Русское учение о гармонии второй половины XIX - начала XX века: базовые понятия и термины тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Дерунец, Елена Станиславовна

  • Дерунец, Елена Станиславовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 169
Дерунец, Елена Станиславовна. Русское учение о гармонии второй половины XIX - начала XX века: базовые понятия и термины: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2008. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Дерунец, Елена Станиславовна

Введение

Глава I Теоретические аспекты анализа учения о

Современное состояние знания в избранной области. Проблематика современных исследований (15). Жанровая интерпретация источников (1В). Состояние проблемы в музыковедении (25).

1.2. Анализ терминологии в научной литературе.

О комплексном методе исследования терминологии (30). Структурно-семантические особенности терминологии (37). Системный характер терминологии (43). Специфика музыкальной терминологии (46).

Глава II Русское учение о гармонии: источники, жанры, хронология.

2.1. Предпосылки формирования русского учения о гармонии.

Картина русской культуры второй половины XIX века(57). Открытие первых консерваторий (59). Возрастание роли теории музыки (67).

2.2. Учение о гармонии в русских музыкальных изданиях.

2.2.1. Лексикографические издания.

2.2.2. Переводные учебные издания.

2.2.3. Русскоязычные учебные пособия.

Глава III Понятия и термины русского классического учения о гармонии.

3.1. Учение о тональной системе и ее элементах. гармонии и проблема терминологии.

1.1. Анализ учений в научной литературе

Определение лада в учебной литературе (101). Определение понятия лад в словарной литературе (105). Термин строй( 108). Понятие диатоника (110). Термин тональность (111). Определение термина тональность в словарях (123). Понятие тональная система (124). Понятие модуляция (125).

3.2. Учение об интервалах и аккордах.

Интерпретации понятия интервал (130). Трактовка понятия аккорд (133). Определения интервала и аккорда в словарях (142).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русское учение о гармонии второй половины XIX - начала XX века: базовые понятия и термины»

Одной из актуальных проблем современного знания является проблема самоисследования науки: основных вех ее развития, особенностей содержания, структуры, методологии, ключевых понятий. Об этом пишут многие ученые — сошлемся, например, на вполне определенное высказывание А. В. Михайлова: «Настоятельное самоосмысление науки — наук о культуре и науки о литературе, в частности, - и есть ее исторический час сегодня, ее первоочередная и первостепенная задача» {Михайлов 2001: 229).

В музыковедении эта проблема также осознается и освещается вполне обстоятельно: в последние годы появился целый ряд исследований, посвященных различным аспектам «науки о науке». Среди авторов, внесших вклад в развитие музыкальной наукологии, назовем такие имена, как Т. С. Бершадская, Н. С. Гуляницкая, Л. С. Дьячкова, Л. М. Малинина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Р. А. Насонов, Т. И. Науменко, Ю. Н. Пантелеева, И. А. Преснякова, Ю. Н. Холопов, Т. В. Чередниченко и ряд других.

На фоне возросшего интереса к указанной проблематике особое место принадлежит такой важнейшей области научного знания, как исследование языка науки — научной терминологии. Можно сказать, что эта проблема относится к разряду «вечных». Неслучайно П.А. Флоренский называл терминологию «сутью науки», подчеркивая мысль о том, что «всякая наука — система терминов. Поэтому жизнь терминов — и есть история науки <.>, изучить историю науки, значит, изучить историю терминологии» {Флоренский 1990: 229).

В поле зрения настоящего исследования оказывается один из наиболее значительных периодов в истории отечественной музыкальной науки, в частности связанный с интенсивным развитием такой важной ее области, какой предстает учение о гармонии. Это период, охватывающий временные рамки второй половины XIX — начала XX века.

Объективное значение этого периода развития русской науки подтверждается многими исследованиями как общенаучного, так и музыковедческого характера. Так, в трудах по истории научного знания в России отмечается целый ряд эпохальных открытий, приходящихся на это время (см.: Лазарев 1950, Лотман 1996, Юдин 1990 и др.). В истории отечественного музыкознания указанный период также получает специальную характеристику: так, Ю. Н. Холопов связывает его с «развитием оригинальных идей русского музыкознания» — в частности, проводя сравнение с музыкальной наукой первой половины века (Холопов 1996). Среди причин, способствующих развитию музыкально-теоретических учений, назовем также открытие в Петербурге и Москве высших профессиональных учебных заведений — первых русских консерваторий.

Учение о гармонии в русском музыковедении второй половины XIX — начала XX века представляет одно из ярких достижений отечественной музыкальной культуры. «Учебный предмет есть прежде всего тексты»,— в соответствии с этим утверждением известного филолога Ю. В. Рождественского1 можно говорить и об интенсивном формировании гармонии как учебного предмета, и о возрастании статуса теории музыки в целом.

Именно в отмеченный период возник значительный корпус разножанровой научной литературы на русском языке, были изданы переводы наиболее значительных теоретических трудов — Э. Ф.Рихтера, Г. Римана, Л. Бусслера и др. Именно этот период ознаменовался выработкой понятийно-терминологического аппарата данной науки.

Соответственно, заметно расширился и круг проблематики, появилась плеяда замечательных авторов и переводчиков. В их числе - не

1 Рождественский Ю. Общая филология. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996: 109. только выдающиеся создатели первых оригинальных учебников по гармонии П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков, но и значительный ряд теоретиков, чья роль в формировании русского учения о гармонии также оказалась весьма существенной. Среди авторов пособий можно найти имена как более, так и менее известные: А. Аренский, В. Виллуан, М. Ипполитов-Иванов, А. Казбирюк, Г. Катуар, Н. Ладухин, А. Пузыревский, Ю. Пусторослева, Н. Соловьев, В. Степанов. При этом очевидно, что именно совместными усилиями множества педагогов-музыкантов складывался неповторимый облик одной из наиболее значительных областей русской теории музыки — учения о гармонии.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена совокупностью обстоятельств, среди которых решающими стали: возросший интерес современного музыковедения к собственной истории и теории; необходимость изучения языка науки, ее понятийно-терминологического аппарата; недостаточная изученность одного из важнейших периодов становления русского учения о гармонии, понимаемого нами — в соответствии с установкой Б. В. Асафьева — как «зов к грядущему, а не усталое созерцание голосов минувшего» (Орлова 1983:33).

Главной проблемой диссертации является исследование русского учения о гармонии второй половины XIX — начала XX века в единстве его содержательных подходов и средств выражения: основной проблематики и особенностей понятийно-терминологического аппарата.

В связи с этим необходимо решить ряд субпроблем: выявить круг источников, образующих основу учения о гармонии обозначенного периода; осуществить их интерпретацию по жанровой и, соответственно, функциональной принадлежности в рамках развития учения; определить значение каждой группы источников в становлении проблематики и терминолексики русского учения о гармонии; исследовать и описать базовые понятия и термины в области учения о тональной системе и ее элементах; исследовать и описать базовые понятия и термины в области учения об интервалах и аккордах.

Гипотеза исследования заключается в том, что в рассматриваемый исторический период русская мысль о гармонии шла к обретению статуса систематического учения, тщательно разработанного как в аспекте проблематики, так и в аспекте языка описания — научной терминолексики.

Объектом исследования является русское учение о гармонии, представленное в разножанровых учебных, теоретических и словарно-энциклопедических изданиях соответствующего периода.

Предмет связан с изучением жанровой направленности источников, проблематики, а также совокупности базовых понятий и терминов, отражающих сущностный облик учения о гармонии.

Материалы, использованные в диссертации, образуют «множественный объект», охватывающий значительный круг теоретических, учебных, методических источников; музыкально-энциклопедические издания; а также другие публикации, относящиеся к избранной проблематике. В их числе: музыкальная критика, публицистика, мемуары, эпистолярное наследие русских композиторов и ученых. Среди основных источников — не только широко известные труды П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, Г. Катуара, но и те интереснейшие источники, которые до сих пор находились вне поля зрения исследователей. Это учебные пособия по гармонии и элементарной теории музыки, созданные такими авторами, как А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, А. Казбирюк, Н. Кашкин, Ю. Пусторослева, А. Рубец, Н. Соколовский, Н. Соловьев, В. Степанов, К. Шведов и ряд других. В круг изучаемых источников также включены переводные труды, изданные в России в указанный период.

Методология исследования потребовала привлечения достаточно широкого круга музыковедческих, науковедческих, лингвистических и общенаучных подходов, направленных на комплексное исследование такого сложного феномена, каким предстает музыкально-теоретическое учение. Среди основополагающих назовем: положения музыкального науковедения и терминоведения (Т. Бершадская, Н. Гуляницкая, Е. Назайкинский); подходы, выработанные в области исследования учений (И. Преснякова, Ю. Холопов, И. Рожанский, В. Ученова, С. Шомова); специальные исследования ученых-лингвистов в области терминолексики (Ю. Апресян, В. Виноградов, А. Реформатский, В. Садовский).

К анализу избранного материала привлекаются также некоторые частные методы, выработанные в смежных областях гуманитарного знания, среди которых — контекстуальный метод, выявляющий семантические процессы, сопровождающие функционирование терминов; сравнительно-исторический и сопоставительный подходы, позволяющие проследить особенности учения о гармонии в . диахроническом и синхроническом срезах.

Ограничения, связанные с исследуемым материалом, затрагивают те аспекты его проблематики, которые выходят за пределы двух важнейших составляющих русского учения о гармонии — учении о тональной системе и учении об интервалах и аккордах. Слово «базовый» в названии нашего исследования также заключает в себе ограничительный потенциал. Из общего, достаточно обширного терминологического лексикона, представленного в анализируемых трудах, были избраны термины, исторически подтвердившие свою жизнеспособность, прочно вошедшие в научный обиход последующих периодов.

В исследовании не выделяется в специальную проблему анализ учебников гармонии П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова: это продиктовано, с одной стороны, значительно большей изученностью этих трудов на фоне малоизвестных русских «руководств» рассматриваемого периода, с другой — обусловлено спецификой аналитического ракурса работы, в значительной мере связанного с выявлением понятийно-терминологической специфики. Разумеется, в рамках рассматриваемого в диссертации «множественного объекта» эти труды также получают свою оценку.

Следует также отметить, что в круг рассматриваемых источников не вошла та часть исследований русской гармонии, которая нашла свое воплощение в двух представительных областях русского музыковедения: отечественной музыкальной медиевистике и этномузыкознании. Изучение особенностей музыкально-теоретических учений, выработанных в рамках данных разделов науки, представляется нам отдельной большой проблемой.

Одновременно круг анализируемых источников несколько расширен в сторону элементарной теории музыки. Это в значительной степени оправдано общностью ряда задач, решаемых в русле обеих дисциплин.

Научная новизна исследования определяется рядом установок, отражающих теоретические и практические ракурсы диссертации, а также современным состоянием изучения объекта исследования. При всем разнообразии и широте охвата в анализе разных сторон русского классического учения о гармонии, рассматриваемый в диссертации период его развития продолжает оставаться малоисследованным. Описание учения о гармонии как комплекса учебной и научной литературы, а также разработанного в этих рамках понятийно-терминологического аппарата предпринимается впервые. В научный обиход вводятся как малоизвестные труды русских музыкантов-теоретиков, так и упорядоченные, соотнесенные между собой понятия и термины русского учения о гармонии. На основании их анализа выявляются системообразующие факторы, присущие как учению о гармонии в целом, так и терминологическому его аспекту. Для адекватного осознания процессов развития научной мысли в отечественной теории гармонии предпринимается анализ теоретических воззрений авторов в рамках выработанного ими понятийного аппарата, а также устанавливаются соответствия с современным состоянием музыкальной терминологии.

Практическое значение диссертации. Полученные результаты исследования могут расширить представления об отечественной истории теоретического музыкознания, помочь в осмыслении процессов становления учения о гармонии в России. Материалы работы могут быть внедрены в практику преподавания вузовских курсов гармонии, музыкально-теоретических систем, методики преподавания гармонии.

В соответствии с целью и задачами диссертации на защиту выносятся следующие положения:

1. Корпус научной и учебной литературы, разработанной в период второй половины XIX — начала XX века является зафиксированным отражением феномена русского учения о гармонии, дающим представление о его становлении, проблематике и базовых понятиях и терминах.

2. Жанровое многообразие научных текстов, совокупно представляющих русское учение о гармонии указанного периода, свидетельствует о достаточной разработанности музыкально-теоретического знания, в полной мере соответствующего общенаучным тенденциям своей эпохи.

3. В призме проблематики русского учения о гармонии, а также его понятийно-терминологического аппарата, отчетливо преломляются важнейшие историко-эволюционные процессы развития отечественной теории музыки в ее различных отделах, отражается ход развития самого музыкального искусства.

4. Становление русской научно-музыкальной терминологии становится предпосылкой интенсивного развития научного аппарата музыкальной теории в последующие периоды ее развития.

Диссертация состоит из трех глав, Введения, Заключения и Библиографии.

Во Введении дается обоснование темы и ее актуальности, определение главной проблемы и входящих в ее комплекс задач, описание методологии, ограничений, научной новизны и возможностей практического применения.

I глава — «Теоретические аспекты анализа учений о гармонии и проблема терминологии» — посвящена исследованию современного состояния науки в области анализа теоретических концепций. Рассматривается как общенаучная литература, так и источники, связанные с избранной нами областью музыкознания. Дается комплексное обоснование методов и подходов, используемых в диссертации. Глава состоит из двух основных разделов, посвященных анализу существующего знания, сложившегося как в области исследования учений, так и в сфере анализа научной терминологии. Раздел, посвященный анализу учений в научной литературе, представлен основными исследовательскими подходами, выработанными в соответствующей области научной литературы и направленными на такие аспекты аналитической оценки теоретических учений, которые связаны с ведущими тенденциями современного знания, жанровой интерпретацией источников, а также спецификой музыковедческих подходов в избранной области исследования.

Подходы в области изучения терминологии образуют раздел, посвященный целенаправленному описанию аппарата научного исследования терминологий и основных принципов терминологической работы. С разнообразных сторон рассматривается феномен термина как лексической единицы и единицы научного знания, характеризуются методы изучения терминологий. Основное внимание уделяется рассмотрению системной организации терминологии и ее структурно-семантических особенностей — двух позиций, обеспечивающих необходимое единство и целостность языка науки. Специальный раздел посвящен выяснению специфики музыкальной терминологии с точки зрения ее ключевых проблем. Обосновывается правомерность методов терминологической работы для анализа музыкальных терминосистем.

II глава — «Русское учение о гармонии: источники, жанры, хронология» — посвящена последовательному описанию трех жанровых групп источников, отражающих различные формы воплощения учения о гармонии избранного периода. Эти три группы образуют лексикографические издания, включающие словари, справочники и другие источники соответствующего жанра; переводные учебные издания, представляющие собой научные и учебные труды крупнейших западных теоретиков того времени, введенные в обиход русской науки; а также русскоязычные учебные пособия в области гармонии и элементарной теории музыки.

Каждая из рассмотренных групп по-своему представляет аспекты русского учения о гармонии, а также является показателем определенной историко-стилевой стадии его развития.

III глава — «Понятия и термины русского классического учения о гармонии» — содержит аналитическое обоснование русской терминологии, сложившейся в области гармонии. На примере анализа разнообразных источников показывается, как в призме терминологии преломляется ход развития музыкально-теоретических понятий, связанных с такими ключевыми аспектами музыкальной теории, как учение о тональной системе и ее элементах и учение об интервалах и аккордах. Соответственно, объяснение получают такие базовые элементы учения о гармонии, как лад, строй, диатоника, тональность, модуляция. Каждая группа терминов рассматривается в диссертации как в свете авторских подходов, так и с точки зрения жанровой специфики источников.

В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются возможные перспективы дальнейшей разработки проблем анализа музыкально-теоретического знания.

Диссертация содержит Библиографию, три раздела которой включают научные источники из области наукологии, лингвистики, музыковедения, а также оригинальную и переводную учебную и справочную литературу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Дерунец, Елена Станиславовна

Выводы. Анализ понятийно-терминологического аппарата русского учения о гармонии, представленный в учебно-теоретической и словарно-справочной литературе конца XIX — начала XX века позволяет сделать следующие выводы.

Учение о гармонии в России на этом историческом этапе отразило противоречивое состояние теории и музыкальной практики, что явилось стимулом для развития новых теоретических идей, их закрепления и упорядочивания в понятиях и терминах. Утрата регламентированности, определенности в теории звуковысотной организации (как следствие -противоречивость и нечеткость основных понятий и терминов), характеризующая переходный этап развития музыкального искусства, стала моментом прозрения русской музыкальной науки, ее отхода от формализованных западно-европейских теорий.

В русском теоретическом знании вырабатывается гибкий понятийно-терминологический аппарат, с одной стороны, отражающий моменты стилевой неустойчивости, многообразия, с другой — стремящийся к точности и определенности в фиксации устоявшихся явлений. В систему теоретического знания включаются понятия и термины, ранее не получившие научного «статуса» и определившие специфику русской школы. К таким понятиям относятся созвучие (как отражение естественности звучания), голосоведение (как конкретный вид связи звуков и аккордов), строй (как диатоническая основа произведения).

Анализ употребления базовых терминов учения о гармонии в русских терминологических словарях рубежа XIX — XX веков показал, во-первых, постоянное изменение научных дефиниций по мере развития научного знания; во-вторых, стремление авторов к объединению терминов одной научной области в единое поле, обладающее структурными признаками. В ряде случаев в словесных описаниях-дефинициях устанавливаются существенные признаки понятий. Однако при этом не определяется ни их место в системе понятий науки о: гармонии, ни связи с другими понятиями этой области знания. И это неудивительно: теория; гармонии находится в стадии становления; формирующие ее понятия? выявляются фрагментарно, в «узлах», еще не полностью увязанных между собой:

Вместе с тем понятийно-терминологический аппарат русского учения о гармонии рубежа веков находится на пути к формированию признаков системности. Его упорядочивание стало важным моментом не только- для практики ведения учебных курсов, но и для русской музыкальной науки:

Проведенное исследование показало, что проблема терминологии в: музыковедении не только важна и актуальна, но и выходит на уровень глубинного: понимания сущности явлений, связей между ними- и, в конечном, счете,, на^ представление о русском: учении о гармонии как терминосистеме. Научные открытия русского музыкознания указанного периода не только значимы для своего времени, являются не только определенной и важной ступенью в познании законов музыки, но и могут быть представлены в исторической? перспективе как источник развития современных учений о гармонии. Познание законов; звуковысотной организации через собственно музыкальный материал привело отечественное теоретическое знание к, возможности оптимального отражения, явлений музыкальной действительности того времени. Механизмы звуковой организации рельефно обозначились в терминологической; системе — часто противоречивой, описательной, но стремящейся к разграничению понятий, их соотнесенности с определенным историческим уровнем, определенным аспектом самой музыкальной системы.

Противоречия между состоянием музыкальной практики и теории данного периода явились стимулом для развития теоретических идей, новой художественный фон требовал своего адекватного отражения в новых понятиях, определениях, терминах. Традиционные понятия подвергаются новой интерпретации, ставшей возможной только с осознанием самостоятельного значения созидающего, сознательного фактора в организации звуковысотности. Теория выходит на более высокий уровень знания. Теперь ее интересует не только и не столько конкретный звуковой материал, сколько законы его организации. Введенные в учение о гармонии понятия и термины реализуют представления об упорядоченности и, как следствие, приводят к определению главных свойств звуковысотной организации. Нам представляется вполне закономерным вывод о том, что русское учение о гармонии рубежа XIX — XX веков вырабатывает гибкий понятийно-терминологический аппарат, пригодный для исследования разных эпох и стилей; переводит знания о звуковысотной организации с узко формальных представлений на подлинно научный уровень; при сохранении «номенклатуры» понятий, меняет понимание их сущности; устанавливает подход, связанный с определением места, значения, иерархии компонентов звуковысотной системы.

Вместе с тем, в рассматриваемую эпоху понятийно-терминологической аппарат русского учения о гармонии еще не может быть обозначен как стройная сложившаяся система. Ее описательный характер в значительной степени связан с этапом становления самого учения. И только в последующем будут сделаны акценты на иных моментах: функциональных связях элементов системы, соотнесенности уровней системы и т.п. Более того, к концу XX века возникнет ряд научных подходов, направленных на интеграцию знаний из различных научных областей — с тем, чтобы научиться описывать системы сложного нелинейного, открытого типа.

Преемственность отечественного теоретического знания определяется единством фундаментальных установок в области учения о гармонии, впервые намеченных и плодотворно развитых в обширном массиве литературы, созданной замечательной плеядой русских авторов.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.