Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Белобородова, Алла Евгеньевна

  • Белобородова, Алла Евгеньевна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2001, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 377
Белобородова, Алла Евгеньевна. Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Иркутск. 2001. 377 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Белобородова, Алла Евгеньевна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические основы миротворческого воспитания в контексте культур Запада и Востока.

1.1. Историко-правовые и педагогические предпосылки становления миротворческого воспитания как аксиологического направления отечественной образовательной политики.

1.2. Категория «мир» и «человек» в философско-культурном наследии православия, протестантизма, конфуцианства

1.3. Реализация культурного наследия России, США, Китая в системе национальных ценностей.

Выводы по первой главе.

Глава И. Психолого-педагогические основы подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

2.1. Адекватное межэтническое восприятие людьми друг друга как фактор миротворческого воспитания.

2.2. Отечественные и зарубежные психолого-педагогические теории как основа подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

2.3. Коадаптационный подход к подготовке студентов к миротворческому воспитанию школьников: сущность и алгоритм реализации.

Выводы по второй главе.

Глава III. Педагогическая технология подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

3.1. Коадаптационное мастерство как интегративная характеристика воспитателя XXI века - проводника идеи мира

3.2. Содержание и организация подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников на основе коадаптации гуманистических педагогических теорий и опыта

3.3. Результаты апробации содержания и организации подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников»

Социокультурная ситуация, сложившаяся в мире в конце XX - начале XXI века, характеризуется развитием демократических процессов, распадом тоталитарных режимов, отказом от политики холодной войны. Наряду с этим человечество столкнулось с обострением ксенофобии, межнациональными и религиозными конфликтами, международным терроризмом, усилением напряженности в человеческих отношениях. Разрушительные архаизмы, предубеждения в наше время не только не исчезают, но достигают своего апогея.

В Докладе независимой комиссии по международным и гуманитарным вопросам отмечается, что бесчеловечность людей еще никогда в истории не проявлялась с такой силой и размахом. После Второй мировой войны на планете зарегистрировано 150 войн, в которых погибло более 20 миллионов человек. Проблема сохранения мира остается в классификации глобальных проблем человечества на первом месте. Осознание наличия конфликтообразую-щих моментов, которые могут вызвать новые вооруженные действия, объединяет всех людей доброй воли, имеющих различные мировоззренческие взгляды. Объективные предпосылки такой коалиции состоят в том, что при всех частных, пусть даже существенных отличиях человеческих общностей, они, тем не менее принадлежат к одному целостному и единому миру, к одной большой общественной системе, к одному социуму - человечеству.

Сегодня недостаточно ограничиться акциями договорного, политического характера, направленными на сокращение вооружения, средств массового уничтожения. В современных условиях важно предотвратить процесс поляризации духовной энергии противостоящих социумов, придерживающихся различных идеологических доктрин, национальных приоритетов, религиозных догматов, политических устремлений, которая может материализоваться в сугубо силовую конфронтацию и стать не менее разрушительной, чем энергия атома.

В связи с этим, весьма современно звучат слова американского педагога В.Х. Килпатрика о том, что «можно расходится во мнениях относительно того, как нам нужно продвигаться вперед навстречу интегрируемому миру, но двигаться вперед мы должны, ибо интеграция тем временем неуклонно продолжается. Старый путь мышления вел к разъединению человечества и желал это делать. Он воспитывал националистическое разъединение и вражду и желал это делать. Между тем, подобные установки не могли бы помочь нашим детям разрешить проблемы. Подрастающее поколение встретится с другим миром, с интегрированным миром» (156,52).

Духовная, аксиологическая коалиция различных общественных систем, осуществляемая посредством изучения, осмысления и творческой ассимиляции тех высших проявлений культуры, которые в разных ипостасях отражаются в устойчивой народной ментальности, идеалах социума, критериально-осознанных стереотипах разумного поведения людей в контексте укрепления мира на планете рассматривается нами как императив XXI века. Осмысление социальных проблем укрепления мира в таком ключе определяет педагогические аспекты изучения исследуемой проблемы, которые видятся нам в рамках разрешения ведущего вопроса: осуществление миротворческого воспитания подрастающего поколения.

Не вызывает сомнения, что в сложившейся ситуации миротворчество становится ведущим этическим и ценностным ориентиром. Мирное сосуществование социумов рассматривается как закономерность общественного прогресса, а стремление жить в мире с другими народами выступает как насущная потребность личности.

Анализ современной практики показывает, что сегодня ощутим приоритет толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой личности, что находит подтверждение в законе Российской Федерации "Об образовании", принципах государственной политики в этой сфере, документах ЮНЕСКО. Индивид, не делящий мир на своих и чужих, друзей и врагов на основании национальности и культуры будет иметь большую возможность участвовать в созидательных глобальных процессах, сотрудничать с людьми различных национальностей во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей.

Отечественные и зарубежные философские, культурологические, социологические психолого-педагогические исследования представляют различные аспекты изучения проблем, связанных с миротворческим воспитанием, которые помогают осмыслить это многоаспектное и сложное структурное образование.

Идея всеединства и целостности мира была высказана русскими космистами XIX-XX веков (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский, A.J1. Чижевский и др.). Актуальность их идей предопределяется сходством культурно-исторической ситуации второй половины XIX века и нынешним временем: крупные перемены в политике и экономике, назревание духовного кризиса, поиск идеалов и ценностей. Принципы образования и воспитания, выдвинутые русскими космистами XIX-XX веков, заключались в активно-творческой эволюции, учете индивидуальности, самоценности личности, взаимосвязи теории и практики воспитания, осознания объединения человечества в гармонизации самих себя и космоса, которая приведет к взаимопониманию, взаимодействию, взаимообъединению и миру.

Принципиальное значение для миротворческого воспитания имеют взгляды К.Н. Вентцеля, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, J1.H. Толстого и др. В их трудах воспитание в духе мира и ненасилия выступает как ведущая идея воспитания и обучения.

Исследуя проблему миротворчества, мы опирались на работы по теории наций, межнациональных отношений политологов и культурологов (Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Бромлей, Г.Д. Гачев, JI.H. Гумилев, М.В. Иордан, Т.Г. Исламшина и др.); по теории национальной психологии отечественных и зарубежных психологов (Э.А. Баграмов, В. Вундт, Н.Д. Джандильдин, 3. Фрейд и др.).

В социально-философском плане национальная культура и национальное самосознание рассматриваются как основа межкультурного воспитания, которое способствует формированию толерантности, взаимоуважения, предупреждению конфликтов, установлению стабильного мира. Данный аспект получил освещение в работах по этносоциологии Ю.В. Арутюняна, JI.M. Дробжиева, JI.M. Кондратьева, А.А. Сукосолова и др.

Социально-политические причины возникновения конфликтов, их классификация и технология преодоления раскрываются в работах конфликтологов (В.И. Андреев, А.А. Гостев, Г.Г. Силласте, Е.И. Степанов и др.). В философском аспекте диалектика классовых и общечеловеческих интересов в борьбе за мир исследована немецким ученым педагогом В. Герцог; Е. Брисов рассмотрел роль христианства в борьбе за мир. Следует отметить, что, внеся определенный вклад в актуализацию проблемы, раскрытие сущности воспитания в духе мира, названные работы рассматривают явления с точки зрения политики и идеологии государства 60-70-х годов, а потому ряд вопросов, выдвинутых авторами, нуждается в новом осмыслении.

Философия образования, цивилизационный подход к изучению общественных явлений и образовательных процессов, социокультурные, антропологические аспекты осмысления развития историко-образовательных процессов представлены в работах Л.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Б.Б. Корнетова, Н.С. Розова и др.

Отечественная педагогика располагает фундаментальными исследованиями общеметодологического и теоретического плана, способствующими изучению общей теории воспитания (П.П. Блонский, Н.И. Болдырев, П.Ф. Каптерев, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, Д.И. Фельдштейн и др.).

В исследовании проблем воспитания в духе мира важно учитывать ведущие положения по вопросам нравственного воспитания, обоснованные в работах Е.Н. Бондаревской, А.И. Дулова, С.Е. Матушкина, Э.И. Моносзона, А.В. Кирьяковой, Т.А. Стефановской, И.Ф. Харламова, П.И. Чернецова, М.И. Шиловой и др.

Социально- педагогический аспект проблемы воспитания в духе мира к другим народам представлен в работах В.М. Кабатченко, Э.С. Соколовой, З.К. Шнекендорфа, С.А. Тангян и др. Авторы внесли существенный вклад в становление и развитие педагогики мира, распространение идей культуры мира в России.

Вопросы межнационального воспитания как условия сохранения мира внутри российского государства исследовались В.Н. Волковым, Е.В. Васильевым, З.Г. Гасановым, О.В. Матвеевой и др. В данных работах рассматриваются вопросы содержания национального и межнационального воспитания в школе, обосновываются условия и факторы воспитания, как учителя-гуманиста так и школьника. Авторами предпринимается попытка проникнуть вглубь воспитательного процесса, показать пути сближения учащихся различных национальностей.

Изучение проблемы воспитания в духе мира попало в поле зрения ряда диссертационных педагогических исследований. Так, О.В. Журакова установила особенности формирования миролюбия у младших подростков в процессе изучения ценностей мировой художественной литературы. И.Ф. Ахметова проделала сравнительный анализ концептуальных подходов к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран.

Общие задачи межнационального воспитания в школе изучены

А.А. Ароновым, А.С. Ахметовым, З.Т. Гасановым и др. В данных исследованиях актуализируются вопросы формирования у молодого поколения межнациональных чувств, межнационального и национального воспитания в школе, гуманистического отношения к людям различных национальностей с учетом особенностей этнического развития.

Анализ литературы, обращение к практике позволяют утверждать, что миротворческое воспитание школьников способен осуществлять педагог, который специально подготовлен к работе в данном направлении, причем начинаться подобная подготовка должна еще в вузе.

Отечественная педагогическая наука располагает определенным теоретическим потенциалом в аспекте подготовки студентов к воспитательной работе со школьниками.

Целый ряд исследований посвящен подготовке будущих учителей к воспитательной работе (Д.Ж. Алимова, О.В. Амосова, Э.З. Бабаев, В.П. Бездухов, Е.П. Белозерцев, Е.В. Вострикова и др.). В данных работах обосновывается гуманистический, ценностный подход к формированию личности современного учителя, его готовности к интеркультурному воспитанию. В контексте нашего исследования он является наиболее продуктивным, так как создает условия для личностного выбора философско-этических и аксиологических ориентиров в будущей профессиональной деятельности.

Существующие педагогические исследования, раскрывающие формирование профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе со школьниками (О.А. Абдуллина, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.), не достаточно полно раскрывают специфику подготовки студентов к миротворческому воспитанию, которая должна базироваться на конкретных теоретических основах.

В области вузовской педагогики существуют работы, рассматривающие роль поликультурного, гражданского, межэтнического воспитания в формировании личности будущего педагога (К.Ш. Ахияров, А.С. Бароненко, А.С. Гаязов, О.В. Лешер и др.) Формулируя важные теоретические положения по формированию их гражданской позиции как гаранта стабильности и мира, эти исследования не предлагают целостного концептуального взгляда на подготовку студентов к миротворческому воспитанию школьников.

И все же необходимо признать, что опыт подготовки и переподготовки педагогических кадров в этом направлении только начинает складываться, что подтверждается проведением пилотных курсов миротворчества для учителей в ряде городов России, созданием соответствующих кафедр ЮНЕСКО.

Названные выше исследования подготовили почву для углубленного изучения вопросов, связанных с воспитанием в духе мира к народам других стран и дали нам основание говорить о начальном этапе разработки проблематики, актуализируемой нами, что не означает отсутствие рассмотрения ее отдельных аспектов в русле других направлений.

На основе изучения опыта работы по подготовке педагогических кадров к миротворческому воспитанию школьников, анализа философской, социальной, психолого-педагогической, методической литературы мы выделили ряд социальных, культурологических и вытекающих из них педагогических противоречий:

- между объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как проводников идей мира, толерантности, дружбы между народами и культивированием изоляционизма и сепаратизма на национально-культурной почве;

- социальным заказом, предъявляемым к образовательным учреждениям, который выражается в формировании гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой личности и недостаточным уровнем готовности педагогов-практиков к осуществлению миротворческого воспитания школьников; между необходимостью специальной подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью теоретических основ и адекватной технологии их подготовки. Поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий, требующих разработки теоретических основ подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников, и создание эффективной технологии составляет проблему исследования, которая является актуальной как для развития педагогики высшей школы, так и для практики образования.

Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили тему диссертации: «Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников»

Цель: разработать и обосновать теоретические основы и педагогическую технологию подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

Объект: педагогический процесс в вузе.

Предмет: процесс подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

Гипотеза исследования:

Подготовка студентов к миротворческому воспитанию школьников будет эффективной, если определены теоретические основы (совокупность теоретических положений, являющихся базисом для данного процесса), включающие:

- понимание сущности миротворческого воспитания как процесса формирования миролюбивой личности, характеризующейся способностью адекватного восприятия людей других национальностей и мира как целостного единства, знаниями о других культурах и народах, умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами, общечеловеческими ценностями на фоне положительного отношения к миротворчеству;

- коадаптационный подход как ведущий, системобразующий способ организации педагогического процесса, направленный на постижение сущностных характеристик миротворчества, овладение знаниями и умениями миротворческого воспитания школьников на основе самостоятельной переработки и интерпретации информации, конструирования личностно-значимого образовательного продукта;

- логику реализации ведущего подхода, которая определяет последовательность операций, систему действий студентов по выбору цели, задач содержания деятельности в процессе обучения с учетом определенных закономерностей, при руководстве конкретными принципами и критериями;

- содержание подготовки, выступающее средством формирования личности студента - проводника идей мира, характеризующейся мировоззрением миротворчества, комплексом специфических (диагностических, проектировочных, организаторских, экспертно-оценочных) умений миротворческого воспитания школьников;.

- разработана педагогическая технология (организация педагогического процесса в соответствие с установленными теоретическими положениями), состоящая из:

- целевого компонента - интегральной характеристики студента, будущего воспитателя- проводника идей мира, включающей комплекс знаний миротворческого воспитания школьников, совокупность умений организации процесса миротворческого воспитания, качеств личности;

- содержательного компонента, представленного учебной программой «Педагогика мира: основополагающие идеи и возможность их коадапта-ции»;

- собственно-технологического, который реализуется в рамках «дидактического пространства», направленного на создание условий для вариативной обучающе-познавательной деятельности студентов на основе ведущего подхода и программы;

- экспертно-оценочного, состоящего в диагностике сформированности коадаптационного мастерства как готовности студентов к миротворческому воспитанию школьников.

Задачи исследования

1. Выявить динамику изменения роли и содержания миротворческого воспитания в различные периоды развития общества на основе сравнительного анализа отечественной и зарубежной философско-педагогической литературы, нормативных и рекомендательных международных документов.

2. Установить и теоретически обосновать содержание понятий «воспитание в духе мира», «миротворческое воспитание», «педагогика мира», «педагогическая аутентичность», «функциональная педагогическая эквивалентность» как центрального, научно значимого звена в раскрытии процесса подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников.

3. Установить и теоретически обосновать коадаптационный подход при подготовке студентов к миротворческому воспитанию школьников, обеспечивающий целостное восприятие мира, научную реконструкцию знаний в соответствии с личностными и социальными потребностями, формирование мобильного, толерантного мышления.

4. Разработать и теоретически обосновать алгоритм реализации ведущего подхода, положенного в основу подготовки студентов, раскрыть совокупность процессов, лежащих в его основе, ход и последовательность операций, которыми должен овладеть студент.

5. Теоретически обосновать и определить содержание подготовки студентов, конкретизировав его в виде учебной программы «Педагогика мира: основополагающие идеи и возможность их коадаптации», направленной на формирование личности студента-проводника идей мира; акцентирующей внимание на аксиологическом компоненте его мировоззрения; создающей условия для развития устойчивых умений организовывать процесс миротворческого воспитания школьников.

6. Разработать педагогическую технологию, в основе которой лежит организация активной интеллектуально-развивающей, личностно-центрированной деятельности, обеспечивающей реализацию ведущего коадаптационного подхода.

7. Экспериментально проверить эффективность созданной на основе разработанной теоретической парадигмы технологии.

Методологической основой исследования являются фундаментальные исследования в области философии, психологии и педагогики.

Значительное влияние на разработку нашей проблемы оказали работы отечественных и зарубежных ученых (Е.В. Бондаревская, Ю.В. Бромлей, JI.C. Выготский, Г.Д. Гачев, Н.Я. Данилевский, О.Г. Дробницкий, А.И. Дулов,

B.Х. Килпатрик, В.О. Ключевский, Ф.Х. Комбс, В.В. Краевский, В.В. Макаев,

C.В. Мухина, В.А. Сластенин, Т.А. Стефановская, B.C. Соловьев, 3. Фрейд и др.), которые рассмотрели общие вопросы философии образования, теории нравственного воспитания, методологии научного исследования, дали образец «науковедческой рефлексии» отечественных и зарубежных психолого-педагогических теорий. Ведущими методологическими положениями для нас явились положения философской антропологии о человеке как самоценности; о социально-деятельностной сущности сознания и самосознания личности; рассмотрение становления личности как процесса превращения в субъект собственной жизнедеятельности, в активного преобразователя среды и самого себя; интерпретация явлений и процессов окружающего мира во всеобщей взаимозависимости, взаимосвязи и целостности; культурно-историческая обусловленность психических процессов; способ познания, позволяющий рассматривать общие мировые культурно-педагогические явления сквозь призму категорий всеобщего, особенного и единичного.

Важными методологическими ориентирами в нашем исследовании являются аксиологический подход, рассматривающий человека как наивысшую ценность; культурологический подход, вскрывающий общее и особенное в различных культурах; культурно-антропологическая концепция, дающая возможность, с одной стороны, рассматривать мир как архетипическое единство социумов, с другой - определять доминантную идею, подчеркивающую уникальность разнокультурных экзистенций; признание целостности мирового педагогического процесса и своеобразие его проявлений в различных странах; связь педагогических идей и теорий с философскими концепциями и идеями.

На основании вышеописанных положений ученые А.Н. Джуринский, В.И. Додонов, А.И. Селиванов, Д.А. Силичев, С.Ф. Титаренко, Р. Хенви и др. рассмотрели проблему формирования глобального сознания, природу нового педагогического мышления.

Проведенный анализ состояния проблемы позволил сформулировать общую концепцию исследования, основополагающими идеями которой являются следующие положения.

В основе подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников лежит коадаптационный подход, как способ миропознания, обеспечивающий аксиологический аспект становления личности студента-проводника идей мира, формирование у него мировоззрения миротворчества, развитие знаний, умений миротворческого воспитания школьников на фоне положительного отношения к миротворчеству через усвоение ими способов взаимодействия отечественных и зарубежных теорий и опыта, максимально-целесообразного использования мирового педагогического наследия при решении проблем миротворческого воспитания школьников.

Суть коадаптационного подхода состоит в том, что он позволяет студенту преодолеть односторонность педагогической интерпретации отечественных и зарубежных теорий и опыта, интериоризировать их парадигмальный смысл и использовать аутентичные гуманистические идеи в практике миротворческого воспитания. Это достигается посредством выработки концептуального взгляда на природу единства и многообразия гуманистических педагогических теорий, существующих в различных педагогических культурах при сохранении их национального своеобразия, с учетом общественных и личностных потребностей, универсальных аксиологических ориентиров.

Коадаптационный подход дает возможность интерпретировать мир в категориях единства и целостности, воспроизводить исходные элементы отечественных и зарубежных теорий и опыта в различных педагогических условиях, сохранять инвариант при осуществлении преобразований, который проявляется в виде функциональной педагогической эквивалентности.

Коадаптация педагогических теорий и опыта, существующих в различных культурах утверждает реальный плюрализм идей, суждений, умозаключений, позволяет вскрывать системы диспозиций, имплицитно присутствующие в теоретических конструкциях, учит толерантно воспринимать иное мнение, адекватно относиться к иной культуре, что отражает сущность миротворческого воспитания.

В целях эффективной подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников на основе коадаптационного подхода следует учитывать определенные закономерности коадаптации, руководствоваться системой специфических принципов, опираться на конкретные критерии.

Овладение алгоритмом коадаптации (системой действий, совокупностью процессов, ходом и последовательностью операций) осуществляется посредством педагогической технологии, рассматриваемой как организация педагогического процесса в соответствии с разработанными теоретическими основами. т-ч »-» о

В качестве теоретической парадигмы выступает коадаптационныи подход, междисциплинарная и межнаучная интеграция и внутриотраслевая координация педагогических дисциплин. Структура интеграционных связей соответствует структуре связей между сущностными характеристиками понятий мир, миротворческое воспитание, «педагогика мира».

Целью и результатом технологии подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников на основе коадаптационного подхода является формирование коадаптационного мастерства - высокого уровня умений коррелятивного приспособления исходных статистических связей между признаками объектов, в качестве которых выступают гуманистические педагогические теории и опыт на основе конкретных знаний при убеждении в необходимости собственно коадаптационной деятельности с целью овладения практикой миротворческого воспитания на фоне развития качеств личности студента, характеризующих педагога - проводника идей мира.

Содержательным компонентом технологии выступает «педагогика мира», - система взаимосвязанных идей, отражающих сущность миротворческого воспитания. Она интерпретирует мир в категориях единства и целостности и в содержательно-педагогическом аспекте изучается в логике рассмотрения универсальных оснований культур через установление их нравственных детерминант; определения общей аксиологической платформы разнокультурных эксистенций; изучения особенностей межэтнического восприятия различных национальностей друг друга; экстраполяции системно-целостного миропонимания на педагогические явления в рамках установления ведущих аутентичных идей в отечественных и зарубежных гуманистических теориях.

Собственно технологический компонент состоит в создании активной обучающе-познавательной среды (дидактического пространства). Овладение методикой миротворческого воспитания школьников происходит в специально смоделированных педагогом условиях, обеспечивающих широкий диапазон реализации субъективно-заданных целей, и происходит по определенному алгоритму: определение актуальности коррелятивного приспособления объекта коадаптации; установление его научной и практической значимости; культурная идентификация объекта; нострификация в контексте конкретных задач миротворческого воспитания, собственных интересов, потребностей и возможностей; анализ данных, свидетельствующих о практической эффективности и результативности конкретной теории или опыта; выявление признаков, которые могут быть модифицированы в новых условиях; установление инварианта, позволяющего сохранять функциональную педагогическую эквивалентность.

Новый аспект, который вносится нами в разработку обозначенной проблемы, заключается в том, что подготовка студентов к миротворческому воспитанию школьников рассматривается с позиций универсальных аксиологических ориентиров в контексте их философского и педагогического осмысления, которое достигается посредством коадаптации отечественных и зарубежных теорий и опыта к практике миротворческого воспитания.

Принимая во внимание общую посылку о возможности сотрудничества и мира в рамках различных социокультурных систем, необходимо научить студентов устанавливать принципиальное и существенное в различных культурах, являющихся основой взаимопонимания и мира.

Наше исследование не является собственно компаративным, а выбор различных стран для изучения выступает лишь средством нахождения всеобщности в противоположном. Основанием для выбора стран послужило изучение философских, культурологических работ отечественных и зарубежных ученых. Так, профессор Гарвардского университета С. Хантингтон считает, что содержание современной эпохи состоит в столкновении культур-цивилизаций, к ведущим из которых он относит западную (преимущественно высокоиндустриальная держава - США), конфуцианскую (Китай) и православную, к которой относится Россия.

Конфликтность мира и грядущие столкновения могут происходить по "линиям культурных разломов", пространственных границ метакультурных общностей. Россия находится в воздействии различных культур, отсюда евразийность России, ее географическое положение явилось первой предпосылкой выбора стран, культура которых должна быть изучена и понята в целях сохранения стабильности и мира.

Для России, США и Китая характерна полиэтничность, поликонфессио-нальность и поликультурность среды. Этот комплекс либо отсутствует, либо присутствует как второстепенный ввиду моноэтнического или этнически-гомогенного характера в большинстве других стран.

В 80-е - 90-е годы внимание как западных, так и российских ученых привлекает азиатский регион.

Несомненный успех в социально-экономическом развитии КНР, не оспариваемый даже его самыми откровенными недоброжелателями, с одной стороны, помогли стране укрепить свои позиции на международной арене, с другой стороны, успешная синхронизация процессов модернизации и рыночной трансформации, осуществляемая в Китае, вызывает суждения о так называе-мои китаискои опасности . В соответствии с концепцией мирового системного анализа, страны современного мира должны были бы приобрести некую "модернизированную общность" с якобы неизбежной вестернизацией систем образования. Однако кризис ряда западных систем образования происходил на фоне крутых позитивных перемен в Азии. В связи с этим, не отрицается возможность того, что произойдет падение влияния бывших мировых "центров" образования и в их число войдет Азия и страны, вписывающиеся в "азиатскую модель", принадлежащие к конфуцианской цивилизации. Отсюда, боязнь вес-тернизации, иногда отождествляемая с глобализацией, может быть заменена в национальной ментальности опасностью истернизации и неприятием других ценностей, настороженностью по отношению к другому народу и культуре. Поэтому в нашем исследовании мы обращаемся к изучению восточной и западной культур, (на примере России, США и Китая), исходя из существенного отличия данных стран и основываясь на идее взаимного влияния, взаимопроникновения и взаимообусловленности культур, что создает предпосылки взаимосближения и взаимопонимания, необходимые для миротворческого воспитания.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, базирующихся на законах материалистической диалектики. Исходным теоретическим методом выступало восхождение от абстрактного к конкретному как движение ко все более полному, всестороннему и целостному анализу, выявление путем абстрагирования, путем индукции и дедукции сущностных характеристик исследуемых явлений. В работе широко применялись логические методы, составившие сущность сравнения. Использованные на уровне анализа фактологии явлений, они дали возможность определить положительные, конструктивные элементы в опыте миротворческого воспитания. Применение совокупности эмпирических методов, в частности различные виды наблюдения, эксперимент, анкетирование и беседы со студентами и педагогами России, КНР, США, анализ многочисленных законодательных документов, учебной литературы для студентов, учебных планов, дало возможность выявить состояние и тенденции развития вузовской и школьной практики миротворческого воспитания.

Организация и этапы исследования. В исследовании условно выделяются три этапа, на каждом из которых проводилась содержательная и организационная работа с применением различных методов. На первом этапе (19851989 гг.) изучались актуальные проблемы нравственного воспитания, определялись теоретические предпосылки исследования, создавался прогностический образ будущей концепции подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников; разрабатывался научный аппарат исследования; составлялись программы констатирующего и формирующего экспериментов.

Второй этап исследования (1989-1993 гг.) включал корректировку концепции подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников; определение ведущего коадаптационного подхода к решению выдвинутой в исследовании проблемы; разработку технологии подготовки студентов; проведение констатирующего эксперимента и обработку его результатов; начало формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1993-2001 гг.) завершен формирующий эксперимент; осуществлен количественный и качественный анализ полученных результатов. Выполнялась систематизация и обобщение экспериментальных данных, формулировались выводы. Опубликована монография и учебные пособия, результаты исследования оформлены в виде докторской диссертации.

Научная новизна исследования

1. Разработаны теоретические основы подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников, состоящие в установлении сущности миротворческого воспитания (раскрыто понятие, цель, содержание, принципы, задачи, критерии и показатели миротворческой воспитанности школьников и готовности студентов к миротворческому воспитанию школьников), разработан коадаптационный подход и механизм его реализации; определено содержание подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

2. Обогащен понятийный аппарат педагогики за счет введения и обоснования новых понятий: педагогическая аутентичность, функциональная педагогическая эквивалентность, дидактическое пространство; уточнены понятия: миротворческое воспитание, воспитание в духе мира, «педагогика мира». Теоретически обосновано понятие: коадаптационное мастерство.

3. Систематизированы эмпирические знания в рамках обобщенного, условного понятия «педагогика мира», что позволило создать теоретические предпосылки для определения научно-педагогического статуса данного явления педагогической действительности.

4. Доказано, что миротворческое воспитание - новое аксиологическое направление воспитательной работы, насущная потребность отечественной образовательной политики и личности ввиду его социальной и педагогической значимости. Определено, что в современной культурно-политической ситуации, характеризующейся обострением ксенофобии, межнациональными и религиозными конфликтами, взрывом психосоциальных и национальных предрассудков необходимо сместить общественные и педагогические приоритеты в сторону миротворческого воспитания, объединяющего людей, принадлежащих к различным культурам, общественным системам, социальным стратам, сделать его ключевой идеей подготовки будущих педагогов-воспитателей.

5. Разработан и теоретически обоснован коадаптационный подход, как способ миропознания, в основе которого - коррелятивное приспособление различных теорий и опыта, существующего в мире, их нострификация к имеющимся в конкретной стране. Определена его роль в подготовке студентов к миротворческому воспитанию школьников, состоящая в формировании мобильного, толерантного, децентрализованного, дивергентного мышления, устранении дихотомичности восприятия иной точки зрения, духовных ценностей других культур и национальностей, развитии умений видеть мир глазами другого человека, воспринимать его в единстве и целостности, осуществлять миротворческое воспитание школьников на основе коррелятивного приспособления отечественных и зарубежных теорий и опыта.

6. Разработана концепция коадаптации педагогических теорий и опыта, в которой выявлены цель, задачи, закономерности, принципы, уровни коадаптации. Определен педагогический алгоритм реализации коадаптационного подхода, состоящий в обосновании совокупности процессов коадаптации, определении хода и последовательности операций коррелятивного приспособления отечественных и зарубежных теорий и опыта, что нашло отражение в этапах коадаптации (аналитическом, синтезирующем, технологическом). Установлено, что процесс коадаптации с наибольшим эффектом осуществляется при руководстве определенными принципами (принцип соответствия объектов коадаптации разрешению актуальных потребностей практики миротворческого воспитания; принцип рефлексивности, означающий рассмотрение своих знаний, умений, способностей как субъективной предпосылки отбора объектов коадаптации; принцип гармоничности, который предполагает корреляцию социальных потребностей и личностной познавательной установки; принцип свободы выбора, подразумевающий личное творчество и различные варианты путей постижения истины; принцип гуманистического единства и мозаичности теоретико-практического многообразия, отражающий аутентичность ведущих гуманистических идей.

7. Разработано содержание подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников, в качестве которого выступает «педагогика мира» как совокупность идей, направленных на восприятие мира в его диалектическом естественно-историческом и культурном развитии, на осмысление человеком и человечеством своего места и роли в едином и многообразном мире посредством поиска единых генетических оснований его бытия, на выработку сознания и поведения личности, адекватных мирным способам взаимодействия. Эти положения сгруппированы в культурно-философский, психологический, педагогический блоки и сконцентрированы вокруг выделенных нравственных детерминант различных культур, аксиологической категории «мир», особенностей межэтнического восприятия при условии его адекватности, аутентичных гуманистических ведущих педагогических идей.

8. Создана педагогическая технология подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников на основе разработанных теоретических положений. Определены ее компоненты: целевая установка, в качестве которой выступает коадаптационное мастерство, рассмотренное нами на уровне понятия, сущностных характеристик, этапов развития, критериев сформированное™; содержательный компонент, представленный авторской программой «Педагогика мира»: основополагающие идеи и возможность их коадаптации»; собственно-технологический, состоящий в организации дидактического пространства как сферы воздействия специально смоделированных педагогом условий, способствующих вариативной обучающе-познавательной, личностно-центрированной деятельности на основе разработанной программы; экспертно-оценочный, заключающийся в диагностике уровней сформированности коадаптационного мастерства как готовности студентов к миротворческому воспитанию школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

1. обогащении теории нравственного воспитания, заключающимся в теоретическом обосновании миротворческого воспитания как нового аксиологического направления образовательной политики, состоящем в корреляции воспитательного идеала христианства, современной духовной культуры граждан России, отечественных педагогических традиций, в которых мир, соборность, всеединство являются доминирующими ценностными основаниями, с насущной воспитательной стратегией, личностными потребностями;

2. научном обосновании использования «педагогики мира» как совокупности систематизированных культурно-философских, психолого-педагогических идей, в качестве содержательной основы подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников;

3. введении в педагогическую теорию коадаптационного подхода, который вносит вклад в развитие других направлений педагогической науки (зарубежной и сравнительной педагогики), так как определяет возможности переноса отечественных и зарубежных теорий и опыта, создает основу между-народнй педагогической интеграции как в решении проблемы подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников, так и других актуальных вопросов теории и практики образования;

4. раскрытии сущности коадаптационного мастерства - высокого уровня коа-даптационных умений (выявлять понятия, идеи, теории, опыт для коадапта-ции, нострифицировать их к существующим в конкретном образовательном процессе; организовывать процесс миротворческого воспитания на основе коадаптированных идей, теорий, опыта), основанных на коадаптационных знаниях (осознание необходимости коадаптационной деятельности; знание цели, задач, принципов, закономерностей кодаптации; знание механизма организации процесса миротворческого воспитания школьников) утверждает его как ведущую характеристику профессиональной субкультуры учителя, внося тем самым вклад в развитие вузовской педагогики.

Практическая значимость

Создана педагогическая технология подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников; разработана психолого-педагогическая диагностика выявления уровня сформированности коадаптационного мастерства как готовности студентов к осуществлению данного направления воспитательной работы в школе, позволяющая следить за протеканием его формирования, контролировать и управлять им; разработана авторская программа «Педагогика мира»: основополагающие идеи и возможность их коадаптации»; подготовлены рекомендации, позволяющие эффективно организовывать процесс подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников; созданы и внедрены в практику учебные пособия «Образование в странах мира: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта», «Технология подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников», обеспечивающие направленность педагогического процесса на формирование и развитие коадап-тационного мастерства, как интегративной характеристики воспитателя XXI века-проводника идей мира.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Подготовка студентов к миротворческому воспитанию школьников есть процесс формирования личности воспитателя- проводника идей мира, характеризующейся убеждениями в единстве и целостности мира, осознанием данной категории как аксиологического императива современности, обладающей устойчивыми умениями осуществлять миротворческое воспитание школьников на основе коадаптации педагогических отечественных и зарубежных педагогических теорий и опыта.

2. Ведущим подходом при подготовке студентов к миротворческому воспитанию школьников выступает коадаптационный подход, который является особым способом миропознания, позволяет коррелятивно приспосабливать, нострифицировать отечественные и зарубежные теории и опыт к конкретным педагогическим условиям. Подготовка студентов к миротворческому воспитанию школьников с позиций коадаптационного подхода означает развитие мыслительной деятельности студентов, формирование у них толерантности, избирательности, рефлексивности, самостоятельности, обучение их способами работы со школьниками в направлении миротворческого воспитания в режиме постоянного поиска и открытия.

3. Алгоритм реализации коадаптационного подхода представляет собой совокупность процессов коррелятивного приспособления, ход и последовательность операций. Студенты овладевают этим алгоритмом, пользуясь системой принципов, критериев и показателей. Обобщенным критерием является педагогическая аутентичность - область объективно взаимосвязанных явлений, независимое пространство, в которое сведены внешне несходные объекты, обнаруживающие взаимосвязь внутри целого.

4. В основу содержания подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников положена «педагогика мира» как совокупность идей, позволяющих воспринимать мир в его диалектическом, естественно-историческом и культурном развитии, целостности и единстве.

5. Подготовку студентов к миротворческому воспитанию школьников обеспечивает педагогическая технология, разработанная на основе коадаптационного подхода. Ее сутью является создание дидактического пространства как сферы воздействия специально смоделированных педагогом условий, направленных на создание вариативной обучающе-познавательной деятельности и обеспечивающей широкий диапазон реализации субъективно заданных познавательных целей. Условиями организации дидактического пространства являются персонификация творческих заданий студентов на основе их индивидуальных потребностей; паритетное соотношение индивидуальной, групповой и коллективной видов работы; формирование саморегуляции индивидуальной деятельности с помощью изменяющихся форм сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса; проведение герменевтического анализа изучаемого объекта и сопоставление его генетически исходной сущности с аналогичными явлениями в других педагогических культурах.

Экспериментальная база

В целом исследованием было охвачено более двух тысяч человек. Это студенты высших и средних специальных учебных заведений гг. Иркутска и Иркутской области (гг. Ангарск, Тулун), Саратова, Улан-Удэ, Даляна (КНР). В течение 15 лет автор вел работу с педагогами школ № 31,24, 44, лицея №13 г. Иркутска. На протяжении данного периода времени автором реализуется разработанная технология подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на научных конференциях, в том числе:

Международных:

VI международной конференции «Ребенок в современном мире: детство и творчество» (Санкт-Петербург, 1999 г.); VII международной конференции «Ребенок в современном мире: детство и творчество» (Санкт-Петербург, 2000 г.); Международном студенческом симпозиуме «За культуру мира и объединение» (Сеул, КНДР, 2000 г.); Российско-польском семинаре «Андрагог в открытом обществе» (Иркутск, 2000 г.).

Всероссийских и межвузовских: Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы перестройки высшей школы и пути совершенствования подготовки учителей» (Алма-Ата, 1988 г.); научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития» (Иркутск, 1999 г.); Всероссийской конференции «Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество» (Москва, 2000 г.); Научно-практической конференции по итогам научно-исследовательской деятельности Института теории образования и педагогики Российской Академии образования в 2000 году (Москва, 2000 г.), Первом собрании Восточно-Сибирского Центра Международной Академии наук педагогического образования (г. Иркутск, 2001); ежегодных собраниях Иркутской межвузовской лаборатории проблем педагогического образования (1988-2000 гг.).

Областных: на V съезде работников образования Иркутской области (г. Иркутск, 1997 г.); на областном совещании-семинаре «Традиционные и инновационные процессы в образовании» (г. Ангарск, 2001г.); совещаниях директоров средних специальных учебных учреждениях Иркутской области (1998-2002гг.)

Апробация результатов осуществлялась также на отечественном и зарубежном внутривузовском уровне: на заседаниях научно-теоретического семинара Иркутского государственного лингвистического университета (1990-2001 гг); на заседаниях кафедры русского языка Далянского института иностранных языков (КНР); на собраниях преподавателей педагогического отделения Ляо-нинского университета (КНР)

Внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования использованы в процессе подготовки студентов к миротворческому воспитания школьников в высших и средних специальных учебных учреждениях гг.Иркутска и Иркутской области, г.Улан-Удэ, Ляонинском Университете, Далянском институте иностранных языков г. Далянь (КНР).

Разработанные спецкурсы, спецсеминары по рассматриваемой проблеме, внедрены в учебный процесс Иркутского лингвистического университета.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 367 наименований на русском и 67 на английском языке, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Белобородова, Алла Евгеньевна

Выводы по третьей главе

Подготовка студентов к миротворческому воспитанию школьников осуществляется в соответствии с разработанными теоретическими основами, которые отражены в созданной нами технологиии. Конкретной теоретической парадигмой технологии является коадаптационный подход, коадаптация педагогических теорий и опыта, межпредметная и межнаучная интеграция и внутриотраслевая координация педагогических дисциплин. Компонентами технологии являются цель, в качестве которой выступает коадаптационное мастерство; содержание, отраженное в авторской программе "Педагогика мира: основополагающие идеи и возможность их коадаптации"; организация работы, заключающаяся в двух вариантах реализации программы на общей технологической основе. В качестве такой основы выступает создание индивидуального "дидактического пространства", которое трактуется нами как сфера воздействия специально смоделированных педагогом условий, способствующих реализации субъективно заданных целей. Акцентирование внимания на определенных условиях при его создании зависит от способа изучения программы: как специального курса или в рамках интеграции с дисциплинами педагогического блока.

Выдвижение коадаптационного мастерства в качестве цели подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников объясняется необходимостью самостоятельно добывать и интерпретировать знания в условиях плюрализма суждений, идей, теорий, опыта; обладать толерантностью, гибкостью и мобильностью мышления, рефлексивностью. Педагогическое знание, которым должен обладать студент, будущий учитель-проводник идей мира, должно отличиться функциональностью, адаптивностью. Знания, обладающие такими параметрами, приобретаются студентами при условии самостоятельной реконструкции информации. Для того, чтобы использовать такое знание при осуществлении миротворческого воспитания школьников, педагогу требуется специальная подготовка.

Изучая идеальный образ педагога XXI века- проводника идей мира мы сопоставили данные анализа теоретической литературы и практические данные, полученные нами в ходе педагогического исследования, проводимого со студентами, представителями различных культур, которые подтвердили правомерность рассмотрения коадаптационного мастерства как интегративной характеристики педагога XXI века-проводника идей мира. В результате анализа, проводимого на уровне фактологии явлений, нами была определена структура коадаптационного мастерства, куда вошли знания, проявляемые на уровне убеждений, умения, характеризующиеся устойчивостью и качества личности. Определены критерии и показатели сформированности каждого компонента. Было установлено, что коадаптационное мастерство развивается поэтапно и может проявляться на репродуктивно-эмпирическом, теоретико-репродуктивном и теоретико-эвристическом уровнях.

Формирование коадаптационного мастерства как цели и результата подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников требует внесения определенных корректив в педагогический процесс.

Формирование когнитивного компонента, входящего в структуру подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников, обеспечивает разработанная нами программа: "Педагогика мира: основополагающие идеи и возможность их коадаптации". Ее содержание построено на синтезе исторических, философских, психологических и педагогических знаний. "Педагогика мира" как совокупность идей, отражающих сущность миротворческого воспитания, представлена в программе культурно-философским и психолого- педагогическим информационным блоком. Созданная программа ориентирует научное познание, мышление на целостное восприятие мира посредством коадаптационного подхода, суть которого заключается в коррелятивном приспособлении различных теорий и опыта, существующих в мире, их нострифика-ции к имеющимся в конкретной стране.

Установлено, что интерпретация мира в категориях единства, взаимосвязи и взаимозависимости осуществляется посредством коадаптации. Механизм овладения коадаптацией основан на формировании ряда умений по выполнению способов действий, связанных с мыслительной деятельностью. Совокупность процессов коадаптации, ход и последовательность операций базируются на законах формальной логики и отражаются в этапах коадаптации: аналитическом, синтезирующем, технологическом.

Коадаптация педагогических идей, теорий и опыта осуществляется в процессе учебной деятельности на основе разработанной программы, которая предполагает два варианта ее реализации. Первый состоит в ее изучении как специального курса. Его организационная особенность заключается в создании вариативного поля обучающе-познавательной, личностно-центрированной деятельности на основе персонификации творческих заданий студентов с учетом их индивидуальных потребностей и особенностей их мышления; паритетном соотношении групповой, парной и коллективной форм работы.

Второй вариант заключается в интеграции курса "Педагогика мира: основополагающие идеи и возможность их коадаптации" с дисциплинами педагогического блока. Организационной особенностью является включение студентов в деятельность творческой лаборатории "Культура мира в педагогическом процессе" при акцентировании внимания на самостоятельной работе, в частности, выборе альтернативных форм ее содержания и контроля, что позволяло судить о развитии коадаптационного мастерства.

Анализ апробации двух вариантов реализации программы доказал их эффективность. При этом мы установили, что при изучении содержания программы посредством специального курса наблюдается более существенная динамика знаний, умений и качеств личности студента, свидетельствующих о их готовности к миротворческому воспитанию школьников.

Нами установлено, что вышеназванный вариант в большей степени позволяет видеть перспективу использования коадаптационных знаний и умений, и следовательно, способствует стремлению студентов к самостоятельному овладению ими, что приводит к развитию коадаптационного мастерства. В целом, разработанная нами технология доказала свою эффективность и функциональность, что подтверждается экспериментальными данными.

Заключение

Анализ философско-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что идея мира является основополагающей при создании и функционировании любого государства и составляет основу жизнедеятельности мирового сообщества. Будучи вненациональным образованием, она выступает в качестве консолидирующей силы, гаранта единства и сплоченности, как отдельного государства, так и человечества в целом. Проблема мира являлась стабильно актуальной в различные периоды общественного развития независимо от характера международных отношений, а в последние годы причислена к рангу глобальных, планетарных проблем. Угроза тотального уничтожения отодвигает на задний план противоречия, существующие между народами и государствами, и объединяет человечество на конструктивную деятельность, поиски положительного решения проблемы сохранения мира на планете.

Решение данной проблемы в педагогическом аспекте мы видим в миротворческом воспитании молодежи, которое на данном этапе развития общества является новым аксиологическим направлением воспитательной работы ввиду социальной актуальности, обусловленной культурно-политической ситуацией в стране и мире (обострение ксенофобии, межнациональные и религиозные конфликты, психосоциальные предрассудки); насущной личностной потребности жить в мире с представителями иных культур; наличия педагогических предпосылок, позволяющих дифференцировать миротворческое воспитание от поликультурного, интернационального, межэтнического, гражданского воспитания, установить его сущность.

Вышесказанное ставит перед необходимостью сместить общественные и педагогические приоритеты в сторону миротворческого воспитания, объединяющего людей, принадлежащих к различным культурам, общественным системам, социальным стратам; сделать идеологию миротворчества ценностным ориентиром для всех членов общества, занятых в различных сферах социальной деятельности.

Ведущая роль в миротворческом воспитании школьников принадлежит педагогу. Начинать профессионально-педагогическую подготовку учителя к данному направлению воспитательной работы необходимо в вузе.

Педагогический процесс подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников должен базироваться на определенных теоретических основах (совокупности теоретических положений, являющихся фундаментом для данного процесса) и педагогической технологии (организации педагогического процесса в соответствии с разработанными теоретическими положениями).

Теоретическими основами подготовки будущих педагогов-проводников идей мира являются разработанный понятийно-терминологический аппарат (миротворческое воспитание, воспитание в духе мира, международное воспитание, мир, миротворчество, "педагогика мира"); коадаптационный подход; принципы, критерии, этапы коадаптации отечественных и зарубежных теорий и опыта; педагогический алгоритм реализации коадаптационного подхода; содержание подготовки студентов, в качестве которого выступает "педагогика мира".

Рассматривая сущность миротворческого воспитания мы обратились к различным областям научного знания. Анализ философской психолого-педагогической литературы в ретроспективе привел к выводу об акцентировании внимания на различных сторонах миротворческого воспитания в определенные исторические периоды развития общества. Доминирующей идеей в период XVI-XVIIbb. являлась интерпретация образования как могущественного средства воспитания в духе мира; обращение к духовно-нравственной культуре человечества, как основе миротворческого воспитания свойственно для ученых и просветителей XVII-XIXbb.; философское и общественно-политическое осмысление проблемы, обращение к христианской этике, актуализация нравственного и правового начала в миротворческом воспитании характерно для ХХв.; конец XX начало XXI в. связан с интенсивной разработкой проблемы миротворческого воспитания в рамках ЮНЕСКО, международой педагогической интеграцией, поиском путей педагогического консенсуса в решении глобальной проблемы человечества - сохранение мира на планете.

Вошедшее в научный оборот в 1999 году понятие "миротворческое воспитание" не получило должного научного осмысления до настоящего времени. Современная концептуальная полемика относительно сущности миротворческого воспитания заключается в трактовке его как антивоенного воспитания или как формирование толерантного мышления, формирование личности, способной воспринимать мир в его целостности и единстве.

Изучение сущности категорий "мир", "миротворчество", "воспитание в духе мира", " международное воспитание", " педагогика мира" позволило представить дефиницию "миротворческое воспитание", обосновать его цель, задачи, принципы. Миротворческое воспитание есть процесс формирования миролюбивой личности, характеризующейся способностью адекватного восприятия людей других национальностей и мира как целостного единства, полными, глубокими знаниями о других культурах и народах, умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами и общечеловеческими ценностями на фоне положительного отношения к миротворчеству.

Выяснено, что сущностные характристики миротворческого воспитания отражают его взаимосвязь с правовым, поликультрным, межэтническим, интернациональным воспитанием. Особенностью миротворческого воспитания является его социально активный, деятельностный характер, аксиологическая содержательная наполненность. Миротворческое воспитание так же как и интернациональное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувство взаимопомощи, ориентирует на такие ценности как солидарность, дружба, взаимопонимание.

Педагогика мира" - условное понятие, которое отражает совокупность культурно-философских, психолого-педагогических идей, направленных на восприятие мира в его диалектическом, естественно-историческом и культурном развитии; осмысление человеком и человечеством своего места и роли в едином и многообразном мире посредством поиска генетических оснований его бытия.

Усвоение культурно-философских знаний, объединенных в соответствующий информационный блок происходит в процесс постижения общего, особенного и единичного в разнокультурных экзистенциях. Единство мира заключается в связующей силе, объединяющей многочисленные объекты реальности, которые отражаются в культуре различных народов, являющейся общим полем, которое консолидирует человечество. Консенсуальная интеграция действий при решении проблемы сохранения мира возможна при нахождении универсалий в разнокультурных системах, знание которых помогает людям разных национальностей понять друг друга. Взаимодействие при этом будет состоять в интроцептивном прочтении иной культуры и переводе "иного" в бытие "своего".

Постижение других культур в контексте национальной самоидентификации, понимание их многообразия и взаимовлияния необходимое условие формирования адекватных социокультурных установок на ненасильственные, демократические формы поведения, основа толерантного мировоззрения. Установлено, что западная и восточная культуры, представителями которых являются такие страны, как Россия, США и Китай, являясь противоположными в своих социально-философских основаниях, могут демонстрировать интегральное единство в отношении к миру и человеку. Мы использовали аксиологический подход и идеи культурно-антропологической концепции при изучении миротворческого потенциала различных культур.

Проведенное исследование позволило выявить особенное и идентичное в культуре России, США, Китая, заключающееся в проявлении нравственных детерминант аксиологической направленности в рассмотрении категорий "мир" и "человек". Такие нравственные универсалии как справедливость, ответственность, толерантность, долг, отражающие сущность категории "мир", проявляются в различных культурах как общее. Духовность (Россия), прагматизм (США), гармония духовного и материального (Китай) есть особенное, которое на уровне взаимоотношений человека и мира (в данном контексте понятие "мир" употребляется как единство и целостность природной, социальной и духовной среды обитания человека), находят выражение в нравственных детерминантах утверждающих соборность, милосердие, совесть, истину, мир, добро в России; гуманизм, долг, уступчивость, почтительность, верность, мир, в Китае; свободу, пунктуальность, индивидуализм, реализацию способностей, разумное потребительство в США.

Постижение панкультурных универсалий в разнокультурных экзистенциях при подготовке студентов к миротворческому воспитанию школьников решает двуединую задачу: восприятие мира как целостности с одной стороны и разрушение характерного для современного периода культивирования национального изоляционизма на политической и идеологической почве, ведущего к недоверию и неприятию иных культур и народов, с другой стороны.

Интеграционные тенденции, действующие в современном мире, ведут к возникновению в культурах народов общих ценностей. Универсальные ценности - единый вектор движения к миру, согласию, диалогу, взаимному учету всеобщих интересов. Ни одна нация не живет изолированно от других, конструктивное развитие на основе принципов компромисса, учета взаимных и всеобщих интересов и ценностей, взглядов, традиций и образа жизни составляет сущность культуры мира, которая утверждает равноправие, приверженность к демократии, свободе, справедливости, солидарности и плюрализму мнений.

Учитывая, что ценности более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты и, являясь элементом культуры, выражают ее человеческое измерение, воплощая в себе отношение людей к формам бытия, мы, используя теоретические и эмпирические методы исследования, изучили традиционный и новый комплекс ценностей России, США, Китая. В результате был сделан вывод, что их интегративно-ценностный потенциал заключен в определенной сбалансированности нравственной оценки жизненных представлении адекватных антропоцентрическим идеям взаимоотношений социума и человека, которые объединены универсальной, системообразующей ценностью "мир".

Таким образом, сущность миротворческого воспитания в контексте его диалектического развития, установленный универсальный культурно-ценностный потенциал стран с различными социально-философскими доктринами, общая аксиологическая платформа с ключевой ценностью "мир", признание единства и целостности мира наряду с самоценностью и уникальностью культур, составляет теоретико-методологическую основу миротворческого воспитания, культурно-философский уровень подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

Интерпретация результатов исследования с позиции методологического принципа отражения реального единства через многообразие, позволило нам выявить теоретические предпосылки установления психолого-педагогического содержания подготовки студентов к данному направлению воспитательной работы.

Культурное многообразие априори предполагает вариативное мироот-ношение, что требует развития знаний и умений адекватного межэнического восприятия, объектом которого могут выступать как социальные группы и отдельные персоналии, так и предметы и явления (то есть идеи, теории, опыт) на которые оно направлено. Субъект восприятия, в качестве которого выступает будущий учитель, должен, прежде всего, гармонизировать отношения "Я - другие", " Мы - они" на уровне позитивной психологической установки, так как дихотомия "мы - они"," свои - чужие" не позволяет принимать в расчет множество точек зрения и рассматривает их как неправильные в силу неадекватного восприятия представителей других культур.

Изучение социального стереотипа в рамках инокультурных систем свидетельствует о неполных, неглубоких знаниях о национальных особенностях представителей различных стран, что не может способствовать установлению адекватного межэтнического восприятия.

Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы, полученные лично соискателем результаты особенностей межэтнического восприятия людей различных национальностей среди студентов ряда вузов России, студентов педагогического колледжа Колумбийского университета (США), Ляонинского университета, Далянского института иностранных языков (КНР) позволили определить психологический компонент содержания подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников, который должны составлять знания ряда научных категорий (этнос, нация, народ, национальность и др.), процесса межэтнического восприятия, факторов адекватного межэтнического восприятия, его особенностей, что будет способствовать устранению ксенофобии, дихотомичности восприятия, служить глобальному объединению педагогической мысли в контексте решения проблемы подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

Руководствуясь методологическим принципом выделения общего, особенного и единичного, мы изучили различные подходы к формированию личности в гуманистических отечественных и зарубежных теориях различного толка (антропоцентрических, поликультурных, социетарных, космических). Проведенное исследование позволило установить в них универсальное, общее на уровне аутентичных гуманистических ведущих педагогических идей. При этом отражение в данных теориях национальной культуры со специфической для нее системой ценностей, интерпретировать как особенное; личностную научную позицию отечественного или зарубежного ученого или субъекта коадаптации рассматривать как проявление единичного.

Анализ совокупности общего, особенного и единичного позволил проникнуть в глубинную сущность генетически исходной педагогической аутентичности гуманистических теорий и обосновать знание аутентичного перво-смысла как педагогическую составляющую содержания подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников.

Утверждая необходимость консолидации мирового педагогического наследия при решении стратегической цели "подготовка студентов к миротворческому воспитанию школьников", мы выдвигаем идею коадаптационного подхода и расцениваем новый научный феномен как педагогическую интерпретацию холистского взаимодействия культур Запада и Востока в рамках гуманистической парадигмы миротворчества.

Назначение коадаптационного подхода, состоит в том, чтобы найти координирующие и интегрирующие положения и механизм взаимодействия отечественных и зарубежных теорий и опыта с целью научить студентов мыслить толерантно, мобильно, децентрализовано через постижение разнокультурных педагогических традиций, установление в них всеобщего, общего, единичного. Теоретическое обоснование коадаптационного подхода базируется на философской посылке о сущности ноосферного мировоззрения (В.И. Вернадский, К.Э.Циолковский и др.); психологическое обоснование заключается в социокультурной обусловленности психических процессов, которые предопределяют формирование национального образа мира (В.Вундт, Г.Д.Гачев и др.). В основу педагогического обоснования положены идеи классиков отечественной педагогики (К.Д. Ушинский, К.И. Пирогов, П. Капнист и др.) об особенностях переноса зарубежного опыта на отечественную почву. Нами установлено универсальное гуманистическое педагогическое основание (аутентичные ведущие педагогические идеи), изучение которых выступает средством постижения единства и целостности мира. Инструментом такого постижения является коадаптационный подход как способ миропознания, позволяющий коррелятивно приспосабливать, нострифицировать отечественные и зарубежные теории и опыт к конкретным условиям.

Изучение алгоритма реализации коадаптационного подхода, позволяет сделать вывод, что в его основе лежит процесс коадаптации, который представляет собой взаимное, двустороннее коррелятивно-функциональное приспособление различных теории и опыта, соотнесенное с конкретными социальнопедагогическими условиями, в качестве которых выступают задачи в области образования, культурно-педагогические традиции, особенности субъекта коадаптации, которым является будущий учитель.

Алгоритм коадаптации основан на теории мыслительной деятельности и связан с мыслительными операциями (анализом, синтезом, абстрагированием). Совокупность процессов коадаптации, ход и последовательность операций, основаны на законах формальной логики и состоят в аналитическом этапе суть которого - определить генетически исходное; синтезирующем, назначение которого - установить формальный педагогический эквивалент; на технологическом этапе происходит воспроизведение объекта на уровне преемственных связей, при сохранении его функциональной эквивалентности.

Основополагающим критерием коадаптации педагогических теорий и опыта является педагогическая аутентичность. Вводя новое педагогическое понятие, мы подразумеваем под ним совпадение глобальных и национальных идеалов, представлений и мыслей с внутренними личными и социальными потребностями, которые сфокусированы на миротворческой деятельности.

При переносе плюралистичных педагогических знаний необходимо руководствоваться определенными закономерностями и принципами, которые теоретически обоснованы в настоящем исследовании и апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы. В целом они отражают общественные интересы конкретной страны и личностную культурно-педагогическую идентификацию педагога. Миротворческий контакт педагогических культур не сводится к их униформности и нормативности использования сходных аналогий, но предполагает персонифицированный отбор рассматриваемых явлений на уровне теорий и опыта, на основе разработанных нами критериев. Педагогическая аутентичность при этом выступает в качестве системообразующей идеи, морального консенсуса, единицы корреляции. Руководство данным основополагающим критерием позволяет сохранить функциональную эквивалентность объектов коадаптации, то есть их актуальное сигнификативное значение, реализуемое как инвариантность на основе выявления универсальных свойств.

Подготовка студентов к миротворческому воспитанию школьников осуществляется в соответствии с технологией, основу которой составляют разработанные теоретические положения. Теоретической парадигмой технологии выступают коадаптационный подход, коадаптация педагогических теорий и опыта, межпредметная и межнаучная интеграция и внутриотраслевая координация педагогических дисциплин. Структура интеграционных связей обусловлена внутренними сущностными характеристиками концептов "педагогика мира", "мир", многоаспектной категорией "миротворческое воспитание", синтезирующих различные области научного знания. Компонентами технологии являются: цель, содержание, организация подготовки студентов и результат подготовки.

Целью и результатом подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников выступает коадаптационное мастерство - интегративная характеристика воспитателя XXI века-проводника идей мира. Его развитие есть процесс параллельно идущий с формированием толерантности, взаимопонимания, демократичности, мобильности, гибкости мышления. В ходе исследования нами установлено, что коадаптационное мастерство связано с развитием знаний, умений интеллектуального анализа. Оно развивается поэтапно, при этом начальная стадия характеризуется репродуктивно- эмпирическим описанием объектов, на второй (теоретико-репродуктивной) ступени осуществляются элементарно-синтетические процедуры, создающие предпосылки для установления функциональной эквивалетности объекта, и лишь на третьей ступени (теоретико-эвристической) объект изучается с аналитико-синтетических позиций.

Развитие коадаптационного мастерства обеспечивает открытость сознания к иным точкам зрения, служит инструментом рефлексивной самоорганизации, отвергает этноцентрические позиции, обеспечивает интериоризацию идей планетарного гуманизма, лежащего в основе миротворчества.

Содержанием подготовки студентов к миротворческому воспитанию является авторская программа "Педагогика мира: основополагающие идеи и возможность их коадаптации".

Содержание курса, отражает интегративную связь, соответствующую выделенным структурным составляющим сущности понятий "мир", "миротворческое воспитание", и построено на синтезе философских, исторических, культурологических, психологических, педагогических знаний, раскрывающих мир как целостную систему.

Многократная апробация разработанной программы привела к выводу о том, что возможны различные варианты ее реализации: первый состоит в ее изучении как специального курса; второй - в рамках интеграции дисциплин педагогического блока.

Общей основой организации подготовки студентов к миротворческому воспитанию школьников в контексте различных вариантов реализации программы является создание индивидуального "дидактического пространства" -сферы воздействия специально смоделированных педагогом условий, направленных на создание вариативной обучающе-познавательной деятельности и обеспечивающей широкий диапазон реализации субъективно заданных познавательных целей. При создании дидактического пространства необходимо соблюдать ряд условий, создающих вариативную обучающе-познавательную, личностно-центрированную деятельность, к которым относятся: полисубъект-ность, эвристичность, персонификация, диалогичность, демократизация педагогического процесса.

Совокупная доминирующая идея выделенных условий состоит в том, чтобы осуществлялись:

- персонификация творческих заданий студентов на основе индивидуальных потребностей и особенностей мышления;

- паритетное соотношение индивидуальной, групповой и коллективной видов работы (преподаватель - студент; преподаватель - группа; преподаватель -группа - студент ; студент - студент; студент - группа);

- формирование саморегуляции индивидуальной деятельности с помощью изменяющихся форм сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса;

- проведение герменевтического анализа изучаемого объекта и сопоставление его генетически исходной сущности с аналогичными явлениями в других культурах и педагогических традициях с целью определения функциональной эквивалентности.

Опытно-экспериментальная работа доказала, что разработанные содержание и организация педагогического процесса на основе коадаптации педагогических теорий и опыта является эффективным средством развития коадаптационного мастерства студентов как их готовности к миротворческому воспитанию школьников. Как первый, так и второй вариант реализации программы могут быть использованы при подготовке студентов к миротворческому воспитанию школьников. В целом проведенное исследование доказало, что поставленные в диссертации задачи решены, положения гипотезы правомерны.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Белобородова, Алла Евгеньевна, 2001 год

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М.: Политиздат, 1991.-224с.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". -М.: Мысль, 1991.-171с.

3. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополис. -1995. -№ 2.- С. 19.

4. Абэлян В.Х. Национальное самосознание субъектов образовательного процесса и межнациональные отношения. Майкоп: МПУ, 1995.-26с.

5. Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Шаповалова .- Ставрополь: Ставроп. гос.пед. ин-т.,1993.- 222с.

6. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии.-1985.-№ 3.-С. 135-140.

7. Агеев B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал -1989.Т.10.-№2.-С.63-70.

8. Агеев B.C. Андреева Г.М. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии //Социальная психология. -1990.-№2.-С.43-51.

9. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая.-М.: Аспект Пресс, 1999 -С.136-146.

10. И. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: Учеб. Пособие. Спб., 1995.-104с.12

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.