Творческая эволюция В. Соколова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Калинина, Любовь Олеговна

  • Калинина, Любовь Олеговна
  • 1992, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 239
Калинина, Любовь Олеговна. Творческая эволюция В. Соколова: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1992. 239 с.

Оглавление диссертации Калинина, Любовь Олеговна

Введение. I

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЫ! ОСТ И ("МУЖЕСТВО СОПРОТИВЛЕНИЯ И ОТСТАИВАНИЯ"

В.СОКОЛОВ.

I. Типология творчества и формирование индивидуальной модели мира.

2. Ранняя лирика: обретения и потери (1945-1954 гг).

3. Трагическое осознание несовершенства бытия. Господство гневной музы отрицания (1955-1964).

4. Натурфилософская основа новой утверждающей позиции в связях с миром: "Я с тобой" (1965-1973).

5. "Все у меня о России, даже когда о себе."

I974-I98I гг.).

6. Пора философских обобщений.

7. Снежная стихия поэтического мира.

8. Лейтмотив одиночества и бездомности современного человека.

Глава П. ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ (МАСТЕРСТВО - ЭТО УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЕ ДАРОВАНИЕ")

1. Музыка поэтической речи.*.

2. Эволюция символического мифологизирования цвета.

3. Диалектика поэтического репертуара.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческая эволюция В. Соколова»

Актуальность настоящего исследования определяется значимостью таланта В.Соколова, современным звучанием его лирической поэзии, обращенной непосредственно к душе, сердцу каждого, с одной стороны, и очевидной недооценкой всего сделанного им в литературе, с другой.

Поэзия В.Н.Соколова содержит раздумья об идеалах, подвергающихся по мере движения времени новым и новым испытаниям, выражает мысли и чувства в гуманистических традициях русской классической литературы.

Проблемы, поднимаемые Соколовым, перекликаются с общим пафосом поэзии 60-х - 80-х годов: возвращение к национальным истокам, к народной памяти; природная жизнь родного края как основа нравственных поисков на пути обретения связи с миром; историческая преемственность гуманистических традиций литература йрош-лого века; нарастание дисгармоничности социальной жизни, аморфности общественного сознания и одновременно личностной устремленности к идеалу.

Актуально звучит и тревога Соколова в связи с приближением Вселенской экологической катастрофы, трагическое осмысление им современности, как потока "окровавленных рек", забота о русском языке с его богатством в словарях, классической литературе и "худосочьем и бедностью в множестве стихотворных книг" (67,С.10) Поэзия В.Соколова, начиная с 60-х годов, привлекла широкое внимание критиков, чего нельзя сказать о предшествующих этому времени, двух десятилетиях, когда поэт ощущал себя в состоянии "творческой робинзонады". Здесь, безусловно, сказались общие тен денции развития историко-литературного процесса, "когда читателю потребовалась книга, обращенная к сокровенному в человеке, к глубинным движениям его души" (52, С.100). В то время второе рождение пережили В.ЯуговскоЙ, Н.Заболоцкий, Я.Смеляков, Н.Асеев, М.Светлов. В русскую поэзию сразу пришло много одаренных молодых художников - Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко (открытые современниками еще в 50-е годы); Н.Рубцов, АЛигулин и другие.

В.Соколов не затерялся среди них еще и благодаря особому интересу к поэтическому наследию прошлого, это - важная черта его творческой индивидуальности.

Проблема использования традиций, их обновления также рассматривается и в предлагаемом исследовании.

Теоретические работы В.Соколова (свыше тридцати литературоведческих, критических статей, рецензий, реплик, бесед, предисловий, заметок) раскрывают взгляды поэта на самые разные вопросы литературы и жизни в их органичном взаимопроникновении: о классиках мирового значения (Пушкин, Фет, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Хлебников, Пастернак, Ахматова) и о поэтах-современниках (современная поэзия представлена более, чем тридцатью именами); о собственном творчестве, его характерных особенностях, о вечных загадках "поэта и поэзии",в проблеме гражданственности, о лирической стихии и жанровых особенностях и другом. Этот богатейший материал будет привлекаться в процессе данного исследования.

Осмысление Соколовым проблемы традиции и новаторства, названные самим поэтом ориентиры в культурно-художественном опыте прошлого приобретают важное значение.

Чувство традиции, как чувство непрерывности времен"

67, С.4), характерно для мироощущения поэта. Причем это не отвлеченное понятие для автора. Соколов отмечает, что испытывает постоянное присутствие в своей жизни великих русских поэтов как живых людей, перед которыми он мысленно отчитывается. Поэт пишет: "Кому мне хотелось показать свои стихи? Не более и не менее, как Пушкину, Лермонтову, Маяковскому, Всенину, Блоку, Пастернаку, Ахматовой и целому ряду поэтов, может быть,меньше го значения, но настоящих поэтов. Таким, как Луконин, Смеляков, Наровчатов" (66, С.8). И далее заверяет, что с фантастической чуткостью всегда ощущал, что им можно было бы показать, а за что было бы неловко. Совершенно естественно воспринимается такое признание: "Я боюсь Пушкина, Бунина, Блока. им подражать невозможно. Невозможно сказать: ученик Пушкина, ученик Бунина, ученик Блока. Нельзя же сказать: ученик господа Бога. Потому нельзя, что ученик Пушкина - это сам Пушкин. Вот такие гении ставят нас на свое место, то есть на наше место. Велят нам быть самим собой, открыть себе себя" (50, С.6).

Отмечает поэт и те особенности классического стиха, которые делают его ценность непреходящей, это - "наполненность и не случайность каждого слова, экономность строки, мелодичность, музыкальность" (35, С.З).

Соколов подчеркивает и обратный процесс: учиться быть непохожим. Он пишет, что в собственной практике "учился у Есенина, Маяковского, Пастернака прежде всего не быть похожими на них в своем стихе" (50, С.6). То есть здесь нельзя подражать, надо равняться на высокие образцы, на высокие судьбы.

Безусловно, существуют некие традиционные чувства, но, по мнению Соколова, "всякий раз истинным поэтом они выражаются поновому, самобытно" (35, С.З).

Как видим, в вопросе следования традиции Соколов постоянно выделяет необходимость самовыражения, новаторства. И любой поэт, осознавая себя продолжателем русской классической традиции, обязан понимать, что "продолжение было бы невозможным без его развития и обновления. Новизна - задача каждого поэта" (61, С.5).

Постоянно подчеркивая необходимость знания своих корней, восприятия традиций, поэт отмечает: "Влияние крупного поэта может быть плодотворным лишь в том случае, если ты духовно родствен ему. Или тогда, когда твой формальный поиск соприкасается с тем, что уже им найдено. И всегда при условии более или менее проявившейся самостоятельности" (42, С.57).

Размышления Соколова, помимо общих аспектов, содержат и I достаточно яркие формулировки тех основных конкретных черт твор чества великих предшественников, которые имеют непреходящее зна чение.

Велико влияние Пушкина на развитие русской литературы. Соколов так определяет это явление: "Мысль о Пушкине непрерывна. Наше этическое и эстетическое чувство прежде воспитано им, и если мы думаем не оЛушкине, то все равно как бы в его присутствии, в собеседовании с иим. Нелегко говорить о Пушкине не только стихами. Ведь его мы любим особой любовью. И любим все. Он всенароден, всечеловечен. И вечно современен" (58, 3). Позднее Соколов, размышляя над словами Пушкина, что "цель поэзии -сама поэзия", заметил: "О том, что стояло за словом "поэзия" для Пушкина, мы знаем по его творениям, глубочайшим образом вобравшим в себя поэзию жизни" (67? 6). Воздействие поэта на различные проявления творческой индивидуальности дало возможность Соколову выделить "пушкинское и чеховское начало солнечного противостояния всему злому и темному" (33, 6).

Традиции Фета не столь однозначно воспринимаются последующими поколениями. В одной из ранних работ Соколов касается стихотворения Я.Смелякова "Надпись на книге литературного критика", где есть строки: "Стою я резко в стороне от тех лирических поэтов, какие видят только Фета в своем единственном окне". И Соколов поясняет свое восприятие этих слов: "фет, как показало время, не менее огнеупорен, чем любой видный современный лирик. Речь ведется против узости "единственного окна", против провалов памяти" (40, 271). В другой статье Соколов так характеризует явление Фета и понимание его творчества потомками: "Многие воспринимали его как "чистого" лирика. У него действительно множество потрясающих лирических шедевров. Но зто поэт-философ, поэт драматический, даже иногда возвышающийся до трагедийности. Поэт сложный. Прозрачность его стиха чрезвычайно обманчива. Зто прозрачность озера. У берега оно прозрачно -видны и песок, и камушки, и травинки. Но чем дальше вы заплываете, тем туманней дно, пока оно вовсе не теряется в темноте. Оказалась актуальной сама судьба этого поэта. Фет был непопулярен в последние годы жизни, и он сознательно шел на эту непопулярность. Он был борцом - боролся за свою индивидуальность, за свой подход к поэзии, за тот лирический характер, который мы видим в его стихах" (52, 101).

В поэтическом мироощущении Соколова традиции Фета полноправно соседствуют с влиянием музы Некрасова. Не случайно в стихотворных строчках их имена оказываются рядом: "Со мноЙ.,£екрасов и Афанасий Фет" (I^T.It2I7). Что же видится Соколову наиболее важным в облике Некрасова? "Это облик художника-борца, художника правды, художника, слово которого было его делом. Иожет быть, самым главным достоинством поэзии Некрасова является ее актуальность, ее вмешательство в жизнь, которое продолжается и по сей день. Ведь поэзия Некрасова воспитывает лучшие человеческие качества: правдивость, трудолюбие, совестливость, внимание к людям, верность родной земле" (65). Отметив в этой же юбилейной статье, специально посвященной творчеству Некрасова, появление таких поэтов, в чьем творчестве влияние Некрасова сказывается и в строе стиха, и в строе мысли (например, Твардовский), Соколов, тем не менее, пишет: "Мы иногда воспринимаем традицию Некрасова лишь как стихотворно-интонационную: напевность строки, протяженная рифма. Порой нам дают понять, что Некрасов принадлежит только тем поэтам, которые родились в деревне и теперь элегически, а то и вовсе беспечно, ее вспоминают. При этом совершенно забывается, что Некрасов, может быть, первый поэт города в русской классике, так беспощадно рассказавший о Петербурге своей поры. Он же первым в русской поэзии заявил тему зарождающегося пролетариата, например, в стихах из цикла "О погоде"." (65). Вспоминает Соколов и факт, который чаще всего отличает больших художников: "Он понимал другую поэзию, ценил чужую самобытность, уважал иную творческую направленность". Именно Некрасову принадлежит первый критический обзор поэзии Тютчева, где дается блестящая оценка его творчества. Высоко ценил Некрасов и поэзию Фета. И в этом пример Некрасова оказывается актуальным. Соколов отмечает, что он "учит нас, современных поэтов, как следует относиться друг к другу" (65).

Но в целом осмысление Соколовым влияния некрасовской музы определено в следующих словах: "Традиция Некрасова должна быть нами понята прежде всего как утверждение его высоких гражданских и нравственных идеалов, духовных и идейных начал. "Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей".-вот некрасовский символ веры, вот что завещано нам Некрасовым" (65).

Русская поэзия XX века дала новые яркие таланты, незабвенные имена. Соколов отмечает: "Очень большую роль в моей жизни сыграли Маяковский и Пастернак. Они меня когда-то ошарашивали совпадением с моими представлениями о поэзии, о жизни" (52,101). Не отразив пока достаточно полно свой взгляд на поэзию Пастернака, Соколов широко раскрывает важнейшие традиции Маяковского.

В становлении своего поколения Соколов видит огромное влияние Маяковского: "Для меня и для нашего поколения. Маяковский был одним из глубочайших переживаний, потому что он откровенен, правдив, принципиален, потому что он увлекателен. Единство слова и дела, единство стиха и личности поэта - вот что всегда импонировало и будет импонировать юношеству в Маяковском" (53). Соколов выделяет те черты, которые, по его мнению, сформировались в поколении под непосредственным влиянием Маяковского: "Естественной советскостью, прямодушной интернациональностью, уважением и слиянности слова и дела мы весьма и весьма обязаны Владимиру Владимировичу Маяковскому" (53). И даже любовь свою, по заверению Соколова, они меряли его, Маяковской высокой любовью.

Многие поэты ощутили огромное воздействие музы Маяковского.

Одним из них является Евгений Евтушенко. И это воздействие Соколов возводит в ранг необходимости: "Соприкасаясь с Маяковским, истинный поэт обостренно ощущает свою индивидуальность. У поэтов же, прошедших мимо Маяковского, заметна стертость облика, недопроявленность черт. И понимаешь, что не умрут они ради строчки. Ни в каком смысле" (53). При всем при этом Маяковский всей своей жизнью и творчеством в первую очередь учит следующему: "Отвергавший творческую жизнь на всем готовом, Маяковский этому прежде всего и учил: быть самим собой во что бы то ни стало" (53). Встающий со страниц произведений образ Маяковского, Поэта и Человека, не утратил своего значения: по мнению Соколова, предстоит лишь новое прочтение, новое открытие его лирико-социальных пластов, сплавов.

Блоковские традиции, оказавшие наибольшее влияние на творчество Соколова, рассматриваются на материале анализа созданных им поэм. Их значение для развития всей советской поэзии неоценимо.

Увлеченность поэзией Блока - характерная черта творческой индивидуальности Соколова. Отдельная работа, посвященная Блоку, (46) повышенно эмоциональна. Это не теоретическое исследование, а глубоко личное осмысление судьбы и творчества любимого поэта, заявленное в самых первых строчках данных записок: "Все 30 лет своей более или менее сознательной жизни я постоянно читал всего Блока и все о Блоке, доступное мне. Поэтому эти заметки -только личные впечатления и несколько личных выводов, не больше" (46, 16). В Блоке волнует современного поэта ощущение невозможности пути без Родины, реакция на революцию: "Блок остался со своей родиной и со всеми ее достижениями и мучениями" (46,17).

Блоковские традиции нашли благотворное развитие, с точки зрения Соколова, в творчестве Ахматовой и Пастернака. Новое время наложило свой отпечаток на гражданскую позицию этих поэтов. Она заключалась в отстаивании человеческого достоинства, оппозиции к идеологии тоталитарного государства, во внимании к душе человека. Б поэзии Ахматовой "симптом гражданственности" видится Соколову "совершенно незаметным, но воздействующим с невероятной, силой" (70). И вся ее жизнь, творчество -органичное, естественное, жертвенное единение с судьбой своей страны, своего народа.

О Пастернаке в одном из телевыступления Соколов сказал так: "Мне очень дорог Пастернак как поэт, всю жизнь отстаивающий суверенитет поэзии и высокое достоинство поэта в любых ситуациях"1.

Соколов утверждает, что и поэзия С.Есенина сыграла серьезную роль в его творческой жизни. Он отмечает удивительное совпадение стихов Есенина и собственного ощущения родного края. По-есенянски органично сплетаются в творчестве Соколова образы родной природы, деревенские мотивы и городские стихи. Вспоминая такое единение у Есенина, Соколов заявляет и о себе: "Я никогда не отделял деревни от города" (67, 6). А в русле общего развития русской литературы Соколов отмечает, что "поэзия советской деревни обязана своим возникновением, по-видимому, прежде всего именно Есенину" (61,5). И от лица своих современников Соколов свидетельствует, что и Маяковский, и Есенин не остались в прошлом: "Они с нами и насущно нужны нам сегодня и будут нужны зав-т Запись выступления В.Соколова на встрече с читателями. Телепередача от 10 июля 1988 года (см. приложение). - ю тра" (61,5).

Значительна, по мнению Соколова, и роль Б.Хлебникова: "Ве~ лимир Хлебников - поэт большой и прияягательной самобытности. Н.Асеев, Н.Тихонов, Н.Заболоцкий, Л.Мартынов и другие в разной степени испытали на себе его влияние. Поэтические достижения Хлебникова, его приемы учитывались и поэтами последующих поколений. Вклад его в советскую литературу неоспорим и весом" (62,215).

Освоение культурного наследия прошлого, безусловно, необходимо для творческого становления любого поэта. Это знание воспроизводит образы или ритмико-синтаксические рисунки, наводящие на воспоминания о другом произведении, порождает сознательную <» или бессознательную реминисценцию. Как относится к этому явлению Соколов? Возможна, по его мнению, даже текстуальные переклички поэтов, но важна здесь "не столько память строчек, сколько память чувств, преемственность гуманистического мироощущения" (65). Реминисценции интересны, так как подключают память и ассоциативное восприятие читателя, раздвигая рамки возможностей стихотворных строк. Но при этом Соколов замечает, что "реминисценция, сознательная или бессознательная, только тогда имеет право на существование, когда она действительно присвоена новым лирическим характерам, на новом материале и развита в будущее" (45,5). Использование этого приема должно быть очень естественным и необходимым, точно найденным. Нельзя им злоупотреблять, превозносить в критике, так как, по опасению Соколова, "начинающие поэты. действительно могут подумать, что существует для поэтов некая лицензия на отстрел образной дичи в чужих литературных угодьях" (45,5).

Теоретические работы поэта, являясь отражением его мироощущения, помогают глубже выявить индивидуальные творческие позиции Соколова. В целом его путь - это отстаивание права на существование собственно лирики, своей индивидуальности и высокого назначения поэзии.

С 60-х годов имя Соколова прочно утвердилось на страницах критических статей, рецензий, заметок. Усилиями нескольких десятков авторов (см,библиографию, раздел 1У) был намечен мозаичный набросок к творческому портрету поэта.

Первые попытки литературоведческих исследований предпринимаются в конце 70-х годов. В работе Д.Черниса рассмотрены некоторые особенности поэтики В.Соколова (166). В диссертации Б.Мусатова творчество Соколова затрагивается при изучении проблемы художественных традиций в современной лирической поэзии 1960-х - начала 70-х гг. (173).

Для изучения поэзии Соколова в 80-е годы характерны следующие акценты:

1. Определение места В.Соколова ш историко-литературном контексте второй половины XX века. Этот вопрос представляется наиболее исследованным, благодаря работам Ершова Л., Зайцева В., Михайлова А., Кожинова В., а также молодых ученых, чьи диссертации были посвящены изучению отдельных тенденций современной поэзии 60-х - 70-х годов (Харкевич 0., Лесная Г).

2. Осмысление особенностей лиро-эпического жанра в поэзии Соколова: о поэмах "Смена дней" (I960), "Улица" (1966), "Шад-ринск" (1967), "Сюжет" (1972-1978), "Александровский сад" (1984) писали Д.Чернис, А.Ткач, И.Коган, А.Субботин, Н.Мазепа и многие другие исследователи. Повышенный интерес вызвала поэма "Сюжет", отразившая в себе основные черты художественного мира Соколова. В появившейся недавно первой диссертационной работе монографического характера (Шибанов В.Л. "Поэзия Владимира Соколова" (проблематика и поэтика). Свердловск, 1990) анализу поэм Соколова посвящена отдельная глава.

В исследовании Шибанова В. продолжено изучение и вопроса о месте творчества Соколова в общем историко-литературном контексте, начиная с 50-х годов и до последнего времени. Однако принципиальное несогласие вызывает точка зрения исследователя, утверждающая отсутствие эволюции в поэзии В.Соколова. По мнению В.Шибанова, Соколов - поэт "позиции", но не поэт "эволюции" Следствием этой точки зрения стало в основном синхроническое изучение основных мотивов, идейно-тематических и проблемных аспектов творчества, некоторых особенностей поэтики и стиля, что, на наш взгляд, не позволяет должным образом осмыслить своеобразие творческой индивидуальности поэта.

Степень изученности творчества В.Соколова определила предмет исследования (лирическая поэзия), а также общий характер работы (монографический). Впервые широко привлекается до сих пор не получивший освещения богатейший пласт "необычного литературоведения" (термин С.С.Наровчатова) - теоретические статьи В.Соколова.

Вышесказанное и определяет научную новизну диссертации,где впервые рассматривается на материале лирической поэзии творческая эволюция В.Соколова.

Настоящее исследование предпринято с целью изучить особенности созданного Соколовым художественного мира, выявляя узловатые моменты творческой эволюции поэта.

- -13

В связи с этим представляется необходимым решить следующие задачи:

1. Обозначить периодизацию творчества Соколова;

2. Раскрыть сложный процесс творческого освоения-классических традиций;

3. Определить специфические особенности созданной Соколовым модели мира, его пространствевно-временного решения; Проследить эволюцию поэта на пути познания, постижения жизни;

5. Выявить взаимосвязь эволюции стиля и авторского мировоззрения.

Выбор методов исследования (историко-литературный, сравнительно-типологический, статистический, структурно-семиотический) предопределен поставленной целью и задачами, а также характером художественной ткани изучаемого творчества (поэтическая система).

Научно-практическое значение данного исследования заключается в опыте комплексного анализа поэтического творчества. Основные положения работы могут быть использованы при дальнейшем изучении поэзии В.Соколова, а также в процессе преподавания русской литературы XX века в ВУЗе, на факультативных занятиях в средней школе.

Апробация исследования осуществлялась на научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов МОПИ им.Н.К.Крупской (апрель 1987; апрель 1991), на международной конференции в Киеве (май 1991 года), на заседаниях кафедры русской литературы XX века МПУ.

Рассмотрению поэтического репертуара в лирике В.Соколова в свете проблемы лирического жанра помог многолетний опыт работы по выявлению и систематизации русского сонета при составлении антологии: "Русский сонет ХУШ - начало XX века" (Составитель В.С.Совалин, при участии Л.О.Великановой (Калининой). М.: Московский рабочий, 1983.

Характер данного исследования, цели и задачи изучения творческой эволюции В.Соколова определили структуру диссертации: введение, две главы и заключение. Объем основного текста работы составляет 196 страниц , куда вошли график творческой активности и четыре таблицы. Библиография содержит 252 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Калинина, Любовь Олеговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная работа подтверждает, как нам кажется, значительность созданного Соколовым художественного мира и актуальность поднимаемых поэтом проблем в осмыслении человеческого бытия. Непреходящие общечеловеческие ценности: доброта, любовь, мужество, ощущение родства с природой, глубинная связь с народными и литературными традициями, - стали основой эстетической авторской позиции и в самоанализе, и в познании нравственного лица поколения второй половины XX века.

Тревога поэта за негативные тенденции в общественном сознании: снижение интереса к творческому созиданию, к искусству,бездуховность, равнодушие людей друг к другу и безразличие к природным катастрофам, утрата связующих нитей с гуманистическими традициями прошлых веков, - не безосновательна и сегодня.

Показателен тот факт, что многие вопросы, поднимаемые Соколовым в его творчестве, продолжают волновать и современных молодых поэтов, хотя новое поэтическое поколение отличается выбором иных стилистических решений. Так, проблема экологии языка стала одной из задач концептуалистов, чье творчество - это критика ла-кировки действительности, мира эфемерных значений (Д.Пригов, Вс.Некрасов, М.Сухотин и другие). Пробуждением в человеке многомерного восприятия мира несмотря на неприглядное лицо окружающей действительности заняты помыслы поэтов - ме^реалистов (О.Седако-ва, И.Жданов, В.Кривулина и другие).

Подводя итоги исследования, представляется возможным выделить специфические особенности творческой эволюции В.Соколова.

- 194

Б процессе творчества была сформирована своеобразная модель мира, представляющая собой конус с устремленностью в бесконечность и в точке углубления в тайны души человека, и в широком проникновении в многомерные сферы окружающей действительности. Прозрачное вхождение различных пластов друг в друга отражает авторское многомерное восприятие жизни, для которого объективной данностью является сосуществование реальности и фантастики, сознания и подсознания, мысли и интуиции.

Пространственно-временное решение созданной художественной действительности отличается многомерностью и свободным перемещением лирического субъекта в этих мирах. Но при этом улавливается некий миг, точка, в которой, как в капле, отражаются бесконечность и век.

Мировосприятие Соколова изменялось от юношеского оптимизма к трагическому романтизму - а для последних десятилетий характерен пафос стоического пессимизма.

В восприятии традиционных для русской поэзии образов, мотивов Соколов идет по пути наполнения их новым содержанием, основой жоторого становится современная действительность. Эта закономерность раскрыта на примере снежных образов, характерных для поэзии Блока и Пастернака, ставших в лирике Соколова отражением "погодного" состояния душ целого поколения и чертой земного зимнего времени. Показательной для явления глубокого совмещения тра диции и новаторства в рассматриваемом творчестве стала эволюция лейтмотива одиночества и бездомности современного человека. Восприняв поднятую писателями начала века проблему разрушения основы основ человечества - своего дома, как символа семейного очага культуры прежней России, Соколов развивает этот мотив до надвига

- 195 ющейся вселенской катастрофы - гибели земного Дома, где происходит необратимый процесс распада некогда нетленной материи.

Не менее интересные результаты с точки зрения традиции и яоваторства может дать отдельное исследование лейтмотивов двой-ничества, натурфилософского восприятия мира природы и других линий в поэзии Соколова. Здесь представляются широкие возможности для дальнейшего изучения взаимосвязи современной поэзии с творческими поисками предшествующих художников.

Концепция синестезии различных видов искусств, ставшая основой художественных особенностей стиля Соколова, также отражает глубокую связь поэта с традицией.

Эволюция музыкальной стихии в поэтическом мире Соколова видится как путь от чистой музыки к музыке жизни в блоковском понимании.

Анализ стиля Соколова на уровне интонационно-синтаксическом (инверсия; эмоционально-риторические воцросы, восклицания, обращения; повторы; значимое смысловое насыщение паузами),в сфере лексико-синтаксических проявлений (вплетение элементов народного языка - оборотов устной разговорной речи, пословиц, поговорок; ускоренный темп изложения), а также с позиции изобразительных особенностей (тропы, сравнения, оксюмороны, цветовые эпитеты и обороты) и звуковой организации речи (музыка поэтической речи с явлениями аллитерации, ономатопеи) позволяет сделать вывод о высоком художественном мастерстве поэта, его таяанте. При рассмотрении отдельных стилистических особенностей поэзии Соколова становилась очевидной взаимосвязь стилистических изменений с эволюцией мировоззрения автораСсм. приложение).

Представляется интересным и продуктивным метод статистичес

- 196 кого анализа, результаты которого позволяют повысить аргументированность выводов исследователя. В работе использованы данные таблиц по метрике, эволюции цветописи и другие. Статистически выверенные таблицы по метрике и строфике отдельных поэтов XIX века составили материал известного сборника "Русское стихосложение XIX века" (АН СССР. Наука. - М. - 1979). Думается, что такую работу необходимо провести и в изучении современной поэзии и в том числе творчества В.Соколова. Это даст возможность выявить закономерности развития русского стихосложения,его эволюцию.

В современном стиховедении начинает изучаться и проблема тематической ассоциативности поэтических размеров (этим вопросам занимается ряд исследователей ИМЛИ). Этот аспект в поэзии Соколова позволяет сделать вывод о перспективности подобного изучения как на материале данного творчества, так и в современной поэзии в целом.

И в заключение хочется высказать свое принципиальное согласие с мыслью Соколова, что поэтическое творчество - это всегда загадка, волшебство. И любое научное исследование - это лишь попытка проникнуть в тайны созданного художественного мира, недостижимое стремление "неуловимое поймать".

Список литературы диссертационного исследования Калинина, Любовь Олеговна, 1992 год

1. Издания стихотворных произведений В.Соколова

2. Соколов В. Утро в пути. М.: Советский писатель. 1953. - 112 с.

3. Соколов В. Трава под снегом. М.: Советский писатель. 1958. - 163 с.

4. Соколов В. На солнечной стороне. М.: Советский писатель. 1961. - 119 с.

5. Соколов В. Смена дней: Стихи. М.: Молодая гвардия. 1965. - 215 с.

6. Соколов В. Разные годы: Избранные стихи.- М.: Советский писатель. 1966. 200 с.

7. Соколов В. Избранная лирика. М.: Молодая гвардия.1967. 32 с.

8. Соколов В. Облака на синем/Дитературная Россия.1968. 2 февраля.

9. Соколов В. Снег в сентябре. U.: Советская Россия. 1968. - 143 с.

10. Соколов В. Стихотворения. М.: Художественная литература. 1970. - 223 с.

11. Соколов В. Вторая молодость. М.: Молодая гвардия. 197I. - 192 с.

12. Соколов В. Четверть века: Избранные стихи 1948-1973. -М.: Советская Россия. 1975. 255 с.

13. Соколов В. Городские стихи. М«: Советский писатель. 1977. - 167 с.

14. Соколов В. Позднее утро. М.: Современник. 1977.- 240 с- 198

15. Соколов В. Спасибо, музыка. М.: Молодая гвардия. 1978. - 303 с.

16. Соколов В. Стихотворения.//Москва. № 4. - 1978. -С.172-174.

17. Соколов В. Сюжет: Стихи и поэма. М.: Советский писатель. 1980. - 127 с.

18. Соколов В. Долина. М.: Современник. 1981. - 399 с.

19. Соколов В. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Художественная литература. 1981. - T.I. - 463 с. Т.2 - 303 с.

20. Соколов В. Стихотворения. М.: Детская литература. 1983. - 175 с.

21. Соколов В. Новые времена: Стихотворения и поэма. М.: Молодая гвардия. 1986. - 127 с.

22. Соколов В. Стихотворения.//Аврора № 12. - 1986. -С.3-5.

23. Соколов В. Из новой книги (Посещение).//Новый мир -№ 8. 1986. - С.3-4.

24. Соколов В. Любовь как любовь: Стихи. М.: Правда. 1985. - 31 с.

25. Соколов В. Сюжет: Стихи и поэма. М.: Советский писатель. 1986. - 127 с.

26. Соколов В. Стихотворения. Поэмы. М.: Художественная литература. 1987. - 351 с.

27. Соколов В. Лирика.//Знамя № I. - 1987. - С.57-59.

28. Соколов В. Стихотворения.//Юность № 4. - 1988. -С.15-16.

29. Соколов В. Стихотворения.//Огонек № 16. - 1988. - СА*

30. Соколов Б. Избранное: Стихи. Поэмы. М.: Советский писатель. 1989. 592 с.

31. Соколов Б. Таинства дня.//Огонек * II. - 1990. - C.I6

32. Соколов В. Пришелец.//Литературная газета 1991 -9 января.

33. П. Статьи, рецензии, интервью В.Соколова

34. Соколов В. Предисловие//Грудев И. Библиотечка избранной лирики. М. Молодая гвардия. 1965. - С.3-4.

35. Соколов В. "Россия выдержала бурю."//Литературная Россия 1967 - 14 апреля. - С.6.

36. Соколов В. Предисловие/Дузнецов В. Трасса. Стихи. -М.: Московский рабочий. 1968. С.-5-6.

37. Соколов В. Поэзия и юность.//Литературная газета -1968 24 июля. - С.З.

38. Соколов В. Предисловие//Фатьянов A.M. Избранная лирика. М.: Молодая грардия. 1972. С.3-6.

39. Соколов В. Не далее околицы//Комсомольская правда -1972. 4 июля.

40. Соколов В. "Наш по самой сути."//Комсомольская правда 1973. - 7 января.

41. Соколов В. Мир чистоты и чести.//Литературное обозрение. 1973. - * I. - С.44.

42. Соколов В. Шестьдесят лет Ярослава Смелякова.//Дружба народов. 1973 - Jfc I. - С.269-271.

43. Соколов В. Поэт и его герой: Заметки о двух новых кни-гах.//Комоомольская правда 1973 - 3 февраля.

44. Соколов В. "Каждую строку прожить собой."//Альманах Поэзия. 1976. № 18. - С.50-58.

45. Соколов В. Предисловие//Бутенко В.А. Когда мужчины гово- 200 рят: Стихи. М.: Современник. - 1979. - С.3-4.

46. Соколов Б. Писатель и критика. Анкета "В ЯУ/Вопросы литературы. 1979. - X 12. - С.287-288.

47. Соколов В. "Прими сей череп."//Литературная газета.-1979 15 августа. - С.5.

48. Соколов В. "И с миром утвердилась связь". От "Балаганчика" через "Соловьиный сад" к "Двенадцати"//Литературная Россия. 1980 - 18 января. - С.16-17.

49. Соколов В. Прекрасный русский поэт.//Литературная Россия. 1981. - 31 июля. - С.5.

50. Соколов В. Предисловие//Евтушенко Е. Стихотворения. -М.: Детская литература. 198®. С.5-10.

51. Соколов Б. Заметки о поэзии.//Поэзия. М. - 1981 . -№ 30. - С.99-81.

52. Соколов В. В моем окне двадцатый век.//Литературная газета. 1982. - 31 марта. - С.6,

53. Соколов В. Не повторить хочу продолжить: Маяковский и современная поэзия. Беседа во Львове.//Лит.газета - 1982. -6 октября.

54. Соколов В. "И каждый читатель как тайна."//Литературное обозрение. 1983. - Л 5. - С.98-103.

55. Соколов В. Сила слов, сила духа. (К 90-летию В.Маяковского ^Литературная газета 1983. - 20 июля. - С.З.

56. Соколов В. Сила слова это сила духа.// Вопросы литературы. - 1983. - № 8. - C.I6I-I8I.

57. Соколов В. Великая миссия.//Литературная газета. -1983. 16 ноября. - С.2.- 201

58. Соколов В. Быть самим собой./Домсомольская правда. -1983. 3 декабря.

59. СоколовВ. "Не маячить, не льстить, не сорить."// Литературная Россия. 1984. - II мая. - С.8-9.

60. Соколов В. ". Чтоб мыслить и страдать".//Литературная газета. 1984. - 6 июня.-* 23. - С.З.

61. Соколов В. Предисловие.//Велимир Хлебников. Стихотворения и поэмы. Волгоград. - 1985. - С.5-7.

62. Соколов В. Наш современник.//Маяковский и современность. М.: Молодая гвардия. 1985. - С.35-42.

63. Соколов В. Свет поэзии.//Литературная газета. 1985.-2 октября. - С.5.

64. Соколов В. "И войско песен поведу."//День поэзии 1985 Москва: Сборник. М.: Советский писатель. 1986. - С.213-215. 63. Соколов В. Гений мужества, добра и красоты.// Литературная газета. - 1986. - 19 февраля.

65. Соколов В. Где смерть в миллиметре от виска./Дружба народов. - 1986. - № 3. - С.260-262.

66. Соколов В. Разумное, доброе, вечное.//Литературная газета. 1986. - 9 июля.

67. Соколов В. Поэзия в алиби не нуждается.//Литературная Россия. 1986. - 10 октября. - С.8-9.

68. Соколов В. От автора.//Стихотворения. Поэмы. М.: Худо жественная литература. - 1987. - С.3-10.68 . Соколов В. Предисловие.//Левин К.Я. Признание: Стихи.-М.: Советский писатель. 1988. - С.3-4.

69. Соколов В. Может, это еще пригодится./О стихах Б.Слуцкого. //Юность. 1989. - * 6. - С.70.- 202

70. Соколов Б. Время поэзии.//Советская культура. -1989. 4 июля.

71. Произведения классиков и поэтов-современников

72. Ахматова А. Стихи и проза. Л.: Лениздат. 1977. -616 с.

73. Байконур Вселенная: Стихи. - М.: Современник. 1987-272 с.

74. Блок А. Собр.соч.: Б 8 тт. М.-Л., 1960-1963.

75. Заболоцкий Н. Собр.соч.: В 3-х т. М.: Художественная литература. 1983.

76. Лермонтов U. Собр.соч.: В 4-х т. -Л.: Наука, 1979.

77. Муравьев М. Стихотворения. Л.: Советский писатель. -1967. - 988 с.

78. Пастернак Б. Избранное: В 2-х т. -Л.: Художественная литература. 1985.

79. Самойлов Д. Избранные произведения: В 2-х т. М.:' Художественная литература. 1989.

80. Смеляков Я. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Художественная литература. 1970.

81. Тарковский А. Избранное. М.: Художественная литература1982.

82. Тютчев ф. Полное собр.стихотворений. Л.: Советский писатель. 1987. - 447.

83. Фет А. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель 1986. - 752.

84. Цветаева М. Избранное. М.: Просвещение. 1990. - 367- 203 1У. Литературоведческие исследования и критические статьи по творчеству В.Соколова

85. Заметки о поэзии 1953 года//Литературная газета. -1954. 5 января.

86. Евтушенко Е. О двух поэтических поколениях//Литера-турная газета. 1955. - 25 января.

87. Калитин R. Творчество молодых "Октябрь". 1955. -№ 9. - С.158-170.

88. Жуховицкий Л. Долг поколению//Новый мир. 1957. -№ 5. - С.236-247.

89. Мильков В. Пора зрелого вдохновения//Молодая гвардия. -I960. Jfc 3. С.222-227.

90. Марченко А. Ответственность//Вопр.лит. I960. № 6. -С.33-51.

91. Елкин А. О "тихих" и "громких" книгах/День поэзии. -1959. М.: Советский писатель. I960, - С.222.

92. Аннинский Л. Заметки о молодой поэзии//Внамя. 1961.-•* 9. - С.198-200.

93. Приходько В. Ключ от лучшей участи//Лит.Россия. 1963 2 августа.

94. Анннинский В. Нечто большее, чем успех//МосковскиЙ ком сомолец. 1965. - 21 декабря.

95. Евтушенко Е. Потому что не до шуток//Лит.газета. -1965. 28 декабря.

96. Аннинский Л. Ядро ореха: Критические очерки. М.: Советская Россия. 1965. - С.8-38.

97. Мильков В. Дорога к другу//Москва. 1966. - № 5. -С.208-210.- 204

98. Волгин И. Пришло неожиданное отщштие.//Октябрь.1966. Л 12. - C.I9I-I95.

99. Шестинский 0. Себя не спрятав//Литературная Россия.1967. 24 февраля.

100. Куняев С. Быть живым.//Лит.газета.- 1967. 22 марта.

101. Гейдеко В. От составителя//Соколов В. Избранная лирика.-М.: Молодая гвардия. 1967. - С.3-4.

102. Антокольский П. Облака на синем//Лит.Россия. 1968.-2 февраля.

103. Аронов А. Высокий стиль//Мооновский комсомолец. 1968.-7 июня.

104. Лавлинский Я. Трудное счастье гражданина//Москва.1968. Jft 9. - С.199-201, 205-206.

105. Лесневский С. Стены помнят//Сов.Россия. 1968. - 20 октября.

106. Козлова В. В.Соколов. Снег в сентябре.//Дон. 1969. -№ I. - С.157-159.

107. Чуев Ф. На родине милоЙ//Молодая гвардия.- 1969* № I.

108. Айхенвальд Ю. Впечатление и слово//Новый мир. 1969. -* 5. - С.236-240.

109. Михайлов 0 "Твой белый парус крепок."//Дружба народов.1969. # 6. - С.274-275.

110. Паперный 3. Снег в сентябре//3намя. 1969. - Л 6.

111. Аннинский Л. День поэзии, 1969. М.: Советский писатель.1970. С.177.

112. Сидоров Е. День поэзии, 1969. М.: Советский писатель.-1970. - С.194.

113. Стариков Д. Причастность к миру.//День поэзии, 1971.- 205

114. М.: Советский писатель. 1971. - С.211.

115. ИЗ. Стариков Д. И в просвещении стать с веком наравне.// Литературная газета. 1970. - 25 февраля.

116. Гринберг И. Лирика чувства//3намя. 1970. - № 6. С.212-216.

117. Кожинов В. Новое поэтическое поколение//Вопросы литер. 1970. - № 7. - С.22-32.

118. Аннинский Л. Атака етилем//Комсомольская правда. -1970. 17 октября.

119. Аронов А. И приходит утро//Московский комсомолец.1970. 25 ноября.

120. Михайлов 0. О Владимире Соколове//В.Соколов. Стихотворения. -М.: Художественная литература. 1970.- С.3-12.

121. Ульяшов П. Уходит в будущее//В мире книг. 1971. -* 2. - С.28-29.

122. Урбан А. Жизненные основания поэзии//Вопроеы литературы. 1971. - № 4. - С.I0-I3.

123. Волгин И. Я все тебе отдал//1и®рраданая газета.1971. 9 июня.

124. Наровчатов С. Богатство ритмов/Домсомольская правда,-1971. 27 июня.

125. Дробышев В. Владимир Соколов. Стихотворения. М., 1970//Молодая гвардия. 197I.- Я 6. - C.3I0-3II.

126. Перцов В. Движение поэзии//Вопросы литературы. 1971. Л 6. - С.26-30.

127. Росляков В. Скажи, какой ты след оставишь?.//Литературная газета. 1971. - 14 июля.

128. Рассадин С. Когда строку диктует чувство//Литературная- 206 -газета. 1971. - 4 августа.

129. Ланщиков.А. Что же такое содержательность//Лит.газета. 1971. - 25 августа.

130. Иванов Ю. Увидеть даль и что вдали//Лит.газета.1971. 27 октября.

131. Котенко Н. ".Чтоб строчки забыли,что они слова"// Москва. 197I. - № 10. - C.2I4-2I6.

132. Стариков Д. Причастность к миру/День поэзии, .1971. -М.: Советский писатель. 1971. C.2II-2I3.

133. Турков А. О понимании традиций/День поэзии, 1971. -М.: Советский писатель. 1971. С.193-195.

134. Гринберг И. Современная лирическая поэзия. М. Знание. - 1971. - С.33-34, 41-44.

135. Соловей Э. Не повторить хочу продолжить//Лит.Россия.1972. 3 марта.

136. Субботин Б. Книги и дороги//Лит.газета. 1972. -14 июня.

137. Лаааррв Б. Сохранить высоту.//Молодая гвардия.1972. № 10. - С.304-307.

138. Лавлинский Л. Горизонты лирики//Правда. 1973. -7 апреля.

139. Марченко А. "Давай, брат, отрешимся. Давай брат, вос-парим"//НовыЙ мир. 1973. - № 4. - С.252-258.

140. Евтушенко Е. Поэт и его дорога/Домсомольская правда.1973. 17 августа.

141. Идашкин Ю. Истоки подвига: Сборник критических статей. М.: Советская Россия. 1973. - С.78-79.

142. Михайлов Ал. Ритмы времени: Этюды о русской советской- 207 поэзии наших дней. М. : Современник. 1973. - С.499-506.

143. Кожинов В. Стихи должны быть как открытое окно//Наш современник. 1974. - * I. - С.166-175.

144. Михайлов 0. Верность: Родина и литература. М. : Современник. 1974. - С.124-132,141-142.

145. Кожинов В. Стихи должны быть как открытое окно//В.Соколов. Четверть века: Избранные стихи 1948-1973. М.: Советская Россия. 1975. - С.5-18.

146. Лесневский С. Поэтические ценности и критические пред-пи сания//Вопр осы литературы. 1975. - № 2. - С.86-87.

147. Рассадин С. "Какой ценой купил он право."//Вопросы литературы. 1975. - № 3. - С.38-40.

148. Залин С. "Прозрачные размеры, обычные слова.Л// Московский комсомолец. 1975. - 26 сениября.

149. Ковалев Б. ".Жизни глубинаи//Литературная газета.1975. 26 ноября.

150. Михайлов Ал. Когда я итожу//Дружба народов. 1975. -#12. - С.261-264.

151. Лавлинский Л. Не оставляя линии огня: 0 лирической поэзии наших дней. М.: Современник. 1975. - С.70-73.

152. Сотников Н. Родные стены//Волга. 1976. - # 3. -C.I59-I6I.

153. Пикач А. "Спасибо, музыка."//Звезда. 1976. - # 4,-С.216-217.

154. Урбан А. Собеседники времени//Литературное обозрение.1976. № 6. - С.20-27.

155. Урбан А. Внимательность высокое искусство//Аврора.-1976. - # 7. - С.71-72.- 2G8

156. Числов М. Движение жанра//Правда. 1977.- 14 апреля.

157. Котенко Н. Ответственность таланта//Литературная Россия. 1977. - 22 апреля.

158. Орлов С. Всматриваясь в лицо сегодняшнего дня: Заметки о современной русской поэзии//Октябрь. 1977. - # 8.1. С.192-197.

159. Перцов В. От свидетеля счастливого. Статьи разных времен и воспоминания. М.: Современник.1977. - С.350-356.

160. Цыбин В. Поздравляем юбиляра//Литературная газета.1978. 26 апреля.

161. Кошель П. "Слиянность неба и земли."//Литературное обозрение. 1978. - J& 4. - С.57-61.

162. Мете А. Владимир Соколов. Городские стихи//Новый мир.-№ 4. С.299-300.

163. Михайлов Ал. Поэты и поэзия. М.: "Просвещение". 1978. C.I56-I8I.

164. Мусатов В. Проблема художественны* традиций в современной лирической поэзии 50-х начала 70-х гг. (Йвтореф.дис. к.ф.н. Л.: ЛГПИ им.А.Герцена. 1978. - С.16-18.

165. Курбатов В. Даль обретений и потерь//Москва. 1979. -№ 2. - С.210-212.

166. Бобров А. Быть единственным//Литературная Россия.1979. 15 июня.

167. Залещук В. ".И было в мире столько лада"//Московский комсомолец. 1979. - 10 августа.

168. Чернис Д. "Я очень родину люблю." Заметки о поэтике Владимира Соколова"//Вопросы литературы. 1979. - № 9. - С.53-85.

169. Урбан А. Образ человека образ времени: Очерки о совет*- 209 ской поэзии. Л.: Художественная литер.,1979.- С.302-311.

170. Аннинский Л. Мера сил//Литературное обозрение. -1980. № 5. - С.48-44.

171. Дмитриев 0. Посреди золотого народа//Литературная Россия. 1980. - 12 декабря.

172. Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное. М.: Художественная литература. 1980. - C.II-I2.

173. Кожинов В. Стихи и поэзия. М.: Советская Россия.1980. С.253-262.

174. Михайлов Ал. Тайны поэзии. М.: Современник. 1980. -С.82-88.

175. Мусатов В. Художественные традиции в современной поэзии. Иваново: изд-во Ивановского Г.У., 1980. - С.59-66.

176. Пикач А. Начиная с конца//Литерагурное обозрение.1981. № 8. - С.33-37.

177. Славецкий Ь. Пора пролагать дороги//Литературное обозрение. 1981. - № 8. - С,37-40.

178. Чеботарева А. Пи, направленное в бесконечность. Приметы НТР в современной поэзии//Лит.учеба.- 1981. № 5. С.121.

179. Евтушенко В. "Нет школ никаких. Только совесть."// Соколов В. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Художественная литература. 1981. T.I. С.3-8.

180. Иванова Н. Необходимость//Лит.газета. 1982.- I сентя'бря.

181. Чупринин С. Цена гармонии. //Октябрь. 1982. - № 9.-С.182-187.

182. Лазарев В. Душа поэзии//Правда.- 1982. 4 октября.

183. Кожинов В. Статьи о современной литературе. - М.:- 210

184. Современник. 1982. C.I6-70, 40-41, 97, 129-160.

185. Лесвевский С. "Я к вам приду." Поэты. Поэзия. Время. М.: Советский писатель. 1982. - С.180-185.

186. Наумов А. "Касается самой голубизны."//Волга. -1983. К 3. - С.102-109.

187. Куняев С, "Дохнула жизни глубина"//Наш современник. -1983. Л 5. - C.I90-I9I.

188. Мнацаканян С. Словесный портрет//Литературная Россия.-1983. 26 августа.

189. Числов М. Сюжет вся жизнь//3намя. - 1983. - Я 9. -С.233-235.

190. Коган И. Некоторые особенности поэтики Вл.Соколова// Поэтика реализма: Межвузовск.сб. Куйбышев: изд-во Куйбышевского ГУ. 1983. - C.II4-I3I.

191. Лесневский С. "Спасибо, музыка."//В.Соколов. Стихот-ворения. М.: Детская литература. 1983. С.5-14. ■

192. Михайлов Ал. Портреты. -М.: Советская Россия. 1983.-С.312-341.1У0. Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. М.: Советский писатель. 1983. - C.I3I-I45.

193. Числов М. Разбег: Литературно-критические статьи. М.: Молодая гвардия, 1984. - C.II3-II8.

194. Коган И. Эволюция жанра поэмы в творчестве Вл.Соколова.// Поэтика Реализма: Межвузовский сб. Куйбышев.изд-во Куйбышевского ГУ. 1985. С.109-124.

195. Македонов А. Свершения и кануны: 0 поэтике русской советской лирики 1930-1970-х годов. Л.: Советский писатель. 1985.-С.270-272.- 211

196. Пьяных М. "Покой нам только снится": Русская советская поэзия 1965-1985 годов. В помощь лектору. Л.: Знание. 1985. -C.I0-II.

197. Селезнев Ю. Златая цепь. М«: Современник. 1985.-С.187-189.

198. Липатов В. "Только совесть."//Комсомольская правда.1986. 16 марта.

199. Мазепа Н. Развитие современной советской поэмы. Киев Наукава думка. 1986. - С.210-226.

200. Михайлов Ал. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Ху дожественная литература. 1986. - Т.2. - С.237-265.

201. Яавлинский Л. Мета времени мера вечности: Статьи о современной литературе.- М.: Худож.яит., 1986. - С.17-21.

202. Числов М. Время зрелости пора поэмы. - М.: Советский писатель. 1986. - С.321-325.

203. Архангельский А. "Все уходящее уходит в будущее." Судьба классических жанров в современной лирике//Литературное обозрение. 1987. - J* 3. - C.I4,

204. Панченко 0. Открыватели или повторители//Литературная газета. 1987. - 17 июля.

205. Архангельский А. "В предчувствии мига."//Литературное обозрение. 19877. - С.55-59.

206. Чернис Д. Время диктует поэту//Новый мир. 1987. -Л 2. - С.254-256.

207. Евтушенко Е. Я начинал как волчок-одиночка.//Огонек.1987. £ 9. - С.29-30.

208. Васильева Л. Сын зимы: 0 поэзии В.Соколова//Москва. -1987. * 7. - С.199-201.--2I2

209. Харкевич 0. Патриотические мотивы в советской лирической поэзий I960 ?0-х годов и их художественное воплощение/ на материале поэзии Н.Рубцова, Б.Соколова, А.Жигулина, С.Вику-лов^. Автореф. канд.дис. .к.ф.н. - Киев: 1987. - C.9-I9.

210. Цыбин В. Белый цвет пути//Литературная Россия. -1988. 15 апреля.

211. Ваншенкин К. Владимиру Соколову 60 лет//Литературная газета. - 1988. - 20 апреля.

212. СлавецкиЙ В. Время и бремя поэмы//Лит.учеба. 1988. -* 5. - С.67.

213. Бобров А. Пора сказать правду//Уроки правды: Из советской поэзии. М.: Молодая гвардия. 1988. - С. 10-1,1.

214. Лесная Г. Блоковские традиции в русской советской поэзии 1960-70-х годов. Автореф.дисс. .К.ф.н. -М.: 1988. С.16-17.

215. Чумаченко В. Жанрово-стилевые тенденции в современной русской советской лирике: (К теории малых лирических форм). Автореф.дисс. .к.ф.н. М.: 1987.

216. Приходько В. Постижение лирики. М.: Детская литерату pa. 1988. - С.22-24.

217. ЛесневскиЙ С. "Спасибо, музыка.": Лирика Владимира Соколова//Перспектива. 1987. - М.: Советский писатель, 1988. -С.350-362.

218. Приходько В. Постижение лирики. М.: Детская литерату pa. 1988. - С.22-24.

219. Запевалов В. Поэзия Владимира Соколова//Литература в школе. 1989. № I. - С.45-53.

220. Бобров А. Жажду лиризма! К открытию поэтического сезо- 213 на//Литературная газета. 1989. - 5 апреля.

221. Шибанов В. Поэзия Владимира Соколова (проблематика и поэтика). Автореф.дисс. .к.ф.в. Свердловск. 1990.

222. У. Исследования по истории и теории литературы и философии

223. Белинский В.Г. Полное собр.соч.: В 13-ти т. М.: Академия Наук СССР. 1953.-Т.7. - 740 с.

224. Белый А. Арабески. М.: Мусагет. I9II.

225. Белый А. Мастерство Гоголя. М.-Л. Гос.изд.худ.лит.1934.

226. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. М.: Наука.1973.

227. Ринзбург Л.Я. О лирике.- Л.: Советский писатель.1974.

228. Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л.: Советский писатель. 1982.

229. Гринберг И.Л. Три грани лирики. Современная баллада, ода и элегия. М.: Советский писатель. 1975.

230. Ершов Л. История русской советской литературы. М.: Высшая школа. 1982.

231. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Я.: Наука. 1977.

232. Зайцев В. Современная советская поэзия. М.: Изд-во МГУ. 1984.

233. История русской поэзии в двух томах. Л.: Наука. 1982.

234. История русской советской поэзии: 1941-1980. Л.: Наука. 1984. - 400 с.

235. Калачева С.Б. Стих и ритм. М.: Знание. 1978. - 95 с.

236. Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1966. - 378 с.- -214

237. Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти томах. -М.: Советская энциклопедия. 1968.23Б. Лихтенштадт В.Я. Гёте. Борьба за реалистическое мировоззрение. Пб. 1920.

238. Ларцев В.Г. На пути к синтезу: новые жанровые разновидности поэзии. Ташкент. Изд-во литературы и искусства имени Гафура Гуляма. 1985.

239. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат. 1991. - 525 с.

240. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение. 1972.

241. Максимов Д. Поэзия и проза Александра Блока. Л.: Советский писатель. 1981. - 552 с.

242. Михайловский Б.В. Избранные статьи. М.: изд-во МГУ.1968.

243. Никитина Е.Ф., Шувалов В.М. Поэтическое искусство Александра Блока. М.; Никитинские субботники. 1926.

244. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа.1978.

245. Развитие традиций и формирование жанров в советской ли-тэратуре//Межвузовск.об.научн. трудов.-М., 1991. 108 с.

246. Сквозииков В.Д. Лирика//Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М.: Наука.1964.

247. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Учебное пособие. М.: Просвещение. 1976.

248. Томашевский Б.В. Поэтика. Теория литературы. М.-Л. -Госиздат. 1980.

249. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы.- Л.: Прибой. 1928. 596- 215

250. Филлипов Г. Русская советская философская поэзия. : Человек и природа. Л.: изд-во ЛГУ. 1984. - 207 с.

251. Флоренский П. Небесные знамения (размышления о символике цветов). Маковец. 1922. № 2.

252. Хопрова Т.А. Музыка в творчестве Блока. Л.: Музыка.1974.

253. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: 0 литературном развитии XIX XX веков. - М.: Советский писатель. 1988. - 416.

254. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. -М.: Политиздат. 1988. 384.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.