Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Коростелева, Наталья Ивановна

  • Коростелева, Наталья Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 186
Коростелева, Наталья Ивановна. Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Екатеринбург. 2004. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Коростелева, Наталья Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К

ПРОИЗВЕДЕНИЯМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Сущность и специфика ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

1.2. Историко-логический анализ понятия «опыт» в философии и искусстве

1.3. Роль опыта в процессе обучения и воспитания

1.4. Проблема воспитания ценностного отношения детей к музыке в методологии, теории и методике музыкального образования

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ

У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1. Организационные основы опытно-поисковой работы по воспитанию у первоклассников ценностного отношения к произведениям музыкального искусства. Инструментарий исследования

2.2. Анализ результатов констатирующего обследования

2.3. Содержание системы педагогических воздействий по воспитанию ценностного отношения младших школьников к музыкальным произведениям

2.4. Результаты опытно-поисковой работы по воспитанию ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства»

Актуальность проблемы и темы исследования. Одной из устойчивых тенденций развития современной школы является переход к ценностной парадигме. Происходит аксиологизация мирового образовательного пространства, которая ведет к необходимости определения ценностных приоритетов модернизации российского образования. Осуществляется переход к гуманистической образовательной парадигме, важнейшим компонентом которой является ценностное отношение к изучаемой действительности, способствующее развитию личности. Однако современный этап развития общества отличается тем, что наблюдается разрушение стереотипов жизненных ценностей и приоритетов, обесценивание эстетической значимости искусства, что можно преодолеть воспитанием ценностного отношения к нему.

Основными понятиями современных наук об образовании: философии, социологии, психологии, педагогики - становятся понятия ценности и ценностного отношения (А.В.Кирьякова, Н.И.Непомнящая, З.И.Равкин). В современной педагогической литературе представлены результаты исследований, посвященные различным аспектам воспитания ценностного отношения к учебным предметам и другим сферам окружающей жизни, обладающим воспитательным потенциалом (Р.А.Ахмадеева, Л.В.Безрукова, Ю.О.Галущинская, А.А.Геворкян, А.С.Калинин, С.В.Пазухина, О.П.Филатова, О.Г.Хмелева и др.). Формированию ценностного отношения к искусству учителей начальных классов посвящена работа Р.А.Ахмадеевой, Воспитание ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству до сих пор не исследовалось. Мы понимаем под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

В научно-методическом аспекте проблема воспитания ценностного отношения к музыкальному искусству недостаточно изучена, необходимо создание технологии, позволяющей в младшем школьном возрасте заложить основу для создания системы эстетических ценностей на последующих этапах музыкального образования школьников, особенно к произведениям музыкальной классики, составляющих «золотой фонд» культурного наследия, а образовательный стандарт в области искусства требует от учащегося сформированной системы ценностей, в том числе в сфере музыкального искусства.

В работах отдельных теоретиков и практиков в области музыкальной педагогики прослеживается обращение к ценности произведений музыкального искусства (А.А.Пиличяускас, Г.С.Тарасов), утверждение о необходимости формирования системы ценностных отношений к произведениям музыкального искусства (Р.А.Ахмадеева, Э.К.Туркина), указание на важность развития оценочного, эстетического отношения к искусству (Д.К.Бусурашвили, А.Ф.Лобова, Л.П.Маслова, С.А.Фадеева), на искусство как средство формирования ценностных ориентаций (Е.А.Бодина, Э.В.Зауторова, Р.П.Шульга). Однако в настоящее время не определены условия воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, не найдены соответствующие формы и методы руководства этим процессом. Анализ литературы по педагогике и психологии показал неполноту и несовершенство исследований, направленных на воспитание у учащихся ценностного отношения к произведениям музыкального искусства. Это дало основание для поиска педагогической технологии, воспитывающей ценностное отношение к произведениям музыкального искусства у учащихся общеобразовательной школы для того, чтобы преодолеть ряд противоречий между: выработанной, объективно существующей в культуре, сложившейся системой эстетических ценностей и утратой их значимости для подрастающего поколения; значительным объемом музыкальной информации, получаемой школьниками в процессе музыкального образования, и неадекватным восприятием ее эстетической значимости; значимостью музыкального искусства, необходимостью реализации его ценностных аспектов и несовершенным научным обоснованием процесса воспитания ценностного отношения к нему младших школьников; На основании анализа противоречий была определена проблема диссертационного исследования, заключающаяся в поиске и выборе технологии воспитания ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства.

Объект исследования - образовательный процесс на уроках музыки в средней школе.

Предмет исследования - технология, обеспечивающая воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства.

Цель исследования - выявить потенциальные возможности технологии воспитания ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства.

Гипотеза исследования заключается в том, что: 1. Ценностное отношение к произведениям музыкального искусства у младших школьников, вероятно, является отношением, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

2. Основными показателями ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, возможно, являются: осознанность музыкальных переживаний, готовность ребенка к адекватной рефлексивной оценке музыкальных явлений, практически-действенные проявления потребности и интереса по отношению к музыкальному искусству.

3. Воспитание ценностного отношения к музыке у младших школьников может быть основано на технологии, включающей эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты и базирующейся на специально организованном накоплении музыкального опыта учащихся в различных формах музыкальной деятельности; актуализации витагенного опыта учащихся в процессе различных форм музыкально-исполнительской деятельности; на проекции накопленного витагенного, в том числе музыкального, опыта на объект отношений (музыкальное искусство); применении методов и приемов, стимулирующих формирование индивидуальной ценностной позиции и активной поведенческой позиции каждого учащегося в учебном процессе; применении в учебном процессе ситуации успеха.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Определить сущность понятия «ценностное отношение к произведениям музыкального искусства» и выявить особенности его проявления в младшем школьном возрасте.

2. Выявить признаки и показатели уровней воспитанности ценностного отношения к произведениям музыкального искусства младших школьников.

3. Обосновать потенциальные возможности теории витагенного образования с позиции общего музыкального образования для разработки и реализации технологии воспитания ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория ценностей (С.Ф.Анисимов, Ю.Б.Борев, В.А.Василенко, Г.П.Выжлецов,

A.В.Гулыга, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, Л.Н.Столович, В.П.Тугаринов); теория отношений (В.Н.Мясищев), теория витагенного образования (А.С.Белкин); работы в области ценностного ориентирования личности (И.Ю.Горская, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, Н.И.Непомнящая,

B.А.Панпурин, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова, Р.П.Шульга); работы, исследующие ситуацию успеха в учебном процессе (А.С.Белкин, Е.В.Коротаева, Л.В.Смирнова, Г.И.Щукина, и.т.д.); работы, исследующие аксиологические аспекты музыкального искусства (Е.А.Бодина, В.И.Волков, Л.С.Выготский, Е.Ю.Глазырина, Д.Б.Кабалевский, Е.Д.Критская, А.Ф.Лобова, Е.В.Назайкинский, И.Н.Немыкина, В.И.Петрушин, А.А.Пиличяускас, В.М.Подуровский, Г.П.Сергеева, Н.В.Суслова, Н.Г.Тагильцева, Г.С.Тарасов, Л.В.Школяр, Т.С.Шмагина и др.).

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов: теоретические (изучение, анализ научных источников педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, синтез, сравнение, моделирование), эмпирические (наблюдение, методы педагогической диагностики, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседы с учащимися и родителями, опытно-поисковый метод).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1996 - 2001 г.г.) проводился анализ философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщался педагогический опыт с целью обеспечения методологической основы исследования и выявления в системе музыкального образования современных тенденций. Формулировались тема, цель, задачи исследования. Проводились анкетирование, интервьюирование родителей и учащихся, изучалось состояние ценностного отношения к произведениям музыкального искусства.

На втором этапе (2001 - 2002 г.г.) конструировался процесс воспитания у младших школьников ценностного отношения к произведениям музыкального искусства и выявлялись приемы и методы воздействия учителя на учащихся. Выявлялись признаки и показатели ценностного отношения к произведениям музыкального искусства у младших школьников. На основе анализа, синтеза и сравнения разрабатывалась технология воспитания у младших школьников ценностного отношения к произведениям музыкального искусства на уроках музыки.

На третьем этапе (2002 - 2004 г.г.) осуществлялся формирующий этап опытно-поисковой работы, апробировались педагогически целесообразные способы и средства воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства. Формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, обобщались, осмысливались и оформлялись результаты работы.

Базой исследования была МОУ СОШ № 151, 152, 181 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе участвовали 100 школьников, принятых в 1-й класс МОУ СОШ № 151 в 2002 г.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, корректностью методов сбора и проверки эмпирического материала, обеспечивающей перепроверочную надежность, опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях: 1. Обоснованы педагогическая целесообразность и необходимость воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства учащихся младшего школьного возраста.

2. Выявлены показатели уровней воспитанности ценностного отношения к произведениям музыкального искусства в младшем школьном возрасте: осознанность музыкальных переживаний, готовность ребенка к адекватной рефлексивной оценке музыкальных явлений, практически-действенные проявления потребности и интереса по отношению к музыкальному искусству.

3. Создана технология воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства у младших школьников, включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты и основанная на специально организованном накоплении музыкального опыта учащихся в различных формах музыкальной деятельности; актуализации витагенного опыта учащихся в процессе различных форм музыкально-исполнительской деятельности; на проекции накопленного витагенного, в том числе музыкального, опыта на объект отношений (музыкальное искусство); применении методов и приемов, стимулирующих формирование индивидуальной ценностной позиции и активной поведенческой позиции каждого учащегося в учебном процессе; применении в учебном процессе ситуации успеха.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена сущность понятия «ценностное отношение к произведениям музыкального искусства». Выявлено значение витагенного, в том числе музыкального опыта в воспитании ценностного отношения учащихся к произведениям музыкального искусства. Витагенный опыт является содержательной основой всех происходящих у учащихся процессов музыкального мышления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: созданная технология воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства позволила более полно реализовать цель музыкального образования в условиях школьного урока музыки; предлагаемая технология открыла более широкие перспективы для дальнейшего музыкально-эстетического и эмоционального развития младших школьников; данная технология позволила заложить у учащихся механизмы ценностного отбора, способность критически подходить к музыкальным явлениям в окружающей жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли свое отражение в публикациях автора, обсуждались на 1-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2001), Международной научно-практической конференции «Эстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие» (Екатеринбург, 2001), научно-практических конференциях студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультете УрГПУ «Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски» (Екатеринбург, 2002, 2003), межрегиональной научно-практической конференции «Социально-педагогические проблемы воспитания» (Екатеринбург, 2002), Международной научно-практической конференции «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования» (Екатеринбург, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2003).

Опубликовано учебно-методическое пособие и методические рекомендации «Просились в сердце звуки скрипки.» (в соавторстве с К.П.Матвеевой и Л.В.Матвеевой), которые широко используются в практике преподавания музыки в общеобразовательных учебных учреждениях, педагогических колледжах и детских музыкальных школах гг. Тюмень,

Томск, Челябинск, Красноярск, Благовещенск-на-Амуре, Екатеринбург и городах Свердловской области (Серов, Каменск-Уральский, Качканар, Асбест, Красноуральск, Красноуфимск, Первоуральск), городах ЯНАО, ХМАО (Хантымансийск, Нягань, Нижневартовск), Новый Уренгой, Салехард и др.

Основные результаты исследования наиболее полно внедрены в практику преподавания уроков музыки в общеобразовательных школах № 151, 152, 181 г. Екатеринбурга.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Воспитание ценностного отношения к произведениям музыкального искусства должно начинаться с младшего школьного возраста, с самого начала систематических музыкальных занятий в общеобразовательной школе. Его содержанием становится эстетическое отношение к музыке как к виду искусства, концентрирующего в себе моральный, эмоциональный и психический опыт, являющегося одним из источников познания, который упорядочивает и преобразует субъективный опыт человека.

2. Основными показателями уровней воспитанности ценностного отношения к произведениям музыкального искусства являются: осознанность музыкальных переживаний, готовность ребенка к адекватной рефлексивной оценке музыкальных явлений, практически-действенные проявления потребности и интереса по отношению к музыкальному искусству.

3. На основе анализа целевой функции музыкального образования выявлены теоретические основания для разработки технологии воспитания ценностного отношения к музыке у младших школьников. На начальном этапе музыкального образования младших школьников этими основаниями являются: специально организованное накопление музыкального опыта учащихся в различных формах музыкальной деятельности; актуализация витагенного опыта учащихся в процессе различных форм музыкально-исполнительской деятельности; проекция накопленного витагенного, в том числе музыкального, опыта на объект отношений (музыкальное искусство); применение методов и приемов, стимулирующих формирование индивидуальной ценностной позиции и активной поведенческой позиции каждого учащегося в учебном процессе; применение в учебном процессе ситуации успеха.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 291 источник, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Коростелева, Наталья Ивановна

Выводы по материалам второй главы

1. Педагогическое воздействие на ценностное отношение к произведениям музыкального искусства должно начинаться с момента прихода ребенка в школу, то есть в первом классе.

2. Теория витагенного образования обладает большими воспитательными возможностями в области музыкального образования и, в частности, в области воспитания у учащихся ценностного отношения к произведениям музыкального искусства.

3. Воспитание у учащихся ценностного отношения к произведениям музыкального искусства должно представлять из себя целостный процесс, охватывающий все формы деятельности учащихся на уроках музыки.

4. Предложенная технология влияет на результативность и эффективность воспитания ценностного отношения учащихся к произведениям музыкального искусства.

Заключение

Теоретический анализ проблемы исследования и результаты педагогической опытно-поисковой работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Ценностное отношение к произведениям музыкального искусства является важным структурным элементом в общей художественной культуре личности. Содержание понятия «ценностное отношение к произведениям музыкального искусства» в данном диссертационном исследовании интерпретируется как отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

2. Теоретически и практически обоснована целесообразность воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства в младшем школьном возрасте, способности критически подходить к явлениям искусства, с которыми ребенок соприкасается в окружающей жизни.

3. Основами технологии воспитания у школьников ценностного отношения к произведениям музыкального искусства должны быть: специально организованное накопление музыкального опыта учащихся в различных формах музыкальной деятельности; актуализация витагенного опыта учащихся в процессе различных форм музыкально-исполнительской деятельности; проекция накопленного витагенного, в том числе музыкального, опыта на объект отношений (музыкальное искусство); применение методов и приемов, стимулирующих формирование индивидуальной ценностной позиции и активной поведенческой позиции каждого учащегося в учебном процессе; применение в учебном процессе ситуации успеха.

4. На основе теоретических положений определены следующие показатели уровневой воспитанности ценностного отношения к произведениям музыкального искусства младших школьников: осознанность музыкальных переживаний, готовность ребенка к адекватной рефлексивной оценке музыкальных явлений, практически-действенные проявления потребности и интереса по отношению к музыкальному искусству.

Диссертационное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы воспитания ценностного отношения к произведениям не только музыкального, но и других видов искусства в иных возрастных группах и предметах эстетического цикла («Мировая художественная культура», «Литература», «Изобразительное искусство» и т.д.).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Коростелева, Наталья Ивановна, 2004 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 1 1 1 с.

2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развитие личности //Психологический журнал. 1984. - Т. 5. - №5. - С. 63-70.

3. Алексеева JI.H. Музыка для всех и каждого //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. М.: Просвещение, 1999.-С. 159-171.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.

5. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. -332 с.

6. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. - 183 с.

7. Аничкин С.А. Эстетическое воспитание младших школьников. -Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1967. 179 с.

8. Антоненко В.Г. Мировоззрение идейная основа художественного творчества. - Киев: Вища школа, 1979. - 207 с.

9. Ю.Арисменди A.JT. де. Дошкольное музыкальное воспитание /Пер. с исп. Ю.Ванникова /Общ. ред. М.Шуаре М.: Прогресс, 1989. - 175 с.

10. И.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании,- М.; JI.: Музыка, 1965. 149 с.

11. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Издательство МГУ, 1979. -151 с.

12. З.Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. М.: Издательство МГУ, 1986. - 58 с.

13. Ахмадеева Р.А. Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения (на материале музыкальной подготовки учителей начальных классов): Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1996. 19 с.

14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды /Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1989. - 560с.

15. Бальчитис Э. О восприятии инструментальных музыкальных произведений в младших классах средней школы //Музыкальное воспитание в школе /Сост. О.Апраксина — М.:Музгиз, 1966. Вып. 5. - С. 11-17.

16. Баренбойм J1. Путь к музицированию. JL: Сов. композитор , 1979. - 352 с.

17. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.- 144 с.

18. Бачманова В.В. Актуализация витагенного опыта будущих учителей как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. - 19 с.

19. Башич Э. Ребенок музыка - воображение //Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IX конференции Международного об-ва по муз. восп. - М.: Сов. композитор, 1970. - С. 389-391.

20. Бедрина С.А. Актуализация витагенного жизненного опыта учащихся как средство развития познавательного интереса на уроках математики: Дис. .канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2003. — 19 с.

21. Безбородова JI.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М.: Академия, 2002. - 416 с.

22. Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. 22 с.

23. Безрукова B.C. Настольная книга педагога исследователя. -Екатеринбург: Издательство дома учителя, 2001. - 236 с.

24. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. - 192 с.

25. Белкин А.С. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995, 22 с.

26. Белкин А.С. Педагогика Детства: Основы возрастной педагогики /Департамент образования Администрации Свердловской области. Институт развития регионального образования. Екатеринбург: Сократ, 1995,- 152 с.

27. Белкин А.С. Ситуация успеха. Книга для учителей. Екатеринбург. 1997. - 183 с.

28. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций (материалы лекций) /Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1997. 12 с.

29. Бирюкова Ю.О. Развитие личностного опыта младших школьников в учебном процессе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2000. -19 с.

30. ЗЕБитуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций//Credo: теоретический философский журнал. 2000.- №3.

31. Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в формировании представлений человека об окружающем мире: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М, 1995. - 19 с.

32. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-695 с.

33. Богданов В.А. Структурная модель личности и психическая деятельность //Личность и деятельность. JL: Издательство, 1982. - С. 26-32.

34. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1988. - 188 с.

35. Бодина Е.А. Воспитательные функции музыки: Эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1992.

36. БоревЮ.Б. Эстетика: Учебник. -М.: Высшая школа, 2002. -511 с.

37. Бреев С.И. История педагогики:Учеб. пособие. Саранск: Издательство мордовского университета, 1994. - Ч. 1. - 87 с.

38. Бусурашвили Д.К. Педагогические основы формирования у младших школьников эстетического отношения к музыке: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1989. - 19 с.

39. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989. - 64 с.41 .Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, 1977. - Т.1. - 590 с.

40. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения //Проблема ценности в философии /Под ред. А.Г.Харчева- М.; JI.: Наука 1966. С. 41-49

41. Вебер М. Избранное. Образ общества /Пер. с нем. М.: Юрист, 1994, 704 с.

42. Вербицкая Н.О. Теоретические основы витагенного образования взрослых: Монография./Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. - 377 с.

43. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415 с.

44. Витаньи И. Общество, культура, социология: Пер. с венг. /Общ. ред. С.Н.Плотникова М.: Прогресс, 1984. - 288 с.

45. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. B.C.Аранский. М.: Педагогика, 1986. - 476 с.

46. Волков В.И. Ценностный аспект искусства как предмет конкретно-социологического исследования //Художественное восприятие /Под ред. Б.С.Мейлаха-Л.: Наука, 1971, С. 93.

47. Воробьева JI.H., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода //Вопросы психологии. 1990. -№ 2, С 5-13.

48. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -479 с.

49. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996.-534 с.

50. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития //Социально-педагогический журнал. 1995. - № 6. - С. 61-73.

51. Вунд В. Введение в философию. М.: ЧеРо: Добросвет, 1998. 354 с.

52. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. СПб: Паритет, 2003. - 156 с.

53. Галущинская Ю.О. Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1998. 24 с.

54. Гаспарович Е.О. Личностно-ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. -24 с.

55. Геворкян А.А. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб, 1996. - 20 с.

56. Гембицкая Е. Проблема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся //Музыкальное воспитание в школе /Сост. О.Апраксина. Вып.8, 1972, с. 14-18.

57. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа - Пресс, 1995. - 448 с.

58. Глазырина Е.Ю. Музыкальная информация и дети //Мир музыки и дети. Тезисы 1-ой межрегиональной научно-практической конференции по проблемам инновационных методов в общем и специальном музыкальном образовании. Омск, 1999.-С. 15-17.

59. Глазырина Е.Ю. О программе «Ребенок и музыка: опыт диалога» //Искусство в школе. 2000. - № 4, 5.

60. Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога: Учеб. метод, пособие /Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1995. - 204 с.

61. Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении. М.: Искусство вшколе, 2001. 371 с.

62. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике ипсихологии /Пер. с англ. под общ. ред. Ю.П.Адлера. М.: Прогресс,1976.-495 с.

63. Горнштейн Т.Н. Проблема объективности ценностей в философии

64. Николая Гартмана //Проблема ценности в философии /Под ред.

65. А.Г.Харчева.-М.; Л.: Наука, 1966.-С. 194-218.

66. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество //Искусство в школе, 1993. -№ 1.-С. 15-21.

67. Гулыга А.В. Искусство в век науки. -М.: Наука, 1978. 182 с.

68. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии /Отв. ред. сост. И.С.Андреева. - СПб: Алетейя, 2000. - 447 с.

69. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психол. проблемы построения учеб. предметов. М.: Педагогика, 1972. - 423 с.

70. Диагностика музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста: Метод, матер, к спецкурсу «Одаренные дети». Сост. С.Д.Давыдова /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995 - 35 с.

71. Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. - 155 с.

72. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956 -374 с.

73. Дмитриев В.А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. - 23 с.

74. Добрынин Н.Ф. О значимости получаемых учащимися знаний //Вопросы психологии. 1960.-№1. - С. 42-50.

75. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 271 с.

76. Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. 22 с.

77. Дробницкий О.Е. Некоторые аспекты проблемы ценностей //Проблема ценностей в философии /Под ред. А.Г.Харчева М.; Л.: Наука, 1966. - С. 25 -40.81 .Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. -М.: Политиздат, 1967. 351 с.

78. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М.: Академия, 2002. - 127 с.

79. Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О некоторых проблемах взаимосвязей философии и искусства //Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука, 1978. - С. 9-31.

80. Иваненко М.А., Моисеева Л.В. Социальное развитие ребенка в период детства: понятийно-терминологический словарь /Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2002. 1 12 с.

81. Ительсон Jl.Б. Лекции по общей психологии. Владимир: Издательство гос. пед. ин-т им. П.И. Лебуева-Полянского, 1972. -595 с.

82. Ительсон Л.Б. Проблемы современной педагогической психологии. М.: Знание, 1970. - 55 с.

83. Кабкова Е.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.Л. Живой мир искусства (полихудожественное развитие школьников для 1-4 классов. Программа факультатива. М., 1991.

84. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989. - 189 с.

85. Каган М.С. Познание и оценка в искусстве //Проблема ценности в философии /Под ред. А.Г.Харчева М.; Л.: Наука, 1966. - С. 98 - 112.

86. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе /Учеб. пособ к спецкурсу. /Ленинграде, гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена, 1989.- 83 с.

87. Калинин А.С. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Волгоград, 2000. 22 с.

88. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. - 80 с.

89. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. 200 с.

90. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48 с.

91. Каптерев П.Ф. Детская педагогическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.-336 с.

92. Качалов Д.В. Витагенный опыт как средство воспитания интереса к учительскому труду у учащихся педагогических классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. - 19 с.

93. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников //Вопросы психологии. 2000. -№4. - С.29-37.

94. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей //Magister:Me>KflyHapoflHbift психолого-педагогический журнал. 1998. -№4.-С. 37-50.

95. Ковалив В. Ассоциативные игры на уроках музыки //Искусство в школе. 2001.-№1,-С. 17-21.

96. Ковтунова О.М. Воспитание ценностного отношения к профессии «Специалист по социальной работе» у старшеклассников в условиях средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2002. 21 с.

97. Колесникова О. А. Витагенный опыт как средство умственного развития дошкольников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.- 18 с.

98. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. - 412 с.

99. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

100. Конч А.И. Программа «Преемственность». М. Псков, 1998, с. 29-32.

101. Коняхина И.В. Проблемы теории культуры. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. - 80 с.

102. Корнеев П.В. Жизненный опыт личности. М.: Политиздат, 1985. -128 с.

103. Коростелева Н.И. Преломление идей теории витагенного образования в современной методологии, теории и методике музыкального образования //Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. Сб. научн. статей, Вып. 2. /ЧГПУ. Чебоксары, 2002. С. 113-119.

104. Коротаева Е.В. Ситуация успеха как фактор воспитания положительного отношения к убучению у младших подростков: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. - 19 с.

105. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995, 84 с.

106. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия //Художественное восприятие /Под ред. Б.С. Мейлаха. J1.: Наука, 1971. - С. 334-347.

107. Косюк Л. Центральная фигура ученик как личность //Директор школы,- 1995.-№5.-С. 41 -49.

108. Кошмина И.В., Алеев В.В. Духовная музыка: Россия и Запад. Программа 1 -4 кл. М.: Брат, 1994. 60 с.

109. Кривенко В.А. Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников (на материале предметов естественно-научного цикла): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Екатеринбург. 2001.-21 с.

110. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка: 1-4 кл. М.: Просвещение, 2002. -207 с.

111. Критская Е.Д. Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1994,- 19 с.

112. Крылова Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции. М.: Знание, 1980.-64 с.

113. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника //Психологические особенности формирования личности школьника: Сб. науч. тр. /АПН СССР НИИ общ. и пед. психологии /Ред-сост. И.В.Попова-М.: АПН СССР, 1983. 137 с.

114. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1965. - 694 с.

115. Кубланов Б. Эстетика и психология //Содружество наук и тайны творчества /Под ред. Б.С. Мейлаха. М.: Искусство, 1968. - С. 99-113.

116. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. М.: Ось - 89, 1999. - 208 с.

117. Кукушкина Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл //Философские науки. 1986. -№4. - С. 127-135.

118. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985,- 128 с.

119. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерних школ. М.:Педагогика, 1977,- 151с.

120. Куприянова JI.Jl., Шамина Л.В. Музыкальный фольклор. Программа 14 кл. М.: Просвещение, 1992, 16 с.

121. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. -446 с.

122. Левшина И.С. О схемах типологии кинозрителей //Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. - С. 143 - 158.

123. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

124. Лесгафт П.В. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.-400 с.

125. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей: Учеб. пособие. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. - 160 с.

126. Лобова А.Ф. Мир звуков. Занимательная книга. -Пермь: Хортон Лимитед, 1994. 40 с.

127. Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2001. - 34 с.

128. Лобова А.Ф., Дмитриев В.А. Развитие творческой направленности детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: Монография. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. - 161 с.

129. Лобова А.Ф., Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003.- 168 с.

130. Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. - 210 с.

131. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. М: Соцэкгиз, 1960.-Т.1.-734 с.

132. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения /Под общ. ред. Г.С.Васецкого М.: Гослитиздат, 1950. - 758 с.

133. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -559 с.

134. Лузянина Л. Ценностное отношение к обучаемому как компонент коммуникативной культуры учителя //Вестник Омского университета. -1999.-Вып. 4.-С. 116-118.

135. Лукшин И.П. Социальная типология эстетического вкуса //Восприятие музыки /Ред.-сост. В.Н.Максимов М.: Музыка, 1980. - С. 38-53.

136. Лушников И.Д. Формирование научных понятий у школьников с учетом их жизненного познавательного опыта: Учеб. методич. пособие /Урал. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1976, 67 с.

137. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 256 с.

138. Маслова Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 19 с.

139. Матвеева К.П., Матвеева Л.В., Коростелева Н.И. «Просились в сердце звуки скрипки.»: Двенадцать бесед для школьников о скрипичном искусстве: Учеб.-метод, пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 121 с.

140. Матвеева К.П., Матвеева Л.В., Коростелева Н.И. «Просились в сердце звуки скрипки.»: Двенадцать бесед для школьников о скрипичном искусстве: Аудиоряд к учебно-методическому пособию /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 10 с.

141. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

142. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. - 219 с.

143. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. -270 с.

144. Методологическая культура педагога-музыканта /Под ред. Э.Б.Абдуллина. М.: Академия, 2002. - 272 с.

145. Методы педагогических исследований /Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972. - 159 с.

146. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н.В.Кузьминой. -М.: Издательство ЛГУ, 1980. 172 с.

147. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

148. Молчанова А.С. На вкус, на цвет. М.: Искусство, 1966.- 199 с.

149. Монтень М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. /Сост., вступ. ст., примеч. В.П.Яковлев. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.

150. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. - 96 с.

151. Музыкальное воспитание в Венгрии /Сост. и общ. ред. Л.А.Баренбойм. М.: Сов. композитор, 1983. 400 с.

152. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Л.В.Школяр. М.: Академия, 2001. - 232 с.

153. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии //Вопросы психологии. 1957. - №5. - С. 142-155.

154. Мясищев В.Н. Психология отношений /Под ред. А.А.Бодалева М.; Воронеж: Акад. пед. и социал. наук. Моск. психол. - социал. ин-т, 1995. -356 с.

155. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. - 170 с.

156. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 84 с.

157. Народная сказка в системе витагенного образования дошкольников: коллективная монография /Под ред. И.С.Зиминой. Екатеринбург: Издательство «Путиведъ», 2002. - 132 с.

158. Наука и ценности /Отв. ред. А.Н. Кочергин. Новосибирск: Наука, 1987.-241 с.

159. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни. М.: Знание, 1977. - 64 с.

160. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека //Вопросы психологии. 1991. - № 3. - С. 9-16.

161. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 4.2. - 352 с.

162. Немыкина И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. М, 1982, 16 с.

163. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие /Урал, пед. ин-т. Екатеринбург, 1993, 62 с.

164. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование: Учеб. пособие. М.; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000, 171 с.

165. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1958. -298 с.

166. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе //Содружество наук и тайны творчества /Под ред. Б.С.Мейлаха. -М.: Искусство, 1968. с. 61-98.

167. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X — середина XVII столетия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2003. - 208 с.

168. Овчинникова Л.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога: Дис. . канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. 19 с.

169. Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого /Сост. Ю.В.Новикова /Под. ред. В.Н.Шацкой и Л.Н.Скаткина М.'Педагогика, 1976. - 120 с.

170. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высшая школа, 1975. - 224 с.

171. Павлов И.П. Мозг и психики /Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -320 с.

172. Пазухина С.В. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологическому знанию у будущих педагогов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Тула, 2001. - 23 с.

173. Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт. М.: Издательство МГУ, 1976.-256 с.

174. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство /науч. ред. А.Ф.Еремеев Свердловск: Издательство Урал, ун-та, 1990. - 21 1 с.

175. Петрушин В.И. Пути формирования ценностных ориентаций старших школьников в области музыки //Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. тр. /Московский гос. пед. ин-т.-М., 1985.-С. 122-129

176. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. - 283 с.

177. Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на занятиях детского музыкального театра: Метод, рекомендации /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. - 29 с.

178. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Автореф. дис. . .д-ра пед. наук. М., 1991. - 44 с.

179. Пиличяускас А.А. Познание музыки как педагогическая проблема //Музыка в школе. 1989. - № 1. - С. 6-11.

180. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.-216 с.

181. Платонов К.К. Структура и развитие личности /Отв. ред. А.Д.Глоточкин М.гНаука, 1986. - 255 с.

182. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально педагогической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2001. -318 с.

183. Попова И.М. Ценностный аспект сознания. Ценностные представления и потребности //Сознание и трудовая деятельность. Киев; Одесса. 1983. - 187 с.

184. Проблема ценности в философии. /Под ред. А.Г.Харчева М.; Л.: Наука, 1966.-261 с.

185. Программы для средних и общеобразовательных учебных заведений. Музыка. 1-8 кл /Под общ. ред. Ю.Б.Алиева. -М.: Просвещение, 1990, 79 с.

186. Программы для средних и общеобразовательных учебных заведений. Музыка. 1 класс. /Ред. И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. -М.:Просвещение, 1994.

187. Программы общеобразовательных учебных учреждений. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 кл. /Авт.-сост. Н.А. Терентьева М.: Просвещение, 1994. 77 с.

188. Музыка 1-3 классы. Программа М.: Просвещение, 1988. 159 с.

189. Программа по музыке для 1-х классов общеобразовательных школ. /Сост. И.В.Кадобнова, В.О.Усачева, Л.В.Школяр. М.: Просвещение. 1994.

190. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1 994. - 96 с.

191. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика /Под ред. Г.М.Цыпина. М.: Издательство, 2003. - 368 с.

192. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: Педагогика, 1975. 182 с.

193. Рагозина Л.Д., Щуркова Н.Е. Классное руководство. Формирование жизненного опыта учащихся. М.: Педагогическое общество России, 2002,- 160 с.

194. Рудельсон Е.А. Неокантианское учение о ценностях (Фрейбургская школа) // Проблема ценности в философии /Под ред. А.Г.Харчева. М.; Л.: Наука, 1966.-С. 128- 144.

195. Радугин А.А. Философия: Учеб. пособие для студ. вузов М.: Центр, 1997.-272с

196. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96 с.

197. Ражников В.Г. Школа настроения методика развития художественного сознания детей //Искусство в школе. - 1993. - №1. - С. 29-32.

198. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах /Под. ред. Л.Б.Занкова -М.: Просвещение, 1979. 160с.

199. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР. - 328 с.

200. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. -ТЛ. -488 с.

201. Рунин Б. Вечный поиск. М.: Искусство, 1964. - 176 с.

202. Рунин Б. Логика науки и логика искусства //Содружество наук и тайны творчества /Под ред. Б.С. Мейлаха. М.: Искусство, 1968,. - С. 114-138.

203. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. /Под ред. Г.Н.Джибладзе М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. - 653 с.

204. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наук, думка, 1976. - 152 с.

205. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: Учеб. пособие /Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1989. - 62 с.

206. Сапаров М. Художественное произведение как структура //Содружество наук и тайны творчества /Под ред. Б.С.Мейлаха. М.: Искусство, 1968.-С. 152-173.

207. Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2001. - № 7. - С. 27-31.

208. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образование, 1998. -255 с.

209. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося //Педагогика. 1997. -№3. - С. 40-45.

210. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М: Знание, 1989, 79 с.

211. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003. - 192 с.

212. Смирнова Л.В. Генезис феномена ситуация успеха в истории отечественной педагогики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2001. 19 с.

213. Современные программы и методики музыкального воспитания школьников: метод, реком. /Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1998. 42 с.

214. Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1998. - 608 с.

215. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество //Вопросы социологии искусства.-Л.: ЛГИТМИК, 1980,- С. 41-58.

216. Спутник учителя музыки /Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993.-240 с.

217. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М: Политиздат, 1985. - 415 с.

218. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. -М.: Республика, 1994. -464.

219. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. - 170 с.

220. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983. - 62 с.

221. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду /Под ред. Н.И.Болдырева. М.: РСФСР, 1959. - 439 с.

222. Тагильцева Н.Г. Воспитание музыкальной культуры первоклассников на уроках музыки / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995, 63 с.

223. Тагильцева Н.Г. Развитие самосознания младших школьников на уроках музыки /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. - 67 с.

224. Тагильцева Н.Г. Ребенок в зеркале искусства //Начальная школа. -2002.-№ 8.-С. 10-11.

225. Тагильцева Н.Г. Искусство в воспитании самосознания школьников: Монография. М.: Редакция журнала «Искусство и образование», 2002. -115 с.

226. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. М., 1986.

227. Темникова Е.Н. Витагенный опыт как средство активизации познавательной деятельности учащихся (на примерах курса органической химии): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург. - 2000. - 19 с.

228. Теоретические основы непрерывного образования /Под ред. В.Г.Онушкина. -М.: Педагогика, 1987. 208 с.

229. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /АПН РСФСР. -M.;JI.: Издательство акад. пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.

230. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания. Тбилиси: Хеловнеба, 1982. - 179 с.

231. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения /Сост. И.В.Вейкшан М.: Педагогика, 1989,- 544 с.

232. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М, 1995. -19 с.

233. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности //Проблема ценности в философии /Под ред. А.Г.Харчева. М.; Л.:Наука, 1966. с. 14-24.

234. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.128 с.

235. Туркина Э.К. Преподавание музыки в современной школе //Преподавание дисциплин гуманитарного и эстетического циклов. С-Пб:Спецлит, 2000, с. 174-202.

236. Тышкова М. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности //Психология личности в социалистическом обществе. Личность и её жизненный путь /Отв. ред. Б.Ф.Ломов, К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990. с. 61-70.

237. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками //Дошкольное воспитание.- 2000, №5, с. 133-141.

238. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси: 1961

239. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990, 188с.

240. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М.: Просвещение, 1986. 192с.

241. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8, M.-JL: Акад. наук РСФСР, 1950.-775 с.

242. Фадеева С.А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 2001,- 18 с.

243. Феоктистов С.А. Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения (на материале изучения предметов естественнонаучного цикла): Автореф. дис. . .канд. пед. наук. Петрозаводск, 2000. - 19 с.

244. Филатова О.П. Формирование ценностно-смыслового отношения старшеклассников к предметам естественно-математического цикла: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2000. - 19 с.

245. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997,- 576 с.

246. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.- 110с.

247. Хмелева О.Г. Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы (в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова): Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Барнаул, 2002. - 18 с.

248. Храпченко М.Б. Эстетические и художественные ценности //Контекст. Литературно-теоретические исследования /АН СССР, ин-т мировой лит. им. A.M. Горького М.: Наука, 1981. - С. 5- 47.

249. Хрестоматия по методике музыкального воспитания /Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1987.-271 с.

250. Художественное восприятие /Под ред. Б.С.Мейлаха. Л: Наука, 1971. Вып. 1. - .с.

251. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. -174 с.

252. Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся //Вопросы психологии. 1991. - № 5. - С. 74-80.

253. Чудесная дудка: Сказки разных народов мира. М.: Композитор, 1992. - 80 с.

254. Чухина JT.A. Феноменологическая аксиология Макса Шелера // Проблема ценности в философии /Под ред. А.Г.Харчева. М.; Л.: Наука, 1966. -С. 181-193.

255. Шавкунова Л.Л. Программа «Музыка» //Гуманитарное образование. Период детства. Екатеринбург, 1999, с. 189-199.

256. Шарабуров В.И. К вопросу о значении музыкально-слуховых представлений в формировании музыкально-двигательных навыков игры на баяне // К теории эстетического воспитания/ Сб. науч. тр. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973.-С. 162-175.

257. Шафранская К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности //Личность и деятельность. Л.: Изд-во Ленине, ун-та, 1982. - С. 108-115.

258. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 Т. /Под ред. И.А.Каирова /Акад. пед. наук РСФСР М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1964. - Т.З.- 492 с.

259. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. М.: Флинта, 1999. - 83 с.

260. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А., Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.

261. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности /АН УССР, ин-т философии Киев: Наук, думка, 1989. - 120 с.

262. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

263. Эстетика: Словарь /Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

264. Якиманская И., Рыжухина И. Предмет анализа субъектный опыт //Директор школы. - 1999. - №8. - С. 53-60.

265. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М: Знание, 1985. -77 с.

266. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М: Сентябрь, 1996. - 96 с.

267. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся //Вопросы психологии. 1999. - № 3. - С. 39-47.

268. Gaulupeau Y. La France а 1, ecole. Decouvertes Gallimard histoire, 1992.- 192 c.

269. Leclerq J. -M., Rault C. Les systemes educatifs еп Europe. Paris: La Documentation francaise, 1990. - 152 c.

270. Morandi F. Modeles et methodes en pedagogie. Paris: Natan universite, 1997,- 128 c.

271. Muchielli A. Les motivations. Paris: Presses Universitaires de France, 1981,- 127 c.1. Тест № 11 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 121. Ученик

272. Музыкальный материал к тесту «Узнай знакомую музыку»1. Тест № 1

273. Бах И.С. Токката и фуга ре минор2. Шаинский В. Улыбка

274. Дворжак А. Славянский танец № 10

275. Окуджава Б. Давайте восклицать!

276. Вивальди А. Концерт № 4 из цикла "Времена года"6. Пресли Э. Tutti frutti

277. Чайковский П.И. Марш деревянных солдатиков из цикла "Детский альбом"8. Высотский В. Жираф

278. Моцарт В.-А. Симфония №40, 1 часть Ю.Крылатов В. Крылатые качели

279. Рахманинов С.В. Итальянская полька12."Машина времени" "Дорога в небо"1. Тест №21. 1 Хачатурян А.И. Танец с саблями из балета "Гаянэ"2. Шаинский В. Антошка3. Бах И.С. Шутка

280. Леннон Дж., Маккартни П. Желтая подводная лодка

281. Бетховен Л.-В. Симфония №5, 1 часть

282. Русская народная песня "Тонкая рябина"7. Равель М. Болеро

283. Королева Н. (исполнитель) "Маленькая страна"

284. Глинка М.И. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"10. Spice Girls "Wannabe"

285. Чайковский П.И. Осенняя песнь12.Рыбников Юнона и Авось1. Тест №31. Л.-В.Бетховен Соната №142. Шаинский В. Чунга-Чанга

286. Бизе Ж. Увертюра к опере "Кармен"

287. Деланое П. И Уилш "Елисейские поля"5. Гендель Г. Пассакалья

288. Меладзе В.(исполнитель) "Посередине лета"7. Паганини Н. Каприс №24

289. Варум А.(исполнитель) "Зимняя вишня"

290. Шопен Ф. Прелюдия №7 Ю.Земфира (исполнитель) "Аривидерчи" 1 1 Верди Д. Песенка Герцога из оперы "Риголетто" 12.Русская народная песня "Светит месяц"1. Тест №4

291. Моцарт В.-А. Рондо в турецком стиле

292. Шаинский В. Чему учат в школе

293. Дунаевский И.О. Увертюра к кинофильму "Дети капитана Гранта"

294. Русская народная песня "Эй, ухнем"

295. Глинка М.И. Арагонская хота

296. Иванушки Интернешнл "Тополиный пух"

297. Франческо да Милано "Канцона"8. "Маша и медведи" "Любочка"9. Чайковский П.И."Вальс"

298. Ю.Алсу (исполнитель) "Зимний сон"1 1. Прокофьев С.С. Хор "Вставайте, люди русские" из кантаты

299. Александр Невский" 12.Валерия (исполнитель) "Таю"

300. Карта к тесту «Выбери самое ценное»1. Карта № КЛАСС.11 2345 6 789 101. КАРТА №1. КЛАСС21 2345 6 789 101. КАРТА №1. КЛАСС31 2345 6 789 10

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.