Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Жирова, Ольга Яковлевна

  • Жирова, Ольга Яковлевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 386
Жирова, Ольга Яковлевна. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2003. 386 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жирова, Ольга Яковлевна

Введение

Содержание

Глава 1. Ретроспектива традиционного празднично-обрядового комплекса региона в контексте этнографических исследований.

1.1. Теоретические исследования проблем празднично-обрядовой культуры: история и современность.

1.2. Традиционные праздники и обряды календарно-земледельческого цикла как полифункциональная ценностная парадигма.

1.3. Семейно-бытовая обрядность как источник целостного познания народной жизни.

Глава 2. Традиционная празднично- обрядовая культура края в деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений региона.

2.1. Реконструкция празднично-обрядового комплекса в культурно-досуговых программах.

2.2. Традиции празднично-обрядовой культуры в системе общего и непрерывного профессионального этнохудожественного образования.

2.3. Динамика интересов жителей региона к традициям празднично-обрядовой культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона»

Актуальность проблемы исследования обусловлена реальными потребностями общества в освоении национальных традиций празднично-обрядовой культуры как важнейшей полифункциональной ценностной парадигмы современной социокультурной среды. Издревле народные традиции определяли и моделировали духовно-нравственные законы бытия в системе «человек — семья - общество - природа», систематизировали, хранили, передавали из поколения в поколение знания и опыт, адаптировали к жизни, формировали общечеловеческие ценности и идеалы.

В реалиях современной кризисной общественной, социально-экономической и культурной жизни России совершенно очевидна необходимость обращения к духовному наследию прошлого, изучения, освоения культурного фонда народа и его национальных традиций, восстановления их педагогических и социально-культурных функций.

На реализацию этих задач направлены важнейшие государственные документы: Федеральная программа «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», Концепция художественного образования в Российской Федерации, а также ряд проектов и программ, осуществляемых в России под эгидой ЮНЕСКО («Развитие национальной школы», «Перекрестки континентов: Аляска - Сибирь», «Сохранение и возрождение культуры народов Приамурья и Крайнего Севера» и др.).

В Белгородской области, на материале которой выполнено данное исследование, принята целевая региональная программа «Изучение, сохранение и развитие традиционной народной культуры до 2005 года», специальное постановление «О развитии обрядовой культуры Белгородчины». Однако несмотря на комплекс предусмотренных мер по поддержке традиций празднично-обрядовой культуры, их освоению и трансляции в современный социум в педагогической теории и практике деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений региона, как основных её организаторов и проводников, сохраняются проблемы, препятствующие комплексному освоению и реконструкции празднично-обрядовой культуры, реализации её духовно-нравственного потенциала. Среди них:

• недостаточная изученность этого сложного, многообразного, полифункционального, синкретичного явления в аспекте его происхождения и эволюции, структуры и содержания, роли и места в современной социокультурной среде;

• слабая разработанность педагогических и научно-методических основ сохранения и развития празднично-обрядовой культуры в деятельности культурно-досуговых и образовательных учреждений региона;

• недостаточное отражение богатейшего педагогического потенциала традиций празднично-обрядовой культуры в системе общего и непрерывного профессионального этнохудожественного образования;

• неразработанность педагогических условий эффективности реализации педагогического потенциала традиций празднично-обрядовой культуры в современном социуме.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости особого решения этих проблем.

Степень научной разработанности проблемы. Специального исследования, направленного на разработку теоретических и научно-методических аспектов реконструкции традиций празднично-обрядовой культуры Белгородчины в современной социокультурной среде, до настоящего времени не проводилось.

В то же время описанию народных праздников и обрядов отдельных территорий России посвящены труды известных ученых и собирателей (А.Н. Афанасьев, Д.К. Зеленин, И.И. Земцовский, М. Забылин, А.Б. Зернова, И.П. Калинский, А.А. Коринфский, Н.И. Костомаров, С.В. Максимов, Б.А.

Рыбаков, И.П. Сахаров, Н.П. Степанов, А.В. Терещенко, В.И. Чичеров, П.В. Шейн).

Теоретическим основанием исследования послужили фундаментальные положения теории и истории народной художественной культуры: сущность, функции, составные части, исторический, культурологический и социально-психологический генезис (А.П. Банин, Г.П. Блинова, А.С. Каргин, Ю.Г. Круглов, Г.М. Науменко, М.А. Некрасова, А.Ф. Некрылова, Б.II. Путилов, Н.А. Хренов); концептуальные основы развития преемственного этнохудожественного образования, его научно-методического обеспечения (Т.И. Бакланова, М.И. Долженкова, М.Е. Ержанов, М.С. Жиров, В.Ф. Зива, М.Т. Картавцева, А.В. Нестеренко, М.Ю. Новицкая, JI.B. Орлова, Г.В. Палаткина, Э.И. Петрова, JI.A. Рапацкая, Н.М. Сокольникова, JI.B. Шамина, Т.Я. Шпикалова); феноменология и основы технологии этнохудожественного образования, развития креативности и художественной культуры личности (JI.B. Брюзгина, Н.О. Гафурова, В.В. Демидов, И.Ю. Костикова, Т.К. Рулина); духовно-нравственное развитие подрастающего поколения на основе регионального народного искусства (И.В. Бурцева, З.Н. Иванова, Т.А. Крючкова, Г.С. Тараскина); использование региональных компонентов народной художественной культуры в художественно-творческой деятельности социально-досуговых учреждений (Н.Б. Будеев, А.А. Жолтаева, С.А. Ермолова, Г.А. Романова, Э.Г. Скворцова, О.Ю.Овчинникова); идеи гуманистической педагогики (А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Н.Е. Шиянов); комплексное изучение традиционной педагогической культуры народа (JI.A. Безбородова, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, А.Г. Гмырин, Н.Н. Ильин, С.И. Тарасова); этнопедагогическая подготовка учителя (И.Ф. Гончаров, В.А. Николаев, В.А. Сластенин, В.К. Шаповалов); педагогические технологии в сфере образования и культуры (В.П. Беспалько, А.Д. Жарков, И.Ф. Исаев, Т.Г. Киселёва, А.И. Мазаев, Г.Я. Никитина, Н.А. Паршиков, B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов, Е.А. Сергеев, А.И. Уман, В.И. Черниченко, В.М. Чижиков).

Рассмотренный комплекс исследований вариативной направленности свидетельствует о наличии достаточно разработанной теоретической и научно-методической базы народной художественной культуры России в аспекте сохранения и развития самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, их реализации в современный социум. Однако целый ряд вопросов в теории и практике изучения и освоения празднично-обрядовой культуры на региональном уровне еще не получил должной разработки. Недостаточно исследована ретроспектива празднично-обрядового комплекса как источника познания народной жизни. Слабо изучены механизмы реконструкции традиций празднично-обрядовой культуры в культур но-досуговых программах, в системе общего и профессионального этнохудожественного образования. Не выяснено, при каких педагогических условиях процесс развития данного феномена происходит наиболее эффективно.

Таким образом, объективно существует противоречие между потребностью в освоении и развитии традиций празднично-обрядовой культуры как важнейшей полифункциональной ценностной парадигмы и недостаточной разработанностью теоретических и научно-педагогических основ её реконструкции в современной социокультурной среде. Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каковы традиции празднично-обрядовой культуры региона и педагогические условия их реконструкции в деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования выступает процесс реконструкции традиций празднично-обрядовой культуры в деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений.

Предмет исследования - традиции празднично-обрядовой культуры в современной социокультурной среде.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание и структуру празднично-обрядового комплекса региона как полифункциональной ценностной парадигмы, как источника целостного познания народной жизни.

2. Осуществить анализ деятельности культурно-досуговых и образовательных учреждений по освоению, сохранению и реконструкции традиций празднично-обрядовой культуры.

3. Разработать комплекс учебно-методических материалов по празднично-обрядовой культуре Белгородчины для различных уровней общего и профессионального этнохудожественного образования в многоуровневой преемственной системе «детский художественно-эстетический центр — школа - колледж — вуз», культурно-досуговых учреждений; выявить его эффективность в развитии интереса жителей региона к традициям празднично-обрядовой культуры.

4. Определить педагогические технологии реконструкции празднично-обрядовой культуры в современной социокультурной среде и разработать научно-методические рекомендации по их реализации.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что реконструкция празднично-обрядовой культуры заключается в освоении современными поколениями лучших традиций, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа, воплощённых в народной художественной культуре, и будет успешной, если в современном социуме будут соблюдены следующие условия её реализации:

• глубокое знание природы народных праздников и обрядов, тонкий подход в их освоении, обусловленный спецификой местной традиции и современных форм воплощения;

• инновационный характер деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений по реконструкции празднично-обрядовой культуры;

• научно-методическое и кадровое обеспечение содержания общего и непрерывного профессионального этнохудожественного образования на основе традиций празднично-обрядовой культуры.

Методологическую основу исследования составляют философские идеи Н.А. Бердяева, JI.H. Гумилева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского о значимости культурно-исторического наследия для судьбы России, о смысле художественного творчества в самореализации личности; работы выдающихся русских педагогов: П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и других - о необходимости развития русской национальной школы; труды известных ученых по отечественной культуре и национальным культурным традициям: М.М. Бахтина, В.М. Василенко, Г.Д. Гачева, В.Е. Гусева, М.И. Забылина, И.М. Снегирева, И.П. Сахарова.

Базой экспериментального исследования послужили Белгородский государственный институт культуры (детский художественно-эстетический центр, колледж), аутентичные фольклорные коллективы и культурно-досуговые учреждения 22 районов области, внешкольные и образовательные учреждения (СШ № 40 и 46 г. Белгорода, областной центр детского творчества), управление ЗАГС администрации области.

Организация и методы исследования. Исследование проходило на протяжении 1995 - 2003 годов. Оно включало три этапа, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач.

Первый этап исследования (1995 — 1997 гг.) носил констатирующий характер и включил в себя теоретический анализ философских, психолого-педагогических, этнографических, искусствоведческих источников, научно-методической литературы по данной проблематике, определение степени ее изученности, разработку программы и методики исследования. Это позволило сформулировать его основные положения, цель, задачи и гипотезу. В этот период были проведены сбор и анализ имеющегося фактологического материала по празднично-обрядовой культуре региона, осуществлены фольклорно-этнографические экспедиции во все регионы области (22) по записи новых ее образцов, проведены их обработка, систематизация и изучение.

На втором этапе исследования (1998 - 2000 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа: осуществлен анализ исходного состояния этнокультурного образования с использованием эмпирических методов: анкетирования, наблюдения, анализа учебно-программного, методического и репертуарного материала культурно-досуговых и образовательных учреждений города Белгорода и области.

В ходе исследования было обнаружено, что в содержании деятельности образовательных и социально-культурных учреждений региона слабо реализуются традиции празднично-обрядовой культуры в связи с недостаточной укомплектованностью банка данных о ее региональной специфике и отсутствием необходимого учебно-методического и программного материала; выявлено искажение традиций празднично-обрядовой культуры, преобладание информационных и репродуктивных методов её освоения, основанных на копировании в зрелищном варианте ее архаичных форм вне контекста духовно-нравственного потенциала, недостаток профессиональной подготовки учителей в области народной художественной культуры, неразработанность педагогических технологий её реконструкции. Для преодоления этих проблем потребовалось:

• комплектование фондовых этнографических материалов по празднично-обрядовой культуре региона на основе записанных, обработанных и систематизированных нами образцов народного земледельческого календаря, детского музыкально-обрядового и игрового фольклора, свадебной обрядности, похоронно-погребального цикла;

• разработка и издание серии авторских учебно-методических и учебно-программных материалов: «Азбука русского фольклора в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях» (на основе региональных традиций народной художественной культуры Белгородчины); «Фольклорные традиции Прохоровского района»; «Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем»; «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины»; «Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в содержании деятельности дошкольных, образовательных и социально-досуговых учреждений»; комплекса сценарно-репертуарного материала для этнографических уроков-показов, лекций, бесед, представлений, экскурсий.

Автор принимала непосредственное участие в разработке и научно-методическом обеспечении концепции экспериментальной модели в системе многоуровневого этнохудожественного образования на базе Белгородского государственного колледжа культуры и искусств по типу: «дошкольные -образовательные - досуговые учреждения - колледж культуры и искусств -вуз». На данном этапе в систему образования были введены предметы «Народное художественное творчество», «Регионоведение», «Фольклорный класс», «Областные певческие стили», «Народная хореография края», «Музыкальный фольклор с элементами народоведения», «Мир народной культуры», основанные на музыкально-обрядовой культуре региона; начали действовать учебно-творческие подразделения преемственной системы этнохудожественного образования: народный ансамбль песни и танца «Везелица», его спутник - детский ансамбль «Везелинка», народно-творческое объединение «Радужата», научно-творческая лаборатория «Традиции музыкально-обрядовой культуры Белгородчины» с участием аутентичных коллективов края; началась активная разработка выпускных дипломных проектов студентов народно-хоровой специализации по проблемам изучения, освоения и продолжения традиций празднично-обрядовой культуры региона.

Третий этап исследования (2001 - 2003 гг.) - обобщающий. В этот период совершенствовалась система организационно-практического и научно-методического обеспечения содержания деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений региона по освоению традиций празднично-обрядовой культуры, апробировались педагогические технологии её освоения, выявлялась эффективность внедренного учебно-методического комплекса, организовывалась репрезентация фрагментов ряда календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов, обобщались результаты исследования, формулировались выводы и научно-методические рекомендации.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыта региональная специфика традиций празднично-обрядовой культуры Белгородской области в совокупности ее основных видов: календарно-земледельческого круга, семейно-бытового назначения и форм обрядности: земледельческой, родинной, свадебной, похоронной.

2. Обобщен опыт работы образовательных и культурно-досуговых учреждений по освоению, сохранению и развитию традиций празднично-обрядовой культуры региона, в том числе, выявлены его позитивные тенденции в контексте новых подходов в реализации культурной и образовательной политики, обусловившей:

• формирование документированных этнографических фондов по всем видам празднично-обрядовой культуры;

• реализацию учебно-методического, учебно-программного обеспечения деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений региона по освоению традиций празднично-обрядовой культуры;

• инновационный характер деятельности культурно-досуговых и образовательных учреждений по реконструкции празднично-обрядовой культуры;

• динамику интересов различных групп населения Белгородчины к традициям празднично-обрядовой культуры среди других видов народного творчества.

3. На материале Белгородского региона выявлены новые тенденции в реконструкции празднично-обрядовой культуры на основе отражения ее богатейшего педагогического потенциала в содержании общего и непрерывного профессионального этнохудожественного образования и освоения современными поколениями лучших традиционных духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа.

Теоретическое значение исследования:

• обоснована совокупность условий, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования традиций празднично-обрядовой культуры в современной социокультурной среде региона;

• раскрыта сущность и дан этнографический анализ празднично-обрядовой культуры в современной социокультурной среде региона;

• выявлены теоретические основы реализации традиций празднично-обрядовой культуры в современной социокультурной среде региона.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты внедрены:

• в учебный процесс Белгородского государственного института культуры, колледжа культуры и искусств, кафедры народного хора, в подготовку специалистов среднего и высшего уровня по специальностям 05.03 - «Хоровое дирижирование», 05.30 - «Народное художественное творчество»; в творческую деятельность народного ансамбля песни и танца «Везелица»; в содержание учебных курсов «Русское народное музыкальное творчество», «Хоровой класс», «Фольклорный ансамбль», «Фольклорная практика», «Профессиональная практика», «Певческие стили», «Народная хореография края»;

• в содержание профессионального этнохудожественного образования на базе БелГИК как особой модели: «детский художественно-эстетический центр — школа - колледж - вуз» - на основе авторских программ «Азбука русского фольклора в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях», котированных учебно-методических пособий «Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем», «Фольклорные традиции Прохоровского района», «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины», «Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в содержании деятельности дошкольных, образовательных и социально-досуговых учреждений»; а также в обоснование более 40 дипломных работ, выполненных выпускниками народно-хоровой специализации колледжа культуры и искусств в период с 1992 по 2003 учебные годы под научным руководством автора. Материалы исследования способствуют также обогащению фонда этнографических материалов, на основе которых расширяется тематика спецкурсов и спецсеминаров в системе подготовки студентов колледжа и вуза, института повышения квалификации преподавательских кадров БелГУ;

• в деятельность культурно-досуговых учреждений и средств массовой информации через использование вышеуказанных учебных программ, учебно-методических пособий, нотированных репертуарных сборников, 30-ти творческих программ постоянно действующего под руководством автора в течение десяти лет музыкально-этнографического абонемента «Народное художественное творчество Белгородчины».

Материалы исследования могут найти отражение в программах по таким дисциплинам, как «Народная художественная культура», «Регионоведение», «Этнография», «Устное народное творчество», «Фольклористика», «Методика преподавания народной художественной культуры», используемым для обучения студентов БелГИК по специальности «Народное художественное творчество», а также в содержании лекционных курсов цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по предметам «Педагогика», «Социология», «Историческое краеведение», «Этнопсихология», «История культуры» и др.

Результаты исследования могут найти применение в деятельности социально-культурных, культурно-досуговых и образовательных учреждений.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; репрезентативностью результатов исследования, которое отражает деятельность образовательных и культурно-досуговых учреждений региона по реконструкции празднично-обрядовой культуры; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам.

Апробация результатов исследования осуществлялась на совместных заседаниях кафедр теории и истории народной художественной культуры и народного хора БелГИК; в концертно-творческой деятельности народного ансамбля песни и танца «Везелица» (хормейстером которого более 15 лет является автор), его спутника - детского ансамбля «Везелинка»; в репрезентации ряда традиционных праздников и обрядов региона; в музыкально-этнографическом оформлении народных праздников и фестивалей вузовского, городского, областного и всероссийского уровней; в содержании учебных дисциплин, учебно-методических пособий, котированных репертуарных сборников, лекционного материала; на зональных, региональных, межреспубликанских, международных научно-практических конференциях (Харьков, Курск, Белгород); в подготовке научно-популярного фильма «Путь к возрождению» и цикла теле-, радиопередач «Истоки», «Неслучайные встречи», «Семейный круг».

Апробация проводилась также в процессе педагогической деятельности автора в качестве преподавателя ДХЭЦ, колледжа культуры и искусств, заведующей кафедрой народного хора БелГИК, руководителя детского творческого объединения «Радужата» областного Центра детского творчества, преподавателя Института повышения квалификации работников образования Бел ГУ.

Опытно-экспериментальная и педагогическая деятельность диссертанта освещалась в центральной печати (в журналах «Встреча», «Специалист»), на страницах местной печати, в передачах радио и телевидения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиции празднично-обрядовой культуры - это целостное, многообразное, полифункциональное, синкретичное этнокультурное явление, обусловленное региональной спецификой, представляющее собой совокупность знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности народа.

2. Процесс реконструкции традиций празднично-обрядовой культуры в современной социокультурной среде в значительной мере определяется реализацией научно-исследовательской, учебно-методической и организационно-практической работы в содержании непрерывного этнохудожественного образования, предполагающего:

• на первом уровне (дошкольные учреждения, ДМШ, ДШИ, общеобразовательные школы) ознакомление детей с основами этнокультурных, этнохудожественных, этнопедагогических ценностей единства годового круга жизни человека и природы от рождения до кончины;

• на втором уровне (колледж культуры и искусств) - комплексное профессиональное образование на основе лучших образцов мировой и отечественной культуры, богатейших региональных традиций празднично-обрядовой культуры края;

• на третьем уровне (институт культуры) - подготовку высокопрофессиональных специалистов, способных к ведению научной и педагогической деятельности в области празднично-обрядовой культуры.

3. Эффективность процесса реконструкции традиций празднично-обрядовой культуры в деятельности культурно-досуговых учреждений обеспечивается комплексным подходом к её изучению, сохранению и развитию на основе:

• инновационного опыта работы учреждений культуры, формирования на их базе систематизированных фондов по всем видам празднично-обрядовой культуры, глубокого знания её региональной специфики;

• открытия социально-досуговых и культурно-образовательных учреждений нового типа, адекватных семантической матрице доминирующих в регионе этнокультурных факторов;

• комплекса прогностических, маркетинговых, социологических исследований потребностей и интересов населения в сфере празднично-обрядовой культуры, возможностей их удовлетворения средствами культурно-досуговых и культурно-образовательных учреждений.

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Жирова, Ольга Яковлевна

Заключение

В условиях достаточно сложного и противоречивого состояния духовности общества отчетливо обозначилась потребность в освоении национальных традиций празднично-обрядовой культуры как важнейшей ценностной парадигмы современной социокультурной среды. Данное исследование направлено на решение ряда этих проблем.

Согласно сформулированной цели, гипотезе, поставленных задач нами осуществлен анализ ретроспективы празднично-обрядового комплекса региона, наиболее традиционных его видов и форм в контексте этнографических исследований. Это позволило дать развернутый срез этого многогранного, целостного, синкретичного явления, регламентирующего трудовую, социальную и духовную жизнь человека в системе «человек -семья - природа - общество».

Методически верным, на наш взгляд, представляется исследование традиций празднично-обрядовой культуры как самостоятельного феномена народной художественной культуры и как одного из структурообразующих ее элементов, органично соединившим в себе поэзию, песню, танец, инструментальную музыку, театр, игровое действо и их празднично-обрядовые формы. Теоретико-методологические концепции, рассмотренные в данной работе с этнографическо-культурологической точки зрения, позволили рассмотреть празднично-обрядовый комплекс Белгородчины в ракурсе нескольких аспектов.

1. Как духовно-практический феномен, обеспечивающий связь человека с окружающим миром и преобразующий этот мир через него. На основе типологического подхода нами рассмотрена региональная специфика основных видов и структурных элементов празднично-обрядовой культуры:

• праздники и обряды календарно-земледельческого круга (осенне-зимнего периода, весенне-летнего цикла);

• праздники и обряды семейно-бытового назначения (рождение и детство, свадьба, обряды погребального цикла).

Типологический анализ позволил нам выявить также и многогранную палитру форм обрядности (производственная, земледельческая, родинная, свадебная, похоронная). Основу данного анализа составили многолетние фольклорно-этнографические исследования, позволившие в определенной мере продолжить, а в ряде случаев и восстановить связь между точным научным знанием и непосредственным народным опытом, памятью простых людей старшего поколения, знающих, «когда сеять, когда жать, когда скирды метать, когда праздник отправлять, когда свадьбы играть, когда детей крестить, как покойника проводить, когда святого почтить».

Сопоставив полученные данные с анализом имеющихся этнографических источников, мы можем утверждать, что представленные в исследовании материалы в большинстве своем отличаются архаичностью содержания и выдержанностью фольклорного стиля. Это позволяет обнаружить и ощутить истинный контекст традиционных праздников и обрядов, понять их смысл и назначение, что чрезвычайно актуально в процессе восстановления педагогических и социально-культурных функций традиций празднично-обрядовой культуры.

2. Результатом исследования явилось создание фактологической основы - «банка» данных о традициях празднично-обрядовой культуры, которые, на наш взгляд, можно рассматривать как достаточные для реализации их в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга направлениях:

• в качестве источника целостного познания народной жизни предшествующих поколений;

• как полифункциональную ценностную парадигму современной социокультурной среды.

Представленные в работе образцы народных традиций, обрядов, обычаев, ритуалов земледельческого календаря и жизненного круга человека дают основание для такого обоснования и анализа их с точки зрения своеобразной энциклопедии народной этики и эстетики, знаний, представлений, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности, зашифрованных в приметы, пословья, пословицы и поговорки, песни, притчи, легенды, заклятья. Основываясь на вышеизложенном, мы констатируем, что празднично-обрядовая культура является энциклопедией, сводом сведений о многовековом практическом опыте, общественно-бытовом укладе, мировоззрении, духовном мире человека в круговороте жизни и времен года.

3. Проведенный анализ, в свою очередь, позволил рассмотреть предмет исследования как целостную и самодостаточную систему, в недрах которой формировался, оттачивался и передавался из поколения в поколение своеобразный кодекс «жития» русского человека. Его основными заповедями стали базовые духовные ценности и идеалы: человеколюбие, доброта, трудолюбие, соборность, взаимовыручка, честь, достоинство, ценностное отношение к семье и семейным отношениям, матери и материнству, родной земле, родине, производительному труду, здоровому образу жизни, окружающей природе. Все вышеизложенное свидетельствует в пользу традиций празднично-обрядовой культуры, потребность изучения, осмысления и освоения которых вызвана к жизни новой социокультурной ситуацией.

Таким образом, проведенное исследование фольклорно-этнографических материалов явилось базисной основой для глубокого понимания духовно-нравственной сути и педагогического потенциала празднично-обрядовой культуры, необходимости ее реконструкции в современной социокультурной среде.

Из многоаспектного анализа деятельности культурно-досуговых и образовательных учреждений по освоению традиций празднично-обрядовой культуры для нас вполне очевидна необходимость:

1. Формирования системы непрерывного этнохудожественного образования в рамках научно-практического действования дошкольных, образовательных, культурно-досуговых учреждений на основе:

• научно-исследовательского подхода к комплектованию «свода» празднично-обрядовой культуры, глубокого проникновения в контекст народных традиций, видения современных форм их воплощения;

• комплексного историко-культурологического, художественно-эстетического подхода к разработке содержания этнохудожественного образования на всех его уровнях;

• научно-методического, организационно-практического, кадрового, информационного обеспечения содержания непрерывного этнохудожественного образования (разработка программ, учебно-методических пособий, репертуарных сборников, учебников, дидактичеких материалов);

• открытия культурно-досуговых, культурно-образовательных учреждений нового типа, адекватных семантической матрице доминирующих в регионе этнокультурных факторов (Дома фольклора, народного творчества, ремесел, мастера, образовательно-культурных центров).

В деятельности ряда из них нами выявлен жанровый симбиоз нескольких социокультурных объектов (культурно-досуговый центр, научно-творческая лаборатория, социально-реабилитационный центр). На наш взгляд, этот фактор значительно расширяет альтернативу социально-культурного созидания. Акцент делается не на предоставление населению готового «продукта» празднично-обрядовой культуры в виде воссозданных образцов, а на пробуждение заложенного в сознании человека генофонда.

2. Сегодня целый ряд образовательных и культурно-досуговых учреждений региона, опыт которых явился предметом нашего анализа строят свою работу на основе новационных педагогических подходов. Функционирование преемственной многоуровневой модели этнохудожественного образования на базе Белгородского государственного института культуры по типу «детский художественно-эстетический центр -школа - колледж - вуз» - убедительный пример новых педагогических технологий. Основанная на диалектической взаимосвязи всех ее уровней, направленных на осуществление комплексного подхода к формированию личности, на традициях празднично-обрядовой культуры, данная модель формируется как открытый и вариативный художественно-образовательный процесс, под который «подстраивается» вся совокупность ее составляющих, включая программы занятий.

Результаты проведенного констатирующего социально-педагогического эксперимента подтверждают необходимость позитивных, новационных процессов в реконструкции празднично-обрядовой культуры. Они видятся нам в поступательной разработке программно-целевой стратегии возрождения традиций празднично-обрядовой культуры края, обеспечивающей весь комплекс организационно-практических, педагогических, научно-методических, кадровых, материально-технических мероприятий.

Безусловно, данное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Необходимы качественные изменения теории, методики и практики освоения, сохранения и развития празднично-обрядовой культуры в деятельности всех социокультурных институтов региона. В то же время в одном исследовании невозможно решить все проблемы, связанные с развитием интереса населения к традициям празднично-обрядовой культуры в деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений. Перспективными, на наш взгляд, могут быть направления, связанные с реализацией педагогического духовно-нравственного потенциала празднично-обрядовой культуры региона, информационным сопровождением процессов её реконструкции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жирова, Ольга Яковлевна, 2003 год

1. Авдеева Е.А. Записки о старом и новом русском быте. — СПб., 1842.

2. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. — М.: Изд. МГУ, 1970.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

4. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1987.

5. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983.

6. Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Часть 1. -СПб., 1905.

7. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. - М., 1985.

9. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры. — Издательский дом «Грааль». -М., 2000.

10. Асов А.И. Русские веды: Звездная книга Коляды. М., 1996.

11. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1866 -1869, т.т. 1 -III.

12. Афанасьев А.Н. Народные праздники. Древо жизни. М., 1982.

13. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988.

14. Бакланова Т.И. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. М., 1994. - С. 3 - 7.

15. Бакланова Т.И. Народное художественное творчество на рубеже веков: Сохранение традиций и подготовка кадров // Сборник статей. — М., 2000. -С. 176- 177.

16. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: Перспективы развития и подготовки кадров. М., 1994. -С. 90-94.

17. Бакланова Т.И. Международная этнохудожественная образовательная система: Проблемы моделирования и информационного обеспечения // Человек в мире искусства: Информационные аспекты. Краснодар, 1994. -С. 163- 165.

18. Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская художественная культура»: Начальное образование в России: инновация и практика. М., 1994.

19. Бакланова Т.И. Русская традиционная культура: Введение // Комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ. М., 1998. - С. 2 - 3, 8 — 9.

20. Бакланова Т.И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве // Культурология: Новые подходы: Альманах ежегодник. - 1998. - № 3 - 4. - С. 95 - 112.

21. Баркова А.И. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1996.

22. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. — М., 1994.

23. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1918.

24. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

25. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

26. Блинова Г.П. Социальная роль гражданских обрядов. — М., 1985.

27. Блинова Г.П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды (теория и история). — М., 1997.

28. Блинова Г.П. Связь и преемственность поколений. ВДНХ СССР, 1981. - № 9. - С. 28-29.

29. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. -М., 1971.

30. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб, 1898. -т.т.42, 48,52,66.

31. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. -М., 1964.

32. Буслаев Ф.И. Народная поэзия: Исторические очерки. — СПб., 1887.

33. Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. СПб., 1902. Т. 1 -3.

34. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве X XX вв. - М., 1974. - С. 8, 11, 294.

35. Веретенников И.И. Народное музыкальное творчество Белгородского края. Белгород, 2000.37. Велесова книга. М., 1994.

36. Веселовский А.Н. Миф и символ // Русский фольклор. Т. XIX: Вопросы теории фольклора. JI., 1979.

37. Веселовский А.Н. Румынские, славянские и греческие коляды. Разыскания в области русского духовного стиха, VII // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. T.XXXII, № 4,1. СПб., 1883.

38. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

39. Возвращение к истокам // Народное искусство и детское творчество. Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М., 2000.

40. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек» // Народное образование. 1997. - № 5. - С. 82.

41. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

42. Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. М., 1993.

43. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

44. Гачев. Г.Д. Наука и национальные культуры. — Ростов-на-Дону, 1992.

45. Генкин Д.И. Массовые праздники. М., 1975.

46. ГМЭ. Ф. 7. On. 1. Д. 445 л. 9, 1899 г., Вятская губерния, Сарапульский уезд.

47. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.

48. Гумилев J1.H. От Руси к России. СПб., 1992.

49. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1990.

50. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

51. Гусев В.Е. Актуальные проблемы современной фольклористики. М., 1988.

52. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. СПб., 1993.

53. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. -СПб., 1996.

54. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980- 1981.

55. Диалог истории и искусства. Российская провинция: Опыт, проблемы, решения. Курск, 2000.

56. Долженкова М.И. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций: Дисс.докт.пед.наук. Тамбов, 2001.

57. Древнерусские летописи. М. - JI., 1936.

58. Ержанов М.Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: Теоретические основы и практика: Дисс. док. пед. наук. -М., 1999.

59. Ермолова С.А. Социальная адаптация детей на материале русской народной инструментальной музыки: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1996.

60. Ефименко А.Я. Исследования народной жизни. Вып.1. Обычное право. -М., 1884.

61. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: Учебное пособие. Белгород, 2000. - 266 е.: ил.

62. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учебное пособие. Белгород, 2003.

63. Жиров М.С. Фольклорные традиции села Мощёное Яковлевского района — Белгород, 1998.

64. Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины. Белгород, 2002.

65. Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиции народной художественной культуры Прохоровского района. Белгород, 2001.

66. Жиров М.С., Жирова О.Я. Азбука русского фольклора: Программа для дошкольных, образовательных и досуговых учреждений. Белгород, 1999.

67. Жирова О.Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем: Йотированное учебно-методическое пособие. Белгород, 1999.

68. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

69. Зеленин Д.К. Народный обычай греть покойников // Сборник Харьковского историко-филологического общества, т. XVIII, 1909.

70. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 1916.

71. Зеленин Д.К. Тотемы деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. - М. - JI., 1937.

72. Зеленин Д.К. Истолкование пережиточных религиозных обрядов // Сов. этнография. 1934. — Т. 5. С. 4.

73. Земцовский И.И. Поэзия крестьянских праздников JI., 1970.

74. Земцовский И.И. Песенная поэзия русских земледельческих праздников: Поэзия христианских праздников. JI., 1970.

75. Зернова А.Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском уезде // Советская этнография. 1932. - № 3.

76. Избранное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Программы общеобразовательных учреждений. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. М., 1997.

77. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники. М., 1973; Весенние праздники. - М., 1977; Летне-осенние праздники. - М., 1978.

78. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. // Записки Русского географического общества по отделению этнографии, Т. VII. -СПб., 1877.

79. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, сказки, игры. Д., 1928.

80. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4 т. М., 1988.

81. Карачаров И.Н. Народные песни сел Купино и Большое Городище Шебекинского района Белгородской области. Белгород: Везелица, 1995.

82. Каргин А.С. На перепутье времен // Традиционная культура: Научный альманах. Вып. 2. 2000.

83. Каргин А.С. Народная художественная культура. М., 1997.

84. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М., 1993. - С. 6 -7.

85. Картавцева М.Т. Святки // Школа русского фольклора. — М., 1994.

86. Картавцева М.Т. Поэзия крестьянских праздников. — Д., 1970.

87. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

88. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1993.

89. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М -JL, 1962.

90. Коринфский А.А. Народная Русь. М., 1901.

91. Косогоров А. Русское народное воспитание // Живая старина. 1906. Вып. IV.

92. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1993.

93. Кохановская Н.С. Остатки боярских детей. Русская беседа. Вып. 2. М., 1860.

94. Красная книга культуры. -М.: Искусство, 1989.

95. Краснопевцева Е.А., Величкина О.В. Проект детской школы народного творчества // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1990. - Вып. 1.

96. Круглов Ю.Г. Об импровизационном характере свадебных причитаний. -// Вопросы жанров русского фольклора. М.: Изд. МГУ, 1972.

97. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. М., 1978.

98. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.

99. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.

100. Крупенков А.Н. Старый город Белгород. Белгород, 1992.

101. Кулабухова М.А. Древнеславянская мифология: Учебное пособие. -Белгород,2003.

102. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1989.

103. Лебедева А.А. Народные знания славян // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987.

104. Левкодымов Г.Е., Фирсова Л.М. Святые вечера. М., 1997.

105. Лихачев Д.С. Крещение Руси // Научная мысль. 1988. № 6.

106. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л., 1985.

107. Лосский Н.О. Россия и русский народ // Бог и мировое зло. М., 1994.

108. Ляховская Л.П. Календарь славянской жизни и трапезы. М., 1996.

109. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.

110. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках / Образ мира и мифы образов. — М., 1996.

111. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1999.

112. Малинка А. Родины и крестины. Киев, 1898.

113. Материалы научно-практической конференции, посвященные 270-летию Белгородской губернии. — Белгород, 1997.

114. Машкин А.С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда: Этнограф, сб. вып. 5. СПб., 1862.

115. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

116. Меньшиков В.М. Принципы педагогического учения Ушинского // К.Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман — газета, 1994. — С. 49 - 71.

117. Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: Детерминанты, тенденции, закономерности. -М., 1999.

118. Модестов Ф.Э. К проблеме возрождения народной культуры: Материалы «круглого стола». М., 1993. — С. 17.

119. Мошков В. Некоторые провинциальные особенности в русском народном пении // Баян. — 1890. № 4, 5.

120. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество, детство / Составитель В. Аникин. М., 1991.

121. Народный дневник. Народные праздники и обычаи. — М., 1991.

122. Народный календарь. М., 1990.

123. Народный месяцеслов / Сост. Г.Д. Рыженков. М., 1992.

124. Народные традиции Грайворонского района / Составитель и собиратель Е.В. Алиханова. Белгород, 1998.

125. Народное творчество. 1995. -№2-3; 1997.-№ 5.-С. 18-22.

126. Народная художественная культура: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / Под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — М.: МГУКИ, 2000.

127. Народная художественная культура Белгородчины на рубеже веков: Состояние и перспективы: Тезисы и доклады научно-практической конференции. Белгород, 2001.

128. Народная обрядовая поэзия. М., 1989.

129. Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1998.

130. Некрасова М.А. Проблема народного искусства и экология культуры. -М., 1993.

131. Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир ценности. М., 1989.

132. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.

133. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. М., 1984.

134. Некрылова А.Ф. Уроки воспитания сквозь призму истории. СПб., 1992.

135. Некрылова А.Ф. Детский месяцеслов // Народное творчество. 1995. -№5; 1996.- №6.

136. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М., 1991.

137. Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: Дисс. канд.пед.наук. М, 2001.

138. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы / Под ред. В.А. Сластенина. — М., Орел, 1998.

139. Обрядовая поэзия. М.: Современник, 1989.

140. Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.

141. Овчинникова О.Ю. Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии: Дисс. канд.пед.наук. М, 1998.

142. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981.

143. О развитии обрядовой культуры Белгородчины: Постановление главы администрации Белгородской области от 4.08.1999 № 442. Белгород, 1999.

144. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дисс. докт. пед.наук. М., 2003.

145. Панкеев И.А. От крестин до поминок. — М., 1997.

146. Панкеев И.А. Русские праздники. М., 1998.

147. Пантелеева А.В. Семейный праздник Рождество. М., 1995.

148. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. — М., 1999.

149. Полное собрание русских летописей, Т.Н. — СПб., 1842.

150. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. — М., 1962.

151. Потебня А.А. О купальских огнях и сродных с ними представлениях // Археологический вестник, вып. III. М., 1867.

152. Потебня А.А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий // Чтения Московского общества истории и археологии России. — 1865.- Вып. 2 и 3.

153. Потебня А.А. Объяснения малорусских и сродных народных песен, Т. 1. Варшава, 1883; Т.2. - Колядки и щедровки. - Варшава, 1887.

154. Потебня А.А. О мифологическом значении некоторых поверий и обрядов. — Т. 1. 1865.

155. Праздники и зрелища у различных народов. СПб., 1903.

156. Программы общеобразовательных учреждений // Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М., 1997.

157. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. — М., 2000.

158. Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Избр. статьи. — М., 1976.

159. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. JL, 1976.

160. Путилов Б.Н. Фольклор и современная культура. — Якутск, 1991.

161. Рекомендации о сохранении фольклора // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. - С. 495 - 499.

162. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М., 1975.

163. Рулина Т.К. Педагогические основы развития этнохудожественной культуры личности: Дисс. канд. пед.наук. М., 1995.

164. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. — М.: Изд-во книгопродавца М. Березина, 1880.

165. Русская традиционная художественная культура: Экспериментальная художественно-образовательная система // Комплекс интегрированных программ. М., 1996.

166. Русские народные городские и увеселительные зрелища. — М., 1984.

167. Русский фольклор. М.: Изд-во «Наука», 1998.

168. Русская энциклопедия. СПб., 1911.

169. Рыбаков Б.А. Поляне и северяне // Сов. этнография. 1944. Т. VI - VII.

170. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

171. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

172. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

173. Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве // Советская этнография. — 1948. № 1.

174. Сахаров И.П. Народные праздники и обычаи. М., 1991.

175. Сахаров И.П. Песни русского народа. Вып. 1 5, 1838.

176. Селиванов В.В. Год русского земледельца. Сочинения, т. II. -Владимир, 1902.

177. Сказания русского народа. Собр. И.П. Сахаровым. М., 1989.

178. Славянская мифология. М., 1995.

179. Сластенин В.А. Методологическая культура учителя. // Формирование профессиональной культуры учителя -М.: «Прометей», 1993.

180. Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании // Русские народные традиции и современность. М., 1995.

181. Словарь иностранных слов. — М., 1988.

182. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1 -4. М., 1837- 1839.

183. Соболевский А. К истории народных праздников в Великой Руси. -СПб, 1990.

184. Советский энциклопедический словарь.: М.,1982.

185. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды и^ праздники русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

186. Сорокин А.В. Народные праздники на Святой Руси. М., 1979.

187. Соханская Н.С. Старина. Семейная память: Повесть / Соч. Кохановской. СПб.: Изд-во А.С. Суворина, 1885.

188. Стахович М. Собрание русских народных песен. СПб., 1851 - 1854, тетр. 1 -4.

189. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. — М., 1990.

190. Суханов И.Р. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

191. Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 2001.

192. Токарев С.А. Народные обычаи календарного цикла // Образцы русской народной хореографии. М., 1984.

193. Топоров В.Н. Заговоры и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. М., 1991.

194. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

195. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

196. Традиции русского фольклора / Под ред. В.П. Аникина. М.: МГУ, 1986.

197. Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 1953.

198. Ушинский К.Д. Полное собрание сочинений. Т.8. С. 251.

199. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. - С. 358 - 363.

200. Ушинский К.Д. Власть земли. М.: Сов. Россия, 1988.

201. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. - Т.1. - С. 51 - 123.

202. Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб. (2-е изд.: СПб., 1995).

203. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева). М., 1964-1973.

204. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. 1992. - С. 379-419.

205. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. — М., 1991.

206. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

207. Флоренский П.А. Культ, религия и культура // Богословские труды. Т. XXII. -М, 1976.

208. Флоровский Г. Пути русского богословия. К., 1991. - С. 232.

209. Фольклор и этнография / Отв. ред. Б.Н. Путилов. JL: Наука, 1970.

210. Фрэзер Д. Золотая ветвь, вып. 1 4. - М.: Изд. «Атеист», 1928.

211. Хренов Н.А. Мифология досуга. М., 1998.

212. Центральный Государственный архив древних актов России. — Ф. 229, On. 1, ЕХ 189, л. 159.

213. Церковно-народный месяцеслов / Сост. И.П. Калинский. М., 1990.

214. Чарушин А.А. Уход и воспитание детей у народа (первое детство). -Архангельск, 1914.

215. Чарушин А.А. Воспитание детей у народа // Известия Архангельского общества изучения русского Севера. 1917. - № 5.

216. Черепанова О.А. Чем «полохали» детей на Руси // Живая старина. -1994.-№ 1.

217. Чижиков В.М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села. -М., 1999.

218. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. — JI.: Наука, 1987.

219. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI XIX веков. - М., 1957.

220. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959.

221. Чичеров В.И. Календарная поэзия и обряд // Русское народное поэтическое творчество. М., 1956.-С. 216 — 237.

222. Чуприна Н.Т. Библиотеки Белгородской области: Изучение истории культуры края // Библиотековедение. 2000. - № 3. - С. 88-93.

223. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1998.

224. Шадриков В.Д. Этническое мышление. М., 1998.

225. Шамина J1.B. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сб. науч. тр. — М., 1990.

226. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. — Санкт-Петербург, 1997.

227. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Дисс. докт. пед. наук. — М., 1997.

228. Шереметева М.Е. Земледельческий обряд «Закликание весны» в Калужском крае // Сборник Калужского государственного музея, вып. 1. Калуга, 1930.

229. Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. СПб., 1898 - 1900. - Т. 1. - Вып. 1, 2.

230. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. Т. 1 III. - СПб., 1887 - 1902.

231. Школа русского фольклора: Обучение в младших классах / Под ред. М.Т. Картавцевой. М.: МГИК, 1994.

232. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. М., 1992.

233. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Учебно-наглядное пособие для 1- 2 класса. -М., 1996.

234. Шпикалова Т.Я., Алексеева Т.В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с методическими рекомендациями. 1 класс.-М., 1996; 2 класс.-М., 1997.

235. Щуров В.М. Песня, традиция, память. — М., 1987.

236. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М.: Сов. композитор, 1987.

237. Щуров В.М. Песни Усердской стороны. М., 1995.

238. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / Отв. ред. К.В. Чистов. М.: Наука, 1987.

239. Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX нач. XX в. / Отв. ред. Т.В. Станюкович. - М., 1990. - Вып. 1.

240. Юм Д. Эссе. О национальных характерах // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1966.-Т.2.

241. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

242. Юнг К.Г. Душа и мир: Шесть архетипов. М., 1997.

243. Яворский Ю.А. Omne vivum ex obo. К истории поверий и сказаний о яйце. — Киев, 1909.

244. Яцимирский В.М. «Маланка» как вид святочного обрядового ряжения // Этнографическое обозрение. 1914. - № 1 — 2.

245. Ящуржинский X. Рождественки интермедия (Коза) // Киевская старина. 1898.- октябрь.

246. Zelenin D. Russische (ostslawische) Qolkskunde. Berl. Leipz., 1927.1. Q4:044bj460JL, т-Z

247. Московский государственный университет культуры и искусств1. На правах рукописи

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.