Проект "духоверческой" культуры и христианской общественности в философии Ф. А. Степуна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Кантемирова, Елена Николаевна

  • Кантемирова, Елена Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Уссурийск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 147
Кантемирова, Елена Николаевна. Проект "духоверческой" культуры и христианской общественности в философии Ф. А. Степуна: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Уссурийск. 2003. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кантемирова, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ 3-

Глава 1. МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО

ПОЗНАНИЯ Ф.А.СТЕПУНА 12

1.1 Интеллектуально-духовная биография

Ф.А. Степуна 12

1.2 Ф.А. Степун о социальной роли мировоззрения 35

1.3 Идейные истоки и содержание метода социально-культурного познания 44-

Глава 2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В ПОНИМАНИИ

Ф.А. СТЕПУНА 63

2.1 Содержание артистизма как строя души и как культурного феномена эпохи рубежа XIX-XX веков 63

2.2 Антиномия культуры, творчества и жизни в философии Ф.А. Степуна. 76

2.3 Ф.А. Степун о своеобразии и социокультурной роли русской духовности 87

Глава 3. «ЧАЕМАЯ РОССИЯ» Ф.А. СТЕПУНА И

ИДЕЙНОЕ ТЕЧЕНИЕ «НОВОГРАДСТВА» 100

3.1 Ф.А. Степун о социальных феноменах XX века: революции, большевизме, фашизме 100

3.2 «Новоградство». Человек «Нового Града» 108

3.3 Содержание понятий «пореволюционное сознание» и «христианская политика» в контексте «новоградства» 115

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проект "духоверческой" культуры и христианской общественности в философии Ф. А. Степуна»

Актуальность темы исследования обусловлена одновременно неослабевающим интересом к вопросам мировоззрения и важностью овладения духовным наследием эпохи русского религиозно-философского ренессанса.

Эти два фактора, ставшие актуальными для культурной жизни России, свидетельствуют о современности проблем, над которыми думали и страдали люди эпохи рубежа XIX-XX вв., и с воскрешения которых (в чем они были убеждены) начнется расцвет России. Эпоху рубежа XIX-XX вв. Федор Августович Степун (1884-1965) назвал временем «метафизической инфляции мировой жизни», когда идеологии всех борющихся сторон утратили духовно-опытную связь с соответствующими идеями1. Данное определение сущности переживаемой философом эпохи вполне соответствует и характеру общественно-политических событий, которые можно наблюдать в современную эпоху. В контексте возросшего на рубеже веков внимания к методологическим проблемам философии истории философское наследие Ф.А.Степуна представляет несомненный интерес, так как содержит обоснование необходимости своеобразного подхода к осмыслению философии истории.

Общепризнанным фактором является стремление русской философии к поиску истин, способных преобразить жизнь. Период русской культурной жизни, получивший название «Эпоха русского философского ренессанса», был временем острой постановки вопросов о необходимости осмысления христианства как явления культуры, объединения светских и религиозных ценностей в новом духовном синтезе.

В социально-философском наследии Ф.А.Степуна мы можем увидеть ценный по его общим философским установкам и методологически обоснованный вариант преодоления социально-культурного кризиса.

1 См.: Степун Ф. А. Путь творческой революции // Степун Ф. Чаемая Россия. - СПб.: РХГИ, 1999. - С. 135.

Творчество Ф.А.Степуна позволяет охарактеризовать его как религиозного мыслителя, близкого к традициям экзистенциальной философии. Н.О. Лосский называет его в числе представителей трансцендентально-логического идеализма. Трансцендентально-логический идеализм был развитием неокантианства, стремящегося сблизить более тесно теорию познания с онтологией и вызвать оживление метафизики. С историко-философской точки зрения, творчество этого мыслителя можно назвать завершающим этапом социально-религиозного поиска русской мысли XIX-XX вв. «Новоградство» Ф.А. Степуна - звено, соединяющее «новое христианство» русского духовного ренессанса, представленного журналом «Путь» Н.А. Бердяева и статьями С.А. Булгакова, с практикой монашества в миру, свойственной «Православному делу» матери Марии. Как личность Ф.А.Степун по праву может быть назван явлением культуры: философ, публицист, писатель, литературный критик, сумевший отразить в своих работах культурное своеобразие переживаемой эпохи.

Исследователи творчества Ф.А.Степуна отмечают целый ряд достоинств, которые придают ему актуальность в современном философском контексте. По мнению В.Малахова, главным положительным моментом является сбалансированность позиций Ф.А. Степуна по ключевым для русской мысли вопросам и точность данных им оценок культурной ситуации своего времени. Отмечая расплывчатость терминологии, нестрогое употребление понятий, концептуально нагруженных в современной Степуну философии, он подчеркивает, что именно в силу отсутствия у Ф.А. Степуна собственной «системы» его отличает трезвость взгляда там, где русские философы систематического склада впадают в экстремизм.

В.Малахов видит значение Ф.А.Степуна в том, что он был, прежде всего, свидетелем, симптоматиком и физиогномистом, главный вклад которого в историю русской мысли, заключается в утверждении им особого-философского - статуса литературы. Ф.Степун наделял литературу таким статусом потому, что опирался на выдвинутый романтизмом идеал философствования, согласно которому средством постижения реальности является не система, а творчество. В отличие от опосредованной системы репрезентации творчество дает возможность непосредственной презентации абсолютного в формах искусства и, прежде всего, литературы .

Степень разработанности темы характеризуется наличием исследований, фрагментарно освещающих творческое наследие Ф.А.Степуна. По идеологическим причинам этот мыслитель не был широко известен читателям в России. После революции его книги в России почти не издавались и стали выходить только в последнее время. Именно поэтому основной корпус работ о Ф.А.Степуне состоит из публикаций в зарубежных изданиях3 и из статей о его жизни и творчестве, опубликованных в журналах «Вопросы философии», « Вопросы литературы», «Новый журнал», «Логос» в последние пятнадцать лет.

Портрет личности философа воссоздают воспоминания его современников и учеников: М.Вишняка, Л.Зандера, А.Штаммлера, Д.Чижевского, Е.Жиглевич, Ганса-Эгона Хольтаузена, Веры Пирожковой5.

В последние годы появился ряд подробных публикаций, рассматривающих социальные идеи философа. Философские взгляды Ф.А.Степуна и подробности его биографии обстоятельно освещены в статьях А.Ермичева, В.Кантора, В.Малахова, Л.Филоновой6.

2 Малахов В. Степун (Степпун) Федор Августович // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М., 1995. -С490.

3 Авксентьев Н.Д. В интересах ясности // Современные записки. - 1926. №28. - С. 397.; Архангельский В.Г. Мысли о «Мы;:лях о России» по поводу статьи Ф.А.Степуна // Дни. - 1926. №1054. 15 июля. - С. 2.; Варшавский B.C. Заметки о прочитанном. «Встречи» Федора Степуна // Новый журнал. - 1926. №70. - С. 127.; Вишняк М. Политика или только тщеславие? // Дни. - 1928. №1345. 1 марта. - С. 3.; Зандср Л. О Стспуне Ф.А. и о некоторых его книгах // Мосты. - 1963. .№10. - С. 318 - 340.: Кизсветер А. Из размышлений о революции // Современные записки. - 1930. № 42. - С. 344.; Штаммлер А. Ф. А. Степун // Русская религиозно -философская мысль XX века: сборник статей под редакцией Н.П.Полторацкого. - 1975. -С. 322., и др.

4 Гергель Р. Предисловие к публикации ( работы Ф.А. Степуна «Дух, лицо и стиль русской культуры») // Вопросы философии. - 1997. №1. - С. 154; Кантор В.К. Артистическая эпоха и ее последствия ( По страницам Федора Степуна) // Вопросы литературы. - 1997. № 2. - С. 124. Микушевич В. Рыцарь духа (Ф.А.Степун. Бывшее и несбывшееся) // Новый журнал. - 1992. Кн. 186. - С.357., и др.

5Чижсвский Д.И Речь о Степунс // Новый журнал. - 1964. №75. - С.283-288.; Хольтаузен Ганс-Эгон Встречи со Степуно.м // Страна и мир. - 1985. № 3. - С.60-63.; Жиглевич Евгения. На путях эмигрантских Безмолвные встречи со Степуном // Ф.Степун. Встречи и размышления. - London. 1962. - С. 12-31. и др.

6 Филонова Л.Г. Федор Августович Степун // Русские философы ( конец XIX - начало XX века): Антология. Выпуск 2. - М. 1994. - С. 126-184.

Содержание зарубежной полемики, с точкой зрения Ф.А.Степуна, определяется двумя вопросами: о так называемом «пореволюционном сознании» и о возможности синтеза православия и социалистического движения. М. В.Вишняк, критикуя «пореволюционное сознание» Ф.Степуна, называет позицию опасным соблазном, поскольку в его представлении от «пореволюционного» обращения к плюсам советской России недалеко до

-у прославления и оправдания большевизма .

К вопросу о возможности синтеза православия и социализма, и предложенному Ф.Степуном варианту этого синтеза обращался в своих статьях В.Архангельский8. Он рисует общественно-психологический тип народника, называет его исторические формы, последней из которых является православное народничество, нашедшее отражение в деятельности журнала «Современные записки» и представленное деятельностью Ф.Степуна.

Анализ феномена артистизма эпохи серебряного века, предпринятый В. Кантором, довольно точно определяет неблагополучие и внутренний кризис ее культуры на фоне ее внешнего подъема9.

В статье для малой философской энциклопедии по русской философии В.Малахов10, анализируя философские взгляды Ф.А.Степуна, обращается главным образом к его сборнику «Жизнь и творчество». Он подчеркивает, что влияние на Ф.А.Степуна баденского неокантианства и своеобразное перетолкование Канта, приводит к следующему: Абсолютное (а для Степуна это предмет философии) выносится за пределы познания, а, благодаря учению о трансцендентальных формах, утверждается в качестве основного структурного элемента живой культурной работы. В отличие от неокантианского понимания предмета познания, при котором он конструируется познающим субъектом, предмет познания у Ф.А.Степуна

7 Вишняк М. Политика или только тщеславие? // Дни. - 1928. 1 марта. № 1345. - С. 3.

8 Архангельский В.Г. Народничество в православном одеянии // Воля России. - Прага. 1928. № 6. - С. 85.

9 Кантор В.К. Артистическая эпоха и ее последствия. (По страницам Федора Степуна) // Вопросы литературы. - 1997. № 2. - С. 124.

10 Малахов В. Степун (Степпун) Федор Августович // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М„ 1995.-С.490. обозначаемый им как «Жизнь») никогда не находится в распоряжении субъекта - ни гносеологически, ни эстетически, так как «Жизнь» определяется им как форма манифестации абсолютного, как «момент полного слияния человека и Бога», «мистическая душа вселенной и (окончательно подтверждая оправданность ассоциации с В. Соловьевым) как «положительное всеединство».

Исследователями отмечается, что ни один из социально-философских текстов Ф.А. Степуна не устарел в наши дни, а его вклад в историю русской мысли многогранен и заслуживает углубленного и всестороннего изучения.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является реконструкция и содержательный анализ социокультурного проекта Ф.А.Степуна и основных аспектов его творчества.

Для достижение поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- проследить динамику философского самоопределения Ф.А.Степуна;

- раскрыть идейные истоки и содержание метода социокультурного познания Ф.А. Степуна;

- рассмотреть взаимосвязь методологии Ф.А.Степуна, его анализа причин русской революции и концепции «свободолюбивого духоверческого социализма»;

-выделить рациональное содержание предложенного Ф.А.Степуном проекта духоверческой культуры и творческой личности - носителя нового типа религиозного сознания.

Методологическая и теоретическая база исследования. Объектом исследования в настоящей диссертации является социально-философский проект преодоления социокультурного кризиса Ф.А.Степуна, предметом -его метод идеало-типического конструирования социально-культурных феноменов, концепция антиномии жизни и творчества и основные аспекты социального проекта «свободолюбивого духоверческого социализма».

В работе использован сравнительно-исторический метод, позволяющий глубже понять историко-философские основания и истоки метода социокультурного познания Ф.А.Степуна; метод ретроспективного моделирования, который позволяет с помощью архивных материалов осуществить реконструкцию его философских взглядов и основных моментов социального проекта «духоверческой» культуры и христианской общественности.

Теоретической основой исследования послужили принципы диалектической цельности и органичности, лежащие в основе философии соборности и русской духовной традиции, нашедшие отражение в трудах ее выдающихся представителей и современных исследователей (А.В.Гулыга, Л.Е.Шапошников, А.Ф.Замалеев, Е.С.Троицкий и др.).

Источниковст база работы пополнялась в процессе ее написания, так как последние годы сразу несколько книг и статей Степуна увидели свет. В 1998 году в издательстве «Аграф» вышел сборник статей философа о деятелях русской культуры конца XIX - начала XX века под названием «Встречи», книга «Портреты» вышла в 1999 году в издательстве Русского Христианского гуманитарного института. В 1997 году издательством «Водолей» (г. Томск) был опубликован роман «Николай Переслегин». В 1999 году увидел свет сборник его статей - «Чаемая Россия», подготовленный также издательством Русского Христианского гуманитарного института. В него вошли статьи-размышления философа о будущем послереволюционной России. В начале 2000 года издательством «Алетейя» были переизданы мемуары философа «Бывшее и несбывшееся».

В 2000 году сборник сочинений Ф.А. Степуна стал одним из очередных томов книжной серии «Из истории отечественной философской мысли» (приложение к журналу «Вопросы философии). Книга является в настоящее время наиболее полным собранием сочинений Ф.А. Степуна. В нее вошли: сборники «Жизнь и творчество», «Основные проблемы театра» (ранее эти сборники были опубликованы в Берлине в 1923 году, а статья «Жизнь и творчество4) из одноименного сборника была переиздана в Москве в 1994 году во втором выпуске биобиблиографической антологии «Русские философы»), «Мысли о России» (Цикл философско-публицистических очерков из журнала «Современные записки»), статьи из журнала «Новый град», большая часть изданной на немецком языке в 1959 году книги «Большевизм и христианская экзистенция», мемуарный сборник «Встречи», извлеченные из периодики статьи - от ранних до последних, а также рассказ «Ревность», разыскание которого провел составитель издания и автор примечаний В.К. Кантор.

Еще не изданы роман «Из писем прапорщика артиллериста», важная для понимания творчества мыслителя статья «Основные проблемы театра», книги «О большевизме и христианском существовании», «Мистическое мировидение».

В процессе работы над диссертацией был использован ряд статей Ф.А.Степуна, опубликованных в разное время в журналах «Логос», «Северные записки», «Труды и дни», на страницах изданий русской эмиграции: «Путь», «Современные записки», «Новый град», «Новый журнал», «Мосты», «Вестник Русского студенческого христианского движения» и публикации о личности и творчестве философа последних лет и периода его жизни.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- осуществлен анализ мировоззрения Ф.А.Степуна, обозначены основные этапы его формирования;

- выявлены идейные истоки и предпосылки метода «идеал-типического конструирования» социокультурных феноменов в философии Ф.А.Степуна;

- раскрыто содержание, показана актуальность и методологическая обоснованность проекта «духоверческого свободолюбивого социализма» Ф.А.Степуна;

- рассмотрено содержание ключевых понятий социально-философского проекта Ф.А.Степуна: «христианская политика», «новоградство», «пореволюционное сознание»;

- проанализированы созданные Ф.А.Степуном «портреты» социальных феноменов XX века: революции, фашизма, большевизма

- выявлено своеобразие определения русской идеи в философии Ф.А.Степуна, продемонстрирована его связь с объяснением причин русской революции.

Положения, выносимые на защиту:

- ядром методологических построений Ф.А.Степуна является метод «идеал-типического конструирования» культурных феноменов;

- в контексте метода социокультурного познания Ф.А.Степуна раскрывается значение «духоверческого свободолюбивого социализма»;

- проект возрождения духовности Ф.А.Степуна тесно связан с идеей воспитания «нового» человека-христианина.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные диссертантом результаты могут быть использованы в процессе преподавания общих и специальных курсов по истории западноевропейской и русской философии; социальной философии, философии истории, философии религии, религиозной философии. Выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения философского наследия Ф.А.Степуна, а также для анализа философии истории в России.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора. Некоторые идеи, лежащие в основании диссертации, докладывались на научных конференциях и семинарах, а именно: на Аспирантском историко-философском семинаре кафедры истории русской философии «Мудрое слово русской философии», проходившем в г. Санкт-Петербурге в 1999 году, на I Всероссийской научной заочной конференции «B.C. Соловьев: Жизнь, учение, традиции» Уральского государственного университета, проходившей в г. Екатеринбурге в январе-марте 2000г., на Международной научной конференции «Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века» Ивановского государственного энергетического университета, проходившей 17-19 мая 2000г. в г. Иваново, на III региональной научно-практической конференции «Молодежь XXI века: шаг в будущее» Амурского государственного университета, проходившей в мае 2002г. в г. Благовещенске. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии, экономики и философии Уссурийского государственного педагогического института 19 февраля 2003 года.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Кантемирова, Елена Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог предпринятому анализу основного корпуса работ Ф.А. Степуна, необходимо подчеркнуть наиболее важные для его восприятия и оценки моменты.

1. Творчество Ф.А. Степуна содержит целостную концепцию нового подхода к главным темам, которые обсуждала его эпоха и которые обрели сегодня новое звучание. Это тема отказа от материалистического мировоззрения, ставшего интеллектуальными оковами для человечества, тема «оправдания» культуры (ставшей прямым следствием изживания позитивистско

298 нигилистического отношения к области духовного), тема рождения нового искусства (с которым связывали надежды по обретению высшей реальности) и художника-теурга, который своим творчеством способен освободить человека из-под власти судьбы и ограниченности самой культуры, тема трагедии творчества, его двойственной природы, которая должна быть пережита человеком как судьба и долг.

2. Книги и статьи философа позволяют нам увидеть портрет культурной жизни эпохи рубежа XIX-XX столетий. Он стремился запечатлеть ее особую атмосферу, главной особенностью которой было возросшее внимание русского общества к религии. Это была долгожданная встреча Церкви и представителей «нового религиозного сознания» с целью преодоления отчуждения, существовавшего между ними. Особенная атмосфера предчувствия нового культурного возрождения, о которой рассказывает Ф.А. Степун, вспоминая период накануне первой мировой войны, была обусловлена своеобразным (Ьеноменом эпохи: рядом встреч интеллигенции с представителями духовенства Петербурга и Москвы для обсуждения взаимосвязи религии с вопросами современной жизни и культуры. Это было лишь одной стороной той «большой, горячей, подлинно творческой духовной работы», что протекала во время «короткой передышки между двумя войнами и революциями в десятилетие от года 1905 до года 1915». Протекала она, как отмечает Ф.А. Степун, не только в узком кругу передовой интеллигенции, но захватывала весьма широкие слои. «Писатели, художники, музыканты, лектора и театралы, - вспоминает Ф.А. Степун, - без всяких затруднений находили и публику, и деньги, и рынок. В Москве одно за другим возникали все новые и новые издательства - «Весы», «Путь», «Мусагет», «София» . Все они исходили не из запросов рынка, а из велений духа и осуществлялись не пайщиками акционерных обществ, а творческим союзом разного толка интеллигентных направлений с широким размахом молодого меценатствующего купечества. Потому и гнездилась в них и распространялась вокруг них совсем особая атмосфера некоего зачинающегося культурного возрождения.299

Результатом этой духовной работы, как отмечает Ф.А. Степун, было расширение и углубление сознания рядового русского интеллигента под влиянием религиозно-философской мысли и нового искусства.300 Новое восприятие культуры, которая стала восприниматься как специфическое измерение генезиса духовного измерения жизни, проявило себя в появлении ряда религиозно-ориентированных философских концепций, обсуждающих тему обоснования существования трансцендентального измерения человеческого бытия в целом и культуре в частности.301

В этом контексте творчество Ф.А. Степуна является одним аз проектов «Нового града» (А. Белый) религиозной культуры, создание которого обсуждала символическая эпоха, прерванная в России революцией 1917 года и возродившаяся в деятельности второй волны русской эмиграции.

Главной идеей этого проекта является развенчание утопической веры, что на путях разумного устроения общества возможно осуществление полного счастья на земле, так как разумное - утопично, потому что человек является носителем того, что глубже и выше разумности: «жизненного начала це

299 Степун Ф.А. Памяти Андрея Белого // Федор Степун. Портреты. - СПб.: РХГИ, 1999. - С. 170. зп" Там же.-С. 171.

301 Подробнее об этом см.: Сергеев A.M. Россия и мир (культура - философия - метафизика) - Петрозаводск, Изд-во Петрозаводского ун-та, 1997. - С. 98. лостного и конкретного синтетизма». Путь от слепых «точек зрения» к живому видению жизни лежит, по замыслу философа, через осознание культурной (познавательной и оценочной) деятельности как частичного проявления целостного человеческого духа.

С этим утверждением связаны слова философа о том, что только ис-сквозив свое культурное творчество последней религиозной тоскою, человечество способно оправдать свой творческий подвиг, который только и способен сделать человека Человеком.

3. В методе социокультурного познания, который предложил Ф.Степун, показан механизм превращения идеи в идеологию: любая идеология, «точка зрения», понятие «вырастает» в глубинах переживания и является сначала «живым видением». Но в отрыве от конкретного переживания - становится «головным знанием» (рассудочным, абстрактным), «конструктом». Поэтому при познании Ф.Степун считает необходимым отказаться от «слепых точек зрения» и «опереться» на «живое видение» вещи, на узнаваниие идеи вещи, события, процесса. «Живое видение» - глаза, в отличие от «слепых точек зрения», способно увидеть в предмете наблюдения его идею, идеал-типическую конструкцию, модель, которая отражает типические черты рода или ълда исследуемого предмета. Модель появляется при сочувственном проникновении в божий замысел о предмете. Объективность портрета, появляющегося в результате такого познания находится в прямой зависимости от близости его автора ко Христу, так как истина-правда возможна только в единстве с истиной-любовью.

4. Философия Ф.Степуна антропоцентрична: в центре нее - человек, его мировоззрение, образующее стиль жизни и культуру. Последней задачей «Нового града» Ф.А. Степуна является не социальное устройство России как таковое, а новый человек, христианин в миру, живущий в духоверческом ссободолюиивом социализме; человек творческой верой повернутый к жизни, к культуре, которая помнит, что она - «предпоследнее» (Н. Бердяев).

5. Реалистическое значение «духоверческого свободолюбивого социализма», предложенного философом, проясняет данное им пояснение феномена «утопического». Утопическое, по мысли Степуна, - это схематическое, схематизация жизни. Схематизация может быть научной, эстетической, классово-идеологической и любой другой. В любом случае она мешает целостному восприятию жизни. Реалистично все, что основано на целостности жизни. Целостное восприятие жизни дается человеку в христианстве. Поэтому социализм у Ф.А.Степуна - это социальная проекция христианства. Задачей социализма, как его видел философ, является очищение либерального иерархического принципа свободы от индивидуализма. Социализм призван осво

302 бождать личность от «ячности», помогать движению человека к духовной личности. «Социализм есть восстановление утерянной общности, воссоединение труда и заслуг, личностного отношения к работе и действительных отношений работодателя и наемного рабочего». При этом философом подчеркивается значение «сакрального характера» частной собственности, что доказывает отличие социализма Ф. Степуна от марксистского социализма.

Отличая идею социализма от социалистической идеологии большевиков, Ф. Степун в цикле «Мысли о России» вскрывает причину русской атеистической революции. Революция является, по его словам, свидетельством раскола единого национального сознания. К этому расколу Россия подошла потому, что идею социализма она усваивала уже в отрыве от ее религиозных корней, который произошел к этому времени в Европе. Либерализм и социализм Россия начала усваивать вместе с атеизмом, что и привело к революционному взрыву.

С пониманием причин русской революции тесно связано определение русской идеи, которая заключается в том, чтобы стоять на страже религиозно-реальной идеи всюду и везде, где только молено, вести борьбу против ее идеологических искажений. Для воплощения этой главной миссии России, понимаемой им как перевод христианства в жизнь, осуществление в миру живущего христианства, необходим человек «Нового града» - творец религиозной культуры.

6. Неоднократно подчеркивая, что будущее возрождение России, начнется с воскрешения тем и идей, которые обсуждала эпоха символизма, эпоха «Серебряного века», Ф.А.Степун главное значение религиозного символизма сформулировал так: преображая мир выкликанием и высветлением заложенной в нем идеи, как бы возвращать его Богу. Основными чертами религиозного символизма философ называет следующие: обретение истины и преображение ее светом жизни и мира; утверждение и раскрытие предвечного бытия; трезвость и самоопределение.303 Все эти черты Ф.А.Степун стремился воплотить в своем творчестве. Своей верой в просветление будущего нового мира христианской идеей и всем написанными им за долгую жизнь, Ф.А Степун осуществил главную задачу, быть может, всей его личности -привнесение света в наш изменчивый и темный мир. Ведь главным источником, освещающим жизнь и мир человека, является его мировоззрение. Этому значению мировоззрения и посвящена философия Ф.А. Степуна.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кантемирова, Елена Николаевна, 2003 год

1. Авксентьев Н.Д. В интересах ясности // Современные записки. -Париж, 1926. №28. - С. 393-397.

2. Айхенвальд Ю. (Каменецкий Б.) Литературные заметки // Руль. -Берлин, 1923. 24 июня. №799. С. 14-15.

3. Архангельский В.Г. Мысли о « Мыслях о России» по поводу статьи Ф.А. Степуна // Дни, 1926. № 1054. 15 июля. С. 2.

4. Архангельский В.Г. Народничество в православном одеянии // Воля России. Прага. 1928. № 6. - С. 85 - 100.

5. Архипов Ю. О книге Федора Степуна «Бывшее и несбывшееся: послесловие // Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. СПб., 1995. - С. 646 -650.

6. Безродный М.В. Из истории русского неокантианства. Журнал «Логос» и его редакторы // Лица. Биографический альманах. Выпуск I. М., СПб., 1992.-С. 372-407.

7. Бердяев Н.А. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Paris, 1931. -40 с.

8. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). -М„ 1990.-С. 248-255.

9. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. - 457 с.

10. Бердяев Н.А. Спасение и творчество (Два понимания христианства) // Путь. 1926. № 2, январь. - С. 20 - 35.

11. Бердяев Н.А. Философия неравенства // Бердяев Н. Судьба России: Сочинения. М., 1998. - 714 с.

12. Бродский А.И. Михаил Тареев. СПб., 1994. - 80 с.

13. Варшавский B.C. Заметки о прочитанном. «Встречи» Федора Степуна // Новый журнал. Нью-Йорк, 1962. № 70. - С. 127-134.

14. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956. (Переиздание - репринт. - М.: ИНЭКС, 1992.) - 384 с.

15. Варшавский B.C. Перечитывая «Новый град» // Мосты, 1965. Кн. 11.-С. 267-285.

16. Вильгельм Виндельбанд. Избранное: Дух и история. М. , 1995.687 с.

17. Вишняк М. О слоне, буйволе и «переливчатом многомыслии» // Дни. 1927. 12 октября. № 1204. - С. 2.

18. Вишняк М. Политика или только тщеславие? // Дни. 1928. 1 марта. № 1345.-С. 3.

19. Вишняк М.В. «Современные записки». Воспоминания редактора. -СПб., Дюссельдорф, 1993.- 195 с.

20. Вышеславцев Б.П. Социальный вопрос и ценности демократии // Новый град. 1932. № 2. - С. 44.

21. Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон. Переписка из двух углов -Петербург, 1924. 55 с.

22. Галахтин М. Новоградство // Русская философия: Словарь / Под общей редакцией М.А. Маслина. М., 1995. - С. 331.

23. Гергель Р. Предисловие к статье Ф. Степуна «Дух, лицо и стиль русской культуры» // Новая Россия. Воскресение. 1996. №3. - С. 100.

24. Гергель Р. Предисловие к публикации (работы Ф.А. Степуна «Дух, лицо и стиг.ь русской культуры») // Вопросы философии. 1997. №1. С. 154 -155.

25. Гессен С.И. Современный кризис и перерождение капитализма // Новый град. 1932. № 4. С. 37 - 46.

26. Дильтей В. Наброски к критике Исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 25 - 35.

27. Дильтей В. Типы мировоззрения // Новые идеи в философии. -СПб., 1912.-85 с.

28. Ермичев А.А. «Логос» // Русская философия: словарь / Под общей редакцией М.А. Маслина. М. 1995. - С. 267

29. Ермичев А.А. О мнимой ошибке русской философии // Вече. -СПб., 1995. №4.-С. 185.

30. Ермичев А.А. Предисловие к публикации статей Ф.А. Степуна «Мысли о России» (1918) и «Большевизм, марксизм и христианство» (1929) // Сфинкс: Петербургский философский журнал, 1994. № 1. С. 91 - 93.

31. Ермичев А.А. Степун-философ // Ступени. Л., 1991. № 2. - С. 6573.

32. Ермичев А.А. Ф.А. Степун. Очерк жизни // Федор Степун. Портреты. СПб., 1999. - С. 393 - 409.

33. Жиглевич Евгения. На путях эмигрантских. Безмолвные встречи со Степуном // Ф. Степун. Встречи и размышления. London, 1962. - С. 12-31.

34. Зандер Л. О Степуне Ф.А. и о некоторых его книгах // Мосты. 1963. №10.-С. 318-340.

35. Зандер Л. Ф. Степун. Бывшее и несбывшееся. Т.1 2. - Нью-Йорк. 1956. №43. -С. 41 -44.

36. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.-304 с.

37. Зеньковский В.В. История русской философии. Paris, 1989. Т.2.297 с.

38. Ильин И.А. О Грядущей России: Избранные статьи. М., 1993.100 с.

39. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997. - 352 с.

40. Кантор В.К. Артистическая эпоха и ее последствия. (По страницам Федора Степуна) // Вопросы литературы, 1997. № 2. С. 124 - 165.

41. Кантор В.К. Федор Степун: российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопросы философии. 1999. № 2. С. 113-148.

42. Кизеветтер А. Из размышлений о революции // Современные записки, 1930. № 42. С. 344-373.

43. Киселев Г.С. Постмодерн и христианство // Вопросы философии. 2001. № 12.-С. 3-12.

44. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 16-22.

45. Кузнецова Г. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. М., 1995. - С. 207-217, 267-270, 271,275.

46. Лавров А.В. Труды и дни // Русская литература и журналистика начала XX века. 1905-1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания.-М., 1984.-С. 191-211.

47. Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1997. - 352 с.

48. Лосский Н.А. Избранное. М., 1991. - 622 с.

49. Лосский Н.А. Характер русского народа. М., 1990. - 96 с. (репринтное издание 1957 года).

50. Лосский Н.О. Любитель прекрасного. Букет любителя прекрасного на грудь зарубежной словесности. «Диалектическое качание» // Числа. -Париж., 1930. №2 3. - С. 314-315.

51. Лосский Н.А. История русской философии. М., 1991. - С. 396397.

52. Лосский Н.А. Свобода и хозяйственная демократия // Новый град. 1934. №3. С. 59.

53. Микушевич В. Рыцарь духа (Ф.А. Степун. Бывшее и несбывшееся) // Новый журнал. 1992. Кн186. - С. 357.

54. Малахов В. Степун (Степпун) Федор Августович // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. - С. 490-492.

55. Петровская Н. «Трагедия и совесть» (Лекция Ф.А. Степуна) // Накануне. Литературное приложение. 1992. 17 декабря. № 91. - С.6-7.

56. Пирожкова Вера. Несколько слов о моем учителе // Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. СПб, 1995. - С.629-645.

57. Полторацкий Н.П. Философ-артист // Возрождение, 1951. Июль-август. №16. С. 171-174.

58. Розанов В.В. Возле «русской идеи» // Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. - С. 346-352.

59. Розанов В.В. Уединенное // Розанов В.В. Сочинения: В 2-х т. Т.2. -М., 1990.-С. 21860. Сапов В.В. Журнал «Логос» прерванный на полуслове диалог.//

60. Вестник Российской академии наук. 1993. Т.63. №59. - С. 267-272.

61. Сергеев A.M. Россия и мир (культура философия - метафизика). -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1997. - 194 с.

62. Соловьев B.C. Идолы и идеалы // Смысл жизни в русской философии (конец XIX начало XX века). - СПб., 1991. - С. 220-258.

63. Соловьев B.C. На пути к истинной философии // Соловьев B.C. Сочинения. М„ 1994. - С. 171-185.

64. Степун Ф.А. Ленин (перевод с немецкого А.А. Ермичева) // Вопросы философии. 2002. №8. - С. 35-37.

65. Степун Ф. Чаемая Россия. СПб., 1999. - 480с.

66. Степун Ф.А. От редакции // Логос. 1910. Кн.1. С. 1-19.

67. Степун Ф.А. «Логос» // Труды и дни. № 1. Январь февраль. 1912.-С. 60-68.

68. Степун Ф.А. Der Bolshewismus und die christliche Existenz. -Munchen., 1962. -315 s.

69. Степун Ф.А. Mystishe Weltschau: Funf Gestalten des russischen Symbolismu's. Munchen., 1964. - 442 s.

70. Степун Ф.А. Tyeater und Film. Munchen. , 1953. - 164 s.

71. Степун Ф.А. Автобиографический очерк // Сборник «Старые -молодым» Мюнхен. 1960. - С.91 - 94.

72. Степун Ф.А. Бесы и большевистская революция // Судьбы России. Сборник статей. Нью-Йорк. 1956. - С. 26-39.

73. Степун Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины // Вопросы философии. 1999. № 2. - С. 140-153.

74. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. Т.1. - 397 е.; Т.2. - 430 с.

75. Степун Ф.А. Встречи и размышления. Лондон. 1992. - 202 с.

76. Степун Ф.А. Еще о человеке Нового града // 1932. №4. С. 63-72.

77. Степун Ф.А. Трагедия творчества. Фридрих Шлегель // Логос. -1910.Kh.L-C. 171-198.

78. Степун Ф.А. Жизнь и творчество // Берлин: Обелиск. 1923. -250 с.

79. Степун Ф.А. Из писем прапорщика-артиллериста. Прага., 1926.267 с.

80. Степун Ф.А. Современность и искусство // Воздушные пути: Альманах. 1960. №1. - С. 200-221.

81. Степун Ф.А. Католичество и православие // Вестник: орган PCX движения. Мюнхен. 1949. Кн. 9-10. Сентября-октябрь. - С. 8-14.

82. Степун Ф.А. Любовь по Марксу // Новый град. 1933. №6. - С. 1227.

83. Степун Ф.А. Мысли о России // Сфинкс: Петербургский философский журнал. 1999. № 1. - С. 10-25.

84. Степун Ф.А. Нация и национализм // Вестник: орган РСХД. 1965. №77. (II).-С. 51-61.

85. Степун Ф.А. Немецкий романтизм и философия истории славянофилов // Грани. 1959. № 42. - С. 176 - 186.

86. Степун Ф.А. Николай Переслегин. Томск., 1997. - 224 с.

87. Степун Ф.А. О будущем возрождении России // Вестник: орган РСХД. 1965. №77 (II). - С. 54 - 55.

88. Степун Ф.А. О свободе. Демократия, диктатура и «Новый град» // Новый град. 1938. № 13. - С. 11 - 44.

89. Степун Ф.А. О человеке Нового града // Новый град. 1932. №3. -С. 6-20.

90. Степун Ф.А. Об общественно-политических путях «Пути» // Современные записки. 1926. Кн. 29. - С. 442 - 448.

91. Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и закат Европы // Освальд Шпенглер и закат Европы. Н.А. Бердяев, Я.М. Букшпан, Ф.А. Степун, С.Л. Франк. М. 1922. - С. 5 - 33.

92. Степун Ф.А. Открытое письмо В.Г. Архангельскому // Дни. № 816. 2октября. 1925.-С. 2.

93. Степун Ф.А. Письма из Германии (национал- социалисты) // Современные записки. 1931. № 45. - С. 446 - 447.

94. Степун Ф.А. Письмо к О. Шор от 8января 1934 года // Новый мир. -1991. №6. -С. 237.

95. Степун Ф.А. По поводу письма Н.А. Бердяева // Современные записки. 1925. Кн. 24. - С. 304 - 320.

96. Степун Ф.А. Россия и культура. Речь на Дне русской культуры // Руль. 1929. № 2595. 12 июля. - С. 5.

97. Степун Ф.А. Русская православная церковь и революция // Вестник русского студенческого христианского движения. 1949. № 1. - С. 8 - 15.

98. Степун Ф.А. Социологическая объективность и христианская экзистенция // Социологический журнал. 1995. № 4. - С. 108-116.

99. Степун Ф. А. Ревность. Рассказ // Новый журнал. 1965. Кн. 79. -С. 25-40.

100. Степун Ф.А. Религиозный социализм и христианство // Путь. -1931. №29.-С. 20-48.

101. Степун Ф.А. Структура социологической объективности // Вестник русского христианского движения. 1960. № 56 (I). - С. 38 - 43.

102. Степун Ф.А. Трагедия и современность // Шиповник (Сборник литературы и искусства) / Под ред. Ф.А. Степуна. М., 1992. № 1. - С. 83-94.

103. Степун Ф.А. Трагедия мистического сознания. Опыт ф^оменологической характеристики // Логос. 1911-1912. Кн. 2 и 3. -С. 115-140.

104. Степун Ф.А. Учение Николая Бердяева о познании // В книге: «Н.А. Бердяев: pro et contra»: кн. 1. СПб.,1994. - 485 с.

105. Степун Ф.А. Христианство и политика // Современные записки. -1933. Кн.53. С. 335 - 352; 1934. Кн.55. - С. 308 - 325.

106. Степун Ф.А. Новоградские размышления по поводу книги Б. Варшавского «Незамеченное поколение» и дискуссия о ней // Опыты. -1956. Кн.7.-С. 45 -57.

107. Степун Ф.А. Родина, отечество и чужбина // Новый журнал. -1955.Kh.43.-C. 205-218.

108. Степун Ф.А. Основные проблемы театра. Берлин, 1923. - 128 с.

109. Степун Ф.А. Сочинения. М., 2000. - 1000 с.

110. Струве Г. Памяти Степуна // Вестник РСХД. 1965. №77 (II). -С. 51-52.

111. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1999. - 400 с.

112. Федор Степун. Портреты. СПб., 1999. - 440 с.

113. Федотов Г.П. Что такое социализм // Новый град. 1932. № 3. -С. 28-40.

114. Федотов Г.П. Эсхатология и культура // Новый град. 1938. -С. 51-60.

115. Федотов Г. П. Наша демократия // Новый град. 1934., №9. -С. 11-32.

116. Федотов Г.П. Основы христианской демократии // Новый град. -1934., №8.-С. 9-18.

117. Филонова Л.Г. Федор Августович Степун // Русские философы (конец XIX начало XX века): Антология. Выпуск 2. - М., 1994. - С. 126-184.

118. Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию // «Русское зарубежье».: Лениздат.,1991. 352 с.

119. Франк С.Л. Русское мировоззрение // СПб. 1996. - 737 с.

120. Хольтаузен Ганс Эгон. Встречи со Степуном // Страна и мир. -Мюнхен, 1°85. №3. - С. 60-63.

121. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и писем: В 2 т. М., 1991. Т 1.-589 с.

122. Чижевский Д.И. Речь о Степуне // Новый журнал. 1964. №75. -С. 283 -288.

123. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов на Дону, 1998. - 640 с.

124. Штаммлер А. Ф.А. Степун // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. ст. под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. -С. 322-332.1. РОСС»!;. TOCVRLI- :■

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.