Шведская хоровая культура второй половины XX века: вопросы творчества и исполнительства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Глузберг, Марианна Леонидовна

  • Глузберг, Марианна Леонидовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 215
Глузберг, Марианна Леонидовна. Шведская хоровая культура второй половины XX века: вопросы творчества и исполнительства: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2006. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Глузберг, Марианна Леонидовна

Введение.

Часть I Тенденции развития хоровой культуры Швеции в период 1945 - 2000 гг.

Глава 1 «Культ» хорового пения как основа музыкального искусства Швеции.

§ 1 Основные этапы развития хорового искусства

Швеции в XX веке.

§ 2 Особенности системы музыкального образования в Швеции.

§ 3 Ведущие хоровые коллективы Швеции.

Исполнительская практика. Принципы работы с хором.

Глава 2 Новые методики развития слуха.

Учебники сольфеджио современной музыки.

§ 1 JI. Эдлунд «Modus Novus» («Новый модус»).

Учебник по чтению атональных мелодий.

§ 2 JI. Эдлунд «Korstudier» («Хоровые этюды»).

§ 3 Г. Эрикссон «Кбг ad lib.» («Хоровая импровизация»).

Часть II Творческие портреты представителей современной шведской хоровой музыки.

Глава 3 Ларш Эдлунд (Lars Edlund).

§ 1 Жизнь и творчество.

§2 Анализ хоровых произведений.

Глава 4 Томас Еннефельт (Thomas Jennefelt).

§1 Жизнь и творчество.

§ 2 Анализ хоровых произведений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Шведская хоровая культура второй половины XX века: вопросы творчества и исполнительства»

Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая знания, обогащает своих соседей. И чем государства просвя-щеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше преумножается сила идей и деятельность всемирного ума». Эти слова, принадлежащие знаменитому философу Клоду Адриану Гельвецию как нельзя более точно объясняют причины на редкость бурного в последние десятилетия развития межнационального общения, как важного фактора современной культуры. Стало совершенно очевидным, что культура - это не просто сумма сочиненных книг, написанных симфоний, живописных полотен, поставленных фильмов и спектаклей. Культура - это прежде всего общение, это символ коллективного общечеловеческого самосознания. Вот почему сейчас все активнее исследуется зарубежный опыт в самых разных сферах человеческой деятельности. Художественной культуре, и, в частности, музыкальной культуре, как одному из важнейших проявлений творческих сил нации, в особой мере присуща способность сближать народы, даже при значительной разнице в традициях.

Поэтому расширяя «географию», мы обращаемся к исследованию шведской хоровой музыки. Внимание к данной теме обусловлено не только тем, что в отечественном музыковедении практически отсутствуют исследования в этой области, но прежде всего тем, что сейчас, когда, к глубокому сожалению, со всей очевидностью просматривается тенденция угасания любви к серьезному, классическому музыкальному искусству, когда по этому поводу все чаще раздаются сигналы тревоги и призывы к «экологии» музыкальной культуры, шведская музыкальная культура является счастливым исключением. Это благополучное состояние шведской музыки поддерживается здесь стараниями государственных и общественных деятелей, педагогов, композиторов, исполнителей. Но несомненно и то, что предпосылки к этому закладывались на протяжении столетий, сформировав издавна сложившееся в Швеции культовое отношение к музыкальному искусству и музыкальному воспитанию, и став тем фундаментом, на котором зиждется сегодня шведская музыкальная культура и в которой хоровое искусство является одной из самых драгоценных и обширных частей.

Несмотря на некоторую географическую обособленность шведской хоровой музыки, сегодня о ней говорят как о явлении в мировой хоровой культуре, привлекающем своим богатством и разнообразием. Этот прорыв, начавшийся в 80-е годы, поставил шведскую хоровую культуру с ее огромным потенциалом композиторских и исполнительских возможностей в первые ряды европейской хоровой культуры. Шведская хоровая музыка зазвучала на конкурсах и фестивалях. Ее услышали, о ней заговорили. Шведские хоровые коллективы беспрестанно брали призовые места с / большим отрывом от других участников. Генетически заложенная у северных народов слаженность и чистота интонирования, а также ровный, почти поп vibrato тембр голоса обеспечили слитность и безукоризненность звучания хора, сделали шведский хор идеальным ансамблем, которому подвластно исполнение литературы любой степени сложности. Не случайно * американский музыковед Р.Спаркс назвал свою работу по исследованию шведской хоровой музыки «Swedish Choral Miracle», что переводится как «Шведское хоровое чудо».

Взлет шведской музыкальной культуры на протяжении этих лет привел к появлению многих интересных произведений, открыл новые имена талантливых авторов, вызвал бурное развитие шведской композиторской школы, а также развитие музыкального и вокального образования. За это время выросло большое число высококвалифицированных хоровых коллективов, обогатился их репертуар, появилось несколько музыковедческих работ. К их числу относится уже упомянутая работа Р.Спаркса (США) «Swedish Choral Miracle», а также дипломная работа М.Цаугга (Швейцария) «Schwedische Chormusik-ein Uberblick», выполненная в консерватории г. Базеля. В то время, как работа М.Цаугга дает краткий обзор творчества ведущих шведских композиторов, в работе Р.Спаркса представлена общая история развития шведской музыки на протяжении всего XX столетия, рассмотрены этапы ее становления, отмечены имена малоизвестных композиторов и их роль в общем эволюционном процессе развития шведской музыки. Ценность этой работы состоит в том, что это первая публикация, в которой дается общая систематика шведского хорового искусства.

Помимо названных работ известны также статьи, в которых представлен анализ отдельных сочинений некоторых шведских композиторов, например, Томаса Еннефельта, Свена-Давида Сандштрема, в работе Ф.Магнуса «АН aboard Jennefelt's „Vessel"», опубликованной в датском музыкальном журнале; также статья Х.-Г.Петерсона «T.Jennefelt. A composer with a language of his own», напечатанная в журнале «Hightlight» 98:5; интересный, но неопубликованный труд Р.Горовица «Sven-David Sandstroms verk fur kor cappella-En analytisk studie» дает подробный анализ произведений и обзор творчества С.-Д.Сандштрема. Томас Еннефельт в интервью Шведскому музыкальному информационному центру STIM («Intervju med Thomas Jennefelt. Tonsatteren: en outnyttjad produkt» STIM-nytt, 1994) поднимает вопросы шведской хоровой культуры и рассказывает о своем творчестве. Следует упомянуть книгу Л.Раймерса и Б.Валльнера «Choral music perspectives», представляющую интерес и выстроенную по принципу бесед с ведущими современными шведскими хоровыми деятелями.

Тем не менее, наличие перечисленных публикаций явно не соответствует огромной популярности хоровой музыки в стране. К тому же отсутст-' вие исследований по шведской хоровой музыке имеет и объективные причины. Они вызваны тем, чтоЦкомпозитор создает свои произведения практически в соавторстве и в тесном контакте с хоровым коллективом и дирижером. Все, что выходит «из-под пера» композитора, уже озвучено в процессе создания сочинения, и перед творцом не стоит проблема исполнения написанного - оно сразу получает известность. При таком тесном 'союзе композитора-исполнителя-слушателя музыка как бы не нуждается в , посредничестве критики. Поэтому оценочная сторона хоровых жанров, со слов самих же шведских музыкантов, не имеет должной теоретической базы, отсутствуют труды, где эта область музыкальной культуры получила бы специальную разработку|Отсутствуют не только фундаментальные исследования, которые бы содержали обобщения концептуального характера, но нет и работ, основанных на наблюдениях над стилевыми закономерностями отдельных произведений. Вместе с тем талантливость и самобытность хоровых сочинений возбуждает глубокий исследовательский интерес к этой сфере шведской культуры.

Основная проблема исследования - рассмотрение шведской хоровой культуры в единстве творческих и исполнительских аспектов.

Рабочая гипотеза состоит в подтверждении того, что феномен современной шведской хоровой культуры тесно связан с радикальными новациями второй половины XX века в музыкальном искусстве.

Данная работа имеет целью в какой-то мере восполнить существующий пробел и, раскрывая панораму и специфику развития вокально-хорового искусства Швеции второй половины XX века, представляет собой комплексный обзор и анализ шведской современной хоровой музыки в контексте особенностей образования, исполнительской практики и композиторской деятельности. Учитывая роль музыкального образования в формировании хоровой культуры страны, в работе приведен анализ системы учебных заведений, программ обучения, учебно-методических материалов для хора, хоровой практики, работы ведущих хоровых коллективов, рассмотрены новые методики развития слуха. В работе представлены творческие портреты двух ведущих шведских композиторов разных поколений - Jlap-ша Эдлунда и Томаса Еннефельта, представляющих определенные периоды и стилистические направления в развитии шведской хоровой культуры. Хоровые сочинения этих авторов рассматриваются как в общем контексте их творчества, так и в процессе их творческой эволюции с анализом авторского стиля и авторских эстетических установок.

Создание творческих портретов этих композиторов, равно как и формирование целостного представления о феномене шведской хоровой музыки второй половины XX века являет собой новизну представленной работы. Впервые в отечественном и зарубежном музыкознании шведская хоровая культура рассмотрена как целостное явление, став объектом специального научного исследования. Впервые детально и целенаправленно рассмотрены взаимоотношения разных сторон функционирования шведской хоровой культуры в совокупности с образовательной системой, методикой развития слуха, концертно-исполнительской практикой и творческого багажа современных композиторов.

Представленные в работе материалы мало известны отечественному музыковедению, нотный материал и звукозаписи практически недоступны широкому кругу российских музыкантов и, поэтому, музыкально-теоретическая разработка заявленной темы также делает данную работу весьма актуальной, тем более, что за минувшие пятьдесят лет развитие шведской композиторской школы, музыкального и вокального образования сделали хоровое творчество Швеции явлением мирового значения. В работе рассматриваются слагаемые этого успеха, выдвинувшие шведскую хоровую культуру в мировые лидеры.

В основу работы положены материалы изданных хоровых сочинений шведских композиторов, хранящиеся в Стокгольмской королевской библиотеке, музыкальной библиотеке Высшей школы музыки, Шведского информационного музыкального центра (STIM), учебники сольфеджио современной музыки, используемые в педагогической и исполнительской практике, учебные программы училищ и музыкальных вузов, рукописные материалы, любезно предоставленные непосредственно авторами, а также интервью с ведущими композиторами и дирижерами. Обогатило общее представление о хоровой культуре Швеции предоставленная возможность участия автора работы в ежегодном съезде хормейстеров, состоявшемся в 2001 году в г. Гётеборге. Важную роль в работе над диссертацией сыграли личные наблюдения, полученные за год стажировки в Стокгольме, а также возможность присутствовать и работать на репетициях таких хоровых коллективов, как Хор Шведского Радио, Камерный хор Э.Эриксона, Хор Королевской академии музыки, Хор собора СвЛкоба, Академический хор г. Уппсала, Хоровые коллективы Музыкальной гимназии и школы Адольфа Фредрикса. Большое практическое значение в подготовке работы имело также непосредственное участие автора в проектах создания новых концертных программ и выступлений.

Принятый в диссертации исследовательский метод основывается на подходах и установках, разработанных в историко-теоретических трудах отечественных музыковедов в вопросах стиля и жанра современной музыки. В процессе исследования были применены различные методы музыковедческого анализа: от рассмотрения отдельных параметров музыкального языка до композиционно-стилистического анализа сочинения в единстве его содержания и формы.

Предмет исследования - приоритетные направления в композиторской и исполнительской практике современной шведской хоровой культуры, в концертной политике, в системе музыкального образования, в музыкальной педагогике.

Работа включает в себя Введение, две части, четыре главы, Заключение, библиографический список и Приложения.

В первой части «Общие тенденции хоровой культуры Швеции» содержится две главы, посвященные вопросам развития и становления хоровой культуры Швеции:

- в главе 1 «Культ хорового пения как основа музыкального искусства Швеции» рассмотрены основные этапы развития хоровой культуры страны в XX веке, особенности системы музыкального образования и представлены ведущие хоровые коллективы;

- в главе 2 «Новые методики развития слуха: учебники сольфеджио современной музыки» представлены три учебных пособия, используемых как в педагогической практике вузов и средних учебных заведений, так и в практике хоровых коллективов. Это два учебника Л.Эдлунда «Modus Novus» («Новый модус») и «Korstudier» («Хоровые этюды»), а также учебник Г.Эрикссона «Кбг ad lib.» («Хоровая импровизация»).

Во второй части содержатся творческие портреты композиторов Ларша Эдлунда и Томаса Еннефельта. В этих главах рассматриваются вопросы музыкального языка, стиля и жанра.

Приложения к работе включают в себя нотные примеры, интервью автора работы с ведущими хоровыми дирижерами, программы концертов Камерного хора Э.Эриксона, данные выборочно в период с 1946 до 2001 года, дискографию.

Часть I. Тенденции развития хоровой культуры Швеции в период 1945 - 2000 гг.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Глузберг, Марианна Леонидовна

Шведская хоровая музыка - это феноменальное явление в европейской

культуре. Пение всегда являлось исторически первичной формой музы кального искусства, но в Швеции, в отличие от многих европейских стран,

хоровое искусство, базируясь на народно-песенном творчестве и уходя

корнями в фольклор, стало сегодня живой тканью и неотъемлемой частью

шведской культуры, демонстрируя своюглубокую национальную само бытность] Феномен шведской хоровой музыки состоит в том, что вследст _^———j^

вне своей массовости и широкой доступности, хоровое творчество являет ся сегодня наиболее демократичным жанром шведского искусства, заметно

доминирующим над жанрами развлекательно-бытовой и эстрадно массовой культуры. Причиной такого успеха является прежде всего приня тая в Швеции и поддержанная государством система музыкального воспи тания и образования, рассчитанного не на создание элитных хоров, а на

развитие массовой певческой культуры и создание на ее основе музыкаль ных коллективов высокого уровня. Важное значение имеет при этом осо бенность хорового исполнительства, состоящая в тесном живом общении

хора, дирижера и композитора в процессе работы. Эти причины столь ус пешного состояния шведской хоровой музыки закрепили за Швецией сла ву «поющей страны», в которой хоровое искусство отличается своей мас совостью, являясь демократической и хорошо функционирующей формой

общественной деятельности. Об этом свидетельствует большое количество

концертных площадок и проводимые в стране многочисленные фестивали

и конкурсы хоровой музыки. Слагаемые успеха шведской хоровой музыки - еще и в том, что не смотря на ее глубокую почвенность и верность традициям, Швеция не ос талась в стороне от пришедших с европейского континента идей новой му зыки, основанной на новой стилистике и плюрализме музыкального мыш ления. Вторжение новой музыки в музыкальную атмосферу Швеции в 80-е

годы прошлого века привело к бурному развитию хорового исполнитель ства и композиторского творчества, вызвало появление новых ярких имен

и значительных высокохудожественных произведений. Важная роль в раз витии и становлении хоровой музыки в сегодняшней Швеции принадлежит

Ларшу Эдлунду и Томасу Еннефельту - новаторски экспериментирующим

В ЭТОМ жанре композиторам, лидерам шведской хоровой классики. Истори ко-аналитический обзор творчества этих композиторов подчеркивает вы разительную сущность их музыки и показывает, что несмотря на принад лежность к различным направлениям и поколениям, этих композиторов

объединяет удивительное хоровое «чутье» и «слышание» хора, который

рассматривается ими как живой инструмент, создающий всякий раз в тес ном и свободном общении с композитором и дирижером новую эстетиче скую реальность. Не случайно музыка этих композиторов получила меж дународную известность, а их произведения часто входят в обязательную

программу исполнителей на международных музыкальных фестивалях и

конкурсах. Безусловно, творчество Ларша Эдлунда и Томаса Еннефельта

должно стать предметом глубокого музыковедческого исследования. Высокий уровень шведской хоровой культуры, основанный на ее при вязанности к собственным корням при одновременной чуткости и воспри имчивости к новым музыкальным веяниям, сделали Швецию страной,

справедливо названной «шведским хоровым чудом».

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Глузберг, Марианна Леонидовна, 2006 год

1. Адорно Т. В. Философия новой музыки. - М., 2001.

2. Байер К. Репетитивная музыка // Советская музыка. 1991. № 1.

3. Батюк И. Современная хоровая музыка: Теория и исполнение: Очерки. - М., 1999.

4. Бевз Особенности стиля А.Шнитке в хоровых сочинениях 70-80-х го- дов // Альфреду Шнитке посвящается. Вып.1. - М., 1999. 109-129.

5. БеракО.Л. Школа ритма. - М. 2004.

6. Булез П. Ориентиры I. Избранные статьи. - М., 2004.

7. Булез П. Построение импровизации // Ориентиры I. Избранные статьи. - М.,2004.С.151-173.

8. Бычков Ю. Н. Одноголосные диктанты. - М., 1996.

9. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. -МЛ975.

10. Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. - М., 1989.

11. Григорьева Г. В. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. - М., 1991.

12. Григорьева Г. В. Музыкальные формы XX века. - М., 2004.

13. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М.Д984.

14. Гуляницкая Н. О гармонии Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Вып.4.-М., 2004. 157-171.

15. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические ас- пекты русской духовной музыки. - М., 2002.

16. Гуляницкая Н. Руководство к изучению основ музыковедения.- М., 2004.155И.Дуффек Г.У. Альфред Шнитке «Lux aetema» // Альфреду Шнитке посвя-щается. Вып.4. -М., 2004. 242-255.

17. Дьячкова Л.С. Второй концерт для скринки с оркестром А.Шнитке: к проблеме скрытых планов, скрытых смыслов музыкального произведе-ния // Альфреду Шнитке посвящается. Вып.2. - М., 2001. 82-100.

18. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. - М., 2004.

19. Дьячкова Л.С. Ритуальная символика в Мессе И.Стравинского. Руко- пись.-М., 2003.

20. Житомирский Д. В., Леонтьева О. Т., Мяло К. Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. - М., 1989.

21. Карасева М. В. Сольфеджио. Психотехника музыкального слуха.- М., 1999,2002.

22. Карасева М. В. Современное сольфеджио в 3-х частях. - М., 1996.

23. КирнарскаяД. К. Музыкальные способности. - М., 2004.

24. Лебедева А. Ars combinatoria и музыкальная практика XVIII века. Авто- реф. дис.... канд. иск. -М., 2002.

25. ЛигетиД. Личность и творчество. - М., 1993.

26. Лосева О. От церковной музыки - к музыке духовной. Эскиз новой исто- рии реквиема // Западное искусство XX век. Проблема развития западно-го искусства XX века. - СПб., 2001. 155-175.

27. Маслёнкова Л. Интенсивный курс сольфеджио: Методическое пособие для педагогов. - СПб., 2003.

28. Мохов Н. Ю. Шведские симфонисты первой половины ХХ-го столетия // Музыкально-теоретическое образование и музыкальная культура новей-шего времени, часть I/ Ред. Дощечко П.А., Мятиевой О.М., Сидоро-вой М.Б. - М., МГУКИ, 2002.156

29. ПаисовЮ.И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980).- М., 1991.

30. Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина. - М., 1992.

31. Переверзева М. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. Автореф. дис. ... канд. иск. -М., 2005.

32. Поспелов П. Минимализм и репетитивная музыка // Музыкальная акаде- мия. 1992. Ш4.

33. Рудник О. Образы Священного Писания в творчестве Мессиана. Автореф. дис.... канд. иск. -М., 1999.

34. СапоновМ. Искусство импровизации. - М., 1982.

35. Соколов А. Музыкальная композиция XX века. Диалектика творчест- ва.-М., 1992.

36. Степанова КВ. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество // История современной отечественной музыки 1960-1990 гг. Вып. 3 / Ред. Долин-ская Е.Б. -М., 2001. 318-365.

37. Тараканова Е. Современная музыка и экспрессионистская традиция // За- падное искусство XX век. - СПб., 2001. 127-155.

38. Тевосян А. Хоровое искусство России 70-х годов. - М., 1982.

39. Теория современной композиции / Ред. Ценова В. - М., 2005.

40. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертек- стуального анализа. - М., 2004.

41. Тихонова И. Е. Хоровое сольфеджио в России. Методика. Опыт. - СПб., 2003.

42. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.1 / Ред. Паисов Ю. - М., 1999.

43. Харченко Жанр пассиона в музыкальной культуре XX столетия. Ди- пломная работа. РАМ им. Гнесиных - М., 2000.

44. Холопов Ю. К Гармония. Теоретический курс. - М., 1988.

45. ХолоповЮ. Н. Гармония. Практический курс. В 2-х частях. - М., 2003.

46. Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдуллина. - М., 1996.

47. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. - СПб., 1999.

48. Цареградская ТВ. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. - М., 2002.

49. Чистякова М. Луиджи Ноно: исследование композиционных принци- пов. Автореф. дис.... канд. иск. - М., 2000.

50. Шнитке А. Оркестровая микрополифония Лигети // Альфреду Шнитке посвящается. Вьш.2. -М., 2001. 12-18.

51. Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. - М., 1993. 157

52. Шульгин Д. И. Современные черты композиции Виктора Екимовского- М., 2003.

53. Adomo Т. W. Klangfiguren - Suhrkamp Verlag Berlin und Frankfurt am Main, 1959.

54. Adomo T. W. Einleitung in die Musiksoziologie. Zwolf teoretische Vorlesun- gen / Rewohlt Verlag, Munchen, 1968

55. Berendt J.E. und Uhde J. Prisma der gegenwartigen Musik. Tendenzen und Probleme des zeitgenossischen Schaffens / Furche Verlag, Hamburg, 1959.

56. Bergendal G. 33 nya svenska komponister. Kungl.Musikaliska Akademiens, 2001.

57. Bergendal G. Den forlorade sangen / Musik, 1995:8, Stockholm.

58. Brindle R.S. The Neu Musik. Oxford University Press, 1975.

59. Collaer P. Geschichte der modemen Musik. Alfred Kroner Verlag, Stuttgart, 1963.

60. Dibelius U. Modeme Musik 1945-1965. R.Piper & Co Verlag Munchen, 1966.

61. Edlund L. Korstudier. AB Nordiska musikforlaget / Edition Wilhelm Hansen. Stockholm. 1983.

62. Edlund L. Modus Novus. Larobok i fritonal melodilasning. AB Nordiska mu- sikforlaget / Edition Wilhelm Hansen. Stockholm.

63. Eriksson G. Kor ad lib. Bo Ejeby forlag. Goteborg, Sweden. 1995.

64. Giseler W. Komposition im 20. Jahrhundert. Celle, 1975.

65. Giseler W. Harmonik in der Musik des 20. Jahrhunderts. Celle, 1996.

66. Intervju med Thomas Jennefelt. Tonsatteren: en outnyttjad produkt // STIM- nytt, 1994 (9:2).

67. Jacobsson S. and Peterson KG. editors. Swedish Composers of the 20th Cen- tury / STIM, Stockholm, 1988.

68. Jennefelt T. Eric Ericson intervjuas //Nutida Musik 26,3 (1982/1983).

69. Jennefelt T. Och fran Rangstr4ms fonster hordes sang / Tonsattere om tonsat- tere, Bromma,Ed: Reimers, 1993.

70. Jost E. herausg. Die Musik der achtziger Jahre / Schottverlag, Mainz, 1990. Sl.Klippelholz W. Sprache als Musik. Pfau-Verlag, Saarbrucken, 1995.

71. Klockljung M. Har nutida konstmusik nagon plats i skolan? // Fotnoten, 1996.

72. Koch E. V. Musik och minnen / Furfattarforlaget, Stockholm, 1989. 158

73. Lang Р.Н. edited. Problems of modem music // W.W.Norton & company. Ing. New York, 1962.

74. Ligeti G., Lutoslawski W., Lidholm I. Three Aspects of New Musik // Nordiska musikforlaget, 1968.

75. Magnus F. All aboard Jennefelt's «Vessel» // Dansk musiktidskrift 1994/1995 (69:1).

76. Malmin O. A survey of the Choral Musik of Twentieth-Century Swedish Com- posers / DMA Thesis at the University of Iowa, 1973.

77. Petersen G. Die neue Musik zwang uns, die Ohren zu spitzen // Musik in Schweden, 1980:3.

78. Peterson H.-G. En Arena mer vidunderlig an nagot operhus // Musikdramatik, 1993:4.

79. Peterson H.-G. T.Jennefelt. A composer with a language of his own / Hight- light 1998:5.

80. Poos H. editor. Chormusik und Analyse // Schott Verlag, Mainz, 1997.

81. Reimers L. and Wallner B. editors. Choral music perspectives // The Royal Swedish Akademie of Music, 1993.

82. Schmidt Chr.-M. Brennpunkte der Neuen Musik Musikverlag Hans Gerig Koln, 1977.

83. Schonfelder G. and Estrand H. Prinzip Wahrheit -Prinzip Schonheit: Asthetik der neueren schwedische Musik. Kungl.Musik. Akademie, Stockholm, 1984.

84. Sparks R. The Swedish Choral Miracle / Blue Fire Productions, 2000.

85. Stenbock H. Svensk korpedagogik i ett kammarmusikaliskt perspektiv // Dis- sertation, Centrum fur Musikpedagogische Forschung der Koniglichen Musik-hochschule, Stockholm, 1992.

86. Stephan A. herausg. Terminologie der neuen Musik / Verlag Merseburger Ber- lin, 1965.

87. Vogt H. Neue Musik seit 1945 / Philipp Reclam jun.Stuttgart, 1972.

88. Zaugg M. Schwedische Chormusik - ein Uberblick. Diplomarbeit. Basel, 2000.159ИРИЛОЖЕИИЯНОТНЫЕ НРИМЕРЫЛЛРШ ЭДЛУНДMissa Sancti Nicolai (57)160

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.