Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Джамбинова, Татьяна Николаевна

  • Джамбинова, Татьяна Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 278
Джамбинова, Татьяна Николаевна. Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2004. 278 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Джамбинова, Татьяна Николаевна

Введение.

ГЛАВА 1. Воспитание девочки - калмычки на народных традициях как социально-педагогическая проблема.

1.1. Истоки, сущность и содержание народной педагогики калмыков в воспитании девочки.

1.2. Правовой и социальный статус женщины - калмычки в семье и обществе.

1.3. Идеал женщины и его реализация в народных традициях воспитания девочек.

ГЛАВА 2. Содержание, методы организации воспитания девочки в калмыцкой семье и школе.

2.1. Этнопедагогические функции женщины в семье: методы и средства воспитания девочки у калмыков.

2.2. Мать — калмычка и ее роль в семейном воспитании.

2.3. Преемственность поколений в контексте воспитания девочек.

2.4. Солидарные взаимодействия матери и учителей в воспитании девочки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике»

Сосуществование народов в поликультурном и многоконфессиональном пространстве России, в том числе и в Калмыкии, а также происходящие в последние десятилетия изменения во всех сферах социально-экономической жизни, повлекли за собой процессы перемен в сознании людей. Исчезла идеологическая заданность, изменились нравственные ориентиры, идеалы, началось возвращение к историческим духовно-нравственным истокам. Получила новую и более глубокую окраску ценностная категория отношения к человеку. Сегодня в научном обороте все чаще встречается слово «толерантность», уважение «самости» другого человека, его взглядов, веры, культуры, право быть другим, не таким как все. В условиях межэтнической напряженности в ряде регионов страны и мира воспитание толерантности на сегодня стало одной из важнейших задач школы. В этой связи, по мнению Кожахметовой К.Ж., выявление этнопедагогического потенциала мультикультурной среды в образовании даст возможность каждому из нас понять и узнать, как все мы интересны своей самобытностью, неповторимостью, убедиться в общности человеческих идеалов, а знакомство с воспитательными традициями разных народов убеждает в том, что все мы являемся звеньями одной цепи и очень нужны друг другу (101, 48).

Вот почему этнопедагогическое образование стало велением времени, так как, являясь частью целого, оно позволяет человеку чувствовать себя представителем своего народа и одновременно ощущать человеком многонациональной страны и мира. А создание эффективно функционирующих национально-региональных образовательных систем является, по мнению Волкова Г.Н., «одним из главных инструментов федерализации, федеративного устройства и существования многонационального российского государства» (52, 391). Концепция модернизации российского образования обозначила перед обществом новые социальные требования: сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этносоциальной напряженности на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, а многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков.

В связи с вышеизложенным особое значение приобретает возрождение культурно-исторического наследия прошлого калмыков, в котором определяющую роль играла народная педагогика с неписаными правилами воспитания подрастающего поколения, передававшая ей лучший опыт и прогрессивные традиции своего этноса. В этом плане этнопедагогика стала богатейшим источником и обновления, и воспитания. Без ретроспективного обращения к опыту народных воспитателей, без серьезного исторического и педагогического анализа традиционной культуры воспитания калмыков сегодня невозможно обеспечить полноценное реформирование и модернизацию образования. В противном случае мы будем продолжать иметь отрицательные последствия унифицированного воспитания в виде различных форм антисоциального поведения, одной из которых стала утрата современными юношами и девушками четких представлений о своих социальных ролях в обществе. Этот процесс во многом был обусловлен и отказом советской системы от дифференцированного обучения и воспитания девочек и мальчиков. Поэтому обращение к эволюционному опыту калмыков по воспитанию девочки и разумный синтез прогрессивных традиций прошлого в сочетании с современным уровнем развития образования, на наш взгляд, должно способствовать решению воспитательных задач, поставленных обществом.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью восстановления национальной системы обучения и воспитания, в которой сочетаются традиционные культурные ценности народа с мировыми достижениями в области образования;

- задачами, которые стоят перед калмыцким обществом и системой образования республики, главными из которых являются признание и обеспечение приоритета для личности родного языка и культуры, непрерывность образовательной деятельности, направленных на реализацию этнокультурных запросов личности и общества;

- знание сущности традиционного калмыцкого воспитания девочки с целью его сохранения и дальнейшего воспроизводства в последующих поколенных когортах;

- потребностями практики в этнопедагогических знаниях по вопросам воспитания девочки и подготовка будущих этнопедагогов воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов на базе Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б.Канукова как носителей калмыцкой культуры и посредников между другими культурами;

- недостаточной разработанностью данной проблемы в калмыцкой науке и необходимостью многоаспектного, междисциплинарного системного исследования.

Для нашей работы актуальное значение имеют труды классиков педагогической науки Коменского Я.А., Песталоцци И.Г., Дистервега Ф.А., Ушинского К.Д., рассматривавшие народную педагогику как источник научной теоретической педагогики.

Отношение к девочке, подростку-девушке, прежде всего, как к будущей хозяйке в семье и матери впервые было обосновано Коменским Я.А. в «Материнской школе», где он развивал идею взаимосвязи образованности матери в воспитанности ее детей. Для Коменского женщина -первая наставница детей.

Для настоящей работы принципиальное научно-теоретическое значение имеют идеи Ушинского К.Д., который придавал громадное значение идее народности и родному языку как лучшему средству для духовного развития ребенка. Велика роль Ушинского К.Д. в создании лучших условий образования и воспитания для женских институтов 60-х годов 19 века, направленные, главным образом, на уничтожение физического и нравственного порабощения женщин. А постулат Ушинского о существовании у каждого народа особенной национальной системы воспитания был очень важен в отношении воспитания девочек. Как будущей первой воспитательнице своих детей, именно ей, в практике приходилось воплощать эту систему в жизнь.

Идеи народной педагогики были развиты в трудах Водовозова В.И., Семенова Д.Д., Бунакова Н.Ф., Пирогова Н.И., Ильминского Н.И., Кап-терева П.Ф., Острогорского А.Н. и плеяды талантливых педагогов советской школы Крупской Н.К., Блонского П.П., Шацкого С.Т., Макаренко A.C., Сухомлинского В.А., Католикова A.A., Яковлева И .Я. В нашей работе мы обращались к результатам этнопедагогических исследований Волкова Г.Н., который первым дал определение науке этнопедагогике, а национальную этническую культуру народа обозначил в качестве общечеловеческого феномена. Ученый высоко оценил роль и педагогическую функцию матери в воспитательной системе всех народов.

Различные аспекты основополагающей идеи этнопедагогики - формирование идеала человека на примерах обрядов, фольклора, народных традиций освещались в работах Апакаева П.А., Бугаевой A.JL, Бурхино-ва Д.М., Васильцовой З.П., Волкова Г.Н., Данилова Д.А., Кожахметовой К.Ж., Мукаевой О.Д., Нигматова З.А., Петровой Т.Н., Цаллаговой З.Б.,

Эрдниева У.Э. и др. Социально-философские проблемы понятия «идеал» раскрывались в работах Айдаровой Г.П., Гачева Г.Д., Коротова В.М, Лихачева Б.Т., Фромма Э. Исследователи трактуют женский идеал как своеобразную иерархию ценностей, которая, несмотря на возрастающий прагматизм мышления, почти не изменилась: общечеловеческие ценности являются категориями вечными.

Методологические и психолого-педагогические основы воспитания подрастающего поколения юношей и девушек в современных условиях рассматривались в трудах Божович Л.И., Выготского Л.С., Кожахмето-вой К.Ж., Кушкина B.C., Лихачева Б.Т., Мудрика A.B., Мухиной B.C., Столяренко Л. Д.

В исследованиях Бакаевой Э.П., Бембеева В.Ш., Дякиевой Р.Б., Егорова В.А, Жуковской Н.Л., Козлова В.И., Кона И.С., Минаева С.А., Суханова И.В. много внимания уделено этническим, социальным и психологическим факторам становления и развития личности.

Этнопедагогическим функциям женщины в семье, средствам и методам воспитания девочки у калмыков посвятили свои работы дореволюционные исследователи-калмыковеды: Бадмаев Н., Бергман Б., Болдырев Ш.Б., Бичурин Н.Я, Бюллер Ф.А., Дуброва Я.П., Житецкий И.А. Крылов А.Н., Нармаев Л.М., Небольсин П., Нефедьев Н., Смирнов П. Позже калмыцкие авторы Амур-Санан A.M., Душан У.Д., Балыков С.Б., Гучинова Э.Б-М, Митиров А.Г., Мукаева О.Д, Оконов Б.Б, Хабунова Е.Э., Шалхаков Д.Д., Эрендженов К.,Эрдниев У.Э и др. продолжили изучение различных сторон народного семейного воспитания.

О проблемах правового и социального статуса калмычки в разное время писали Бакунин В., Батмаев М.М., Бентковский И.В., Борисов Т., Голстунский К.Ф., Дылыков С.Д., Леонтович Ф.И., Митиров А.Г., Паль-мов Н.П., Сергеев B.C., Сагаев С.М., Эрдниева К.О.

Преемственность поколений в контексте воспитания калмычки мы понимаем как взаимосвязь и взаимодействие педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народом на протяжении многовековой истории. Проблемам преемственности народной и научной педагогики посвящены работы Волкова Г.Н., Иванова С.И., Кон И.С., Королева Ф.Ф., Салчака К.Б., Селиванова B.C., Сидельковского А.П., Суханова И.В., авторы которых исследую традиции как социальные механизмы духовной преемственности поколений, раскрывают место и роль преемственности в педагогическом процессе, признавая прогрессивные традиции одним из источников педагогических идей.

Степень взаимодействия общественного и семейного воспитания, проблемы семьи и ведущая роль матери в воспитании интересовали философов и мыслителей прошлого, классиков мировой и отечественной педагогики: Аристотеля, Монтеня M., Бэкона Ф., Руссо Ж.-Ж., Канта И., Песталоцци И., Ушинского К.Д, Шелгунова Н.В., Лесгафта П.Ф., Каптерева П.Ф., Белинского В.Г., Герцена А.И., Пирогова Н.И., Писарева Д.И., Добролюбова H.A., Рубинштейна М.М., Крупскую Н.К., Макаренко A.C.

В современных условиях появились работы, освещающие различные аспекты данного вопроса: Арнаутовой Е.П., Бестужева—Лады И.В., Волкова Г.Н., Ковалева C.B., Куликовой Т.А., Марковой Т.А., Петровой Т.Н., Петровского A.B., Сокольниковой Э.И. и др.

Калмыцкие педагоги Базырова А.Ц., Дякиева Р.Б., Мукаева О.Д., Оконов Б.Б., Полякова А.Л. достаточно много внимания уделили особенностям этнической социализации как для работы с детьми в школе, так и для педагогического просвещения родителей.

Проблема исследования: каковы содержание, методы организации воспитания девочки в калмыцкой семье и школе.

Объектом исследования является традиционная культура воспитания народов России.

Предмет исследования: воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике.

В соответствии с объектом и предметом исследования были определены конкретные задачи:

1. Изучить и систематизировать знания о традициях женского воспитания у калмыков, получившие отражение в литературе, фольклоре, обрядах, обычаях, религиозных верованиях народа;

2. Выделить базовые идеи народной педагогики калмыков, семейные традиции, влияющие на формирование нравственной и духовной культуры девочки;

3. Определить эффективные средства использования традиционной педагогической культуры в практике общеобразовательной школы, в процессе этнопедагогической подготовки студентов педагогического колледжа на основе приобщения учащихся к материалам народной педагогики.

Гипотеза научного исследования состоит в следующем: процесс воспитания девочки может быть эффективен, если:

- этнопедагогизация семьи, образовательного учреждения как микросреды личности и основы сохранения прогрессивных традиций народной педагогики калмыков сопровождается редуциированием информирования о духовной культуре народа. Это должно привести к освоению идеологии воспитания и воспитательных технологий народа; обучать педагогов, родителей технике достижений цели воспитания девочки, отразившейся в историческом опыте народной педагогики; практическим аспектам организации жизни воспитуемых, осуществлявшейся калмыками в течение многих веков;

- этнический компонент в содержании учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения будет стимулировать развитие и становление представлений девочки — калмычки о своей принадлежности к этнокультуре;

- традиционная культура народного воспитания, в том числе и опыт женского воспитания, органически включены в содержание воспитательной деятельности семьи, школы, образуя целостную учебно-воспитательную систему;

- будут определены педагогические механизмы реализации идеала девочки-калмычки на семейных традициях;

- обновляется содержание учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений республики культурологическими, этнопедаго-гическими знаниями народной культуры калмыков;

- подготовка педагогических кадров к работе по внедрению идей этнопедагогики в школьную практику будет осуществляться при гармоничном взаимодействии школы, семьи и учреждений дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составляют диалектические принципы объективности, познаваемости, развития, историзма, детерминизма, единства теории и практики, которые в полной мере относятся и к процессу познания педагогической действительности.

В своем исследовании мы исходим из принципа единства национального, межнационального, общечеловеческого и учета подъема национального самосознания народа и необходимости в связи с этим не только выявления национальных традиций, форм, средств и методов воспитания, но и использования их в рамках соответствующих этнокультурных общностей. Это будет способствовать лучшему усвоению подрастающими поколениями высокогуманных общечеловеческих ценностей. Диалектическое положение о сущности и движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние национальных традиций, обычаев и обрядов, всей духовной сферы этносоциума, также легло в методологическую основу работы. Наша работа опирается на фундаментальные отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблемы народного воспитания и значение материнской школы; современные педагогические и психологические теории и концепции, учение об этнической культуре и педагогике, ее воспитательных возможностях.

Методы исследования:

- комплексное изучение педагогического наследия калмыцкого народа по вопросу женского воспитания, его прогрессивных идей и опыта народной педагогики на основании источников и архивных документов;

- отбор, систематизация и обобщение фактов и материалов по теме исследования;

- логико-исторический анализ литературы по педагогике, психологии, социологии, филологии, раскрывающей различные аспекты и подходы к понятию народной педагогики и ее сущностной характеристики (традиционная педагогическая культура);

- социально- педагогические методы: наблюдение, анкетный опрос, беседа;

- анализ документации, учебно-методических пособий;

- сбор и обработка материалов, представленных респондентами в полевых условиях;

-сравнительно-сопоставительный анализ и изучение опыта образовательных учреждений республики по внедрению в практику традиций народной педагогики;

- обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- изучен и обобщен опыт женского воспитания у калмыков, выделены его главные педагогические идеи, содержащиеся в национальной литературе, фольклоре и верованиях народа;

- выявлены и систематизированы факторы и средства народной педагогики калмыков, влияющие на формирование у девочки-калмычки духовно-нравственной культуры; определены содержание и методы организации воспитания девочки в калмыцкой семье и школе на народных традициях и доказана эффективность их реализации.

Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что впервые проведено исследование правового, социального и педагогического положения женщины-калмычки в обществе и воссоздана целостная картина опыта воспитания девочки в калмыцкой семье. В работе научно обоснована целесообразность использования прогрессивного опыта народа в контексте исследуемой проблемы.

Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации вносят реальный вклад в повышение эффективности воспитания девочек. Материалы исследования могут быть использованы в обучении и воспитании студентов педагогического колледжа, на курсах повышения квалификации учителей, в деятельности образовательных учреждений республики, в формировании педагогической культуры родителей.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются комплексным использованием методов исследования, адекватных его-предмету и поставленным задачам, сочетанием теоретического анализа проблемы с обобщением эмпирических данных, положительными результатами экспериментальной работы, подтверждающими правомерность выдвинутой гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиционная воспитательная культура калмыков, частью которой являются педагогические традиции женской семейной педагогики, содержит уникальный учебно-образовательный и нравственный потенциал, который необходимо реализовать в практике современного образования.

2. Систематическое внедрение положительного народного опыта в современную педагогическую практику, в учебно — методическую литературу, в процесс подготовки учителей, в повышение их квалификации и родительского всеобуча требует реализации культурно-исторического опыта и женского воспитания калмыков. Научно-объективный подход к использованию идей народной педагогики (отбор материала, методическое обеспечение, контроль), выявление основных тенденций её способствует совершенствованию воспитательного процесса.

3. Локализация учебных программ в рамках национально-регионального компонента учебного плана, введение этнопедаго-гического материала в содержание обучения, изучение традиционной культуры воспитания калмычки на практических занятиях, во внеурочной и внешкольной работе и в семье способствуют созданию единой системы педагогического приобщения современной девочки к историческому опыту народа.

4. Прогрессивные идеи и опыт калмыцкой этнопедагогики являются неотъемлемой частью педагогической культуры народов России и всего мира и служат фактором корректировки процесса глобализации.

Апробация и внедрение выводов: исследование осуществлялось в форме научных сообщений и докладов на научно-практических конференциях молодых ученых Института развития личности Российской Академии образования 1997г., 1998 г., на заседаниях лаборатории этнопедагогики Гоударственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО в 2001г., 2002г., научно-методическом совете ГОУ СПО «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова». Результаты исследования были доложены на Международной научно-практической конференции в г. Элисте в 1997г., 1998г., в 2002 г., 2004 г. на встречах с педагогами школ, опубликованы в научных сборниках и журналах.

Исследование выполнялось в три этапа.

1 этап. (1994 - 1999 гг.) - изучение исторических, литературных и фольклорных источников по проблеме этнопедагогических традиций калмыцкого народа, в том числе традиций женского воспитания. Полученные на данном этапе материалы позволили сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу и методику опытно-экспериментальной работы.

2 этап. (2000-2002гг.) - конкретизация в соответствии с гипотезой педагогических условий, обеспечивающих формирование у школьников и студентов педагогического колледжа знаний о традициях женского семейного воспитания. Основная экспериментальная работа на данном этапе сопровождалась уточнением и обогащением гипотезы, проведением формирующего эксперимента.

3 этап. (2003-2004гг.) - анализ результатов эксперимента, уточнение отдельных теоретических положений, подведение итогов и оформление результатов диссертационного исследования.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Джамбинова, Татьяна Николаевна

Заключение

В ходе работы над диссертацией были решены следующие задачи, поставленные перед исследователем:

- изучены и систематизированы знания о традициях женского воспитания у калмыков, получившие отражение в литературе, фольклоре, обрядах, обычаях, религиозных верованиях народа;

- выделены базовые идеи народной педагогики калмыков, семейные традиции, влияющие на формирование нравственной и духовной культуры девочки;

- определены эффективные средства использования традиционной педагогической культуры в практике общеобразовательной школы, в процессе этнопедагогической подготовки студентов педагогического колледжа на основе приобщения учащихся к материалам народной педагогики;

- выявлены педагогические условия обеспечения эффективности процесса воспитания девочки на основе народных традиций в современных условиях.

Проведенное исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы и рекомендации:

1. Калмыцкий народ за многовековую историю создал собственную традиционную педагогическую систему, благодаря которой сохранилось материальное и духовное наследие народа и существование самого этноса во времени и в пространстве.

2. Дифференцированное воспитание явилось важной составляющей педагогической культуры калмыков и представило совокупность исторического опыта и педагогических идей народа. В современном калмыцком обществе возникла потребность возрождения прогрессивных традиций женского воспитания.

3. Анализ исторических, литературных памятников и фольклорного наследия номадов позволил определить правовой и социальный статус калмычки в обществе и её приоритетную роль в семье в качестве воспитательницы своих детей, что придавало ей особый вес и привело к формированию культа матери как ценности высокого уровня.

4. На большом фактическом материале доказано существование идеального образа женщины у калмыков, определены его главные составляющие и пути реализации конечной цели народного воспитания. В калмыцкой этнопедагогике сформировалась своя особенность в виде идеи суммарного, совокупного совершенства членов семьи и рода, поскольку один человек не в состоянии вобрать в себя все положительные черты.

5 .Этнопедагогическая деятельность матери явилась основным фактором воспитания личности девочки и несла генетическую программу всего этноса, мать была хранителем национальной и исторической памяти калмыков, языка, культуры, а значит самого существования этноса.

6. Духовная преемственность поколений в контексте воспитания девочки - калмычки предопределила её подготовку к семейной жизни, материнству, готовность стать бабушкой, осознание своей исключительности и ответственности за сохранение рода, предназначение быть женщиной, ядром семьи и не допустить разрыва межпоколенных связей.

7. Элементы традиционного женского воспитания девочки -калмычки внедрены в практику учебно-воспитательной работы образовательных учреждений республики, однако данный процесс проходит бессистемно и спонтанно.

8. Анализ возможностей и опыт использования устного народного творчества и традиций женского воспитания в общеобразовательной школе, в педагогическом колледже выявил трудности в этой работе, что объясняется отсутствием необходимой системы работы, недостатком специальных программ. Мы пришли к убеждению в том, что знакомство и изучение детьми традиций калмыцкого воспитания должно иметь раннее начало, начиная с системы дошкольного воспитания и завершая вузовским образованием. В связи с этим в учебные планы педагогического колледжа по образовательным программам 0312 « Преподавание в начальных классах» и 0313 « Дошкольное воспитание» были введены предметы национально - региональной компетенции и, в частности, специальный курс «Этнопедагогика калмыков», «Национальная культура калмыков», «История ранних ойратов», «История буддизма».

9. В процессе исследования было установлено, что для успешного использования прогрессивных традиций воспитания девочки у калмыков в учебно-воспитательной работе необходимо: глубокое знание основ народной педагогики калмыков, владение будущим воспитателем и учителем конкретным этнопедагогическим материалом, убежденность в ценности и важности использования передовых идей, опыта и фактических данных народной педагогики; овладение методами работы с материалами этнопедагогики на уроках и во внеурочное время; осуществление этой работы в тесном контакте со всеми субъектами образовательного и воспитательного процесса, во взаимодействии семьи и школы, колледжа, вуза, проведение всей работы в определенной системе.

10. В процессе работы установлено, что идеи и опыт, сконцентрированные в традиционном женском воспитании калмыков, способствуют формированию гуманистических и нравственно — эстетических идеалов у подрастающей молодежи и предопределяют I духовную преемственность поколений. .

11. В работе впервые была осуществлен всесторонний и многоаспектный анализ правового, социального и педагогического положения женщины - калмычки в обществе и воссоздана целостная картина исторического многовекового опыта женского воспитания в калмыцкой семье. Проанализированы средства и факторы народной педагогики по вопросу воспитания девочки, классифицированы основные источники и систематизирована народная мудрость как явление ноосферы (новой формы организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека).

12. Фундаментальные идеи женского воспитания этнопедагогики калмыков имеют общую составляющую с народной педагогикой других этносов и регионов, но в то же время имеют свою специфичность и этническую окрашенность. Общечеловеческие ценности народной педагогики способствуют развитию культуры межнационального общения и толерантного восприятия поликультурного мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Джамбинова, Татьяна Николаевна, 2004 год

1. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа (середина 1. -первая четверть ХУ111 вв.) - Элиста: АПП «Джангар», 1994. 248 с.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1985. - 238 е., ил.

3. Александренков Э.Г. Этническое самосознание или этническая идентичность //Этнографическое обозрение. 1996. - №3 - с.35-41.

4. Алексеева П.Э. О роли женщины матери в семье //Теегин герл = Свет в степи . - 1996. - № 7. - С. 117 - 120.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. дом Ш.Амонашвили, 1996.-496с.

6. Антон Амур-Санан. Мудрешкин сын.- Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987.-271с.

7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.:ТОО «ИнтеллТех»,1994. -39 с.

8. Арутюнян Ю.В. Этносоциология / JI.M. Дробижева, B.C. Кондратьев, А.А Сусоколов.- М.:Терра, 1998. 157с.

9. Архангельский JI.M. Ценйостные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Педагогика, 1978. - 32 с.

10. Ю.Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М.: Мол. гвардия, 1980. -287 с.

11. П.Афонина В.Н. Глобальная экология и проблемы культурной традиции

12. Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986. - С. 2734.

13. Бабуева Ц.Д. Этнопедагогическая подготовка учителя //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75 летию Мукаевой О.Д. - Элиста: АПП «Джангар», 2001. - С.44-46.

14. Бадмаев А.Б. Калмыцкая дореволюционная литература. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1964'. - 171 с.

15. Н.Базырова А.Ц. Этнокультурное образование будущего специалиста в педколледже // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. — Элиста: АПП «Джангар», 1997. -С. 131 -134.

16. Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 357с.

17. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. — Элиста: АПП «Джангар», 1994. С. 128.

18. Бакаева Э.П., Гучинова 1 Э.Б. Традиционные представления калмыков о жизненном цикле и их отражения в свадебном обряде // Обычаи и обряды монгольских народов,- Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1989.-С. 18-38.

19. Бакаева Э.П., Гучинова Э.Б.М. Магия в обрядах родинного ритуала калмыков // Обычаи и обряды монгольских народов.-Элиста: Калм. кн. изд-во, 1989. С 38 -72.

20. Балыков С.Б. Девичья честь. Элиста: АПП «Джангр», 1993.- 282 с.

21. Бардаев Э.Ч. Табу и эвфемйзмы в калмыцком языке // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста: Калм. кн. изд-во,1981.- С.24- 32.

22. Батмаев М.М. Калмыки в 17-18вв. События, люди, быт. Элиста: АПП»Джангар», 1993.-381с.

23. Белинский В.Г. О детской литературе. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. -287 с.

24. Бембеев В.Ш. Ойраты. Ойрат калмыки. Калмыки. (История, культура, расселение, общественный строй до образования Калмыцкого ханства в Поволжье и Предкавказье).- Элиста: Al 111 «Джангар», 2004.- 495 с.

25. Бембеева Т.М. Дифференциация воспитания мальчиков и девочекв народной педагогике калмыков // Этнопедагогика педагогикаiжизни. Элиста: Al ill «Джангар», 2001.- С 31- 35.

26. Бентковский И.В. Женщина калмычка Болыпедербетовского улуса в физиологическом, религиозном и социальном отношениях // Сб. статистических сведений о Ставропольской губернии. 1869. Вып.2. - 185 с.

27. Бергман Б. Воспитание детей // Теегин герл Свет в степи. 1991. №3. - С. 24-26.

28. Бердяев Н. Судьба России. Самопознание. Ростов-н-Д.; «Феникс», 1997.- 541 с.

29. Бестужев-Лад а И.В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением М.: Просвещение, 1988. - 111 с.

30. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Историческое обозрение ойратов иликалмыков с XY столетия до настоящего времени. 2-е изд.,

31. Элиста: Калм. кн. изд -во, 1991. 130с.

32. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы //Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.; Педагогика, 1979. - 301 с.

33. Борджанова Т.Г Калмыцкие трехстишия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987.- 50 с.

34. Борджанова Т.Г. Магическая поэзия калмыков. Элиста: Alill «Джангар», 1999. - 75 с.

35. Борисов Т.М. Калмыкия: социально-экономический очерк о Калмыцкой автономной области. М.,- Л.: Госиздат, 1926. — 98 с.

36. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука. - 1983. - 208 с.

37. Бромлей Ю.В. Этнос и этносоциальный организм // Вестник Академии наук СССР. 1970' №8. - с. 15-19.

38. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов севера.-Казань, 1987.-с. И 2.

39. Буддийский путь освобождения. Элиста: А1111 «Джангар», 1998. - 79с.

40. Бурчинова Л.С. Женщина калмычка в прошлом и настояще // Политические и социально - экономические аспекты социалистического строительства в Калмыкии. - Элиста: Калм. кн. изд -во,1988. - С. 37 - 48.

41. Бутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов //Традиционное воспитание у народов Сибири. Л.,1988. - 236с.

42. Бюллер Ф.А. Кочующие и оседложивущие в Астраханской губернии инородцы // Отечественные записки. СПб., том 48,1846. -112с.

43. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Педагогика, 1988. 157с., ил.

44. Викторова Л.Л. Монголы: происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука,1980. - 224с., ил.

45. Викторова JI.JI. Система социализации детей подростков у монголов, пути и причины трансформации ее элементов // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии.- М.: Наука, 1988.- 191с.

46. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1958.-474с.

47. Волков Г.Н. Педагогика жизни.- Чекбоксары: Чуваш, кн.изд -во,1989.- 334с.

48. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. /Избранные этнопедагогические сочинения. Элиста: АПП «Джангар», 2003.-437с.

49. Волков Г.Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии //Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и ( гуманизма в сфере воспитания. -Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1993.

50. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Академия, 2003. 126с.

51. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.: Академия, 1999. -168с.

52. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. в 6-и т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984.- 341с.

53. Габан Шараб Сказания об ойратах // Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе./сост. А.В.Бадмаев. -Элиста: Калм. кн. изд-во,1969. -С.48- 59.

54. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Общие вопросы. М.: Сов. писатель, 1988.- 447с.• ,

55. Гегель. Сочинения: т.7. -М. Л.: Мысль,1934. - 658с.

56. Георги И.Т. О калмыках. О ставропольских калмыках. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб.,1799. -ч.4. - 140с.

57. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995.- 448с.

58. Геше Чжампа Тинглей. Буддийские наставления. Элиста: АПП «Джангар», 1995.- 152с.

59. Голстунский К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640 г.,дополнительные указы Галдан хун -тайджи, законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши.- СПб.,1880.- 134с.

60. Горький М. Сказки об Италии. М.: Советская Россия, 1970. -128 с.

61. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Изд. дом «Дрофа», 1993.-351с.

62. Давыдова Г.А. Единство человека и природы как философская проблема //Взаимодействие общества и природы: Философ.Iметодол. аспекты экол. пробл. М.: Наука,1986.-С.5 - 25.ф 64.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х

63. Т.2. М.; Терра, - книжный клуб, 1998.- 670с.

64. Данзанов Н.Г. Ценностный аспект этнопедагогическойIдеятельности учителя //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75 летию Мукаевой О.Д. - Элиста: АПП «Джангар», 2001. - С. 94 -97.

65. Дарбакова В.П. Зальвр.- Элиста: АПП «Джангар», 1996. 76с.

66. Дарваев П.А. Литературный перевод «Сокровенного сказания монголов». — Майкоп: Изд. полигр. книготорг, объед. «Адыгея», 1990.-280с.

67. Джамбинова Т.Н. Степное Уложение 1640 года («Ик Цааз») -источник этнопедагогики //Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сборник материалов международнойф. научно- практической конференции, посвященной 70 летию

68. Мукаевой О.Д. Элиста: АПП «Джангар», 1997.- С. 37 -45.

69. Джимгиров М.Э. О калмыцких народных сказках. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970.- 103с.

70. Джангар Элиста: Калм. кн. изд-во, 1971.- 365с.

71. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: * Педагогика, 1965.-240с.

72. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формированияtи социально культурные стимулы развития // Советская этнография. - 1985. - № 5. - с. 9-13.

73. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания -ф.4 закона 15 марта 1892.- Казань ,1892.-34с.

74. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. Элиста: АПП «Джангар», 1998. - 250с.

75. Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии //Этнографический вестник № 1. Элиста: Калм. кн. изд-во,1967.-С.14 -67.

76. Душан У.Д. Вредные обычаи и суеверия у калмыков и борьба с ними.-Элиста: 1928,- 51с.

77. Дякиева Р.Б. Система запретов в жизни женщины- калмычки: традиции // Изв. Калмыкии. 29 мая. 1993. (№ 99).

78. Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник института №3. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1968.- С.54-68.1

79. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Идеи и новые подходы. Концепция. Шаги Республики Саха (Якутия). Программа действий пути и механизмы реализации М.: Просвещение, 1992.- 238с.

80. Житецкий И.А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки).-Астрахань: Изд. типогр. М.Г.Волчанинова, 1892.- 74с.

81. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. - 194с: ил.

82. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. Культура, традиции, символика. М.: Восточная литература РАН, 2002. - 283с.

83. Изучение личности школьника учителем /Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В., Казакиной М.Г., Радионовой Н.Ф. и др. М.: Педагогика, 1991.-136с.

84. Илюмжинов В.Н. Сохранить язык сохранить народ: Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития: сб.науч.тр. - Элиста: АПП «Джангар», 2000.- С. 145-150.

85. Илюмжинов К.Н. Калмыкия земля духа: национальная идея. -Элиста:АПП «Джангар», 1997.- 134с.I

86. История Калмыцкой литературы в 2- х т., т.1. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981.-335с.

87. История педагогики в России. Хрестоматия. Для студ. гуманит. фак. Вузов /Сост. Егоров С.Ф. М.: Академия, 1999.- 397с.

88. Кавашкина О.Д. Семейное воспитание в России (развитие идей от Древней Руси до начала XX века .// Семья в России,. 1994. -№2.С.11-15.

89. Калмыки. /Сост., Жуковская H.JL- М.: Голос Пресс, 2003.- 275с.

90. Калмыкия в цифрах. Статистический сборник,- Элиста: АППI1. Джангар», 2002. 292с.

91. Калмыцкие народные сказки. Элиста: АПП «Джангар», 1995.-187с.

92. Калмыцкие сказки. Под ред. Илишкина И.К.,Очирова У.У.Элиста: Калм. кн. изд-во, 1964.- 330с.

93. Калмыцкие трехстишия. Сост. Борджанова Т.Г.- Элиста: Калм.кн. изд-во. 1987.- 60с.

94. Кант И. О педагогике. Трактаты о письме. М.: Мысль, - 1980.-334с.

95. Ключевский В.О. Два воспитания. Статьи по русской культуре: В 9-ти: М.: Мысль,1990. Т.9 - С.5 -28.

96. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика. Методология, теория, практика. Алма-Ата, 1998. - 313с.

97. Козлова О.Н. Введение в.теорию воспитания М.: Интерпракс, 1994.-208с.

98. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз,- 1955.- 650с. Коменский Я.А. Д. Локк Ж.-Ж.Руссо. И.Г.Песталоцци. Педагогическое наследие.- М.:Просвещение, 1988.-288с.

99. Коменский Я.А. Материнская школа. Избранные педагогические сочинения в 2-х.: Т.1. М., 1982. - 279с.

100. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с. .

101. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1987.- 348с.: ил.

102. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.- 367с.

103. Кон И.С. Ребенок и общество (Ист.-этногр. перспектива) -М.: Наука,1988. 269с.

104. Кон И.С.Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности. М.: Просвещение, 1979.-175с.

105. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М.: Политиздат, 1980.-492с.

106. Котвич B.JI. Калмыцкие загадки и пословицы.- Элиста: Калм. кн. изд-во,1990. 92 с.

107. Краткий педагогический словарь /Под ред. М.И. Кондакова и A.C. Вишнякова. М.: Политиздат, 1988. -367с.

108. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988.- 479с.I

109. Краткое описание образа жизни, нравов и обрядов разных народов.- СП б., 1782.- 80с.

110. Крылов А. Л. Умственное и нравственное развитие донских калмыков и особенности их быта // Донские епархиальные ведомости. 1873.- №12.

111. Кугультинов Д.Н. Собрание соч.: В 3-х т. Т.З М.: Худож. лит., 1988.-513с.

112. Кугультинов Д.Н. Собрание соч.: В 3 -х т. Т.2 М.: Худож. лит., 1988.-447с.

113. Кукушин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология.- Ростов -н -Д.: Феникс, 2000.- 351с.

114. Куликова Т.А., Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000.-238с.

115. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб. для высш. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 1999.-232с.

116. Леонтович Ф.И. К истории права русских инородцев. Калмыцкое право. Ч. 1. Одесса. 1880.- 125с.

117. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций М.: Юрайт, 1993.- 527с.

118. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.- 282с.

119. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8. - С.98-104.

120. Личностно ориентированная парадигма развития системы образования Республики Калмыкия //Сборник научных трудов. -Элиста: АПП «Джангар», 1999.- 275с.

121. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. -М.:Учпедгиз, 1954.- 368с.

122. Лубсан Данзан. Алтан Тобчч («Золотое сказание») /перевод с монгольского, введение и комментарий, приложения Н.П.Шастиной.- М.: Наука, 1973. 135с.

123. Лыткин Ю. Материалы для истории ойратов. Элиста: АПП «Джангар», 1969.- 65с.

124. Макаренко A.C. Книга для родителей. Пед. соч. в 8-ми.т. Т.4. -М.:Педагогика, 1983.- 160 с.

125. Макаренко A.C. Пед соч. в 8-ми т.; Т.4 Лекции о воспитании детей. М.:Просвещение, 1984.- 359с.

126. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура.- М.: Политиздат, 1955.- 238с.

127. Мацаков И.М. К вопросу о калмыцких йорелах //Записки КНИИЯЛИ. Вып.№2. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1962. - С. 125 — 140.

128. Мацкова И. Мир детства формирование системы ценностей и ритуал //Детская литература. 1991. .№ 2. - 14-18.

129. Минаев С. Четыре типа калмыцкой красоты //Хальмг унн. -1994.- Хулгнсарин 15.

130. Митиров А.Г. Обычаи и обычное право калмыков в трудах дореволюционных исследователей России //Калмыковедение: вопросы историографии и библиографии. Элиста: Калм. кн. изд-во,1988. -С.87-100. .

131. Митиров А.Г. Ойрат калмыки: века и поколения. - Элиста: AI 111 «Джангар», 1998.- 173с.

132. Модернизация российского образования. Документы и материалы. М.: Школа-Пресс, 2002.- 350с.

133. Мор Т. Утопия // Антология мировой философии: В 4-х т.: Т.2 -М.: Мысль, 1970. С.46-52.

134. Мудрик A.B. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.- 194с.

135. Мукаева JI.H. Школа в Калмыкии: проблемы и перспективы // Педагогика, 1997. № 1, С.75 - 84.

136. Мукаева О. Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. Ч. 1. Элиста: АПП «Джангар», 1999. - 256с.

137. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста: АПП «Джангар», 1995. 280с.

138. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. Ч. 2,3. Элиста :АПП «Джангар», 2003. - 350с.

139. Наднеева К.А. Буддизм в Калмыкии: нравственная основа -Элиста: АПП «Джангар», 1994.- С.24 -46.

140. Народное образование в России. Исторический альманах. -М.:Народное образование, 2000,- 390с.

141. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб., 1852.- 87с.

142. Нефедьев Н.И. Подробные сведения о волжских калмыках. -СПб.,1834.-96с.

143. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. №6.

144. Никитина J1.A. Зачем человеку мама? // Сов. Женщина. 1984. № 8.С.22 24.

145. Николаев В. А.Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя. Автореф. д-ра пед. наук.-М, 1998.

146. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы. М.,- Орел, 1998.

147. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. Большая Российская энциклопедия.- М.: Большая российскаяэнциклопедия., 1999.- 911с.

148. Обращение Президента Республики Калмыкия //Известие Калмыкии. 2002. - 30 марта (№68).

149. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1992.- 923с.

150. Оконов Б.Б. Родники народной мудрости. Элиста: AI 111 «Джангар», 1984.- 64с.

151. Оконов Б.Б. Фольклор в общей системе литературного образования в калмыцкой национальной школе Элиста: АПП «Джангар», 2001.-276с.

152. Омакаева Э. Некоторые запреты и избегания у калмыков // Шамбала. 1994. - № 2. - С. 9- 14.

153. Омакаева Э.У. Культ небесных светил у калмыков //Традиционные культуры и среда обитания. 1 Международная конференция. М., 1993.- С. 124-129.

154. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение. 1991.-287с.

155. Орлова К.В. Буддийские сочинения 17 в. как дидактический материал // Хальмг уун = Калм.правда.- 1993, 31 июля.

156. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1985.-352с.

157. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи.- СПб., 1773.

158. Пальмов H.H. Очерк истории калмыцкого народа за время пребывания его в пределах России.- Астрахань: Кн.,изд-во, 1922. -132с.

159. Пальмов H.H. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. 2-е изд. Элиста: AI 111 «Джангар», 1992.- 140с.

160. Панькин А.Б. Генезис калмыцкой школы //Теегин герл Свет в степи.

161. Элиста. 1991, № 1. С. 3 - 37.

162. Педагогика. Педагогические теории. Системы, технологии. Учеб. для высш. и средн. учебн. завед. М.: Академия, 1999,- 510 с.

163. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика М.: Прометей, 2000.- 201с.

164. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XY-XYI веках / Дис. д-ра пед. наук. Чебоксары: Б.И, 1996.- 207с.

165. Петровский A.B. Дети и .тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.-95с.

166. Письма Э. Островского о калмыках / Этнографический сборник № 1. КНИИЯЛИ. Элиста: Калм.кн. изд -во, 1976.- С. 64 - 83.

167. Плутарх, Ликург. Воспитание детей в Спарте. Хрестоматия по истории Древнего мира М.: Учпедгиз, 1956.-275с.

168. Прозрителев Г. Военное прошлое наших калмык. Ставрополь, 1912.-217с.

169. Пюрбеев Г.Ц Эпос «Джангар»: Культура и язык. Элиста: А1111 «Джангар», 1993.-214с. ,

170. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей.- М.: Знание, 1992.- 191с.

171. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608с., ил. Т.1 - А - М - 1993.

172. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект). -М.: Педагогика, 1980.- 172с.

173. Салдусова А.Г. Тенгри в духовной культуре калмыков //История и культура монгольских народов: источники и традиции. Международный симпозиум. Элиста 14- 18 сент.1999.Тезисы докладов и сообщений. - Элиста, 1999.- С. 125 -128.

174. Самохин Ю. Домострой XYI века и уроки краеведения в современной школе. Исторический альманах. М.:Народное образование, 2000.- С.48 -50.

175. Сандаловый ларец. Калмыцкие народные сказки. Составление и перевод Т.Г. Басанговой. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002.- 238с.

176. Сартикова Е.В. Образование Калмыкии: истоки и становление. -Элиста: АПП «Джангар», 2000.- 235с.

177. Свод этнографических понятий и терминов: этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы / Под общ. ред. акад. Ю.В.Бромлея (СССР) и проф. Г.Штробаха (ГДР) М.: Наука, 1988. -С. 170.

178. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для высш. пед. уч. завед.- М.: Академия, 2000.- 336с.

179. Сельвина P.JL Отражение древней числовой символики в калмыцкой антропонимике // Ономастика калмыков. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1983.- С.74- 87.

180. Семенова А. Секреты Домостроя. С-Пб., 2000.- 164с.

181. Семья, традиции, современность. М.: Школа - Пресс, 1990. -151с.

182. Сергеев В.В. Ики Цааджи 1640 г. основной юридический источник уголовного права Калмыкии XYII - XYIII вв // Вестникинститута. Серия историческая. Выпуск YI- Элиста: Калм. кн. изд-во, 1972. С.158- 167'.

183. Сильницкий А. Д. Краткий очерк состояния народного образования калмыков.- СПб, 1907.- 54с.

184. Сластенин В.А.Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. №10.- С.79- 84.

185. Сластенин В.А., и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений. М.: Школа —Пресс, 1998.-512с.

186. Смирнов П. Выдержка из путевых записок по калмыцким степям Астраханской губернии // Калмыки. М.: Голос — Пресс,2003.-С. 86- 125.

187. Сокровенное сказание монголов. Анонимная хроника 1240 года. -Элиста: Al ill «Джангар», 1990. 240с.

188. Соловейчик С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей(для старшего возраста). М.: Дет. лит., 1989.- 365с.

189. Социальная психология. Под ред. A.B. Петровского -М.:Просвещение, 1987,-224с.

190. Степанов C.B. К вопросу об этнической школе и ее взаимодействии с семьей У/Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 75 летию Мукаевой О.Д. - Элиста: АПП «Джангар», 2001.- С. 147 - 151.

191. Степное Уложение (Основной закон) Республики Калмыкия -Элиста: Al ill «Джанагар», 1994.- 35с.

192. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов-н-Д.: «Феникс», 2000. -264с.

193. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения /АПН СССР М.: Педагогика, 1991. - 367с.

194. Сусеева Д.А. Письма хана Аюки и его современников 17141724гг: опыт лингвосоциологического исследования Элиста: АПП «Джангар», 2003.- 325с.

195. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М.: Знание, 1979. - 95с.

196. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Политиздат, 1976.- 216с.

197. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1979.-335С.

198. Тартаковский Б. Повесть об учителе Сухомлинском. М.: Мол. гвардия, 1972.-271с.

199. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983.- 144с.

200. Токарев С.А. Религия в истории народов мира М.: Политиздат, 1976.-575с.

201. Традиции в современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990.- 167с.

202. Ульянов И. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды. СПб, 1910. - 48с.

203. Уриэль Акоста. Пример человеческой жизни //Дух отрицанья, дух сомненья. Из истории западноевропейского свободомыслия и атеизма. М.: Дет. лит., 1977.- С. 140 - 151.

204. Учение Будды. Элиста: ММРИП «Ботхн», 1992. - 77с.

205. Ушинский К. Д. Избранные сочинения в 2-х т.Т.2. -М.:Педагогика, 1974.-438с.

206. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М. : Просвещение, 1968.- 557с.

207. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. Т.1 О народности в общественном воспитании. /Сост. С.Ф. Егоров, -М.: Педагогика, 1988.- 414с.

208. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения в 2-х т. Т.2. Родное слово М.: Педагогика, -1974. - 438с.

209. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11-ти т.Т.2. М.: Изд. АПН РСФСР,- 1948 - 1952. -464с.

210. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. Т.8. М.: Изд.АПН РСФСР,- 1948.- 1952.-719с.

211. Федотова И.Н. Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников: Автореф.дис. канд. пед. наук Чебоксары, 2000. -170с

212. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, - 1990.-558с.

213. Фромм Э. Теория любви. Семья. М.: Знание, - 1991,- 64с. — (Т.2)

214. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, - 1984 .- 704с.

215. Фурутан A.A. Отцы, матери, дети: практические советы родителям.-М.: Прогресс. 1992.- 190с.

216. Хабунова Е. О чайной церемонии у калмыков // Шамбала. 1994. -№1. -С. 14-30.i

217. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста: Калм. кн. изд., 1998. - 283с.

218. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993.- 109с.

219. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М.: Педагогика. - 1997.

220. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: Росс. АН. Инст. Этнологии иантропологии им. Н.Н.Миклухо Маклая, 1994.- 236с.

221. Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков XIX нач. XX в.в / ^ Историко-этнографическое исследование.- Элиста: Калм. кн. издво, 1982.- 84с.

222. Эрдниев У. Э. Калмыки / Историко-этнографические очерки. Изд. 3-е. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.- 257с.

223. Эрдниев У.Э. Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики ^ // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии Элиста:

224. Калм. кн. изд-во, 1980.- С.З 8 -64.

225. Эрдниева К.О. Списки монголо-ойратских законов 1640 г. и их изучение // Малоисследованные источники по истории дореволюционной Калмыкии и задачи их изучения на современном этапе. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987.- С.28 - 36.

226. Эренджен Хара Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк монгольской империи ХП-Х1У в.в / 2-е издание.- Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.- 196с.

227. Эрендженов К.Э. Золотой родник Элиста: Калм. кн. изд-во, * 1990.- 132с.

228. Эриксон Э. Г. Детство и общество.- Обнинск: Речь, 1993.- 415с.

229. Этнопедагогика педагогика жизни // Сборник материалов международной научно- практической конференции, посвященной 75 - летию Мукаевой О.Д. - Элиста: АПП1. Джангар»,2001212с.

230. Юнг К.Г. Психологические типы / Под общ. Ред. В.Зеленского. -М.: Университетская книга: Аст, 1998. 720с.

231. Яковлев И.Я. Духовное завещание. Чебоксары: НИИЯЛИ, 1992.-30с.

232. Яковлев И.Я. Моя жизнь. М.: Республика, - 1997.- 696с.

233. Яшаева В.А. Образовательная программа как основной механизмвключения учащихся в традиционную культуру // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. — Элиста: А1111 «Джангар»,1997.-С. 116-121.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.