // О хоровом искусстве Л.: Музыка, 1980.-С. 167-179.

18. Астахова Г.Р. Формирование готовности к обучению музыке у детей 6-7 лет (на примере подготовительных групп детских музыкальных школ).: Дис. канд. пед. наук. М., 1983. - 227 с.

19. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.: Музыка, 1974. 335 с.

20. Барсова H.A. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество.- Л.: Наука, 1986. С.99-116.

21. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства (критический анализ).-М., 1997.- 192 с.

22. Белобродова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей // Под ред. М.А.Румер. М.: Педагогика, 1975.- 160 с.

23. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (3-4 классов). М.: АПН РСФСР, 1962. - 136 с.

24. Бер М.Ф. О звуковых обобщениях в оркестровке // Вопросы музыкознания. Т. 3. -М.: Музгиз, i960-С. 17-28.

25. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуальногомышления.-М.: Изд-во МГУ, 1984.-189 с.

26. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Изд. 2-е, перераб. и дополн Д.: Медицина, 1974. -151 с.

27. Бехтерева Н.П. Мозговые коды психической деятельности (Н.П.Бехтерева, П.В.Бундзен, Ю.Л.Гоголицын).- Л.: Наука, 1977. -165 с.

28. Бобровский В.П. Методы анализа музыкальных произведений в свете ленинской теории познания.- В кн.: Вопросы теории музыки. В.З. -М.: Музыка, 1975. С. 3-9.

29. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы М.: Музыка, 1973.-332 с.

30. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: В 2-х вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1989. - 268 с.

31. Бодалев A.A. О способностях подростка к обобщениям и их проявлении- В кн.: Склонности и способности.-Л., 1962. С.94-111.

32. Бонфельд М. Музыка: язык, речь, мышление / Опыт системного исследования музыкального искусства. М., 1991. - 120 с.

33. Борев Ю. Эстетика.- М.: Политическая литература, 1981. 496с.

34. Борев Ю.Б., Радионова Т.Я. Интонация как средство художественного общения // Контекст 1982. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1983. - С. 224-244.

35. Борисова Н.Г. Воспитание музыкального (вокального) слуха учащихся младших классов (1-3) и его влияние на развитие речевого слуха: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1971 - 24 с.

36. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование / Логико-психологический анализ. -М.: Мысль, 1979. 230 с.

37. Валькова В.Б. К вопросу о понятии "музыкальная тема" // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3: Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.На-зайкинский-М.: Музыка, 1978.-С. 168-190.

38. Варламова JT.B. Формирование музыкальных понятий у младших школьников на начальных этапах хоровой деятельности.: Дис. . канд. пед. наук.- М., 1993- 207 с.

39. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово / 2.Интонация. 3. Композиция. М.: Музыка, 1978. - 368 с.

40. Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М.: Знание, 1973. 117 с.

41. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 гг.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- С. 179-182.

42. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-415 с.

43. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.- М.: Наука, 1991.-271 с.

44. Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

45. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-в, под ред. М.В.Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. -256 с.

46. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов /А.Г.Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А.Фарбер. М.: Просвещение, 1990.-319 с.

47. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ М.: Изд-во МГУ, 1989 - 239 с.

48. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Муз-ное иск-во и наука. Вып. I М.: Музыка, 1970-С.11-38.

49. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А.Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. - 216 с.50.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.