Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.03, кандидат юридических наук Ахильгова, Эйза Салимовна

  • Ахильгова, Эйза Салимовна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.03
  • Количество страниц 166
Ахильгова, Эйза Салимовна. Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах: дис. кандидат юридических наук: 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Москва. 2003. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Ахильгова, Эйза Салимовна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. Международное право о положении женщины в обществе.

1.1. Права человека: понятие, функции. 10

1.2. Международная защита прав женщин как институт международного права и его юридическое содержание. 20

1.3. Основные правовые акты и социальные права человека в мусульманском праве. 37

ГЛАВА 2. Женщина и мусульманское право.

2.1. Источники мусульманского права. 61

2.2. Мусульманское семейное законодательство. 79

ГЛАВА 3. Женщина как субъект семейно-брачных отношений в мусульманском семейном праве.

3.1. Особенности положения женщины при заключении брака. 85

3.2. Правовые последствия заключения брака. 116

3.3. Специфика расторжения мусульманского брака и юридические последствия. 125

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах»

Актуальность темы исследования. Тема «правовое положение женщины» - одна из основных тем не только в мусульманском праве, но и в международном праве вообще.

Вопрос о правах мусульманской женщины представляет собой большую сложность для объективного рассмотрения, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимся положением женщины в мусульманском обществе; различным положением мусульманских женщин в странах, где они проживают; отдаленностью населенных пунктов этих стран от местных административно-территориальных центров.

Вопросы семьи и положения мусульманской женщины в семье и обществе - это комплекс проблем, каждая из которых представляет сложное переплетение самых различных вопросов, таких, как многоженство, ранние браки, брачный дар и многое др.

Современная наука глубоко и всесторонне изучает проблемы брака и семьи. Семья, ее роль в жизни отдельного человека, общества в целом, в наше время находится в центре внимания многих исследований. Она рассматривается как основная ячейка, в которой формируются, реализуются репродуктивные установки граждан. Семья - необходимый элемент развития общества, обеспечивающий прирост населения, физическое и духовное воспитание молодого поколения, удовлетворения естественных потребностей человека в любви и общении. Замечено, что психофизическое состояние членов общества зависит главным образом от семьи. Семья большое благо и радость для человека. Образ жизни семьи в известной степени предопределяет семейный образ жизни ребенка в будущем.

Образ жизни мусульманина не менялся в течение веков. Естественно отношение к женщине, устанавливавшееся традициями в продолжение такого длительного срока, не может измениться с принятием каких-либо правовых актов. К тому же, учитывая сравнительно недавнее появление законодательных актов в области мусульманского семейного права (если сопоставить его по времени с возникновением обычаев в области семейных отношений, а также с принятием мусульманской веры), можно небезосновательно предположить, что такие акты не то что не могли быть усвоенными сознанием мусульманина, но он мог просто о них не слышать, а следовательно, не исполнять их, тем более, что система надзора за исполнением нормативных актов недостаточно развита.

Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, уделяет большое внимание регламентации семейно-брачных правоотношений, и правовому положению женщины, в частности. Вместе с тем, следует отметить, что в мусульманском обществе религия являлась, а в некоторых странах мусульманского мира поныне остается основой регулирования этих правоотношений.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

1. Культура арабских стран, в том числе семейно-брачных отношений, оставила глубокий след в мировой цивилизации.

2. Начиная со второй половины прошлого века исламизация общественной жизни переживает своеобразный ренессанс, наблюдаемый в ряде стран Среднего и Ближнего Востока.

3. Процесс исламизации накладывает свой отпечаток и на семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах, ставшее особенно актуальным в связи с вовлечением женщин-мусульманок в общественную жизнь и обеспечением их подлинного равноправия.

4. Интерес к сравнительно-правовым исследованиям семейно-правового положения женщины в различных странах не только не ослабевает, а усиливается, охватывая широкий круг ранее не изучаемых вопросов названной сферы.

5. Важный научный интерес представляет изучение идейных и социальных концепций и основ Ислама по семейно-правовому положению женщин. Для Российской Федерации такое изучение и научный анализ имеют практическое значение, так как семейные отношения у народов Татарстана, Башкартостана, Ингушетии, Дагестана и Чеченской Республики практически регулируются не только соответствующими нормами российского законодательства, но и нормами Исламского права.

Цель исследования - подробный теоретический анализ семейно-правового положения женщины в мусульманских странах.

Объектом исследования являются правоотношения, в которые вступает и участвует женщина-мусульманка и которые определяют её положение в семье и обществе.

Предметом исследования является правовое (на основе Исламского права) положение женщины в семье и обществе мусульманских стран.

Теоретическая основа исследования.

При подготовке диссертации автором были применены общие научные методы анализа и синтеза, историко-культурные, сравнительно-правовые и формально-юридические методы анализа.

В качестве теоретической и методологической основы исследования при написании работы послужили труды российских и зарубежных авторов. С учётом исследуемых в них вопросов эти работы целесообразно поделить на следующие группы.

1. Работы по вопросам международной защиты прав человека таких авторов как О. О. Миронов «Европейский суд по правам человека: порядок обращения», С. А. Глотов «Права человека и их защита в Европейском суде», Е. А. Лукашёва «Права человека», С. А. Горшкова «Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство»,

В.А.Карташкин «Права человека в международном и внутригосударственном праве», Р. А. Мюллерсон «Права человека: идеи, нормы, реальность» и др.;

2. Широко использовались работы таких российских западных историков и правоведов как Н. Е. Торнау «Изложение начал мусульманского законоведения», Р. Шарль «Мусульманское право», А. Массэ «Ислам. Очерк истории», JI. Р.Сюкияйнен «Мусульманское право», М. И.Садагдар «Основы мусульманского права», JI. И.Шайдулина «Арабская женщина и современность», А. М.Нечаева «Семейное право России», Г. М.Керимов «Шариат и его социальная сущность», Вагабов М. В. «Ислам, женщина, семья», В. Порохова «Коран. Перевод смыслов и комментарии», Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству», Е. А.Беляев «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», А. И.Ионова «Современный ислам: человек и общество», А.Крымский «Мусульманство и его общность», В. В.Бартольд «Ислам и культура мусульманства», и многих других;

3. Работы ведущих арабских првоведов, специалистов по семейному праву, в частности: Абу Зара Мухаммад «Аль-ахваль аш-шахсийа», Акла Мухаммад «Низам аль-усла фи аль-ислам», Ас-субаи Абд ар-Рахман «Шарх Канун аль-ахвал аш-шахсийа ас-сулий», Кадри-паши Мухаммад «Китаб ал-ахкам аш-шарийа фи аль-ахвали аш-шахсийа алла мадхай ал-имам Абу Ханифа» и многие др.;

Были использованы такие исторические источники мусульманского права как Коран, Сунна и комментарий мусульманского права - Хидайа.

Правовую основу диссертации составляют конституции и законодательные акта мусульманских государств, Декларация прав и свобод человека, Всеобщая исламская декларация прав человека.

Научная новизна исследования.

Данная диссертация является одним из первых трудов в семейном праве России, посвященных исследованию семейно-правового положения женщины в мусульманских странах.

Впервые в диссертации предпринята попытка комплексного исследования семейно-правового положения женщины в мусульманских странах на основе анализа соответствующих положений Исламского права и изложены предложения по правовым методам урегулирования нерешённых вопросов.

Автор критически рассмотрела как существующие мнения отечественных и зарубежных учёных, так и складывающуюся практику по урегулированию семейно-правового положения женщины в мусульманских странах, сформулировано собственное мнение по' проблемным вопросам семейно-правового положения женщины в мусульманских странах. В диссертации сделаны теоретически обоснованные и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства России с целью упорядочения правового регулирования положения женщины в семье и обществе субъектов Российской Федерации, население которых исповедует Ислам.

По результатам исследования на защиту выносятся следующие положения.

1 .Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах имеет свою специфику. Тот факт, что брак и развод в мусульманских странах находится под влиянием Ислама, положительно сказывается на прочности семейных уз, обеспечении женщины-матери и детей в случае прекращения брака. Данные нормы Исламского права не противоречат в главном и основном российскому законодательству и не вызывает конфликта закона.

2.Вопреки бытующему мнению о том, что женщины-мусульманки бесправны в семье, Шариат предоставляет женщине самые широкие права, связанные с положением в семье и воспитанием детей. То, что семейное законодательство мусульманских стран допускает полигамные браки, не ограничивает прав женщин. Судья может дать разрешение на второй и последующие браки, лишь с соблюдением определенных условий. Первым главным из них является согласие первой жены на последующие браки. В диссертации эта проблема освещается с учётом общих прав человека, конституционных прав граждан мусульманских стран.

3.В диссертации доказывается, что правило о махре (брачном даре невесте) не может квалифицироваться как пережиток, нарушающий права мужчин. Махр, сумма которого варьируется от одного до тридцати тысяч долларов, представляет собой определённую гарантию материального обеспечения женщины в случае ухудшения имущественного положения мужа или прекращения брака, а также приводятся доводы в пользу вывода, что обязанность мужа содержать жену (нафакэ) есть позитив мусульманского семейного права.

4.В исследовании обосновывается вывод о важности и практической значимости института обручения в семейном праве и предлагается продлить месячный срок, предусмотренный СК РФ, по истечении которого брак может быть заключён, до трёх месяцев.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут стать основой для последующих научных исследований в области брачно-семейных отношений, использоваться в преподавании курса «Семейное право», «Международное частное право», при разработке, основанных на данной учебной дисциплине спецкурсов по семейному праву мусульманских стран. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности субъектов РФ.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Результаты исследования нашли отражение: в докладе на международной конференции «Социальная роль права: история и перспективы развития» (Москва, 27-29 сентября 2002 год), в лекциях и семинарских занятиях по семейному праву в Московском государственном социальном университете (МГСУ). Обсуждение диссертации проходило как на кафедре международного права, так и на кафедре семейного права юридического факультета МГСУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», Ахильгова, Эйза Салимовна

Заключение.

В 70-годы была предпринята попытка унификации мусульманского семейного права. Практической реализации этой идеи был посвящен один из ежегодных съездов мусульманских юристов, о котором говорится в работе. В качестве результата работы съезда был подготовлен проект закона «Личного статуса» для мусульманских стран, который до сих пор еще не стал составной частью внутригосударственных законодательств. Почему? Исчерпывающий ответ дать трудно, так как, по мнению автора, здесь существует целый комплекс причин социального, экономического, политического, культурного, религиозного и т. д. характера, выходящих за рамки права. Вот некоторые из них.

В ходе исследования автор пришел к следующим выводам.

Мусульманский мир исторически неоднороден: из нескольких этнически близких племен Мекки и Медины в VII веке он превратился со временем в суперэтнос, объединявший различные этносы и народы азиатского, африканского и европейского континентов с многочисленными особенностями, в том числе и культурно-правовыми; различия в уровне социально-экономического развития, определяющие в том числе уровень и характер развития права; многие арабские страны в силу целого ряда причин (например, колонизации) подверглись влиянию стран не арабо-мусульманской цивилизации.

Это в полной мере касается и правовой системы: поиск наиболее эффективных путей дальнейшего социального-экономического развития также стал причиной заимствований иностранных правовых моделей, несколько «деформировавших» традиционное мусульманское семейное право.

Наряду с перечисленными тенденциями развития мусульманского права вообще, и семейного в частности, существуют и другие. Как показывает практика реальной жизни, в ряде мусульманских стран существуют тенденции возврата к фундаментальным ценностям времен пророка Мухаммада и праведных халифов.

Не случайно в ряде стран был взят курс на возрождение конкретных норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Примером могут служить Иран, Йемен, Ливия, Пакистан, Судан. Подобная практика развития правовых систем ряда стран вносит известные коррективы и в структуру действующего мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствовавшим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике. Но и эта тенденция также была поколеблена. Так, в Иране после исламской революции 1979 года были восстановлены многие предписания шариата, давно утратившие силу: ношение чадры, запрет женского труда на государственных предприятиях и так далее.

Необходимо отметить ещё одну особенность развития мусульманского семейного права. Она касается вопроса, связанного с источниками мусульманского права. Существует две точки зрения на данную проблему. Согласно первой основополагающими источниками являются Коран и Сунна, а иджма (согласованное мнение мусульманской общины наиболее известных муджтахидов) и кияс (суждения по аналогии) - вспомогательными.

Вторая точка зрения, признавая Коран, Сунну, иджму и кияс в качестве основного источника мусульманского права в VII - XIII веках, утверждает, что, начиная с IX - X веков эта роль перешла к доктрине, созданной основными правовыми школами мусульманского права.

Таким образом, следуя последней точке зрения, которой придерживается и автор, можно утверждать, что мусульманское семейное право берёт свое начало из Корана и в дальнейшем формировалось муджтахидами, труды которых получили силу обязательных источников, демонстрируя замечательный пример «права юристов».

При описании статуса женщины в настоящей работе автор ссылается на нормативную основу Ислама, базируясь на которую можно судить о степени веры мусульман. Так же является фактом, что на этапе ослабления Исламской Цивилизации этих взглядов строго придерживались не все, кто считал себя мусульманином. Такие отклонения несправедливо преувеличивались некоторыми писателями и, более того, учения Ислама представлялись ими поверхностно. Даже при наличии таких отклонений три момента заслуживают упоминания:

1. История мусульман богата фактами, когда женщины имели большие

271 достижения во всех областях жизни еще в седьмом веке .

2. Никто не может утверждать о недостойном обращении с женщиной, будто бы навязанном декретами и положениями мусульманского права; также никто не вправе отменять или урезать законные права женщин, предоставленные им мусульманской религией.

3. Во всей истории репутация, воздержанность и материнская роль мусульманских женщин были объектом восхищения для беспристрастных наблюдателей.

Имеет также смысл отметить, что статус, которого добились женщины в течение нашей эры, достигнут не благодаря доброте мужчин или благодаря естественному прогрессу. Это скорее было достигнуто благодаря длительной борьбе и самопожертвованию женской части общества и только тогда, когда общество нуждалось в ее вкладе и работе, более всего и особенно во время двух мировых войн, и благодаря эскалации технологических достижений.

Что касается вклада Ислама в статус женщины, то он был сделан не потому, что это было отражением реальной окружающей обстановки седьмого века, не под угрозой и давлением женщин и их организаций, а скорее потому, что духу Ислама (как и Христианства) вообще присуща справедливость.

В целом автор придерживаются той точки зрения, что, несмотря на сдерживающий характер предписаний Корана и Сунны в развитии современного мусульманского семейного права, оно будет идти в прогрессивном русле социально-экономического и политического развития мусульманских стран, находя способы обоснования новых правовых норм, опосредующих возникающие общественные отношения.

271 См., напр., Надви А. Сулайман. «Героические дела женщин-мусульманок».Изд. Л. Т. Д., Лахор. Пакистан, а также Сиддики, «Женщины в Исламе».Институт Исламской Культуры, Лахор. Пакистан, 1959г.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Ахильгова, Эйза Салимовна, 2003 год

1. Международно-правовые акты

2. Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М.:ТОО «ИВАН», 1993г.

3. Всеобщая исламская декларация прав человека // Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 1991г.

4. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957г. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990г.

5. Конвенция о политических правах женщин 1952г. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990г.

6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г. Международная защита прав человека. Сб. документов. М., 1990г.

7. Внутригосударственные акты

8. Гражданский Кодекс Республики Афганистан. Кабул: Офиц. гос. издательство Респ. Афганистан, 1976г. Т. 1. (на яз. дари).

9. Закон № 59 от 17.09. 1953 г. «О личном статусе» (с изменениями, внесенными Законом № 34 от 1975 г.) Сирийской Арабской Республики.

10. Закон «О личном статусе» Республики Ирак.

11. Закон «О личном статусе» Иорданской Республики.

12. М.Конституция Арабской Республики Египет, 1975 г.

13. Конституция республики Йемен. Сана, 1994г.

14. Материалы Международного конгресса, посвященного столетию Имама Хамейни. М., 2000г.

15. Семейный закон Арабской Республики Йемен 1974 года.

16. Кодекс о личном статусе Туниса.

17. I. Специальная литература На русском языке.

18. Агаева Ахмед-Бек. Женщина по исламу и в исламе. Тифлис, 1901г. Ю.Абу Аля Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе. М.: Сантлада, 1993г. 21 .Асадов А. И. Семейное право. Баку: Изд-во АГУ, 1959г.

19. Альхалаф Мухаммад ибн Исса. Заключение и расторжение брака по законодательству СССр и САР. (сравнительный анализ). Диссертация на соискание учёной степени к. юр. наук. Минск, 1990г.

20. Амирьянц И. А., Самир ат-Тайяр. Иракский этикет//Этикет у народов Передней Азии: Сборник статей. М., 1988г.

21. Ахматханова Т. М. Как относится Ислам к женщине. Грозный, 1964г. 2Ь.Аширов Н. Современный ислам и молодежь. М.: Знание, 1972г.

22. Баранов X. К. Арабо-русский словарь. Издание шестое, стереотипное. М.: Русский язык, 1995г.

23. Баскин Ю. Я. Фельдман Д. И. История международного права. М. «Международные отношения», 1990г.

24. Баскин Ю. Я. Библия и международное право // Правоведение. 1991 г, №5

25. БикбаевР. имеющий сына не умирает?//Азия Африка сегодня, 1997г. №3. •

26. Британская Энциклопедия, 1911г. 11 издание. Т. 28.

27. БартольдВ. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992г.

28. Бартольд В. В. Сочинения. М., 1996г. Т. 6.

29. ЗЗ.Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М., 1996г.

30. ЪА.Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965г.

31. Брак и супружество в исламе. /Пер. с араб. 3. Арухова, Р. Гаджиева // Наш Дагестан. 1992г. № 162.

32. Васильева Е. И., Рашад Сабри Рашид. Об особенностях курдского этикета//Этикет у народов Передней Азии: Сборник статей. М., 1988г.

33. Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980г.

34. ЪЪ.ВамбериГ. Очерки жизни и нравов Востока. СПб., 1877г.

35. Ворончанжа Н. И. Борьба за женскую эмансипацию в Тунисе в начале XX в. (20—30-е годы)//Арабские страны, Турция, Иран, Афганистан. История, экономика. М.: Наука, 1973 г.

36. Глотов С. А. Права человека и защита в европейском суде. М., 2000 г.

37. Горшкова С.А. Стандарты Европы по правам человека и российской законодательство. М.: Изд-во «НИМП», 2001 г.

38. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Часть 2. М.: Международные отношения, 1984г.

39. Гражданское и семейное право развивающихся стран.: Издательство ун-та Дружбы народов, 1989г.

40. Грюнебаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981г.

41. АЪДериз М. Г. Основы мусульманского права. Кабул, 1978г.4в.Джафарова А. А. Проблемы общего и профессионального женского образования в Иране//Арабские страны, Турция, Иран, Афганистан. История и экономика. М.: Наука, 1973г.

42. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988г.48Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999г.

43. Еремеев Е.Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990г.

44. Жданов Н. В., Игнатенко А. А., Ислам национального государственного законодательства. С помощью на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989г.

45. Жехак Л, Грюнберг А. Л. Некоторые черты традиционного мировоззрения пуштунов//Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии: Сборник статей. М., 1992г.

46. Иванов Ю. М. Восток методологические этюды. М.: ТЕИС, 1998г.

47. Имам Мухйи-Д-Дин Абу Закарийа Бин Шараф Ан-Навави. «Сады праведных». Сборник хадисов Пророка Мухаммада. Перевод Владимира (Абдуллы) Михайловича Нирша.

48. Ислам и женщина: Метод, пособие для проведения бесед и лекций. М.: Знание,1964г.

49. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991г.

50. Иранская революция 1978-1979гг. Причины и уроки. М.: Наука, 1989г.

51. Ионова А. И., Султангалиева А. К, Юсупов П. С. Современный ислам: человек и общество. М.: Знание, 1991г.

52. ЬЪ.Кергшов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Знание, 1982г.

53. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978г.

54. Королёв Ю. А. Супруги, родители, дети. М.: Юридическая литература, 1985г.61 .Кулагина Е. В., Кулагин М. И. Семейный кодекс Алжира. Вестник Московского университета. № 2.

55. Ы.Курьер ЮНЕСКО, 1981г., сентябрь октябрь.

56. Крачковский И. Ю. Коран / Перевод и комментарии. Баку, 1990г.

57. Крымский А. Мусульманство и его будущность. М.: Изд-во маг. «Книжное дело», 1899г.

58. Лукашёва Е.А. Права человека. Учебник для ВУЗов.

59. Любимов М. П. Филосовские основы прав человека // Международное сотрудничество и права человека. Реферативный сборник. М., 1989г.

60. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982г.

61. Малушков В. «Варенки» вместо хиджаба?// Эхо планеты. 1990г. № 3.

62. Мелкунян Е. Факторы развития//Азия Африка сегодня, 1997г. № 2.

63. Мец А. Мусульманский ренессанс. М.: «В и М», 1996г.71 .Мейс, Давид и Вера. «Брак на Востоке и на Западе».

64. Миронов О. О. Европейский суд по правам человека: порядок обращения. М.: Памятник исторической мысли, 1999 г.

65. Московский журнал международного права. № 4, 1999г.74.«Мухаммад. изречения Мухаммада». Новосибирск, 1995г.

66. Надви А. Сулайман. Героические дела женщин-мусульманок. Изд. Л. Т. Д., Лахор. Пакистан, 1959г.

67. Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М., 1998г.

68. Новая Россия: Информационно-статистический альманах. М., 1994г.

69. Население России: Ежегодный демографический доклад /Под ред. А. Г. Вишневского и С. В. Захарова. М.: Центр демографии и экологии человека, 1993 г.

70. Панова В. Ф., Бахтин Ю. П. Жизнь Мухаммада. М.: Политиздат, 1990г.

71. ЪЪ.Пелевин М. С. Семейно-брачное и наследственное право Исламской Республики Иран. СПб., 1998г.

72. Персидский словарь Амида. Тегеран: Изд. предпр. Амир Кабира, 1995. Т. 1-2. (на яз. фарси).

73. Першиц А. И; Смирнова Я. С. Положение кавказкой женщины по ада-там, христианским канонам и шариату//Тосударство и право., 1997г. №9.

74. ЪЪ.Петрушевский И. П. Ислам в Иране в XII XVbb. Ленинград, 1966г.

75. ЪА.Порохова В. Коран. Перевод смыслов и комментарии. Каир, 1997г.

76. Руднев М. Н. Церковное судопроизводство по делам о расторжении брака по причине супружеской неверности. // Христианские чтения. — 1901-1902гг.

77. Садагдар М. И. Основы мусульманского права. М., 1968г.

78. Сана Мохаммад. Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе. Дис. . на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук/ СпбЮИ МВД РФ. СПб., 1995г.

79. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1992г.

80. Саидов А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993г.

81. Советское семейное право. Под ред. Чигира В. Ф. Минск, 1989г.

82. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1988г.

83. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. М.: Изд-во «Наука», 1986г.

84. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока // Мусульманское право. М., 1984г.

85. Торнау Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850г.

86. Торнау Н. Е. Особенности мусульманского права. Дрезден, 1880г.

87. Фан Ден Берг Л. В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб., 1882г.

88. Фердоуси М. Ислам и секс. Казань, 1993г.

89. Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского права// Мусульманское право / ИГПАН. М., 1984г.

90. Цмай В. В., Боер В. М., Гинц А. А. Мусульманское семейное право. СПб., 1998г.

91. Шайдулина Л. Арабская женщина и современность. М., 1978г.

92. Шарль Р. Мусульманское право. М.: Изд-во иностр. лит., 1959г.

93. ШтайнЛ. В черных шатрах бедуинов. М.: Наука, 1981г.

94. Юркевич Н. заключение брака по советскому праву. Минск, 1965г. На английском языке

95. AminiH. J. J. Principles of merriage. Family ethics. Teheran: Islamic propogation organisation, 1988.

96. Becker С. H. Christianity & Islam. London & N. Y.: Harper & Brothers. 1909.

97. Bernard L. Islam & The West. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1993.

98. Islam & The West: Proceedings of the Harvard Summer School Conference on the Middle East, edited by R. N. Frye, Mouton & CO's-Gravenhage, 1957.

99. Jamal J. Nasir. Tlie Islamic Law of Personal Status. Graham & Trofman, Gr. Br., Oxford, 1986.

100. Nesta Ramazani. Women in Iran: The Revolutionary Ebb and Flow/'/The Middle East Journal. 1993. № 3.

101. Norman D. Islam & The West. The making Of an Image. Edinburgh University Press, 1966.

102. Положение женщины в исламе: Woman in Islam (In Russian). Islamabad, U. K., Islam International Publications Ltd., 1990.

103. Revolution and Rebellions in Afghanistan. V. Series: Research series (University of California Berkeley. Institut of International Studios). 1984.

104. Tetreault M. A. Civil Society in Kuwait: Protected Spaces & Women's Rights//The Middle East Journal. 1993. № 2.

105. The muslim family. Teheran: A1 — Balagh foundation, 1988.1. На арабском языке.

106. Абу Захра, Мухаммад. Аль-Ахваль аш-Шахсийа. Каир, 1950г.116. Аль-Инссаф. Каир, 1957г.

107. Аль-имам аль-Канунийа маджала Фаслийа тасдор ан аль- мутамар аль-миханий аль-амли аль-мусташарин аль-Кунанийа ас-Сана аль-ула аль-адад аль-аул. Насер. Триполи, 1987г.

108. Аль-мухмла ли ибн Хазем. Каир, 1352г. по хиджре (1974). Т. 10.

109. Акла, Мухаммад. Низам аль-усра фи аль-ислам. 1983г. Т. 1.

110. Ас-Сабуни, Абд ар-рахман Шарх Канун аль-Ахваль аш-Шахсийа ас-сурий фи аз-завадж фи ат-тальакк ат-иабаа аль-Хамисса. Дамаск, 1978, 1979г. Т. 2

111. Ас-Сиббаи, Мустафа. За-завадж ва инхиладий. Дамаск, 1962г.

112. Бейзави, анвар-ат-Танзиль (Советы Корана). Каир, 1909г.Т. 1 ,С. 156

113. Маджалет аль-Канун, 1983 г. № 9-10.

114. Мухаммад Кадри-паша. Китаб аль-Шарийа фи аль-ахвал аш-шахсийа алла Мазхаб аль-имам Абу Ханифа. Каир, 1928г.

115. Тамум, Мухаммад. Хаки аз-зифаф фи аш-Шарийа аль исламиййа. Каир, аль-мактаба аль-махмудиййа ат-тиджариййа. 1984г.

116. Эль-Кули, Аль-Бахи «Мин Усус Каднят Аль-мар'ах, «Аль-Ваап Аль-Ислам». Министерство Вакуфов, Кувейт, 1967г. № 27.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.