Теории художественного синтеза в контексте социокультурного кризиса конца XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Карманова, Юлия Сергеевна

  • Карманова, Юлия Сергеевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 143
Карманова, Юлия Сергеевна. Теории художественного синтеза в контексте социокультурного кризиса конца XIX - начала XX вв.: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Карманова, Юлия Сергеевна

Введение.

Глава 1. Теории художественного синтеза в системе утопических концепций периода социокультурного кризиса конца XIX - начала XX вв.

1.1. Кризис культуры как предпосылка к синтетическим исканиям в художественной культуре конца XIX - начала XX в.

1.2. Формирование теорий художественного синтеза в рамках утопических поисков рубежа Х1Х-ХХ вв.

1.3. Утопические идеи Р. Вагнера как рубежный этап в художественной культуре Европы.

Глава 2. Утопические теории синтеза искусств в художественной культуре конца XIX - начала XX вв.

2.1. Теоретическое осмысление синтеза цвета и звука в работах В. В. Кандинского.

2.2. Постановка проблем синтеза искусств авторами альманаха «Синий всадник».

2.3. Роль концепций синтеза в рождении новых направлений художественного творчества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теории художественного синтеза в контексте социокультурного кризиса конца XIX - начала XX вв.»

Синтез искусств как исследовательская проблема не раз привлекал к себе внимание теоретиков культуры, философов, искусствоведов, музыкантов, поэтов. Синтез рассматривается с различных сторон: с точки зрения психологического воздействия художественных произведений на зрителя, с позиции определенных видов искусств по отношению друг другу, изучается сам процесс эволюции синтеза от синкретических форм первобытности до художественных произведений, созданных на основе современных технических возможностей.

Одно остается неизменным - интерес к проблематике синтетических произведений. Что заставляет художественную практику в определенные исторические моменты сосредоточиваться именно на синтетических формах? Какова историческая значимость синтеза искусств? Что именно следует считать синтезом, а что остается всего лишь сочетанием танца и театра, живописи и музыки, жеста и слова?

Несмотря на большое количество трудов, посвященных проблематике синтеза, многие вопросы до сих пор остаются открытыми или требуют уточнений. Необходимо отметить, что исследования синтеза различны по своей направленности: интерес к социальным функциям готической архитектуры соседствует с музыкальным анализом вагнеровских драм, новые поиски в пластических видах художественной практики сочетаются с изобретениями новых лазерных декораций. Примеров синтетических произведений достаточно, что обусловлено нечеткостью границ самого определения «синтез искусств» и объемностью сфер, которые затрагивает данный феномен.

Периодом, который стал переломным в истории формирования синтеза искусств как результата сознательного творчества, становится рубежный этап Х1Х-ХХ вв. Именно в это время синтез проникает во все сферы культуротвор-чества - от поэзии до театральных подмостков, от живописи до архитектурных ансамблей. Отголоски синтетических исканий мы видим в творческой практике этого времени, в трудах философов, в переписке знаменитых музыкантов, живописцев и поэтов.

В данной работе рассматривается феномен синтеза искусств в контексте социокультурной ситуации конца XIX - начала XX в. Именно тогда интерес к синтезу искусств переходит в теоретическую плоскость, становится предметом исследования не только представителей художественной среды, но и философов.

Говоря о теоретиках синтеза искусств, в том числе В. В. Кандинском, А. Н. Скрябине, о предвосхитившем их искания Р. Вагнере, часто употребляют словосочетания «утопические замыслы», «мистические образы», «запредельные задачи» и т. д. Именно эти определения лежат в основе критики попыток практического воплощения синтетических замыслов указанных художников. Но если рассматривать теории синтеза искусств рубежа веков в рамках культуры, в которой они создавались, то становится понятным, что глобальность замыслов великих теоретиков синтеза является логичным следствием социокультурных изменений, происходивших в это время.

Кризис, появление человека массы, вмешательство науки во все сферы жизни - все это повлияло на сознание человека. Главной особенностью психологического состояния общества указанного периода стала растерянность. Отсутствие ментальных опор, утрата духовных стержней, которые бы позволяли найти себя и свое место в этом изменившемся мире, свидетельствуют о духовном кризисе. Основные человеческие ценности - любовь, вера, доброта теряют свою актуальность. На первый план выходят материальные ценности, животные инстинкты. Человек перестает жить, творить, создавать, он начинает выживать.

Для того чтобы преодолеть кризис общества в целом и каждого человека в частности, необходимы были новые ценности, новая вера. Царивший в это время культурный хаос не мог дать цельных, гармоничных установок. Спасением становятся утопические миры, которые создают художники и поэты, транслирующие свои мистические идеи через произведения. Художественная практика трансформируется в пространство, которое может помочь обрести спокойствие и гармонию, позволяет соединить несколько видов искусства в одном цельном произведении, качественно новом, не похожем на существовавшие ранее традиционные формы искусства. Синтез искусств в своей утопической форме был просто необходим потерявшему духовные опоры обществу. На первый план выступают не форма, цвет, звук или жест, а эмоциональное воздействие, сильное влияние на внутренний мир человека. Художественный синтез становится барометром духовного состояния общества.

Понять и принять новые формы творчества мог только подготовленный слушатель и зритель, имеющий определенный социальный опыт и открытый к новым трансформациям в художественном мире. Из этого можно сделать вывод, что теоретики синтеза оной из своих главных задач видели воспитание нового поколения зрителей - одухотворенных, открытых нетрадиционным практикам искусства, способных подняться на новый уровень восприятия.

Желтый звук» В. В. Кандинского и «Прометей» А. Н. Скрябина станут символами эпохи художественного синтеза. Их замыслы, действительно, были утопическими, непонятными и откровенно неисполнимыми для своего времени, но их творчество осталось в истории как символ нового, неизведанного будущего.

Актуальность темы исследования обусловлена важностью изучения реакции художественного сознания на переломные, кризисные процессы в культуре. Современный мир переживает сложный этап трансформации культурных парадигм, переоценки духовных ценностей, что влечет за собой кажущуюся непредсказуемость процессов художественного развития. С этой точки зрения анализ глубинных тенденций эволюции искусства в условиях кризиса культуры второй половины XIX - начала XX вв. приобретает особое значение. Он позволяет вскрыть «механизмы», коррелирующие утрату мировоззренческих оснований и рождение новых синтетических творческих концепций. Это является частью более широкой, сохраняющей свою актуальность задачи, связанной с разработкой интегративных культурологических подходов к искусствоведческой, музыковедческой, театроведческой и т.д. проблематике.

Изучение теоретических концепций синтеза и их художественной реализации в рамках культурологической проблематики позволяет существенно уточнить представление о миромоделирующем потенциале духовной культуры, являющейся точным барометром всей системы социокультурной эволюции. Одной из возможностей здесь является анализ утопического мышления, отличающегося образной целостностью, а потому выражающегося в рамках художественного синтеза. Исследование характера синтетических поисков в культурном пространстве эпохи как отражения идеального утопического образа мира вскрывает болевые точки всей системы культурных ориентиров, а потому сохраняет свою актуальность. Анализ созданных в конце XIX - начала XX вв. концепций может явиться основой новых исследовательских подходов к выявлению специфики противоречивых динамических трансформаций, происходящих в современной культуре.

Художественный синтез, понимаемый как органическое соединение разных искусств (или видов искусства), создающее качественно новое художественное произведение, является одной из важных универсалий художественного развития. Однозначного определения, устоявшейся трактовки этого понятия в философско-эстетической, культурологической, искусствоведческой литературе не существует. Очевидна актуальность дальнейших исследований в этом направлении, тем более что на разных этапах художественного развития сам феномен приобретает различные характеристики, зависящие от степени устойчивости или переходности культурно-исторической эпохи. Теории синтеза искусств в оболочке самых разных художественно-творческих концепций выполняют в период глубинных ментальных сдвигов, в числе прочего, важнейшие компенсаторные функции, являются барометром социально-психологических колебаний. Исследуемая проблематика, таким образом, позволяет в рамках культурологии ставить далекие от окончательного разрешения вопросы, связанные с возможностью художественного «измерения» менталитета.

Актуальность обращения к изучению художественного синтеза обозначается в современный, переломный, как и столетие назад, период, а теории художественного синтеза, основываясь на единстве общего и особенного, приобретают широкое универсальное значение. Это обусловлено важнейшей для культуры потребностью преодоления разрыва между духовным и материальным аспектами в жизнедеятельности человека, стремления гармонизировать социально-исторические, этико-психологические и художественно-эстетические искания культуры и искусства.

В связи с современной тенденцией тяготения к синтетическим видам художественного творчества актуальным является исследование факторов, повлиявших на бурное развитие концепций художественного синтеза в конце XIX -начале XX вв., их теоретическое обоснование и художественную реализацию. Исследовательское внимание к взаимодействию цвета и звука в художественной практике указанного периода связано с возможностью глубокого постижения и моделирования той утопической реальности, которая отражает утрату духовных ориентиров в культуре и потому важна для понимания современных художественных поисков. Кроме того, изучение феномена синтеза искусств позволяет строить социальные прогнозы относительно развития зарубежных и российских актуальных художественных практик.

Степень научной разработанности проблемы. К осмыслению исследуемого спектра проблем обращались многие представители философского и культурологического знания, а также искусствоведы и музыковеды. Уже крупнейшие зарубежные и отечественные мыслители конца XIX - первой половины XX в., осмысляя наблюдаемые ими кризисные процессы, анализировали глубинные противоречия современной культуры, писали о рождении в кризисную эпоху новых художественных практик. К числу наиболее значимых могут быть отнесены труды выдающихся западноевропейских и отечественных мыслителей: Н. Бердяева, X. Ортеги-и-Гассета, Вл. Соловьева, П. Флоренского, Э. о •

Фромма. И. Хейзинги, А. Швейцера, О. Шпенглера, К. Ясперса и др. Проведенный в их работах анализ современной культуры стал теоретической основой исследования новых художественных поисков и формирования свойственного переломной эпохе типа художественного мышления.

В последние десятилетия изучение переломных и кризисных состояний культуры продолжено в трудах А. С. Ахиезера, А. П. Назаретяна, Н. И. Сербен-ко, А. Э. Соколова, Т. Ю. Сидориной, Ю. Н. Солонина, А. Фиркандта,

A. Я. Флиера, Ю. В. Яковца и др. Современными исследователями, в числе прочего, показаны характеристики кризиса как системы противоречий действующих социокультурных оснований бытия с интенсивно формирующейся новой картиной мира.

Важной характеристикой кризисного состояния культуры является активизация утопического мышления. Месту утопий в системе культуры посвящен значительный пласт исследований. В обобщающих работах Р. А. Гальцевой,

B. А. Чаликовой, Е. Шацкого и др. показана роль утопий как реакции на болез

1 Шпенглер О. Закат Европы. М. : Мысль, 1993 ; Фромм Э. Душа человека. М. : Республика, 1992 ; Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М. : Астрель, 192 ; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3 ; Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1. М. 1978 ; Швейцер А. Культура и этика. М. 1973 ; Соловьев Вл. С. Общий смысл искусства // Соч. : в 2 т. М., 1990. Т. 2 ; Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2 ; Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Христианство и культура. М.: Фолио, 2001.

2 Ахиезер А. С. Социокультурные механизмы циклов культуры // Искусство в ситуации смены циклов. М. 2002 ; Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной теории. М. 2001 ; Сербенко Н. И. Соколов А. Э. Кризис культуры как исторический феномен // Философские науки. 1990. № 7 ; Сидорина Т. Ю. Философия кризиса : учеб. пособие. М. : Флинта: Наука, 2003 ;Солонин Ю. Н. Кризис культуры в контексте русского и западноевропейского менталитета II Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 3 (№ 20). 1993 ; Солонин Ю. Н. Философия культуры: методологическая оценка кризиса культур II Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. 3 (№20). 1991 ; Фиркандт А. Механизм культурных изменений // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 1 (2) ; Флиер А. Я. Кризис социокультурный // Культурология. XX век : энциклопедия : в 2 т. СПб. 1998. Т. 1 ; Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М., 1999 ; Тавризян Г. М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1989. ненное раздвоение сознания в переломные моменты истории, в том числе в периоды кризисов культуры1.

Большая группа ученых - философов, культурологов, искусствоведов -обращала внимание на художественные аспекты кризиса культуры. В работах И. А. Азизян, С. П. Батраковой, Е. Б. Муриной, М. Г. Неклюдовой, Г. П. Степанова, В. С. Турчина и других выявлены различные аспекты процесса формирования нового художественного мышления, которые обусловили повышенный интерес культуры рубежа Х1Х-ХХ вв. к синтезу искусств .

Творчеству выдающихся мастеров художественного синтеза XIX - начала XX в. Р. Вагнеру, В. В. Кандинскому, А. Шёнбергу, А. Н. Скрябину посвящено значительное число исследований. Среди работ, наиболее глубоко раскрывающих их теоретические и художественные искания, в частности анализирующих проблематику синтеза искусств, следует выделить труды Н. Б. Автономовой, И. Л. Ванечкиной, Б. М. Галеева, М. Ю. Германа, М. Друскина, М. Лакоста, Т. Н. Левой, А. Ф. Лосева, Д. В. Сарабьянова, Е. Г. Соколова, Т. Э. Цытович и

1 Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992 ; Чаликова В. Утопия рождается из утопии / Эссе разных лет. L. : Overseas Publications Interchange Ltd. 1992 ; Шацкий E. Утопия и традиция : пер. с польск. М., 1990;

2 Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века. М., 2001 ; Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи М., 1996 ; Зись А. Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978 ; Мурина Е. Б. Проблема синтеза пространственных искусств. М., 1982 ; Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX в. М., 1991 ; Турчин В. С. Образ двадцатого. В прошлом и настоящем. М., 2003; Степанов Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л., 1984 ; Смелый А. С. Теория синтеза пространственных видов искусств. Белгород, 2009.

3 Лосев А. Ф. Исторический смысл мировоззрения Рихарда Вагнера. М., 1982 ; Он же. Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера. М., 1995 ; Цытович Т. Э. Рихард Вагнер : ст. и материалы. М., 1974 ; Сарабьянов Д. В. Символизм в авангарде. М., 2003 ; Сарабьянов Д. В., Автономо-ва Н. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994 ; Герман М. Василий Кандинский. 1866-1944. М., 2002 ; ЛакостМ. Кандинский. М., 1995 ; Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Поэма огня: концепция светомузыкального синтеза А. Н. Скрябина. Казань : Изд-во КГУ, 1981 ; Они же. Вагнер и Скрябин: опыт синергетического подхода к пониманию сути Gesamtkunstwerk // Синергия культуры. Саратов : СГТУ, 2002 ; Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. М. : Знание, 1982 ; Соколов Е. Г. Артистический миф Рихарда Вагнера// Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. СПб., 2001 ; Левая Т. Н. Скрябин и новая русская живопись: от модерна к абстракционизму// Нижегородский скрябинский альманах. Вып. 1. Нижний Новгород, 1994.

В анализе художественных теорий синтеза автор опирался на исследования социокультурного характера - А. А. Аронова, А. А. Пелипенко, В. А. Ремизова, М. В. Соколовой, Т. Н. Суминовой, М. М. Шибаевой и др.1

Несмотря на обширную исследовательскую литературу, проблема культурологического значения теорий художественного синтеза далека от окончательного разрешения. Остаются открытыми такие аспекты, как место синтетической творческой деятельности, ее компенсаторные функции в период кризисов культуры, роль художественных утопий в системе кризисного сознания, общее и особенное в понимании художественного синтеза в творчестве представителей разных видов искусств.

Объект исследования: синтетические поиски в кризисной ситуации конца XIX - XX веков, их теоретическое обоснование и художественная реализация.

Предмет исследования: кризисные процессы в художественной культуре конца XIX - начала XX вв.

Цель исследования: обоснование модели художественной реакции на кризисные процессы социокультурного развития, в качестве которой выступают теории художественного синтеза конца XIX - начала XX вв.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) выявить влияние социокультурной ситуации конца XIX - начала XX века, осмысляемой как кризис культуры, на появление художественного мыш

1 Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. М.: Изд-во МГУК, 1995 ; Воеводина Л. Н. Мифология и Культура. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2002 ; Малыгина И. В. Массовая культура и казус идентичности // Массовая культура: миф или реальность : сб. ст. М.: МГУКИ, 2010 ; Пелипенко А. А. Искусство в зеркале культурологии : монография. СПб.: История-Нестор, 2010 ; Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М. 1998 ; Ремизов В. А. Культура личности (ценностно-мировоззренческий анализ): монография. М.: МГУКИ, 2000 ; Романова Н. В. К проблеме взаимоотношения научного и художественного творчества // Творчество как социокультурное явление. М.: МГУКИ, 2005 ; Суминова Т. Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). М. : Академический проект, 2006 ; Шибаева М. М. Культура в «зеркале» русской мысли : монография. М. 2001. ления нового типа, в основе которого лежит поиск универсальных художественных утопий;

2) определить социокультурные функции и значение утопических и ми-стериальных замыслов в формировании концепций духовного преображения общества в рамках кризисной ситуации и раздробленности культурной среды рубежа веков;

3) выявить обусловленность концепции Gesamtkunstwerk Р.Вагнера ситуацией социокультурного кризиса;

4) обосновать теоретические и художественные поиски В.В.Кандинского как обобщающую модель утопических исканий эпохи;

5) выявить представления художников и композиторов изучаемого времени о возможности реализации нового художественного синтеза на основе анализа статей, опубликованных в альманахе «Синий всадник»;

6) обосновать формирование синестетических концепций В.В.Кандинского и А.Н.Скрябина как рожденных ситуацией социокультурного кризиса.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве базовых в диссертационном исследовании рассматриваются положения, содержащиеся в трудах таких представителей философской и культурологической мысли, как Н. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, , И. Хейзинга, А. Швейцер, К. Ясперс и др., а также таких видных отечественных исследователей культуры и художественной практики рубежа XIX - XX вв., как И.А. Азизян, М.Ю. Герман, А.Ф. Лосев, Д.В. Сарабьянов, B.C. Турчин и др. В методологическом плане исследование синкретической модели художественного синтеза в период социального кризиса рубежа XIX-XX веков диссертант проводит в рамках историко-культурного подхода.

Методы исследования. Модели утопических поисков, определивших характер синтетических художественных концепций, выстраиваются при помощи историко-генетического и историко-типологического методов. При описании концепций синтеза искусств автор использует приемы компаративистского анализа. При изучении эмпирического материала применяется структурно-семиотический анализ и используются элементы герменевтического метода, предполагающего обобщение на уровне целостной интерпретации.

Гипотеза исследования заключается в том, что поиски художественного синтеза конца XIX - начала XX в. явились отражением одной из важнейших граней утопического, апеллирующего к универсальности мышления, актуализированного в эпоху социокультурного кризиса как стремление преодолеть болезненный разрыв между прагматическими установками культуры формирующегося индустриального общества и традиционными гуманистическими ценностями.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- выявлена связь между социокультурным кризисом и активизацией утопического мышления как потребности в компенсации духовных ориентиров личности;

- предложена и обоснована культурологическая модель рождающихся в период социокультурного кризиса художественных утопий, которые классифицированы как разновидность социальных утопий, главной особенностью которых является апелляция к целостному образному моделированию идеального мира;

- аргументирована важность культурологического подхода к изучению синтетических творческих концепций как возможности разработки интегратив-ных оснований искусствоведческой, музыковедческой, театроведческой и т. д. проблематики;

- предложено новое понимание синкретической модели художественного синтеза, основанной на преодолении утраты цельного восприятия мира на рубеже XIX -XX вв.;

- разработано понимание художественного синтеза конца XIX - начала XX в. как типа «кризисного мышления» (Е. Мурина), актуализировавшего синтез между различными видами искусств, в первую очередь между музыкой и живописью, и обусловившего рождение новых видов художественно-творческой практики;

- выявлены и проанализированы утопические модели художественного синтеза в теоретических концепциях таких крупных отечественных и зарубежных мастеров, как В. Кандинский, А. Шёнберг, А. Скрябин, в творчестве которых утопические миромоделирующие идеи художественного синтеза нашли наиболее законченное воплощение.

Теоретическая значимость диссертационного исследования связана с его научной новизной и состоит в утверждении важности интегративного культурологического подхода к изучению концепций художественного синтеза как результату стремления кризисного сознания к формированию миромоделиру-ющих утопических систем. Понимание художественного синтеза конца XIX -начала XX в. как типа «кризисного мышления» позволяет выявлять дополнительные возможности анализа художественных поисков периода социокультурных кризисов, связанные, в числе прочего, с глубинным стремлением теоретиков и творцов искусства к созданию новой символической художественной среды. Изученные утопические модели художественного синтеза помогают определять характер творческой деятельности в переломные периоды истории культуры.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут использоваться в научной и преподавательской деятельности, при чтении таких лекционных курсов, как «Теория и история культуры», «Культурология», «Теория и история искусства».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное изучению теорий художественного синтеза в контексте социокультурного кризиса, соответствует п. 1.3 «Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры», п. 1.18 «Культура и общество», п. 1.30 «Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции» паспорта специальности 24.00.01 - теория и история культуры (культурология).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Культура рубежа XIX -XX вв., рассматриваемая как переломный момент в истории (западной и отечественной), и характеризуемая как кризисное состояние общества оказала влияние на формирование утопического мышления, которое пыталось создать новые ментальные опоры средствами художественной практики.

2. Утопическое мышление в рамках культурологии выступает как потребность кризисного сознания в моделировании целостного образа нового мира, что более всего связано с возможностями искусства. Художественный синтез в эпохи кризиса культуры - это создание целостных утопических моделей, которые позволяют существенно уточнить миромоделирующие основания духовной и художественной культуры.

3. Художественный синтез представляет собой сложное многоплановое явление. Различные культурные эпохи актуализируют определенные модели синтеза. В условиях социокультурного кризиса востребованной оказалась синкретическая модель синтеза искусств. Решающее значение приобретает синтез различных видов искусств, в первую очередь, музыки и живописи. Потребность в художественном синтезе для выражения усложнившегося понимания мира приводит к рождению новых художественных явлений (абстрактная живопись, цветомузыка и др.).

4. Важнейшей особенностью изучаемой модели художественного синтеза явилась ее апелляция к созданию новой утопически-символической художественной среды. Ориентиром в поисках формирующих синкретическое художественное целое структур в изучаемое время явилась концепция Оезап^кш^шегк Р.Вагнера, которая, будучи результатом интеллектуальной и художественной рефлексии, обозначила новый этап в осмыслении искусства как «образа универсальной жизни» и легла в основу миромоделирующих утопических художественных концепций периода социокультурного кризиса конца XIX - начала XX вв.

5. Изучение важнейших концепций синтеза живописного и музыкального образов, разработанных в теоретических трудах и реализованных в художественной практике В. Кандинского и авторов альманаха «Синего всадника», а также А. Скрябина, позволяет говорить о качественно новом этапе в моделировании утопической художественной реальности эпохи кризиса культуры. Этот этап может быть охарактеризован как стремление к художественному и эмоциональному восприятию мира, результатом которого должен явиться цельный символический образ духовного Космоса, способный, в свою очередь, изменить утратившего духовные ориентиры человека эпохи новой машинной цивилизации.

Апробация результатов исследования:

1. По теме диссертации опубликовано шесть статей (в том числе три в двух журналах, входящих в перечень изданий ВАК при Минобрнауки РФ).

2. Основные положения диссертационного исследования излагались автором в выступлениях на научно-практических конференциях:

- XVIII научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета (22 апреля 2011 г.);

- на секции «Высшее культурологическое образование» в рамках VII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, Московский гуманитарный университет, 18-20 ноября 2010 г.);

- на секции «Высшее культурологическое образование» в рамках VIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, Московский гуманитарный университет, 17-19 ноября 2011 г.).

3. Материалы исследования внедрены в курс дополнительной программы для школьников по теории культуры, подготовленной кафедрой философии, культурологии и политологии ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

4. Диссертация прошла обсуждение и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры философии, культурологии и политологии ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» (протокол № 8 от 02.02.2012)

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Карманова, Юлия Сергеевна

Заключение

Конец XIX столетия поставил ряд новых вопросов, особенно в отношении художественной культуры, морали, религии. Это было связано с кризисом прежних оснований-и утратой ощущения целостности культуры, изменением типа личности, растворением возвышающих и обобщающих человеческое существование ценностей. Духовная пустота, утрата идеалов требовали компенсации. Поэтому в искусстве возрождается интерес к синтетическим произведениям, которые могли бы целостно в художественной форме воспроизводить окружающую действительность и наиболее полно воздействовать на все сферы человеческих чувств.

Проведенное диссертационное исследование показало, что социокультурный кризис определил рождение принципиально новых форм художественного синтеза, изучение которых представляет интерес не только с позиций эстетики и искусствознания, но и культурологии, так как позволяет ставить вопрос о закономерностях формирования глубинных пластов культурного сознания в переломные с точки зрения истории культуры эпохи.

Стремление к синтезу органично присуще миру художественной культуры. Человек всегда стремится во всех видах творчества выразить главное в своем отношении к миру. В художественной практике с глубокой древности обозначается, в числе прочего, тяга к созданию синтетических структур, апеллирующих к репрезентации смыслов и представлений, составляющих ядро миросозерцания той или иной культуры.

В эпоху социокультурного кризиса произошло формирование принципиально новой модели художественного синтеза. Эта модель может быть охарактеризована как синкретическая. Ее своеобразие связано с той глубинной фило-софско-эстетической рефлексией, которая явилась теоретической основой синтетических художественных поисков. Иными словами, в отличие от художественного синтеза предшествующих эпох, решающее значение во второй половине XIX - начале XX в. приобрели теоретические построения, осмысляющие значение новых синтетических форм и направлений художественного творчества. В диссертации обосновывается дополнение к широко распространенной классификации видов художественного-синтеза, предложенной Ю. Боревым. Касаясь синкретического синтеза, Ю. Борев связывает его в первую очередь с синтезом первобытным. Проведенное исследование показало, что тяга к синкретическим формам синтеза может на качественно новой основе возникать и в другие исторические эпохи, теперь уже как потребность компенсировать утрату цельного восприятия мира. Такой вариант художественного синтеза характерен для переломного времени второй половины XIX - начала XX вв., открывающего дорогу модернизму как эпохе в истории художественной культуры. Синкретизм в искусстве изучаемого времени возникает на основе теоретических предположений о новых функциях искусства, формирующих высшую, пронизанную духовностью реальность. Именно теоретические построения приобретают решающее значение в контексте синтетических исканий эпохи и требуют специального анализа в рамках интегративного культурологического знания.

Изучаемые теории художественного синтеза в диссертационном исследовании осмыслены как важнейший пласт утопического сознания своего времени. На основе имеющихся в научной литературе классификаций было показано место художественных утопий в системе культурного сознания эпохи, определены их специфические функции. Наряду с присущим и другим видам утопий функциям - критической, ценностно-ориентирующей, компенсаторно-психической, художественным утопиям свойственна миромоделирующая функция, обладающая важным для эпохи мировоззренческим, нравственно-эстетическим, социальным потенциалом.

В кризисные эпохи обозначается особая тяга к созданию утопий как попытка преодолеть болезненное переживание утраты прежних основ бытия, моделировать, в том числе и средствами искусства, образ нового мира. Характерными особенностями художественных утопий конца XIX - начала XX в. стали опора на важнейшие философские концепции времени, масштабность и синтетичность исканий, мессианско-теургическое начало. Этими идеями в той или иной степени пронизаны все важнейшие художественные явления рубежа веков от символизма - до различных направлений модернизма. Утопии," связанные с идеями духовного обновления мира на основе синтетического «соборного» художественного творчества, проходят красной линией через кризисную эпоху конца XIX - начала XX в. Однако именно теоретические концепции, разработанные крупнейшими представителями художественной культуры того времени, наиболее ярко обозначили специфические характеристики изучаемой утопической модели. Ее анализ показал место художественных утопий в периоды социокультурного кризиса, их идейный, мировоззренческий и социальный потенциал, их значение для развития новаторских форм художественного творчества.

Проблемы взаимодействия различных видов искусства в едином синтетическом произведении получили теоретическое обоснование в рамках различных направлений художественной культуры рубежа веков. Теории художественного синтеза стали воплощением нового мышления, которое приводило к рождению грандиозных художественных замыслов. Наибольшей масштабностью отличалась та линия синтетических поисков, которая развивала социальные утопии Р. Вагнера и стремилась через организацию новой художественной целостности к трансформации духовного состояния социума. Данная модель художественной утопии, в отличие от утопии мастеров модерна, базировалась на масштабных интеллектуальных и духовных основах. Благодаря новым творческим импульсам, стремлению к художественным экспериментам этот вид утопии оказался способным в период кризиса формировать в культурном сознании точки опоры, помогавшие преодолеть болезненное переживание бытия.

Кризис культуры, таким образом, определил особые черты художественных утопий рубежа веков. В основе модели художественной утопии лежали разрабатывавшиеся представителями идеалистической философии представления об особой теургической миссии искусства, о стремлении к идеалу Мистерии как высшей точке религиозно-философских и художественных исканий. Художественные утопии определили особый интерес эпохи к теориям синтеза как компенсации утраченных духовных оснований-бьгпиь В-этих условиях ре- — шающее значение приобрело стремление к синтезу пространственных и временных видов искусств, ибо, вступая в органическое взаимодействие, они воздействуют на различные органы человеческого восприятия. Эта идея легла в основу поисков представителей многих течений и направлений в художественной культуре рубежа веков. Пространственно-временной синтез наиболее полно реализовал утопические идеи периода кризиса.

В диссертации показано, что своеобразной точкой отсчета для большинства теоретиков художественного синтеза явилась разработанная во второй половине XIX в. концепция Оезап^кш^шегк (совокупного художественного произведения) Р. Вагнера. В противоположность интуитивному тяготению к художественному синтезу предшествующих эпох она, впитав опыт романтиков йенской школы, явилась результатом философско-эстетической рефлексии по поводу роли и возможностей искусства в процессе социального и духовного обновления общества. Вагнеровский синтез оказался первой столь масштабной попыткой обоснования и практической реализации нового синкретического по видовой принадлежности синтетического художественного целого, лег в основу утопической модели нового типа, апеллирующей к компенсации утраты в кризисную эпоху духовных оснований бытия.

В качестве наиболее значимых теорий художественного синтеза, реализовавших утопические представления о новом духовном искусстве, были проанализированы воззрения В. В. Кандинского, А. Шёнберга, А. Н. Скрябина. Для изученных концепций характерно стремление апеллировать на основе теургических и мистериальных идей к пространственно-временному синкретическому синтезу во имя достижения гармонии бытия.

Стержневой для понимания модели рождающихся в эпоху кризиса культуры утопических синтетических художественных поисков является теория В. В. Кандинского, на основе которой выдающийся живописец, в числе прочего, пришел к созданию абстрактного искусства. Ее анализ показал все уровни изучаемой модели художественного синтеза, место философских, теургических, психофизиологических поисков в системе формирования представлений о компенсаторной роли искусства в эпоху утраты духовного содержания бытия.

Изучение наследия В. В. Кандинского - как теоретического, так и живописного - показывает роль утопии в художественной культуре в период социокультурного кризиса. Формирование «новой духовности» стало возможным благодаря теоретическому осознанию роли художественного синтеза. В. В. Кандинский планомерно и кропотливо исследует творчество Р. Вагнера, ищет новые формы художественного творчества среди своих современников, организует вокруг себя единомышленников. Работа «О духовном в искусстве» позволяет говорить о рождении новой утопической модели синтеза, которая символически переносит реальный материальный мир в сферу Духа и позволяет соединить в одно целое эти пласты. Речь у В. В. Кандинского идет об особом эмоциональном посыле, который по силе воздействия превышает возможности всех существовавших ранее форм искусства.

В итоге культурологический подход к трудам В. В. Кандинского позволяет вскрыть болевые точки социально-культурного кризиса и проследить изменяющийся менталитет культуры в период сложных исторических изменений. Именно в такие эпохи, как показано в диссертационном исследовании, процессы взаимодействия и взаимовлияния различных видов искусств, преображения их в новое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих, протекают в культуре чрезвычайно активно, что подтверждает выдвинутую гипотезу о закономерном рождении феномена синтеза в эпохи социокультурного кризиса, связанных с утратой ментальных и духовных опор бытия.

Важной особенностью изученных процессов явилось формирование художника нового типа: система мировосприятия рубежной эпохи привела к слиянию философского осмысления мира и художественной практики и к рождению художника, осмысляющего себя как мессия, опирающегося на духовные ценности и несущего концентрирующее их новое искусство - цельное, гармоничное, возвышающее человека над повседневностью.

Подобное мировосприятие было связано с потребностью восстановить утраченную целостность личности через художественное осмысление мира. Массовизация и дегуманизация культуры привели к снижению творческого начала в социуме, падению интереса к художественной культуре в той форме, в которой она существовала. Именно поэтому, обращаясь к идеям синтеза, художники в первую очередь стремились помочь обществу обрести утраченную целостность постижения бытия через художественное воплощение идеально-духовного мира.

Создание синтетических произведений нового типа было опытом моделирования утопической художественно-образной реальности, пронизанной ми-стериальными и теургическими смыслами, в которой возможно достижение гармонии бытия. Синкретический синтез различных видов искусства переводил на уровень доступного эмоционально развитому человеку сложные теории фи-лософско-мистических доктрин. В период кризиса культуры концепции и творческая практика художественного синтеза были одной из важных форм компенсации утрачиваемого на глазах поколения духовного содержания бытия.

Проблемы взаимодействия различных искусств в едином целостном произведении получили теоретическое обоснование в различных направлениях и течениях художественной культуры рубежа веков, подхвативших романтическую традицию и опиравшихся на теоретические и музыкальные произведения Р. Вагнера. Идеи синтеза пронизывали работы символистов, представителей авангарда, были присущи создававшимся архитектурным ансамблям. Такой интерес был обусловлен поисками новых форм художественного творчества, которые были бы способны заменить существующие традиции и наполнить новым содержанием оставшиеся актуальными формы творчества. Подтверждением повышенного интереса к синтетическим произведениям стала выставка объединения «Синий всадник», идеологом которой был В. В. Кандинский. Многие, в Европе приняли новое искусство с воодушевлением, что придало ее создателям уверенность в правильности выбранного вектора развития художественной практики в сложившейся исторической ситуации.

В этих условиях синтез связывается с жизнетворчеством, преображением жизни, возможностью создания параллельных художественных миров. Творческие поиски величайших художников рубежной эпохи концентрируют в себе мысль об универсальности заложенных в них утопических идей. Изученные концепции В. В. Кандинского, А. Н. Скрябина, А. Шёнберга обобщают теоретические и художественные поиски, осмысляют синтез через возможности новаторских открытий в области искусства, через внутренние потенции самого художественного творчества, сквозь призму собственных переживаний и социального опыта. Именно В. В. Кандинский, А. Н. Скрябин, А. Шёнберг являются теоретиками идей синтеза, интерес к которому был связан с социокультурной ситуацией рубежа веков.

Исследование работ представителей художественной культуры рубежа веков позволяет не только обосновать значение культурологического подхода в изучении теоретических концепций синтеза, но и проследить эволюцию последнего на примере творческих экспериментов В. В. Кандинского и А. Н. Скрябина.

Как показано в диссертационном исследовании, перемещение стройной теории синкретического синтеза в идею совокупного художественного произведения, способного поднять эмоциональное восприятие на новый уровень познания духовного смысла бытия произошло в творчестве русского художника В. В. Кандинского. Сценарий его сценической композиции «Желтый звук», опубликованный на страницах альманаха «Синий всадник», позволяет теоретически обоснованной концепции художественного синтеза перейти к стадии ее художественного воплощения. Замысел сценической композиции свидетельствует о следующем уровне становления утопической модели синтеза. «Желтый звук» позволяет проследить пути преобразования философской рефлексии по поводу утопии Духовного, лучшего мира в -реальную художественную модель синтеза, предполагающую неразделенность, синкретичность искусства в целом, его неделимость на жанры и виды. В. В. Кандинский, таким образом, переводит теорию синтеза искусств на уровень ее воплощения, открывает возможность контрапунктного, диалогического сочетания средств выразительности в каждом из видов. Теоретические разработки В. В. Кандинского опережают последующие поиски в области новых форм художественного мышления.

Обращение к произведениям А. Н. Скрябина и А. Шёнберга в рамках диссертационного исследования позволило выделить еще один уровень развития синтетического искусства эпохи социокультурного кризиса. Оба представителя музыкальной культуры шли по пути органичного слияния звука и цвета с целью воплощения мистериальных идей. Их творчество является высшей точкой слияния теоретических поисков и практических экспериментов. Смелость их новаторских идей не могла не поражать современников, их художественные концепции не потеряли значение и теперь, в эпоху сложных поисков визуально-звукового синтеза в рамках новых направлений художественного творчества.

И В. В. Кандинский, и А. Шёнберг, и А. Н. Скрябин были на шаг впереди своих современников. В определенной степени они сумели предугадать тенденции развития мирового искусства в XX и XXI вв. Они видели в своем творчестве то лучшее, к чему должно стремиться современное им культурное сознание. Их деятельность пронизана глубоким осознанием неудовлетворенности существующими формами художественной культуры, пониманием необходимости вернуть искусство из визуально идеальных эстетических канонов в русло глубокого эмоционального переживания и внутреннего содержания, в котором отражались бы проблемы современной им культуры. Основанием творчества теоретиков синтеза было не спонтанное отрицание прошлого опыта, а изучение существующих правил живописи и музыкального письма, попытки дать им вторую жизнь в своем творчестве. Но, познав невозможность в сложившейся духовной ситуации вернуть общество в состояние гармоничности И ЛИЧНОСТНО----го самосовершенствования, художники и композиторы отказываются от наследия предшествующей художественной культуры в пользу новаторских форм искусства (абстрактная живопись, атональная музыка, сценические композиции и т. д.).

Культуру рубежа Х1Х-ХХ вв. необходимо рассматривать как переломный момент в истории западной и отечественной культуры. Столкновение духовно-нравственных идеалов с реальной жизнью повлияло на весь спектр культурных процессов. Происходит трансформация ценностных установок, культура лишается творческого импульса, вдохновения и способности создавать новые ментальные и духовные ориентиры. В рамках диссертационного исследования показано значение утопических поисков, родившихся на основе теорий художественного синтеза. Обоснованная в работе синкретическая модель художественного синтеза отразила специфические характеристики новых форм искусства.

Художественный синтез - это сложное многоплановое явление, все грани которого невозможно изучить в рамках одной работы. Различные культурные эпохи обращаются к определенным сторонам синтеза. В исследуемый период конца XIX - начала XX в. синтез искусств явился отражением кризисного художественного сознания и в качестве основной своей функции воспринимал стремление к новой утопически-символической художественной среде. Именно поэтому наиболее важным в рамках культуры исследуемого периода является синтез тех видов искусства, которые приобрели решающее значение в момент необходимости восполнения утраченных основ духовной части бытия.

Художественный синтез искусств, который кажется во многом нереальным даже с учетом современных достижений технического прогресса, стал своего рода гимном своей эпохи. Сегодняшнее состояние культуры заставляет исследователей внимательно изучать проблематику столетней давности. Именно поэтому изучение проблемы синтеза искусств остается актуальным й по сегодняшний день. Данное исследование призвано стать шагом как на пути анализа проблематики культуры рубежа XIX - начала XX в., так и сложной кризисной ситуации современности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Карманова, Юлия Сергеевна, 2012 год

1. Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века / И. А. Азизян. М. : Про-гресс-Традиция, 2001.

2. Аинс Ф. Реконструкция утопии / Ф. Аинс. М., 1999.

3. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства / А. А. Аронов. М. : Издво МГУК, 1995.

4. Асафьев Б. В. Об опере. Избранные статьи / Б. В. Асафьев. Л. : Музыка,1976.

5. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней / Ж. Базен. М., 1995.

6. Баталов Э. Я. В мире утопий. Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопическом эксперименте / Э. Я. Баталов. М., 1989.

7. Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи / С. П. Батракова.1. М., 1996.

8. Батракова С. П. Искусство и утопия / С. П. Батракова. М., 1990.

9. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма / А. Белый. М. : Искусство, 1994.

10. Белый А. Символизм и философия культуры / А. Белый // Символизм какмиропонимание. М., 1994.

11. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре / Н. А. Бердяев // Смыслистории М.: Мысль, 1990.

12. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX векаи начала XX века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре М. : Наука, 1990.

13. Бердяев Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М., 1990.

14. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. /1. Н. А Бердяев. М., 1994.

15. Берлиоз Г. Избранные письма / Г. Берлиоз // Концерты Рихарда Вагнера.

16. Музыка будущего: в 2 т. М., 1985.

17. Блок А. А. Собр. соч. : в 8 т. / А. А. Блок. M.-JL, 1963. Т. 8.

18. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм /

19. А. Б. Ботникова. Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2004.

20. Вагнер Р. О сочинении стихов и музыки / Р. Вагнер // Избранные работы.1. М. : Искусство, 1978.

21. Вагнер Р. Искусство и революция / Р. Вагнер // Кольцо Нибелунга. Избранные работы. М., 2001.

22. Вагнер. Р О сущности немецкой музыки / Р. Вагнер // Избранные работы.1. М. : Искусство, 1978.

23. Вагнер Р. Произведение искусства будущего / Р. Вагнер // Избранные работы. М. : Искусство, 1978.

24. Ванечкина И. JI. «Luce» луч, освещающий проблему гармонии позднего

25. Скрябина / И. JI. Ванечкина // Скрябин: человек, художник, мыслитель М. : ГМС, 1994.

26. Ванечкина И. JI. Куда скачет «Синий всадник»? / И. JI. Ванечкина // Музыкальная академия. 1994. № 1.

27. Ванечкина И. J1. От Вагнера к Скрябину: эволюция идей

28. Gesamtkunstwerk» / И. JL Ванечкина // Синтез в русской и мировой художественной культуре : матер, конф. М. : МГПУ, 2002.

29. Ванечкина И. JI. Синтез звука, света, архитектуры в «мистериальной»концепции А. Н. Скрябина / И. JI. Ванечкина // Свет и звук в архитектуре. Казань : КАИ, 1990.

30. Ванечкина И. JI. Скрябин, теософия, светомузыка / И. JI. Ванечкина // Современный Лаокоон: Эстетические проблемы синестезии. М. : Изд-во МГУ, 1993.

31. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Кандинский и Скрябин: мифы и реальность

32. И. Л. Ванечкина, Б. М. Галеев // Многогранный мир Кандинского. М. : Наука, 1998.

33. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Поэма огня: концепция светомузыкальногосинтеза А. Н. Скрябина / И. Л. Ванечкина, Б. М. Галлеев. Казань : Изд-воКГУ, 1981.

34. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка / В. В. Ванслов Л.:1. Художник РСФСР, 1983.

35. Ванслов В. В. Об эстетической концепции Рихарда Вагнера / В. В.

36. Ванслов // Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории. М., 1983.

37. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры / А. Вебер // Культурология. XX век : антология. М., 1995.

38. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер. СПб.,1998.

39. Вебер М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Самосознаниекультуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М. СПб., 2000.

40. Веберн А. фон. Лекции о музыке. Письма / А. Веберн. М., 1975.

41. Взаимодействие и синтез искусств : сб. ст. / под редакцией Д. Д. Благого,

42. Б. Ф. Егорова и др. Л., 1978.

43. Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга / Н. О. Власова. М., 2007.

44. Воеводина Л. Н. Мифология и Культура / Л. Н. Воеводина. М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2002.

45. Вольф В. Рихард Вагнер / В. Вольф. М. : Музыка, 1987.

46. Галеев Б. М. Проблемы синестезии в эстетике / Б. М. Галеев // Современный Лаокоон: эстетические проблемы синестезии. М. : Изд-во МГУ, 1992.

47. Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств / Б. М. Галеев. М. :1. Знание, 1982.

48. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера три мира : пер. с нем. /

49. Г. Галь. М.: Радуга, 1986.

50. Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века / Р. А. Галь- ~цева. М., 1992.

51. Гартман А. Об анархии в музыке / А. Гартман // Синий всадник / под ред.

52. В. Кандинского и Ф. Марка. М. : Изобразительное искусство, 1996.

53. Герман М. Василий Кандинский. 1866-1944 / М. Герман. М., 2002.

54. Горохов В. Г., Степин В. С. Философия науки и техники / В. Г. Горохов,1. В. С. Степин. М., 1995.

55. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века / Б. Л. Губман.1. Тверь, 1997.

56. Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М., 1994.

57. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии /

58. Э. Гуссерль // Культурология. XX век : антология М., 1995.

59. Давыдов Ю. Н. Социология контркультуры / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская. М., 1980.

60. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский М. : Мысль,1991.

61. Демиденко Ю. Б. Художники на Башне / Ю. Б. Демиденко // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб. : Филологич. ф-т СПбГУ, 2006.

62. Зеньковский В. В. История русской философии : в 4 т. / В. В. Зеньковский. Л., 1991.

63. Зиммель Г. Философия культуры : в 2 т. / Г. Зиммель. М., 1996.

64. Иванов Вяч. Кручи. О кризисе гуманизма / Вяч. Иванов // Родное и вселенское. М., 1994.

65. Ионин Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М., 2000.56

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.