Система жанров в лирике В. К. Кюхельбекера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 01.01.01, кандидат филологических наук Ложкова, Татьяна Анатольевна

  • Ложкова, Татьяна Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1988, Свердловск
  • Специальность ВАК РФ01.01.01
  • Количество страниц 227
Ложкова, Татьяна Анатольевна. Система жанров в лирике В. К. Кюхельбекера: дис. кандидат филологических наук: 01.01.01 - Математический анализ. Свердловск. 1988. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ложкова, Татьяна Анатольевна

Введение. . . 3

Глава I. Духовный пир "истинного сына века". . 8-132 1*1, Основные принципы художественного мышления Кюхельбекера. . 8

1*2* Поэтический мир оды - царство свободной води художника . 31

1.3. Песенные жанры . 68

1.4. Элегический мир поэта. . 82-III

1.5. В поисках "родного" сердца: послания . .IXX-I

Глава 2» Перед лицом Вечности. • .133

2.1* "Чудесная искра" мысли:медитации, притчи, гномы . . .*.133

2.2. Подражания псалмам.148

2.3* "Духовные11 стихи . .174

2.4. Исповедь "неколебимого сердца"/сонеты/. 188

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Математический анализ», 01.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система жанров в лирике В. К. Кюхельбекера»

Лирика занимает важное место в творчестве В. К.Кюхельбекера. В то же время известно, что на протяжении всей своей жизни художник обнаруживает сильное тяготение к эпическим и драматическим формам. Значительные творческие успехи в этих областях (трагедия *Проко#яй Ляпунов", мистерия "ЙжорскиЙ", роман "Последний Колонна" и др.) привлекали пристальное внимание исследователей. Анализ лирики мы встречаем лишь в общих обзорах творчества поэта-декабриста, чаще всего - в качестве предварительных наблюдений перед анализом рунных драматических и эпических сочинений.

Весьма ценные и глубокие наблюдения В.Г.Базанова, Н.В.Королевой, А.В.Архиповой, Б.С.Мейлаха и др. над проблематикой, развитием отдельных тем и мотивов в лирике Кюхельбекера, размышления о некоторых особенностях жанровой системы и стиля» поисках в т области метрики, носят все же эпизодический характер . Задача этих работ заключается в том, чтобы дать общее представление • О творческой эволюции художника на протяжении всей его жизни, либо в отдельные крупные периоды, поэтому естественно стремление исследователей к выделению основных, опорных идей и принципов, цементирующих все творческое наследие Кюхельбекера в единое целое .

В ряде работ, посвященных развитию историко-^яитературного процесса в начале XIX века лирика Кюхельбекера рассматривается

Базанов В.Г. Поэты-декабристы. К.Ф.Рылеев. В.К.Кюхельбекер. А.й.Одоевский. - Л.: АН СССР, 1951; Королева Н.В. В.К.Кюхельбекер // В.К.Кюхельбекер Избранные произведения: В 2 т. T.I. -М.-Л.: Сов.писатель, 1967. С.5-61; Архипова А.В. Литературное дело декабристов. - Л.: Наука, 1987; Мейлах Б.С. В.К.Кажельбекер // Кюхельбекер В.К. Избранные произведения. - Л.: Сов.писатель, 1959. С.5-54 и др. с точки зрения типологических связей с теми или иными историко-литературными явлениями. Так, Ю.Н.Тынянов анализирует прежде всего те художественные особенности лирики поэта, которые, по его мнению, сближают ее с творческой программой группировки "младот архаистов'. Авторы "Истории русской поэзии" сосредоточили свое внимание на анализе типологических связей творчества Кюхельбекера с декабристской поэзией. Отметим, что если в главе, посвященной истории декабристской поэзии 20-х годов, в качестве предмета анализа привлекается собственно лирическое творчество Кгахельбе кера, то в главе, освещающей судьбу декабристской поэзии после 1825 года, анализируются практически только лиро-эпические и о драматические произведения Кюхельбекера .

Исследователи русского романтизма обращают внимание прежде всего на связи лирики Кюхельбекера с современными литературными 4 течениями .

Таким образом, лирика Кюхельбекера чаще всего анализируется в той мере, в какой ее изучение помогает решению крупных задач, возникающих в ходе изучения историко-литературного процесса в целом.

Лирическое творчество поэта практически до сих пор не являлось предметом специального исследования. Наши представления о

Тынянов Ю.Н. Пушкин и Кюхельбекер // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. -М.: Наука, I960. С.233-294 и др.

2Архипова А.В. Поэты-декабристы // История русской поэзии: В 2 т. T.I. - Я.: Наука, 1969. С.282-302.

Киселев-Сергенин B.C. Поэзия декабристов после 1825 года// История русской поэзии: В 2 т. T.I, - Л.: Наука, 1968. С.457-467.

Майшн Е.А. 0 русском романтизме. - М.: Просвещение, 1975; История романтизма в русской литературе (1790-1825). - М.: Наука, 1979. 312 с. и др. нем отрывочны, растворены в более общих историко-литературных моделях, затеняющих ее подлинное и самостоятельное значение. Поэтому становятся возможными достаточно категоричные выводы о нелирической основе структуры творчества Кюхельбекера в целом* Так, Ю.Н.Тынянов, практически отказываясь в одной из своих работ от анализа лирики декабриста в период крепостного заточения и ссылки, замечает: "Творчество Кюхельбекера - эпическое и драматическое, и только в меньшей мере он обращается к лирике"1.

На наш взгляд, такое утверждение существенно обедняет наше представление о своеобразии творчества Кюхельбекера, о том месте, которое занимал поэт в историко-литературном процессе современной эпохи. Известно, что 20-30 годы XIX века в России были временем расцвета именно лирики. Сам Кюхельбекер, давая характеристики современному состоянию русской литературы в своих критических статьях, выдвигает на первый: план анализ лирики, поскольку полагает, что именно в этой сфере достигнуты наибольшие успехи, обнаруживаются существенные для понимания закономерностей развития литературы явления. Ярким примером такого подхода к оценке современной литературной ситуации служат статьи "Взгляд на текущую словесность" (2,435-450)2, "0 направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие" (2,435-459), "Разговор с Ф.В.Вулгаринш* (2,461-468). На протяжении всей своей творческой деятельности Кюхельбекер постоянно обращаетря к лирике, им создано более 200 стихотворений. Поэт широко использует лирические вставки, отступления в своих поэмах, драмах.

Тынянов Ю.Н. Б.К.Кюхельбекер // В.Кюхельбекер. Избранное: в 2 т. T.I. - Л.: Сов.писатель, 1939, С. 1У. десь и далее: Кюхельбекер В.К. Путешествие, Дневник. Статьи. - JL: Наука, 1979. 789 с.

Следовательно, без понимания особенностей его лирического мышления невозможно вполне глубоко осмыслить и лиро-эпическое, драматическое наследие художника. Наконец, В.Кюхельбекер - заметное явление в русской поэзии 20-30 годов, и анализ его лирического творчества может существенно уточнить представление об общем характере развития историко-литературного процесса, его закономерностях.

Предмет настоящего исследования - лирика Кюхельбекера как закономерно организованное поэтическое единство, обусловленное своеобразием личности поэта, его мировоззрением, особенностями поэтического мышления.

Актуальность исследования - необходимость воссоздания наиболее полной картины развития русской лирики начала XIX века в ее системной целостности, недостаточная изученность лирического наследия В.К.Кюхельбекера, необходимость изучения данных вопросов истории русской литературы с позиций современной методологии, опирающейся на системно-целостный подход.

Новизна исследования - рассмотрение ранее неизученных материалов, рукописных источников; широкое привлечение историко-литературного контекста; выявление типологических и историко-дга-тературных связей творчества Кюхельбекера с поэзией начала XIX века; обращение к проблемам изучения эволюции русской лирической поэтики в ее системной целостности.

Методологическая и теоретическая основа - представление о модификациях метода романтизма в творчестве русских поэтов начала века, утвердившееся в литературоведении на основе разработки диалектико-материалистического подхода к анализу историко-литературного процесса. Методом работы является системно-целостный анализ в сочетании с типологическим и сравнительно-историческим подходом.

Достоверность исследования обеспечивается:

- изучением лирики Кюхельбекера в максимально полном объеме, привлечением материалов из архивных фондов Рукописного отдела Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом).

- рассмотрением творческого пути художника в русле литературного процесса России начала XIX века.

Цели и задачи работы:

- представить лирику Б.К.Кюхельбекера во всей ее целостности, единстве с особенностями его личности;

- рассмотреть истоки творчества поэта в начале XIX века, на фоне современных литературных явлений;

- установить мировоззренческую основу творчества поэта;

- дать анализ лирики Кюхельбекера во взаимодействии с основными направлениями движения русской общественной жизни и эволюции поэтической системы русской лирики, соотнести творчество поэта с поисками любомудров, Тютчева;

- представить свое понимание природы единства лирической системы поэта, его основных закономерностей;

- установить взаимосвязь лирики Кюхельбекера с дальнейшим развитием русской поэзии.

Исходя из этого, в поле нашего зрения попадает практически весь объем лирического наследия поэта, связанный с его творческими поисками 20- начала 40-х годов XIX века, а также ранняя лирика лицейского периода как исходный толчок творческой эволюции писателя.

Похожие диссертационные работы по специальности «Математический анализ», 01.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Математический анализ», Ложкова, Татьяна Анатольевна

- 196 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лирика Кюхельбекера представляет собой достаточно цельную систему, Ее структура определяется взаимодействием между двумя единствами лирических текстов, тяготеющими, с одной стороны, к выражению духовных переживаний современной личности, и с другой стороны - к осмыслению общечеловечески*, общемировых ценностей. На всех ее уровнях проявляется тяготение поэта к обобщенности лирического переживания, сопряжению его с высшими мировыми процессами и закономерностями, включению в общее состояние мира»

Кюхельбекер постоянно соотносит свои чувства с общемировыми и общечеловеческими ценностями. Отсюда достаточно ярко выраженная ориентация поэта на устойчивые историко-литературные и общекультурные образования. На поэтическом уровне эта ориентация находит выражение в обращении к достаточно стабильным жанровым формам.Важнейшей особенностью поэтической системы Кюхельбекера является повышенная роль объекта в структуре лирического переживания, поскольку представление об общих ценностях оказывается связанным прежде всего именно с ним» Поэтому субъект в лирике Кюхельбекера выражает свое внутреннее состояние через описание внешнего мира. На первый план выдвигается предмет переживания, который может быть разным /пейзаж, событие, пригрезившееся видение и т.д./,но всегда значительным.Переживание, включенное в общее состояние мира и сопряженное с высшими закономерностями, поднимается на уровень философского обобщения. Этой задаче подчинены все изобразительно-выразительные средства.

По сути дела, в творчестве Кюхельбекера мы встречаемся с особым вариантом субъектно-объектных отношений, на возможность которого указывал в свое время Гегель. Он отмечал, что можно выделить по

крайней мере два таких типа. Для первого характерно стремление к непосредственному выражению лирических чувств.Поэт пытается "внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях,состояниях, переживаниях и страстях своего сердца и духа"*. К этому типу, на наш взгляд, тяготеют поэты пушкинской школы.

Но возможен и другой тип, при котором роль объекта в структуре лирического переживания значительно повышается,чувство выражается опосредованно,через предметное описание,Общее звучание текста остается лирическим:"Главное здесь - не описание и изображе-' нив реального события, лишенные какой-либо субъективности, а, наоборот, способ восприятия и чувство субъекта, настроение - рад9-стное или печальное, бодрое или вялоеГегель заметил некоторую закономерную связь между вышеназванными способами субъектно-объ-ектных отношений и характером переживания: второй тип более способствует передаче душевных переживаний величественного характе-

pa, идей, носящих всеобщий, надличный характер0*

Конкретный сравнительно-исторический анализ позволяет нам сделать предположение о том, что данной тип еубъектно-объектных отношений достаточно широко представлен в русской поэзии и характерен прежде всего для той линии, которую принято называть философской. Лирика Кюхельбекера во многом близка ей»

В современном литературоведении предпринимались неоднократные попытки выявить критерии целостности философской лирики как

1. 1 Гегель Г.В.Ф. Эстетика:В 4 т. Т.З.- М. Искусство, 1971. С»501*

2 Там же» С.497»

3 Там же. С. 496-503.

поэтического явления*. На наш взгляд, наиболее плодотворен путь, предложенный Р.С.Спивак, которая полагает, что ведущий критерий

единства философской лирики следует искать непосредственно в худо-

жественной структуре. В качестве такого критерия она выдвигает предмет художественного изображения - родовые, сущностные особенности сознания человека.Полагаем, что наши наблюдения за поэтикой Кюхельбекера позволяют выдвинуть по крайней мере еще один критерий этого единства: особый способ субъектно-объектных отношений и особую организацию поэтического мира, особый тип выражения авторского сознания и лирического переживания.

Предложенный в данной работе путь анализа позволяет прокорректировать современные представления о характере развития русской лирики первой половины XIX века* Мы полагаем возможным не согласиться с концепцией В.Кожинова, который, поставив вопрос о вызревании в кружке Раича и Обществе любомудрия новой школы русской поэзии, в то же время расширяет рамки этой школы фактически до полного объема лирики 30-х годов:"Все поэты, выступавшие в литературу в конце I820-I830-х годов, ориентировались в своем творчестве на новую школу"^. Исследователь излишне категоричен в своих выводах, основанных по сути лишь на учете тематического единства

1 Гинзбург Л.Я. (Лирике.-Л. :Сов.писатель, 1974; Маймин Е.А. Русская философская поэзия.-М.:Наука, 1976; Щеыелева Л.М. О русской философской лирике XIX века //Вопросы философии.-1974. -№ 5. C.90-I00.

^ Спивак Р. С. Русская философская лирика.Проблемы типологии жанров.- Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1985. С.6.

3 Кожинов В. О тютчевской плеяде //Поэты тютчевской плеяда.-М.: Сов.Россия, I982.C.9.

поэзии этого времени. В.Кожинов полагает, что творчество декабристов находится за рамками этой школы. Конкретный анализ творчества В.Кюхельбекера и Ф.Глинки показывает, что в нем представлены своеобразные варианта философской лирики, раскрывшие возможности, не полностью реализованные в творчестве других поэтов. Тем самым существенно меняется представление о составе и хронологических рамках данного явления в русской лирике. "Новая школа", или "тютчевская плеяда" не сменяет пушкинскую, как полагает В.Кожинов, но развивается параллельно ей с самого начала XIX века, впервые заявив о себе в лирике С.Боброва.

Декабристская поэзия прочно связана с процессом развития поэтической системы русской лирики. Она представляет собой не только определенное идейно-стилистическое единство, но и закономерное звено в общей структуре историко-литературного процесса. В ней не только завершаются определенные процессы эволюции поэтического сознания начала XIX века, но и закладываются основы дальнейшего развития лирической поэтики, в частности подготавливается появление таких значительных лирических явлений, как творчество Тютчева.

Наши наблюдения позволяют по-новому взглянуть и на дискуссию по проблеме метода декабристской поэзии.Как известно, единого мнения здесь пока нет. Так, ^А.М.Гуревич полагает, что доро-мантические явления в декабристской поэзии настолько сильны, что не позволяют считать ее романтической^. В.Г. Базанов рассматривал метод декабристской поэзии как романтизм "особого толка",

1 Гуревич A.M. На подступах к романтизму / о русской лирике 1820-х годов// Проблемы романтизма.-М. :Искусство,1967. С.154-231.

с огромным"привесом" просветительских традиций1. Наконец, Г.А.Гу-ковский, В.А.Бочкарев, Е.М.Пульхритудова и др£. склонны рассматривать декабристское творчество в общем русле литературы гражданского романтизма, полагая, что классицистические элементы органично входат в романтическую художественную систему и не являются аналогичными поэтике ХУШ века, поскольку модифицируются, Процесс этой модификации до сих пор изучен недостаточно, поэтому анализ часто сводится к простому подсчету по принципу "чего больше", либо к изучению частных моментов. Предложенные в данной работе наблюдения позволяют значительно расширить представление о связях поэтики декабристов с предшествующими традициями. Так, у Кюхельбекера мы находим не только элементы поэтики ХУШ века, но и связи с библейскими традициями. Тем самым проблема переводится на уровень преемственности в развитии литературных явлений в самом широком масштабе. Конкретные наблюдения позволяют выявить и сами принципы функционирования традиционных элементов в условиях новой художественной системы, увидеть их модификации, благодаря которым они становятся органической частью этой новой системы. Тем самым представляется возможность выхода на общую проблему модификации художественных систем в ходе историко-литературного процесса.

* Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы.Поэзия.0.26.

2 ГуковскиЙ Г.А. Пушкин и русские романтики.-М.:Худож.лит., 1965.С.180; Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия периода подготовки восстания декабристов/1816-1825 г.г.// Уч. зап. / Куйбыш. пед. ин-т.Куйбьпнев,1968, вып.56, С.28;Пульхритудова Е.М. Романтическое и просветительское в декабристской литературе// К истории русского романтизма. -М.:Наука, 1973. С. 48. и др.

• 201 -Список ли теш туш

I* Классики марксизма-ленинизма

1*1* Ленин В. И. Аграрная программа русской социал-демократии // Поли, собр. соч.- Т.б. - С. 303-348»

1.2. Ленин В.И. Политический кризис и провал оппортунистической тактики // Поли. собр. соч. - T.I3. - С.348-364.

1.3. Ленин В.И. Памяти Герцена // Поли» собр. соч. - T.2I. - С.255-262.

1.4. Ленин В.И. Роль сословий и классов в освободительном движении // Полн.собр.соч.- Т.23*- С. 397-399.

1.5. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России// Поли. собр.соч. - Т.25. - С, 93 - 101.

1.6. Ленин В.И. 0 национальной гордости великороссов // Полн. собр. соч. - Т.26. - С.106 - 110.

1.7. Ленин В.Й. Доклад о революции 1905 года // Полн. собр. соч. - Т.30. - С. 306 - 328.

. 2. Материалы

2.1. Кюхельбекер В.К. Избранные произведения; В 2 т./ Вступит, статья» подгот. текста и примеч. Н.В.Королевой.-М.; Л.: Сов. писатель» 1967.

T.I. Стихотворения.Поэмы. - 666 с.

Т.2. Поэмы. Драмы. - 787 с.

2.2. Кюхельбекер В.К. Путешествие, ^евник.-Статьи.- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. - 790 с.

2.3. Собрание стихотворений декабристов.- Лейпциг: Т.А. Брокгауз, 1862. - ХУХ, 282 с. /Б-ка рус. авторов, т.П/

2.4. Избранные стихотворения Вильгельма Карловича Кюхельбекера. - Веймар: Шо-де-фон. Ф.И.Бутурлин, 1880,- 128 с.

2.5. Кюхельбекер В.К. Полное собрание стихотворений.- М.: 1908.- 200 е. /Б-ка декабристов, вып.Х1, кн.З /.

2.6. Кюхельбекер В.К. Сочинения: В 2 т. T.I./Вступ.статья, ред. и примеч. Ю.Тынянова. - Л.: Сов. писатель, 1939,- U0QC, 482 с./Б-ка поэта.Большая серия/

2.7. Кюхельбекер В.К. Стихотворения /Вступ. статья, ред, и примеч. Ю.Тынянова.- М.: Сов.писатель, 1939.- ХЦШ, 326 с. /Б-ка поэта. Малая серия/

2.8. Кюхельбекер В.К. Стихотворения,- Язд.2-е./ Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Б.С.Мейлаха.- Л.: Сов.писатель, 1952.- 428 с./Б-ка поэта. Малая серия/

2.9. Кюхельбекер В.К. Избранные произведения.- Изд. 3-е / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Б.С. Мейлаха.-

Л.: Сов, писатель, 1959. - 451 с»

2.10 Кюхельбекер В К. Духовные стихотворения // РО ЙРЖ P.I. Оп. 12. Ед. хр. 196.

2.II. Декабристы-литераторы: Т.59. В 2 ч.- М.: АН СССР, 1954-1956./Лит. наследство/

4.1. - 805 с.

Ч. 2. - 462 с.

2.12 Гастфрейнд. Н. Товарищи Цушкина по имп.Царскосельскому лицею. М атерйалы для словаря лицеистов первого курса I8II-1817 г.г: В 3 т. - Пб., I9I2-I9I3.

2.13. Грот К.Я. Пушкинский лицей /1811-1817/.Зумаги первого курса. -Ш., 19II, - 460 с.

2.14. Грот Я. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники,- Изд. 2-е, доп.- Спб, 1899. - 315 с.

2.15. Кобеко Д. Имп. Царскосельский лицей. Наставники, питомцы.- Пб., 1911,- 553 с.

2.16. Глинка Ф.Н. Избранные произведения/ Вступ. статья, подгот. текста, примеч. В.Г.Базанова.- Л.: Сов. писатель, 1957.- 501 с.

2.17. Поэты-радищевцы/ Вступ. статья, сост. и подгот. •текста П.А. Орлова.- Л.: Сов, писатель, 1979.- 588 с.

2.18 Поэты I820-1830-х годов/Вступ. статья и общ.ред. Л.Я.Гинзбург.- Л.Сов. писатель,1972.

T.I. - 792 с.

Т.2. - 766 с.

2.19. Поэта I790-I8I0 годов/ Вступ. статья и сост. Ю.М. Лотмана.-Л.:Сов. писатель, 1971. - 911 с.

2.20. Раевский В.ф. Полное собрание стихотворений/ Вступ. статья А.В.Архиповой и В.Г.Базанова. Подгот. текста и примеч. В.Г.Базанова.- М.; Л.: Сов. писатель, 1967.- 254 с.

2.21. Рылеев К.Ф. Полное собрание стихотворений / Вступ. статья В.Г. Базанова и А.В.Архиповой. Примеч. А.В.Архиповой и А.С. Ходорова. Подгот. текста А.В.Архиповой.-Л.: Сов. писатель, 1971. - 480 с.

2.22. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.-М.: Наука, 1977. - 703 с.

2.23. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. - 451 с.

2.24. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3 т. /Общая ред. и вступ.статья

И.Я.Щипанова. Подгот. текста к печати и примеч. С.Я. Штрайха. М.; Госполитиздат, 1951.

2.25 Русские эстетические трактата первой трети XIX века: В 2 т./Сост, вступ. статья и примеч. З.А.Каменского,- М.: Искусство, 1974*

T.I. - 406 с. Т. 2. - 647 с.

2.26. Шеллинг Ф. Система трансцедентального идеализма.-Л.: Соцэкгиз, тип."Печатный двор", 1938. - ХХП, 480 с.

2^27. Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.:Шсль, 1966.-496 с.

2.28. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т.З. - М.: Искусство, 1971. -

2.29. Лицейские лекции. - Красный архив. -1/80/. - М.,1937. - С.75-206.

3. Критическая литература

3.1. Архипова А.В. Литературное дело декабристов.- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. - 190 с.

3.2. Архипова А.В. Из литературной полемики 1820-х годов /В.Кюхельбекер, "архаисты" и"новаторы%- Рус. литература.-I960.- IP 3* - с. 14-25»

3.3. Архипова А.В. О русском предромантизме.- Рус. литература, 1978. - Р I. - С» 14-25.

3.4. Архипова А.В. Отзвуки литературной полемики 1810-х годов в письмах Г.А.Глинки к В.К.Кюхельбекеру//Пушкин» Исследование и материалы. - Т. УШ.- Л.: Наука, 1978. С.147-150.

3.5. Базанов В.Г. Поэты-декабрисш. К.Ф.Ршеев. B.K.Hto-хельбекер. А.И.Одоевский. - М.| Л.: АН СССР, 1950. - 220 с.

3.6» Базанов В.Г. Поэтическое наследие Федора Глинки /10-30-е годы XIX века/.- Петрозаводск, 1950.- 127 с.

3*7. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературй. Цубли-цистика.Проза.Критика. - М.: Гослитиздат, 1953.- 528 с.

ЗФ8. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. - М,; Л.: Гослитиздат, 1961. - 471 с.

3,9. Базанов В.Г. Ученая республика /Вольное общество любителей российской словесности/.- М.; Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1964. - 463 с.

ЗЛО. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия периода подготовки восстания декабристов /1816 - 1825 г.г./ -Куйбышев, 1968. - 527 с.

3.11. Булич Н.Н. Очерки по истории русской литературы и Просвещения с начала XIX века.- Спб.,1912. - 711 с.

3.12. Горбунова Л.Г. Проблема народности в литературно-теоретической концепции В,К.Кюхельбекера//Фольклор народов РСФСР. - Уфа, 1980. - Вып. 7. - С. 91-98.

3.13. Ермолаева И.И. Жанрово-видовое своеобразие декабристской литературы// Уч. записки / Моск. гос. пед. ин-т. -1964.- Вопросы стиля художественной литературы. C.92-II2.

3.14.Декабристы и их время. Материалы и сообщения/ Под ред. М.П.Алексеева и Б.С.Мейлаха.- М.; Л.: АН СССР, 1951.-384 с.

3.15. Декабристы и русская культура.- Л.: Наука,Ленингр. отд-ние, 1976. -355 с.

ЗЛб.Замотин И. И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе. -Т.2. Романтический идеализм в русском обществе и литературе 20-30-х годов XIX столетия.-Спб,1907.-430 с.

3.17. Илюшин А.А. 0 поэзии декабристов. - Вестник Моск. гос. ун-та. Филология. - 1975.- № 6. - С.3-8

3.18. История русской литературы: Т.УТ.-М.; Л. : ДН СССР, 1953. - 612 с,

3.19. История русской литературы: В 4 т. Т.2.- Л.:Наука, 1981.- 655 с.

3.20. История русской поэзии: В 2 т. T.I.-Л.: Наука,1968. С.- 560 с.

3.21. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига.Литературная деятельность декабристов, - М.: Просвещение, 1987. -240 с.

3.22. Котляревский Н.А. Литературная деятельность декабристов. В.К.Кюхельбекер// Рус. богатство. - 1901.- № 3,-

СЛ10-137; IP 4.- С.47-87.

3.23. Котляревский Н.А. Литературные направления Александровской эпохи.- изд.2, перераб.- Спб., 1913,- 407 с.

3.24. Либинзон З.Е. Писатели-декабристы и Шиллер//Пробле-м& традиций и новаторства в художественной литературе.-Горький, 1978. - С.78-92.

3.25. Литературное наследие декабристов,- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1975.- 400 с.

3.26. Лотман Ю.М. Проблема народности и пути развития литературы преддекабристского периода//(русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. -М.:Л.: Гослитиздат, I960. С.3-51*

3.27. Мейлах B.C. Заветный "словарь" В.К.Кюхельбекера// Вопросы лит. - 1975. - Р II.С. 195-206.

3.28. Мейлах B.C. Литературно-эстетическая программа дека-бристов//Мейлах Б.С. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Сов. писатель, 1958. C.252-30I.

3.29. Мкалаева Т. Шиллер в оценке Юокельбекера//Уч. зап./ Моек обл. пед. ин-т, 1964.- Т. 152.вып.9-10. С.27-43.

3.30. Остаева Р.Д.Традиции высокого стиля в языке русской гражданской поэзии первой трети XXX века// Науч. доклады высш. школы / Филологические науки.-1973. - № 2. C.93-I03.

3.31. Попов И.В. Литературная критика предденабристского периода в ее публицистическом аспекте. Учеб. пособие для спецкурсов и епцееминаров по истории русской критики.- Куйбышев, 1975.- 160 с.

3.32. Попов И. В. Публицистическая критика декабристского времени. Учеб. пособие для спецкурсов и спецсеминаров по истории русской критики.- Куйбшев, 1979.- 88 е.

3.33. Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. - Спб., 1885. - 543 с,

3.34. Пыпин А.Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов. Исторические очерки.- Изд. 4-е.- Пб., Колос, 1909. - УШ, 519,- 1У1 с.

3.35. Пыпин А.Н. Очерки литературы и общественности при Александре I» - Пг.: Огни, 1917. - УШ,53б с.

3.36. Сакулин П.Н. Новая русская литература /Александровская эпоха/ - М», 1908, - 397 с.

3.37. Соколов А.Н. Героическая поэзия декабристов// Известия АН СССР / Отд-ние литерат. и яз. - 1950.- T.IX, вып. б. С.439-454»

3.38. Соколов А.Н. офомантизма к реализму. - М.: изд-во Моск. гос. ун-та, 1957. - 233 с.

3.39. Соколов А.Н. Поэты-декабрисш//Соколов А.Н. Лекции по истории русской литературы XIX века,- М.: изд-во Моск. гос. ун-та, 1951.- Вып. I.- С.43-84.

3.40. Стрельникова И.А. Человек и время в лирике декабристов// Межвуз. сб. науч. трудов /Куйбыш. пед. ин-т, 1981,-Т.256. С,55-61.

3.41. Стрельникова Й.А. О развитии метода декабристской поэзии в 30-е годы XIX века/ Науч. труды/ Куйбыш пед. ин-т.-1974.-Т.155. С.3-16.

3.42. Тынянов D.H. Пушкин и его современники,- М.; Наука, 1969.- 424 с.

3.43. Тынянов Ю.Н.Поэтика. История литературы. Кино. -М.: Наука, 1977.- 574 с.

3.44. Фризман Л.Г. Поэзия декабристов.-М.:Знание,1974.-

3.45. Богаткина М.Г. Философские аспекты изучения романтической поэзии//Проблема комплексности изучения художественного творчества.-Казань, изд-во Каз. гос. ун-та, 1980.С. 144-150.

3.46. Ванслов В.В. Эстетика романтизма.-М. :Искусство, 1966.-405 с.

3.47. Волков. И.Ф. Романтизм//Творческий метод.-М.:Искусство, I960. С. 168-208.

3.48. Вопросы романтизма /отв. ред.Н. А. Гуляев.- Калинин: изд-во Калинин, гос. ун-та, 1974.-137 с.

3.49. Вопросы романтизма/Межвуз. сб. Отв. ред. Гуляев Н.А.Калинин: из-во Калинин, ун-та.- Вып. 2.-1975. - 131 с.

3.50. Гаджиев А. А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества.-Баку, 1972.-347 с.

3.51.Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. - М, I89X.- IX, 774, XI с.

3.52. Григорьян К.Н. К изучению романтизма//Рус. литература.- 1967. -13. С. 124-141.

3.53. Гуляев Н. О спорном в теории романтизма//Рус. литература.-1966.-Ш. С. 66-78.

3.54. Гуковский Г. А. Пушкин и поэтика русского романтизма /Проблема национально- исторического колорита в романтической поэзии// Известия АН СССР/ Отд-ние литерат. и яз.,1940.-№ 2.С.56-92»

3.55. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики.-М.: Худож. лит., 1965.- 354 с.

3.56. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе. -М.: Просвещение, 1980. - 104 с,

3.57. Гуревич A.M. Романтики или классики?// Вопросы лит. - 1966.- № 2. С. I5I-I62.

3.58. Дмитриев А. С. Еще раз о проблемах романтизма// Вопросы лит. - 1966. 12.С. 145-158.

3.59. Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. -М.: изд-во Моск. гос. ун-та, 1975. - 264 с.

3.60. Дмитриев А S. Романтизм и Просвещение - борьба или взаимодействие?//Вопросы лит. - 1972.-$ 10. C.II7-I30.

3.61. Замотин И.И. Литературная почва "романтизма 20-х годов"/зачатки новых литературных вкусов и понятий в конце ХУШ и нач. XIX ст.//Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе: Т. I.- изд.2.-Спб.;М.: I9II.C.I-97.

3.62. Иезуитова Р. Поэзия русского оссианизма//Рус. литература. -1965. № 3. С. 53-74.

3.63. История романтизма в русской литературе. Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе /1790-1825/ - М.:Наука, 1979, - 312 с.

3.64. История романтизма в русской литературе. Романтизм в русской литературе 20-30-х г.г. XIX в./1825-1840/.-М.: Наука, 1979.- 328 с.

3.65. К истории русского романтизма/ Ред. коллегия: Ю.В.Манн и др.- М.: Наука, 1973.- 551 с.

3.66. Коваленская Н.Н. История русского искусства первой половины XIX века. - М»: Искусство, 1951. - 198 с.

3.67.КотляревскиЙ Н.А. Мировая скорбь в конце ХУШ и в начале XIX века. Ее основные эстетические и социальные мотивы и их отражение в художественном творчестве.-изд.З.-Пб., 1914. - ХХ1У, 405 с.

3.68. Кулешов В. И. Типология русского романтизма//Роман-тизм в славянских литературах.- М.: изд-во Моск. гос. ун-та, 1973. С,6-28.

3.69. Купреянова Е.Французская революция 1769-1794 годов и борьба направлений в русской литературе первой четверти XIX века//- Рус. литература.- 1978.- №. С.«7-107.

3.70. Лотман Ю.М. Проблема народности и пути развития русской литературл преддекабристского периода//0 русском реализме XIX века и вопросах народности литературы.-М.;Л.: ГИХЛ, I960. С.3-51.

3.71. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры.- Тарту, иэд-во Тартус. гос. ун-та, 1973. - 95 с.

3.72. Магина Р.Г. Русский философско-психологический романтизм. Лирика Чуковского, Тютчева, Фета. -Челябинск, 1982.-

3.73. Маймин Е.А. О русском романтизме,-М.:Просвещение,. 1975. - 239 с.

3.74. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма- М.: Наука, 1976. - 375 с.

3.75. Мордовченко Н.И. Русская критика первой трети XIX века.-М.; Л.: АН СССР, 1959.

3.76. Маймин Е.А. Русская философская поэзия.- М.: Наука, 1976,- 190 с.

3.77. Наливайко Р. Романтизм как эстетическая система// Вопросы лит. - 1982.- № II. С,156-194.

3.78. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство /ХУШ - первая четверть XIX века/.Очерки.-М.: Наука: 1966.- 292 с.

3.79. Проблемы романтизма/ Сост. У.Р.Фохт.- М.: Искусство, 1967.- 360 с.

3. 80.Проблемы романтизма/Сост. А.М.Гуревич.- М.: Искусство, 1971. - 304 с.

3.81. Проблемы эстетики и творчества романтиков/Межвуз. темат. сборник.- Калинин: издво Калинин, гос. ун-та, 1982.-185 с.

3.82. Проблемы романтического метода и стидя/Межвуз. темат. сборник.- Калинин: изд-во Калинин, гос. ун-та, 1980.-161 с.

3.83. Романтизм в русской и зарубежной литературе/Межвуа. темат. сборник.-Калинин: изд-во Калинин, гос. ун-та,1979,-187 с.

3.84. Сахаров В.И. Под сенью дружннх муз: о русских писателях-романтиках.-М. :Худож. лит.,1984.- 295 с.

3.85. Сакулин П.Н. Дворянские стили. Русский романтизм// Сакулин П.Н. Русская литература: ЧШ.-М.: Гос. Акад. худож. наук, 1929. С.346-410.

3.86. Стенник Ю.В. Преемственность традиций и литературный процесс /Русская литература на рубеже ХУ1-Х1Х веков// Рус. литература.-1969.-№ 4. -е.89-95.

3.87.Р.Спивак.Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров.- Красноярск: изд-во Красноярск, ун-та, 1985.- 140 с.

3.88. Тертерян И. Романтизм как целостное явление// Вопросы лит.-1983.- IP 4. C.I5I-I8I.

3.89. Томашевский В. Пушкин: В 2 т. Т. I.- М.; Л.: АН СССР, 1956.- 743 с.

3.90. Тураев С.В. Концепция личности в литературе русского романтизма// Контекст - 1977.'Литературно-теоретические исследования.-М. :Наука, 1975. С.227-247.

3.91. Тураев С.В. От Цросвещения к романтизму /трансформация героя и изменение жанровых структур в западно-европейской литературе конца ХУШ- начала XIX века/.-М. :Наука, 1983. - 225 с.

3.92. Турчин В. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия.-М.: Искусство, 1981.7 550 с.

3.93. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время.- Рига, 1988.- 456 с.

3.94. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция.-Л.:Наука, Ленингр. отд-ние, 1986.- 302 с.

3.95. фохт У.Р. Спорные вопросы развития романтизма в русской литературе XIX века// Славянские литературы УП между-

нар, съезд славистов. Варшава, авг.1973. Доклады сов. дел,-М.: 1973. С.259-262.

3.96. Щзблыкин И.П. О соотношении классицизма и романтизма в стиле К.Рылеева//Вопросы стилевого новаторства в русской поэзии XIX века,- Рязань, I98I.C.26-32.

3.97. Щвмелева Л.М. О русской философской лирике XIX ве-ка//Вопросы философии.-1974. С.90-100.

3.98. Аверинцев С.С. Греческая"литературами ближневосточная "словесность"// Типология и взаимосвязи литератур древнего мира.- М,:Науна, 1971. С,201-266.

3.99. Гуковский Г. А. Из истории русской оды ХУШ века// Поэтика,- Л., 1923. - вып.Ш. C.I29-I42.

3.100. Гуковский Г. А. Очерки по истории русской литературы и об1цественной мысли ХУШ века. - Л. :Гослитиздат,тип"Печатный двор", 1938,- 316 с.

3.101. Гуковский Г, А. Очерки русской литературы ХУШ века,- Л.: Гослитиздат, 1938. - 315 с.

3.102. Гуковский Г. А. Русская поэзия ХУШ века. -Л.: Qcadem^ 1927.- 212 с.

3.103. Замотин И. И. Ранние романтические веяния в русской литературе/ из истории переходной литературной эпохи конца ХУШ и начала XIX столетия.-Вараава, 1900»-116 с.

3.104. Замотин И.И. Накануне XIX столетия /Направления в русской литературе второй половины ХУШ века//Рус. филологический вестник.-1905.- № I.- отд. 1.0.126^142.

3.105. Западов В.А. Русский стих ХУШ- начала XIX века. Ритмика,- Л,: изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1974,- 56 с.

3.106. Западов А.В. Поэты ХУШ. века. - М.: изд-во ЭДоск. гос. ун-та, 1979.- 312 с.

3.107. Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме//ХУШ век.

• М. ;Л.: АН СССР, 1959.- Сб. 4. С.5-44.

3.108. Лихаткин Г.А. К истории создания од духовных

B.В.Капниста//Проблемы изучения русской литературе ХУШ века. От классицизма к романтизму/ Межвуз. сб. науч. трудов,- вып. 5.-Л.: изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1983.СЛ12-120.

3.109. Луцевич Л.Ф. Своеобразие жанра переложения псалмов А.П.СумарокОва//Проблемы изучения русской литературы ХУШ века: вып.4.-Л.: изд-во Ленингр. гос. пед.ин-та, 1980.

3.110. Луцевич Л.Ф. Торжественные ода А.П.Сумарокова// Из истории русской литературы и литературной критики.-Кишинев» 1984. С.81-91.

3.111. Макогоненко Г. Русское просвещение и литературные направления ХУШ века//Рус. литература,-1959.- IP 4. С. 23-53.

3.112. Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: в 3 ч.

• Горький:изд-во Горьковск. гос. ун-та.

ЧЛ.- 1971.- 95 с.

4.2.- 1974.- 192 с.

4.3.- 1974.- НО с.

3.113. Москвичева Г.В. Русский классицизм.- М.: Просвещение, 1978. - 128 с.

3.114. Смиронов А.А. Литературная теория русского классицизма. -М. :Шсш. школа, 1981. - 135 с.

3.115. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова.-М.; Л.: Наука, 1966. - 258 с.

3. 116. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия.Драма, Сатира.-Л.:Наука, 1973.- 384 с.

3. 117. Поспелов Г.Н. Просветительство в истории русской литературы//Вопросы лит. -1975. - № 7. C.II4-I40.

3.II8. Проблемы Просвещения в мировой литературе.-М.: Наука, 1970.-354 с.

3. 119. Русская литература ХУШ века. Эпоха классицизма.-М.;Л»: Наука, 1964.- 294 с.

3. 120. Федоров В.И, Литературные направления в русской литературе ХУШ века.-М.: Просвещение, 1977.- 156 с.

3. 121. Федоров М. Проблемы литературы эпохи Просвещения/ Вестник Моск. ун-та/Филология. - 1971. G.86-89.

3.122. Федоров В.И. Формирование и характерные особенности классицизма в русской литературе ХУШ века/Уч. зал./ Моск. гос. пед. ин-т. - 1970. - IP 363. С.327-343.

3.123. Штамбок Д. Дуда ведет схоластика /об изучении русского Просвещения и просветительской эстетики//Вопросы лит. - 1961.- № 3.С.97-114.

3.124. Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации// Историческая поэтика.Итоги

и перспективы изучения. - М.:Наука, 1986. C.I04-II6.

3.125. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность.-М.:Мысль, 1976.-188 с.

3.126. Альми И. Л. О внесубъектных формах выражения авторского сознания в лирике Баратынского//Вопросы литературы. Художественный метод.Художественное своеобразие: Вып. 9.-Владимир, 1975. С.68-85.

3.127» Аринина Л.М. Пространство и время в поэтическом мировоззрении ф.И. Тютчева// Вопросы романтического метода и стиля.-Калинин, 1978. С.38-48.

3.128. Афанасьева В. К другу стихотворцу /о дружеском стихотворном послании эпохи романтизма/.-М.: Поэзия.- 1983.-

№ 37. C.I46-I54.

3.129. Батурова Т.К. Критика начала 30-х годов XIX века

о взаимодействии родов литературы//Жанрово-стилевое взаимодействие лирики и эпоса в русской литературе,-М»;1986.С.62-74.

3.130» Биншток Л.М. Лирическая система Ф.И.Тютчева//Поэ-тика русского реализма второй половины XIX века.-Ижевск, 1978. С.82-96.

3.131. Биншток Л.М. Структура системы и специфика поэтического многоголосия в лирике Ф.И.Тютчева//Проблема автора

в русской литературе.-Ижевск, I978.C.I25-I33.

3.132. Биншток Л.М. Эволюция авторского сознания в лирике Ф.И.Тютчева и проблема творческого метода поэта//Проблема автора в художественной литературе.-Ижевск, I983.C.44-52.

3. 133.Блауберг И.В. Юдин И.Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973.- 270 с.

3.134. Бонди С.М. Пушкин и русский гекзаметр//Бонди С.М. О Пушкине.-М.:Худож. лит,,1983.С.307-371»

3.135, Василевская Е.А. Поэтическая система Державина//

Рус речь.-1983.4. С.29-34.

3.136» Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. -М.:ГИХЛ, 1961,- 615 с.

3.137. Гей Н.Г. Время и пространство в структуре произведения// Контекст - 1974. Литературно-теоретические исследо-

вания. - М, 1975. C.2I3-228.

3.138. Гинзбург Л.Я. О лирике,- Изд. 2 доп. - 1JI.: Сов. писатель, 1974,- 407 с.

3.139. Гинзбург Л.Я. О старом и новом:статьи и очерки.

• Л.:Сов.писатель,I9S2.- 423 с.

3.140. Грехнев В.А. Лирика Душкина. О поэтике жанров.

• Горький:Волго-Вят. |кн.изд-во, 1985. - 239 с.

3.141. Григорьева Е.Н. Тема судьбы в лирике А, С о Пушкина I813-1830 г.г.//Вестник Ленингр. гос. ун-та.-1985.-

№ 23. История. Язык. Литера тура.-Вып. 4. С. 89-94.

3.142. Григорьян К.Н. Жуковский и Пушкин: к эволюции русской элегии//На путях к романтизму.- Л.,1984.0.172-193.

3.143. Гроссман Л. Поэтика русского сонета//Гроссман Л. Борьба за стиль.-М.,1927.СЛ22-147.

3.144. Гуляев Н.А. Системность в романтизме и ее ос-новы//10иропониманиб и творчество романтиков.-Калинин, изд-во Калинин, гос. ун-та, 1986. С.3-26.

3.145. Дворцова К.Н. К вопросу о соотношении объективного и субъективного в лирике//Науч. труда/Тюмен.гос.ун-т.-1976.- Сб.29. С.28-36.

3.146.' Дороватовская В* 0 заимствованиях Ломоносова

из Библии//М.В.Ломоносов./Сб.статей под ред.В.В.Ссиповского.-Спб.,1911. С.33-186.

3.147. Зайонц Л.0. Юнг в поэтическом мире С.Боброва// Уч. записки/ Тартус. гос. ун-т.-Вып.645. Труды по русской и славянской филологии. Проблемы типологии русской литературы.

• I985.C.71-85.

3.148. Ивашева В.В. Категория время-пространство в литературах мира//Вестник Моск.гос.ун-та / Филология.-1978.-

Р 2.С.3-13.

3.149. Коган Л.А. Формула покоя / Фрагмент философии русской поэзии// Вопросы философии.-1979. -№ II.C.I27-I38.

3.150. Козубовская Г.П. Образ и жанр в "поэзии мысли" Е.А.Баратынского / к вопросу о структурной трансформации образа // Науч. труды / Куйбыш.гос. пед. ин-т.- 1979.-

Т.227.С.3-14.

3.151. Козубовская Г.П. Мысль и переживание в лирике Е.А.Баратынского: из наблюдений над поэтикой//Респ, сб. науч. тр./Куйбыш. гос. пед. ин-т.-1978.- T.2I4.C.I0-I8.

3.152. Кибальник С.А. Античность в русской поэзии конца ХУШ-начала XIX века II Рус. литература,-1982. - № I.

С. 240-243.

3.153. Корман Б.О. Авторская позиция и субъектные формы ее выражения в лирике Баратынского // Проблема автора в художественной литературе: ВыпЛУ.- Воронеж, изд-во Воронеж, гос. пед, ин-та, 1974, С. 30-42,

3.154. Корман Б.О. Авторское сознание в лирике К.Н. Батюшкова /ценностный уровень / и традиции русской поэзии ХУШ века II Проблема автора в художественной литературе.-Ижевск, издво У дм. гос. ун-та, I983.C.5-I2.

3.155. Корман Б.О. Заметки о проблеме автора II Проблема автора в художественной литературе/ Известия Воронеж, гос. пед. ин-та.- Т. 125. - I972.C.4I-60.

3.156. Корман Б.О. Изучение текста художественного про-

изведения.-М.: Просвещение, 1972,- 112 с,

3.157. Корман Б.О. Кризис жанрового мышления и лирическая система / о поэзии М.Н.Ь^уравьева // Жанр и композиция литературного произведения.-Калининград, 1980. - Вып. 5.

3.158. Корман Б.О. Некоторые предпосылки изучения образа автора в лирической поэзии: понимание лирики как системы // Проблема автора в художественной литературе,-Воронеж, изд-во Воронеж, гос. пед. ин-та, 1967,-Вып Л, С. 7-23,

3.159. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения.-Ижевск, изд-во *Удм, гос. ун-та,1971,- 72 с.

3,160, Краснокутский B.C. Дружеское послание арзамасского круга // Филология: Вып. 3,/ Сб. студ. и аспир. науч. работ/Моск. гос. ун-т.-1974, С,28-39.

3.161. Куклина Е.А. Жанровые особенности революционного гимна в России // Вопросы языка и литературы народов Сибири.-Новосибирск, 1974,0.175-185,

3.162. Лебедев Е.Н. Философская поэзия В.К.Тредиаковско-го //Рус. литература,- 1976. - № 2.C.94-I04.

3.163. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусе тво.-М, :Искурство, 1976,- 367 с.

3.164. Кормачев В. Художественное время в лирике Тютчева и Душкина // Лит. учеба,-1980, -3 1. С. I5I-I56.

3.165. Лотнан Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева // Уч. записки / Тартуский гос. ун-т.- Тарту, 1982,- Вып.604.Труды

по русской и славянской филологии. C.3-I6,

3.166. Мадзион Т.М. Диалектика временных и пространственных отношений в лирике Е.А.Баратынского // Вопросы русской

филологии. - Алма-Ата, 1978. С. 23-40.

3.167. Мерлин В. В. Функции звуковой организации в поэзии М.В.Ломоносова: ода й сатира классицизма // Проблемы изучения русской литературы ХУШ века. От классицизма к романтизму.-Л. :иад-во Ленингр. гос. ун-та, 1983. С.22-31,

3.168. Михеева Т.О. Торжественные оды А.П.Сумарокова // Традиции и новаторство русской литературы: Вып. 2.-М.,• 1976.С.3-28,

3.169. Москвичева Г.В. Жанрово-композиционные особенности русской элегии ХУШ - первых десятилетий XIX века // Вопросы сюжета и композиции.- Горький, изд-во Горьк. гос. ун-та, 1985. С.33-50.

3.170. Нёумоина Е.Г. Проблема "самосознания" литературы в произведениях Пушкина и Баратынского //Болдин-ские чтения.- Горький, 1979.С.130-141.

3.171. Мельникова Л.В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии Ломоносова // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции.-М., 1984. С.3-17.

3.172. Орлов П.А. Творчество К.Н. Батюшкова и литературные направления начала XIX века // Науч. доклады высш. школы / Филологические науки, - М., 1983. - № 6fC.I0-I6.

3.173. Павлова Г.Е. Декабристы и Ломоносов // Ломоносов. Сборник статей и материалов. К 200-летию со дня смерти. 1765-1965. -М. :Л.: АН СССР, 1965. С.182-189.

3.174. Полуяхтова И.К. Образ пророка в русской и западно -европейской романтической литературе // Проблемы типологических и контактных связей в русской и зарубежной лите-

ратуре - Красноярск, 1983. C.3-2I.

Яршгенский В.И. Философские и исторические мотивы в наследии В.А.Жуковского // Социальная философия в России в XIX -веке.- М.: Наука, 1985. С.3-21.

3.176. Поляков М. Цена пророчества и бунта.- М.: Сов. писатель, 1975. - 567 с.

3.177. Порошенков Е.П. Антитеза как основная стилевая особенность в лирике Ф.Тютчева // Науч. доклады / Рязанск. гос. пед. ин-т./ Вопросы стилевого новаторства в русской поэзии XIX века t 1981. С.58-68»

3.178. Прозоров Ю.М. В.А.Жуковский в истории русского ямба // Проблемы эстетики и поэтики. - Ярославль, 1976. * С.21-30.

3.179. Разумова Н.Е. Жанровая система поэзии В.А.Жуковского 1800-х годов и французская "легкая поэзия" //Вопросы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых.-Томск, 1980. С.140-141.

3.180. Савельева Л.И. Античность в русской поэзии конца ХУЩ- начала XIX века.- Казань: изд-во Каз. гос. ун-та, 1980. - 120 с.

3.181. Слепухов Г.Н. Пространственно-временная организация художественного произведения // Науч. доклада высш школы / Филологические науки.-И. 1984.- № I. С. 64-70.

3.182. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процесса // Историко-литературный процесс.'проблемы и метода исследования.-Л.: Наука.Ленингр. отд-ние,1974.С.168-202.

3.183. Суздальский Ю.П. Символика античных имен в поэзии А.С.Пушкина // Русская литература и мировой литературный

процесс // Сб. науч. трудов / Ленингр. гос. пед.ин-т.-Л.,1973.С.5-42.

3.184. ТИтаренко С.Д. Сонет в русской поэзии первой трети XIX века : проблемы эстетики жанра // Проблемы метода и жанра.-Томск, 1983.- Вып. 10.С.71-83.

ЗЛ85. Фризман Л. Г. Парадокс Катенина // Известия АН СССР/ Серия лит. и яз.- М., 1980. -Т.39, вып.1.С.22-32.

3.186. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: русская элегия от Сумарокова до Некрасова.-М.:Наука, 1973. - 167 с.

3.187. Федотов О.И. Рифма Сумарокова // Язык и стиль. Метод, жанр, поэтика. - Волгоград, 1977.С.II8-I39,

3.188. Чередниченко В.И. Специфика художественного времени и типология временных отношений в литературном произведении// Известия АН ГССР /Серия из и лит.- Тбилиси, 1984.- № 4. С.24-41.

3.189. Чернова Л.П. К вопросу об эволюции элегического жанра в русской романтической лирике 10-20-х годов XIX века: элегии К.Н.Батюшкова //Жанр и стиль художественного произведения. - Минск, 1980,С.3-13.

3.190. Чернова Л.П. Жанр стихотворного послания в творчестве К.Н.Батюшкова // Проблемы жанра.-Минск, 1977. С Л 04-114.

3.191. Чичерин А.В. Образ времени в лирике Пушкина // Чичерин А.В. Ритм образа.-М.: Сов.писатель, 1980. С.185-193.

3.192. Чернова Л.П. Мир и человек в поэзии Ф Й Тютчева /к проблеме характера романтического героя в русской лирике XIX века//Проблема характера в художественной литературе.-

Минск, 1983. С.3-16.

3.193. tfyJucoB В.И. К эволюции авторской позиции в русской литературе ХУ1П-Х1Х веков:концепция быта и бытового поведения/ /Проблема автора в художественной литературе.-Ижевск, 1983. С.21-26.

3.194. ^даков А.П. Проблемы целостного анализа художественной системы: о двух моделях мира писателя // Славянские литературы:УП междунар. съезд славистов.-М.:Наука, 1973.

3.195. Шахвердов С.А. Метрика и строфика Е.А. Баратынского // Русское стихосложение XIX века:материалы по метрике и строфике русских поэтов.-М.,1979.0.278-328.

3.196. Штерн М.С. Апологи В.Ф.Одоевского и судьба дидак-тшсо-аллегорических жанров в русской литературе первых десятилетий XIX века // Проблемы метода и жанра.-Томск., 1979.-Вып.6* С.108-122.

3.197. Успенский Б. А. Поэтика композиции.Структура художественного текста и типология композиционной формы.-М.: Искусство, 1970.

3.198. Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина// Временник Пушкинской комиссии; Т.У1.- М.:Л.: АН СССР, 1941. С.92-159.

3.199. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева.-М. Просвещение,

3.200. Асмус В. Ф. Иммануил Кант.-М. :Наука, I973.-534 с.

3.201. Берков П.Н. Основные вопросы изучения русского просветительства // Б'ерков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. -Л. : Наука, 1981.С,172-196.

3.202.Болдырев А.И. Учение о человеке в мировоззрении русских просветителей второй половины ХУШ века //Из истории философии народов СССР.- М., 1982.С.72-95.Рукопись деп. в ЙНИОН АН СССР IP 12233 от 08.02.83.

3.203» Валицкая А.П. Русская эстетика ХУШ века:истори-ко-проблемный очерк просветительской мысли.-М.:Искусство, 1983. - 238 с.

3.204. Ванслов В.В. Эстетика Гегеля и судьбы искусства // Советское искусствознание.-М. :йскусство, 1975. С.237-254.

3.205^ Гулыга А.В. Гердер. - М.:Мысль,1975.-181 е.

3.206. Гулыга А.В." Исторические взгляды немецких просветителей ХУШ века // Новая и новейшая история.- 1963.-

Р 3.C.I09-I2I.

3.207. Гулыга А.В. Философия искусства Шеллинга // Вопросы философии, 1982. - № 6. С.73-80.

3.208. Дмитриев А.С. Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегедя - М.: Наука, 1974.-120 с.

3.209. Диденко В.Д. О взаимоотношении искусства и философии в эстетике Гегеля // Вестник Моск. гос.ун-та / Серия 7, философия.— 1982.— Р 2. С.42-46.

3.210. Каменский З.А. Философские идеи русского Про-свещения:деиетическо-материалистическая школа.- М.:Мысль, 1971. - 396 с.

3.211. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли ХУШ века.- Л.: Просвещение, 1968. - 343 с.

3.212. Лазарев В.В. Шеллинг. - М.: Мысль, 1976.- 189 с.

3.213.Манн Ю. Русская философская эстетика.-М.:Искусство, 1969.

3,214, Смирницкая С.В. На рубеже ХУШ и XIX веков. Поворот научной мысли к историзму и идейное наследие И-Г, Гердера // Понимание историзма и развитая в языкознании первой половины XIX века. - Л,, I984.C.7-I5.

3*215, Соболев П.В. Русская эстетика предцекабристской и декабристской поры об общественной роли искусства // Учен, записки / Ленингр, гос. пед. ин-т. - Т,321, - 1967, С. 58-73,

3.216, Соболев П.В. Проблема прекрасного в русской эстетике преддекабристской поры // Науч. доклады высш школы/ Философские науки.-М., 1966.- Ш I. С.87-95.

3*217* Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века: Ч.2.- Л.: изд-во Ленингр, гос. пед, ин-та, $975. - 164 с.

3.218.Папанов И.Я* Философия русского просвещения. Вторая половина ХУШ века.- М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971.- 285 с.

3.219. Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков.- Калинин, изд-во Калинин, гос. ун-та, 1983. -183 с.

3.220. Эстетика Гегеля и современность.-М.Изобразит, искусство, 1984. - 270 с*

4. Диссертации и авторефераты.

4*1. Архипова А.В. Творчество В.К. Кюхельбекера / до 14 декабря 1825 г./Автореф. дис.канд.филол. наук /Ленингр. пед* ин-т. - Л*, I960. - 18 С.

4.2. Башнин Ю.Н. Литературно-эстетические взгляды декабристов: Дис.канд. филол. наук / Петрозаводск, ун-т. -

Петрозаводск, 1969» - 197 с.

4.3.Бирюков ф.Г. Литературно-критические взгляды В.К. Кюхельбекера; Дис. канд. филол. наук / Моск. ун-т.-М., 1956.- 300 с.

4.5. Буданова В. А. Общественно-политические и философские идеи в русской литературе 2-й половины ХУШ века: Сумароков, Княжнин, Майков, Капнист, Курганов: Автореф. дис. канд. филол. наук / Моск. ун-т.- М., 1979. - 15 с.

4.6. Вишневский К.Д. Русский стих ХУШ - первой половины XIX века: проблемы истории и теории: Автореф. дис. доктора филол. наук / Моск. ун-т,- М., 1975.- 32 с.

4.7. Ермолаева И. И. Проблемы романтизма в эстетике и творчестве декабристов: Дис.канд. филол. наук /Моск. гос. лед. ин—т.- М., 1966. - 260 с.

4.8. Карпова Е.Е. Творчество поэтов ломоносовской школы 50-х - начала 70-х годов ХУШ века: Автореф. дис. канд. филол. наук / Ленингр. гос. пед. ин-т.- Л., 1974.- 17 с.

4.9. Илюшин Д. А. П оэзия декабристов в литературном движении первой трети XIX века: Дис. канд. филол. наук / Моск. ун-т.- М., 1966. - 280 с.

4.10. Киселева Л.Н. йдея национальной самобытности в русской литературе между "Вьльзитом и Отечественной войной /1807 - 1812/ ; Автореф. дис.канд.филол. наук / Тартуский ун-т.- Тарту, 1981. - 16 с.

4.11. Колесников А.Г. В.Ф.Раевский и декабристская литература: Автореф. дис. доктора филол. наук/ Тбилисский ун-т.- Тбилиси, 1983. - 51 с.

4.12. Корниенко Н.Г. К вопросу эволюции романтизма

В.Д.Жуковского: на материале 10-30-х годов XIX века: Автореф. дис. канд. филол. наук/ Львовский ун-т.-Львов, 1978.- 24 е.

4.13. Коровин В.И. Лирические и лиро-эпические жанры в художественной системе русского романтизма: Автореф. дис. доктора филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т.- 1982. - 30 с.

4.14. Луцевич Л.Ф. Поэзия А.П. Сумарокова: Автореф. дис. канд. филол. наук / Ленингр. гос. пед. ин-т.- 1980.-24 с.

4.15. Мстиславская Е.П. Творческая биография В.К.Кюхельбекера. 1826-1846 г.г.: Автореф. дис. канд. филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т.- М., 1978. - 16 с.

4.16. Медведев Н.П. Обличительно-сатирическая поэзия декабристов: Автореф. дис. канд. филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т.-М., 1971.- 16 с.

4.17. Никонов А.В. Дцейно-эстетические основы критики декабристов: Автореф. дис. канд. филол. наук /Ин- т мировой литерат. им. А.М.Горького.- М.,1980.- 18 с.

4.18 Новинская Л.П. Стих Тютчева в историка- литературном и теоретическом аспектах: Автореф. дис. канд. филол. наук / Тартуский гос. ун-т.-Тарту, 1982.- 16 с.

4.19. Пульхритудова Е.М. Развитие декабристского романтизма в 30-е года XIX в.: Дис. канд. филол. наук /Ун-т дружбы народов. - М., 1965.- 280 с.

4.20. Салова С.А. Притча А.П. Сумарокова: Автореф. дис. канд. филол. наук/Ленингр. ун-т.- Л. 1981.- 19 с.

4.21. Горбунова Л,Г. Фантастика и мифология в творчестве В.К.Кюхельбекера: Автореф. дис.канд. филол. наук/Горьковский ун-т.- Горький, 1987.- 19 с.

4.22. Поплавская Н.А. Жанр послания в русской поэзии

первой трети XIX века: Автореф. да. канд.филол. наук / Томский ун-т.- Томск, 1987.- 23 с.

4.23. Чубукова Е.В. Лицейская лирика Пушкина.Движение жанров:Автореф. дис.канд. филол. наук /Ин-т рус.лит. АН СССР /Щшкинский Дом/ - Л. 1984. - 26 с.

4.24. Чулков В.Й. Художественное единство поэзии А.И.Полежаева и проблема его творческого метода: Автореф. дис.канд. филол, наук / Урал, ун-т, 1986.- Свердловск, - 19 с.

4.27. Щемелева Л.М. Типы философского и психологического сознания в русской лирике XIX века / Баратынский, Тютчев, Лермонтов/: Автореф. дис. канд. филол, наук / Моск. ун-т,-М.,1975. - 24 с.

4. 28. Шмидт. Литературное движение начала XIX века и традиции литературы русского Просвещения: Автореф. дис. канд. филол. наун./Ленингр. ун-т.- Л., I960.-25 с.

4.29. Шмакова Т.В. Эволюция жанра оды от классицизма к романтизму во французской литературе: Автореф. дис. канд. филол. наук / Моск. обл. пед. ин-т.- М., 1981.- 20 с.

4.30. Янушкевич А. С. Романтизм В.А. Жуковского как художественная система: Автореф. дис. доктора филол. наук / Моск. ун-т,- М., 1985. - 37 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.