Специфика "жанрового завершения" рассказа и повести в творчестве И.Д. Сургучева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Логунова, Олеся Николаевна

  • Логунова, Олеся Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Ульяновск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 132
Логунова, Олеся Николаевна. Специфика "жанрового завершения" рассказа и повести в творчестве И.Д. Сургучева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ульяновск. 2012. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Логунова, Олеся Николаевна

Введение.

Глава 1. Жанры в современном литературоведческом прочтении.

1.1. Современное состояние изучения проблемы жанра.

1.2. Жанровое завершение: теоретический аспект.

Глава 2. Жанровая типология творчества И.Д. Сургучева.

Глава 3. Повесть и рассказ в творчестве И.Д. Сургучева.

3.1.Сюжетные особенности произведений И. Д. Сургучева.

3.2.Пространство и время в произведениях И. Д. Сургучева.

3.3.Принципы раскрытия характеров персонажей в произведениях

И.Д.Сургучева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика "жанрового завершения" рассказа и повести в творчестве И.Д. Сургучева»

Творчество И. Д. Сургучева, одного из известных прозаиков и драматургов XX века, исследователи начали изучать сравнительно недавно, так как на имя этого писателя был наложен негласный запрет. И. Д. Сургучев не принял революцию и в 1920г. эмигрировал за границу.

Более шестидесяти лет имя писателя оказалось вычеркнутым из истории русской литературы, названия его произведений только упоминались в энциклопедических изданиях. Большинству любителей русской словесности в настоящее время имя И.Д. Сургучева практически неизвестно, так как возвращение творческого наследия ставропольского писателя началось всего двадцать лет назад. К современному читателю возвращаются не только рассказы И.Д. Сургучева 1910-х годов, которые сделали известным его всей России, но и повесть «Губернатор» - центральное произведение И.Д. Сургучева, роман «Ротонда», повести «Мельница», «Из дневника гимназиста», «Детство императора Николая II» и «Черная тетрадь», «Эмигрантские рассказы», мемуарные очерки и другие произведения.

Доэмиграционный период (1898-1920 годы) является временем становления и определения творческих наклонностей писателя. Это годы расцвета его художественного таланта, чем объясняется выбор для исследования именно этого отрезка времени. В1898 -1920 годы И. Д. Сургучев создает свои лучшие произведения: рассказы «Неудавшаяся жизнь», «Преддверие», «Горе», «Следствие», «В последний раз», «Родители», «Счастье», повести «Из дневника гимназиста», «Губернатор», «Мельница», очерки «Большевики в Ставрополе», «Дядя Митя» и др., которые принесли ему не только всероссийскую, но и всемирную известность. A.A. Фокин отмечает, что «данный период биографии Сургучева рассматривается и как пора развития основных творческих интенций раннего творчества, и как попытка писателя переосмыслить свою жизненную позицию, выразившаяся в стремлении показать масштабность взаимосвязей и взаимоотношений человека с людьми, природой, обществом»[109; 23].

В творчестве И. Д. Сургучева выделяются два ведущих жанра: рассказ и повесть, так как они наиболее полно отвечают творческой индивидуальности художника. Этот жанровый дуализм, сохранившийся у И. Д. Сургучева навсегда, сформировался именно в ставропольский период 1898-1920 годов. Однако в исследовательской литературе до сих пор остается неизученным художественно-эстетическое своеобразие прозы И.Д.Сургучева, особенности его поэтики. Этим определяется актуальность предпринятого исследования.

Научная новизна исследования заключается во введении понятия «жанровое завершение» и последовательном его использовании в анализе произведений И.Д.Сургучева 1898—1920 гг., позволившим сделать выводы о типологии и жанрообразующей функции сюжета, персонажа, хронотопа, темы в структуре повестей писателя.

Практическая ценность работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов, в проведении практических занятий по русской литературе XX века, а также в процессе дальнейшего исследования русской литературы рубежа XIX — XX веков.

Объектом исследования является проза И. Д. Сургучева 18981920 годов, материалы к биографии.

Предметом изучения является жанрообразующая функция сюжета, хронотопа, героя в произведениях И.Д.Сургучева 1989— 1920 гг.

Материалом исследования стали критические работы о прозе И. Д. Сургучева, научные и биографические исследования.

Цель работы: выявить эстетическое единство произведений писателя этого периода и определить характерный для художественного сознания писателя тип «жанрового завершения», заключающийся в своеобразии сюжета, хронотопа, темы, героя. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить и осмыслить основные теоретико—литературные концепции жанра, определив наиболее продуктивные методы анализа.

2. Дать рабочее определение понятию «жанровое завершение» и обосновать его теоретический аспект.

3. Исследовать жанровую типологию творчества И.Д. Сургучева 1898—1920 гг.

4. Выявить сюжетные особенности повестей и рассказов И. Д. Сургучева1898—1920 гг.

5. Проанализировать своеобразие хронотопа повестей и рассказов И. Д. Сургучева1898—1920 гг.

6. Исследовать особенности персонажей повестей и рассказов И. Д. Сургучева 1898—1920 гг.

Методы исследования: типологический, историко-литературный.

Структура диссертации, проблематика глав, соотношение их объема и расположение во многом обусловлены спецификой творческого наследия И. Д. Сургучева, особенностями становления и формирования жанровой системы. Глава 1 посвящена осмыслению современных подходов к анализу категории жанра. В главе 2 анализируется жанровая типология творчества И.Д. Сургучева. В главе 3 исследуются повесть и рассказ, эта часть работы наиболее объемна, что обусловлено значимостью и сложностью предмета исследования, а также поднимаемыми проблемами, связанными с осмыслением ведущих жанров творчества Сургучева (рассказ и повесть) и критериями разграничения жанров, к которым относятся концепция и структура героя, своеобразие сюжета, конфликта и хронотопа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Логунова, Олеся Николаевна

Заключение

Более шестидесяти лет имя выдающегося ставропольского писателя И.Д. Сургучева было вычеркнуто из истории русской литературы. В настоящее время творческое наследие И.Д. Сургучева возвращается читателю, соответственно, интерес к его произведениям возрастает, чем и обусловлено обращение к нашей теме исследования. Творчество И.Д. Сургучева практически не изучено, а имеющиеся работы посвящены в основном биографии писателя, поэтому предпринятое исследование является одним из первых, посвященных именно изучению поэтики произведений Сургучева. В результате проделанной нами работы были сделаны следующие выводы.

Именно в доэмигрантский период в творчестве Сургучева складывается жанровый дуализм, который сохранится на протяжении всего его творческого пути. В частности, первая повесть Сургучева «Из дневника гимназиста» (1898), которую он считал своей первой серьезной вещью, написана в жанре дневника. Этот жанр был довольно близок Сургучеву, так как он сам долгое время вел дневники, и эта потребность переросла в привычку. В своем дневнике герой повести «Из дневника гимназиста» Жоржик пишет самые сокровенные мысли, то, о чем никому не может рассказать. Это говорит о том, что уже в первом произведении Сургучева его интерес направлен на изображение внутреннего мира человека. Устремленность к повести, к среднему жанру, объясняется тем, что жанр повести позволяет наиболее полно раскрыть психологию человека. Именно в этой повести Сургучев создает тип героя - героя становящегося, рефлектирующего, развивающегося, - который будет потом характерен для всех его произведений. Проза Сургучева - это психологическая проза, в которой человек показан по-иному. Персонаж показан в таких ситуациях, которые заставляют его задуматься. Главный интерес автора сосредоточен на человеке, на его внутреннем мире, и этот аспект произведений Сургучева заслуживает более глубокого осмысления.

Выявлено, что работа над большими произведениями перемежалась с работой над малыми жанрами, и в 1904 году несколько рассказов И.Д. Сургучева были напечатаны в известных столичных журналах. Вера в человека определила нравственную проблематику рассказов Сургучева на протяжении всего его творческого пути. Можно с уверенностью сказать, что именно она становится тем началом, которое объединило все наследие писателя в художественное единство.

Следует также отметить, что ни один рассказ Сургучева нельзя назвать драматическим или трагическим. В любом его произведении с драмой, с трагедией контрастирует что-то прекрасное, лиричное. Именно поэтому рассказы Сургучева мы называем лирико -драматическими (курсив наш - О. Л.).

В 1912 году была опубликована повесть И. Д. Сургучева «Губернатор». В этом произведении на фоне жизни губернского города Ставрополя показана судьба личности, наделенной властью. «Губернатор» - психологическая повесть. Несмотря на то, что произведение написано не в форме дневниковых записей, психологизм в нем сохраняется. Автор подробно описывает каждое душевное движение героя, процесс его прозрения. Изображение внутреннего мира героя показано в динамике. Губернатор вспоминает свою жизнь, своих близких, которых он выгнал из дома, все несчастья, которые произошли по его вине в губернии. Сейчас он испытывает стыд и позор от своего прошлого. Именно в этой повести наиболее ярко был реализован тип сюжета-прозрения, характерного для произведений Сургучева.

Отметим, что в дальнейшем Сургучев уходит от сюжетности. В эмиграции он создает роман «Ротонда», который представляет собой практически бесфабульное повествование, и это, безусловно, нуждается в изучении.

В диссертации оговорено, что не только повесть «Губернатор», но и многие другие произведения Сургучева становятся своеобразной летописью жизни города Ставрополя. Именно этот город занимает центральное место в хронотопе произведений И. Д. Сургучева. Нами проанализирован ряд произведений, действие которых происходит в Ставрополе, -«Ванькина молитва», «Сон», «Письмо», «Губернатор», «Мельница». Даже при поверхностном прочтении выбранной нами для анализа прозы И. Д. Сургучева можно сделать вывод о том, что город Ставрополь предстает как место, с которым ассоциируются молодость, любовь, надежды не только персонажей, но, конечно же, и самого автора.

Но главный хронотоп произведений И. Д. Сургучева - это дом. Следует заметить, что дом является именно хронотопом, а не пространством потому, что писатель, описывая дом, так или иначе через детали описываемого помещения старается дать историю этого дома, сообщить о его прошлом, а иногда и будущем. Писатель всегда акцентирует внимание на том, что дом существует вне времени, у дома всегда есть прошлое, настоящее и будущее, которые соотносятся в обстановке дома.

Как правило, действие многих произведений И. Д. Сургучева происходит в доме (в квартире, в гостиничном номере, в отеле и др.), говоря другими словами, в помещении. В этом аспекте в диссертации исследуются практически все произведения выбранного периода: «Родители», «Длинные мундштуки», «Соседка», «Ванькина молитва», «Путь звездный», «Горе», «Счастье» и др. герои И. Д. Сургучева изначально позитивны, потому что дом - это опора, которая дарует человеку устойчивость.

Пространство дороги в произведениях Сургучева встречается довольно часто. Как правило, это железная дорога. В диссертации отмечено, что в русской литературе 60-70-х годов пространство железной дороги не было новым. У Сургучева есть рассказы, действие которых происходит непосредственно в поезде: «В поезде», «Седельников», «Преддверие». Поезд для Сургучева - это место встречи, вокруг которой развивается действие всего произведения.

Исследуется категория времени, в результате анализа были выявлены следующие ее разновидности:

1.Сюжетное время (время годовое, религиозное).

2.Время нарративной структуры (время повествователя, рассказчика, автора).

3.Время персонажа (субъективное).

При изучении типов персонажей произведений И.Д. Сургучева мы пришли к выводу, что воплощением идейно-художественного смысла произведений является не столько отдельный персонаж, сколько вся система персонажей. Это можно объяснить тем фактом, что в центре многих сургучевских произведений находится не столько персонаж, сколько проблема, реализованная в системе персонажей. Диссертантом отмечается, что персонажи интересуют писателя не в осознании ими какой-либо идеологии, а на переломе сознания, в моменты кризиса или прозрения, когда в их рефлектирующем мозгу разрушаются мечты и возникает осознание реальной сложности жизни.

В произведениях рассматриваемого нами периода система персонажей не сложна. В основном - это система двух героев. Иногда в произведениях действуют три - четыре персонажа («Преддверие», «Следствие»).

Для того чтобы исследовать идейно-художественное содержание рассказа И.Д. Сургучева, нужно изучать не отдельно взятых персонажей, а общий тип видения человека, который выражается и в каждом из них, и во всех их в совокупности.

Важной чертой сургучевских персонажей является их предыстория. В этом плане И. Д. Сургучев, безусловно, следует традиции. Нельзя сказать, что Сургучев показывает всю жизнь персонажа, но зачастую ключевые моменты его жизни, которые повлияли на становление его как личности или которые кардинально изменили его жизнь, становятся известны читателю.

Для Сургучева важны любовные переживания, которые может испытывать любой человек. С этим связана следующая черта персонажей И.Д. Сургучева - их обыкновенность. И.Д. Сургучев изображает не исключительных людей, а самых обыкновенных. А если персонаж незаурядный, то он описан в самой будничной обстановке. Персонажей И.Д. Сургучева волнуют общечеловеческие вопросы, а не деньги и политика. Главным же принципом изображения обыкновенного человека у И.Д. Сургучева является несвобода от того, что принадлежит человеку вообще - от обычных человеческих чувств.

Восприятие мира с его особым отношением к крупному и мелкому оставляет свой след на жизни персонажа в мире И. Д. Сургучева. Персонажи Сургучева ведут длинные беседы, оживленно спорят, выражают друг другу неприязнь, их разговоры всегда окрашены теми или иными эмоциями.

Еще одно своеобразие сургучевских персонажей заключается в том, что персонаж может уже в следующем эпизоде предстать совершенно другим человеком. Настроение его может кардинальным образом изменить какая-нибудь мелочь (букет белых роз

Седельников»)). Изменение в характере персонажа не подготавливается медленным накоплением.

Как правило, персонаж произведений И.Д. Сургучева — это одинокий человек. Одиночество — это состояние, общее для героев И.Д. Сургучева, оно присуще персонажам самого разного социального положения. От одиночества страдают все в мире, нарисованном писателем: и губернатор, и Седельников, и Анин, и молодой священник, потерявший жену, и студент, покончивший жизнь самоубийством и др. Нередко персонажи сами говорят о своем одиночестве. Герои страдают от одиночества. Следовательно, для того, чтобы передать чувство одиночества персонажей, И.Д. Сургучев создает в своих произведениях такую ситуацию, которая бы минимизировала активность персонажей: зачастую они живут в своих мечтах, грезах, именно поэтому их внутреннему миру автор уделяет большое внимание.

Не является исключением и главный герой повести И. Д. Сургучева «Губернатор». Губернатор показан переосмысливающим свою прожитую жизнь, свои ошибки. На протяжении всей повести мировоззрение героя меняется, происходит эволюция его взглядов. Следовательно, Сургучев в своем произведении изображает героя становящегося. Этот тип персонажа характерен для повестей И.Д. Сургучева и зародился он еще в первой повести ставропольского писателя «Из дневника гимназиста». О характере молодого подростка трудно что-либо сказать, но ясна его позиция. Главным средством создания образа героя является его речь. В ней отражается его характер, социальное положение, культурное развитие, род занятий. Герой часто цитирует и перефразирует строки из произведений Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Никитина, популярных в те годы романсов русских поэтов на музыку Даргомыжского, Чайковского, Глинки. Он увлекается языками, литературой, философией, логикой.

Главный герой повести И. Д. Сургучева «Из дневника гимназиста» предстает перед нами человеком, стоящим на пороге взрослой жизни, но еще совсем не готовым к ней, очень наивным, иногда легкомысленным и самолюбивым, но все эти недостатки персонажа оправдываются его молодостью, незнанием жизни. Ставропольский писатель в своей первой повести создает тип героя - героя становящегося, развивающегося, - который он будет продолжать на протяжении всего своего творчества.

Главных героев повестей «Из дневника гимназиста», «Губернатор» и «Мельница» роднит то, что все эти герои становящиеся. Читатель встречается с Алешей, главным героем повести «Мельница», в тот момент, когда он, по традиции и инерции, входит в колею домашних забот и расчетов. Важно заметить, что Алеша живет именно по инерции, потому что дела мельницы чужды ему, мельница ему не интересна, но он бывает там каждый день, что характеризует героя как ответственного, добросовестного человека. Этот сургучевский герой - поневоле мельник, и именно в этом качестве Алеша входит в читательское сознание. Алеша чужд этой роли, в которой ему суждено выступить. Для Алеши становятся важными любовь к жене его брата, стыд за эту любовь, чувство вины перед Ильей. Вся жизнь героя с этого момента начинает делиться на «до» и «после»: до его любви к женщине и после. Главный герой повести «Мельница», так же, как и главный герой повести «Губернатор», находится перед нравственным выбором, в такой жизненной ситуации (можно сказать, переломной), когда вся дальнейшая жизнь зависит от того, правильный ли выбор он сделает.

В повести прошлое героя по-другому оценивается только в свете настоящего, которое связано с его прозрением. Это прозрение является следствием любовного потрясения Алеши. Герой начинает по-новому смотреть на всю свою жизнь до любви к женщине, на жизнь окружающих его людей, на их поведение, на мотивировку их поступков. Алеша сомневается, колеблется, стыдится, и читатель ощущает правомерность его размышлений - тех размышлений, которые отклоняли его действия. Для того чтобы быть счастливым с любимой женщиной, Алеше нужно увезти ее из родительского дома, от родного брата, перед которым ему уже сейчас невыносимо стыдно. Поэтому вопрос о любви расширяется до вопроса о жизни. Для И. Д. Сургучева важна духовная жизнь героя.

В повестях «Губернатор» и «Мельница» Сургучев привлекает внимание к людям, живущим чужой, навязанной им жизнью. Эти ситуации - лишь доказательство несообразности существующего порядка вещей. Губернатору становятся чуждыми его власть, его должность, его мировоззрение, Алеше - те устои, традиции, которыми живет его семья и которыми до недавнего времени жил он сам. Другими словами, героям чужды их звания и состояния, профессии, и, в целом, их собственная форма жизни. Личное перестает быть своим, единое бытие расслаивается на две части: до и после.

Перспективы изучения можно также наметить в области интертекстуальных связей между произведениями Сургучева и произведениями его современников.

И. Д. Сургучева и М. Горького роднит изображение русской провинции. В «Губернаторе» И. Д. Сургучева можно увидеть сходство со многими книгами М. Горького: «Мать» (1906), «Городок Окуров» (1909) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910 - 1911). Исследуя связи Сургучева и Горького, следует отметить, что рассказ «Еленучча» навеян Сургучеву итальянскими «Сказками» М. Горького, которые очень любила мать Сургучева. Между очерком И. Д.Сургучева «Большевики в Ставрополе» и книгами «Несвоевременные мысли» Горького и «Окаянные дни» Бунина можно также провести параллели. Разница в оценке Сургучевым и Горьким революции в том, что

Сургучев показывает в своих статьях и очерках лишь Ставрополь, а Горький в своих «Несвоевременных мыслях» охватывает всю страну.

С Куприным Сургучева роднит и любовная тематика, и романтическая интонация, причем оба писателя большое внимание уделяют быту. Рассказ Сургучева «Путь звездный» и рассказ Шмелева «Няня из Москвы» объединяет тема детства, а также изображение центральных образов - образов нянь. В этих героинях есть что-то очень доброе, «это необыкновенно живое воплощение народного характера».

С Чеховым Сургучева роднит тяготение к малым жанрам (повести, рассказу). В произведениях Чехова «Архиерей», «Скучная история» и Сургучева «Губернатор», «В последний раз» рассматриваются темы смерти, бесцельно прожитой жизни. Эта же тематика роднит произведения Сургучева с повестью Jl. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Если у Чехова Сургучев заимствует психологизм, правдивость в «мелочах», то JI. Н. Толстой заставляет Сургучева обратить внимание на насущные вопросы жизни, на ее нравственные проблемы.

Таким образом, в полном объеме поэтика произведений И.Д. Сургучева остается не исследована, что определяет перспективность нашей работы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Логунова, Олеся Николаевна, 2012 год

1. Сургучев И.Д. Мельница: Повесть: ч.1.//Слово. М., 1916. - Сб. 6. -С. 3-71.

2. Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. С. 19-241.

3. Сургучев И.Д. Из дневника гимназиста// Сургучевские чтения-2006: Илья Сургучев человек и писатель. - Ставрополь, 2006. -С. 4-34.

4. Сургучев И.Д. Черная тетрадь: Повесть// IV Сургучевские чтения: Локальная литература и мировой литературный процесс: Сб. материалов Междунар.научно-практ.конф. Ставрополь, 2007. -С. 651.

5. Сургучев И.Д. Ванькина молитва // Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. С.241-254.

6. Сургучев И.Д. Родители// Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. -С. 282-298.

7. Сургучев И.Д. Счастье// Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. С. 254-282.

8. Сургучев И.Д. В поезде// Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. -С. 298-309.

9. Сургучев И.Д. Соседка // Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. С. 309-348.

10. Сургучев И.Д. Английские духи // Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. -С. 348-371.

11. Сургучев И.Д. Еленучча// Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. С. 371-416.

12. Сургучев И.Д. Следы вчерашнего // Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. С. 416-427.

13. Сургучев И.Д. Путь звездный// Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. С. 427-438.

14. Сургучев И.Д. Седельников// Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. С. 438-451.

15. Сургучев И.Д. Сон // Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987. С. 451-468.

16. Сургучев И.Д. Преддверие; Следствие: Рассказы//Ставрополье.-1991.-№1.- С.8-34.

17. Научно-критическая литература:

18. Аверинцев С.С. Притча//Литературный энциклопедический словарь/ Под общ.ред. В.Н. Кожевникова, П. А. Николаева. М., 1987.

19. Адрианов С. Критические наброски// «Живописец души.». Русский писатель и драматург И. Д. Сургучев. Библиографический указатель. Ставрополь, 2007. - С. 156-161.

20. Бахтин М. М. Литературно критические статьи. М., 1986.

21. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

22. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве// Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 239- 286.

23. Беликов Г. Ставрополь брат Кавказа. Ставрополь, 1997.

24. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды// Белинский В. Г. Собрание сочинений в Зт. М., 1948.

25. Беляева И.А. Система жанров в творчестве И.С.Тургенева. М., 2005.

26. Вересаев В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом: Аполлон и Дионис (о Ницше). М., 1991.

27. Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л., 1939.

28. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

29. Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм// Теория литературы. М., 1964.

30. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

31. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М., 1999.

32. Гиппиус 3. Н. Крайний А. Литература и искусство (Беллетристические воды) // Русская мысль. 1912. - №8.

33. Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов, 1992.

34. Горький и его корреспонденты. М., 2005.

35. Громова Г.А. У истоков современного сургучевоведения: (Е.Т. Кабаченко, Л.Г.Орудина, H.A. Ильинский)//Ш Сургучевские чтения: Творчество И. Д. Сургучева в контексте русской литературы XX века:

36. Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. Ставрополь, 2006. -С. 69-78.

37. Дудина А.Н. Афоризмы И.Д. Сургучева. (На материале записных книжек писателя)//Ш Сургучевские чтения: Творчество И. Д. Сургучева в контексте русской литературы XX века: Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. Ставрополь, 2006. - С. 238-241.

38. Егоров О.Г. Литературный дневник XIX века. История и теория жанра. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2003.

39. Егорова Л. П. Город Ставрополь в повести Ильи Сургучева «Губернатор»: (Фрагмент)// Сургучевские чтения 2006: Илья Сургучев - человек и писатель. - Ставрополь, 2006. - С. 58-72.

40. Егорова Л.П. Ставропольская сургучевиана//Ш Сургучевские чтения: Творчество И. Д. Сургучева в контексте русской литературы

41. XX века: Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. -Ставрополь, 2006. С. 63-69.

42. Жанры русской литературы: Сб. науч. тр. / Иркут. ун-т. Иркутск: Б.И., 1991.

43. Журбина Е.И. Повесть с двумя сюжетами. М., 1979.

44. Журбина Е.И. Устойчивые темы. Статьи. М., 1874.

45. Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. Петрозаводск, 1994.

46. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. Л., 1985.

47. Ильинская Т.Н. Скрипок осенних протяжное пенье.- М.,2005.

48. Кожинов В. В. Жанр//Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987.

49. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров. Теория литературы. М.,1964.

50. Колтоновская Е. Сон или умирание// Русская мысль.-1916.-№3.-С. 85-95.

51. Крамов И.Н. В зеркале рассказа. М., 1986.

52. Краснов Г.В. Сюжеты русской классической литературы. Коломна, 2001.

53. Критика русского зарубежья: В 2 ч. М., 2002.

54. Кузнецов А. М. «Сургучев обещает немало»: Вступ. Статья к сб.И. Д. Сургучева (М. Современник, 1987).// Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. -М., 1987.- С.3-19.

55. Ладыгин М.Б. Роды и жанры литературы. М., 2001.

56. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет и идея. Рига, 1973.

57. Лейдерман Н. Л. Жанр и проблема художественной целостности // Проблема жанра в англо американской литературе (XIX - ХХвв.), вып. 2. Свердловск, 1976.

58. Липатов А.Т. Поэт в душе и прозе: Перифрастика как текстуально -организующее и образно выразительное средство прозы Ильи

59. Сургучева//Ш Сургучевские чтения: Творчество И. Д. Сургучева в контексте русской литературы XX века: Сб. материалов Между нар. научно-практ. конф. Ставрополь, 2006. - С. 164-171.

60. Литература русского зарубежья, 1920-1940/ Отв. ред. О. Н. Михайлов. Вып. 2. - М., 1999.

61. Литература русского зарубежья: Антология: В 6т. Т.1, кн. 1. М., 1990.

62. Литературная энциклопедия Русского зарубежья, 1918 1940. - М., 2002.

63. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

64. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

65. Львов Рогачевский В. В мире звуков//«Живописец души.» Русский писатель и драматург И. Д. Сургучев. Библиографический указатель. - Ставрополь, 2007. - С. 161-170.

66. Макаров Д. В. Идея преображения в прозе И. С. Шмелева//Россия: культура, история, социум: Сборник научных трудов/ Ульян, гос. техн. ун-т. Ульяновск, 2004.

67. Маслова Ю. П. Библейский текст в творчестве И. Д. Сургучева (на материале повести «Губернатор»)// IV Сургучевские чтения: Локальная литература и мировой литературный процесс: Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф.-Ставрополь, 2007.-С. 150-163.

68. Маслова Ю.П. «Еленучча» И.Д. Сургучева: к истории создания и первой публикации рассказа/ЛТ Сургучевские чтения: Культура Юга

69. России пространство без границ: Сборник материалов Международной научно - практической конференции/Под ред. А.А.Фокина, О.И. Лепилкиной - Ставрополь, 2009. -С. 62-64.

70. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. (Серия «Бахтин под маской».) М., 2003.

71. Михайлов A.B. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. -М., 1990.

72. Николина H.A. Филологический анализ текста: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003.

73. Нинов A.A. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956-1966). Л., 1969.

74. Нутрихин Р. В., Фокин А. А. «Мистический писатель» в зеркале таинственного города // III Сургучевские чтения: Творчество И. Д. Сургучева в контексте русской литературы XX века: Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. Ставрополь, 2006. -С.312-385.

75. Оборский Е. Ю. Человек эпохи: И. Д. Сургучев о революции 1917 года на Ставрополье// Сургучевские чтения 2006: Илья Сургучев -человек и писатель. - Ставрополь, 2006. -С. 122-131.

76. Орудина Л. Г. Перелистывая страницы старой книги./ Сургучев И.

77. Д. Губернатор. Ставрополь, 1983.

78. Подопригора М. Г. Проблемы аксиологии в повести И. Д. Сургучева «Губернатор»// III Сургучевские чтения: Творчество И. Д. Сургучевав контексте русской литературы XX века: Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. Ставрополь, 2006. С. 116-121.

79. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1970.

80. Поспелов Г. Н. Теория литературы. М., 1978.

81. Проблемы литературных жанров: Материалы VII науч. межвуз. конф., 4 7 мая 1992г. Томск, 1992.

82. Просвирнова А. Н. Типология жанра и категория времени // Филологические науки, 1974, №6, с. 16-23.

83. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции, 1919- 1939. М., 1994.

84. Розанов Н. Сны жизни (Силуэт творчества И.Д. Сургучева)// «Живописец души.» Русский писатель и драматург И. Д. Сургучев. Библиографический указатель. Ставрополь, 2007. -С. 170-174.

85. Русская повесть 19 века. История и проблематика жанра. JL, 1973.

86. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Д., 1970.

87. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.

88. Синенко B.C. О повести наших дней. М., 1971.

89. Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов международной научной конференции (3-6 мая 2006г.) Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007.

90. Сквозников В. Д. Лирика. //Теория литературы, т. 3, АН СССР, М., 1963.

91. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко литературном процессе// Историко - литературный процесс. Л., 1974.

92. Теория литературы: В 4-х тт. Т.З. Роды и жанры. М., 2003.

93. Тодоров Ц. Теории символа. М., 1998.

94. Толпаева Г. П. Духовные искания личности в повести И. Д. Сургучева «Губернатор»// Проблемы духовности в русской литературе и публицистике 18-21 веков: Материалы Международной научной конференции. Ставрополь, 2006. -С. 131-141.

95. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999.

96. Топоров В.Н. Миф, ритуал, символ, образ. М., 1995.

97. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977.

98. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

99. Утехин Н. П. Жанры эпической прозы. JL, Наука, 1982.

100. Фесенко О. П., Андрющенко JI. В. Ставропольская действительность в повести И. Д. Сургучева «Губернатор» (Урок на краеведческом материале)// Сургучевские чтения 2006. Илья Сургучев - человек и писатель. Ставрополь, 2006 - С. 186-204.

101. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно изобразительных произведениях. М., 1993.

102. Фокин А. А. Образ дома города в повести И. Д. Сургучева «Губернатор»// III Сургучевские чтения: Творчество И. Д. Сургучева в контексте русской литературы XX века: Сб. материалов Междунар. научно - практ. конф. - Ставрополь, 2006.- С.33-42.

103. Фокин A.A. И.Д. Сургучев: творческая биография писателя в свете художественной антропологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Ставрополь, 2008.

104. Фокин A.A. Илья Дмитриевич Сургучев. Проблемы творчества. Ставрополь, 2008.

105. Фокин A.A. Хроника жизни и творчества И. Д. Сургучева // «Живописец души.» Русский писатель и драматург И. Д. Сургучев. Библиографический указатель. Ставрополь, 2007. -С. 97-156.

106. Фокин A.A. История создания и читательская судьба повести И.Д. Сургучева «Губернатор»//1У Сургучевские чтения: Локальная литература и мировой литературный процесс: Сб. материалов

107. Междунар. научно-практ. конф.-Ставрополь, 2007.-С. 140-150.

108. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

109. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.

110. Чернец JI. В. Литературные жанры. М., 1982.

111. Чернец Л. В. О функциях литературного жанра. Т.38- №6- 1979.

112. Чехов и его время. М., 1977.

113. Шишкина Л.И. Два «Губернатора»: И. Сургучев и Л. Андреев/А/"!0 {)

114. Сургучевские чтения: Культура Юга России пространство без границ: Сборник материалов Международной научно - практической конференции/ Под ред. А.А.Фокина, О.И. Лепилкиной - Ставрополь, 2009.-С. 90-93.

115. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.

116. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.

117. Шумский A.M. М.Горький и советский очерк. М., 1975.

118. Щеглов М.А. Литературно-критические статьи. М., 1965.

119. Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. Изд. МГУ, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.