Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дуничева, Ольга Николаевна

  • Дуничева, Ольга Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Биробиджан
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 322
Дуничева, Ольга Николаевна. Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Биробиджан. 2005. 322 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дуничева, Ольга Николаевна

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении.15

1.1. Философские и психологические аспекты воспитания на принципах культуры мира: исторический аспект.15

1.2. Педагогические основы воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении.47

1.3. Анализ опыта воспитания подростков на принципах культуры мира в детском движении г. Хабаровска.87

Глава 2. Педагогические условия активизации воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении.110

2.1. Создание миротворческого культурно-воспитательного пространства, способствующего воспитанию подростков на принципах культуры мира.110

2.2. Сотрудничество как содружество и сотворчество подростков и педагогов в процессе воспитания на принципах культуры мира.128

2.3. Использование целевой образовательной программы детского общественного объединения в воспитании подростков на принципах культуры мира.145

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении»

Актуальность исследования обусловлена переосмыслением ценностных оснований воспитания, ведущие направления которого определены общественно-экономическими изменениями и современной социокультурной ситуацией в стране, международными нормами и стандартами, Национальной доктриной и Концепцией модернизации российского образования. Гуманистически ориентированный характер воспитания означает рассмотрение его не только как деятельности с фиксированным результатом, но и как включение личности в гражданский, межнациональный мир, приоритет в котором имеют универсальные общечеловеческие ценности: мир, жизнь, свобода, гражданская ответственность, толерантность, инициативность, социальная активность. Особое место среди них занимает культура мира как условие и предпосылка духовного развития личности, как способность строить отношения сотрудничества на основе взаимного уважения и ненасилия, как новая ступень осмысления принципов мира и ненасилия, миротворчества и миролюбия, толерантности и терпимости, диалога и компромисса. Вот почему культура мира призвана сегодня стать важным нравственным ориентиром, а воспитание личности на ее ведущих принципах - одной из задач педагогической науки и практики.

Культура мира, выступающая альтернативой жестокости и террору, - это культура развития нового отношения к жизни, предполагающего становление моральных основ жизни общества XXI века. А начало его ознаменовано появлением новых проблем в осмыслении сущности и признаков гражданского общества и его неотъемлемой составляющей - детского общественного движения. Опыт, обретаемый ребенком в детском сообществе, действующем на основе истинно демократических норм, проецируется на взрослую жизнь. Организация общественной жизни подростков выступает источником построения гражданского общества и воспитания детей в духе культуры мира.

Для изучения возможных путей организации такого воспитания мы обратились к педагогическим потенциалам детского общественного объединения, создающего специфическую среду для развития творческой активности и самореализации ребенка в социальной сфере. Возникновение таких объединений сегодня - явление многоликое, сложное, но на современном этапе не достаточно изученное. Среди подобных объединений особое место занимают детские сообщества миротворческой направленности, целью которых является воспитание личности, относящейся с доверием к окружающему миру, уверенной в себе, способной защитить собственные права и права окружающих, личности с чувством высокой ответственности не только за свою судьбу, но и за судьбы других людей, за судьбу мира. А это и есть воспитание гражданина мира, наделенного новым мышлением, независимого, социально активного, обладающего чувством солидарности и общей ответственности для достижения цели.

Эта социально значимая задача определена в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции модернизации российского образования до 2010 года, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2000-2005гг.)», документах ЮНЕСКО.

Сегодня, когда мир рассматривается как основная гарантия будущего человечества, как стратегия объединения пока еще во многом разрозненного мирового сообщества, необходимость осмысления воспитания на принципах культуры мира исходит из естественного стремления, потребности индивида жить в мире. Человек, не делящий мир на своих и чужих, друзей и врагов на основании национальности и культуры, подготовленный к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их таковыми, каковы они есть, будет больше участвовать в миротворческих созидательных процессах, сотрудничать во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей. Принципы ненасилия и миротворчества, миролюбия и толерантности, диалога и компромисса становятся основными в воспитании подростков в детском общественном объединении и являются важным условием формирования их индивидуальной культуры мира.

Научными предпосылками изучения избранной проблемы стало обращение к философской и психолого-педагогической литературе и выявление идей, подходов, взглядов, способных помочь выстроить целостную концепцию проводимого исследования.

Теоретический фундамент культуры мира составляет исторические традиции, связанные с проектами «вечного и справедливого мира».

Теоретическими источниками для исследования стали труды мыслителей прошлого: Аристотеля, Конфуция, Платона, Сократа, заложивших гуманистическую традицию мировой философской и общественной жизни. Философские идеи о гуманизме И.Г. Гердера, И. Канта, Я.А. Коменского, В. Пена, Э. Роттердамского и Ж.-Ж. Руссо послужили предпосылкой для разработки исторического аспекта исследуемой проблемы. Идеями мира без насилия, мирного сотрудничества народов пронизаны работы социалистов - утопистов Т. Кампанеллы, Ж. Мелье, P.O. Оуэна, К.А. Сен-Симона, Ф.М.Ш. Фурье. Идеи пацифизма, проникшие в теорию и практику воспитания (М. Монтессори, Ж. Пиаже, А. Феррьер и др.), позволяют осмыслить роль общественных организаций в воспитании личности, активно отстаивающей мир и справедливость.

Понимание гуманистического подхода к воспитанию на принципах культуры мира выстраивается на основе идей М. Ганди, М. Кинга, JI.H. Толстого о ненасилии; идей педагогики свободы, обоснованных К.Н. Вентцелем, П.Ф. Каптеревым, Ю.М. Орловым; учения В.И. Вернадского о ноосфере как сфере разума на земле; антимилитаристских идей Н. Рериха; «нового мировоззрения» А. Швейцера; «живой этики» Е. Блаватской; взглядов мыслителей П. А. Сорокина, А. А Чижевского и др.

Базовыми для исследования стали философские идеи об экзистенциальной сущности человека, уникальности его внутреннего мира, о свободе выбора и ценностных основах его жизни, отраженные в работах Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, М. Бубера, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьева. Методологические подходы опираются на синергетические представления о человеке как сложноорганизованной системе (М.С. Каган, E.H. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин, И. Стенгерс).

В осмыслении психологических особенностей подросткового возраста как критического периода онтогенеза, связанного с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений, способствовали работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, JI.C. Выготского, В.В. Зеньковского, И.С. Кона,

A.Е. Личко, В.Н. Мясищева, А.Б. Орлова, Ю.М. Орлова, A.B. Петровского,

B.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, а анализ личностного развития подростка был проведен на основе трудов А. Адлера, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, A.A. Бодалева, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона.

Исследование опирается на Конвенцию ООН о правах ребенка и программу миротворческого воспитания, цель которых - «созидательное саморазвитие и самореализация личности в процессе её разносторонней жизнедеятельности». В работе использовались ведущие идеи педагогики мира, раскрывающие сущность и основные направления воспитания на принципах культуры мира (М.В. Кабатченко, В.Т. Кабуш, В.Г. Литвинович, Э.С. Соколова, Т.В. Трухачева, З.К. Шнекендорф, Л.В. Яссман и др.).

Педагогические взгляды Д. Адамса, С. Н. Глазачева, И. Галтунга, Ф. Майора, A.B. Малиновского, В.А. Маралова, В. А. Ситарова, К. Сутера, Г.В. Степановой, М. Ти, Т.Г. Тимофеева определяют задачи воспитания на принципах культуры мира как формирование умений детей, подростков и молодежи решать проблемы ненасильственными способами, путем диалога и мирных инициатив.

Основой воспитания на принципах культуры мира явились педагогические идеи, отражающие определение педагогических условий развития и саморазвития личности, опирающиеся на теории коллективного воспитания (И.П. Иванов, П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.Н. Лутошкин, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий), на принципы педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, E.H. Ильин, C.JI. Соловейчик, В.Ф. Шаталов) и педагогики естественного свободного воспитания (К.Н. Вентцель, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой).

Ведущими в исследовании стали работы современных педагогов и психологов М.В. Богуславского, О.С. Газмана, И.И. Зарецкой, Л.А. Ивановой, В.А. Караковского, Н.Б. Крыловой, A.B. Мудрика, Л.И. Новиковой, К.Д. Радиной, А.Н. Тубельского, а также учёных дальневосточной школы Л.В. Блинова, Т.А. Верёвкиной, Н.Г. Григорьевой, И.С. Дашкевича, Е.И. Ефимовой, В.П. Каргаполова, Д.Ф. Каревой, А.Г. Кузнецовой, Л.Н. Куликовой, Л.П. Лазаревой, РЛ. Лившица, Т.Е. Наливайко, В.Н. Никитенко, А.М. Печенюка, Н.Е. Седовой, Л.А. Степашко, Н.В. Тимофеевой, Т.А Фаин, A.A. Шумейко, Л.В. Яссман, раскрывающих идеи педагогики поддержки, успеха, саморазвития, самовоспитания, гуманизации отношений.

Детские общественные объединения, изначально ориентированные на свободу выбора видов и сфер деятельности подростками, реализацию личных интересов и способностей, на практико-деятельностную основу общения (Л.В. Алиева, Н.Ф. Басов, A.B. Волохов, А.Г. Кирпичник, М.Е. Кульпединова, P.A. Литвак, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, С.А. Шмаков, Е.Б. Штейнберг), на создание миротворческого культурно-воспитательного пространства, на сотрудничество подростков и педагогов, на разработку и использование образовательных программ в деятельности детского общественного объединения, создают условия для воспитания детей на принципах культуры мира (И.Д. Аванесян, В.К. Григорова, А.Г. Лазарева,

A.B. Малиновский, К.Д. Радина, И.В. Руденко, E.H. Сорочинская, Е.С. Туренская, Л.И. Швецова).

Вместе с тем, анализ философской и психолого-педагогической литературы позволяет отметить противоречие, заключающееся в следующем: с одной стороны, проблема воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении является на сегодняшний день недостаточно разработанной с позиции гуманистической педагогики и психологии, мало проведено исследований, посвященных миротворческой направленности детских сообществ, их влияния на личностное развитие, нравственное становление школьников, а с другой, -востребованность подходов, методов, форм и средств решения этой проблемы в практике детских общественных объединения возрастает, что определяется общими тенденциями гуманизации образования.

Проблема состоит в разрешении противоречил между потребностью детского движения в осуществлении воспитания детей на принципах культуры мира и недостаточным научным и практическим обоснованием педагогических условий реализации этого процесса.

Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении».

В качестве объекта исследования выступает процесс воспитания подростков в детском общественном объединении.

Предметом исследования является совокупность педагогических условий, способствующих воспитанию подростков на принципах культуры мира.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке на практике совокупности педагогических условий, способствующих воспитанию подростков на принципах культуры мира.

Гипотеза исследования: Воспитание на принципах культуры мира в детском общественном объединении есть процесс социальной активности и миротворческой самореализации личности, в ходе которого осуществляется воспитание важных гуманистических качеств подростка: гражданской ответственности, толерантности, социальной активности, милосердия, справедливости, самостоятельности, отзывчивости, доброжелательности.

Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении осуществляется наиболее успешно, если:

- в детском общественном объединении создано миротворческое культурно-воспитательное пространство;

- сотрудничество подростков и взрослых организовано как содружество и сотворчество;

- используется образовательная программа детского объединения по педагогическому обеспечению процесса воспитания на принципах культуры мира.

Проверка данной гипотезы требует решения следующих задач:

1. Выявить имеющиеся в философии, педагогике и психологии подходы к пониманию феноменов «культура мира», «воспитание на принципах культуры мира», «педагогика мира», «детское общественное объединение», «миротворческое культурно-воспитательное пространство».

2.Теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем совокупность педагогических условий, определяющих активизацию процесса воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении.

3. Разработать образовательную программу организации деятельности детского общественного объединения на принципах культуры мира.

Методологическую основу исследования составляют: совокупность философских, психологических и педагогических положений, определяющих сущность категорий: культура мира, педагогика мира, детское общественное объединение, педагогика творчества; социокинетика как новая область знаний о детском общественном движении; психолого-педагогические концепции становления и развития личности современного подростка.

Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: обзор литературы по проблеме; анализ педагогической деятельности и результатов детского творчества; эксперимент; математическая статистика. Частными методами исследования стали: методы «мозгового штурма», проекта, незаконченных предложений, самооценки; анкетирование, интервьюирование, диалог, ролевая игра, беседа.

Научная новизна исследования заключается в представлении педагогической концепции как совокупности факторов, способствующих активизации личностного развития подростка в освоении культуры мира (использование педагогических возможностей детского объединения; сотворчество взрослых и детей в совместной деятельности; творческая активность подростков в миротворческой и социально значимой деятельности); условий, обеспечивающих действие этих факторов (создание миротворческого культурно-воспитательного пространства детского объединения; сотрудничество педагогов и детей как содружество и сотворчество; использование целевой образовательной программы); предпосылок, от которых зависит успешность данного процесса (культурно-социальная деятельность; разнообразие содержания, форм и методов работы; интерес подростков к освоению культуры мира); критериев, свидетельствующих об эффективности работы по воспитанию на принципах культуры мира (суждения подростков о системе своих ценностей в духе культуры мира (показатели: самостоятельность и аргументированность в выступлениях, анализ и оценка высказываемых мнений); изменение личностных показателей (повышение самооценки, развитие эмпатийности, снижение уровня тревожности); понимание личностной и общественной значимости развития культуры мира (показатели: устойчивый характер увлеченности миротворчеством, социальная активность в освоении культуры мира); закономерностей, которыми обусловлена эта работа (чем демократичнее и равноправнее взаимодействие подростка и взрослого в детском объединении, тем более склонен подросток решать проблемы общения ненасильственными способами; чем в большей степени культурно-образовательное пространство детского объединения проникнуто идеей мира и миротворчества, тем успешнее происходит усвоение подростком ценностей культуры мира; чем в большей степени подростку предоставляется возможность социально значимой деятельности, тем более личностно значимыми для него становятся принципы культуры мира,- принципов руководства работой (мира и ненасилия; миротворчества и миролюбия; толерантности и терпимости; диалога и компромисса).

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в раскрытии и уточнении понятий «культура мира», «педагогика мира», «детское общественное объединение», «воспитание на принципах культуры мира», «миротворческое воспитательное пространство»;

- в обосновании необходимости использования в процессе воспитания подростков в детском объединении на принципах культуры мира специальных педагогических условий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- предложен и апробирован вариант развития детского движения в г. Хабаровске на основе идей культуры мира;

- разработана авторская образовательная программа дополнительного образования «Я и культура мира», для организаторов детского движения Хабаровского края, подготовлено её методическое обеспечение;

- создан банк детских проектов, которые с соответствующей их модификацией могут быть перенесены в широкую практику педагогической поддержки деятельности объединений на принципах культуры мира.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, проведенному эксперименту и личному опыту автора, в течение тридцати лет работающего в системе дополнительного образования, постоянному общению с участниками и выпускниками интеробъединения «Восток» и центра лидеров «Мир» Дворца детского творчества «Маленький принц» г. Хабаровска для проверки модели воспитания подростков на принципах культуры мира.

Положения, выносимые на защиту:

1. Воспитание на принципах культуры мира в детском общественном объединении - это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности, создание миротворческого культурно и социально значимого взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

2. Воспитание подростков на принципах культуры мира осуществляется в детском общественном объединении более успешно при соблюдении следующих педагогических условий: создание культурно-воспитательного пространства детского объединения и наполнение его событийностью и содержанием миротворческой направленности;

- установление сотрудничества как содружества и сотворчества детей и взрослых (педагогов, родителей);

- использование целевой образовательной программы воспитания подростков на принципах культуры мира.

Организация и этапы исследования. Опытной работой было охвачено 800 подростков и 50 педагогов. Исследование проводилось на протяжении пятнадцати лет (1990-2005 гг.) и включало следующие этапы:

На первом, поисковом, этапе (1990-1998 гг.) основное внимание было сосредоточено на изучении становления детского движения г. Хабаровска, на поиске основополагающей идеи объединения городских детских сообществ различной направленности, на разработке программного подхода к планированию деятельности детского общественного объединения, на апробировании нетрадиционных форм работы с подростками.

На втором, теоретическом, этапе (1998-2000 гг.) проводился анализ философской и психолого-педагогической литературы, был определен научный аппарат исследования, выдвинута рабочая гипотеза, намечена программа опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент.

На третьем, теоретико-экспериментальном, этапе (2000-2003 гг.) обосновывались теоретические положения, разрабатывалась педагогическая концепция воспитания подростков на принципах культуры мира, осуществлялся развивающий этап опытно-экспериментальной работы в центре лидеров «Мир» Дворца детского творчества (экспериментальная группа - 25 чел. 13-16 лет) и клуба международной дружбы средней школы № 12 (контрольная группа - 25 чел. 13-16 лет) г. Хабаровска, апробировалась образовательная программа «Я и культура мира», оценивалась г' эффективность вводимых педагогических условий.

На четвертом, завершающем, этапе (2003-2005 гг.) обобщены результаты теоретической и практической работы, сделан анализ педагогического опыта, уточнены выводы, проведена экспертиза и утверждена образовательная программа детского общественного объединения «Я и культура мира», победившая в краевом туре У1 Всероссийского конкурса авторских программ по дополнительному образованию.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения занятий во Дворце детского творчества г. Хабаровска (19992005 гг.); лекций и практикумов для студентов факультета дополнительных педагогических профессий Хабаровского государственного педагогического университета (отделения: «Руководитель детского общественного объединения», «Методист дополнительного образования» (1996-2000 гг.); на научно-практических конференциях Хабаровского государственного педагогического университета, Биробиджанского государственного педагогического института и Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (1994

2005 гг.); на семинарах научно-методического информационного центра, конференциях Ассоциации клубов международной дружбы учащейся молодежи г.Коврова (1991-1994 гг.); в процессе включения материалов исследования в программу «Побратимы» дгтя руководителей детских объединений (г. Хабаровск, 1996 г.), в образовательную программу по дополнительному образованию «Я и культура мира» (г. Хабаровск, 19992005 гг.), апробированную на международной смене летней школы обучения лидеров детских объединений г. Хабаровска и г. Портленда (США), на городской смене летнего учебного семинара лидеров детских объединений в санатории-профилактории «Автомобилист» и в городском центре лидеров «Мир» Дворца детского творчества «Маленький принц» г. Хабаровска. База исследования:

- клуб интернациональной дружбы «Восток» городского Дворца пионеров и школьников г. Хабаровска (1990-1991 гг.);

- детское общественное интеробъединение «Восток» Дворца детского и юношеского творчества г. Хабаровска (1992-1997 гг.);

- центр лидеров «Мир» Дворца детского творчества г. Хабаровска (19972005 гг.);

- клубы интернациональной дружбы средних школ №№ 12, 30, 24, 36, 74, 68, 70, 50, гимназий №№ 3,4, 5, 6 г. Хабаровска (1997-2000 гг.);

- встречи лидеров детских общественных объединений : рейс мира (теплоход «Владимир Арсеньев», г.Хабаровск, 1991 год); Всероссийская «Встреча друзей» (загородный оздоровительный лагерь имени В. Дубинина, г. Хабаровск, 1993 год); смена «Хабар», посвященная азбуке рыночных отношений (загородный оздоровительный лагерь имени В.К. Арсеньева, г.Хабаровск, 1998 год); Международная смена «Я и культура мира» (теплоход «Василий Поярков», г.Хабаровск, 2001 год; санаторий-профилакторий «Автомобилист», г. Хабаровск, 2003 год).

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиография и 14 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дуничева, Ольга Николаевна

Данные выводы, полученные в результате опытно-экспериментальной работы, подтверждают педагогическую концепцию как совокупность факторов (использование педагогических возможностей детского объединения, сотворчество взрослых и детей в совместной деятельности, творческая активность подростков в коллективной миротворческой и социально-значимой деятельности); условий (создание миротворческого культурно-воспитательного пространства детского объединения, сотрудничество как содружество и сотворчество педагогов и подростков, использование целевой программы воспитания подростков на принципах культуры мира); принципов руководства работой (мира и ненасилия, миротворчества и миролюбия, толерантности и терпимости, диалога и компромисса); критериев, свидетельствующих об эффективности воспитания на принципах культуры мира; закономерностей, которые обеспечили влияние созданных педагогических условий на процесс воспитания подростков средствами культуры мира.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает заявленные положения гипотезы, цель его достигнута, задачи решены. Однако работа не охватывает всего круга вопросов, связанных с проблемой воспитания детей на принципах культуры мира. Открытыми остаются такие вопросы, как деятельность учреждений дополнительного образования в контексте культуры мира; культура мира как цель, средство и результат воспитательного процесса в школе, что войдет в круг нашего научного исследования в дальнейшем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенной нами исследовательской работе были изучены и проанализированы возможности педагогического содействия воспитанию подростков на принципах культуры мира (мира и ненасилия, миротворчества и миролюбия, толерантности и терпимости, диалога и компромисса) в условиях детского общественного объединения. Актуальность изучения этой темы определяется сложными, противоречивыми процессами, происходящими в современном обществе и обусловливающими реальную опасность разрушения наследования культурно-исторического опыта, что обостряет проблемы вхождения детей в социальную среду, усиливает их отчужденность от взрослых. Кроме того, в противоречие с очевидными возможностями детских общественных формирований в воспитании подростков на принципах культуры мира вступает недостаточная разработанность этих вопросов в теории и практике детского движения.

В теоретической части исследования, обратившись к анализу философской, психологической и педагогической литературы, мы определили, что понятие «культура мира» отражает два аспекта: политический, связанный с конкретной политикой, с анализом существующих конфликтов и поиском путей их прекращения, и философско-педагогический, связанный с возникновением и развитием «мирной» традиции в истории, с идеей вечного мира как общечеловеческого идеала, с диалогом культур и цивилизаций, с переустройством мира на демократических началах, с решением задач социальной справедливости, равенства и свободы. Учитывая условность такого деления, можно определить, что предметом педагогической деятельности в области культуры мира выступает именно второй (гуманистический) аспект культуры мира, выражающийся в поисках способов, позволяющих сделать воспитание средством предотвращения войн. Проекты создания человеческого общества, основанного на принципах мира, в представлениях мыслителей прошлого нередко сопровождались надеждами на совершенствование человека, изменение его сознания, морали, на использование в этих целях воспитания. Исследование философских и психологических источников обусловливает видение культуры мира как освоение человеком способов гармонизации не только окружающего, но и своего внутреннего мира. Соответственно процесс развития индивидуальной культуры мира должен рассматриваться именно как саморазвитие личности, ее «прорастание» через сферу культуры мира. В процессе такого прорастания ребенок и приобретает необходимые знания, и «заражается» миротворческой атмосферой, и присваивает характерные для культуры мира ценности, и учится строить свои взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, и находит социально полезные способы реализации своей творческой активности. Изучение педагогической теории и практики позволило предположить, что эффективным воспитательным пространством для организации этих процессов является детское общественное объединение, в котором при построении педагогических взаимоотношений соблюдаются следующие педагогические условия: создание миротворческого культурно-воспитательного пространства детского общественного объединения; организация сотрудничества подростков и взрослых как содружество и сотворчество в процессе воспитания на принципах культуры мира; использование целевой программы как условия организации систематической и целенаправленной работы по воспитанию на принципах культуры мира.

С целью выявления трудностей и недостатков педагогической работы, препятствующих такому воспитанию в детском общественном объединении, нами был организован констатирующий этап эксперимента в интеробъединении «Восток» Дворца детского и юношеского творчества г.Хабаровска.

В ходе констатирующего этапа исследования было выявлено следующее: несмотря на то, что достаточно насыщенная деятельность различных детских объединений и яркая, позитивная эмоциональная реакция подростков, их очевидная заинтересованность участия в деятельности миротворческой направленности являлась хорошей основой для интенсификации воспитания подростков на принципах культуры мира, но отсутствие специально разработанных педагогических условий подобной работы с детьми не позволило вывести процесс развития индивидуальной культуры мира воспитанников на качественно более высокий уровень. В частности, миротворческая культурно-воспитательная среда, по сути, присутствовала в исследуемых детских коллективах, однако недостаток педагогической рефлексии не позволял превратить данный момент в реальное педагогическое условие; организации взаимодействия детей и взрослых (особенно родителей) было уделено крайне мало внимания; программа деятельности интеробъединения не была в достаточной степени сфокусирована на воспитании у подростков культуры мира.

Наша исследовательская работа в рамках развивающего этапа эксперимента планировалась как поддержка взросления ребенка в детском общественном объединении, деятельность которого поощряет проявление ребенком творчества, инициативы, собственной позиции в совместных делах, способствует гармонизации личности подростка, его самопознанию, самосовершенствованию и самореализации в миротворческой деятельности.

Организация миротворческого культурно-воспитательного пространства детского объединения в целях проверки первого условия гипотезы осуществлялась путем ненасильственного насыщения различных видов деятельности миротворческим содержанием, что содействовало выработке ребенком приоритетов культуры мира для построения ценностного основания собственной концепции «Я автор». Конкретными средствами создания фундамента индивидуальной культуры мира детей выступали коллективные творческие дела миротворческого характера, тренинги общения, взаимодействия, что привело к динамике качественного изменения ценностного ядра личности подростков, повышения их эмпатических возможностей и снижения агрессивности.

Реализация второго условия гипотезы заключалась в выстраивании воспитательного взаимодействия в детском общественном объединении на основе субъект-субъектных отношений. Равноправное участие детей и взрослых в творческих делах, событиях и жизни объединения, с одной стороны, и последовательно проводимая установка на предоставление основной инициативы именно детям, с другой, помогало ребятам поверить в собственные силы, в себя, убедиться, что их начинания одобряются и востребуются значимыми для них родными людьми. Данные изменения во внутреннем мире и поведении ребенка стали для нас очевидными в итоге эксперимента, когда обнаружилось повышение среднего показателя самооценки и уменьшение уровня тревожности наших воспитанников.

Программное обеспечение воспитания подростков на принципах культуры мира выступало основным содержанием выдвижения и проверки третьего условия нашей гипотезы. Во-первых, использование целевой программы наделяет педагогическую работу качествами систематичности и целевой направленности, а во-вторых, творческое участие подростков в разработке такой программы позволило педагогам полнее ориентировать планирование деятельности детского общественного объединения на удовлетворение разнообразного спектра потребностей детей. В частности, данная часть исследования позволила сделать вывод о том, что вплетение целевой программы воспитания на принципах культуры мира в естественную канву внутренней мотивации подростка приводит последнего к развитию собственной позитивной концепции «Я - автор», к желанию соответствовать образу «человека мира», идентифицироваться с ним.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Воспитание на принципах культуры мира в детском общественном объединении - это организация целенаправленных действий детей, их отношений, основанных на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности и создание особого миротворческого культурно и социально значимого взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

2. Детское общественное объединение — гуманное по организации деятельности, демократичное по характеру взаимоотношений между подростками и взрослыми - выступает социально-педагогическим субъектом культурно-воспитательного пространства личностного развития подростков в духе культуры мира. В условиях поликультурности детского объединения, насыщения деятельности миротворчеством и национально-культурной событийностью эффективнее происходит формирование индивидуальной культуры мира, сотрудничества на основе взаимного уважения и ненасилия, формирующих у подростков способность вырабатывать и перестраивать сообразно возрастным и индивидуальным изменениям собственные взгляды, установки, поведение, обязанности.

3. Создание миротворческого культурно-воспитательного пространства в детском сообществе способствует принятию, присвоению ребенком ценностей культуры мира, поскольку его личностное развитие происходит через ненасильственное, привлекательное, активное, насыщенное миротворческими идеалами взаимодействие.

4. Специфика детского общественного объединения, комфортность общения и равноправность участников его позволяют подростку активно взаимодействовать со взрослыми (педагогами и родителями), опираться на собственный внутренний мир во взаимоотношениях с ними, проявлять свою субъектность, что, в целом, повышает веру подростка в себя и собственные силы и закладывает основу для дальнейшего развития индивидуальной культуры мира.

5. Использование вариативной образовательной программы деятельности повышает возможности детского объединения в воспитании подростков на принципах культуры мира, поскольку придает работе целенаправленный характер и является продуктом творческой инициативы ребенка по планированию такой деятельности детского сообщества, которая удовлетворяет основные потребности в общении, совместном творчестве, личностном развитии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дуничева, Ольга Николаевна, 2005 год

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.- 229 с.

2. Адаме, Д. История концепции программы культуры мира / Д. Адаме // Культура мира и демократии. Культура мира: учеб. пособие. М., 1997. - С. 32-33.

3. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб. : Академ, проект, 2000.- 256 с.

4. Адлер, А. Воспитание детей / А. Адлер // Взаимодействие полов.-Ростов н/Д., 1998. С. 45.

5. Адлер, А. Наука жить / А.Адлер // Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия. СПб., 2000. - С. 52-65.

6. Аксёнова, А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: автореф. дис. . канд. пед. наук / Аксёнова А.Ю.; РГПУ. СПб., 2004. - 19 с.

7. Актуальные проблемы детского и молодежного движения начала XXI века: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.К.Григоровой. Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2003. - 260 с.

8. Алиева, Л.В. Детское движение субъект воспитания. Теория, история, практика / Л.В. Алиева. - М.: МАКС Пресс, 2002. - 224 с.

9. Алиева, Л.В. Детское движение субъект воспитательного пространства : концепция / Л.В. Алиева. - М.: ИТИИП РАО, 2005.58 с.

10. Альфа и омега культуры. М.: РАН, 1998. - 487 с.

11. Амонашвили, 1П.А. Здравствуйте, дети! / 1П.А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

12. Амонашвили, Ш.А. В школу с шести лет / 1П.А. Амонашвили // Педагогический поиск. - М., 1988.- С. 9-56.

13. Ананьев, Б.Г. Социальные ситуации развития личности и её статус/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.