Религиозная правовая традиция: теоретический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Козлов, Тимур Леонидович

  • Козлов, Тимур Леонидович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 208
Козлов, Тимур Леонидович. Религиозная правовая традиция: теоретический аспект: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2008. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Козлов, Тимур Леонидович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ.

§ 1. Правовая традиция как проблема теории права.

§ 2. Идеологические основы, факторы и условия формирования религиозной правовой традиции.

ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ.

§ 1. Религиозное право как модель права.

§ 2. Влияние религии на светскую правовую традицию.

§ 3. Особенности сравнения религиозной и светской правовых традиций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная правовая традиция: теоретический аспект»

Актуальность выбранной темы исследования определяется, с одной стороны, необходимостью поиска новых возможностей права как основного регулятора общественных отношений на современном этапе, в том числе, путем сочетания с другими социальными регуляторами, с другой стороны, возрастающим значением религии в массовом сознании людей как мотивирующего начала социального поведения, назревающей потребностью увязки правосознания и религиозного мировоззрения. «В последнее время, — отмечает Морозова JI.A., - влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе.»1.

В основу сделанного выбора темы положено понимание того факта, что эффективность социального регулирования во многом базируется на степени восприятия обществом методов регулирования, действия тех или иных регуляторов, на соответствии используемых регулятивных институтов внутренним убеждениям, психологии, мировоззрению членов общества.

Необходимость поиска эффективных методов регулирования общественных отношений, сочетания различных социальных регуляторов продиктована возрастающей криминализацией общества, прогрессированием в международном масштабе террористической деятельности, неразрешенностью и даже неразрешаемостью межэтнических, межконфессиональных конфликтов.

1 Морозова Л А Государство и церковь, особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3. С. 86.

По справедливому утверждению академика B.C. Нерсесянца, поиски оптимальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регулятивными возможностями других социальных норм являются одной из центральных задач всей социальной политики1.

Перечисленные проблемы касаются в равной степени и развитых стран, и стран развивающихся, и свидетельствуют, в том числе, о недостаточной эффективности социального, прежде всего правового регулирования общественных отношений в современном мире, о несоответствии уровня правосознания населения моделям правового поведения, заложенным в законодательстве.

Так, Г. Дж. Берман считает бесспорным, что «западная правовая традиция. не способна удовлетворительно решить большинство индивидуальных и социальных конфликтов, порожденных XX веком, и не способна поддерживать порядок и справедливость ни внутри государств, ни в межгосударственных отношениях, ни в мире как едином целом»2.

Проблема, разрешению которой посвящена настоящая диссертационная работа, заключается в исследовании специфики религии как социально-нормативного регулятора, особенностей религиозной правовой традиции, ее взаимосвязи со светской моделью права, поиске новых возможностей взаимодействия права и религии в процессе социального регулирования. Выводным значением этого поиска являются перспективы «обновления» права за счет использования регулятивного потенциала религии.

Степень научной разработанности темы. Постановка и рассмотрение вопроса о соотношении права и религии осуществлялась еще в трудах русских правоведов и философов: Ильина И.А., Неволина К.А., Новгородцева П.И., Соловьева B.C., Трубецкого Е.Н и др.

1 Проблемы общей теории права и государства: Учебник. Под ред. Нерсесянца B.C. М., 1999. С. 179.

2 Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999, С. 60.

Возвращение к религиозным традициям обусловило интерес к данной теме со стороны правоведов, и, как следствие, появление работ, посвященных изучению религиозного феномена в свете юридического анализа. Большое внимание в отечественной правовой науке уделено изучению проблем свободы совести и вероисповедания, а также вопросам государственно-правовой регламентации деятельности религиозных объединений.

В то же время малоизученной остается область теоретического исследования взаимосвязи и взаимодействия права и религии как ценностно-нормативных регулятивных явлений.

Признавая регулятивную функцию религии, многие ученые опускают нормативный аспект религиозного воздействия, вследствие чего религиозные предписания зачастую вообще не рассматриваются как самостоятельный вид социальных норм. В то же время, когда соотношение права и религии все же исследуется, то предметом изучения выступает лишь нормативная часть этих регуляторов, то есть религиозные и правовые нормы. В то время как не менее важной представляется увязка «преднормативной» ценностно-мотивационной, идеологической, философской составляющей права с религиозным мировосприятием, а также правосознания с мировоззрением человека в целом.

Серьезный анализ данной проблематики проводится в работе Клочкова В.В. «Религия, государство, право». Различные аспекты соотношения права и религии также рассматривались Алексеевым С.С., Баскиным Ю.Я., Венгеровым А.Б., Мановым Г.Н., Нерсесянцем B.C., Никоновым В.А.

Немаловажная роль в изучении регулятивного воздействия религии принадлежит исследованиям представителей социологии и религиоведения, как отечественным: Лавриненко В.Н., Радугин А.А., Яблоков И.Н., так и зарубежным: М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс.

Сложность и значительность исторической и социальной роли религии отражены в работах А. Меня «История религий: в поисках Пути, Истины и Жизни», П. Баренбойма «Первая Конституция мира. Библейские корни независимости суда», Ю.В. Тихонравова «Судебное религиоведение». Исследованию и изучению религиозных начал в праве и правовых - в религии в контексте конкретных правовых и религиозных систем посвящены работы отечественных правоведов Крашенинниковой Н.А., Варьяса М.Ю., Муромцева Г.И., Марченко М.Н., Саидова А.Х., Сюкияйнена J1.P.

Из зарубежных авторов следует особо выделить Г. Дж. Бермана. Сборник его статей и выступлений разных лет под общим названием «Вера и закон: примирение права и религии» предметно посвящен рассмотрению взаимосвязи правопорядка в обществе с «фундаментальными воззрениями человека относительно смысла своей жизни и конечной цели истории, то есть с верой»1. В этой работе Г. Дж. Бермана представлен интересный и достаточно своевременный анализ накопленного в истории опыта христианского видения роли и назначения права в обществе и в жизни отдельного человека. Своевременный потому, что, по мнению самого же ученого, действующая на Западе правовая система претерпевает «кризис целостности», разрешение которого возможно, в том числе, через обращение к религиозным, культовым ценностям2.

Целью настоящей диссертационной работы является выработка общетеоретической модели религиозной правовой традиции на основе всестороннего изучения регулятивных особенностей и правовых аспектов религии, исследование места и роли религии в формировании правовых систем современности, установление возможности использования религиозно-регулятивного опыта в правовой системе.

1 Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999, С. 9. Там же, С. 12.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи, разрешаемые в работе, а именно:

- рассмотрение категории правовая традиция в теории государства и права и классификация правовых традиций; определение «религиозной правовой традиции», выявление ее характерных особенностей;

- установление места и роли религиозной правовой традиции в формировании светских и религиозных правовых семей;

- исследование индусского, иудейского, мусульманского моделей права, изучение влияния религии на светскую правовую традицию;

- сравнение социально-регулятивных особенностей религии и права;

- предложение возможных форм восприятия позитивного опыта религии в совершенствовании правового регулирования общественных отношений.

Объектом данного научного исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования религиозной и светской правовых традиций, их взаимосвязь и взаимодействие в современных условиях. Предметом настоящего исследования являются юридические закономерности формирования и развития религиозной правовой традиции, религиозные предпосылки возникновения светской модели права, а также конкретные виды религиозных правовых систем.

Методологическая основа исследования. Для решения задач исследования были использованы философский, общенаучные и частнонаучные методы познания.

Что касается философского подхода, то в работе учитывалось, что научное знание в целом основано не только на рационально выстроенном знании, но и на интуитивном чувстве.

Бубер М. отмечал, например, что историческое знание основано еще и на вере или, можно даже сказать, своеобразном «доверии» к освещенным традицией событиям прошлого1. У исследователей зачастую возникает сложность рационального восприятия материала, изложенного в священных писаниях. Хазанов О.В., исследующий особенности религиозной традиции в индуизме и иудаизме, по этому поводу отмечает: «Иррациональность религиозно-исторического сознания находит свое отражение как в осмыслении общего характера исторического процесса, так и в признании (или не признании) реальности конкретных фактов прошлого, о которых могут говорить либо священные книги, либо устная традиция, и которые помимо них не имеют другого источника, подтверждающего то, что данные факты имели место в действительности»". И можно согласиться с мнением Лившица Р.З, считающего, что в «пределах каждой теории, если она является действительно научной теорией, то есть содержит прирост знаний об обществе, есть элементы и материализма и идеализма» .

Примечательно, что греческое слово methodos означает «путь», исходя из применения этого понятия в науке - прежде всего путь к истине. И видимо не случайно аналогичное смысловое значение имеют слова «дхарма» (санскр.), «дао» (древнекит.), «шариат» (основа шари-а - араб.) - важнейшие категории в религии соответственно индуизма, даосизма, ислама.

Из числа общенаучных методов познания в работе использованы анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование, а также методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному) и системно-структурный. Среди специальных

1 Бубер М. Избранные произведения. Иерусалим, 1989. С. 336.

2 Хазанов О.В. Феномен религиозного историзма: некоторые подходы к пониманию еврейской и индийской традиций: Дис. .канд. истор. наук, Томск, 2002. С. 5.

3 Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994. С. 19. частнонаучных) способов познания в диссертационной работе широко применяется сравнительно-правовой метод, а также историко-правовой.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные, результаты опросов и социальных исследований и др.

Источниковой базой диссертации явились международно-правовые документы, конституции зарубежных стран, нормативные правовые акты и судебные прецеденты, регулирующие, в том числе, вопросы свободы совести и вероисповедания, деятельности религиозных объединений, законодательство Российской Федерации - Конституция, федеральные законы.

В силу специфики предмета исследования рассматриваемый вопрос находится на стыке различных областей гуманитарного знания. В этой связи теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, как в области права, так и в области философии, социологии, религиоведения - Алексеева С.С., Аляутдинова LLL, Бабаева В.К., Варьяса М.Ю., Величко A.M., Венгерова А.Б., Гараджи В.И., Керимова Д.А., Ковлера А.И., Крашенинниковой Н.А., Кудрявцева В.Н., Лейста О.Э., Мальцева Г.В., Марченко М.Н., Мицкевича А.В., Муромцева Г.И., Нерсесянца B.C., Лукашовой Е.А., Полякова А.В., Попкова В.Д., Радугина А.А., Рукавишниковой И.В., Русинова Р.К., Саидова А.Х., Смоленского М.Б., Сорокина В.В., Сюкияйнена Л.Р., Федорченко А.А., Хропапюка В.Н., Цыпина В.В., Яблокова И.Н., Явича Л.С. и др.

Из зарубежных авторов следует упомянуть Э. Аннерса, Ж.-Л. Бержеля, Г. Дж. Бермана, Р. Давида, Ш. Монтескье, С. Пракаш Синха, Р. Шарля, М. Элона.

Особое внимание уделено непосредственному изучению и анализу письменных религиозных источников - таких как Ригведа, Бхагават-Гита, Библия, Коран и некоторых других.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней на основе современных теоретико-правовых исследований сформулировано понятие и выявлены характерные особенности религиозной правовой традиции; показано влияние религии на становление как собственно религиозных моделей права, так и на светскую правовую традицию.

Учитывая недостаточную разработку в современной юридической литературе проблематики соотношения, взаимосвязей и взаимодействия права и религии как целостных, в определенном смысле однопорядковых явлений регулятивного характера, включающих в себя как ценностный (ненормативный), так и нормативный аспекты, в работе рассмотрен феномен ценностно-нормативного религиозного регулирования жизни общества, исследовано наличие правовых начал в религии и религиозных — в правовых системах современности. В целом проведенное исследование должно способствовать более полному теоретическому представлению о неординарности религиозиого воздействия на поведение человека, о многообразии социальной действительности.

На основе последних научных исследований в области законов мироздания, анализа текстов священных писаний расширяется и углубляется видение места и роли религии в формировании правовой традиции современности, в жизни общества в целом.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Историко-легитимную основу любой правовой системы создает традиция, которая посредством языка, обычаев, юридической практики свидетельствует о преемственности права и правовой системы. Правовая система через правовую идеологию и правовую доктрину создает правовую традицию, поскольку юридическая и моральная сила права, так или иначе, покоится на неразрывной связи с прошлым.

2. Религиозная правовая традиция есть исторически сложившиеся на основе религиозно-нравственной доктрины, передаваемые из поколения в поколение формы правовой деятельности человека (социальных групп, общества), закрепленные в священных писаниях и/или устных преданиях и воспроизводимые в обрядах, ритуалах, символах, стереотипах мышления и поведения.

3. Главная особенность религиозной правовой системы — прочная религиозно-нравственная основа, ее глубокая укорененность в сознании и образе жизни, а также синкретизм (слитность) нравственной и правовой составляющих религиозной нормы, нераздельность, нерасчлененность основных ее элементов - сакральных и социальных, индивидуальных общественных (общинных), частных и публичных. Все юридическое воспринимается в общем контексте религии, в рамках соответствующей конфессиональной культуры, в свете отдельных религиозных установлений (институтов).

4. Религиозная община (церковь, умма), как социальный феномен, является правообразующим институтом, наряду с государством. При этом религиозная модель права представляет собой единую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как «светские» нормы, касающиеся внешнего социального поведения, так и собственно религиозные догмы и заповеди, регулирующие религиозно-культовую жизнь верующих.

5. В сравнительно-правовых целях предложено выделить две большие группы правовых традиций: светские и религиозные, различающиеся по характеру взаимосвязи правовой системы с религией: в первом случае эта взаимосвязь опосредована философией и юридической наукой; во втором случае эта взаимосвязь непосредственная и право здесь не рассматривается как нечто самостоятельное, несущим каркасом системы социального регулирования является религия.

6. Религиозная правовая традиция серьезным образом повлияла на становление западной (светской) традиции права, а также играла и продолжает играть значительную правообразующую роль в становлении и функционировании индусского, иудейского и мусульманского права как разновидностей религиозно-правовой системы.

7. Учет в праве, прежде всего в правовой доктрине религиозных, духовно-нравственных начал может значительно улучшить качество правового регулирования общественных отношений. «Одушевление» права позволит повысить позитивное отношения к закону со стороны граждан, институтов власти и общества. Исходя из факта признания существования Бога и реальности Его законов доктрина может включать то общее, что есть во всех основных мировых религиях. Формирование такой правовой доктрины возможно с учетом основных не противоречащих друг другу религиозных заповедей, содержащихся в священных писаниях мировых религий.

8. Реализация предлагаемого подхода к совершенствованию правовой системы возможна при наличии «общественной воли», которая может быть обнаружена через участие религиозных объединений граждан в политической жизни общества, куда доступ религиозному мировоззрению сегодня закрыт. Кроме того, необходимо достаточное количество специалистов в области религиозной правовой традиции, что требует изучения в рамках высшего юридического образования нового предмета - «Религиозное право».

9. Предложено дополнить структуру нормы права, состоящей из диспозиции, гипотезы и санкции, новым элементом с рабочим названием -«квинтэссенция» (от лат. quinta essentia - «пятая сущность»), который должен содержать обоснование справедливости и необходимости соблюдения нормы. Включение в правовую норму квинтэссенции, основанной на правовой доктрине, имеет целью повышение уровня правосознания общества.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражения в таких публикациях автора, как «Законопроектная деятельность как элемент правового регулирования общественных отношений» (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Роль органов юстиции в правовом государстве», РПА, 2001), «Правовые и социально-регулятивные аспекты участия религии в жизни общества» (Политика и общество, 2004, № 3), «Христианские корни континентального права» (Вестник Российской правовой академии {перечень ВАК), 2004, № 4), «Религиозная правовая традиция. Иудейское право» (Юридические науки, 2008, № 2), «Религиозная правовая традиция. Мусульманское право» (Право и государство (перечень ВАК), 2008, № 5) и др.

Автор принимал участие в работе паучпо-практических конференций, организованных Российской правовой академией Министерства юстиции Российской Федерации в 2001, 2003, 2004 и 2005 годах и посвященных соответственно 200-летию образования Минюста России, актуальным проблемам развития законодательства Российской Федерации, государству и праву в условиях глобализации, 35-летию Российской правовой академии Минюста России.

На основе проведенного анализа действующего законодательства России с учетом выводов диссертации автором подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования политической деятельности религиозных объединений», направленный на реализацию конституционных принципов многопартийности, идеологического и политического многообразия в отношении религиозных объединений.

В частности, законопроектом предполагается наделение религиозных объединений правом участвовать в создании политических партий, а также устраняется запрет на создание политических партий, программы которых основаны на религиозном мировоззрении (идеологии). В федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О политических партиях» предлагается внести изменения, которые позволят гражданам, объединенным определенным вероисповеданием, для достижения политических, социально-экономических (не религиозных) целей создавать политические партии, использующие в качестве своего идеологического основания определенную религиозную традицию, доктрину.

Результаты диссертационного исследования использованы в законопроектной деятельности Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции Российской Федерации при подготовке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, касающихся вопросов регулирования деятельности религиозных объединений и политических партий Они также внедрены в учебный процесс Российской правовой академии Минюста России при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран в контексте изучения религиозных правовых систем, особенностей религии как правообразующего института.

Структура диссертации. Выполненная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Козлов, Тимур Леонидович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие исследователи разделяют аксиологический подход к определению правовой культуры через систему норм и ценностей общества1. Именно здесь прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без чего правовая культура невозможна. Одна из причин низкой правовой культуры современного общества — низкий уровень нравственной культуры.

Основы нравственности и приоритеты духовных ценностей заложены в мировоззрение и правосознание современного общества во многом благодаря мировым религиям. Скажем, в формировании правового гражданского общества западных стран важное место занимает принцип субсидиарности {subsidium (лат.) - помощь, поддержка, защита). Истоки идеи субсидиарности уходят своими корнями в основы христианского социального учения. Ее составляющими являются элементы естественного права: свобода личности и право на частную собственность .

Высокие нравственные качества, развитая правовая культура и гражданская активность личности определяют зрелость общественных отношений. Правовая система аккумулирует и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются религиозные, традиционные, этические позитивные устои и обычаи, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Благодаря своим институтам и государственно-властным качествам правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни.

1 Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество. Правоведение, 2003, № 1. С. 197.

2 Там же.

На современном этапе практически не существует государств, использующих какую-либо одну классическую правовую систему в чистом виде. В поисках оптимальных способов социального регулирования национальные правовые системы, как правило, сочетают в себе элементы различных правовых систем: континентальной и англосаксонской (США), англосаксонской и религиозной (Индия), континентальной и религиозной (Иран), англосаксонской, континентальной и религиозной (Израиль) и т. д. Религия играла и продолжает играть активную роль в системе социальной регуляции, в формировании должного уровня правосознания общества.

Становление новой российской правовой системы произошло стремительными темпами. С момента вступления в силу Конституции Российской Федерации в России принято свыше двух с половиной тысяч федеральных законов. При этом формирование законодательства происходит не всегда последовательно и гармонично. Значительная часть принятых федеральных законов не содержат самостоятельный, новый для общества предмет правового регулирования, а являются поправками к действующим законодательным актам, как правило, недавно вступившим в силу. Так, за истекший период принято уже три редакции Таможенного кодекса, внесено более 250 изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

Сложившуюся ситуацию можно объяснить временным переходным периодом развития правовой системы России, однако все актуальней становится проблема неадекватного, «неоперативного» реагирования законодательства на быстро меняющиеся политические, экономические, социальные и иные условия жизни российского общества.

Во многом эта проблема связана с необходимостью повышения роли доктрины, которая не в должной мере и не обязательно учитывается в ходе правотворчества и правоприменения. Как следствие на сегодняшний день отсутствует единая, утвержденная государством концепция развития законодательства Российской Федерации.

В этой ситуации четко выстроенная доктрина российского права, которая являлась бы не только достоянием носителей научного правосознания, но и государственных чиновников и общества в целом, могла послужить стабилизирующим и направляющим фактором в развитии правовой системы. Принимая во внимание исследования, проводимые в части единства и взаимообусловленности законов мироздания, а также растущую религиозность граждан, конфессиональный состав населения в ряде субъектов Российской Федерации и в целом по России, и в доктрине, и в законодательстве могли бы найти свое отражение некоторые религиозные принципы и положения.

В то же время, действующее российское законодательство, реализуя принцип отделения религиозных объединений от государства, неявно ограничивает участие в управлении делами государства людей, обладающих религиозным мировосприятием. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»1 устанавливает, что религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Федеральный закон «О 2 политических партиях» , с одной стороны, гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач (преамбула). С другой стороны, не допускается создание политических партий по признакам религиозной принадлежности (статья 9).

1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Российская газета от 1 октября 1997 г., 26 марта 2002 г., 30 июля 2002 г., 16 декабря 2003 г.7 1 июля 2004 г., 14 июля 2006 г., 5 марта 2008 г.

2 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Российская газета от 14 июля 2001 г., 26 марта 2002 г., 30 июля 2002 г., 25 июня 2003 г., 16 декабря 2003 г., 24 декабря 2004 г, 30 декабря 2004 [, 26 июля 2005 г,31 декабря 2005 г, 15 июля 2006 г., 10 января 2007 г., 11 мая 2007 г.

Таким образом, участие религии в качестве идеологического основания в процессе российского правообразования представляется затруднительным при том, что именно религиозное мировосприятия (наряду с коммунистическим (социалистическим) мировоззрением) имеет глубокие корни в традициях российского общества. Для этого достаточно взглянуть на историческую роль православия, и ислама, а также других мировых религий в формировании российского государства.

В этой связи, как уже отмечалось, диссертантом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования политической деятельности религиозных объединений» (см. приложение), в котором предлагается наделение религиозных объединений правом участвовать в создании политических партий, а также устраняется запрет на создание политических партий, программы которых основаны на религиозном мировоззрении (идеологии).

Так, в статье 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» исключаются абзацы четвертый и пятый пункта 5, а пункт 6 дополняется новым абзацем, закрепляющим, что «религиозные объединения вправе участвовать в создании и деятельности политических партий и политических движений .». Вводится новая статья 22, которая устанавливает, что «религиозные организации вправе осуществлять политическую деятельность через создание политических партий в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации». В статье 9 Федерального закона «О политических партиях» пункт 2 дополнятся новым абзацем, констатирующим, в числе прочего, что «.деятельность политических партий, направленная на защиту религиозных ценностей, не может рассматриваться как разжигание межрелигиозной (межконфессиональной) розни»; в абзацах первом и втором пункта 3 слова «или религиозной» исключаются.

При этом сами религиозные объединения по-прежнему не смогут напрямую участвовать в политической деятельности, учитывая имеющийся конституционный запрет и другие, нежели у политических партий, уставные цели этих объединений.

В целом проведенное исследование показало наличие общих черт и генетической взаимосвязи между религиозной правовой традицией и светской. Такая органическая связь лишний раз подтверждает возможность примирения двух различных институтов общества - религии и права. Этим обусловливается важность анализа и научного обоснования и коррекции правового сознания в сторону признания надсоциалъных закономерностей функционирующих в мире.

Завершая исследование, в качестве еще одного аргумента в пользу необходимости учета религиозного опыта человечества в построении правовых основ современного общества хотелось бы привести цитату Е.Н. Трубецкого: «Свойство всех вообще вечных законов, вечных истин таково, что они существуют совершенно независимо от того, сознаются или не сознаются они человеком; законы геометрии имеют вечное, незыблемое значение, хотя они и не сознаются дикарем; сумма углов треугольника равна двум прямым совершенно независимо от того, знают или не знают об этом люди. Признание развития нравственного сознания человека нисколько не исключает возможности существования таких вечных истин в нравственной области, которые лишь постепенно им усваиваются»1.

1 Трубецкой Е.Н. Нормальные отношения между правом и нравственностью. Лекции по энциклопедии права. Цит. по: История русской правовой мысли. М., 1998. С. 396.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Козлов, Тимур Леонидович, 2008 год

1. Законодательные акты и другие официальные документы

2. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. - 62 с.

3. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями : М. -1996.

4. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СССР имеждународное сотрудничество в области прав человека / Документы и материалы : М. 1989.

5. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека / Документы и материалы : М. — 1989.

6. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека / Документы и материалы : М. 1989.

7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминациина основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями : М. 1996.

8. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным илиэтническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями :М. 1996.

9. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Рос. газ. 1995.-5 апр.

10. Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров : М. 1994. - № 9.

11. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 июня 1995 г. // Рос. газ. 1996. - 23 июня.1. Религиозные источники

12. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завет / М. : Рос. библ. общ-во, 2001. 1376 с.

13. Бхагавад-Гита как она есть / ком-рии А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. М. : Бхактиведанта Бук Траст, 1990. - 832 с.

14. Бхагаватгита / пер., примеч. B.C. Семенцова М. : «Вост. лит-ра» РАН, 1999.-256 с.

15. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / под общ. ред. проф. П.С. Гуревича: пер. с англ. М. : Республика, 1995.-591 с.

16. Кетувим: Параллельный текст на иврите и на русском языке / рус. пер. Д. Йосифона. Иерусалим : Мосад арав Кук, 1978. - 788 с.

17. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. М. : МПО «Волокнор», 1990. -727 с.

18. Коран / пер. смыслов и ком-рии. И.В. Пороховой. М. : «Аванте+», 2002. - 792 с.

19. Небиим: Параллельный текст на иврите и на русском языке / рус. пер. Д. Йосифона. Иерусалим : Мосад арав Кук, 1978. - 494 с.

20. Пять книг Торы: Параллельный текст на иврите и на русском языке / рус. пер. Д. Йосифона. Иерусалим : Мосад арав Кук, 1975. - 423 с.

21. Ригведа: Мандалы I-IV / пер. и ком-рии Т.Я. Елизаренковой. 2-е изд., испр. - М. : Наука, 1999. - 758 с.

22. Ригведа: Мандалы V-VIII / пер. и ком-рии Т.Я. Елизаренковой. — 2-е изд., испр. -М. : Наука, 1999. 743 с.

23. Ригведа: Мандалы IX-X / пер. и ком-рии Т.Я. Елизаренковой. 2-е изд., испр. - М. : Наука, 1999. - 559 с.

24. Трактат Абот/ под общ. ред. Г. Брановера. Иерусалим : Мамир,1999. - 175 с.

25. Упанишады / пер. и ком-рии А.Я. Сыркина. М. : «Вост. лит-ра» РАН, 2003.-782 с.

26. Шримад Бхагаватам: Первая песнь «Творение» : в 2-х ч. / ком-рии А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. — М. : Бхактиведанта Бук Траст, 1990.-в 2-х т.1. Словари и энциклопедии

27. Антология мировой политической мысли : в 5 т. / Рук. науч. проекта -Г.Ю. Семигин, JI.H. Алисова, В.В. Баев. Т.1: Зарубежная политическая мысль: история и эволюция. - М.: Мысль, 1997. — 830с.

28. Антология мировой правовой мысли : в 5 т. / Рук. науч. проекта -Г.Ю. Семгин. Отв. ред. О.А. Жидков. Т.З: Европа и Америка, XVIII-XX вв. - М. : Нац. общ.-науч. фонд, 1999. - 830 с.

29. Ислам: Энциклопедический словарь^/ под ред. Г.В. Милославского, Ю.А. Петросяна и др. -М.: Наука, 1991.-315 с.

30. История русской правовой мысли : Биографии ; Документы ; Публикации / сост. Д. В. Жуков и др. ; ред. кол. : С. А. Пяткина (отв. ред.) и др. М. : Изд-во «Остожье», 1998. - 603 с.

31. Пилкингтон, С.М. Иудаизм : словарь / С.М. Пилкингтон. М. : Гранд, 1999.-397 с.

32. Сухарев, А.Я. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / А.Я. Сухарев. М. : Норма-Инфра-М, 2000. - 840 с.

33. Хрестоматия по философии : Учебное пособие для вузов / сост. П.В. Алексеев. 3-е изд., перераб., доп. - М. : Проспект, 2000. -576 с.

34. Аверинцев, С.С. Христианство: Энциклопедический словарь : в 3 т. / под ред. С.С. Аверипцева и др. Т. 3 : Т-Я. - М. : Бол. Рос. Эн-дия, 1993.-783 с.

35. Научная и учебная литература

36. История политических учений: Эпохи свободной конкуренции и буржуазных революций. Вып. 2 / Н.М. Азаркин, Ю.С. Завьялов, В.Н.Левченко, О.В.Мартышин, и др.; под общ. ред.: Мартышин О.В. -М.: Юристъ, 1996. 368 с.

37. Аквинский, Ф. Сумма теологии : Антология мировой философии : в 4 т. М. : Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 823-862.

38. Алексеев, С.С. Общая теория права : в 2 т. / С.С. Алексеев. М. : Юрид. лит., 1982. - Т. 2. - 360 с.

39. Алексеев, С.С. Философия права / С.С. Алексеев. М. : Норма, 1998.-336 с.

40. Алексеев, С.С. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. - М. : Статут, 1999. - 712 с.

41. Алексеев, С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле: Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху / С.С. Алексеев. М. : Норма, 1998.-409 с.

42. Аляутдинов, Ш. Путь к вере и совершенству / Ш. Аляутдинов. М. : Muslim Media press, Фонд «Мир образования», 2001. - 480 с.

43. Аннерс, Э. История европейского права / Э. Аннерс. М. : Наука, 1996.-395 с.

44. Бабаев, В.К. Общая теория права: Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород : Нижегор. Высшая школа МВД РФ, 1993. - 544 с.

45. Бабаев, В.К. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М. : Юрист, 1999.-592 с.

46. Баренбойм, П. Первая Конституция мира: Библейские корни независимости суда / П. Баренбойм. М.:~Белые альвы, 1997. - 142 с.

47. Бержель, Ж.-Д. Общая теория права / Жан-Луи Бержель ; под общ. ред. В.И. Даниленко ; пер. с фр. Г.В. Чуршукова. М. : Nota Bene, 2000. - 575 с.

48. Берман, Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г.Дж. Берман. М. : Изд-во МГУ, 1994. - 535 с.

49. Берман, Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г.Дж. Берман. М., Изд-во «Ad Marginem», 1999. - 431 с.

50. Боргош, Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош. М. : Мысль, 1975. -183 с.

51. Бубер, М. Избранные произведения / Мартин Бубер; пер. с нем. -Иерусалим : Изд-во «Библиотека-Алия», 1989. 345 с.

52. Варьяс, М.Ю. Краткий курс церковного права / М.Ю. Варьяс. М. : МЗ-Пресс, 2001.- 128 с.

53. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. М.: Унив-т, 1998.-432 с.

54. Вебер, М. Социология религии: Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранные произведения / Макс Вебер; пер. М.И. Левиной. М. : Юрист, 1994. - 704 с.

55. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М. : Новый юрист, 1998. 528 с.

56. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф.Владимирский-Буданов. Рос.-на Дону : Феникс, 1995. - 640 с.

57. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного эроса / Б.П. Вышеславцев. -М. : Грааль, 2002.-68 с.

58. Гараджа, В.И. Социология религии / В.И. Гараджа. М. : Наука, 1995. -223 с.

59. Гараджа, В.И. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д.Руткевич. М. : Аспект-Пресс, 1996. - 775 с.

60. Glendon, M. and others. Comparative Legal Tradition / M. Glendon, M.Gordon and C.Osakwe. N.Y. : West Group, 1985.-405 p.

61. Глубоковский, H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии / Н.Н. Глубоковский. М. : Свято-Владимирское Братство, 2002. - 192 с.

62. Горичева, Т.М. Христианство и современный мир / Т.М. Горичева. -СПб. : Алетейя, 1996. 290 с.

63. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Рене Давид, К. Жоффре-Спинози. М. : Межд. отн-ния, 1998. - 400 с.

64. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / Жорж Дюмезиль. -М. : Наука, 1988.-234 с.

65. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Эмиль Дюркгейм. М. : Канон, 1995.-352 с.

66. Ильин, И. А. Собрание сочинений: в Ют. / И. А. Ильин. М. : Рус. книга, 1993.

67. Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. М. : Рарог, 1993.-235 с.

68. Казимирчук, В.А. Концепция стабильности закона / В.А. Казимирчук. М. : Проспект, 2000. - 176 с.

69. Кант, И. Сочинения на немецком и русском языках: в 7 т. / Иммануил Канг.-М. : Наука, 1997.

70. Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. / А.В. Карташев. М. : Наука, 1991.

71. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие / Т.В.Кашанина. М., Юристъ, 1999. - 395 с.

72. Керимов, ДА. Основы философии права / Д.А. Керимов. М. : Манускрипт, 1992. - 190 с.

73. Кириллов, В.И. Философия: в 2 ч. / В.И. Кириллов. М. : Юристъ, 1999.

74. Клибанов, А.И. Русское православие: вехи истории / А.И. Клибанов. -М. : Политиздат, 1989.-719 с.

75. Клочков, В.В. Религия, государство, право / В.В. Клочков. М. : Мысль, 1978.-287 с.

76. Ковлер, А.И. Антропология права / А.И. Ковлер. М. : НОРМА, 2002. -480 с.

77. Корельский В.М. Теория государства и права: учебник / В.М.Корельский, В.Д. Перевалов. М. : НОРМА, 2000. - 616 с.

78. Кураев А. (диакон) Православие и право. Церковь в светском государстве / А. Кураев. Изд. Сретенского монастыря, 1997. - 64 с.

79. Лавриненко, В.Н. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко. — М. : Юнити, 2004. 622 с.

80. Лавриненко, В.Н. Социология: учебник / В.Н. Лавриненко. — М. : Юнити, 2002. 407 с.

81. Лившиц, Р.З. Теория права: Учебник / Р.З. Лившиц. М. : Бек, 1994. -224 с.

82. Лукашева, Е.А. Право, мораль, личность / Е.А. Лукашева. М. : Наука, 1986.-263 с.

83. Любак, А. Католичество: социальные аспекты догмата. Анри де Любак. — Париж, Лез Едисион дё Серф, изд. на рус. яз. Милан. : Христианская Россия, 1952. - 397 с.

84. Малерб, М. Религии человечества / Мишель Малерб. М., СПб. : Рудомино - Университетская книга, 1997. - 601 с.

85. Мальков, Б.Н. Общество, человек, право: учебное пособие / Б.Н.Мальков, В.Г. Чернякин, Р.В. Шагиева. М. : РПА, 2001.

86. Мальцев, Г.В. Нравственные основания права / Г.В. Мальцев. М. : Изд-во СГУ, 2008. - 552 с.

87. Манов Г.Н. Теория государства и права: учебник / Г.Н. Манов. М. : Бек, 1996.-336 с.

88. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. М. : Зерцало, 1997. - 475 с.

89. Марченко, М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть : Учебник для юрид. вузов / под ред. М.Н. Марченко. М. : Зерцало, 2001. - 560 с.

90. Марченко, М.Н. Курс сравнительного правоведения: учебник / под ред. М.Н. Марченко. М. : Городец-издат, 2002. — 1068 с.

91. Мень, А.В. История религий: в поисках Пути, Истины и Жизни: в 2 кн. / А.В. Мень. М. : Форум-Инфра-М, 1997.

92. Митрохин, JI.H. Баптизм: история и современность / JI.H. Митрохин. -СПб. :РХГИ, 1997.-480 с.

93. Монтескье, Ш.Л. О духе законов / Шарль Луи Монтескье. М. : Мысль, 1999.-672 с.

94. Муромцев, Г.И. Конституции арабских государств / Г.И. Муромцев. -М. : УДН, 1982.-78 с.

95. Муромцев, Г.И. Ислам и мусульманское право в странах социалистической ориентации // Мусульманское право (структура и основные институты) / Г.И. Муромцев. М. : ИГП РАН, 1984. -145 с.

96. Неволин, К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого: полн. собр. соч. в 6 т. / К.А. Неволин. СПб. : Тип. Э.Праца, 1859.-T.VI-c. 251-389

97. Нерсесянц, B.C. Право и закон: из истории правовых учений / B.C. Нерсесянц. М. : Наука, 1983. - 366 с.

98. Нерсесянц, B.C. Право в системе социальной регуляции. Москва, Наука, 1986, 195 с.

99. Нерсесянц, B.C. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. B.C. Нерсесянца. -М. : Норма, 2003. 944 с.

100. Нерсесянц, B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства / B.C. Нерсесянц. М. : Инфра-М-Норма, 1998 -288 с.

101. Нерсесянц, B.C. Философия права: учеб. для вузов / B.C. Нерсесянц. М. : Инфра-М-Норма, 1999. - 652 с.

102. Нерсесянц, B.C. Проблемы общей теории права и государства / под ред. B.C. Нерсесянца. М. : Инфра-М-Норма, 1999. - 832 с.

103. Никонов, В.А. Библия и уголовный закон / В.А. Никонов. Тюмень : Тюм. Высш. школа МВД РФ, 1995. - 43 с.

104. Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. — М. : Пресса, 1991.- 133 с.

105. Новгородцев, П.И. Сочинения / П.И. Новгородцев. М. : Раритет, 1995.-448 с.

106. Новгородцев, П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев СПб. : Лань, 2000. — 349 с.

107. Осипов, Г.В. История социологии в Западной Европе и США / Г.В. Осипов. -М. : Норма, 2001. 576 с.

108. Оксамытный, В.В. Теория государства и права : Учеб. для вузов / В.В. Оскамытный. М. : ИМПЭ-ПАБЛИШН, 2004. - 563 с.

109. Парсонс, Т. Система современных обществ / Толкотт Парсонс, пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева., под ред. М.С. Ковалевой. М. : Аспект-Пресс, 1998. - 270 с.

110. Пиголкин, А.С. Общая теория права / А.С. Пиголкин. М. : Манускрипт, 1994. - 384 с.

111. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. -М. : Статут, 1998. 353 с.

112. Поляков, А.В. Общая теория права: Курс лекций / А.В. Поляков. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. 642 с.

113. Примаков, Е.М. Восток после краха колониальной системы / Е.М. Примаков. М. : Наука, 1982. - 208 с.

114. Радугин, А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии / А.А. Радугин. М. : Центр, 2000. - 240 с.

115. Радугин, А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин. М. :. Центр, 2001.- 160 с.

116. Радугин, А.А. Философия: Учеб. пособие / А.А. Радугин. М. : Центр, 1998.-272 с.

117. Рассказов Л.П. Естественные права человека: Учеб. пособие / Л.П. Рассказов, И.В. Упоров. СПб. : Лексикон, 2001. - 95 с.

118. Саидов, А.Х. Введение в основные правовые системы современности / А.Х. Саидов. Ташкент. : Фан, 1988. - 217 с.

119. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение / А.Х. Саидов. — М. : ИГП РАН, 2000.-448 с.

120. Салыгин, Е.Н. Теократическое государство / Е.Н. Салыгин. М. : Общ. науч. фонд, 1999. - 128 с.

121. Русская философия права: философия веры и нравственности / под ред. В.П. Сальникова. СПб. : Алетейя, 1997. - 258 с.

122. Сергеева, Т.В. Каноническое право: Методические рекомендации к спецкурсу / Т.В. Сергеева. СПб. : СПУ, 1997. - 48 с.

123. Соловьев, B.C. Сочинения: в 2 т. / B.C. Соловьев. -М. : Мысль, 1990.

124. С. Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс / Сурия Пракаш Синха. М. : Academia, 1996. - 301 с.

125. Суворов, Н.С. Учебник церковного права / Н.С. Суворов. М. : Зерцало, 2004. - 477 с.

126. Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право в правовых системах стран арабского Востока // Государство и право в развивающихся странах / Л.Р. Сюкияйнен. М. : Наука, 1976. - С. 42-65.

127. Сюкияйнен, Jl.Р. Доктрина как источник мусульманского права // Государство и право в развивающихся странах: Источники права / Л.Р. Сюкияйнен. М. : ИГП РАМ, 1985. - С. 65-83.

128. Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен. М. : Наука, 1986. - 256 с.

129. Сюкияйнен, Л.Р. Влияние ислама на конституционное развитие стран Востока // Политическая власть и конституция в развивающихся странах / Л.Р. Сюкияйнен. М. : ИГП РАН, 1987. - С. 40-47.

130. Сюкияйнен, Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока // Правовое положение личности / Л.Р. Сюкияйнен. М. : ИГП РАН, 1987. - С.28-52

131. Сюкияйнен, Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л.Р. Сюкияйнен. М. : ИГП РАН, 1987. - 48 с.

132. Тиунова, Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория / Л.Б. Тиунова. СПб. : СПУ, 1991. - 136 с.

133. Тихонравов, Ю.В. Основы философии права: учеб. для вузов / Ю.В. Тихонравов. М. : Вестник, 1997. - 608 с.

134. Тихонравов, Ю.В. Судебное религиоведение: учеб. пособие / Ю.В. Тихонравов. М. : Интел-Синтез, 1998. - 272 с.

135. Трубецкой, Е.Н. Энциклопедия права / Е.Н. Трубецкой. СПб. : Лань, 1998.-244 с.

136. Флоренский, П.А. О Духовной истине. Столп и утверждение истины: в 2 т. / П.А. Флоренский. М. : Правда, 1990.

137. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. М. : Республика, 1992. - 511 с.

138. Франк, С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. -М. : Правда, 1990. 608 с.

139. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / В.Н. Хропанюк; под ред." проф. В.Г. Стрекозова. М. : Интерстиль, 2002.-377 с.

140. Цвайгерт, К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: Основы: в 2-х т. / Хайн Кетц, Конрад Цвайгерт; пер. с нем. М.: Междунар. отношения, 1998. — Т. 1. -480 с.

141. Цыпин, В.В. Церковное право / В.В. Цыпин. М. : МФТИ, 1996. -442 с.

142. Четверпип, В.А. Лекции по теории права. Вып 1-й: Феноменология права, системы права, аксиомы права / В.А. Четвернин. М. : РИА, 2000.-64 с.

143. Четвернин, В.А. Понятие права и государства: Введение в курс теории государства и права / В.А. Четвернин. М. : Дело, 1997. - 120 с.

144. Чиркин, В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право (структура и основные институты) / В.Е. Чиркин. М. : ИГП РАН, 1984.-С. 4-20.

145. Шарль, Р. Мусульманское право / Раймонд Шарль. М. Ин. лит-ра, 1959. - 142 с.

146. Шпажников, Г.А. Религии стран Западной Азии / Г.А. Шпажников. — М. : Наука, 1976.-326 с.

147. Элиаде, М. Словарь религий, обрядов и верований / под ред. Мирча Элиаде. М., СПб. : Рудомино, Университетская книга. - 1997, 414 с.

148. Элон, М. Еврейское право / Менахем Элон; пер. под общ. ред. И.Ю.Козлихинаю. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2002. - 611 с.

149. Яблоков, И.Н. Религиоведение: учеб. для вузов / Н.И. Яблоков. М. : Гардарика, 1998. - 536 с.

150. Яблоков, И.Н. Основы религиоведения: учеб. для вузов / И.Н. Яблоков. М. : Высш. школа, 2001.- 480 с.

151. Явич, Л.С. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений / Л.С. Явич. Ленинград. : ЛГУ, 1985 - 207 с.

152. Научные публикации, статьи

153. Артемов, В.Ю. Мусульманское право // Российская юстиция. 1997. - № 10.-С. 21-23.

154. Баренбойм, П., Мень, А.: От религии к правовым идеям // Российская юстиция, 1996.-№9.-С. 9-11.

155. Баренбойм, П. Древнеегипетские корни Библейской Конституции // Российская юстиция. 1999 - № 1. - С. 19-20.

156. Баскин, Ю.Я. Библия и международное право // Правоведение. — 1991. № 5. - С.40-48.

157. Варьяс, М.Ю. Религиозная мораль политико-правовая действительность: теологический аспект // Общественные науки и современность. 1993. - № 5. - С.53-67.

158. Виноградова, О.П. Религиоведение и правоведение: вместе или порознь? // Право и государство: теория и практика. 2008. - № 1. — С.137-141.

159. Кампер, П. Религиозная свобода в Великобритании // Интернет-сайт www.state-religion.ru.

160. Керимов, Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. 1995. - № 9. - С. 15-19.

161. Крашенинникова, Н.А. Право и религиозно-общинные отношения в Индии // Вестник МГУ. Серия «Право». 1986. - № 2. - С. 43-52.

162. Куприянов, А.А. Библейские корни правосознания россиян / Библия и Конституция // Российская юстиция. 1998. - № 1. - С.59-62.

163. Макарова, Е.А. Традиции и обновление в праве: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1996. - № 5. - С. 105-107.

164. Манджиев, Т.Б. Право как всеобщая форма бытия идеального в обществе // Правоведение. 1997. - № 3." — С. 34-41.

165. Марченко, М.Н. Основные принципы иудейского права // Вести Московского университета. 2001. - № 1. - С. 65-77.

166. Марченко, М.Н. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права // Вестник МГУ. Серия «Право». 2001. - № 3. — С.76-88.

167. Морозова, JI.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. — № 3. — С. 86-95.

168. Муромцев, Г.И. Типологическая характеристика правовых систем и проблема традиционного права в развивающихся странах Азии и Африки // Вестник РУДН. Серия юрид. наук. 1998. - № 1. - С. 57-59.

169. Полунов, А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880-1890 г.г.) //Вопросы истории, 1997.-№ 11.-С. 125-136.

170. Смоленский, М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество // Правоведение. 2003. - № 1. - С. 197-204.

171. Сюкияйнен, JI.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. - № 8. - С. 120-128.

172. Сюкияйнен, JI.P. Мусульманское право как объект общей теории права//Советское государство и право. 1979.-№ 1.-С.29-31.

173. Сорокин, В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003. - № 2. - С. 4-14.

174. Туманов, В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993 - № 8. - С. 52-58.

175. Штерн, С. Религиозные общины в Германии. Отношения между церковью и государством // пер. с нем. А. Семенов. Интер Национес. -2000.

176. Федорченко, А.А. О некоторых методологических подходах к российской правовой системе: краткий очерк // Вестник Российской правовой академии. 2004.-№" 2. - С. 14-17.

177. Эрвьё-Леже, Д. Состояние религий во Франции // Интернет-сайтwww.ambafrance.ru, 2001.

178. Право и мораль в истории: проблемы ценностного похода /материалы симпозиума // Государство и право. 1998. - № 8. - С. 114.1. Диссертации

179. Антоненко, Т.А. Религиозные нормы и система социально-правового регулирования общественных отношений : Дис. .канд. юрид. наук 12.00.01 / Т.А. Антоненко. - Р.-на Дону., 1999.

180. Бондаренко, Ю.В. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества : Дис. . канд. юрид. наук 12.00.01 / Ю.В. Бондаренко. - СПб., 2001.

181. Варьяс, М.Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе : Дис. . канд. юрид. наук/М.Ю. Варьяс. -М., 1997.

182. Гилязутдинова, Р.Х. Природа мусульманского права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук 12.00.01 / Р.Х. Гилязутдинова. - Уфа, 2001

183. Калинина, Е.В. Древнеиудейское учение о государстве и праве: источники и принципы : Дис. . канд. юрид. наук — 12.00.01 / Е.В. Калинина. Н. Новгород, 2003.

184. Плешков, Е.В. Каноническое право средневековой Европы : Дис. . канд. юрид. наук 12.00.01 / Е.В. Плешков. - Ставрополь, 2002.

185. Хазапов, О.В. Феномен религиозного историзма: некоторые подходы к пониманию еврейской и индийской традиции : Дис. . канд. истор. наук 07.00.09 / О.В. Хазанов. - Томск, 2002.

186. Хишам Абдель Маджид Раххал. Эволюция правовых систем арабских стран : Дис. . канд. юрид. наук 12.00.01 / М., 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.