Спорт в жизни и творчестве Шостаковича тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Брагинский, Дмитрий Юрьевич

  • Брагинский, Дмитрий Юрьевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 186
Брагинский, Дмитрий Юрьевич. Спорт в жизни и творчестве Шостаковича: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2008. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Брагинский, Дмитрий Юрьевич

Введение

Глава Тема спорта в музыкальной культуре и искусстве Европы и 12 I. России первых десятилетий XX века

1. Спортивные идеи античности и их развитие в искусстве 12 последующих эпох

2. Спортивная тематика в европейском искусстве начала XX в.

3. Спорт и культура в условиях тоталитарных режимов Италии 26 и Германии

4. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-х - 30 1930-х годов

Глава Спортивная тема в творчестве Шостаковича. 45 И. Балет «Золотой век»

1. История создания литературного либретто

1.1. А. Ивановский - автор «Динамиады»

1.2. «Золотой век» А. Ивановского - Д. Шостаковича и 53 «Футболист» В. Курдюмова-В. Оранского

2. История первой постановки «Золотого века» и образ 57 спектакля

3. «Золотой век»: проблема текстовых источников

4. Музыкальная драматургия «Золотого века»

4.1. Основной образно-интонационный конфликт и 71 композиция балета

4.2. Музыкальный образ «врагов»

4.3. Спортивные сцены в музыке балета

5. Политические аспекты балета «Золотой век»

6. После «Золотого века»

Глава Спортивная тема в публицистике Шостаковича.

III. Неизвестные статьи композитора о футболе

1. Композитор и пресса

2. «Ленинградские футболисты в Москве»

3. Спортивные публикации композитора в свете его сотрудничества 116 с Ансамблем песни и пляски НКВД

3. «Выдвигать новых игроков»

4. Спортивное интервью 1966 года

Глава Спортивная тема в записных книжках и письмах Шостаковича

1. «Diary»

2. Футбольная статистика

3. Спорт в эпистолярном наследии композитора

3.1. Письма коллегам-музыкантам

3.2. Переписка с И. Гликманом.

3.3. Письма Ю. Левитину

3.4. Письма А. Клячкину, В. Когану, В. Лебедеву 163 Заключение 168 Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Спорт в жизни и творчестве Шостаковича»

Корпус многоотраслевой научной литературы о Шостаковиче, как отечественной, так и зарубежной, огромен, тем не менее, он продолжает интенсивно пополняться разнообразными исследованиями. Интерес к наследию и личности композитора не только не угасает, но с течением времени увеличивается.

Рост ' таких перспективных областей музыкознания, как источниковедение и текстология, позволил вывести освоение творчества Шостаковича на качественно иной уровень. Пристальное внимание к композиторскому тексту и порождающему его историко-культурному контексту привело к ряду значительных архивных открытий в различных областях деятельности мастера — в композиторском творчестве, в эпистолярии и публицистике.

Целый ряд современных публикаций нацелен на то, чтобы снять с портрета лидера музыкального социалистического реализма ретушь советской эпохи и высветить новые штрихи в нашем представлении о Шостаковиче-художнике, Шостаковиче-человеке. Закономерно поэтому возникновение нетрадиционных, подчас неожиданных направлений в исследовании феномена Шостаковича, к числу которых относится и заявленная в настоящей работе тема: изучение значения спорта в жизни и творчестве композитора.

Спорт всегда входил в круг эмпирических интересов Шостаковича. Особенно его привлекали игровые виды: «теннис, волейбол, футбол»1, он хорошо разбирался в хоккее, при случае бывал на боксерских поединках2 и о посещал соревнования по борьбе .

1 Шагинян М. Беседа с Д.Д. Шостаковичем, 20 декабря 1940 // Новый мир, 1982, №12. С. 131.

2 См. Письма к другу: Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману / Сост. и коммент. И. Д. Гликмана. М.: DSCH — СПб.: Композитор, 1993. С. 17.

3 Из письма Шостаковича к Е. Константиновской: «Вчера ходил в здешний цирк. Смотрел французскую борьбу». Цит. по: Хентова СМ. Удивительный Шостакович. СПб., 1993. С. 120.

Не отличаясь особой ловкостью и сноровкой, сам Шостакович никогда всерьез не занимался спортом и физкультурой, хотя и являлся членом Спортивного добровольного общества СССР, о чем свидетельствует уникальный документ - «Личная карточка члена общества»4, хранящаяся в семейном Архиве Шостаковича. Хотя дата не поставлена, она достаточно точно определяется по домашнему адресу, указанному композитором: Москва, ул. Кирова 21, кв. 48. В эту квартиру Шостакович с семьей въехал в январе 1943 года, а уже в сентябре 1944 года переехал в Ленинград, поэтому бланк заполнялся именно в этот промежуток времени.

Как и многие его коллеги, Шостакович играл в шахматы. Среди музыкантов-шахматистов той поры встречались и серьезные мастера - С. Прокофьев, Д. Ойстрах, М. Тайманов. Д. Ойстрах, например, наряду с самыми известными советскими гроссмейстерами, официально являлся судьей ХП-го шахматного чемпионата СССР, и даже выступал в печати с заметками о своих впечатлениях: «У меня, как и у каждого любителя шахматной игры, есть свои „симпатии" к определенным гроссмейстерам и мастерам. Можно было бы много сказать по этому поводу, но я — член судейской коллегии»5.

Шостакович живо интересовался этим видом спорта и признавался в одном из интервью: «Шахматы очень люблю: в них сочетается искусство и наука. Они дают мне отдых и отдохновение»6. В конце жизни он вспоминал, как в юношестве ему посчастливилось сразиться силами с легендарным у российским гроссмейстером Александром Алехиным , уехавшим из России в 1921 году: «Мне пришлось сыграть даже с великим шахматистом. <.> С тех пор я стал страстным болельщиком своего случайного партнера. И когда через несколько лет, в 1927 году, в далекой Аргентине он выиграл матч у

4 Этот документ никогда не публиковался и не упоминался в литературе о Шостаковиче.

5 Вечерняя Москва, 1940, 4 сентября.

6 Известия, 1966,23 января.

7 Алехин Алексей Александрович (1892-1946) — российский шахматист, четвертый в истории чемпион мира. С 1921 года жил во Франции. чемпиона мира Капабланки, я был просто счастлив и, вероятно, радовался не о меньше, чем он сам. Ведь я был одним из его спарринг-партнеров» .

Но больше всего Шостаковича волновал футбол, который был его настоящей страстью, отрадой и источником истинного наслаждения. Его увлечение этим видом спорта было широко известно. Шостакович постоянно посещал футбольные матчи и, естественно, как известный человек, всегда привлекал внимание окружающих. Знаменитый футболист Петр Дементьев9 впоследствии вспоминал: «Завсегдатаями трибун стадиона имени Ленина были популярнейшие киноартисты Зоя Федорова и Петр Алейников, артисты балета Мариинского театра, театра драмы имени Пушкина во главе с великим Николаем Симоновым, композиторы Вано Мурадели и Дмитрий Шостакович. <.> страстный поклонник этой игры, Шостакович не пропустил ни одного матча с моим участием в Ленинграде, а если выдавалась возможность, то и в других городах»10.

Известно, что Шостакович был знаком со многими футболистами своего времени и внимательно следил за судьбами игроков, с которыми лично общался. Теплая дружба связывала его, например, с полузащитником ленинградского «Динамо» Валентином Федоровым11. Не только Шостакович бывал на стадионах, но и футболист, в свою очередь, по приглашению композитора часто посещал филармонические концерты. Письмо от 13 сентября 1939 года, адресованное Виссариону Шебалину, дает представление о том, насколько для Шостаковича было важно это «футбольное» знакомство: «Дорогой Роня. Обращаюсь к тебе со следующей просьбой. 24

8 Известия, 1974, 16 августа. Цит по: Д. Шостакович о времени и о себе / Сост. М. Яковлев. М., 1980. С. 353, 355.

9 Дементьев Петр Тимофеевич (1913-1998) — выступал за команды «Динамо» (Ленинград), «Зенит» и за сборную команду Советского Союза. Один из самых популярных игроков за всю историю советского футбола. Получил от болельщиков ласковое прозвище Пека.

10Дементьев П. Пека о себе, или Футбол начинается в детстве. М., 1995. С. 31.

11 Федоров Валентин Васильевич (1911-1981) — выступал за команду «Динамо» (Ленинград) не только как футболист, но и как хоккеист. Тренер клубов «Динамо» (Ленинград), «Спартак» (Ленинград), «Зенит». Начальник команды «Динамо» (Ленинград). го сентября я приеду в Москву, а 25-го уеду из Москвы в Свердловск, где буду играть свой фортепианный концерт.

24-го я буду смотреть матч по футболу между Московским и Ленинградским „Динамо".

Мой друг, Валентин Васильевич Федоров, капитан Ленинградского „Динамо", любезно согласился взять для меня два билета. Эти два билета я просил его доставить тебе. Следовательно, когда в двадцатых числах сего месяца тебе будет звонить Валентин Федоров, то ты не удивляйся, а сообщи ему свой адрес, на предмет доставления билетов. А если тебе самому захочется посетить этот матч, то скажи ему об этом, когда он будет звонить, и он охотно достанет билеты и тебе.

В.В. Федоров в высшей степени превосходный человек и один из лучших левых хавбеков Советского Союза. Так что при встрече с ним не обижай его, так как я дорожу хорошими с ним отношениями»12.

Обозначенный эпистолярный сюжет дополняют воспоминания Алисы Шебалиной, супруги В. Шебалина: «Обычно Митя, проездом с концертов, с юга, всегда задерживался в Москве: находились дела. Мчался в Москву на каждый матч любимых команд и Роне [Шебалину], равнодушному к футболу, приходилось заранее раздобывать билеты и даже принимать у нас знаменитых футболистов, перед которыми Митя вел себя робко, как мальчик»13.

О горячем интересе Шостаковича к футболу можно судить и по многочисленным публикациям, появлявшимся в центральных изданиях. Например, в интервью, опубликованном в газете «Вечерняя Москва» 11 декабря 1940 года, композитор подчеркивал: «Моему творчеству, педагогической деятельности, общественной работе отдаю я почти все свое

12 «.Это был замечательный друг». Из писем Д.Д. Шостаковича к В.Я. Шебалину (публикация A.M. Шебалиной) // Советская музыка, 1982, №7. С. 77.

13 Беседа с Алисой Максимовной Шебалиной //Хентова С.М. В мире Шостаковича. М., 1996. С. 128. время. Должен признаться, что немногие свободные минуты я уделяю спорту в качестве страстного футболиста-любителя»14.

В какой момент футбол всецело завладел композитором? В одном из посланий к Болеславу Яворскому Шостакович писал: «Я нежно полюбил это поучительное зрелище и уже в течение пяти лет не пропускаю ни одного матча. В этом деле я уже приобрел некоторую квалификацию и являюсь зрителем академического толка» 15. Письмо датировано 3 июля 1940 года, поэтому можно предположить, что сам композитор ориентировочно вел отсчет своего футбольного увлечения приблизительно с начала 1936 года. Спорт привлекал Шостаковича уже с конца 1920-х годов, но указанное письмо к Б. Яворскому дает основание предположить, что настоящий интерес к футболу вспыхнул после выхода в свет печально известных передовиц в газете «Правда». Азарт болельщика стал для композитора частью своеобразной оборонительной стратегии, психологической защиты, позволявшей переживать страшные времена.

До конца жизни Шостакович пристально следил за развитием футбола, который был для него не просто хобби. Мысли о спорте играли в жизни композитора психотерапевтическую роль, помогая восстанавливать душевные силы после титанического духовного напряжения.

Галина Дмитриевна Шостакович так говорила об увлечении отца: «Болельщиком футбола был страстным, и в эту страсть вносил систему, точность: вел учет матчей, составов команд, занимался прогнозированием результатов наиболее интересных футбольных встреч. <.> Любовь к футболу была до последнего часа. Он и в больнице чуть ли не за день до смерти смотрел по телевизору футбольный матч: выпросил разрешение у

- 16 врачей» .

14 Цит. по: Д. Шостакович о времени и о себе. С. 79.

15 Письмо к Б. Яворскому от 3 июля 1940 г. Ленинград // Дмитрий Шостакович в письмах и документах / Ред.-сост. И.А.Бобыкина. М., 2000. С. 127—128.

16 Беседа с Галиной Дмитриевной Шостакович. Цит. по: Хентова С.М. В мире Шостаковича. С. 84.

Ирина Антоновна Шостакович также вспоминает, что даже в роковой день 9 августа 197^"года Дмитрий Дмитриевич по телефону просил ее прийти

17 в больницу пораньше: «Будем вместе смотреть футбол» .

Спортивные интересы Шостаковича не могли не сказаться на его творчестве. Не случайно он стал автором «футбольного» балета «Золотой век», а флюиды спортивной тематики в явном или завуалированном виде проникли во многие другие сочинения композитора. Тем более актуальным представляется изучение феномена спорта применительно к многогранной художественной личности Шостаковича.

Примечательно, что острый интерес к футболу был не только частной особенностью индивидуальности Шостаковича, но и отражал мощную социокультурную тенденцию времени, в котором жил композитор. В европейском сознании XX века идея игры заняла невиданно большое место. Спорт, как одно из ее ярких проявлений, не только потеснил другие формы ^ культуры, но и придал многим из них специфическую окраску. Философское осмысление игрового феномена в целом и спорта, в частности, произошло в трудах Хосе Ортеги-и-Гассета и Иохана Хёйзинги - крупнейших культурологов и философов прошлого столетия.

В работе «Дегуманизация искусства» Ортега исследовал роль спорта в процессе очевидной инфантилизации культуры XX века: «За короткое время мы увидели, насколько поднялась на страницах газет волна спортивных игрищ, потопив почти все корабли серьезности. Передовицы вот-вот утонут в глубокомыслии заголовков, а на поверхности победоносно скользят яхты регаты. Культ тела - это всегда признак юности, потому что тело прекрасно и гибко лишь в молодости, тогда как культ духа свидетельствует о воле к старению, ибо дух достигает вершины своего развития лишь тогда, когда

17 Сообщено автору диссертации в октябре 2007 г. тело вступает в период упадка. Торжество спорта означает победу

18 юношеских ценностей над ценностями старости» .

Причину бурного развития спорта в XX веке Ортега усматривал в перемене социокультурного приоритета, которым в XIX веке была работа, а в двадцатом столетии игра. Как указывает Т. Апинян: «Игровое начало для Ортеги синонимично спортивности, а спорт является „лучшим примером бесцельного напряжения"»19.

В своей фундаментальной работе «Homo ludens», посвящённой всестороннему рассмотрению теории и истории игры, Й. Хёйзинга отмечал, что Средневековье и Возрождение не признавали игру (которая старше культуры) и телесные упражнения в качестве культурных ценностей, что де-факто произошло в XX веке. Указывал мыслитель на внедрение спортивных элементов даже в современную экономику и деловую жизнь, находившее свое выражение в стремлении к рекордомании и состязательности в производстве. Неудивительно, что в тотальный спортивно-игровой процесс s включился один из крупнейших представителей искусства XX века -Дмитрий Шостакович.

Тема «Шостакович и спорт» не является изобретением автора настоящего исследования. Она была открыта давно и периодически возникала на горизонтах музыковедческой мысли, но рассматривалась обычно как некая периферийная, «прикладная», едва ли не маргинальная область реализации личностного «я» композитора, не заслуживающая серьезного научного внимания.

Первопроходцем в этой сфере стала С. М. Хентова. Упоминания о спортивных увлечениях композитора пунктиром появлялись на страницах ее двухтомного исследования «Д. Шостакович. Жизнь и творчество».

18 Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. С. 126.

19 Апинян Т. Игра в пространстве серьезного. СПб., 2003. С. 250.

Анализируя балет «Золотой век», она отмечала, что композитора «заинтересовала, прежде всего "спортивность" сюжета», а то, что, автора привлек именно этот ракурс либретто, исследователь объяснила фактом из его биографии: «Сам не имея спортивных данных, Шостакович с юности

ЛЛ страстно переживал перипетии футбольной борьбы» .

С. Хентова обратила внимание на то, что даже в суровое военное время в газетной публикации, появившейся 17 декабря 1944 года и посвященной такому грандиозному событию, как снятие блокады, Шостакович не преминул заметить: «Я очень люблю спорт, особенно футбол. Будет понятно поэтому то большое удовольствие, которое я испытал в первый же день моего приезда в Ленинград, присутствуя на матче ленинградских футбольных команд „Динамо" и „Зенит".

Команда моих „земляков" — футболистов ленинградского «Зенита», выиграла в этом году почетный приз — Кубок СССР по футболу. Я немножко горд этим и, главное, доволен, что молодые спортсмены — защитники родного города — вновь обрели свою спортивную форму»21.

Кроме того, С. Хентовой удалось реконструировать неизвестный ранее биографам композитора особый круг общения Шостаковича, в который входили Аркадий Клячкин, Валентин Коган, Владимир Лебедев и Константин Есенин. Спустя годы С. Хентова смогла разыскать письма композитора, адресованные «спортивным» друзьям, и благодаря ее усилиям эта необычная часть эпистолярного наследия Шостаковича попала в научный оборот. Фрагменты «спортивных» писем композитора С. Хентова использовала в своей книге «Удивительный Шостакович» (1993), а также в сборнике «В мире Шостаковича» (1996).

Важные сведения, касающиеся темы данной работы, находятся в книге «Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману» (1992), где

20 Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество. В 2-х кн. Кн. 1. Л., 1985. С. 253.

21 Шостакович Д. Снова в Ленинграде. О Ленинграде сегодня, о концертной жизни, о кусочке хлеба в 125 граммов и о прочем. Цит. по: Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество. Кн. 2. Л., 1986. С. 189. встречаются многочисленные упоминания о футболе, мысли композитора об увиденных матчах и его воспоминания о самых ярких спортивных впечатлениях.

Немалый интерес представляет также обширный пласт мемуарной литературы, косвенно затрагивающей тему спортивных увлечений Шостаковича. Подчас фрагментарные сведения, разбросанные в воспоминаниях разных авторов приходилось буквально по крупицам собирать и систематизировать. Воспоминания М. Блантера, А. Вильяме, А. Шебалиной, М. Шагинян, Р. Щедрина, наряду с мемуарами футболиста П. Дементьева и историка футбола JI. Филатова послужили существенным информационным источником для данной работы .

Значительный фактологический материал содержится в опубликованной части эпистолярного наследии Шостаковича. В частности,

23 24 25 это подборки писем к В. Шебалину , к JI. Траубергу , к Б. Яворскому , JI.

9 f\ 97

Атовмьяну и к И. Соллертинскому .

Из зарубежных исследований нужно выделить монографию Лорел Э. Фэй (L. Е. Fay «Shostakovich. A Life», 2000), отдельные страницы которой посвящены значению спорта в жизни Шостаковича. В частности, Л. Фэй указывала, что «футбол приносил Шостаковичу избавление как от музыки, так и от жизненных невзгод»28.

22 Хентова С.М. В мире Шостаковича. М., 1996; Шагинян М. Беседа с Д.Д. Шостаковичем, 20 декабря 1940 // Новый мир, 1982, №12; Интервью с Родионом Щедриным // Московские новости, 2006, 22 сентября; Филатов Л. Обо всем по порядку. М., 1990; Дементьев П. Пека о себе, или Футбол начинается в детстве. М., 1995.

23 Советская музыка, 1982, № 7.

24 Письма Шостаковича JI.3. Траубергу / Публ. и коммент. О. Домбровской // Шостакович: Между мгновением и вечностью / Ред.-сост. Л.Г. Ковнацкая. СПб., 2000. С. 462-475.

25 См.: Дмитрий Шостакович в письмах и документах / Ред.-сост. И.А. Бобыкина. М., 2000.

26 Там же.

21 Шостакович Д.Д. Письма И.И. Соллертинскому. СПб., 2006.

28 Fay L. Е. Shostakovich: A Life. Oxford University Press, 2000. P.l 11.

Некоторые детали, касающиеся отношения композитора к спорту, можно найти в книге Элизабет Уилсон (Elisabeth Wilson «Shostakovich: A Life remembered», 1996) вышедшей в русском переводе в 2006 году .

Специальных исследований, посвященных отражению темы спорта в творчестве Шостаковича, в частности в балете «Золотой век», не существует. Можно назвать лишь ряд работ, освещающих балет как музыкально-театральное произведение в ряду аналогичных опусов композитора. Книгу А. Богдановой «Оперы и балеты Шостаковича» (М., 1979), где балетам отведено сравнительно мало места, существенно дополнили публикации последующего времени, прежде всего, статьи М. Якубова30 и глава из работы JI. Акопяна «Дмитрий Шостакович: Опыт феноменологии творчества» (СПб., 2004). Одной из последних по времени работ, обращенных к «Золотому веку», стала диссертация А. Фортуновой «Балеты Д.Д. Шостаковича как явление отечественной культуры 1920-х-первой половины 1930-х годов» (Нижний Новгород, 2007).

В настоящем диссертационном исследовании интерпретацию спортивной темы впервые отличает комплексный подход, предполагающий параллельное изучение нескольких направлений: композиторское творчество Шостаковича, его публицистика, эпистолярное наследие и неопубликованные дневники, а также личные свидетельства и воспоминания учеников, проинтервьюированных автором настоящей работы.

Композиторское творчество. Главным объектом изучения является балет «Золотой век» (1929-1930), музыкальный анализ которого впервые производится на основе полного нотного текста. (Партитура этого сочинения никогда не издавалась и продолжает оставаться труднодоступной для

29 Уилсоп Э. Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками / Пер. с англ. О. Манулкиной. СПб., 2006.

30 См.: Якубов М. Первый балет Шостаковича: история создания и сценическая судьба // Шостакович Дм. Золотой век. Клавир. М., 1995; «Болт» - неизвестный балет Шостаковича // Шостакович Дм. Болт. Клавир. М., 1995; «Золотой век»: подлинная история премьеры // Д.Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996.

1 1 исследователей) . Кроме того, в работе рассматриваются такие сочинения Шостаковича, как балет «Болт» (1931), музыка к кинофильмам 1930-х годов («Одна», «Встречный»), хореографическая сцена «Футбол» из программы «Русская река» (1944), написанная для Ансамбля песни и пляски НКВД. «Спортивные» опусы композитора не изолированы от остального массива его сочинений, поэтому важным ракурсом работы стало выявление интертекстуальных, межжанровых связей и исследование влияния балета «Золотой век» на последующее творчество Шостаковича.

Публицистика. В работе впервые собраны воедино все опубликованные в периодической печати высказывания Шостаковича, касающиеся спорта. Пожалуй, самым ценным материалом в этой сфере можно считать две неизвестные спортивные публикации композитора, обнаруженные автором настоящей диссертации в газетных архивах страны и впервые вводимые в научный оборот: «Ленинградские футболисты в Москве» («Красный спорт», 1942, 15 сентября) и «Выдвигать новых игроков» («Вечерняя Москва», 1944, 13 мая).

Эпистолярное наследие и неопубликованные дневники. Автором предпринимается попытка дать суммарное представление о спортивной части эпистолярного наследия Шостаковича, с привлечением и систематизацией всех доступных на сегодняшний день материалов, как уже опубликованных в разных источниках, так и никогда не издававшихся раннее. В диссертации впервые вводятся в исследовательский обиход некоторые неизданные письма, посвященные футболу и адресованные о J единомышленникам композитора - В. Когану и Ю. Левитину . Неоценимым подспорьем в работе стали записные книжки Шостаковича, так называемые Diary, которые композитор педантично заполнял на протяжении тридцати

31 Нотные материалы, с которыми работал автор, подробно описаны в Главе И (раздел «"Золотой век": проблема текстовых источников»),

32 Письма Ю. Левитину хранятся в Московском Архиве Шостаковича, там же находятся копии писем В. Когану, с которыми работал автор диссертации; оригиналы хранятся в личном архиве В.А. Гуревича. лет, с 1945 по 1975 годы. Эти документы были расшифрованы и любезно предоставлены автору настоящей диссертации сотрудником Архива Д. Д. Шостаковича О. В. Домбровской.

Свидетельства и воспоминания учеников и современников Шостаковича. Эти материалы были получены в период с июня 2006 по октябрь 2007 года в ходе личных встреч автора диссертации с композиторами Н. А. Мартыновым, В. П. Чистяковым, В. Д. Биберганом, разделявшими с Шостаковичем его увлечение футболом.

Структура работы. Основные объекты изучения - композиторское творчество, спортивная публицистика и эпистолярное наследие - формируют материал трех самостоятельных глав диссертации (II, III и IV). Мемуарные фрагменты свободно рассредоточены по пространству работы. Исследование открывает глава вступительного характера (I), представляющая широкий культурно-исторический фон, на котором формировалась спортивная идея в жизни и творчестве Шостаковича.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Брагинский, Дмитрий Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексное исследование спортивного аспекта эмпирической и творческой жизни Шостаковича, впервые предпринятое в настоящей работе, показывает, насколько весомой и притягательной для композитора была эта сфера личностной реализации. На протяжении десятилетий заядлый футбольный болельщик Шостакович старался не пропускать важнейшие матчи и, преодолевая десятки или сотни километров, — на самолете, на поезде, на автомобиле, а иногда и на простой подводе — стремился попасть на желанную игру. Композитор поддерживал тесные дружеские контакты с членами знаменитой футбольной команды «Динамо» (Ленинград), с крупными историками футбола и спортивными журналистами К. Есениным, Е. Рубиным, Л. Филатовым.

С 1945 года Шостакович вел скрупулезную статистику матчей на страницах дневников (Diary), анализ которых впервые осуществляется в настоящей работе. Композитор горячо обсуждал спортивные новости в десятках писем, адресованных самым разным корреспондентам — от «спортивно нейтральных» коллег (Б. Яворского, И. Соллертинского, И. Гликмана) до страстных поклонников футбола (художника В. Лебедева и журналиста А. Клячкина). Автором диссертации впервые предпринята попытка осветить целостную картину «футбольного» эпистолярия Шостаковича с привлечением всех доступных на сегодняшний день источников. Сюда вошли как уже издававшиеся (полностью или во фрагментах) эпистолярные образцы, так и ранее не публиковавшиеся, неизвестные письма инженеру В. Когану, а также ученику композитора Ю.

Левитину, недавно поступившие в Архив Д. Д. Шостаковича и расшифрованные в процессе работы. Собранные воедино под особым углом зрения все эти эпистолярные источники образуют впечатляющий документальный массив, изучение которого проливает новый свет на биографию композитора, выявляет круг неисследованных контактов и вскрывает яркие детали его повседневного самовыражения.

И дневниковый, и эпистолярный ракурсы исследования предполагают продолжение работы: пока не доступен для изучения «Grossbuch» с записями композитора, находящийся в закрытом фонде московского Архива Д.Д. Шостаковича; есть надежда на то, что не исчезли бесследно личные архивы К. Есенина и В. Федорова, с которыми композитор вел регулярную и обстоятельную переписку; неизвестные эпистолярные автографы, возможно, хранятся и в других, не анонсированных частных собраниях.

Футбольные» эпизоды и ремарки в письмах, дневниках, наблюдение за игрой любимых команд непосредственно на стадионе, в гуще болельщиков, либо по радиотрансляции, либо через прессу, — все эти формы контакта Шостаковича с большим спортом, по мнению автора данной работы, обрели необычайную остроту и стали необходимой, неотъемлемой частью жизни композитора после драматичных событий 1936 года, нанесших ему тяжелую и неизгладимую душевную травму. Применительно к биографии Шостаковича можно рассуждать о метафизике и философии спорта, и это будет иметь свои резоны, но очевидно, что погружение в футбольную стихию в роли пристрастного наблюдателя имело для композитора более важный и насущный смысл: иная, игровая реальность с ее колоссальным энергетическим потенциалом обладала интенсивным психотерапевтическим воздействием на хрупкую нервную организацию художника.

В тоталитарном обществе спортивные увлечения, свойственные творческой фигуре ранга Шостаковича, не могли остаться лишь фактом его частной жизни, они неизбежно приобретали общественную значимость, тем более что спорт в СССР рассматривался в качестве мощного оружия идеологической и политической пропаганды. Напомним, одна из первых военно-патриотических песен — «Идут гвардейские бесстрашные полки» (1941) — была написана Шостаковичем на стихи спортивного журналиста Льва Рахмилевича, сотрудника газеты «Красный спорт».

В годы Великой Отечественной войны Шостакович дважды выступил на страницах московских периодических изданий в роли спортивного комментатора. Автору диссертации посчастливилось разыскать неизвестные публикации и сделать их достоянием отечественного и мирового шостаковичеведения; но, более того, как выяснилось в процессе научного поиска, обе статьи — «Ленинградские футболисты в Москве» (1942) и «Выдвигать новых игроков» (1944) — возникли в ходе последовательной работы композитора над двумя художественно-политическими заказами, поступившими от НКВД.

Спортивные интересы Шостаковича не могли не затронуть его композиторское творчество. Речь идет не только о вышеупомянутом участии мастера в создании театрализованной программы «Русская река», включавшей и эпизод «Футбол», отмеченный его авторством. Ареал распространения спортивных образов и идей применительно к музыке Шостаковича много шире, и освоение спортивной тематики композитор начинает на рубеже 1920-1930-х годов.

Активный рост новой образности в творчестве Шостаковича в настоящем исследовании связывается как с отечественным, так и с западноевропейским историко-культурным контекстом, представленным «спортивными» опусами Дебюсси и Сати, членов французской группы «Шести», Мартину и Кренека, Блисса и Лэмберта.

Первым крупным сочинением Шостаковича, вдохновленным спортивной темой, стал балет «Золотой век» («Динамиада»), открывший одновременно линию музыкально-хореографических работ в творчестве композитора. Объективные причины (клеймо «ошельмованного» спектакля, недоступность нотных материалов) на долгие годы оттеснили изучение музыкального феномена «Золотого века» на периферию исследовательского внимания.

Впервые в отечественной и зарубежной практике автор настоящей работы оперирует максимально полными нотными источниками, благодаря чему имеет возможность, также впервые, сопоставлять две рукописные версии партитуры. Детальный анализ «Золотого века» как музыкальной целостности, предпринятый на страницах диссертации, позволил сделать важные выводы о существовании особой драматургической логики, которой подчинено развитие спортивной линии в балете. В процессе работы выявлены также характерные жанрово-стилистические, темброво-фактурные, динамические средства, найденные композитором для создания спортивных образов.

Спортивные микросюжеты музыкального свойства проникли во многие другие опусы композитора, появившиеся в непосредственной хронологической близости от главного сочинения — в основном в области театра и кинематографа. В целом ряде подобных произведений устойчивая образная семантика «спортивных идиом», откристаллизовавшихся в музыкальном языке «Золотого века», сохраняется, хотя подчас приобретает карикатурные контуры, как в балете «Болт».

Еще более захватывающие исследовательские перспективы обнаруживаются при сравнении музыкального материала с произведениями, совершенно независимыми от спортивно-физкультурной тематики. Подобно тому, как токкатно-моторные формулы, сложившиеся в урбанистических опусах Хиндемита и Онеггера 1920-х годов, переплавились в новое качество в зрелых симфонических концепциях мастеров, в творчестве Шостаковича музыкальные знаки спортивной стилистики, оформившиеся в горниле первой балетной партитуры, обрели новую жизнь в его последующих оперных и симфонических полотнах.

Гигантскую партитуру «Золотого века», родившуюся в течение нескольких месяцев, отличает неслыханная тематическая щедрость, показательная для гениального молодого автора, переполняемого идеями. Уже в следующем балете он избежит подобной расточительности и будет неизмеримо более экономным. Но «Золотой век» поражает не только россыпью тематических идей. Первый балет стал для композитора серьезным этапом в освоении крупномасштабной театрально-симфонической формы. Если в предшествовавшем музыкально-сценическом опыте (опера «Нос») существенную формообразующую роль играл вербальный текст либретто, то в случае с «Динамиадой» 23-летний автор оказался один на один со схематичным каркасом сценария, полного, к тому же, несуразностей и ходульного пафоса. Возможно, именно трудность поставленной задачи подтолкнула композитора к поиску нестандартных решений — за пределами театрально-иллюстративного метода, на уровне имманентно-музыкального.

Не случайно многие тематические, жанровые, композиционные находки, апробированные Шостаковичем в «Золотом веке», проявились впоследствии в опере «Леди Макбет Мценского уезда», в балетах «Болт» и «Светлый ручей», в партитурах Четвертой, Пятой, Шестой, Седьмой, Восьмой, Девятой, Десятой симфоний и других сочинениях мастера.

Золотой век» стал для композитора настоящим плацдармом для виртуозной разработки полифонических идей. Масштабные фугированные построения балета, как и многочисленные малые полифонические формы не могли не сказаться на характере имитационно-полифонического письма зрелого Шостаковича.

Сокровищница идей «футбольного» балета дала множество неожиданных ростков в дальнейшем творчестве Шостаковича. Впоследствии еще предстоит выявить всю полноту и разнообразие интертекстуальных межжанровых связей, объединяющих «Золотой век» с целостным корпусом наследия композитора.

Богатые исследовательские перспективы содержит детальный текстологический анализ партитурных версий сочинения, начатый автором настоящей работы. Не исключена вероятность обнаружения в Библиотеке Мариинского театра, в театральных музеях Петербурга и Москвы новых источников, которые могли бы пролить свет на многотрудную историю создания и постановки первого — спортивного — балета Шостаковича, до сих пор изобилующую белыми пятнами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Брагинский, Дмитрий Юрьевич, 2008 год

1. Акопян JI. Дмитрий Шостакович: Опыт феноменологии творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 475 с.

2. Акопян JI. Западные авторы о Шостаковиче: обзор и комментарий // Шостаковичу посвящается: 1906 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора / Сост. Е. Долинская. М.: Композитор, 1997. С. 17-26.

3. Антонов-Овсеенко А. Лаврентий Берия. Краснодар: Курорт -Советская Кубань, 1993. 428 с.

4. Апинян Т. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. 398 с.

5. Армашевская К., Вайнонен Н. Балетмейстер Вайнонен. М.: Искусство , 1971.279 с.

6. Атовмьян Л. Из воспоминаний. Публикация С. Мержановой // Музыкальная академия, 1997, №4. С. 67-77.

7. Барсова И. Комментарии // Дмитрий Шостакович. Светлый ручей. Соч. 39. Переложение для фортепиано автора. М.: DSCH, 1997. С. 223.

8. Барсова И. Между «социальным заказом» и музыкой «больших страстей»: 1934-1937 годы в жизни Дмитрия Шостаковича // Д.Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 1996. С. 121-140.

9. Барсова И. Раннее творчество Александра Мосолова (двадцатые годы) // Александр Васильевич Мосолов. Статьи и воспоминания. / Общ. ред. И. А. Барсовой; сост. Н. К. Мешко. М.: Музыка, 1986. С. 44-122.

10. Ю.Бархатова Е. Конструктивизм в советском плакате. М.: Контакт

11. Культура, 2005. 240 с. П.Берия С. Мой отец — Лаврентий Берия. М: Современник, 1994. 492 с.

12. Бобрик О. Венское издательство Universal Edition и советские музыканты: история сотрудничества в 1923—1945 годах: Дис. . канд. искусствовед, наук. М., 2007. 278 с.

13. И.Богданова А. Оперный театр Шостаковича. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2006. 247 с.

14. Богданова А. Оперы и балеты Шостаковича. М.: Советский композитор, 1979. 208 с.

15. Богоявленский С. Итальянская музыка первой половины XX века. Л.: Музыка, 1986. 141 с.

16. Боулт Дж.Э. Лев Бакст и Вацлав Нижинский // Русский авангард 19101920-х годов и театр / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. СПб.: Дмитрий Булавин, 2000. 408 с.

17. Бродерсен Ю. Легализация приспособленчества // Рабочий и театр. 1930. №60-61.

18. Бубенникова Л. Мейерхольд и Шостакович (из истории создания оперы |. «Нос») // Советская музыка, 1973, №3. С.43 48.

19. Бурлюк Д. Негры на сцене // Жизнь искусства, 1929, №6.

20. Вайнштейн О. Мужчина моей мечты: этюды по истории мужского тела // Иностранная литература, 2003, № 6.

21. Варзар И. Молодой Шостакович страницы из жизни // Нева, 1996, №9. С.239 -240.

22. Варзар И. Рядом с Шостаковичем // Нева, 2002, №9. С.230 236.

23. Гаевский В. Первый балет Шостаковича // Дмитрий Шостакович. Золотой век. СПб. Мариинский театр, 2006. С. 14-15.

24. Гаук А. Творческие встречи: Д. Д. Шостакович // Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М.: Советский композитор, 1975. С. 123 -132.

25. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. 294 с.

26. Д. Д. Шостакович. Письма И. И. Соллертинскому. СПб.: Композитор, 2006. 275 с.

27. Д. Шостакович о времени и о себе / Сост. М. Яковлев. М.: Советский композитор, 1980. 375 с.

28. Деготь Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000. 224 с.

29. Дементьев П. Пека о себе, или Футбол начинается в детстве. М.: Известия, 1995. 109 с.

30. Дигонская О. Киномузыка Шостаковича: неизвестные автографы // Музыкальная академия, 2006, №2. С. 92 96.

31. Дигонская О. Шостакович в середине 1930-х: оперные планы и воплощения // Музыкальная академия, 2007, №1. С. 48 60.

32. Дмитрий Шостакович в письмах и документах / Ред.-сост. И. А. Бобыкина. М.: РИФ Антиква, 2000. 572 с.

33. Дмитрий Шостакович. Нотографический справочник / Автор-сост. Э. Месхишвили. М., 1'995. 555 с.

34. Добровольская Г. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л.: Искусство, 1968. 175 с.

35. Домбровская О. Две страницы из ежедневника Д.Д. Шостаковича // Дмитрий Шостакович: исследования и материалы / Ред.-сост. Л. Ковнацкая, М. Якубов. Вып. 1. М.: DSCH, 2005. С. 67-89.

36. Дубин Б. Состязательность и солидарность. Рождение спорта из духа общества // Отечественные записки, 2006, № 6. С. 100 120.

37. Заболоцкий Н. Столбцы. Стихотворения. Поэмы. Л.: Лениздат, 1990. 366 с.38.3адерацкий В. Полифония в инструментальных сочинениях

38. И. Стравинский публицист и собеседник / Ред.-сост. В. Варунц. М.: Советский композитор, 1988. 504 с.

39. И. С. Соллертинский И. Новый балет «Динамиада» // Жизнь искусства. 1929. № 38.

40. Ивановский А. Воспоминания кинорежиссера. М.: Искусство, 1967. 306 с.

41. Издательство «DSCH». Каталог изданий и проката. 2005/2006. М.: DSCH, 2005. 53 с.

42. Каплан Э. Жизнь в музыкальном театре. Д.: Музыка, 1969. 219 с.

43. Климовицкий А. Сюита на финские темы — неизвестное сочинение Шостаковича // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи / Ред.-сост. Л.Г.Ковнацкая. СПб.: Композитор, 2000. С. 303 327.

44. Клячкин А. Футбольный «гроссбух» Шостаковича // Нева, 1976, №10. С. 220.

45. Козинцев Г. Глубокий экран. О своей работе в кино и театре. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Д.: Искусство, 1982. 560 с.

46. Кон И. Мужское тело в истории культуры. М.: Слово, 2003. 432 с.

47. Косачева Р. Вокруг «Золотого века»: версии, традиции // Шостаковичу посвящается: 1906 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора / Сост. Е. Долинская. М.: Композитор, 1997. С. 126 - 134.

48. Красовская В. Нижинский. Л.: Искусство, 1974. 208 с.

49. Лебедева Е. В августе 45-го // Родина, 2007, № 8.С. 125 129.

50. Ленк X. Этика спорта как культура честной игры: честное соревнование и структурная дилемма // Неприкосновенный запас, 2004, №3. С. 88-95.

51. Мазель Л. Заметки музыкальном языке Шостаковича // Дмитрий Шостакович / Сост. Г. Ш. Орджоникидзе. М.: Советский композитор, 1967. С. 303-359.

52. Мазель Л. Симфонии Д. Д. Шостаковича. М.: Советский композитор. 1960. 150 с.

53. Мазель Л. Этюды о Шостаковиче. Статьи и заметки о творчестве. М.: Советский композитор, 1986. 176 с.

54. Максименков Л. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936-1938. М.: Юридическая книга, 1997. 320 с.61 .Мандельштам О. Сочинения в двух томах. Том 1. М.: Художественная литература, 1990. 638 с.

55. Манин М. Русская живопись XX века в 3-х томах. Том 2. Альбом. СПб.: Аврора, 2007. 456 с.

56. Мартынов И. Морис Равель. М.: Музыка, 1979. 318 с.

57. Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время. СПб.: Композитор. 1998. 559 с.

58. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. М.: Искусство, 1979. 175 с.

59. Мигуле Я. Богуслав Мартину. М.: Музыка, 1981. 231 с.

60. Миловидова И. Э. Кшенек и Д. Шостакович: близость поисков в 20-х годах // Музыкальная академия, 2002, № 4. С. 53 57.

61. Морган У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос, 2006, № 3. 147 155.

62. Орлов Г. «При дворе торжествующей лжи»: Размышления над биографией Шостаковича // Д.Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая. СПб., 1996.

63. Орлов Г. Симфонии Шостаковича. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961. 324 с.75.0ртега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М.: Радуга, 1991. 638 с.

64. Павчинский С. Симфоническое творчество А. Онеггера. М., 1972.

65. Паперный В. Культура «Два». М.: Новое литературное обозрение, 1996. 384 с.

66. Петрушанская Е. Шостакович-читатель // Музыкальная академия, 2006, № 3. С. 109-119.

67. Письма к другу: Дмитрий Шостакович Исааку Гликману / Сост и коммент. И.Д. Гликмана. М.: DSCH - СПб.: Композитор. 1993. 336 с.

68. Письма Шостаковича Л. 3. Траубергу / Публ. и комент. О. Домбровской // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи / Ред.-сост. Л.Г.Ковнацкая. СПб.: Композитор, 2000. С. 462 475.

69. Попов Н., Горохов Н. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. М. Воениздат, 1981. 416 с.

70. Раппопорт А. Артур Онеггер. JL: Музыка, 1967. 303 с.

71. Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. 480 с.

72. Русский авангард 1910-1920-х годов и театр / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. СПб.: Дмитрий Булавин, 2000. 408 с.

73. Русский театр. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. В двух книгах. Книга вторая. М.: Интеррос, 2004. 368 с.

74. Сабинина М. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. М.: Музыка. 1976. 477 с.

75. Сила в движении / Сост. В. Медведев. М.: Физкультура и спорт, 1984. 338 с.

76. Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. M.-JL: Искусство, 1950. 366 с.

77. Смирнов В. В. Музыкально-исторический процесс в период между мировыми войнами // История зарубежной музыки. Выпуск шестой / Ред.-сост. В. В. Смирнов. СПб.: Композитор, 1999. С. 4-27.

78. Старостин Н. Футбол сквозь годы. М.: Советская Россия, 1989. 208 с.

79. Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини. М.: Музыка, 1988. 638 с.

80. Стравинская К. Ю. О И.Ф. Стравинском и его близких / Общ. ред. и вступ. ст. В. В. Смирнова. JL: Музыка, 1978. 231 с.

81. Судоплатов П. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 277 с.

82. Сысоев В. Александр Дейнека. Монография. М.: Изобразительное искусство, 1989. 328 с.

83. Тименчик Р. К семиотической интерпретации «Поэмы без героя» // Труды по знаковым системам. Вып. VI. Тарту, 1973. С. 438 442.

84. Уилсон Э. Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками. СПб.: Композитор. 2006. 536 с.

85. Условия конкурса на либретто советского балета // Жизнь искусства, 1929, №2, 6 января.

86. Файер Ю. О себе. О музыке. О балете. М.: Советский композитор, 1970. 571 с.

87. Филатов Л. Обо всем по порядку. Репортаж о репортаже. М.: Физкультура и спорт, 1990. 303 с.

88. ЮО.Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. Л.: Музыка, 1983.231 с.

89. Фореггер Н. Опыты по поводу искусства танца // Ритм и культура танца. Л. Academia. 1926.

90. Ю2.Фортунова А. «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича: вечно актуальные шутки гения // Наука о музыке. Слово молодых ученых. Выпуск второй. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Казань. 2006. С. 5-21.

91. ЮЗ.Фортунова А. Балеты Д. Д. Шостаковича как явление отечественной культуры 1920-х первой половины 1930-х годов: Автореф. дис. канд. искусствовед, наук. Нижний Новгород, 2007. 32 с.

92. Фрадкина Э. О некоторых интонационных оборотах в киномузыке Шостаковича // Из истории музыки XX века / Сборник статей под редакцией С. Л. Гинзбурга, М. С. Друскина, Г. Г. Тигранова. М.: Музыка, 1971. С. 52-64.

93. Ю5.Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры / Пер., и вст. ст. Д. В. Сильвестрова. М.: Прогресс Традиция, 1997. 416 с. 106.Хентова С. Зощенко и Шостакович // Музыкальная жизнь, 1994, №9. С. 26-27.

94. Ю7.Хентова С. В мире Шостаковича. М.: Композитор, 1996. 388 с. 108.Хентова С. Удивительный Шостакович. СПб.: Вариант, 1993. 269 с. 109Хентова С. Шостакович. Жизнь и творчество. Монография. В 2-х книгах. Книга 1. Л.: Советский композитор, 1985. 574 с.

95. ПО.Хентова С. Шостакович. Жизнь и творчество. Монография. В 2-хкнигах. Книга 2. Л.: Советский композитор, 1986. 624 с.

96. П.Ходасевич В. Портреты словами. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.

97. Чепалов А. Судьба пересмешника, или Новые странствия Фракасса.

98. Театральный роман-исследование. Харьков. 2001. 188 с.

99. ПЗ.Шагинян М. Беседа с Д.Д. Шостаковичем, 20 декабря 1940 // Новыймир, 1982, №12.

100. Шварц Б. Шостакович каким запомнился. СПб.: Композитор, 2006. 320 с.

101. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985. 416 с.

102. Шостакович Urtext / Ред.-сост. М. П. Рахманова. М.: Дека-ВС, 2006. 571 с.

103. Шостакович в дневниках М. О. Штейнберга / Публ. и коммент. О. JI. Данскер // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи / Ред.-сост. Л.Г.Ковнацкая. СПб.: Композитор, 2000. С. 83 148.

104. Шостакович Д. Об Александре Васильевиче Гауке // Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М.: Советский композитор, 1975. С. 171 172.

105. Шостакович Д. Снова в Ленинграде (заметка от 17 декабря 1944 года) //Звезда, 1982,№2. С. 149-150.

106. Шостаковичи М. и Г. Наш отец DSch / Записал протоиерей М.Ардов М.: Захаров, 2003. 176 с.

107. Юдин Г. «.Ваша работа для меня событие на всю жизнь» // Советская музыка, 1983, № 6. С. 89 93.

108. Якубов М. «Болт» неизвестный балет Д. Д. Шостаковича // Дмитрий Шостакович. Болт. Балет в трех действиях, семи картинах. Переложение для фортепиано автора. М.: DSCH, 1996. С. 261 - 268.

109. Якубов М. Винсент Юманс «Таити-трот». Оркестровая транскрипция Д.Д. Шостаковича, соч. 16 // Дмитрий Шостакович. Новое собрание сочинений. Т. 32. Произведения Д.Д. Шостаковича для духового оркестра и для джаз-оркестра. М.: DSCH, 2006. С. 143 145.

110. Якубов М. Музыка Д. Д. Шостаковича к кинофильму «Одна». История создания, оценка критики // Дмитрий Шостакович. Новое собрание сочинений. Т. 123. Музыка к кинофильму «Одна». Соч. 26. М.: DSCH, 2004. С. 317-321.

111. Якубов М. Первый балет Д. Д. Шостаковича: история создания и сценическая судьба // Дмитрий Шостакович. Золотой век. Балет в трех действиях. Переложение для фортепиано. М.: DSCH, 1995. С. 220 223.

112. Якубов М. «Золотой век»: подлинная история премьеры // Д. Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Ред.-сост. J1. Г. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 1996. С. 68 87.

113. Bennet С. Maschinist Hopkins: A Father for Lulu? // The Musical Times, 1986, Vol. 127.

114. Dmitri Shostakovich. Sikorski Musikverlage. Gamburg, 2005. 226 S.

115. Garafola L. Diaghilev's Ballets Russes. New York Oxford: Oxford University Press, 1989. 524 p.

116. Hulme Derek С. Dmitri Shostakovich: A Catalogue, Bibliogarphy, and Discography. Third Edition. Scarecrow Press. 2002. 701 p.

117. Laurel E. Fay. Shostakovich: A Life. New York: Oxford University Press, 2000. 458 p.

118. Shostakovich and His World / Edited by Laurel Fay. Princeton: Princeton University Press, 2004. 397 p.

119. Simon Martin. Football and Fascism: The National Game under Mussolini. London: Berg Publishers, 2004. 288 p.

120. Volta O. Le rideau se leve sur un os // Revue International de la Musique Francaise. Vol. 8, No 23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.