Тема Вечной Женственности в культурном пространстве Серебряного века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Мазина, Елена Игоревна

  • Мазина, Елена Игоревна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 170
Мазина, Елена Игоревна. Тема Вечной Женственности в культурном пространстве Серебряного века: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2009. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Мазина, Елена Игоревна

Введение.

Глава I. Русская идеалистическая философия Серебряного века и проблемы софиологии.

§1.Вечная Женственность как главная идея русской софиологии.

§2.Учение В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского в общефилософском контексте Серебряного века, их отношение к идее Женственности.

§З.Историко-культурологические категории (гендеры): «мужественность» и женственность».

Глава И. Философия Женственности в интеллектуальном пространстве Серебряного века.

§1.Куртуазный культ Мадонны, Прекрасной Дамы и Софии.

§2.Эрос в творчестве символистов и вопросы метафизики пола.

§3.Женщина и Женственность в философии творчества, «женский вопрос».

§4.Культурологический и литературоведческий аспекты женских образов в романе

М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тема Вечной Женственности в культурном пространстве Серебряного века»

Актуальность исследования. Эпоха Серебряного века является во многом самым утонченным периодом в развитии русской культуры. Глобальность мышления, космический размах исканий духа, осознание связи отдельного человека и Вселенной, «диалектика человеческого и Божественного»1, нравственный максимализм художника, мыслителя по отношению к себе и другим - таковы ориентиры деятелей культуры Серебряного века. С другой стороны - понимание глубинной связи культуры своего времени с корнями, национальной почвой, многовековыми достижениями отечественной культуры. Это вызывало живейший интерес и прочтение «по-новому» культурного наследия XIX века и, в частности, рост внимания к славянской и русской старине. Творческий дух пронизал . общественное сознание и самосознание индивида. Творчество стало нравственной доминантой эпохи; неслучайно Н.Бердяев назвал один из интереснейших своих трудов «Смысл творчества»2; В.Брюсов говорил о том, что «на свете нет ничего более широкого, более всеобъемлющего, чем художественное творчество»3). Главной нравственной проблемой того времени-стала проблема личности.

Серебряный век был особенным периодом, когда на грани двух столетий ломался привычный уклад русской жизни: страна вступала в драматическую пору войн и революций. Велико было стремление деятелей культуры и искусства Серебряного века разобраться в сущности происходивших глобальных перемен во всех сферах жизни. Перед философами, художниками, учеными вставали проблемы, связанные с сохранением

1 Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. - С. 165.

2 Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. // Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. М., 1989.

3 Брюсов В. Собрание соч. - В 7 т. -Т.6. - М.: Худож. лит., 1975. культуры на основах гуманизма и приоритета общечеловеческих ценностей.

В философии Серебряного века, особенно в философии всеединства, раскрывалось богатство смыслов Женственности, анализировались широко дискутировавшиеся в обществе взаимоотношения мужчины и женщины, что отражало внимание русских философов к изучению проблемы Женщины и Женственности.

Специфика русской софиологии, культа Софии в интеллектуальном пространстве Серебряного века заключается в слиянии его с культом Вечной Женственности. Идея Вечной Женственности - и как женственного начала в Божественном, и как метафизического* принципа - была необычайно популярна в среде софиологов и за ее пределами.

Архетипический мотив женщины-матери, спасительницы, защитницы, хранительницы тайны продолжения человеческого рода, позволяет охарактеризовать этот мотив как один из доминирующих в культуре Серебряного' века. Понятие женственности в философии всеединства рассматривалось в разных аспектах: онтологическом, гносеологическом, аксиологическом.

В философии Серебряного века по-особому воспринималось учение Аристотеля, которое легло в основу представлений мыслителей, ученых о мужской и женской природе, о тендерной дифференциации качеств мужчины и женщины. Мужское начало формы и женское начало материи прол о тивопоставляются в работах Н.Бердяева , В.Эрна , В.Иванова и других мыслителей.

Женское начало на протяжении-всей истории человеческой культуры являлось своеобразным камертоном, определяющим жизненные устремления героя. Женщина, встретившись на пути мужчины, способна бы

1 Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. - С.210.

2 Эрн В.Ф. Меч и крест. // Соч. М., 1991. - С.321.

3 Иванов В.И. О достоинстве женщины. // Иванов В.И. По звездам. СПб., 1909. - С.274. ла пробудить в нем-активность, дать стимул к деятельности. В учениях философов-идеалистов Серебряного века выдвинуты историко-культурные категории (гендеры) «мужественность» и «женственность», с помощью которых создается тендерная картина мира1. Вопросы метафизики пола занимали существенное место в интеллектуальном пространстве Серебряного века и, в частности, в творчестве символистов. Некоторыми русскими мыслителями (Н.А.Бердяев) отмечен женственный характер «души России». Ее называли «женственной» страной.

Рубеж XX и XXI вв. отчасти схож с рубежом, предшествовавших столетий - XIX и XX. В'переломные моменты истории, на сломе веков по-особому остро* встают так называемые «вечные» вопросы бытия. В наше время эти проблемы усугубляются мировоззренческим кризисом вг массовом сознании, возникшим в постсоветской России; переоценкой духовных ценностей в российском обществе и возвращением к ценностям* религиозной» культуры; глобализацией, необходимостью систематизации новых ценностных ориентиров в современном гражданском обществе; стремлением к возрождению, сохранению* и развитию традиций отечественной культуры. В этом контексте проблемы личности, женщины и женственности снова стали весьма актуальны.

Степень научной разработанности* темы. Понятие «культура Серебряного века» появилось в-русской научной и художественной литературе в конце XIX века. Оно сформировалось в трудах таких деятелей культуры, как Н.А.Бердяев, Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев и др. В' искусствоведении и литературоведении культура Серебряного века рассматривалась в трудах М.В.Алпатова, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана В.М.Полевого.

1 Peterson V.S., Runyan A.S. Global Gender Issues. Boulder, 1993, p.70.

В культуре Серебряного века выделяется пласт, связанный с культурно-религиозной традицией, позволяющей проследить специфику взаимодействия различных аспектов русской софиологии (С.Булгаков, С.Саровский, С.Трубецкой, П.Флоренский). Их наследие стало предметом изучения таких исследователей, как: Н.А.Богомолов, В.В.Бычков, А.Венгеров, Л.Гинзбург, И.А.Громов, Л.А.Колобаева, И.С.Кон, М.Могильнер, А.Эткинд и др.

Вопросы взаимосвязи и взаимодействия философии и искусства представлены в трудах ученых, среди которых И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, М.Ю.Лотман, М.К.Петров и др.

Многомерность, многоплановость, историческая обусловленность определяют интерес к данной теме представителей разных областей гуманитарного знания (философов, историков, политологов, этнологов, культурологов, социологов и пр.). К числу авторов, внесших значительный вклад в интерпретацию русской мысли, в осмысление специфики национальной ментальности и культуры, можно отнести представителей русского зарубежья: К.И.Зайцева, В.В.Зеньковкого, А.В.Карташева, Г.П.Федотова, Г.В.Флоровского и др.

Общие проблемы культуры изучаемого периода исследовались в работах И.В.Кондакова, Ю.М.Лотмана, А.С.Панарина, А.М.Панченко, Б.А.Успенского.

Особенности русского религиозного сознания рассматриваются в трудах Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина, А.И.Клибанова, С.Л.Франка.

В работах ряда современных ученых, таких, как М.Н.Громов,

A.А.Корольков, И.К.Кучмаева, В.И.Мельник, А.С.Панарин,

B.Н.Расторгуев, М.В.Силантьева, С.С.Хоружий - рассматриваются определенные концептуальные положения в области теории и истории культуры, положенные в основу данной работы. Работы И.К.Кучмаевой определяют механизмы наследования культуры и различных культурных феноменов.

При анализе литературных произведений Серебряного века были учтены работы И.М.Андреевой, М.М.Дунаева, В.И.Мельника, Э.А.Орловй К.В.Мочульского.

В последние два десятилетия вышло много исследований о христианских мотивах в творчестве русских писателей рубежа XIX-XX веков1: сборники статей «Христианство и русская литература», выпускаемые Институтом русской литературы (Пушкинский Дом), «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. (Петрозаводск). Составлен ИРЛИ (Пушкинский Дом) библиографический указатель «Христианство и новая русская литература XVIII-XX веков: Библиографический указатель 18002000». Важным является изучение литературного наследия Оптиной Пустыни2; содержательны работы С.В.Козлова3, В.В.Кускова.4

Основным материалом для изучения вопросов, поставленных в диссертационном исследовании, является сам корпус оригинальной философской литературы, произведений художественной литературы и искусства той эпохи: альбомы по живописи и литературные сборники, публицистика, дающие возможность изучения разных граней проблемы.

Несмотря на имеющиеся многочисленные работы, посвященные изучению культуры Серебряного века в разных аспектах, в научной литературе все же недостает комплексного и целенаправленного анализа именно женских характеров, места и функции женщины в представлении художников и деятелей культуры Серебряного века о человеке и мире. Вопросы, связанные с многоаспектным, комплексным исследованием те

1 Каширина В.В. Литературное наследие Оптиной Пустыни/ В.В.Каширина. - М.: ИМЛИ, 2006.

2 Каширина В.В. Литературное наследие Оптиной Пустыни/ В.В.Каширина. - М.: ИМЛИ, 2006.

3 Козлов С.В. Символико-аллегорическая образность сочинений Кирилла Туровского/ С.В.Козлов -М., 1990.

4 Кусков В.В. Роль православия в становлении и развитии древнерусской культуры / В.В.Кусков// Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения/отв.ред. Николаев Д.П. -T 1.-М., 1997. мы Женщины и Женственности в культуре Серебряного века с точки зрения философско-эстетической, антропологической, до настоящего времени не рассматривались.

Объектом анализа стали проблемы софиологии в культурном пространстве Серебряного века.

Предмет диссертационного исследования - тема Вечной Женственности в контексте русских культурных, философских, литературных традиций.

Цель работы связана с изучением1 и осмыслением.различных аспектов софиологии в культурном пространстве Серебряного века.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

• < рассмотреть микрокосм^ женщины-матери-как особое явление миропорядка;

• проанализировать особенности женского характера в русской культурно-религиозной традиции;

• рассмотреть социокультурные аспекты идеала1 женщины в контексте эпохи Серебряного века;

• изучить роль женского идеала в становлении и развитии женской характерологии в культуре Серебряного века.

Методология и теоретические основы исследования. В. ходе исследования философско-антропологических и культурологических аспектов культуры Серебряного века применяются принципы системности, историзма, диалектического понимания взаимосвязи и целостности. Методы исследования предполагают комплексный подход к анализу объекта исследования и- представляют собой- сочетание культурно-исторического, типологического, структурно-семантического, мифопоэтического и интертекстуального методов анализа.

Культурно-исторический подход обусловлен потребностью рассмотрения аспектов культуры Серебряного века в контексте исторического и культурного развития России рубежа XIX-XX веков. В работе также использованы возможности герменевтического метода при анализе философских и литературных произведений деятелей культуры Серебряного века.

В своем исследовании мы учитываем достижения литературоведов и философов, освещающих проблему хронотопа в художественном произведении, при особом внимании к работам М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, М.Хайдеггера и др.

В понимании «символа» мы опираемся в основном на концепцию А.Ф.Лосева, выдвинутую им в работе «Проблема символа и реалистическое искусство», а также на традиции школы А.Н.Веселовского.

Теоретико-методологическая база диссертации создавалась на основе идей, разработанных и сформулированных в исследованиях А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, культурологических и историко-литературных концепциях М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана. В процессе исследования учтены философские системы отечественных (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Розанов, В.С.Соловьев) и зарубежных мыслителей (Ф.Ницше, З.Фрейд, А.Шопенгауэр К.Г.Юнг). Плодотворными для нашего исследования оказались работы по психоанализу О.Вейнингера, З.Фрейда, А.М.Эткинда, К.Г.Юнга, а также исследования

Е.М.Мелетинского В.Я.Проппа, О.М.Фрейденберг, посвященные мифу и ритуалу. Методологической базой являются также труды по теории и истории романа (М.М.Бахтина, Ю.В.Манна, Н.Д.Тамарченко и др.), исследования по проблемам текстологии (Д.С.Лихачева, С.И.Тиминой, М.О.Чудаковой), художественного пространства и времени (работы М.М.Бахтина, З.Г.Минц, В.Н.Топорова, Б.А.Успенского и др.).

Научная новизна диссертационной работы заключается в проведении комплексного, углубленного исследования Вечной Женственности, целостном анализе женских характеров в контексте русской софиологии. В нашей работе анализируются вопросы цветосемантики, связанные с развитием женских образов. Так, прослеживается связь красного цвета, имеющего вполне традиционную символику, с идеей плодородия. Отмечаются также трансформации представлений о христианской Божьей Матери, языческой Матери-природе и земной женщине-матери в свете культурных традиций Серебряного века.

Богородица предстает как Великая Мать всего живого. Образ видится всеобъемлющим, расположенным надо всем и надо всеми. В нем воплощается, высший абсолютный идеал, высшее проявление человеческой любви - жертвенной, материнской.

Работа обобщает и дополняет выводы и положения, содержащиеся в философско-культурологических исследованиях, затрагивающих различные стороны культуры Серебряного века, в том числе ее значение для философской антропологии. Опираясь на углубленные исследования о природе Вечной Женственности, автор диссертации развивает представление о культуре Серебряного века как о целостном культурно-философском;явлении, , где непосредственно философские положения органически дополняются идеями, освещенными в художественном; творчестве, в контексте: русской софиологии.

Основные положения работы, выносимые на защиту:

• тендерная картина мира представляет значительный интерес с точки зрения софиологии Серебряного века;

• для понимания софиологии как явления культуры Серебряного века следует учитывать особенности русской ментальности, . ориентироваться на принципы православно-христианской традиции;

• при анализе цветосемантики прослеживается традиционная символика, связанная с трансформацией представлений о Софии - Премудрости Божией в контексте культуры Серебряного века;

• в женских образах представлен синтез дифференцированных начал: телесного и духовного, энергетического и энтропийного;

• выявлена специфика мировидения деятелей культуры Серебряного века, связанная с темой Вечной Женственности;

• в культурном пространстве Серебряного века своеобразно сочетались куртуазный культ Мадонны, Прекрасной Дамы и Софии. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении и расширении представлений о специфике мировидения» деятелей культуры Серебряного века, связанных с темой Вечной Женственности, характерологии и типологии' женских образов. Основные положения работы могут найти свое применение в конкретных исследованиях, посвященных изучению культурного наследия деятелей Серебряного века как с философских, так и культурологических позиций.

Практическое значение результатов, исследования состоит в возможности их использования при разработке вузовских курсов истории русской культуры XX века; при проведении семинарских занятий и спецкурсов по различным аспектам культуры Серебряного века. Результаты исследования, могут также найти применение при изучении истории русской литературы и мировой художественной культуры в школах, колледжах.

Апробация результатов исследования; Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской-культуры, на заседаниях Бюро отделения культурологии Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), а также докладывались на ежегодных научно-практических межвузовских конференциях по актуальным проблемам теории и истории культуры в течение ряда лет. Опубликовано 10 работ, общим объемом 2,5 п.л.

Структура работы: введение, две главы (по 3 и 4 параграфа), заключение. Приложен библиографический список (242 наименования). Общий объем диссертации - 170 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Мазина, Елена Игоревна

Заключение

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы. Идея Вечной Женственности является главной идеей русской софиологии. При рассмотрении отношения к Вечной Женственности В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского выявлен ряд аспектов:

• Вечная Женственность является главной идеей русской софиологии;

• контекст Серебряного века позволяет выделить отношение к Женственности в учениях философов-идеалистов;

• тендерная картина мира раскрывает сущностные проблемы софиологии Серебряного века;

• в творчестве символистов своеобразно сочетается куртуазный культ Мадонны, Прекрасной Дамы и Софии;

• в философском пространстве Серебряного века «женский вопрос» решается в сочетании с «русской идеей».

В диссертации раскрывается богатство смыслов Женственности в философии всеединства, анализируются широко дискутировавшиеся в обществе взаимоотношения мужчины и женщины, что отражало внимание русских философов к изучению проблемы Женщины и Женственности.

В §1 «Вечная Женственность как главная идея русской софиологии» речь идет о том, что одну из наиболее интересных концепций культурного синтеза разрабатывали представители философии всеединства, сумевшие ввести в философский оборот категорию женственности.

С понятием женственности связано специфическое мифотворчество в духе христианского неоплатонизма; осмысление своего прошлого в контексте мирового культурного наследия. Невыявленные отчетливо в развитии национальной культуры смыслы, сближающие ее с истоками европейской цивилизации, первохристианством, стали предметом изучения и нашли отражение в софиологических концепциях С.Н.Булгакова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского.

Переосмысливаемые русской философией платонизм, святоотеческая традиция обусловили понимание мира как внутренне соотнесенное с Богом. Категория женственности, проявленная в Софии Премудрости Бо-жией, в Душе мира, в Богоматери, понималась в философии всеединства как связующее начало, условие, обосновывающее возможность богоче-ловеческого единства.

Нами выявлена специфика представлений деятелей культуры Серебряного века мужской и женской природе, тендерной дифференциации качеств у мужчины и женщины.

Богородица предстает как Великая Мать всего живого. Образ видится всеобъемлющим, расположенным над всем и всеми. В нем воплощается высший абсолютный идеал, высшее проявление человеческой любви -жертвенной, материнской. Архетипический мотив женщины-матери, спасительницы, защитницы, хранительницы тайны продолжения человеческого рода, составляющий основу национального мировосприятия, позволяет охарактеризовать этот мотив как доминирующий и потому интегрирующий. В материнской ипостаси образ женщины осмысливается философски, становится надмирным.

Тендерная дифференциация формы и материи выражается также в противопоставлении порядка и хаоса. Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку «мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует», постольку оно есть начало порядка. Беспорядок, стихия, хаос рассматриваются как проявление начала женского.

Тезис о близости женщины к природе лежал в основании представлений мыслителей Серебряного века о тендерной дифференциации способностей полов. Символы мужского и женского начал - свет и темнота, солнце и луна, день и ночь — были широко распространены в культуре Серебряного века.

Сущность женского начала постигалась и в осмыслении различий отцовства и материнства. Специфика отношения к материнству философов Серебряного века в том, что они трактовали его как «вечно-материнское начало»1, с позиций метафизических.

Основным акцентным полем для нас являлся вопрос о специфике культа Софии в интеллектуальном пространстве Серебряного века и слиянии его с культом Вечной Женственности. Анализируя философские воззрения Б.В. Вышеславцева, о. Василия Зеньковского, И.А. Ильина, В.Н. Лосского, о. Георгия Флоровского, мы приходим к выводу об особой важности категории преображения в русской духовной культуре, отмечает то, что категория женственности, проявленная в Софии Премудрости Божией, понималась в философии всеединства как посредствующее, связующее начало богочеловеческого «преображения».

Предметом анализа становится также философская концепция «Русского Эроса». Мы делаем обобщения теоретических воззрений B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, В.В.Розанова, Н.А. Бердяева. Согласно нашим наблюдениям, ученые расходятся в некоторых нюансах, однако общая логика определения характерных черт мировоззрения Серебряного века сохраняется. Особенности, выделенные ими, органически продолжают одна другую и фактически складываются в единую целостную мировоззренческую картину

В работе раскрыто своеобразное проявление куртуазного культа Мадонны, Прекрасной Дамы, Софии в творческом наследии символистов. Комплексно исследована тема Женщины и Женственности в культуре Се

1 Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.- С.71. ребряного века с точки зрения философско-эстетического, антропологического учения.

Рассматривая вопросы, связанные со спецификой проявления идеи Вечной Женственности в теоретических трудах эпохи Серебряного века, мы акцентируем внимание на том, что религиозно-философская проблема Софии Премудрости Божией в период Серебряного века приобретает общекультурную актуальность.

Мы подчеркиваем синтетический характер мифологемы Софии, выявляя истоки этого образа, особенности развития в мифопоэтическом творчестве авторов указанного периода, а также анализируем вопросы, связанные с генезисом представлений о Вечной Женственности в философии Вл. Соловьева. Рассмотрение этой темы осуществляется в творчестве автора в трех ракурсах: метафизическом (онтологическом); мистическом (гностическом); социокультурном (аксиологическом).

При анализе образа Эроса в русской культуре Серебряного века прослеживаем не только антропологическое, но и онтологическое осмысление проблемы, позволяющее постулировать идею трансцендентного характера пола.

Проблема творчества занимала в культуре Серебряного века особое место. Многие исследователи считают, что «игра» - одно из ключевых слов в характеристике не только культуры, но и повседневной жизни рубежа веков. Мы обращаемся к исследованию концепта игры в культурном пространстве Серебряного века. Особый интерес представляет явление «театрализации обыденной жизни» (определение Ю.М.Лотмана), характеристика жизни и творчества авторов Серебряного века с точки зрения «иг-рания ими определенных ролей»1.

1 Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала 19 века. // Лотман Ю.М. Избранное. M., 1995.

В исследовании выделяются и характеризуются, прежде всего, тендерные роли, особенности их функционирования и исторического генезиса. Подчеркивается, что представления о традиционных мужских и женских ролях закреплены в культурных ожиданиях и во многом предопределяют реальную ситуацию в обществе. Самое противоречивое толкование в трудах исследователей получает «проблема пола» и связанное с ней изменение системы ценностей.

Своеобразную синтезирующую роль сыграла мифологема Софии; религиозно-философский смысл приобретает общекультурную актуальность, становится ключевым не только в теософской, но и в художественно-эстетической мысли.

Эстетическое учение в целом и представление об эстетическом идеале, в частности, на рубеже XIX-XX веков формировались под влиянием комплекса факторов: они отражали как духовную атмосферу эпохи, ее настроения и вкусы, так и состояние философии на данном этапе развития (о чем отчасти речь шла в I главе), а также воздействие эстетической мысли прошлого на художественное творчество деятелей культуры Серебряного века.

Рассматриваются также культурологические и литературоведческие аспекты, связанные с творчеством символистов. Проблемы Вечной Женственности и Добра, сострадания, милосердия, во многом определявшие нравственную доминанту художников, мыслителей Серебряного века и тех, кто шел им вослед, продолжали волновать умы деятелей русской культуры и после, на протяжении всего XX века.

Работа обобщает и дополняет вводы и положения философско-культурологических исследований, затрагивающих различные стороны культуры Серебряного века, в том числе ее значение для философской антропологии. Она развивает представление о культуре Серебряного века как о целостном культурно-философском явлении, где непосредственно философские сочетания органически дополняются идеями, изложенными в художественном творчестве.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Мазина, Елена Игоревна, 2009 год

1. Аверинцев С.С. София. Философская энциклопедия М., 1970. -Т.5.-С.61-63.

2. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. — М.: РИК Русанова, 1998.

3. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990.С-158

4. Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2т. - Т.1. — М.: Худож.лит., 1980.

5. Андреева И.М. Театральность в культуре. Ростов-на-Дону, 2002.

6. Аннинский JI. Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. -М.: Книжный сад, 1997.

7. Антология мировой философии. Т. 1, ч.2.-М.: Наука, 1967.

8. Арутюнов С.А. Нации и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989 - 247с.

9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет.-М.Художественная литература, 1975.-505с.

10. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии//Белый А. Символизм как миропонимание. М.,1994.

11. Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995.(Собр. соч.).

12. Белый А. На рубеже двух столетий. Начало века. Между двух революций: Воспоминания. В 3-х кн. -М., 1990.

13. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

14. Белый А. Собрание сочинений. Воспоминания о Блоке. — М.: Республика, 1995.

15. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996.

16. Бердяев Н.А. Из этюдов о Якобе Беме. Этюд II. Учение о Софии и андрогине Я.Беме и русская софиологическая традиция // Путь, 1930.-№21.-С.34-62.

17. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви. — Русский Эрос или философия любви в России. -М.,1991.

18. Бердяев Н.А. Новое средневековье. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994, Т1.

19. Бердяев Н.А. О «вечно-бабьем» в русской душе. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994, Т.2

20. Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

21. Бердяев Н.А. Письмо будущей жене Л.Ю.Рапп. // Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М.,1989.

22. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл.Соловьева. // О Владимире Соловьеве: Сб. первый. М.,1911.

23. Бердяев Н.А. Размышление об Эросе. Любовь у Достоевского. // Русский Эрос или философия любви в России М., 1991.

24. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века. // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.,1990.

25. Бердяев Н.А. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997.

26. Бердяев Н.А. Русский соблазн: По поводу «Серебряного голубя» А.Белого. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994, Т.2.

27. Бердяев Н.А. Самопознание. -М.: Книга, 1991.

28. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. -М.,1990.

29. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. // Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. М., 1989.

30. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. -М.: Философское о-во СССР, 1990.

31. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире: К миропониманию нашей эпохи // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

32. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.36.Библия. СПб., 1875.

33. Блок А. Рыцарь-монах. // О Владимире Соловьеве. Собр. соч.: В 6 т. Л., 1982. Т.4.

34. Блок А. Собр.соч. в 8 т. Т.5. М.,1962.

35. Блок А.А. Памяти Августа Стринберга. // Блок А.А. Собр.соч.: в 6т. Т.4. - Л.: Худож. лит., 1982.

36. Блок А.А. Собр. соч. в 12 т. -Т.1. -М.: Литера, 1995.

37. Блок А.А. Стихотворения и поэмы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.

38. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия. // Вопросы философии, 1995.-Ж7.-С.79-97.

39. Брюсов В. Собрание соч. В 7 т. -Т.6. -М.: Худож. лит., 1975.

40. Булгаков М.А. Дневник. Письма 1914-1940 гг. М.,1998.

41. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М., 1999.

42. Булгаков С.Н. Вехи. Из глубины. М., 1991. С.352.

43. Булгаков С.Н. Владимир Соловьев и Анна Шмидт. // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.

44. Булгаков С.Н. Два Града. Исследование о природе общественных идеалов/ С.Н.Булгаков. Спб., 1997. В 2-х томах.

45. Булгаков С.Н. Две встречи (1898-1924): (Из записной книжки)//Соч.: В 2 т., М., 1993. Т.2.

46. Булгаков С.Н. Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж: YMCA-PRESS, 1927.-288с.

47. Булгаков С.Н. Моя родина. //Булгаков С.Н. Тихие думы. М.,1996

48. Булгаков С.Н. Нация и человечество // Соч. Т.2

49. Булгаков С.Н. Поездка в Америку. // Булгаков С.Н. Тихие думы. М.,1996.

50. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

51. Булгаков С.Н. Сны Геи. // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.

52. Булгаков С.Н. Софийность твари (космодицея) // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. 132-133.-С.79-195.

53. Булгаков С.Н. Сочинения.: В 2-х т. М.: Наука, 1993, Т.2.

54. Булгаков С.Н. Тихие думы.-М.: Республика, 1996.-509с.

55. Бычков В.В. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского). -М.: Знание, 1990.-64с.

56. Бычков В.В. Эстетический смысл софиологии о.Сергия Булгакова. // Введение во храм.Сб.ст. / Под ред. Л.И. Акимовой. М.: «Гнозис» -Школа «Языки русской культуры», 1998.-С.649-657.

57. Ванчугов В.В. Женщины философии: Из истории философии в России XIX- начала XX века. М., 1996.-3 00с.

58. Васильев Д.Ю. Идея эроса в философской системе Н. Бердяева. // Философский космос России: Памяти Н.А. Бердяева. Уфа, 1998,-С.86-105.

59. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии.-Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-592с.

60. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1999.

61. Величко В.JI. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. Спб., 1903.-208с.

62. Виноградов И.И. Завещание Мастера. // Вопросы литературы 1968 -№6.

63. Вислова А.В. На грани игры и жизни. // Вопросы философии, 1997, №12.

64. Волошина-Сабашникова Н.В. Зеленая змея. — СПб: Андреев и сыновья, 1993.

65. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса: Проблемы Закона и Благодати/Б.П.Вышеславцев. М., 1994.

66. Гиппиус З.Н. Влюбленность. О любви. Арифметика любви. О женах. // Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.-С.147-220.

67. Гиппиус З.Н. Литературные заметки. Стихи о Прекрасной Даме. // Блок А.А. Собр. соч.:В 12 тт. -Т.1. -М.: Литера, 1995.-С.332-339.

68. Григорьева Т. Женская ипостась мира (Китай, Япония, Россия). // Феминизм. Восток-Запад-Россия. М.: Наука, 1993.-С. 107-135.

69. Громов М.Н. Образ Софии Премудрости в культуре Древней Руси. // Общественная мысль эпохи средневековья (Историко-философский очерки). Киев: Наук, думка, 1988.-С.114-119.

70. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. — М.: Соратник, 1995.-310с.

71. Гумилев Н.С. Избранное. Смоленск: Русич, 1999.

72. Долгов К.М. Софиология смерти. // Творческое наследие С.Н. Булгакова и современное социально-экономическое учение. -М.: Диалог-МГУ, 1996.-С.225-233.

73. Долгов К.М. Учение Владимира Соловьева о Логосе и Софии и его развитие в русской философии // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. — М.: б/и, 1996.-Вып. XIX.-С. 180-202.

74. Донских О.А., Кочергин А.Н. О предпосылках культурологического подхода истории русской философии. // Вестн.Московск. ун-та. Серия 7.Философия, 1996.-ЖЗ .-С.75-83.

75. Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20 вв. Русская философия в поисках абсолюта. 4.2. М., 1993. С. 167.

76. Ермичев А.А. Основные мотивы русской философии конца XIX -начала XX века. // Русский философы конца XIX начала XX века. Антология. - СПб.: Изд-во С.-Петербургск. ун-та., 1993.-С.5-34.

77. Желтова Н.Ю. Женские образы Е.Змятина в контексте национальных мифологических традиций и философских тенденций начала 20 века / Н.Ю. Желтова. // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. 3.

78. Жеребкина И.А. Текстуальные стратегии в философии В.В.Розанова: «женское» как текст. М.,1997.

79. Жураковский А. Тайна любви и таинство брака. // Русский Эрос, или Философия любви в России. -М.: Прогресс, 1991.-С.320-336.

80. Жюльен Н. Словарь символов. Урал Л.Т.Д., 1999, 2000.

81. Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994.

82. Иванов В.И. Байронизм как событие в жизни русского духа. // Иванов В.И. Родное и вселенское. М.,1994

83. Иванов В.И. Гете на рубеже двух столетий. // Иванов В.И. Родное и вселенское. М.,1994.

84. Иванов В.И. О достоинстве женщины. // Иванов В.И. По звездам. СПб., 1909.

85. Иванов В.И. Спорады. // Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994.

86. Иванов И.В. Философско-богословская идея Софии: Современный контекст истолкования. // Вестник Московск. ун-та. Серия 7.Философия. 1996.-№2.-С.З-18.

87. Ильин И.А. Основы христианской культуры. М., 1990.

88. Иоанн архиепископ (Максимович). Православное почитание Божией Матери.—СПб.: Вильмуассон, 1992.-95с.

89. Искржицкая И.Ю. А. Белый и П.Флоренский: Культурфилософия христианства. // Вестник Московск. ун-та. Серия 9. Философия, 1992.-№5 .-С.З-13.

90. Каленов П. Учение Шиллера о красоте и эстетическом наслаждении // Вопросы философии и психологии. М., 1891, кн.7-8.

91. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл). // Вопросы философии, 1992.-№8.-С.92-104.

92. Каркозов A.M. Проблема критики культуры философии женственности. СПб.,1998.

93. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: АО «Алетейя», 1994.

94. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т социальной модели экономики, 1994.-367с.

95. Каширина В.В. Литературное наследие Оптиной Пустыни/ В.В.Каширина. — М.: ИМЛИ, 2006.

96. Климов Ю.Е., Климова С.М. «Философия любви» в русской культуре Серебряного века. // Актуальные проблемы соц.-гуманит. наук. Воронеж, 1997.-Вып.ХП.-С.62-69.

97. Книга о Владимире Соловьеве.-М.:Советский писатель, 1991.-512с.

98. Коган JI.A. Философия Н.Ф. Федорова.-Вопросы философии.-1990, №11, С.75-77.

99. Козлов С.В. Символико-аллегорическия образность сочинений Кирилла Туровского/ С.В.Козлов М., 1990.

100. Козырев А.П. Парадоксы незавершенного трактата. К публикации перевода французской рукописи Вл.Соловьева «София». // Jloroc.-М.,1991.-№2.-С.152-170.

101. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели. // Вопросы философии.— 1995.— №7.

102. Колобаева Л.А. Русский символизм. -М.: МГУ, 2000.-296с.

103. Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века. // Вопросы философии. 2001, №8.-С.29-41.

104. Ш.Копотев М.В. Концепты Софии и Любви в русских философских текстах. // Культура: Соблазны понимания. Петрозаводск, 1999.-Ч.1.-С.133-140.

105. Коржавин Н.А. Ахматова и Серебряный век. // Новый мир. 1989, №7.-С.240-261.

106. ПЗ.Кравец С.Л. Место эстетики в философии П. Флоренского. // Общественная мысль. — М., 1993.-Вып.З.-С.31-49.

107. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX-XX вв. -М.: Издатцентр, 1997.-279с.

108. Крейд В. Встречи с Серебряным веком. // Воспоминания о Серебряном веке. — М.: Республика, 1993.-560с.

109. Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. М.: Знание, 1988.-43с.

110. Кудрявцев П.П. Идея Св.Софии в русской литературе четырех последних десятилетий. // Христианская мысль, 1916.-Вып.1Х-Х.,1917-Вып.1,ШДУ.

111. Кусков В.В. Роль православия в становлении и развитии древнерусской культуры / В.В .Кусков// Освобождение от догм. Историярусской литературы: состояние и пути изучения/отв.ред. Николаев Д.П.-Т 1.-М., 1997.

112. Лагунов Б. Вл.Соловьев и «русский европеизм». // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. -М.: Наука, 1990.-С.69-77.

113. Левина Л. Ад не вмещает любви. // Социум. -1995-№6 (49).

114. Лелеко В.Д. Тема любви в русской философии Серебряного века. // Наука и культура русского зарубежья. СПб, 1997.-С.100-111.

115. Леонтьев К. Избранные письма. 1854—1891. СПб., 1993.

116. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

117. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.,1995.

118. Лосский В.Н. Мистическое богословие. Киев, 1994.

119. Лосский В.Н. Спор о Софии. «Докладная записка» прот. С.Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии. Париж, 1936.

120. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Таллин: Александрия, 1992-1993.-Т. 1,3.

121. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Изд.группа «Прогресс», 1992.-272с.

122. Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала 19 века. // Лотман Ю.М. Избранное. М., 1995.

123. Лукьянов С.М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. -М.: Книга, 1990.-Т.1,Т.И,кн.1,2,3;Т.Ш.

124. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. С.Пб.: Питер Ком, 1998.

125. Майоров Г.Г. Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии. // Логос. -М., 1992.-Вып.2.-С.139-151.

126. Маковский С. На Парнасе Серебряного века. // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья.-Т.2. М.: Искусство, 1994.-684с.

127. Макшева К. Нравственная сторона русской женщины в литературе и жизни. // Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: РИК Русанова, 1998.-408с.

128. Мальцев С.Б. Софианская апология паламизма в религиозной метафизике С.Н. Булгакова. — М., 1993.-32с.-Рукопись деп. в ИНИОН РАН №48653 от 17.11:93.

129. Мамаева О.В. Женский дискурс и дискурс о женском в русской культуре второй половины 18 века // Вестник молодых ученых. 2006. №2

130. Мамаева О.В. Феномен женской литературы в культуре второй половины 18 века на материале записок Екатерины Великой, Е.Р. Дашковой, А.Е. Лабзиной и Н.Б. Долгорукой // Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А.И. Герцена. Вып.З.СПб., 2002.

131. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М.: МАЛП, 1998.-381с.

132. Мережковский Д.С. Атлантида-Европа: Тайна Запада. М., 1992

133. Мережковский Д.С. Эстетика и критика В 2 т. - Т. 1. - М.: Искусство; Харьков: СП Фолио, 1994.

134. Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение.-СПб,Типогр. Альтшулера, 1906.-72с.

135. Минц З.Г. Граф Генрих фон Оттергейм и «Московский Ренессанс»: Символист Андрей Белый в «Огненном ангеле» В.Брюсова. // Андрей Белый: Проблемы творчества: Ст., воспоминания, публ. М., 1988.

136. Мирошкин О.Г. Нравственные приоритеты русской философии Серебряного века. // Актуальные психолого-педагогический проблемы образования. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.-С. 196-199.

137. Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в 1 тысячелетии н. э. Сост. и пер. С. С. Аверинцева. М., 1994.

138. Найман А. История русского символизма.-М.:Республика, 1998.-415с.

139. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического. // Вопросы философии, 1991.-№3.-С.67-83.

140. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди. // Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: Эссе о литературе и искусстве: Сб. М., 1991.

141. Петражицкий Л.И. О женском равноправии. Пг.: Типогр. М. Меркушева, 1915.-16с.

142. Платон. Пир. Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви.-М., 1991.

143. Повесть о небесном роде: Из рукописей А.Н.Шмидт. Русская мысль. - Март 1916.

144. Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса. М.: Знание, 1989.-64с.

145. Преподобный Серафим Саровский и русская литература. М.: МГОУ, 2004, С.243.

146. Пьяных М. Певец огненной стихии: Поэзия А.Белого революционной эпохи 1917-1921 годов. // Андрей Белый: Проблемы творчества. М., 1990.

147. Пьяных М.Ф. Серебряный век русской поэзии. // Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX- начала XX века. Л.: Лениздат., 1991.-С.511-523.

148. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб.: Образование, 1913.-266с.

149. Рапацкая Л.А. Искусство Серебряного века. М.: Просвещение: Владос, 1996.-191с.

150. Раух А. Почитание Божией матери на Востоке и на Западе. // Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии. Мюнхен-Цюрих-Регенсбург-Москва, 1990.-С.28-3 5.

151. Рашковский Е.В. Владимир Соловьев. Учение о природе философского знания. // Вопросы философии, 1992.-№6.-С.81-92.

152. Розанов В. Опавшие листья. — Русский Эрос или философия любви в России.-М., 1991.

153. Розанов В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. 1621 Розанов В. Уединенное. - Русский Эрос или философия любви в1. России.-М., 1991.

154. Розанов В.В. Люди лунного света. // Соч.: В,2 т. М., 1990. Т.2

155. Розанов В.В. Мимолетное, 1915 год. // Розанов В.В. Мимолетное. М., 1994 (Собр. соч.).

156. Розанов В.В. Пол как прогрессия нисходящих и восходящих величин. // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990.

157. Розанов В.В. Религия и культура: Сб.ст. // Розанов В.В. Мимолетное. М., 1994. Т.1.

158. Розанов В.В. Темный лик: Метафизика христианства. // Соч. Т.1.

159. Русская и советская поэзия для студентов-иностранцев. А.К.Демидова, И.А. Рудакова. Москва, изд-во "Высшая школа", 1969.

160. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.-624с.

161. Русская философия: Словарь / Под.общ.ред. М.А.Маслина. М.: Республика, 1995-.655с.

162. Русский Эрос, или философия любви в России. -М., 1991.

163. Рябов О.В. Женщина и Женственность в философии Серебряного века. Иваново, 1997.

164. Рябова Т.Б. Материнская и отцовская любовь в русской средневековой традиции. // Женщина в российском обществе. 1996. №1.

165. Савва Е.В. Русская соционормативная культура в философии Серебряного века. Краснодар, 2000.-26с.

166. Семенова С.Г. «Любовь это стремление к бессмертию .». // Философия любви.-ЧЛ. -М.: Политиздат, 1990.-510с.

167. Серафим, архиепископ (Соболев Н.Б.) Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935.-525с.

168. Сербиенко В.В. Вл.Соловьев: Запад, Восток, Россия. М.: Наука, 1994.-208с.

169. Серебряный век русской литературы: Проблемы, документы. — М.: Изд-во Моск. ун-та., 1996.-172с.

170. Серебряный век. Потаенная литература. Иванова, 1997.-244с.

171. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания. -Кемерово: КГУ, 1996.-134с.

172. Сивова О.В. Диссертация "Образ женщины в поэзии Серебряного века" (этико-эстетический анализ). Саранск, 2002.

173. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1998.

174. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. М.,1991.

175. Соловьев B.C. Женский вопрос. // Собр. соч. СПб., 1903. Т.8.

176. Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта. // Соч.: В 2 т. М.,1990. Т.2.

177. Соловьев B.C. Красота в природе. // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.2.

178. Соловьев B.C. Общий смысл искусства. // Вопросы философии и психологии. М., 1890, кн.5.

179. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соч.1990. Т.1.

180. Соловьев B.C. Поэзия Я.П.Полонского. // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

181. Соловьев B.C. Рецензия. // Сбор. соч. Т. 8. Рец. на кн.: Фуллье А. Темперамент и характер. М.,1896.

182. Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. М.: ТПО «Фабула»,1991.

183. Соловьев B.C. Смысл любви. // Соч. 1990. Т.2

184. Соловьев B.C. София. — Логос. 1991. № 2.

185. Соловьев B.C. София. Второй диалог. Космический и исторический процесс. — РГАЛИ. Ф. 446. On. 1. ед. хр. 19.

186. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1990.

187. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

188. София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии. -Берлин: Обелиск, 1923.-191с.

189. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт ис-следования.-М.:Школа «Языки русской культуры», 1997.-824с.

190. Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее. // Феминизм: Восток. Запад. Россия.

191. Строматы., рус. пер., столб. 858—859.

192. Судьбы поэтов Серебряного века. М.: Книжная палата, 1993.-480с.

193. Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. -М.: ИФ РАН, 1995.-157с.

194. Тихомиров Д. Св. Григорий Нисский как моралист.

195. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.,1991.

196. Трофимова М.К. Из коптских гностических текстов («Пистис София», фрагменты). // Знаки Балкан. Ч.». -М.: Радикс, 1994.

197. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. -М., 1913.

198. Трубецкой С.Н. О святой Софии Премудрости Божией. // Вопросы философии, 1995 .-№4.-С. 120-168.

199. Тютчев Ф.И. Избранное. М., 1985.

200. Успенский П. Искусство и любовь. // Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

201. Федотов Т.П. Избранное. Киев: Наук.думка, 1998.

202. Флоренский П. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двадцати письмах священника П.Флоренского. — М.,1914.

203. Флоренский П.А. Имена. // Малое собр. соч. Б.м., 1993. Вып.1.

204. Флоренский П.А. Письмо к Ф.Д.Самарину. // Вестник русского студенческого христианского движения, 1978. № 125.

205. Флоренский П.А. Понятие Церкви в Священном Писании. // Соч. в 4т. М., 1994. Т.1.

206. Флоренский П.А. Сочинения.: В 4-х т. М.: Мысль, 1994-1998, Т.1.

207. Флоренский П.А. Сочинения.: В 4-х т. М.: Мысль, 1994-1998, Т.2.

208. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. // Соч.: В 2 т., М.,1990. Т.1.

209. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1981.

210. Франк СЛ. Духовные основы общества. // Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

211. Фромм Э. Искусство любить. // Фромм Э. Душа человека. М.,1992.

212. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996.

213. Хван А.А. Диссертация «Метафизика любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина». М., 2002.

214. Хвостов В.М. Женщина накануне новой эпохи. М., Типогр. Г.Лисснера и Д.Совко, 1905.

215. Хвостов В.М. Психология женщины. О равноправии женщин. -М., 1911.-68с.

216. Хейзинга И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 1997

217. Ходасевич В. Некрополь. Конец Ренаты, Брюсов, Андрей Белый. // Серебряный век: Мемуары. -М.: Известия, 1990.

218. Ходасевич В.Ф. Собрание стихов. М.: Центурион, Интерпракс, 1992.

219. Хоружий С.С. София-Космос-Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова. // Вопросы философии. 1989, №12.-С.73-89.

220. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.,2002.

221. Шестаков В.П. Философии любви в России и искусство Серебряного века. //Культурологические записки. — М., 1997.-Вып.З.-С.6-29.

222. Шипфлингер Т. София Мария. Целостный образ творения. - М.: Гнозис; Пресс-Скарабей, 1997.-420с.232. Эвола Ю. Метафизика пола.

223. Эллис. Русские символисты. Томск: Водолей, 1998.-288с.

224. Эрн В.Ф. Меч и крест. // Соч. М.,1991.

225. Эрос. Россия. Серебряный век. Н.: Серебряный бор., 1992.-304с.

226. Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1995.

227. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. -СПб: Медуза, 1993 .-464с.

228. Barker A.M. The Mother Syndrome in the Russian Folk Imagination. Columbus, 1986.

229. Bucklley M. Women and Ideology in the Soviet Union. Harvester, 1989.

230. Coole D. Women in Political Theory, from Ancient Misogyny to Contemporary Feminism. Brighton, 1988.

231. Edmondson L. Feminism in Russia, 1900-1917. Stanford, 1984.

232. Hingley R.The Russian Mind. L., 1977.

233. Hubbs J. Mother Russia: The Feminine Myth in Russian Culture. Bloomington, 1988.

234. Masaryk T.G. The Spirit of Russia: In 3 vol. L., 1968.

235. Peterson V.S., Runyan A.S. Global Gender Issues. Boulder, 1993, p.70.

236. Soloviev V. La Sophia et les autres ecrits francais. Lausanne, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.