Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России: На материале православного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Боброва, Ольга Владимировна

  • Боброва, Ольга Владимировна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2003, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 179
Боброва, Ольга Владимировна. Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России: На материале православного образования: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Екатеринбург. 2003. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Боброва, Ольга Владимировна

Введение.

1. Религиозное образование как предмет социологического анализа.

1.1 Социологический анализ религиозного образования: содержание и специфика.

1.2 Институциональные аспекты изучения религиозного образования.

2. Современное религиозное образование: российская практика и перспективы развития.

2.1 Тенденции развития религиозного образования в современной России: социологический анализ.

2.2 Отношение студентов религиозных и светских учебных заведений к религиозному образованию: опыт социологического исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России: На материале православного образования»

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религиозной жизни, что нашло выражение в росте уровня религиозности граждан, формировании новых общин и приходов как в традиционных для России конфессиях, прежде всего - православии, так и в значительном увеличении численности объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений. На фоне стабилизации в последние годы количества верующих имеет место некоторое возрастание доли «воцерковленных». Это обусловлено тем, что только в конце XX в. у российских граждан появилась реальная возможность реализовать свободу мировоззренческого выбора.

Важной тенденцией современного общества является ослабление регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни. В то же время в российском обществе мы наблюдаем своего рода «контртенденцию» - некоторое «возвращение» религии, в особенности православия, в светскую жизнь людей. В несколько раз увеличилось количество приходов и монастырей Русской Православной Церкви. Активизировалась деятельность Священного синода, на соборах обсуждаются самые актуальные проблемы взаимодействия общества, государства и церкви. Например, на последнем Архиерейском соборе, состоявшемся 13-16 августа 2000 года, были приняты Основы социальной концепции Русской Православной церкви.

Распространение влияния церкви на отдельные стороны жизни российского общества обусловило изменение её управленческой структуры, появление синодальных отделов, посредством которых осуществляется взаимодействие церкви и общества. Созданы отделы церковной благотворительности и социального служения, миссионерский отдел, отдел религиозного образования и катехизации, ведающий вопросами религиозного просвещения и образования мирян.

Для России конца XX в. в целом характерен значительный рост масштабов религиозного образования, проникновение представителей как традиционных конфессий, так и новых религиозных движений в светские учебные заведения. В силу этого актуальным становится выявление значимости этого вида образования не только для самих религиозных конфессий, но и его влияния на различные стороны социальной жизни. Значительно возросли масштабы православного образования. Если ещё в 70-80-е гг. насчитывались единицы религиозных школ, то сегодня их уже сотни - от начального звена до учреждений профессионального образования. Однако регулирование процесса восстановления религиозного образования только в последние два - три года берется под контроль как со стороны Церкви, так и государства (через лицензирование и аккредитацию). Возросший интерес населения к религии, увеличение количества верующих и числа приходов обострили потребность в расширении религиозного профессионального образования, подготовке большего числа священнослужителей. Дефицит последних привел к тому, что нередко в священный сан рукополагали наспех подготовленных людей, что не могло не сказаться отрицательно на их пастырской деятельности.

Решение проблем, возникающих в сфере религиозного образования, возможно при условии, во-первых, его функционирования на основе действующего законодательства, во-вторых, теоретического и эмпирического исследования происходящих в нем процессов. В настоящее время наиболее успешно, по сравнению с другими конфессиями, формируется система религиозного образования в Русской Православной Церкви, самой многочисленной в России, что определяет выбор нами этой конфессии для изучения на ее материале проблем современного религиозного образования.

Вместе с тем проблемы возрождения и развития религиозного образования в России с научных позиций, в частности, с точки зрения социологии, практически не изучались, хотя необходимость в этом давно назрела в связи с тем, что сегодня в религиозном образовании происходят процессы, затрагивающие интересы как представителей различных конфессий, так неверующих и атеистов. В частности, следует назвать введение подготовки в государственных униврситетах по специальности «Теология», недавнее предложение Министерства образования РФ о введении в светских учебных заведениях предмета «Основы православной культуры», что вызвало неоднозначную реакцию общественности и породило ожесточенные дискуссии. Данная ситуация выступает одной из сторон проблемы государственного регулирования религиозного образования, а также его взаимодействия со светским.

Построение основ социологической концепции изучения религиозного образования в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку данная концепция не только позволит рассмотреть состояние религиозного образования в современной России, но и предоставит возможность определить его статус и значение для нашего общества, а также в какой-то мере дать прогноз тенденций его изменения в дальнейшем. Теоретический социологический анализ религиозного образования и проведение эмпирических исследований в этой области могут послужить базой для проведения мониторинга трансформации религиозного образования, формирования модели государственно-церковных отношений в данной сфере, содействовать установлению толерантности во взаимодействии государства и различных церквей, носителей различных мировоззрений в сфере образования.

Сегодня появилась настоятельная потребность в эффективном регулировании развития религиозного образования, суть которого заключается в предвидении возможностей развития того или иного явления и принятии мер для недопущения возникновения негативных для общества последствий. До настоящего времени возрождение и развитие религиозного образования существенно опережало принятие управленческих решений в обозначенной области социальной реальности. Информация, полученная в результате социологического исследования состояния религиозного образования и отношения к нему различных слоев населения, может оказать содействие устранению управленческого лага в решении проблем регулирования процессов, происходящих как в самом религиозном образовании, так и во взаимодействии светского и религиозного образования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ современного православного религиозного образования в России, рассмотрение тенденций его развития, специфических особенностей и институтов, регулирующих религиозно-образовательную деятельность, не являлись предметом специального теоретического и эмпирического изучения отечественных исследователей. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловлена, во-первых, спецификой самого объекта изучения, исследовательский доступ к которому весьма ограничен в силу его определенной закрытости, во-вторых, незначительным вниманием социологов и представителей других общественных наук к проблеме возрождения религиозного образования, ставшей актуальной лишь в последнее время, в-третьих, непроработанностью теоретико-методологических и эмпирических основ, необходимых для изучения данной проблематики. Социология и другие гуманитарные отрасли знания создают теоретико-методологические основания для изучения религиозного образования, само же оно анализируется ими в контексте решения иных исследовательских задач.

Одними из первых к изучению религиозного образования обратились исследователи, занимающиеся вопросами формирования современной концепции государственно-церковных отношений, в том числе и в сфере образования, и практики, осуществляющие реальное управление данными процессами. Рассмотрению проблем религиозного образования посвящают свои работы религиозные деятели, теологи. Определенным научным вкладом в изучении феномена религиозного образования являются идеи, разработанные в рамках философии образования, педагогики и психологии.

Социологическая наука также начинает в последние годы обращаться к вопросам религиозного образования, но пока не как к самостоятельной проблеме, а в контексте изучения отношения разных групп населения к религии, оценок её значимости для современного общества, перспектив существования с позиции социологии образования и социологии религии.

Анализ образования в социологии значим для нас постольку, поскольку религиозное образование выступает как один из типов образования. Исследованию образования в отечественной и зарубежной социологии посвятили свои работы JI.A. Беляева, Л.Г. Борисова, Р. Будон, П. Бурдье,

Ю.Р. Вишневский, С.И. Григорьев, В.А. Дмитриенко, А.Жирар, Г.

Е. Зборовский, В. Исамбер-Жамогти, Л.Н. Коган, Л.Ф. Колесников, Г.Б.

Кораблёва, В.Т. Лисовский, Н.А. Люрья, В.Я Нечаев, A.M. Осипов, Л.Я

Рубина, Г.Н. Сериков, В.С Собкин, Л. Танги, В.Н. Турченко, А. Турэн, Ф.Р. Филиппов, Е. А . Шуклина и др.

Взаимодействие религии и общества, с которым тесно связаны проблемы религиозного образования, рассматривается в трудах Л.А.

Андреевой, Р. Белла, А.С. Ваторопина, М. Вебера, Д. Дьюи, Э.

Дюркгейма, А.Г. Здравомыслова, Н.Б. Костиной, И.А. Куницина, Л. Леви-Брюля, К. Маркса, К. Манхейма, С.В. Медведко, Р. Мертона, Н.Д. Никандрова, Е.Д. Руткевич, М. Г. Писманика, П. Сорокина, Н.

Смелзера, В.А. Сухомлинского, 3. Фрейда, Дж. Фрезера, В. Шадрикова, Л.С. Элбакян, И.Н. Яблокова и др.

К непосредственному изучению некоторых аспектов религиозного образования в настоящее время обращаются религиоведы и правоведы: В.И. Гараджа, Ю. П. Зуев, А.В. Колодин, М.Н. Костикова, Т.А. Кудрина, И.А. Куницин, Л.Н. Митрохин, Ф.Г. Овсиенко, Н.А. Трофимчук и др. Отдельные аспекты религиозного образования находились в поле зрения классиков мировой социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Манхейма.

Институциональные аспекты религии с позиций структурнофункционального анализа рассматривали известные социологи Р. Белла, М.

Вебер, Ж. Дюмезиль, Э. Дюркгейм, Дж. Йингер, О. Конт, Г. Ладберг, К.

Леви-Стросс, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Д. Хоманс, Э. Эванс-Причард.

Сравнительный метод в изучении религиозных институтов использовался М. Вебером (сравнение «идеальных типов» институтов протестантизма и католицизма), Э. Дюркгеймом (поливариантный анализ устойчивости религиозных моральных норм). К этой традиции можно отнести и таких исследователей как А. Гоулднер, Дж. Ленски, В.Н.

Нечипуренко, И.Н. Полонская, С.И. Самыгин, Э. Трёльч, Б. Уилсон.

Определение сущности институтов религиозного образования подразумевает необходимость рассмотрения различных точек зрения на понимание социальных институтов в целом, что отражено в работах: Н.

Аберкромби, М.И. Бобневой, П. Бергера, Л. Болтянски, Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта, У. Гамильтона, Дж. Коммонса, Н.Б. Костиной, А.И Кравченко, И.И.Леймана, Т. Лукмана, О. Норта, М. Олсона, Э. Тайклоту, С.Б. Тернера, О. Уильямсона, С.С. Фролова, С. Хилла, Дж. Ходжсона и др.

Рассмотрение проблем религиозного образования с православных позиций нашло свое отражение в работах иеромонаха Иллариона (Алфеева), о. Артемия Владимирова, о. Сергия Булгакова, о. Владимира Воробьева, А.Л. Дворкина, о. Андрея Кураева, Н.В. Маслова, А.И. Осипова, Е.Ф. Сосунцова, Л.В. Суровой, О.В. Смирновой, о. Петра Смирнова, Игумена Иоанна (Экономцева), Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, архиепископа Верейского Евгения, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и др.

Объектом исследования выступает религиозное образование в современной России.

Предметом исследования являются социологические аспекты религиозного образования в современной России: его состояние, тенденции, отражение в общественном сознании.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в социологическом изучении современного религиозного образования в России на материале православного образования), его взаимосвязи со светским образованием. Достижение цели требует решения следующих задач:

• обоснования специфики социологического подхода к религиозному образованию;

• осуществления понятийного анализа религиозного образования, выработки его социологического определения;

• выявления отличительных особенностей религиозного образования по сравнению со светским;

• определения соотношения религиозного просвещения и образования с религиоведческим просвещением и образованием;

• проведения анализа функций религиозного образования;

• рассмотрения институциональных аспектов религиозного образования;

• выявления актуальных тенденций развития религиозного образования в современной России;

• изучения особенностей взаимосвязи религиозного и светского образования в современной России;

• проведения анализа общественного мнения по проблемам современного религиозного образования.

Методологическими основаниями социологического исследования религиозного образования послужили педагогический, философский, психологический подходы к изучению образования.

Теоретико-методологической основой для социологического рассмотрения религиозного образования выступают деятельностный и системный подходы, с позиции которых оно рассматривается как определенная образовательная система и как деятельность включенных в нее субъектов. Среди классиков социологии при исследовании религии на деятельностный подход опирались М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, К. Манхейм, а также социологи современного этапа А. Басс, Р. Белла, П. Бергер, И. Йингер,Т. Лукман, Т. Парсонс др. В этом контексте для нас важное значение имеют работы, в которых разрабатываются системный и деятельностный подходы к изучению общества. Эти работы относятся к таким направлениям как структурный функционализм, теория систем (системный подход), теория социального действия, символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология (деятельностный подход).

Важное значение для изучения религиозного образования имеют функциональный и институциональный подходы в связи с тем, что религиозное образование выполняет специфические функции, а религиозно-образовательная деятельность обладает высокой степенью институционализации.

Среди теоретических методов для нашего исследования особенно важен сравнительный, который позволил рассмотреть соотношение религиозного образования, религиозного просвещения, религиоведческого образования, религиоведческого просвещения, выявить тенденции трансформации религиозного образования в России в настоящее время.

В эмпирической части исследования использовались методы глубинного интервью, экспертного опроса, анкетирования и анализа документов. В 2000 году нами было проведено исследование в Екатеринбургской духовной семинарии, в 2001-2002 гг. в вузах г. Екатеринбурга (были опрошены студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета и Уральской академии государственной службы). Также был опрошен ряд православных священнослужителей.

Особое внимание в работе уделялось принципу объективности, который предполагает, что исследовательские задачи должны решаться независимо от личных мировоззренческих и ценностных ориентаций ученого.

Научная новизна исследования заключается в обращении к актуальному и практически не исследованному в рамках социологии феномену социальной реальности современной России - религиозному образованию. Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту, заключаются в следующем.

1. Обосновывается необходимость разработки концепции религиозного образования в рамках социологического подхода.

2. Осуществляется понятийный анализ религиозного образования в контексте социологического изучения. Религиозное образование определяется как деятельность по трансляции специфического вида знания, ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемого профессионально подготовленными людьми в отношении учащихся.

3. Выявляется специфика религиозного образования через его основные отличия от светского, которая проявляется: в содержании транслируемого знания, отражающего сферу религиозного опыта человека; в результате образовательной деятельности, выражающемся в воспроизводстве особого типа личности (верующей) и общности (религиозной); в качественных характеристиках религиозного образования (консервативности, стабильности, низком уровне динамики и инновационности, символичности, наличии иррационального компонента; в характере соотношения элементов образования и воспитания в учебном процессе, реализуемом с явным доминированием последнего.

4. Предлагается трактовка соотношения религиозного образования и просвещения, доказывается, что первое реализуется в рамках формального образования, второе - неформального, т.е. осуществляется в процессе социализации человека через институты культуры, СМИ, воспитания, семьи и др. Показывается, что религиозное образование и просвещение взаимно дополняют друг друга.

5. На основе определения сущности религиозного образования выявляются следующие его функции: воспроизводства религиозных общностей и сохранения их «чистоты», обеспечения устойчивости социальных отношений в обществе, социальных связей и внутригрупповой сплоченности; упорядочивания и сведения деятельности религиозных общностей к предсказуемым образцам социальных ролей, социализации, социальной мобильности; воспроизводство и развитие духовной культуры общества.

6. Рассматривается соотношение религиозного и религиоведческого образования. Выявляются принципиальные различия между ними в целях, содержании образования, субъектах его реализации. Обосновывается, что в условиях становления религиозного образования возрастает значимость дальнейшего развития религиоведчесгкого образования как фактора формирования мировоззренческой, религиозной, национальной толерантности.

7. В рамках институционального подхода к анализу религиозного образования выявляются виды его нормативного регулирования, которое осуществляется посредством внешних и внутренних, формальных и неформальных, всеобщих и частных нормативных систем.

8. Доказывается, что внутренние нормативные регуляторы религиозного образования характеризуются отсутствием принципиальных противоречий, которые являются основой стабильности его функционирования; устанавливается наличие несоответствия между внешними нормами, регулирующими религиозное образование, определяющими связь между религиозным образованием и другими социальными институтами, религиозным и светским образованием. Внешние формы нормативной регуляции не вполне соответствуют современным реалиям и будут претерпевать дальнейшие изменения в процессе развития государственно-церковных отношений.

9. Обосновывается существование трех основных тенденций трансформации религиозного образования в России: взаимодействия светского и религиозного образования, формирования новых государственно-церковных отношений в сфере религиозного образования, появления инновационных процессов в религиозном образовании.

10. Приводятся основные результаты собственного социологического исследования общественного мнения по вопросам религиозного образования.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка основ социологической концепции религиозного образования дает возможность в перспективе создать его развернутую целостную концепцию, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций трансформации религиозного образования. Для своевременного анализа процессов, происходящих в сфере религиозного образования в России, необходимо осуществлять его мониторинг, методические основы которого заложены в эмпирическом исследовании. Валидная социологическая информация, получаемая в результате проведения мониторинга общественного мнения о религиозном образовании, может быть использована субъектами управления при совершенствовании государственно-церковных отношений в этой области.

Материалы данной работы могут быть использованы в учебных курсах «Социология» «Социология религии», «История религий», «Религиоведение» и др., а также способствовать принятию оптимальных управленческих решений по вопросам регулирования взаимодействия социальных общностей в сфере светского и религиозного образования.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в 12 публикациях общим объемом 3,3 п.л., в выступлениях на 14 международных, всероссийских и региональных конференциях. Результаты исследования были включены в доклад Департамента по делам молодежи Свердловской области для Администрации Свердловской области («Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентиры.

Екатеринбург, 2002»), Основные положения и выводы исследования нашли практическое применение при проведении занятий по учебным курсам «Социология», «История религий».

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем текста 179 страниц, список литературы содержит 254 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Боброва, Ольга Владимировна, 2003 год

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С.Б. Социологический словарь. М.: Экономика, 2000.

2. Американский университет и его интеллектуальный потенциал: Аналит. об-зор/ИНИОН. -М., 1989.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

4. Бобнева М.И. Производственная организация как социальный институт современного общества и его изменение. М., 1970.

5. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т.2.

6. Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем.-. М.: Юрист, 1994.

7. Гараджа В.И. О преподавании религии. Философия, образование, культура (материалы круглого стола). Вопросы философии. 1999. №3.

8. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. М., 1975. Т.1.

9. Государство и религии: актуальные проблемы образования // Государство, религии, Церковь в России и за рубежом. Информ.-аналит. бюл. №3(27).

10. Дворкин A.JI. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород, 2000.П.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.Законодательство о религиозных культах, М., «Юридическая литература», 1969.

11. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд.-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

12. Зборовский Г.Е. Общая социология. Екатеринбург, 1997.

13. Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2 ч. 4.1: Социология допрофес-сионального образования. Екатеринбург: Изд.-во Свердл. Инж.-пед. ин,-та, 1993.

14. Игумен Иоанн (Экономцев). Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы // Педагогика. 1999. №4.

15. Игумен Иоанн (Экономцев). Проблемы церковной жизни. Рождественские чтения // Православный Ярославль. 1999. №1.

16. Клочков В.В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР М.: Политиздат, 1982.

17. Коган J1.H. Социология культуры. Екатеринбург, Изд.-во Урал. гос. ун.-та 1992.

18. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования.-М.: Педагогика, 1991.

19. Колодин А.В., Кудрина Т.А. Проблема «школа и религия» в системе государственно-церковных отношений // Государство, религии, Церковь в России и за рубежом. Информ.-аналит. бюл. №3(20).

20. Костина Н.Б. Религиозная общность: проблемы социологического исследования. Екатеринбург, Изд. во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 2001.

21. Кравченко А.И. Социология. М.: Изд. центр «Академия» ,1997.

22. Краткий словарь по социологии/ Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989.

23. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М.: Отчий дом, 2000.

24. Лейман И.И. Наука как социальный институт. М.: Наука, 1971. 178с.

25. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700с.

26. Медведко С.В. Проблемы методологии современной социологии религии в России // Государство, религии, Церковь в России и за рубежом. Информ.-аналит. бюл. №2(26).

27. Мертон Р. Социальная структура и аномия //Рубеж. 1992. №2

28. Нечаев В.Я. Социология образования.- М.: Изд.-во МГУ, 1992.

29. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопр. экономики. 1997 .№3.

30. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Екатеринбург, «Весть», 1994.

31. Определения Священного Синода // Московская Патриархия №4, 2000.

32. Осипов А.И. Образование и духовность // Православный христианин. 1998. №8.

33. Осипов A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород, 1998.

34. Осипов Г.В. Современная буржуазная социология: Крит, очерк. М.: Наука, 1964.

35. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академ, проспект, 2000.

36. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.

37. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Га-раджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.

38. Российская социологическая энциклопедия. М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА», 1998.

39. Самыгин С.И., Ничепуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на Дону; «Феникс», 1996.

40. Святитель Тихон Задонский. Инструкции, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии //Вестник духовного просвещения 1994, №1.

41. Семейное воспитание: Краткий словарь. Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ко-винько. М.: Политиздат, 1990.

42. СмелзерН. Социология. М.: Феникс, 1994.

43. Советский Энциклопедический словарь. М.: Изд.- во Советская Энциклопедия.

44. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

45. Современная западная философия: Словарь/ Сост. Малахов B.C., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991.

46. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

47. Тадевосян Э.В.Словарь -справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996.

48. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования, православие и воспитание // Педагогика. 1999. №3.

49. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юрист, 1997.

50. Чапаев Н.К. Введение в курс «философия и история образования». Екатеринбург: Изд.-воУрал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.

51. СОВРЕМЕННОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

52. Структура непрофессионального религиозного образования;

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.