Специфика изучения античной литературы на национальных отделениях филологических факультетов вузов Мордовии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Самарина, Наталья Анатольевна

  • Самарина, Наталья Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Саранск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 172
Самарина, Наталья Анатольевна. Специфика изучения античной литературы на национальных отделениях филологических факультетов вузов Мордовии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Саранск. 1998. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Самарина, Наталья Анатольевна

ГЛАВА !. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.

1.1. Литературоведческие основы изучения античной литературы.

1.2. Психолого-педагогические предпосылки изучения античной литературы.

1.3. Состояние преподавания курса "История античной литературы" в национальных группах вузов Мордовии.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

2.1. Специфика содержания и структуры курса "История античной литературы".

2.2. Специфика лекционных занятий в национальной аудитории.

2.3. Особенности проведения практических занятий в национальных группах.

2.4. Организация и руководство самостоятельной работой нерусских студентов.

2.5. Постановка, проведение и обобщение данных опытно-экспериментального обучения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика изучения античной литературы на национальных отделениях филологических факультетов вузов Мордовии»

Актуальность исследования

Концепция гуманизации и гуманитаризации современной средней и высшей школы предполагает поиск эффективных средств формирования личности, способной к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества. Гуманистическое образование призвано формировать чувство ответственности за национальные и общечеловеческие духовные ценности. Большую роль в этом процессе играет изучение зарубежной классики, которая знакомит обучающихся с особенностями психологии, истории, культуры и литературы других народов.

Данная проблема получила достаточно широкое освещение применительно к средней школе как русской, так и национальной. Однако изучение зарубежной литературы на национальных отделениях высшей школы требует своего исследования.

Курс "История зарубежной литературы" изучается в национальных группах филологических факультетов вузов Мордовии на протяжении пяти лет. Преподавание его первого раздела "Античная литература" занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке нерусских студентов. Признавая значимость и относительную законченность данного раздела, в дальнейшем будем именовать его курсом "История античной литературы" .

Античная литература обладает огромным духовным и эстетическим потенциалом. Выдвинутые в произведениях античных писателей идеи сострадания, милосердия, истины, добра, справедливости способствуют воспитанию культуры чувств студентов.

Античность, как известно, оказала фундаментальное влияние на формирование мирового литературного процесса, поэтому от глубины усвоения античной литературы студентами во многом зависит понимание литературы эпохи Возрождения, классицизма и т.д. Следовательно, курс "История античной литературы" подготавливает восприятие и усвоение последующих дисциплин русской и зарубежной литератур, устанавливая преемственность между ними.

Преподавание античной литературы в национальной аудитории имеет некоторые трудности, вызванные этнокультурной спецификой восприятия, речевым и психологическим барьерами.

Одним из эффективных путей развития гуманитарного образования является изучение произведений античной литературы в сопоставлении с типологически сходными фактами родной и русской культур и литератур. Такой подход позволяет акцентировать внимание нерусских студентов на типологически общих явлениях разных культур, выявлять общие духовные > ценности, а также разъяснять моменты национально обусловленных отличий.

Актуальной задачей преподавания курса "История античной литературы" является переход от экстенсивных к интенсивным методам и формам обучения, способствующий развитию творческой активности студентов национальных групп, формированию постоянного интереса к предмету.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной методической разработанностью проблемы изучения античной литературы нерусскими студентами, предполагающей учет этнокультурной специфики восприятия, а также необходимостью поиска эффективных средств оптимизации процесса изучения данного курса. г*

Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы "Специфика изучения античной литературы на национальных отделениях филологических факультетов вузов Мордовии".

Объектом исследования стал процесс изучения античной литературы нерусскими студентами-филологами в вузах Республики Мордовия.

Предметом исследования является методика преподавания курса "История античной литературы" на национальных отделениях филологических факультетов вузов Республики Мордовия.

Цель исследования состоит в совершенствовании содержания и структуры курса "История античной литературы" применительно к национальной аудитории, экспериментальной разработке и проверке методической системы изучения античной литературы мордовскими студентами.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза — эффективное преподавание курса "История античной литературы" на национальных отделениях филологических факультетов вузов может быть осуществлено при условии:

- изучения нерусскими студентами античной мифологии перед чтением основного курса;

- соотнесения близких фактов античной мифологии и литературы;

- привлечения типологически родственных явлений античной, мордовской и русской культур, литератур, фольклорного и мифологического творчества;

- учета этнокультурной специфики восприятия произведений античной классики мордовскими студентами;

- использования активных методов и форм обучения, развивающих творческое мышление мордовских студентов и стимулирующих самостоятельную работу по курсу;

- планомерной организации и контроля за самостоятельной работой нерусских студентов, взаимосвязанной со всеми видами аудиторных и внеаудиторных занятий.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

- проанализировать состояние преподавания курса "История античной литературы" на национальных отделениях филологических факультетов вузов Мордовии;

- выявить уровень знаний нерусских студентов по предмету и установить факторы, препятствующие эффективному восприятию и усвоению материала античной литературы;

- скорректировать содержание и структуру данного курса применительно к национальной аудитории;

- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной методической системы изучения курса "История античной литературы" в национальных группах филологических факультетов вузов Мордовии.

Методологической основой исследования являются работы философов, посвященные изучению национальных культур; достижения в области сравнительного литературоведения; труды педагогов, психологов, методистов, в которых анализируются проблемы совершенствования образования и воспитания в высшей школе, адаптации студентов к обучению в вузе, а также различные аспекты восприятия инонациональной литературы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы.

- теоретический (изучение и анализ трудов по философии, литературоведению, эстетике, этнографии, психологии, педагогике, методике обучения литературе);

- сопоставительный (сравнение фактов античной мифологии и литературы, явлений античной мифологии и мордовского, славяно-русского мифологического и фольклорного творчества);

- социолого-педагогический (анализ программ, учебников, учебных и методических пособий, хрестоматий по античной литературе; беседы с преподавателями и студентами; анализ устных и письменных ответов студентов по предмету; устное и письменное анкетирование преподавателей и студентов; наблюдение за процессом преподавания античной литературы в национальных группах);

- экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего экспериментов; изучение контрольных работ студентов в процессе экспериментального обучения);

- статистический (количественный и качественный анализ, обобщение результатов контрольных срезов констатирующего и обучающего экспериментов).

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (1995-1996 гг.) — изучение литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования.

II этап (1996-1997 гг.) — проведение констатирующего эксперимента V с целью изучения состояния преподавания курса "История античной литературы" на национальных отделениях филологических факультетов вузов Мордовии и определения уровня знаний нерусских студентов по предмету.

III этап (1997-1998 гг.) — проведение обучающего эксперимента по разработанной методике изучения курса "История античной литературы" с учетом специфики восприятия античной литературы мордовскими студентами.

Научно-теоретическая новизна исследования заключается в том, что дано теоретическое и психолого-педагогическое обоснование необходимости корректировки содержания и структуры курса "История античной литературы" применительно к национальной аудитории, предложена и экспериментально проверена методика его изучения, базирующаяся на активном внедрении творческих методов обучения и учитывающая этнокультурные особенности восприятия мордовских студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации по изучению курса "История античной литературы" в национальных группах филологических факультетов вузов Мордовии, которые могут быть использованы в любой национальной аудитории, а также в системе повышения квалификации учителей-словесников национальных средних школ. Результаты диссертационного исследования могут быть учтены при совершенствовании программ и учебно-методических пособий по античной литературе для студентов национальных отделений филологических факультетов вузов, использованы при подготовке и проведении спецкурсов и спецсеминаров.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментального обучения на национальных отделениях филологических факультетов вузов Мордовии, в выступлениях на ежегодных Ев-севьевских чтениях в Мордовском госпединституте имени М.Е.Евсевьева, на методических семинарах при республиканском институте повышения квалификации работников образования, на заседаниях методических объединений ряда школ Республики Мордовия, а также в публикациях автора. Основные положения и результаты диссертационной работы обсуждались на кафедре литературы МГПИ имени М.Е.Евсевьева, на кафедре русской и зарубежной литературы МГУ имени Н.П.Огарева.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение студентами национальных групп античной мифологии, предваряющее основной курс, обеспечивает более глубокое и целостное понимание произведений античной литературы, созданных на мифологические сюжеты.

2. Сопряжение типологически близких явлений античного, мордовского и славяно-русского мифологического, устно-поэтического творчества позволяет акцентировать внимание нерусских студентов на типологически общих явлениях разных культур, а также разъяснять моменты национально обусловленных отличий. Такой подход создает предпосылки для формирования устойчивого интереса к литературе и культуре разных народов И ЭПОХ.

3. Сопоставление античных мифов и их литературных интерпретаций способствует углублению восприятия античной литературы студентами, наилучшему вхождению в мир античной культуры, осознанию общечеловеческих ценностей и идеалов.

4. Использование активных методов и форм обучения применительно к национальной аудитории содействует развитию творческого мышления студентов, активизации их самостоятельной познавательной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена тем, что оно опирается на достижения литературоведческой, психологической и педагогической наук, подтверждена опытно-экспериментальной работой автора и других преподавателей вузов Республики Мордовия. Методика изучения курса "История античной литературы" применительно к национальным группам филологических факультетов положительно оценена преподавателями Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева и Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Самарина, Наталья Анатольевна

Выводы по II главе

Во второй главе научно обоснованы требования к содержанию и структуре курса "История античной литературы" с учетом специфики нерусской аудитории.

В целях повышения эффективности преподавания предмета "История античной литературы" на национальных отделениях филологических факультетов вузов основной курс необходимо предварить глубоким изучением античной мифологии; целесообразно привлечение типологически близких явлений античного, мордовского и славяно-русского мифологического, устно-поэтического творчества; рационально сопоставление античных мифов и их литературных интерпретаций.

Разработана и экспериментально проверена методическая система преподавания курса "История античной литературы" на национальных отделениях филологических факультетов вузов Мордовии, включающая лекционные и практические занятия разных типов, коллоквиумы. Тщательно спланированной и контролируемой самостоятельной работе студентов, взаимосвязанной со всеми видами аудиторных и внеаудиторных занятий, отведена основная роль.

Рекомендовано использование проблемных лекций (лекция с элементами диалогизации, лекция-анкета, лекция с запланированными ошибками), включающих различные методические приемы, активизирующие восприятие и улучшающие усвоение учебного материала нерусскими студентами.

Начатое на лекциях рассмотрение достаточно широкого круга вопросов сравнительно-типологического изучения античной мифологии в сравнении с родной и славяно-русской мифологиями с дальнейшим выходом на произведения греко-римской литературы было продолжено и на практических занятиях. Проблемно-тематическое построение и обновленные формы проведения практических занятий по данному курсу в форме беседы, диспута, с использованием игровых элементов предоставили широкие возможности для воспитания творческого отношения студентов национальных отделений к предмету, совершенствованию у них навыков самостоятельной работы.

Применение в ходе лекционных, практических и внеаудиторных занятий самостоятельных работ разных типов (репродуктивных, комбинированных, творческих) привело к значительной оптимизации усвоения мордовскими студентами профессиональных знаний, умений и навыков. Планомерная организация самостоятельной работы нерусских студентов по курсу способствовала эффективному усвоению учебного материала, успешной адаптации обучающихся в стенах вуза, формированию у них устойчивого интереса к предмету, преодолению речевого и психологического барьера.

Проведенное опытно-экспериментальное обучение показало, что предложенная методика изучения курса "История античной литературы" студентами национальных групп филологических факультетов вузов Мордовии способствовала значительному снижению уровня формального усвоения материала курса; повышению интереса к произведениям античной классики; активизации познавательной деятельности на лекционных и практических занятиях, коллоквиумах; выработке логического и творческого мышления; умению видеть типологически общее в явлениях античной мифологии и литературы, а также в разных системах мифотворчества через национально-специфические черты; активному применению полученных теоретических знаний в самостоятельной учебной и профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе подготовки будущих учителей-словесников для национальных средних школ изучение античной классики занимает одно из значительных мест. Преподавание курса "История античной литературы" должно осуществляться с учетом специфики национальной аудитории.

Процесс восприятия античного искусства слова мордовскими студентами имеет некоторые особенности, обусловленные национальным менталитетом мордовского народа, своеобразием его этического и эстетического вкуса. С целью углубления восприятия целесообразно использование принципа типологической общности и национального своеобразия, что способствует наилучшему вхождению обучающихся в мир древней куль? туры античности, осознанию ими общечеловеческих ценностей и идеалов.

Такой подход позволит акцентировать внимание нерусских студентов на типологически общих явлениях разных культур и, напротив, разъяснить моменты национально обусловленных отличий.

При этом важным становится создание психологической установки на восприятие учебного материала.

При разработке методической системы преподавания курса "История античной литературы" с учетом этнокультурной специфики восприятия доказана необходимость корректировки его содержания и структуры, при которой:

- основной курс необходимо предварить изучением античной мифологии для обеспечения более глубокого и целостного понимания нерусскими студентами произведений античной литературы, созданных на мифологические сюжеты;

- целесообразно привлекать типологически близкие явления античного, мордовского и славяно-русского мифологического, фольклорного творчества, что способствует преодолению национальных отличий в воеприятии античной мифологии, создает предпосылки для устойчивого интереса к литературе разных народов и эпох;

- необходимо сопоставлять античных мифов и их литературных интерпретаций с целью преодоления трудностей в восприятии литературных образов.

- методически целесообразно использование активных форм и методов обучения, развивающих творческое мышление нерусских студентов и формирующих постоянный интерес к предмету, что позволило осуществить перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Постановка проблемных вопросов, включение дискуссионного материала, проведение разных типов лекционных и практических занятий с учетом индивидуальных возможностей студентов способствует активизации мышления студентов.

- значительная роль отведена тщательно спланированной и контролируемой самостоятельной работе студентов национальных групп по курсу, взаимосвязанной со всеми видами аудиторных и внеаудиторных занятий. При выполнении самостоятельных работ разных типов (репродуктивных, комбинированных, творческих) приобретаются особенно прочные и глубокие знания по предмету, появляются новые профессиональные умения и навыки.

Экспериментальное обучение, проведенное в соответствии с предложенной методикой изучения курса "История античной литературы", доказало в целом ее эффективность и доступность для нерусских студентов-филологов. Это проявилось в снижении уровня формального усвоения студентами материала курса; повышении интереса к произведениям античной классики; в усилении эмоциональной восприимчивости обучающихся; глубине и действенности самостоятельного анализа; в стремлении к нравственно-философской оценке произведения; совершенствованию умений сравнивать близкие явления античной мифологии и античной литературы, а также сопоставлять типологически общие факты античного, славяно-русского, мордовского мифологического и фольклорного творчества. - «

Не претендуя на универсальность, предложенная в диссертационном исследовании методическая система анализируемого курса, может быть применена в процессе преподавания античной литературы в вузах разных регионов России с учетом специфики национальной аудитории.

Перспектива дальнейшего исследования видится нам в нескольких направлениях. Во-первых, в корректировке содержания и структуры последующих разделов курса "История зарубежной литературы" с учетом специфики национальной аудитории, во-вторых, в подготовке и проведении спецкурса по углубленному изучению античной, мордовской и русской культур в сравнительно-типологическом аспекте.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Самарина, Наталья Анатольевна, 1998 год

1. Адамов Е.А. Методика чтения лекций по литературе и искусству. — М.: Знание, 1964. —39 с.

2. Актуальные проблемы методики преподавания дисциплин классической филологии и зарубежной литературы: Тезизы докл. и сообщ. Всесо-юзн. семинара-совещания 29 июня 2 июля 1981 г. — Минск: БГУ, 1981.164 с.

3. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 216 с.

4. Алексеев H.A. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. — Челябинск: Факел, 1995.— 167с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Под ред. A.A. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980. — Т.1 — 232 е.; Т.2. — 287 с.

6. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. // Человек и общество. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1969. — 200 с.

7. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. // Человек и общество. — Вып. 13. — Л., 1973. —С. 62-69.

8. Аникин С.В. Мордовская народная сказка. — СПб.: Родной мир, 1909.242с.

9. Анисимов А.Ф. Природа и общество в отражении сказки и мифа. К вопросу об исторических истоках и соотношении сказки и мифа. // Ежегодник музея истории религии и атеизма. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957.1. Т. 1. —524 с.

10. Ю.Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. — СПб.: Тип. М.Н.Стасюлевича, 1914. — 386 с.

11. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.

12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.

13. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во МГУ, 1979.151 с.

14. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. — М.: Совр. проблемы, 1914. —316с.

15. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т.

16. М.: Советский писатель, 1995.

17. Бабанский Ю.К. Об оптимизации учебной нагрузки учащихся IV-X кл. // Народное образование. — 1980. — № 3. — С. 106 111.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. — 247 с.

19. Бабанский Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва. // Перспективы: Вопросы образования. — 1983. — № 2. — С. 5 21.

20. Богораз-Тан В.Г. Миф об умирающем и воскресающем звере. // Художественный фольклор. — М., 1926. — Т.1. — С. 67-76.

21. Болсуновский К.В. Перунов дуб. — Киев, 1914. — 17 с.

22. Боннар А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии. — М.: Искусство, 1995.— 670 с.

23. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. — JL: Наука, 1969. — 227 с.

24. Венгеров Л.М. О концептуальности вузовской лекции по литературе. // Методика преподавания русского языка и литературы. — Вып. 5. — Киев: Радяньска школа, 1970. — С. 159 173.

25. Вербицкий A.A. Деловая игра как метод активного обучения. // Современная высшая школа. — 1982. — № 3. ■— С. 129 142.

26. Вербицкий A.A. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. — М.: Знание, 1990. — 64 с.

27. Вергилий Марон, Публий. Энеида. / Пер. В.Брюсова и С.Соловьева.

28. M.-JL: Academia, 1933. — 379 с.

29. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Гослитиздат, 1940.648 с.

30. Веселовский А.Н. Сравнительная мифология и ее метод. // Веселовский А.Н. Собр. соч. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1938.—Т. 16.— С. 83-128.

31. Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур: Материалы дискуссии 11 -15 янв. 1960 г. — М.: Изд-во АН СССР, 1961.—436 с.

32. В мире мифов и легенд. /Сост. В.Н.Синельченко и др. — СПб.: ТОО "Диамант", 1995. —576 с.

33. Воронин H.H. Медвежий культ в Верхнем Поволжье. // Краеведческие записки. /Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. — Вып. VI. — Ярославль, i960.— С. 25 94.

34. Восприятие и деятельность. / Под ред. А.Н. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 319 с.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В.В.Давыдова (сост.) — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства. /Под ред. М.Г.Ярошевского.

37. М.: Педагогика, 1987.— 344 с.

38. Гаспаров М.Л. Начало "Ифигении в Тавриде" Еврипида. // Античность и современность: К 80-летию А.Ф. Петровского. — М: Наука, 1972.1. С. 269 277.

39. Гачев Г. Национальные образы мира. — М.: Сов.писатель, 1988. — 448 с.

40. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. — М.: Наука, 1987. — 217 с.

41. Греков Б.Д. Киевская Русь. — Л.: Госполитиздат, 1953. — 568 с.

42. Гузик М.А. В поисках золотого руна: Мировая художественная культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. — М.: Просвещение, 1994. —287 с.

43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. —240 с.

44. Девяткина Т.П. Мифология мордвы. — Саранск: Крас.Окт., 1998. — 336 с.

45. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. — М.: Прогресс, 1972. — 229 с.

46. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.

47. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. / Пер. со словац. — М.: Прогресс, 1979. — 320 с.

48. Жирмунский В.М. А.Н.Веселовский и сравнительное литературоведение. // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. — Л.: Наука, 1979. — С. 84 137.

49. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. — М.-Л.: Госполитиздат, 1962. — 435 с.

50. Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. — Л.: Наука, 1979. — С. 192 281.

51. Зарубежная литература: От Эсхила до Флобера. — Воронеж: Родная речь, 1994. — 172 с.

52. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. /Пер. с нем. — М.: Наука, 1991. —511с.

53. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. — Вып. 1. — Петроград: Тип. А.В.Орлова, 1916. —312 с.

54. Зеленин Д.К. Тотемы — деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — 19 с.

55. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. — 2-е изд. — СПб.: Марс, 1995. —380 с.

56. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). — М.: Рус. яз., 1989. —219 с.

57. Зиновьев С.И. Лекции в советской высшей школе. — 3-е изд. — М.: Высшая школа, 1962. — 136 с.

58. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе — 2-е изд.— М.: Высшая школа, 1975. — 314 с.

59. Зуева A.M. Вопросы теории и истории драмы при изучении зарубежной литературы в гуманитарных классах. — Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1996. — 195 с.

60. Ильин Е.Н. Рождение урока. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.

61. Ильина Т.А. Лекции в высшей школе. — М.: Знание, 1977. — 78 с.

62. Киреев А.Ф. Лекция в высшей школе. М.:Высшая школа, 1961.-29с.

63. Коган П.С. Очерки по истории древних литератур. — Изд. 7-е. — М.: Учпедгиз, 1937. — 270 с.

64. Коненков С.Т. Мой век. — М.: Гослитиздат, 1971. — 368 с.

65. Конрад Н.И. Запад и Восток. — М.: Наука, 1966. — 519 с.

66. Конфедератов И.Я. Новые идеи и методы в педагогике высшей школы. — М.: Знание, 1969. — 26 с.

67. Курганов С. Античная культура как учебный предмет. Школа диалога культур. // Начальная школа. — 1992. — № 5. — С. 29 36; 1993. — №1. —С.71 -77.

68. Курдюмова Т.Ф. Содержание литературного образования и пути дальнейшего совершенствования программ по литературе. // Проблема содержания литературного образования: Сб. научн. тр. /НИИ школ РСФСР1. М., 1982. — С.13-23.

69. Левин Ю.Д. Восприятие творчества инонациональных писателей. //Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. — Л.: Наука, 1974. —С.337-273.

70. Легенды и предания мордвы. /Сост. Л.В. Седова. — Саранск: Морд, кн. изд-во, 1982. — 120 с.

71. Легенды и сказания Древней Греции и Рима. /Сост. A.A. Нейхард. — М.: Правда, 1990. — 574 с.

72. Лекомцева Н.В. Изучение зарубежной классики как средство гуманизации литературного образования в национальных школах России: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1993. — 20 с.

73. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. —304 с.

74. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М.: МГУ, 1981. —584 с.

75. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Уч. пос. по спецкурсу для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1983. — 192 с.

76. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.: Учпедгиз, 1957. — 620 с.

77. Лосев А.Ф. Гомер. — М.: Учпедгиз, 1960. — 350 с.

78. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. —М.: Мысль, 1996. — 975 с.

79. Майнов В. Очерк юридического быта мордвы. — СПб, 1885. — 270 с.

80. Мальченкова И.А. Установка художественного восприятия: структура, функционирование, формирование: Автореф. дисс. . канд. философ, наук. — М., 1997. — 24 с. *

81. Мальчукова Т.Г. "Одиссея" Гомера и проблемы ее изучения: Уч. пос. по спецкурсу. — Петрозаводск: ПГУ, 1983. — 92 с.

82. Маскаев А. И. Балладные произведения "парень и смерть" в устно-поэтическом творчестве мордовского народа. // Записки МНИИЯЛИЭ. —

83. Язык и литература. — № 16. — Саранск, 1955. — 73 91 с.

84. Маскаев А.И. Мордовская народная сказка. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1947. — 186 с.

85. Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. — 439 с.

86. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 208 с.

87. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. — М.: Просвещение, 1977. — 200 с.

88. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.

89. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.

90. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении. // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. — М.: Наука, 1979.— С. 68-134.

91. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Наука, 1976. — 407 с.

92. Мельников П.И. (Андрей Печерский). Очерки мордвы. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. — 134 с.

93. Методика преподавания литературы. / Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. В 2-х частях. — М.: Просвещение, Владос, 1995. — 4.1. -288 е.; Ч. 2. 304 с.

94. Мифологический словарь. / Под ред. Е.М. Мелетинского. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. — 736 с.

95. Мифологический словарь. / Сост. М.Н.Ботвинник, М.А.Коган и др.

96. Л.: Учпедгиз, 1961. — 292 с.

97. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. С.И.Токарев.

98. М.: Рос. энциклопедия, 1980.— Т.1 671 е.; Т.2 - 719 с.

99. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов. — Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1995. — 182 с.

100. Мешков Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. — Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1991. — 84 с.

101. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. — 2-е изд., доп. и пе-рераб. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. — 248 с.

102. Мордовские народные сказки. / Собр. и обр. К.Т.Самородов. — Саранск, 1985. —400 с.

103. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее. // Психологический журнал. — 1994. — № 3. — С. 42-49.

104. Нартов K.M. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. — М.: Просвещение, 1986. — 191 с.

105. Нартов K.M. Изучение зарубежной литературы в старших классах национальной школы. — Владикавказ: Ир, 1991. — 120 с.

106. Нартов K.M. Роль художественного перевода при изучении русской и зарубежной классики в национальной школе. // ИНПО — М.,1992. 87с.

107. Немов P.C. Психология образования: в 2-х кн. — М.: Просвещение, Владос, 1994. — Т.1 576 е.; Т.2 - 496с.

108. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. — М.: Наука, 1976. — 374 с.

109. Неупокоева И.Г. О понятии общего типологического ряда //Контекст: 1974. Литературно-теоретические исследования. — М.: Наука, 1975. —С. 168- 186.

110. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. — М.: Изд-во АН СССР, 1973. — 227 с.

111. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. — М.: Книга, 1972. — 152 с.

112. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. — Д.: Наука, 1974. —255 с.

113. Обучение лекторов. Активные формы: практикумы, деловые игры. /Сост. A.C. Логинова. — М.: Знание, 1989. — 61 с.

114. Овидий Назон, Публий. Метаморфозы. / Пер. С.В.Шервинского. — Л.: Academia, 1937. — 358 с.

115. Оконь В. Основы проблемного обучения. / Пер. с польск.— М.: Просвещение, 1968. —208 с.

116. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Отв. ред. B.C. Аванесов и др., 1986. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 302 с.

117. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В.Петровского. — МГУ, 1986. — 306 с.

118. Ш.Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в якутской школе: Автореф. . докт. пед. наук. — М., 1996. —35 с.

119. Петрова С.М. Методика изучения зарубежной литературы в старших классах национальной (якутской) школы: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1981. — 177 с.

120. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры восприятия и творчества. — М.: Педагогика, 1972. — 184с.

121. Полонская К.П. Поэмы Гомера. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. — 60 с.

122. Практические занятия по зарубежной литературе. / Под ред. Н.П.Михальской, В.И. Пуришева. — М.: Просвещение, 1981. — 224 с.

123. Проблемы преподавания русской литературы. / Под ред. М.В.Черкезовой и И.В.Андреевой. — Л.: Просвещение, 1989. — 208 с.

124. Проверка и оценка знаний в высшей школе. / Под ред. Б.Г. Иоганзина, Н.И. Кувшинова. — Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1965. — 201 с.

125. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. —364 с.

126. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М.: Наука, 1969. — 168 с.

127. Пропп В.Я. Русский героический эпос. — Л.: ЛГУ, 1995. —552 с.

128. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. / Отв. ред. В.А. Гаврилов. — Кишинев: Штиинца, 1990. — 113 с.

129. Пустовойт П.Г. Об идейно-воспитательной роли лекционных курсов. //Вестник Московского ун-та. — 1965. — № 5. — с. 78 82.

130. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. — Л.: Наука, 1988. —223 с.

131. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническаяспецифика. — М.: Изд. фирма "Восточная литература" РАН, 1997. 295 с.

132. Радциг С.И. Античная мифология. Очерк античных мифов в освещении современной науки. — M.-J1.: Изд-во АН СССР, 1939. — 186 с.

133. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы: уч. пос. для пединститутов. — М.: Просвещение, 1972. — 367 с.

134. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 208 с.

135. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1988. — 784с.

136. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. — 607 с.

137. Самарин P.M. Зарубежная литература. — М.: Высшая школа, 1978. — 463 с.

138. Самородов К.С. Мордовская обрядовая поэзия. — Саранск: Морд.кн. изд-во, 1980. — 480 с.

139. Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения. /Отв. ред. A.M. Юрков. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1991. — 176 с.

140. Сантросян К.О. К вопросу об адаптации первокурсника. //Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента: Материалы симпозиума. — Ереван: Изд-во ЕГУ, 1973. — С.6-10.

141. Семенова P.C. Исследование возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов: Дис. . канд. пед.наук. — М., 1973. — 192 с.

142. Скаткин М.Н. Об усилении воспитывающей и развивающей функций учебника // Проблема школьного учебника. — Вып. 7. — М.: Педагогика, 1979.—С. 20-38.

143. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. — М.: Педагогика, 1971. — 206 с.

144. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. / Научн. ред. В.Я. Петрухин и др.— М.: Эллис Лак, 1995. — 416 с.

145. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.

146. Смирнов И.Н. Мордва. — Казань, 1895. — 180 с.

147. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.

148. Современные проблемы литературоведения и языкознания. К 70-летию со дня рождения акад. М.Б.Храпченко. / Редкол. Н.Ф.Бельчиков (отв. ред.) и др.— М: Наука, 1974. — 494 с.

149. Сравнительное изучение литератур. К 80-летию акад. М.П.Алексеева. / Под ред. A.C. Бушмина. — М.: Наука, 1976. — 562 с.

150. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. // Вестник высшей школы. — 1986. — № 3. — С. 10 14.

151. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология. — М.: Искусство, 1989. — 304 с.

152. Тахо-Годи A.A. Методические указания к курсу "Античная литература" для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы пединститутов. — М.: Учпедгиз, 1957. — 62 с.

153. Тимошина Т.Г. Этнопедагогика: Уч. пос. для студентов. — Саранск, 1997. — 193 с.

154. Толстой Ив.Ив. Статьи о фольклоре. — M.-JL: Наука, 1966. 250 с.

155. Трапезникова Н.С. Зарубежная литература в средней школе. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 198 с.

156. Тураев C.B., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе: Пос. для учителя. — М.: Просвещение, 1982. — 160 с.

157. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1961.451 с.

158. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961. —210 с.

159. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Эпические и лиро-эпические песни. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1963. — Т. 1. 399 с.

160. Фаустов A.C., Баткина И.Б. Резервы умственного труда студентов.

161. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. — 72 с.

162. Фрезер Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. / Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1980. — 831 с.

163. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. — М.: Наука, 1978. —608 с.

164. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы. — Л.: Гослитиздат, 1936. — 454 с.

165. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — 4-е изд. — М.: Худ. лит, 1977. — 446 с.

166. Цаллагова Э.Б. Формирование гуманистической культуры старшеклассников национальной школы в процессе изучения античной литературы (на материале факультативного курса в Тувинской школе): Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1995. — 228 с.

167. Черкезова М.В. Культуроведческий аспект литературного образования. // Русская словесность. — 1998. — № 3. — с. 32-36.

168. Черкезова М.В. Литературное образование и культура в национальной школе. // Литература в школе. •— 1993. — №5. — С. 36-41.

169. Черкезова М.В. От лингвистического комментирования к литературоведческому анализу. // Русский язык в национальной школе. — 1988. — №8. —С. 31-35.

170. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе: Принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы. — М.: Педагогика, 1981. — 151 с.

171. Чихачев В.П. Диалог с коллективным собеседником.—М.: Знание, 1981.—64с.

172. Чихачев В.П. Функции современной лекции. — М.: Знание, 1986. — 16 с.

173. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. — 2-е изд., дораб. — Л.: Просвещение, 1984. — 270 с.

174. Шахматов A.A. Мордовский этнографический сборник. — СПб., 1910. —848 с.

175. Ширманкина P.C. Фразеологический словарь мордовских (мокша и эрзя) языков. / Под ред. Д.В.Цыганкина. — Саранск: Мордов. кн. изд., 1973. —224 с.

176. Шталь И .Г. "Одиссея" — героическая поэма странствий. — М.: Наука, 1978. —168 с.

177. Шталь И.Г. Художественный мир гомеровского эпоса. /Ред. A.A. Тахо-Годи. — М.: Наука, 1993. — 296 с.

178. Штейнберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. // Институт народов Севера ЦИК СССР. — Л., 1936. — т. IV. — 573 с.

179. Шуляев А.Д. Жизнь и песня: Поэтическая система традиционной народной лирики мордвы. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — 172 с.

180. Щербина В.Р. Проблема литературного образования в средних школах: Пос. для учит. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 320 с.

181. Юрченкова Н.Г. Мордовская мифология: Методические рекомендации по спецкурсу. — Саранск: МГТТИ, 1996. — 26 с.

182. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. — 68 с.

183. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. — М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.

184. Harva U. Die religiozen Vorstellungen der Mordvinen. — Helsinki, 1952. —389 s.

185. Mainov W. Les restes la muthologie Morvine. Suoma Jais - Ugrilaisen serian Aikakauskirj. // Journal de la Société Finno-Ougrienne. V. Helsinki, 1889. — 159 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.