Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович

  • Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 191
Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович. Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Махачкала. 2003. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович

1.Введение.

Глава ГОсновные причины и условия конфликтогенности в аварском обществе и самоуправление сельских обществ.

§ 1. Социально-экономические отношения и общественный быт аварцев в XIX - начале XX века. Основные источники и формы конфликтов.

§2. Самоуправление сельских обществ и представители маслаата.

Глава II. Разрешение конфликтов по убийствам и поранениям.

§1. Маслаат при убийствах и поранениях.

§2. Разрешение конфликтов по убийствам и поранениям между разными тухумами.

§3. Внутри тухума.

§4. Между разным джамаатами

Глава III. Грабёж, кража (воровство) и разрешение конфликтов по ним.

§1. Предыстория вопроса. Экскурс в историю.

§2. Конфликты по грабежам, кражам (воровствам) и их разрешение.

Глава IV. Конфликты, связанные с женщинами и их разрешение.

§ 1. Роль и положение женщины в Аварском обществе в XIX веке.

§2. Бракоразводные процессы и их разрешение.

Глава V. Межобщинные и внутриобщинные конфликты.

§1. Межобщинные конфликты, их разрешение и регламентация.

§2. Регламентация конфликтных ситуаций по нарушениям общественного порядка в джамаате.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века»

Конфликт - это социальное явление, имеющее такую же древнюю историю, как сама цивилизация и являющееся спутником человека в продолжение всей его жизнедеятельности. В нашем обществе изучение этого важного социального явления началось относительно недавно и связано с началом демократических преобразований в обществе, когда в обществе наиболее наглядно стали проявляться конфликты и противоречия, наслаивавшиеся десятилетиями.

Понятие конфликт в разных словарях объясняется с разных позиций, а если сконцентрировать эти позиции, то конфликт следует понимать как столкновение, серьёзное разногласие, спор или же несовместимость точек зрения и взглядов, которые могут привести к насилию и другим деструктивным последствиям.

Конфликтность - это важная сторона взаимоотношений людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. "Социология конфликта исходит из того, что конфликт, есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов"1.

При благоприятных обстоятельствах, когда конфликтные ситуации находят разумное разрешение, конфликты являются двигателем исторического процесса, способствуют общественному прогрессу. В противном же случае, при непомерном скоплении в обществе противоречий и конфликтных ситуаций, они приводят к катаклизмам, социальным революциям, что не всегда приводит к позитивным последствиям. Знание социальной сущности и особенностей проявления конфликтов в обществе способствует прогнозированию возможных его последствий и принятию надлежащих мер, что гораздо предпочтительнее борьбы с его последствиями. Конфликт, так же как и болезнь, легче предупредить, чем потом его лечить.

Конфликты в социальной среде проявляются на разных уровнях в зависимости от конкретных обстоятельств, начиная от психологического конфликта отдельно взятой личности и до межнациональных конфликтов. Так, в каждом человеке в определенные периоды его жизни наблюдаются внутренние психологические конфликты, в результате которых человек духовно поднимается на новую ступень или же, напротив, может деградировать.

Конфликт, как правило, имеет место в каждой семье, который проявляется в частности в смене поколений. Вспомним отражение конфликта поколений в произведении И. Тургенева "Отцы и дети". Конфликт имеет место также между личностью и обществом на почве экономических, идеологических или иных причин. Психологи выделяют три разновидности конфликтов: внутриличностные, межличностные и межгрупповые2.

Конфликты на межнациональном уровне нередко приводят к непрекращающимся воинам с огромными человеческими и материальными потерями. Таков например, конфликт между Палестиной и Израилем в современном мире, который в течение длительного времени держит в напряжении весь Ближний Восток и мировое сообщество в целом.

Для разрешения конфликтов и якобы для защиты, человечество изобрело оружие от примитивных лука и стрелы первобытного человека до современного ядерного оружия, способного несколько раз уничтожить все живое на земном шаре. Все это является пагубным следствием поиска способов насильственного разрешения конфликтов на разных уровнях и разных стадиях человеческого развития. Наличие этого оружия не только не способствовало разрешению конфликтов, а наоборот, увеличило возможность возникновения новых конфликтов уже в глобальных масштабах и с возможными катастрофическими последствиями. Тем самым, горький опыт межнациональных и гражданских войн учит, что конфликты, силовыми методами, каковыми являются, например, войны, невозможно разрешить. Наличие силы в лучшем случае может явиться сдерживающим фактором в конфликтах и дает возможность диктовать свои условия более слабым, но не способствует разрешению конфликтов.

В условиях, когда в обществе наблюдается социально- политическая и экономическая нестабильность, необходимость изучения социальной сущности и природы конфликтов, а также особенностей их проявления в обществе намного возрастает. Это обстоятельство явилось основной причиной повышенного внимания в последние годы к проблеме конфликтов в обществе, а также традиционным и современным формам и методам их разрешения. В связи с этим, конфликтология введена в качестве обязательной дисциплины в общеобразовательные школы, изучается этот предмет также в высшей школе.

В условиях современной действительности необходимость изучения конфликтов в дагестанском обществе намного возрастает, что связано с многонациональной спецификой этого региона Российской Федерации. Сегодня, как никогда, необходимо возродить позитивные традиции и опыт межнационального общения, накопленный дагестанскими народами в результате многовековой практики совместного проживания на единой территории.

Изучение конфликтов в историческом аспекте XIX — начала XX века имеет свои специфические особенности, связанные, первым делом, с уровнем общественно-экономического развития региона. В XIX в. в Дагестане, особенно горной его части, наблюдалось заметное экономическое отставание, связанное со значительными пережитками патриархального общественного быта горцев. Недостаточно высокий уровень социально-экономического быта того или иного народа, является одной из главных предпосылок конфлик-тогенности в обществе. Поэтому изучение конфликтов и форм их разрешения неразрывно связано с теми общественно-экономическими условиями, в которых они развивались.

Многие уголовные преступления такие как убийство, кража и грабеж находились у горцев Дагестана в XIX в. на уровне частного возмездия, и такое положение во многих обществах было кодифицировано в нормах обычного права.

Как было отмечено, конфликтология - это относительно новая и в силу этого менее других разработанная область науки в российском обществе, и в дагестанском в частности. Поэтому предлагаемая работа является прежде всего попыткой обратить внимание на отдельные проблемы современного дагестанского общества через призму традиционных конфликтов и форм их разрешения в аварских обществах XIX - начала XX века.

При написании этой работы мы старались придерживаться сравнительно - исторического метода исследования проблемы, т. е. исходили из известного ленинского методологического принципа - ".на каком историческом этапе данная вещь возникла, какие этапы в своем развитии прошла и чем данная вещь является теперь"3.

В ходе разработки данной темы мы также исходили из другого методологического принципа, а именно исторического детерминизма т.е. причинно-следственной взаимосвязи и взаимообусловленности исторических процессов и явлений.

Для раскрытия объективного содержания процессов, связанных с темой исследования, использовался также метод ретроспективного анализа, без которого трудно осветить события прошлых лет.

Традиционным регулятором общественных отношений в Дагестане наряду с шариатом, являлись нормы обычного права и морально нравственные установки, изучению которых посвящено значительное число работ как прошлых, так и современных исследователей.

Круг вопросов, которые нашли отражение в данной работе:

В Аварских союзах сельских обществ традиционно сложился институт самоуправления, значительная роль в котором отводилась представителям по разрешению разного рода конфликтов. Спорные и конфликтные ситуации, как в самом джамаате, так и между джамаатами, находились в поле зрения представителей местного самоуправления. Если публичные органы самоуправления занимались вопросами регламентации отношений, способных вызвать в джамаате споры и конфликтные ситуации, то представители мусульманского духовенства занимались разрешением уже разразившихся крупных конфликтов, выполняли роль миротворцев и посредников при конфликтах, и тем самым проявляли заботу об общественном спокойствии.

Маслаат - это самая совершенная, уникальная и востребованная современностью форма разрешения конфликтов, принятая у мусульманских народов Востока. Наиболее наглядно институт маслаатства выражается при организации примирения по таким конфликтам как убийство и поранение. При достижении соглашения о перемирии преступник должен был полностью возместить материальный и моральный ущерб пострадавшей стороне. После этого не только становится невозможным возобновление конфликта, но даже устанавливаются между обеими конфликтующими сторонами отношения близкие к родственным, и в отдельных случаях эти отношения у аварцев ценились больше, чем просто родственные.

Помимо маслаата у горцев были и другие формы и методы разрешения конфликтов по убийствам, поранениям и другим конфликтным ситуациям. Эти конфликты имели свои специфические особенности разрешения в зависимости от тяжести и конкретных обстоятельств их проявления - внутри ту-хума, между разными тухумами, между джамаатами и союзами сельских обществ.

Наибольший интерес представляет разрешение конфликтов по убийствам и поранениям между двумя тухумами. Здесь исторически сложилась такая форма прекращения вражды как уход из своего джамаата в другой, самый отдалённый, спасаясь от кровной мести. Таких случаев в историческом прошлом в аварских обществах достаточно много. Так, Салатавский союз сельских обществ стал складываться в начале XVI века и основателями его столицы- Чиркея были два брата Хидра и Муса, прибывшие из селения Гинта (Гидатлинское общество), спасаясь от кровной мести. В предшествующие века можно привести много таких примеров по всей Аварии.

Довольно распространённым явлением при разрешении конфликтов по убийствам среди горцев было заключение брачных союзов между враждующими. Успех такой формы был такой же безусловный как при соблюдении маслаата. Таких случаев разрешения конфликтов можно встретить едва ли не в каждом селении Аварии.

Согласно нормам адата конфликт по убийству также считался разрешённым и не возобновлялся, если состоялась кровная месть "кисас", т.е. равное возмездие. Это было кодифицировано в адатных нормах и не воспрещалось мусульманским правом. Однако, предпочтение в таких случаях мусульманское право отдавало всё-таки примирению.

Гостеприимство у народов Дагестана всегда ставилось выше кровной мести, и это во многих случаях способствовало если не разрешению, то предотвращению конфликтов.

Конфликты, которые нередко заканчивались убийствами, имели место как внутри тухума, так и между джамаатами. При убийствах внутри тухума согласно мусульманскому праву было запрещено убийство по восходящей линии, а с другой стороны, в случаях убийства по нисходящей линии родители за это подвергались только кеффарету (отпущение раба или двухмесячный пост). Однако не всегда и не везде горцы Дагестана придерживались этих положений. В каждом конкретном случае действовали по обстоятельствам. И всё-таки убийство родителей детьми повсеместно в Дагестане осуждалось морально и соответственно наказывалось моральным и физическим остракизмом преступника.

К убийствам между джамаатами подход также был дифференцированным. За убийство совершенное в интересах или за интересы своего села, член джамаата пользовался полным покровительством своего джамаата, который брал на себя выплату дията и ответственность за соблюдение других атрибутов по примирению.

При бытовом убийстве между джамаатами в мирном процессе принимали участие сельские муллы, представители публичной власти и другие уважаемые представители джамаата.

При особо тяжких преступлениях, за урегулирование конфликта брались представители от всего союза сельских обществ. Посредничество такой авторитетной и компетентной делегации, как правило, было наиболее эффективным.

Помимо убийств и поранений заметное место среди преступлений в Аварских обществах занимали конфликты, связанные с кражами (воровством) и грабежом.

Как было отмечено, социально-экономическая неблагополучие является благоприятным условием для складывания конфликтах ситуаций в любом обществе, что наблюдалось также традиционно в горских обществ Дагестана. Этим отчасти можно объяснить частые набеги горцев на территории соседних немусульманских народов, по аварски "чабхъад рахъин". Однако, экономическая причина и связанное с ним социальное неблагополучие в горских обществах не были единственными в объяснении набегов на соседние территории. Набеги, совершаемые на соседнюю Грузию, горцы объясняли религиозными целями т. е. борьбой с неверными (гъазават).

В психологии горцев отожилась, что кража вне общины, тем более если нет с ними дружбы и согласия и они иноверцы, позволительна, а внутри общины нет. Такое отношение к кражам и грабежам нашло отражение и в адат-ных нормах горцев Дагестана.

При кражах внутри общины значительное внимание горцы уделяли верному опознанию вора. Для этого горцы использовали разные способы, среди которых: свидетельские показания очевидцев кражи, присягательство и соприсягательство, "перекрытие урины", "т1абак1 свери" (вращение тарелки) и Т.д.

Значительное число конфликтов в аварских обществах было связано с женщинами. В работе предпринята попытка определить роль и положение женщины в традиционном быту горцев, а также осветить процедуру бракоразводного процесса и методы разрешения такого рода конфликтов.

Межобщинные конфликты в основном на почве территориальных споров часто имели место в аварских обществах до XIX века. В предшествующие века конфликты на этой почве нередко заканчивались кровавыми столкновениями между джамаатами. В XIX в. наблюдается консолидация обществ в более крупные союзы и регламентация отношений между ними по разным правовым вопросам на основе договоров и соглашений, с залогом имущества. Это было значительным прогрессом в объединительном процессе аварских обществ и цивилизованной формой разрешения и регламентации межобщинных отношений.

Жизнедеятельность сельских обществ далеко не ограничивалась разрешением и предупреждением крупных конфликтов. Помимо и наряду с крупными конфликтами каждая община и союз сельских обществ регламентировали целый ряд вопросов внутри общины, которые обеспечивали нормальную жизнедеятельность в джамаате. Гораздо строже регламентировался в общине порядок сельскохозяйственных работ.

Эти и другие вопросы мы попытались осветить в данной работе.

Хотя традиционные формы разрешения конфликтов и не стали предметом специального исследования, в историко-этнографической литературе имеется по данной теме немало ценных исследований. Прежде всего мы имеем в виду одно из первых и основательных исследований адатных норм Дагестана "Адаты и судопроизводства по ним" (// ССКГ Т. 1. Тифлис, 1868 г.). А.В. Комарова. Написанная ясным доступным языком работа А.В. Комарова до сих пор не утратила своего значения, и содержит значительные сведения по разным преступлениям в Дагестане, а также комментарии к ним. Будучи начальником области, А.В. Комаров по своей собственной инициативе проделал эту большую работу. Хотя он не имел специального образования, автор в подробностях и со знанием дела исследовал горский быт, и его работа может послужить примером бережного и уважительного отношения к культуре и традициям дагестанских народов.

Пристальное внимание исследователей в течение более столетия привлекает труд известного юриста и исследователя Х1Хвека Р.И.Леонтовича ("Адаты Кавказских горцев", в 2-х томах, Одесса. 1882 г.). В связи с тем, что в данной работе подвергаются тщательному и глубокому анализу адаты всех народов Кавказа комплексно, труд до сих пор не утратил своего значения. По существу в этой работе затрагиваются все вопросы, касающиеся норм обычного права, начиная от источников права и до института маслаатства. Все последующие исследователи только дополнили и развили те или иные положения, разработанные Л.И. Леонтовичем в своей работе.

Не менее весомый вклад в изучение обычного права народов Кавказа внес другой крупный исследователь XIX в. М.М. Ковалевский, который своей работой "Закон и обычай на Кавказе" (М. 1890 г.) привлёк внимание к проблеме кавказоведения российской и зарубежной научной общественности. Помимо норм обычного права М.М. Ковалевский в своей работе подверг анализу такие аспекты жизни кавказских народов как эндогамный брак, род и тухум в Дагестане, гостеприимство, обычай кровной мести, обряд изгнания порочного члена из общины и тухума и многие другие вопросы, касающиеся общественных отношений кавказских народов.

Однако, необходимо отметить, что отдельные разработки и выводы, сделанные М.М. Ковалевским, признаны ошибочными последующими исследователями. Так, Х-М. О. Хашаев и P.M. Магомедов в своих работах подвергли критике положение М.М. Ковалевского, в котором дагестанский тухум приравнивается к классическому роду. Также признано ошибочным положение о абсолютной эндогамности дагестанского тухума (в известной работе М.А. Агларова). Несмотря на отдельные издержки труд М.М. Ковалевского не утратил своего значения до сих пор.

М.М. Ковалевский в своих исследованиях опирался на материалы предоставленные известным дагестанским этнографом Б. Далгатом.

Б. Далгат, будучи учеником М.М. Ковалевского и видным дагестанским историком-этнографом, внес большой вклад в этнографическое исследование Дагестана. ("Обычное право и родовой строй Дагестана". РФ ИИАЭ ДНЦРАНФ. 5. On. 1. Д. 1534).

Помимо упоминавшихся исследователей А.В. Комарова, Р.И. Леонтови-ча, М.М. Ковалевского, большой вклад в изучение норм обычного права внес также крупный исследователь нач. XX в. А. Ладыженский (Очерки социальной эмбриологии. Ростов-Дон, 1929), имя которого можно поставить рядом с именем профессора Р.И. Леонтовича. Работе этого исследователя свойственна глубина анализа и широта охвата изучаемых проблем.

В период Кавказской войны 20-50-х годов XIX в. и после ее окончания, по указанию Российского правительства была проделана большая работа по сбору и систематизации норм обычного права народов Дагестана. Это делалось с той целью, чтобы вытравить из сознания горцев мусульманскую идеологию и шариатские законы, под знаменем которого происходила продолжительная освободительная борьба горцев. Все эти адатные нормы были систематизированы, доработаны и изданы в Тифлисе в 1899 г. ("Адаты Дагестанской области и Закатальского округа"). Предисловие, комментарии и пояснения к сборнику были составлены известным исследователем обычного права народов Дагестана И.Я. Сандрыгайло.

Те нормы обычного права, которые по каким-либо соображениям не вошли в этот сборник и сохранились в архивах, были впоследствии изданы X-М. Хашаевым ("Памятники обычного права народов Дагестана XVII-XIX вв.

М., 1965.) Х.М. Хашаев и М. С. Саидов подготовили к печати и издали другой исторический памятник - "Гидатлинские адаты" (Махачкала, 1957.)

Необходимо отметить, что те адатные нормы народов Дагестана которыми пользовался профессор Р.И. Леонтович при написании своего труда, хранились в архиве г. Одессы и впоследствии в полном объеме были изданы А.С. Омаровым ("Из истории права народов Дагестана". Махачкала, 1968.).

Важным подспорьем для исследования данной темы явилась небольшая по объему, но емкая по содержанию работа Айтберова Т.М. "Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-XIX вв. в 2-х частях Махачкала, 1999 г., а также опубликованные этим же исследователем "Соглашения аварских общин XVIII-XIX вв." // Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Махачкала, 1989.

Помимо изданных источников, богатый материал по теме данного исследования хранится в рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН, который оказался полезным при написании данной работы.

В процессе работы над темой исследования состоялись неоднократные экспедиционные поездки по аварским населенным пунктам с целью сбора полевого этнографического материала. Так же состоялись многократные встречи с информаторами старших поколений выходцев из разных аварских обществ, проживающих в Махачкале. Встречи и беседы с этими информаторами способствовали большему пониманию традиционных морально-психических особенностей и менталитета населения аварских обществ. Народная память как результат практического опыта прошлых поколений, сохранила немало интересного и поучительного из прошлой истории.

При использовании полевого материала, в исследовании превалирует материал по Салатавии. Это связано не только с тем, что автору удалось собрать по данному региону Аварии больше полевого материала, но и потому, что по словам М.А. Агларова, Салатавия это "Дагестанская Америка". Сала-тавский союз обществ стал складываться относительно позже (начало XVI века), а в XVIII в. здесь сложился один из самых сильных союзов сельских обществ Аварии с центром в Чиркее. Сюда прибывали представители из самых разных аварских (и не только) обществ по причине малоземелья в горах или ухода от кровной мести. Соответственно, здесь происходила концентрация и складывание общих обычаев, обрядов и вообще единой культуры населения, прибывшего из разных обществ Нагорного Дагестана, в том числе и форм разрешения разного рода конфликтов. Если в разных аварских обществах обычаи и обряды носили больше локальный характер, то в Салатавии они представлены в обобщенном виде.

Приведенные выше опубликованные источники по нормам обычного права вместе с материалами рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН, а также полевой экспедиционный материал составили источниковедческую базу предлагаемого исследования.

При освещении темы данной работы использованы различные литературные источники. Среди них работа Н. Семенова "Туземцы Северовосточного Кавказа". (С.-Петрбург, 1895 г.).

Довольно редкие и потому ценные сведения об общественном укладе и социальном устройстве горского быта содержатся в работах русских авторов XVIII-XIX вв. (Хрисанф "Сведения об Аварском ханстве". 1828 г. // ИГЭД М., 1958 г., Розен Р.Ф. "Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. // ИГЭД М., 1958 г., Норденстам И.И. "Описание Антль-Ратля. // ИГЭД М., 1958 г.).

В этих работах содержится значительный материал о традиционном устройстве Союзов сельских обществ, а также о внутриобщинных порядках и образе жизни горцев.

Определенный научный интерес представляет работа Н. Львова (Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев Аварского племени. //ССКГ Т. III. Тифлис, 1870 г.), побывавшего несколько лет в плену у горцев и усво-ивщего аварский язык. Это сочинение содержит некоторые небезынтересные наблюдения, характеризующие различные стороны быта аварцев. Однако, необходимо отметить, что Н. Львов не всегда объективен в своем описании и оценке горского быта. По всей видимости, на его видении сказалось положение пленника.

Гораздо более ценные сведения о занятиях горцев, особенностях общественного уклада и других особенностях горцев дает другой русский автор Н. Воронов, побывавший в разных обществах горного Дагестана после окончания Кавказской войны. (Из путешествия по Дагестану.// ССКГ Тифлис, 1870. Т. III). Автор глазами европейца описывает жизнь и быт горцев Дагестана в увлекательной и оригинальной форме.

Одним из первых дагестанских исследователей норм обычного права наряду с Б. Далгатом явился Манай Алибек. (Адаты кумыков. Махачкала, 1927). В работе этого исследователя детально и со знанием дела рассматривается разрешение .различных конфликтов у кумыков, и в частности, по убийствам, поранениям и похищению девушек.

Большую помощь в исследовании данной темы оказали труды современных исследователей таких, как Хашаев Х-М. О., Магомедов P.M., Агла-ров М.А., Абдулаев М.А., Османов М.О. и др.

Работа Хашаева Х-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX в. (М. 1961) наряду с "Памятниками обычного права народов Дагестана XVII-XIX вв.", явилась значительным вкладом в изучение общественных и экономических отношений горцев Дагестана и, в том числе, связанных с ними конфликтных ситуаций среди горцев. Являясь крупным историком и одним из лучших юристов своего времени в республике, Х-М.О. Хашаев внес едва ли не самый большой вклад в изучение обычного права народов Дагестана, а также провёл большую работу по выявлению многих документов и материалов этнографического характера, связанных с обычным правом горцев Дагестана. Работы Хашаева Х-М.О. отличаются продуманностью, широтой охвата и глубиной анализа исследуемых проблем.

Большая заслуга в изучении общественно-экономических проблем Дагестана XIX в. принадлежит P.M. Магомедову. Им проведена значительная работа по сбору и публикации большого полевого материала, содержащего ценные сведения по различным аспектам общественно-экономического быта населения Дагестана ("К вопросу о семейной общине Дагестане". Махачкала, 1949., "Легенды и факты о Дагестане". Махачкала, 1969., "Дагестан. Исторические этюды". Махачкала, 1971., "Дагестан. Исторические этюды". Махачкала, 1975., "По аулам Дагестана". Махачкала, 1977., "По аулам Дагестана". Махачкала, 1979).

Помимо всех этих публикаций Магомедов P.M. провел крупное исследование "Общественно-экономический и политический строй Дагестана XIX в."( Махачкала, 1957).

Глубокое исследование общественно-экономических и политических отношений сельской общины горцев Дагестана провел М.А. Агларов ("Сельская община Нагорного Дагестана XVII-XIX вв." М., 1988).

Эта работа единственная в своем роде не только по истории горцев Дагестана, но и по другим народам Северного Кавказа, комплексно рассматривающая многие аспекты жизнедеятельности сельской общины. Безусловно, работа М.А. Агларова оказала большую помощь в прояснении многих аспектов данной разработки.

Как будет ниже отмечено, все социально-бытовые проблемы в обществе своими корнями упираются в экономические основы общества. По этому поводу К. Маркс отмечал: "Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества"4.

В этом плане Дагестан представляет собой уникальный регион со специфическими природно-климатическими и географическими условиями. В свою очередь эти условия отражаются на экономической жизни общества и через нее на социальном быте того или иного этноса. Изучению и пониманию всех этих особенностей дагестанской действительности способствуют работы М.О. Османова и в частности одна из последних его опубликованных работ "Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана". (Махачкала, 1996). В этой и других работах М.О. Османова пристальное внимание уделяется хозяйственно-экономическим особенностям Дагестана и их сравнительному анализу с сопредельными регионами Северного Кавказа.

Кроме того, в таких монографиях историко-этнографического характера, как "Салатавия", Махачкала, 1995, Мансурова Ш.М., "Хваршины" Махачкала, 1995 Мусаевой М.К., "Гунзибцы" Махачкала, 2001. М.Ш. Ризахановой, "Дидойцы" Махачкала, 2002. Лугуева С. А. и Магомедова Д.М. и др. раскрываются локальные особенности исполнения маслаата при убийствах в отдельных аварских союзах сельских обществ. В этих работах раскрываются также местные особенности по разрешению конфликтов по разным преступлениям, что делает эти работы интересными при разработке данной темы.

В методологическом плане большого внимания заслуживают труды крупного современного специалиста в области конфликтологии Здравомы-слова А.Г. и в частности его труд "Социология конфликта" (М., 1995). Не меньшую помощь в методологическом плане для понимания конфликтов оказала обширная монография Н.В. Гришиной "Психология конфликта" (М.,2002).

Наряду с адатными нормами в регулировании и регламентации разных конфликтов и конфликтных ситуаций в аварских обществах значительная роль принадлежала нормам шариата. Вопросы теоретического и практического характера в области мусульманского права и вообще шариата рассматриваются в трудах таких крупных исследователей в области ислама как Н. Торнау "Изложение начал мусульманского законоведения". (С.-Петербург, 1850); Массэ А. Ислам (М., 1961); Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. (М., 1986); Караулов-I Основы мусульманского права. // Историческое наследие. (Ставрополь, 1991).

Совокупность всех этих источников и литературы легли в основу написания данной работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович

ЗАКЛЮЧЕНИе.

В XIXb. в наиболее выразительной форме проявились веками сложившиеся самобытная культура и традиции народов Дагестана.

В основе социальных, политических и культурных процессов в горах Дагестана находились экономические отношения, обусловленные специфическими природно-географическими условиями, скудными природными ресурсами, низким уровнем производительных сил и соответствующей средой обитания горцев Дагестана, т.е. экосистемой.

Природно-географические условия и соответствующая среда обитания наложили отпечаток на формирование характера и психологические особенности проживающего там населения.

Традиционное малоземелье в значительной мере обусловило экономическую и политическую замкнутость сельских обществ Аварии, что также нашло отражение в адатах многих сельских обществ. Такая замкнутость приводила к другим негативным последствиям, а именно, к закреплению натурального хозяйства или вынужденной экономической и политической самодостаточности, и, в конечном счете, консерватизму сельских обществ. Последствиями такого консерватизма в союзах аварских обществ были эндогамные браки, общественно-политическая и соответствующая этноязыковая дробность. Все эти особенности необходимо учитывать для правильного понимания конфликтов и конфликтных ситуаций, их источников, а также традиционных форм и методов разрешения разных конфликтов в аварском обществе.

В исследуемый период в союзах аварских обществ сложилась самобытная система самоуправления, призванная регламентировать жизнь внутри общины, а также регулировать отношения с соседними обществами. Существенная роль в системе местного самоуправлении отводилась представителям маслаатного разрешения наиболее острых конфликтов в обществе. Прерогатива в этих вопросах принадлежала в первую очередь представителям мусульманского духовенства, помощь и содействие которым оказывали наиболее влиятельные авторитеты в джамаатах. В наиболее трудноразрешимые конфликты вмешивались представители джамаатов всего союза сельских обществ. Но конфликт в любом случае решали, так как в противном случае это создавало напряженность во всем джамаате и мешало ее нормальной хозяйственно-экономической деятельности.

Различие конфликтов в разных сферах жизнедеятельности горцев объективно приводило к складыванию различных форм разрешения таких конфликтов в традиционном аварском обществе.

Самой совершенной формой при острых конфликтах, каковыми являются убийство и поранения, был институт маслаатства. Процедура исполнения маслаата проходила долго и тяжело. Преступник и его тухум сполна возмещали моральный и материальный ущерб пострадавшей стороне. Результат маслаатного разрешения конфликта был безусловным: мстить за кровь после достижения маслаатного разрешения конфликта считалось среди горцев самым постыдным поступком. Кроме того, в случае исполнения маслаата кровный враг в большинстве случаев становился кровным родственником, а кровное родство у всех народов Дагестана ценилось больше чем обычное родство.

Помимо маслаата были и другие формы разрешения конфликтов по наиболее острым из них. Так, согласно адатным нормам кровная месть ("кисас") также являлась формой разрешения конфликта, после которой кровь засчи-тывалась за кровь и всякая вражда на этом прекращалась. Мусульманское право также не запрещало кровную месть, однако предпочтение при этом отдавало примирению, как делу богоугодному.

Не менее результативной формой разрешения конфликтов по убийствам было заключение брачных союзов между враждующими, (по аварски "би бакъвазе", буквально, "чтобы кровь высохла").

Уход в другой отдаленный джамаат после совершения убийства был также распространенной формой прекращения вражды между конфликтующими в предшествующих веках. В XIX в. такая форма также продолжает иметь место, но в гораздо меньших масштабах. Это было связано с тем, что в предшествующие века в Дагестане ещё оставались относительно свободные и не густо заселённые земли, наподобие Салатавии. В XIX веке таких земель в Дагестане почти не осталось, повсеместно наблюдался земельный голод, что стимулировало замкнутость сельских обществ и закрытость для притока посторонних людей. Помимо этого, возмутитель спокойствия, а тем более убийца, не нужен был в любом джамаате. Известно, что каждая община больше всего заботилась о спокойствии в джамаате и дорожила им.

Общепризнанным в отношении убийств внутри тухума по адату и шариату было мнение, что убийство по восходящей линии приравнивается к самым тяжким преступлениям. И, наоборот, к убийству по нисходящей линии относились снисходительно, по принципу: кто дал жизнь тот вправе и отнять её. Однако в реальной жизни такое положение по убийству внутри тухума не всегда соблюдалось: в каждом конкретном случае подход был индивидуальный.

При межобщинных конфликтах старались придерживаться следующей последовательности примирения: сначала мир устанавливали между джамаатами, затем, с дальними родственниками преступника и близкими родственниками пострадавшего тухума и, наконец, с самим преступником.

Конфликты по таким преступлениям как кража (воровство) и грабеж имеют давние исторические предпосылки, одной из которых в горах Дагестана является малоземелье. Своего собственного зерна в горах Дагестана традиционно было недостаточно, поэтому один из выходов из экономических затруднений горцы находили в грабежах и разбоях, в частности на территории соседней Грузии. Эти набеги на соседнюю Грузию горцы оправдывали религиозными целями "газавата" т. е. борьбы с неверными. Это положение вытекало из общего постулата менталитета горцев, что вне общины кражи и грабежи не только позволительны, но и являются признаком отваги и удальства, в то время как внутри общины совершать кражи запрещено и это аморально.

Экономическая причина была не единственной в грабежах и разбоях горцев Дагестана на территории соседних народов. Помимо этого, горцы смотрели на грабежи как на спорт, где можно продемонстрировать свою отвагу и удальство, и, как констатируют исследователи, занятие грабежом не было характерной особенностью только дагестанских народов, а было свойственно также многим другим народам как в Европе так и в Азии, на определенном этапе их развития.

В немалой степени развитию набегов и грабежей способствовали сами грузинские князья, которые нередко приглашали горцев Дагестана для выяснения отношений между собой. Кражи внутри общины также имели место, хотя авторы XVIII-XIX вв. и отмечают отсутствие воровства на территории отдельных союзов сельских обществ. Адатные нормы регламентировали кражи внутри общины. При разрешении многих конфликтов по кражам адатные нормы предусматривали возмещение ущерба пострадавшей стороне в зависимости от размера краденного и других обстоятельств в неоднократном размере.

Как адат, так и шириат позволяли безнаказанно и безвозмездно убивать вора на месте преступления. В стремлении доискаться до истинного вора, горцы изобретали разные способы определения вора, главные из которых: свидетельские показания очевидцев, обряд перекрытии урины "к1варщ бухь-ине", "т1абак1 свери",(буквально вращение тарелки), присягательство и со-присягательство. Смягчающим обстоятельном при воровстве являлось личное признание преступника в содеянном, при котором наказание его ограничивалось простым возмещением ущерба хозяину краденного.

Значительное число преступлений, в том числе и кровных, в горах Дагестана было связано с женщинами. Отношение к женщине традиционно сложилось неоднозначное. С одной стороны женщина в обществе занимала приниженное положение относительно мужчины, и больше всего была занята тем что трудилась по хозяйству. Положение женщины выглядит ещё более угнетённым, если посмотреть на нее глазами русских авторов, воспитанных на европейских традициях и сведения которых стали основой для отражения роли и положения женщины-горянки в аварском обществе.

С другой стороны, женщина в аварском обществе была не столь ущемлена и тот факт, что в защиту чести и достоинства женщины происходила большая часть конфликтов между мужчинами говорит об уважительном отношении к женщине в обществе. Ударить женщину в горах традиционно считалось самым постыдным поступком. Случаев убийства женщины мужчиной вообще не встречается. Только женщина горянка могла остановить драку между мужчинами. Все эти факты свидетельствуют в пользу уважительного отношения к женщине в горах Дагестана.

На почве малоземелья в горах Дагестана часто вспыхивали конфликты между общинами. На нарушение территориальных границ члены общины реагировали болезненно. Это задевало интересы каждого члена общины, и поэтому во многих аварских обществах были приняты адатные нормы, защищавшие своего члена, пострадавшего за интересы своего джамаата.

В XIX в. в аварском обществе наблюдается объединительная тенденция разных союзов обществ в более крупные объединения на основе соглашений и договоров. Материалы свидетельствуют, что находиться в более крупном союзе было выгодно не только с точки зрения безопасности, но также экономически и политически. Крупный союз имел больше возможностей регламентировать отношения между джамаатами и разрешать возникающие между ними конфликты.

Для нормальной жизнедеятельности общины необходима была правовая основа, регламентирующая внутреннюю жизнь в общине. Больше всего в такой регламентации нуждалась хозяйственно-экономическая деятельность общины.

В болшинстве случаев взаимоотношения между членами в общине регулировались традиционно сложивщимися морально-нравственными установками основными из которых были понятия ях1- намус.

Возможное практическое использование основных выводов и положений данной разработки.

Знание исторических условий и предпосылок формирования психологических особенностей горцев Дагестана во многом способствовало бы пониманию многих специфических особенностей менталитета горцев в современном дагестанском обществе.

Маслаатная форма разрешения разных конфликтов оставалась в недавнем прошлом в нашем обществе непризнанной. Однако, поскольку взамен маслаата что-либо равноценное для разрешения конфликтов не было предложено, маслаат сохраняет своё значение при разрешении многих острых конфликтных ситуаций в современном дагестанском обществе.

Многие традиционные положения и аспекты быта и права вполне успешно используются в современных условиях в практической жизни. Так, заключение брачного союза между представителями правителей разных стран в XVIII-XIX вв. в Европе и России было явлением довольно распространённым. Эта традиция не утратила своего значения в наше время и успешно используется в практической жизни. Так, дочь президента Казахстана Нурсултана Назарбаева замужем за сыном президента Кыргызской Республики Аскара Акаева. Здесь речь идёт о тесных контактах и тёплых дружественных отношениях между странами посредством брачных отношений в семьях двух президентов. Эта традиция своими корнями уходит глубоко в историю.

Обычай брать ишкиль или барамту в модернизированной форме нашёл применение в современной жизни. В любом банке, прежде чем выделить кредит, требуют залог и притом в сумме превышающей размер кредита. Такая форма также является превентивной, упреждающей формой разрешения конфликта.

Ни один более или менее значительный конфликт в современном мире не решается без посреднической деятельности третьей стороны, а практика третейского суда является традиционной, в том числе и у народов Дагестана.

Эти и другие аспекты из прошлой истории успешно используются в современной практике в цивилизованных странах, в связи с чем и нуждаются в изучении.

Безусловно, многие добрые традиции и обычаи народов Дагестана необходимо изучать и сохранять.

Учитывая возросший интерес к проблемам конфликтологии в современном обществе, данная разработка могла бы послужить полезным подспорьем для преподавателей и специалистов средних и высших учебных заведений, занимающихся проблемами конфликтологии.

Познание и освоение современных конфликтов и их разрешение невозможно без изучения и овладения традиционных форм и методов разрешения конфликтов.

В современном дагестанском обществе имеются неправительственные организации как Совет Старейшин Дагестана и соответствующие низовые их структуры, вплоть до совета старейшин джамаата. Положения и выводы этой разработки явились бы неплохим подспорьем также для этих и других подобных общественных организаций, для использования в их практической деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович, 2003 год

1.1. Адаты Гумбетовского наибства. // Памятники обычного права Дагестана XV1.-XIX вв. Составитель X.-М. Хашаев. М., 1965. С. 169-183.

2. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899. 622с.

3. Адаты Каратинского наибства.// Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. Составитель X.-М. Хашаев. М., 1965. С. 143-152.

4. Адаты общества Каралал. Составитель Х.Г. Магомедсалихов. Махачкала, 2002. 115 с.

5. Адаты Тиндальского общества // Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. Составитель Х.-М. Хашаев. М., 1965. С. 125-134.

6. Айтберов Т.М. Соглашение аварских общин XVIII нач. XIX вв.// Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Махачкала, 1989, С. 15-33.

7. Гидатлинские адаты. Сост. Х.М. Хашаев и М. Саидов. Махачкала, 1957,41с.

8. Из истории права народов Дагестана. Сост. Омаров А.С. Махачкала, 1968, 240с.

9. Кодекс законов Умму-хана Аварского (Справедливого) // Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. Составитель Х.-М. Хашаев. М., 1965. С. 261-277.

10. Сборник адатов Шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского// Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. Составитель Х.-М. Хашаев. М., 1965. С. 183-261.

11. Свод решений и обычаев Цекубского сельского общества // Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. Составитель Х.-М. Хашаев. М., 1965. С. 93-120.

12. Свод решений, обязательных для жителей Андалальского округа.// Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. Составитель Х.-М. Хашаев. М., 1965, С. 62-71.

13. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-XIX вв. Составитель Айтберов Т.М. Ч. I. Махачкала, 1999, 122с.

14. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-XIX вв. Составитель Айтберов Т.М. Ч. II. Махачкала, 1999, 120с.

15. Материалы Рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН

16. Адаты Каралальцев. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 3. On. 1. Д. 557.

17. Адаты селения Мачада. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5 On. 1 . д. 1658.

18. Адаты селения Хучада. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 1658.

19. Адаты селения Урада. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 1658.

20. Адаты селения Тидиб. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 1662.

21. Воспоминание Абдурахмана из Казикумуха. 1862 г. РФ РШАЭ ДНЦ РАН Ф. 29. On. 1. Д. 32.

22. Далгат Башир. Обычное право и родовой строй народов Дагестана. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 1534.

23. ДиррА. Об обычном праве Кавказских горцев. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 1, Оп.1. Д. №2969.

24. Записка бывшего офицера генерального штаба Мочульского "Война на Кавказе и Дагестане". 1844 г. РФ РШАЭ ДНЦ РАН Ф.1 ОП. 1 Д. 1245.

25. Записка о правах и преимуществах господствующих групп населения, об адатах и управлении жителей Присулакского наибства. По кумыкам и Са-латавии. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 79.

26. Книга селения Гента. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 1662.

27. Книга селения Зиур. РФ РШАЭ ДЬРЦРАН Ф. 5. On. 1. Д. 1662

28. Книга селения Тлянуб. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. On. 1. Д. 1662.

29. Обычаи аулаКахиб. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф.5. On. 1. Д. 1662.

30. Омаров А.С. Горский адат Дагестана как исторический памятник. РФ. ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 3. On. 1. Д. 74.

31. Письмо № 1308. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 16. On. 1.

32. Письмо № 1699. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 16. On. 1.

33. Письмо №1701. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 16. On. 1.

34. Письмо. № 1702. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 16. On. 1.

35. Письмо № 1704. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 16. On. 1.

36. Письмо № 1708. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 16. On. 1.

37. Письмо № 1742. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 16. Оп.1.1. Монографии

38. Абдулаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. М., 1993.

39. Аваразул поэзиялъул антология. Мах1ачхъала, 1958.

40. Аварско-русский словарь. Составитель М. Саидов. М., 1967.

41. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII- начале XIX в. М., 1988.35. . Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981.

42. Алиев А.К., Юсупова Г.А. Миротворчество и народная дипломатия на Северном Кавказе. Махачкала, 2002.

43. Анучин Д.Н. Отчет поездке в Дагестан. С-Петербург, 1884

44. БарановХ.К. Арабско-русский словарь М., 1989.

45. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М.,1981.

46. Геничутлинский Хайдарбек. Историко-биографические и исторические очерки. Махачкала, 1992

47. Гришина Н.В. Психология конфликта. М.,2002.

48. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

49. Имам Гъазимух1амад. Махачкала, 1992.

50. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. В 2-х томах М., 1890.

51. Комаров А.В. Сборник статистических сведений о Кавказе. Тифлис, 1875.

52. Ладыженский A.M. Очерки социальной эмбриологии. Ростов-Дон, 1929.

53. Леонтович P.M. Адаты Кавказских горцев. В 2-х томах, Одесса, 1882.

54. Магомедов P.M. Общественно-экономический строй лаков в XVIII в. Махачкала, 1948.

55. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII- начале Х1Хвеков. Махачкала, 1957.

56. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала, 1969.

57. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975.

58. Магомедов P.M. По аулам Дагестана. Махачкала, 1977.

59. Магомедов P.M. По аулам Дагестана. Махачкала, 1979.

60. Магомедов P.M. Борьба за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991.

61. Маг1арулазул халкъиял куч1дул. Мах1ачхъала, 2001, 423с.

62. Мансуров Ш.М. Салатавия. Махачкала, 1995, 251с.

63. Манай Алибек. Адаты кумыков. Махачкала, 1927328. Массе А. Ислам. М., 1961.

64. Мусаева М.К. Хваршины XIX- началоХХ века. Махачкала, 1995.

65. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999

66. Отчет о работе Московского семинара по проблеме мирного урегулирования конфликтов. М., 1993.

67. Османов М.О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX-начале ХХв. М., 1990.

68. Османов М.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана. Махачкала, 1996.

69. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. М.,1924.

70. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX-начале XX в. Махачкала, 2001.

71. Решке Николай. Горские и народные суды Кавказского края. С.-Петербург, 1912 г.

72. Руновский А. Записки о Шамиле М., 1989.338. "100 писем Шамиля" Махачкала, 1997.

73. Семёнов Н. Туземцы Северо-восточного Кавказа. С.-Петербург, 1895.

74. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. М., 1986.

75. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. С.-П., 1850. 3.42 Хашаев Х.-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961

76. Хроника Мухамедтахира ал Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля. Махачкала, 1998.

77. Ц1. Х1амзат. Асарал. TIaca рищарал куч1дул. Махачкала, 1977.

78. Щадаса Х1амзат TIaca рищарал асарал. (Сборник избранных произведений) в 6 т. Махачкала, 1987.

79. Щадаса Х1амзат. TIaca рищарал асарал. Мах1ачхъала, 1997.

80. Чурсин Г.Ф. Авары. Махачкала, 1995.

81. Юридический энциклопедический словарь. Под редакцией А .Я. Сухарева. М., 1987.1. Статьи

82. Буцковский A.M. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей. 1812 г.// ИГЭД М., 1958, С. 239-247.

83. Воронов М. Из путешествия по Дагестану.// ССКГ T.III. Тифлис, 1870, С.1-40.

84. Абхазская Фемида: насильников казнят родные.// газета "Спид- информ" № 8 август, 2000.

85. Г.Цадаса. Адаты о браке и семье аварцев в XIX- нач.ХХ в. // Памятники обычного права Дагестана XVII- XIX вв. (составитель Х.-М Хашаев) М., 1965, С. 55-61.

86. Горданов А.В. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII- начале Х1Хв.// Советская Этнография. 1960. № 5.

87. Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль Западного берега Каспийского моря 1728 г.//ИГЭД М., 1958. С. 60-121.

88. Караулов-I Основы мусульманского права.// Историческое наследие. Ставрополь, 1991. С. АН-551.

89. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. // ССКГ. Т. I. Тифлис, 1868, С.1-88.

90. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. XV.

91. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39.

92. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени.//ССКГ. Тифлис. 1870. Т. III. С. 1-32.

93. Магомедов P.M. К вопросу о семейной общине в Дагестане.// Труды 2-ой научной сессии Дагестанской базы АН СССР. Махачкала, 1949. С. 81-94.

94. Норденстам И.И Описание Антль- ратля. 1832 г.// ИГЭД, М., 1958, С. 319-329.

95. Омаров А. Как живут лаки. // ССКГ. Т. III. Тифлис, 1870, С. 1-46.

96. Омаров А.С. Система композиций в обычном праве Дагестана. //УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1966. Вып. 16.

97. Пантюхов И.И. Современные лезгины. //Газета "Кавказ", 1901, № 228.

98. Плиев А.А. "Тихтохам" "Упрек", "насмешка" в обычае кровной мести у чеченцев. С. 1-6. (Оттиск статьи хранится у автора).

99. Рагимова Б.Р. Кровная месть и женщина в Дагестане (XIX в). // Наука и молодежь. Махачкала, 2000, С. 103-105.

100. Розен Р.Ф. Описание Чечни и Дагестана, 1830 // ИГЭД М., 1958, С. 281-293.

101. Сандрыгайло И.Я. Предисловие. // Адаты Дагестанской области и Зака-тальского округа. Тифлис, 1899. С. 1-63.

102. Хрысанф. Сведения об Аварском ханстве 1828// ИГЭД. М., 1958, С. 265-276.

103. Хучбар // Маг1арулазул халкъиял куч1дул. Мах1ачхъала, 2001, С.209-215.

104. Чиркеевский А. Аварские народные сказания. //ССКГ. Т. II. Тифлис, 1869, С. 1-76.1. Список информаторов

105. Абдурахманов Абдурахман 1938. г.р. селение Зубутль, Кизилюртовский район.

106. Абакарова Аругъиз 1924 г.р. селение Гуни, Казбековский район.

107. Амиров Магомед 1930 г.р. с. Цданалъ, Гумбетовский район. Гаджгтурадов Ражбадин 1922 г.р. селение Игьали, Гумбетовский район. Дадаев Магомед 1936 г.р. селение Гертма, Казбековский район. Дадаев Дада 1910 г.р. селение Гуни, Казбековский район.

108. Зияратов Магомед 1912 г.р. с. Игьали, Гумбетовский район. Магомедова Чекев 1901 г.р. селение Гуни, Казбековский район.

109. Магомедов Умар 1930 г.р. селение Гуни, Казбековский район.

110. Маазов Магомед 1925г.р. селение Гуни, Казбековский район.

111. Мутуева Умаказипат, 1923 г.р. селение Дылым, Казбековский район.

112. Мутуев Газияв 1937 г.р. селение Дылым, Казбековский район.

113. Убайсов Кебед 1935 г. р. селение Гуни, Казбековский район.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.