Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Колесников, Валерий Серафимович

  • Колесников, Валерий Серафимович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 182
Колесников, Валерий Серафимович. Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Нижний Новгород. 2008. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Колесников, Валерий Серафимович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

I глава

РОД И СЕМЬЯ КАСЬЯНОВЫХ.

П глава

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.А.КАСЬЯНОВА В ЗЕРКАЛЕ ПЕРЕПИСКИ,

ВОСПОМИНАНИЙ И НОВЫХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ. CREDO

ХУДОЖНИКА.

Детские и юные годы.

Молодость и семейные отношения.

Природа и путевые впечатления.

Творческие контакты и становление композитора.

Мировоззрение, характер, эстетические взгляды.

Деятельность Касьянова в Нижнем Новгороде.

Касьянов и советская действительность. Credo художника.

Ш глава

НЕИЗДАННЫЕ ФОРТЕПИАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ ААКАСЬЯНОВА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах»

В истории русской музыки первой половины XX века, блиставшей именами И.Стравинского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, свой особый след оставил композитор-нижегородец А.Касьянов. Значительно его наследие, включающее шесть опер (в том числе «Степан Разин», «Фома Гордеев», «Ермак»), музыку более чем к двумстам драматическим спектаклям, многочисленные романсы, хоры, три Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, произведения для фортепиано (7 сонат, 24 прелюдии, Баллада, Скерцо, Сюита, а также программная сюита «Гамсуниана» и др.).

Многое из созданного Касьяновым довольно широко исполнялось ещё при жизни композитора - прежде всего, в его родном Нижнем Новгороде (особенно часто - хоры и романсы, а в последние годы и фортепианные произведения), а также в других городах страны. Например, «Ермак» ставился в Новосибирске в 1957 г. (во время гастролей в Москве в 1960 г. театр показывал оперу на сцене Большого театра) и Горьком в 1961 г., «Степан Разин» - в Горьком (все три редакции- 1939, 1953, 1977 г.г.), также опера была принята к постановке в Большом театре (1950 г.). «Фома Гордеев» шел в Горьком (две редакции -1946, 1966 г.г.), в Москве (на сцене Кремлевского театра - 1967 г.), кроме того, Ансамбль ВТО исполнил эту оперу более 20 раз. На Всесоюзном радио в сокращенном виде были сделаны фондовые записи опер. Неоднократно переиздавались романсы, фортепианные произведения. Последние входили в репертуар видных российских мастеров - ДЛаперно, Д.Слесарева, а также преподавателей Горьковской консерватории - В.Алексеева, Н.Балыкова, Г.Благовидовой, В.Колесникова, Б.Маранц, М.Прудовской, В.Старынина и др.

Признание заслуг Касьянова государством выразилось в присуждении ему Глинкинской премии, почетного звания народного артиста СССР, награждении орденами Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного знамени. Стал Касьянов и почетным гражданином Нижнего Новгорода. сийского государственного военного архива (РГВА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального архива министерства обороны РФ (ДИАМ), Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки (ГЦММК), Государственного архива Орловской области (ГАОО), Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО), архива Балакиревского общества г. Нижнего Новгорода.

Изучение личности Касьянова находится в русле современных тенденций исторической науки: «В последней четверти XX века пространство применения биографического метода существенно расширилось и изменило свою конфигурацию: [.] возросло число индивидуальных жизнеописаний людей, которых никак не назовешь выдающимися историческими деятелями. В большой мере это объясняется общим изменением отношения к человеческой индивидуальности и тенденцией к персонализации предмета истории»1. В связи с этой новой направленностью исторической науки важное место отводится изучению родословной «персоны». Теперь биографы привлекают «из всего набора специальных исторических дисциплин в первую очередь генеалогию»2. Воссоздание правдивой картины жизни композитора, изучение формирования и развития его внутреннего мира является одновременно и целью исследования, и одним из средств познания исторического социума, в котором он жил и творил. Для раскрытия «персональной истории» Касьянова наука допускает использование различных документов, представляющих собой «материалы, содержащие как прямые высказывания личного характера (письма, дневники, мемуары, автобиографии), так и косвенные свидетельства, фиксирующие взгляд со стороны или так называемую объективную информацию»3. Найденные архивные материалы (всего разыскано и изучено

1 Репина Л.П. Личность н общество, или история в биографиях (вместо предисловия) // История через личность: историческая биография сегодня. Под редакцией Л.П.Репинон // М.: Кругь, 2005. С.7. * Шумков Л Л. Биографика и генеалогия: вопрос соотношения // Источниковедческие л .методологические проблемы биографических исследований. Ред.- сост. Г.В.Калашников, А.И.Раздорскш'1, Д.Н.Шшюв // СПб.: Изд. СПб университет, 2002. С.62. Генеалогическое древо рода Касьяновых, выполненное диссертантом, представлено в конце первой главы «Род и семья Касьяновых».

3 Репина Л.П. Там же. С. 10.

Облик удачливого советского композитора рисовался в весьма обширной литературе, посвященной Касьянову. Прежде всего - в монографических работах И.В.Елисеева «А.А.Касьянов»1, «Александр Касьянов. Издание второе, дополненное»2, а также Н.П.Угрюмова «Александр Касьянов. Очерк жизненного и творческого пути композитора»3. Многочисленные публикации в местной и центральной прессе (в том числе в журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Советский союз», «Огонек») освещали премьеры, состоявшиеся спектакли и концерты. Горьковским телевидением были выпущен фильм «Жизнь моя - музыка» (1975 г.), Центральным телевидением - «Композитор Александр Касьянов» (творческое объединение «Экран», 1977). В 1976 году вышел подготовленный на Центральном телевидении фильм «Романсы Балакирева» с участием Касьянова (композитор рассказывал о М.А.Балакиреве и его романсах).

Обширный свод новых фактических материалов из личных архивов

A.А.Касьянова4, Б.Л.Жилинского5, В.Ф.Кухарского, И.В.Елисеева,

B.Г.Блиновой, А.А.Нестерова, В.С.Колесникова представил сборник «Александр Александрович Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания»6. Однако, после выхода в свет этой книги изыскания были продолжены. В результате обнаружены: переписка отца и матери композитора, переписка А.А.Касьянова с братом - эмигрантом Сергеем (частично она была опубликована в вышеуказанной книге), с сестрой Марией, дочерью Ириной; письма А.С.Ляпуновой и других корреспондентов к А.А.Касьянову. Все это послужило ценнейшим материалом для настоящего исследования.

Многие факты, уточняющие и дополняющие сведения о семье Касьяновых, были почерпнуты в документах Государственного архива РФ (ГАРФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Рос

1 Советский композитор. М., 1973. Советский композитор. М, 1989.

3 Советский композитор. М., 1957.

4 Архив А. А.Касьянова (неразобран) в настоящее время находится в ведении Балакиревского общества г. Нижнего Новгорода. Обозначается в дальнейшем: Арх. «БО», ф.ААК

5 Переписка А. А.Касьяиова с Б.Л.Жилннским хранится в личном архиве В.С.Колесникова.

6 Рея.-сост. В.С.Колесников. Н.Новгород. Изд. Гладкова, 2001. В дальнейшем: ААКМПВ. около 1000 документов), с которыми пришлось работать диссертанту, соответствуют названным выше источникам: это и автобиографии, и письма различных корреспондентов к Касьянову, и его собственные дневниковые записи (тетрадь «Ералаш»), и мемуарные записи - воспоминания о Балакиреве, Ляпунове, Глазунове, Кюи, и объективная информация, почерпнутая из государственных и личных архивов.

Изучение указанных материалов в сочетании с опорой на современные методы и подходы, выработанные исторической и музыкальной науками, дали возможность существенно расширить и углубить представление о жизни и творчестве видного российского музыканта, обнаружить новые грани внутреннего мира композитора, его личных и общественных связей, по-новому осветить личность музыканта. Как оказалось, за внешним «советским» благополучием скрывались глубокие внутренние потрясения человека, оказавшегося на разломе исторических событий, разрушивших его представления о мире, об отношениях между людьми, перевернувших весь жизненный уклад. Ведь в так называемую социалистическую Россию Касьянов вошел почти тридцатилетним, т.е. сложившимся человеком. После многих потерь — прежде всего близких людей - композитору пришлось заново учиться жить в новых исторических условиях. Все испытания россиян прошли через его ум и сердце. Может быть, это единение с современниками, признание его композиторского творчества наряду с мужественным пониманием необратимости случившегося в 1917 году по-своему примирили его с окружающим советским миром. Во всяком случае, внешне казалось, что это так. Вот только сюжеты для своих опер Касьянов старался выбирать эпические, исторические, то-есть, близкие ему по духу, важные для судьбы России, но . не революционные5.

Как выяснилось в ходе архивных исследований, «белые пятна» наличествовали не только в изучении жизненного и творческого пути художника, но

1 Оперы «Степан Разин», «Фома Гордеев» и «Ермак» были написаны по госзаказам ВКИ, Комитета по делам искусств, ГАБТ. Касьянов всегда боялся, что ему закажут именно революционный сюжеты. и его наследия. Так, в работах Н.П.Угрюмова и И.В.Елисеева главное внимание уделялось изучению опер, хоровой и вокальной музыки композитора. Автору предлагаемого труда удалось найти, восстановить и отредактировать еще неизданные фортепианные сочинения Касьянова, среди которых шесть сонат (!), несомненно представляющих исторический интерес. Эти произведения раскрывают процесс становления композитора, поначалу увлеченного творчеством Скрябина, но сумевшего преодолеть это увлечение и пойти по пути, проложенному Балакиревым и его учениками1.

Главная цель настоящей работы: на основании анализа найденных архивных материалов представить более выпуклый и достоверный портрет композитора Касьянова, что обусловило постановку следующих задач:

- на основании изучения архивных материалов освободить фигуру А.А.Касьянова от предвзятых, односторонних толкований и наслоений прошлых лет;

- впервые представить семью Касьяновых как характерный для конца 19-20 веков тип российских интеллигентов, для которых история России оказалась теснейших образом связана с личными судьбами; I

- по возможности заполнить «белые пятна», наличествующие в изучении творческой биографии и наследии Касьянова, в том числе охарактеризовать его педагогов в гимназии (преподавателя литературы Б.В.Лаврова и др.), учителя по фортепиано В.М.Цареградского (воспитанника Придворной певческой капеллы), а также осветить его контакты с выдающимися современниками до- и послереволюционной России;

- исходя из вновь найденных документов, представить Касьянова как видного и разностороннего деятеля музыкальной культуры нижегородского края в XX веке - композитора, пианиста, педагога, дирижера, администратора;

1 Подробно о найденных сочинениях в П1 главе «Неизданные фортепианные сочинения А. А.Касьянова».

- на основе воспоминаний родных и друзей и переписки более глубоко раскрыть личные качества и мир увлечений Касьянова, показать разносторонние гуманитарные интересы композитора;

- изучить найденные диссертантом неизвестные фортепианные произведения Касьянова, включив их в контекст его творчества в целом.

В работе не ставится задача создания новой капитальной монографии А.А.Касьянова с анализом всех его произведений. Это дело будущего. Наиболее целесообразным на данном этапе представляется сосредоточение на выявлении и осмыслении новых фактов, затрагивающих лишь узловые моменты жизни и творчества.

Для создания более полного и глубокого представления о творческой личности Касьянова важны и воспоминания о нем людей, близко его знавших, работавших с ним. Они собраны в сборнике «Александр Александрович Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания». Конечно, эти воспоминания рисуют в основном облик «внешнего» Касьянова, которого знали все -от зам. министра культуры СССР В.Ф.Кухарского до работника сцены драматического театра, ужинавшего у композитора дома. Особую ценность по своей новизне представляют собой воспоминания родственников и особенно сестры Марии Александровны Касьяновой, более сорока лет прожившей с Александром Александровичем в одной квартире и бывшей его секретарем. Обладая превосходной памятью, она рассказывала диссертанту о семье, делах брата, делилась семейными тайнами. Мария Александровна помнила все ситуации, фамилии, даты. Поражало то, что почти все ее рассказы потом подтверждались документально. Мария Александровна разрешила свои рассказы записывать на магнитофонную ленту1. После их расшифровки, некоторой хронологической упорядоченности, необходимых редакционных поправок и документальных уточнений сложились ее воспоминания «О нашей семье, о Саше и его друзьях»2.

1 Находится в Арх. «БО», ф. ААК Впервые напечатаны в кн. ААК. МПВ (публикатор В.С.Колссников). Там же впервые опубликована статья А.А.Касьянова «Высокий талант», посвященная творчеству ГВ.Свиридова (публикатор В.С.Колссников).

Сам А.А.Касьянов развернутых письменных воспоминаний не оставил. Мы имеем лишь несколько небольших фрагментов воспоминаний: «О знакомстве с Ц.А.Кюи», «Какая дивная вода» (о театральном художнике А.М.Мазанове), записки «Ералаш», неоконченные наброски «Из автобиографических записок» и «К 100-летию нашего музыкального училища»1. Зато было много устных воспоминаний, записанных корреспондентами. Таковы публикации: «Рядом с Ляпуновым и Глазуновым» и «Первый радиоконцерт», записанные Р.А.Богдановым, «Мы с упоением играли» (о встречах с Шапориным), записанные С.И.Левит". Наиболее объемными и интересными были воспоминания композитора, записанные на магнитофонную пленку звукорежиссером Е.А.Фроловым во время съемок фильма «Жизнь моя - музыка» и др.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Колесников, Валерий Серафимович

Заключение

Предлагаемая работа, основанная на новых данных, изменяет общепринятый, традиционный взгляд на А.А.Касьянова. «Советский», официальный Касьянов ушел в прошлое. Появился настоящий, реальный образ человека, вошедшего в послереволюционную жизнь с опытом, противоречащим новому строю. Это внутреннее несогласие определило драматизм существования музыканта на протяжении десятилетий.

Фигура Касьянова, выглядевшая в советское время цельной и как бы олицетворявшей успехи социалистической культуры, на самом деле значительно сложнее. Указывавший в анкетах «социальное происхождение - служащий», композитор скрывал правду. Скрывал Касьянов правду и когда просил дочь говорить, что ее отец - крестьянин, а мать купчиха. В результате изучения большого количества архивных документов, семейной хроники Касьяновых, открывается дворянское происхождение композитора. Прежде всего, этот факт подтверждается генеалогическим древом рода Касьяновых, уходящим глубоко в русскую историю. Говорит об этом и высокое положение отца в обществе, заслужившем потомственное дворянство, столбовое дворянство матери и весь помещичий уклад жизни в семье композитора, имевший большое значение для Касьянова и столь влиявший на него. Вынужденный скрывать факт происхождения, поскольку оно было далеко не безопасно для человека, занимающего видное место в культурной жизни страны, композитор несомненно чувствовал двусмысленность своего положения1. Неудовлетворенный новым социальным укладом жизни в стране, Касьянов тем не менее должен был мириться с произошедшими переменами и выполнять предлагаемые ему условия существования, ни с кем не делясь своими переживаниями и думами.

Впервые стали известны многие факты личной и творческой жизни композитора, показывающие его совсем с другой, подчас неожиданной стороны. Так, после ареста в 1924 году композитор стал намного осторожнее с людьми, отказался от творческих экспериментов после запрета в 1932 году свободных объединений, боясь снова попасть в поле зрения репрессивных органов, всегда наблюдавших за семьей Касьяновых. Может быть, с этим связано и стремление композитора к участию в конкурсе на создание гимна РСФСР, чтобы продемонстрировать свою политическую грамотность и лояльность новой власти.

Жизнь А.А.Касьянова резко разделяется на два периода -дореволюционный и советский. Благодаря новым архивным данным открылись поразительные по контрастности факты и обстоятельства жизни композитора. Если первый период можно охарактеризовать как время счастливого детства, учебы, общения с великими деятелями русской культуры и искусства, то второй - очень сложный — противостоит всему предыдущему. Это период репрессий, страха, приспособления к режиму, и, несмотря ни на что, сочинения ярких произведений, которые принесли автору успех и признание творчества.

Если суммировать факторы влияния в дореволюционный период, то с одной стороны это - помещичье-интеллигентская атмосфера романтических переживаний, высоких устремлений и наивной веры в «светлое, доброе, вечное», с другой - жизнь на Волге, общение с волжанами, представителями приволжских народностей, а также наблюдение всего, что с Волгой связано:

1 Разумеется, не только Касьянов страдал от «двоемирия», т.е. когда «за фасадом уверенной в себе, создавшей действительные социальные блага для своих граждан н неуклонно двигавшейся к обещанному партией "райскому "социалистическому будущему страны стоял другой мир - опутавших эту же страну концентрационных лагерей, бесконтрольных, но строго плановых репрессий, удушающего страха» (Шахназарова Н. 30-е годы. Мифология? Утопия? Магия страха? // М.: Музыкальная академия, 2000. №1).

Лысково, Макарьевский монастырь, пароходы, поездки по реке до Астрахани, Нижний Новгород, Нижегородская ярмарка и др. Это питательная среда творчества Касьянова, сочетающего мир фантазий, романтических представлений и влияний с реалиями волжской жизни, мифологии и истории России. С этими представлениями и встретил Касьянов 1917 год - трагический момент перелома в ее истории.

Большевистская революция отнюдь не вызвала энтузиазма композитора, как предполагалось «по умолчанию» во всех публикациях советского времени. И не могло быть иначе. Потеря имений, имущества, голод, гибель близких родственников и друзей, попавших в водоворот событий, не могла настраивать ни на доверие к новой власти, ни на оптимистический лад1. То, что в этот период сочинялись произведения, соответствующие политическому моменту (1-й годовщине революции, смерти Ленина), говорит только о вынужденном приспособлении к обстоятельствам и необходимости получения материального поощрения за композиторский труд . Эти факты упоминались Касьяновым при поступлении на работу в Высший литературно-художественный институт им. ВЛ.Брюсова, как примеры «участия в современном общественном движении». Новейшие сведения о семье, о жизни самого композитора, приведенные выше - вот реалии тех лет. Они и передают подлинный настрой Касьянова в отношении к революционной власти.

Однако, вынужденный поселиться в Нижнем Новгороде, Касьянов не только не растерялся, но даже раскрылся и как композитор, и как исполнитель, и как музыкальный работник солидного масштаба. Обширная деятельность Касьянова оставила яркий след в музыкальной истории Нижнего Новгорода. Особенно заметной была его деятельность дирижера и организатора по созданию симфонического оркестра, который явился основой будущего оркестра Горьковской филармонии.

1 До конца жизни в семье композитора велись разговоры об экспроприации властью наследственной собственности, ностальгия по которой не оставляла оставшихся в живых Касьяновых, о чем говорит и переписка братьев и рассказы дочери Ирины.

2 Что касается выполнения соцзаказов, то у художника всегда есть возможность дистанцироваться от текстов и следовать музыкальной логике.

Касьянов входит в число композиторов, которых знала вся Россия1. Его восхождение к известности началось после постановки в Горысовском театре оперы и балета оперы «Степан Разин». Постепенно появились заказы и на другие оперы. Изрядную часть времени проводил Касьянов в Москве, выполняя различные заказы Комитета по делам искусств и других государственных творческих организаций. Справедливости ради стоит отметить, что двадцать лет своего творческого горения с момента заказа на «Степана» (1935 г.) до постановки «Ермака» (1956 г.), Касьянов считал лучшими годами своей творческой жизни, несмотря на четырехлетний перерыв в период войны. Впрочем, и военные годы были насыщены интенсивным творчеством . Поистине жизнь постоянно испытывала Касьянова на прочность. В тот период, когда наступило всесоюзное признание Касьянова как композитора, когда он стал получать награды, артистические звания и высокие похвалы маститых композиторов - Хренникова, Свиридова, Хачатуряна и др., и, несмотря на почти семидесятилетний возраст, открылись перспективы уверенной творческой работы, наступила катастрофа со слухом. Но и тогда он нашел в себе силы для преодоления творческого застоя. Признание заслуг Касьянова не было формальным. Высокие художественные достоинства - подлинные свойства его музыки.

Касьянову удалось обойти все сложности, не прибегая к уловкам и угодничеству. Поскольку композитор справедливо считал себя автором, которому «требуется помощь слова», ему неизбежно приходилось иметь дело с контролирующими организациями (цензурой). К счастью для Касьянова, поощрялся выбор исторических сюжетов, тем более сюжетов официально ведущего писателя СССР Максима Горького. Из исторических сюжетов он выбрал полулегендарных Разина и Ермака, олицетворявших народную волю, из горько вских - Фому Гордеева. Герой романа Горького — фигура сложная в психологическом отношении, и это Касьянову было интересно. Гораздо ме

1 Сергей Касьянов, как упоминалось, приводит данные об известности Касьянова в Болгарии и Румынии.

2 6 июня 1946 года Президиум Верховного Совета РСФСР наградил Касьянова медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». нее привлекала склонность Фомы к сближению с «новыми людьми», но это было обязательным условием сюжета. Очень устраивало Касьянова и разрешение брать тексты классиков, чем он и воспользовался. Почти все романсы у него написаны на тексты дореволюционных поэтов (Пушкина, Лермонтова, Тютчева, А.Толстого, Мея, Некрасова, Блока и др.). Компромисс с идеологией был найден, и он устраивал обе стороны. Таким образом, Касьянов, не разделяя энтузиазма многих более молодых деятелей искусства по строительству нового общества (Хренникова, Кабалевского, Хачатуряна и др.), нашел свою лакуну в советской музыке. Он хорошо усвоил правила игры и успешно ими воспользовался.

Вместе с тем «проклятое прошлое» сопровождало композитора всю жизнь, наполняя ее неуверенностью, настороженностью и даже страхом. В разгар работы с «Симфоническим ансамблем» был расстрелян брат Василий. В период работы над «Степаном» был арестован и погиб брат Юрий, грубым административным произволом закончились эпопеи с Гимном и постановкой «Степана» в Большом театре. Страх был настолько глубок, что в 80-летнем возрасте композитор не посмел вскрыть первое письмо от брата из Брюсселя, не получив на это разрешение от соответствующих органов1. С большой неУ охотой поведала об этой ситуации М.А.Касьянова . По-своему монументальная фигура «волжского богатыря» поразительно сочеталась с внутренней уязвимостью и беззащитностью.

Он прекрасно понимал, что трудности переживали и другие люди искусства, и все люди страны. И все же самоустранение от общественной жизни, ирония и молчание о прошлом, далее, казалось бы, с близкими друзьями,

1 О том, что брат Сергей ушел в Болгарию с частями Белой армии, Касьяновы узнали окольными путями еще в 20-х годах.

2 Только после разрешения (1) органов на всь-рыпjс письма оно было с восторгом прочитано на улице Минина. После горечи стольких потерь, которые никогда не забывались, письмо принесло огромное облегчение. Радостно было узнать, что их старший брат не нуждается, имеет сына и внуков, т.е. прямых наследников Касьяновых. Благодаря переписке, которая cocroirr почти из четырехсот послашш с обеих сторон (удалось вытребовать в Нижний Новгород даже брюссельскую ее часть) и в которой братья предавались подробным воспоминаниям, обнажилась жизнь семьи Касьяновых чуть не с лысковского времени. Не будь братья столь осторожны в переписке, их письма, как свидетельства «старожилов» XX века, представляли бы еще больший исторический интерес. шутки и воспоминания только о том, о чем дозволено вспоминать и над чем позволено шутить - показательны в его публичной жизни.

Касьянов не является композитором, привнесшим в музыкальное искусство новое качество, но как автор, сохранивший свое лицо, миновавший соблазны XX века, он представляет большой интерес. Очарованный Балакиревым, находившийся длительное время под влиянием Ляпунова, воспитанник школы Римского-Корсакова, преклонявшийся перед Глазуновым, Касьянов не мог и не захотел выйти из этого круга. Касьянов продолжал жить как прежде и верить в то, во что верил, отрицая проявления непорядочности, карьеризма, ценя скромность, трудолюбие. Казалось, он следовал завету Бальзака «служить искусству ради самого искусства, не требуя от него иных радостей, кроме тех, какие оно дает, иных сокровищ, кроме тех, которые роняет оно в тишине и уединении»1. Совершенствуясь в своем благородном ремесле, следуя заветам учителей, он называл себя «типичнейшим самоучкой, и, порою, тут был весьма сознательно прилежным»2.

Вынужденный покинуть в 1924 г. Москву и став, волею судеб, «периферийным» композитором, Касьянов не принимал участия в дискуссиях организаций 20-х гг. РАПМ и АСМ. Но как раз это обстоятельство и способствовало тому, что он и в советское время оставался самим собой. Касьянову повезло, что его творческие убеждения до известной степени совпали с официальными требованиями. В то же время серьезность творческих намерений и последовательность позиции запрещали ему следовать требованиям «социального заказа», например, в сочинении массовых песен.

Между тем, творчество Касьянова не топталось на месте. Изучая все новое, он неизбежно использовал его элементы. В первую очередь это проявляется в гармоническом колорите, подчас своеобразно терпком (использование неаккордовых звуков, нередко полигармоний) и порой сложной интонационной сфере, связанной с хроматизацией и понижением ступеней лада. Причем, усложненность языка никак не связана с потерей физического слуха,

1 Бальзак Опоре. О художниках // Собрание сочниепин в 24 томах / М.: Правда, 1960. T.24. С.ЗО.

2 Личный арх В.Ф.Кухарского. Письмо А.А.Касьянова кВ.Ф.Кухарскому от 4-5 июня 1978 г. как злословили иной раз музыканты (сам Касьянов в минуты отчаяния восклицал: «Ведь у меня был не абсолютный, а абсолютнейший слух»)1. Скорее, если говорить об эволюции языка, надо отметить слуховую изощренность мастера, его способность почувствовать, что после всего пережитого в XX веке писать, как Ляпунов и Глазунов, уже невозможно. Вероятно, это убеждение и способствовало насыщению музыки Касьянова мягкой диссонантно-стью, особенной красивой в некоторых его романсах и хорах.

В своем творчестве Касьянов не поднимает проблемы личности и новой эпохи. Он был предан своим идеалам, которые отнюдь не связаны с советским временем, но обращены в милое ему прошлое. У него не надо искать и сарказма или иносказаний типа Шостаковича. Его темы — это не только история, но и вечные темы добра и зла, любви, жизни и смерти, поэзии, природы, родины. Утверждение позитивного, благородного начала, пусть даже на мотивах прошлого - это тоже протест против насилия, что и является сферой высоких этических высказываний Касьянова. Благодаря высокому этическому потенциалу произведения Касьянова узнаются сразу по естественной мелодичности, по чистоте, свежести настроений и замыслов, обращенных к вечным ценностям.

Не ставя задачей радикального новаторства в творчестве, Касьянов не отказывался, однако, от экспериментов, особенно в первые годы после окончания консерватории. Отстаивая творчеством свое понимание традиций и новаторства, он внимательно следил за достижениями и советских композиторов и доступных ему зарубежных. Вот как он рассуждал об эволюции музыкального языка в творчестве прежних и современных ему творцов: «Как будет развиваться музыка - предугадать невозможно. Во времена Гайдна и Моцарта разве ожидали таких новейших приемов, которые явил Бетховен в своей Девятой симфонии? Разве предсказуем был музыкальный язык Вагнера! Или Скрябин, музыкальные высказывания которого предельно изысканы

1 Касьянова МЛ. О нашей семье. .С.247. и утонченны. И вдруг явился величайший талант Прокофьев и заговорил так необычно, как никто не ожидал»1.

В свете проведенных исследований А.А.Касьянов предстает автором, который работал в русле, не только проложенном композиторами «Могучей кучки», но и обогащенном достижениями мастеров XX века. Он шел в ногу с эпохой. Касьянов был признан современниками и не забыт сегодня. Однако, сам он верил в то, что оставил след в музыкальном искусстве именно как продолжатель дела «кучкистов»: «Внес ли я туда что-нибудь своего и насколько - это уж пускай судят другие. »2.

Удивительным феноменом психологии и музыки Касьянова является его оптимизм. Казалось бы, этому не могло быть места у человека, столь атакованного невзгодами. Однако факты говорят об обратном. Ведь яркие произведения последних лет жизни — прелюдии, соната для фортепиано, также как и романсы, лишены печати упадка или меланхолии. Значит ли это, что для Касьянова жизнь отдельно, а музыка отдельно? Нет. Скорее всего, его оптимизм - это синтез непреходящего жизнелюбивого мироощущения, глубокого религиозного чувства, а также любви к людям, веры в будущее страны, в которой он родился и жил.

Быть может, пережитые события общественно-музыкальной жизни, а также несчастье со слухом, постигшее композитора как раз тогда, когда был поднят «железный занавес» и на его современников нахлынули новые музыкальные впечатления, невольно ограничили творческий горизонт Касьянова. Отстаивая свое право художника на выбор органичного для него стилевого направления, он дистанцировался от многих важных явлений современной музыкальной жизни Европы.

Таким образом, интерес представляет не только музыка Касьянова, но и сам автор своим обликом и внутренним миром, не отделимыми от творчества. Внешний облик Касьянова как бы соответствовал внутреннему масштабу его личности и запоминался всем тем, с кем он общался. Высокого роста, Лужи Н.Я. Дар судьбы // ААК МПВ. С. 335. Касьянов АА. Над моим роялем висят портреты комшшггоров. С. 157. крепкий, спокойный, уверенный в себе, он убежденностью и доброжелательностью пленял все сердца. В его облике было то, что до 1917 года называли «шармом братьев Касьяновых»1. Казалось, что он из той же плеяды, что и братья Стасовы, Шаляпин.

В диссертации отмечалось влияние Касьянова, выходящее за рамки учебного процесса. Можно утверждать, что аура вокруг композитора распространялась далеко за пределы города, где он жил. «Нам всем, всей музыкальной России недостает, особенно сейчас, А.А.Касьянова, - писал В.Ф.Кухарский. -[.] Труднее стало жить, не видя перед собой живой пример идеального русского характера, человека огромной культуры, художника, чей подвижнический труд внес неповторимое в современную русскую мул зыку» . Он же приводит слова А.И.Хачатуряна о Касьянове: «Ни одной умозрительной, фальшивой ноты! И драматизм, и лирика. И глубокие философские размышления - все подлинно. И все по-своему [.] Время будет на стороне Касьянова [.] А вот сколько радости приносит каждая встреча с этим интеллигентным до мозга костей мудрецом [.] как в святую купель окунулся»3. Высоко ставил Касьянова Г.В.Свиридов: «Мне доставляет огромное удовольствие [.J сказать, что я всегда высоко ценил Вас, как подлинного без подделки русского музыканта»4. И, наконец, значение Касьянова оценил выдающийся режиссер современности Б.А.Покровский: «Жизнь и искусство А.А.Касьянова - наше богатство, их надо почитать, если нам дорого само понятие России»5.

1 Арх. «БО», ф. ААК Письмо PaulKassianorT-M.A.K. [февраль] 70.

2 Кухарский В.Ф. Подвижничество // ААКМПВ. С.213.

3 Там же. С.2Ы

1 Архив «БО». Письмо Г.В.Свиридова к А.Касьянову от 31 мая 1976 г.

5 Покровский БА. Композитор России// ААКМПВ. С.218.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Колесников, Валерий Серафимович, 2008 год

1. Араиовский М. История музыки и тип творческого процесса // Процессы музыкального творчества. Выпуск второй / М.: Сборник трудов РАМ им. Гнесиных, 1997. С. 40-53.

2. Арановсгсий М. Мелодические кульминации века // Русская музыка и XX век. Ред.-сост. М.Арановский / М.: Гос. институт искусствознания Мин. культ. РФ, 1997.- С. 525-552.

3. Араиовский М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича // Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М.Арановский. М.: Гос. институт искусствознания Мин. культ. РФ, 1997. С. 213-249.

4. Араиовский М. Расколотая целостность // Русская музыка и XX век Ред.-сост. М.Арановский / М.: Гос. институт искусствознания Мин. культ. РФ, 1997. С.819-841.

5. Асафьев Б.В. Русский народ, русские люди // Избранные труды о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке / М.: Издательство академии наук СССР, 1955. Том 4. С.109-122.

6. М.А.Балакирев. Летопись жизни и творчества. Исследования и статьи // Редакционная коллегия: Ю.А.Кремлев, А.С.Ляпунова, Э.Л.Фрид (ответственный редактор) / Л.: Музыка, 1967. С.1 - 599.

7. Балакиреву посвящается. Сборник статей к 160-летию со дня рождения композитора (1836-1910) // Выпуск первый. Ред.-сост. Т.А.Зайцева / Санкт-Петербург: Канон, 1998. С.1 - 223.

8. Бальзак Опоре. О художниках // О.Бальзак Собрание сочинений в 24 томах / М.: Издательство «Правда», 1960. Т.24. С.17-32.

9. Берков В. Инструментальное творчество С.Прокофьева // В.Берков. Избранные статьи и исследования / М.: Сов. композитор, 1977. С.1 - 366.

10. Беседы с Альфредом Шнитке // Составление, предисловие А.В.Ивашкин / М.: Классика-ХХ1, 2003. С.89.

11. Благовидова Н. Здесь. думы мои // А. А. Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: Изд. Гладкова, 2001. С. 299-309.

12. Бунин И.А. Окаянные дни // Тула: Приокское книжное издательство, 1992.- С.19-129.

13. Бушен А. Александр Данилович Каменский. Очерк жизни и творчества // Л.: Советский композитор, 1982.- С. 1 143.

14. Валькова В.Б. Музыкальньный тематизм мышление - культура // Нижний Новгород: изд-во нижегородского университета 1992. - 1-162.

15. Виципстй А.В. Беседы с пианистами //М.: Классика, 2004.- С. 1 228.

16. Глазунов А.К. Письма, статьи и воспоминания. Избранное // Составитель М.А. Ганина / М.: Гос. муз. издат., 1958. С.1 - 549 .

17. Годзевич Г. В любом возрасте он был интересным собеседником //

18. A.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост.

19. B.С.Колесников / Нижний Новгород: Изд. Гладкова, 2001,- С. 313-315.

20. Гордеева Е.М. Композиторы "Могучей кучки" // М.: Музыка, 1986.- С. 1 268.

21. Горький М. Лев Толстой // М.Горький. Собрание сочинений в 18 томах. Литературные портреты / Москва: Гос. издат. худ. литературы, 1963. Т.18.- С.54-93.

22. Гулинская З.К. Николай Яковлевич Мясковский. Второе издание // М.: Музыка, 1985. С.65, 84,189.

23. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах // Москва: Русский язык, 1978. T.l. С.699.

24. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах // Москва: Русский язык, 1979. Т.2. С.779.

25. Дмитрий Шостакович в письмах и документах // Ред.-сост. И.А.Бобьгкина /М.: РИФ «Антиква», 2000.- С. 1 567 .

26. Долинская Е.Б. О русской музыке XX века (60-е 90-е годы) // Учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки» / М.: Композитор, 2004. - С. 5-58.

27. Елисеев И. Александр Касьянов// М.: Сов. композитор, 1973.-С. 1 174.

28. Елисеев И. Чистота души // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001,- С. 218-230.

29. Елкин Д. А.А.Касьянов в Народной консерватории // А.А. Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001. С. 289 - 293.

30. Жшинский Б.Л. Автобиография // ГЦММК им. М.И.Глинки, ф.244, ед.хр.145,146.

31. Жилинская М.В. Сходство судеб // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001. С .286 - 289.

32. Житомирский Д. Николай Сергеевич Жиляев. Вступительная статья // Жиляев Н.С. Литературно-музыкальное наследие: Статьи. Нотографиче-ские заметки. Рецензии. Сост. НЛНвидко, коммент. Д.Житомирского / М.: Музыка, 1984. С. 4 - 43.

33. Житомирский Д.В. О гармонии Скрябина // А.Н.Скрябин. Сб. статей / М.: Сов. композитор, 1973. С.526 - 547.

34. Зайцева Татьяна. О музыкальной родословной Нильсена // Наше святое ремесло. Памяти В.В.Нильсена (1910-1998). Редактор-составитель Т.А.Зайцева / Санкт-Петербург: издательство «Сударыня». 2004. С.238-353.

35. Зингермаи Б.И. Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX в. // Западное искусство. XX век. Проблемы развития западного искусства XX века / С.-Петербург: Дмитрий Буланин, 2001.- С.51-88.

36. Касьянова М.А. О нашей семье, Саше и его друзьях // А.А. Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Ни лени й Новгород: изд. Гладкова, 2001.- С. 238 276.

37. Корабелышкова JI. Судьбы русского музыкального зарубежья // Русская музыка и XX век. Ред.-сост. М.Г.Арановский / М.: Гос. институт искусствознания Мин. культ. РФ, 1997. С.801- 817.

38. Колесников B.C. О фортепианном творчестве А.А.Касьянова // Александр Касьянов. Фортепианные произведения /М.: Сов. композитор, 1985. С.196 200.

39. Касьянов А. Вторая соната для фортепиано // Вступит, статья В.С.Колесникова/М.: Сов. композитор, 1989.

40. Касьянов А.А. Рядом с Ляпуновым и Глазуновым // А. А. Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: Изд. Гладкова, 2001. С.27 - 28.

41. Касьянов А.А. Мы с упоением играли.//А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001.-С.30 32.

42. Касьянов А.А. Первый радиоконцерт // А. А. Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001.- С. 53 54.

43. Касьянов А.А. Над моим роялем висят портреты. // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001,- С. 284 286.

44. Касьянов А.А. Из автобиографических записок // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001.- С. 9.

45. Касьянов А.А. К 100-летию нашего музыкального училища // А.

46. A.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост.

47. B.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001.- С. 39 48.

48. Касьянов А.А. Из воспоминаний. Запись Р.А.Богданова // А.А. Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001. С.207.

49. Касьянов А.А. Моя опера «Фома Гордеев» // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001.- С. 54 55.

50. Касьянов А.А. Ералаш // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания / Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001.- С.34 38.

51. Касьянов А.А. О знакомстве с Кюи // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001. С.29 - 30.

52. Касьянова М.Ю. О моем дяде Саше // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001. С. 276 - 284.

53. Кац И. Гармоничный человек // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001. С.-312-313.

54. Киршиаша Л.В. Идея развития в музыке XX в. // Западное искусство. XX век. Проблемы развития западного искусства XX века / С.-Петербург: Дмитрий Буланин, 2001. С.101-126.

55. Колесников B.C. Под общим руководством Балакирева (О Б.Л.Жилинском) // М.А.Балакирев. Личность. Традиции. Современники / Балакиреву посвящается. Выпуск 2. Ред.-сост. Т.А.Зайцева / СПб.: Композитор, 2004.-С.296-311.

56. Кошар В.А. 187 дней из жизни Шаляпина // Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1967.- С.1 -246.

57. Кошар В.А. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода города Горького // Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976. - С.1 - 175.

58. Кошар В.А. Касьянов Александр Александрович // Энциклопедический музыкальный словарь Сост.: Б.С.Штейнпресс и И.М.Ямпольский / М.: Советская энциклопедия. 1974. С.102.

59. Корабельникова Л. Судьбы русского музыкального зарубежья // Русская музыка и XX век. Ред.-сост. М.Арановский / М.: Гос. институт искусствознания Мин. культ. РФ, 1997.- С.807.

60. Красногорова О.А. Фортепианная музыка нижегородских композиторов: стилевые особенности и вопросы исполнения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Нижний Новгород, 2007,- С.1-21.

61. Кремлев.Ю.А. Фортепианная музыка // М.А.Балакирев. Исследования и статьи. Ред. Ю.А.Кремлев, А.С.Ляпунова, Э.Л.Фрид / Л.: Госмузиздат, 1961,- С.205 271.

62. Кром М.М. Историческая биография: новая жизнь старого жанра // Источниковедческие и методологические проблемы биографических исследований. Ред.-сост. Г.В.Калашников, А.И.Раздорский, Д.Н.Шилов / С.Петербург: СПб университет, 2002.- С.182 189.

63. Космовская М.Л. Наследие Н.Ф.Финдейзена // Курск: изд. Курского гос. пед. университета, 1997. С.1 - 200.

64. Кухарсшй В. Ф. Подвижничество // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: Изд. Гладкова, 2001.-С.209-215.

65. Левая Т. Новое о Глинке: в диалоге с каноном // Отечественная музыка от Глинки до постмодернизма. Сб. статей // Нижний Новгород, 2006. С.5 -15.

66. Левая Т.Н. Космос Скрябина // Русское искусство и XX век. Ред.-сост. М.Арановский / М.: Гос. институт искусствознания Мин.культ. РФ, 1997. -С. 125-145.

67. Лузум Н. Дар судьбы // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: Изд. Гладкова, 2001. -С.ЗЗЗ- 336.

68. Мараиц Б. Общение, обогатившее меня // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001.-С. 297 299.

69. Мартынов И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество // М.: Музыка, 1974.- С.558.

70. Михайлов М. А.К.Лядов. Очерк жизни и творчества. Изд.2-е, дополненное // Л: Музыка, 1985. С.112.

71. Мусоргский М.П. Письма // Редакция Е.М.Гордеевой / М.: Музыка, 1981 .-С. 1 -358 .

72. М.П.Мусоргский в воспоминаниях современников // Составление, текстологическая редакция Е.М.Гордеевой / М.: Музыка,1989. С. 1 - 320.

73. Наумов Лев. Под знаком Нейгауза. Беседы с Екатериной Замоториной // Музыкальное обозрение / М.: РИФ «Антиква», 2002. С.1 - 329 .

74. Нестеров А. В памяти навсегда // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001. С. 230-237.

75. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. Второе переработанное и дополненное изд. // М.: Сов. композитор, 1973.- С. 1 661.

76. Оэюегов С.И. Словарь русского языка // М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1963. С.633.

77. Памяти Михаила Кесаревича Михайлова // Сборник материалов и статей к 100-летшо со дня рождения (1904-2004) / Санкт- Петербург: издательство Политехнического университета, 2005. С. 1 -371.

78. Полуэктова Н.Н. В.Ю.Виллуан и профессиональное музыкальное образование в Нижнем Новгороде // Из музыкального прошлого. Сб. очерков П. Ред.-сост. Б.С.Штейнпресс /М.: Музыка, 1955. С.141-167.

79. Полуэктова Н.Н. В.М.Цареградский и его музыкальная школа // Из музыкального прошлого. Сб. очерков П. Ред.сост. Б.С.Штейнпресс / М.: Музыка, 1955. С.167 - 177.

80. Полякова С. О тех далеких годах // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001,- С. 294-297.

81. Покровский Б.А. Композитор России. // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: Изд. Гладкова, 2001. С.215 - 218.

82. Праеилое А. Дружба, которой я дорожил // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001. С. 329 - 333.

83. Прокофьев Сергей. Автобиография//М.: Сов. композитор, 1973,- С. 1 -703.

84. Письмо С.С.Прокофьева с Н.Я.Мясковскому от 20 октября 1925 года // С.С.Прокофьев и НЯ.Мясковский. Переписка. Сост. и подготовка текста М.Г.Козловой и Н.РЛценко /М.: Сов. композитор, 1977.- С.222 223.

85. Резник И.Б. Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Магнитогорск, 2005. С. 1-20.

86. Рахманинов С.В. Композитор как интерпретатор // С.В.Рахманинов. Литературное наследие. Составитель-редактор З.А.Апетян / М.: Всесоюзное изд-во «Сов. композитор», 1978. Том I. С.128 - 131.

87. Ы.Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. Восьмое издание // М.: Музыка, 1980. С. 1 - 453.

88. Сабенеев Л. Воспоминания о Скрябине // М.: Гос. муз. издат., 1925.-С.116, 138 и 318.

89. Савенко С. Миры Стравинского // Русское искусство и XX век. Ред.-сост. М.Арановский / М.: Гос. институт искусствознания Мин.культ. РФ, 1997.-С. 157- 180.

90. Скребкова-ФилатоваМ.С. Некоторые аспекты творческого процесса Н.Я.Мясковского // Процессы музыкального творчества. Выпуск второй / М.: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных №140, 1997. С.118 - 130.

91. Скрябина И.А. Отец и я // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: изд. Гладкова, 2001.-С. 284-286.

92. Слонимский С.М. М.А.Балакирев: портрет музыканта на пороге XXI века // Балакиреву посвящается. Выпуск первый. Ред.-сост. Т.А.Зайцева / Петербург: Канон, 1998,- С. 9 18.

93. Соколов О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века / Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1971. -С.12-58.

94. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры // Нижний Новгород: изд-во нижегородского университета 1994,-С.1-78.

95. Соколов О. Памятные встречи // А.А.Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. Ред.-сост. В.С.Колесников / Нижний Новгород: Изд. Гладкова, 2001. С. 318-322.

96. Солжетщын А.И. Архипелаг ГУЛАГ // Малое собрание сочинений в 7 т. / М.: ИНКОМ НВ, 1989. Т.1. С.103.

97. Соловьев С. М. Об истории новой России // Составитель, автор предисловия и примечаний А.И.Самсонов /М.: Просвещение, 1993. С.336.

98. Сошонко В.Н. А.Ф.Кони в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. // Л.: Лениздат, 1991.- С. 1 303.

99. Список населенных мест по сведениям 1866 года. XXIX. Орловская губерния//СПб., 1871. С. 110-111.

100. Старчеус М.С. Психология и мифология художественного творчества // Процессы музыкального творчества. Ответственный редактор и составитель Е.В.Вязкова / М.: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Выпуск 2, 1997. С.З -19.

101. Стравинский Игорь. Хроника моей жизни // Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1963.- С.1 275.

102. Туманов А. «Она и музыка и слово .» Жизнь и творчество М.А.Олениной-д'Ольгейм //М.: Музыка. 1995. С.1 - 392.

103. Угрюмов Н. А.Касьянов. Очерк жизненного и творческого пути композитора // М.: Сов. композитор, 1957.- С.1 32.

104. Улицы города Горького. Справочник // Сост.Т.И.Пелевина / Горький: Волго-Вятское кн. издательство, 1983,- СЛ.

105. У С.В.Рахманинова. Последние новости. Париж. 1933 // С. Рахманинов. 103. Литературное наследие. Ред-сост. З.А.Апетян / М.: Сов. композитор, 1978. Т.1.-С.124-127.

106. Федосова Э.П. Творческий процесс: поиски смысла // Процесс музыкального творчества. Выпуск второй / М.: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных №140, 1997. С.55 - 57.

107. Фирсова Н.Ф. Каталог нотных автографов А.П.Бородина // Из Фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств. Сост. и отв. ред. Г.В.Копытова / С-Петербург: РЙИИ, 1998. С. 245 - 262.

108. Чернов К.Н. Милий Алексеевич Балакирев // Музыкальная летопись. Статьи и материалы под редакцией А.Н.Римского-Корсакова. Сборник Ш / Л.: Мысль, 1926. С. 5 -74.

109. Чулаки М.И. Я был директором Большого театра.// М.: Музыка, 1994.-С.1- 135.

110. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Главы из книги // Пермь: Пермское книжное издательство, 1972. С. 219 - 332.

111. Шепилов Д. Я сказал, что нам надо готовить такой документ // Тихон Хренников. Так это было. Диалоги вела и тексты обработала В.Рубцова / М.: Музыка, 1994.- С.205.

112. Шифмаи М. С.М.Ляпунов. Очерк жизни и творчества // М.: Муз-гиз,1960.-С. 1-142.

113. Балакиревского общества г. Нижнего Новгорода:

114. Касьянова М.А. Воспоминания И Рукопись. С.1-15.

115. Письмо А.А.Касьянова к Б.Л.Жилинскому от 20 июля 1911г.

116. Письмо А.А.Касьянова к БЛ.Жилинскому от 8 февраля / 26 марта 911 г.

117. Письмо А.А.Касьянова к Б.Л,Жилинскому от декабря . 1914 г.

118. Письмо А.А.Касьянова к Б.Л.Жилинскому от 25 апреля 1917 г.

119. Письмо А.А.Касьянова к М.А.Касьяновой от 15. мая 1948 г.

120. Письмо А. Е. Касьянова к Н. В. Касьяновой от 16 марта 1893 г.

121. Письмо А.Е.Касьянова к Н.В.Касьяновой от 8 апреля 1893 г.

122. Письмо А. Е. Касьянова к Н. В. Касьяновой от 11 апреля 1893 г.

123. Письмо А.Е.Касьянова к Н.В.Касьяновой от 20 апреля 1893 г.

124. Письмо А.Е.Касьянова к Н.В.Касьяновой от 27 апреля 1893 г.

125. Письмо А.Е.Касьянова к Н.В.Касьяновой от 28 апреля 1893 г.

126. Письмо А.Е.Касьянова к М.А. Касьяновой от 2 февраля 1920 г.

127. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 23 января 1970 г.

128. Письмо А.А.Касьянова к С.А.Касьянову от января 1970 г. .

129. Письмо С А.Касьянова к А.А.Касьянову от января 1970 г..

130. Письмо Paule Kassianoff к М.А.Касьяновой от февраля 1970 г.

131. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 24 марта 1970 г.

132. Письмо С.АЛСасьянова к А.А.Касьянову от 24 апреля 1970 г.

133. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 4 июня 1970 г.

134. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 20 августа 1970 г.

135. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 6 ноября 1970 г.

136. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 11 февраля 1971 г.

137. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 13 февраля 1971 г.

138. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 13 марта 1971 г.

139. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 18 мая 1971 г.

140. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 6 августа 1971 г.

141. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 1 сентября 1972 г.

142. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 14 сентября 1972 г.

143. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 24 сентября 1971 г.

144. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 2 ноября 1972 г.

145. Письмо С.А. Касьянова к А.А.Касьянову от 3 декабря 1972 г.

146. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 14 мая 1973 г.

147. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 22 июня 1973 г.

148. Письмо М.А.Касьяновой к С.А.Касьянову от 27 июня 1973 г.

149. Письмо С. А.Касьянова к А. А.Касьянову от 4 марта 1974 г.

150. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 27 марта 1974 г.

151. Письмо С.А.Касьянова к О.А.Шипиловой от 22 мая 1974 г.

152. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 7 июля 1974 г

153. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 12 августа 1974 г.

154. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 4 сентября 1974 г.

155. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 29 мая 1975 . г.

156. Письмо С.АЛСасьянова к А.АЛСасьянову от 22 июля 1975 г.

157. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 6 августа 1975 г.

158. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 14 октября 1975 г.

159. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 9 декабря 1975 г.

160. Письмо А.А.Касьянова к С.А.Касьянову от 27 мая 1976 г.

161. Письмо С.А.Касьянова к А. А.Касьянову от 26 октября 1976 г.

162. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 11 февраля 1977 г.

163. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 17 марта 1977 г.

164. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 23. июня 1977 г.

165. Письмо С.А.Касьянова к А^А.Касьянову от 28 июня 1977 г.

166. Письмо А.А.Касьянова к С.А.Касьянову от лето 1977 г.

167. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 4 октября 1977 г

168. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянова от 15 декабря 1977 г.

169. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянова от 5 марта 1978 г.

170. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 19 апреля 1978 г.

171. Письмо С.А.Касьянова к А. А.Касьянову от 2 июля 1978 г.

172. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 12 июля 1978 г.

173. Письмо С.А.Касьянова к А.А.Касьянову от 17 декабря 1978 г.

174. Письмо С.АЛСасьянова к А.А.Касьянову от 8 декабря 1979 г.

175. Письмо А.А.Касьянова к Paule Kassianoff от 10 апреля 1980 г.

176. Письмо Paule Kassianoff- к М.А.Касьяновой 21 апреля 1980 г.

177. Письмо Н.В.Касьяновой к А.Е.Касьянову от 21 августа 1990 г.

178. Письмо С.А.Касьянова к О.А.Шипиловой б/д.

179. Письмо С.М.Орешникова к А.А.Касьянову от 17 сентября 1980 г.). и др.1. Блиновой В.Г., личный:

180. Письмо А.А.Касьянова к В.Г.Блиновой от 13 октября 1971 г. Касьянова С.Ю., личный:

181. Письмо А.Е.Касьянова к М.А.Касьяновой от 25 февраля 1921 г.

182. Письмо А.Е.Касьянова к М.А.Касьяновой от 22 марта 1921г.

183. Письмо А.А.Касьянова к И. А. Скрябиной от 2 июля 1955 г.

184. Письмо А.А.Касьянова к И.А.Скрябиной от 31 декабря 1955 г.

185. Письмо А.А.Касьянова к И.А.Скрябиной от 21 февраля 1956 г. и др.1. Кухарского В. Ф., личный:

186. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 16 января 1969 г.

187. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 30 ноября 1969 г.

188. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 24 октября 1970 г.

189. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 25 ноября 1971 г.

190. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф:Кухарскому от 27 декабря 1971 г.

191. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 14 февраля 1973 г.

192. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 25 декабря 1975 г.

193. Письмо В.Ф. Кухарского к А.А.Касьянову от 26 января 1976 г.

194. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 19 февраля 1976 г.

195. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 2-5 апреля 1976 г.

196. Письмо В.Ф.Кухарского к А.А.Касьянову от 12 октября 1977 г.

197. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 30 октября 2 ноября 1977 г.

198. Письмо А. АКасьянова к В.Ф.Кухарскому от 21 декабря 1977 г.

199. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 3-7 февраля 1978 г.

200. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 23 февраля 1978 г.

201. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 24 апреля 1978 г.

202. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 4-5 июня 1978 г.

203. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 15 декабря 1978 г.

204. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 9 февраля 1979 г.

205. Письмо В.Ф.Кухарского к А.А.Касьянову от 31 января 1980 г.

206. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 27 июня 1980 г.

207. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 11 декабря 1980 г.

208. Письмо А.А.Касьянова к В.ФДСухарскому от 18 сентября 1981 г.

209. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 19 января 1982 г.

210. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 26 января 1982 г.1. Государственные:

211. Государственный архив Орловской области (ГАОО), ф. 36, оп. 2, ед.хр. 55, л.5. Орловское губернское по крестьянским делам присутствие, оп/. Владенная запись Орловской губернии Кромского уезда Тросенской волости деревни Козловки (Ильинской тож).

212. Государственный архив Российской федерации (ГАРФ), Белая армия. Касьянов Василий Александрович: РЗИА, ф. 2/с, оп. 7, д. 34, л. 653.

213. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 2075 Комитет по делам искусств РСФСР оп. 9, д. 200: Планы и отчеты Управления музыкальных учреждений, 1948 г.

214. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 2075 Комитет по делам искусств РСФСР оп. 9, д. 238: Планы и отчеты Управления музыкальных учреждений, 1949 г.

215. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 2095 Главное управление по делам искусств Министерства культуры оп. 1, д. 571. л. 8: Автобиография Касьянова Александра Александровича. 10 мая 1957 г.

216. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 596, on. 1, д. 72, л. 1,2. Личное дело преподавателя Александра Александровича Касьянова, 1923 г.

217. РО Российской государственной библиотеки (РГБ), ф.451, оп.2, ед.хр.65, л.19. Письмо С.М.Ляпунова к Балакиреву от 29 мая 1904 г.

218. РО Российской государственной библиотеки (РГБ), ф. 451, оп.2, ед. хр. 65, лл. 49-50. Письмо С.М.Ляпунова к М.А.Балакиреву от 7 июля 1904г.

219. РО Российской государственной библиотеки (РГБ), ф.451, оп.2, ед.хр.114, л.72. Письмо М.А.Балакирева к С.М.Ляпунову от 31 декабря 1904 г.

220. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. 2575 Лейб-гвардии Гренадерский полк on. 1, д. 371: Полный послужной список прапорщика армейской пехоты Касьянова Василия, 1917 г.

221. Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки (ГЦММК), ф. 415. Письмо С.М.Ляпунова к Н.В.Касьяновой от 24 марта 1903 года.

222. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф.577 Главное выкупное учреждение оп. 36, д. 483, 580, 582; оп. 21, д. 1184; оп. 21, д. 1185.

223. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 593 Государственный дворянский земельный банк оп. 18, д. 3083.

224. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 1298, Медицинский департамент М.В.Д оп. 3, д. 1054: О службе доктора медицины Николая Касьянова, 1901 г.

225. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф.1343 Департамент Герольдии Правительствующего Сената оп. 35, д. 10793. О дворянстве рода Касьяновых, Нижегородской губернии, 1915 г.

226. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО), ф.6325 Н.Н.Полуэктовой, оп.1, ед. хр. 131. Письмо В.М.Цареградского к Н.Н.Полуэктовой от 16 марта 1945 г.

227. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО), ф.6325, ед.хр. 131. Письмо Б.Л.Жилинского к Н.Н.Полуэктовой от 18 ноября 1945 г.

228. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО), ф.6325 Н.Н.Полуэктовой оп.1, ед. хр. 17-а.

229. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО), ф.6325 Н.Н.Полуэктовой оп.1, ед. хр. 184.

230. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА), СПб ф. 14. Императорский Санкт-Петербургский университет, оп. 3, д. 60776: О студенте Василии Александровиче Касьянове, 1909 г.

231. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА), СПб, ф. 14. Императорский Санкт-Петербургский университет, оп. 3, д. 69326: О студенте Юрии Александровиче Касьянове, 1916 г.и др.1. Журналы

232. Дашичева А. Фома Гордеев в опере // Сов. культура. 1966, 24 марта.

233. Касьянов А.А. Забытый романс //Сов. музыка, 1967. №7.

234. Кухарскгш В.Ф. Постижение классики // Советская музыка, 1984. №6.

235. Асадулин А. Лысковский период // Горьковская правда. 1982,4 сентября.

236. А.К. Театр и музыка Рецензия на концерт А.Боровского- В.К. II Нижегородская коммуна. 1919, 23 декабря.

237. Благовндова Н.М. Современное героично // Ленинская смена. 1977, 2 февраля.

238. В.М. Творчество Касьянова (к концерту из его произведений 27 июня) И Нижегородская коммуна. 1919, 3 июля.

239. Д.С. н А.А.Касьянов. Театр и музыка Рецензия на концерт симф. оркестра под упр. А.А.Литвинова 1 марта В.К. // Нижегородская коммуна. 1919, 5 марта.

240. Евсебнус. Театр и музыка Рецензия на концерт симф. оркестра под упр. А.А.Касьянова 2 августа В.К. II Нижегородская коммуна. 1919, 6 августа.

241. Зинин П. Театр и музыка Рецензия на концерт педагогов Народной консерватории 15 марта В.К. // Нижегородская коммуна. 1919, 22 мая.

242. Касьянов А.А. М.А.Балакирев (памяти композитора-земляка) // Горьковская коммуна. 1937, 10 января.

243. Касьянов А.А. Творец прекрасного. К 50-летию композитора Б.Б.Благовидова // Горьковский рабочий. 1970, 4 января.

244. Касьянов А.А. Семейство Стасовых //Ленинская смена. 1973, 7 февраля.

245. Любимов Л. За расцвет советской музыкальной культуры // Горьковская коммуна. 1948, 29 февраля.

246. Случайный. Театр и музыка Рецензия на концерт симф. оркестра под упр. А.А.Касьянова 21 февраля- В.К. //Нижегородская коммуна. 1919, 27 февраля.

247. Театр и музыка. Губернский съезд Советов Рецензия на концерт педагогов Народной консерватории после съезда В.К. // Нижегородская коммуна. 1919, 30 июля.

248. Театр и музыка Рецензия на симфонический концерт под упр. А.А.Касьянова 15 июля В.К. // Нижегородская коммуна. 1921, 24 июля.

249. Флорестан. Театр и музыка Рецензия на концерт симф. оркестра под упр. А.А.Касьянова В.К. // Нижегородская коммуна. 1919, 21 октября.

250. Флорестан. Театр и музыка Рецензия на концерт симф. оркестра под упр. А.А.Касьянова 3 апреля В.К. II Нижегородская коммуна. 1920, 7 апреля.

251. Флорестан. Театр и музыка Рецензия на концерт симф. оркестра под упр. А.А.Касьянова 1 июля — В.К. И Нижегородская коммуна. 1921, 5 июля.и др.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.