Социально-философские воззрения Ф.А. Степуна: историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Гуляев, Павел Степанович

  • Гуляев, Павел Степанович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 170
Гуляев, Павел Степанович. Социально-философские воззрения Ф.А. Степуна: историко-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2013. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гуляев, Павел Степанович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

РАЗДЕЛ I. Идейно-теоретические истоки и периодизация социально-философских воззрений Ф.А. Степуна

Раздел II. Ф.А. Степун о переживании как основе социального бытия, «методологической транскрипции» и аксиологических аспектов гносеологии

РАЗДЕЛ III. Антропологические, социологические и культурологические искания Ф.А. Степуна в контексте проблемы эволюционного развития социума

Раздел IV. Социально-философское учение Ф.А. Степуна об экстремальных формах жизнедеятельности общества

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские воззрения Ф.А. Степуна: историко-философский анализ»

Введение

Творчество Федора Августовича Степуна (1884-1965 гг.) относится к завершающей части одного из наиболее значительных периодов в истории отечественной культуры, получившего название «серебряного века», но ставшего «золотым веком» русской религиозной философии. Его интеллектуальное наследие впитало не только современные для того времени достижения философской мысли (неокантианство, феноменология), но и дух «эпохи русского философского ренессанса», обращенного к переживанию светских и религиозных ценностей в обновленном духовном синтезе. Наибольший исследовательский интерес представляют социально-философские воззрения Ф.А. Степуна, однако, как целостная концепция они не исследовались, в то же время оригинальность поставленных им проблем имеет значение для развития историко-философского знания.

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, значимостью интеллектуального вклада Ф.А. Степуна в развитие отечественной и мировой философской мысли конца XIX - начала XX веков. Современники называли его «русским европейцем», посредником русско-немецкого культурного диалога, хранителем духа и метафизических традиций этих народов. Созданная им социально-философская концепция была в достаточной степени проработана, включала онтологические, социологические и культурологические аспекты. Философ исследовал жизнедеятельность общества в нормальном («эволюционном») и экстремальном («социальные болезни») состояниях, что не утратило своей значимости и в наши дни, в условиях поиска стратегий культурного обновления социальной реальности. Историко-философское осмысление интеллектуального наследия Ф.А. Степуна позволяет точнее представить его место в многоцветье отечественной философии, а также определить степень влияния на нее западноевропейской социально-философской мысли.

Во-вторых, необходимостью осмысления мировоззренческих

ориентиров, посредством которых Ф.А. Степун стремился, если не

3

достигнуть социального консенсуса, то хотя бы смягчить накал происходящих и грядущих социальных катаклизмов. Нарастающая схожесть исторических параллелей и социальных аналогий «порубежья» той и нашей эпох позволяют рассматривать предлагаемые философом мировоззренческие ориентиры как своеобразную антикризисную программу действий. Суть переживаемой эпохи философ определял как «метафизическую инфляцию мировой жизни»1, состояние, в котором борющиеся стороны утратили духовно-опытную связь с исходными идеями (первоосновами). Его взгляды были направлены на поиск исходных ценностей жизни, творчества, приобщения личности и общества к истине, добру, красоте, свободе, постоянной духовной работе над собой. Искажение и утрата мировоззренческих ориентиров, по мнению философа, неизбежно вели к коррозии духовного мира человека, народов, порождали забвение нравственных и религиозных первооснов подлинного бытия.

В-третьих, изучение социально-философских воззрений Ф.А. Степуна способствует уточнению гносеологических положений в понимании природы социального познания, определению познавательных регулятивов, применяемых как в обычных, так и экстремальных формах социального бытия. Философское наследие Ф.А. Степуна является своеобразным интегратором гуманитарного знания, успешно соединяя философское и художественное творчество (он являлся автором ряда романов), научную рациональность с художественной образностью. Его творчество было направлено на признание специфики социально-гуманитарного знания, обращено против любых форм проявления «социальной физики». Представления о ценностях как системе отношений стали сердцевиной социально-философских воззрений философа. Высказанные Ф.А. Степуном мысли о социальном познании, социальной истине, соотношении познавательного и ценностного стали фундаментальным основанием его представлений о персонализме, философии диалогизма, религиозном

социализме «новоградского человека». Многие идеи обрели самостоятельное звучание и получили дальнейшее развитие в современных условиях. Так несомненный интерес представляет его критика либерализма и мещанской демократии, выступающей за демократические ценности лишь до тех пор, пока они не противоречат ее собственным интересам.

В-четвертых, социально-философские воззрения Ф.А. Степуна, обращенные к осмыслению ситуации человека в изменяющемся и эволюционно, и революционно мире, служат основой для преодоления укоренившихся в массовом сознании стереотипов технократического мышления — виртуализации, стандартизации и формализации ценностных ориентиров. Взгляды философа являлись своеобразным манифестом «гуманитарного ренессанса» по преодолению сциентистских и иных упрощенных представлений о предназначении человека, его месте и роли в жизнедеятельности современного общества. Философия Ф.А. Степуна содержала призыв о необходимости переосмыслить сложившуюся систему социально-философских ценностей в соответствии с изменившимися общественными реалиями при сохранении приоритета нравственных основ жизни.

Степень разработанности темы исследования. Следует отметить, что еще в доэмигрантский период до 1922 года публикации Ф.А. Степуна вызывали интерес у творческой интеллигенции. Так в 1912 году на страницах журнала «Труды и дни» состоялся публичный диалог А. Белого и Ф.А. Степуна, с разных позиций рассматривавших проблемы соотношения творчества, искусства и жизни1. Эта тема затем была продолжена Ф.А. Степуном, однако, война, революция не способствовали широкому обсуждению позиции автора, и лишь позднее, когда в Берлине в 1923 году из многочисленных статей появилась значительная философская работа «Жизнь и творчество», его взгляды по данному вопросу стали предметом

исследовательского интереса'. Подобная судьба ожидала и другое произведение Ф.А. Степуна - «Из писем прапорщика-артиллериста» (под псевдонимом Н. Лугин) 1917 г .

В эмигрантской среде наиболее обсуждаемыми оказались мысли Ф.А. Степуна о русской духовности, историко-культурной идентичности и

о

геополитическом положении России , размышления о смысле и «правде» русской революции4.

Об эволюции социально-философских воззрений Ф.А. Степуна от неокантианства к историософии и «религиозному мышлению, несомненно, русского характера» писал A.B. Штаммлер. Он также подчеркнул экзистенциальный характер творчества Ф.А. Степуна, заметив, что его книги есть фрагменты великой «жизненной исповеди»5. К числу таких произведений, соединивших философские рассуждения и глубокий психологизм, следует отнести философский роман в письмах «Николай Переслегин», широко обсуждавшийся в среде русской эмиграции6.

Современники Ф.А. Степуна, наряду с анализом его социальных воззрений отмечали его своеобразный авторский стиль, образность, художественность формы, в которую он облекал научные идеи. Интересна характеристика «сверххудожественного» языка Ф.А. Степуна, сделанная З.Н. Гиппиус: «Таковы писания Степуна: сквозь них надо пролезть, как сквозь отчаянно-запущенный, болотистый лес, а это не всякому под силу» 1.

1 См.: Чижевский Д.И. Ф. Степун: Жизнь и творчество // Современные записки. 1926. № 28. С. 496-499; Зандер Л.А. О Ф.А. Степуне и о некоторых его книгах // Мосты: альманах. - Мюнхен, 1963. № 10. С. 318-340.

2 См.: Зайцев Б.К. Рец. Ф. Степун. Из писем прапорщика-артиллериста // Перезвоны. - Рига, 1926. № 14. С. 414; Эфрон С.Я. Из писем прапорщика-артиллериста // Своими путями. 1925. № 10-11; Чижевский Д.И. Рец. Ф. Степун. Из писем прапорщика-артиллериста. - Прага, 1926 // Современные записки. - Париж, 1928. №34. С. 511-514.

3 Авксентьев Н.Д. В интересах ясности // Современные записки. 1926. №28. С. 393-397.

4 Вишняк М.В. О «переосмысливании» Ф.А. Степуна // Современные записки. 1929. № 40. С. 461-471; Федотов Г.П. Fedor Stepun. Das Antlitz Russlands und das Gesicht der Revolution. Bern / Leipzig. Gotthelf -Verlag. 1934 // Новый Град. - Париж, 1934. №9. С. 94-95.

5 Штаммлер A.B. Ф.А. Степун // Русская религиозно-философская мысль XX века. - Питтсбург, 1975. С. 323, 330.

6 См.: Адамович Г. Николай Переслегин // Последние новости,- Париж, 1929. 29 авг. №3081. С. 3.

7 Гиппиус З.Н. Арифметика любви. Неизвестная проза 1931-1939 годов.- Спб.: Изд-во Росток, 2003. С. 276.

Стиль его философских произведений определялся как «социально-лиричный» по преимуществу1.

Антикоммунистическая и религиозно-идеалистическая направленность творчества Ф.А. Степуна в эмигрантский период определили судьбу его произведений в советской России. Длительное время по идеологическим соображениям имя и труды мыслителя были под запретом. Лишь в конце 80-х - начале 90-х годов XX века, в постсоветский период обозначился интерес к интеллектуальному наследию философа: начали печататься его художественные, публицистические, биографические произведения, а его социальная метафизика стала приобретать всевозрастающую популярность.

Современные исследования социальных воззрений Ф.А. Степуна можно разделить на несколько групп. Первая, наиболее значительная группа представлена обзорными публикациями о его творчестве в целом, в значительной степени выдержанными в стиле интеллектуальной биографии . Вторую группу составляют тематические работы, анализирующие различные аспекты его социальной метафизики: аксиологические основания социологии3; социально-антропологические взгляды4; рассмотрение природы войны и опасностей техногенной цивилизации5; осмысление феномена массы в контексте исторического и личного опыта6. К этой группе можно отнести сравнительный анализ взглядов Ф.А. Степуна со взглядами других

1 Архиепископ Иоанн С.Ф. (Сан-Францисский). Русский звездопад. (Памяти Федора Степуна) // Русская мысль. 8 апреля 1965. С.4.

2 См.: обзорные статьи о Ф.А. Степуне: Гергель P.E. Ученый-гуманист // Ф.А. Степун. Бывшее и несбывшееся: Мемуары. - СПб., 2000; Борисов В.М. Ф.А. Степун (1884-1965) // Новый мир. 1991. №6. С.201-204; Малахов В. Степун (Степпун) Федор Августович // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. С. 490-492; Соболев A.B. Биографическая справка // Опыт русского либерализма: Антология,- M., 1997. С. 380-385; Хоружий С.С. Степун Федор Августович // Философская энциклопедия, в 5 тт. - М., 1970. Т.5. С. 133-134; Филонова Л.Г. Федор Августович Степун // Русские философы (конец XIX - середина XX века): Антология. Вып. 2.- М.: Книжная палата. 1994. С. 126-140; Мелих Ю.Б. Лик и лицо Ф.А. Степуна. - М., 2009.

3 Гергель P.E. Ценностно-ориентированная социология Ф.А. Степуна // Социологический журнал. 1995. №4. С. 101-102.

4 Кекова C.B. Крушение миражей. Философская антропология Федора Степуна // Сибирские огни. 2008. №6. С. 151-154.

5 Гаман Л.А. Русская религиозно-философская мысль о войне: взгляд Ф.А. Степуна // Вестник Томского

государственного педагогического университета, 2010. № 9. С. 92-94; Вознюк H.A. Антиномия войны в историко-философском наследии Ф.А. Степуна // Мысль: Философское наследие.- Мурманск, 2010. Вып.1. С. 80-92.

представителей русской философской мысли1. Третью группу составляют

диссертационные исследования различных аспектов его социально-метафизической концепции2.

Заметную роль в популяризации идей Ф.А. Степуна сыграли работы В.Н. Кантора, усилиями которого интерес к творчеству философа приобрел европейский масштаб. В работах В.Н. Кантора отмечается значимость социально-философского и литературного наследия «русского европейца» в российско-германских культурных связях, раскрываются особенности его анализа «теологии революции»3. Следует отметить работы известного историка русской философии A.A. Ермичева, прежде всего, в аспекте рассмотрения идей социалистического христианства в трудах Ф.А. Степуна4. Заметным событием для исследователей творчества Ф.А. Степуна стал выход в 2012 году сборника статей, ставшего зримым воплощением стремления философа к укреплению культурных связей между Россией и Германией5.

Проведенное исследование степени разработанности темы позволило установить, что с различной степенью глубины и обстоятельности философскому анализу подвергались отдельные фрагменты интеллектуального творчества Ф.А. Степуна. Целостного историко-философского анализа его социально-философских воззрений не проводилось. Философ не оставил обобщающей работы, излагавшей его

1 Елькин A.B. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство. - Киров, 2008; Мазаева О.Г. Проблема соотношения жизни и творчества как введение в тему о доминантных началах словесного творчества А. Белого и Ф.А. Степуна // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. №2 (14). 2011. С. 139-147.

2 Боброва И.А. Война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века: дисс. ... канд. филос. наук. - Чита, 2007; Гергилов P.E. Социология Ф.А. Степуна: дисс. ... канд. филос. наук. - СПб., 1998; Кантемирова В.Н. Проект «духоверческой» культуры и христианской общественности в философии Ф.А. Степуна: дисс. ... канд. филос. наук,- Хабаровск, 2003; Квон К.Б. Романы Ф.А. Степуна: Философия. Поэтика: дисс. ... канд. филолог, наук. - СПб., 2003 и др.

3 См.: Кантор B.K. Русский европеец как явление культуры: философско-исторический анализ. - М., 2001; он же. Артистическая эпоха и ее последствия (по страницам Федора Степуна) // Вопросы литературы. 1997. №2. Март-апрель С. 124-166; он же. «...Есть европейская держава» // Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. - М., 1997. С. 416-467; он же. Метаморфозы артистизма. - М: РИК, 1997. С. 6-40; он же. Ф.А. Степун: русский философ в эпоху безумия разума // Степун Ф.А. Сочинения. - М.: РОССПЭН 2000; он же. Федор Степун: российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопросы философии. 1999. №3. С. 112-136.

4 Ермичев A.A. Ф.А. Степун. Очерк жизни // Ф.А. Степун. Портреты. - СПб.: РХГИ 1999; Ермичев A.A. Федор Августович Степун: христианское видение России // Степун Ф.А. Чаемая Россия. - СПб.: РХГИ, 1999.

5 Федор Августович Степун / под ред. В.К. Кантора // Философия России первой половины XX века.- М.: РОССПЭН, 2012.

социально-философские взгляды как теоретическую целостность, но последовательное проведение историко-философского анализа позволяет реконструировать его социально-философскую концепцию, по возможности, в полном виде.

Источниковой базой исследования стали работы Ф.А. Степуна, созданные им в различные годы жизни, а также труды философов, непосредственно повлиявших на формирование мировоззрения мыслителя: неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта, феноменолога Э. Гуссерля, русских религиозных философов B.C. Соловьева, Г.П. Федотова; статьи и исследовательские работы, посвященные анализу различных социально-философских аспектов его творчества.

Объектом диссертационного исследования являются труды Ф.А. Степуна, созданные в разные периоды его жизни.

Предметом диссертационного исследования выступает историко-философский анализ социально-философских воззрений Ф.А. Степуна в их концептуальной целостности.

Цель и задачи исследования. Цель представленной работы состоит в проведении историко-философской реконструкции социально-философской концепции Ф.А. Степуна. Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:

выявить предпосылки, основные этапы и особенности эволюции социально-философских идей Ф.А. Степуна;

- проанализировать категорию «переживание» как «исследовательский инструментарий» Ф.А. Степуна;

исследовать проблему «эволюционного» развития общества в социально-философской концепции Ф.А. Степуна;

рассмотреть содержание экстремальных социальных феноменов -войны, революции, идеократической идеологии как проявлений «социальных болезней», по Ф.А. Степуну.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и методы, обеспечивающие целостное видение социально-философской концепции Ф.А. Степуна. При работе с текстами активно применялись принципы историзма, единства исторического и логического, герменевтические методы. Метод «герменевтического круга» позволил проанализировать социально-политические и идейно-теоретические предпосылки, оказавшие решающее воздействие на формирование социально-философских взглядов Ф.А. Степуна. Сравнительно-исторический анализ помог выделить основные периоды в эволюции его социально-философских воззрений. Аналитико-критический метод позволил определить социальную метафизику Ф.А. Степуна как относительно самостоятельную форму развития отечественной философской мысли XX века. Применение метода реконструкции способствовало рассмотрению воззрений философа как целостной социально-философской концепции. В работе активно использовался метод интеллектуальной биографии, проявившийся в соотнесении биографических факторов и периодов интеллектуальной деятельности Ф.А. Степуна с контекстом исторической эпохи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников. Во введении рассматривается актуальность и степень разработанности темы, формулируются объект, предмет, цели и задачи исследования, определяется новизна работы, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первом разделе диссертационного исследования «Идейно-

теоретические истоки и периодизация социально-философских воззрений

Ф.А. Степуна» осуществляется историко-философская реконструкция

основных периодов и творческой динамики теоретических взглядов

философа. Исследуется степень влияния на его творчество

западноевропейской, прежде всего, немецкой философской традиции,

русской религиозной философии и теоретическая значимость критического

осмысления марксизма. Отмечается его склонность к поиску метафизических

10

синтезов. Все это позволяет обозначить границы интеллектуального пространства, а также временные рамки, в пределах которых происходила эволюция его социально-философских идей. Определяется хронология и содержание основных этапов эволюции социально-философских воззрений Ф.А. Степуна.

Во втором разделе диссертационного исследования «Ф.А. Степун о переживании как основе социального бытия, «методологической транскрипции» и аксиологических аспектов гносеологии» анализируются центральные категории его концепции — «переживание», «жизнь», «творчество». Ф.А. Степун стремился к рассмотрению переживания как онтологической модели жизнедеятельности социума. Решение этой задачи он начал с создания «исследовательского инструментария» как синтеза онтологии, методологии и аксиологических оснований гносеологии.

В третьем разделе «Антропологические, социологические и культурологические искания Ф.А. Степуна в контексте проблемы эволюционного развития социума» рассматривается учение о внекризисном функционировании общества в антропологическом, социологическом, культурологическом измерениях. Синтез антропологического (человек двойственен: дан как хаос и задан как идеал), социологического (коллективные формы переживания), культурологического (архитектоника новой культуры) аспектов наилучшим образом проявляется в ходе эволюционного развития общества.

В четвертом разделе «Социально-философское учение Ф.А. Степуна об экстремальных формах жизнедеятельности общества» анализируются основные «социальные болезни»: война, революция и идеократическая идеология, порождаемые упадком духовной культуры, девальвацией нравственных и религиозных ценностей. Перечисленные «социальные болезни» рассматривались как «социальный тупик», «прерыв эволюции», «насилование жизни», подчеркивалась их деструктивная роль в жизнедеятельности социума.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные теоретические выводы и представлены результаты исследования, дано их обоснование.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в реконструкции социально-философской концепции Ф.А. Степуна как целостного познавательно-ценностного учения, рассматривающего жизнедеятельность общества в эволюционном (нормальном) и экстремальном («социальные болезни») состояниях.

В более конкретном виде научная новизна исследования заключается в следующих теоретических положениях:

- определены объективные предпосылки, повлиявшие на формирование и эволюцию философского мировоззрения Ф.А. Степуна; выявлены основные этапы развития его социально-философских взглядов; охарактеризована многовекторность проблемного поля проводимого им исследования;

проанализировано содержание категории «переживание» как «исследовательского инструментария», представленного в творчестве Ф.А. Степуна в виде триады: онтологической модели, «методологической транскрипции» и социального познания;

реконструировано содержание социально-философской концепции Ф.А. Степуна об эволюционном развитии общества в единстве философской антропологии, социальной философии и культурологии;

исследовано содержание социально-философских представлений Ф.А. Степуна об экстремальных состояниях общества («социальных болезнях») — войне, социальной революции, идеократических идеологиях. Основные положения, выносимые на защиту и их обоснование.

1. Теоретическими основаниями, определившими социально-

философские воззрения Ф.А. Степуна стали идеи немецкой философской

традиции (немецкая классическая философия, немецкий романтизм,

неокантианство, главным образом, баденская школа); метафизические

взгляды представителей русской религиозной философии, а также

12

критическое осмысление теоретических положений марксизма. Установлены этапы эволюции его социальной философии: довоенный (1902-1914 гг.), пореволюционный (1914-1922 гг.), эмигрантский (1922 -1965 гг.).

2. Переживание в творчестве Ф.А. Степуна является центральной категорией, характеризующей энергийные основания социального бытия. Философ разработал «исследовательский инструментарий», позволявший изучать переживание трояко: как онтологическую модель социума, состоящую из полюсов (жизнь и творчество) и уровней (мистического, психического, понятийно-научного), «методологическую транскрипцию» и аксиологические основания гносеологии.

3. Эволюционное развитие общества Ф.А. Степун анализировал в контексте философской антропологии (соотношение персонализма и индивидуализма; переживание как антропологическая основа развития; типы человеческой души; антропологическая матрица «новоградского человека»); социальной философии (учение о ценностно-ориентированной социологии; идеи религиозного социализма) и культурологии («лицо», «стиль» и «дух» русской культуры; культура и ценности).

4. Анализ экстремальных форм развития общества или «социальных болезней» позволил Ф.А. Степуну выделить наиболее значительные из них -войну («социальный тупик»), социальную революцию («прерыв эволюции», «разрыв национального сознания») и идеократические идеологии («насилование народной жизни» посредством господствующих идей и идеологий). Им были определены духовно-религиозные пути их преодоления.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том,

что она обращена к малоисследованной области истории русской философии

конца XIX - начала XX веков и призвана восполнить существующий

теоретический пробел. Полученные результаты и основные выводы

позволяют понять оригинальность и целостность разработанной Ф.А.

Степуном социально-философской концепции, увидеть сложную идейно-

13

теоретическую и духовную динамику эволюции его взглядов. Выводы и результаты работы позволяют уточнить место и роль философского наследия Ф.А. Степуна в отечественной философии, развивают и дополняют ряд разделов истории философии, социальной философии, гносеологии, онтологии и аксиологии.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания философии, истории философии, социальной философии.

Апробация результатов исследования. Результаты данного историко-философского исследования представлялись для обсуждения на международных научных конференциях: V Всероссийская конференция «Булгаковские чтения» с международным участием. - Орел, 2011 г.; XIV Всероссийская научно-практическая конференция Гуманитарного университета. - Екатеринбург, 2011 г.; XXI Международная научно-практическая конференция Академии гражданской защиты МЧС РФ. Химки, 2011 г.; на научных конференциях в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Москва, 2012 г., 2013 г. По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на заседаниях кафедры истории и философии образования и науки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. — Москва, 2010 г. - 2013 г.

РАЗДЕЛ I. Идейно-теоретические истоки и периодизация социально-философских воззрений Ф.А. Степуна.

Масштаб и глубина философских исканий Ф.А. Степуна воспринимались неоднозначно как его современниками, так и позднейшими исследователями его творчества. Его критики утверждали, что он мог стать «русским Витгенштейном» или «Хайдеггером», но стал лишь «немецким Степановым», «школы не создал, последователей не взрастил»1; «не дал отечественному любомудрию того, что вроде бы мог дать, - оригинальный философской системы, наподобие западноевропейской»2. Мыслителя упрекали в отсутствии «внутренне необходимой связи между элементами» его концепции, сомневались в эффективности предлагаемой им методологии. «По крайней мере, свою «методологию», - утверждал М.В. Вишняк, - он рекомендует попросту пропустить тем, кто ею специально не интересуется»3. Подобные суждения имели определенные основания, ведь Ф.А. Степун не оставил системного изложения своей социально-философской концепции, а многие ее разделы были изложены в форме, далекой от строгой научности — художественно-психологической, автобиографической. Последовательное проведение историко-философского анализа позволило реконструировать в относительной цельности его социально-философскую концепцию и обозначить ее наиболее значимые положения.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуляев, Павел Степанович, 2013 год

Список использованной литературы:

1. Абросимова JI.B. Историко-философский анализ концепций диалогизма XX века (М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси, М.М. Бахтин). Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2008. -26 с.

2. Авксентьев Н.Д. В интересах ясности // Современные записки. 1926. №28. С. 393-397.

3. Адамович Г. Николай Переелегин // Последние новости.- Париж, 1929. 29 авг. № 3081. С.З.

4. Акулинин В.Н. Русское «академическое» неокантианство и философия всеединства // Кантовский сборник. - Калининград: КГУ, 1987. Вып. 12.

*

-128 с.

5. Арсеньев Н.С. Воды, горы, лес и поля //Арсеньев Н.С. О красоте в мире. -Мадрид, 1974. С. 118-138.

6. Архиепископ Иоанн С.Ф. (Сан-Францисский). Русский звездопад. (Памяти Федора Степуна) // Русская мысль. 8 апреля 1965. С. 4 -8.

7. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. - М.: Правда, 1989. -621 с.

8. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В. 2 т. - М.: Искусство, 1994. Т.1. - 478 с. Т.2. - 571 с.

9. Белый А. Ответ Ф.А. Степуну на открытое письмо в № 4-5 «Трудов и дней» // Труды и дни. 1912. № 6. Ноябрь-декабрь. С. 16-26.

10. Бердяев H.A. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990. - 256 с.

11. Бердяев H.A. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

12. Бердяев H.A. Философия свободы. - М., 1911.- 254 с.

13. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: в 2т — М.: Искусство, 1994. Т.1. - 524 с.

14. Боброва И.А. Война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Чита, 2007.-23 с.

15. Борисов В.М. Ф.А. Степун (1884-1965) // Новый мир. 1991. №6. С. 201-204.

16. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Христианский социализм: Спор о судьбах России. - Новосибирск: Наука. 1991. С. 138-178.

17. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. - СПб., 1912. -515 с.

18. Виндельбанд В. Прелюдии: философские статьи и речи.- СПб. 1904. - 374 с.

19. Вишняк М.В. Два пути: Февраль и Октябрь. - Париж. 1931. - 287 с.

20. Вишняк М.В. О «переосмысливании» Ф.А. Степуна // Современные записки. 1929. № 40. С. 461-471.

21. Вишняк М.В. Заключительное слово // Новый журнал. 1960. №57. С. 206-235.

22. Вознюк H.A. Антиномия войны в историко-философском наследии Ф.А. Степуна // Мысль: Философское наследие.- Мурманск. 2010. Вып.1. С. 80-92.

23. Вознюк H.A. Антропологические идеи в философском наследии Ф.А. Степуна. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Мурманск, 2011. - 19 с.

24. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. - М.: Наука, 1978. -288 с.

25. Гаман Л.А. Революция 1917 г. и советская история в освещении русской религиозной эмигрантской мысли. -Томск.: Изд. Том. ун-та. 2008. -332 с.

26. Гаман Л.А. Русская религиозно-философская мысль о войне: взгляд Ф.А. Степуна // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 9. С. 92-94.

27. Гергель P.E. Социология массы Федора Степуна // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб., 1998. Т.1. Вып. 3. С. 82-98.

28. Гергель P.E. Ценностно-ориентированная социология Ф.А. Степуна // Социологический журнал. 1995. №4. С. 101-102.

29. Гергилов P.E. Первые годы Ф.А. Степуна в Эмиграции // Вестник РГХА. Т. 8., Вып. 2. 2007. С. 215-227.

30. Гергилов P.E. Социология Ф.А. Степуна. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук.-СПб., 1998.- 16 с.

31. Гиппиус З.Н. Арифметика любви. Неизвестная проза 1931-1939 годов.-Спб.: Росток. 2003. - 637с.

32. Гиппиус З.Н. М.В. Вишняк. Два пути. Издание «Современные Записки». - Париж, 1931. (О революции и о «праве»). http://az.lib .ru/g/gippius_z_n/text_l 93 l_vishnyak.shtml

33. Дмитриев H.A. Неокантианство немецкое и русское в прошлом, настоящем и будущем // Вопросы философии. 2009. №3. С. 165-175.

34. Елькин A.B. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2005. - 23 с.

35. Ермичев A.A. Федор Августович Степун: христианское видение России // Степун Ф.А. Чаемая Россия. - СПб.: РХГИ, 1999. С. 446-467.

36. Ермичев A.A. Ф.А. Степун. Очерк жизни // Степун Ф.А. Портреты. - СПб.: РХГИ, 1999. С. 393-409.

37. Зайцев Б.К. Рец. Ф. Степун. Из писем прапорщика-артиллериста // Перезвоны. - Рига, 1926. № 14. С. 414-428.

38. Зайцев Б.К. Рец. «Николай Переслегин» Ф. Степуна // Россия и славянство. - Париж, 1929. 1 июня. №27 С. 3-4.

39. Зандер JI.A. О Ф.А. Степуне и о некоторых его книгах // Мосты: альманах.- Мюнхен, 1963. № 10. С. 318-340.

40. Ильин И.А. Собр. соч. Письма. Мемуары (1939-1954). - М., 1999. - 507 с.

41. Исупов К.Г. Эстетика Ф.А. Степуна / Федор Августович Степун // Философия России первой половины XX века.- М.: РОССПЭН, 2012. С. 291-310.

42. Иваск Ю. Федор Степун. Встречи. - Мюнхен: Изд. тов-ва зарубежных писателей. 1962 //Новый журнал. 1963. №74. С. 289-292.

43. Кантемирова E.H. Проект «духоверческой» культуры и христианской общественности в философии Ф.А. Степуна. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Хабаровск, 2003. - 18 с.

44. Кантор B.K. Артистическая эпоха и ее последствия (по страницам Федора Степуна) // Вопросы литературы. 1997. №2. Март-апрель. С. 124-166.

45. Кантор В.К. «... Есть европейская держава» // Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. -М., 1997. С. 416-467.

46. Кантор В.К. Метаморфозы артистизма. - М: РИК, 1997. С. 6-40.

47. Кантор В.К. Ф.А. Степун: анализ большевизма и национал-социализма (с приложением двух писем H.A. Бердяеву) // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. Вып. 4. С. 156-173.

48. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры: философско-исторический анализ. -М.: РОССПЭН, 2001. - 704 с.

49. Кантор В.К. Ф.А. Степун: русский философ в эпоху безумия разума // Степун Ф.А. Сочинения. - М., 2000. С. 3-36.

50. Кантор В.К. Федор Степун: российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопросы философии. 1999. №3. С. 112-136.

51. Кантор В.К. Перекрестья эмигрантских судеб (письма Ф.А. Степуна к Б.П. Вышеславцеву с приложением речи Степуна о большевизме) // Философский журнал. 2010. №4. С. 53-78.

52. Кантор В.К. Вступительная статья. Федор Степун: хранитель высших смыслов или сквозь катастрофы XX века / Федор Августович Степун // Философия России первой половины XX века. - М: РОССПЭН, 2012. С. 5-33.

53. Квон К.Б. Романы Ф.А. Степуна: Философия. Поэтика. Автореф. дисс. ... канд. филолог, наук. - СПб., 2003. - 26 с.

54. Кекова C.B. Крушение миражей. Философская антропология Федора Степуна// Сибирские огни. 2008. №6. С. 151-154.

55. Куклярский Ф. Философия индивидуализма. - СПб., 1910. - 172 с.

56. Логос (предисловие к немецкому изданию) Т.1. 1910-1911. С. 11-27.

57. Логос (редакционное предисловие). 1910. №1. С. 1-16.

58. Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. Восемь смертных грехов человечества // Вопросы философии, 1992. №3. С. 5-54.

59. Лямцев Е.В. Экзистенциальный персонализм H.A. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2007. - 26 с.

60. Мазаева О.Г. Проблема соотношения жизни и творчества как введение в тему о доминантных началах словесного творчества А. Белого и Ф.А. Степуна // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 2 (14). 2011. С. 139-147.

61. Макаров В.Г. Архивные тайны: интеллигенция и власть // Вопросы философии. 2002. № 10. С. 108-155.

62. Малахов В. Степун (Степпун) Федор Августович // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М., 1995. С. 490-492.

63. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., изд. 2. Т. 13. - 447 с.

64. Мелих Ю.Б. Лик и лицо Ф.А. Степуна. - М., 2009. - 40 с.

65. Мелих Ю.Б. Ф.А. Степун-кантианец и мистик // Федор Августович Степун // Философия России первой половины XX века.- М.: РОССПЭН, 2012. С.113-138.

66. Ницше Ф. Сумерки идолов или как философствуют молотом // Сочинения в 2 тт. Т.2. -М.: Мысль, 1990. - 487 с.

67. Пирожкова В.А. Мои три жизни: Автобиографические очерки. - СПб.: Журнал «Нева», 2002. - 604 с.

68. Рейнгольд A.C. Истоки эстетических принципов. Ф.А. Степуна: анализ военных дневников «Из писем прапорщика-артиллериста» (1918) // Новый филологический вестник. -М., 2011. Т.16. № 1. С. 64-75.

69. Розанов В.В. Сочинения. В 2-х. тт. - М., 1990 Т.1. - 304 с.

70. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре - М., 1906. - 126 с.

71. Семенов Тянь-Шанский В.П. Влияние географического ландшафта на творчество человека // Гул земли. Литературно-научный и художественный сборник. - Л.: Красная газета, 1928. С. 133-134.

72. Соболев А. В. Биографическая справка // Опыт русского либерализма: Антология.-М, 1997. С. 380-385.

73. Соловьев В.С. Собр. соч.: В 10 тт.- СПб., 1911-1914. Т.2. - 430 с.

74. Степун Ф.А. Николай Переслегин. - Париж: Современные записки, 1929. - 420 с.

75. Степун Ф.А. Граф Алексей Николаевич Толстой // Северные записки. 1914. №5. Май. С. 94-110.

76. Степун Ф.А. О «Бесах» Достоевского и письмах Максима Горького // Северные записки. 1913. № 12. Декабрь. С. 120-136.

77. Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся / Послесл. Р. Гергеля. Изд-е 2-е, испр. — СПб.: «Алетейя», 2000. — 651 с.

78. Степун Ф.А. Большевизм и контрреволюция //Армия и флот свободной России. 1917. 6 июля. № 155. С. 2-3.

79. Степун Ф.А. Война и революция // Армия и флот свободной России. 1917. 2 июля. № 152. С. 2-5.

80. Степун Ф.А. Забытые истины. О нации и национализме //Дни. 1925. 20 сентября. №816. С. 2-15.

81. Степун Ф.А. Россия и культура. Речь на Дне русской культуры // Руль. 1929. 12 июля. №2595. С. 5-17.

82. Степун Ф.А. Идея России и формы ее раскрытия // Новый Град. 1934. №8 С. 15-27.

83. Степун Ф.А. Чаемая Россия // Новый Град. 1936. №11. С. 11-40.

84. Степун Ф.А. Воспоминания // Современные записки. - Париж, 1939. Кн. 69.С. 216-237.

85. Степун Ф.А. Русская православная церковь и революция // Вестник: орган Русского студенческого христианского движения. 1949. №1. С. 8-15.

86. Степун Ф.А. Москва накануне войны 1914 г. // Новый журнал. 1951. Кн. 26. С. 140-167.

87. Степун Ф.А. Москва и Петербург накануне войны 1914 г. // Новый журнал. 1951. Кн. 27. С. 169-201.

88. Степун Ф.А. Родина, отечество и чужбина // Новый журнал. 1955. Кн. 43. С. 205-218.

89. Степун Ф.А. Пролетарская революция и революционный орден русской интеллигенции //Мосты. 1959. №3. С. 171-188.

90. Степун Ф.А. Структура социологической объективности // Вестник РСХД. 1960. №56. С. 38-44.

91. Степун Ф.А. Художник свободной России // Мосты. 1963. №10. С. 160-164.

92. Степун Ф.А. О корнях большевизма, о демократии, свободе и будущем России // Посев. 1964. №44 (964). 6 ноября. С. 5-6.

93. Степун Ф.А. О политическом воспитании армии // Русский инвалид. 1917. 22 июня. №144. С. 2-3.

94. Степун Ф.А. Революция и кадровое офицерство // Русский инвалид. 1917. 20 июня. №142. С. 2-17.

95. Степун Ф.А. Нация и национализм // Вестник РСХД. 1965. №77. С. 56-61.

96. Степун Ф.А. Социологическая объективность и христианская экзистенция // Социологический журнал. 1995. №4. С. 102-115.

97. Степун Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины // Вопросы философии. 1997. №1. С. 154-165.

98. Степун Ф.А. (Рецензия) Владимир Соловьев. Россия и вселенская церковь // Логос. М.: Мусагет, 1911-1912. Кн. 2-3. С. 304-306.

99. Степун Ф.А. (Рецензия) Кн. Евгений Трубецкой. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. Т. I и II. К-во «Путь». Издание автора //Логос. М.: Мусагет, 1913. Кн. 3-4. С. 353-354.

100. Степун Ф.А. Федор Степун: письма и отклики (архивные документы) // Вопросы философии. 1999. №3. С. 145-160.

101. Степун Ф.А. На взгляд изгнанника (письмо Ф. Степуна Г. Риккерту 1932 г.) // Вопросы философии. 2007. №1. С. 131-144.

102. Степун Ф.А. Русские европейцы на Западе. Письма Ф.А. Степуна к Г.П. Федотову и В.В. Вейдле // Вопросы философии. 2009. №6. С. 106-127.

103. Степун Ф.А Письма Ф.А. Степуна к Д.И. Чижевскому // Вопросы философии. 2010. №1. С. 92-117.

104. Степун Ф.А. (Лугин Н.) Из писем прапорщика - артиллериста // Северные записки. 1916. № 6. С. 130-170; №7-8. С. 143-160; №9 С. 9-23; №11 С. 108-120; №12 С. 1-13.

105. Степун Ф.А. (Рецензия) Евразийский временник.- Париж: Евразийское книгоиздательство, 1923. Кн. III // Современные записки. 1924. Кн. XXI. С. 401-412.

106. Степун Ф.А. (Рецензия на книгу). Проблемы русского религиозного самосознания // Современные записки. 1924. Кн. XXII. С. 458-464.

107. Степун Ф.А. «Екатерина Ивановна» Л. Андреева на сцене Художественного театра // Северные записки. 1913. №2. Февраль. С. 124-131.

108. Степун Ф.А. Большевизм и христианская экзистенция // Степун Ф.А. Сочинения. -М.: РОССПЭН, 2000. С. 557-627.

109. Степун Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины // Вопросы философии. 1999. №3. С. 137-144.

110. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.- London: Overseas Publications Interchange Ltd., 1990. - 431 с.

111. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Степун Ф.А. Соч. -М.: РОССПЭН, 2000. С. 583-596.

112. Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Избранные сочинения. - М.: Астрель, 2009. -807 с.

113. Степун Ф.А. Задачи эмиграции // Новый Град. № 2. 1931. С. 15-27.

114. Степун Ф.А. Из писем прапорщика-артиллериста.- М.: Типография т-ва «За друга», 1918. - 187 с.

115. Степун Ф.А. Портреты. - СПб.: РХГИ, 1999. - 440 с.

116. Степун Ф.А. К феноменологии ландшафта // Степун Ф.А. Сочинения. -М.: РОССПЭН, 2000. С. 804-807.

117. Степун Ф.А. (Рецензия) Карсавин Л.П. Диалоги. Берлин: Обелиск, 1923 // Современные записки. 1923. Кн. XV. С. 419-420.

118. Степун Ф.А. Мысли о России // Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Избранные сочинения. - М.: Астрель, 2009. С. 253-475.

119. Степун Ф.А. Немецкий романтизм и русское славянофильство // Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Избранные сочинения. - М.: Астрель, 2009. С. 44-70.

120. Степун Ф.А. О некоторых отрицательных сторонах современной литературы // Северные записки. 1913. №10. Октябрь. С. 121-133.

121. Степун Ф.А. О свободе // Новый град. №13. 1938. С. 11-45.

122. Степун Ф.А. О человеке «Нового града» // Новый град. №3. 1932. С. 6-20.

123. Степун Ф.А. Основные проблемы театра // Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Избранные сочинения. - М.: Астрель, 2009. С. 186-252.

124. Степун Ф.А. Открытое письмо к Андрею Белому по поводу статьи «Круговое движение» // Труды и дни. 1912. № 4-5. Июль-октябрь. С. 74-86.

125. Степун Ф.А. Пореволюционное сознание и задачи эмигрантской литературы // Новый град. 1935. №10. С. 12-28.

126. Степун Ф.А. Трагедия мистического сознания // Логос.- М.: Мусагет, 1911-1912. Кн. вторая и третья. С.115-140.

127. Степун Ф.А. Прошлое и будущее славянофильства // Северные записки. 1913. №11. Ноябрь. С. 121-137.

128. Степун Ф.А. Путь творческой революции // Новый град. 1931. №1. С. 8-20.

129. Степун Ф.А. Религиозный смысл революции // Степун Ф.А. Сочинения. - М.: РОССПЭН, 2000. С. 377-398.

130. Степун Ф.А. Религиозный социализм и христианство // Путь. 1931. № 29. С. 10-36.

131. Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией // Новый журнал, 1962. №69. С. 251-276.

132. Степун Ф.А. Россия накануне 1914 г. // Вопросы философии. 1992. №9. С. 89-120.

133. Степун Ф.А. Трагедия и современность // Шиповник. - М., 1922. № 1. С. 83-94.

134. Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и Закат Европы. - М.: Берег, 1922. С.5-33.

135. Степун Ф.А. Трагедия мистического сознания // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. - М.: Мусатет, 1911-1912. Кн. Вторая и третья. С. 115-140.

136. Степун Ф.А. Трагедия творчества (Фр. Шлегель) // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. - М.: Мусатет, 1910. Кн. первая. С. 171-196.

137. Степун Ф.А. Тяжелые дни. О суде и справедливости / Ф.А. Степун // Армия и флот свободной России. 1917. 19 июля. № 166. С. 2-7.

138. Степун Ф.А. Тяжелые дни. О твердой власти / Ф.А. Степун // Армия и флот свободной России. 1917. 18 июля. № 165. С. 3-5.

139. Степун Ф.А. Христианство и политика // Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Избранные сочинения. - М.: Астрель, 2009. С. 502-534.

140. Степун Ф.А. Мистическое мировидение // Пять образов русского символизма. - СПб.: Владимир Даль, 2012. - 479 с.

141. Струве H.A. Памяти Ф.А. Степуна // Вестник РСХД. - Париж; Нью-Йорк, 1965. №77. С. 51-52.

142. Трубецкой E.H. Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. - М., 1917.- 337с.

143. Федор Авгуетович Степун / под ред. В.К. Кантора // Философия России первой половины XX века. - М.: РОССПЭН, 2012. - 399 с.

144. Федотов Г.П. Fedor Stepun. Das Antlitz Russlands und das Gesicht der Revolution. Bern / Leipzig. Gotthelf -Verlag. 1934 // Новый Град. - Париж, 1934. №9. С. 94-95.

145. Федотов Г.П. Защита России. - Париж: УМКА - ПРЕСС, 1982. - 320 с.

146. Федотов Г.П. Основы христианской демократии // Новый Град. 1934. №8. С. 3-18.

147. Филонова Л.Г. Федор Авгуетович Степун // Русские философы (конец XIX- середина XX века): Антология. Вып. 2. - М.: Книжная палата. 1994. С. 126-140.

148. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. 1977. Сб. XVII. С. 140-165.

149. Франк С.Л. Философия и жизнь: этюды и наброски по философии культуры. - СПб., 1910. - 389 с.

150. Фридлендер Г.М. О Ф.А. Степуне // Русская литература. 1989. №3. С. 109-112.

151. Хоружий С.С. Степун Федор Авгуетович // Философская энциклопедия, в 5 т. - М., 1970. Т.5. С. 133-134.

152. Челпанов Г.И. Введение в философию. - М., 1916. - 526 с.

153. Чижевский Д.И. Рец. Ф. Степун. Из писем прапорщика-артиллериста. -Прага. 1926 // Современные записки. - Париж, 1928. Кн. 34. С. 511-514.

154. Чижевский Д.И. Речь о Степуне // Степун Ф. Встречи, - М.: Аграф, 1998. С. 250.

155. Чижевский Д.И. Ф. Степун: Жизнь и творчество // Современные записки. 1926. № 28. С. 496-499.

156. Чубаров И.М. Зачалось и быть могло, но стать не возмогло (предисловие к «Жизни и творчеству» Ф.А. Степуна) // Логос. 1991. №1. С. 88-97.

157. Шестов Л. Власть ключей // Шестов Л. Соч.: В 2-х тт. - М., 1993. Т.1. - 665 с.

158. Шлегель Ф. Люцинда // Немецкая романтическая повесть. Т.1. - М.- Л., 1935. С. 3-106.

159. Штаммлер A.B. Ф.А. Степун // Новый журнал. 1966. Кн. 82. С. 247-256.

160. Штаммлер A.B. Ф.А. Степун // Русская религиозно-философская мысль XX века. - Питтсбург, 1975. С. 322-332.

161. Эрн В.Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности (впервые 1910, затем в сборнике «Борьба за Логос». - М.: Путь, 1911) // Эрн В.Ф. Сочинения. -М.: Правда, 1991. С. 71-108.

162. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд. Т. 20. С. 9-287.

163. Эфрон С .Я. Из писем прапорщика-артиллериста // Своими путями. 1925. № 10-11.С. 47-48.

164. Яковенко Б.В. Тридцать лет русской философии. 1900-1929. // Философские науки. 1991. № 10. С. 17-25.

165. Stepun F. Vergangenes und Unvergängliches. Aus meinem Leben. 18841914. - München. 1947. P. 300-301.

166. Stepun F. Mystische Weltschau. Funt Gestaiten des russischen Symbolismus: Solowjew, Berdjajew, Iwanow, Belyi, Block. - München: Carl Hanser Verlag, 1964. S. 11.

167. Stepun F. Die Soziologische Objektivitaet und christliche Existenz. In: Festgabe Joseph Lortz, Bd. 2: Glaube und Geschichte // Hrsg. P. Ranns. -Baden-Baden, 1958. P. 22-30.

168. Stepun, F.: Verhandlungen des 7. Soziologentages 1930 in Berlin. 1931; Diskussion ueber "Begriffsbildung in der Soziologie". S. 114-116.

169. Stepun, F.: Die Objektivitaet des soziologischen Erkenntnisaktes. In: Soziologie und Leben. Tuebingen, 1952. S. 63-78.

170. Stepun, F.: Die Liebe des Nikolai Pereslegin. München: Carl Hanser Verlag,

1928. 350 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.