Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.05, доктор филологических наук Кауфман, Лия Соломоновна

Диссертация и автореферат на тему «Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 301636
Год: 
1983
Автор научной работы: 
Кауфман, Лия Соломоновна
Ученая cтепень: 
доктор филологических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
10.01.05
Специальность: 
Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии
Количество cтраниц: 
464

Оглавление диссертации доктор филологических наук Кауфман, Лия Соломоновна

ГЛАВА I. У истоков теш.

ГЛАВА П. Литература свидетельства и обвинения (Э.Вихерт).

ГЛАВА Ш. Литература внутренней оппозиции (Г.Фал лада).

ГЛАВА 17. Литература свидетельства и сопротивления (Г.Вейзенборн).

ГЛАВА У. Литература победившего антифашизма (Г.Фаллада, Бр.Апиц).

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. Проблематика. Поэтика"

Борьба с фашизмом: во всех его, проявлениях не уходит в область истории. Поколение за поколением'людей, живущих в XX веке, сталкиваются, с фашизмом в политическом, идейном, социальном, нравственном, правовом и других аспектах, во всех временных измерениях прошлого, настоящего и будущего. Борьба против фашизма во всех странах мира исчисляет более шести десятилетий опыта, поражений и побед.

История XX века определила появление в литературе антифашистской проблематики. Число писателей, обращавшихся и обращающихся1 к проблеме реальной опасности фашизма, велико. Тем боее это отно^ сится к немецкой литературе. Ни один писатель этой страны на протяжении; последних пятидесяти лег не может' пройти; мимо истории, и судьбы своего народа. Желая или не желая гого:, он должен определить свое отношение к фашизму, выявить свою позицию. Б настоящее время правомерно говорить о. большой антифашистской литературе, ее истоках, судьбе.

Осмысление центральных проблем времени:, осознание направления. движения истории - процесс для писателей Германии, начавших свой творческий путь на рубеже XX века, сложный. Прежде всего-; потому, что в мире, в котором свершаются величайшие революционные сдвиги и одновременное беспрецедентно открыто ведет наступление реакция, трезвая оценка социально-политических и идеологических процессов приводила и приводит многих худвжникоа к бескомпромиссному осуждению буржуазного общества в целом. Сложен этот, процесс и потому, что для тех, кто живет в буржуазном мире, такое осуждение предполагает в XX веке не только сопричастность, к передовым идеям эпохи. Оно требует: большого гражданского мужества. Бею сложность и ответственность такой позиции испытали.в полной мере уже писатели начала века, предвидевшие надвигающуюся опасность фашизма.

Создавая образ Дидриха Гесслинга, Г.Манн., по его собственному признанию, не имел "ясного понятия о неродившемся еще фашизме, но имел о нем уже живое представление" Романы "Верна-подданный" и "Учитель Унрат" - "'художественное дерзание" писателя., создавшего в предвидении надвигающегося бедствия удивительный "нравственный, феномен". Это одновременно открытие нового этапа в немецкой литературе. Дидрих Гесслинг не только персонаж романа. Это идеологический противник писателя, его, враг, олицетворяющий наступление катастрофы. Таланту Г.Манна не дано было обезвредить ненавистный ему тип буржуа-обывателя, предотвратишь ход времени:. Но будущий "завоеватель Европы"' был открыт миру в его- отвратительном и устрашающем обличьи.

Антифашистская проблематика сложна и многообразна, всегда национальна и интернациональна по св.оей сути. С момента появления "Верноподданного" прошли десятилетия. Роман, оказался у истоков неисчерпаемой проблемы века. Сегодня научная литература оперирует терминами "антифашистский роман", "антифашистская поэзия", "антифашистская драма".

В движении немецкой литературы антифашистской проблематики отчетливо выделяются три, периода. Каждый из них определен границами1 исторического времени:. Первый, начавшийся в двадцатых годах, завершается временем захвата власти гитлеровцами. Второй период включает двенадцать лет нацистского режима. Третий - берет начало в 1945 году. Если это деление традиционно и не вызывает споров и возражений, то все, что касается процессов, происходивших внутри каждого периода, рождает не только у историков, и литературоведов, на и у философов, политиков,юристов, - у всех, кто изучает прошлое и активно причастен к судьбе немецкого народа и его будущему, - непрекращающуюся полемику. Дебаты вокруг идейных, правовых, нравственных и эстетических вопросов от десятилетия к десятилетию усиливаются. Нам представляется, что ни одна область искусства в настоящее время не являет собой арену таких острых столкновений в сфере политики, идеологии; и этики, как та, в которой затрагивается антифашистская проблематика, являющаяся в наш век одним из важнейших аспектов борьбы мировоззрений.

В советском литературоведении основное направление изучения литературы антифашистского содержания и методологии исследований определяется трудами. Б,Л.Сучкова, Д.Ф.Маркова, М.БДрапченко, Т Л.Мотылевой, Д.В.Затонского, включивших антифашистское творчество писателей мира в круг предпринятого ими исследования сложнейших идейно-эстетических процессов в ис3кусстве двадцатого века. Немало сделано советским литературоведением в области изучения литературы, противоборствующей фашизму. В работах Т.Л.Мотылевой, П.М.Топера, -А.В.Русаковой, С.В.Тураева, Н.С.Павловой большое внимание уделено^ раскрытию внутренней логики и природа идейно-содержательных и формообразующих факторов в немецкой литературе антифашистского, анти4капиталистического содержанияБольшой научный и познавательный вклад в изучение немецкой литературы середины века, ее героических и трагических5страниц внес И.М.Фрадкин.

Однако; история немецкой литературы нашего столетия, особенно ее сложная судьба в тридцатые-сороковые годы еще далеко не изучена. Фундаментальные монографические труды советских германистов освещают творчество И.-Р.Бехера, Б.Брехта, А.Зегерс, Г,.Манна, Т.Манна, Л.Фейхтвангера, А.Цвейга ^ и некоторых других выдающихся художников, покинувших страну после прихода к власти нацизма. В работах, посвященных прогрессивной немецкой литературе до 1945 года, раскрыто значение международных конгрессов 1935, 1937, 1938 годов для консолидации сил и активизации антифашистской борьбы. Доказана авангардная роль писателей-коммунистов в национальном и интернацио7нальном движении против нацизма.

Большую литературу антифашистского содержания создали: немецкие прогрессивные писатели, оказавшиеся в годы третьего1 рейха вне Германии!. В тот же период, в стране в условиях жесточайшего; террора, в кругах людей, активно.' сопротивлявшихся фашистскому режиму и •ппозиционных ему, тоже создавалась литература антифашистской направленности. Обстоятельства, которые диктовали: ее появление, коренным образом отличались от тех, что. складывались вне страны. Эти обстоятельства определяли специфику проблематики, особенность содержания, выбор жанров, своеобразие композиции.

Но только небольшой круг германистов обращается к проблемам, касающимся идейно-эстетических процессов., протекавшихв тридцатые-сороковые гады внутри страны, к творческим Судьейбам художников, не покидавших Германию во время рейха. Благодаря трудам И.М.Фрадкина "право гражданства" обрела литература. сопротивления нацизму в Германии в период, с 1933 по 1945 год., стали известны художественные документы времени, получившие название "литература из ящиков письменного стола", внесе9на ясность в творческие судьбы ряда писателей. В русле этих же проблем, ведет серьезное и ценное исследование В.Н.Деве-кин Но несмотря на усилия немногочисленных германистов, занимающихся этой областью истории литературы, художественныепроцессы, протекавшие в Германии, отразившие противоборство и оппозицию нацистскому режиму, продолжают оставаться не только недостаточно изученными,, но и во многом неоткрытыми. Особенно это касается литературы антифашистской ориентации, создававшейся в стране после 1936 года.

Недостаточное внимание советских германистов к этому литературному периоду, отсутствие источниковедческой базы привело к тому, что в течение многих лет в советском литературоведении складывалось представление о том, что все позитивные процессы в немецком литературе тридцатых, сороковых годов протекали вне Германии. В обстановке гитлеровского террора оппозиционное режиму творчество- было невозможно. Литература антифашистской темы могла возникнуть только в условиях нелегальной борьбы или в глубокой конспирации, получившей в трудах наших германистов название "из ящиков письменного стола".

Недостаточная изученность судеб и творчества ряда писателей, остававшихся в стране с 1933 по 1945 годы, приводила к ошибочным представлениям об их гражданской позиции: по. отношению к нацистскому режиму, о содержании их произведений, том месте, которое они занимают в литературе векаЛитературные процессы, протекавшие в Германии в годы нацизма, в течение почти двух десятилетий не вызывали интереса и у литературоведов в ГДР. Первая работа, в которой был затронут этот период истории немецкой литературы, написана Г.Баумгартом (н.Ваил^агЬ ). В 1961 году он завершил монографию, посвященную борьбе немецких социалистических писатетолей против фашизма в 1933-1935 годах. Собрав интересный фактический материал, автор исследования отдал дань тогдашним представлениям о, положении внутри Германии в годы рейха,сделав не вытекающий из исследования однозначный вывод о том, что все писатели, которые по идеологическим и этическим соображениям не хотели служить фашизму, покинули родину или погибли в застенках гестапо. Г.Баумгарт категорически отвергал возможность создания в стране искусства, оппозиционного фашизму.

В.Брекле (w.Brekle )> автор завершенной в 1966 годудиссертации "Антифашистская литература в Германии в 1933-ТЗ-194h1 годах" основываясь на документальных источниках,в основном на содержательном, безупречно документированномтруде Р.Хух И Г.Вейзенборна "Der lautlose Aufstand " ^,расширил и уточнил круг писателей активной антифашистскойориентации, покинувших страну. Опираясь на высказывания15Т.Манна, А.Абуша, И.-Р.Бехера он согласился с тем, что в среде творческой интеллигенции, оставшейся в стране, были люди активной ангинацистской ориентации, но что все это художники буржуазного мировоззрения.

В-Брекле, так же как и Г.Баумгарг, не анализировал художественный строй произведений антифашистской проблематики, не интересовался их жанровым разнообразием, ограничив цель работы "выявлением противодействовавших фашизму внутри: страны прозаиков"Отсутствие у ученых ГДР интереса к изучению литературы 1933-1945 годов, создававшейся как в Германии, так и писателями, эмигрировавшими из страны, вызвало» озабоченность редколлегии ведущего литературоведческого журнала ГДР "Weimarer Beiträge Редактор этого научного издания, начиная с 1970 года, систематически обращается к литературоведам и искусствоведам республики с призывом "не исключать из духовно-культурной жизни литературу и искусство, возникшее в борьбес фашизмом и войной в период между 1933 и 1945- годами" В 1975 году редколлегией журнала была организована дискуссияZur Aktualität der Literatur des Exils" в ходе которой литературоведы и историки ГДР Э.Бок, Г.Газе, Д.Шиллер, Фр.-Г. Готт подтвердили, что литература антифашистской эмиграции и внутреннего сопротивления еще ждет изучения. Объясняли они. это тем, что "сороковые-пятидесятые года отмечены ложным представлением (falsche Auffassung ) о многих процессах, пратекатовших во время фашизма внутри и вне страны".

Подводя итог дискуссии, редактор журнала В.Рениш констатировал, что художественные аспекты литературы, "создававшейся внутри и вне Гершнии, почти не исследованы, что "пробелы в изучении этого периода отрицательно сказались на творчестве молодых писателей ГДР" и что "марксистское литературоведениене только может, но и обязано поднять и основательно изучить тоэти проблемы".

Актуальность изучения литературы антифашистской проблематики, создававшейся в Германии: в года рейха, неоспорима* Недооценка такого существенного звена историко-литературного процесса из художественной панорамы века ограничивает наше представление о современной развитии немецкой культуры, наносит ущерб формированию революционного сознания последующих поколений и духовной жизни: немецкого народа.

Актуальность темы для советского литературоведения и настоятельная необходимость исследавать все ее аспекты объясняется также причинами политического характера. Общеизвестно, что оппозиция гитлеризму и сопротивление режиму во всех формах, включая и литературу, были объектом преследования не только в Третьей империи. Уже в первые месяцы после разгроманацизма открытое и завуалированное наступление реакции, было: продолжено не как временная акция, а как продуманная политика, длящаяся десятилетия.

Военная администрация Западных зон и позднее правительственные круги ФРГ противились и противятся публикации материалов сопротивления, архивных данных, писем, воспоминаний,прозы и поэзии Т.Манна, Г.Манна, И.-р-Р.Бехера, А.Зегерс, В.Бре20деля, Г.Вейзенборна и других прогрессивных авторов. И если первые несколько лет после разгрома рейха, дискредитации, движения сопротивления и антифашистской оппозиции: носила в ФРГ "оборонительный" характер, то уже в начале пятидесятых годовотначалось открытое наступление реваншизма.

Нельзя забывать о том, что в западном литературоведении реакционного направления нежелание считаться с тематикой и художественными завоеваниями литературы антифашистской ориентации.; тоже носит ярко выраженный политический характер. Откровенный в своей антипатии ко всему прогрессивному критик М.Дурцак (i.Durzak ) заявляет, что антифашистская тема интересуеттольксг; "коммунистических функционеров", что создавал» ее "плррлитические деятели, объявившие себя писателями". 0 том же пишут В.Раш СW.Rasch ), В.БерТОЛЬД, (w.Berthold ). Не встречаются или почти не встречаются в работах западных крдо-тик#в в положительном контексте имена писателей антифашистского. сопротивлении - Я.Петерсена, В.Бределя, Г.Вейзенборна, Б.Апища. Им противопоставлены откровенно антидемократические "заслуги перед немецким народом" и литературная продукциярьФ.Тисса, В.фон Моло, Э.Юнгера.

Германисты Р.Гогоф (R.Hohoff ), А.Кенигсвальд, СА.Кое-nigswald), историк А.Шлессер (А.Schlösser ) утверждают, ЧТО,сопротивление немцев нацизму было беззаконием. По отношению к государству и народу его надо.; считать преступлением, совершавшимся некоторыми писателями, без злого умысла. Что касается25'коммунистов - государственными преступлением.

Нельзя закрывать глаза на то., что наступление на антифашизм на Западе получает с годами все более откровенное антикоммунистическое, антисоветское содержание. Об этом свидетельствуют книги. М.Дурцака, В.Раша, Р.Гогофа, М.Рейх-Раницкого (M.Reich-Ranizki ). Особенно отчетливо это выявилось на симпозиумах., посвященных истории антифашизма в Копенгагене9 7(1967) и Стокгольме (1972). На стокгольмском форуме стало ясно, что ряд немецких реакционеров и их единомышленников в других странах Запада пополнился новыми именами. Г.Корлин, Ю.Хауд и некоторые другие использовали в 1969-1972 годах шведскую и норвежскую периодику, особенно.' в период подготовки симпозиума и его работы для того, чтобы придать проблеме антифашизма акцент, направленный против всего, социалистического лагеря;. У Херц прямо винит немецких антифашистов внутри и внеf\ остраны в принадлежности к "'агентурной сети" Москвы.

Та же тенденция проявилась в процессе работы конгресса лиц, преследовавшихся при нацизме (Кельн, 1969 г.). В выступлениях, посвященных документальной литературе, не были ушшя-нуты такие произведения, как "Репортаж с петлей на шее" Ю.Фучика, "Тотенвальд" Э.Вихерта, предсмертные письма немецких коммунистов-антифашистов и многое другое. Основное внимание выступающих, привлекала позиция христианских священнослужителей и заговор 20 июля 1944 г. Единственное сообщение, посвященное немецкому сопротивлению с упоминанием активного участия коммунистов сделал В.Редер, сотрудник Мюнхенского института современной истории. Он заключил его выводом о том, что "работа по изучению народного сопротивления нацизму находитсяров ФРГ в самой начальной стадии".

В связи с подготовкой Iii симпозиума по. антифашизму, кото.*-рый должен был состояться в Вене в 1976 году, реакция особенно активизировалась. Профессор Нью-Йоркского университета Иозеф Р.Стрелка от имени; "определенных кругов" выдвинул требование, чтобы на симпозиум не приглашали представителей социалистических государств.

Одним из основных аргументов непризнания литературы антифашистской темы, выдвигаемым противниками прогрессивной идеологии, является ссылка на неизученность, литературных процессов в русле данной темы. М.Дурцак прямо заявляет, что документальные повествовательные книги антифашистского содержания надо считать "заявками: карьеристского- характера". Отвергая произведения В.Бределя, А.Зегерс, Б.Апица, Я.Петерсена, онссылается на "отсутствие в литературоведении, подтверждения30художественных достоинств" их книг. Упорно отрицают художественную значимость всего, что создано' писателями антифашистской ориентации, находившимся в гада гитлеризма в Германии! социологи- Л ¿Поляков ( L.Poliakov ) и Ю.Вульф ( J.Yiulf )под тем предлогом, что "у оставшихся в стране не хватало на31творчество ни сил, ни времени".

Даже Г-А.Валктер, ( H-A.Walter ), наиболее объективный интерпретатор немецкой литературы 1933-1945 годов в труде "Deutsche Exilliteratur 1933-1950", И В статьях, публикуемых журналом. " Akzente настаинает на том, что "взаимосвязь политики: и художественной мысли очень вредила прогрессивной литературе", что судить о художественных достоинствах ееневозможно", т.к. "для западных критиков все, что создано вгоды нацизма в стране и вне ее, кроме того, что официально3?похвалили правящие круги, - абсолютная целила".

Такое же мнени.е высказал Т.Майер (т.мауег ) на симпозиуме, проводившемся в университете штата Висконсия в 1971 33г. Участвуя в том же обсуждении, что и Г-А.Вальтер, германист И.Леммле (p.Laemmle ) В реплике "Vorschläge zu einer Revision der Exilvorschung " предлагает вообще прекратитьвсякую дискуссию о литературе антифашистской ориентации внут34ри Германии, поскольку она совершенно не изучена".

Автора диссертации данная проблематика заинтересовала своей политической актуальностью, положительным идейно-нравственным потенциалом, заложенным в литературе антифашистской темы, ее историческим и художественным значением для развития. немецкого национального искусства и прогрессивной эсте35тики. Выбор темы был продиктован также новизной материала.

В диссертацию включены результаты исследования литературы антифашистской проблемтики, создававшейся в Германии в. период с 1933 по 1945 год. Включен анализ отдельных произведений той же темы и описаны некоторые особенности ее функционирования в пятидесятые, шестидесятые года. В связи с тем, что эти десятилетия являются временем рождения и начальным этапом формирования национальной литературы ГДР и периодом активизации! реваншизма в ФРГ.

Представляемая к защите работа не претендует' на полное освещение всех связанных с антифашистской проблематикой вопросов, на всеобъемлющее воссоздание панорамы и истории; литературного антифашизма внутрц Германии;. Ее построение, отбар фактов и явлений продиктованы стремлением автора подвергнутьрассмотрению существенные тенденции:, характерные для литературы антифашистской темы, указать на некоторые художественные закономерности, сложившиеся под воздействием темы, описать, качественно новые элементы, повлиявшие на формирование последующих этапов движения художественных процесса® в прогрессивной немецкой литературе.

Историко-литературный аспект данного исследования требует уточнения понятия "антифашистская тема" и той ее дифференциации, которая определила направление работы. В своем подходе к теме мы исходим из того,, что антифашизм - не однозначное понятие и тем более не термин. Емкость и многозначность его требует обязательного уточнения в каждом данном случае.

Термином нельзя считать и словосочетание "внутренняя эмиграция". Впервые в годы нацизма оно было употреблено Э.Барла-хом в записках 1935 года, в которых немецкий скульптор рассказал о том, как "преследования нацистов вынудили: его.- стать эмигрантом в собственной стране". В статье о Г.Фалладе, опубликованной КЖерстеном в журнале "Das Wort ", это словосоче37тание приобрело оттенок пренебрежительного осуждения.В романе К.-Манна "Бег Vulkan " встречается при упоминании всех не зараженных фашистской идеологией писателей, не покинувших страну. В работах западных критиков "innere Emigration" предстает в расплывчатом значении;. Она распространяется на тех, кто озабочен сохранением собственной свободы, погружен в самосозерцание, декларирует абстрактный гуманизм, вообще прекращает общение с внешним миром. В последние годы "внут-реняя. эмиграция" интерпретируется ими как политическая конфронтация с любой государственной системой.

В прогрессивной немецкой критике это определение было; впервые употреблено: А»Абушем по отношению к tqü части населения Германии!, преимущественно интеллигенции, которая, оставаясь в стране, не была заражена национал-социалистской идеологией, но. и не принимала участия в антифашистском сопротивле-3Rнии. Такое содержание понятия нам представляется по отношению к исследуемому„периоду правомерным, но деление всей литературы антигитлеровской ориентации, создававшейся внутри страны, на литературу антифашистского сопротивления и "внутренней3Qэмиграции", как предлагают В.Брекле, Р.Шнель (r.Schnell ) » и некоторые другие ученые ГДР, - несоответствующим действительному положению вещей.

Обоснован подход к изучаемым проблемам у И.М.Фрадкина, котарнй в своих трудах выделяет: литературу сопротивления, "литературу из ящиков письменного стола" и литературу, оппозиционную фашизму"^. Такого же деления придерживается и В.Н.Деве-кинПринимая за основу дифференциацию, предложенную И.М,.Фрад-киным и В.Н.Девекиным, но учитывая, что внутри этого деления литературные процессы формируются и протекают далеко не однородно и писатели:, отстаивающие ту или иную позицию по отношению к фашизму, представляют отнюдь не идентичные мировоззренческие, этические, эстетические и даже социальные взгляды, автор данной работы предлагает:

Заключение диссертации по теме "Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии", Кауфман, Лия Соломоновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.319

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Кауфман, Лия Соломоновна, 1983 год

1. Mann Н. Ein Zeitalter wird besichtigt. Berlin, 1947, S. 225.Исчерпывающий анализ романа "Верноподданный" дан в книге: Мо-тылева Т.Л. Первый антифашистский роман. М., "Книга", 1974.

2. Речь Т.Ианна на праздновании 70-летия Г.Манна в 1942 г. - В журнале: "Иностранная литература", 1971, Jfc 4, с. 219.

3. Мотылева Т.Л. Роман "Седьмой крест" Анны Зегерс. - М.: Художественная литература, 1970; Топер II. М. Ради жизни на. земле- М., Советский писатель,«1975; Топер П.М. Овладение реальностью. - М., Советский писатель, 1980.

4. Фрадкин И.М. Фашистский переворот и судьба немецких писателей.- Б кн.: История немецкой литературы, т.У, М., "Наука", 1976, гл. XXI, стр. 323-346.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 301636