Традиции и новации инвариантных составляющих музейной экспозиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат наук Лермонтова, Елена Николаевна

  • Лермонтова, Елена Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.03
  • Количество страниц 212
Лермонтова, Елена Николаевна. Традиции и новации инвариантных составляющих музейной экспозиции: дис. кандидат наук: 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. Санкт-Петербург. 2018. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лермонтова, Елена Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Феномен экспонирования в музеологическом дискурсе

1.2. Формирование процесса коммуникации в пространстве

музейной экспозиции

1.3. Феноменологический анализ музейной среды

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВАРИАНТНОСТИ

2.1. Методология научного проектирования музейной экспозиции

и принципы ее художественной организации

2.2. Сущность инвариантности в контексте музейной экспозиции

ГЛАВА III. МОРФОЛОГИЯ ИНВАРИАНТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

3.1. Анализ структуры актуальной экспозиционно-выставочной

практики

3.2. Инновационные аспекты инвариантных составляющих

музейной экспозиции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I. Альбом иллюстраций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции и новации инвариантных составляющих музейной экспозиции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном мире широко стоит проблема идентификации членов общества. ИТ-технологии и технологический прогресс в целом, урбанизация, технологизация - факторы, присущие обществу XXI века, - активно внедряются в жизнь отдельного человека и влияют на мировое сообщество, затрагивая также культурное пространство. Однако для актуального информационного общества ведущим выступает не только тотальное поглощение и стандартизация процессов культуры, но и приоритет индивидуальности и самоидентификации.

Культура становится важнейшим направлением в развитии человека, фактором устойчивого развития общества. Неслучайно, итальянский исследователь глобальных моделей развития человечества А. Печчеи был озабочен сохранением, даже «спасением» культурного наследия в подтверждение уважения к тем, кто уже ушел из этого мира, так и к тем, что придет позже, подчеркивая необходимость выработки новых подходов и решению этой проблемы1.

Актуальной тенденцией современной науки стали взаимосвязь и взаимопроникновение культур, а также межкультурная коммуникация. Понимая самобытность каждого фрагмента лоскутного одеяла поликультурного мира, принимая и уважая это своеобразие, сохраняя себя, общество выдвигает актуальную платформу устойчивого развития - межкультурный диалог в глобальном контексте. Сообразно с этим в России появляется ряд ключевых документов, регулирующих процессы культурного развития и утверждающих необходимость расширения доступа к культурному наследию нашей страны -

1 Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 302 с.

«Основы государственной культурной политики» , «Стратегия развития государственной культурной политики в период до 2030 года» , а также сопряженные с указанными документами федеральные целевые программы.

Кроме того, на заключительной стадии находится подготовка «Концепции развития музейного дела в России до 2030 года», среди стратегических задач которой указывается количественное и качественное увеличение выставочных проектов музеев.

Сама культура становится предметом исследования самых разнообразных наук, таких как культурология, искусствоведение, история, социология, педагогика и пр. В фокусе внимания современной культурологии - культурная интеграция, где культурная картина мира охватывает различные процессы и явления.

Одним из явлений культуры, активно изучаемых на протяжении нескольких десятилетий, остается музей. Он, будучи культурной формой, служит инструментом представления, позиционирования национальной культуры на международной арене, трансляции социального опыта и снятия социальной напряженности. Подобные процессы развиваются в недрах музейной экспозиции, важнейшем элементе музейной коммуникации, выделяющей музей из ряда других социокультурных институтов.

Неслучайно в аналитический срез годовой федеральной программы статистического наблюдения «Сведения о деятельности музея» (форма 8-НК) попадает информация о количестве музейных выставок и экспонируемых предметов во всех формах.

Как показывает «Ежегодник о состоянии культуры в Российской Федерации в цифрах «Статистика культуры 2016»4 на протяжении последних семи лет с 2009

Основы государственной культурной политики // Министерство культуры Российской Федерации URL: http://mkrf.ru/info/foundations-state-cultural-policy/ (дата обращения: 10.06.2016).

Стратегия развития государственной культурной политики в период до 2030 года // Министерство культуры Российской Федерации. URL: http: //old.mkrf.ru/open-ministry/public-discussions/strategy-cultural/?t=sb (дата обращения: 10.06.2016).

по 2016 гг. значительно выросла посещаемость российских музеев, в том числе вследствие усиления экспозиционно-выставочной деятельности.

В музее процесс коммуникации выстраивается по правилам, обусловленным спецификой института музея. Так, в соответствии с концепцией экспозиции вырабатывается определенная культурная стратегия, благодаря которой не дается единственно возможный образ, а задействуется мышление посетителей музея. За счет репрезентативности музейных предметов перед публикой открывается широкий смысл явлений или событий, предстающих на экспозиции.

Антиномия в качестве системообразующего начала присуща музею. Призванный сохранять, этот культурный институт нацелен дешифровать и популяризировать знание о прошлом. В музееведческой науке трансформируется понятия о музее, культурном наследии. В культурном пространстве появляются учреждения музейного типа, различные культурно-просветительские центры, перенимающие исконно музейные методы работы, и в первую очередь экспозиционно-выставочную деятельность. Подобные учреждения более эластичны, чувствительны к запросам публики, лояльны к нововведениям, тогда как музей выступает флагманом культуротворчества и аксиологическим стандартом для всего общества.

В связи с этим, принимая во внимание эволюцию коммуникативной парадигмы и переход к экранной или визуальной культуре, появляется необходимость дескриптивного анализа и создания определённого конструкта применения современных информационных технологий в музейной экспозиции.

С этим сопряжены вопросы формирования инфосферы постиндустриального общества или общества «третьей волны», наделяющего социальную память широтой и активностью5. Инициированный «второй волной» общественного развития музей в новых условиях воспринимается как культурно -информационный центр, призванный за счет отбора, сохранения и представления

4 Статистика культуры 2016: ежегодник о состоянии культуры в Российской Федерации в цифрах. М., 2017. С. 31.

5 Тоффлер Э. Третья волна. М., 2010. 759 с.

музейных предметов раскрывать, актуализировать и передавать социальную память. Однако для того, чтобы данный процесс был успешным, методы интерпретации и передачи музейной информации должны соответствовать действительности.

Начиная с мусейонов Древней Греции и заканчивая организацией первых публичных музеев в Европе, а позже и России, формы презентации материалов коллекций и собраний диверсифицировались.

Появление новых технических средств коммуникации, включая мультимедиа, опирающейся на взаимодействие визуальных и аудиоэффектов на основе интерактивного программного обеспечения и объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в едином цифровом представлении6, т.е. всего того, что может помочь посетителю воспринять информацию, транслируемую посредством музейной экспозиции, подтолкнуло специалистов к осмыслению данного феномена.

Музейная практика, в том числе в части применения различных информационно-коммуникативных технологий, развивается стремительными темпами. Однако существуют определенные константы, выступающие системообразующим началом в музейной экспозиции, тогда как формы и методы экспонирования могут быть различными.

В данном исследовании для выявления и анализа констант вводится понятие инвариантности, часто встречающееся в точных науках и лингвистике. Имея широкое значение, понятие раскрывается более узко в конкретной области применения. Тем не менее известна этимология слова «инвариантность», восходящего к французскому «invariant», что в переводе означает «неизменный». Под инвариантностью мы понимаем неизменяемость по отношению к внешним воздействиям, безотносительность к любым проявлениям извне.

6 Основные понятия и определения прикладной интернетики // Словари. Глоссарии.

Справочники. Энциклопедии. URL: http://www.perfekt.ru/dictionaries/netica.html (дата обращения: 16.09.2016).

Осмысление опыта экспозиционно-выставочной практики показывает наличие следующих инвариантных составляющих: в основе экспозиции -музейный предмет, преобразующийся в экспонат, предметно-пространственная композиция, коррелирующая с экспонатом, и идея (концепция), положившая начало созданию экспозиционного пространства и расположению предмета в нем.

Морфологически инвариантные составляющие музейной экспозиции можно осмыслить с позиций инновации и традиции. Соответствие критерию соотношения предмета, пространства и идеи (концепции) на основе изменившейся методологии экспозиции, вбирающей в себя сценографические тенденции (единый образ) и информационные технологии (интерактивность), послужит решению задачи создания актуальной музейной экспозиции или выставки, ее влияния на личность посетителя и культурную среду в целом. Степень разработанности проблемы.

Проблема генезиса музейной экспозиции как особой информационной системы, которая отражает явления культурно-исторического, художественного и творческого процессов рассматривалась авторами неоднократно. Некоторые, в связи с активным развитием современных информационных технологий, уделяли внимание и использованию аудиовизуальных и интерактивных технологий в экспозиции. Несмотря на то, что музееведение (музеология) - относительно молодая научная дисциплина, - в последнее время появляется все больше исследований, направленных на изучение феномена музейного экспонирования в различных плоскостях.

Культурологическую основу исследования составили работы

7 Я 0 10

М.М. Бахтина7, М.А. Ариарского8, С.Н. Иконниковой9, М.С. Кагана10,

11 19

Э. Кассирера , Э. Тоффлера .

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 444 с.

о

Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 2001. 288 с.

9 Иконникова С.Н. «Великолепная мозаика» как прогноз мультикультурализма // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. СПб., 2007. С. 66-69.

10 Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 204 с.

11 Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т. Т. 1: Язык. СПб., 2002. 272 с.

Общие сведения о терминологическом аппарате музееведения были почерпнуты из учебной и научно-справочной литературы, поскольку наличие подобного вида источников позволяет судить о развитии представлений о сущности экспонирования как одной из важных доминант практической деятельности музея и основы компетенций специалиста - музееведа.

Широкий спектр дефиниций музейной экспозиции предложен Л.М. Шляхтиной, Э.А. Шулеповой, Т.Ю. Юреневой, М.Е. Каулен, А.А. Сундиевой, С.И. Сотниковой, И.Г. Романычевой и др. Издание «Основы

13

советского музееведения» , вышедшее в свет в 1955 году, отталкивается от практики музейного дела. В его статьях, посвященных музейной работе, не дается привычного для современного музееведа определения музейной экспозиции. Однако упор делается на то, что в практическом выражении музейной деятельности - музейной экспозиции - ключевым элементом выступает музейный предмет. Тем самым подчеркивается ведущая роль музейного предмета как свидетельства факта или явления в жизни общества.

В 1964 году А.И. Михайловская14, охватывая и детально анализируя на множестве примеров самые мельчайшие подробности сложного процесса рождения музейной экспозиции, предлагает рассматривать музейную экспозицию лишь как совокупность предметов, отобранных и представленных в соответствии с определенной системой.

На протяжении последующих пятидесяти лет в связи с необходимостью подготовки квалифицированных музейных кадров и укреплением позиций музееведения как науки авторы в большей или меньшей степени предлагают объемное представление о музейной экспозиции с учетом актуальных тенденций музейной практики второй половины XX - начала XXI вв. Особого внимания среди них заслуживают работы К.Г. Левыкина и В. Хербста15; И.Г.

12 Тоффлер Э. Третья волна. М., 2010. 795 с.

13

Основы советского музееведения. М., 1955. С. 241.

14 Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964. С. 4.

15 Музееведение: Музеи исторического профиля. Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М., 1988. 430 с.

Романычевой16; Э.А. Шулеповой17; Т.Ю. Юреневой18; Л.М. Шляхтиной19; С.И. Сотниковой20; М.Е. Каулен21, А.А. Сундиевой22.

В начале 2000-х гг. наблюдается широкое распространение многочисленных музееведческих изданий в тех регионах, где появляются центры изучения музейного дела и охраны памятников истории и культуры. Среди них книга

23

«Музейная и выставочная работа» 2010 года, в которой приводится наиболее полное, с нашей точки зрения, определение музейной экспозиции и во многом и повсеместно дублируемое в региональной учебной литературе. Именно поэтому подобные работы были выведены за скобки данного исследования.

Следует отметить, что наиболее общее определение музейной экспозиции предложено авторским коллективом «Словаря музейных терминов»24, высвечивающее базовые компоненты музейной экспозиции в современном понимании. Прежде всего музейная экспозиция - предметно-пространственная система, далее (что важно для исследования) - информационно-коммуникативная система, основанная на подлинных музейных предметах и др. материалах, которые объединены определенной научной и художественной концепцией25.

Приведенная выше дефиниция обрела свою форму под влиянием не только музееведческой практики, но и теоретических размышлений и предшествующих публикаций.

Философскую канву настоящего исследования помогли выстроить работы Н.Ф. Федорова, одним из первых представившего музей как модель мира, модус

16 Романычева И.Г. Музейное дело. Л., 1983. 59 с.

17

Основы музееведения. М., 2013. 432 с.

18

Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб. для студентов гуманитар. специальностей вузов. М., 2004. 558 с.: ил.

19 Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. М., 2005. 183 с.

20

Сотникова С.И. Музеология: пособие для вузов. М., 2004. 192 с.

21

Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М., 2012. 430 с.

22

Музейное дело России. Под общ. ред. Каулен М.Е. и др. М., 2003. 676 с.

23

Давлет-Кильдеева Н. Г. Музейная и выставочная работа. СПб., 2010. 207 с.

24

Словарь музейных терминов // Российская музейная энциклопедия URL: http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp740 (дата обращения: 25.02.2015).

25 Там же.

отношения к прошлому и средство формирования мировосприятия. За основу были взяты два программных произведения - «Музей, его смысл и назначение»26

27

и «Выставка 1889 года...» . В их тексте сконцентрирован фундаментальный принцип музееведческой науки, сводящийся к музейной потребности, выраженной в отборе, хранении, изучении, презентации фрагментов историко -культурного наследия через предмет. Предмет, выступающий символом, наделенным информацией, связывает прошлое с настоящим, транслируя опыт поколений, актуализирующийся музейной средой.

В 60 - 70-е гг. другой русский философ и культуролог М.М. Бахтин

28

обратился к теории текста и коммуникации . Философские основания его риторики высвечивают общий социальный механизм единства и единения, сохранения социальной памяти, приобщения к историко-культурному наследию, межкультурной коммуникации - все то, к чему обращался Н.Ф. Федоров в начале XX века.

Преломляя наследие М.М. Бахтина в области литературоведения к пониманию сущности экспозиционно-выставочной деятельности музея, мы представляем музейную экспозицию как текст, как знаковую систему, в которую заключены культурные коды с социально значимой информацией. Диалогичность, присущая музейной экспозиции, позволяет посетителю музея оценивать предложенный ему текст и актуализировать зашифрованную в экспонатах информацию в различных социокультурных контекстах.

Данное утверждение соответствует положениям, глубоко раскрытым в профессиональной литературе 70-х гг. XX века, основанной на теории музейной коммуникации, полноправно входящей в теоретическое музееведение в указанный период времени.

В рамках такого понимания проблемы исследователи рассматривают музейную экспозицию как форму музейной коммуникации. В своей диссертации

26 Федоров Н. Философия общего дела. М., 2008. 750 с.

27

Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Музееведческая мысль в России XVШ-XX

веков. М., 2010. С. 338-351.

28

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 444 с.

М.Н. Чеснокова прослеживает эволюцию музейной экспозиции как знаковой системы. В центре внимания исследователя оказался информационно -семиотический подход, в рамках которого культура рассматривается как семиотический процесс. Таким образом, способность музейной экспозиции хранить, транслировать и порождать информацию сопряжена с развитием

30

культуры и общекультурными тенденциями. Ранее А.Ю. Волькович представила музейную экспозицию как семиотическую систему, входящую в семиосферу культуры.

Интерес к феномену «языка музея» появился еще на рубеже 1920-х - 1930-х годов. В 1968 году канадским музеологом Дунканом Ф. Камероном было введено понятие музейной коммуникации. Разные грани музейной коммуникации

31

рассматриваются в диссертационных работах М.Б. Гнедовского ,

-5 Л -5-5 -5Д -5 С

B.C. Плохотнюка , Г.П. Сергеевой , Б.Б. Пономарева , О.С. Сапанжи и др., а также в работах отечественных исследователей В.П. Арзамасцева36,

-5'7 "5 О -5Q Д(\

В.М. Грусмана , А.М. Эфроса и иностранных - А. Вьель , В. Сулье и др.

29

Чеснокова М.Н. Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы: Дис. ... канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 2010. 163 с.: ил.

30

Волькович А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: Дис. ... канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 1999. 192 с.

31

Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты: Дис. в виде научного доклада ... канд. ист. наук: 17.00.07. М., 1994. 18 с.

32

Плохотнюк B.C. Семиотические проблемы исторического знания и музейной коммуникации: Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. Ростов-на-Дону, 2000. 231 с.

33

33 Сергеева Г.П. Семантическая структура музейной экспозиции: цикл и цикличность: Дис. . канд. культурол. наук: 24.00.03. СПб., 2001. 175 с.

34 Пономарев Б.Б. Музей как коммуникационная система: проблемы гармонизации историко-культурного и информационно-деятельностного компонентов: Дис.... канд. культурологии: 24.00.03. Краснодар, 2002. 225 с.

35

Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: Дис. ... канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 2005. 217 с.

36 Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // На пути к музею XXI века. М., 1989. С. 35-49.

37

Грусман В.М. Реализация культурно-исторической направленности деятельности музеев в обществе XXI века // Этносоциум и межнациональная культура. 2007. № 6. URL: http://etnosocium.ru/grusman-v-m-realizatsiya-kulturno-istoricheskoi-napravlennosti-deyatelnosti-muzeev (дата обращения: 06.03.2015).

Различные аспекты экспозиционно-выставочной деятельности, в том числе в рамках развития теории музейной коммуникации, предложены отечественными исследователями М.Т. Майстровской41, В.М. Грусманом42, Е.Н. Мастеницей43, Л.М. Шляхтиной44, Т.П. Поляковым45, Т.Ю. Юреневой46, Н.А. Никишиным47, А.Б. Закс48, Л.И. Скрипкиной49 и др.

Тему музейной экспозиции как средства межкультурной коммуникации можно проследить по работам В.Ю. Борева50, Е.В. Волковой51, Е.А. Воронцовой52, Ж. Даваллона53, Ф. Хаскелла54.

38

Эфрос А.М. Экспозиция // Музееведческая жизнь в России XVIII-XX веков. М.: Этерна, 2010. С. 708-731.

39

Viel А. L' objet dans tous ses états . mot / musée / motion // L' objet de la muséologie. Neuchâtel: 2005. P. 57-58.

40 Soulier V. Problématiser en muséologie : quels paradigmes sous-jacents? // Approches inductives: Travail intellectuel et construction des connaissances, vol. 1. 2014. №1. Pp. 210-238.

41 Майстровская М. Музейный образ поиски и находки (экспозиционное искусство 90-х годов) // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. М., 1999. С. 198-208; Майстровская М.Т. Музей как объект культуры: искусство экспозиционного ансамбля. М., 2016. 678 с.

42

Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи. СПб., 2007. 267 c.

43 Мастеница Е.Н. Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса / Е.Н. Мастеница // Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее: Материалы междунар. Научно-практ. конф. Пермь, 1999. С. 18-23.

44 Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. М., 2005. 183 с.

45 Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации: Сб. науч. тр. М., 1987. С. 44-53.

46 Юреева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. 558 c.: ил.

47

47 Никишин Н. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. М., 1999. С. 23-32.

48

Закс А.Б. Методика экспозиционной работы в краеведческом музее // Очередные задачи перестройки краеведческих музеев. М., 1950. С. 215-218.

49 Скрипкина Л.И. Современные методологические подходы к интерпретации истории в музейных экспозициях // Исторические концепции региональных музеев в постсоциалистический период. СПб., 2009. С. 151-163.

50 Борев В.Ю. Культура и массовая коммуникация. М., 1986. 301 с.

51 Волкова Е.В. Зритель и музей. (Понимание и объяснение, сопереживание и созерцание). М.: Знание, 1989. 63 с.

52

Воронцова Е.А. Музей как базовый элемент информационной инфраструктуры исторической науки // Диалог со временем. 2014. № 49. С. 163-189.

Среди методологических основ данного исследования ведущую роль играет теория музейной коммуникации, которая с момента своего теоретического обоснования в 1960-е гг. шагнула далеко вперед. В соответствии с новой культурной парадигмой информационного общества музеологами была предложена иная концепция понимания музейной экспозиции - как дискуссионной площадки. Среди них были представители одного из крупнейших с начала 1990-х гг. музеологического центра - Школы музейных исследований Лестерского университета в Великобритании (С. Пирс55, Э. Хупер-Гринхилл56,

57

Р. Сандэлл ), - занимавшиеся не только критическим осмыслением музейной практики, но и формированием новых подходов к социальным задачам, стоящим перед музеем XXI века.

Музеографические аспекты представлены в трудах В.П. Грицкевича58, И.В. Саверкиной59, И.И. Сальниковой60 и др.

Одним из важных источников по изучению практики музейного экспонирования и ее теоретических основ служат периодические издания. Для данного исследования особый интерес представляли статьи разных лет в журналах «Museum», «Советский музей», «Publics et Musee», повествующие о музейной архитектуре, дизайне, восприятии посетителей и аксиологии музейного предмета.

Специфика музейной архитектуры, проектирования выставочных залов была выявлена благодаря профессиональной литературе. К подобному вопросу

53

Davallon J. Le musée est-il vraiment un média? // Publics et Musées. 1992. №2. Pp. 99-123.

54 Haskell F. Le Musée éphémère : les maîtres anciens et l'essor des expositions. Paris, 2002. 261 p.

55 Pearce S. Interpreting Objects and Collections. London - New York. 1995. 360 p.

56 Hooper-Greenhill E. Museums and the Interpretation of Visual Culture. London - New York. 2000. 216 p.

57 Sandell R. Museum, Society, Inequality. London - New York. 2002. 292 p.

58

Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб., 2004. 408 c.

59 Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России. СПб., 2004. 207 c.

60 Сальникова И.И. Государственное и частное собирательство произведений русского искусства в России в XVIII - первой половине XIX века // Памятники культуры: новые открытия. 1997. М., 1998. С. 336-350.

обращались Н.М. Гусев61, М.Т. Катернога62, Е.А. Розенблюм63, Р.С. Фаерштейн64 и другие авторы.

Говоря о постройках музейного назначения и о музейной архитектуре в целом, автор обращается к уникальному архивному источнику - запискам Л.В. Свиньиной, дочери В.В. Свиньина, - автора приспособления Михайловского дворца под музейные нужды и создателя специализированного здания для размещения Этнографического отдела Императорского Русского музея (ныне Российский этнографический музей). Указанный источник введен в научный оборот.

В настоящий момент музейная практика опережает музейную теорию. Технический прогресс не стоит на месте, появляется новейшее мультимедийное оборудование, которое все чаще используется при построении музейных экспозиций или выставок. Эмпирика дает толчок к развитию теории. Так, появляются кандидатские диссертации, занимающиеся проблемами мультимедийной составляющей музея, а также аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере. Целью своего исследования Е.Д. Еременко поставил комплексное изучение специфики и форм аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере.65 Автор совершил попытку классифицировать виды аудиовизуальных средств и материалов в музее и описать возможности аудиовизуальной коммуникации в экспозиционно-выставочной деятельности музея.

Мультимедиа как феномен современного социокультурного пространства репрезентуется в докторской диссертации О.В. Шлыковой «Социокультурная природа мультимедиа»66, где мультимедиа представляется как вид деятельности, в

61 Гусев Н.М. Световая архитектура. М., 1973. 248 а

62 Катернога М.Т. Архитектура музейных и выставочных зданий. Киев, 1952. 124 а

63 Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М., 1974. 176 а

64 Фаерштейн Р.С. Экспозиция: проектирование и практика. М., 1990. 31 а

65 Еременко Е.Д. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере: Дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.03. СПб., 2000. 205 с.

66 Шлыкова О.В. Социокультурная природа мультимедиа: Дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. М., 2004. 307 с.

которую вовлекаются субъекты мультимедиа. Однако вопрос взаимодействия мультимедиа и музейной экспозиции в данном исследовании не рассматривается.

Н.Н. Заславец определяет место информационных технологий в экспозиции музея исторического профиля, разрабатывает общие правила и приемы целесообразного использования их в музейном проектировании67. Автор изучает влияние современных информационных технологий на развитие музейного проектирования, но не уделяет внимания восприятию мультимедийного продукта посетителем.

Различные аспекты воздействия на восприятие человеком тех или иных мультимедийных технологий освещаются А.В. Крапивенко68. В данной работе внимание исследователя сфокусировано на физиологической составляющей процесса восприятия и влияние тех или иных технических средств на ощущения испытывающего мультимедийный продукт. А.В. Крапивенко предлагает рекомендации по отбору технологий для достижения желаемого результата.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лермонтова, Елена Николаевна, 2018 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники.

1. Декларация Комитета министров Совета Европы «"Белая книга" по межкультурному диалогу» от 7 мая 2008 Министерство иностранных дел Российской Федерации. - 2009 г.

2. ГОСТ Р 8.586 - 2001 «Рекомендуемые уровни освещенности для экспонатов в зависимости от их светочувствительности», «Допустимые уровни освещенности и безопасное время экспозиции музейных и галерейных экспонатов» (CIE 157:2004).

3. Кодекс музейной этики [Электронный ресурс] / Министерство культуры Российской Федерации: официальный сайт. - Электрон. дан. - М., б. г. -Режим доступа: http://mkrf.ru/culture-workers/proff-jetika/detail.php?ID=286800. - Загл. с экрана.

4. Программа для собирания этнографических предметов. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Этногр. отд. Русского музея, 1903. - 51 с.

5. РЭМ. Научный архив. Ф. 21. Оп.1. Ед. хр. 3. Ч.1.

II. Литература.

6. Александрова Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М.М. Бахтина / Р.А. Александрова. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1995. -171 с.

7. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции /

B.П. Арзамасцев // На пути к музею XXI века. - М.: НИИ культуры, 1989. -

C. 35-49.

8. Ариарский М.А. Культура созидания / М.А. Ариарский, Н.В. Буров - СПб.:

Президентская библиотека, 2014. - 646 с.

9. Ариарский М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. - Изд. второе, испр. и доп. - СПб.: Эго, 2001. - 288 с.

10.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Архейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

11.Аудстен ден Ф. Экспозиция как театр / Франк ден Аудстен // Museum. -1995. - № 185. - С. 14-20.

12.Банди М.Л. МОМА: первый музей кино в США / Мэри Ли Банди // Museum.

- 1995. - № 184. - С. 26-23.

13.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / Л.М. Баткин. - М.: Наука, 1978. - 199 с.

14.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.

15.Бенеш Й. Восприятие в музеях как особое средство общения / Йозеф Бенеш.

- М., 1968. - 11 с.

16.Березин А. Методы составления тематического и экспозиционного плана / А.Березин // Советский музей. - 1939. - № 8. - С. 20-30.

17.Берлин. Май [Электронный ресурс] / РОСФОТО. - Электрон. дан. - СПб., б.г. - Режим доступа: http://rosphoto.org/interactive-museum/berlin-may/in.ro sphoto. org/virtual-museum/interactive/museum/berlin-may/index.html.

- Загл. с экрана.

18. Берлин. Май 1945 [Электронный ресурс] / Военно-медицинский музей. Музей медицины России и военно-медицинской службы. - Электрон. дан. -СПб., б.г. - Режим доступа:

http://milmed.spb.ru/index.php/component/content/article?id=637. - Загл. с экрана.

19.Богатырев Е.А. Музей как социокультурный феномен современного российского мегаполиса : автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. -СПб., 2011. - 24 c.

20.Бодрийяр Ж. Система вещей / Жан Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1995. - 168 с.

21.Борев В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев. - М.: Наука, 1986. - 301 с.

22.Василий Васильевич Голицын [Электронный ресурс] / В.О. Ключевский. Русская история: Полный курс лекций. Лекция 58 (начало). - Электрон. дан.

- М., б.г. - Режим доступа: http://rushist.com/index.php/russia/1978-golitsyn-vasilij-vasilevich. - Загл. с экрана.

23.Вертинский Н. Задачи массовой работы музеев / Н. Вертинский // Советский музей. - 1938. - № 6. - С. 19-24.

24.Волкова Е.В. Зритель и музей. (Понимание и объяснение, сопереживание и созерцание) / Е.В. Волкова. - М.: Знание, 1989. - 63 а

25.Волькович А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: Дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / А. Ю. Волькович. - СПб., 1999. - 192 с.

26.Воронцова Е.А. Музей и историческая наука в информационном поле / Е.А. Воронцова // Современные тенденции развития музеев и музееведения: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Автограф, 2014. -С. 56-62.

27. Воронцова Е.А. Музей как базовый элемент информационной инфраструктуры исторической науки / Е.А. Воронцова // Диалог со временем. - 2014. - № 49. - С. 163-189.

28.Воронцова Е.А. Музейное источниковедение / Е.А. Воронцова // Очерки по теории и истории культуры. - М.: Летний сад, 2014. - С.81-86.

29.Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2008. - 349 с.

30.Гадицкий Р.В. Аура и атмосфера в художественном восприятии / Р.В. Гадицкий // Художественная аура: истоки, восприятие, мифология / отв. Ред. О.А. Кривцун. - М.: Индрик, 2011. - С.405 -426.

31. Герасименко Е.Е. Музей в институционализации социальной памяти: Дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / Е.Е. Герасименко; СПбГУКИ. - СПб., 2012.

- 199 с.

32.Гершкович З.И. Онтологические аспекты произведения искусства / З.И. Гершкович // Творческий процесс и художественное восприятие. - М.: Наука, 1978. - С. 44 - 65.

33.Гибсон Д.Д. Экологический подход к зрительному восприятию / Д.Д. Гибсон; пер. с англ. Т.М. Сокольской; Общ. ред. и вступ. ст.

A.Д. Логвиненко. - М.: Прогресс, 1988. - 461 с.

34.Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты: Автореф. дис. ... канд. ист.наук: 17.00.07 / М.Б. Гнедовский. - Рос. ин-т культурологии. - М., 1994. - 18 с.

35.Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы / М.Б. Гнедовский // Музееведение. Музеи мира. - М., 1991. - С. 144 - 158.

36.Гнедовский М.Б. Проектирование экспозиции / М.Б. Гнедовский // Советский музей. - 1988 - № 1 (99) - С. 32-34.

37.Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации / М.Б. Гнедовский // Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989. - С. 199-222.

38. Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре / Г.А. Голицын. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. - 304 с.

39.Грицкевич В.П. История музейного дела (до конца ХУШ века): автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.03 / В.П. Грицкевич. - СПб, 2003. - 34 с.

40.Грицкевич В.П. История музейного дела в новейший период (1918-2000) /

B.П. Грицкевич; С-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2009. - 152 с.

41.Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века / В.П. Грицкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2004. - 408 с.

42.Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи: автореф. дис. ... д-р. пед. наук: 13.00.05 / В.М. Груман. - СПб., 2007. -36 с.

43.Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи / В.М. Грусман. - СПб.: ООО «Деловая полиграфия», 2007. - 267 с.

44.Грусман В.М. Реализация культурно-исторической направленности деятельности музеев в обществе XXI века [Электронный ресурс] / В.М. Грусман // Этносоциум и межнациональная культура. 2007. № 6. -Электрон. дан. - М., б.г. - Режим доступа: http://etnosocium.ru/grusman-v-m-realizatsiya-kulturno-istoricheskoi-napravlennosti-deyatelnosti-muzeev. - Загл. с экрана.

45.Гурьева М.М. Фотография как архив / М.М. Гурьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. -№ 96. - С. 334 - 339.

46.Гусев Н.М. Световая архитектура / Н.М. Гусев. - М.: Стройиздат, 1973. -248 с.

47.Давлет-Кильдеева Н.Г. Музейная и выставочная работа: учебное пособие / Н.Г. Давлет-Кильдеева; М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. ун-т сервиса и экономики, Каф. «Социально-культурный сервис и туризм». - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т сервиса и экономики, 2010. - 207 с.

48.Дашевская О.Д. Поздние скифы в Крыму / О.Д. Дашевская. - М.: Наука, 1991. - 140 с.

49. Дружинин Н.М. Принципы экспозиции музейного материала / Н.М. Дружинин // Избранные труды: внешняя политика России. Ист-я Москвы. Муз. дело. - М.: Наука, 1988. - 384 с.

50.Еременко Е.Д. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере: Дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.03 / Е.Д. Еременко - СПб., 2000. - 205 с.

51.Живые картины. Визуализация музейных полотен // Вестник. Зодчий 21 век: информационно-аналитический журнал. - 2014. - №4 - С. 66-69.

52.Закс А.Б. Методика экспозиционной работы в краеведческом музее / А.Б. Закс // Очередные задачи перестройки краеведческих музеев. - М., 1950. - С. 215-218.

53.3аславец Н.Н. Информационное обеспечение музейной экспозиции: на примере Государственного исторического музея: Дис. ... канд. культурологии : 24.00.03 / Н.Н. Заславец - СПб., 2008. - 190 с.: ил.

54.Заявление крымских музеев относительно ситуации, сложившейся с экспонатами выставки «Крым - Золотой остров в Черном море» (пресс-релиз) [Электронный ресурс] / Национальный заповедник "Херсонес Таврический" Севастополь. - Электрон. дан. - Севастополь, б.г. - Режим доступа: Шр://,^№^сЬег80пе808.0г§/?тё=121. - Загл. с экрана.

55.Зыков А.В. Музееведческие взгляды Н.Ф. Федорова и современное музееведение: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / А.В. Зыков. -Кемерово, 2004. - 23 с.

56.Иконникова С.Н. «Великолепная мозаика» как прогноз мультикультурализма / С.Н. Иконникова // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. - СПб., 2007. - С. 66-69.

57.Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган; С.-Петерб. гос. унт, Акад. гуманитар. наук. - СПб.: Петрополис, 1997. - 204 с.

58.Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. - СПб.: Петрополис, 2008. - 242 с.

59.Кантор А.М. Музейная экспозиция как искусство. Музейное дело и художественное образование: Материалы V Боголюбовских чтений [Электронный ресурс] / Саратоский государственный музей имени А.Н. Радищева - Электрон. дан. - Саратов, б.г. - Режим доступа: http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat5/mat5-2.html. - Загл. с экрана.

60.Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т. Т. 1: Язык / Эрнст Кассирер. - СПб.: Университетская книга, 2002. - 272 с.

61.Катернога М.Т. Архитектура музейных и выставочных зданий / М.Т. Катернога. - Киев: Изд-во Акад. архитектуры Укр. ССР, 1952. - 124 с.

62.Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России / М.Е. Каулен. - М.: Этерна, 2012. - 430 с.

63.Каулен М. Идеи Николая Федоровича Федорова в современном мире /

М. Каулен // Музей. - 2010. - №6. - С. 14-25.

64.Каулен М.Е. Музеефикация как одно из основных направлений музейной деятельности [Электронный ресурс] / Музей-заповедник "Бородинское поле". - Электрон. дан. - Бородино, б.г. - Режим доступа: http: // borodino.ru. - Загл. с экрана.

65.Кирмайер М. Мультимедиа / Пер. с нем. - СПб.: BHV, 1994. - 192 с.

66.Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление / Д.И. Кирнос. - М, 1992. - 171 с.

67. Климов Л. Нематериальное культурное наследие и музей / Леонид Климов // Музей. - 2013.- № 7. - С.10-12.

68.Ключевые понятия музеологии [Электронный ресурс] / ICOM. - Электрон. дан. - Париж, б.г. - Режим доступа:

http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/Key_Concepts_of_Museology/ke y_concepts_ru.pdf. - Загл. с экрана.

69.Кнорре Б.К. В поисках бессмертия: Федоровское религиозно-философское движение: история и современность / Б.К. Кнорре. - М.: URSS ЛКИ, 2008. -188 с.

70.Князева Е.Н. Интуиция как самодостраивание / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1994. - № 2. - С.110-122.

71.Коган Л.Н. Социология культуры / Л.Н. Коган; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Екатеринбург: УрГУ, 1992. - 117 с.

72.Кожевников В. А. Николай Федорович Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам [Электронный ресурс] / Н.Ф. Федоров. - Электрон. дан. - М., б.г. -Режим доступа: http://nffedorov.ru/texts/pc/27.pdf. - Загл. с экрана.

73.Комарова М. Основы музейно-краеведческой работы / М. Комарова // Советский музей - 1940 - № 1. - С. 23-32.

74.Комлев Ю.Э. Музейный маркетинг в системе социально-культурного менеджмента / Ю.Э. Комлев; Мин-во культуры и масс. коммуникаций РФ,

Фед. агентство по культуре и кинематографии, СПбГУКИ, каф. менеджмента и экономики культуры. - СПб, 2006. - 180 с.: ил.

75.Котс А.Ф. Собрание сочинений / А.Ф. Котс. - Т.1: Массовый музей и массовый зритель. - М.: ГДМ, 2013. - 217 с.: ил.

76.Коул М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. - М.: Прогресс, 1977. - 261 с.

77.Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие / А.В. Крапивенко. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 271 с.: ил.

78.Крейн А.З. Жизнь в музее / А.З. Крейн. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2002. - 608 с.

79.Куклинова И.А. Экомузей как лаборатория культурологических исследований / И.А. Куклинова // Фундаментальные проблемы культурологи: Том VI: Культурное наследие: от прошлого - к будущему. -М.; СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - С. 337-349.

80.Культура, человек и картина мира / АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред. А.И. Арнольдов, В.А. Кругликов. - М.: Наука, 1987. - 347 с.

81.Логинова М.В. Выразительная форма как опредмеченный диалог / М.В. Логинова // М.М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. Ч.2. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. - С. 247-250.

82.Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О. Лосский. - М.: Республика, 1995. - 400 с.

83.Ляшко А. В. Музей в пространстве визуального опыта современного человека / А. В. Ляшко // Музей - зритель. XXI в. Материалы конференции к 80-летию научно-просветительского отдела. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. - С. 122-129.

84.Мазный Н. В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Н.В. Мазный, Т.П. Поляков, Э.А. Шулепова. - М., 1997. - 211 с.

85.Майстровская М. Музейный образ: поиски и находки (экспозиционное искусство 90-х годов) / М. Майстровская // Музейная экспозиция: Теория и

практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 198-208.

86.Майстровская М.Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: в контексте искусства, архитектуры, дизайна: дис. ... д-р. искусствоведения: 17.00.06 / М.Т. Майстровская. - М., 2002. - 289 с.

87.Майстровская М.Т. Музей как объект культуры: искусство экспозиционного ансамбля / М.Т. Майстровская - М.: Прогресс-Традиция, 2016. - 678 с.

88. Майстровская М.Т. Музейный дизайн: понятие и актуальность / М.Т. Майстровская // Исторические экспозиции региональных музеев в постсоциалистический период. - СПб.: Алетейя, 2009 . - С. 137-143.

89.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Абрахам Гарольд Маслоу; пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 430 с.

90.Мастеница Е.Н. Будущее в прошлом: музеи Петербурга в свете кросскультурных исследований / Мастеница Е.Н., Шляхтина Л.М. // Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе ХУШ -XX веков. - СПб.: Изд. СПб. Ун-та, 2002. - С. 144-150.

91. Мастеница Е.Н. Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса / Е.Н. Мастеница // Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее: Материалы междунар. научно-практ. конф.. - Пермь, 1999. -С. 18-23.

92.Мастеница Е.Н. Феномен музея в философском наследии Н.Ф. Федорова / Е.Н. Мастеница // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 137-142.

93.Махлина С.Т. Ольфакция - важный элемент невербальной семиотики / С.Т. Махлина // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. -СПб.: СПбГУКИ, 2007. - С. 266-272.

94.Миллер А.А. Музейная мебель и ее оборудование / А.А. Миллер. - Л.: Гос. тип. им. И. Федорова, 1925. - 37 с.

95.Министр культуры Крыма обвинил Киев в рейдерском захвате золота скифов [Электронный ресурс] / Взгляд: деловая газета. 27 июня 2014. -Электрон. дан. - М., 2014. - Режим доступа: http://vz.rU/news/2014/6/27/693063.html. - Загл. с экрана.

96. Мир традиционной армянской культуры [Электронный ресурс] / Российский этнографический музей. - Электрон. дан. - СПб., 2015. - Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/mir-armyanskoy-tradicionnoy-kultury. - Загл. с экрана.

97. Михайловская А.И. Музейная экспозиция / А.И. Михайловская. - М., 1964. -518 с.: ил.

98.Монпети Р. Понять значение пространства / Раймон Монпети // Музей.-1995.- № 3. - С. 41-46.

99.Музееведение: Музеи ист. профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История» / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. - М.: Высшая школа, 1988. - 430 с.

100. Музееведение. Музеи исторического профиля. Музейная экспозиция. - М., 1988. - 197 с.

101. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации: Сб. науч. тр. - М. 1988. - 221 с.

102. Музееведение: проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. / АН СССР, Науч.-исслед. ин-т культуры; ред. В.Ю. Дукельский. - М.: НИИК, 1989. - 218 с.

103. Музей [Электронный ресурс] / Ключевые понятия музеологии. - Электрон. дан. - Париж, б.г. - Режим доступа:

http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/Key_Concepts_of_Museology/k ey_concepts_ru.pdf. - Загл. с экрана.

104. Музей: журнал. - М.: Панорама. - 2015 - № 2. - 45 с.

105. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: Сб. науч. тр. РИК. - М., 1997. - 216 с.

106. Музейное дело: сборник научных трудов / ГЦМСИР. Вып. 31: Словарь музейных терминов. - 2-изд., перераб., доп. и испр. - М., 2010. - 232 с.

107. Музейное дело России / Под общ. ред. Каулен М.Е. и др. - М.: ВК, 2003. -676 с.

108. Музейные сценарии / сост. Н.А. Никишин. - М., 1997. - 131 с.

109.Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса / В.Ю. Мурзин. - Киев: Наукова думка, 1990. - 88 с.

110.Мухин А.С. Новая организация архитектурного пространства музея / А.С. Мухин // Труды СПбГИКИ. Т. 193. Вторая жизнь музея: Возрождение утраченного и воплощение нереализованного. - СПб., 2012. - С. 111-117.

111. Наварро О. История и память в современном музее: несколько замечаний с точки зрения критической музеологии / Оскар Наварро // Вопросы музеологии. - 2010. - №2. - С. 3-11.

112. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 1999. - 240 с.

113.Направления музейной деятельности [Электронный ресурс] / Российская музейная энциклопедия. - Электрон. дан. - М., б.г. - Режим доступа: http: // museum.ru. - Загл. с экрана.

114. Никишин Н. Музейные средства: знаки и символы / Н. Никишин // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 23-32.

115.Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021000 - Музеология / Л.Я. Ноль; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Рос. гос. гуманит. ун-т. - М.: издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2007. - 203 с.

116. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе социалистических стран (музееведение как научная дисциплина) //

Музейное дело и охрана памятников: обзорная информация. Вып. 1). - М., 1984. - 41 с.

117. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс] / Министерство культуры Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., б.г. - Режим доступа: http://mkrf.ru/info/foundations-state-cultural-policy/. - Загл. с экрана.

118. Основы музееведения / Мин-во культуры РФ, Российский инст. культурологии; отв. ред. Э.А. Шулепова. - 3-е изд. - М.: URRS ЛИБРОКОМ, 2013. - 432 с.

119. Основы советского музееведения. - М.: Госкультпросветиздат, 1955. -373 с.

120. Первак В.Э. Обеспечение сохранности этнографических коллекций в музее: Методическое пособие / В.Э. Первак. - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2011. - 37 с.

121. Печчеи А. Человеческие качества / Аурелио Печчеи; Пер. с англ. О.В. Захаровой. - М.: Прогресс, 1980. - 302 с.

122.Плохотнюк B.C. Семиотические проблемы исторического знания и музейной коммуникации: канд. филос. наук: 24.00.01 / В.С. Плохотнюк -Ростов-на-Дону, 2000. - 231 с.

123. Полунина Н. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь / Надежда Полунина, Александр Фролов. - М., 1997. - 528 с.

124. Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции) / Т.П. Поляков. - М.: Российский институт культурологии, 1997. - 253 с.

125. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции / Т.П. Поляков // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации: Сб. науч. тр. - М.: НИИ культуры, 1987. - С. 44-53.

126. Пономарев Б.Б. Музей как коммуникационная система: проблемы гармонизации историко-культурного и информационно-деятельностного

компонентов: Дис.... канд. культурологии: 24.00.03 / Б.Б. Пономарев. -

Краснодар, 2002. - 225 с.

127. Поршнев В.П. Мусей в культурном наследии античности / В.П. Поршнев. -М.: Новый Акрополь, 2012. - 336 с.

128. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / ред.-сост. Д.В. Ушаков; Российская академия наук, Институт психологии. - М: Институт психологии РАН, 2006. - 622 с.

129. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев / Д.А. Равикович // Музееведение. Вопросы теории и методики. - М., 1987. - С. 10-24.

130. Радус-Зенькович В. О некоторых вопросах музейной работы / В. Радус-Зенькович // Советский музей. - 1938. - № 5. - С. 9-18.

131. Режабек Е.Я. Когнитивная культурология / Е.Я. Режабек, А.А. Филатова. -СПб: Алетейя, 2010. - 316 с.

132. Розенберг П. Время и пространство в музее / Пнина Розенберг // Музей.-1995.- № 3. - С. 6-9.

133. Розенблюм Е. Художник в дизайне / Е. Розенблюм. - М.: Искусство, 1974. -176 с.

134. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне / Е.А. Розенблюм. - М.: Искусство, 1974. - 175 с.

135. Романычева И.Г. Музейное дело / И.Г. Романыева. - Л: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры, 1983. - 59 с.

136. Ромедер Ю. Методы и средства музейной работы: педагогика обслуживания отдельного посетителя в музее / Ю. Ромедер // Музееведение и охрана памятников: научно-реферативный сборник. - М., 1980. - С.8-11.

137. Российский этнографический музей 1902-2002: альбом. - СПб.: Славия, 2001. - 278 с.: ил.

138. Рыбак К.Е. Глобальная прозрачность: музейный предмет в цифровую эпоху / К. Е. Рыбак // Современные тенденции развития музеев и музееведения: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Автограф, 2014. -С. 181-185.

139. Рыбаков И.Ф. Триада школы, храма, музея в философии социокультурного проекта Н.Ф. Федорова: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / И.Ф. Рыбаков. - Липецк, 2011. - 17 с.

140. Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России / И.В. Саверкина. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - 207 с.

141. Сальникова И.И. Государственное и частное собирательство произведений русского искусства в России в XVIII - первой половине XIX века / И.И. Сальникова // Памятники культуры: новые открытия. 1997. - М., 1998. - С. 336-350.

142.Сапанжа О.С. Методология теоретического музееведения / О.С. Сапанжа -СПб., 2010. - 108 с.

143.Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: Дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / О.С. Сапанжа - СПб., 2005. -217 с.

144. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Ж.-П. Сартр. - СПб.: Наука, 2001. - 319 с.

145. Сергеева Г.П. Семантическая структура музейной экспозиции: цикл и цикличность: Дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / Г.П. Сергеева. - СПб., 2001. - 175 с.

146. Ситуация вокруг коллекции скифского золота [Электронный ресурс] / РИА Новости - Информационное агентство. - Электрон. дан. - М., 2015. -Режим доступа: http://ria.ru/trend/scythian_gold_27032014. - Загл. с экрана.

147.Скрипкина Л.И. Современные методологические подходы к интерпретации истории в музейных экспозициях / Л.И. Скрипкина // Исторические концепции региональных музеев в постсоциалистический период. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 151-163.

148. Словарь актуальных музейных терминов [Электронный ресурс] / Музей. 2009. № 5. - Электрон. дан. - М., 2009. - Режим доступа: http://museum.by/files/slovar.pdf. - Загл. с экрана.

149. Словарь музейных терминов [Электронный ресурс] / Российская музейная энциклопедия. - Электрон. дан. - М., б.г. - Режим доступа: http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40. - Загл. с экрана.

150. Соловьев А.В. Культурная динамика информационного общества: от пост-к протокультуре: автореф. дис. ... д-р. филос. наук: 24.00.01 / А.В. Соловьев. - СПб., 2009. - 34 с.

151. Соловьев С.М. История России с древнейших времен [Электронный ресурс] / Русская литература - библиотека русской литературы. - Электрон. дан. - М., б.г. - Режим доступа: http://lib-

rus.3dn.ru/publ/solovev_sergej_mikhajlovich_istorija_rossii_s_drevnejshikh_vre men_tom_14_stranica_4/1-1-0-2688. - Загл. с экрана.

152.Сотникова С.И. Музеология: пособие для вузов / С.И. Сотникова. -М.: Дрофа, 2004. - 192 с.

153.Сперджон Г. Национальная галерея Канады: от неудач к успехам / Грег Сперджон // Museum. - 1994. - № 181. - С. 12-19.

154. Справочник архитектора / Ред. коллегия: К.С. Алабян (гл. ред.); Академия архитектуры СССР. Отд. архитектурных справочников. Т 7. Полутом 2: Общественные и коммунальные здания / Ред. коллегия: Н.П. Былинкин, Н.С. Дюрнбаум; Ред.-сост. Н.Я. Колли, Н.С. Дюрнбаум, И.П. Домшаг: Изд-во Акад. арх-ры, 1949. - 524 с.

155. Статистика культуры 2016: ежегодник о состоянии культуры в Российской Федерации. - М., 2017. - 260 с.

156. Стокер М. Использование звука в экспозиции / Майкл Стокер // Museum. -1995. - № 185. - С. 25-28.

157. Стратегия развития государственной культурной политики в период до 2030 года [Электронный ресурс] / Министерство культуры Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., б.г. - Режим доступа: http:

//old.mkrf.ru/open-ministry/public-discussions/strategy-cultural/?t=sb. - Загл. с экрана.

158.Сундиева А.А. Культурная форма как категория истории музейного дела / А.А. Сундиева // Триумф музея. - СПб.: «Осипов», 2005. - С. 104-111.

159. Творческий процесс и художественное восприятие / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. комплекс. изуч. худож. творчества. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 278 с.

160. Творчество и педагогика: материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секц. III. Креативные исследования и педагогика/ Научн. совет Бюро Сов. Мин. СССР по соц. разв.; Акад. наук СССР; Филос.общ-во СССР; Сов. Социол. ассоц.; Моск. отд-е Филос. Общ-ва СССР; Дом полит. просвещ. МГК КПСС. - М, 1988. - 269 с.

161. Тимченко М. Искусство в мультимедийной культуре / М. Тимченко // Искусство и новые технологии. - СПб.: РИИИ, 2001. - С.27-72.

162.Тоффлер Э. Третья волна / Элвин Тоффлер. - М.: АСТ, 2010. - 795 с.

163.Третьякова О.Е. Зарождение музеологической мысли в Германии / О.Е. Третьякова // Музей в современной культуре. Тезисы докладов на научной конференции. - СПб., 1995 - С. 13-15.

164.Фаерштейн Р.С. Экспозиция: проектирование и практика / Р.С. Фаерштейн. - М.: Панорама, 1990. - 31 с.

165. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. акад. РАН О.Н. Трубачева. - 4-е изд., стер. - М.: Астрель АСТ, 2009.

166. Федоров Н. Философия общего дела / Н.Ф. Федоров. - М.: Эксмо, 2008. -750 с.

167.Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / Н.Ф. Федоров // Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков. - М.: Этерна, 2010. -С. 338-351.

168.Фейзулла М. Каким должен быть этикетаж? / М. Фейзулла // Советский музей. - 1934. - № 4. - С. 19-21.

169. Философия музея / Пиотровский М.Б., Беззубова О.В., Дриккер А.С., Под ред. М.Б. Пиотровского. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 192 с.

170.Фофин А.И. Музей как медиативное пространство диалога культур: парижский «Музей на набережной Бранли» / А.И. Фофин // MADISTER БШТ. - Иркутск, 2011. - № 1. - С. 159-167.

171. Френкель М. Современная сценография: некоторые вопросы теории и практики / М. Френкель. - Киев: Мистецтво, 1980. - 132 с.

172. Чеснокова М.Н. Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы: Дис. ... канд. культурологии: 24.00.03/ М.Н. Чеснокова. - СПб., 2010. -163 с.: ил.

173. Шеповалов В.М. Сценография в художественной целостности спектакля: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / В.М. Шеповалов. - Л., 1986. - 26 с.

174. Ширямов А. Единая экспозиция краеведческого музея / А. Ширямов // Советский музей .- 1940.- № 4. - С. 11-18.

175.Шлыкова О.В. Культура мультимедиа / О.В. Шлыкова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 415 с.

176. Шлыкова О.В. Социокультурная природа мультимедиа: автореф. дис. ... д.-ра культурологии: 24.00.01 / Шлыкова Ольга Владимировна. - М., 2004. - 42 с.

177.Шлыкова О.В. Социокультурная природа мультимедиа: Дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / О.В. Шлыкова. - М., 2004. - 307 с.

178. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела / Л.М. Шляхтина. - М.: Высшая школа, 2005. - 183 с.

179. Этикетаж и тексты в музейной экспозиции - М., 1990. - 26 с.

180. Эфрос А.М. Экспозиция / А.М. Эфрос // Музееведческая жизнь в России XVIII-XX веков. - М.: Этерна, 2010. - С. 708-731.

181. Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб. для студентов гуманитар. специальностей вузов / Т.Ю. Юренева. - 2-е изд.- М.: Акад. проект, 2004. -558 с.: ил.

182. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева - М.: Русское слово - РС, 2003. - 536 с.

183. Рязанцев И.В. Искусство советского выставочного ансамбля 1917-1970 / И.В. Рязанцев. - М.: Советский художник, 1976. - 374 с.

184.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогический антропологии, том первый / К.Д. Ушинский. - М. - Л.: Изд-во Академии педагогич. наук, 1950. - 251 с.

185. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. Г.Ф. Швейник; Рос. академия образования. - 3-е изд. - М.: Флинта; Моск. психолого-социол. институт, 2006. - 247 с.

186. Шмит Ф.И. Музейное дело: Вопросы экспозиции / Ф.И. Шмит; Гос. инст. истории искусств. - Л.: Academia, 1929. - 245 с.

187. Anne Lamalle (Louvre-Lens): «La médiation multimédia permet de rendre vivante et collective la découverte du musée » [Электронный ресурс] / Club innovation et culture France. - Париж, 2013. - Режим доступа: http://www.club-innovation-culture.fr/anne-lamalle-louvre-lens-la-mediation-multimedia-permet-de-rendre-vivante-et-collective-la-decouverte-du-musee//. - Загл. с экрана.

188. Annette Viel L' objet dans tous ses états . mot / musée / motion // L' objet de la muséologie. - Neuchâtel, 2005. - P. 57-58.

189. Cameron D. A viewpoint: The Museum as a Communication System and Implication for Museum Education // Curator / 1968. - Vol. II. - 24 p.

190.Conceptos claves de museologia [Электронный ресурс] / ICOM. - Париж, б.г.

- Режим доступа:

http://icom.museum/fïleadmin/user_upload/pdf/Key_Concepts_of_Museology/M useologie_Espagnol_BD.pdf. - Загл. с экрана.

191. Concepts clés de muséologie [Электронный ресурс] / ICOM. - Париж, б.г. -Режим доступа:

http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/Key_Concepts_of_Museology/M useologie_Francais_BD.pdf. - Загл. с экрана.

192. Davallon J. Le musée est-il vraiment un média? / J. Davallon // Publics et Musées. - 1992. - №2. - P. 99-123.

193. Diamant, dit "Le Régent" [Электронный ресурс] / Collections et départements.

- Париж, б.г. - Режим доступа: http://www.louvre.fr/oeuvre-notices/diamant-dit-le-regent. - Загл. с экрана.

194. Haskell F. Le Musée éphémère: les maîtres anciens et l'essor des expositions / Haskell F.- Paris: Gallimard, 2002 - 261 p.

195. Histoire du louvre [Электронный ресурс] / Louvre. - Париж, б.г. - Режим доступа: http://www.louvre.fr/histoire-du-louvre. - Загл. с экрана.

196.Hooper-Greenhill E. Museums and the Interpretation of Visual Culture / Eilean Hooper-Greenhill. - London - New York: Routledge, 2000. - 216 p.

197. Key Concepts of Museology [Электронный ресурс] / ICOM/ - Париж, б.г. -Режим доступа:

http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/Key_Concepts_of_Museology/M useologie_Anglais_BD.pdf. - Загл. с экрана.

198. Mission du Musée In Flanders Fields [Электронный ресурс] / In Flanders Fields Museum. - Ипр., б.г. - Режим доступа: http://www.inflandersfields.be/fr/ontdek. - Загл. с экрана.

199.Pearce S. Interpreting Objects and Collections / Susan Pearce. - London - New York: Routledge, 1995. - 360 p.

200.Poulot D. Musee et museolodie / Dominique Poulot. - Paris: la Decouverte, 2009. - 128 р.

201. Press release The Crimea-Gold and secrets of the Black Sea [Электронный ресурс] / Allard Pierson Museum. - Амстердам, 2014. - Режим доступа: http://www.allardpiersonmuseum.nl/en/press. - Загл. с экрана.

202. Projet d'exposition: guide des bonnes pratiques [Электронный ресурс] / Scenographes France. - Париж, б.г. - Режим доступа: http://scenographes.fr/scenographes.fr/documents/guideexpo_glossaire.pdf. -Загл. с экрана.

203. Réaliser une exposition. Guide pratique [Электронный ресурс] / Ministère de la Culture et des Communications. Québec. - Квебек, б.г. - Режим доступа: https://www.mcc.gouv.qc.ca/fileadmin/documents/publications/ssim-guide-realiser-exposition.pdf. - Загл. с экрана.

204. Release The Crimea Exhibition 20.08.2014 [Электронный ресурс] / Allard Pierson Museum. - Амстердам, б.г. - Режим доступа: http://www.allardpiersonmuseum.nl/en/press. - Загл. с экрана.

205. Sandell R. Museum, Society, Inequality / Richard Sandell. - London - New York: Routledge, 2002. - 292 p.

206. Soulier V. Problématiser en muséologie : quels paradigmes sous-jacents? / V. Soulier // Approches inductives: Travail intellectuel et construction des connaissances, vol. 1. - 2014. - №1. - P. 210-238.

207. The Burghley Nef [Электронный ресурс] / Victoria and Albert Museum. -Лондон, б.г. - Режим доступа: http://collections.vam.ac.uk/item/O73113/the-burghley-nef-salt-cellar-unknown/. - Загл. с экрана.

208. The dialogic museum and the visitor experience. Le musée dialogique et l'expérience du visiteur. El museo dialogico y la expeirencia del visitante [Электронный ресурс] / ICOM. - Париж, б.г. - Режим доступа: http://icom.museum/fileadmin/user_upload/minisites/icofom/pdf/ISS%2040%20

Working%20Papers.pdf. - Загл. с экрана.

209.Viel А. L' objet dans tous ses états . mot / musée / motion / Annette Viel // L' objet de la muséologie . - Neuchâtel, 2005. - P. 57-58.

210.Watteyne D. Schema de communication museographique / Damien Watteyne // Le langage de l'exposition. - Suisse: 1991. - P. 13-18.

211. 100 великих музеев. - М.: Вече, 2011. - 431 с.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.